Примерное перспективное планирование по развитию мелкой моторики. План работы по саморазвитию «Развитие мелкой моторики у детей

Сентябрь 1 неделя: Тема "Детский сад и игрушки"
1. Пальчиковая гимнастика: "Дружба" "В гости к пальчику большому" "Шарик".
2. "Фигурки из палочек" (качели).
3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик).
4. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек (выбрать на ощупь из Зх игрушек одну нужную).
5. "Дорисуй узор"
2 неделя: Тема "Ягоды"
1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй " "Травка" "Этот пальчик "
2. "Фигурка из палочек " (корзинка для ягод).
3. Игра с камушками (выложить ягоды по контуру).
4. Ниткография (полянка).
5. Дорисуй узор.
3 неделя: Тема "Грибы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Корзинка", "За грибами"
2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).
3. Игра с перловкой (грибы).
4. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов".
5. Рисунок по образу из лёгких геом. фигур.
6. Дорисуй узор.

4 неделя: Тема "Овощи"
1. Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты"
2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).
3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).
4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.
5. Дорисуй узор.
Октябрь 1 неделя: Тема "Перелётные птицы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая" "скворечник" "Птенчики в гнезде"
2. Фигурки из веточек (стайки птиц)
3. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох).
4. "Узнай меня!" (соединить точки одной линией)
"Лебедь"
5. Дорисуй узор
2 неделя: Тема "Домашние птицы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Утята" "Гусь"
"Петушок" "Курочка".
2. Работа с гуашью [желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки - корм]
3. Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и
выложить его рисом)
4. Самомассаж гранеными карандашами
5. Дорисуй узор.
3 неделя: Тема "Почта"
1. Пальчиковая гимнастика: "Гости" "Почтовый ящик 2.Фигурки из палочек (конверт).
3. Работа с гуашью (кончиком пальцев нарисовать
открытку).
4. Художественный труд (конверт)
5. Дорисуй узор.
4. неделя: 1. Пальчиковая гимнастика: "Пальчики5 "Грабли"
2. Фигурки из палочек
3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)
4. Самомассаж с шариками.
5. Ниткография (осенние деревья).
6. Дорисуй узор.
Ноябрь
1 неделя: Тема "Семья"
1. Пальчиковая гимнастика: "Моя семья " "Кто приехал"
2. Фигурки из палочек (рожица, очки).
3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)
4. Бусы в подарок маме из комков бумаги.
5. Игра " Пианино".
6. Дорисуй узор.
2 неделя: Тема "Наш город"
1. Пальчиковая гимнастика: "Газон засох" "Колодец"

2. Фигурки из палочек (башня, дом)
3. Фигурки из веток (здание детского сада, план группы)
4. Работа с камушками (дорога и машины)
5. Самомассаж с гранёными карандашами.
6. Дорисуй узор.
3 неделя: Тема "Наша Родина"
1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй" "Обогрей"
2. Фигурки из палочек (солнце).
3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок)
4. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет)
5. Панно из мозаики по мотивам русской народной росписи.
6. Дорисуй узор.
4 неделя: Тема "Зима"
1. Пальчиковая гимнастика: "Погреемся" "Лёд" "Мороз"
2. Игра: "Разложи льдинки по формочкам"
3. Работа с ватой (снежные сугробы)
4. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).
5. Дорисуй узор.

Декабрь 1 неделя: Тема "Зимующие птицы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Голуби" "Воробьи"
2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка)
3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками)
4. Ниткография (зимний лес)
5. Бисероплетение.
6. Дорисуй узор.
2 неделя: Тема "Зимние забавы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Снежный ком" "Снеговик"
2. Фигурки из палочек (санки)
3. Работа с рисом (зимний пейзаж)
4. Самомассаж с шарами. 5.Дорисуй узор.
3 неделя: Тема "Новый год"
1. Пальчиковая гимнастика: "Праздник" "Ёлочка"
2. Фигурки из палочек (Ёлочка)
3. Обрывание (игрушки для ёлочки)
4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.
5. Дорисуй картинку.
4 неделя: Тема "Посуда и пища"
1. Пальчиковая гимнастика: "Шалун" "мы посуду мыли"
2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)
3. Ласковые пальчики "Чудесный мешочек"
4. Игра с рисом (из большой посуды в несколько мал.)
5. Игра с горохом (выложить любую чайную посуду)
6. Дорисуй узор.
Январь 1 неделя: Тема "Одежда и обувь"
1. Пальчиковая гимнастика: "варежки, сапожки, крючки"
2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками.
3. Работа со шнуровками.
4. Растягивание резинки (держа пальчиками за концы)
5. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь)
6. Плетение узора из разноцветных шнурков.
7. Дорисуй узор.
2 неделя: Тема "Домашние животные"
1. Пальчиковая гимнастика: "Повстречались", "Лошадки" "Овечки" "Собака" "Кошка" "Коза"
2. Фигурки из палочек(киска)
3. Работа с перловкой (телёнка по контуру)
4. Работа со штампами
5. Дорисуй узор.
3 неделя: Тема "Дикие животные"
1. Пальчиковая гимнастика: "Наш лужок", "Ёжик"
2. Фигурки из палочек (ёжик)
3. Ниткография.

