Приемы организации умывания. Ясельная группа

Необходимо выработать приемлемые для всех (взрослых и детей) правила жизни в группе, которых дети смогут придерживаться всегда. Особенно важно, чтобы одинаково проходили процессы еды, укладывания спать и гигиенические процедуры. Воспитатели и помощник воспитателя должны быть едины в своих требованиях к ребенку. Все трое должны ежедневно обмениваться информацией о самочувствии и поведении детей, их настроении.

Прививать детям навыки самообслуживания необходимо с учетом возрастных особенностей

Оганизация умывания . Во время умывания детей воспитатель следит одновременно за детьми в туалетной комнате и группе. Если в группе находятся два воспитателя, то один из них находится с детьми в групповой комнате, другой - в туалетной комнате. Воспитатель включает воду, проверяя ее температуру. Важно помнить, что дети тяжело переживают любой физический дискомфорт. Поэтому:

Будьте внимательны в отношении температуры воды: она должна быть теплой;

Не настаивайте на проведении таких процедур, которых дети боятся (мытье лица с мылом и т.д.);

Следите за тем, чтобы кожа ваших рук была гладкой, мягкой и сухой. Ваши прикосновения должны быть приятны ребенку. Недопустимо иметь длинные ногти, которыми можно нечаянно поранить ребенка.

В туалетную комнату дети входят из расчета по 1-2 человека к каждой раковине. У детей необходимо формировать определенные навыки умывания:

Взять мыло из мыльницы, намылить ладони, положить мыло в мыльницу;

Создав мыльную пену, распределить ее на кисти рук;

Смыть мыло водой;

Отжать руки или стряхнуть остатки воды с рук над раковиной, не допуская, чтобы капли воды попадали на пол, чем создается опасность для детей;

Взять свое полотенце, сняв его полностью с вешалки, вытереть насухо руки, повесить полотенце на место;

При необходимости (после приема пищи, после сна) дети моют лицо.

Организация питания.

Перед обедом воспитатель организует спокойные виды деятельности. Организуется дежурство детей (со средней группы), выставляются на стол индивидуальные салфетки, столовые приборы, блюдца, чашки, тарелки, хлеб в хлебницах, салфетки в салфетницах. Дежурные (два ребенка) моют руки, надевают специальные фартуки и колпаки, сервируют столы. Помощник воспитателя следит за правильностью сервировки стола, обучает детей. Требования к сервировке стола:

Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала желание быть аккуратным;

Индивидуальная салфетка в один слой или сложенная вдвое треугольником, на которую ставится глубокая тарелка (кроме 1 младшей группы), столовые приборы (справа нож (кроме 1 младшей группы), ложка, слева вилка);

Над верхним углом салфетки ставится блюдце, на него - чашка, при необходимости в блюдце справа кладется маленькая ложка (для компота с ягодами);

В центре стола ставятся хлеб или бутерброды в хлебнице (одна на 2-4 человека), салфетки в салфетнице (одна на 2-4 человека).

Дежурные первыми садятся за стол. Воспитатель организует гигиенические процедуры. Дети моют руки, очищают нос. После гигиенических процедур дети садятся за стол на свои места. Необходимо следить за осанкой детей во время приема пищи (сидеть прямо, ноги вместе на полу, кости рук на столе, локти прижаты к телу). Если воспитатель садится обедать вместе с детьми, для него необходима полная сервировка стола. При организации питания необходимо обратить внимание:

Перед ребенком должно находится только одно блюдо;

Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным;

Не допускать громких разговоров и звучания музыки;

Не допускать понуканий, поторапливания детей;

Не допускать насильного кормления детей;

Не осуждать ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов;

Не допускать неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд, каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;

При нежелании ребенка есть, можно уменьшить порцию, отделив ложкой часть гарнира или каши, нарезать бутерброд, булку или яблоко на несколько частей;

Помните, что дети очень внимательны, они все видят, все слышат. Следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо;

Не забывайте хвалить ребенка за аккуратность, неторопливость, культурные навыки;

Не фиксируйте во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.

У детей необходимо формировать навыки приема пищи:

Брать в рот пищу небольшими кусочками, хорошо пережевывать ее;

Не разговаривать во время еды;

Вытирать руки и рот бумажной салфеткой;

Правильно пользоваться столовыми приборами.

После того, как дети съели первое, воспитатели (в старших группах - дежурные) собирают тарелки из-под первого блюда и раздают второе блюдо.

После приема пищи дети убирают за собой посуду: младшие группы - чашку и блюдце, средний и старший возраст - всю посуду, убирая остатки пищи в кастрюлю для отходов; уносят салфетку, сложив ее за уголки и стряхнув с нее крошки в кастрюлю для отходов.Дежурные убирают со столов оставшуюся посуду: хлебницы, салфетницы.

Организация дневного сна.

Дети берут свои стулья, ставят их на ковер, раздеваются в определенном порядке:

Снимают обувь;

Носки или гольфы вешают на стул под сиденьем с обеих сторон;

Шорты помещают на сиденье стула;

Юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула;

Колготки складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула;

Последней снимают майку и вешают ее на спинку стула.

Внимание! Переодевание - это не просто необходимость, а богатейшая возможность для развития детей. Необходимо подчеркнуть, что ритуалы переодевания должны быть постоянными, как по времени, так и по «технологии» их выполнения. Ребенок обувается, идет в туалет для осуществления гигиенических процедур: удовлетворяет физиологическую потребность организма, моет руки, очищает нос. Затем идет в спальню. Завершающая процедура перед сном - это освобождение волос от бантов, заколок и т.п. В спальне дети старшего дошкольного возраста сами готовят себе постель (педагог вмешивается, если видит трудности), надевают рубашку для сна, ложатся в постель, сняв обувь и поставив ее возле спинки кровати в ногах). В это время один из воспитателей находится с детьми в спальне, другой - в туалете, помощник воспитателя находится с детьми в группе, провожая их в туалетную комнату, а затем в спальне, помогая укладывать детей (1 младшая группа). Во время ритуала подготовки ко сну в группе может играть спокойная мелодия или колыбельная, настраивая детей на отдых. Воспитатель может рассказать тихим спокойным голосом знакомую малышам и любимую ими сказку. Можно напеть колыбельную. Не следует задавать детям в это время вопросы, рассказывать остросюжетные истории, называть малышей по имени. Ребенок погружается в сон - это хрупкая фаза сна, и ее надо беречь. Иначе ребенок искусственно взбодрится, и потом ему очень сложно будет уснуть. Спать ребенку лучше всего на правом боку при положении тела дугой. Это естественная, физиологически оптимальная поза. Обязательно следует наблюдать за дыханием ребенка - оно должно быть носовое. Во время сна один из воспитателей должен постоянно находится в спальне с детьми.

