Опыт работы по квиллингу в доу. Техника квиллинг как средство творческого развития детей подготовительной к школе группы

Для детей данная техника бумагокручения даёт большие возможности для развития мозга, речи, творческого воображения. Главную причину, по которой стоит приобщать ребёнка к этому искусству, можно выразить словами В.А. Сухомлинского: “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию малыша. Простые упражнения помогают снять напряжение мышц всего тела, способствуют улучшению звукопроизношения. Развитие мышц кистей и пальцев рук ведут к взаимосвязи между правым и левым полушариям головного мозга ребёнка и синхронизации их работы. Чем теснее эта связь, тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Чтобы ребёнок легко и быстро учился, ловко выполнял любую работу, необходимо с раннего детства и в течение всего школьного периода необходимо развивать кисти и пальцы рук. Именно эту работу выполняет декоративно-прикладное искусство - квилинг.

Квилинг требует от мастеров и мастериц много терпения и трудолюбия.

Тема: “Бумажная филигрань”.

  • продолжить работу по ознакомлению детей с элементами техники филигрань; расширение кругозора;
  • развитие мелкой моторики, внимания, творческих способностей учащихся;
  • воспитание трудолюбия, уважения к людям труда, любви к природе, родному краю.

Оборудование: компьютер (моноблок, ноутбук MacBook);

Используемые программы:

  • OpenOffice,
  • iTunes,
  • iPhoto,
  • iMovie,
  • Skype.

Наглядность:

  • образцы изделий, выполненных в технике филигрань;
  • фильм “Квилинг” (автор - Очиева Р.А.);
  • фильм “Лучшая из школ” (автор - Очиева Р.А.);
  • мягкая игрушка “Солнышко”;
  • записи птичьих голосов;
  • рисунки детей;
  • звуковой файл с записью игры на аккордеоне (Четкарёв Александр, ученик 3 класса РЦДО).

Инструменты:

  • ножницы,
  • кисточки для клея,
  • инструменты для скручивания спиралей из бумажных полосок.

1. Оргмомент.

Упражнения на позитивный настрой к занятию, приветствие гостей.

Добрый день, планета Земля!

Добрый день, родная страна!

Добрый день, Марий Эл!

Добрый день, родная школа!

Добрый день, друзья!

2. Гимнастика для глаз. (“Бабочка”, “Восьмёрка” и др.)

Вступительное слово учителя.

Сегодня необычный день. 1 декабря наша любимая школа отмечает свой 50-летний юбилей. Это большое событие в жизни нашей школы, учителей, учащихся, тех, кто учится сейчас, тех, кто учился когда-то. А в день рождения принято дарить подарки. А какие подарки приятно получать? (Сделанные своими руками).

Сегодня мы с вами будем делать подарки для любимых учителей, друзей.

3. Основная часть.

1) Развитие воображения у детей.

1 декабря - начало зимы. Все времена года по-своему хороши, но зимними холодными днями мы часто вспоминаем летний тёплый солнечный день. Я предлагаю всем отправиться в необычное путешествие на лесную полянку.

Закройте все глазки, представьте, что мы оказались на поле, на лугах. Поют птицы, всюду полевые цветы, они радуют нас. (Включаю звуковой файл с записью пения птиц) (Приложение 1)

А кто же нас встречает на полянке?

Красная девушка по небу ходит. (Солнышко)

Нас встречает солнышко. Оно радуется встрече с нами! А вы?

Ярко светит солнце,
В воздухе тепло,
И куда не глянешь,
Всё кругом светло!
По лугах пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Тёмные листы. И.Суриков

2) Загадки о цветах.

А знаете ли вы полевые цветы?

Какой колокольчик не звенит? (Цветок)

Рос шар бел,
Дунул ветер и шар улетел. (Одуванчик)

Стоят в поле сестрички -
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

(Демонстрация картинок с изображением цветов).

