Нод по экологическому образованию в средней группе. Конспект занятия по экологии в средней группе детского сада на тему: Осень

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №8 «Светлячок»

г. Карачев Брянской области

НОД по экологии в средней группе

« Природа наш друг ».

Провела: воспитатель Лукичева С.А.

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:

Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания,
о птицах, о деревьях.

Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев, диких животных
и птиц.

Развивающие:

Развивать мыслительные операции, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать. Развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Методические приемы: Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение.

Материал: иллюстрации с изображение деревьев, животных, птиц; лучики из бумаги, солнышко; запись «Голоса леса».

Предварительная работа: комплекс занятий по ознакомлению
с окружающим миром на тему: «Лес»; заучивание стихов, пословиц об осени.

Участие в дидактических играх: «Кто где живёт?», «Кто чем питается?», «Времена года».

Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.

Беседа о мусоре: откуда берется, какие виды мусора бывают,
чем вреден мусор и т.д.

Ход занятия

Воспитатель : - Ребята, давайте поприветствуем друг-друга :

Проводится игра «Здравствуйте!» .

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!

Здравствуйте, гости! Здравствуйте!

Вот мы подарили гостям частичку здоровья!

Сюрпризный момент.

Ребята, мне сегодня утром, почтальон принес письмо, вы хотите узнать, кто нам пишет?

Тогда слушайте:

«Дорогие ребята, я, лесовичек- хозяин леса жил в лесу с друзьями. Но случилась беда! Люди, которые приходили отдыхать, оставляли мусор, консервные банки, пластиковые бутылки, пакеты. Все растения погибли, звери, птицы, насекомые исчезли, солнце не светит. Как мне хочется видеть чистые ручьи, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть своих друзей. Только вы сможете мне помочь. Если вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу!

Ну что ребята, поможем лесовичку?

Вы дружные? Вы смелые?

В лес мы поедем на машине.

Превращаемся в шофёров

Качайте шины: ш-ш-ш-ш

Открывайте баки и заливайте бензин: с-с-с-с

Заводите мотор: д-д-д-д

У-у-у! Поехала машина.

Машина. Машина идёт гудит,

В машине, в машине шофёр сидит.

Вот поле, вот речка, вот лес густой.

Приехали, дети! Машина, стой!

Вот мы с вами и оказались на лесной полянке.

Иллюстрация полянки.

Ой, как грустно, ой как скучно, темно и грязно. Не слышно пения птиц. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? Ребята с каждым выполненным заданием в лесу станет чище и светлее.

Задание 1:

Послушайте первое задание (иллюстрация с изображением осени)

Ребята! Какое сейчас время года? (осень)

Ребята, назовите периоды осени? (ранний, золотой, поздний)

А сейчас какой период? (поздний)

Молодцы! Справились с первым заданием. (Появляется первый лучик в лесу)

Задание 2:

В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (дерево самое большое растение)

Назовите его части. (корень, ствол, ветки и листья)

Как вы думаете, дерево живое? (да)

Почему? (Оно растет, дышит, питается)

Ребята, бывает, так что и деревья болеют, тогда их лесовичек спиливает.

Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям
(не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу)

Мы выполнили второе задание.

Появляются два лучика.

Задание 3:

Ребята, а кто еще живет в лесу? (дикие животные)

Иллюстрации с изображением диких животных.

Лапу кто зимой сосёт?

А ещё он любит мёд.

Может громко зареветь,

А зовут его … (медведь)

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый-краса,

А зовут её. (лиса)

Маленький, рыжий зверёк,

По веткам прыг-скок. (белка)

Комочек пуха, длинное ухо

Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков
и червяков. (ежик)

Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живет в логове. (волк)

Молодцы, вы хорошо справились с заданием! А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

Ребята, какое правило надо соблюдать по отношению к диким животным?

Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых;

Не будем обижать лягушек;

Не разорять птичьи гнезда и звериные норы;

Не будем ловить диких животных и уносить их домой;

Не будем стрелять в птиц;

Не будем разводить костры;

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

(взмахи поочередно правой и левой рукой)

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверят,

Как лисенок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал,

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит.

