Методики пренатального развития ребенка. Развитие ребенка до рождения Что делать, как воспитывать ребенка в утробе

Беременность – это физиологический процесс, при котором в матке развивается новый организм, возникший в результате оплодотворения. Беременность в среднем длится 40 недель (10 акушерских месяцев).

Во внутриутробном развитии ребенка различают два периода :

  1. Эмбриональный (до 8 недель беременности включительно). В это время зародыш называется эмбрионом и приобретает характерные для человека черты;
  2. Фетальный (с 9 недели и до самых родов). В это время зародыш называется плодом.

Рост ребенка, формирование его органов и систем идет закономерно в различные периоды внутриутробного развития, что подчинено генетическому коду, заложенному в половых клетках и закрепленному в процессе эволюции человека.

Развитие эмбриона в первый акушерский месяц (1-4 недели)

Первая неделя (1-7 дни)

Беременность начинается с момента оплодотворения - слияния зрелой мужской клетки (сперматозоида) и женской яйцеклетки. Этот процесс, как правило, происходит в ампулярном отделе маточной трубы. Через несколько часов оплодотворенная яйцеклетка начинает делиться в геометрической прогрессии и спускается по маточной трубе в полость матки (этот путь занимает до пяти дней).

В результате деления получается многоклеточный организм , который похож на ягоду ежевики (на латыни «морус»), отчего зародыш на этом этапе называют морулой . Приблизительно на 7 сутки происходит внедрение морулы в стенку матки (имплантация). Ворсинки внешних клеток зародыша соединяются с кровеносными сосудами матки, впоследствии из них образуется плацента. Другие наружные клетки морулы дают начало развития пуповины и оболочек. Из внутренних клеток через некоторое время будут развиваться различные ткани и органы плода.

Информация В момент имплантации у женщины могут быть небольшие кровянистые выделения из половых путей. Такие выделения являются физиологическими и не требуют лечения.

Вторая неделя (8-14 дни)

Наружные клетки морулы плотно врастают в слизистую оболочку матки. У зародыша начинается формирование пуповины, плаценты , а также нервной трубки , из которой впоследствии развивается нервная система плода.

Третья неделя (15-21 дни)

Третья неделя беременности является сложным и важным периодом . В это время начинают закладываться важные органы и системы плода: появляются зачатки дыхательной, пищеварительной, кровеносной, нервной и выделительной систем. На месте, где вскоре появится головка плода, формируется широкая пластинка, которая даст начало головному мозгу. На 21 день у ребенка начинает биться сердце.

Четвертая неделя (22-28 дни)

На этой неделе продолжается закладка органов плода . Уже присутствуют зачатки кишечника, печени, почек и легких. Сердце начинает работать более интенсивно и прокачивает через кровеносную систему все больше крови.

С начала четвертой недели у зародыша появляются складки туловища , и появляется зачаток позвоночника (хорда).

К 25 дню завершается формирование нервной трубки .

К концу недели (примерно 27-28 дни) формируются мышечная система, позвоночник , который разделяет эмбрион на две симметричные половины, и верхние и нижние конечности.

В этот период начинается формирование ямок на головке , которые впоследствии станут глазами плода.

Развитие эмбриона во второй акушерский месяц (5-8 недели)

Пятая неделя (29-35 дни)

В этот период эмбрион весит около 0.4 грамм , длина 1.5-2.5 мм.

Начинается формирование следующих органов и систем :

  1. Пищеварительная система : печень и поджелудочная железа;
  2. Дыхательная система : гортань, трахея, легкие;
  3. Кровеносная система ;
  4. Половая система : формируются предшественники половых клеток;
  5. Органы чувств : продолжается формирование глаз и внутреннего уха;
  6. Нервная система : начинается формирование отделов мозга.

В это время появляется слабозаметная пуповина . Продолжается формирование конечностей, появляются первые зачатки ногтей.

На лице сформированы верхняя губа и носовые полости .

Шестая неделя (36-42 дни)

Длина эмбриона в этот период составляет около 4-5 мм .

На шестой неделе начинается формирование плаценты . На таком сроке она только начинает функционировать, кровообращение между ней и эмбрионом еще не сформировано.

Продолжается формирование головного мозга и его отделов . На шестой неделе при выполнении энцефалограммы уже можно зафиксировать сигналы от мозга плода.

Начинается формирование мышц лица . Глаза плода уже более выражены и неприкрыты веками, которые только начинают формироваться.

В этом периоде начинают изменяться верхние конечности : они удлиняются и появляются зачатки кистей и пальцев. Нижние конечности пока остаются в зачаточном положении.

Происходят изменения важных органов :

  1. Сердце . Завершается деление на камеры: желудочки и предсердия;
  2. Мочевыводящая система . Сформировались первичные почки, начинается развитие мочеточников;
  3. Пищеварительная система . Начинается формирование отделов желудочно-кишечного тракта: желудка, тонкого и толстого кишечника. Печень и поджелудочная железа к этому периоду практически завершили свое развитие;

Седьмая неделя (43-49 дни)

Седьмая неделя знаменательна тем, что окончательно завершается формирование пуповины и устанавливается маточно-плацентарное кровообращение. Теперь дыхание и питание плода будет осуществляться за счет циркуляции крови по сосудам пуповины и плаценты.

Эмбрион согнут еще дугообразно, на тазовой части тела имеется маленький хвостик. Размер головы составляет не менее всей половины зародыша. Длина от темени до крестца к концу недели вырастает до 13-15 мм.

Продолжается развитие верхних конечностей . Пальцы видны достаточно отчетливо, но их разделение между собой еще не произошло. Ребенок начинает выполнять спонтанные движения руками на воздействие раздражителей.

Хорошо сформированы глазки , уже прикрытые веками, которые защищают их от пересыхания. Ребенок может открывать рот.

Происходит закладка носовой складки и носа , образуются по бокам от головы два парных возвышения, из которых начнут развиваться ушные раковины.

Продолжается интенсивное развитие головного мозга и его отделов.

Восьмая неделя (50-56 дни)

Тело эмбриона начинает выпрямляться, длина от темени до копчика составляет 15 мм в начале недели и 20-21 мм на 56 день .

Продолжается формирование важных органов и систем : пищеварительная система, сердце, легкие, мозг, мочевыделительная система, половая система (у мальчиков развиваются яички). Развиваются органы слуха.

К концу восьмой недели лицо ребенка становится привычным для человека : хорошо выражены глаза, прикрытые веками, нос, ушные раковины, заканчивается формирование губ.

Отмечается интенсивный рост головы, верхних и нижних коне чностей, развивается окостенение длинных костей рук и ног и черепа. Хорошо заметны пальцы, между ними уже отсутствует кожная перепонка.

Дополнительно Восьмой недель заканчивается эмбриональный период развития и начинается фетальный. Зародыш с этого времени называется плодом.

Развитие плода в третий акушерский месяц (9-12 недели)

Девятая неделя (57-63 дни)

В начале девятой недели копчиково-теменной размер плода составляет около 22 мм, к концу недели – 31 мм .

Происходит совершенствование сосудов плаценты , что улучшает маточно-плацентарный кровоток.

Продолжается развитие костно-мышечной системы . Начинается процесс окостенения, формируются суставы пальцев ног и рук. Плод начинает совершать активные движения, может сжимать пальцы. Головка опущена, подбородок тесно прижат к груди.

Происходят изменения в сердечно-сосудистой системе . Сердце совершает до 150 ударов в минуту и перекачивает кровь по своим кровеносным сосудам. Состав крови еще очень отличается от крови взрослого человека: она состоит только из эритроцитов.

Продолжается дальнейший рост и развитие головного мозга, формируются структуры мозжечка.

Интенсивно развиваются органы эндокринной системы , в частности, надпочечники, вырабатывающие важные гормоны.

Совершенствуется хрящевая ткань : ушные раковины, хрящи гортани, идет образование голосовых связок.

Десятая неделя (64-70 дни)

К концу десятой недели длина плода от копчика до темени составляет 35-40 мм.

Начинают развиваться ягодицы , пропадает имеющийся раньше хвостик. Плод находится в матке достаточно в свободном положении в полусогнутом состоянии.

Продолжается развитие нервной системы . Теперь плод выполняет не только хаотичные движения, но и рефлекторные в ответ на раздражитель. При случайном прикосновении к стенкам матки ребенок совершает движения в ответ: поворачивает голову, сгибает или разгибает руки и ноги, отталкивается в сторону. Размеры плода еще очень малы, и женщина пока не может ощущать эти шевеления.

Формируется сосательный рефлекс , ребенок начинает рефлекторные движения губами.

Завершается развитие диафрагмы , которая будет принимать активное участие в дыхании.

Одиннадцатая неделя (71-77 дни)

К концу этой недели копчиково-теменной размер плода увеличивается до 4-5 см.

Тело плода остается непропорциональным : мелкое туловище, большие размеры головы, длинные руки и короткие ноги, согнутые во всех суставах и прижатые к животу.

Плацента уже достигла достаточного развития и справляется со своими функциями: обеспечивает поступление к плоду кислорода и питательных веществ и выводит углекислый газ и продукты обмена.