4. Самомассаж с гранёным карандашом.
5. Дорисуй узор.
Февраль
1 неделя: Тема "Животные жарких стран"
1. Пальчиковая гимнастика: "Черепаха" "Слон"
2. Работа с камушками (слон по контуру)
3. Обведи рисунок по линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. Работа с бросовым материалом (любимое животное)
5. Бисероплетение (хвост павлина)
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур
2 неделя: Тема "Защитники отечества"
1. Пальчиковая гимнастика:"Солдаты" "Бойцы-молодцы"
2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).
3. Работа с рисом (салют на синем картоне)
4. Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке"
5. Штампуем пальчиком (дорисовать образ)

,11
3-4 неделя: Тема "Рыбы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Рыбки"
2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка).
3. Работа с цветными шерстяными нитками (аквариум)
4. Работа со штампами (превращение в рыбку)
5. Работа с манкой (шторм)
6. Ниткография (волны)

Март 1 неделя: Тема "Весна"
1. Пальчиковая гимнастика: "Весенний дождик"
2. Работа с бумагой (скатывание) "дождик лей"
3. Работа со штампами (наполним тучку дождиком)
4. Ниткография (краски весны)
5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур.
.95
2 неделя: Тема "Мамин праздник"
1. Пальчиковая гимнастика: "Мамочка, тюльпан"
2. Фигурка из палочек (цветок для мамы)
3. Плетение (бант на коробку)
4. Бисероплетение (бусы для мамы)
5. Обрывание (план)
6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур
.99
3 неделя: Тема "Строительные профессии"
1. Пальчиковая гимнастика: "Маляры, дом на горке"
2. Фигурки из палочек (дом и ворота)
3. Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу)
4. Самомассаж с шариками.
5. Работа с трафаретами.
6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за края
4 неделя: Тема "Школа и библиотека"
1. Пальчиковая гимнастика: "Мы писали, колокольчик"
2. Фигурки из палочек (тетрадь, карандаш)
3. Графический диктант

4. Игра (с закрытыми глазами выстроить матрёшек подряд)
5. Выложить буквы и цифры горохом.
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
Апрель 1 неделя: Тема "Космос"
1. Пальчиковая гимнастика: "Игра ладонями, Комета"
2. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета)
3. Выложить отгадки на загадки камушками (ракета, небо)
4. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе)
5. Работа с рисом
6. Дорисуй узор
2 неделя: Тема "Мебель"
1. Пальчиковая гимнастика: "Стул, стол"
2. Фигурки из палочек
3. Работа с рисом и горохом
4. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями)
5. Игра (с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек выбрать 2 одинаковые)
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
3 неделя: Тема "Бытовые приборы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Телевизор, часы, пылесос"
2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор)
3. Игра с волчками (конкурс)
4. попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо)
5. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё.
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
4 неделя: Тема "Откуда хлеб пришёл?"
1. Пальчиковая гимнастика: "Хлебушек, пекарь"
2. Фигурки из палочек (мельница)
3. Ниткография (колоски)
4. Работа с пшеном (хлеб)
5. Самомассаж с гранёным карандашом.
6. Тестопластика (крендельки)
7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
.
Май 1 неделя: Тема "Цветы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Цветки, мак, хризантемы
2. Фигурки из палочек (кактус, ваза)
3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан)
4. Работа с тычками (полевые цветы)
5.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края.
2 неделя: Тема "День победы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты"
2. Фигурки из палочек (танк, флаток)
3. Ниткография (вечный огонь)
4. Работа с катушками (памятник павшим солдатам)
5. Дорисуй картинку в зеркальном отражении
3 неделя: Тема "Насекомые"
1. Пальчиковая гимнастика: "Божьи коровки", "Осы" "паук", "Бабочка", "Сороконожка".
2. Фигурки из палочек (бабочка, жук)
3. Обвести рисунок по точкам (комар)
4. Логическая цепочка со штампиком.
5. Ниткография (бабочка)
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
4 неделя: Тема "Каникулы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Веселые ребята" "Качели" "Пальчики отдыхают"
2. Фигурки из палочек (карусель)
3. Пейзаж на манке (где я буду отдыхать)
4. Бисероплетение (краски лета)
5. Дорисуй узор в зеркальном отражении

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее… » В. А. Сухомлинский

Кузищина Ольга Константиновна – воспитатель.

Продолжительность проекта:

9 месяцев

Участники проекта:

дети, воспитатели, родители

Возраст детей:

3-5 лет

Интеграция областей:

Социализация,

Познание,

Коммуникация,

Труд,

Чтение художественной литературы,

Безопасность

Актуальность проблемы:

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Цель проекта:

создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи проекта:

совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

развивать эмоциональную отзывчивость;

развивать коммуникативные навыки.

