Мой муж очень редко бывает со мной…. С точки зрения психологии

Необходимость и важность следования сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует

Понятие Сунны

Сунной называется путь Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Понятие «Сунна» включает в себя все, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, высказал и совершил после того, как он получил пророчество, а также его нравственные качества и свойства. В это понятие входит также то, что высказали и совершили окружающие рядом Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и с чем благословенный Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, согласился, что он одобрил. Все это вместе взятое есть Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Сунна - это путь, указанный Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, его поступки, все решения и заключения, которые он прояснил народу, будь то связанные с вероубеждением или поведением, обязательные или желательные для исполнения. Убежденность в запретности или нежелательности того, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посчитал запретным (харам) или нежелательным (караха) соответственно, отдаление от того, что он запретил, также является следованием Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Коран и хадисы неоднократно призывают: «Вы следуйте за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, повинуйтесь Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для вас в Посланнике Аллаха прекрасный, образцовый пример». Цель этих слов заключается в том, чтобы мы следовали указанному пути Пророка, да благословит его Аллах и при ветствует, подражали всему, что пришло к нам от Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

В этом состоит общий смысл слова «Сунна».

Шариатские ученые придают этому слову еще одно отдельное значение. И в этом значении оно употребляется тогда, когда упоминается наряду с фарзом (обязательным деянием). К примеру, когда мы говорим, что данное деяние является не обязательным (фарз), а желательным (сунна). В этом случае слово «сунна», согласно Шариату, представляет собой деяние, по поводу которого в Шариате нет конкретного повеления: за его совершение предусмотрено воздаяние, но и за невыполнение нет наказания. К таким деяниям относятся, например, произнесение перед приемом пищи «Бисмиллягь», а после еды - «Аль-хIамду лиллягь» и т.п. Это все также пришло к нам от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Однако, согласно Шариату, тот, кто постоянно из лени не соблюдает Сунну, не принимается в качестве свидетеля. Но тот, кто не принимает Сунну всерьез и унижает этот путь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к примеру, говоря, что нет необходимости ее соблюдать, ведь ничего не будет, если не выполнять ее, или позволяет себе другие подобные выражения с целью унизить Сунну, то он впадает в неверие. Да убережет нас Аллах от этого!

Имам аль-Газали, да будет доволен им Аллах, пишет: «Ты не будь из числа тех ученых, которые только и знают о Сунне то, что ее можно и не соблюдать».

Аш-Ша‘арани также пишет, что за каждую сунну в Раю предназначен отдельный уровень. Тому, кто, считая Сунну необязательной для соблюдения, не выполнял ее, в Раю (если он попадет туда) покажут степень, которую бы он получил за следование Сунне, и потом скажут: теперь эту степень можно и не давать тебе.

Соблюдать все виды суннатов , которые мы получили от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, н епросто . Но нельзя и забрасывать их целиком из-за того, что не удается соблюдать их все. Необходимо по мере своих возможностей стараться следовать Сунне любимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Насколько ты стараешься соблюдать Сунну, настолько ты и любишь Всевышнего Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, ибо это является признаком твоей любви к ним. И настолько же Всевышний и Его Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любят тебя, и настолько ты приблизишься к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Судный день, и, наконец, настолько же ты обретешь счастье в обоих мирах.

Священный Коран о важности соблюдения сунны

Всевышний Аллах послал любимого Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует,в качестве милости для всех миров и сделал его для человечества и джиннов образцом для подражания во всём, что связано с дольним миром, миром вечным и с религией. В священном Коране Всевышний Аллах говорит:

Смысл: «Поистине, в Посланнике Аллаха прекрасный пример для тех, кто верит и боится Аллаха и Судного дня, и надеется на милость Аллаха и на блага Вечной жизни, и много поминает Аллаха» .

Ученый-богослов Ибн Касир в своем комментарии (тафсир) к Корану пишет: «Этот благородный аят является основой для следования Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В чем же следовать ему?! Следовать ему в его словах, деяниях и состояниях. Все это вместе взятое является Сунной. То есть Сунна - это все, что сказал, совершил и одобрил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и все, что связано с его состояниями (кроме некоторых вопросов, касающихся только его одного)».

В тафсире «Рух аль-баян» также сказано: «Следование Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является обязанностью каждого верующего».