Как будто вдруг свершилось чудо:
Кругом, куда ни бросишь взгляд, -
Цветы, цветы, цветы повсюду
Весёлым пламенем горят! И.Дружинин

3) Физкульминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, (руки отвести в сторону)
Больше спать не захотел.(повороты туловища вправо, влево)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел! (Взмахи руками вверх, вниз)

4. Сообщение темы урока. Работа над темой.

1) Задания на карточках.

Солнышко приготовило конвертики. Загляните в них! Что там?

Соберите слова из карточек.

Кто из вас сможет объяснить значения этих слов?

Техника филиграни.

При изготовлении ювелирных украшений особое место занимает техника филиграни которая состоит в образовании сложных кружевных узоров вручную из разной длины отрезков тонкой проволоки, гладкой или крученой, круглой или плоской. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т.д.

В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки.

Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Квилинг - техника бумагокручения (бумажная филигрань).

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги. В 15 веке это считалось искусством. В 19 веке - дамским развлечением. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлеклась данным искусством (ювелирные и интерьерные изделия из золотой и серебряной бумаги не отличить от настоящих) хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. В 20 веке техника бумагокручения была забыта. Лишь в конце прошлого столетия квилинг снова стал популярным.

Изящные букеты и предметы интерьера снова радуют многих людей по всему свету. Изделия из квилинг отличаются красотой и изяществом. Подарки, сделанные в технике квилинга, принесут родным, близким, друзьям ощущение праздника, света, задора.

Творчество квилинга не имеет возрастных ограничений.

2) Демонстрация фильма “Квилинг”.

(Просмотр презентации по адресу:

3) Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня мы не только будем любоваться красивыми цветами на солнечной полянке. Мы сами будем собирать и оформлять букеты и цветочные композиции, используя технику квилинг - бумагокручения. А солнышко будет смотреть на нас и любоваться результатами нашего труда.

4) Повторение правил пользования ножницами и клеем.

5. Физкультурная минутка для рук.

Птичка пёрышки помыла,
Птичка пёрышки сложила,
Птичка клювом повела,
Птичка зёрнышки нашла.
Поклевала, поклевала...
Птичка пёрышкираскрыла,
Полетела, полетела.

6. Практическая работа.

1) - Я предлагаю вспомнить приёмы изготовления основных форм: “тугая спираль”, “спираль”, “капелька”, “глазок”.

7. Составление и чтение плана работы.

План работы.

1. Склеить из простых форм сложные цветы и листья.

2. Составить композицию из готовых деталей.

3. Наклеить детали на основу.

4. Привести рабочее место в порядок.

8. Самостоятельная работа. (Во время работы звучат записи с пением птиц).

(Приложение 1)

Проявите фантазию при составлении композиций! Работа требует терпения, усидчивости и трудолюбия.

(Во время самостоятельной работы произвожу фотосъёмку и видео съёмку.)

9. Подведение итогов.

1) - Чему научились на этом занятии?

(Демонстрация работ детей).

Солнышко восхищается вашими работами. Какие у вас замечательные получились композиции. А вы - настоящие мастера своего дела. Да у вас золотые руки. Как вы старались!

2) Пословицы о труде.

А знаете ли вы пословицы?

1. Труд человека кормит, а лень портит.

2. Терпение и труд всё перетрут.

3. Кто не работает, тот не ест.

4. Маленькое дело лучше большого безделья.

5. Без дела жить - только небо коптить.

Пословица - народная мудрость. Чему учат нас все эти пословицы? (Труд учит, кормит, облагораживает человека).

3) Подарки школе.

1. Игра на аккордеоне.

2. Рисунки детей.

3. Фильм “Лучшая из школ”.

4) Заключительная часть.

Солнышко прощается с нами и говорит вам: “Спасибо!”. До новых встреч!

Ребята, солнышко нас согревает, мы тянемся к нему, оно щедро дарит нам свет, тепло. Но и мы, люди, должны быть такими же щедрыми, добрыми, ласковыми, чтобы к нам, как к солнцу тянулись люди. Будем излучать тепло, свет, приносить людям радость!