Подготовительный этап

Выбор темы, постановка целей и задач;

Написание перспективного плана;

Подбор материала для игр.

Основной этап

Перспективный план по развитию мелкой моторики у дет ей младше-средней группы .

Сентябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5.Настольная игра «Найди фигуре место».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» (с пластилином).

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», повторение «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Январь

1.Заучивание пальчиковой игры «Ежик», повторение «Апельсин».

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Человечек», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Забей шарик в ворота», «Мозаика».

Февраль

1.Закрепление пальчиковых игр «Ежик», «Апельсин», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «По кочкам через болото».

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).

Март

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).

5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Апельсин», «Спокойного сна!».

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Пальчики в лесу».

2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».

3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

4.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

5.Настольные игры «Мозаика», «Пазл».

Заключение:

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Литература.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.

Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.

Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.

«Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида №6» г Бронницы

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» в младше-средней группе

Воспитатель: Кузищина О.К.

Актуальность проблемы.

Все более актуальной становится проблема вовремя не сформированного графического навыка у ребенка с ОВЗ. Дети в период освоения грамоты не редко встречаются с трудностями в написании элементов букв: неправильно держат ручку, при этом очень напряжены, петельки и крючочки пляшут на строчках, линии дрожащие. Ребенок так же активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании, заменяя умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа. Рисуя маленькие предметы, навык ребенка свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. А ребенок чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает наших надежд. У детей появляется неудовлетворение, они плачут, нервничают. И наступает тот момент, когда появляется нелюбовь к письму, то есть, говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения. Встает вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребенка?

И надо ли ее готовить лучше и основательнее?

Именно в дошкольном возрасте важна подготовка к письму, умению выполнять мелкие движения, развивается мелкая моторика рук. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга развития мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу.

Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движение необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное основание. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Истинный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией».

Первой формулой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общения первобытных людей.

Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Таким образом, «есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга».

Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов) т.к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребенка.

И.М. Сеченов был одним из первых ученых подвергавших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы. Все эти факторы должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Согласно данным психологов и физиолог у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенно координация движений не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы мало подвижны, движение их отличаются неточностью или согласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторике педагоги и психологи все больше уделают внимание, решая сразу 2 задачи:

  1. Косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка
  2. Готовят к владению навыку письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторике, я решила провести с детьми углубленную и систематическую работу в этом направлении, работая в тесном контакте со 2 воспитателем, начав эту работу заблаговременно, начиная с младщего возраста.

Цель и задачи

работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста

Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.

На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний - с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца - на работе сердца.

Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “Ум ребенка находится на кончике пальцев”.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.

Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

Именно с массажа рук я начала свою работу по развитию мелкой моторики у детей и поставила перед собой цель:

  • Положительно воздействовать на внутренние органы детей через массаж руки ребёнка.
  • Стимулировать мыслительные функций речи.
  • Давать детям заряд положительных эмоций через веселое общение с воспитателем.
  • Готовить руку ребёнка к письму.

Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое.

Удивительная работа по освоению речи проходит в тайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук - представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции.

Моя же основная задача - помочь ребёнку с ОВЗ сделать игры с ручками более эффективными.

Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять различные упражнения, мы должны ему помочь, например, в процессе чтения стишков учу детей загибать пальчики. Для лучшего воздействия, их стоит не просто загибать, а слегка массировать, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. «Варить» кашу на ладошке тоже достаточно полезно, круговыми движениями разминая ладошку. Стараемся играть поочередно то с правой, то с левой ручкой. Для самых маленьких, как нельзя лучше, подходят простые, народные игры. Это хорошо известные всем: “Ладушки”, “Сорока-ворона”, “Коза рогатая” и другие игровые потешки для малышей. Но, играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске того, что мы говорим. Я стараюсь менять тембр и скорость речи, делать паузы, подчеркивать отдельные слова, рассказывать весело, и выразительно, а главное, что бы всем этим вызывать эмоциональный отклик у детей.

Исходя из этого, реализовывала следующие задачи:

  1. Знакомить детей с такими понятиями, как
  • форма,
  • цвет,
  • размер.
  1. Развивать:
  • Сенсорномоторную координацию.
  • Мелкую моторику кисти рук и пальцев.
  • Точность и координацию движений рук и глаз.
  • Гибкость рук.
  • Ритмичность.
  • Творческие способности.
  • Развивать словарный запас
  1. Способствовать:
  • Развитию речи у детей.
  1. Совершенствовать:
  • Движение рук, развивая психические процессы.
  • Зрительное и слуховое восприятие.
  • Произвольное внимание, память.
  • Умение действовать по словесным инструкциям.
  • Умение самостоятельно (под контролем взрослого) продолжать выполнение поставленной задачи.

Сентябрь 2013 г.