Если мы будем следовать Сунне во всех наших делах, мы будем защищены от падения на дно бедствий и несчастий этого и того света и нам будет обеспечено восхождение на вершину счастья обоих миров. Что бы ни сказал или ни сделал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, мы должны следовать ему во всем, даже не задавая вопросов: почему, как и т.п. Не может быть в Сунне такого, что не имеет определенного разумного смысла, мудрости и пользы. Причины некоторых поступков Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нам понятны, другие его действия могут объяснить только ученые-алимы. Есть и такие, которые не понятны учёным шариатских наук, но понимают их ‘арифуны (познавшие Аллаха). Есть и такие, которые постиг только сам любимый наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Но независимо от того, понимаем мы их или нет, нам необходимо не мешкая исполнять его Сунну. Так велит нам Всевышний Аллах.

Смысл: «Держитесь того, что принес вам Посланник Аллаха, и сторонитесь, отдаляйтесь от того, что воспретил он вам!» . Поэтому мы должны безоговорочно принять то, что мы получили от него, и следовать ему. Он ничего не сказал и не велел ради прихотей своей души.

В священном Коране говорится:

Смысл: «И речь ведет он не по прихоти своей, его речь лишь откровение (вахью) Аллаха, внушенное ему» . Поэтому тот, кто следует Сунне нашего любимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, будет счастлив и в личной жизни, и в общественной жизни.

Вся жизнь Любимца Аллаха, нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, - высочайший образец для людей всех рангов и состояний. Это образец и для юноши, который хочет найти верный путь в дружбе и в любви; и для совершенного человека, который отдает все силы на распространение Ислама и способствует этому своими красивыми проповедями и удивительно умным словом; и для обладающего властью руководителя, который хочет применить свой талант в руководстве государством; и для образцового мужа, который заботится о своей семье и наставляет своих домочадцев; и для отца милосердного, любящего своих детей; для талантливого, храброго полководца; опытного общественного деятеля, отдающего должное Создателю, поклоняясь Аллаху, и отдающего должное народу, для старающегося в совершенстве исполнить долг служения Аллаху и народу мусульманина. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, - идеал и образец для всех людей .

Хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о важности следования сунне

Священные хадисы уделяют большое внимание следованию Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В хадисе с хорошим иснадом, рассказанном Тирмизи, Абу Давудом, Ибн Хаббаном и Ибн Маджа, говорится:

Смысл: «Вы держитесь за мою Сунну и сунну праведных халифов, вы держитесь за них зубами».

Такжев благородном хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Я буду спорить с теми, кто не верен договору со мной, я выиграю в споре со всеми, кто выступит против меня. Те, кто нарушает со мной договор, не получат мое заступничество (шафаат) и не подойдут они к моему хавзу (озеру) в Судный день» .

Особое вознаграждение Аллаха получит тот, кто крепко будет держаться Сунны любимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в то время, когда община распадается. В хадисе говорится:

«Тот, кто будет держаться моей Сунны, когда община распадается, получит вознаграждение сотен мучеников за веру (шахидов)» .

Еще в святом хадисе говорится: «Кто ест только дозволенное (халал), следует Сунне, не причиняет вред людям, тот войдет в Рай» .

Еще в достоверном хадисе, рассказанном Хакимом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:

Смысл: «Я оставляю вам то, держась за что, вы никогда не впадете в заблуждение - это Книга Аллаха и Сунна Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

Все сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и следовавшие их пути имамы, авлияъ и алимы уделяли особое внимание следованию Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Сподвижник Умар, да будет доволен им Аллах, при целовании Хаджар аль-асвад (Черный камень Каабы), говорил: «Я бы не целовал тебя, если бы не видел, как целует тебя Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

Когда Муавия ибн Куррат, да будет доволен им Аллах, обещал Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принять Ислам, пуговицы халата Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были расстегнуты. После этого Муавию и его сына никогда не видели в халате с застегнутыми пуговицами ни зимой, ни летом.

Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стремились во всем, даже в ношении одежды, подражать Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Муджахид, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Мы были в поездке вместе с сыном сподвижника "Умара Абдуллахом, да будет доволен ими Аллах. Когда дошли до одного места, Абдуллах обернулся в сторону. Один из нас спросил его, почему он так поступил. Он ответил: «Я видел, как на этом месте Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обернулся в сторону, поэтому я тоже повторяю его действие» .

Тот же Абдуллах, да будет доволен им Аллах, при поездке из Мекки в Медину, в середине пути спал под одним деревом, говоря, что видел и Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спящим под этим деревом .

