Однополая любовь в древнем риме. В римской армии у вас мог быть гей-секс до тех пор, пока вы были сверху

22.02.2018

В римской армии у вас мог быть гей-секс до тех пор, пока вы были сверху

Гей-секс в древнем Риме не только часто встречался, но и считался вполне приемлемым для римлян - даже в армии. Римляне не считали, что быть геем - это что-то плохое или грешное. Правда, они и не полностью принимали это. В то время, как они не обязательно порицали гомосексуальность, они смотрели с презрением на тех, кто был снизу в гей-отношениях.

Есть свидетельства, которые говорят о том, что римское общество просто не разделяло сексуальность на разные виды , как мы делаем это сейчас. В сущности, им была безразлична сексуальная ориентация.

Вместо этого их предрассудки были сфокусированы на тех, кто был покорным, или женственным или пассивом в гей-отношениях. В то же время, они защищали тех, кто был сверху или тех, кто трахал.

И это ведет к важной роли хозяев и рабов в римском обществе.

Потому что для римлянина было совершенно приемлемо спать с другим мужчиной или с женщиной, пока он сверху.

Откуда римские солдаты взяли свое #masc4masc поведение?

Доминирование было основой самого значения слова «римлянин».

К тому моменту, как первый римский император Август пришел к власти в 27 году до нашей эры, Рим правил половиной известного в то время мира.

Простираясь от Сирии до Египта на востоке до Северной Франции и Германии на западе, 70 годами позже, под правлением императора Клавдия, Рим подчинил себе и Британию.

Рим пронес это доминирование сквозь века жестоких войн и подчинение своих соседей, что философ Фридрих Ницше назвал «страстью к власти».

И эта одержимость властью повлияла на все части римского общества, особенно на секс.

Хозяева и рабы

Вместе с новыми завоеванными землями приходили и новые подданные. И для многих это означало жизнь в рабстве. Римляне получали или покупали рабов, чтобы поднять статус.

Возможно, это грубо, но современным эквивалентом является то, как мы оцениваем силу и влияние человека по тому, сколько фолловеров у него есть.

Римляне делали тоже самое, но в отличии от современных фолловеров в соц. сетях, римские рабы в прямом смысле следовали за своими хозяевами. А быть рабом означало делать все, что прикажет хозяин.

Быть активом означало быть «свободным» человеком или лидером. Тогда как парень, которого трахали, пассивный партнер был приравнен к рабам.

И вне зависимости от того, была ли ситуация связана с сексом или нет - желание или чувства раба не учитывались. Хозяин пользовался своей собственностью так, как ему было удобно.

Луис Кромптон в своей книге «Гомосексуальность и цивилизация» предположил, что отношения среди геев в Риме полностью фокусировались на этом доминировании и отношениях между хозяином и рабом.

Но все становилось намного сложнее в ситуации, когда твой пассив был «свободным», а не рабом. Это само по себе могло быть проблемой. Это не обязательно считалось позором, но и не везде одобрялось.

Римская армия стала странным образом интимной

С точки зрения современных людей, римляне часто вели себя странно или возмутительно. Одним из примеров может быть их способ ходить в туалет.

Вне зависимости от того, где они были, в крепости или на патрулировании, римская армия делила общий туалет. В туалетах не было отдельных кабинок, а были общие скамьи с дырками в них. Сегодня вы можете увидеть очень популярный пример такого туалета в крепости на Валу Адриана.

Но, конечно, римские бани были еще одной возможностью показать свою доминантность. И нет, речь шла не о том, сколько у вас сантиметров. Мужчины в первую очередь использовали общие бани как общественное место, помещение для проведения встреч и заключения сделок, попутно обсуждая свое материальное состояние.

Конечно, это происходило до того, как они разденутся, будут купаться, потеть, получать массаж или просто отдыхать голышом.

Бани были не только роскошью, но и необходимостью для римского общества. И вот почему даже в римских военных крепостях часто были крайне изысканные бани с горячей и холодной комнатами.

Универсалы и романтические геи тоже существовали в Риме

Конечно, в те времена не все отношения были абсолютно односторонними.

Латинская литература второго и первого веков до нашей эры наполнена гомоэротическими стихами. Они вдохновлены всепоглощающей любовью и страстью, такой же, как и страсть к власти.

Поэт Катулл молит о поцелуях прекрасного Ювенция («Очи сладостные твои, Ювенций») в своем стихе «Ненасытный». Он адресует свое томление свободному мужчине, уйдя от обычая обращаться к рабу.

Тибулл использовал похожий способ любовного признания, ставя личность и интеллект против красоты и сексуальности. В стихе «Любовь к юноше» он говорит о том, как он хочет урвать поцелуй у своего возлюбленного и завоевать его расположение.

Император Адриан бросил вызов обществу своей любовью к мужчине

Примером гомосексуальных отношений в высших кругах власти были отношения императора с его возлюбленным.

Император Адриан был противником традиций даже если не учитывать того, что он был геем. Скорее он укрепил границы империи, нежели расширил их. Это не следовало духу римлян, но повышало безопасность империи.

Кроме того, что он был против завоеваний, он был очень открыт насчет своей сексуальности. Хотя он и не стремился выставить их на показ, тем не менее общественность знала про его отношения с молодым человеком по имени Антиной. Они вместе совершали государственные поездки по всей империи. Когда Антиной погиб во время поездки в Египет, Адриан так скорбил, что возвел ему памятники.

Но даже после этого исторический скандал случился не из-за того, что они спали вместе. Причиной было то, что Адриан полюбил своего парня. Факт того, что человек, наделенный властью, испытывал романтические чувства к своему подчиненному, уничтожал динамику отношений между хозяином и рабом.

И это все было связано с тем, что в высшей степени патриархальные римляне видели женщин слабостью. А следовательно, злоупотребление «женственной» романтикой тоже считалось слабостью.

Отношение к гей-сексу изменилось, когда Римская империя пала

Религия была основной причиной, по которой в римском обществе усилилась гомофобия.

С одной стороны, это было попыткой сделать иудаизм 1 века более приемлемым для либеральных греко-римских читателей. Они делали это, спекулируя на неприязни к пассивным и женоподобным мужчинам, чтобы развернуть анти-гомосексуальные настроения.

Это можно заметить в письмах еврейского философа Филона (30-40 года):

«Более тяжкое, чем (прелюбодеяние) другое зло… это причина хвастовства не только активных, но и пассивных партнеров, которые приучают себя терпеть болезнь женоподобности, позволяют телу и душе разрушаться и не оставляют ни угля своей мужской природы солдата».

