Поучение своим братьям и сестрам. Из писем к монашествующим

Чаще всего пишут для поздравления любимого брата. Хоть он и младший, может и старший... И причинял вам массу неудобств и ссор. Но все же вы его любите и хотите отправить смс брату с поздравлением . Ну иконечно он для вас самый хороший братик. Настоящий брат делился всеми секретами с вами, переживал вместе с вами самые значимые периоды ввашей жизни.

Несмотря на то, что как старшие, так и младшие братья частенько надоедают нам в детстве, с ними приходится ссориться, делиться любимыми игрушками и вкусной едой, все-таки мы любим друг друга. А вырастая, начинаем ценить родственные узы еще сильнее и уже наслаждаемся тем, что на свете есть человек, которому можно рассказать все. Друзьям порой нет дела до наших бед, а родителей просто не хочется волновать. Зато брат — это человек, который поддержит даже в самой сложной ситуации. И неважно, какая у вас разница в возрасте, ведь вовсе не от этого зависит близость между родственниками.

Если у вас тоже есть любимый брат, вспоминайте о нем иногда без повода. Совсем необязательно каждую неделю созваниваться, зато отправить СМС сможет каждый. И вовсе нет необходимости составлять текст самостоятельно.

Специально для тех, кто не может справиться со словами и выразить брату свою признательность и любовь к нему, мы предлагаем множество различных сообщений на любые случаи жизни. Данный раздел посвящен старым и новым SMS для наших дорогих братьев. Здесь вы найдете сообщения как от сестер, так и от младших или старших братишек. А еще подобную СМСку вы всегда сможете выслать своему двоюродному или даже названному брату, если отношения у вас достаточно тесные.

Конечно, некоторые из найденных и придуманных нами сообщений могут оказаться немного грубоватыми. Однако такова уж братская любовь — за жесткой личиной скрывается нежность и искренность.

Даже если брат живет очень далеко, и навещать друг друга у вас просто нет возможности, одна из наших SMSок подарит ему много приятных ощущений и заставит вспомнить о родне — младших или старших братьях и сестрах, с которыми когда-то приходилось проводить немало времени.

Став взрослыми, мы не должны забывать друг о друге. Пусть эти узы останутся самыми крепкими — даже много лет спустя!

Братишка, сегодня твой праздник, день рождения! В связи с эти хочу пожелать, чтобы река твоей жизни бурлила от ярких событий, здоровье и дух были по самой верхней отметке жизненной шкалы, а впечатлений хватило на несколько жизней! Счастья, мира, любви!

Знаешь, брат, а ведь твой день рождения - и мой праздник тоже! Потому что тогда, когда ты родился, у меня появился настоящий ангел хранитель. Хочу тебе пожелать силы и размаха твоих жизненных крыльев, и чтобы ты мог с уверенностью сказать, что счастлив!

Знаешь, мне очень повезло, чо у меня есть брат! На протяжении всей жизни я чувствую дружеское участие, взаимовыручку и руку помощи в трудных ситуациях. Я всегда старался, чтобы и ты мог со своей стороны чувствовать то же самое. Будь счастлив, и будь в этой жизни победителем!

Давным-давно я просила на день рождения братика. Однажды наступил тот день, когда мое желание сбылось. Это оказался самый лучший подарок в моей жизни. Желаю и тебе свершения мечты, пусть в твоей жизни происходят только яркие и запоминающиеся события!

Брат! Хочу тебе я пожелать, чтобы родители наши всегда тобой гордились, жена была влюблена как во время медового месяца, дети восхищались и брали пример, начальство замечало и поощряло, друзья пусть подставляют плечо, а я просто всегда рада тому, что у меня есть такой брат!

Что такое братья? Это готовность прийти на помощь в любое время, подставить плечо и разделить любую ношу на двоих. Хочу пожелать в твой день рождения, чтобы тебя почаще жизнь сталкивала с людьми, способными на такие же поступки и отношения!

Любимый брат! Пусть в твоей жизни присутствуют все цвета радуги! Красный - это, понятно, любовь, оранжевый - дружеское тепло, желтый - дни, наполненные солнечным светом, зеленый - умиротворение в душе, голубой - мир и спокойствие, синий - верность. И никогда не забывай о фиолетовом: расслабляйся по полной!

Сегодня с утра улыбки, веселье, а все потому, что у тебя день рожденья! Тебе хочу я пожелать открытий, победных и торжественных событий! Финансов и удачи повсеместно, чтоб в жизни, братик, было все чудесно!

Поздравляю тебя с днем рождения, брат! Будь здоров, будь красив, любим и богат! Пожелаю тебе, чтоб во всем повезло, а в душе было ясно, светло и тепло!

Мой любимый брат, у тебя очень светлая и добрая душа, поэтому желаю тебе такой же светлой и доброй жизни! Пусть она будет освещена теплом любви, согрета солнцем понимания, покрыта облаками нежности! С днем рождения!

Ты просто не представляешь, как я благодарен тебе за крепкое плечо, за твои советы, которые всегда ко времени, за радость на двоих, по-братски. Братишка, дорогой! Невероятного счастья тебе! С днем рождения!

Брат! Ты один из тех редких мужчин, которых я искренне люблю и уважаю! Хоть мы иногда и ругаемся, и не всегда понимаем друг друга, но все равно, ты - самое ценное. что у меня есть!

Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Из писем к монашествующим.
К брату, занимающемуся умною молитвою. Наставление в духовной жизни.

Как ты думаешь? – в чем недостаток, на который мог бы я особенно пожаловаться при неисходном из келлии уединении моем? – На недостаток времени. Болезненность и лечение пожирают у меня все время. Лежу, лежу, лежу в бездействии, в онемении: сильное лекарство вытягивает из жил и костей застаревшую простуду, как цирюльник выдавливает кровь из припущеной пьявицы. Если, Бог даст, поокрепну, – придут занятия, которыя теперь терпеливо ждут меня, – начнут отнимать время. Если возвращусь в Петербург и Сергиеву пустынь, – там обрушатся на меня братия, друзья, знакомые, любопытные, дела монастыря и монастырей, – похитят все время. Подумал я: теперь, в свободныя минуты мало-помалу составлю для Леонида обещанное ему мною описание и объяснение некоторых иноческих деланий, – вместе дам ответы на некоторыя статьи его писем.