Также он справлял свои надобности в одном месте, говоря, что здесь это делал и наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Имам Аш-Ша‘арани, да будет доволен им Аллах, сказал: «Для исполнившего каждую сунну в Раю есть специальное место и степень вознаграждения. А кто оставит сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на этом свете без внимания, будучи убежденным, что так можно поступать, в Раю ему покажут степень и достоинства тех, кто исполнял сунну, и скажут: «Тебе можно и не дарить эту степень».

Джунайд аль-Багдади, да будет доволен им Аллах, сказал:«Все пути приближения к Аллаху людям закрыты, кроме того пути, который ведет за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Исполняющим его Сунну, стремясь стать на его путь, все пути приближения к Аллаху открыты».

Абу Язид Бастами, да будет доволен им Аллах, услышал, что где-то живет известный праведник, и решил со своими мюридами посетить его. Придя к нему, они заметили, что он плевал, обратившись в сторону Киблы. Абу Язид сразу же встал и вернулся домой, даже не подойдя к нему и сказав: «Он нарушил одну из этических норм Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как можно верить ему во всем остальном?».

Абу аль-Хасан Варрак, да будет доволен им Аллах, сказал: «Кто избрал другой путь, кроме следования Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, тот находится в заблуждении, но ему кажется, что он на правильном пути».

Абдулькадыр Гилани, да будет доволен им Аллах, говорил: «Ты приближайся к Аллаху, держась за руку Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

Нельзя отчаиваться в том, что не сможешь выполнить все эти повеления и запреты. Имам ан-Навави, да будет доволен им Аллах, в своей книге «Аль-Азкар» пишет:

فصل: اعلم أنه ينبغي لمن بلغه شيء في فضائل الأعمال أن يعمل به ولو مرّة واحدة ليكون من أهله، ولا ينبغي أن يتركه مطلقاً بل يأتي بما تيسر منه، لقول النبي صلى اللّه عليه وسلم في الحديث المتفق على صحته: "إذَا أَمَرْتُكُمْ بَشَيءٍ فأْتُوا مِنْهُ ما اسْتَطعْتُمْ"

«Знай, что надо тому, до кого дошел хадис, по поводу праведных дел сделать действие с этим хадисом хотя бы даже один раз, для того чтобы он стал из числа практикующих этот хадис. И не надо ему оставлять абсолютно этот хадис, наоборот он должен практиковать его насколько может. Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в хадисе достоверном по согласованности: «Когда я вам прикажу что-то, то сделайте его по мере своих возможностей».

Из книги великого ученого современности шахида, Курамухаммада-хаджи, да смилуется над ним Аллах
Скачать книгу

Несмотря на то, что значительная доля усилий мусульман на сегодняшний день направлена друг против друга, ислам распространяется. Девушка в хиджабе и парень с бородой на улицах города ассоциируются уже не столько с отсталостью, сколько с надёжностью, чёткой жизненной позицией и даже целеустремлённостью. Ислам, как образ жизни, мало-помалу привлекает людей всех категорий.

И всё же окружающие продолжают сторониться религии Аллаха. Они продолжают видеть в ней бесконечные разборки вокруг неактуальных вопросов. Они продолжают оставаться в неведении от того, что ислам тончайшим образом регулирует человеческую жизнь во всех её проявлениях. Они продолжают считать ислам множеством обрядов, которые носят лишь культурную ценность.

Невежество и предрассудки населения – один из главных тормозов исламского призыва. В этой статье мы хотели бы немного рассказать об исламском праве и его уникальной природе.

Определение и возникновение

В языковом значении арабское слово «фикх » означает «понимание». Аллах говорит в Коране: «Что же произошло с этими людьми, что они едва понимают то, что им говорят?» (сура «Женщины», аят 78). В шариатской терминологии «фикх » – это совокупность правовых норм. Так, например, говорят: «я преподаю фикх» или «я изучаю фикх», имея в виду правовые нормы, выведенные из Корана, Сунны, иджмы (единогласного мнения учёныхправоведов), кияса (суждения по аналогии) и других источников права.

Исламское право как наука не было известно сподвижникам Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Во времена, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ещё шагал по этой земле, в фикхе, как и в других шариатских дисциплинах, не было необходимости. Ответы на возникавшие у мусульман вопросы они находили в продолжавшихся ниспосылаться аятах Книги Аллаха и на устах Его Посланника.

