Название национальности в оранжевых костюмах. Одежда

У каждой страны есть свои традиции, своя уникальность. И в каждой из них свои национальные костюмы. Сегодня мы поговорим о самых интересных и красочных нарядах.

Национальные костюмы Японии

Начать стоит именно с Японии. С XIX века считается кимоно. Также этот наряд является гейши.

Кимоно подчеркивает только талию и плечи, скрывая любые недостатки женской фигуры. Это напрямую связано с представлением жителей страны об тела. Около такой изящной японки каждый мужчина сможет себя почувствовать истинным самураем.

Национальные костюмы Китая

В национальной следует познакомиться ближе с ханьфу. Жители Китая носили долгое время наряды народа хань, откуда и появилось их название. Помимо этого, под национальной одеждой государства часто подразумевается ципао (длинное платье). После того как китайская монархия прекратила свое существование, ципао стало прообразом женской традиционной одежды.

Армянские национальные костюмы

Национальная одежда Армении является элементом образа жизни и культуры жителей этой страны. платье - эти слова являются синонимами слова тараз, также оно обозначает манеры и моду. Тараз включает в себя все части одежды, а также украшения к ним.

Национальные костюмы Индии

В Индии одежда женщин зависит напрямую от региона. Классическая индийская женская одежда - сари - это костюм с многовековой историей. Сегодня этот костюм также не потерял эстетической актуальности. И сегодня мужчины всего мира не могут смотреть спокойно на соблазнительные формы девушек, одетых в невероятно тонкие шелка сочных расцветок.

Национальные костюмы Бразилии

Редко в какой стране традиционный костюм сохранился полностью. Женщины надевают нижние накрахмаленные юбки, поверх них — яркие длинные наряды. Вата — это белоснежная, будто бы спадающая кофта, накинутая на плечи. Обувь - таманко - напоминает мужскую, также они носят чинелас — легкие сандалии. Замысловатые прически увенчивают легкими тюрбанами, а шею и руки украшают всевозможными браслетами и бусами из камней, ярких птичьих перьев.

Яркие, красочные костюмы танцоров карнавала Бразилии - это завораживающее зрелище для туристов всего мира.

Национальные костюмы России

Женский костюм на Руси включал в себя рубаху, набедренную одежду, сарафан, панёву, головной убор, обувь, пояс, украшения. У замужних женщин и девушек головные уборы были разными. В XIII веке появился кокошник, позаимствованный у фино-угоров.

«Лаптевой» Русь не была. Ее жители ходили в сапогах из кожи. Лапти также пришли от фино-угорских народов. Женщины в городах носили башмаки и сапоги, в конце XVII века у знати появились низкие туфли.

Национальные костюмы Испании

Традиционная испанская одежда в городах страны существовала до конца XIX в. Страна отличается большим разнообразием вариантов одежды, следовательно, выделить элементы национального испанского костюма можно лишь в общих чертах.

Костюм женщины состоял из рубашки на тонких лямках, светлой блузки, сборчатой широкой юбки с передничком, шерстяной короткой куртки или же корсажа. Голова была покрыта сомбреро или тонким платочком. На груди - скрещенная пестрая шаль. На ногах - плетеные сыромятные абаркас, остроносые кожаные запатас, плетеная легкая обувь из эспарто.

Национальный костюм — важная часть страны, рассказывающая о ее истории, культуре, традициях и укладе местных жителей. Мы можем знать что-то поверхностное о той или иной части света, но, когда речь заходит о незнакомых странах, например, о Японии, нам сразу приходит в голову кимоно или клетчатый килт, если речь идет о Шотландии.

В каких-то странах часть национальной одежды превратилась в анахронизм: в России можно увидеть костюм лишь в музее или на выступлении фольклорного ансамбля. А в Индии — это часть повседневной жизни: женщины учатся ходить в сари с раннего возраста.

В этой статье мы расскажем про наиболее красочную и интересную национальную одежду.

Национальные костюмы Японии

Кимоно шьется по одному образцу, не связанному с чьей-то конкретной фигурой и ее особенностями. Варьируется только длина. Силуэт подчеркивает лишь талию и плечи. В комплекте с ними носят тапочки дзори, похожие на современные шлепанцы-вьетнамки на небольшой платформе.

Правда, сделаны они из дерева, что сильно деформирует стопу в дальнейшем (их по-прежнему носят во время отдыха или летом, когда нет дождей).

В многотысячной уличной толпе Токио все еще можно встретить женщин, одетых в кимоно. Хотя и Японцы в последнее время сетуют на то, что национальный костюм постепенно уходит в небытие. Но лишь из-за того, что такая одежда сковывает движение, спешить в ней не получится.

Если вам посчастливиться попасть в Японию, вы поразитесь тому, как жители преданы к одежде своей страны.

Даже после Второй Мировой войны и американской оккупации произошло необъяснимое возрождение национального костюма.

Национальные одежда в Шотландии

Это первая страна, с которой у нас ассоциируются словосочетание «национальный костюм». Шотландская клетка (тартан) — это не просто клетка. Ширина пересекающихся полос и их цвет расскажет об определенном клане, населяющую ту или иную местность. Соблюдение этой традиции важно для шотландского народа.

Мужские килты и женские юбки шьются из тартана определенной расцветки, соответствующие их клану.

В настоящее время в Шотландии редко встретишь кого-то в национальном костюме, часто это дело особых случаев: национальных праздников, фестивалей, свадеб, футбольных матчей, встречи шотландской диаспоры в других странах и так далее.

Национальные костюмы Бутана

Бутан — это единственная страна в мире, где местное население обязано носить национальную одежду. Национальный дресс-код (Дриглам Намжа) носят все, без него не пустят ни в одно государственное учреждение или другое приличное место, это нарушение общественного этикета. К туристам это, конечно, не относится.

Национальный костюм представляет собой подпоясанный халат — гхо. Дополнительно к нему одевают специальный шарф. У простолюдин он белый, у короля — желтый. Кто-то снимает верхнюю часть халата, когда на улице жарко или поддевают брюки, или спортивные трико, когда холодно. В целом, местных жителей это устраивает.