Неде-ля

Д/игры и упражнения

Задачи

1-ая неделя

Пальчиковая игра «Шалун»

Худ. слово:

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

Учить детей выполнять упражнения, содержащие элементы массажа: делать круговые движения по ладошке, загибать пальчики. Развивать речь детей. Способствовать всестороннему развитию.

Д/и.: «Подари листочки дереву».

Цель: Учить детей располагать комочки пластилина на веточках дерева и прижимать их паль-чиком.

Учить детей отщипывать маленький кусочек пластилина от целого куска и плотно прижимать его к веточке дерева. Развивать мелкую моторику рук.

2-ая неделя

Д/и.: «Найди игрушку»

Цель: Предложить детям в коробке с мозаикой разной величины найти спрятанную игрушку.

Развивать рецепторы рук, массировать пальцы и ладошки. Воспитывать внимательность, усидчивость.

Д/и.: «Весёлый дождик и большие лужи»

Цель: Учить детей «рисовать» пальчиком и кулачком.

Худ. слово:

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай не жалей.

Только нас на замочи,

К нам в окошко постучи!

Учить детей рисовать пальчиком разные линии: короткие, вертикальные. Формировать умение плотно сжимать руку в кулачок и рисовать им, плотно прижимая руку к бумаге.

3-я неделя

Д/и.: «Волшебные конфеты»

Цель: Учить детей опускать в бутылочку смятые комочки бумаги.

Познакомить детей с бумагой и её свойствами. Учить мять бумагу, формировать из неё комочки. Развивать умение проталкивать полученные комочки бумаги в бутылочку пальчиком.

4-ая неделя

Д/и.: «Бусы для мамы»

Цель: Учить детей вздевать макароны на шнурок

Развивать усидчивость, сосредоточенность. Учить детей нанизывать на шнурок макароны-«бусины», перебирать их. Совершенствовать умение работать кончиками пальцев.

Октябрь 2013 г.

Неде-ля

Д/игры и упражнения

Задачи

1-ая неделя

Упражнение: «Месим тесто»

Цель: Научить детей «месить тесто», в наполненном горохом, блюде.

Худ. слово:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи.

Развивать рецепторы рук. Способствовать развитию речи. Побуждать детей повторять слова стихотворного текста и выполнять несложные действия.

Д/и.: «Лучики для солнышка».

Цель: Размазывать пластилин- «лучик»

Худ. слово:

Туча прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес,

И такое чистое,

Доброе, лучистое!

Учить детей распределять кусочки пластилина на листе бумаги, пальчиком размазывать комочек в определенном направлении. Развивать умение «размазывать» прямые линии.

2-ая неделя

Д/и.: «Волшебные узоры»

Цель: Учить детей рисовать пальчиком на подносе с манкой.

Развивать у детей умение рисовать одним пальцем на подносе с рассыпанной манкой.

3-я неделя

Д/и.: «Крошки для птичек»

Цель: Учить детей рвать бумагу.

Худ. слово:

Прилетели птички на моё окно.

Поклевали птички просо и пшено.

Наклонили головы, дарят мне свой взгляд.

За мою заботу спасибо говорят.

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону и плотно прижимать их пальчиком.

4-ая неделя

Д/и.: «Платье в горошек»

Цель: Научить детей наклеивать на платье горошины.

Учить детей правильно пользоваться наклейками, побуждать называть цвет горошин и платья, развивать умение ориентироваться в определённом пространстве.

Д/и.: «Пуговицы»

Цель: Учить детей выполнять узор из пуговиц.

Развивать у детей внимательность, умение выкладывать узор по образцу, дополнять узор. Развивать мелкую моторику рук у детей.

Ноябрь 2013 г.

Неде-ля

Д/игры и упражнения

Задачи

1-ая неделя

Упражнение «Весёлый карандаш»

Цель: Массаж ладошек

Худ. слово:

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

С палочкой волшебной

Поиграю я!

Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга.

Д/и.: «Забавные картинки»

Цель: Учить детей располагать «рыбок» из природного материала в «аквариуме».

Худ. слово:

В банке чистая вода,

Пустим рыбок мы туда.

Будут рыбки там играть,

Плавать, хвостиком вилять.

Учить детей ориентироваться в определённом пространстве, располагая предметы по всему макету, плотно прижимать «рыбок» пальчиком. Развивать мелкую моторику.

2-ая неделя

Д/и.: «Дорожки»

Цель: Учить проводить линию-«дорожку», лисичка догонит зайчика.

Худ. слово:

У зайчонка нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

Так беги скорей сюда!

Учить детей следить за движением карандаша на бумаге, рисовать разные линии – длинные, горизонтальные.

Д/и.: «Спрячь зайку от лисички»

Цель: Учить детей закрашивать предмет.

Худ. слово:

Я хитрая лиса-

Леса тёмного краса.

По полянке пробегу,

Лисий след свой замету.

Зайца в ёлках стерегу.

Хоть и белый, ты, косой,

Не удрать тебе, постой!

Учить детей штриховать предмет. Развивать мускулатуру рук.

3-я неделя

Д/и.: «Прищепки»

Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика».