Со смертью Пророка (мир ему и благословение Аллаха) прекратилось и ниспослание Корана. Священного текста, которым, с научной точки зрения, ограничивается религия Аллаха, осталось строго ограниченное количество. Вместе с этим расширение границ исламского государства, формирование и развитие новых принципов социальной и экономической жизни, принятие ислама миллионами самых разных людей и другие подобные факторы наваливали на мусульман горы новых вопросов, требовавших незамедлительных ответов. Появилась острая необходимость систематизации и классификации правовых норм на основе двух важнейших источников исламского права: Корана и Сунны, для чего была разработана общая методология выведения правовых норм из источников шариата. Так, на свет появились различные правовые школы и огромное количество предельно детализированных трудов исламских учёных, подробно описывавших все разделы исламского права.

Связь с единобожием

Особенностью исламского права является его прочная связь с верой во Всевышнего Аллаха и столпами исламского вероубеждения, особенно верой в Судный день. Следование шариату – это поклонение Аллаху, которое вместе с познанием Всевышнего является сутью единобожия и непременным следствием веры в Создателя. Аллах говорит: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «Рассеивающие», аят 56).

Во многих аятах Корана Всевышний Аллах подчёркивает связь следования шариату (подчинение исламским правовым нормам) с верой в Него; связь шариата и вероубеждения, права и веры.

Всевышний Аллах упоминает молитву и закят, связав их между собой и верой в вечную жизнь: «…которые совершают намаз, выплачивают закят и убеждены в Последней жизни» (сура «Муравьи», аят 3).

Всевышний Аллах повелевает хорошо относиться к женщине, и связывает это повеление с верой в Него: «О те, которые уверовали! <…> Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много добра» (сура «Женщины», аят 19).

Всевышний Аллах призывает мусульман к активной деятельности, напоминая им о Своём непрерывном наблюдении, взращивая в них тем самым чувство ответственности:«Скажи: »Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали»» (сура «Покаяние», аят 105).

Всевышний Аллах приказал женщине соблюдать хиджаб и связал исполнение этого приказа с её верой в Него: «Скажи верующим женщинам <…> Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди» (сура «Свет», аят 31).

Из божественной природы исламского права исходит ряд его других важнейших особенностей, среди которых – соответствие естеству человека. Всевышний Аллах, создавший окружающий нас мир, обладает абсолютным знанием обо всех явлениях, процессах и элементах, из которых этот мир состоит. Человеческая жизнь – не исключение, а исламское право – наглядное тому доказательство.

Человеку свойственно ошибаться. Он не умеет заглядывать в будущее, не способен точно распределять приоритеты между частным и общим, между интересами индивида и общества, гражданина и государства. Порой он даже не способен определить, что плохо, а что – хорошо. Самое «точное» из того, чем он обладает, – наука – зачастую основана на практике; основана на пробах и ошибках, предположениях и допущениях.

Исламские науки – самые точные из всех наук, ибо основаны на абсолютном знании Всевышнего Аллаха. Знании того, что для человека благо, а что – зло. Знании того, как достичь пользы и как устранить вред. Знании точной границы столкновения приоритетов личной выгоды и общественной пользы. Знании природы социальных процессов и их последствий, какой бы промежуток времени их не разделял.

Такие, казалось бы, разные внешне, но одинаковые по своей природе явления, как прелюбодеяние и экономическая сделка с элементами ростовщичества, – это примеры того, как за личным интересом человек не способен увидеть общественный вред. Аллах его видит. Именно Он создал причинноследственные связи, и только Его повеления и запреты, на которых строится исламская правовая система, отражают реальную картину человеческой жизни.

В исламе нет затруднений

«Жить по исламу невозможно» – известное среди людей заблуждение. При этом они как бы верят в Аллаха, Который неоднократно опровергает их заблуждение в Своей Книге: «…и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (сура «Хадж», аят 78); «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (сура «Корова», аят 185).

Ислам – это путь справедливости и человеческого счастья, а исламское законодательство призвано его обеспечить, поэтому «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура «Корова», аят 286). В шариате предусмотрены различные виды облегчений обязанностей мусульман в различных ситуациях, такие, как, например, сокращение и перенос молитвы в пути. А формула «необходимость делает запретное дозволенным» является одним из важнейших правил фикха и охватывает собой практически все правовые нормы.

На самом деле соблюдать ислам очень легко. Правда, с одним условием – когда знаешь, для чего. Ведь люди, как правило, не жалуются на то, как трудно чистить по утрам зубы, ждать зелёного сигнала светофора или не воровать у соседа песок. Потому что они знают последствия совершения или оставления указанных действий. С исламом дело обстоит примерно так же. Действительно, трудно соблюдать хиджаб, не понимая, для чего. Как и, отвлекаясь от повседневности, пять лишних раз в день умываться и совершать непонятные тело движения. Однако, когда человек осознанно приходит к молитве или хиджабу, ему бывает гораздо труднее от них отказаться.