Когда время сна истечет, осуществляется постепенный подъем. Необходимо будить детей как бы одновременно, но и индивидуально, давая возможность детям выспаться, полежать, понежиться. В старших группах пробуждение проводится быстрее, чтобы дети не затягивали время на пассивное пробуждение (открыл глаза - улыбнулся - потянулся и размялся, но не валялся просто так в постели). Необходимо помнить, что пробуждение - серьезнейший момент для насыщения жизни ребенка движениями. Исследования физиологов доказывают, что физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект. При этом она доступна и приятна любой категории детей - и лежебокам, и подвижным. Поэтому после сна проводится бодрящая гимнастика. Сначала воспитатель предлагает детям сделать упражнения в постели. После того, как дети снимут рубашки для сна, воспитатель предлагает по дороге в туалетную комнату выполнить ряд упражнений (ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья», физические упражнения и т.д.). Важно добиться, чтобы проснулся именно организм, а не только открылись глаза.

Завершают переход детей от сна к активной деятельности гигиенические процедуры. Они традиционны: ребенок освобождает организм от ненужного, моет руки и лицо, тщательно вытирает их.

Затем дети старших групп помогают застилать постель: стряхивают простынь, складывают и убирают белье, застилают постель покрывалами.Выходят в группу, одеваются, ставят свой стул на место.

Требования к продолжительности режимных моментов (умывания, питания, дневного сна). На подготовку к приему пищи, гигиенические процедуры отводится от 5 до 10 минут, в зависимости от возраста детей. На завтрак - от 15 до 25 минут, на обед и ужин - от 15 до 30 минут, на прием фруктов и сока - 10 минут, в зависимости от возраста детей.

Следует обратить внимание:

Все навыки формируются постепенно;

Лучший пример для подражания - взрослый;

У ребенка есть свои вкусы и привычки;

В игре обучение проходит легче.

Следует избегать:

Необоснованного поторапливания и одергивания детей;

Публичного осуждения ребенка за неумение;

Излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания, одевания и т.п.;

Затягивания по времени процесса еды, одевания и т.д.

1 младшая группа:

Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой (намыливать до образования пены, смывать водой, отжимать руки над раковиной), насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Обучать порядку одевания и раздевания; при небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду, обувь. Дети могут: снимать самостоятельно шапку, шарф (если он развязан), колготки, носки; надевать обувь, если она стоит правильно; подтянуть колготки, носки; просунуть руки в рукава; убирать одежду в шкаф.

Во время еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку и вилку в правой руке, аккуратно есть суп, второе блюдо, откусывать хлеб, печенье, фрукты, пить из чашки, вытирать рот салфеткой.

Учить детей полоскать рот после еды.

Учить детей относить к мойке чашку, ложку, блюдце, стряхивать крошки с салфетки, собрав ее за уголки, отнести к кастрюле и стряхнуть над ней.

2 младшая группа:

Приучать детей следить за своим внешним видом.

Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки (закатывать рукава, смачивать кисти рук водой, намыливать их до образования пены с последующим смыванием, отживать над раковиной), насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Обучать детей аккуратно пользоваться туалетом, туалетной бумагой, не забывать спускать воду из бочка для слива.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, ножом, салфеткой; есть все по порядку; не крошить хлеб; правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов; хорошо, тихо, равномерно жевать, глотать, прилагая старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идет ко рту, а не голова к тарелке, локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища); не набирать в рот много пищи, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать, не отвлекаться; спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо; ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики от конфет, использованные гигиенические салфетки, столовые приборы; полоскать рот после еды.

Формировать у детей умение, необходимые при дежурстве: помогать накрывать на стол (стелить салфетки, раскладывать столовые приборы, расставлять хлебницы, блюдца, чашки), убирать посуду со стола.

Средняя группа:

Совершенствовать ранее приобретенные навыки.

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных: аккуратно стелить салфетки, расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи, чайные ложки). Собирать тарелки из-под первого блюда, убирать посуду после еды.

Старшая группа:

Необходимо совершенствовать технику уже имеющихся навыков.

Продолжать учить детей замечать неполадки в одежде, в своем внешнем виде и делать то, что могут, для их устранения, помогать друг другу.

Воспитывать привычку следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.

Учить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно убирать постель.

Продолжать совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных: сервировать стол, раздавать второе блюдо, предварительно собрав тарелки из-под первого блюда и ложки, убирать посуду после еды.

Закреплять у детей осознанное отношение к выполняемым процедурам, формировать постоянство навыков, чтобы, независимо от того, где возникла необходимость в том или ином действии (дома, в детском саду, в гостях), ребенок поступал так, как нужно.

Учить детей в тех случаях, когда кому-то не хватает чего-либо для выполнения процедуры в полном объеме (нет туалетной бумаги, отсутствует мыло, забыли положить нож и т.п.), обращаться к взрослому с просьбой предоставить недостающее.

Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о непорядке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

Контролировать выполнение детьми основных правил личной гигиены. Поддерживать совершенствование у детей навыков самостоятельности; формирование и закрепление у них полезных привычек, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.