Как-никак, в Бутане вместо ВВП — индекс счастья.

Одежда в Индии

Это многонациональная страна. Как-никак здесь говорят на 447 языках и 2000 тысячах диалектов. Поэтому национальный костюм и его особенности разнятся в зависимости от штата. Даже влияние европейского масс-маркета, его дешевизна и практичность не смогли снизить популярность сари, патиала, дхоти и шервани.

Сари — это широкая полоска ткани (обычно 5-10 метров) , которая драпируется вокруг тела женщины специальным образом. Как правило, ткань обматывают несколько раз вокруг талии, а оставшийся «хвостик» перебрасывают через плечо, оголяя живот.

Для туристов продаются специальные подробные схемы про то, как правильно «замотать сари». Правда, иностранке в таком костюме особо не походишь, он годится только для фотосессий.

Искусству грациозной носки этой национальной гордости девочки-индианки обучаются с 10-12 лет.

Сальвар-камиз — еще одно популярное одеяние у индианок. Мода на нее зародилась в Афганистане и со временем перекочевала в Индию. Этот красивый, практичный наряд популярен до сих пор, немного упростив свой внешний вид. Сальвар — шелковые шаровары, камиз — туника, доходящая до середины бедра.

Мужчины из рабочих каст носят дхоти — искусно задрапированная набедренная повязка. Джентльмены побогаче предпочитают шервани (длинный, расшитый сюртук) в сочетании с шароварами и тюрбаном (особенно этот головной убор популярен у тех, кто исповедует сикхизм).

Что носят в Перу

Именно пончо является основой национального костюма перуанцев. Оно удобное и простое, долго держит тело в тепле. Изготавливаются из пряжи альпаки. Такая одежда получается очень легкой, теплой и потрясающе ноской. Узор на пончо — это не просто украшение, а особая примета , которая расскажет к какой деревне или общине относится перуанец. По краям пончо украшается бахромой. Именно из Перу пончо перекочевало в американские и европейские масс-маркет магазины, правда такая фабричная вещь сильно растеряла свою функциональность.

Женский образ немыслим без смешной шляпы с вогнутыми полями — льикльи.

Боливийские национальные костюмы

Этой южноамериканской стране больше половины населения ходят в национальной одежде. Инициатором возрождения традиционного костюма стал нынешний президент Эво Моралес. По происхождению он индеец народности аймара.

Обязательные элементы женского костюма аймара — многослойная юбка, белая блузка, массивная шаль и шляпа котелок (подобные носили английские джентльмены начала прошлого века). Не смотря на кажущуюся простоту, стоимость одного комплекта может достигать несколько тысяч долларов.

История про то, как шляпа-котелок стала must-have женского образа, заслуживает целой книги. Но если вкратце, то в начале 20-х годов прошлого века предприимчивый торговец привез большую партию мужских котелков. Но товар рыночным спросом не пользовался. Чтобы как-то избавиться от партии хотя бы в ноль, бизнесмен внушил местным женщинам, что шляпы приносят плодородие. Такая реклама стала действенной, с тех пор шляпа стала основой костюма. Образ дополняется украшениями из золота и серебра, массивными брошами из бисера и серьгами.

Национальные костюмы народов России
Будучи многонациональной страной, Россия может похвастаться богатством и разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями. Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются во всем, в том числе в национальных костюмах народов России. Предлагаем вам узнать чуть больше об особенностях некоторых из них.

Русский костюм

Начнем с национального костюма самого многочисленного народа России. Исторически основой гардероба русского мужчины или женщины являлась рубаха, на которую сверху надевались, в зависимости от пола, кафтан или сарафан.

Отделка и материал одежды отличался, так, праздничный наряд характеризовало обилие вышивки. Ее основным мотивом являлись народные узоры, однако каких‑либо ограничений не было: благодаря этому вышивка становилась своеобразной «визитной карточкой» владельца, рассказывающей его историю.

Также по одежде можно было понять, к какому сословию принадлежит человек (например, среди богатого населения пользовалась популярностью вышивка золотой и серебряной нитью) или каково его семейное положение (так, такой головной убор, как кичка, носили исключительно замужние женщины). Другая особенность национального костюма - многослойность. Это обусловлено переменчивой погодой в большинстве регионов и холодами, поэтому неотъемлемой частью гардероба являлись кафтан и телогрейка.

Русская национальная одежда сочетала в себе красоту и функциональность. Она должна быть свободной. Более богатые варианты, которые носили бояре, были подбиты мехами.




Особенности национальной одежды в России:
1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент - пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Татарский костюм

Татарский национальный костюм представляет собой интересное сочетание двух веяний: на него оказали влияние общие традиции восточных народов и ислам. Основой одежды являлась рубаха‑платье, которая называется «кулмэк», и шаровары.



Другими составляющими гардероба были бешмет чекмень и казакин - это разновидности верхней одежды. Также сверху часто надевался халат, изначально считавшийся предметом рабочего гардероба. Среди женского населения в качестве аксессуара также пользовались популярностью жилетки и фартуки, платки (как обязательная составляющая мусульманского гардероба) и массивные украшения. А национальный мужской головной убор - тюбетейка - и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.

Башкирский костюм

Башкирский костюм, как и национальные костюмы многих других народов России, шился по одному лекалу для мужчин и женщин. Характерно, что башкиры в качестве основного материала брали не только традиционные для того времени растительные волокна, но и кожу и мех. В качестве верхней одежды у этого народа были в первую очередь распространены елян и казакин - глухие костюмы на подкладе с длинными рукавами.

Важной составляющей праздничной одежды стали халат или шуба (в зависимости от времени года). Халаты расшивались ювелирными украшениями, яркой вышивкой, камнями. У женщин также в праздничный комплект входили платье и фартук с вышитыми узорами.

Якутский костюм

Якуты исторически проживают на севере российской территории, поэтому их национальный костюм был призван не только украшать, но и защищать от воздействия крайне низких температур. Уникальность якутского национального костюма в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня, среди современного населения региона. Культура якутской одежды сочетает множество разнородных элементов.