И всё-таки для чего?

Обязательность руководства фикхом

В следовании шариату человек нуждается гораздо больше, чем в чистке зубов или сигналах светофора. Польза от следования шариату не ограничивается этим миром. Более того, главной целью мусульманина, подчиняющего свою жизнь велениям и запретам Всевышнего Аллаха, является Его Довольство и Рай.

Аллах обязал мусульман твёрдо держаться норм шариата во всех сферах и проявлениях их жизни. Все исламские правовые нормы опираются на Коран и Сунну, и их оставление означает забвение Корана и Сунны, оставление веры в Аллаха, Который утвердил их в качестве источников исламского закона. Сама суть ислама заключается в следовании всему, с чем пришёл Посланник Аллаха от своего Господа. Нормы шариата установлены до Судного дня и не могут быть изменены с течением времени или заменены какимто другим законом. Мусульмане обязаны руководствоваться ими во все времена.

Всевышний Аллах сказал: «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа» (сура «Преграды», аят 3); «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (сура «Женщины», аят 65); «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (сура «Собрание», аят 7).

Как ясно следует из этих аятов, мусульмане обязаны руководствоваться Кораном и Сунной во всех своих действиях и видах взаимоотношений, и «для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (сура «Сонмы», аят 35).

Заключение

Неграмотность мусульман, их неведение о том, как ислам регулирует те или иные стороны человеческой жизни, их неспособность отстоять позиции ислама в общении с людьми… – это, пожалуй, главные причины слабости исламского да’вата на фоне безыдейности молодёжи и полной деградации общественных отношений. Братья и сёстры, получайте знания и распространяйте их на пути Аллаха! Действуйте, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие.

Фатима медленно шла вдоль аллеи цветущей сирени. Её нежно-розовый хиджаб развевался по ветру. Девушка обернулась к подбежавшему к ней мальчику лет 5. Он с улыбкой подал ей веточку сирени, и они, держась за руки, пошли дальше.

Валентина часто видела их. Наблюдая за ними, женщина лет пятидесяти вздохнула и улыбнулась. Проходя мимо лавочки, где та сидела, Фатима остановилась и тихо сказала сыну:

Положи монетку…

Мальчик легко выполнил просьбу матери. Он положил деньги в стакан женщины.

Валентина проводила взглядом Фатиму и её сына.

Спустя дня два она снова сидела на том же месте. Мимо проходили люди, пробегали дети. Валентина склонила голову, она смотрела на траву перед собой. Возле неё остановился мальчик.

Тётя, а как вас зовут?

Валентина подняла голову. Перед ней стоял Мустафа. Мальчик снова положил ей монетку. Его мама, Фатима, стояла возле ларька с мороженым. Она покупала три порции.

Валя я,- тихо ответила женщина.

А я Мустафа. Мы вас часто тут видим и на улице. У вас есть кошка, рыжая такая. И котёнок есть. Я видел на окне вашего дома. Я живу на соседней с вами улице. Видел.

Да, есть, Мурка.

К ним шла Фатима. Она несла мороженое. Мальчик спросил:

А котёнка мне можете продать? Я очень хочу котёнка. Мама разрешила у вас спросить…

Конечно… подарю. Заходи ко мне… вечерком, малыш.

Фатима поприветствовала женщину и подала ей и сыну по мороженому. Валентина, было, отказалась, но Мустафа весело и легонько тронул её за рукав старенького мужского пиджака, что был на ней:

Ешьте, вкусное! Клубничное!

Валентина вздрогнула от его прикосновения и посмотрела на его мать. Фатима села рядом с ней и тихо сказала:

Я Фатима, мой сын сказал вам про котёнка? Очень ему он понравился.

Заходите вечером. Я дома буду, - Валентина осторожно развернула своё мороженое.

Ас салям алейкум! - Мустафа улыбнулся. Валентина открыла дверь. На пороге стоял мальчик и его мама. Фатима, было, одёрнула сына, но Валентина сказала:

И вам мир. Прошу, проходите.

Мурка. Кис-кис…- Валентина быстро подняла на руки подбежавшего котёнка. Рядом стояла его мать.

Мустафа спросил:

А кошка не будет плакать из-за разлуки с сыном?