Мы не сходимся с тобою в понятиях при некоторых употребляемых нами выражениях; под одним и тем же словом ты разумеешь одно, – я другое. Например, под словом: "духовный, духовность", ты разумеешь то, что все ныне приняли разуметь, – таким разумением удаляешься от смысла, соединеннаго с этим словом в Священном Писании и писаниях святых Отцов. Ныне книга – лишь о религиозном предмете, уже носит имя "духовный". Ныне – кто в рясе, тот – неоспоримо "духовный", – кто ведет себя воздержанно и благоговейно, тот "духовный" в высшей степени! Не так научает нас Св. Писание, не так научают нас святые Отцы. Они говорят, что человек может быть в трех состояниях: в естественном, нижеестественном или чрезъестественном и вышеестественном. Эти состояния иначе называются: душевное, плотское, духовное. Еще иначе: пристрастное, страстное, безстрастное. Нижеестественный, плотский, страстный, есть служащий вполне временному миру, хотя бы он и не предавался грубым порокам. Естественный, душевный, пристрастный есть живущий для вечности, упражняющийся в добродетелях, борющийся со страстями, но еще не получивший свободы, невидящий ясно ни себя, ни ближних, а только гадательствующий как слепец, ощупью. Вышестоящий, духовный, безстрастный есть тот, кого осенил Дух Святый, кто будучи исполнен Им, действует, говорит под влиянием Его, возносится превыше страстей, превыше естества своего. Такие, – точно: свет миру и соль земли, – видят себя, видят и ближних, а их увидеть может только подобный им духовный. "Духовный же востязует убо вся, а сам той ни от единаго востязуется" (1 Кор. 2, 15), говорит Писание. Такие встречаются ныне крайне редко. В жизни моей я имел счастие встретить одного, – и до ныне странствующаго на земли, – старца, лет около 70, из крестьян, малограмотнаго: он жил во многих местах России, в Афонской горе, – говорил мне, что и он встретил только одного. Держись, как в этом случае, так и в других терминологии св.Отцев, которая будет соответствовать твоей жизни практической, которая часто несогласна с терминологиею новейших теоретиков. Прости, что назову теоретиков – мертвыми! Пусть эти мертвые возятся с своими мертвецами, т.е. с теми, которые хотят слышать слово Божие с целию насладиться красноречием, кровяными порывами, игрою ума, но не с тем чтобы "творить Слово". – Последним нужно сказать: "с какою приятностию мы слушали, – провели время", а первым нужно, чтоб об них сказал мир: "ах! как они умно, прекрасно говорят". Не прельстись ни умом естественным, ни красноречием! Это все - прах. Этому красноречию и этому уму сказано: "земля еси"! Впрочем, я понимаю, что ты, вкусивши жизни, не можешь удовлетвориться мертвым! Прекрасно сказал св. Симеон Новый Богослов: "Притворяющихся добродетельными и кожею овчею, по наружности являющих одно, другое же сущих по внутреннему человеку, всякия исполненных неправды, полных зависти и рвения и сластей злосмрадия, весьма многие яко безстрастных и Святых чтут, имея неочищенное душевное око, ниже могущие познати их от плодов их; во благоволении же и добродетели и простоте сердца пребывающих и Святых сущих воистину, яко прочих от человек пренебрегают, и, презирающе их, притекают, и за ничтоже вменяют. Глаголиваго и тщеславнаго, учительным паче и духовным таковые быти вменяют. Духом Святым вещающаго, высокомудрении и гордостию недугующие ди-аволею, яко высокомудра и горда отвращаются, то словес его ужасающеся, паче нежели умиляющеся. От чрева же и учений тонкословствующаго, и противу спасения своего лгущаго, вельми похваляют и приемлют". Равным образом только те книги в точном смысле могут быть назван "духовными", который написаны под влиянием Святаго Духа. Не увлекайся общим потоком, но следуй по узкой стези вслед за святыми Отцами. Ты полюбил мое: сообщаю – тебе, как я старался вести себя.

Написал ты мне в письме твоем "Бегай людей и спасешься"! – был вещий глас к Арсению. Как же любящему безмолвие сносить тесноту общежития наравне с новоначальными и еще мятущимися охотно?" – Когда святый Арсений был в столице, при Дворе Царском, и молился Богу, при повстречавшемся ему искушении, не зная, что делать, то был ему глас: "бегай человек, и спасешься!" – И тебе был этот глас, раздавался он в душе твоей, когда ты жил среди многокозненнаго мира; ты послушался его, удалившись в уединенную обитель. Ты сделал это с простотою сердца, искренностию, простотою намерения, с малым, предуготовительным знанием монашеской жизни. Тебя повстречали неожиданныя скорби и недоумения! Что до того? - Бог любит тебя, хочет даровать тебе милость Свою, упремудрить тебя, – так говорил святый инок-старец, святому иноку-юноше, жаловавшемуся на скорби. – Бог послал скорби; Он пошлет и утешение. Когда святый Арсений был уже в монастыре, – опять молился Богу: "Господи! научи меня, как мне спастись!" Ему дан был ответ уже полнее: "Арсений, бегай людей, молчи, безмолвствуй: это корни безгрешия". – И ты уже в обители услышал: "Приучись к молчанию", которое очень много способствует безмолвию. Уже в обители ты услышал: "умри для людей" – тоже, что и "бегай людей". Ты услышал: "научись безмолвию между людьми, при посредстве душевнаго подвига". Арсений Великий, говаривал в наставление братии из своих опытов: "подвизайся, сколько у тебя сил, чтоб внутренним твоим деланием, которое ради Бога, было побеждено все внешнее".

Макарий Великий, основатель и главный наставник знаменитаго подвижничеством Скита Египетскаго, в котором жил и Арсений Великий, говаривал обыкновенно братии, по окончании Божественной Литургии: "бегите братия". Однажды старцы возразили ему: "куда нам бежать далее этой уединеннейшей пустыни?" Великий угодник Божий показал им перстом на уста и повторил: "бегите братия".