Происходит дальнейшее формирование глаз плода : в это время развивается радужная оболочка, которая в дальнейшем будет определять цвет глаз. Глаза развиты хорошо, полуприкрыты веками или широко открыты.

Двенадцатая неделя (78-84 дни)

Копчиково-теменной размер плода составляет 50-60 мм.

Отчетливо идет развитие половых органов по женскому или мужскому типу.

Происходит дальнейшее совершенствование пищеварительной системы. Кишечник вытягивается в длину и укладывается петлями, как у взрослого человека. Начинается его периодические сокращения – перистальтика. Плод начинает совершать глотательные движения, заглатывая околоплодные воды.

Продолжается развитие и совершенствование нервной системы плода . Головной мозг имеет маленькие размеры, но точно повторяет все структуры мозга взрослого человека. Хорошо развиты большие полушария и другие отделы. Совершенствуются рефлекторные движения: плод может сжимать и разжимать пальцы в кулак, захватывает большой палец и активно его сосет.

В крови плода уже присутствуют не только эритроциты, но и начинается выработка белых кровяных клеток – лейкоцитов.

В это время у ребенка начинают регистрироваться единичные дыхательные движения. До рождения плод не может дышать, его легкие не функционируют, однако он совершает ритмичные движения грудной клетки, имитируя дыхание.

К концу недели у плода появляются брови и ресницы, хорошо заметна шея.

Развитие плода на четвертом акушерском месяце (13-16 недели)

13 неделя (85-91 дни)

Копчиково-теменной размер к концу недели составляет 70-75 мм. Начинают изменяться пропорции тела: удлиняются верхние и нижние конечности и туловище, размеры головы уже не такие большие по отношению к туловищу.

Продолжается совершенствование пищеварительной и нервной систем. Начинают появляться зародыши молочных зубов под верхней и нижней челюстями.

Лицо полностью сформировано , отчетливо видны ушные раковины, нос и глаза (полностью сомкнуты веками).

14 неделя (92-98 дни)

Копчиково-теменной размер к концу четырнадцатой недели увеличивается до 8-9 см . Продолжают изменяться пропорции тела до более привычным. На лице хорошо очерчены лоб, нос, появляются щеки и подбородок. На голове появляются первые волосы (очень тонкие и бесцветные). Поверхность тела покрывается пушковыми волосками, которые удерживают смазку кожи и тем самым выполняют защитные функции.

Совершенствуется костно-мышечная система плода . Кости становятся более прочными. Усиливается двигательная активность: плод может переворачиваться, изгибаться, совершать плавательные движения.

Завершается развитие почек, мочевого пузыря и мочеточников . Почки начинают выделять мочу, которая смешивается с околоплодными водами.

: начинают работать клетки поджелудочной железы, вырабатывая инсулин, и клетки гипофиза.

Появляются изменения половых органов . У мальчиков формируется предстательная железа, у девочек происходит миграция яичников в полость таза. На четырнадцатой неделе при хорошем чувствительном аппарате УЗИ уже можно определить пол ребенка.

Пятнадцатая неделя (99-105 дни)

Копчиково-теменной размер плода составляет около 10 см, вес плода – 70-75 грамм. Голова по-прежнему остается достаточно большой, но рост рук, ног и туловища начинает ее опережать.

Совершенствуется кровеносная система . У ребенка на четвертом месяце уже можно определить группу крови и резус-фактор. Растут в длину кровеносные сосуды (вены, артерии, капилляры), укрепляются их стенки.

Начинается выработка первородного кала (мекония). Это связано с заглатыванием околоплодных вод, которые попадают в желудок, затем в кишечник и наполняют его.

Полностью сформированы пальцы рук и ног , на них появляется индивидуальный рисунок.

Шестнадцатая неделя (106-112 дни)

Вес плода увеличивается до 100 грамм, копчиково-теменной размер – до 12 см.

К концу шестнадцатой недели плод уже полностью сформирован , у него есть все органы и системы. Активно работают почки, каждый час в околоплодные воды выделяется небольшое количество мочи.

Кожа плода очень тонкая , подкожная жировая клетчатка практически отсутствует, поэтому через кожу просвечивают кровеносные сосуды. Кожа выглядит ярко-красной, покрыта пушковыми волосками и смазкой. Хорошо выражены брови и ресницы. Сформированы ногти, но они покрывают только край ногтевой фаланги.

Формируются мимические мышцы , и плод начинает «гримасничать»: наблюдаются нахмуривание бровей, подобие улыбки.

Развитие плода на пятом акушерском месяце (17-20 недели)

Семнадцатая неделя (113-119 дни)

Масса плода составляет 120-150 грамм, копчиково-теменной размер – 14-15 см.

Кожа остается очень тонкой , но под ней начинает развиваться подкожная жировая клетчатка. Продолжается развитие молочных зубов, которые покрываются дентином. Под ними начинают формироваться зародыши постоянных зубов.

Появляется реакция на звуковые раздражители . С этой недели можно точно сказать, что ребенок начал слышать. При появлении сильных резких звуков плод начинает активно шевелиться.

Меняется положение плода . Головка поднята и находится практически в вертикальном положении. Руки согнуты в локтевых суставах, пальцы практически все время сжаты в кулак. Периодически ребенок начинает сосать большой палец руки.

Становится отчетливым сердцебиение . С этого времени доктор может выслушать его при помощи стетоскопа.

Восемнадцатая неделя (120-126 дни)

Вес ребенка составляет около 200 грамм, длина – до 20 см .

Начинается формирование режима сна и бодрствования . Большую часть времени плод спит, движения на это время прекращаются.

В это время женщина может уже начать ощущать шевеление ребенка, особенно при повторных беременностях. Первые шевеления ощущаются как нежные толчки. Более активные движения женщина может чувствовать при волнении, стрессах, что отражается на эмоциональном состоянии ребенка. На таком сроке нормой является около десяти эпизодов шевеления плода в сутки.

Девятнадцатая неделя (127-133 дни)

Масса ребенка увеличивается до 250-300 грамм, длина тела – до 22-23 см. Изменяются пропорции тела: головка отстает в росте от туловища, начинают удлиняться руки и ноги.

Шевеления становятся более частыми и ощутимыми . Их могут почувствовать не только сама женщина, но и другие люди, прикладывая руку к животу. Первобеременные в это время могут только начинать ощущать шевеления.

Совершенствуется эндокринная система : активно функционируют поджелудочная железа, гипофиз, надпочечники, половые железы, щитовидная и паращитовидные железы.

Изменился состав крови : кроме эритроцитов и лейкоцитов, в крови находятся моноциты и лимфоциты. Селезенка начинает принимать участие в кроветворении.

Двадцатая неделя (134-140 дни)

Длина тела увеличивается до 23-25 см, масса – до 340 грамм.

Кожа плода по-прежнему остается тонкой , покрыта защитной смазкой и пушковыми волосками, которые могут сохраняться до самых родов. Интенсивно развивается подкожная жировая клетчатка.

Хорошо сформированы глаза , в двадцать недель начинает появляться рефлекс моргания.

Улучшена координация движения : ребенок уверенно подносит палец ко рту и начинает его сосать. Выражена мимика лица: плод может зажмуриваться, улыбаться, хмурить брови.

На этой недель шевеления ощущают уже все женщины , независимо от количества беременностей. Активность движений меняется в течение дня. При появлении раздражителей (громкие звуки, душное помещение) ребенок начинает шевелиться очень бурно и активно.

Развитие плода на шестом акушерском месяце (21-24 недели)

Двадцать первая неделя (141-147 дни)

Масса тела вырастает до 380 грамм, длина плода – до 27 см .

Слой подкожной клетчатки увеличивается . Кожа плода морщинистая, с множеством складок.

Шевеления плода становятся все более активными и ощутимыми. Плод свободно перемещается в полости матки: ложится вниз головой или ягодицами, поперек матки. Может тягать пуповину, отталкиваться руками и ногами от стенок матки.

Изменяется режим сна и бодрствования . Сейчас плод меньше проводит времени во сне (16-20 часов).

Двадцать вторая неделя (148-154 дни)

На 22 неделе размеры плода увеличиваются до 28 см, вес – до 450-500 грамм. Размеры головки становятся пропорциональны туловищу и конечностям. Ноги практически все время находятся в согнутом состоянии.

Полностью сформирован позвоночник плода : он имеет все позвонки, связки и суставы. Продолжается процесс укрепления костей.

Совершенствуется нервная система плода : головной мозг содержит уже все нервные клетки (нейроны) и имеет массу около 100 грамм. Ребенок начинает интересоваться своим телом: ощупывает свое лицо, руки, ноги, наклоняет голову, подносит пальцы ко рту.

Существенно увеличиваются размеры сердца , совершенствуются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы.

Двадцать третья неделя (155-161 дни)

Длина тела плода составляет 28-30 см, масса – около 500 грамм . В коже начинает синтезироваться пигмент, в результате кожа приобретает ярко-красный цвет. Подкожная жировая клетчатка еще достаточно тонкая, в результате ребенок выглядит очень худым и сморщенным. Смазка покрывает всю кожу, более обильно находится в складках тела (локтевые, подмышечные, паховые и др. складки).