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме

«Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель МБДОУ №25 Буданцева Анна Андреевна

Цель: формировать у педагогов представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства - квиллинге, как средстве развития творчества детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области работы с бумагой;

Научить на практике создавать простейшие фигуры из квиллинга;

Показать возможности квиллинга для развития творческих способностей детей.

Оборудование: полоски бумаги для квиллинга,зубочистки, картон, клей, ножницы.

Предварительная работа:

Подбор методической литературы, материала по теме;

Подготовка материала для практической работы.

Ход мастер-класса

1.Постановка проблемы

Доказано, что дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и т.д. Эффективным средством развитиятворчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ могут стать занятия квиллингом. Кроме того это еще и замечательный способ развития мелкой моторики. Этот вид работы с бумагой очень нравится детям, однако многие педагоги боятся использовать его на практике, т.к. плохо представляют себе сам процесс. Сегодня мы познакомимся с квиллингом как видом искусства и научимся выполнять простые поделки.

Из истории квиллинга

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время во многих европейских странах и в Соединенных Штатах, где получила название «квиллинг». У квиллинга длинная история: филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае. Во Франции и в Италии бумажная филигрань начиная с XVI века, использовалась монахами для украшения и обрамления священных образов, как скромный заменитель золотой и серебряной филиграни. Из этих стран искусство бумажной филиграни распространилось в Англии, первоначально активно практикуясь в знатных домах времен Стюарта, чтобы в дальнейшем утвердиться вплоть до викторианского периода. Специализированные журналы представляли технику квиллинга и различные проекты с подробными объяснениями: классические предметы для декора, коробочки для чая и для инструментов, «грелки» на чайник, различные шкатулки и корзины. Даже проводились настоящие учебные курсы по квиллингу в самых элитных школах. Ценительницами этого искусства считаются такие коронованные особы, как дочь Георга III Элизабет, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга, королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали его образцы, а также такие интеллектуалы, как Джейн Остен и сестры Бронте. Из Англии квиллинг перекочевал в Северную Америку с колонизаторами, и здесь в первой половине XIX века некоторые столяры-краснодеревщики изготавливали коробочки и шкатулки с вставленными стенками, декорированными в технике бумажной филиграни, как если бы речь шла о мозаике. Эту необычную обработку и называют мозаикой. Начиная с конца XIX века популярность квиллинга постепенно пошла на убыль, почти до полного забвения, чтобы снова возродиться в наши дни в более современной форме, но с очарованием и изысканностью, не уступающими тем, что были в прошлые века. У этой техники много поклонников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии», настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, во время которого можно было полюбоваться старинными изделиями и современными творениями. По квиллингу проводились две крупные выставки: первая в 1927 году в Лондоне, другая - в 1988 году в Нью-Йорке, в Флориан-Папп Галерее, где были выставлены на продажу настоящие шедевры.

С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - она не развалится и не сломается. Одним словом, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда его переняли на Востоке. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. (Рассказ сопровождается показом слайдов-иллюстраций.)

Надо заметить, что корейская школа квиллинга несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. С детьми удобнее всего использовать простые зубочистки. Это приводит нас к вопросу об инструментах для квиллинга . Мастера квиллинга используют достаточно много инструментов. Это:

Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели. Можно изготовить такой инструмент из пробки от бутылки и иголки с длинным и широким ушком.

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы . Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

При работе с детьми достаточно ограничиться зубочистками. Клей лучше использовать ПВА – бутылочки с дозатором удобны для детей и он прочно соединяет детали.

Бумага для квиллинга сейчас доступна в книжных магазинах. Она представляет собой нарезанные полоски шириной 3 мм. Можно приобрести пачку цветной бумаги для принтеров и нарезать ее. Для детей можно нарезать полоски чуть более широкие – 5-7 мм. Подойдет также двухсторонняя тонированная бумага для детского творчества.

Техника квиллинга

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию, Вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.