Худ. слово: «Хитрый ёжик»

Этот ёжик - чудачек

Сшил колючий пиджачок.

Ходит ёж в саду по травке

Натыкает на булавки

Грушу, сливу, всякий плод,

Что под деревом найдёт!

Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

4-ая неделя

Д/и.: «Матрёшки»

Цель: Учить детей застёгивать молнию, застёжки у сандаль, пуговицы, липучки.

Худ. слово:

Издалёка, издалёка

В гости к нам пришла матрёшка.

«Я к ребяткам собиралась

Долго, долго наряжалась».

Учить детей разнообразным действиям с предметами: застёгивать и расстегивать молнию, пуговицы, липучки, застёжки на обуви. Развивать умение применять полученные навыки при одевании и раздевании. Развивать мелкую моторику рук.

Декабрь 2013 г.

Неде-ля

Д/игры и упражнения

Задачи

1-ая неделя

Пальчиковая игра «Игрушки»

Худ. слово:

Есть у нас игрушка:

Это – погремушка,

Это – толстый мишка,

Это – чудо – книжка,

Это – неваляшка,

Это – кукла Машка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем снова проверять!

Учить детей поочерёдно загибать по одному пальчику, начиная с большого. Развивать умение разгибать все пальчики одновременно. Стимулировать мыслительные функции, развивать речь детей.

2-ая неделя

Д/и.: «На что это похоже?».

Цель: Учить рисовать по трафарету (внутренняя обводка)

Учить детей обводить предмет внутри трафарета по контуру. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями.

3-я неделя

Д/и.: «Помоги мышке разобрать зёрнышки»

Цель: Учить перебирать горох, фасоль.

Развивать мелкую моторику рук, совершенствовать умение брать по одному зернышку пальчиками рук. Учить детей разбирать зёрна, сортировать их по форме. Развивать координацию пальцев.

Упражнение: «Спрячь мышку в норке».

Цель: Учить собирать в кулачок ленточку.

Худ. слово:

На лесном пригорке,

В глубокой, тёмной норке,

Живёт серенькая мышка,

Мышка – малышка.

Ой, куда ты, мышка?

Спряталась малышка.

Побуждать детей действовать пальчиками, учить собирать ленточку в кулачок.

4-ая неделя

Упражнения на сенсорной панели:

1.«Где чей домик?»

2. «Пуговки»

3. «Яблочки для ёжика»

4. «Весёлые крючочки»

5. «Клубочек для собачки»

6. «Цветные палочки»

Развивать сенсомоторную координа-цию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование.

Формировать навыки детей в:

  • шнуровке,
  • застёгивании и расстегивании пуговиц,
  • одевании петельки на крючочек,
  • соответствии геометрических форм,
  • подбирании цветных палочек по цвету.
  • учить детей завязывать узелки.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ознакомившись с работой по развитию мелкой моторике разных авторов, отмечаю, что одни отдают предпочтение пальчиковым играм (С.Синицына, В.В. Цвынтарный) другие аппликации (Е.А. Янушко), третьи штриховки, рисованию (Н.В. Новоторцева) и другим направлениям.

Я же в своей работе стараюсь использовать весь комплекс мероприятий по развитию мелкой моторике, развивая склонности и интересы детей, развивая личность. Поставив перед собой цели задачи выбрав различные методы и приемы обучения занималась подбором всевозможных пальчиковых игр и упражнений, опираясь на возраст детей.

Использовать разные формы работы по развитию мелкой моторике и координации движений пальцев рук необходимо регулярно, чтобы достичь желаемого результата.

Для этого выделяется время в процессе специального организованного обучения в форме занятий, где реализуется поставленные цели в последовательных заданиях. В процессе в совместной деятельности воспитателя с детьми ОВЗ решаются задачи по освоению мелкой моторике в разных видах деятельности (рисование, аппликация, конструирование, игры…). Формируются доверительные отношения между взрослым и ребенком, создаются атмосфера уважения к ребенку как к личности. В свободной самостоятельной деятельности идет само развитие ребенка, где выбранная деятельность отвечает интересом детей.

Наличие программ для детского сада решают вопрос об организации образовательного процесса по разному: в одной делается акцент на обучающие занятие другие указывают на более свободную форму развитие детей.

Но каждая из них занимает свое определенное место в педагогическом процессе и имеет значение для достижения, решение задач. Для развития детей необходимо реализовать все формы работы, которые должны быть взаимосвязаны между собой. Организация педагогического процесса по этим трем формам деятельности предполагает тесное сотрудничество, согласованные действия воспитателя и его помощника. Обеспечивая полноценное развитие и психологическое развитие ребенка необходимо соблюдать требования: уважительного отношения к ребенку, как равному субъекту; использование всех форм развитие детей и использование разных видов деятельности, обеспечение условий для их свободного выбора, учитывая индивидуальные особенности детей в бытовых и гигиенических процессах. Выполняя эти требования, возможно осуществление поставлены задач и внесение обновления в педагогический процесс раннего развития детей.