Просыпаться не спешит.

Задание 4:

Скажите, как называют птиц, которые осенью улетают на юг? (Перелетные)

Иллюстрации с изображением перелетных птиц.

Назовите основные причины по которым птицы улетают? (отсутствие еды и холод)

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год остаются на родине и не совершают перелета.

Таких птиц называют? (зимующие)

Иллюстрации зимующих птиц.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой.

Назови его скорей

Кто там скачет? (воробей)

Сама вся сероватая,

Походка мешковатая,

Важная персона- зовут ее. (ворона)

Черная шапочка

И полоска шарфика

У желтогрудой птички

По имени (синичка)

Эта птичка так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, болобока

А зовут ее. (сорока)

Выпал снег, метут метели,

А к нам гости прилетели

На рябину посмотри-

Там расселись(снегири)

Ребята, какое правило надо соблюдать, увидев птиц в лесу?

Ребята, а как мы можем помочь тем птицам, которые зимуют у нас
в селе? (подкармливать)

Я предлагаю, приготовить корм для птиц. Проходите к столу.
На столах у вас тарелочки с пластилином. Ребята, возьмите комок пластилина и разделите на мелкие кусочки. Затем круговыми движениями скатайте зернышки для птичек.

Молодцы.

Появляется четвертый лучик.

Задание 5:

Ой ребята, мы все задания выполнили, а вот мусор на нашей полянке остался. Давайте соберем мусор в мешок, чтобы у нас было чисто.

Полянку мы в порядок привели справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто. Запели птицы.

Появилось пять лучиков и солнышко.

Молодцы ребята!

Все задания выполнили правильно.

Воспитатель

Мы юные защитники природы, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое.

Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями.

А теперь нам, пора возвращаться в детский сад.

Повертелись, покружились и в саду мы очутились.

Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были?

Что мы делали в лесу?

Помогли лесовику очистить лес. Мы помогли лесовику, за это он нас угостил сладостями.

Спасибо!

Тема: "Необходимые в жизни бумага и ткань"

Цель:
- познакомить детей со свойствами бумаги и ткани;
- дать сравнительную характеристику этим материалам;
- учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета;
- расширять словарный запас детей, учить правильно формулировать высказывания.

Активизация словаря : бумага, ткань, гладкая, твердая, теплая, шершавая, шуршит, ткань не издает звуков, бумага размокает, ткань намокает, мятый, состоит из ниток.

Ход занятия

1. Организационный момент
Воспитатель . Ребята! Вы любите ходить в гости?
Дети. Да!
Воспитатель. Нас позвал к себе в гости медвежонок Тишка, который живет в лесу. А вот зачем он нас позвал, мы сейчас узнаем. Вы готовы?
Дети. Да!
(Звучит веселая музыка, дети выстраиваются друг за другом и идут к домику Тишки.)
2. Вводная часть
Дети подходят к домику Тишки, стучат. Появляется медвежонок Тишка и со слезами рассказывает о своем несчастье… О том как его подружка Маша попросила помочь ей разобрать вещи, которые сделаны из бумаги и ткани. А мишка ничего не знает ни про бумагу, ни про ткань.
Воспитатель. Дети, поможем Тишке?
Дети. Да!
Воспитатель. Но для того, чтобы помочь мишке мы и сами должны многое узнать о бумаге и ткани.
Пожалуйста, проходите, рассаживайтесь на свои места.
(Дети рассаживаются по своим местам.)

