Народное творчество для воспитания детей. Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

Краснякова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад ОВ №52"
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: "Народное творчество в воспитании дошкольников"
Дата публикации: 25.09.2018
Раздел: дошкольное образование

«Народное творчество в воспитании дошкольников»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть

успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной

культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с

впитывать

культуру

колыбельные

пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного

декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий

след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его

всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в

произведениях народных мастеров.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Устное народное

творчество,

музыкальный

фольклор,

прикладное

искусство

отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы

массовой культуры других стран внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей.

Народное

искусство,

первоосновой

профессионального

искусства,

способствует

формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического

отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности

обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный

эстетический

нравственный

торжество

прекрасноно,

справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа,

частью которого оно является.

произведения

народного

творчества,

знакомясь

народной

рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания

о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о

знакомятся

художественным

произведений,

результате

обогащается

собственное

творчество,

образнее

становится

усвоения

сравнений, эпитетов, синонимов, например: " добрый молодец", " красна девица", " ясный сокол", "

малые детушки".

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают

словесные,

музыкальные,

изобразительные).

получают

представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети

испытывают

удовольствия

жизнерадостных

богатства

разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них

возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Каждый образ в народном творчестве

имеет свое значение, символ.

Считалось,

подарить

народную

принесет

здоровье,

благополучие.

В работе с детьми используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным

узором (городец, хохлома, гжель, жостово, кружево и др.). Задача педагога- показать разнообразие и

традиции

характерные

особенности,

своеобразие

элементов

сочетание

композиции. Вся работа проводится в трех направлениях.

Первое направление: ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-

прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться

красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.

направление:

обучение

декоративному

рисованию,

аппликации

подлинных

предметов

народного

искусства.

Обучение

некоторым

вырезывания народных мастеров.

направление:

формирование

детского

декоративного

творчества.

предметах

народного

искусства

вариативность

элементов,

сочетаний

разнообразие композиций.

отбираются

предметы,

доступные

восприятия

дошкольников

определенного

возраста.

отбираются

знакомые

украшенные

геометрическим узором (линии разного характера - широкие, тонкие, прямые, волнистые, круги,

кольца, точки, овалы).

Строя свою работу с детьми на основе народного искусства, мы исходим из того, что оно

должно быть широко включено в быт и деятельность детей.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного

искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество

других народов, получить первоначальное патриотическое воспитание.

Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души

ребенка, началом, порождающим личность.

народном

искусстве

обобщены

представления

прекрасном,

эстетические

мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Трудно переоценить значение

народного

декоративно-прикладного

искусства

патриотическом

воспитании

воспитании нравственных чувств, чувства любви и гордости за свою страну. Важную роль народного

декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи

детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сокулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я.

Шпикалова,

Доронова,

Грибовская

убедительно

показывают,

ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях

первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических

чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в

детском саду. Впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты,

любознательности являются национальные игрушки. В детском саду с раннего возраста малыши

знакомятся

народными

игрушками

(пирамидками,

матрешками,

вкладышами,

каталками,

качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-

прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой.

Дошкольники приобщаются к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От

возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию

яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

Однако не секрет, что представление детей о русской культуре отрывочны и поверхностны. В

чем же дело?

Окружающая

действительность,

особенно

возможности

реального

приобщения

народной

культуре.

проблемы

восполнять

посещением

разнообразных выставок народно-прикладного искусства, посещением музеев русского зодчества,

краеведческих экспозиций и др.

Очень важно знакомить детей с народной декоративной искусством. Она, пленяет душу

гармонией и ритмом, приобщает детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до

живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно так представляется стратегия воспитания

патриотизма ребенка как основа его любви к Родине.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них, наиболее живучая, - это заимствование игр

детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. К таким играм, в настоящее время

относятся: «Гуси - лебеди», «Коршун и цыплята» и другие. Кто придумал эти игры? Когда они

возникли?

На этот вопрос можно ответить: они созданы народом так же, как песни, сказки. По этому

признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение. Как показывает

практика воспитания, традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет

интересы детей, отвечает на их жизненные запросы. Перенимают эти игры дети в детском саду, играя

друг с другом, на улице, в скверах, именно в тех коллективах, которые организуются ими самими.

Передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр, в силу чего они

составной

материал

программу

воспитания

педагогика

рассматривала народные детские игры, как необходимое содержание воспитания.

Пока дитя еще мало, все игры обращены индивидуально к нему, его забавляют, развлекают

несложными играми со звучащими, шумящими, красочными игрушками, играми прибаутками. Тут и

«Ладушки» и «Сорока- ворона».