Верхняя одежда такого костюма очень плотная, выполненная из меха, кожи, сукна и других материалов. Традиционно гардероб украшается бисерной вышивкой, орнаментами, металлом, подвесками. Такой декор яркий: даже повседневные комплекты выглядят очень нарядно. Отличие же праздничной одежды в гораздо более сложном фасоне.

Дагестанский костюм

Последний национальный костюм народов России, который мы рассмотрим, это дагестанский костюм как один из самых ярких и характерных элементов северокавказской культуры. Он формировался под влиянием двух факторов: мусульманской традиции и горного климата. Элементы дагестанского костюма довольно часто претерпевали изменения, однако основа оставалась неизменной.


Для мужчин традиционный комплект - это белая рубаха, черные брюки и черкеска (кафтан), как правило, красного цвета. Завершали костюм тонкий пояс, на который крепилось оружие, сапоги и головной убор- меховая папаха. Дагестанские женщины одевались согласно мусульманской традиции - в платье, полностью покрывающее тело, и платок, такая одежда чаще всего изготавливалась из шелка и отличается разнообразием окраса.

Костюмы других народов России:

Адыгейцы


Буряты

Калмыки

Марийцы

Мордовцы

Цыгане

Чеченцы

Чуваши


Чукчи

Традиции и жизнь разных национальностей отличаются. На это влияет большое количество факторов: климат, местоположение, история развития. Каждый народ интересен по-своему, он имеет свои особенности в еде, в быту и одежде. В статье рассказывается о том, какая бывает национальная одежда у разных народов.

Традиционная одежда народов Азии основывается на четырех элементах: свободные штаны и рубаха, халат и головной убор. У каждого народа они называются по-разному, имеют определенный цвет, материал, также отличается искусство декорирования.

Таджикская

Ранее Таджикистан располагался на пересечении торговых путей, поэтому у местного населения было больше возможностей разнообразить свой гардероб. В зависимости от принадлежности к этнической группе, различались лишь детали национальной одежды таджиков. В разных районах была своя вышивка, цвет и украшения, основой для всех являлись:

  • Курта;
  • Эзор;
  • Чапан;
  • Токи-каллапуш;
  • Джураб, чорук или махси.

Курта это хлопковая рубаха туникообразного покроя. Она цельнокроеная, состоит из одной детали. Отрез ткани перегибали пополам, таким образом, чтобы сгиб находился сверху, обозначалась линия плеча и верхняя часть рукава. Посередине сгиба вырезали горловину, снизу отсекали лишнее, чтобы вышли рукава. Переднюю и заднюю часть соединяли по рукавам и по бокам, подшивали до нужной длины.

Эзором называли штаны, широкие сверху и зауженные к низу. Курта надевалась поверх шароваров и подпоясывалась платком (румол), сложенным по диагонали, который являлся и ремнем, и карманом одновременно. По поясу можно было определить уровень достатка молодого человека: простой народ носил хлопковые платки с орнаментом, а зажиточные предпочитали бархат с золотой вышивкой, парчу.

Чапан (распашной полосатый халат) надевался сверху. Летом его шили из хлопкового полотна, зимой - из шерстяной ткани с ватным подкладом. Воротник чапана украшали вышивкой или традиционным рисунком. На голове носили тюбетейку (токи-каллапуш). Она имела различную форму - полусферическую (арахчин), квадратную (наиболее распространенный вариант, особенно среди таджичек), плоскодонную. Но обязательным атрибутом каждой являлся орнамент, чаще всего растительный. На ноги надевали джураб - высокие цветные носки и мягкие ботинки (чорук). Жители Таджикистана из горной местности носили высокие сапоги (махси), в которые заправляли брюки. Специально для любителей лошадей шили махси на каблуке и с заостренным носком.

Женский национальный костюм мало отличался от мужского. Те же шаровары, тюбетейка, но курта яркая, значительно длиннее, с большим количеством цветных узоров. Чапан был необязателен, потому что в холодное время года таджички сидели дома, но если возникала необходимость, надевали одновременно несколько платьев и халат. В некоторых поселениях с принятием ислама женщины носили паранджу – накидку, закрывающую от посторонних глаз лицо и фигуру. Другие поверх тюбетейки носили тонкий вышитый яркий платок. Украшения у таджичек массивные, в основном из серебра, кованные или чеканные. Это серьги и бусы, подвески и ожерелья, а также крупные броши для головных уборов.

Не смотря на современную моду, таджикская национальная одежда по-прежнему носится жителями сельской местности и по будням, и по праздникам. На свадьбу молодой таджик обязательно должен надеть хотя бы чапан, пусть даже в сочетании с классическими брюками.

Кыргызская

Уже более семисот лет кыргызская национальная одежда остается неизменной. Древние кыргызы – кочевой народ, выращивающий скот. Климат страны довольно прохладный с обилием ветров, поэтому одежда утеплена ватой и шкурами животных.

Основные элементы мужской одежды:

  • Койнек - нательная рубаха;
  • Шым - широкие нательные штаны, (кожаные или замшевые шаровары - жаргак шим, кандагай, чалбар);
  • Кементай - тонкий халат из войлока (стеганый халат из шерсти верблюда или овцы - чепкен, ичик; шуба из меха лисы, песца волка, рыси - тон);
  • Топу - тюбетейка (шляпа из войлока - калпак, меховые шапки - малакай, тебетей);
  • Кемер, илгич - пояс, ремень;
  • Отук, кепич, маасы, чарык - обувь, в основном сапоги из различной кожи.

Женская одежда немного отличалась:

  • Более длинный койнек украшали вышивкой, а сверху надевали расшитый воротник - енур, жака;
  • Поверх шароваров - шим, закреплялась распашная юбка для замужних женщин - бельдемчи, по низу ее отделывали мехом или вышивкой;
  • Вместе с кементай, чепкен, ичик и тон, у женщин была еще жилетка - чыптама и халат с коротким рукавом - кемсел;
  • На голову надевали шапочку с красной тесьмой - такыя, а затем замужние кыргызки наматывали белый тюрбан - элечек, который украшали перьями и камнями; невесте надевали ьиокуле - конусообразную шапочку, напоминающую шлем, расшитую цветными нитками;
  • Обувь для женщин не шили, покупали цветные (красные или зеленые) сапожки, иногда дополняли вышивкой;
  • Чачпак - специальные полоски ткани, сшитые в виде трубы, в которые прятались косы;
  • Украшения использовали чаще серебряные, из коралла, монет, в основном как защитные амулеты.