Умоляю тебя: дай цену, дай должный вес деланию святых Отцев, которому они научились из Божественных откровений: дай цену деланию, которое соделает для тебя удобным спасение и преуспеяние; дай, хотя ты, цену деланию, – говорю с плачем и слезами, деланию, которое ныне отвергнуто монахами, попрано ими, погребено в глубокое забвение, в неизвестность, заменено, – не знаю чем, – какими-то играниями. "По Христе убо молим, яко Богу молящу нами, молим по Христе!" (2 Кор. 5, 20) – говорил Апостол. Увы! Ищу в себе самоотвержения и не обретаю его! Ищу человека, который бы решился отвергнуться волей своих и, обнаженный всякой воли, всецело захотел последовать Христу, исполнить Его волю, - и не встречаю такого человека! Тоскуют мои взоры между многолюдством как-бы в безлюдной пустыне, – не находят зрелища, на котором бы остановились с утешением!... Все мы возлюбили свои пустыя и глупыя пожелания, возлюбили тленное, временное, плоть и кровь, в них живущую – смерть вечную!... Путь узкий путь самоотвержения; тесно и на пути широком – своеугодия! Теснимся, торопимся, толкаем друг друга в преисполненную уже, в пресыщенную уже пропасть ада! – Есть и ныне подвижники, но нет на них венцов преподобных, венцов Христовых. Венец Христов – Дух Святый. Духом Святым венчает Христос Своих воинов победителей. Ныне не нисходит Дух: потому что подвижники подвизаются незаконно. "Аще и подвизается кто, - сказал Апостол, – не венчается, аще не законно подвизатися будет". "Никтоже бо воин бывая, - возвещает он, - "обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет" (2 Тимоф. 2, 4). Все, что препятствует самоотвержению и вводит в сердце молву, – купля житейская. Гневно взирает на нее Бог, – отвращается от воина, обязавшегося куплею житейскою! Потому святый Апостол убеждает ученика своего к истинному духовному подвигу: "Ты убо злопостражди яко добр воин Иисус Христов". - Говорит преподобный Исаак Сирский о подвижниках, не заботящихся об искоренении душевных страстей: "Они ничего не пожнут. Как сеющие в тернии не могут ожидать никакого плода, так и те, которые потребляют себя злопомнением и привязанностями; они ничего не возмогут совершить – лишь тщетно стонут на ложах своих от бдения и прочих утеснений. И свидетельствует о них Писание: "Мене день от дне ищут и разумети пути Моя желают, яко людие правду сотворшии, и суда Бога Своего не оставльшии; просят ныне у Мене суда праведна, и приближитися ко Господу желают, глаголюще: что яко постихомся, и не увидел еси? Смирихом души наша и не увидел еси? Во дни пощений ваших обретаете воли ваша" (Исайи 58; 2, 3), т.е. "исполняете мысли ваши, приносите их как всесожжения, идолам; вы признали как бы богами лютыя помышления ваши, вы приносите им в жертву самовластие ваше, честнейшее всех жертв, которое следовало бы вам освятить Мне благоделанием и чистою совестью" (Исаак Сирский сл. 58). – Говорит святый Симеон: "Если кто преложит любовь к Жениху Христу на любовь к чему-нибудь другому, тайно или явно, и сердце его удержано будет этою любовию; тот делается ненавистным, мерзостным Жениху, недостойным соединения с Ним. Он сказал: "Аз любящих Мя люблю" (Добротолюб. ч. 1, гл. 81.).

Послушай как древние иноки глубоко уважали делания святыя, какую давали им безценную цену! Мы, омраченные, неспособны даже понять этого: потому что не жили существенною, внимательною жизнию; – жили как-то легко, ветрено, как-бы шутя, как-бы веря и не веря вечности, двоякому воздаянию в ней. "Некогда Великий угодник Божий старец Даниил пошел с учеником своим из Скита в обитель горней Фиваиды, где жил Авва Аполлос. Отцы, услышав о пришествии его, вышли навстречу ему за семь поприщ от обители. Их было более пяти тысяч мужей, в числе которых пятьсот знаменосных. Представилось чудное зрелище! Они все лежали ниц на песке, ожидая принять Старца, как бы Ангелы ожидали принять Христа. Одни из них постилали ему под ноги свои одежды, другие – клобуки свои, и источники слез лились из очей их. Пришел Отец Аполлос и, подходя к Старцу, седьм крат падал ниц пред ним, покланяясь ему. Потом они приветствовали друг друга с любовию. Братия начали умолять Старца, чтоб сподобил их услышать из уст его слово спасения. Старец не скоро начинал говорить с кем бы то ни было. Они сели на песке вне монастыря. Церковь не могла вмещать их всех... Отец Даниил велел написать ученику своему следующее: "если желаете спастись, – держите нестяжание и молчание: потому что в этих двух деланиях – все монашеское жительство". – Написал ученик сказанное ему старцем и отдал одному из братии, который прочитал это братиям Египтянам. Все пришли в умиление и начали плакать (Патерик Скитский). Какова была жизнь Старца, что он возмог всю жизнь монашескую сократить в два слова! – и двумя словами положить решительныя границы для ума и сердца, определив делание спасения!

Какова была жизнь братии, как души их были богаты опытами внимания себе, разсматривания себя, что поняли всю глубину слова старцева и отвечали ему общим рыданием!

