Оформление математического уголка в подготовительной группе. Предметно-развивающая среда по математике в доу

Уголок занимательной математики.

Создание педагогических условий.

Для того чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно .

Для эффективного решения образовательных задач очень важно оснастить группу детей необходимыми игровыми пособиями. В игровой комнате отводится специально оборудованное место, где концентрируются все игры и пособия –

Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

«Уголок» - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Задачи «Уголка занимательной математики»:

1. Целенаправленное формирование у детей 4 – 7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

2. Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.

Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приёмами руководства самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлечённость педагога – основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм.

Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы»; головоломки; логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.

В настоящее время во многих детских журналах и газетах имеются рубрики, в которых сосредоточен занимательный материал. Выбрать его можно также из книг по занимательной математике для школьников, популярных сборников и других изданий. Необходимо накапливать, систематизировать его, помещать в специальные альбомы.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципов доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов.

Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с набором фигур, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.

В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.

Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит с вои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики:

1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.

2. Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.

3. Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.

4. Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.

5. Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.

6. Обеспечение единства воспитательно–образовательных задач во всех видах деятельности. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх. Осуществление всестороннего развития детей, индивидуальная работа с воспитанниками, отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.

7. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатель рекомендует родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению их в школе.

При формировании у детей математических представлений через занимательный материал можно выделить несколько этапов, каждый из которых можно условно отнести к определенному возрасту детей.

Этапы формирования математических представлений:

1.Младший дошкольный возраст:

    знакомство с формой и названием геометрических фигур, основными цветами, величиной, сравнением двух предметов;

    обучение способов обследования предметов (наложение, приложение), подбору предметов одинаковых и разных по форме, размеру (большой, поменьше, маленький);

    способствовать появлению интереса к участию в игровой деятельности;

    учить реализовывать цели, которые ставит перед ребенком взрослый;

    приобщение к математической сказке.

2.Средний дошкольный возраст:

этап связан с приобретением детьми умений и знаний по:

    различению геометрических фигур по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр);

    классификации фигур;

    выделению пространственных отношений вверх-вниз, направо-налево, вперёд-назад; осуществлению опредмечивания созданного объекта по словесной схеме (отгадывание загадок);

    расположению предметов в убывающем порядке (5-6 размеров предмета);

    выкладыванию картинки из 4-6 частей.

    формированию произвольного внимания, активного включения в сюжет математической сказки.

3.Старший дошкольный возраст:

    на данном этапе происходит углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур;

    развивать познавательные и творческие способности детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать, предвидеть результат и ход решения творческой задачи;

    свободно общаться с взрослым по поводу игр и заданий;

    овладение играми на передвижение, шашечного хода;

    отгадывание задач-шуток, головоломок, математических загадок;

    развитие любознательности, находчивости, смекалки при активном участии в математической сказке.

«Уголок занимательной математики» - это волшебная страна весёлой математики. Посредством дидактических игр математического содержания воспитатели учат детей любознательности, пытливости, формируя желание учиться считать, решать ребусы, головоломки, занимательные задачи. Уголок оснащён логико - математическими играми, нестандартными математическими средствами - блоками Дъенеша, палочками Кюзенера, наглядными моделями, макетами, символами и пр.

В занимательной форме детям предоставляется возможность совершенствовать навыки счёта, усваивать количественный и порядковый счёт, понятия «мало», «много», «меньше», «больше», состав числа, находить отличное и общее. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, развивают логическое мышление. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывают интерес у детей.

Т
аким образом, правильно организованный уголок является неотьемлимой частью гармоничного всестороннего развития дошкольника.

АННА Брудер

Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно - пространственная среда . Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов , а также игры, занимательный математический материал .

Основная цель : использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей : стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции.

Уголок Веселая математика представляет собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место .

Основные требования к уголку веселая математика :

уголок должен представлять собой специально отведенную зону;

необходимо обеспечить к нему свободный доступ детей;

все материалы должны быть красочно оформлены .

Математический уголок очень понравился нашим малышам!

Вот так выглядит лэпбук по математике .

Детям очень понравилось играть с «Логическими блоками Дьенеша»




Публикации по теме:

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона).

