Национальная одежда в китае. Китайский народный костюм

До династии Хань, т.е. до 3 века до н.э. это платье выглядело вот так (женский вариант):

А в более поздний период немного трансформировалось:

Мужской вариант чуть попроще:

Женский вариант с головным убором и туфлями:

Ханьфу делился на несколько типов, различающихся в зависимости от того, куда именно одевался наряд, например, карсный и черный цвета одевались только на очень важные и формальные мероприятия.
Вот на этой фотографии вариант слева - более старый, это сплошное платье с запахом, посередине - вариант более поздний, с раздельными юбкой и рубашкой. Так же под ханьфу могли одеваться брюки.

Как правило, с ханьфу мужчины носили специальные шляпы, а женщины или маленькие шляпки, как на картинке выше, или просто вставляли в волосы заколки и гребни с украшениями:

Только император имел право носить одежду, украшенную драконами. Такой вид одежды так и назывался "лунпао" - "платье с драконами". Как правило, императорские одеяния были желтого цвета, потому что именно желтый (золотой) цвет в Китае - цвет императора.

В 1644 году Китай захватили манчжуры.
Китайцы стали называть их "цижэнь" ("люди с флагами"), потому что у всех знатных манчжуров были свои флаги. И, соответственно, одежду, навязанную манчжурами, стали называть "ципао", что можено перевести как "платье из флага" или "платье человека с флагом". Это уже то самое платье, которое вы все так хорошо знаете и видели на официантках в китайских ресторанах:

Естественно, в XVII веке оно выглядело немного по-другому. Вот, например, парадное платье императора того времени:

А вот повседневное:

Такие платья шились очень просто, нужен был лишь кусок материи, который сшивали по бокам, пришивали пуговицы, делали воротник-стойку и длинный разрез, чтобы было удобно ходить.
Ципао стало своего рода революцией в моде того времени, потому что его носили и мужчины, и женщины, а ведь по правилам, существовавшим многие тысячелетия, мужская и женская одежда должна была не только различаться, но и даже храниться в разных местах.

В XVIII веке были сформулированы правила ношения ципао. Особо оговаривались материалы, количество вышивки, были названы пять видов наряда ципао для императора и его чиновников. Для разных сословий предназначалось разное платье. Это были платья на каждый день, для путешествий, на дождливую погоду, для самых торжественных церемоний при дворе и менее официальных мероприятий. Никто, кроме императора и членов его семьи, не мог носить одежду золотого цвета. Императорские ципао золотого или синего цвета из шелка были обычно расшиты девятью драконами и пятью облаками, где девять и пять священные числа, а дракон - символ императорской власти.

Когда монархия рухнула, ципао на некоторое время стало повседневной женской одеждой, пока Мао не переодел всех в униформу. Ношение ципао стало возобновляться в последнее время.

Думаю, все уже видели пост marinni о маленьких китайских ножках (если нет, смотреть обязательно!).

Во времена Сунь Ятсена, известного политического деятеля начала XX века, стали популярны так называемые китайские френчи (или "суньятсеновки"):

Вся страна более, чем полвека, носила эти френчи. И до сих пор некоторые носят.
В конце XX века стали популярны западные костюмы. Они настолько популярны, что китайцы до сих пор носят их везде и всюду. Рабочие на стройках одеты в штаны от костюмов, например. Да и сами вы, наверное, видели китайских провинциальных туристов - все в костюмчиках.

Детей одевали и одевают в уменьшенные копии взрослой одежды.

Китайские национальные костюмы - традиционная одежда, существовавшая вплоть до первой четверти прошлого века. Отличаются они друг от друга по ряду признаков. Лишь китайские верхов общества были одинаковы практически по всей стране. Простонародная же одежда имеет некоторые локальные варианты.

Китайские национальные костюмы. Немного истории

Традиционные китайские национальные костюмы - одежда широких слоёв городского и сельского населения страны, среднего сословия и знати, чиновничества и интеллигенции. Относятся к ним и праздничные наряды императора. По покрою китайские национальные костюмы едины. Различаются они лишь качеством тканей и несколькими конструктивными деталями. Это единство особо усилилось после 1911 года. В то время из употребления вышли официальные цинские костюмы, украшенные пышным декором, имевшим иерархическое и символическое значение. Со временем исчезла из обихода и юбка-плахта. стал походить на мужской. Наиболее единообразными по всей стране являются элементы плечевой одежды. Вся она распашная.

Характерные особенности

Делится одежда на три группы - зимнюю, весенне-осеннюю и летнюю. Отличается она в зависимости от наличия или отсутствия подкладки и ватной подбивки. Выделяется одежда изяществом и элегантностью. Одним словом, красота и изысканность - всё это традиционный китайский национальный костюм. Мужской вариант от женского по крою практически не отличается. Это касается штанов, однобортной и для верхней части тела, выходной и праздничной одежды и т. д.