Методика совершенствования культурно-гигиенических навыков

в процессе умывания во второй младшей группе

Программное содержание:

Формировать и закреплять у детей простейшие навыки умывания - правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки; насухо вытираться личным полотенцем после умывания, вешать его на место.

Дидактический материал: предметы туалетной принадлежности (мыло, полотенце), кукла, предметы туалетной принадлежности для неё, картинки с изображением алгоритма умывания, грязных рук, процессом умывания.

Словарная работа: мыло, мыльница, намыливать, смывать, полотенце, мыльная пена.

Приёмы: беседа, сюрпризный момент, художественное слово, проявление умений и творчества воспитателя, выражения положительного отношения, проявления доброты, внимания заботы, доверия.

Ход режимного момента:

1. Беседа.

Показ детям картинки с грязными руками, предложить им посмотреть на свои ладошки, поинтересоваться, может у кого-то из них такие же ручки. Выслушав высказывания детей, спросить, что же следует делать если ручки грязные, затем показать иллюстрацию с изображением рук под струёй воды. Дать детям сказать по поводу умывания, помочь им при возникновении затруднений. далее показываем детям иллюстрацию с алгоритмом умывания, рассматриваем её, обсуждаем. После чего поинтересоваться: "А что же делаем дальше, после того как помыли руки?" Выслушав ответы, задаём вопрос: "Каким полотенцем вытираем руки?" Тем самым заостряем внимание детей на том, что каждый ребёнок вытирается личным полотенцем, вспомнив по очереди с каждым ребёнком, какая же картинка изображена возле его полотенца. После чего спрашиваем: "Вытерли руки, а что же делаем дальше?" Даём возможность ответить детям, хвалим тех детей, которые считают, что полотенце вешаем обратно на место.

2. Сюрпризный момент.

Стук в дверь. Удивляемся вместе с детьми: "Интересно, кто же пожаловал к нам в гости?"

Входит кукла Маринка (испачканы руки).

Я кукла - Маринка
Была, как картинка!
Теперь - это ясно
Я стала ужасна
Почему?
А что же мне делать
Одной без ребят.
Отмыться мне надо
А я не умею.
Ну, кто же поможет?
Ну, кто пожалеет?
Отмойте, пожалуйста.

Интересуюсь: "Сможем ли мы помочь кукле Марине?" Выслушав ответы детей, предлагаю показать детям как надо правильно намыливать руки и вытирать их полотенцем, сначала в группе, затем, пройдя в умывальную комнату. Раздаю детям мыло (можно новое, в обёртке).Давай те возьмем его. Пощупайте, какое оно гладкое, а какой приятный запах! Детки нюхают. Что мы мылом будем делать?

Показываю сама, при этом использую художественное слово:

Кусочек мыла я возьму, и ладошки им потру.

Будет мыло пенится, грязь куда-то денется.

Теплою водою руки чисто мою.

Далее предложить детям показать кукле Марине как надо намыливать руки, при этом повторяя стишок. Затем, спросить у детей, что делаем когда намылили руки, выслушав ответы, объясняем, что кукле Марине покажем как споласкивать руки в умывальной комнате. Уточнить у детей, что делаем, когда сполоснули руки. Раздаём полотенца, показываем как правильно вытираем руки, после чего просим детей показать.

Затем, уточняем у детей, что же надо сделать тем деткам, у кого длинные рукава. выслушав ответы, уточняем - закатать.

Переходим в умывальную комнату, и покажем Маринке, где у нас умываются.

Воспитатель говорит и дети вместе с ним повторяют:

Знаем, знаем да, да, да
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!

Интересуюсь: "Где у нас вода?"

Дети отвечают: "В кране (умывальнике).

Воспитатель: Смотри, Маринка, мы тебя поучим мыть руки. Ой, что же это у нас стоит на умывальничке?

Дети: Мыльницы.

Воспитатель: Какие они разноцветные, давайте посмотрим, какого они цвета! А в них лежит мыло. Это домики для мыла.

Воспитатель: Я сейчас вам покажу, как сделать мыльные перчатки: я открываю кран, смачиваю руки, беру мыло. Ладошка с ладошкой дружит, гладит друг дружку, каждый пальчик так, чтобы руки были все в пене, как перчатки. Ни чего страшного, если мыло уронишь, его можно поднять. Намылили руки и положили мыло в домик - мыльницу. А теперь смоем перчатки! Потекли с ручек грязные ручейки. Отожмём руки, чтобы с них не капало на пол. А теперь будем вытирать. Где мое полотенце? А вот оно, я его снимаю с крючка, разворачиваю и вытираю ладошки, сначала одну, потом другую. Вот, Маринка, какие у меня руки чистые! Теперь покажите Маринке, как вы умеете мыть руки. (Дети умываются, воспитатель помогает им и напоминает весь процесс умывания; дети показывают ладошки Маринке). Какие вы молодцы!

Кукла Маринка благодарит детей, прощается с ними.

Создание условий, методика организации и проведения умывания в соответствии с возрастом; Методика проведения одевания и раздевания в соответствии с возрастными особенностями;