Но все стало еще более жестоким, когда на смертном одре император Константин в 337 году принял христианство. Это решение навсегда изменило религию Римской империи.

Оно укоренило идею о том, что сексуальное и романтическое единство должно быть между мужчиной и женщиной, изменив еще не полностью искоренившееся представление о том, что гей-секс случается.

Исторический писатель Ричард Блейк объясняет в своем эссе, что состоять в гомосексуальных отношениях всегда было сложнее в те времена, когда население Рима снижалось. Но продолжает словами, что это было правдой и во времена агрессивного расширения империи.

И так происходило потому, что для римской цивилизации, постоянно участвовавшей в кровавых войнах, высокая рождаемость была ключом к выживанию. В конце концов, обязанностью римских мужчин было создавать будущих солдат для укрепления расширяющихся границ империи.

Так что, если вы выполняли свой долг, никому не было дела до того, с кем вы спите - пока вы были сверху, конечно же.

Сексуальное поведение и насилие Сидоров Павел Иванович

З.З.Гомосексуализм в Древнем Риме

З.З.Гомосексуализм в Древнем Риме

Как не печально, но даже мощные цивилизации, огромные империи с их культурными достижениями гибнут, оставляя для потомков лишь крохи того, что ценилось когда-то. На смену утонченному аристократическому эллинизму пришла грубость и жестокость Римской Империи, которая, возвысившись в жажде наживы, постепенно деградировала, захлебнувшись в жестокостях и изобретенном Римом садизме. Жестокость и садизм, миллионы необразованных рабов, наемников и бывших крестьян заполнили Рим, ослабили и погубили его.

Римляне, занявшие земли этрусков, изначально были необразованными земледельцами и пастухами, затем они стали жестокими воинами, лишь горстка интеллектуально одаренных превратились в государственных деятелей и в «богему». Именно им: драматургам, поэтам и философам удалось соединить римскую мощь с изяществом эллинизма, но основная масса людей не задумывались об утонченных возможностях духовной и сексуальной жизни .

В первые века нашей эры проблема любви к мальчикам, пережившая свой рассвет в возвышенных размышлениях классической эпохи, утрачивает если не актуальность, то, по крайней мере, серьезность и живость. Но это не значит, что такого

рода практика исчезла или подверглась какой-либо

дисквалификации. Как это следует из произведений литературы и философии Древнего Рима, она еще оставалась в ходу и продолжала считаться вполне естественной. Однако в рамках римской культуры сложный вопрос о мальчиках как объектах наслаждения стоял не так остро, и далеко не на первом месте, как в Греции. Детей благородного происхождения надежно охраняли, государственные законы защищали свободного подростка от сексуального понуждения или насилия. В Риме свободнорожденного заменил раб . Взоры мужчин обратились на молодых рабов, положение которых никого не заботило, даже если к рабу применялось явное насилие. Среди свободных юных римлян был широко распространен обычай - иметь до женитьбы сексуальные отношения с красивыми рабами юного возраста, такого раба называли сопсиЬтш, что подтверждается сочинениями Катулла . Палинур - персонаж комедии Плавта «Куркулион» (35) говорил:

«Запрета нет...

Коль от замужних, вдов и дев воздержишься,

И от свободных мальчиков. Других люби».

Утонченные чувства сменились грубостью, и уже немногие римские философы и поэты воспевали юношей, скорее даже едва касались этой темы в своих сочинениях, исключением, пожалуй, были явно бисексуальные Катулл, Тибулл и Петроний. Великий Овидий, похоже, вовсе отвергал гомосексуальную любовь, неудачно вкусив ее :

«Я ненавижу, когда один лишь доволен в постели,

Вот почему для меня мальчик-любовник не мил» (II, 683-684).

Римляне с самого начала своих завоеваний были суровы, а порой жестоки и грубы. Не случайно поэтому, что внешними символами римской власти были связка прутьев с топором посередине. Но это был не только официальный символ, но и средство наказания. Образование в Древнем Риме также проходило под бичом - символом властолюбия. Формы педагогической практики латинян отошли от платоновкой модели, усложнились введением публичных физических наказаний. Жестоко -садистская порка за малейшие провинности заменила духовное слияние наставника и ученика. Пороли везде и почти всех - школ в Риме было много.

В каждом человеческом сообществе существует неизменная связь между идеалами, которым подчинено общество, и методом обучения детей, поскольку, в конечном счете, их обучают, чтобы они в последующем воплощали эти идеалы. При наличии милитаристских, властолюбивых идеалов воспитание детей идет жестко и безжалостно с подавлением индивидуальности, нивелированием личности. Риму были нужны закаленные воины и крепкие земледельцы, все остальное оказывалось ненужным и, в сущности, нежелательным. По крайней мере, этот метод воспитания, казавшийся римлянам идеальным, передался и в последующие эпохи. Риму нужны были солдаты, поэтому ввели закон, позволивший наказывать за безбрачие и за бездетность, ограничить разводы . Брак претерпел изменения, постепенно происходила экономическая и политическая эмансипация женщин, которые в позднем Риме даже стали влиять на политическую жизнь. Прекратились и споры, распространенные в греческой литературе, чья любовь лучше, чище, чем поцелуй нежнее, девушки или мальчика (см. Ахилл Татий «Левкиппа и Клитофон», Лукиан «Две любви») и т.д.

Садизм если не родился, то чрезвычайно распространился в Римской империи. Утонченную греческую драматургию и театры заменили кровавые поединки в цирках, которые у этрусков первоначально были погребальными играми. Империя столетиями существовала в состоянии войн. Даже казням пленников и преступников, которые проводили публично, предшествовала жестокая порка, так как смерть рассматривалась как своего рода освобождение от мук и была недостаточным наказанием, вовсе не наказанием. Были и другие садистские методы казни, методы пыток, которые христианское Средневековье позаимствовало у языческого Рима, но на которых мы не будем останавливать свое внимание, ибо наша тема - гомосексуализм. Сексуально-садистские оргии бисексуальных римских императоров детально описал Светоний в своей вечно актуальной книге «Жизнь двенадцати Цезарей» . Но в любом случае, причины падения Римской империи были не сексуальные, как это наивно пытаются представить нам христианские морализаторы, а социально -экономические. Изначально естественные бисексуальность и гомосексуализм влились в Средневековье как неотъемлемая часть жизни людей.

Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В

5 ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ Одними из первых политические и правовые учения появились на Древнем Востоке (в Египте, Месопотамии, Индии, Китае). Именно здесь впервые появился ранний тип общества, который пришел на смену первобытному. В

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

Из книги Римское право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Из книги Сексуальное поведение и насилие автора Сидоров Павел Иванович

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

15. Право в Древнем Египте Источником права в Древнем Египте было обычное право, основанное на обычаях, а с развитием государства – законодательная деятельность фараонов.Египетское право знает следующие виды земельных владений: государственные; храмовые; частные;

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

16. Суд в Древнем Египте Суд на всех этапах исторического развития Древнего Египта не был отделен от администрации. В древнем царстве функции местного суда сосредоточиваются в основном в общинных органах самоуправления, которые разрешают споры о земле и воде, регулируют

Из книги автора

29. Особенности государственного устройства в Древнем Китае Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай

Из книги автора

41. Особенности республиканского строя в Риме В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной,

Из книги автора

42. Право собственности в Древнем Риме В Древнем Риме для обозначения права собственности использовали термин dominium, а позже, в период зрелой республики, появился термин proprietas. Термин dominium можно рассматривать как нерасчлененное квиритское право владения, а proprietas ближе к

Из книги автора

2. Гомосексуализм у животных Гомосексуальное поведение широко распространено у животных в их естественной среде обитания. Многочисленными наблюдениями этологов над приматами установлено, что гомосексуальные взаимоотношения детей и взрослых характерны не только для

Из книги автора

Глава 4 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ 1. Лао-цзы Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли, считается Лао-цзы (учитель Лао, VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ

Из книги автора

Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 1. Общая характеристика История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни

Если верить статистике, примерно от 4 до 6 процентов жителей земного шара гомосексуальны. Гораздо большее количество людей считает себя бисексуалами: их привлекают как мужчины, так и женщины. А по мнению некоторых ученых, желание вступить в однополый контакт и вовсе присутствует у каждого человека, однако почти все люди подавляют его, боясь общественного осуждения. Соотношение гетеро-, би-, и гомосексуалов было примерно одинаковым у всех народов во все эпохи, однако реакция на приверженцев однополых сексуальных связей в разные времена существенно различалась. Особенно любопытными и достойными внимания были взгляды древних римлян на этот вопрос.

Пассивный залог

Эрот в объятиях сатира

В Риме гомосексуализм зачастую именовали «греческим пороком» или «греческой любовью», так как было принято считать, что привычка заниматься сексом с юношами перекочевала именно из страны эллинов. Однако между римским и греческим гомосексуализмом существовали кардинальные различия. Если в Древней Греции был важен возраст и социальное положение партнера, то в Риме основное значение имела позиция, занимаемая во время полового акта. Мужчина из знатного рода, обладающий гражданскими правами, не мог позволить себе быть в «пассиве» — это считалось неприличным. В то же время доминирующая поза считалась символом истинной мужественности и сексуальной силы. Именно поэтому общественное положение пассивного партнера в расчет не принималось — кто-то же должен выполнять эту функцию! Посему сношения с рабами, запрещенные в Греции, процветали в Древнем Риме. К слову, «принимающих» юношей здесь называли весьма своеобразно. При их характеристике использовали такие слова как pullus — «цыпленок», mollis — «мягкий».

О пассивной роли в гомосексуальных отношениях римский философ и поэт Сенека в I веке нашей эры писал так:

Это непристойное действие – преступление для свободного, необходимость для раба и обязанность для вольноотпущенника.

Культ фаллоса

В отличие от Древней Греции, где маленький пенис считался признаком благородного происхождения, в Риме размер все-таки имел значение: большой половой член считался главным символом привлекательности. Можно и вовсе сказать, что в Древнем Риме существовал культ фаллоса. Его моделями и изображениями было усыпано буквально все. Например, небольшие медные фигурки этих органов даже носили на шее: считалось, что такой своеобразный талисман способен защитить своего владельца от сглаза и порчи. Да-да, не удивляйтесь — римляне действительно верили в живительную силу мужского органа.


Доходило до того, что половой член рисовали в различных опасных местах. Например, на ветхих римских мостах исследователи нередко встречают изображения пениса. А когда археологи вели раскопки в легендарных Помпеях, они обнаружили у нарисованных фаллосов еще одну функцию: половые члены, запечатленные на тротуарах, указывали дорогу к ближайшему публичному дому. Также детородными органами украшали монеты, кухонную утварь, панно и фрески. Более того, находчивые римляне придавали фаллическую форму даже язычкам для колокольчиков.

Женские слабости

В Древнем Риме, как и в Греции, женскому гомосексуализму уделяли мало внимания. Описаний женских однополых отношений сохранилось совсем мало. Овидий, например, освещал их в крайне негативном свете, но справедливости ради стоит сказать, что он был пропагандистом исключительно традиционных отношений и мужской гомосексуализм также осуждал.

Интересно, что писатели-мужчины, толком не знавшие, как происходит половой акт между двумя женщинами, наивно полагали, что лесбийский секс возможен лишь в том случае, если у одной из партнерш большой клитор, который можно использовать в качестве полового члена. Другим вариантом развития сюжета, по мнению мужчин, могло быть участие некоего предмета, по форме напоминающего фаллос. Альтернативные способы сексуального контакта даже и не приходили в голову представителям сильного пола.

Закат гомосексуализма

В течение II — III века нашей эры в Риме сложилась новая этика, в которой однополым отношениям формально не было места. Главные философские объединения всеми силами пропагандировали воздержание, в особенности это касалось гомосексуальных связей. Об этом даже сохранились записи в римских научных работах по медицине. Врачи того времени провозглашали ограничение количества половых актов залогом здоровья. А Соранус, известный лекарь II века, и вовсе признал гомосексуализм душевным расстройством. В то время в обществе постепенно возвышались ценности аскетизма, и культ пенисов, оргий и многочисленных партнеров начал сходить на нет.

Вскоре неприятие однополых связей отразилось и в законодательных актах. Например, в Милане в 342 году приняли закон о запрете пассивного гомосексуализма. А Феодосий I, последний император объединенной Римской империи, подошел к решению проблемы еще более радикально: в качестве наказания за содомию он предусмотрел сожжение на костре. К такому виду казни проговаривались те, «кто предает себя позору, подвергая свое мужское тело, обращенное в женское, употреблению, к которому предназначен другой пол».