Почти одинакова и форма воротника-стойки, свободного, с разрезом спереди. Уголки его прямые или слегка закруглённые. Разница - только в высоте. В мужской одежде она не превышает более трёх сантиметров. В женской - доходит почти до восьми.

Почти все куртки, кофты и халаты имеют внизу по бокам длинные разрезы. Характерен в одежде правый запах. Левая пола, находя на правую, полностью её закрывает. Шьётся одежда, как правило, из пяти полотнищ (по два на спину и левую полу, одно - на правую). Число пуговиц-застёжек в костюме всегда нечётное. Пришиваются они на левую полу.

Мужская одежда

Китайский национальный костюм для мальчика или мужчины довольно строг и лаконичен. Летние одеяния шьются из тонкого хлопка. Состоит повседневный костюм из нательной рубахи и штанов. Подпоясываются они широким поясом. В холодное время года комплект дополняется верхней курткой на подкладке. В недавнем прошлом надевался ещё и халат. Иногда добавляется ещё и лёгкий дождевик, пропитанный тунговым маслом.

Штаны куцза карманов и пуговиц не имеют. К их верхнему краю пришивается широкая полоса белой ткани. Это пояс куяо. При надевании штанов он крепко прижимается к телу правой рукой, а левой запахивается направо оставшаяся его часть. Сверху надевается кушак - куяодай. Спереди он завязывается плоским узлом. На него вешают кисет и затыкают за него Ханьшаньцза - нательная летняя рубаха - кроится по типу туники. Так же кроится и однобортная куртка (шаньцза). Демисезонные безрукавки шьются с тёплой подкладкой, зимние набиваются ватой или мехом. Во время торжественных церемоний китайцы надевают ещё и ханьфу - длинную верхнюю рубаху до колен.

Женская одежда

Это то, что касается мужчин. А вот китайский национальный костюм женский, схожий по крою, состоял из коротких штанов и удлинённой кофты. Праздничная одежда отличалась от повседневной дорогой тканью, а также украшалась иногда красочной тесьмой, богатой вышивкой и аппликациями.

Каньчзяр - нательные безрукавки с вертикальными прямыми разрезами спереди. Они очень плотно облегали фигуру и застёгивались на 9-11 пуговиц. Данная одежда была своеобразной заменой бюстгальтера.

Ещё один традиционный комплект - шанцюнь - удлинённая кофта с юбкой. Последняя может быть как узкой, так и широкой. Жуцюнь - похожий костюм, но кофта в нём короткая. Выглядит он почти как сарафан, но с длинными рукавами.

Чаньшан - широкое платье, напоминающее длинный халат-рубаху. Оно скрывает фигуру полностью, оставляя на виду только край обуви, ладони и голову. Выкройка китайского национального костюма делается очень просто в любом случае. А наряды получаются просто великолепными.

На сегодняшний день чаще всего встретить на китаянках можно ципао - длинные красивые платья. Носят современные женщины также различные жакеты, короткие блузы, жилеты и пиджаки, кофты и накидки.

Цветовая гамма

Чем ещё может отличаться национальная одежда? Конечно же, цветовой гаммой. Например, на севере страны преобладают серый, голубой, синий и чёрный цвета. Намного реже встречаются коричневый и белый. На юге - чаще чёрный, коричневый, белый, серый, голубой, реже - синий. Главным образом это относится к мужской одежде. Женские наряды отличаются более яркими красками.

Головные уборы

Следующий элемент традиционного костюма не менее важен. Это головной убор. На севере использовали тоу цзинь - кусок ткани белого цвета, на юге - чёрного. Носят китайцы также войлочные круглые колпаки и матерчатые шапочки с шишечкой на макушке. Огромным разнообразием форм в южных районах отличаются плетёные шляпы ли или цао мао. Широкие поля помогают защитить голову от солнца и от тропических ливней. Изготавливают шляпы из расщепленного на полосы бамбука и пальмовых листьев. Часто встречаются и округлые модели, напоминающие по форме гриб. Ещё один вариант - конусообразная высокая шляпа, украшенная орнаментом, нанесённым краской. Носят головные уборы только мужчины. Китайский национальный или женщины таких аксессуаров не предполагает.

Обувь

И последний штрих. Это обувь. Чаще всего китайцы носили лёгкие с матерчатым верхом и толстой подошвой, обтянутой белой хлопчатобумажной тканью. Каблуки в такой обуви отсутствовали. Делали их китайцы в основном самостоятельно. Богатые люди носили туфли с шёлковым верхом. Китайская девушка в национальном костюме, как правило, могла похвастать украшением с красивой вышивкой. В случае траура обувались в белые туфли.

Северяне носили чжань се. Это войлочные массивные туфли. Нередко встречалась также кожаная обувь.