Продолжается развитие внутренних половых органов : у мальчиков – мошонка, у девочек – яичники.

Увеличивается частота дыхательных движений до 50-60 раз в минуту.

По-прежнему хорошо развит глотательный рефлекс : ребенок постоянно заглатывает околоплодные воды с частичками защитной смазки кожи. Жидкая часть околоплодных вод всасывается в кровь, в кишечнике остается густое вещество зелено-черного цвета (меконий). В норме кишечник не должен опорожняться до рождения ребенка. Иногда заглатывание вод вызывает у плода икоту, женщина может ощущать ее в виде ритмичных движений в течение нескольких минут.

Двадцать четвертая неделя (162-168 дни)

К концу этой недели масса плода увеличивается до 600 грамм, длина тела – до 30-32 см.

Шевеления становятся все более сильными и четкими . Плода занимает практически все место в матке, но может еще менять положение и переворачиваться. Усиленно растут мышцы.

Ребенок к концу шестого месяца имеет хорошо развитые органы чувств. Начинает функционировать зрение. Если на живот женщины попадает яркий свет, плод начинает отворачиваться, крепко зажмуривает веки. Хорошо развит слух. Плод определяет для себя приятные и неприятные звуки и по-разному на них реагирует. При приятных звуках ребенок ведет себя спокойно, его движения становятся спокойными и размеренными. При неприятных звуках начинает замирать или, наоборот, очень активно двигается.

Между матерью и ребенком устанавливается эмоциональная связь . Если женщина испытывает негативные эмоции (страх, тревога, тоска), ребенок начинает испытывать подобные чувства.

Развитие плода на седьмом акушерском месяце (25-28 недели)

Двадцать пятая неделя (169-175 дни)

Длина плода составляет 30-34 см, масса тела увеличивается до 650-700 грамм. Кожа становится упругой, уменьшается количество и выраженность складок за счет накопления подкожной жировой клетчатки. Кожа остается тонкой с большим количеством капилляров, придающих ей красную окраску.

Лицо имеет привычный для человека вид : хорошо выражены глаза, веки, брови, ресницы, щеки, ушные раковины. Хрящи ушей остаются еще тонкими и мягкими, не до конца сформированы их изгибы и завитки.

Интенсивно развивается костный мозг , который берет на себя основную роль в кроветворении. Продолжается укрепление костей плода.

Происходят важные процессы в созревании легких : формируются мелкие элементы легочной ткани (альвеолы). До рождения ребенка они находятся без воздуха и напоминают спущенные шарики, которые расправляются только после первого крика новорожденного. С 25 недели альвеолы начинают вырабатывать особое вещество (сурфактант), необходимое для поддержания их формы.

Двадцать шестая неделя (176-182 дни)

Длина плода составляет около 35 см, вес увеличивается до 750-760 грамм. Продолжается рост мышечной ткани и подкожной жировой клетчатки. Укрепляются кости, и продолжается развитие постоянных зубов.

Продолжается формирование половых органов . У мальчиков начинают опускаться яички в мошонку (процесс длится 3-4 недели). У девочек завершается формирование наружных половых органов и влагалища.

Совершенствуются органы чувств . У ребенка появляется ощущение запахов (обоняние).

Двадцать седьмая неделя (183-189 дни)

Вес увеличивается до 850 грамм, длина тела – до 37 см.

Активно функционируют органы эндокринной системы , в частности, поджелудочная железа, гипофиз и щитовидная железа.

Плод достаточно активен , совершает свободно различные перемещения внутри матки.

С двадцать седьмой недели у ребенка начинает формироваться индивидуальный обмен веществ.

Двадцать восьмая неделя (190-196 дни)

Вес ребенка увеличивается до 950 грамм, длина тела – 38 см.

К этому возрасту плод становится практически жизнеспособным . При отсутствии патологии органов, ребенок при хорошем уходе и лечении может выжить.

Подкожная жировая клетчатка продолжает накапливаться . Кожа по-прежнему имеют красную окраску, пушковые волосы начинают постепенно выпадать, сохраняясь лишь на спине и плечах. Более темными становятся брови, ресницы, волосы на голове. Ребенок начинает часто открывать глаза. Хрящи носа и ушей остаются мягкими. Ногти еще не доходят до края ногтевой фаланги.

На этой неделе начинает более активно функционировать одно из полушарий головного мозга. Если активным становится правое полушарие, то ребенок становится левшой, если левое – то развивается праворукость.

Развитие плода на восьмом месяце (29-32 недели)

Двадцать девятая неделя (197-203 дни)

Вес плода составляет около 1200 грамм, рост увеличивается до 39 см.

Ребенок уже достаточно вырос и занимает практически все место в матке. Движения становятся не настолько хаотичными. Шевеления проявляются в виде периодических толчков ногами и руками. Плод начинает занимать определенно положение в матке: головкой или ягодицами вниз.

Продолжают совершенствоваться все системы органов . Почки выделяют уже до 500 мл мочи в сутки. Увеличивается нагрузка сердечно-сосудистой системы. Кровообращение плода еще значительно отличается от кровообращения новорожденного.

Тридцатая неделя (204-210 дни)

Масса тела увеличивается до 1300-1350 грамм, рост остается примерно тем же – около 38-39 см.

Постоянно накапливается подкожная жировая клетчатка, расправляются кожные складки. Ребенок приспосабливается к недостатку места и принимает определенное положение: сворачивается, руки и ноги скрещиваются. Кожа до сих пор имеет яркую окраску, количество смазки и пушковых волос уменьшается.

Продолжается развитие альвеол и выработка сурфактанта . Легкие готовятся к рождению ребенка и началу дыхания.

Продолжается развитие головного мозга , увеличивается число извилин и площадь коры.

Тридцать первая неделя (211-217 дни)

Вес ребенка составляет около 1500-1700 грамм, рост увеличивается до 40 см.

У ребенка меняется режим сна и бодрствования . Сон по-прежнему занимает продолжительное время, в это время отсутствует двигательная активность плода. Во время бодрствования ребенок активно двигается и толкается.

Полностью сформированы глаза . Во время сна ребенок закрывает глаза, во время бодрствования глаза открыты, периодически ребенок моргает. Цвет радужки у всех детей одинаковый (голубого цвета), затем после рождения начинает меняться. Плод реагирует на яркий свет сужением или расширением зрачка.

Увеличивается размер головного мозга . Сейчас его объем составляет около 25 % от объема мозга взрослого человека.

Тридцать вторая неделя (218-224 дни)

Рост ребенка составляет около 42 см, вес – 1700-1800 грамм.

Продолжается накопление подкожной жировой клетчатки , в связи с чем, кожа становится более светлой, на ней практически не остается складок.

Совершенствуются внутренние органы : органы эндокринной системы интенсивно секретируют гормоны, в легких накапливается сурфактант.

Плод вырабатывает специальный гормон , который способствует образованию в организме матери эстрогена, в результате молочные железы начинают готовиться к выработке молока.

Развитие плода на девятом месяце (33-36 недели)

Тридцать третья неделя (225-231 дни)

Вес плода возрастает до 1900-2000 грамм, рост составляет около 43-44 см.

Кожа становится все более светлой и гладкой , слой жировой клетчатки возрастает. Пушковые волосы все более вытираются, слой защитной смазки, напротив, увеличивается. Ногти дорастают до края ногтевой фаланги.

Ребенку становится все теснее в полости матки, поэтому его движения становятся более редкими, но сильными. Закрепляется положение плода (головкой или ягодицами вниз), вероятность того, что ребенок перевернется после этого срока, крайне мала.

Все более совершенствуется работа внутренних органов : увеличивается масса сердца, практически завершено формирование альвеол, повышается тонус кровеносных сосудов, полностью сформирован головной мозг.

Тридцать четвертая неделя (232-238 дни)

Вес ребенка колеблется от 2000 до 2500 грамм, рост около 44-45 см.

Ребенок занимает теперь в матке устойчивое положение . Кости черепа мягкие и подвижные благодаря родничкам, которые могут закрыться только через несколько месяцев после родов.

Интенсивно растут волосы на голове и принимают определенную окраску. Однако цвет волос после родов может поменяться.

Отмечается интенсивное укрепление костей , в связи с этим плод начинает забирать кальций из организма матери (женщина в это время может отмечать появление судорог).

Ребенок постоянно заглатывает околоплодные воды , тем самым стимулирует желудочно-кишечного тракта и работу почек, которые выделяют не менее 600 мл прозрачной мочи в сутки.

Тридцать пятая неделя (239-245 дни)

Каждый день ребенок прибавляет по 25-35 грамм. Вес в таком сроке может сильно варьировать и к кону недели составляет 2200-2700 грамм. Рост увеличивается до 46 см.

Все внутренние органы ребенка продолжают совершенствоваться , подготавливая организм к предстоящему внеутробному существованию.

Интенсивно откладывается жировая клетчатка , ребенок становится более упитанным. Количество пушковых волос очень уменьшено. Ногти уже достигли кончиков ногтевых фаланг.