Нестяжание, – то же, что и умерщвление ко всему, – содержать в свободе ум от всего земнаго; а молчание, обратившееся в навык, дает ему всю свободу непрестанно глядеть в сердце. Вот живый образ истиннаго безмолвника, истиннаго инока, мертвеца для мира, таинственнаго священника и архиерея, приносящаго Богу непрестанную жертву глубоких, святых помышлений и чувствований, и жертву превысшаго их сердечнаго и умнаго молчания, – этого таинственнаго мрака, за которым непосредственно – - Бог. Послушай, что Господь сказал. Дай цену и вес словам Господа!... все для нас без цены и без весу!... С ценою и весом только одни наши пожелания!... "Подобно есть Царствие Небесное сокровищу сокровенну на селе, еже обрет человек скры: и от радости его идет, и вся, елика имать, продает, и купует село то" (Матф. 13, 44). – Что за сокровище? – Дух Святый, вводящий в душу Отца и Сына. – Какое село, на котором скрыто это сокровище? – Покаяние. – Как это село обретается? – Живою верою. – Что значит радость? – Разженная ревность к делу Божию, рождающаяся от живой веры. – Что знаменует: "скры"? -Молчание и безмолвие. – Что значит: "вся елика имать продает и купует село?" – Нестяжание. Все, все надо продать, всякое пристрастие, всякую сердечную наклонность, чтоб купить покаяние. Иначе оно не продается. Если удержана безделица сердцем, – не может сердце наследовать покаяния: эта безделица развлекает его. Скрыться надо молчанием. Скрыться не только от людей, – если можно, и от себя. Кто же это исполнит, того – село покаяние; кто приобрел это село – того сокровище – Всесвятая Троица. О! когда бы Она призрела на нас бедствующих в волнах невидимаго моря, даровала бы нам, мне и тебе, самоотвержением наследовать страну покаяния, соделалась бы нашим сокровищем, богатством неизмеримым и неисчислимым.

Позволь мне сделать тебе предложение: согласись, чтобы за молчание, когда будешь мало-помалу вводить себя в навыкновение молчания, тебя сочли немного странным, сказали бы о твоей странности и то и другое. Согласись на это с великодушием: оно не будет противно воле Божией и уединит более твое сердце. "Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, - заповедал Бог Своим Апостолам, – буй да бывает, яко да премудр будет" (1 Кор. 3, 18).

Пишешь: "дома у меня нет уединения, в храме оно часто нарушается... соединению мыслей мешает беспокойный помысл: за мною подглядывают". В Евангелии сказано: "назираху... да обрящут речь нанъ" (Лк. 6, 7). За кем "назираху"? За Господом. Позволь, чтоб и за тобою назирали, примирись с этим. Не отказывайся от чаши Христовой, как в этом случае, так и во всех. Скажи себе: "С Христом так поступали, от чего же со мною не поступать так?" Земная жизнь наша коротка – точно обман: ея скорби, по самой вещи, ничего не значат; – имеют столько значения, сколько им даем его. Смирение принесет в твое сердце мир, молитву, безмолвие. – Когда ты дома – думай, что ты с Ангелами; принеся услугу, обращаясь с ними, говори мысленно: "Ангелы Божий! примите служение от грешника". Сидишь-ли за трапезой, за чаем, за рукоделием, говори себе: "Сподобляюсь быть с Ангелами Божиими". Любовь к ближнему в Боге приносит сердцу утешение от Бога, а это утешение уединяет человека в самом себе. Он любит ближняго и вместе мертв для него; сердце его погружается в безмолвие, которое – начало любви Божией.