Представляю вашему вниманию, как можно оформить книжный уголок в средней группе. Это продолжение моего разговора об оформлении предметно-развивающей.

При оформлении "Уголка занимательной математики"во второй младшей группе мы руководствовались следующими задачами: 1. Развитие качеств.

Задачи: Освоение детьми умениями пользоваться эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; освоение простых связей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: величине, форме, цвете,.

В нашем детском саду был объявлен конкурс на лучший театральный уголок. Все воспитатели с удовольствием приняли участие. Мне тоже было.

Светлана Исаева

При оформлении "Уголка занимательной математики "во второй младшей группе мы руководствовались следующими задачами :

1. Развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем : целенаправленность и целесообразность поисковых действий, настойчивость, самостоятельность.

2. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и интеллектуальными играми.

Занимательный материал в дошкольные годы должен стать средством организации полезного досуга.

В уголке имеются : крупная мозаика, объемные вкладыши, сборные игрушки, пирамидки, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки.

Имеются игры : "Геоконт" (дощечка с гвоздиками) для изучения формы, цвета с помощью разноцветных резинок; набор цветных палочек, при помощи которых ребята строят по заданию различные изображения предметов; игра "Большая стирка" для закрепления знания цветов и геометрических фигур.

Кроме этого имеется магнитная доска, счетный материал , доски-вкладыши, набор объемных тели разрезные предметные картинки.

Математический уголок очень понравился нашим малышам!


Публикации по теме:

Цель. Способствовать возникновению у родителей желания участвовать в игровой деятельности, демонстрируя адекватные формы игрового поведения.

Оформила уголок изо в группе. Карандаши из цветного картона,на просторах интернета куча мастер классов. К стене мрилеплены на двойнлй скотч. На.

Представляю Вашему вниманию тематическое оформление театрального уголка во второй младшей группе. На основе детской сказки можно создать.

Незаметно пролетело время и наши ребята уже воспитанники подготовительной группы. Шестилетний возраст- это период,когда формируется психологическая.

Уголок дежурства в детском саду – это отличная возможность приучить ребенка к труду, воспитать в нём дисциплину и ответственность. Помимо.

Оформление уголка ПДД в средней группе детского сада. Очень важный и нужный в группе сектор, рассказывающий о безопасности дорожного движения.

Оформление уголка по ПДД «Для взрослых и детей» во второй младшей группе. За 11 месяцев текущего года - с января по ноябрь - на территории.

26.10.2014

24.10.2014 г. в детском саду был организован смотр-конкурс математических уголков. В конкурсе приняли участие все группы. По решению жюри конкурса грамотами по номинациям были награждены:

- разнообразие развивающих игр " - воспитатели подготовительной группы Полянина Л.С., Новикова Л.Н.

- в номинации "За грамотное комплектование уголка и разнообразие занимательного математического материала " - воспитатели старшей группы Урюпина Г.А.,Новикова Л.Н.

- в номинации "За грамотное комплектование уголка и разнообразие счётного материала " - воспитатели средней группы Рослякова В.В., Блохина Л.В.

- в номинации "За грамотное комплектование уголка и разнообразие материала по сенсорному развитию " - воспитатели младшей группы Габдрашитова Ф.З., Блохина Л.В.

Оценка осуществлялась в соответствии с критериями «Положения о смотре-конкурсе»:

Наличие в группе дидактических игр по математическому развитию в соответствии с рекомендациями программы «От рождения до школы» (разнообразие игр, достаточное количество, эстетичность оформления)

Наличие в группе разнообразного счетного материала (разнообразие, достаточное количество, эстетичность внешнего вида)

Наличие в группе занимательного математического материала (картотека задач-шуток, головоломок и др; математических загадок; математических пословиц и поговорок; математических считалок; задач в стихах; стихотворений, сказок о цифрах, числах и других математических понятиях; лабиринты, головоломки; математические развивающие и интеллектуальные, логико-математические игры).

Наличие в группе оригинально оформленного уголка занимательной математики с интересным названием, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал.

Члены жюри отметили творческий, грамотный, ответственный подход воспитателей к конкурсу.

ОТЗЫВ Филипповой Е.В .,

представителя родительской общественности, члена жюри смотра-конкурса:

24 октября в нашем детском саду «Малыш» в целях создания условий математического развития детей проходил смотр-конкурс математических уголков. Я была включена в состав жюри конкурса.