Сельское население предпочитало носить лёгкие плетёные сандалии - верёвочные, соломенные или пеньковые - с невысоким задником и квадратным носком. Обувь подвязывалась к ноге у щиколотки верёвками или же пальцы продевались под поперечной перемычкой из толстой тесьмы. Со временем в городах начали продавать сандалии на толстой сплошной деревянной подошве. Дорогая женская обувь покрывалась краской или лаком. Некоторые модели имели невысокий каблук.

Одним словом, именно так выглядели китайские национальные костюмы. На сегодняшний день в стране, конечно же, носят привычную для нас европейскую одежду. Однако и о традиционных нарядах китайцы не забывают.

Национальная одежда Китая – это ханьфу, что в переводе обозначает, одежда династии Хань. Для формальных и очень важных мероприятий использовали наряд ханьфу, выполненный из красных и черных тканей, белый цвет считался траурным и использовался очень редко, золотой и желтый цвет носили императоры, его семья и окружение.

С середины 30-х годов прошлого столетия, когда китайская монархия перестала существовать, типичным образцом национальной китайской одежды для женщин стало ципао. В англоязычных странах ципао больше известно под названием чонсам, что переводится как рубаха. Первые халаты ципао шились достаточно просто. Они состояли из куска материи с двумя швами и воротника стойкой, имели пять пуговиц и разрез спереди.

Национальная китайская одежда и традиции

Китайская женская национальная одежда выполнялась из различных тканей – это зависело от достатка. Хлопчатобумажную и пеньковую ткани использовало население среднего достатка, ткани из шелка использовали местные аристократы. Традиционной одеждой для беременных женщин стали штаны, пошитые без молнии или пуговиц, имеющие косой шов на животе. Считалось, что такое одеяние помогало не проникать нечистой силе в живот беременной женщины. В Китае считается, что маленькая нога у женщины – это очень красиво. Для того чтобы не росла нога, с раннего детства на девочек обували колодки. Такая процедура вызывала сильные боли, болезни ног, а в некоторых случаях даже инвалидность.

Национальная одежда Китая в моде и сегодня. На улицах города, в офисах можно встретить женщину в ципао. К национальной одежде можно добавить короткие блузы, пиджаки и кофты, . Основным отличием традиционной одежды Китая является мягкость и элегантность кроя, традиционная вышивка, пуговицы-узелки и тесьма.

Оригинальная культура загадочного Востока и многовековые традиции европейских стран всегда притягивались друг к другу, словно два противоположных полюса. Дизайнеры неизменно используют восточные мотивы в создании модных коллекций. Одной из самых ярких представительниц Востока с уникальной историей является Китай. Одежда, как и многое другое, является своеобразной эмблемой великого китайского государства. Безусловно, национальный костюм Поднебесной - это настоящий яркий праздник, который неизменно влечет каждого стать его участником, примерив на себя необычный и концептуальный китайский стиль.

Немного истории

История китайской одежды берет свои истоки сначала появления китайской цивилизации. Каждая историческая веха Китая ознаменована славным правлением династий, оставивших неизгладимый след в истории великого государства. Господство той или иной династии имело влияние не только на государственный строй, традиции и культуру Поднебесной. Даже в национальный костюм жителей Китая вводились некоторые изменения в виде преобладающей расцветки и особенностей декора.

Традиционные китайские наряды.

Во все времена китайский костюм был роскошен и ярок, отличался обилием богатого декора. Но при правлении той или иной императорской семьи наряд имел некоторые отличия.

Один из вариантов традиционной мужской одежды в Китае.

К примеру, во времена правления династии Цинь и Хань одежда отличалась излишним консерватизмом.

Мужской костюм времен династии Хань.

Женский костюм времен династии Хань.

Исторический факт: именно во времена правления династии Хань родился традиционный китайский наряд ханьфу, как традиционный костюм императорской семьи. В народе он одевался на все формальные и праздничные мероприятия. При династии Тан в костюме приветствовалась роскошь.

Женский наряд времен династии Тан.

Представители династии Мин и Сну были любителями утонченной, элегантной и изящной одежды.

Женский наряд времен династии Мин.

При династии Цинь стиль в одежде был несколько фантазийным и затейливым.

Женский наряд времен династии Цинь.

После завершения эпохи китайской монархии в 30-х годах ХХ столетия стиль в одежде также претерпел некоторые изменения. Но всегда неизменно одно: одежда Китая всегда яркая, оригинальная, одновременно смелая и скромная.

Современный китайский наряд более сдержанный, но все такой же нарядный.

Особенности китайского костюма

Как и любой национальный костюм, китайский наряд имеет свои отличительные особенности, которые и формируют свой особенный и неповторимый стиль:

  • Использование преимущественно натуральных тканей с гладкой и блестящей фактурой.
  • Отсутствие перегруженности деталями (карманами, драпировками, множеством пуговиц).
  • Яркие и сочные оттенки.
  • Обилие фантазийных принтов ручной работы.
  • Как мужские, так и женские костюмы имеют контрастную окантовку.

Традиционный китайский наряд может стоит больших денег, однако выглядит такой костюм очень оригинально.