Оборудование туалетных.В туалетных, предназначенных для детей 2-й группы раннего возраста и 1-й младшей группы, имеются два детских умывальника, один детский унитаз, слив, душевой поддон, шкаф-стеллаж с промаркированными гнездами для горшков; в туалетной младшей ясельной группы - один умывальник взрослый, слив, ванна. Высота раковины должна быть такой, чтобы ухаживающему персоналу при умывании и подмывании детей не надо было сильно наклоняться. Туалетный стол и бак для грязного белья рекомендуется размещать близко от раковины, тогда персонал не будет производить лишних движений и затрачивать лишнее время на туалет детей.В туалетных дошкольных групп должно быть четыре детских раковины и одна умывальная раковина для взрослых, четыре детских унитаза, один полотенцесушитель. Детские унитазы оборудованы закрывающимися кабинами, но без запоров. Размер кабины для детского унитаза составляет 1.0 х 0.75 м. а высота ограждения кабин - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м. дополнительно для мытья ног предусматривается лоток длиной 1,2 м с перфорированной трубой но длине лотка. Высота борта унитаза над полом равна длине голени ребенка со стопой, а ширина (поперечный размер) соответствует расстоянию между большими вертелами. В среднем высота унитаза над полом равна 28 см, а ширина - 22 см; диаметр выреза деревянного сиденья 18 - 20 см, а в поперечнике - 15 - 16 см. Сиденье обязательно должно иметь вырез в переднем секторе шириной 2,5 см, чтобы половые органы ребенка с ним не соприкасались. Обязательно должны быть ящики для туалетной бумаги, шкафы для хранения инвентаря, предназначенного для уборки помещений.В соответствии с новыми требованиями при проектировании и реконструкции ДОУ в старших и подготовительных к школе группах необходимо предусмотреть раздельные туалетные для мальчиков и девочек. В группах, где дети умываются самостоятельно, высота крана умывальника должна быть на уровне локтя согнутой руки ребенка, чтобы при умывании вода не затекала за рукава. Учитывая средний рост детей ясельного возраста, борт раковины располагают на расстоянии 0,4 м, для дошкольного возраста - 0,5 м над полом. детям низкого роста под ноги подкладывают деревянные подставки. В умывальной должны быть вешалки с изолированными гнездами для хранения индивидуальных предметов личной гигиены ребенка: полотенца, мыла, стаканчика с зубной щеткой и др. Вешалки могут быть настенными или стоячими, одно- и двусторонними. Стоячие вешалки открытые односторонние обычно имеют 5-б ячеек, каждая шириной и глубиной 10-12 см. Ванны на постаментах располагают на уровне 0,9 м от пола; глубокий душевой поддон для детей среднего и старшего ясельного возраста (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,5 м) - 0,9 м; мелкий душевой поддон для детей дошкольного возраста (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,6 м) - 0,3 м. душевые сетки должны быть с гибким шлангом.

Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей - они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи.

Большой удельный вес и по значению, и по объему времени при уходе за ребенком раннего возраста занимают такие процессы, как укладывание спать , кормление , туалет . Правильное проведение их является основой физического воспитания. Если все указанные процессы проводятся вовремя и правильно, дети будут здоровы и веселы при условии, конечно, что удовлетворяются и другие их потребности. Наоборот, каким бы интересным содержанием ни был наполнен день, своевременно не накормленные, сонные, озябшие дети ничем не заинтересуются, будут вялыми или возбужденными. Правильное проведение режима имеет большое значение и для развития нервно-психической деятельности детей. Цикличность проведения этих процессов, их частая повторяемость, обилие предметов, с которыми ребенок соприкасается во время еды, умывания, одевания, наконец, неизбежное для детей раннего возраста общение взрослого с ребенком (так как ребенок еще беспомощен и без взрослого не может себя обслужить) - все это оказывает благоприятное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Постоянство условий, при которых проводятся указанные процессы, быстро формирует у ребенка условные рефлексы, в чем легко убедиться хотя бы на примере развития пищевого поведения. Если на первом месяце сосательные движения у ребенка возникают на обычное для кормления положение около груди, го уже на втором месяце условным раздражителем является вид груди матери. Позже одно приближение матери к кровати ребенка в обычное для кормления время вызывает пищевое возбуждение; звон посуды, а еще позже даже такой отдаленный сигнал, как уход няни в определенное время из группы за пищей, является для детей уже сигналом для наступления кормления.

Дети, у которых имеется определенный, твердый режим, спокойна идут умываться, садятся за стол, заранее знают, что будет обед или завтрак и во время обеда не выходят из-за стола, пока не дадут обычного для обеда киселя или компота. Все это указывает на быстрое образование сложных дифференцировок, различных условных рефлексов второго, третьего и более высоких порядков, которые формируются у ребенка в естественной ситуации кормления.

Большую положительную роль могут играть указанные выше процессы и в развитии речи детей. Если действиям взрослых во время кормления, укладывания, одевания будут предшествовать соответствующие словесные обозначения их, то, естественно, будет устанавливаться связь первой и второй сигнальных систем.

Такие процессы, как кормление, укладывание, высаживание ребенка основаны на мощных безусловных, врожденных реакциях организма, но все же поведение детей во время этих процессов определяется воспитанием. Кому не известны случаи отказа ребенка от пищи, крайне замедленного засыпания, чуткого, прерывистого сна и др. Это чаще всего; объясняется неправильными воспитательными приемами при проведении этих процессов.

Для того чтобы обеспечить активно-положительное отношение детей к еде, одеванию, укладыванию спать и др., необходимо учитывать особенности детей раннего возраста, усвоить правила организации всех моментов физического воспитания и овладеть техникой их проведения в детском учреждении, где нужно обслужить не одного ребенка, а целые
группы детей.

Дети раннего возраста очень чувствительны к малейшим нарушениям установленного порядка: перемена пищи, режима, иной способ - укладывания - все это часто ведет к нарушению уравновешенного состояния ребенка, так как требует перестройки рацее выработавшейся системы условных рефлексов, что является трудной задачей для центральной нервной системы детей раннего возраста.

Небольшое запаздывание с обедом, несвоевременное укладывание спать, более раннее пробуждение небольшое перегревание или охлаждение тела, недостаточная чистота окружающего воздуха, насморк, мешающий свободному дыханию и другие раздражители отрицательно влияют на общее состояние ребенка. Нарушается нормальное самочувствие, ухудшается аппетит, сон, ребенок становится капризным или вялым, перестает играть, что неблагоприятно отражается на его здоровье. Поэтому необходимо обеспечить тщательный уход за детьми, следить за точным выполнением установленного режима.

Ребенок крайне нетерпелив, когда дело идет об удовлетворении его органических потребностей - он громко плачет, когда мать опаздывает в ясли на кормление; ребенок постарше, посаженный за стол, возбуждается, если ему приходится ждать, пока подадут пищу, и т. п. Такое поведение возникает в результате значительной силы подкорковых возбуждений и относительной слабости регулирующего влияния коры у детей.