В процессе работы жюри была поражена работой воспитателей по организации уголков. Все воспитатели подошли к конкурсу ответственно и творчески. Было продумано оформление уголков и их названия. Педагоги обновили и изготовили новые игры, пособия, картотеки, подобрали счетный и занимательный материал. Привлекли к работе воспитанников и их родителей. Отмечу насыщенность, разнообразие, оригинальность и эстетичность содержания. В уголках созданы все условия для самостоятельной деятельности детей по формированию элементарных математических представлений.

Конкурс прошел на высоком уровне. Хочу поблагодарить коллектив МБДОУ детский сад «Малыш» за создание условий развития наших детей и пожелать новых творческих идей.

Уголок "Развивайка" в младшей группе

Уголок "Веселая математика" в средней группе

Уголок "Знайка-узнайка" в старшей группе


Уголок "Подводный счёт" в подготовительной группе

Татьяна Безменова

Ранние математические способности – верная предпосылка к тому , что в дальнейшем ребёнок будет не только хорошо понимать математику , но и преуспевать в других школьных дисциплинах. К таким выводам пришли учёные в области образования и социальной политики Северо- Западного университета в Эванстоне. В ходе исследований они оценивали связь ключевых элементов готовности к школе с дальнейшими успехами в учёбе. Но не нужно быть профессором, чтобы понимать то, что ребёнку необходимо заниматься математикой с детства , и не только для того, чтобы легко было учиться в школе, математика тренирует умение рассуждать, думать, логически мыслить, умение отстаивать свою позицию, совершенствует гибкость ума, способность анализировать, развивает силу воли , терпение, учит ставить перед собой задачи, чётко планировать их выполнение, и обязательно добиваться результата.

Понятно, что математика – предмет сложный , требующая упорства, постоянного изучения, но мозг ребёнка способен понимать его гораздо легче и быстрее, чем нам, взрослым, кажется. Ведь дети по своей натуре любопытны и в раннем возрасте впитывают огромный объём информации. Очень важно, на мой взгляд, не ограничиваться математическими занятиями , необходимо, чтобы ребёнок имел возможность в любое время заниматься математикой , важно обогатить предметно- развивающую среду группы материалами и оборудованием , направленными на формирование математических представлений . И поможет в этом вопросе педагогу – организация в группе математического уголка , который упорядочит работу по ФЭМП. Ведь в данном уголке собраны различные дидактические игры, пособия математической направленности . А также математический уголок способствует появлению у детей потребности не только в играх с игрушками, но и в играх, где требуется проявить мыслительные способности, логику, интеллект.

Математический уголок нашей группы носит название «Занимательная математика » . Хочу, уважаемые коллеги, показать вам наш уголок и рассказать о его наполнении. В математическом уголке есть настольно-печатные, дидактические игры с математическим содержанием , такие как : «Весёлый счёт» , «Мир чисел» , «Где больше» , «Цвет и форма» , «Подбери по цвету» , «Развитие внимания » , «Ассоциации» и т. д. Для закрепления навыков счёта и умения соотносить число с цифрой в уголке имеются плоскостные фигурки зайчиков, мишек, белочек, лисичек, грибочки, цветочки, пчёлки, морковки и т. п., а также имеются корзинки с набором шишек, камушек, каштанов, маленьких матрёшек. Для освоения навыков измерения высоты, объёма, длины у нас имеются шнурки, ленты, верёвки, стаканчики, ведёрки, баночки. Есть в нашем математическом уголке головоломки , тетради с занимательными заданиям , тестами, математические прописи для самостоятельного заполнения. Для того, чтобы дети лучше усвоили представление о времени в уголке есть модель часов , объёмный календарь, соответствующие данной теме дидактические пособия и игры. В наличии магнитные доски, наборы карточек на сопоставление цифр и количества, кассы с цифрами. А также у нас есть занимательные книги математической направленности для дошкольников, детский компьютер.

Математический уголок помогает в игровой форме решать одну из главных, основных задач дошкольного образования – математическое развитие детей , развитие их математических способностей .












Публикации по теме:

СЛАЙД 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть тему: «Предметно-пространственная развивающая среда в.

Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.