2.Практическая часть

Сегодня мы все вместе попробуем изготовить букет. Для этого каждый из Вас сделает несколько цветочков и листиков. Перед Вами на столах лежат необходимые материалы (полоски бумаги, клей, зубочистки, подносы для складывания готовых элементов). Мы начнем с простых элементов,с которых можно начинать работу с детьми. Прежде чем начать, предлагаю подготовить наши пальчики, как Вы сделаете это с детьми. Вспомните любую пальчиковую игру и проведете ее с нами (2-3 человека).

Пальчиковая гимнастика: “На морском дне"

Вот плывут медузы в гости, на арбузы.

Шевелит усами рак - старый доблестный моряк.

Рыбки веселятся и по дну резвятся.

А по дну гуляет краб, охраняет рыбий штаб.

Вот морские петушки выпрямляют гребешки.

Все крутились, веселились и куда-то схоронились.

Что случилось? Что стряслось?

Подплывает страшный гость.

Тишина, плывет акула!

Пасть разинула, зевнула.

Улеглась на бочок и уснула на часок.

Теперь наши руки подготовлены к работе, можно приступать.

Изготовление элементов «капля» и цветочков из них.

Создание коллективной работы (см.приложение 1)

3.Обратная связь, подведение итогов.

Вот такой замечательный букет у нас получился. Надеюсь, и вы получили удовольствие в процессе его создания.

Итак, наш мастер-класс подходит к концу.Выскажите, пожалуйста ваши замечания, пожелания.

Обмен мнениями-

В заключение предлагаю Вам сделать следующее задание. Теперь, когда Вы получили первоначальное представление о том, что такое квиллинг, попробуйте каждый сформулировать тезисно- в чем заключается польза занятий квиллингом с детьми?

Пять минут работают самостоятельно, затем обмениваемся мнениями и формулируем общие положения:

Польза от занятий квиллингом с детьми:

1.Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения.

2.Способствует развитию эстетического вкуса, воображения.

3.Способствует развитию усидчивости, терпения, воспитывает аккуратность.

4.Способствует расширению кругозора, помогает в изучении цветов, форм.

5.способствует развитию образного и пространственного мышления.

6.Учит следовать устным инструкциям.

7.Стимулирует развитие памяти.

На этом наш мастер-класс подошел к концу. Спасибо за сотрудничество.

Список литературы

1.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы.-М:Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.

2.Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. -Москва. Просвещение, 1991.

3. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.

Интернет-ресурсы

1.http://allforchildren.ru/

2. .http://stranamasterov.ru/


МДОУ «ДСОВ №101»

«Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Составила:

воспитатель

Денисюк О.П.

Братск, 2011 г.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Квиллинг (в переводе с англ. обозначает – БУМАГОКРУЧЕНИЕ) – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток

В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И, только в конце прошлого столетия, квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Инструмент для квиллинга также бывает различный. В Европе для скручивания полосок используют пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки, на конце которого сделана прорезь. Мне не очень понравилась эта идея, так как при скручивании получается деталь с крупным и неровным отверстием в центре. Однако для детей этот инструмент подходит.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Подходит цветная бумага для принтеров «Радуга». Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3-7 мм.

В процессе работы в технике «квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи :

Обучающие:

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Список литературы

1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-”Просвещение”, Москва 1982.

2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- “Росмэн”, Москва 1996.

3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-”Университет”, Москва 2000.

4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.- Полигон С.-Петербург 1998.

5. http://stranamasterov.ru/technics

Юлия Ильина
Техника квиллинг как средство творческого развития детей подготовительной к школе группы

По данной теме была написана дипломная работа, на преддипломной практике реализована программа. Представляю вам текст доклада, защита прошла на "5".

Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии!

Представляем вашему вниманию ВКР по теме: Техника квиллинг как средство творческого развития детей подготовительной к школе группы

Наша работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения

Актуальность. Современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования. Проблема всех педагогов, согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. У человека должны быть сформированы творческие способности, развито нестандартное видение мира, новое мышление. Поэтому проблема творческого развития ребенка приобретает особую актуальность.