Ничего, она переживёт…- улыбнулась Валентина. Мустафа прижал к себе котёнка. Фатима протянула женщине конвертик. Валентина отказалась:

Нет, не надо… ты… лучше скажи мне, дочка, как у вас получается так жить?

Фатима пожала плечами. Валентина продолжила:

Так легко, спокойно. Так мирно и… чисто? В чём ваш секрет?

Я живу по Cунне, - ответила Фатима. Мустафа посмотрел женщине в лицо. В её глазах появилась слеза:

Спасибо… это ваша религия? Она действительно вам помогает…

Женщины прошли в дом. Мустафа попросился поиграть с котёнком во дворе. Фатима и Валентина обнялись на прощание. Стоя на пороге своего дома и провожая взглядом Фатиму и её сына с котёнком на руках, она прошептала:

Так просто… Ля Иляха Илля Ллах…

У её ног сидела её кошка. Небо темнело, на двор опускалась ночь. В окне дома Валентины горел свет. Женщина, кутаясь в старенький заштопанный плед своего покойного мужа, читала книгу. Про Ислам. Кошка лежала на коврике у её ног.

В парке её уже никто не видел, она работала в магазине при мечети. Входящим покупателям она говорила: «Ас салам алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!». Теперь на ней был тёмно-синий хиджаб, который ей подарила Фатима.

Сафия апа! Вы на занятия идёте? - Маленькая девочка быстро заглянула в магазин. Валентина, теперь её звали Сафия, по имени одной из жен Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаhа), подняла голову. Она улыбнулась:

Конечно, сейчас иду. - Женщина взяла ключ и направилась к выходу. Она в обществе детей и женщин направилась в мечеть на урок по чтению Корана.

Валя? – навстречу женщине попалась её старая подруга, коллега по работе. Сафия кивнула:

Да, Катерина, я это. Только теперь меня зовут Сафия.

Они пошли по аллее, тихо беседуя.

Екатерина выспрашивала у Сафии, зачем, почему она ушла в ислам. На что та ответила:

Я не ушла. Я вернулась. Все мы рождаемся мусульманами.

Ты… так изменилась. Похорошела,

помолодела прямо. Платок, что ли, красит… и в чём секрет?

Я живу по Сунне, - спокойно ответила Сафия.

Каждый народ имеет собственную религию, но предполагает единую концепцию. Поэтому нельзя с уверенностью разделять людей по религиозному принципу. Но вот те, кто исповедует ислам, чтят священное предание, которое по сути является изложением жизни пророка Мухаммада.

Его поступки служат образцом добродетели и берутся за основу пути истинного мусульманина. Кажется, что это добрая сказка, но данный образ богат скрытым смыслом, благодаря которому учение заходит в душу.

Ислам и его отличия от христианства

В Коране, священной книге мусульман, сказано, что надо чтить Единого Бога, того, кто выше нас всех, того, кто может одарить и наказать, того, кто в своё время посылал истину Иисусу, Исмаилу, Моисею и Аврааму. Основателем религии стал Мухаммад, пророк, которого ставят выше прочих. В основе веры - поклонение Аллаху и Мухаммаду. Мусульмане верят, что Аллах выше простого человека, его поступки являются эталоном и жить по законам Аллаха - есть высшая благодать, так как после смерти правоверного мусульманина ждут райские сады с неземными блаженствами. В исламе пять основных столпов веры. Это её объявление, ежедневная молитва, благотворительность, пост, паломничество в святой город Мекку.

Молитва у мусульман может совершаться как самостоятельно, так и под руководством более религиозного человека.

Что такое сунна?

Это и есть то самое предание о жизни Пророка. Для каждой мусульманской общины сунна - основное учение о жизни. После Корана это второй вбирающий в себя все поступки Пророка, его слова и мысли. До определённого времени сунна - это устно передаваемые слова, потом фиксируемые в виде хадисов. Между ней и Кораном тесная связь, но есть несколько минимальных отличий. Всё-таки сунна являет собой особого рода инструкцию, потому религиозному человеку проще и понятнее следовать ей. Коран вызывает большее благоговение и служит для осознания греховности своей. Кстати, есть своего рода критерий для исламских правоведов - знание сунны, без которого их мнение не будет авторитетным.

Власть сунны

После того как умер Мухаммад, основавший ислам, сунна позволила разобраться с множеством вопросов о жизни общины и Халифата.