В кишечнике плода скопилось уже достаточное количество мекония , который в норме должен отходить через 6-7 часов после родов.

Тридцать шестая неделя (246-252 дни)

Вес ребенка очень различается и может составлять от 2000 до 3000 грамм, рост – в пределах 46-48 см

У плода уже есть хорошо развитая подкожная жировая клетчатка , цвет кожи становится светлым, исчезают полностью морщинки и складки.

Ребенок занимает определенное положение в матке : чаще он лежит вниз головой (реже, ножками или ягодицами, в некоторых случаях, поперечно), голова согнута, подбородок прижат к груди, руки и ноги прижаты к телу.

Кости черепа , в отличие от других костей, остаются мягкими, со щелями (родничками), что позволит головке ребенка быть более податливой при прохождении через родовые пути.

Все органы и системы полностью развиты для существования ребенка вне утробы матери.

Развитие плода на десятом акушерском месяце

Тридцать седьмая неделя (254-259 дни)

Рост ребенка увеличивается до 48-49 см, масса может значительно колебаться. Кожа стала светлой и более толстой, жировая прослойка каждый день увеличивается на 14-15 грамм в сутки.

Хрящи носа и ушных раковин становятся более плотные и упругие.

Полностью сформированы и зрелы легкие , альвеолы содержат необходимое количество сурфактанта для дыхания новорожденного.

Закончилось созревание пищеварительной системы : в желудке и кишечнике происходят сокращения, необходимые для проталкивания пищи (перистальтика).

Тридцать восьмая неделя (260-266 дни)

Вес и рост ребенка сильно варьируют .

Плод является полностью зрелым и готов к рождению . Внешне ребенок выглядит как доношенный новорожденный. Кожа светлая, жировая клетчатка достаточно развита, пушковые волосы практически отсутствуют.

Тридцать девятая неделя (267-273 дни)

Как правило, за две недели до родов плод начинает опускаться , прижимаясь к костям таза. Ребенок уже достиг полной зрелости. Плацента начинает постепенно состариваться и в ней ухудшаются обменные процессы.

Масса плода значительно увеличивается (по 30-35 грамм в сутки). Полностью меняются пропорции тела: хорошо развиты грудная клетка и плечевой пояс, округлый живот, длинные конечности.

Хорошо развиты органы чувств : ребенок улавливает все звуки, видит яркие цвета, может фокусировать зрение, развиты вкусовые рецепторы.

Сороковая неделя (274-280 дни)

Все показатели развития плода соответствуют новоро жденному. Ребенок полностью готов к родам. Масса может значительно колебаться: от 250 до 4000 и выше грамм.

Матка начинает периодически сокращаться (), что проявляется ноющими болями внизу живота. Шейка приоткрывается, и головка плода теснее прижимается к полости таза.

Кости черепа по-прежнему мягкие и податливые , что позволяет головке ребенка изменять форму и легче проходить родовые пути.

Развитие плода по неделям беременности - Видео

Мария Соколова


Время на чтение: 11 минут

А А

О необходимости воспитания малыша «с пеленок» знает каждый родитель. Пока ребенок лежит «поперек лавки», у мамы с папой имеются все возможности – привить чаду нужные навыки, любовь к искусству, правила поведения в обществе. Но вот о воспитании чада в утробе задумываются далеко не все. Хотя учеными уже давно доказано, что дородовое воспитание – важный и нужный этап развития крохи.

Есть ли в этом смысл, и как воспитывать малыша во время беременности ?

3-й месяц беременности: воспитание под музыку Вивальди

На данном этапе будущий малыш уже приобретает человеческий облик, активно развивается спинной и головной мозг, органы чувств, сердечко, вкусовые рецепторы и половые органы. Уже сформировались пуповина с плацентой. Будущий кроха способен ощущать прикосновения родителей к животу , при громких звуках его сердечко бьется сильнее, глаза реагируют на свет, уши – на звуки.

Что могут родители?

  • Сейчас важно «наладить контакт» с малышом, и сделать это легче всего через музыку. Согласно исследованиям, классика является лучшим вариантом – она более других нравится малышам в утробе, а Вивальди и Моцарт «полезны» для активного развития мозга и формирования нервной системы.
  • Что касается рок-музыки и более тяжелых жанров – они приводят ребенка в возбуждение и даже вызывают страх. Классическая музыка и народные колыбельные действуют успокаивающе, убаюкивая . Родившись, малыш будет легко засыпать (и днем, и по ночам) под уже знакомую мелодию. Принесет пользу и музыка «релакс» — звуки моря, леса и пр.
  • Не менее важны в этот период личные отношения супругов. Все конфликты и недопонимания отразятся после рождения малыша на его характере. Поэтому бережные, теплые отношения и забота друг о друге сейчас – самое важное.
  • Никаких негативных мыслей! Ребенок начинает накапливать информацию, и задача мамы – уберечь кроху от любого негатива. Все мамины страхи могут перейти «по наследству» к ребенку, все пережитые мамой отрицательные эмоции отложатся в его подсознании. Не говоря о том, что любой мамин стресс отражается на малыше гипоксией (нехваткой кислорода).
  • Пойте своему крохе. Голос мамы – лучший в мире. Успокоит, убаюкает, подарит ощущение защищенности. И читайте сказки – добрые и красивые. А если они будут на других языках – еще лучше (изучение языков при такой «подготовке» не будет для малыша проблемой).

Спорт и активный образ жизни на 4 месяце беременности

Ваш кроха уже совершает первые движения, формируются ушные раковины и пальчики. Голова растет, все органы и системы активно развиваются, появляются зачатки зубов. 4-й месяц – время «закладывать фундамент». Будущий характер чада, способности интеллекта и даже ленивость формируются, по мнению специалистов, именно сейчас.

Что могут родители?

  • Маме не следует запираться в квартире и дрожать за каждый свой шаг (если только это не рекомендовано врачом) – ведите активную жизнь, встречайтесь с друзьями, совершайте регулярные пешие прогулки.
  • Не ленитесь вставать по утрам, не сбивайте режим дня. Привыкая смотреть по ночам романтические комедии (например) и трескать сладенькое, вы рискуете снабдить данной привычкой своего малыша.
  • Не исключайте из своей жизни спорт. Конечно, прыгать с парашютом, летать на тарзанке и покорять вершины не следует, но легкие виды спорта не просто не противопоказаны, но и рекомендованы. На крайний случай, всегда остаются такие варианты, как , специальная физкультура, йога для беременных.
  • Помните о здоровом питании. Придерживаясь правильного отношения к пище, вы формируете вкусы будущего крохи. Читайте также: .

Отцы и дети на 5 месяце внутриутробной жизни малыша

Малыш двигается уже весьма интенсивно, его рост более 20 см, начинают расти волосики на макушке, появляются ресницы и брови. Этот период важен для формирования тесной связи крохи с его отцом .

Что может папа?

  • Конечно, общаться с чадом так же тесно как будущая мама, папа не сможет. Но время на общение с малышом нужно находить обязательно. Гладьте животик супруги, читайте крохе сказки, разговаривайте с ним, не забывайте пожелать доброй ночи и поцеловать с утра перед уходом на работу. Ваше участие в жизни малыша до родов – залог будущих близких и тесных отношений с ребенком.
  • Если супруга нервничает, плачет или злится, успокойте малыша – тем самым вы сглаживаете воздействие негативных эмоций на психику будущего крохи. А заодно и маму учите контролировать свои эмоции.
  • Не стесняйтесь супруги и родственников – пойте ребенку колыбельные. Низкочастотный голос папы, согласно исследованиям, благоприятно сказывается не только на развитии психики чада, но и на развитии его репродуктивной системы.
  • Дети, с которыми общались до родов и мама, и папа, легче переносят роды, а их интеллект развивается быстрее , чем у сверстников.
  • Запомнив в утробе ласковый голос и тембр папы, новорожденный будет так же спокойно засыпать с отцом , как на руках у мамы.

Развиваем у будущего малыша тягу к прекрасному на 6 месяце жизни в утробе

Рост малыша уже 33 см, весит он около 800 г, на руках и ногах уже различимы пальчики. Глазки открываются и чутко реагируют на свет. В ситуации преждевременных родов малыш (при соответствующей интенсивной медпомощи) способен выжить .

Как говорят специалисты, на этом этапе оказывается влияние на обретение дурного/хорошего вкуса и даже на внешние данные . Что касается внешности – это факт не доказанный, а вот привить малышу правильный вкус мама очень даже может.

Что делать, как воспитывать ребенка в утробе?

  • Все внимание на искусство ! Просвещаемся, отдыхаем с пользой, наслаждаемся красотой природы и искусством.
  • Смотрите добрые позитивные фильмы и читайте классическую литературу (лучше вслух).
  • Отправляйтесь на интересную выставку, в галерею, в музей или в театр . Желательно, вместе с супругом.
  • Займитесь творчеством и арт-терапией . Рисуйте так, как умеете, не стесняясь, вкладывая всю свою любовь к малышу в картины.
  • Учитесь танцевать, вязать крючком или делать украшения . Творчество, которое приносит удовольствие маме – это польза для психики и развития малыша.