В настоящее время национальная одежда кыргызов надевается лишь на праздники и важные мероприятия, для проведения обрядов.

Монгольская

Главным атрибутом монгольской национальной одежды являлся Дээл. Он представляет собой халат с высокими буфами на плечах и широкими манжетами, который подпоясывали кушаком - отрезом ткани до пяти метров. На праздники сверху надевали ханътадзе - широкую жилетку из шелка или парчи, расшитую узорами. Мужчины носили цабун - красный плащ с боковыми разрезами и желтой окантовкой по воротнику, полочкам и рукавам. В качестве обуви надевали гутулы - сапоги с заостренными вверх носками.

Головной убор напоминал полусферу с пикой на макушке, вершину которой украшал шарик, а сзади прикрепляли ленты. Мужчины монголы выбривали часть головы, оставляя посередине косичку, женщины носили две косы, заправляя верхнюю часть в специальный чехол ширэвгэр или подвязывая в виде дуги.

Пошив национальной одежды производился из:

  • Меха овец, шкур диких и домашних животных, кожи, замши которые предварительно обрабатывали жиром, молоком, разминали кожемялкой;
  • Привозных шелка и шерсти;
  • Хлопка;

Цвет сырью придавали при помощи натуральных красителей. Национальная одежда монголов связана с их образом жизни и климатическими условиями местности. Холодная зима и жаркое летао обязали иметь как летний дээл без подклада, так и зимний стеганый на вате или меховом утеплении. Разрезы в плащах предусмотрены для удобства верховой езды, пики головных уборов и необычные прически - для устрашения врага, обилие украшений в качестве талисманов и оберегов.

Узбекская

В основе национальной одежды Узбекистана также стоит ислам, где приветствуется широкий крой элементов для защиты от посторонних глаз. Отличительной чертой одежды узбеков от прочих народов Азии являлась искусная вышивка золотыми нитями по шелку или бархату, а также использование богатых тканей, например, вельвета. Основными цветами являются все яркие, черный исключен, считается, что он может привлечь беду. Для мужчин, женщин и детей использовался один и тот же фасон, но имелись существенные различия.

Одежда узбеков мужчин состояла из:

  • Широкой глухой рубахи - куйлак или распашной - яхтак, отделанной по вороту тесьмой, и зауженных к низу шароваров - иштон, подвязанных поясным платком, которые являлись повседневными нательными элементами одежды;
  • Чапана - халата в вертикальную полоску без пуговиц, с боковыми разрезами до пояса, чтобы удобнее было сидеть на полу;
  • Головного убора - дуппи - квадратной шапочки – тюбетейки с вышивкой.

Узбекская женщина имела следующий гардероб:

  • Куйлак шили на подобии платья в пол, с очень длинными рукавами, носили с шароварами - лозим, отделанными по низу тесьмой – джияк;
  • Поверх надевался длинный свободный халат - мурсак, приталенный халат - румча, или жилетка - нимча;
  • Дуппи у узбечек были меньше, но ярких цветов, иногда голову покрывали платками, одним закрывали лоб, а другой повязывали сверху;
  • Обязательными элементами для женщин и детей были украшения как обереги от дурного глаза.

Узбекская, казахская, а также туркменская национальная одежда в современном мире используется редко. Мужчины в городах лишь по значимым праздникам надевают тюбетейку, но в сельской местности еще можно встретить пожилых узбеков в чапане.

Вьетнамская

Во Вьетнаме все внимание досталось женскому одеянию. Мужчины довольствуются лишь белыми шелковыми или хлопковыми брюками и коричневыми рубашками свободного покроя, в комплексе напоминающими пижаму - аобаба, аокань. Голову оборачивают отрезом ткани - кхандонг или надевают шляпу - нонла, конической формы. На ногах носят обычные бамбуковые сандалии. На важные мероприятия облачаются в длинное платье, боковые швы которого соединены лишь до талии, и черный или коричневый шелковый тюрбан.

Вьетнамки же совсем другое дело, их гардероб в плане элементов и цвета очень разнообразен:

  • Ао даи - длинное туникообразное платье с разрезами выше талии, носят в настоящее время, а туристы заказывают для себя пошив ао даи в качестве сувенира из Вьетнама;
  • Квипао - комплект приталенной туники и шелковых или атласных широких брюк;
  • Аотытхан - еще один женский национальный наряд Вьетнама, состоящий из четырех частей: первая светло-коричневое платье с четырьмя прорезями, вторая - светло-желтое, третья - розовое, четвертая - специальный передник - йем, который накидывают на плечи; все части крепились между собой кнопками, а в районе воротника оставалась многослойность;
  • Если к аотытхан прикрепляли пятую вставку спереди и застегивали на пуговицы, платье называлось аонгутхан;
  • От палящего солнца вьетнамки закрывали голову конусовидной соломенной шляпой - нонбайтхо, на которой часто писали красивые стихи и послания.

Для украшения вьетнамские наряды, украшались бисером и монетками. В настоящее время национальный костюм не утратил актуальность, он немного видоизменился, но по сей день остается самым удобным и практичным видом одежды для местного населения.

  • В России;
  • На Кавказе и Южной России.

Горная местность Кавказа является домом народа, который всегда готов воевать, этот момент не мог не сказаться на национальной одежде. Она удобна, универсальна, не стесняет движения, является элементом защиты. Особенностью кавказской национальной одежды является не только особый крой кафтана - приталенный сверху и широкий от пояса, позволяющий свободно бегать и скакать на коне, но и наличие специальных нагрудных кармашков - газырей, использовавшихся для ношения пороха (один карман - один выстрел). Пояс также не только выполнял прямую обязанность, но и был приспособлен для закрепления кинжала. Тем не менее, национальная одежда дагестанцев, аварцев и других горцев очень элегантна и изысканна, несмотря на свою практичность. Население Кавказа и Южной России разнообразно, каждый народ имеет свои особенности.