3. Основная часть

(Изучение свойств ткани и бумаги.)
Воспитатель . Дети, посмотрите, на столе так много предметов: это и вода в стаканчиках, и шарф из бумаги, шарф из ткани, полотенце.
(1. Определяем на ощупь, какая ткань и бумага.)
Воспитатель. Сейчас возьмите в руки сначала шарф из бумаги, потрите его пальчиками, отложите. А теперь возьмите шарф из ткани, потрите его пальчиками.
(Вместе с детьми определяем свойства бумаги и ткани, сравниваем.)
Ответы детей. Ткань – мягкая, теплая, шершавая, быстро сминается; бумага – жесткая, холодная, гладкая, легко рвется.
Воспитатель . Молодцы, ребята!
Мне очень понравились ваши ответы! А тебе, Тишка? Что ты запомнил?
Тишка. (Все путает, дети с воспитателем его исправляют.)
Мне понравилось, как дети весело отвечали, потому что я веселый. А запомнил я то, что бумага теплая, мягкая, шершавая, а ткань холодная, жесткая и т.д.
(2. Рассматриваем бумагу и ткань на свет.)
Воспитатель . А теперь следующий эксперимент! Давайте повернемся лицом к окошку и посмотрим на свет сначала на шарф из бумаги, а потом на шарф из ткани.
Что мы видим, когда рассматриваем шарф из ткани?
Дети. Видим ниточки.
Воспитатель. А когда рассматриваем шарф из бумаги?
Дети. Ниточек нет.

Воспитатель . Давайте запомним, что шарф из ткани состоит из ниток, а из бумаги нет.
Ткань изготавливают из нитей на ткацкой фабрике, а бумагу прессуют из опилок на бумажной фабрике.
Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать?
Дети. Да!
(3. Мнем бумагу и ткань.)
Воспитатель. Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина.
Давайте тихим голосом расскажем про нее стишок.
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.
Воспитатель. Сидим тихо-тихо и берем сначала шарф из бумаги, начинаем его мять. Что вы слышите?
Дети. Она шуршит, разговаривает.
Воспитатель. Правильно, она шуршит. (Вместе повторим – бумага шуршит.)
Теперь возьмите шарф из ткани, начинаем его мять. Прислушайтесь, разговаривает ли ткань? Вы слышите что-нибудь?
Дети. Ничего!
Воспитатель. Правильно, шарф из ткани не разговаривает, не издает никакого звука.
Значит, что мы можем объяснить мишке Тишке?
(Обращается к мишке) Тишка, запомни, что когда мнешь шарф из бумаги он шуршит, а из ткани – он не издает звука.
(4. Разглаживание бумаги и ткани.)
Воспитатель . Ребята, посмотрите какие наши шарфики стали мятыми, давайте попробуем их расправить. Сначала разглаживаем шарф из бумаги руками. Что у вас получилось?
Дети. Не получается разгладить!
Воспитатель. Да, вы правы! Шарф из бумаги настолько мятый, что не распрямляется.
Давайте попробуем разгладить руками шарф из ткани. Что получилось?
Дети. Он разглаживается!
Воспитатель . Правильно, шарф из ткани распрямляется при разглаживании.
Мишка Тишка. Что-то я устал! Хочу поиграть!
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем!
Физкультминутка
Пантомима. Солнышко утром просыпается, растет цветок,
Распускается, вянет, мятая бумага, спортсмены.
Воспитатель. Молодцы! Хорошо играли!
А теперь нас ждет еще один эксперимент. Теперь мы узнаем, если наши шарфики испачкаются, и мы решим их постирать, что с ними будет?
Воспитатель. Берем сначала шарф из ткани, погружаем в воду, отжимаем. Что мы видим?
Дети. Он стал мокрым.
Воспитатель. Расправьте его и покажите мишке Тишке.
Видишь, Тишка, шарф стал мокрым.
Воспитатель. Теперь погрузите в воду шарф из бумаги, отожмите его, попробуйте распрямить. Что вы видите?
Дети. Он размок, стал рваться.
Воспитатель . Правильно, давайте разъясним мишке Тишке, что если мы решим постирать шарф из ткани, он намокнет, но не порвется. А если постирать шарф из бумаги, он размокнет, начнет рваться и его придется выбросить.
Значит, какой из шарфов прочнее – из ткани или из бумаги?
Дети. Из ткани шарф прочнее.
Воспитатель . Ребята, а мы можем из бумаги пошить одежду?
Дети. Нет, она не прочная и скоро порвется.
Воспитатель. А из ткани?
Дети. Можем, одежда из ткани прочная и долго носится.
Воспитатель. Мишка Тишка, теперь ты понял, что же прочнее – бумага или ткань?
Ребята, давайте еще раз повторим, что такое бумага и что такое ткань.
Бумага Ткань
жесткая мягкая
холодная теплая
не состоит из ниток шершавая
если ее мять – шуршит состоит из ниток
при разглаживании если ее мять – не издает
не распрямляется звуков
при намокании – рвется при разглаживании
распрямляется
в воде намокает, но не
рвется
4. Заключительная часть
Воспитатель . Вот теперь, Тишка, когда мы знаем все о бумаге и о ткани, мы можем тебе помочь!
Вставайте полукругом у коробки, сейчас мы ее откроем и посмотрим, что же там лежит.
(Открыли коробку.)
Здесь вещи из бумаги и из ткани. Возьмите по одной и разложите на 2 коробки:
– в коробку с цифрой 1 положите вещи из бумаги;
– в коробку с цифрой 2 положите вещи из ткани.
(Дети раскладывают вещи.)
Воспитатель . А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы помогли мишке.
Мишка Тишка. Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