Учим малыша расслабляться на 7 месяц беременности

Ваш кроха уже не только реагирует на звуки и свет, но и спит, бодрствует, отличает кислое от сладкого, помнит голоса папы с мамой и сосет большой палец . В этот период для мамы важно наладить тесный контакт с малышом.

  • Освойте одну из техник расслабления – йога, медитация и пр.
  • Регулярно отвлекайтесь от суеты и, включив приятную музыку, расслабляйтесь и настраивайтесь на «одну волну» с ребенком.
  • Поглаживайте животик , сочиняйте сказки вслух, читайте по памяти детские стихи.
  • Помните, что ваш «релакс» во время беременности – это устойчивая психика малыша в будущем , высокий иммунитет, легкая переносимость стрессов и спокойный сон.
  • Используйте световые и тактильные «игры». Касайтесь живота, играйте с пяточками малыша, ждите, пока он откликнется в ответ на прикосновение. С помощью папы и фонарика можно играть с крохой в «светло/темно», направляя луч на живот.

Общаемся с малышом и учим радоваться жизни на 8 месяце внутри утробы

Малыш уже отлично видит и слышит . За исключением легких, хорошо развиты все системы. Интенсивно развивается мозг. Чем больше сейчас позитива в жизни мамы, тем активнее развивается малыш, тем крепче его здоровье и психика.

  • Используйте все возможности для получения положительных эмоций. Отправляйтесь на массаж или в салон красоты, используйте арома- и цветотерапию, окружайте себя только хорошими людьми и красивыми вещами.
  • Ваш малыш уже знает вашу реакцию на стрессовые факторы и положительные моменты . Если вы научитесь быстро справляться со стрессами, и ваше учащенное сердцебиение в этот момент будет кратковременным, кроха запомнит вашу реакцию и после рождения порадует вас эмоциональной устойчивостью.
  • Малыш впитывает сейчас информацию на клеточном уровне. Объясняя ему все, что происходит, успокаивая, подавляя в себе отрицательные эмоции, вы программируете характер сильного и волевого человека.

Готовим малыша к встрече с миром на 9 месяце беременности

Ваш карапуз вот-вот появится на свет. Уже полностью сформированы все органы, практически нет места для движения малыша, он набирается сил для выхода «в свет» , и ваша задача – всецело ему в этом помочь.

Развитие малыша до рождения

Душа не может появиться вдруг, в момент родов.

Хуго Юнг

Что и когда начинает чувствовать плод в утробе матери? Отражается ли это на развитии новорожденного, на его взаи­моотношениях с родителями? Разные ученые в свое время по-разному отвечали на этот вопрос. Зигмунд Фрейд предполо­жил, что, находясь в утробе матери, плод испытывает ужас. Сильвия Санти описывает отношение беременной и плода как попытки взаимного уничтожения. Противоположной точки зрения придерживается Станислав Гроф, утверждающий, что внутриутробный период - самый счастливый, безмятежный в жизни человека. Исследования последнего десятилетия также подтверждают, что при нормально протекающей беременности будущему ребенку хорошо в животе у мамы. Японские ученые записали на магнитофон все внутриутробные звуки, и оказа­лось, что прослушивание этих звуков новорожденными мла­денцами сопровождалось появлением на лицах детишек поло­жительных эмоций. Если бы внутриутробные звуки не ассо­циировались у них с приятными воспоминаниями, этого бы не случилось.

В глубинах подсознания каждого человека дремлют воспо­минания, восходящие ко времени блаженства в уютном полу­мраке маминого животика. Еще задолго до того, как сформи­руется мозг и нервная система ребенка, он едва ли не с первых часов после зачатия обладает необъяснимой способностью за­печатлевать физическое, психологическое и эмоциональное состояние мамы. Так, воспитанный в любви и ласке, ребенок каким-то неведомым образом догадывается, что был нежелан­ным, и это воспоминание может наложить отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Получение информации об окружаю­щей мире, эмоциональные реакции на изменения в нем - пред­посылка сложнейшей психической деятельности будущего че­ловека.

Ребенок - хранитель тайны бытия, он близок к пред­кам… Известно выражение из Торы: «Когда ребенок рождается. Бог накладывает печать на его уста».

Младенец в матке может пережить эмоциональный шок, при­ступ тревоги, вспышку ненависти или агрессии, подавленность, сексуальное возбуждение или, наоборот, чувство релаксации, удовлетворения, счастья, любви. Плод разделяет эмоциональное состояние матери благодаря связи через гормональную систе­му, а также получает информацию об эмоциональном состоя­нии матери через такие сигналы, как тактильное давление, ко­торое является индикатором напряженности, специфические пищеварительные звуки, вокальные интонации или внешние звуки и голоса. Каждый плод развивает собственную модель деятельности, и специалисты, которые проводят ультаразвуковое исследование, подтверждают уникальность каждого буду­щего ребенка, его отличную от других индивидуальность.

Образ жизни будущих мамы и папы должен быть проник­нут уважением к способностям еще не родившегося ребенка. Перед каждой парой стоит задача создать благоприятное ок­ружение для своего ребенка, и нужно сделать это, основыва­ясь не только на научных знаниях, но и на собственном инту­итивном понимании, что это правильно. Такая забота должна начаться еще внутри утробы. Ребенок созревает не только от правильного питания и питья. На него влияет общее состоя­ние мамы, качество ее мыслей, чувств и ее активность. Все, что делают родители, чтобы стимулировать себя, стимулирует и ребенка. Любая мамина активность, будь то танцы, йога, плавание или занятия любовью, влияет на развитие его осяза­ния и чувства равновесия. Речь, пение, повторные и ритмич­ные звуки стимулируют слух и речевые способности. Откры­вая живот прямому свету, особенно свету солнца, мать стиму­лирует развитие зрения у ребенка.

Уже в утробе матери человек проходит свою первую школу принятия и любви или отвержения и ненависти. От того, что пришлось ему испытать, во многом зависит его будущее. Если женщина вынашивает ребенка вопреки желанию мужа или других родственников, то ребенок будет чувствовать в утробе их недоброжелательное отношение и потом станет испытывать неприязнь к этим людям. Будучи в утробе, ребенок безоши­бочно определяет истинное отношение к себе и к своей мате­ри того или иного человека. Так происходит потому, что он воспринимает прежде всего биополе другого человека, которое соответствует реальной духовной, нравственной и психо­логической сущности человека вообще и применительно к дан­ной ситуации общения с его матерью в частности.

Отрицательное отношение к ребенку родных беременной женщины, как и ее самой, вызывает у него мощную психоло­гическую закомплексованность и сильную подсознательную неуверенность в себе и в своих силах.

Ранние переживания - это своеобразный фон, который либо поддерживает человека, либо препятствует ему. Позитивный ран­ний опыт может способствовать возникновению интереса и оп­тимистического отношения к жизни, что подтверждают наблю­дения за детьми, матери которых были достаточно уравнове­шенны в течение беременности и у которых было сформировано положительное эмоциональное отношение к ребенку еще до рождения. Положительный и успешный опыт рождения являет­ся основой активности в критических жизненных ситуациях, в то время как трудности рождения могут подавлять эту актив­ность. Однако благоприятные послеродовые условия жизни по­зволяют преодолеть внутриутробные травмы.

Психолог С. Гроф в ходе своей работы с пациентами и на­блюдений выделил четыре этапа психологического развития человека до рождения и в процессе родов. Эти этапы получи­ли название «базовых перинатальных матриц» (Подробнее об этом вы можете прочитать: Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: Ин-т психотерапии, 2001.).

Первая перинатальная матрица - внутриутробная жизнь. Этот этап еще называют «матрицей любви». Мама и ребенок составляют единое целое. Ребенок, соединенный с материнским организмом общим кровотоком, чутко реагирует на малейшие изменения как физического, так и эмоциональ­ного состояния мамы. Через пуповину к нему поступают пи­тательные вещества, эмоциональное состояние мамы влияет на уровень гормонов, что незамедлительно сказывается на со­стоянии ребенка. Оказывают влияние и внешние факторы: зву­ки, изменения температуры, излучение, механические воздей­ствия.

На этом этапе матка - это вселенная малыша. И для каж­дого ребенка эта вселенная уникальна и неповторима. Она может быть дружественной к своему маленькому обитателю, доброй и ласковой. И тогда малыш пребывает в состоянии рай­ского блаженства, он чувствует себя защищенным, спокойным и умиротворенным. Глядя на новорожденного младенца, все­гда можно догадаться, насколько хорошо ему было в его пер­вом «домике»:

Психические переживания мамы во время беременности сказываются на состоянии мышечного тонуса ребенка: если мама постоянно находится в состоянии стресса, тонус будет повышен, если беременность будет проходить под знаком уны­ния, депрессии, постоянных сомнений, тонус будет понижен;

Отсутствие физических нагрузок и избыточное питание будущей мамы делают мышечные ткани малыша рыхлы­ми, кожу - дряблой, у такого ребенка плохо выражены реф­лексы.