Дети раннего возраста неспособны на длительное спокойное ожидание, что объясняется слабостью процессов внутреннего торможения. Все обслуживание детей должно быть организовано так, чтобы им не приходилось стоять или сидеть в бездействии и ждать. Ни в коем случае нельзя, например, заставлять детей подолгу сидеть за столом и ждать, пока подадут из кухни еду. Детей следует сажать за стол только тогда, когда пища уже принесена в детскую комнату. Нельзя также, взяв в раздевальную 10-12 детей, одевая одного, заставлять остальных в ожидании спокойно сидеть на стуле и т. п.

Маленькие дети не осознают своего состояния, не отдают себе отчета в причинах плохого самочувствия, а тем более не могут сами устранить эти причины. Например, ребенок, не выспавшийся ночью дома, плохо себя чувствует в яслях, много плачет, но не просит, чтобы его уложили спать, так как не понимает причины своего состояния и даже на вопрос взрослого, хочет ли он спать, отвечает: «Нет, не хочу». Ребенок с посиневшими от холода руками отказывается надеть варежки, уверяя, что ему не холодно, и т. п. Это можно объяснить еще недостаточным развитием второй сигнальной системы, отсутствием правильных соотношений первой и второй сигнальных систем. Необходимо способствовать установлению этих связей, а потому следует не просто одевать ребенка, Когда ему холодно, а, одевая, обязательно надо говорить ему: «Смотри, у тебя ручки холодные, покраснели - тебе холодно, надо одеться» или: «Ты устал, глазки твои закрываются, надо спать ложиться».

Дети раннего возраста еще не могут регулировать свои органические потребности, они не вовремя просят есть, если у них не выработалась привычка есть в определенное время; заигравшись, отказываются от еды, хотя несомненно голодны и пр. Поэтому только взрослый, учитывая потребности ребенка, может правильно удовлетворять их на основании имеющихся данных физиологии детского возраста.

Необходимо всегда поддерживать хорошее настроение у детей и вырабатывать у них положительное отношение ко всем процессам. Положительное и отрицательное эмоциональное состояние у детей; а также положительное или отрицательное их отношение к проводимым процессам имеет большое значение. Как ребенок ест, как спит, долго ли гуляет и т. д. - все это во многом определяется его самочувствием, его отношением к этому процессу, которое сложилось у него в результате воспитания.

Положительное отношение ребенка к проводимым процессам является основным условием для того, чтобы ребенок хорошо ел, не кричал во время умывания, не отказывался садиться на горшок и пр.

Что же необходимо учесть в методике проведения процессов, чтобы создать у детей положительное отношение к ним?

Прежде всего следует помнить, что такие процессы, как протирание глаз, чистка носа, мытье головы, стрижка волос и ногтей, естественно, вызывают у ребенка неприятные ощущения и оборонительные рефлексы. Эти процессы надо проводить, как правило, быстро, особенно бережно, стараясь по возможности не причинить ребенку неприятных ощущений. Не следует приготовлять при ребенке нужные для проведения этих процессов принадлежности - все необходимое должно быть приготовлено заранее.

Во время проведения процессов, причиняющих неприятные ощущения, детей первого года жизни, как правило, надо отвлекать веселым разговором, песенкой или каким-либо ярким, интересным для ребенка предметом. Детей постарше следует по возможности заинтересовать выполняемой процедурой - показать, например, как действуют ножницами, и пр.

В противоположность процессам, вызывающим оборонительные реакции, имеются и такие процессы, как, например, кормление, которые с первых же дней жизни ребенка вызывают активно-положительные реакции (ребенок захватывает сосок при прикосновении его к губам и сосет), однако неправильный подход даже при наличии первичных положительных реакций может вызвать не только индифферентное отношение к пище, но и оборонительные реакции при кормлении.

Для того чтобы выработать у ребенка положительное отношение к процессам и обеспечить спокойное, уравновешенное его поведение, необходимо прежде всего, чтобы предложение взрослого есть, спать, идти на горшок и т. д. совпадало с органической потребностью самого ребенка. При правильно составленном и четко, без нарушений, проводимом режиме потребность есть, спать возникает у ребенка именно в указанные по режиму часы. Поэтому кормить ребенка следует только в определенное время, когда возникает голод, т. е. когда имеется повышенная возбудимость соответствующих пищевых центров.

Укладывать ребенка спать надо тогда, когда в этом у него имеется потребность. Несвоевременное, т. е. более раннее, укладывание, а также удлинение срока бодрствования выше предела нервной работоспособности всегда ведет к отрицательным результатам - капризам, медленному засыпанию, что при частом повторении может закрепиться и надолго нарушить нормальное засыпание или вызвать отрицательное отношение ребенка к процессу укладывания.

Высаживать ребенка на горшок, особенно в период приучения, надо также тогда, когда имеется уверенность, что у него есть в этом потребность. Только при совпадении предложения взрослого с органической потребностью ребенка можно выработать у него условный рефлекс - проситься на горшок. Насильственное сажание ребенка на горшок может вызвать отрицательную реакцию, которая может закрепиться у ребенка в виде его протеста при одном виде горшка даже тогда, когда ребенок нуждается в высаживании.

Такое совпадение предложений с потребностями у ребенка будет только в том случае, если ребенка будут кормить, укладывать спать в строго определенное время, в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Проведение кормления, прогулок, туалета и других процессов ухода за детьми всегда в определенное время имеет большое воспитательное значение. Этим устраняется одна из частых причин детских «капризов». Дети постепенно привыкают к порядку - в определенное время у них появляется аппетит, желание спать и т. д. В результате дети, уложенные спать, быстро засыпают; дети постарше садятся за стол охотно, по первому предложению, а дети 3 лет убирают игрушки и идут мыть руки, как только видят, что накрывают на стол. Таким образом, можно не только добиться упорядоченного удовлетворения органических потребностей детей, но и выработать у них некоторые правила поведения.