Пишешь: "Не освобождаясь от тревожных ощущений сердца, и волнений ума и принуждая себя к мысленному занятию, я только чувствую сильную головную боль и нервное разстройство". – Повторяю тебе, что все внешния волнения и тревоги должны быть побеждены внутренним деланием. Надо, чтобы с сердца началось обновление; сердце – корень. "Аще корень свят, то и ветви" (Рим. 11,16). Этот образ подвига установлен Самим Спасителем. "Очисти прежде внутреннее сткляницы и блюдя, - сказал Он: – да будет и внешнее има чисто" (Матф. 23, 26). Придет тревога – отвергни мысли, приносящия ее, уйми волнение крови, принимая за верное, что всякая мысль, приносящая тревогу, – Богопротивная, и опять продолжай молитвенное занятие. Во всех подвигах, в особенности же в молитве, требуется постоянство и терпение. Нетерпеливость сбивает нежный цвет ея, как иней и ветры сбивают цветы плодовитых деревьев. "В молитве терпите" (Колос. 4, 2), – сказал Апостол: это отличительное свойство упражнения молитвою. Сначала, вводя ум в молитву, приучая к ней, не держи его долго в ней, чтоб он не утомлялся излишне, но зато почаще вводи его в молитвенное занятие. Ах! Требует понуждения это занятие! Не любит преступник – ум наш – темницы молитвенной; ему нужна безумная свобода; с насилием надо влечь его в темницу, в узы; без того не укротится, не возвратится к здравому смыслу беснующийся. В свое время, когда он укротится, сделается тих, как Ангел, – выйдет ему навстречу сердце со всеми душевными силами, как с чадами, со всеми телесными способностями, как с рабами, – и бывает мир дому тому, святый мир от пресвятаго Господа, праздник велий обновления и воскресения. – Головная боль – обыкновенный первоначальный спутник глубокаго внимания слову Божию и молитве. "Живо бо слово Божие, - говорит Апостол, – и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судителъно помышлением и мыслем сердечным". (Евр. 4, 12). Не только у тебя она болит, не только болела у меня: болела она у святых Отцев, – и они это поместили во своих Писаниях, говорит преподобный Григорий Синайский: "И размены боля и главою многажды болезнуя, терпи та притрудне и рачительне, взыскуя в сердце Господа". Бывает по временам от упражнения в молитве разслабление всего тела, пот, жар; все это у начинающих; – у преуспевающих молитва укрепляет, питает душу и тело. Но пот бывает даже и у них. Впрочем, тебе преподан самый легчайший способ внимания и молитвеннаго подвига, чуждый всякаго труднаго механическаго телеснаго упражнения, для котораго необходима крепость здоровья. На мелочи, на все ощущения в теле, обращай как можно меньше внимания, наблюдай, чтоб ум твой пребывал в покаянии и удалялся от развлечения. Надеюсь, что головныя боли твои не будут долго продолжаться. И у меня продолжались не долго. После того, когда оне прошли, молитвенное занятие сделалось как бы более свойственным уму и более легким для него. Ты не требуй от ума твоего, при молитве, превышающаго силы его, например, нерушимой полной неразсеянности. Показывай мысленно немощь и ветхость твою Богу, говоря: "Господи! Ты видишь всю ветхость мою!" – и, терпя, терпи великодушно немощь ума твоего. Не напрасно и не без цели сказано: "Терпя, потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя: И вложи во уста моя песнь нову" (Псал. 39, 1-4). Во втором письме пишешь: "Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя, иже помыслиша неправду в сердце, весь день ополчаху брани. Изостриша язык свой яко змиин, яд аспидов под устами их. Сохрани мя, Господи, от руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя". - Как ты думаешь, кто человек лукавый, муж неправедный, грешник, весь день ополчающий брани, с ядом аспида под устами? – Это диавол. – Когда Святый Давид проклинает врагов, или правильнее, устами его Дух Святый, то в этих случаях надо всегда разуметь духов нечистых, врагов рода человеческаго, отнявших у нас рай, хотящих отнять дарованное нам Богом искупление и спасение. В Писаниии диавол иногда называется человеком. Так Спаситель назвал посеявшаго плевелы между пшеницею "врагом – человеком". Книга Псалтирь – возвышеннейшая духовная книга. В ней глубоко и подробно описан внутренний подвиг воина Христова. Часто употреблены прообразовательныя тени и иносказания, дающия книге таинственность и темноту – (не без причины на ней завеса!). Не надо принимать ее буквально: буквальное разумение Писания убивает душу. Необходимо разумение духовное: оно оживотворяет, поставляет на стези правыя, святыя. Дух Божий, заповедуя устами Давида совершенную ненависть к невидимым врагам душевным, научающий нас прибегать молитвою к Богу о сокрушении и истреблении их, – в то же время требует от нас любви ко врагам нашим – человекам, требует прощения нанесенных нам обид от наших ближних, требует этого с заклинанием: "Господи Боже мой, - молится Псалмопевец, – аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающим ми зла: да отпаду убо от враг моих тощь: да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит" (Пс. 7, 4-6). Здесь представлены две стороны, делающия зло: ближние, человеки, – и диаволы. Дух Святый научает нас, что мщением, воздаянием ближнему зла за зло, – словами-то, или делами, или помыслами, – человек призывает на себя брань невидимаго врага, побеждение, низложение им, потерю благодати. "Слава" – благодать Духа. "Молящийся за человеков, причиняющих обиды, – сказал преподобный Марк Подвижник, - сокрушает бесов; а препирающийся с первыми, сокрушается от вторых". Все это и ты испытал самым опытом. Итак отвергни все оправдания, которыя все неправильны, потому что противоборствуют заповеди Божией; постарайся непременно стяжать любовь к врагам, и доколе не возможешь взять этой твердыни, "укрепи брань", брань постоянную, повторяй приступы за приступами. То-есть молись за тех, от которых терпишь напасти, и исполняй заповеданное Господом относительно врагов в конце 5-й главы Евангелия Матфея, – получишь непременно исцеление! В свое время начнет развеваться знамя победы, знамя Креста Христова, на стенах твоего Иерусалима. – Знай: Божественное Писание, неправильно понимаемое и толкуемое, может погубить душу. Так сказал Святый Апостол Петр о Посланиях святаго Апостола Павла, распространив это замечание и на прочия книги Священнаго Писания (2 Петр. 3, 16), что особенно должно отнести к Ветхому Завету, исполненному прообразований, теней, а потому и священной мрачности. Осторожно обходись с мечем обоюдуострым – Писанием. Святые Отцы советуют новоначальным инокам более чем в чтении Священнаго Писания упражняться в чтении деятельных Отеческих сочинений, в которых объяснены подробно иноческие подвиги и указан путь к правильному разумению Священнаго Писания. И ты последуй этому святому и спасительному совету Отцев. По той же причине новоначальным полезнее для молитвословий читать акафисты и каноны, нежели Псалтирь. Но превосходнее всего, когда ум достигает до того, чтобы ему вполне удовлетворяться молитвою: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".

Пишешь во втором письме: "Жажду, а не жду от себя ничего добраго, ниже совершеннаго чувства покаяния или смирения". – Покаяние – дивная благодать Божия, безценный дар Божий, совокупность всех деланий иноческих.

Инок, воспитанный всеми частными деланиями, достигший значительной зрелости, оставляет многая оружия свои, облекается в одежду покаяния и в ней входит во внутреннюю душевную клеть свою. Когда он войдет туда и раздастся в ней благоухание священнаго кадила молитв сокрушенных и смиренных; тогда нисходит Дух к плачущей душе и благовествует ей мир от Бога. На все есть свое время "Времена и лета положил Отец Небесный во власти Своей" (Деян. 1,7). Ты не требуй от души своей излишняго; сиди при дверях покаяния с самоотвержением, как по всем отношениям вдовица, тем доказывай, что истинно желаешь смирения, от котораго – покаяние; податель того и другого – один Бог.