  • Дагестанцы - отличительным элементом гардероба являлась папаха - крупная меховая шапка, символ чести и достоинства; основные цвета одежды народов дагестана - красный, белый и черный, с золотыми орнаментами; дагестанская женщина носила туникообразное платье, из под которого виднелись штаны, украшенные бахромой или тесьмой. Голову покрывали платком, чухтой или чалмой;
  • Аварцы - самый многочисленный народ Кавказа; одежда аварцев мужчин состояла из свободной рубахи и штанов, сверху надевалась черкеска, бешмет или шуба из овечьей шкуры. Аварская женщина облачалась в строгое закрытое платье и штаны, на голове формировала чохто – удлиненную накидку с нарядным налобником;
  • Адыги или черкесы - предпочитали использовать одежду однотонную, одновременно сочетали не более трех цветов; важным элементом в национальной одежде адыгов была черкесска - своеобразный приталенный кафтан без воротника, с открытой грудью и широкими рукавами; адыгейский жилет или плащ из овечьей шерсти - бурка, считалась неотъемлемой частью, спасала от ветров и дождей, от солнца, в походах служила подушкой и одеялом;
  • Балкарцы и кабардинцы носили бешмет - приталенный кафтан с воротником-стойкой и прямые штаны со вставкой посередине, черкесску и папаху, аналогично прочим жителям Кавказа. В холодное время национальная одежда кабардинцев и балкарцев дополнялась шубой из курпея, сшитой на подобии черкесски, но со стоячим воротником;
  • Одежда чеченцев наполнена деталями и аксессуарами, и именно в них отражаются особенности жизни. В женском гардеробе много различных платков, служащих головными уборами или поясами. В мужском – важным элементом считается кинжал, в современности утративший свою прямую функцию и использующийся как показатель статуса. В настоящее время чеченская национальная одежда широко используется женихом и невестой на свадьбах;
  • Одежда осетин богата большим количеством разнообразной вышивки, для пошива использовалась ткань местного производства и исключительно женские руки;
  • Жизнь в монгольском ханстве оставила свои отпечатки, калмыцкая одежда напоминает о героическом прошлом предков – мужчины носили кафтаны с разрезами на рукавах, напоминающие монгольский халат; головные уборы - меховые шапки или барашковые ушанки украшали красными кисточками, за что калмыки получили прозвище краснокисточные.

Северян

Основным поставщиком сырья для производства национальной одежды эвенков, бурят, карелов, жителей республики Коми и прочих были олени. Из шкур этих животных шили большую часть элементов гардероба северяне, причем по крою они не делились на мужские и женски

е, были распашные и глухие (надевали через голову в дальние поездки), разница была лишь в количестве украшений. Женщины расшивали свои тулупы бисером, в каждом народе были свои узоры.

Одежда ненцев состояла из меховой малицы, представительницы слабого пола носили – ягушки, на ноги - пимы и тобаки. Эвенкийский кафтан имел особенность - по плечам вшивали тесьму из шерсти коз, чтобы дождевые капли могли по ней скатываться. Обувь эвенков - унты отлично подходят для таежных просторов, их используют ненцы, буряты и другие народы севера. Шьются унты из ровдуги, сукна, кожи, камусов (шкуры с ноги оленя), они бывают короткими или на всю высоту ноги, в зимний период под низ надевают носки или гольфы из меха.

В летний период северяне носили различного кроя халаты. Особенностью бурятского летнего костюма был регланный рукав. Цвета использовали яркие, в основном не натуральные, чтобы быть заметнее среди природного ландшафта. Интересно: все дети до тринадцати лет обривались налысо, им оставляли немного волос на макушке, которые заплетали в косу. Национальная одежда бурят начинала различаться с момента достижения ребенком возраста пятнадцати лет – девочек уже можно было узнать по двум косичкам на висках. А в шестнадцать им на голову устанавливали специальное украшение, похожее на рога - саажа, это значило, что красавица готовится к замужеству.

Жителей Центральной России

В Центральной России довольно много республик: мордовская, чувашская, удмуртская, башкирская, марийская и другие, где носили похожую широко скроенную, объемную, теплую одежду. Так как главным делом этих народов было содержание скота, его шкуры и мех обрабатывали и изготавливали весь гардероб. У народов Южной Сибири, а также хантов, манси и народов Амура кроме теплых, присутствовали легкие наряды: платья, рубахи, халаты.

  • Национальной удмуртской одеждой являлся халат - шортдэрем, белого, серого, охристого или красного цветов;
  • Мордовская одежда шилась из тёмного сукна. Для обуви и головных уборов также не использовали яркие краски, лишь цветная вышивка, в качестве отделки, цепляла взгляд;
  • Одежда башкир состояла из приталенного костюма с рукавами на подкладке и глухой застежке - казакин, синего, красного, черного, зеленого, коричневого или желтого цвета. Носили его жители обоих полов, а также военнослужащие;
  • Одежда марийцев традиционно белая, украшена богатой вышивкой;
  • Одежда чувашей была белой и красной, что означало чистоту и жизнь. Белая Чувашская рубаха с ярко-красной тесьмой обязательно надевалась по праздникам;
  • Постоянная одежда тувинцев включала: халат – тон, пояс – кур, головной убор – борт, жилеты – кандаазын, шегедек, хөректээш, куртка – хурме, штаны – чүвүр, обувь – идик, носки – ук, наколенники – дешки, муфту - чулдургууш и украшения - каасталга. Тувинская народность носила длинный халат, стеганые мужское и женское пальто, шубы, тулупы, халаты застегивающиеся на одну сторону - тон, которые подвязывали поясом - кур;
  • Одежда хантов и манси отличалась использованием украшений, сложенных из маленьких кусочков разноцветного меха, по типу мозаики.