Художественное творчество, которое воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра, способствует решению данной проблемы.

Очевидно, что в период дошкольного воспитания у детей закладываются основные навыки и умения творческой деятельности. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях по продуктивным видам деятельности является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.

Формирование творческой личности должно начаться уже в дошкольном детстве, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития образного мышления, воображения, составляющего основу творческой деятельности.

В соответствии с ФГОС одной из задач образовательной области «Художественное развитие» является формирование эмоциональной, эстетической ориентации детей дошкольного возраста к различным видам и жанрам искусства, активизации творческого начала в процессе продуктивной деятельности. Совершенствуя в детях художественное восприятие, эстетический вкус, развивая способность анализировать и понимать средства выразительности (цвет, композиция, стилистика и т. п., на выполнения работ в технике квиллинг дает возможность воспитать грамотную художественно - творческую личность будущего школьника.

Однако при многообразии педагогических исследований на занятиях по изобразительной деятельности методика работы с детьми носит узко дидактический характер. Формальный подход к усвоению знаний детьми по художественной деятельности, однообразное использование одних и тех же методов обучения отбивает интерес к художественной деятельности, в результате чего детские работы неинтересны, невыразительны, однотипны, сюжеты не развернуты, дети не знают и не умеют пользоваться художественным материалом. В настоящее время мы видим, что педагоги бывают, недостаточно владеют различными художественными техниками, часто затрудняются при выборе специфических художественных материалов, не учитывают их выразительных свойств. Это ведет к тому, что дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Квиллинг (в переводе с англ. обозначает – бумагокручение) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Значение занятий квиллингом:

Развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

Развитие художественно – графических умений и навыков;

Развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

Становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает фантазию и художественные возможности. Эта техника развивает чувство прекрасного, помогает само выражаться, развивает чувства вкуса, что немаловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка.

Многие ученые и педагоги, такие как: Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, С. В. Погодина, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, исследуя проблему развития творчества детей установили, что включение ребенка в различные виды художественной деятельности, в том числе изготовление работ в технике квиллинг – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития его художественно творческих способностей.

Сейчас квиллинг – это очень популярное направление в работе с детьми. Очень многие педагоги используют его в своей практике.

В связи с этим мы выделили параметры нашей работы:

Объект – техника квиллинг.

Предмет – творческое развитие

Цель – определить влияние техники квиллинг на твоческое развитие детей подготовительной к школе группы.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью теоретического обоснования.

2. На основе анализа теоретических источников наметить пути формирования технических навыков у детей подготовительного дошкольного возраста в квиллинге.

3. Выявить уровень творческого развития у детей подготовительной к школе группы МКОУ СОШ с. Мгачи

4. Разработать и апробировать кружок «Волшебный завиток» по творческому развитию детей посредством техники квиллинг

Гипотеза: если ребенок в процессе работы над техникой квиллинг научится видоизменять форму базовых элементов, составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции, заполняя декоративное пространство выразительными образами то уровень его творческого развития повысится.

В теоретической части работы проведен анализ литературных источников по следующим вопросам -

1.1. История, основные виды и технические приемы в технике квиллинг

1.2. Психологические особенности развития детей подготовительной к школе группы в технике квиллинг

1.3. Творческое развитие детей в технике квиллинг

1.4. Методика работы в технике квиллинг

Проанализировав теоретические и методические источники, мы сделали вывод, что в подготовительной к школе группе психологическое развитие детей достаточно для того, чтобы с интересом заниматься квиллингом.

Развивая творческие способности в процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни.

Техника квиллинг развивает чувство прекрасного, помогает само выражаться, развивает чувства вкуса, что немаловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка.

Очень важно правильно организовывать занятия с детьми, соблюдать при этом методику, чтобы ребята не потеряли интерес к квиллингу.

Таким образом, при правильной организации работы и хорошо подобранных методов воспитателем, дети легко и с интересом будут учиться квиллингу.