Но надо сказать, что значимость этой вещи никогда не умалялась, а с девятого века её почитали уже почти наравне с Кораном. Получилось, что сунна - это нарицательное наименование, так как иногда имеют в виду сунну Аллаха, коей является Коран, а иногда - Пророка. Порой это желательные поступки, а в ряде стран таким словом обозначается - хитан.

Для частной жизни

Даже самый религиозный народ не может проводить всё время в молитвах, хотя в этом отношении мусульмане далеко впереди всей планеты, ведь они молятся пять раз в день. Сверх обязательных может быть совершён намаз по сунне. За его невыполнение не будет наказания в отличие от обязательных молитв, но и вознаграждения никто никакого не ждёт. По крайней мере, материального. Ценность такого намаза - в очищении от грехов, исправлении погрешностей обязательной молитвы. Мусульмане верят, что Аллах считает все намазы и может наказать за недостаточное количество.

Во время такого общения с Аллахом человек сосредоточивается на своих мыслях, уходит от бренности окружающего мира и может выразить свои эмоции. Не зря сунна является сборником правил и житейских мудростей, почерпнутых из деяний Пророка. Она позволяет понять Пророка, его отношение к Корану и проникнуться его верой. Такая молитва исходит от сердца, а не от разума.

Люди сунны

Есть даже крупная ветвь религии ислам - суннизм. Люди сунны тщательно следуют путём Пророка, берут его поступки за эталон и руководство к жизни. Среди представителей этого движения есть различия в правилах юридических решений, праздниках и отношении к иноверцам. Условно насчитывается более одного миллиарда суннитов, то есть 90 % всех правоверных мусульман. чтят все течения как важнейший источник веры после Корана.

Само предание называют хадис. Также именуют каждое изречение Пророка, коих имеется огромное количество.

Коран и сунна

Богословы разных стран сходятся во мнении, что сунна является лучшим инструментом для толкования священной книги. С арабского языка слово "сунна" переводится как "обычай". То есть в этом сборнике хадисов собрана вся информация о действиях и словах Мухаммада, его жизни и жёнах. Мусульманская мифология имеет поучительный характер, позволяет иносказательно осуждать человеческие грехи, дурные эмоции, злость и дурнословие. По ней Аллах - это высшая сила, имеющая противника - шайтана Иблиса, который единственный из всех ангелов отказался подчиниться созданному Аллахом человеку. Аллах дал человеку волю, но правоверный мусульманин хочет попасть в рай, а потому следует велению Аллаха и старается быть таким же, как Мухаммад (пророк).

Есть много схожестей Библии и Корана. По сути, это вольная трактовка одной истории, когда Адам и Ева превращаются в Адама и Хаву. После ссылки на землю Адам обретает силу в мусульманской общине, где отношения регламентируются шариатом. Последователи ислама должны признавать то, что нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммада, который является его пророком. Вероотступничество каралось намного жёстче, чем сейчас, за него наказывали смертью.

Когда Пророк умер, его место заняли халифы и в общине произошёл раскол. тоже претендовали на власть.

Особенности суннизма

Суннитская община участвует в выборе своего главы - халифа, но делает это не посредством личных привязанностей, а на базе признаков принадлежности к данному направлению ислама.

Сам термин "суннизм" оформился очень давно, хотя точной даты нет. По сути это учение о следовании Пророка.

В современном исламе

У мусульман сунна - это сборник норм государственного, уголовного, имущественного и Недаром они считают, что в священных книгах можно найти ответы на все возникающие вопросы. А если в книгах нет встреченной ситуации, то значит, и задумываться над этим нет смысла.

Изначально основой всему была сунна Мухаммада, которая включала поступки и высказывания. Хадисы являлись необходимостью, так как божественных установлений Корана было мало для решения ряда вопросов у новых поколений мусульман. Поэтому пришлось углубиться в содержание речей Мухаммада перед современниками. Интересен и сам образ Пророка, вождя и основателя религии. Сначала бедный и всеми гонимый, он не побоялся выступить против своих соплеменников, чем вызвал уважение и трепет мусульман. Такому человеку мог доверять каждый, поэтому учение о Пророке стало в право, слово Божье, историю и литературу.

Как лечиться по сунне?