Мордовия Удмурты
Башкирия
Марийцы Чувашия
Тувинцы
Ханты и манси

В Сибири и Дальнем Востоке

Основными занятиями народов Сибири и Дальнего Востока были:

  • Оленеводство;
  • Охота;
  • Рыболовство;
  • Морской зверобойный промысел;
  • Скотоводство.

Поэтому материалом для пошива одежды служили шкуры промысловых животных - оленя, лося, нерпы, а также овчина, шкурки птиц, рыб, кишки морских животных. Обувь и головные уборы по сей день носят многие жители этой местности.

По функциональному назначению национальная одежда якутов, прочих народов Сибири, в том числе чукотская, подразделялась на:

  • Повседневную;
  • Промысловую;
  • Дорожную;
  • Празднично-обрядовую (свадебную, погребальную);
  • Культовую (шаманскую, служителей буддийского культа).

У якутских и чукотских народностей гардероб не делился по сезонам, а также на белье и пальто, все было единым. В теплое время года донашивали старый, истончившийся зимний гардероб.
Наряд дальнего востока Сибирь

В Европе

Украинская национальная одежда зародилась в Киевской Руси, уже тогда отчетливо проявлялись его основные элементы. Мужской костюм состоял из льняной или хлопковой белой рубахи, отделанной по вороту цветным геометрическим узором; красных или синих шерстяных шароваров, а также широкого атласного пояса - кушака; зимой надевали шубу из овечьей шерсти. На ногах носили красные сапоги на невысоком каблуке. Женское платье традиционно белое, с ярким воротничком и манжетам, а также по низу ручной вышивкой. Замужние дамы обязаны были носить на голове косынку, жупан - жилет, а также три вида нарядов:

  • Дерга – рабочая одежда, собранная в пышные складки сзади;
  • Запаска – платье на шнурках, состоящее из двух половин - спереди нарядной, сзади простой;
  • Плахта - праздничная, из парчи или шелковой ткани, позднее появилась шерстяная в клетку.

Украинки надевали удлиненную цветастую юбку – поневу, а сверху передник, с яркой отделкой. Изюминкой традиционного костюма молодой украинки был пышный цветочный венок с длинными разноцветными лентами сзади.

В Великобритании

В Великобритании нет как такового народного костюма, имеются элементы, выделяющие британский стиль среди других.

  • В Шотландии, например, наиболее известным является килт - шерстяная мужская плиссированная юбка в клетку. Сверху надевали рубашку, жилетку и пиджак из твида. На голову клетчатый берет с помпоном. Цвета национальной одежды шотландцев указывали на принадлежность к определенному клану. Каждой местности принадлежал свой рисунок ткани, для пошива килта. Гардероб шотландской женщины включал клетчатую плиссированную шерстяную юбку ниже колена, белую блузку и твидовый жилет, в холодное время накидывали большой платок или плед;
  • Коренных ирландцев можно было узнать по лейне - это своеобразная ирландская рубаха, по крою напоминающая тунику; клетчатым штанам - трюс, а также длинным плащам, застегнутым брошью;
  • Жительницы Уэльса носили фланелевую юбку и передник, сверху распашной сюртук, либо красную шаль, на голове платок или черную шляпу.

Эстонская одежда не отличалась особым изыском: просто скроенная рубашка с широкими рукавами шилась из бросовой ткани. Вместо юбки заворачивались в отрез плотной ткани, который закрепляли поясом. Наряд мужчин был еще проще - толстая рубаха, темные штаны, ткань для которых изготавливали сами в каждой семье, на ногах лапти.

Болгарская национальная одежда шилась из самотканой материи, исключительно представительницами слабого пола в строго указанное время. Болгарки носили шерстяной сарафан с глубоким вырезом и трапециевидной юбкой - сукман. Головной убор напоминал русский кокошник, был украшен росписью, монетами, бусинами, специальными полосками из металла. Так же украшали остальные элементы наряда, поэтому при ходьбе, издавался своеобразный шелестящий звук, это было особенностью жительниц Болгарии. Мужской национальный наряд делился на две категории:

  • Чернодрешна - темный, скромный, грустный;
  • Белодрешна - яркий, праздничный и веселый.

В его состав входили штаны, отороченные цветной полоской ткани, ремешок или платок, рубаха, жилет. Все детали были изящно отделаны.

Испанская национальная одежда у женщин значительно ярче, чем у мужчин. Она состояла из яркой, длинной, объемной, многослойной юбки с кружевом и оборками, или сарафана с корсетом. На голове – вуаль, которую поддерживал специальная заколка - пейнета. Часто испанки использовали накидки с капюшоном. Одежда мужчин испанцев называлась «короткий костюм» и состояла из небольшого жакета, брюк с высокой талией, рубашки, цветного пояса и широкополой шляпы. Не стоит забывать о достопримечательности Испании - кариде, а точнее о матадорах. Их одежда была полностью отделана золотой вышивкой, пиджак и штаны приталенного покроя с укороченными штанинами и рукавами, темная обувь и интересная шляпа черного цвета.

Немецкая одежда в глубокой древности была изготовлена из шкур и меха. В пятнадцатом веке появились шерсть и лен. По качеству костюмов немцев, было все понятно об их материальном достатке, виде деятельности, области обитания. Основой традиционного женского наряда были:

  • Блузка;
  • Корсет;
  • Присборенная юбка с подъюбником;
  • Кружевной фартук с вышивкой, завязки которого указывали на статус женщины (на боку слева - незамужняя, справа - замужняя, посередине – вдова).

Традиционный мужской костюм: жилет, пиджак, двубортный сюртук или куртку, широкие укороченные брюки (под которые приходилось надевать светлые, чаще голубые чулки) или кожаные штаны, некоторые использовали подтяжки, галстук. Шляпы с пером – неотъемлемая часть наряда. Немецкая одежда не требовала особого ухода, она была надежной и практичной, что характерно для этого народа. Цвета использовались сдержанные - серый, белый, коричневый. Обувь была закрытая, чаще кожаная, из-за влажного климата в стране.