В прошедшем письме писал я тебе, как бороться с помыслами и возмущениями. Опять повторяю: препояшься мечем, облекись во всеоружие. Не удостоивай врагов твоих не только беседы, ниже слова, ниже воззрения. Только что услышишь глас войны, – вставай на сражение, возглашая твоим помышлениям и чувствованиям: "мужаимся и укрепимся о людех наших и о градех Бога нашего!" (2 Цар. 10, 12). Глас войны – нарушение мира сердечнаго. Едва мир сердца начнет нарушаться, колебаться, – знай: идут иноплеменики. И вот тебе завет от Бога относительно поведения твоего с иноплеменниками: "Избиеши я, пагубою погубиши я: да не завещаеши к ним завета, ниже да помилуеши их: ниже сватовства сотвориши с ними: дщери своея не даси сыну его, и дщери его да не поймеши сыну твоему: Отвратит бо сына твоего от Мене, и послужит бесом инем: и разгневается Господь гневом на вы, и потребит тя вскоре. Но сице да сотворите им: требища их разсыплете, и столпы их да сокрушите, и дубравы их да посечете, и ваяния богов их да сожжете огнем; яко люди святи есте Господеви Богу вашему и вас избра Господь Бог Ваш" (Второз. 7, 2-6). Сватовством и супружеством изображается здесь беседа с помыслами греховными, принятие, усвоение помыслов и ощущений греховных. Кумиры – предметы пристрастия, страсти, особенныя привязанности; их должно сжечь огнем молитвы, огнем любви по Богу. Требища – своя воля, воля плоти и крови; столпы – оправдания; дубравы тенистыя – плотский разум, которым заслоняется от нас Свет Божественный. Исполняли это повеление Божие истинные рабы Божий. Когда Давид завладел столицею Аммонитян, Раввафон, – "Бзя, – говорит Писание, – венеи , Малхома царя их с главы его, талант злата вес его и от камения драга, и бе на главе Давидове, корысть изнесе из града многу зело. И люди сущия в нем изведе, и положи на пилы и на трезубы железны и на секиры железны, и превождаше их сквозь пещь плинфяну. И тако сотвори всем градом Аммоним, и возвратися Давид и весь Израиль во Иерусалим" (2 Цар. 12, 30, 31). – Точно: славословие Бога, благодарение Богу за все случающееся скорбное, предание себя всецело воле Божией, с отвержением своей воли, молитва за врагов, благословение врагов, как орудий Промысла Божия, – и прочия святыя делания: – и пилы, и трезубы, и секиры, и пещь плинфяная для греховных помыслов и ощущений. Ум наш, – таинственный Давид, -царь и предводитель воинства Израильтян, – помышлений и чувствований Богослужебных, когда возмет град и грады иноплеменников, тогда возвращается во Иерусалим со всеми Израильтянами своими, – в град мира (Иерусалим – значит "град мира"), откуда выводила его война с иноплеменниками. На главе его венец Малхома – разум деятельный, приобретенный им на брани с греховными начинаниями, – в ея подвигах, трудностях, несчастиях и торжествах; с ним – "корысть многа зело" – опыты драгоценные, могущие препитывать, поддерживать его на будущее время, поддерживать и препитывать советующихся с ним. Талант весу в златом венце, приобретенном Давидом: тяжеловесен драгоценный разум деятельный; богатый опытностию, он не колеблется, не увлекается всяким являющимся уму помыслом, но с недоверчивостью разсматривает, испытывает его, хотя бы он и казался благим. Так Иисус Навин, военачальник Израильский, вопрошал представшаго внезапно пред ним неизвестнаго витязя, хотя то был Ангел: "наш-ли еси, или от супостат наших" (Иис. Нав. 5, 13).

Конец слова, заключеннаго в пределах совета: если случится пасть, победиться, увлечься, обмануться, согрешить пред Богом – - не предавайся унынию, малодушию. Тот-же преобразовательный Ветхий Завет говорит: "сице да речеши ко Иоанну (вождю Израильтян), да не будет зло пред очима твоима слово сие, яко овогда убо сице, овогда же инако поядает меч; укрепи брань" (2 Цар. 11, 25). Будь снисходителен к себе, не засуждай себя. При побеждениях прибегай к Богу с раскаянием, – и простится тебе побеждение твое: а ты снова за меч, и на сечу: – "Укрепи брань!" – - Упорною, постоянною войною возьми град! – Господь пришел призвать грешников на покаяние, а не праведников! Ты уподобляешь себя слепцу Евангельскому, вопиющему вслед Спасителю и возбраняемому... "Возстани , дерзай": Божественный Учитель "зовет тя... Вера твоя спасе тя" (Марк. 10, 49, 52).

К нам в редакцию пришло письмо от сестры по вере, в котором говорилось:

«Напишите статью про то, какое наказание следует мужчинам за то, что они бьют беременных жён, оскорбляют их родителей, матерятся перед всеми и оскорбляют. Общаются с девушками перед женой и т.д. Почему про это никто не пишет?! Одна девушка написала, что когда была беременной, муж избивал её так сильно, что она ребёнка потеряла от побоев.…».

Это письмо, как зов души этой сестры, просто не могло остаться без ответа, и оно побудило нас, в очередной раз, напомнить братьям о сунне в отношении сестёр, своих жён, которых они берут в жены твёрдым обещанием перед Аллахам.

Данная статья послужит как обращение к совести братьев и просьбой о возврате к Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в строении семейных отношений и роли женщины в семье.

Если в Исламе говорится о том, что у мужа есть определённые привилегии или какой-то статус, которого нет у жены, то очень многие это понимают неправильно. И основываясь на этом неправильном понимании, многие мужчины относятся к супружеской жизни как к приобретению «домашней рабыни» в роли жены. И вместо того, чтобы исправить жену, начинают скандалить, избивать и оскорблять её и её родню!

Нет! Такое отношение к семье и, в частности, к жёнам, не из Ислама, а оно просто бесчеловечно по Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Если мы вернёмся к Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение), прочитаем то, как он обходился с жёнами, то поймём, что в таком обращении к жёнам и есть истинная свобода женщин, свобода которую защищает Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение).

У каждого из членов семьи есть свои права. У мужа есть определённые права на жену и детей, а у жён есть свои права, которые также нельзя игнорировать, Сам Аллах и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сохраняли и сохраняют их права.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) – пример для всех мусульман. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) призывал быть лучшими к семье и подчёркивал, что сам является самым лучшим в отношении семьи. Более того, хорошее отношение к жёнам является признаком благого нрава мусульманина, по этому поводу Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

خيركم خيركم لأهله وأنا خيركم لأهلي

«Лучший из вас тот, кто лучше для своей семьи, а я лучший из вас для своей семьи ».

Быть лучшим в Исламе является быть лучшим к своей семье. То есть, показывать себя хорошим в людях, а дома быть тираном не является хорошим, и не является признаком благого нрава.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) шутил, игрался с жёнами, то есть не был постоянно строгим и напряжённым, но и не переходил границы, нарушающие его достоинство в глазах жён. Также он побуждал к этому других и говорил, что мужу, который будет так поступать, предназначено благое воздаяние. Пророк (мир ему и благословение) говорил:

كل شيء ليس من ذكر الله فهو لغو ولهو إلا أربعة خصال مشي بين الغرضين وتأديبه فرسه وملاعبته أهله وتعليم السباحة

«Каждое дело, начатое без упоминания имени Аллаха, является пустым (бессмысленным), кроме четырёх: 1. Исполнять нужды других. 2. Дрессировка своего коня. 3. Шутить и играться со своей семьёй. 4. Обучать плаванию » (ан-Насаи, аль-Байхаки).