«Детский сад №7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт

Непосредственно образовательная деятельность

с детьми средней группы

по экологии

«В гости к деревьям»

Воспитатель средней группы№2

Цывунина Алена Леонидовна

2015 год

Цель: Закрепить знания о лесе.

Задачи:

    О: Учить детей различать виды хвойных и лиственных деревьев (ель, береза) по коре, стволу, веткам, используя исследовательскую деятельность.

    Р: Закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы.

    В: Воспитывать эмоционально – положительное, бережное отношение к растениям, к природе, научить видеть их красоту и неповторимость.

Материал и оборудование: письмо старичка – Лесовичка, схемы, лупы, подарки для дерева приготовленные детьми (капельки дождика, солнышко, кормушка, бабочки, птицы, ветер, стихи о березе, сюрприз).

Активизация словаря: весна теплая, веселая, солнечная, радостная, листья, иголки, шишка, сережки, кора гладкая, твердая, мокрая, корень, ствол, ветки, семена, солнце, вода.

Ход:

Ребята входят в группу, здороваются с гостями.

В : Ребята, давайте вспомним наш девиз:

« С голубого ручейка начинается река.

А наша дружба и занятие начинается с улыбки»

В: Ребята, а вы любите лес?

А что это такое?

А как нужно вести себя в лесу?

А кто может охранять и оберегать лес?(лесничий)

А кто может еще охранять?

А как надо вести себя в лесу?

(появляется на экране Лесовичок)

В: Ребята, а вы знаете почему его так зовут?

Потому что он родился и рос в лесу. Он следит за порядком в лесу.

В: Ребята! Сегодня хозяин леса– старичок – Лесовичок прислал письмо, в котором приглашает нас в гости. Вот оно.

Письмо Старичка – Лесовичка (ролик)

Дорогие мои маленькие друзья!

Я очень рад вас видеть. Я, Лесовичок хозяин волшебного леса, приглашаю вас в путешествие, в конце которого вас ждет сюрприз. А для того, чтобы его получить, нужно отгадать мои загадки-задания и выполнить просьбы деревьев. Ведь деревья на моей тропинке тоже особенные, волшебные. Вот и я попросил их придумать для вас задания. Вы отыщите их в письме.

Я также слышал, что вы для березок приготовили подарки, она их очень ждет. Итак, в путь! Желаю вам удачи. Я буду за вами наблюдать.

Ваш любимый старичок – Лесовичок.

В:- Ну, что ребята, хотите попасть в волшебный лес?

Д: Да.

В: - Давайте вспомним, какие деревья нам могут встретиться в лесу?

Д: Ели, березы, сосны, рябины.

(Ролик о лесе).

В: Деревья вы знаете.

В: Вот и у нас в нашем лесу есть березка. Давайте поздороваемся: обнимите березку крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола) она нас очень ждала и приготовила письмо, давайте прочитаем и выполним желания и задания березки.

В:- Вы согласны?

Д: Да.

В:- Как вы думаете рада березка весне? Почему?(ответы детей)

В:- Какое у неё настроение? (веселое, радостное, солнечное, хорошее). Работа со схемами.

