Название : Храм Василия Блаженного (ru), Saint Basil"s Cathedral (en) (en)
Другие названия : Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву / Покрова на Рву / Покровский собор / Храм Василия Блаженного / Церковь Василия Блаженного
Местонахождение : Москва (Россия)
Создание : 1555-1561 гг.
Архитектор(ы) : псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма (по одной из версий)
Заказчик / Основатель : Царь Иван IV Грозный
В ознаменование победы на Казанским ханством, одержанной в 1552 году войском под предводительством царя Ивана IV, в Москве на Красной площади был построен Покровский собор что на рву (второе название – храм Василия Блаженного). Сооруженный русскими зодчими Бармой и Постником, храм превратил традиционную шатровую церковь в символ национального единства. В облике собора органично соединялись черты многобашенных деревянных церквей русского Севера и детали кирпичной архитектуры центра Руси.
В рисунке убранства башен заметно влияние архитектуры Возрождения, известной на Руси благодаря торговым связям с Венецией. Центральная церковь Покрова Богородицы окружена восемью башнями часовен с луковичными куполами. В 1588 году с северо-восточной стороны к собору пристроили придел, где был похоронен Василий Блаженный (почитаемый московский юродивый). Яркие, живописные луковицы куполов, богатые и красочные изразцовые украшения, придающие храму сказочную нарядность, появились в конце XVI-XVII веков.
Архитектура собора
- Центральная церковь . Вокруг центральной церкви возведены 4 предела с основанием в виде восьмигранника. Между ними по диагонали расположены четыре другие, меньшие по высоте башни.
- План . По главным осям высокой центральной церкви поднимаются восьмигранные приделы меньшей высоты; по ее диагоналям – четырехгранные и многогранные низкие башни. из этого простого и ясного плана выросла сложная скульптурная форма храма.
- Шатровая церковь . Ярусная композиция шатровой церкви напоминает традиционные деревянные храмы русского Севера.
- Символ объединения . Центральная церковь, окруженная приделами, символизирует объединяющую роль Москвы в формировании Русского государства.
- Луковичный купол . Точно не известно, откуда в христианской архитектуре появились главы в форме луковицы; возможно, определенные влияние оказала церковь Гроба Господня в Иерусалиме . Луковичный купол напоминает и детали мусульманской архитектуры, и восточнее мотивы .
- Рустованные колонны . Грубоватые кольца на угловых колоннах башни напоминают рустованные стены и колонны итальянского Возрождения.
- Разнообразие стилей . Романская аркада, готические щипцы и ренессансные мотивы в сочетании с крепостными бойницами и луковками куполов представляют впечатляющую смесь традиций Запада и Востока.
- Высокий постамент . Храм построен на склоне, спускающемся к Москве-реке, поэтому под него подведен высокий каменный подиум, который выравнивает площадку под заднием.
- Купола . В конец XVI века вместо шлемовидных глав появились нарядные луковичные купола. В середине XVII века многоцветное декоративное убранство в обилие деталей на краснокирпичных стенах полностью изменили облик храма, первоначально побеленного.
- Кокошники . Кокошники – это слепые арки, полукружия которых поднимаются ярусами, подчеркивая устремленность башен ввысь.
- Смолина Н.И. "Традиции симметрии в архитектуре" - М.: Стройиздат, 1990г.
- “Всеобщая история искусств” том II, книга первая “Искусство”, Москва, 1960
- "История русской архитектуры" под редакцией С.В. Безсонова Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.
- П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.
Источники:
Оригами
– древнее японское искусство, о котором в нашей стране активно заговорили в последние годы. Мастерством создавать различные фигурки из целых листов бумаги стремятся овладеть не только дети, но и взрослые. Для одних это невинная забава, для других – процесс творческого самовыражения. Например, для Сергея Тарасова
, 42-летнего учителя из села Тигрицкое (Минусинский район Красноярской области), модульное оригами – это призвание. Недавно он завершил макет Собора Василия Блаженного
, на это потребовалось более 10000 листов бумаги формата A4.
Удивительный макет одной был представлен на фестивале «Русь мастеровая», посвященном таланту русских учителей-ремесленников. Поражают размеры собора – в высоту он достигает 1,5 метров. На его создание Сергей Тарасов потратил год, изготовив 60 тысяч модульных частей, которые в последствии были соединены в единый ансамбль.
Сергей Тарасов увлекся созданием четыре года назад: первоначально он складывал из бумаги всевозможные фигурки животных (кроликов, петухов и даже фантастических драконов), позже перешел к более сложным формам - в его коллекции появились поезда и здания. Тогда же возникла идея создавать модульные оригами известных построек. Помимо Собора Василия Блаженного, в творческой копилке Сергея Тарасова есть макет Минусинского православного Свято-Спасского храма. Останавливаться на достигнутом художник не собирается, в планах у оригамиста создание макета Московского Кремля и Красной площади!
Кстати, Сергей Тарасов с удовольствием делится секретами своего мастерства с подрастающим поколением. Помимо уроков ИЗО, в школе он проводит факультатив под названием «Радуга мастеров», на котором учит детей не только складывать фигурки из листов бумаги, но и преподает азы плетения