Определив основное направление в работе, стараюсь создать такую пространственно – предметную среду, которая стимулировала бы детей на творческую деятельность, способствовала бы развитию мелкой моторики. Для проведения этой работы в группе были созданы условия по развитию мелкой моторике. Имеющийся материал был разделен на две группы: доступный по возрасту детей и недоступный в связи с младшим возрастом детей (бусины, бисер, природный материал, пуговицы…). Доступный по возрасту материал расположен таким образом в группе, чтобы дети могли свободно по интересам выбирать себе игрушки, пособия для этого вида деятельности. И при желании воспроизводили, продолжали те действия, которые они выполняли на занятиях, в совместной деятельности с воспитателем, при этом проявляли свое творчество, а так же учились бы реализовывать свои замыслы (в игровой, изобразительной, театральной... зонах).

Для реализации этого опыта необходимо было дополнить различный дидактический материал и пособия. Для этого использую подручные средства в своей работе:

Театральная зона - имеются различные виды театра, специально для этой работы по мелкой моторике из лоскутков ткани был сшит пальчиковый театр по сказке репка.

Зоны изобразительной деятельности пластилин, раскраски для малышей были изготовлены из книжек- малышек (картинки), карандаши, краски, все возможные трафареты (домашние животные, транспорт, геометрические формы…) были вырезаны из линолиума, бумаги «каучук» на некоторые были выделены материальные средства.

Игровая зона - дети действую с игрушками, предметами, под присмотром педагога используется мозаика, пирамидки, шнуровки, сенсорные матрёшки и панели,…

где дети в процессе игры развивают мелкую моторику рук.

Считаю,что проблемы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ заинтересована не только педагогов нашего детского коррекционного дома. Над этой проблемой работают многие психологи и педагоги: создаются специально оборудованные уголки в определенных зонах, проводится ежедневная систематическая работа в зависимости от возраста детей. Создаются специальные развивающиеся центры, например центр «Семицветик», выпускается различная литература, где тиражируются различные методики «раннего развития», например методика Монтессори. Они помогут развить природные таланты ребенка, ответят на многие вопросы родителей.

Все что мы делаем вместе с детьми, особенно если все при этом интересно - само по себе уже развитие. Необходимо помнить, что в процессе этих игр ребенок затрачивает физические, моральные и эмоциональные усилия. А различные перегрузки, связанные с переутомлением, негативно сказываются на развитие детского организма. Чтобы этого избежать, использую разнообразные виды работ с учетом постепенного усложнения, обращая на индивидуальные особенности детей. Разные виды деятельности, которые я использую в своей работе, при правильном их применении определяют успешную работу по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста с ОВЗ (способствуют началу подготовки к учебному процессу), координации движения пальцев рук, мыслительных процессов. Соблюдая режим дня и гигиенические требования (к одежде, помещению), эта мера является профилактической против перенапряжения нервной системы, обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогает усваивать новые приобретенные умения и навыки, а главное сохраняет здоровье ребенка.

DIV_ADBLOCK57">


4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки, мозаика и т. д.) по образцу и на слух.

5.Использование разрезных картинок, трафаретов, шнуровок, прищепок.

МЕСЯЦ

ВИДЫ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сентябрь

Тема «Осень»

2.Пальчиковая игра «Осенние листья»

3.Разрезные картинки «Осень» (4-6 частей)

2.Учить детей выполнять сложные элементы пальчиковой гимнастики, развивать плавность и координированность движений.

3. Учить детей составлять из отдельных фрагментов целое, развивать простейшие навыки анализа и синтеза.

Тема «Овощи»

2.Пальчиковая игра «Капуста»

3.Трафареты «Овощи».

1.Формировать умение детей вращать карандаш между ладонями.

2.Упражнять детей в умении соединять кончики пальцев, слушать словесную инструкцию.

3.Учить детей работать с трафаретами овощей, обводить точно по контуру.

Тема «Фрукты»

2. Пальчиковая игра «Апельсин»

3. Трафареты «Фрукты».

1.Формировать умение детей катать шишку между ладонями.

2.Учить детей имитировать движения повара (резать, мешать, отжимать), выдерживать ритм гимнастики.

3. Учить детей работать с трафаретами фруктов, обводить точно по контуру.

Тема «Грибы»

2. Пальчиковая игра «Грибы»

3.Игра «Выложи грибок» (мозаика)

1.Формировать у детей умение катать каштан между ладонями.

2.Учить детей складывать пальцы корзиночкой, легко массировать их.

3. Учить детей составлять из мелких частей изображение грибка, развивать терпение и настойчивость.

Октябрь

Тема «Одежда»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.

2. Пальчиковая игра «Рукавицы»

3.Шнуровка «Завяжи шапочку»

1.Формировать умение детей катать фасоль между ладонями.

2.Учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого.

3.Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование.

Тема «Деревья»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук желудями.

2. Пальчиковая игра «Деревья»

3. Игры с прищепками «Дерево»

1.Формировать умение детей катать жёлуди между ладонями.