Отличительной особенностью китайской одежды является воротник-стойка. Таким элементом выделяются мужские рубашки, женские блузы и платья. Наряды в китайском стиле уместны всегда. Такая одежда не останется незамеченной как в повседневности, так и на изысканном светском рауте или молодежной вечеринке.

Традиционная китайская одежда - это прекрасная возможность выделиться из толпы.

Мужская одежда

Традиционным костюмом жителя Поднебесной состоял из брюк, которые назывались «ку», и рубашки. При этом мужские штаны традиционно прятались под длинной одеждой, так как демонстративно показывать их считалось дурным тоном.

Традиционный мужской костюм.

Крой такие брюки имели широкий, слегка мешкообразный, подвязывались кушаком. Они считались «нижней» одеждой и шились из простой пеньковой и хлопчатой ткани. Отдельно надевались мужские штаны-ноговицы, которые прикреплялись к поясу тесемками. Их называли «таоку», что в переводе означало «чехол на штаны». В холодное время года китайские мужчины надевали стеганые брюки, сверху утеплялись плотными таоку на вате. Цвета таких брюк были неяркими, пастельными. Кстати, мужские китайские брюки всегда носятся на талии.

Традиционные китайские брюки для занятия боевыми искусствами.

Мужские рубашки

Стильные рубашки в стиле загадочного Китая не теряют своей популярности не только на своей родине, но и среди европейских мужчин. В чем же феномен такого активного спроса? Ответ кроется в одновременной строгости покроя и оригинальности. Кроме этого, со времен Великой империи пошив мужской рубашки и любой другой одежды обязательно регламентируется на государственном уровне. Именно поэтому одежда Китая всегда качественная, среди материалов редко можно встретить синтетику, чаще всего, это натуральные ткани. Крой рубашки простой, но именно в нем и кроется оригинальность модели. Как правило, летние рубашки, подчеркивающие китайский стиль, однобортные и короткие. Носят их мужчины навыпуск.

Традиционная рубашка в Китае называется «танчжуан», как костюм танских людей. Все потому, что родилась идея такой рубашки именно во времена правления великой династии Тан. Сверху на рубашки обычно надевали длинный кафтан или халат.

Еще один вариант того, как можно носить традиционную китайскую рубашку.

Такие рубашки шьются по прообразу одежды бравых китайских офицеров и имеют три особенности:


Сегодня цветовое решение рубашки в китайском стиле может быть любым. Чаще всего отдается предпочтение однотонным и спокойным оттенкам. В давние времена такие рубашки были яркими, превалировал красный цвет мужественности и смелости, одежда вручную декорировалась вышивкой с золотыми драконами. Сегодня такая рубашка может представлять как стиль casual, так и строгий деловой стиль.

Традиционная китайская рубашка в деловом стиле.

А в такой модели можно заниматься Тай Чи.

Женская одежда

Китайский стиль в женском наряде - это всегда ново и интересно. Именно поэтому дизайнеры используют китайские мотивы при создании необычных и оригинальных коллекций, пропитанных духом Востока.

Традиционные китайские платья всегда нарядные и выглядят весьма оригинально.

Традиционно китайский наряд среди женщин имел некую классификацию. В зависимости от принадлежности к тому или иному сословию, костюм выполнялся из различных тканей. Так, жительницы империи со средним достатком шили повседневную одежду их хлопчатобумажной или пеньковой ткани. Если женщина принадлежала к знатному роду или к аристократии, тогда наряд шился из натурального шелка с богатым декором в виде вышивки золотом или же инкрустации драгоценными камнями и жемчугом.

Платья знатных особ стоили больших денег, поэтому другим женщинам были попросту недоступны.

Кстати, по принципу сословий шились и мужские рубашки, брюки и халаты. Женская одежда в стиле Поднебесной и сегодня имеет особенности:

  • Платья, жакеты, брюки и юбки имеют зауженный крой и разрезы по бокам;
  • Блузы и жакеты украшаются застежкой в виде воздушных петель. Такая изюминка китайского костюма характерна также для мужской рубашки и пиджаков.
  • Повседневная женская одежда имеет простые и понятные формы, делая каждый наряд изысканным и элегантным. Исключение из правил составляет только национальное китайское свадебное платье.

Китайский национальный наряд не настолько универсален, как традиционная одежда других народов мира. Китай пропагандирует миниатюрность и изящность, поэтому первоочередно подойдут хрупким представительницам прекрасного пола. Но современные дизайнеры, беря за основу идею китайского костюма, вносят некоторые коррективы, создавая поистине универсальные модели.

Немного творчества и традиционное платье становится удобной повседневной одеждой.

Беря за основу традиционное платье, дизайнеры создают превосходные модели.