Чередование и время проведения всех процессов, положенное по режиму, должно точно соблюдаться без каких-либо нарушений, так как время для ребенка быстро становится условным сигналом и его изменение влечет нарушение установленных связей, а частые отступления от режима вызывают длительные стойкие нарушения нервной деятельности детей.

Прежде чем проводить какой-либо процесс, необходимо создать у ребенка положительную установку на него. Например, прежде чем давать пищу, надо вызвать активное устремление к пищевому объекту при одном его виде, напоминании и т. д. Так, прежде чем вложить соску с молоком в рот ребенка, ее надо показать ребенку, вызвать сосредоточение и активное устремление ребенка к соске. В более старшем возрасте установка должна создаваться не только ситуацией, но и словом. Надо, например, говорить ребенку: «Давай убирать игрушки - будем скоро кушать» или: «Сейчас пойдем на горшочек, а потом спать нужно ложиться». Все эти действия и слова в результате постоянного повторения становятся сигналами предстоящего процесса и создают определенную установку ребенка, как бы настраивают его на выполнение предстоящей деятельности.

Поведение ребенка во время кормления, укладывания и других процессов во многом зависит от предшествующего данному процессу состояния ребенка. Очень важно предварительно вызвать такое состояние ребенка, которое благоприятствовало бы нормальному пищевому возбуждению, быстрому засыпанию и т. д. Так, например, нельзя непосредственно перед кормлением или перед укладыванием спать давать ребенку интересные новые игрушки и быстро отнимать их, так как этим вызывается сильное возбуждение, которое затормозит пищевое возбуждение или будет мешать наступлению сна - распространению процесса торможения. Может снизить аппетит ребенка или помешать быстрому и спокойному засыпанию переутомление ребенка длительной прогулкой, сильное возбуждение, возникшее в результате укола, сделанного перед самым укладыванием или перед едой, и т. д.

Учитывая, что дети раннего возраста очень легко отвлекаются, т. е. что у них легко возникает внешнее торможение или отрицательная индукция, нужно во время проведения процессов охранять детей от внешних раздражений, не связанных с соответствующим процессом. Во время еды, а также во время укладывания спать можно говорить с ребенком лишь о том, что непосредственно связано с данным процессом, тем самым концентрируя его внимание в соответствующем направлении. Приход врача и разговор его с сестрой о состоянии здоровья детей во время кормления легко могут отвлечь детей от еды, снизить их аппетит и нарушить спокойное организованное поведение. Конечно, совершенно недопустимо выполнение старшей сестрой каких-либо неприятных детям манипуляций во время кормления или после того, как дети уже уложены в кровать.

Нельзя играть с ребенком, сидящим на горшке или уложенным спать.

Очень большое значение для создания у ребенка положительного отношения к процессам имеет посильное, все увеличивающееся с возрастом, активное участие самого ребенка в них. Самостоятельная еда, активное участие самого ребенка в раздевании, одевании способствуют концентрации внимания ребенка на данном процессе, а тем самым лучшему аппетиту при еде, более быстрому засыпанию при укладывании спать и способствуют также выработке положительного отношения к соответствующему процессу. При кормлении, укладывании спать, умывании следует обеспечить активное выполнение ребенком движений и действий, связанных с данным процессом, учитывая возможности ребенка на каждом этапе его развития. Для примера можно - привести постепенно усложняющиеся формы активного участия ребенка в процессе его кормления.

Даже при кормлении ребенка грудью в течение первых двух месяцев надо, чтобы он искал грудь, поворачивал к ней голову и сам захватывал грудь ртом, когда она лишь прикасается к щеке или губам. На третьем месяце ребенок, лежащий на коленях матери, может уже поворачивать и даже приподнимать голову, чтобы схватить ртом грудь матери, только видимую им, но не прикасающуюся к его щеке или губам.

При кормлении из бутылочки не следует вкладывать соску в рот ребенка, тем самым оставляя его пассивным. Ребенок должен сам захватывать соску сначала ртом, а затем, когда он уже может хватать видимые предметы руками (обычно на пятом месяце), надо, чтобы и бутылку он схватывал руками и удерживал ее во время кормления. Когда начинают давать пить из чашки, надо, чтобы ребенок сначала придерживал руками чашку, из которой его поит взрослый, в дальнейшем же взрослый только поддерживает чашку, а ребенок держит ее сам. Это вполне возможно для 9-10-месячного ребенка.

В возрасте 8-9 месяцев ребенку полезно давать печенье или сухарик, так как он может есть их вполне самостоятельно, удерживая в руках без помощи взрослого.
В начале второго года детей надо постепенно приучать есть ложкой сначала густую пищу (кашу, кисель), а затем и жидкую (суп). При правильной методике в течение второй половины второго года дети начинают есть самостоятельно настолько хорошо, что сестре и няне удается кормить одновременно всю группу детей. Следует еще раз подчеркнуть, что если ребенок научился есть самостоятельно, то он почти всегда положительно относится к еде и ест охотно.

Самостоятельные действия, ежедневно повторяемые ребенком при умывании, одевании, кормлении, служат хорошим способом развития и совершенствования большого количества очень сложных движений ребенка и приобретения им ряда устойчивых умений. И хотя ребенок к 3 годам еще не вполне самостоятелен в самообслуживании, но он уже может сам раздеться, почти самостоятельно вымыть руки, лицо, найти свое полотенце и вытереться. Значение самостоятельного участия ребенка в процессах особенно велико в условиях воспитания его в яслях и домах ребенка, так как способствует лучшей организации процессов. Занятые самостоятельными действиями, например, одеванием, дети находятся в деятельном состоянии и поэтому не возбуждаются от ожидания своей очереди в одевании их сестрой и няней.

Важным условием правильного проведения процессов является единство и постоянство требований к детям и соответствие этих требований физиологическим возможностям детей. Между всеми лицами, участвующими в проведении процессов, должна быть твердая договоренность об организации каждого процесса в целом и об индивидуальных приемах их проведения в отношении отдельных детей. Только при этом условии возможна выработка у детей прочных правил поведения. Если весь персонал учреждения, воспитывающий детей (врач, педагог, сестры, няни), применяет одни и те же воспитательные приемы и каждый процесс состоит из одних и тех же звеньев, следующих всегда в определенной последовательности, то у детей вырабатывается определенный стереотип поведения, состоящий из ряда стойких условных рефлексов, облегчающий приспособление к окружающей среде и создающий уравновешенное поведение детей.