Но вот ребенок научился ходить, бегать и характер игр резко изменяется – появляются

коллективные игры, в которых воспитывается чувство ответственности перед всем коллективом. И

самостоятельность

испытывает

положительных чувств, которые возбуждает игра. Он радуется тому, что мышка не поймалась кошке,

сочувствует пойманному и т. п.

народные

воспитание

характера,

развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам

положение,

работает

энергично,

действия

организованы.

Немаловажное воспитательное значение придается народной игрушке, т.к. народная игрушка

давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на

нее, как на продукт народного творчества.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на

тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и

характера.

сюжетной

отображен

сказочных

жизненных явлений, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни. Традиционные для

изобразительного народного искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные, как

показывают

органическую

народным

искусством. В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном, сказочном плане.

В народной русской игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребенка.

Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны

игрушки: ванька–встанька, волчки, дудки, свистульки, клоуны.

Есть среди этих игрушек и такой тип ее, в котором познавательный момент введен ясно и

отчетливо. Однако применение познавательного принципа в народной игрушке ограничено, что резко

отделяет ее от пособия, в то время, как в фабричной игрушке это отличие зачастую стирается.

Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи, бабки, городки и т. д.

Можно проследить, как рождаясь повсеместно в виде самодельных кукол, коней из соломы,

постепенно

становится

предметом

народного

искусства,

определенные

традиции

искусства.

Появляются

«гнезда»

производства

Городец, Семенов, Вятка (ныне город Киров, Загорск, Бабенки, Богородск и др., где развивалось и

упрочилось подлинно – национальное русское искусство игрушки.

Изобразительное

народное

искусство,

народную

непосредственно

адресовано детям: все в ней обращено к ребенку - ее содержание, форма, окраска.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью,

необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять

русский язык, историю, культуру как свои собственные.

Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Помните: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других

забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке. (Д.С.Лихачёв)

Ирина Севастьянова

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа , освоения народной культуры . Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа , его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров .

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства . Устное народное творчество , музыкальный фольклор, народно -прикладное искусство должны найти большое отражений в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей. Народное искусство , являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности обладает большими воспитательными возможностями . Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа , частью которого оно является.

В связи с этим в нашей оздоровительной группе МБДОУ № 14 был создан уголок народного творчества . Большую помощь в сборе экспонатов для нашего уголка, оказали родители оздоровительной группы. За что им огромное спасибо.

Вот посмотрите что у нас получилось.


Публикации по теме:

Русское народное творчество - основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников В наше время необходимо воспитать ребёнка гражданином, патриотом, знающим и любящим свою Родину. Но эта задача сегодня не может быть успешно.

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре 1слайд Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации.

План самообразования «Устное народное творчество в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста» Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Развитие инновационной.

Устное народное творчество благотворно влияет на воспитание детей, развивает творческие, познавательные, коммуникативные способности. Дети.

Педагогический проект «Народное творчество в жизни дошкольников» Обоснование проблемы. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра, духовно обогатить.

Роль устного народного творчества в воспитании детей.

Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя - помочь малышам в этом (11, стр.15). Е.Н. Водовозова квалифицировала использование устного народного творчества, как наиболее интересный для всех участников педагогического процесса способ организации речевых занятий с детьми (6, стр. 119)

Для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности (2, стр. 4).

Создавшийся веками поэтический материал малых фольклорных форм в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно преображают её, и в результате поэтизация обычных предметов и явлений подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное, обогащает речь ребёнка.

Воспитательная возможность народной культуры, как верно отмечает А.А. Данилов, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. Обращение к огромному и богатому миру русской культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающее влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком (2, стр.7).

Особую роль в нравственном воспитании ребенка играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах (8, стр.31).

Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью (14, стр. 124).

Одной из задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.

Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла, насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма.

Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей (21, стр.13, 16,17).

В круг детского чтения входит русский фольклор, а также фольклор народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе (16, стр.27). Сравнение фольклорных произведений разных народов дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывает глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа, которая определяется наличием общих переживаний, стремлений, единых нравственных позиций (21, стр.16).

Волков Г.Н. отмечает познавательную роль фольклора: «Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи» (3, стр.122).

Слушание произведений народного творчества дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Так, на примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колоб) и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа, пояснить понятия «амбар», «сусек», «пряжить». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор. С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, а именно с языком (можно продемонстрировать, что языки, как и их носители, т.е. народы, могут быть похожими, родственными, а могут и отличаться друг от друга). (15, стр.24,26)

В фольклоре отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться. Хоровод – одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Таким образом, экологическое воспитание , воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику (12, стр. 42-44).