В этот период будущей маме стоит избегать:

интеллектуальных перегрузок - при интенсивной ин­теллектуальной нагрузке мама мало думает о ребенке, находится в состоянии постоянного стресса;

работы на компьютере - в первую очередь из-за мало­подвижной позы; кроме того, хотя современные мони­торы снабжены хорошей системой защиты, все-таки луч­ше сидение у компьютера ограничить;

излишних физических нагрузок: профессиональных за­нятий спортом, тяжелой работы по дому;

ожидания ребенка определенного пола, мыслей о пре­рывании беременности;

алкоголя, курения, бесконтрольного употребления ле­карств;

нерационального питания.

Первая матрица закладывает отношение между малышом и окружающим миром. А в мире, как известно, идеальных условий не бывает, поэтому не стоит стремиться превратить обиталище ребенка в рай. Умеренные физические нагрузки, пе­риодическое чувство голода, небольшие перепады настроения окажут на развитие малыша положительное влияние, задавая первичные модели жизненных ситуаций, с которыми ему при­дется столкнуться в дальнейшем. Врачам и психологам извест­но, что после слишком «лучезарной» беременности дети очень часто бывают капризными, требовательными, эмоционально не­устойчивыми.

Вторая перинатальная матрица - период от начала схваток до полного раскрытия родовых путей. Эту матрицу называют «матрица жертвы». Внезапно для ребенка его рай­ское блаженство заканчивается, огромная сила сжимает и да­вит тело, не хватает кислорода и питательных веществ. Но выход для маленького обитателя пока закрыт. От того, как по­ведет себя мама, зависит очень многое. Если она принимает схватки спокойно, понимает, что происходит с ней и малышом, стремится установить с ним контакт, ребенок ощущает под­держку и трудится вместе с мамой. Если же мама не готова к родовым схваткам, впадает в панику, замыкается на своей боли, кричит, ребенок может почувствовать себя отверженным, бро­шенным один на один с неведомой стихией. Все, что малыш успел пережить в этот момент, остается в его памяти и в даль­нейшем влияет на то, как он будет вести себя в трудных, кажу­щихся безвыходными ситуациях.

Третья перинатальная матрица - прохождение ребен­ка по родовым путям и рождение. Эту матрицу называют «матрица борьбы и пути». Физически это самый тяжелый этап родов. Неведомая сила сжимает и выкручивает крохотное тель­це, не хватает кислорода. Однако психологически этот этап легче предыдущего, потому что многое теперь зависит от са­мого малыша. Все силы его организма мобилизуются и про­кладывают путь к выходу, к свету, теперь ясно видимому. Но после появления на свет испытания для ребенка еще не закон­чены. В животе у мамы он находился в состоянии невесомо­сти, а во внешнем мире действуют законы земного притяже­ния, и ребенок переживает «гравитационный удар». Ребенок начинает самостоятельно дышать, изменяется кровообращение, перестраивают работу внутренние органы. С момента рожде­ния начинает пробуждаться сознание, перинатальные воспо­минания уходят в слои бессознательного.

Если потужной период прошел нормально, у ребенка нор­мальный мышечный тонус и внутричерепное давление. Этот этап крайне важен для становления личности ребенка. За вре­мя прохождения по родовым путям запускаются адаптивные механизмы психики. От того, как пройдет этот период, за­висит, сможет ли ребенок приспосабливаться к меняющим­ся условиям жизни, научится ли он ставить цели и дости­гать их.

В этот период маме стоит избегать:

нарушения естественного хода потуг;

грубых акушерских манипуляций;

неадекватного поведения во время потуг.

Четвертая перинатальная матрица - первое время после родов. Эту матрицу называют «матрицей свободы». От того, что увидит, услышит и почувствует малыш в первые минуты после родов, зависит, какими будут его отношения с миром и близки­ми. Во время схваток и потуг малыш чувствовал, что материн­ский организм отвергает его, что он одинок в своей борьбе с неведомой силой. Если, пройдя через ад, он вновь не обретет райского блаженства, то на всю жизнь сохранит тоску по поте­рянному раю и ему будет очень тяжело обрести гармонию с со­бой и миром. Поэтому так важно, чтобы после родов произошло воссоединение: когда мама выдавит ему первые капли молозива, ласково погладит и скажет слова любви, малыш поймет - он любим и желанен, а все неприятности позади. Важно, чтобы мир, куда попал малыш, напоминал его прежний: без громких звуков, яркого света, лишних движений. Мягкое прикосновение рук, при­глушенный свет, теплая водичка помогут скорее адаптироваться в новых условиях. Но если ребенка ослепит холодный свет опе­рационной, чужие руки перережут пуповину и унесут от мамы, вся жизнь человека может пойти по совершенно иному пути. Когда нарушается естественный ход событий и ребенка сразу после родов разлучают с матерью, он находится в постоянном возбуж­дении, у него нарушается мышечный тонус, он испытывает чув­ство страха, незащищенности, одиночества, и в дальнейшем это может привести к неуверенности в себе, страхам, отсутствию доверия к миру, депрессиям, неумению установить нормальный контакт с окружающими.

В этот период стоит избегать:

неоправданных медицинских манипуляций;

преждевременного (до полного прекращения пульсации) перерезания пуповины;

агрессивного воздействия окружающей среды (громких звуков, яркого света);

разлуки с малышом.

За девять месяцев в животе у будущей мамы формируется не только тело малыша - растет и зреет его душа, формиру­ются многие черты характера. В этой своей первой вселенной маленький человечек получает первые знания о мире, в кото­рый он скоро попадет. И ни один урок всей последующей жиз­ни не будет им заучен так прочно, как этот.

по материалам книг «Большой подарок для будущей мамы» О. Ворожцовой; «Психика и роды» под ред. Айламазяна Э.К.

Жизнь до рождения!

Луч божественной красоты облекается в лоне женщины в человеческий образ". Эдуард Шюрэ .

В момент зачатия, как только слились мужская и женская половые клетки, сразу же начинается формирование совершенно уникальной личности. Каждый ребёнок с момента зачатия - человек, который никогда не существовал раньше и не повторится снова! Всё уже определено: мальчик или девочка, цвет кожи,глаз и волос, даже то, какие цветы малыш будет любить! В первые часы, дни, недели своей жизни маленький ребёнок - прелестный Бутон. Обычно сухие медицинские термины и те не могут устоять перед трогательным Чудом Новой Жизни, когда говорят о нём: «corona radiata» - «лучистый венец» оплодотворённой яйцеклетки, «зародышевые лепестки», слово «зигота» означает буквально - «маленькое существо»! Он сам с Божьей помощью построит для себя свой первый маленький домик - плаценту. На востоке о беременной мамочке говорят: «Две души в одном теле»!

3 - 4-ый день Оплодотворенная яйцеклетка направляется вниз по трубе в матку.

5 - 9-ый день В это время она врастает в слизистую оболочку полости матки и начинает питаться.

10 - 14-ый день Эмбрион заявляет о своём развитии и существовании через химический состав плаценты и плацентарные гормоны, и у женщины прекращается менструация.

18 -20-ый день Происходит образование мозга, спинного мозга и нервной системы.

21-ый день Начинает биться его крохотное сердечко. Устанавливается кровообращение, которое видно на ультразвуке.

28-ой день Формируется позвоночник и мышцы. Определяются ручки и ножки, глаза и ушки. Его длина около 1,5 - 2,5 мм. Душу человеческую не измеришь в сантиметрах и не взвесишь в граммах. «Человек создан по образу Божию», - сказано в Библии, в её первой книге Бытие (глава 9 стих 6). Жизнь ещё нерождённого ребёнка - огромная, ни с чем не сравнимая ценность. Драгоценна она в глазах Создателя В той же древней Книге написано: «Бог тихо ведёт беременных», так написал пророк Иезекииль (глава 40 стих 11).

30-ый день В возрасте одного месяца эмбрион в 10 000 раз больше изначально оплодотворённой яйцеклетки и продолжает очень быстро расти. Увеличивается поток крови, перекачиваемый сердцем ребёнка через систему кровообращения. Плацента образует уникальный барьер, отделяющий кровь матери от крови ребёнка, но при этом позволяющий ребёнку получать кислород и питательные вещества.

35-ый день Можно различить 5 пальцев на руке твоего ребёночка. По мере появления пигмента темнеют глаза.

40-ой день Можно зарегистрировать сигналы, посылаемые мозгом ребёнка и сделать электроэнцефалограмму.

6-ая неделя Бог и ангелы с восторгом следят, как развивается дитя! Именно в этот период УЗИ фиксирует осторожные движения ребёнка. Сердце теперь имеет четыре отделения. Формируются пальчики на руках и ногах. Мозг начинает контролировать движения мышц и органов. Формируются лёгкие, желудок и печень.
7-ая неделя Его рост около 7 - 9 мм. Начинаются спонтанные движения. Личико начинает оформляться: обозначается рот, формируется челюсть и десна с зачатками молочных зубов, маленький носик, глаза, веки скоро закроются, чтобы защищать чувствительные глаза.