Платье

Национальное женское платье в Китае именуется ципао. Ему характерны строгий покрой и глухой ворот-стойка. Такой наряд является умелым сочетанием целомудренности и привлекательной соблазнительности, ведь облегающий крой и разрезы по бокам подчеркивают всю прелесть и изящность женской фигуры. Такой истинно китайский фасон не обходят своим вниманием сегодня даже звезды Голливуда, демонстрируя его в вечерних нарядах на торжественных мероприятиях и красных дорожках.

Популярный нынче наряд ципао родился в китайской провинции Маньчжурии. Изначально платье представляло собой длинный халат широкого кроя, с длинными рукавами и разрезами по бокам для удобства при ходьбе. Первые ципао не были изящными или изысканными, а, скорее, напоминали балахон. Современный наряд ципао родился в результате дизайнерского эксперимента, когда художники решили максимально приблизить оригинальную китайскую моду к европейской. Так, в результате эволюции, ципао преобразилось, крой напоминает платье-футляр. Неизменными деталями стались лишь характерный китайский воротник-стойка и боковые разрезы. Сегодня национальная одежда Китая именно в таком виде позиционирует платье-ципао.

Дизайнеры продолжают экспериментировать, создавая все новые вариации ципао.

Сочетание стилей позволяет создавать все новые и новые вариации традиционной одежды.

Ципао может быть мини, миди или макси, одеваться в качестве рубашки или туники под узкие брючки. Такой наряд идеален как в качестве повседневной одежды, так и для выхода в свет. Чтобы платье сидело точно по фигуре, а именно такова идея ципао, необходимо обращать внимание на ткань исполнения. Чаще всего за основу берется плотный натуральный шелк, тогда платье не теряет своей формы и не растягивается в носке.

Ципао - весьма нарядное платье, поэтому всегда можно найти модель для торжественного мероприятия.

Свадебный наряд

Китайское свадебное платье - это невероятно изысканный и нежный наряд. Кстати, традиционный цвет невесты в Поднебесной - ярко-красный. Обычно такое красное платье расшивается золотом. Считается, что именно сочетание красного и золотого цветов приносит удачу в семейной жизни и богатство. По традициям Северного Китая свадебное платье имеет облегающий фасон и глухой воротник-стойку. По традициям южных китайских провинций, свадебный наряд состоит из многочисленных юбок, которые одеваются одна поверх другой, а также приталенного жакета.

Костюм жениха в Китае обычно состоит из однотонной рубашки, пиджака и брюк. Обязательный элемент - это воротник стойка. В давние времена наряд жениха также был красного цвета и богато декорировался вышивкой. В качестве узоров для свадебного наряда жениха и невесты использовались золотые птицы - символ счастливого брака, цветы - счастье и удача молодоженов. Сегодня это более привычный глазу европейский вариант костюма, но с китайскими элементами.

Варианты исполнения китайских костюмов жениха.

Юбки

Традиционная национальная юбка называется плахта. В давние времена она являлась элементом гардероба женщины из среднего или высшего сословия. Бедные женщины не могли одеть юбку-плахту. Позже из повседневной одежды такая юбка перешла в разряд торжественного костюма, который женщина надевала только лишь по особым случаям. Кстати, в Древнем Китае в качестве детали гардероба доблестных воинов были и мужские плахты, которые назывались «шан». И мужские, и женские плахты шились из двух прямоугольных отрезов ткани, которые пришивались к широкому поясу. Как женские, так и мужские плахты имели вид фартука с двумя гладкими и плотными полотнищами, выполнялись в желто-красной цветовой гамме, символизировали Землю и плодородие, поэтому декорировались вышивкой в виде орнамента из зерен.

В наши дни встретить девушку в таком наряде на улице вам вряд ли удастся.

Жакеты

Традиционной деталью китайского костюма является жакет или пиджак-мандарин. Такой элемент гардероба сегодня любим как деловыми мужчинами, так и женщинами за его выразительные китайские ноты и оригинальный стиль.

Оригинально смотрится современный пиджак с элементами традиционного китайского.

Он отличается строгим кроем, глухим воротником-стойкой, частым рядом пуговиц. Вместо застежки часто используются присущие китайскому стилю воздушные петли. Мужской пиджак или жакет чаще всего лишен карманов и других, перегружающих его, деталей. Под него можно одеть как классическую рубашку, так и модель в китайской стилистике. Женский жакет-мандарин обычно имеет широкие рукава и свободный прямой крой. Воротник в виде небольшой стойки или и вовсе отсутствует. Застежки обычно располагаются ассиметрично по жакету. Жакет выполняется из легкой ткани, но обязательно с подкладкой, чтобы сохранять свою необычную форму. Жакет в китайской стилистике всегда подчеркнет восточную женственность и элегантность.

Сейчас на рынке представлено масса всевозможных вариаций традиционного китайского жакета.