2.Учить детей широко раздвигать пальцы на руках, двигать ими в разных направлениях.

3.Учить детей располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координации движений.

Тема «Перелётные птицы»

2. Пальчиковая игра «Кукушка»

3. Трафареты «Птицы»

1.Формировать умение прокатывать орехи между ладонями.

3.Учить детей рисовать с помощью трафаретов птиц, развивать графические навыки.

Тема «Домашние птицы»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук.

2. Пальчиковая игра « Петушок»

3. Рисование в н/т «Зёрнышки для курочки» (рисование пальчиками)

1.Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку.

2.Упражнять детей в самомассаже пальцев рук в сочетании с проговариванием потешки.

3.Познакомить детей с одним из видов нетрадиционного рисования – рисованием кончиками пальцев, развивать мелкую моторику, усидчивость.

Ноябрь

Тема «Поздняя осень»

2. Пальчиковая игра «Вышел дождик погулять»

3. Рисование в н/т «Дождь идёт» (ватными палочками)

1.Учить детей слегка прищипывать кончики пальцев прищепками.

2.Учить детей рисовать в воздухе контуры листьев, соблюдать ритм гимнастики.

3.Познакомить детей с рисованием в нетрадиционной технике – с использованием ватных палочек, учить рисовать аккуратно, развивать мелкую моторику.

Тема «Домашние животные»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук.

2. Пальчиковая игра «Котята»

3.Разрезные картинки «Домашние животные» (4-5 частей)

1.Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошки.

3.Учить детей собирать из отдельных частей картинку, развивать наблюдательность, мелкую моторику

Тема «Дикие животные»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

2. Пальчиковая игра «Белочка»

3.Разрезные картинки «Дикие животные» (4-5 частей)

1.Формировать умение детей прокатывать карандаши между пальцами.

2.Упражнять детей в поочерёдном сгибании пальчиков на руках.

3.Продолжать учить детей собирать целое изображение из отдельных частей.

Тема «Рыбы»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

2. Пальчиковая игра «Рыбки»

3.Рисование в н/т «Рыбки» (рисование ладошками)

1.Продолжать формировать умение прокатывать каштаны между ладонями.

2.Учить детей совершать плавные волнообразные движения кистями рук.

3.Продолжать учить детей рисовать с использованием нетрадиционных техник рисования – отпечаток ладошкой.

Декабрь

Тема «Зима»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

2. Пальчиковая игра «Погреем ручки»

3.Рисование в н\т «Снежинки» (пальчиками)

1.Учить детей прокатывать каштан между пальцами.

2.Упражнять детей в самомассаже отдельных частей тела (нос, шея, предплечья, плечи, колени), развивать мелкую моторику.

3. Учить детей рисовать кончиками пальцев снежнику по образцу, развивать мелкую моторику, усидчивость.

Тема «Зимняя одежда»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук прищепками.

2. Пальчиковая игра «Варежки»

3.Разрезные картинки «Одежда» (4-5 частей).

1.Продолжать учить детей массажировать кончики пальцев прищепками.

2.Продолжать учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого.

3.Учить детей составлять из отдельных фрагментов целое, развивать глазомер, усидчивость.

Тема «Зимние забавы»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

2. Пальчиковая игра «Зимние забавы»

3. Игры с прищепками «Снежинка».

2. Учить детей имитировать лепку снежков, развивать крупную моторику детей.

3. Учить детей располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координации движений.

Тема «Новый год»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

2. Пальчиковая игра «Наряжаем ёлочку»

3. Рисование «Украсим ёлочку» (рисование пальчиками)

1.Продолжать формировать умение детей катать шишку между ладонями.

2.Учить детей «шагать» пальцами по столу, соблюдать ритмику гимнастики.

3.Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами рисования, учить рисовать кончиками пальцев.

Январь

«Мебель»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

2.Пальчиковая игра «Стол, стул»

3. Игра «Выложи стол, стул» (счётные палочки)

1.Формировать умение детей прокатывать шишку между ладонями.

2. Развивать мелкую моторику детей.

3.Формировать умение выкладывать предметы мебели по словесному образцу.

Тема «Посуда»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

2. Пальчиковая игра

«Помощники»

3.Игра «Поможем Золушке» (сортировка семян фасоли и гороха)

1.Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Формировать у детей умение совершать разнообразные движения кистями рук (вращение, потряхивание, хлопки).

3.Формировать умение действовать по указанию педагога, учить детей брать большим и указательным пальцами фасоль, развивать гибкость пальцев

Тема «Транспорт»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

2. Пальчиковая игра «Лодочка»

3.Игра «Выложи машинку» (пуговицы)

2.Учить детей складывать ладошки «лодочкой», развивать плавность и координированность движений.

3.Учить детей выкладывать машину из пуговиц, развивать мелкую моторику рук, усидчивость.

Февраль

Тема «Семья»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

2. Пальчиковая игра «Семья»

3.Игра «Человечек» (выкладывание фигуры человека из пуговиц)

1.Учить детей вращать шишку между большими и указательными пальцами обеих рук.