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей , но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи». Кроме этого он отмечал, что «сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с темп из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки» (22).

Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К.Д. Ушинского «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь (20, стр.298).

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.

Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям;

приобщение детей дошкольного возраста к духовным ценностям русского народа, воспитание национального достоинства детей.

Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека - в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знаем наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п. очень поверхностно.

Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

В.Г.Белинский

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

Культура русского народа огромна и разнообразна. Русский педагог К.Д.Ушинский, исследователи русского фольклора Г.С.Виноградов, В.И.Даль и многие другие, отмечали, что основной чертой русского фольклора, его достоинством, является его теснейшая связь с окружающей жизнью. Это делает его совершенным средством воспитания детей.

Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками. Произведения народного искусства отшлифовывались веками, поэтому « сила воздействия фольклора на ребёнка в совершенстве формы и яркости средств музыкальной выразительности, в единстве идеи и эмоций».

Как известно, фольклор - это основное средство народной педагогики. Народная педагогика - это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.

В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством русского фольклора развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор - это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство - это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Русский народный фольклор - это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть в себя, понять - кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.

Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчество представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской - это дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям из детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.

Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни.

В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки.

Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки и т. д.

Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям. Всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска.

Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на определённую отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.

Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простота и ясность.

Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушка до того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.

Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.

Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать.

Матрёшка, русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.

Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных предметах.

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:

  • Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
  • Формирование обобщённых знаний и умений:

Умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.;

Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

  • Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.


Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста.

Современной педагогикой признана исключительная роль устного народного поэтического творчества в разностороннем воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, поскольку это особый вид искусства, в котором сконцентрирован весь опыт человечества, громаднейший пласт национальной и мировой культуры. Устное народное творчество включает большое количество жанров (сказки, пословицы и поговорки, потешки, загадки и т.д.), которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств и пр.

Организуя воспитательный процесс, педагогические коллективы современных ДОУ активно используют все средства народной педагогики для приобщения детей к общечеловеческим ценностям и овладения духовно-нравственным и культурно-историческим богатством народов. В настоящее время применяют разнообразные формы и методы работы: проводят беседы, рассказывают о народных праздниках (Пасха, Масленица, Рождество); организуют культурно-досуговую деятельность, в частности развлечения с элементами спортивных состязаний или инсценирование народной сказки; проводят дидактические игры на закрепление знаний об элементах национального узора, выявляют знатоков народных сказок или игр, лучших рассказчиков и др.

Обобщая имеющийся опыт и современные достижения педагогической теории и практики по каждому из направлений воспитательно-образовательной работы, можно предложить нетрадиционные методы и приемы воспитания дошкольников с помощью устного народного творчества, а также формы работы.

Для решения задач физического воспитания целесообразно использовать такие формы, методы и приемы, как «Фольклорная гимнастика», «Дорожка препятствий», «Двигательный рассказ» и пр.

«Фольклорная гимнастика » составляется на основе богатого этнокультурного наследия (народных подвижных игр, считалок и пр.) и содействует стимулированию двигательной активности дошкольников.

«Дорожка препятствий » представляет собой увлекательное путешествие, во время которого дошкольникам предстоит перед каждым препятствием отгадывать загадки и выполнять имитационные движения.

«Двигательный рассказ » может стать для старших дошкольников увлекательным путешествием в мир сказки, во время которого будет интересно встретиться с любимыми персонажами, научиться имитационным, мимическим и пантомимическим движениям, выучить считалки, песни и хороводы, позволяющие воспроизвести сказочный сюжет.

«Кто быстрее ?»- конкурс для детей на лучшее предложение по поводу изменения игровых правил известных и полюбившихся народных игр – поможет разнообразить работу по закреплению физических качеств и двигательных умений и стимулировать инициативу и творчество старших дошкольников.

В процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества предлагаем использовать следующие формы, методы и приемы:

Сложные ситуации » (дошкольникам предлагают сочинить сюжеты или концовки к знакомым сказкам с учетом непредвиденных экстремальных обстоятельств, в которые попадают герои: ситуации морального выбора между добром и злом; спасения главного героя; требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим и др.);

Словесный портрет » (предлагается составить нравственный портрет героя народной сказки и объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет);

- «Знаток народных пословиц и поговорок » (конкурс можно использовать для активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений по определенной тематике);

- «Книга сказок » (составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков в межличностных отношениях);

Коллаж из сказок » (позволяет закрепить знания о любимых героях народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих);

Красна девица и добрый молодец » (с целью формирования представлений об идеалах мужественности и женственности с дошкольниками рассматривают иллюстрации или фрагменты диафильмов по мотивам нескольких народных сказок, составляется словесный портрет из добродетелей главных героев);

Путешествие по маршруту добрых дел » (дети отправляются на специальной машине в путешествие, во время которого они останавливаются и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, а также оценить увиденное с точки зрения норм нравственного поведения);

Волшебные слова » (после просмотра или прослушивания отрывка из сказки детям необходимо отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания извинения и пр.)