Головные уборы

Согласно правилам китайского этикета, сложившимся в стародавние времена, мужчины всегда должны были покрывать голову. Китайцы - народ с фантазией. Поэтому было изобретено великое множество головных уборов на разные случаи, для разного возраста и социального статуса. Для юношей - наследников знатного аристократического рода, предназначались богато украшенные мужские шапочки-колпачки. По достижении совершеннолетия в Китае юноша в возрасте 20 лет проходил целый обряд надевания головного убора гуаньли.

В былые времена шляпы украшались очень богато.

У императора была шапка со сложной многоярусной конструкцией, которая именовалась «мянь». Вся ее конструкция была символичной, каждая, даже самая маленькая деталь, что-либо олицетворяла. Для простолюдинов и рабочих жителей Поднебесной предназначались мужские конусообразные шляпы, которые плелись из тростника, рисовой соломы или камыша.

Крестьяне в традиционных шляпах.

В холодное время года надевались колпаки из войлока. У женщин в Китае традиции надевать головные уборы не сложилось. Только лишь на свадьбу или в других исключительно торжественных случаях женщины надевали сложный по форме и конструкции фэнгуань, что означает «шапка феникса». Фэнгуань имела форму фантазийной короны, богато инкрустированной золотом и драгоценными камнями. Вместо головного убора богатые представительницы прекрасного пола носили парики, которые изготавливались из шелковых нитей, лент, шерсти и даже морской травы.

Торжественный женский головной убор.

Ткани и узоры

Китай по праву считается родиной шелка. Древние китайцы верили, что шелк не только невероятно красивый материал. До сих пор бытует мнение, что в процессе трения ткани о кожу человек может излечиваться от многих болезней. Поэтому слава о таком ценном и необыкновенном материале быстро распространилась по всему свету. Шелк стал заглавной тканью, в которой исполнялась национальная одежда Поднебесной. Кроме шелка, китайские мастерицы использовали хлопчатобумажную ткань, пеньковую, льняную и даже из бамбуковых волокон.

Китайский шелк поражает разнообразием узоров и расцветок.

Как и в любой национальной культуре, в Китае с древних времен существовал символизм, который воплощался в узоры и орнаменты, которыми декорировалась национальная одежда.

Древние китайцы верили, что каждый рисунок, нанесенный на одежду, мог защитить от недобрых помыслов завистников или наделить некоторыми чертами. К примеру, бамбук олицетворял мудрость и стойкость, змея - мудрость, черепаха - долголетие, а бабочка - бессмертие. Цветок лотоса являлся древним священным символом, источником Жизни, а знаменитый китайский дракон символизировал доброе начало, а также императорскую власть.

Изображение дракона сейчас стало одним из самых популярных.

Цветовая палитра

Цветовая гамма в Поднебесной во все времена играла немаловажную роль. Подобно узорам, так же символично выбирались и цвета:

Красный - верховный цвет Китая, символ Огня и Солнца, но всегда в положительном ключе. В красные одежды традиционно одевались на праздники. Он символизировал радостное настроение.

Традиционный китайский праздничный наряд.

Желтый – символ центра мира, то есть, самого Китая. Кроме этого, желтый - цвет императорской власти, плодородия и созревающих хлебов.

В желтом наряде традиционно восседал император.

Синий - неоднозначный цвет. С одной стороны он символизировал небо, а с другой - приносил несчастья.

Девушка в синем платье из к/ф «Дом летающих кинжалов».

Белый - цвет, символизирующий хаос и Запад, где умирает солнце. До сих пор считается оттенком скорби и печали. Белые одежды символизируют траур.

Китайская девушка в белом траурном наряде.

Черный - цвет сокровенных тайн и мудрости.

В черной одежде часто занимаются Кунг Фу.

Зеленый - цвет зарождения жизни, весны, надежды.

Изящный китайский наряд зеленого цвета.

В эпохи правления разных могущественных династий, заглавными цветами в Китае были самые разные оттенки, исходя из главной философской мысли и верований. Так, цвет династии Чжоу был красным, как символ могучего огня, что превыше золота. А вот при династии Цинь преобладал синий, как символ воды, способной погасить огонь.

Цвет и качество ткани - единственное, что визуально показывало социальное положение и статус человека в Китае. Богатые жители Поднебесной выбирали яркие и сочные оттенки, бедные - более простые и тусклые.

Простолюдин никогда бы не позволил себе столь роскошной одежды.

Династия Тан - наиболее известная в мире, благодаря великолепию и расцвету Китая во времена ее правления. Это была эра роскоши, женственности, изящества и преклонения перед Ее Величеством Красотой. Цвета одежды в тот период напоминали сверкающие драгоценные камни: фиолетовый, бирюзовый, синий, малиновый, зеленый.

Роскошный женский наряд династии Тан.

Традиционная одежда Китая является необыкновенным сочетанием консерватизма, минимализма, роскоши и элегантной изысканности. Кроме этого, она удобна и практична, что является одним из определяющих факторов при выборе стиля. Надевая одежду в стиле Поднебесной, мы не только отдаем дань современной моде и подчеркиваем оригинальную восточную стилистику. Такой стилизованный китайский костюм всегда выразителен и не останется незамеченным настоящими ценителями тонкого вкуса.