Опытно-педагогическая (исследовательская) работа проводилась в подготовительной к школе группе при МКОУ СОШ с. Мгачи Александровск-Сахалинского района, в 2 этапа – констатирующий, формирующий.

Исследовалась группа воспитанников в количестве 6 человек, 3 мальчика и 3 девочки.

На констатирующем этапе решались следующие задачи :

1. Выявить уровень творческого развития детей подготовительной к школе группы МКОУ СОШ с. Мгачи

2. Проанализировать содержание предметно-развивающей среды

3. Разработать план кружковой деятельности «Волшебный завиток»

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования :

1. Диагностика.

2. Беседа с воспитателем.

3. Анализ предметно-развивающей среды.

Для выявления уровня сформированности творческого развития были использованы показатели

1. Степень увлеченности

2. Выразительность образа, колористическое решение

3. Комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, умение составлять композицию на основе художественного замысла

4. Самостоятельность и оригинальность

в соответствии с уровнями

Высокий уровень. (12-11 баллов) Ребенок в процессе творческой деятельности очень увлечен, захвачен работой. Не обращается к воспитателю за помощью, сам находит новые решения. Во время изображения вносит свои дополнения. Из знакомых элементов комбинирует новые сочетания. Использует всю цветовую гамму. Работа полностью доведена до конца.

Средний уровень (10-7 баллов): Во время творческой работы увлечен, но быстро теряет интерес. Иногда обращается за помощь к воспитателю, но в основном сам пытается найти наилучшее решение. Вносит незначительные элементы, пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Использует почти всю цветовую гамму. Работу может не закончить из-за отсутствия заинтересованности.

Низкий уровень (6-4 балов): В процессе творческой деятельности не наблюдается заинтересованности, увлеченности работой. Полностью пытается скопировать предоставленные воспитателем изделия, не использует дополнения в своих рисунках другими элементами квиллинга, не пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Использует в работе 2-3 цвета. Работа не завершена.

Работа проводилась по плану.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что высокий уровень показал 1 ребёнок, он использовал разнообразные цвета в работе, придумывал свои сочетания, проявил самостоятельность. У 4 детей средний уровень, что составило 66%, они не придумывают новые сочетания элементов и проявляют меньшую самостоятельность. У 17% детей низкий уровень, они не проявляют творческой заинтересованности, часто обращаются к помощи взрослого, затрудняются подбирать цветовую гамму.

Проведя беседу с воспитателем мы сделали вывод, что работа с детьми в технике квиллинг проводится. Квиллинг не входит в образовательную программу, поэтому в группе организован кружок, в рамках которого воспитатель и занимается с детьми квиллингом.

В процессе обследования групповой комнаты мы выяснили, что в центре собран лишь материал для художественного творчества, но не в полном объеме. Отсутствуют образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных.

Таким образом, мы пришли к выводу, что техника квиллинг детям знакома. Воспитатель в рамках кружка использует разнообразные нетрадиционные техники для повышения уровня творческого развития детей.

Результаты диагностики показали, что западающими являются критерии «Комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, умение составлять композицию на основе художественного замысла» и «Степень увлеченности». На эти критерии мы обратили внимание на формирующем этапе.

На формирующем этапе были поставлены следующие задачи :

1. Включить воспитанников подготовительной к школе группы в образовательную деятельность по реализации части кружка «Волшебный завиток»

Для реализации задач была составлена программа «Волшебный завиток».

План кружковой деятельности разработан на полгода, мы реализовали часть, так как практика проходит месяц.

В ходе реализации кружка проведены различные формы работы:

На 1 неделе я провела «Вводное занятие. История возникновения квиллинга. Знакомство с основными формами» . Дети уже были знакомы с техникой квиллинг. Поэтому сначала я рассказала им интересные факты из истории квиллинга, напомнила им инструменты, формы роллов. После этого мы посетили выставку работ воспитателя, для того чтобы заинтересовать детей и смотивировать их на дельнейшую деятельность.