Из хадиса явствует, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) призывал к мягкости и сам был таким. У Аиши (да будет доволен ею Аллах) спросили: «Какой был Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?» Она ответила: «Посланник Аллаха был настоящим мужчиной вне дома и дома, однако дома был мягким ».

Теперь подумайте, кто был самый лучший? Посланник Аллаха (мир ему и благословение)! Кто заслуживал больше всех уважения к себе и хорошего отношения? Посланник Аллаха (мир ему и благословение)! Однако, посмотрите, как Пророк (мир ему и благословение) был мягок и прост.

Пророк (мир ему и благословение) терпел эмоции своих домочадцев, выслушивал их жалобы и решал их проблемы, с которыми они обращались к нему, при этом проявлял терпение к ним, как к слабым творениям Аллаха.

Если кто-то скажет: «Это были жёны Пророка, а сейчас не те…», тогда мы ответим: «Брат, ведь ты тоже не Пророк и не какой-то особенный, а твоя жена ведь раба Аллаха, как и ты…».

А если жена не подчиняется тому, что говорит муж, то мужу нельзя прибегать к радикальным методам, рукоприкладству и т.д. Ему нужно мягко объяснить ей, если так не получается, то пусть разделит постель (не приближается к ней), если и это не приносит успеха, то пусть накажет, но только без увечий и телесных травм. Об этом в таком порядке повествуется в Священном Коране.

Если муж несправедлив и притесняет свою жену – это тяжкий грех, который на арабском звучит как «зульм» (притеснение, несправедливость). В День Суда будет спрошено с каждого притеснителя, кого бы ни притеснил, даже если притеснил животное.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Аллах говорит:

يَا عِبَادِي إِنِّي حَرَّمْتُ الظُّلْمَ عَلَى نَفْسِي، وَجَعَلْتُهُ بَيْنَكُمْ مُحَرَّمًا

Смысл: «О, Мои рабы! Я сделал недозволенным притеснение для Себя и между вами я сделал его запретным » (имам Муслим).

Также нужно не забывать, что если муж будет терпеть и скрывать недостатки своей жены, а она его, то им воздастся в День Великого Суда, а если муж исправит жену и наставит, то это для него лучше, чем весь мир и всё, что в нём находится.

Да поможет Аллах нам проявить терпение!

Ибн Мухаммад

Брат!
В твой чудесный праздник, в день рождения, я хочу тебе пожелать совсем немного.
Во-первых, здоровья и энергии: без них человек не может двигаться дальше.
Во-вторых, хороших друзей: их поддержка очень важна для любого человека.
В-третьих, настоящей любви: без неё всё в жизни теряет смысл.
Будь, дорогой братишка, всегда на той высоте, которую ты сам себе выбираешь и определяешь.
Смело смотри вперёд и не оглядывайся назад.
Определись, что для тебя счастье, и стремись к нему всегда!


100
Куплено и принадлежит сайту.

С Днем рождения прими поздравления, брат!
Хочу пожелать тебе исполнения всех твоих заветных желаний!
Пусть жизненная дорога будет полна только приятных сюрпризов!
Желаю тебе всегда огромной мужской силы и неубывающего здоровья!
Дорожи каждой минутой, радуйся и веселись!
Никогда не отчаивайся, пусть будут у тебя громадные достижения во всем!
В любви тебе - желанного счастья, идеал семьи, уюта и наслаждений!


74
Куплено и принадлежит сайту.

Брат, прими поздравительные слова!
С твоим классным Днем рождения!
Говорю от себя и желаю всего наилучшего!
Пусть твои глаза всегда горят от любви, счастья и увлечений!
Живи на полную катушку, всех тебе развлечений!
Будь здоров, имей много силы все годы своей долгой жизни!
Не хандри, а занимайся спортом! Будь богат!
Пусть с тобой всегда будут верные друзья!
Везения тебе крепкого, и радостей на каждый день!


Брату своими словами
67
Куплено и принадлежит сайту.

Для тебя, братишка, хочется желать наилучшего!
Чтобы никогда тебе не подводили ни друзья, ни здоровье!
Будь силен и отважен, как лев!
Стань стойким и крепким, как скала!
Будь сильным, как Геркулес!
Кушай с большим аппетитом, занимайся спортом!
Добивайся реализации своих планов!
Будь счастлив в любви!
Семейного тепла тебе, уюта и благополучия!
С Днем рождения!


54
Куплено и принадлежит сайту.

Дорогой братан! С днем рождения!
Желаю тебе крепкого здоровья и счастья!
Полных тебе карманов денег и многих дней с праздниками!
Веселись и резвись, как детстве, смейся во все зубы!
Добивайся своего, бери от жизни всё!
Пусть любовь окрыляет тебя и поднимает на великие дела!
Гори в любви и на работе, но не сгорай!
Пусть будут с тобой всегда лучшие друзья и я!


51
Куплено и принадлежит сайту.

Брат, любимый и родной! С Днем рожденья поздравляю!
И желаю в жизни добиваться реализации своих планов!
Добивайся высоких пиков побед! Пусть мечты сбываются!
Не отчаивайся, когда не везет! Говори, что везет все равно!
Смейся, от смеха прибавляются успехи и годы жизни!
Живи долго и в крепком здоровье! Не грусти и не тухни!
Веселись и бодрись, не теряй ни силы, ни оптимизма!
Пусть в любви будет все так, как ты хочешь! Будь молодцом!


47
Куплено и принадлежит сайту.

Как ты мне дорог, братик, и никакого друга мне не надо!
Ты для меня так много значишь! Крепчайшего здоровья тебе, братишка!
В День рождения хочу пожелать тебе огромного веселья!
Радуйся сегодня от души, получай приятные и ценные подарки!
Сохрани в сердце своем самые лучшие моменты!
Пусть отличные впечатления и настрои всегда будут с тобой!
Будь хозяином своих планов, достигай наивысшего!
Желаю тебе расцвета в карьере, процветания семьи!
Пусть в любовь станет сказкой реальной и продлится всю жизнь!