Погладьте мою кору, понюхайте её и скажите: какая она (гладкая, мокрая, твердая, красивая, прохладная)

Какого цвета ствол? (белый, с черными полосочками)

Какой ствол? (тонкий, прямой, высокий)

Как можно проверить, что он тонкий? (ребенок обхватывает ствол руками)

Чем мы похожи с елью? Работа со схемой.

На экране ель: один ствол, покрытый коричневой корой, верхушка, много веток, которые увеличиваются книзу. Все ветки покрыты зелеными, колючими иголками.

Чем похожи?

Чем отличаемся?

Корень

Ствол

Кора гладкая, шершавая Ствол белоствольный, золотистый

Ветки

Листья, иголки

Семена

Сережки, шишки

Чтобы росли нужно - свет, тепло, вода, воздух, почва.

Березовый сок, смола

В:- Да, действительно у ели и березы есть кора, ствол, ветки. Но есть и различия, которые вы назвали? (ствол разный кора, листья, иголки ит.Д.)

В:- Ребята, а сейчас я вам предлагаю с помощью лупы рассмотреть черные полоски у березы (рассматривание черных полосок у березы, через которые дышит береза).

Появляется старичок – Лесовичок(ролик).

Ребята, я знаю, что вы нарисовали полезные подарки для березы.

Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя их значение.

Я дарю тебе птицу, она будет другом и спасет тебя от гусениц.

Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листикам окраситься в зеленый цвет.

Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.

Я дарю тебе зеленый листик, чтобы ты была красивой.

Я дарю тебе кормушку, что к тебе прилетало много птиц.

Я дарю тебе землю, чтоб ты лучше росла.

Я дарю тебе бабочку, чтоб она тебя украшала.

Я дарю тебе ветер, чтобы он разносил семена, и выросло много деревьев в городе.

Дети по очереди читают стихи о березе, о ели.
1. Березка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

2. Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В зеленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

3. Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.

И березки и рябинки.

Скучные стоят.

Только ель одна

Весела и зелена,

Ей мороз и дождь не страшен.

Смелая она.

Л:- Ну, ребята порадовали вы меня старичка. Слышу и деревья довольные.

А как вы думаете интересно быть деревьями? Хотите попробовать?

Игра «Я дерево – мама!»

В: - Я буду изображать дерево, а вы – летающие семена.

Звучит «Весенняя музыка».

Воспитатель:

Я – дерево – мама, а вы мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Дети:

На дереве – маме мы долго висели,

Вдруг ветер подул, и мы все полетели (дети под музыку разлетаются, музыка заканчивается, дети изображают деревья).

Нас ветер подхватит, и мы улетим!

Нам легкие крылья летать помогают, Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.

На землю родную мы все упадем,

Земля нас накормит, земля – это дом.

Весною нас солнце лучами согреет,

А дождик напоит водой, как сумеет.

Тогда прорастем мы зеленым ростком

И маме помашем зеленым листком

Нам дерево – мама помашет в ответ

Как стать нам большими, не даш ли совет?

И дерево – мама, качаясь, шумит,

Советы, давая, листвой шелестит.

Л:- Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего понравилось?

А теперь - мой сюрприз!

В: Лесовичок угощает детей лесными орехами. Я буду вам давать орех и задавать вопрос, а вы должны ответить.

Как нужно вести себя в лесу?

Назови хвойные деревья?

Какое ты знаешь лиственное дерево?

Кто охраняет лес?

Чем отличается береза от ели?

Смогут без воды жить деревья?

Старичок – Лесовичок прощается с детьми.

Список использованной литературы:

Экологический проект «Моё дерево» Н.А.Рыжова М.: «Карапуз -дидактика», ТЦ «Сфера», 2006 г

С.Н. Николаева.Методика экологического воспитания в детском саду.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 3 « Петушок » села Кушнаренково муниципального района

Кушнаренковский район Республики Башкортостан

НОД по экологии в средней группе

«Берегите природу».

Провела: воспитатель Нургалеева Л.Т.

Цель : - формировать у детей основы экологической культуры .