Молдавская национальная одежда отличается искусной вышивкой различных орнаментов природной тематики. В стране было много фабрик по производству тканей, пошиву всех элементов гардероба. Основными цветами являлись черный, красный и белый, немного синего и зеленого. Мужчина-молдаванин был одет в белую рубаху свободного покроя, брюки льняные летом, шерстяные зимой, остроконечный головной убор. Поверх всего надевали жилетки со вставками из кожи, светлые длинные плащи, меховые шубы. Женщины Молдавии носили красивую светлую тунику с вышитыми мотивами, шерстяную юбку - катринцэ, подвязанную поясом или платком. Летнюю обувь плели из природного материала, для пожилых и детей вязали шерстяные пинетки либо валяли валенки.

Норвежская традиционная одежда во многих источниках называется бунад и считается праздничной. Норвежцев можно было узнать по:

  • Длинным штанам, пояс которых напоминал корсет;
  • Жилету с мотивами и пуговицами на передней стороне;
  • Куртки;
  • Толстых шерстяных гольфов с геометрическим рисунком;
  • Белой просторной рубахе, рукава которой на запястье присбаривались.

Женщины сочетали блузки с юбками или сарафанами, передником, шерстяным жилетом или платком, накидкой или плащом. Гардероб представительниц слабого пола обильнее украшен и более яркий. Германия Болгария
Эстония Испания
Молдавия
Норвегия

Африканских народов

Африканская национальная одежда цветная, преимущественно натуральных, теплых оттенков. Особенностью мужского гардероба является укороченная туника - дашики или длинная - гран бубу, а также широкие брюки на завязках. Раньше часто вместо обычной одежды использовали кусок тканой материи, ее не сшивали, а оборачиваясь в несколько слоев, завязывали узлом на плечах, подмышкой или поясе. Таким же образом применяли рафию, длинными волокнами которой обматывали тело от талии до колен (мужчины) или на уровне груди (женщины).

В ЮАР и по сей день женщины надевают одежду из несшитых кусков ткани: один закрепляют вокруг груди, другой - вокруг бедер, поверх традиционной набедренной повязки. Это «кенте» у народов ашанти, «дамба» у малагасийцев, «шамма» у амхара.

Традиционной марокканской одеждой считается объемная туника с капюшоном - джеллаба, головным убором - феска, либо шапочка куфи, позволяющая придавать аксессуару различные формы. Коренные африканки носят платья свободного покроя, типа «летучая мышь», часто открывающие плечи. Украшения любят большие, но плоские, округлой формы, чаще из желтого металла. Дополняют косточками мелких животных, зубами хищников, кораллами, раковинами, камнями, перьями птиц.

В Америке

  • В этой стране нет своей богатой истории, все традиции привезены другими народами и перемешаны между собой. Аналогично дело обстоит и с национальной одеждой;
  • Бразилия славится своими карнавалами, и невероятно привлекательными костюмами. Общество страны сформировано множеством национальностей. Немцы, японцы, итальянцы, китайцы, африканцы, арабы и другие народы привнесли частичку своей культуры, что не могло не отразиться на традиционной одежде жителей Бразилии. Мужчины носят широкие рубахи, не заправляя их в брюки, шелковые тюрбаны - торсо, а на ногах деревянные сандалии - таманко. Одежда бразильской женщины состоит из множества юбок, нижние обычно немного короче, обязательно накрахмалены, верхние яркие и прямые. Сверху носят блузы свободного покроя – вата, закрепленные на плече брошкой или узлом, украшенные цветком. Пано-да-коста - элемент гардероба для прохладной погоды, это шерстяное пальто, в которое принято заворачиваться. На голове бразильянки сооружают цветные тюрбаны, имеющие различные формы, украшая их, перьями, бусами, кораллами, муляжами экзотических фруктов. Одежда бразильцев яркая, пестрая, как карнавал, подходит смелым, уверенным экстравагантным личностям.

Мексика - страна с латиноамериканскими корнями. Горячих мексиканцев в традиционном костюме представляют так:

  • Сомбреро - широкополая соломенная шляпа, имеющая закругленные вверх края;
  • Пончо - яркая цветная накидка, отороченная бахромой. Это квадратный отрез материи с отверстием посередине для головы;
  • Усы - обязательный атрибут, придающий статус;
  • Рядом кактус, в руках гитара.

На самом деле национальный костюм жителя Мексики - состоит из черной куртки и брюк, с серебристым рисунком – чарро, такого же цвета широкополой шляпы и красного платка в виде банта на шее. Знаменитые местные музыканты мариачи по сей день выступают именно в таком традиционном наряде. В давние времена черный чарро надевали на торжественные мероприятия, а в белом, с серебряной отделкой, молодые парни обычно знакомились с девушками. Женские платья удивляют своей пестротой и обилием узоров. Длинные в пол, двенадцати-клиньевые юбки, блузки или платья переполнены цветочной вышивкой, орнаментами. Завершает образ мексиканская женщина ярко красными туфлями и аналогичного цвета платком.

Канада довольно холодная страна, не зря большая часть местного населения увлекается хоккеем, ведь восемь месяцев в году там зима. Национальный костюм канадцев мужчин состоит из утепленных, часто белых, либо с черно-красным орнаментом, гетр и темных коротких штанишек, напоминающих бриджи, чуть ниже колена, сбоку украшенных пуговицами; белой рубашки; полосатой красно-черной жилетки; пиджака со стоячим воротником. На голове черная шляпа, на ногах закрытые туфли с пряжкой. Женский костюм также скромен и строг: темная юбка до щиколотки; сверху белый длинный передник отделанный кружевом; белая рубашка с длинным рукавом, поверх которой жилет наподобие корсета, чаще красного цвета; плотные колготки или чулки, массивная закрытая обувь. Украшения как таковые отсутствуют, есть отделка по краям всех элементов одежды. Основные цвета в гардеробе коренных жителей Канады - красный, белый, черный.