Брату своими словами
32
Куплено и принадлежит сайту.

Любимый братик, поздравляю с Днем рождения!
Желаю всегда быть таким же великодушным, сильным и телом, и духом!
Никогда не отчаивайся, иди к своим целям вперед и побеждай!
Пусть везет тебе в карьере и любви!
Сам люби всем сердцем и пусть жизнь дарит только приятные подарки!
Желаю тебе возвышенности в твоих увлечениях!
Следуй счастливой звезде и побывай везде в мире!


29
Куплено и принадлежит сайту.

Дорогой мой брат!
Сердечно поздравляю тебя с днём рождения!
Мы с тобой выросли вместе и шли всегда рядом.
Ты - один из самых близких мне людей.
Я желаю тебе не знать, что такое болезни и больницы.
Будь всегда уверен и твёрд в своих решениях.
Будь любим в своей семье и среди своих друзей.
Будь победителем в схватках с противниками и умей завоёвывать их уважение.
Будь мужчиной и настоящим человеком, чувствуй себя хозяином своей жизни!


27
Куплено и принадлежит сайту.

Хочу пожелать в твой День рождения – самого лучшего, братуха!
Будь силен и здоров всю жизнь!
Не пасуй перед трудностями, а с достоинством их преодолевай!
Стань победителем и лидером в любом деле!
Занимайся любимыми делами, они приносят радость!
Будь трудолюбивым, и пусть даются тебе заветные блага и богатства!
В любви летай и твори, пусть тебя искренне и безмерно любят!
Пусть все, что ты наметил, сбудется в ближайшее время!


25
Куплено и принадлежит сайту.

Невозможно поставить под сомнение тот факт, что самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья – люди, которые всегда поддержат и будут рядом в любую минуту. Но часто бывает так, что самым близким членом семьи является именно брат, который становится верным другом по жизни. С родителями не всегда можно поговорить, о чем угодно в силу различий в возрасте и противоположных взглядов на многие вещи. Зато человек, с которым довелось вместе расти, вместе пойти в школу, достигать успехов, ссориться и мириться всегда останется особенным, куда бы впоследствии вас не раскидала жизнь.

Брат – это человек, который понимает с полуслова, потому что между вами особая родственная связь. К сожалению, не всегда люди, которые были близки в детстве, остаются такими на протяжении всей жизни, даже если они родственники. Причиной длительной разлуки с братом может стать крупная ссора, недоразумение или серьезная обида, но нет такой проблемы, которую нельзя было бы решить. Можно снять трубку телефона, сделать всего один звонок и конфликт будет исчерпан, а можно пойти более оригинальным путем и напомнить о себе близкому человеку посредством написания ему стихов.

Нужно ли посвящать стихи брату?

Кому-то написание стихов для брата может показаться странным – то ли дело писать их возлюбленной или маме . Даже во время крупной ссоры брата достаточно хлопнуть по плечу и улыбнуться, чтобы наступило долгожданное примирение, но с виду мелкие обиды очень ярко отпечатываются в памяти и не забываются с годами. Поэтому посвятить стих брату и попросить в нем прощение за содеянное является очень мудрым и взрослым решением. Однако, в том и заключается прелесть стихов, что их можно дарить и без повода. Возможно, он уже живет в другом городе самостоятельной жизнью и детство позади, но ему в любом случае приятно будет слышать стихи, написанные в его честь.

Чаще всего люди не заморачиваются и подыскивают в интернете подходящие строки для близкого человека. Это не такой уж и плохой вариант, но, чтобы поразить по-настоящему, лучше попытаться написать стихи самостоятельно. К этому не у каждого есть способности, но их можно развивать, главное – не лениться и постоянно искать вдохновения. Стихи – это высшая форма человеческой мысли, так почему бы не выразить ее на бумаге и не посвятить родному человеку.

Когда и как писать стихи брату?

Желание написать брату стихи может возникнуть спонтанно, а может вынашиваться месяцами, но какой бы ни был повод, к этому процессу нужно подойти с душой. Даже если общение с братом было прервано на длительный срок, ему будет очень приятно прочесть строки, адресованные только ему. Уместно поздравить брата в стихотворной форме с днем рожденья или с повышением на работе, но бывают случаи, когда к написанию стихов толкает менее радостная причина. К примеру, давняя ссора или конфликт, который требует разрешения. Нужно помнить, что жизнь одна и в ней всегда нужно стараться найти примирение с близкими. И как нельзя лучше это можно сделать с помощью поэзии.

Извиняться, как и признаваться в любви, во все времена было принято с помощью стихов. Для начала лучше попробовать выразить свои мысли и переживания в прозе и только потом попробовать рифмовать слова. Даже начинающий поэт, но пишущий с душой произведет впечатление своим произведением. Мужчины по своей природе менее эмоциональные существа, но читая стих, написанный родным человеком, невозможно остаться равнодушным. Даже если брат находится далеко, он обязательно предпримет попытку связаться и поговорить, ведь поэзия пробуждает самые лучшие чувства и учит прощать.

Писать стихи брату лучше в спокойной обстановке, без отвлекающих факторов – это отлично поможет сосредоточиться. В наш современный век письма принято отправлять по интернету, но родному человеку лучше писать их от руки и отправлять почтой – тогда сказанные слова обязательно дойдут до сердца и произведут впечатление.

Великая сила поэзии

Поэзия не только делает мир лучше, она еще способна повлиять на отдельно взятого человека или на его взаимоотношения с кем-либо. Она поможет сгладить обиду и разрешить недопонимание. Брат обязательно оценит написанное для него произведение и, возможно, захочет написать ответ в таком же духе. Даже живя на расстоянии можно поддерживать отношения посредством написания стихов друг другу – это не только расширяет кругозор, обогащает речь и улучшает память, но и помогает чувствовать себя рядом с человеком, который находится далеко.

Но даже, если брат находится рядом – в соседней комнате или в доме напротив, ему будет не менее приятно прочитать стихи, написанные для него, потому что стихи выражают самые лучшие чувства – любовь, привязанность, заботу о родном человеке, которую невозможно выразить простыми словами.