Задачи :

Образовательные : расширять и систематизировать знания детей о природе , формировать интерес к проблеме охраны природы , познакомить детей с правилами поведения в природе .

Развивающие : развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитательные : воспитывать заботливое отношение к природе .

Материалы и оборудование : экологические знаки , аудиозаписи «Звуки леса» , «Автобус» муз. Железновой, игра «Собери цветок» , бабочки для дыхательной гимнастики, муляжи грибов, фигуры животных и птиц леса, деревья, игра «Сделай запасы» , плакат « Берегите природу

Ход НОД.

Воспитатель : - Ребята, давайте поприветствуем друг-друга :

Проводится игра «Здравствуйте!» .

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!

Здравствуйте, гости! Здравствуйте!

Вот мы подарили гостям частичку здоровья!

Воспитатель : - Ребята, отгадайте загадку :

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(лес)

Воспитатель : -Что такое лес? Какие деревья растут в лесу? Какие животные живут в лесу? Помните, ребята на прошлой нашей встрече мы говорили о правилах поведения в лесу. Давайте вспомним, что означает каждый знак.

(воспитатель показывает знак, а дети рассказывают, что он означает)

(появляется сорока)

Сорока :-«Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда!

Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!

Помогите! Помогите!»

Воспитатель : -Какая беда может случиться в лесу? (ответы детей) Ребята, а чем мы с вами можем помочь лесу? Что мы можем сделать?

Давайте отправимся в лес и возьмем с собой знаки! А на чем можно добраться до леса? (ответы детей)

Сегодня мы отправимся в лес на автобусе. Занимайте свои места!

(под муз. Железновой «Автобус» дети «едут» в лес)

Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво в лесу!

(слышится пение птиц, аудиозапись «Звуки леса» )

Ребята, какой воздух в лесу? (Ответы детей.) Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе? (Ответы детей.) Почему? (потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.) Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!

Дыхательная гимнастика

Воздух свежий мы вдыхаем

Руки к солнцу поднимаем

Выдохнули, опустили

И ещё раз повторили.

Вдруг из-за ёлки выглядывает Старичок – лесовичок.

Лесовичок ::- Кто пожаловал в лес?

Вос –ль : Мы дети из средней группы «Капельки» детского сада №3 «Петушок», пришли, чтобы помочь лесу.

Лесовичок : - Да как же вы можете помочь лесу, если вы еще маленькие?

(ответы детей)

Воспитатель : - Старичок-Лесовичок, наши ребята большие и умные. И они хорошо справятся с любым заданием. Ты проверь их и убедишься в этом сам.

Лесовичок : -Сейчас я их проверю.

Лесовичок : Какое сейчас время года? Расставьте эти картинки в нужной последовательности, начиная с того времени года, которое идет сейчас.

Игра «Времена года»

(дети расставляют правильно картинки, и Лесовичок пропускает в лес)

Лесовичок : - Теперь я убедился, что вы уже большие и многое знаете! Надеюсь, вы сможете помочь лесу и его обитателям. Идите по этой тропинке и попадете на полянку. Счастливого пути!

(дети идут и выходят на полянку, на которой ничего не растет)

Воспитатель : -Ребята на этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой (ответы) Давайте посадим на ней цветы.

Игра «Собери цветок»

Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? (ответы) Давайте поставим знак (ребенок подходит к столу и выбирает нужный знак) .

Воспитатель : -Ребята, посмотрите на нашу красивую полянку прилетели бабочки. Давайте подуем на них и посмотрим, как красиво они кружатся над нашей полянкой!

Игра на развитие речевого дыхания «Бабочка лети!»

Воспитатель : –Ребята, посмотрите сколько грибов растет в лесу. Какие грибы можно собирать? (ответы) Какие съедобные грибы вы знаете! Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему?

Воспитатель : -Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы? (ответы детей)

Какой знак мы можем здесь поставить?

Воспитатель. – Ребята, а какие деревья растут в лесу (Ответы детей) . Как вы думаете, зачем нужны деревья (Ответы детей : Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)

Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? (ответы) Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении . Давайте представим с вами, что мы маленькие семечки, которые упали в землю.

Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше.