Требования к детям должны быть посильными для них и соответствовать особенностям их высшей нервной деятельности. Например, нельзя посадить одновременно 3 детей в возрасте 6-7 месяцев за стол и требовать от них спокойного ожидания очереди при кормлении. У детей данного возраста очень сильно пищевое возбуждение и сравнительно слаба еще регулирующая роль коры полушарий мозга. Поэтому посаженные таким образом дети при ожидании очередной ложки пищи будут обязательно возбуждены, что отрицательно отразится на их аппетите. В дальнейшем, в возрасте 9-10 месяцев, при соответствующей тренировке одновременное кормление 3 детей становится уже возможным. Но и детей 1-2 лет нельзя заставить спокойно сидеть за столом и ожидать, пока няня сходит за едой в кухню или пока остынет горячая пища, поставленная перед ними на стол. Здоровые дети в ожидании еды, естественно, начинают двигаться, шалить. Вид пищи при невозможности есть ее приводит детей в сильное возбуждение. Окрики и все другие меры воздействия, применяемые с целью заставить детей спокойно сидеть, часто ведут к обратному результату, так как предъявляемая задача длительно задерживать, тормозить движения оказывается непосильной для нервной системы детей этого возраста.

Постепенно у детей в возрасте 2-3 лет можно и нужно вырабатывать способность спокойно подождать, например, своей порции второго блюда, пока сестра занята подачей пищи другим детям. Основным способом регулирования поведения детей в этом возрасте уже должна быть речь воспитательницы, ее словесные указания и предложения: «Подожди, Зина, я сейчас налью Коле суп, тогда дам тебе котлету». Однако, учитывая особенности высшей нервной деятельности, нельзя детей 2 и даже 3 лет заставлять сидеть спокойно за столом, пока все дети, усядутся, и начинать есть только тогда, когда всем раздадут пищу, или после окончания еды сидеть за столом и ждать, пока все дети кончат есть.

Каждому ребенку 2-3 лет надо давать пищу, как только он сядет за стол, и разрешать выходить из-за стола, как только он съест все, что ему полагается.

Из всего сказанного ясно, что правильное проведение кормления, умывания, высаживания на горшок, укладывания спать и т. д. чрезвычайно важно для здоровья, самочувствия и развития детей.

Правильная организация указанных процессов позволит разрешить следующие задачи:

1) полностью и своевременно удовлетворять органические потребности детей, т. е. делать все для того, чтобы дети были сыты, хорошо спали, были соответственно погоде одеты, достаточно пользовались свежим воздухом и пр.;

2) выработать у детей положительное отношение к процессам - еде, одеванию, умыванию, водным процедурам и т. д.;

3) по мере развития детей научить их самостоятельно есть, проситься на горшок, раздеваться, одеваться и пр., т. е. выработать у них элементарные культурно-гигиенические навыки;

4) использовать частое общение сестры с детьми во время проведения указанных процессов для развития у детей движений, речи, ориентировки в окружающем и выработки определенных правил поведения и правильных взаимоотношений со взрослыми.

Для решения этих задач прежде всего необходимо обеспечить правильные воспитательные подходы, а также иметь специальное оборудование, правильно расставить его, в целях рационализации работы сестры, правильно организовать группы детей и четко распределить обязанности между сестрой и няней.

Оборудование не является одинаковым для всех возрастных групп, однако к нему могут быть предъявлены общие требования:

1) оборудование должно быть достаточным по количеству, чтобы не было задержки при проведении того или иного процесса;

2) оно должно обеспечить детям удобное положение;

3) в тех случаях, когда дети уже сами могут мыть руки, садиться за стол, ложиться в кровать - умывальники, столы и кровати должны быть такой высоты, чтобы сделать доступными самостоятельные действия детей и тем самым способствовать их развитию;

4) в тех случаях, когда дети не могут еще сами пользоваться предметами оборудования, нет смысла приспособлять их к росту детей, и оно должно быть тогда всецело приспособлено для удобства работы персонала. Например, столы для кормления должны быть высокими до тех пор, пока дети не начнут ходить; незачем также делать низкие вешалки и умывальники, если дети не могут еще сами пользоваться ими.

Необходимо тщательно продумать расстановку и использование имеющегося оборудования. Расставить оборудование надо так, чтобы, во-первых, все бодрствующие дети при проведении любого процесса были видны сестре; во-вторых, чтобы все необходимое для работы по уходу за детьми было у сестры под рукой. Если же умывальники расположены в одной комнате, а полотенца висят в другой, если все белье свалено в кучу и чистое белье приносят из бельевой только в то время, когда его надо надевать на детей, если сестре приходится далеко ходить подогревать пищу или же пища доставляется из кухни с запозданием, то все это отнимает у сестры много времени, нервирует ее, мешает ей работать и вызывает иногда возбуждение детей. Поэтому все указанные недостатки обязательно должны быть устранены.

При групповом воспитании организация детей во время проведения процессов, связанных с уходом за ними, имеет большое значение. Прежде всего необходимо учесть, что сестра не может одновременно обслужить большое количество детей. Нельзя всех сразу накормить, умыть, уложить спать. Нужно каждый раз брать для проведения того или иного процесса столько детей, сколько их одновременно может обслужить сестра или няня. В различных возрастных группах этот вопрос решается по-разному. Например, грудные дети и ползунки сами еще не умеют есть, поэтому в таких группах следует кормить одновременно не больше 2-3 детей. В старшей группе, где дети хорошо едят самостоятельно, кормят одновременно всех детей, хотя за стол садятся и начинают есть не все сразу, а по мере того, как каждый ребенок помоет руки. Умывать, высаживать на горшок, одевать на прогулку следует не всех детей сразу, а лишь небольшими группами (по 3-4 ребенка), так как сестра или няня не может оказать необходимую помощь и дать соответствующие указания одновременно большому количеству детей.