В Австралии

На континенте тысячи племен, но не смотря на это, национальная одежда Австралии проста и однообразна. До прибытия первых европейцев, австралийцы не задумывались о том, чтобы прикрыть свое обнаженное тело, ходили как есть и ничего не стеснялись, это было естественно. Мужчины носили набедренную повязку, изготовленную из человеческих волос, с раковиной между ног. У женщин был своеобразный передник, напоминающий юбку, из растительных волокон. Племена различали по рисункам на теле, у одних преобладал белый, у других красный цвет. Такая раскраска служила своеобразным национальным костюмом. Несмотря на минимализм в одежде, аксессуары австралийцы любят, с удовольствием носят коралловые или жемчужные бусы, ожерелья из зубов животных, прочих трофеев, серьги. Причем не только в ушах, но и в носу. Голову повязывают куском цветной ткани либо окрашивают белой краской. Во избежание солнечного удара, стараются не находиться на открытом солнце. В стране с подобным климатом местное население надевает на себя минимальное количество одежды.

Жителей Ближнего Востока:

  • Традиционная одежда Армении состоит из рубашки с низким воротником и широких штанов, собранных внизу при помощи ленты. Сверху надевают длинный пиджак - архалух, черкеску, подпоясанную платком или шарфом. Голову покрывают накидками, закрепленными ободом (женщины), либо шапками из меха (мужчины). В качестве обуви - кожаные сапоги с заостренным вверх носком. Отделка вышивкой или золотыми и серебряными украшениями по всем элементам одежды;
  • В Иране любят многослойную одежду, основа как везде: шаровары и туника, у женщин длинная, напоминающая платье, поверх которых надевается пальто. В некоторых районах иранской женщине на людях было приписано носить чадур - черная накидка без рукавов, полукруглой формы. Которую закрепляли резинкой или придерживали руками;
  • Одежду для турков шили из муслина, шелка, бархата, тафты, парчи, украшали лентами, вышивкой, где широко использовали национальные мотивы. В Турции женщина перед выходом из дома, поверх рубахи, шароваров и камзола, надевала фераджу и чадру - накидки без застежек, скрывающие голову и тело от посторонних глаз, некоторые важные персоны дополнительно прятали лицо;
  • Национальная одежда азербайджанцев также многослойна, имеет все составляющие кавказского гардероба: широкие штаны, рубаха, папаха, черкеска со множеством украшений. Для дам дополнительно предусматривалась чадра и рубенд - занавеска, прикрывающая лицо;
  • Грузинская национальная одежда для женщин состояла из картули - платья, с облегающим, богато украшенным верхом, и очень пышной, длинной юбкой, которое носили непременно с бархатным или шелковым поясом; лечаки - светлой вуали, которую фиксировали при помощи копи - ободка, а сверху надевали багдади - темный платок. В украшениях присутствовал янтарь. Особенностью было использование черных красящих пигментов для волос и бровей, а также румян. Национальная одежда Грузии известна в мире моды - особенно мужской костюм чоха - черная, отделанная золотой вышивкой черкеска, с золотыми газырями, поясом и кинжалом;
  • ОАЭ, или Объединенные Арабские Эмираты, - религиозная страна, со своими традициями и климатическими особенностями. Это не могло не оставить отпечаток на традиционной одежде народа. Мужчины носят белую тунику - кандура. Не смотря на непрактичный цвет, араб никогда не ходит в испачканной одежде, три-четыре раза в день он переодевается. Голову украшает ажурная шапочка - гафия, а сверху белый платок - гутра, закрепленный ободом - икал. Традиционно женская национальная одежда ОАЭ включает в себя цветные платья с длинными рукавами - кандуры, с широкими штанами – сирваль. Сверху черная, вышитая золотом и жемчугом, накидка – абайя. Головной убор - шелла - тонкая шаль черного цвета;
  • В Израиле местные жители евреи (иудеи), традиционная одежда евреев (иудеев) мужчин состоит из простого черного сюртука и накидки - талит катан. Это прямоугольный отрез ткани с вырезом посередине для головы, отделанный по углам кисточками из восьми нитей. Еврейская женщина носит цветные платья, кофточки с юбками, а также белый передник, выполняющий роль оберега.
Грузия
Израильский костюм
Арабские Эмираты

Народные костюмы разных стран мира

Наш мир населяет огромное количество народов, у которых есть свои традиционные костюмы. О многих из них мы знаем, о других же, к примеру, племенах, никогда не слышали. Но, именно по их наряду можно определить, к какому народу относятся те или иные люди.

Вот взять, к примеру, Грузию – там традиционным костюмом является чоха, в Индии это , в Китае – ципао. По костюму можно многое узнать о человеке, его отношение к религии, финансовое состояние и статус.

Особенности народных костюмов

Все народные костюмы мира имеют свои особенности. К примеру, грузинский национальный костюм сформировался в Тбилиси, столице. Главной особенностью грузинского народа является умение одеваться изысканно. Несмотря на положение в обществе, нация придерживалась единого стиля, поэтому неважно, из знатного рода девушка или это дочь обычного ремесленника – костюм должен был быть элегантным и подчеркивать грациозность. Женский костюм состоял из длинного приталенного платья с расклешенной юбкой. Рукава обычно были до локтя, под которые надевались оригинальные нарукавники, вышитые вручную. На талию женщины завязывали пояс из материи, который украшался бисером, вышивкой, жемчугом и золотыми нитками. Также все женщины должны были покрывать голову.

Япония, страна восходящего солнца, также славится своими оригинальными изысканными нарядами. Традиционным нарядом со второй половины 19 века является кимоно. Кимоно скрывает не только все недостатки фигуры, но и достоинства. Японцы считают, что чем меньше выпуклостей, тем идеальнее и красивее выглядит конституция тела.

Китайским народным костюмом является ципао. Этот наряд отличается своим изяществом, поскольку подчеркивает женскую привлекательность и женственность. Платья имеет достаточно простой крой, но особенность наряда в наличии воротничка-стойки. Края платья обшиты золотой лентой, а главным украшением является наличие традиционного орнамента.

Как видите, у каждого народа есть свои традиции, которые касаются и одежды. В представленной ниже галерее вы сможете ознакомиться с нарядами разных народов мира.