2.Учить детей по очереди распрямлять пальцы на обеих руках, проговаривая слова гимнастики.

3.Учить детей выкладывать фигуру человека из пуговиц.

Тема «Игрушки»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Весёлый шарик»

3. Трафареты «Игрушки»

2.Закрепить умение детей сгибать и разгибать поочерёдно пальцы на обеих руках.

Тема «Профессии»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук.

2.Пальчиковая гимнастика «Напёрсток»

3. Игра «Завяжи узелки»

1.Продолжать учить детей мягкими массирующими движениями разминать пальцы, ладони, наружные стороны кисти.

2.Учить детей имитировать движения швеи, развивать тонкие движения пальцев рук.

3.Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук формировать навыки шнуровки.

Тема «Праздник пап»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики-бойцы»

3.Рисование в н/т «Салют» (ватные палочки)

1.Формировать умение катать шишку между ладонями.

2.Упражнять детей в поочерёдном поднимании пальцев рук, учить слушать словесную инструкцию.

3.Продолжать учить детей рисовать, используя ватные палочки, прививать любовь к творчеству.

Март

Тема «Весна»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

2. Пальчиковая игра «Весна»

3.Рисование в н/т «Первая травка» (рисование пальчиками)

2.Учить детей выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать координированность и плавность движений.

3.Учить детей рисовать кончиками пальцев прямые и наклонные линии, развивать мелкую моторику, внимание.

Тема «Мамин праздник»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

2. Пальчиковая игра «Мамочка»

3. Рисование в н/т «Мимоза для мамы» (ватные палочки)

1.Формировать умение прокатывать орехи между пальцами.

2.Закрепить умение детей поочерёдно загибать пальцы на руках.

3.Продолжать учить детей рисовать ватными палочками способом примакивания, развивать мелкую моторику, усидчивость.

Тема «Наш посёлок»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

2. Пальчиковая игра «Домик»

3.Игры с пуговицами «Собери домик»

2.Развивать умение детей имитировать процесс надевания перчаток

3.Учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы, формировать движения пальцев рук.

Тема «Детский сад»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

2. Пальчиковая игра «Наша группа»

3.Рисование «Солнышко» (рисование ладошками)

1.Формировать умение прокатывать карандаши между ладонями.

2.Развивать тонкие движения пальцев рук.

3.Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – отпечаток ладошками, учить печатать ладошками, развивать интерес к творчеству.

Апрель

Тема «Весенние изменения в природе»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

2. Пальчиковая игра «Весна»

3.Игра «Первая травка» (выкладывание из мозаики)

2.Формировать умение детей точно следовать наглядному образцу при выполнении движений.

3.Формировать умение выкладывать весеннюю травку по образцу.

Тема «Космос»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

2. Пальчиковая игра «Луноход»

3.Игра «Собери ракету» (мозаика)

1.Формировать умение прокатывать каштаны между пальцами.

2.Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

3. Продолжать учить детей составлять из мелких частей изображение ракеты, проявлять сообразительность.

Тема «Обувь»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

2.Пальчиковая игра «Ботинки»

3.Шнуровка «Зашнуруй ботинки»

1.Формировать умение катать орехи между ладонями.

2. Учить детей выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать координированность и плавность движений.

3.Формировать умение зашнуровывать ботинки, развивать мелкую моторику.

Тема «Продукты»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

2.Пальчиковая игра «Каша»

3.Трафареты «Продукты»

1.Прдолжать формировать умение детей катать шишку между ладонями.

2. Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

3.Продолжать формировать умение детей работать с трафаретами, обводить аккуратно, правильно держать карандаш.

Тема «Цветы»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

2. Пальчиковая игра «Мак»

3.Игра «Выложи цветок» (мозаика)

1.Формировать умение катать карандаши между ладонями.

2.Учить детей поочерёдно соприкасаться кончиками пальцев, образуя цветок.

3. Формировать умение детей составлять из мелких частей изображение цветка, развивать мелкую моторику.

Тема «Насекомые»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

2. Пальчиковая игра «Пчела»

3. Шнуровка «Бабочка»

1.Формировать умение прокатывать карандаши между пальцами.

2.Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

3.Прдолжать формировать навыки шнуровки, развивать творческие способности, усидчивость.

Тема «Ягоды»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук.

2.Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

3.Рисование в н/т «Ветка смородины» (ватные палочки)

2.Учить детей сплетать пальцы в виде корзинки, развивать мелкие, точные движения кистей рук.

Тема «Каникулы»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук.

2.Пальчиковая гимнастика «Смешные человечки»

3.Рисование в н/т «Лето» (ватные палочки)

1.Закрепить умение детей массажировать пальцы, ладони, наружные стороны кистей рук.

2.Учить детей соприкасать кончики пальцев друг с другом, развивать мелкие, точные движения кистей рук.

3.Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, прививать интерес к нетрадиционным видам рисования.