Национальная одежда Китая очень разнообразная. Она не похожа, на какую любую другую моду. Если людям многим кажется, что китайцы, японцы, корейцы... похожи, то это совсем не так! Их различие - это одежда и мода!

Китай - это отдельный мир моды, где никто никогда даже и не пытался узнать, что носят во Франции, в Испании и.т.д.

В Китае живёт очень много народу, и люди всегда придумывали такие костюмы, какие не снились Европе!

Китайцы создали свой стиль в костюмах, свой шарм, свою красоту!

Даже сейчас в Китае многие костюмы остались традиционными и считаются национальной одеждой. Именно поэтому китайцы очень пластичны и грациозны. А их голос подобен красивой песне.

Начиная со Средневековья, в Китае господствовала очень красивая и стильная мода! Как и во многих странах, костюм различался по сословиям, всё зависело от социального положения. Но заметьте, люди в Китае не относились плохо друг к другу, в зависимости от того, сколько у них денег, и даже во многом помогали друг другу.

Знаменитые и богатые люди одевались в многослойные пышные одеяния: короткая рубаха, короткие или длинные штаны, кофта, жилет, чулки, башмаки, шапочка и длинный верхний халат.

Люди среднего социального сословия, независимо от пола человека, носили обязательно носили штаны и кофту, а, кроме того, - нижнюю сорочку, верхний халат или куртку.

Куртка и кофта запахивались и перепоясывались. К этому наряду добавлялись соломенные сандалии или закрытая обувь и шляпа с полями из тростника или соломы. Вы подумаете, как же им было не жарко, но ведь ради моды и шарма готовы на всё.

В детстве девочкам одевали колодки на ноги, чтобы нога больше не росла, и многие женщины из-за этого, даже становились инвалидами.

Низшие классы населения едва прикрывали свое тело. Потому что они не могли позволить себе роскошную одежду, которая была очень дорога для них.

Использовалось очень много тканей для костюмов: пеньковые, хлопчатобумажные или шелковые, причем шелковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди.

Китайский национальный мужской костюм

Нижней одеждой в Древнем Китае были штаны ("ку") и рубаха. Штаны прятали под длинной одеждой, так как показывать их считалось неприличным. Они были широкими, с очень низким шагом, висели сзади мешком, подпоясывались кушаком. Шили их из пеньковых и шелковых тканей, позднее -- из хлопчатобумажных. Носили китайцы штаны-ноговицы: отдельные штанины, которые прикреплялись к поясу при помощи тесемок. Назывались они "таоку" -- "чехол на штаны". От холода китайцев спасали стеганые штаны на вате и надетые сверху ноговицы на вате. Верхней наплечной одеждой ("а") были распашные двубортные или однобортные халаты и кофты. Верхняя одежда запахивалась на правую сторону и завязывалась. Считалось, что на левую сторону запахиваются только варвары. Рукава были широкими (средняя ширина рукава составляла 240 сантиметров). Во время работы рукава подвязывались специальной лентой, которая перекрещивалась на груди.

Зимой китайцы носили сразу несколько халатов или одежду с подкладкой -- "дзяпао", а иногда надевали стеганое на вате платье -- "мяньпао". В северном Китае от холода защищали шубы ("цю") из козьего, собачьего или обезьяньего меха. Шубы для знати шились из меха соболя или лисы, а поверх надевали еще шелковые расшитые халаты. Больше всего ценились шубы из каракуля. Нижнюю часть туловища древние китайцы обертывали куском ткани -- эта верхняя поясная одежда называл "шан". Шан закреплялся на талии поясом -- матерчатым ("ню") или кожаным ("гэдай"), а сбоку или сзади к нему прикрепляли "шоу" -- цветные шнуры с нефритовыми украшениями, связанные в сетку. В древние времена пояс считался важнейшим атрибутом китайского национального костюма. К нему подвешивали строго определенные предметы: нож, огниво, кольцо для стрельбы из лука, иглу для распутывания памятных узлов шоу. Позже эти предметы превратились в украшения, к которому добавлялись декоративные нефритовые подвески "пэйюй". Костюм из верхней плечевой одежды ("и") и верхней поясной одежды ("шан") назывался "ишан". Спереди на ишан девался красный, богато украшенный фартук, необходимый для жертвоприношений.

Форма, цвет, орнамент древнего китайского народного костюма были символичны. Верхняя его часть ("и"), красно-черная, считалась мужской (символ Отца-Неба), нижняя ("шан"), желтая, женской (символ Матери-Земли). Позднее структура одежды упростилась, и на смену платью пришел однотонный халат. Император носил халат желтого цвета, что символизировало его власть над землей. Символический смысл имели также декоративные изображения на повседневной одежде китайцев. Мужские кофты и халаты часто украшались иероглифами "долголетие". Нередко такой иероглиф окаймляли кольцом из пяти летучих мышей: слова "летучая мышь" и "счастье" в китайском языке звучат одинаково.