Сколь не твердят миру, что гомосексуальность - не болезнь, а лишь один из вариантов нормы, мир все стоит на своем. Страшный грех, известный с библейских времен, или гены? Распущенность нравов или путь, определенный природой? Автор портала The Richest вспомнил венценосных геев в истории человечества. Девиации столетиями замалчивались, но сегодня историки уже не боятся назвать вещи своими именами. Судьбы их трагичны, а некоторые из них - настоящие чудовища.

15. Нерон

Первым среди венценосных назван Римский император Нерон, правивший с 54-68 г. н.э. Он известен разными деяниями, и ни одно из них не говорит о нем хорошо. Он взошел на императорский трон в возрасте 16 лет и начал править в таком стиле, который от подростка не ожидали. Гомосексуалист, садист, поджигатель, душевнобольной. Кровосмешение с матерью, которую он убил. Нерон прославился еще тем, что поджег Рим и, любуясь пожаром, играл на лире и декламировал свои стихи. Это потрясло его современников - совсем не по рангу было императору музицировать и петь. Это как если бы президент Обама появился на шоу Big Brother (реалити-шоу вроде "За стеклом" - прим.пер.)

Нерон обвинил в поджоге Рима христиан и жестоко их преследовал. Он кастрировал своего возлюбленного - юношу Споруса, переименовал его в Сабину и официально женился на нем. Но этого было ему мало, он публично и официально сам был "женой" Дорифоруса. То есть Нерон побыл и женихом, и невестой. Нерон - один из самых ненавидимых людей планеты. Но в течение многих лет после его смерти, кто-то регулярно возлагал цветы на его могилу - от неизвестных поклонников.

14. Император Сяоай-ди из династии Хань

Император Сяоай-ди из китайской династии Хань пришел к власти в возрасте двадцати лет. Он впечатлил талантами своего бездетного дядю, бывшего императора, который сделал его наследником. Его правление ознаменовалось надеждой, что он будет новатором и умеренным лидером. Но жестокое подавление несогласных с его курсом быстро разочаровало народ.

Самым верным сторонником был его фаворит Дун (Донг) Сянь; предполагается, что между ним и императором была гомосексуальная связь. Дун Сянь всегда сопровождал императора за пределами дворца, получал от него большие суммы денег. По приказу императора императорский архитектор выстроил для Дун Сяня резиденцию напротив дворца, которая была столь роскошной, что сама напоминала императорский дворец. Император давал Дун Сяню лучшее оружие из императорской оружейной и драгоценности из императорской сокровищницы, а место для будущей могилы Дун Сяня было выбрано по правую руку от будущей могилы самого императора.

Дун был мелким судебным чиновником, но император наградил его деньгами и осыпал титулами. В возрасте всего 22 лет Дун был назначен командующим вооруженными силами. Однако, после внезапной смерти императора в раннем возрасте, Дун был вынужден совершить самоубийство.

Отношения между императором Сяоай-ди и Дун Сянем привели к появлению в китайском языке выражения «страсть отрезанного рукава» (斷袖之癖), ставшего иносказательным обозначением гомосексуальных отношений. Утверждается, что однажды, когда император и Дун Сянь спали в одной постели, император, проснувшись, обнаружил, что Дун Сянь спит на рукаве императорского одеяния. Чтобы не беспокоить сон любимого, император отрезал рукав своей одежды, и лишь потом встал.

13. Виллем II

Виллем II - король Нидерландов и великий герцог Люксембургский и Лимбургский. В Петербурге в 1816 году он сочетался браком с сестрой императора Александра I, великой княжной Анной Павловной. К приезду принца юный Пушкин написал на заказ оду «Принцу Оранскому».

Но брак был несчастливым, жизнь Анны Павловны и ее мужа оказалась более чем непростой. Виллем был заядлым картежником, проигрывал в карты целые состояния. Ходили сплетни, что Виллем был склонен к гомосексуализму; поговаривали, что он содержит любовника, который его разоряет. Он окружал себя привлекательными мужчинами-слугами, и столкнулся с шантажом со стороны министра, который угрожал раскрыть его "позорные и неестественные похоти." В 1848 году революция распространилась по всей Европе. Виллем решил отказаться от многих полномочий, чтобы обеспечить непоколебимость своего трона: не дожидаясь, пока в окна его дворца полетят камни или подожгут сам дворец, король объявил о своей готовности к реформе. В историю вошла его фраза: "Перед вами крайний консерватор, в одну ночь преобразившийся в убежденного либерала".

12. Жан Гастон, принц Орлеанский

Гастон Жан Батист Французский, герцог Орлеанский - французский принц крови, младший сын короля Франции Генриха IV Бурбона и Марии Медичи. Гастон дважды был женат: первая жена умерла в родах их первенца, а вторая жена родила ему 5 детей.
Гастону в семье практически не уделяли внимания, и он рос одиноким. Современники замечали, что он казался молчаливым и грустным, часто рыдая в одиночестве в своей спальне. Будучи гомосексуальным, Гастон находил утешение в своём лакее Джулиано Дами, который стал его любовником, а позднее сводником.
У Гастона были сложные отношения с венценосными братом и племянником. В 1630-е годы он поднимал против короля и фактического хозяина государства кардинала Ришелье мятеж в Лангедоке, затем участвовал в заговоре Сен-Мара с целью сместить и убить Ришелье в 1642 году, и чудом избежал казни. Однако, он был лишён прав на регентство в случае смерти короля. После смерти брата в 1643 году был назначен наместником королевства, командовал войсками государства против Испании.

Оказавшись у власти, Гастон практически не покидал свою постель. Летом он жил на первом этаже дворца, зимой его переносили наверх. Но это была не меланхолия. На своем ложе во дворце он собрал целую коллекцию красивых мальчиков, которые ему прислуживали. Его верный любовник и сводник Дами выискивал привлекательных юношей (ruspanti) для удовольствий великого герцога. К концу его правления особую пенсию от монарха получали не менее 350 приглянувшихся ему красавчиков. Рассказывали, что во время любовных утех Гастон настаивал, чтобы его называли не Altezza Reale («ваше высочество»), а Altezza Realona («жирная королева»). В 1650-е годы, во время Фронды, он постоянно переходил с одной стороны на другую. Мазарини приказал выслать его в Блуа, где Гастон и умер.

11. Траян

Римский император Траян сильно расширил границы империи. Его правление было настолько успешным, что он надеялся, что будущие императоры будут "такими же везучими, как Август, и такими же хорошими, как Траян." Для увековечения своих военных успехов он воздвиг большую колонну в Риме. Женился он сугубо по политическим мотивам - он был полностью гомосексуальным.
Гомосексуализм в Риме позволялся до некоторой степени, но только для мужчин, которые играли «активную» роль. В 97 году н. э. Траян был усыновлен стареющим императором Нервой и в следующем году занял императорский трон. Его родственник Адриан стал одним из приближенных лиц нового императора. В определенный момент и Траян и Адриан были влюблены в одного и того же юношу по имени Антиной. В 130 году, когда они находились в Египте, Антиной утонул в Ниле. Возможно, он совершил самоубийство из-за того, что не выдержал угрызений совести, считая свои отношения с императором "аморальными". Или из-за того, что преодолел возраст, в пределах которого допускалось занятие педерастией - действа, совершаемого между эрастами (людьми более старшими по возрасту) и эроменосами (возлюбленными юношами). Были также слухи, что он утопился, принеся себя в жертву во имя выполнения мистического обряда, чтобы отвести от императора силы зла. Адриан был охвачен неутомимым горем и не скрывал своего горя. Он приказал жрецам обожествить Антиноя и в его честь основал город Антинополис, где каждый год проводились игры в честь молодого бога. Культ Антиноя распространился по империи, он стал последним богом античного мира, многократно воплощенным в мраморе.

10. Эдуард II

В 1308 году Эдуард II женился на прелестной Изабелле Французской, дочери короля Франции Филиппа IV Красивого. Однако английский монарх оказался совершенно равнодушен к своей молодой жене. Супружескую спальню он навещал лишь в дни, указанные его придворным астрологом и лекарем как благоприятные для зачатия. Король обожал мужчин и не скрывал этого. Об этом знал весь двор - Эдуард не пропускал ни одного смазливого мужского лица, не обойдя вниманием даже каменщиков, перестраивавших Вестминстерский дворец.
Но его главным фаворитом стал сэр Хью ле Диспенсер, удостоенный герцогского звания. Хью был ловким интриганом: приблизившись к монарху, он без зазрения совести запустил руку в государственную казну и при помощи различных махинаций нажил себе огромное состояние.
Король при всем дворе, на глазах у королевы, оказывал своему фавориту знаки внимания- объятия и поцелуи не были редкостью. Изабелла ненавидела Диспенсеров, но была бессильна что-либо изменить. Однако в ее жизни появился барон Роджер Мортимер, вместе с которым она решилась свергнуть неверного ей короля. Эдуарда II обвинили в мужеложстве и других грехах, заставили отказаться от престола в пользу старшего сына и посадили под арест.
А Диспенсера и его престарелого отца приговорили к казни за воровство и предательство. Среди прочих обвинений, предъявленных Хью, фигурировала такое: «изгнал королеву с супружеского ложа». Казнь была публичной и жестокой: пока Диспенсер был еще жив, палач кастрировал его, а также отрубил руки и ноги. В последнюю очередь ему отсекли голову, которую впоследствии выставили на всеобщее обозрение на Лондонском мосту.

9. Элагабал

Марк Аврелий Гелиогабал (Элагабал) - римский император из династии Северов, правивший с 218 по 222 год. Ему едва исполнилось 14 лет, когда он взошел на трон. За четыре года у власти он вызвал суматоху своими сексуальными скандалами. Он был большим шутником - например, душил своих гостей лепестками роз, пока они не задохнулись.
Как и со многими древними людьми, вопрос с сексуальностью Элагабала крайне сложный. Он женился и развелся, по крайней мере пять раз, в числе прочих он был женат и на девственнице-весталке. Однако есть историки, которые полагают, что самые прочные отношения у него были с колесничим по имени Гиерокл, которого он публично называл своим мужем.
Менее надежные источники говорят, что Гелиогабал в 15 лет любил яркий макияж, носил парики, и пробовал себя в качестве проститутки. Согласно письменным источникам, он имел ужасную репутацию. Эдвард Гиббон, например, писал, что Элагабал «предавался всевозможным удовольствиям и часто впадал в неконтролируемую ярость». Он обещал врачам огромные деньги, если они сумеют сменить ему пол. Таким образом, Элагабала можно считать первым трансгендером в истории. Такое невоздержанное поведение, однако, повлекло его смерть в нежном возрасте 18 лет.

8. Яков I

Яков VI Шотландский, он же Яков I Английский - король Шотландии и первый король Англии из династии Стюартов. Яков I был первым государем, правившим одновременно обоими королевствами Британских островов. Он был одним из самых образованных людей своего времени, знал не только латынь, но и древнегреческий язык, слагал стихи по-шотландски и по-латыни, написал книгу наставлений своему сыну, трактаты о демонологии и о вреде табака (став первооткрывателем этой темы). Король поощрял исследования алхимиков и новые работы в сфере медицины и естествознания. Образованный и дурашливый, он был большим обжорой и пьяницей, и слыл среди современников "ученейшим дураком".

Никогда не знавший отца и воспитывавшийся в атмосфере ненависти к своей матери, Марии Стюарт, король легко попадал под влияние привлекательных и энергичных дворян, что давало повод подозревать Якова I в гомосексуальных наклонностях. Первым фаворитом короля стал 34-летний герцог Леннокс, которому юный Яков I фактически доверил управлять страной от своего имени.

Король полностью охладел к своей супруге, не соответствующей ему по уровню интеллекта (что не помешало королевской чете родить семерых детей). В зрелом возрасте Яков I вновь оказался под влиянием молодых фаворитов: Роберта Карра, графа Сомерсета, Джорджа Вильерса, герцога Бекингема и других. Но Бекингем был самым обожаемым. После смерти своей жены Яков горстями дарил ее драгоценности ненаглядному Бекингему, оправдываясь так: "Можете быть уверены, что я люблю герцога Бекингема больше, чем кого бы то ни было, и больше всех собравшихся здесь. Я хотел бы отстаивать свои интересы, а не думать, что это недостаток, ведь Иисус Христос делал то же самое, а значит, меня нельзя порицать. У Христа был Иоанн, а у меня есть мой Джордж".

7. Царь Давид

Пытаясь посмотреть на Библию с точки зрения современных нравов, дотошные исследователи обнаружили, что святой пророк, псалмопевец и царь Давид был не только женолюбивым, но и гомосексуальным. Причем в гомосексуальной паре он исполнял роль жены.

Библейская притча о Давиде и Ионафане приведена в Ветхом Завете в Первой книге Самуила. "Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана [сына Саула] прикрепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу. И взял его Саул в тот день, и не позволил ему возвратиться в дом отца его. Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу. И снял Ионафан верхнюю одежду, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой и лук свой и пояс свой".
На протяжении веков притча о Давиде и Ионафане трактуется как история гомосексуальной любви, и фраза "превыше любви женской" давным-давно стала эвфемизмом любви между мужчинами. Например, когда средневековый биограф описывал любовь английского короля Эдуарда II, известного своими гомосексуальными наклонностями, к Пьеру Гавестону как любовь, которая "сильнее любви женской", читатели безошибочно понимали, что имел в виду автор.
Оскар Уайльд упоминал притчу о Давиде и Ионафане в качестве оправдания своим отношениям с мужчинами - они были "превыше любви женской".

6. Шведская королева Кристина

Королева Кристина взошла на трон Швеции в 6 лет, а отреклась в возрасте 28. Она отказывалась вести себя как пристало королеве: носила мужскую одежду, любила книги, много читала. И у нее была близкая подруга, которая разделяла с ней ложе. В детстве она была сорванцом, а взрослой "вела себя как мужчина, имела мужскую походку, ездила на лошади в мужском седле, и при случае могла ругаться, как грубая солдатня."

Ее современники описывали ее как весьма мускулинную особу, а которой настолько не было женственности, что в детстве возникала путаница относительно того, девочка она или мальчик. Кристина отказалась даже рассматривать возможность брака и намекала, что это противоречит ее «конституции». Ее отказ вступить в брак сыграл большую роль в отречении королевы от престола. Историки спорят, была ли королева лесбиянкой или потенциальным трансгендером.

5. Людвиг II

Людвиг II Баварский до некоторой степени известен каждому, кто видел замок на заставке мультфильмов студии Диснея - это и есть один из замков Людвига. Он был одержим сказочными замками и строил их, пока его империя могла себе это позволить. Другой его одержимостью была музыкой Вагнера...и сам Вагнер. Он так писал композитору: "Пылко взываю к Вам, о мой единственный святой, которому я молюсь! ... Как я люблю, как я люблю Вас, мой единственный, мой самый лучший!"

Людвиг был набожным католиком, и он никогда не женился. Кажется, он никогда и не спал с кем-либо, по крайней мере, об этом ничего не известно. Но вот его личные дневники раскрывают глубокие эмоциональные привязанности к мужчинам. Например, он был предан конюху Ричарду Хорнигу, которого содержал и возил в путешествия, пока это не вызвало скандал.

Людвиг был свергнут по причине безумия. Он таинственным образом утонул в озере, вместе со своим лечащим врачом.

4. Джеймс Бьюкенен

Часто возникает вопрос, когда Соединенные Штаты будут готовы к избранию президента-гея. Некоторые историки убеждены в том, что таковой уже имеется. Джеймс Бьюкенен был 15-м президентом Соединенных Штатов и запомнился, главным образом, тем, что состоял у власти, когда произошла цессия государств, которая привела к началу гражданской войны.

В молодости Бьюкенен ухаживал за барышнями, но женат никогда не был. Главным спутником его жизни был Уильям Руфус Кинг. Они жили вместе в течение многих лет и были известны своей невероятной близостью. Президент Джексон иронично называл парочку "тетушка Фэнси" и "мисс Нэнси."

Кинг описывал их отношения как "общение". Когда Кинг переехал в Париж, Бьюкенен писал: «Теперь я одинок, спутника рядом со мной нет. Я пытался ухаживать за несколькими господами, но не преуспел ни с одним из них." Он не раз говорил, что не исключает женитьбы на женщине, чтобы о нем кто-то заботился в старости, но речь тут явно не о романтических чувствах.

3. Адриан

Притчу об Адриане и Антиное мы уже вспоминали. Адриан был преемником императора Траяна, упомянутого выше. Адриан женился на внучатой племяннице Траяна, но брак был несчастным для обеих сторон. Была только одна большая любовь в жизни Адриана, к прекрасному юноше по имени Антиной.

Адриан встретил Антиноя, когда он был, вероятно, очень молод. Антиной стал любимым и постоянным спутником императора в путешествиях. После нескольких счастливых лет вместе, они посетили Египет, и на берегах Нила случилась трагедия. Антиной был обнаружен утонувшим на отмели реки. Адриан, в глубоком трауре, построил город на этом месте и назвал его Антинополь. Сегодня его вечно молодое лицо можно увидеть в самых крупных музеях мира - до нашего времени дошло немало мраморных статуй Антиноя.

2. Юлий Цезарь

Юлий Цезарь умел все понемногу. Он был великим полководцем, коварным политиком, писателем и поэтом. Его также описывают как "мужа каждой жены, и жены каждого мужа."
Будучи молодым человеком, Цезарь был направлен на суд короля Никомеда из Вифинии. Он провел так много времени с царем, что его потом всю жизнь называли "королевой Вифинии", а его солдаты говорили, что "Цезарь может и покорили галлов, но Никомед победил Цезаря."
Поэт Катулл назвал его "содомит ромулус", то есть римским содомитом. Были и другие мужчины, связанные с Цезарем как любовники, но чаще вспоминаются отношения Цезаря с Клеопатрой.

1. Александр Великий

У древних греков и римлян не было такого понятия - гомосексуализм. Но гомосексуальное поведение было признанной частью жизни. Отец Александра Великого имел любовника и, тем не менее, был великим полководцем. По крайней мере, пока его сын не превзошел его величие.

Завоевания Александра стали крупнейшими в истории. Он завоевал Египет, Персию, Афганистан, и двинулся дальше, в Индию. И во всех походах Александра сопровождала группа молодых друзей. Его самым близким другом и, по мнению большинства, любовником, был Гефестион. Современники шутили, что Александром "правят бедра Гефестиона." Когда кто-то ошибочно принимал Гефестиона за Александра, император прощал ошибку, говоря "вы не ошиблись - этот человек тоже Александр".

Когда Гефестион умер, Александр был безутешен. Он долго цеплялся за тело, пока его не оттащили силой.

Литература Древней Греции наполнена гомоэротическими сценами, а в самом благоговейном сюжете может запросто встретиться пошлый намек. Но каким образом были устроены древнегреческие представления об однополой любви? Можно ли назвать каждого древнего грека гомосексуалом? Отвечая на эти вопросы, необходимо обратиться к изучению структуры древнегреческого образования, устройству ритуального пиршества - симпосия - и диалогам Платона.

Эрасты и эромены

О том, каким образом древнегреческая культура была связана с гомосексуальными ухаживаниями, написано в классическом труде Кеннета Довера «Greek Homosexuality». Они были частью древней традиции пайдейи - образования - и предполагали большой возрастной разрыв между любовниками, а также, чаще всего, отсутствие взаимной любви. Обычно семьи отдавали юношу на обучение наставнику в 12 лет, в том же возрасте, когда девушек обычно готовили выдавать замуж. Наставник обозначался словом «эраст», а ученик - «эромен». Эраст нес ответственность за образование и поступки своего подопечного и мог даже быть наказан за проступки эромена.

Однако помимо этих чисто педагогических отношений были и эротические: преподаватель-эраст обязан был дарить своему эромену подарки и ухаживать за ним. В обмен на помощь в образовании эромен должен был оказывать своему эрасту эротические услуги. Однако проникающий секс был строго запрещен, а если случаи подобного осквернения мальчиков становились известны, дело доходило до судебного разбирательства. Обществом особенно порицались случаи продажи развратными мальчиками своего тела: таких юношей отдавали в руки суда, причем платившие им деньги за секс оставались без внимания. «Законным» видом сексуального контакта между эрастом и эроменом считались всевозможные ласки, которые подробно отражены в вазописном материале. Именно благодаря визуальным источникам мы можем установить, что для взрослых греческих мужчин бедра безбородых юношей являлись одной из самых эротически привлекательных частей тела. Древнегреческая калокагатия (сочетание красоты тела и ума) для юноши была напрямую связана не только с душевными качествами, но и с толщиной бедер (чем больше - тем лучше), величиной пениса (чем меньше - тем лучше) и зада (крупный зад считался знаком целомудрия эромена). Педерастия играла важную роль в воинских сообществах: некоторые из них - к примеру, знаменитые 300 фиванцев - целиком состояли из гомосексуальных пар и оттого считались особенно доблестными и храбрыми.

«Я наслаждался с двенадцатилетним мальчонкой. Тринадцать
Лет наступило ему - он вожделеннее стал.
Годом позднее пришел еще более сладостный возраст,
И привлекательней всех был он пятнадцати лет.
Шестнадцать лет - это возраст богов, а семнадцатилетний
Юноша не для меня: создан для Зевса лишь он.
Если тебе и постарше милей - то уже не забава:
Время настало, и долг твой - за него отвечать»

Пэс - третий пол

В работе «Древнегреческая „игривая“ культура и европейская порнография новейшего времени» исследователь Вадим Михайлин развивает положения Довера, обращая внимание на значение слова, которым в Древней Греции обозначали юношу-эромена: «В большом количестве контекстов, а в поэзии практически неизменно, пассивный партнер именуется пэс (мн. ч. - пэдес), словом, используемым также для обозначения таких понятий, как «ребенок», «девочка», «сын», «дочь» и «раб». Михайлин предлагает не рассматривать отношения эраста и эромена как гомосексуальные в современном смысле этого слова; он считает, что мальчики-пэс были для греков своего рода третьим полом, почти неотличимым от девочек добрачного возраста, а потому и говорить о гомо- или бисексуальности мужчин, днем ухаживающих за своими учениками-эроменами, а вечером проводящими досуг с женами или гетерами на пиру, нерелевантно.

Французский исследователь Франсуа Лиссараг приводит некоторые изображения на вазах, на которых девочки- и мальчики-пэс визуально почти неотличимы друг от друга, а Михайлин замечает, что часто «лексически анус и вульва пассивного партнера неразличимы: и то и другое именуется „кузос“». Именно поэтому на некоторых дошедших до нас древнегреческих изображениях мы видим, как мужчина занимается анальным сексом с девушкой, вознося одновременно с этим похвалу некоему красивому юноше - такое странное несоответствие возможно только потому, что эта поза «маркировала вольную, игривую зону мальчишеского (пэдика) сексуального поведения». Похожую интерпретацию древнегреческой «гомосексуальности» предлагал и Мишель Фуко: он считал, что в культуре Древней Греции не было противопоставления женской и мужской сексуальности, но присутствовала дихотомия активного и пассивного партнеров. Поэтому то, что сегодня общество иронически назовет «женственностью» мужчины, греками воспринималось абсолютно нормально, а гомосексуальные контакты формировали маскулинный образ мужчины наравне с охотничьими или военными доблестями.

«Мужчина может предпочесть любовные отношения с мужчинами, и никому однако не придет в голову заподозрить его в женственности, если он при этом активен в половых отношениях и активен в моральной власти над самим собой. И наоборот, мужчина, который в недостаточной мере является хозяином над своими удовольствиями - кого бы он при этом ни выбирал в качестве своего объекта, - рассматривается как „женственный“».

Фуко М. Использование удовольствий. М., 2004. - С. 134

Симпосий

Самый известный литературный источник, повествующий о гомосексуальных отношениях мужчин в Древней Греции, - это «Пир» Платона. Чем же был тот пир, о котором нам рассказывают философские диалоги и литературная традиция? Франсуа Лиссараг в своей книге «Вино в потоке образов» объясняет, что симпосий - именно так греки называли пир, дружескую вечеринку с вином - был праздничным мероприятием, объединяющим взрослых статусных мужчин, во время симпосия отдыхающих от повседневных гражданских обязанностей. Литературные и вазописные источники демонстрируют, что на симпосии серьезные мужи могли переодеваться в женское или странноватое «скифское» платье, играть на музыкальных инструментах и декламировать стихи, а также заниматься обсуждением философских вопросов. На симпосиях часто присутствовали гетеры - независимые женщины, оказывающие эротические услуги участникам винопития. Последнее, кстати, было жестко регламентировано управляющим-симпосиархом, устанавливавшим количество выпитых кратеров (сосудов для смешивания вина) и пропорции смешивания вина с водой. Еды на симпосии не бывало - угощение подавали на предшествовавшей симпосию сисситии. Лиссараг предполагает, что главной идеей симпосия было не просто совместное употребление вина, но правильное смешение - не только вина, но и речей, не только развлечений, но и самих симпосиастов, участников этого праздника, в том числе и эротическое.

Подарки-животные

Среди развлечений, предлагаемых на симпосии, было соревнование «кто дольше усидит на бурдюке», в ходе которого обнаженные и разгоряченные вином симпосиасты пытались удержаться на скользком, обмазанном жиром бурдюке. Лиссараг видит в этом соревновании аллюзию на определенную сексуальную позицию. В играх участвовала и симпосиастическая посуда, иногда выполненная в форме фаллоса, что также могло послужить поводом для фривольных забав. На найденных археологами древнегреческих вазах историки идентифицируют множество изображений эротического характера - и прежде всего со сценами гомосексуального флирта или даже копуляций.

Гомоэротические сцены на найденных археологами сосудах часто изображают поднесение эрастом подарка эромену - это было стандартной процедурой ухаживания, в которую также включалось унижение активного партнера. Эромен, в свою очередь, обязанный не сразу уступать ухаживаниям, поначалу старался равнодушно отвергать своего партнера (тех, кто так не делал, могли посчитать продажными юношами). Немецкая исследовательница Гундель Кох-Харнак в своей книге «Педерастия и подарки-животные » рассматривает основные виды подарков эромену. Это могли быть мертвые или живые животные: петухи, зайцы, лисы, олени или даже гепарды. Кох-Харнак анализирует взаимодействие концепции эроса с охотничьей семантикой, отчетливо выражающей агонистическую идею. Зверь, на которого охотятся (к примеру, заяц), мог выступать метафорой эромена, которого эраст символически ловит на «любовной охоте». С другой стороны, передаваемые в дар животные имели и определенный воспитательный смысл, отсылающий к ожидаемым от эромена охотничьим умениям: «Мужчины дарили подарки мальчикам с определенным умыслом, а именно чтобы юноши становились мужественнее за занятиями охотой, спортом и играми, которые должны были воспитать их гражданами, способными защищать свое государство, какими уже стали сами эрасты». Не стоит забывать, что животных также можно было обменивать на золото, а иногда они выступали попросту в качестве экономической поддержки эромена.

Платоническая или гомоэротическая?

Разобравшись со структурой гомосексуальных отношений в Древней Греции, интересно было бы обратиться к тому, как их фиксировал в своих философских диалогах Платон. В диалоге «Пир» участвуют как минимум три гомосексуальные пары, взаимодействующие друг с другом: это Павсаний и Агафон, Эриксимах и Федр, а также Сократ и Алкивиад. Каждый из философов приводит на симпосии свою версию того, что такое любовь, и, как можно обнаружить, почти каждый из них в первую очередь подразумевает любовь между мужчинами.

Павсаний говорит о том, что существует два типа любви: пошлый и возвышенный. Про людей, знающих только пошлую любовь, он отзывается: «Такие люди любят, во-первых, женщин не меньше, чем юношей; во-вторых, они любят своих любимых больше ради их тела, чем ради души». В связи с этим Павсаний предлагает запретить любить малолетних мальчиков - но не потому, что это может нарушить их психику, а из-за того, что красивый молодой мальчик может вырасти в глупого юношу, обманув лучшие ожидания эраста. Аристофан, рассказывая о мифе про андрогинов (существ, которые прежде состояли из двух половинок-людей, а потом были разделены богами), предполагает, что лучшие мужчины - те, кто любит мужчин, и обосновывает это их склонностью к подобным себе существам - мужественным, мудрым и храбрым. «Уже в детстве, будучи дольками существа мужского пола, они любят мужчин, и им нравится лежать и обниматься с мужчинами. Это самые лучшие из мальчиков и из юношей, ибо они от природы самые мужественные. Некоторые, правда, называют их бесстыдными, но это заблуждение: ведут они себя так не по своему бесстыдству, а по своей смелости, мужественности и храбрости, из пристрастия к собственному подобию. Тому есть убедительное доказательство: в зрелые годы только такие мужчины обращаются к государственной деятельности. Возмужав, они любят мальчиков, и у них нет природной склонности к деторождению и браку».

Философия эроса

Философы Ирина Протопопова и Алексей Гараджа в статьях «Convivii trivia: Заметки по тексту платоновского „Пира“» и «Гюбрис в „Федре“: метрическая ошибка или „тайное“ имя?» указывают на то, что традиционное понимание «платонической любви», почерпнутое из диалогов «Пир» и «Федр» и рассматриваемое как возвышенное, предельно оторванное от телесных коннотаций чувство, можно радикально переосмыслить. Уже упоминалось, что Павсаний, говоря о возвышенной любви, начинает с того, что описывает именно гомосексуальный ее вариант. Аристофан, перед тем как рассказать миф об андрогинах, разразился икотой, и именно на этот момент указывают исследователи. Напавшая на Аристофана икота заканчивается, когда он щекотит себе нос и чихает: если перевести слова «икота» и «чихание» в жаргонный регистр, можно увидеть, что они имеют отчетливые эротические значения. «Чих» Аристофана является не чем иным, как эвфемизмом для слова «оргазм». Если учитывать это, совсем другой оттенок приобретает фраза Эриксимаха «Возьми нечто такое, чтобы пошевелить в носу, и чихнешь» или ответ Аристофана: «[Икота] кончилась, конечно, но не раньше, чем к ней чихание прибыло, так что мне удивительно, что пристойность тела вожделеет чего-то такого шумного и возбуждающего, как чихание».

Рассматривая в этом ключе диалог «Федр», можно переосмыслить понятие «платонической любви». С помощью работы Джеффри Хендерсона «The Maculate Muse: Obscene Language in Attic Comedy» Гараджа и Протопопова раскрывают смысл описания возвышенных устремлений души, которое обычно представляется квинтэссенцией концепта «платонической любви». Чтобы показать, что в описании души почти столько же телесного, сколько и духовного, они используют дореволюционный перевод «Федра» Сидоровского и Пахомова, удивительным образом совпадающий по амбивалентности смыслов - возвышенных, но одновременно и эротических - с оригиналом. Вот отрывок из их перевода «Федра», где душа сравнивается с воспаряющим в небеса крылом: «И так, когда зрит она кого-нибудь изящного, восприемля в себя вожделение от изящества истекающее, орошается и разжижается; тогда восхищается радостию и перестает скорбеть. Когда же от него устранятся и иссохнут те отверстия, коими изойти крылу должно, тогда сии, иссохшиеся и сжавшиеся, стеблю перьев изойти воспрещают. Сей стебель пребывая внутри купно с оным вожделением, от изящества истекшим, заключенный и тщащийся оттуда изойти, надмевает ту часть, где надлежит ему изойти, но не могши, причиняет во исходище своим великое колотье».

Как мы видим, эротические, а особенно гомоэротические коннотации постоянно сопутствуют у Платона самым возвышенным и, казалось бы, непорочным смыслам - возможно, выражая подспудно идею единства души и тела. Таким образом, рассматривая гомоэротические образы у Платона, можно прийти к новому прочтению понятия «платонической любви» и даже теории идей.