Это приводит к тому, что дети должны находиться или в пассивно бездеятельном состоянии, или в тягостном ожидании, часто ведущем к возбуждению, особенно в тех случаях, когда все дети хотят есть и на их глазах кормят лишь часть из них. Кроме того, при такой организации работы тратится попусту очень много времени, в течение которого дети могли бы играть или спать.

Прием детей. Во время приема детей воспитатель должен быть приветливым, доброжелательным. Никогда нельзя ругать ребенка за вчерашние провинности и жаловаться родителям в присутствии ребенка. Любая жалоба родителю от воспитателя расценивается как педагогическая несостоятельность педагога. Тем более если это жалоба на то, что было вчера. Результат подобного поведения: расстроенный ребенок, у которого может включиться механизм защиты образа Я в виде агрессии, протеста и т.п., расстроенный родитель, который начнет сомневаться в педагогической компетентности воспитателя и будет думать, что воспитатель теперь будет отыгрываться на его ребенке.

Если ребенок «плохо идет в сад», т.е. плачет по приходу, долго не может отпустить маму и т.п. Здесь важное значение имеет работа с родителями, особенно если ребенок еще маленький. Родителям необходимо объяснить, что нельзя долго прощаться с ребенком. Это еще больше травмирует его. Мама должна передать ребенка воспитателю и как можно быстрее покинуть группу. Лучше будет, если она даже прощаться с ним не будет. Воспитатель в это время должен моментально привлечь внимание ребенка к себе, игрушкам, другим детям и т.п. Нельзя делать акцент на том, что мама (папа) уходит.

До зарядки детям можно предложить спокойные игры, рассматривание иллюстраций, наблюдение в уголке природы. Со второй половины средней группы начинаются дежурства по столовой (подробно на одной из следующих встреч).

Умывание . Мытье рук перед едой и после прогулки должно проходить организованно. Если дети маленькие необходима помощь помощника воспитателя. Дети строятся друг за другом по одному. Место построения в группе должно быть всегда одно и то же. В первый раз воспитатель объясняет, что в группе есть правила и все должны их соблюдать. Установка должна быть четкой: «Когда я говорю: «построились мыть руки», вы строитесь вот здесь друг за другом». После построения воспитатель ведет детей в умывальную комнату. Дети подходят к раковине строго по одному. В условленном месте очередь должна остановиться. По мере освобождения раковин, к ним подходят следующие дети.

Дети с чистыми руками строятся в другую колонну. Необходимо продумать место для этих построений: дети не должны мешать друг другу. Во время мытья рук воспитатель постоянно напоминает детям, как правильно мыть и вытирать руки. При необходимости показывает образец. Можно использовать потешки, поговорки, стихи на тему гигиены. Если детей много и/или они маленькие, первую подгруппу детей уводит в группу помощник воспитателя. Или наоборот, их уводит воспитатель, а помощник остается мыть руки со второй подгруппой.

Кормление . Дети должны садиться за стол одновременно. Во время приема пищи воспитатель следить за правильной позой (спина прямая, ноги вместе, нельзя ставить локти на стол и т.д.) и за правильностью использования столовых приборов.

В младших группах допускается неполная сервировка стола, когда на стол ставится только одно блюдо, а когда ребенок его съест, подается следующее. Это делается для того, чтобы внимание ребенка не переключалось на другое блюдо. А также для того, чтобы выработать привычку есть блюда в определенной последовательности. Со средней группы сервировка стола должна быть полной и все блюда должны стоять на столе.

Воспитатель должен прикладывать максимальные усилия для того, чтобы приучить детей к пище детского сада, и чтобы дети съедали все, что им подают. Для этого необходимо использовать различные методические приемы. Нельзя впихивать пищу насильно, т.к. это является насилием над личностью ребенка, а также может вызвать негативное отношение к принятию пищи вплоть до рвотного рефлекса. Маленьких детей необходимо докармливать. Однако детей надо приучать к самостоятельному приему пищи. Ребенок, который еще не умеет есть сам, начинает есть самостоятельно (хотя бы несколько ложек), а потом его докармливает взрослый. Постепенно ребенок должен все больше и больше есть самостоятельно. Часто бывает, что ребенок говорит: «Я наелся», а на самом деле он просто устал работать ложкой.

Пользование столовыми приборами. В младшей группе детям дают только ложки. При этом котлеты, сосиски, запеканки, омлет и подобные блюда взрослый должен помощь разделить на маленькие кусочки. Со второй половины второй младшей группы вводятся вилки. Первый раз воспитатель до того, как дети сядут за стол, объясняет детям, что сегодня они будут учиться есть вилкой. Воспитатель объясняет детям правила безопасности и показывает, как правильно держать вилку. Во время приема пищи воспитатель следить за соблюдением детьми правил безопасности, постоянно о них напоминает и следит, чтобы дети правильно держали вилку. При этом вилка держится в правой руке. Крупные куски необходимо разламывать на более мелкие (допускается помощь взрослого). Нельзя допускать, чтобы дети накалывали всю котлету на вилку и откусывали от нее. Со второй половины средней группы необходимо ввести использование ножей. В первый раз соблюдаются те же правила, что и при первом использовании вилки. Ножом дети учатся намазывать масло на хлеб, отрезать кусочки от целого куска омлета, котлеты и т.п. При этом вилка находится в левой руке, а нож – в правой.

Культура еды. Воспитатель должен объяснять детям правила поведения за столом и культуры приема пищи. Нельзя широко раздвигать локти и ставить их на стол. Обе руки всегда должны быть на столе. Левой рукой (если не используется нож) необходимо держать хлеб, либо придерживать тарелку. Нельзя чавкать, громко захлебывать жидкую пищу с ложки и напиток из чашки. Дети не должны разговаривать за столом не по делу. Выходя из-за стола, дети говорят «Спасибо» и задвигают стул.