Китайский национальный женский костюм

Женщины в Китае, как и мужчины, носили длинные рубахи и широкие штаны, скрывавшиеся под верхней одеждой. Верхний костюм "ишан" был также подобен мужскому. Только в эпоху Тан женщины переоделись в кофты и юбки похожие на европейские. На бедрах этих юбок были треугольные вырезы, через которые была видна ткань кофты. Женские наряды отличались от мужских главным образом исключительной красотой вышитых цветных узоров. Обычно эти узоры заключались в декоративные круги -- "туань". Все изображения в "туанях" были глубоко символичны. Цветы сливы и нарцисса олицетворяли зиму, пиона -- весну, лотоса -лето и солнце, хризантемы -- осень. Распространенным был изображение бабочки -- символа семейного счастья. Супружеское счастье олицетворяла пара уточек-мандаринок. Наконец, "туани" могли быть сюжетными: в них вышивали девушек и юношей, стариков и младенцев, изящные павильоны, сценки, иллюстрирующие знаменитые литературные произведения.

Маньчжурская женская неофициальная одежда включала два стиля длинной одежды, известной как чангий и чений, которые вошли в моду во время господства Императора Квианлонга (1736-95 гг.). Оба типа одежды носили с длинной лентой шеи. Чений показывал круглую шею и группу, пересекающуюся слева направо, закрепляясь в стороне пятью кнопками и петлями. У этого костюма были относительно прямой покрой вдоль тела и широкие рукава. Чангий отличался тем, что имел разделение на каждой стороне одежды, позволяющее более свободное движение.

Управляющее инструкции по платью при дворе также включали головные уборы. Полуформальные шляпы чиновников двора преимущественно отличались тем, что они были летними или зимними. Зимние шляпы вообще включали черную ермолку с перевернутым краем меха, а летние шляпы были конической формы, которую ткали из полос бамбука, и обтягивали шелковой парчой. Короны обеих шляп были покрыты красным скрученным или шелковым краем.

Практика закрепления ноги была распространена среди большинства женщин Ханьшуй во время династии Кинг (но не Маньчжурскими женщинами). Ограничивая движение, связанные ноги удерживали женщин от отъезда из дома и от мужа, и поощряли послушную преданность. Связанные ноги были также признаком красоты, увеличивая перспективу брака. Колеблющуюся походку женщины со связанными ногами считали особенно очаровательной. Туидаи (tuidai) - особая обувь; ноги девочек связывались в трехлетнем возрасте. Длинная особая ткань была обернута вокруг ноги с целью принуждения переда ноги и пятки расти вместе. Это было чрезвычайно болезненным процессом.

Как известно в Китае очень красивые и изящные причёски. Такие причёски мало где встретишь. Они складываются так: их укладывают из прямых волос с несколькими проборами, симметричными волосяными петлями, валиками. Чтобы волосяные петли хорошо держались, их смазывали клейкими составами и наматывали на бархатные валики. Пучки, представлявшие собой высокие петли, в прическах закреплялись на темени или на затылке. В каждой прическе было по два-три пучка. С висков волосы зачесывались наверх, а лоб обрамляла короткая редкая челка. Были и другие варианты женских причесок, без челки, со спускающимися с висков длинными прямыми прядями, с прикрепленными парными украшениями.

Знатные дамы также носили парики и шиньоны. В причёску украшали цветами, диадемами, гребнями и разнообразными ювелирными изделиями. Только свадебные причёски отличались. Невесте перед свадьбой волосы заплетали в косу или скручивали в жгут и укрепляли на темени двумя большими шпильками крест-накрест. Во время венчания у невесты на лбу выстригали прямую челку, а на висках волосы срезали под углом.

У китаянок была очень популярна косметика. С 7 лет девочки пользовались белилами и румянами. Глаза они старались искусственно уменьшить. Губы красили помадой различных оттенков. Брови выщипывались и подводились. На гладко выбритые виски налеплялись шелковые мушки различных цветов. На левой руке богатые китаянки отращивали длинные ногти, красили их, даже надевали на них серебряные футляры. Самым лучшим украшением знатной китаянки являлась маленькая ступня - "лотосовая ножка".

Символика цвета в одежде не всегда была однозначна, но ярко-желтый/золотой цвет - это исключительная привилегия императора, его семьи и тех немногих, кому император даровал право носить какую-либо деталь одежды желтого цвета. Белый цвет - траурный, поэтому шить из ткани этого цвета стоит только исподнюю одежду. Красный - цвет парадных и праздничных (костюм невесты) одеяний, официальных облачений высших чиновников, "простым" китайским людям он не подходит. Остальные цвета, в принципе, можно использовать свободно, однако небогатым/бедным людям следует быть скромными в выборе цветов, они не должны быть слишком яркими.