Какой знак нужно поставить здесь (ребенок, по выбору воспитателя идет к столу и выбирает нужный знак, объясняя свой выбор)

Воспитатель : -Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите (гнездо) Каких птиц вы знаете? (ответы) Сейчас я вам буду называть разные слова, а вы как только услышите название птиц- хлопайте в ладоши, а если я буду называть другие слова –топайте.

Игра на внимание «Птицы»

Зачем птицы строят гнезда? (ответы) Какое правило мы знаем про птиц? (ребенок выбирает знак, объясняя, что он означает)

Воспитатель : -Ребята, а что это на дереве? (обращает внимание на дупло) Кто его построил? (ответы) Как вы думаете, кто живет в дупле? (ответы) Чем белочка питается? Какие еще животные живут в лесу (ответы) Чем они питаются? Давайте для зверей приготовим сюрприз, насобираем для них запасы и угостим их.

Игра «Сделай запасы»

(на полянке лежат шишки, грибы, ягоды; дети собирают в разные корзинки запасы для ежа, белочки и медвежонка, проговаривая «Я угощу белочку орешками!» и т. д.)

Как следует вести себя в лесу? (не шуметь) Почему? Давайте поставим знак. (ребенок выбирает и ставит знак)

-(обращаясь к ребенку) Расскажи почему ты выбрала этот знак. Что он означает?

(ребенок поясняет свой выбор)

Воспитатель :- Молодцы! Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали? Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу !

(появляется Лесовичок)

Лесовичок : -Молодцы, ребята! Вы настоящие защитники природы ! Надеюсь, благодаря вам, люди будут бережно относиться к природе . А на память я дарю вам этот плакат, который расскажет людям, что нужно беречь природу и заботиться о ней . Повесьте его в детском саду!

Воспитатель : -Спасибо, Лесовичок! До свидания!

Ребята, встаньте в круг и закройте глаза. Раз, два, три –повернись и в группе окажись .

(дети возвращаются в группу )

Воспитатель :-Вот мы и в группе .

Ребята, вам понравилось путешествие?

Какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте об этом расскажем.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

и друг другу на прощанье мы подарим обещание :

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

Куприянова Светлана Михайловна

МДОБУ ЦРР Детский сад №16 «Золотинка» Республика Саха (Якутия) г. Якутск

Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в весенний лес»

Цель: Продолжать учить правила безопасного поведения в природе. Воспитывать экологическую культуру.

Задачи: Познакомить детей с новыми правилами безопасности.

Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, продолжать развивать связную речь детей.

Уточнить представления об экологических запретах; помочь не только осознать, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.

Формировать умение вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть её красоту и неповторимость.

Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, рассматривание репродукций с картин известных художников; наблюдения, труд на прогулках, заучивание стихов о весне.

Материал к занятию

Ноутбук , дидактические игры «Назови животное», « собери цветок» иллюстрации

Ход занятия:

Ведущая: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.

Пальчиковая гимнастика.

Здравствуй красно солнышко - руки вверх,

Здравствуй, ветерок - покачивание рук,

Солнечные зайчики,- взмахи рук перед собой

Быстрый ручеек- руки внизу покачивание рук

Здравствуй спелая трава- покасивание ладошек

Здравствуй, шумная листва - трут ладоши

Здравствуйте, мышата- хлопок за спиной

Здравствуйте, зайчата - прижки на месте

Всех приветствуем сейчас - пальцы соединены в замок

Очень рады видеть вас- руки к груди и вперед - в стороны.

Воспитатель: Сегодня в гости к нам пришел Медвежонок. Поздоровайтесь с ним. Медвежонок просит вас о помощи разобраться, о каком времени года идет речь в этом стихотворении:

Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей

Ручейки в лесу поют

И подснежники цветут.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной) .

Сколько месяцев длится весна? (Три) .

Назовите их (Март, Апрель, Май)

Молодцы!

Воспитатель: Медвежонок хочет вас позвать с собой на прогулку в лес. Хотите с ним пойти?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Но есть одно важное правило, правило безопасности, послушайте внимательно:

Должны всерьез все уяснить:

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться там легко:

Уйти от дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не дойти…

Вы запомнили правило? Без взрослых в лес ходить нельзя!!!