2 неделя:

Занятие с использованием ИКТ «А что мы можем сделать?»

Использовала презентацию, в которой были фото работ в технике квиллинг, выполненных детьми. Занятие проведено с целью определения интересов детей и выбора тематик дальнейших занятий.

Занятие «Весенний цветок»

Практическое занятие, во вводной части использовала беседу, загадывание загадок. Затем дети самостоятельно изготовили цветок, после моего подробного объяснения, показа образца.

3 неделя:

Поделка «Цыпленок»

В начале: загадывание загадки, анализ образца – из каких частей состоит, какие детали понадобятся. Изготовленную поделку дети использовали в дальнейшей игре.

Творческое задание «Морские фантазии»

Начала занятие с беседы, в которой мы помечтали о море. Затем дала детям творческое задание на тему «Морские фантазии». Помогала детям индивидуально.

4 неделя:

Поделка «Ящерка»

Во вводной части рассматривание иллюстраций с ящерицами. Затем показала образец, предложила детям украсить свою ящерицу.

Коллективная работа «Весенние фантазии»

Проходила итоговая коллективная работа 2 дня. Предоставила детям самостоятельность в придумывании сюжета, выборе цветов, распределении работы между собой. В целом руководила работой только в случае затруднений.

Для закрепления навыков были использованы дидактические игры в режиме дня:

Игра «Повтори узор»

Игра «Матрешки»

Игра «Вторая половинка» в которых я закрепляла умение классифицировать элементы узора по форме и цвету, умение подбирать заданные цвета и оттенки, умение конструировать симметричный узор из элементов квиллинга.

Так как работа практического характера, то на формирующем этапе проведен контрольный метод исследования.

Для проверки результатов и подтверждение предполагаемой гипотезы, была проведена повторная диагностика Погодиной, направленная на выявление уровня творческого развития детей в квиллинге.

Дети проявляют больший интерес к квиллингу, используют разнообразные элементы в работе, меньше обращаются за помощью к воспитателю.

Высокий уровень показали 5 детей, что составило 83%. Они были очень увлечены, использовали всю цветовую гамму, выполняли новые элементы, проявили самостоятельность, творчество, воображение.

На среднем уровне был один ребенок, что составило 17%, девочка стала более самостоятельной, использовала больше цветов и новых элементов в работе.

Низкого уровня по итогам диагностики не было, что мы считаем большим успехом.

Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя исследование по вопросу, мы пришли к выводу, что проведенная работа подтвердила необходимость творческого развития дошкольников через занятия квиллингом.

В ходе работы мы апробировали некоторые элементы программы «Волшебный завиток», из них 2 теоретических занятия, 6 практических, 3 дидактических игры.

В результате количество детей на высоком уровне возросло с 17% до 83%, средний уровень снизился с 66% до 17%, низкого уровня выявлено не было.

Считаем, что цель нашей работы была достигнута, а гипотеза подтверждена, так как мы обосновали влияние техники квиллинг на творческое развитие детей подготовительной к школе группы.

На основании проведенных исследований по данной теме нами были разработаны следующие методические рекомендации по дальнейшей реализации кружка:

Использовать различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Если нет возможности использовать специальную бумагу для квиллинга, то можно нарезать обычную цветную офисную бумагу с помощью шредера.

Вместо специального инструмента для накрутки роллов можно использовать зубочистку с расщепленным кончиком.

Для занятий брать группу из 6-8 человек, тогда проще осуществить индивидуальный подход к детям.

Обращать внимание на возрастные особенности детей.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработана программа кружка «Волшебный завиток», методические рекомендации для ее реализации, конспекты занятий, технологические карты, методическое пособие для воспитателей.

В приложении представлены планы констатирующего и формирующего этапов, диаграммы, таблицы, конспекты занятий, технологические карты, пособия для воспитателей, программа кружка «Волшебный завиток»

При написании работы было использовано 20 литературных источников, из них 6 основных.

Спасибо за внимание!