Отгадай » (детям предлагается послушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать, о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает, и чему у него можно поучиться);

Уроки предков »(используя народные пословицы и поговорки о родине и чужбине, с детьми обсуждают отношения предков к малой родине, а также беседуют о чувстве гордости, любви и уважении прадедов к месту своего рождения и пр.);

Добрые советы » (с дошкольниками обсуждают народные пословицы и поговорки как добрые советы предков о трудолюбии, дружбе, добре и других социально-значимых качествах).

С целью умственного воспитания и развития старших дошкольников, в частности ознакомления с родным краем и его жителями, практикуются «Недели национальной культуры» или «Недели родного языка», во время которых детей знакомят с нравственным и материальным наследием конкретного народа, изучают музыкальное, устно-поэтическое творчество, традиции, обычаи народа, рассматривают изделия народных мастеров и др.

В регионах активно используется познавательно-игровой или познавательный проект, позволяющий знакомить детей старшего дошкольного возраста с культурным наследием народов малой родины, природой родного края. К достоинствам таких проектов следует отнести: многообразие используемых форм работы, учет возрастных особенностей дошкольников, ознакомление детей с различными пластами культурного достояния изучаемых народов (декоративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, обычаями и традициями), соблюдение принципов обучения и воспитания и пр.

Для закрепления знаний об окружающем мире можно использовать различные игры и упражнения:

Путаница » (дошкольникам предлагаются загадки о животных, отгадывая которые дети показывают каточки с изображением животного и складывают их в два ряда -справа диких, а слева-домашних)

Вечер загадок » (дошкольникам предлагаются загадки о предметах ближайшего окружения, отгаданные предметы нужно не только назвать, но и найти среди расположенных на столе рядом с ведущим и показать всем участникам, затем дошкольники сочиняют свою загадку, инсценируют ее. Завершается вечер продуктивной деятельностью с использованием, отгаданным в первом туре предметов);

Определим пословицу по началу » (интересное упражнение для закрепления знаний народных пословиц, развития памяти и произвольного внимания, активизации в речи детей метких изречений);

Похож или не похож » (дошкольникам предлагается не просто отгадать загадку, но и доказать правильность своего ответа, такое задание позволяет развивать чуткость к языку, образность речи, наблюдательность и пр.)

Смешные нелепицы » (дошкольникам предлагается составить рассказ на основе метких лаконичных изречений о добре, труде и пр.);

Игры-путешествия и занятия-посиделки направлены на ознакомление дошкольников с народными праздниками, этноэтикетом и этноэтикой.

Устное поэтическое творчество во всем его жанровом многообразии следует активно использовать для художественно-творческого развития старших дошкольников. Этому содействуют следующие упражнения и игровые приемы:

Нарисуй свою сказку » (дошкольникам предлагается возможность вообразить себя художником-иллюстратором и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке);

Продолжи сказку » (детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои);

Сказка от загадки » (дошкольникам предлагается задание составить фантастическую сказку по нескольким загадкам, опираясь на содержание загадок, метафоры, гиперболы, которые имеются в тексте);

Изобрази пословицу с помощью пантомимы » (чтобы активизировать в речи пословицы и поговорки, обеспечить лучшее понимание их смысла и развития творческих способностей, пословицу показывает желающий ребенок, а остальные отгадывают и затем хором повторяют);

Найди лишнюю пословицу » (из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают одну, которая отражает несколько иную идею, чем все остальные);

Аудиоигра » (дети с определенным интервалом прослушивают в аудиозаписи загадки и из набора предметных картинок выбирают те, на которых изображены отгадки, а затем обсуждают полученные результаты и определяют победителей);

Лотерея загадок » (игра заключается в разгадывании и придумывании загадок, а предмет или объект, с которым необходимо ее придумать, определяется методом лотереи);

Таким образом, устное поэтическое творчество играет большую роль в формировании личностной культуры каждого человека. Использование его в педагогическом процессе ДОУ с целью воспитания старших дошкольников возможно, если тщательно подобраны произведения устного народного поэтического творчества, содействующие формированию культуры познания и культуры чувств, ценностного отношения к миру; применяются разнообразные нетрадиционные методы и приемы использования произведений устного поэтического творчества, как на занятиях, так и вне их; осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в процессе ознакомления старших дошкольников с народным творчеством и пр.