А как можно добраться до леса?

Дети: На машине, на автобусе, пешком…

Воспитатель: Мы с вами пойдем пешком, полюбуемся красотой природы.

(Имитация дорожки) .

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвой,

Кто в глуши твоей таится -

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не таи: Ты же видишь, -мы свои!

Воспитатель: Мы с вами приближаемся к лесной поляне. Давайте представим будто ярко светит солнце, синее чистое небо над головой, земля покрыта молодой зеленой травой, появляются первые цветы.

Какие цветы появляются первыми?

Дети: Подснежники.

Задание Д\И: «собери цветок»

Воспитатель: Весной на деревьях набухают почки и распускаются первые листочки.

Ой у дерева сломаны ветки. Кто же это натворил. Можно ломать ветки деревьев? Почему?

Дети: Нет

Воспитатель: Конечно же нет! Растения, деревья -это живые существа. Растут, дышат, питаются. Листья задерживают пыль. Растения дают нам кислород, очищают воздух. Поэтому нельзя отламывать ветки на деревьях

Воспитатель: Давайте и тут оставим знак. Кто его увидит тот будет знать, что ломать ветки деревьев нельзя. Пойдем дальше.

Ой смотрите какой зайчик поскакал!

А вы знаете что происходит с животными весной?

Дети: Меняют окраску, просыпаются от спячки, у некоторых появляются детеныши.

Воспитатель: Медвежонок предлагает немного отдохнуть и поиграть в игру: « Назови животных и его детенышей» (Сели на стульчики).

Игра: «Найди детеныша»

Воспитатель: Хорошо вы справились с заданием а теперь пошли дальше?

Дети расскажите Медвежонку чего же еще нельзя делать в лесу, если вы его друзья? Друзья леса?

Послушай Мишка стихи:

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет. (М. Бычкова)

Как вы думаете, что Медвежонку не нравится в этом стихотворении? (рвать цветы)

Воспитатель: После того как сойдет снег, появляется трава и весенние цветочки. Они такие красивые и нежные и так хочется забрать с собой домой. А можно ли рвать цветы?

Послушайте стих о том, что будет, если мы сорвем цветок.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты, вместе мы сорвем цветы,

Опустеют все полянки, и не будет красоты.

Воспитатель: Давайте и это правило запомним. Если рвать цветы. То не будет насекомых. Им нечего будет есть. Давайте оставим и тут знак.

В лес зеленый я пойду,

Зайку серого найду,

Принесу его домой

Будет этот зайка мой.

(Нельзя брать никого из леса домой) .

Воспитатель: Животным будет плохо без той среды обитания в которой они привыкли жить.

Оставим и тут знак.

Физминутка.

Маленькие птички, птички невелички

По лесу летают, песни распевают,

Буйный ветер налетел, птичек унести хотел,

Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

Воспитатель: Вы, наверное, слышали, что в последнее время очень часто случаются пожары в лесу. Они могут быть от жары, или когда жгут листья, или туристы забывают потушить костер.

Запомните еще одно правило:

Весна! В поход спешат ребята!

Но знать туристам юным надо:

Чтоб не страдали звери, птицы,

Природу портить не годится!

С поляны мусор соберите

И на костре его сожгите!

Костер в лесу не оставляйте

Песком, землею засыпайте,

Чтоб не дымился, не искрил,

Беды в лесу не натворил.

Какое из этого стихотворения мы извлечем правило?

Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор. Нельзя оставлять непотушенный костер.(ставим знак)

Воспитатель: Вот сколько правил для друзей леса мы узнали. Давайте повторим все знаки которые запрещается творить в лесу.

Ну что ж мы помогли медвежонку разобраться, чего нельзя делать в лесу, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Вам понравилось наше весеннее путешествие? Что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте, ребята будем друзьями леса, будем беречь природу: не топтать зеленую траву, не рвать цветы, а будем любоваться ими. Пусть нас с вами всегда радует ласковое солнце.

До свидания медвежонок.