8-ая неделя Присутствуют все важные части тела ребёнка, хотя они ещё не полностью сформированы. Уже больше месяца бьётся сердце, желудок производит пищеварительные соки, начинают функционировать почки. Хорошо заметны глазки, уши, руки и ножки ребёнка. Продолжают формироваться мышцы и скелет ребёнка. 40 мышечных узлов начинают действовать вместе с нервной системой. Ребёнок начинает реагировать на поглаживание живота, хотя мать не ощущает шевелений ребёнка.

9-ая неделя Началось развитие молочных зубов! Сформированы локтевые суставы. Малыш совершенствует свои навыки движения. На пальцах уже различим рисунок кожи. Пока рост ребёночка 22-30 мм. А вес около 4 гр.

10-ая неделя Малыш начинает двигаться в животе матери. Но она этого пока ещё не чувствует. Малыш уже такой большой и сильный, что если он коснётся маточной стенки, то может оттолкнуться от неё! Ребёнок может щуриться, глотать, морщить лоб. Пальцы на руках и ногах уже имеют ногти. Сердцебиение ребёнка может быть услышано специальным стетоскопом.

11-ая неделя Все его органы сформированы - настоящий человек! Исследования науки о плоде, фетологии, доказали, что твой 11-ти недельный ребёночек уже реагирует на свет, шум, тепло, может чувствовать боль и прикосновение. К этому времени длина его тела достигает 5 см. Ребенок выделяет небольшое количество мочи. Мышечные движения становятся всё более координированными.

12-ая неделя Начали формироваться ноготочки на ручках и ножках. У него есть уже сосательный рефлекс, он тренируется и сосёт большой пальчик! Кровь образуется внутри костей. Сформировавшиеся мышцы позволяют ребёнку делать полные движения. Он очень активен в этот период! Сформированы веки малыша. Можно определить пол ребёнка. Ребёнок уже спит, просыпается, энергично упражняет свои мышцы - начинает двигаться, поворачивая головку, сгибая пальчики на ножках и ручках, открывает и закрывает рот, развивает дыхательную систему. Он все чувствует!!! На ребенка, находящегося еще в утробе, и в самом деле можно влиять, как верят некоторые мамаши. Они читают ему книжки, ходят на концерты хорошей музыки, смотрят на красивые картины в надежде на то, что ребеночек все это услышит, увидит и станет потом умненьким. Наверное, стоит признать, что такое «предварительное» воспитание - верное. Малыш все чувствует и реагирует. Это подтверждают фотографии. Равно как подтверждают и то, что ребенка нельзя обижать в утробе грубыми словами, травить его алкоголем и табаком. Он плачет.

Британские ученые засняли на пленку поведение плода на самых ранних стадиях беременности. Оказывается, зародыш начинает двигаться уже в возрасте 12 недель, вслушивается в голос матери и плачет, когда будущая мама курит или пьет слишком крепкие, по его разумению, алкогольные напитки...

13-ая неделя Продолжает расти плацента, стоящая на страже здоровья ребёнка. Он весит примерно 28г. Сформированы зачатки 20-ти молочных зубов. Начинают расти волосы на голове. Начинают различаться половые органы.

14-ая неделя Поджелудочная железа малыша начинает вырабатывать инсулин. В это время его сердце перекачивает 24 литра крови в день. Малыш достигает размера ладони матери.

15-ая неделя Его вес примерно 50 г. Рост - 13 см. Сформирована голова, руки и ноги человека.

16-ая неделя Хорошо видны все части тела и лицо ребёнка. Он уже умеет гримасничать, производит хватательные движения руками. Он слышит сердцебиение матери. Ребёнок уже чувствует волнения матери и реагирует на них. Кожа ребёнка розовая.

17-ая неделя Мама начинает чувствовать движения ребёнка. При первой беременности женщина чувствует шевеления своего ребёнка немного позднее. Кожа плода покрыта специальной защитной смазкой.

18-ая неделя Вес малыша около 200-250 г. длина 20-25 см. Он слышит звуки потока крови по твоим сосудам. Появляются дыхательные движения, однако, их недостаточно для выполнения нормальной функции легких. Пол ребенка возможно определить с помощью УЗИ. В Библии описывается случай, что младенец Иоанн Креститель «взыграл радостно в утробе» матери своей при приближении к ней Марии, матери Христа. И беременная женщина исполнилась Духа Святого. Об этом можно прочитать в Евангелии от Луки, главе 1 (кстати, Лука, апостол Иисуса Христа был врач, видимо поэтому он и начинает своё Евангелие с самого начала - с зачатия Спасителя!). Подглядывание за таинством не просто занимательно. Оно избавляет еще и от некоторых заблуждений. Например, медики считали, что зародыш открывает глаза на 26-й неделе. Оказалось, что на 18-й. И не просто открывает - он моргает, поводит глазами из стороны в сторону, словно бы оглядывается, мол, где это я?

19-ая неделя Слышит голос матери, реагирует и на внешние шумы.

20-ая неделя 5 месяцев - половина беременности. Рост малыша достигает 30,5 см. На сравнительно резкий и громкий звук ребёнок реагирует толчками. Это период быстрого развития головного мозга.

21-ая неделя На его язычке уже есть вкусовые сосочки, когда он пьёт околоплодную воду, то причмокивает! Его система пищеварения достаточно сформирована для усвоения воды и сахара из околоплодной жидкости.

22-ая неделя Малыш изучает своё тело, трогает ручками свои ножки, личико. Он познаёт себя как личность. Начинают формироваться жировые отложения. Это период интенсивной прибавки в весе. Легкие развиваются настолько, что ребенок может выжить вне утробы матери, но лишь в условиях палаты интенсивной терапии.

23-ая неделя Вес малыша примерно 510г. Малыш обладает зрительным восприятием, у него развивается чувство вкуса.

24-ая неделя Малыш уже весит около 600 г, а его рост 30 см. Функционируют жировые и потовые железы. Лицо уже такое, каким ты его увидишь при рождении. Реснички, волосики продолжают расти. Улучшаются рефлекторные движения, а движения тела становятся более сильными. Продолжают свое развитие легкие. Кожа становится красноватой и покрывается морщинками и тонкими волосиками. Если бы он теперь родился, то при надлежащем уходе он сможет выжить. Приблизительно восемь из десяти детей, рождающихся в этот срок, выживают (в палатах интенсивной терапии)

25-ая неделя Он растёт не по дня, а по часам! Вес уже 700г. Малыш сжимает и сжимает кулачки, шевелит пальчиками. Его ладошки нежно-розового цвета и по нежности превосходят лепесток розы. Определяется приоритет левой или правой сторон тела.

26-ая неделя А с 26-й недели, то есть на 6-м месяце беременности, малыш уже демонстрирует полный набор человеческих реакций. Он икает, морщится, царапается, что-то хватает, плачет. Сосет палец, как правило, большой, но может сосать и другие, по очереди засовывая их в рот. Медики считают, что так зародыш «тренируется» сосать грудь. А когда малышу что-то не нравится, он куксится и кривит ротик, мимикой выражая недовольство. Теоретически зародыш мог бы и крикнуть, да только воздуха в утробе для этого нет. Но плод и тут «тренируется» - открывает рот. Похоже, будто бы он зевает. Но на самом деле, как считают теперь медики, малыш подготавливает себя к первому вздоху, который надо будет сделать сразу же по прибытии в наш мир. Самое удивительное, что шестимесячный ребеночек чему-то улыбается в утробе. А прежде все были уверены, что дети начинают улыбаться через несколько недель после рождения.
Его движения уже может почувствовать и домочадцы. Губы и ротик становятся более чувствительными. Характеристики мозговых импульсов сравнимы с таковыми у доношенных детей. Около девяти из десяти родившихся на этом сроке детей продолжают жить (в палатах интенсивной терапии)

27-ая неделя Вес сейчас чуть больше 900 г. Он радуется, если мама поглаживает живот, может притихать или наоборот приплясывать от восторга.

28-ая неделя 7 месяцев. Его вес чуть больше килограмма. Ребёнок обладает чувством абсолютной гармонии, ему нравится мелодичная классическая музыка. Ребенок открывает и закрывает глазки, сосет пальчик, плачет и отвечает на внешние звуки. Ритмичное дыхание и температура тела контролируются головным мозгом (центральной нервной системой). Легкие способны дышать обычным воздухом, но помощь медиков все еще требуется. Почти все дети, родившиеся с этими сроками, продолжают жить (с помощью медиков).

29-ая неделя Ребёнок занят подготовкой к рождению и внеутробной жизни. Он научился регулировать температуру своего тела. Кожа уплотняется, накапливается жирок. Постоянно увеличивается количество антител. Всё это пригодится малышу!

30-ая неделя Он хорошо различает комнату, если она ярко освещена. Попробуй показать ему большую игрушку - вот он обрадуется! И теперь он учится узнавать голоса других членов семьи. Увеличивается степень контактов между нервными клетками мозга. Примерно с этого срока ребенок быстро растет. Почти все дети, родившиеся в этот срок, выживают (с помощью медиков).

31-ая неделя Вес дитя около 1,5 кг. Он может перевернуться головой вниз и, упираясь ноженьками вверх, попытаться раздвинуть таким образом жизненное пространство. Не очень то приятное ощущение для мамы. Но что поделать!

