Объемная аппликация березки. Конспект занятия в старшей группе по аппликации «Осенняя береза

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №27 « Надежда»

городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

по художественно эстетическому развитию

(аппликация)

в старшей группе на тему: «Берёзка»

Составила воспитатель

Медведева Елена Николаевна

г.Октябрьский,РБ.

Цель: способствовать развитию детского творчества, прививать любовь к природе.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить умение создавать образ берёзки в технике обрывной аппликации;

Расширить представления детей о березе как символе России.

Развивающие:

Развивать грамматически правильную речь, умение подбирать слова- признаки;

Совершенствовать художественно - речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, пословиц и поговорок;

Активизировать словарь: березняк, чечевички;

Развивать мелкую моторику рук,стремление создавать изделия, радующие окружающих;

Закреплять у детей знания и навыки по работе с бумагой;

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, любовь к родному краю и бережное отношение природе.

Предварительная работа : наблюдение за берёзами на прогулке; чтение пословиц и поговорок о берёзе, поучительной сказки о двух берёзах; заучивание стихотворения С.Есенина «Белая берёза»; беседа на тему: «Польза берёзы для человека».

Раздаточный материал: Картон синего или фиолетового цвета; клей и кисточки для клея; тарелочки с заготовками бумаги белого, черного и зелёного цвета, для обрывной аппликации; салфетки, клеёнки подкладки- на каждого ребёнка.

Демонстрационный материал: репродукция картины И.Левитана «Берёзовая роща»,плакаты - берёза в разное время года, образцы поэтапной аппликации берёзки, запись народной мелодии.

Ход ООД

Дети заходят в группу, здороваются с гостями, стоят около воспитателя.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об одном хорошо знакомом вам дереве. А о каком дереве, отгадайте загадку:

Разбежались по опушке,

В белых платьицах подружки.

Ответ детей:(берёза).

Воспитатель: правильно ребята, это берёза(Обращает внимание детей на мольберт).

Посмотрите на картину художника И. Левитана «Берёзовая роща»,какие берёзки художник изобразил на картине?

Ответы детей:(стройные, тонкие, высокие, белоствольные с длинными хрупкими веточками).

Воспитатель: А место, где растёт много берёз, называют берёзовая роща или березняк.

Ребята,берёзка- это символ России и гордость русского народа.

Когда люди рассказывают о России, то чаще всего вспоминают березку, красавицу русского леса. О березке сложено множество песен, стихов, потешек закличек, хороводных игр. Давайте вспомним, какое стихотворение мы с вами учили про берёзку?

Ответы детей : («Белая берёза» С. Есенин, ребёнок читает отрывок из стихотворения).

Воспитатель : А кто знает пословицы про берёзку?

Ответы детей: («Где береза вырастет, там русский человек приживется»; Береза не угроза, где стоит, там и шумит.)

Воспитатель: Березонька одинаково хороша и в зеленой накидке весны, и в легком зелёном платье лета, и в цветном сарафане осени, и в пышном парчовом уборе зимы.(на мольберте картины берёз в разное время года)

Чем отличается березка от других деревьев?

Ответ детей: (белой корой).

Воспитател ь: Правильно ребята, природа наделила только одно дерево нашего края белой корой (пробкой) с черными чечевичками. Берёза не только красивое дерево, она ещё приносит пользу для человека. А кто знает, какую же пользу приносит берёза?

Ответы детей: (из почек и листьев берёзы, заваривают витаминный чай; в берёзовом соке, очень много витаминов; из берёзовых почек делают лекарства; берёзовый веник используют в русской бане) .

Воспитатель : молодцы ребята, всё вы знаете о пользе берез. А сейчас я вас приглашаю в нашу творческую мастерскую и предлагаю сделать такие же красивые берёзки. (Дети садятся за столы, проверка осанки).

Воспитатель: Ствол и молодую листву нашей берёзке мы будем изготавливать способом аппликации, но сегодня не будем вырезать ножницами, мы продолжим знакомиться с новым видом аппликации. Это - обрывная аппликация. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а обрываются руками и приклеиваются к основе. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий.

Показ образца на доске, объяснение порядка поэтапного выполнения работы.(на доске выкладывается последовательность выполнения работы)

Воспитатель: 1. Берем полоску белой бумаги и обрываем края так, чтобы были похожи на ствол дерева.

2.Берем прямоугольную полоску черной бумаги, для изготовления веток. Обрываем небольшие полоски, накладываем к стволу берёзки.

3. Из остатков черной бумаги делаем березе ее характерные полоски-чечевички.

4. Из полоски зеленой бумаги, обрываем листья и накладываем произвольно.

5. Все готовые детали наклеиваем на картон.

6.Берёзка готова.

Воспитатель: Ребята, перед работой давайте немного отдохнём и разомнем пальчики.

Физминутка: Мы берёзку посадили (присесть),

И водой её полили, (руки вытянуть вперёд, помахать кистями)
И берёзка подросла, (встали)

К солнцу ветки подняла, (руки поднять вверх)

А потом их наклонила, (руки опустить вниз)

И ребят благодарила, (пружинка).

Гимнастика для пальцев рук.

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни,

И вот этак и вот так, не обидятся никак .

Повторение правил при выполнении аппликации:

- Держим кисть вертикально.

- Наносим клей на всю поверхность детали на клеёнке

-Пользуемся салфеткой, чтобы убрать лишний клей.

-Следим за чистотой рук, соблюдаем порядок на столе.

Воспитатель : молодцы, приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей под запись народной мелодии.

Итог занятия: А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд в нашем салоне.

Воспитатель: Чему вы научились?

Ответы детей: (мы научились делать берёзку в технике обрывной аппликации.)

Ребята, а что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей:(мы узнали, что берёзка-это символ России; берёзовый лес называется березняк; на коре берёзы есть чечевички.)

Выставка и анализ детских работ.

Молодцы, ребята, вы все сегодня постарались, у всех получились красивые, оригинальные работы.

Весна прекрасна тем, что просыпается природа. Расцветают цветы, земля покрывается зеленым ковром, солнце ласково греет... Некоторые растения часто привлекают наше особое внимание. Среди них подснежники, верба, нарциссы, тюльпаны, сирень, береза...

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную...

(А.Прокофьев )

Береза — именно о ней пойдет речь в сегодняшней статье. Ранее мы , читали стихи классиков о ней и делали :

Ее же мы позже использовали в композиции «Лесная полянка». Подробнее о создании полянки читайте .

Сегодня мы сделали простую обрывную аппликацию с березами , доступную даже маленьким деткам. Все что нам нужно, это:

  • цветной картон для основы
  • белая бумага
  • зеленая бумага
  • пластилин

Сначала белый лист бумаги в произвольной форме вместе с ребенком рвем на длинные полоски. Выбираем три самых красивых «ствола» и приклеиваем их на цветную картонную основу, расположенную вертикально. Черный пластилин размазываем по стволу, формируя полоски березы.

Зеленый лист бумаги рвем на полоски, потом на квадратики. Это листья. Приклеиваем их на наши березки.

Вот такая картина получилась у сынишки:

Занимаясь творчеством, можно поговорить в с ребенком об удивительных свойствах березы.

Знаешь, для чего березе темные черточки и полоски? — Нет, не только для красоты. Темные черточки и полоски четко выделяются на белой бересте и помогают березе дышать! В жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева, а зимой они закрываются более плотными клеточками и помогают не замерзнуть.

Каждую весну береза начинает «плакать» ... По-настоящему она плачет тогда, когда люди специально отдирают кору и добывают ее слезы — березовый сок. Березовый сок — не только вкусный, но и полезный для здоровья человека. Но в целом, это вполне нормальный природный процесс. Это говорит о том, что корни активно питаются полезными веществами земли и «выдавливают» сок, через трещинки в стволе дерева.

Сколько лет живет береза? — Береза растет 100-120 лет. А некоторые виды радуют человека до 180 лет.

А ты знаешь, что есть «мужские» и «женские» деревья березы? — У «девочки» березы ветки распускаются в стороны, у «мальчика» березы (по некоторым данным, они называются березунами) – ветки распускаются вверх.

В древности береста выполняла роль бумаги. На кусочках бересты писали острыми костяными палочками, которые назывались писалами.

До чего же удивительное дерево — береза... О ней сложено сотни стихов, написано столько песен. Она самая первая радует нас зеленой листвой весной, и самая первая покрывается «золотом» осенью...

Я с большой благодарностью делюсь с вами сказкой про «Крылатку» — семечко березы с ее удивительными приключениями. Автор сказки Н.М.Павлова. А прислала мне ее моя мудрая и внимательная читательница, участница . Скачать сказку можно, пройдя по . Обязательно почитайте историю крылатки детям! Сказка поучительная и интересная.

В завершении статьи, предлагаю окунуться в воспоминания и послушать самую известную песню о березе «Во поле береза стояла...» в удивительном исполнении. Голос завораживающий. К сожалению, имени исполнительницы я не смогла узнать.

С уважением,

Людмила Поцепун.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Аппликация по теме Деревья осенью. Мастер-класс с пошаговыми фото

Весенняя аппликация своими руками

Мастер – класс «Люблю берёзку русскую…»

Автор мастер – класса: Славина Татьяна Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №31» г. Саров, Нижегородской области.
Мастер – класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста, педагогов, родителей.
Назначение: украшение интерьера, оформление природного уголка в группе, изготовления подарков.
Цель: развитие творческих способностей детей.
Задачи:
познакомить детей с техникой «квиллинг»;
развивать воображение, творческое мышление, глазомер, умение работать с разнообразными материалами, аккуратность, усидчивость.

Наши предки очень трепетно относились к берёзке. Издавна это дерево считалось символом нашей России.
Деревьев равных не сочтёшь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдёшь
Родней берёзки нашей.
Берёза – дерево удивительное. Можно весь мир обойти – нигде такого дерева не встретишь.
Древние славяне считали берёзу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. Берёза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом тёплых дней, в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи, праздновалась Троица. Берёзовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой, свежескошенной травой. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение и шли в лес, где находили нарядную берёзку. Завязывали на её ветвях ленты, кланялись ей и просили выполнить их желания.
Берёза не только участвовала в праздниках. С ней связывали немало примет.
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней.
О берёзе говорится и в песнях, и в загадках, и в сказках, и в стихах, мила она русскому сердцу.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую.
То грустную, плакучую.
Люблю берёзу русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, но не ломится!
А. Прокофьев
Необходимые материалы:
лист цветного картона;
цветная бумага;
ножницы;
стержень или карандаш для скручивания бумаги;
пряжа белого и чёрного цвета;
клей, кисть.

Пошаговый процесс выполнения работы:

1. На лист картона наклеить вырезанный из белой бумаги ствол берёзки.


2. По краю ствола приклеить белую нить.


3. На ствол дерева приклеить мелко нарезанные кусочки чёрной пряжи.


4.Из белой пряжи нарезать и приклеить ветки берёз.


5.Засушенные листья деревьев разорвать на кусочки и наклеить под берёзкой.


6. Цветную бумагу разрезать на полоски шириной 4-5 мм.


7. На стержень или карандаш накрутить полоски спиралькой, кончик приклеить.


8. Из разноцветных полосок крутим нужное нам количество спиралек.


9. Спиралькам придаём форму листочков.


10. Листочки приклеиваем на веточки и под берёзку.


11. Приготовим спиральки для солнышка и облаков.


12. Наклеиваем солнышко, облака. И берёзка готова.


13. Берёзки, выполненные детьми подготовительной группы.


14. Познакомившись с техникой квиллинг, дети сделали вот такие открытки ко Дню матери.


Желаю всем удачи!

Наталья Кунден-оол

Задачи :

учить детей передавать в аппликации березы в разное время года ; закреплять умения детей работать нетрадиционными техниками (обрывание, сминание) ; учить детей создавать коллективную композицию, в соответствии с определенными условиями; развивать образное восприятие и воображение; воспитывать любовь и уважение к родной природе.

Материал :

презентация «Образ березы в разное время года » ; песня «Во поле береза стояла » из четвертой симфонии П. И. Чайковского

Иллюстрации с изображением березы ;

4 листа тонированной бумаги формата А3 с силуэтом березы , цветные салфетки, клей, цветные карандаши.

Ход НОД :

Ребята, я загадаю вам загадку, а вы угадайте, о каком дереве в ней говорится :

«Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке

В белом сарафане». (Береза ) - Правильно, береза .

Как вы думаете, чем отличается береза от других лиственных деревьев?

Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы ?

БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза .

- Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки ? (Варианты детских ответов) .

Оказывается, береза через них дышит , и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

Чем еще отличается береза ? (Формой листьев, они у нее с зубчиками)

Ветви у березы гибкие , склоняются почти до земли. Люди говорят, что коса есть у березы . Как вы думаете, почему так говорят?

Когда дует ветерок, ветки у березы , как косы, заплетаются.

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек . Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ .

Воспитатель обращает внимание детей на пейзажи (показ слайдов) .

Какие они все разные и красивые в разные времена года .

Белоствольные, с развивающимися на ветру зелеными кудряшками, то немного задумчивые, то ясные, кипучие. Кто не восхищался светло-изумрудной зеленью, распускающихся листочков березки , изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленою косынкою (слайд летних берез )

А ее осенний золотой наряд так украшает хмурый пейзаж (слайд осенней березы )

Какое великолепное зрелище представляет береза в зимнем серебристом уборе! (слайд зимней березы )

Как нежна березка весной , в красивых сережках и молодой весенней зелени (слайд весенней березы ) .

Исаак Левитан тоже увековечил в своих пейзажах русскую березку .

(слайд картин И. Левитана «Березовая роща » , «Золотая осень» )

Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года !

Физкультминутка :

Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх, И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой) .

Летние косички заплетают (выполнять руками перекрёстные движения перед грудью)

Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями) .

Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз,

Кружась, листочки улетают (покружиться) .

А зимние от стужи замерзают (обнять себя руками,

Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз) .

Ребята, посмотрите у меня на доске стоят четыре березки в разное время года . Определите, какая береза в каком времени года находится? (ответы детей) . А чего на наших деревьях не хватает? (ответы детей) . Я предлагаю вам украсить березки в зависимости от времени года. У меня есть четыре цвета салфеток : белые, желтые, светло-зеленые и темно-зеленые. Как вы думаете, какие салфетки к какой березе подойдут (ответы детей) . Для того чтобы украсить березки по временам года , давайте разделимся на подгруппы . (Происходит деление на 4 подгруппы с помощью цветных карточек).

Показ приемов аппликации .

Самостоятельная, творческая работа детей под звучание песни «Во поле береза стояла » композитора П. И. Чайковского в четвертой симфонии.





Ребята, давайте полюбуемся какие красивые, разные березки у нас получились ! Мы с вами сейчас оформим выставку и назовем ее «Такая разная береза » !