Неудивительно, что при наличии руководства к действию по любым жизненным реалиям возможно и лечение по сунне. Многие верующие и сейчас предпочитают отказываться от современных средств и помощи врачей, мотивируя свой отказ тем, что Аллах знает, как и когда должен умирать человек, и потому пошлёт средство излечения. Лечение по сунне иначе зовётся медициной Пророка. В основе лежат коранические аяты или пророческие хадисы. К лечению принято относить всё, что описывал Пророк в ответ на вопросы своих сподвижников об избавлении от недугов. Медицина Пророка касается не только непосредственно здоровья человека, но и принимаемой пищи, питья, жилья и даже вопросов женитьбы. Это не говорит о том, что врачей мусульмане не признают, но по возможности стараются лечиться натуральными травами и средствами, игнорируя химические препараты.

При составлении сборников хадисов учёные создавали целые разделы для медицины, чтобы разбить высказывания по темам. Первым это сделал имам Малик в сборнике "Аль-Мувата", а уже за ним последовали имам аль-Бухари, имам Муслим и другие. О медицине Пророка составил отдельную книгу Али ар-Риза ибн Муса аль-Казим. Это был краткий трактат. А вот книгу "Пророческая медицина" написал аль-Малик ибн Хабиб аль-Андулуси, которого также называли алим Андалусии. Это первый труд с подразделами. Пророк говорил, что Аллах не посылал болезни без лечения, и единственный недуг, к которому нет противоядия, - То есть хадисы побуждают к лечению и призывают к поиску новых лекарств. Пророк и его досточтимая семья следовали заветам Аллаха и принимали лекарства и пили травяные чаи, чтобы предотвратить болезни. И сейчас можно найти на арабских рынках травы, листовой чай и специи, которые пробуждают тонус, прогоняют насморк и снимают боли при менструациях. То есть все лекарства рядом, стоит только захотеть их найти.

"Жить полной жизнью", "цените каждый день своей жизни, не тратьте ее на пустяки" – эти фразы мы слышим изо дня в день в обществе, на страницах книг и журналов. Книги по психологии аргументируют это тем, что только берущий максимум от каждого дня человек может быть по-настоящему счастливым. Но большинство людей забывают о том, что ценить время и посвящать его правильным делам необходимо, чтобы продолжить счастливую жизнь и не страдать в мире следующем, где нам придется отчитываться за каждую неправильно проведенную секунду нашей жизни.

Пока вы читаете это предложение, секунды вашей жизни утекают безвозвратно. Они уходят навсегда. Даже если вы были бы готовы заплатить большие деньги, чтобы вернуть ушедшее время, вы не сможете это сделать. Жизнь – это богатство в полном смысле этого слова, она состоит из огромного количества мгновений, все из которых являются бесценными сами по себе.

Ограниченность нашей жизни делает идею «жизни на полную катушку» привлекательной для многих. Некоторые люди даже создают список дел, которые они должны успеть сделать прежде, чем покинут мир. А Голливуд зарабатывает кучу денег на фильмах, герои которых могут бросить вызов смерти и добавляют адреналина в свои жизни. Многие, осознав краткосрочность жизни, бояться не успеть сделать много вещей, и начинают гнаться за миражами вместо того, чтобы осознать истинное.

Но на самом деле попытки успеть и увеличить наше мимолетное существование на этой Земле будут напрасными, если не осознать истинного смысла жизни. В конце концов, зачем искать острые ощущения, копить деньги, покорять вершины гор, отправляться в кругосветное путешествие, если вы, в конечном счете, умрете? Для того, чтобы жить полной жизнью, возможно, сначала нужно осознать, зачем нам дана жизнь?

Вопреки тому, что многие голливудские продюсеры направляют нас к цели нашего существования, смысл жизни кратко изложен в аяте Корана:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Поклоняться Всевышнему, и ничего больше. Только поэтому нам дана возможность дышать и жить жизнь во всей ее красе. Будь наше страсть к искусству, стремление совершить невозможное или путешествовать по миру, каждое наше действие большое и малое, рассчитано на одного Всевышнего. Вот почему, начиная какое-либо дело, мы произносим «Бисмиллахиррахманиррахим!» (Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного).

Человеческой природе свойственно ошибаться. Поэтому когда вспышки жизненной трассы сбивают нас с пути, следует вспомнить о смерти. Как бы страшно это не звучало, лучший способ напомнить об истинных ценностях жизни – это поминание смерти. Когда человек осознает, что смерть может настигнуть его в любой момент, он понимает истинную ценность каждого дня, каждого часа. Он проживает жизнь так, как будто каждый день как последний.

Представьте, что каждый ваш день – это домашнее задание, за которое вы ответите перед Всевышним. Осознание этого приведет к тому, что вы не будете убивать время на ненужные дела, а займетесь поистине важным, что, возможно, станет ключом к раю.