32-ая неделя Рост около 40 см. Он уже хорошо знает голос м. Ушки приобретают свою форму. Глазки открыты во время бодрствования, а во время сна закрыты. Кожа ребенка гладкая и розовая. Почти все дети, родившиеся в этот срок, живут (только некоторым необходима медицинская помощь).

33-ья неделя Малыш обзавёлся особым веществом - сурфактантом, которое поможет ему самостоятельно дышать после родов. Он занял положение, удобное для появления на свет.

34-ая неделя Малыш привыкает к тому вкусу, которым обладают наиболее часто употребляемые тобой блюда. У него достаточно развиты вкусовые ощущения. Волосы на голове становятся шелковистыми Нарастает тонус мышц, и ребенок способен поворачивать и поднимать голову. Почти все родившиеся в этот срок дети продолжают жить. 37-ая неделя Твоя беременность подобралась к определению «доношенная». Малыш опускается ниже, буквально «сидит на чемоданах». Не торопи его! Перед дорожкой к солнышку и твоей Любви ему надо набраться сил. Он уже умеет совершать дыхательные движения. Его вес приблизительно 2кг 400г.

38-ая неделя Рост ребенка (от головы до ягодичек) составляет 30см, а полный рост - около 50см, вес - от 2,6 до 4кг. Он прибавляет в весе в среднем 28-30 г в день. К моменту рождения у ребенка развиты более чем 70 разнообразных автоматических рефлекторных движений, необходимых для выживания. Ребенок достаточно развит и подготовлен к рождению.

39-ая неделя ФИНИШ ВСЕ БЛИЖЕ!


Пренатальное развитие ребенка завораживает своей скоростью и глобальностью изменений. В этот ответственный период, который длится от момента оплодотворения яйцеклетки до родов, малыш из двух клеточек превращается в маленького человека. Мало кто знает, что пренатальное развитие – это не только закладка и развитие внутренних органов. Еще до рождения у ребенка в полной мере развиты слух, обоняние, вкусовые рецепторы, зрение и кожная чувствительность. Используя свои органы чувств, малыш получает информацию о мире, который находится за пределами матки, и старается максимально подготовиться к окружающим условиям.

Как появились методики пренатального развития

Ученые провели немало исследований в области пренатального развития ребенка, и вот результаты некоторых из них.

  • Дети, чьи мамы во время беременности испытывали голод по каким-то причинам, во взрослой жизни страдают ожирением. Организм запоминает ситуацию нехватки питательных веществ и транслирует ее на всю оставшуюся жизнь.
  • Дети запоминают предпочтения мамы в еде. Если мама во время беременности любила морковь, то дети после рождения предпочитают есть каши и соки с добавлением моркови.
  • С 16 недель ребенок слышит все, что происходит вокруг него. Конечно же, это голос мамы, стук ее сердца и шум от движения крови по сосудам. Громкие звуки окружающей среды также доходят до малыша, но реакция на них может быть разной. Так, при прослушивании классической музыки, детки успокаиваются, а на концертах рок-музыкантов «буянят» и больно толкаются. После рождения дети предпочитают голос того взрослого, чей голос они уже знают.
  • Дети, чьи мамы во время беременности пережили сильный стресс, рождаются с признаками посттравматического синдрома.
  • Эмоции, которые чувствует мама, переживает и ребенок, так как гормоны, которые вырабатываются у мамы, попадают к ребенку через пуповину. Ребенок готовится к тому, что когда он родится, ему предстоит испытывать те же эмоции. Если во время беременности к ребенку поступало много гормона счастья, то он ожидает, что окружающая среда безопасная и дружелюбная. Родившись, малыш будет спокойнее, расслабленнее, будет хорошо спать и есть. Если внутриутробно к малышу поступали гормоны стресса и страха, то при рождении он будет ожидать, что окружающий мир враждебный и опасный. Родившись, ребенок будет беспокойным, возбужденным, будет плохо спать и много плакать.

Зная все это, ученые задумались, как можно положительно повлиять на еще не родившегося малыша. Отсюда и берут начало различные методики пренатального развития ребенка, которые мы и рассмотрим.

Методика Томаса Верни

Томас Верни – ведущий мировой специалист в области пренатального развития.

Т. Верни говорит: «Ничто не дает ребенку более прочную основу в жизни, чем опыт быть любимым и желанным в утробе матери». Он также добавляет, что важной частью программы является мир и гармония в семье . Сама методика состоит из нескольких ключевых моментов.

Мама. Вся программа направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления мамы. Это делается для снижения поступления к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина.

Упражнения. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.

Звук. Томас Верни использует музыку в своих упражнениях, чтобы снять стресс с мамы и будущего малыша. По его исследованиям, оптимальным является прослушивание расслабляющей музыки в течении часа хотя бы 2 раза в неделю на протяжении всей беременности. С пятого месяца рекомендуется пение, разговоры с малышом и чтение для него вслух. Все это способствует развитию слуха малыша. А устойчивый пульс мамы означает для ребенка спокойствие, безопасность и любовь к нему.

Прикосновения. С шестого месяца к упражнениям добавляются прикосновения. Из-за глубокой связи между движением и эмоциями танец является отличным способом сообщить свои чувства малышу. Также рекомендуются массаж и поглаживания живота.

Эмоции. С семи месяцев ребенок становится восприимчив к своему внутреннему эмоциональному состоянию, и автор рекомендует общаться с малышом через мысли и мечты. А также учит дышать глубоко и ритмично, чтобы углубить психологическую связь со своим малышом.

Методика «Сонатал»

Методика «Сонатал» существует с 1984 года и разработана Михаилом Лазаревым, профессором, доктором медицинских наук. Это музыкальная методика пренатального развития ребенка, во многом она схожа по своей сути с методикой Томаса Верни. Методика «Сонатал» имеет разную направленность в зависимости от срока беременности.

1 триместр — биоритмы. Методика формирует биоритмы, по которым и будет жить малыш после рождения.

2 триместр — движения. Когда ребенок начинает шевелиться, добавляется двигательная активность мамы: танцы, движения в ритм музыке, похлопывания по животику.

3 триместр — «образовательный» . Мамы читают малышам сказки, поют специально подобранные колыбельные, пестушки, детские песенки. Во время занятий мама может воздействовать на малыша звуком или изображать на животе геометрические фигуры. Также будущие мамы занимаются творчеством и дыхательной гимнастикой.

По мнению самого автора, эффективность методики основана на сохранении большего количества нейронов головного мозга малыша из-за постоянной стимуляции светом, звуком, движением и прикосновением . Подобное комплексное воздействие называется «матрица рождения». Она помогает ребенку до рождения услышать базовые звуки и связать их с событиями после рождения. Поэтому бросать занятия после рождения не желательно. Методика имеет послеродовое продолжение, созданы программы дошкольного и школьного развития ребенка. Таким образом, в настоящий момент методика «Сонатал» является цельной программой развития ребенка от зачатия до 18 лет.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

За годы использования методики накопилось много положительных отзывов. Важно отметить, что эта методика одобрена Министерством здравоохранения России к повсеместному использованию.

Подробнее о методике «Сонатал» вы можете узнать из этого видео:

Методика « BabyPlus»

Методика Брента Логана , директора Перинатального института Вашингтона, США, состоит из 16 уроков, каждый из которых проигрывают два раза в день в течение нескольких дней. Уроки состоят из сердечных звуков , которые проигрываются малышу в течение часа и автоматически останавливаются. Ритм становится быстрее с каждым последующим уроком. Проигрыватель расположен на широком поясе, который крепится на животик будущей мамы.

Чему это упражнение может научить малыша? Сердцебиение матери является постоянным спутником ребенка, пока он находится в животе, а тут присоединяется еще один подобный звук, исходящий из внешнего мира. Этот звук становится знакомым, но затем пропадает. Ребенок учится различать эти звуки и замечает, что новый ритм увеличивается постепенно. Родители более 100 000 детей, прошедших программу «BabyPlus» , отмечают спокойствие младенцев и хорошую концентрацию внимания после рождения.

Какую методику пренатального развития выбрать

Каждая из методик имеет последователей по всему миру. Исследования детей, с которыми проводились занятия по пренатальному развитию, показали следующие результаты. Они спокойнее, спят лучше, более внимательны к окружающей среде и обстановке, средние показатели их физического и эмоционального развития выше, чем у сверстников. Эти детки раньше начинают держать головку, сидеть и ходить, первые слова появляются уже на 9 месяце жизни. Их интеллектуальный уровень выше, чем у сверстников, в будущем они не страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Но самое главное, во время всех этих занятий у будущей мамы формируется доминанта материнства , она становится более внимательной к себе и будущему малышу, постоянно находится с ним в контакте. А это, в свою очередь, способствует легкой беременности, мягким родам и длительному грудному вскармливанию.

Любите своих малышей и счастливого вам материнства!

Если вы задумываетесь, как развивать своего ребенка после рождения, вам помогут материалы из раздела :

Также вы можете узнать о развитии ребенка после рождения по месяцам: