Маоу трубичинская основная школа общешкольное родительское собрание разговор о здоровом питании младшего школьника. советы на каждый день

Формирование навыков здорового образа жизни


Здоровье – это вершина, на которую постоянно нужно взбираться самому. Народная пословица.



Секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни:

  • поддержание физического здоровья;
  • отсутствие вредных привычек;
  • правильное питание;
  • закаливание;
  • соблюдение личной гигиены;
  • положительные эмоции;
  • двигательная активность.

Правильное питание школьника должно быть:

  • соответствующим возрасту;
  • желательно четырехразовым;
  • сбалансированным по составу питательных веществ - белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;
  • полностью обеспечивать энергетические затраты организма.




Закаливание -

одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания -приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде. Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы - воздух, вода, солнце.


Виды закаливания:

  • Умывание - самый доступный в быту способ, следует начинать с теплой воды, постепенно снижая температуру.
  • Ножные ванны - действенный способ закаливания, поскольку ноги наиболее чувствительны к охлаждению.
  • Прогулки на свежем воздухе – можно использовать велосипед, лыжи, ролики.

  • Хождение босиком - происходит тренировка мышц ног. Начинать хождение босиком следует с 1 мин., прибавляя через каждые 7 дней по 1 минуте.
  • Солнечные ванны - оказывают на детский организм укрепляющее действие, усиливает обмен веществ, сопротивляемость организма к заболеваниям.
  • Купание в водоемах - купание в летнее время, в безветренную погоду при температуре воды 22-23 градусов, при температуре воздуха 25-26 градусов.

Цель тестирования :

определение уровня осведомленности (сформированности) о здоровом образе жизни у школьников.


Критерии:

  • Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.
  • Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.
  • Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированности привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.

  • Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно – популярной литературы для детей, радио, телевидения, интернета.
  • Проявление потребности в выполнении санитарно - гигиенических норм.


Вывод:

полученные результаты указывают на необходимость воспитания у обучающихся потребностей в здоровье, о правилах личной гигиены, первой помощи, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СВОИХ ДЕТЕЙ

  • Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.
  • Соблюдайте режим дня.
  • Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
  • Любите своего ребенка, он - Ваш. Уважайте членов своей семьи, они - попутчики на вашем пути.
  • Обнимать ребенка следует не менее четырех раз в день.

  • Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
  • Личный пример по ЗОЖ - лучше всякой морали.
  • Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и вода.
  • Помните: простая пища полезнее для здоровья.
  • Лучший вид отдыха - прогулка с семьей на свежем воздухе.


  • Следите за режимом сна вашего ребёнка.
  • Берегите нервную систему ребёнка.
  • Прививайте гигиенические навыки. Главную роль играет пример семьи.
  • Не делайте за ребёнка то, что хотя и с трудом, может выполнить он сам.
  • Будьте всегда и во всём примером!

"Семья - одна из главных человеческих ценностей"

1 -й ведущий: Сегодня у нас необычное родительское собрание. Оно пройдет в виде тренинга. Психологический тренинг - это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает. Участники тренинга все делают сами.

2-й ведущий: Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Сегодня мы говорим о самом главном – о семье. Каждой современной семье не хватает времени для общения. Мы надеемся, что наш тренинг может хоть чуть-чуть помочь вам в этом.

1-й ведущий: Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это самые близкие и родные люди. Люди, которые любят нас, заботятся о нас. Нет ничего лучше, нет ничего дороже в мире, чем семья. Она спасет, придет на помощь, она укажет нужную дорогу, подарит тепло и любовь, даст опору в жизни.

2-й ведущий: С чего начинается семья? С доброты, заботы, понимания, и, конечно же, любви. Со встречи двух, до этого совершенно чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. И именно в семье мы учимся ответственности, заботе и уважению.

1-й ведущий: У нас получилось 4 команды…

Конкурс-разминка «Без чего дома не бывает»

Нужно назвать те предметы из чего состоит дом.

Участники по очереди называют по одной части дома (труба, крыша, пол, стены, потолок, и т.д.)

Определить того, кто назвал больше слов.

2-й ведущий: Народ веками слагал и собирал пословицы и поговорки. В них вся сила мысли. И порой не нужно ребенку долго что-то объяснять, достаточно сказать пословицу или поговорку.

1-й ведущий: Конкурс интеллектуальный: «Загадка, загаданная пословицей». В каждой семье есть свои любимые пословицы, которые вы часто применяете, но вот загадки из пословиц вы наверно ещё не знаете.

2-й ведущий: Играют все команды одновременно. Кто первый отгадал, тот поднимает руку и отвечает. За каждый правильный ответ – один балл.

1-й ведущий: Итак, начинаем.

1. Оно дороже всякого богатства. Чистота – залог его. Его сгубишь – новое не купишь. (Здоровье).

2. Птица рада весне, а ребенок - ей. Роднее её нет родни. Её сердце лучше солнца греет. (Мама).

3.Человек без них, что дерево без корней. Они познаются в беде. Не имей сто рублей, а имей их. (Друзей).

4.На чужой стороне она милей вдвойне. Она краше солнца, дороже золота. (Родина).

5. Без него нет добра. Без него нет плода. Без него не вытащишь и рыбку из пруда. (Труд).

2-й ведущий: Конкурс «Продолжи пословицу»

О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Ваша задача продолжить пословицу.

Яблоко от яблони … (не далеко падает) .
– Гость на пороге – счастье в …
(доме) .

– Чем богаты, … (тем и рады) .
– Дом вести …
(не бородой трясти) .

В гостях хорошо, … (а дома лучше) .
– Дом без хозяйки …
(сиротка) .

1-й ведущий: Конкурс «Экзамен для родителей» - Ситуации.

Ваша дочь сделала модную короткую прическу, обрезав косу. Ваша реакция.

Ребенок привел домой большую дворовую собаку.

Ваш сын 10-11 класс полюбил девочку и решил на ней жениться. Что вы ему посоветуете?

Вашей дочери предложили работу за границей в качестве фотомодели Что вы предпримите?

2-й ведущий: Последний конкурс « Нам песня строить и жить помогает»

Как поется в известном шлягере прошлых лет «легко на сердце от песни веселой, она скучать не дает никогда».

1-й ведущий: И нам скучать, сегодня не придется. Мы начинаем наш конкурс. Вспомним песни, которые любят родители и дети, которые смогут подпевать все присутствующие.

2-й ведущий: Команды по очереди поют отрывки песен. Побеждает тот, кто спел больше. Зал может подпевать.

1-й ведущий: Пока жюри подводит итоги сегодняшнего вечера, мы с вами все вместе пожелаем другу счастья. И все вместе споем песню Стаса Намина «Мы желаем счастья вам….».

Слово жюри. Награждение по номинациям “Самая дружная”, “Самая творческая”, “Самая музыкальная”, “Самая интеллектуальная ” и т.д.

2-й ведущий:

Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.

1-й ведущий:

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

2-й ведущий: Подводя итоги, мы говорим, что каждая семья бесценна и уникальна по-своему. Хочется сказать большое спасибо всем, кто нашел время прийти к нам сегодня. И выразить надежду, что наш тренинг помог нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству.

1-й ведущий: Большое спасибо за активное участие в тренинге, я думаю, что время, проведенное вместе, вам понравилось, вы смогли отвлечься от проблем, пообщаться друг с другом и просто отдохнуть. Мы искренне желаем, чтобы в семье каждого из вас царили мир, тепло, понимание, ласка, доброта и любовь!

2-й ведущий: А закончить сегодняшний тренинг я предлагаю с определения вашего настроения. Для этого мы приготовили 2 смайлика, на которых нарисованы лица: веселое и грустное. Посмотрите на них внимательно и выберете себе то настроение, с которым вы уходите сегодня из нашей гостиной, а затем положите в ларец.


1-й ведущий:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех.
За огонь соревнования,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Мы говорим вам:
"До свиданья,

Говорим: До новых встреч!"

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для родителей «Напутствие»

Лучшие умы человечества искали и ищут ответ на вопрос «В чем смысл жизни?» Многие считают, что смысла в ней нет вообще, поскольку человек рождается и умирает. Грустные мысли...
А мы сегодня вместе пришли к выводу, что главное на Земле - семья и любовь. Любовь к ребенку, к мужу, к матери, брату. Все остальное, как бы оно ни было красиво и важно, - одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах, - лишь прилагается к главному - к семье, в которой царят любовь, сострадание, нежность, милосердие. И когда все в твоем доме любят друг друга, то поневоле обращаются вокруг с тем, чтобы попытаться остальных сделать так» же любящими и счастливыми.

Да, все начинается с семьи, дома - ДОБРО и ЗЛО. Так пусть в мире будет больше счастливых семей, значит, ДОБРА!

С любовью педагоги.

Cлайд 1

Cлайд 2

План работы: 1. Определение содержания понятия «Ответственное воспитание детей родителями» 2. Задачи ответственного родительства. 3. Принципы ответственного (позитивного) родительства.

Cлайд 3

Cлайд 4

«Родители» – лица, обладающие родительскими правами и ответственностью. «Воспитание детей родителями» – деятельность родителей по уходу за детьми и их воспитанию. Семейное законодательство Российской Федерации устанавливает преимущественное право родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей, а также несут ответственность за их воспитание и развитие. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст.63 СК РФ)

Cлайд 5

«Позитивное (ответственное) воспитание детей родителями» – поведение родителей в отношении воспитания, развития способностей, уважения интересов и взглядов ребенка и создания условий, в которых ребенок может в полной мере развиваться.

Cлайд 6

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет правоспособность и дееспособность несовершеннолетних (ст. ст. 17, 26, 28 ГК РФ). Семейный кодекс Российской Федерации утверждает права ребенка в семье. Воспитание детей родителями в высших интересах ребенка означает, что родители должны, прежде всего, заботиться о благополучии ребенка и его развитии, воспитывать своих детей таким образом, чтобы дети смогли добиться высоких результатов в учебе, в отношениях с друзьями, в обществе.

Cлайд 7

Родители должны обеспечивать своим детям: заботу (что означает удовлетворение потребности ребенка в любви, теплоте и безопасности); руководство (что означает регулярное со стороны родителей обеспечение детям чувства безопасности и предсказуемости и при этом необходимой гибкости в воспитательных подходах и отношениях); признание (что относится к потребности каждого ребенка в том, чтобы его увидели, выслушали и оценили как личность); развитие способностей (что направлено на укрепление осознания ребенком своих возможностей и самостоятельности). Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей (ст. 64 СК РФ)

Cлайд 8

Отметьте 2-3 фразы которые вы часто слышите дома от родителей. 1. Сколько раз тебе повторять? ________________14 2. Посоветуй мне, пожалуйста. ________________6 3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)__________16 4. И в кого ты только уродился? _______________6 5. Какие у тебя замечательные друзья! _________12 6. Ну на кого ты похож(а)!? ____________________7 7. Я в твое время… ___________________________14 8. Ты моя опора и помощник(ца)._______________9 9. Тебя не спрашивают, что ты хочешь.___________6 10. О чем ты только думаешь?! _________________6 11. Какая ты у меня умница! ____________________16 12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? _________10 13. У всех дети как дети, а ты?___________________2 14. У меня без тебя много проблем.______________2

Cлайд 9

Cлайд 10

«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». В.Сухомлинский.

Cлайд 11

Ответственный родитель или Добрый родитель Заботливый родитель Ответственное родительство – это не состояние, а процесс.

Cлайд 12

Ключевыми измерениями ответственного родительства являются следующие: Коммуникативное Эмоциональное. Нормативное Экономическое Охранительное Духовное Общение с ребенком Сопереживание ребенку Привитие социальных норм Материальное обеспечение Сохранение и укрепление здоровья Привитие базовых жизненных ценностей

Cлайд 13

Условия для успешного решения родительских задач: 1. Зрелость самих родителей. 2. Родительская любовь. 3. Родительский авторитет.

Cлайд 14

Разделы: Работа с родителями

Цель: формирование у родителей представления о значимости правильного питания детей как составной части культуры здоровья.

  • развивать представления родителей о правильном питании, его значимости для здоровья детей;
  • формировать представление о том, что здоровье человека во многом зависит от его образа жизни и поведения;
  • воспитывать ответственное отношение родителей к здоровью детей;
  • путем анкетирования получить данные о характере домашнего питания школьников;
  • дать рекомендации по правильному питанию детей;
  • изготовить буклеты для родителей о здоровом питании;
  • составить мультимедийную презентацию по итогам работы. (Приложение 1)

Ход собрания

Вьетнамская сказка.

Шел по дороге прохожий. Шел он издалека, сильно устал, был очень голоден, а в кармане у него не было ни гроша. Постучал он в первый повстречавшийся ему на пути дом и попросил у хозяйки что-нибудь поесть:

Я умираю от голода, - сказал он. - Денег у меня нет, но я могу заплатить тебе за еду более ценным, чем деньги. Я раскрою тебе секрет одного драгоценного лекарства, которое может исцелить умирающего. До сих пор я никому не говорил о своей тайне, но если я умру, секрет мой умрет вместе со мной и никто о нем не узнает. Покорми меня, и я расскажу тебе о нем.

Хозяйка не заставила себя долго упрашивать и поспешила подать на стол. А когда гость насытился, подала ему перо, бумагу и сказала:

Теперь пиши свой рецепт!

О! Это очень нужное и драгоценное лекарство, - ответил на это прохожий, - я расскажу тебе, но записывать на бумагу не надо. Следуй за мной! Ты увидишь все сама!

Гость и хозяйка вышли из дома, и пошли по дороге. Спутник молчал, и хозяйка забеспокоилась:

Ну, скоро ли мы придем?

Осталось еще немного пройти. Ты все увидишь своими глазами, я дам рецепт в твои собственные руки.

Когда они подошли к полю, на котором созрел рис, прохожий остановился, вырвал один колосок и протянул его женщине.

Вот и чудо, о котором я тебе говорил. Это лекарство спасает людей. Ведь подумай, если бы не было риса - я умер бы, не дожив до сегодняшнего дня.

Хозяйка оторопела: все оказалось простым, а она ждала чуда. Она смотрела на рисовое поле, как будто в первый раз видела его. А человек продолжал:

Верно, я говорю? Это драгоценное лекарство спасло многих людей, постарайся и ты иметь его побольше. Сказал так прохожий, поклонился женщине и опять зашагал по дороге.

Вам понравилась притча?

Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о питании наших детей. Своё собрание я хотела бы начать с такого афоризма:

Чем проще пища, тем она приятнее - не приедается, тем здоровее и тем всегда и везде доступнее. Л.Н. ТОЛСТОЙ

Здоровое питание - здоровый ребенок. А здоровый ребенок в семье это самое важное для родителей. Здоровье ребенка в первую очередь основывается на выдержке его родителей и желании понять ребенка. Одним из важных составляющих благополучного развития ребенка является здоровое питание. Питание может помочь предупредить возникновение болезни или же наоборот ускорить ее появление. Поэтому в вопросах питания ребенка родители должны проявить максимум внимательности и настороженности.

Все мы знаем: чтобы успешно грызть гранит науки, необходимо правильно питаться. Но что же полезно, а что не очень для ребёнка школьного возраста?

Один известный автор сказал, что для детей нужно питать так же, как и взрослых, только лучше. Эти слова как нельзя лучше характеризуют правильный подход к питанию школьников. Рациональное питание любого человека предполагает баланс количества, качества и своевременности, то есть продукты, употребляемые в пищу, должны наиболее полно и своевременно обеспечивать организм необходимыми аминокислотами и микроэлементами для его нормальной жизнедеятельности. Для ребёнка это особенно важно!

Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни. Современные учёные выяснили, что основными нарушениями в питании являются избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит овощей, фруктов и ягод, нарушение режима питания. Нарушения в питании ведут к потере внимания, слабости и быстрой пере утомляемости ребёнка, ухудшению работы мозга, снижению иммунитета, хроническим заболевания.

По данным всероссийской диспансеризации детского населения 2002 года (диспансеризация проходит 1 раз в 10 лет) из 30 млн. 400 тыс. детей болезнями органов пищеварения страдают 24,7%. Статистика неутешительная.

Чтобы устранить нарушения режима питания (60 % детей не соблюдают его) взрослым необходимо помнить: дети в младшем школьном возрасте должны питаться 4-5 раз в день. Основные правила питания: разнообразие, умеренность и своевременность.

Перед собранием мы провели анкетирование родителей нашего 6 класса. Вот такие результаты у нас получились:

Завтракает ли ваш ребёнок?

Из каких продуктов состоит завтрак?

Бутерброд, омлет, каша, йогурт, хлопья с молоком, чай.

Сколько раз в день питается ваш ребёнок?

Питается ли ваш ребёнок "мусорной пищей"? (фаст-фуд)

Любимая пища вашего ребёнка?

Пельмени, вареники, жареный картофель, пирожки, плов, картофельное пюре, котлеты, тефтели.

Как вы считаете, не соблюдение правила рационального питания, могут каким-то образом повлиять на здоровье вашего ребёнка.

Изучив пищевой рацион школьников, я выяснила, что большинство учеников питаются неправильно. Мало поступает в организм ребенка овощей и фруктов, крупяных изделий, рыбных продуктов. Поэтому горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.

Как относиться к школьному питанию?

Некоторые родители считают, что школьные завтраки недостаточно питательны и вкусны или дороги, и предпочитают давать ребенку свой завтрак - бутерброд и в лучшем случае фрукты. Дети, особенно младшего возраста, съедают его в сухомятку, часто в неположенное время, а иногда и вовсе забывают позавтракать. Все это приводит к нарушениям режима питания и развитию различных заболеваний.

Не раз прозвучало обращение на родительском собрании: "Не давайте детям деньги на завтраки по своему усмотрению. Они нередко тратят их на жевательные резинки, конфеты, чипсы которые нарушают аппетит. Постоянно внушайте сыну или дочери, что правильное питание имеет большое значение для их нормального развития и успешной учебы."

По типам заболеваемости выявляется рост желудочно-кишечных заболеваний - с 19 человек в 2005 году до 28 в 2007 году, эндокринных - с 11 учащихся до 14 соответственно, задержка физического развития с 5 до 11 человек.

Наше здоровье напрямую зависит от того, что мы едим. С пищей в наш организм поступают белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы, минеральные вещества; причем в необходимых количествах. Очень важно, чтобы количество это не было избыточным.

Питание можно считать нормальным только тогда, когда пища в полной мере отвечает потребностям организма, обеспечивает постоянство массы тела и способствует нормальной работе всех органов и систем организма. Многие болезни - всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания.

Очень часто оказывается, что любимая нами пища очень вредна. А ведь неправильное питание - это прямая дорога к сердечным заболеваниям, к болезням желудочно-кишечного тракта, к ожирению. Жирная пища приводит к увеличению веса, ?большое количество ароматизаторов, красителей, заместителей и прочего отравляет организм, а так же вызывает привыкание. Пища, которая была сварена, притупляет чувство насыщения.

Дневной рацион должен включать в себя как можно больше овощей и фруктов, так как грубая растительная пища хорошо стимулирует работу пищеварительной системы. Такое питание называют "рациональным", т.е. питанием, которое удовлетворяет физиологические потребности человека в основных пищевых веществах и энергии, обеспечивает поддержание здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, устойчивость к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам. Рациональное питание нередко называют также питанием "правильным", "здоровым", "сбалансированным".

Культура питания - это не только поведение за столом, но и оптимальное количество пищи, принятое человеком. Главное правило - это соотношение количества и калорийности энергетическим затратам и физиологическим потребностям вашего организма. В школе на уроках вы работаете умственно, ?затрачивается энергия, ?которую организму нужно восстановить. Школьнику рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15-20% из белков (мясо, рыба, молочные продукты, орехи, яйца, крупы), ?на 20-30% из жиров (сливочное и растительные масла, сметана, сливки, сыр, орехи, овсяная крупа), на 50-55% из углеводов (овощи, фрукты, злаки, крупы).

Питание школьников и подростков.

У детей в период школьного и подросткового возраста формируется половое развитие, они быстро растут, прибавляя в весе и мышечной силе. Занятия спортом и физическим трудом ведут к резкому возрастанию энерготрат. Нервная система детей этого возраста находится в состоянии значительного напряжения под влияния интенсивной познавательной информации, сложности школьного обучения. Вот почему так важно обеспечить школьников и подростков полноценной пищей, правильно организовать режим питания

Желательно включать в рацион сливочное диетическое масло, сметану.

Мясо, молоко, молочные продукты, овощи, фрукты, хлеб школьники должны получать ежедневно.

Утром можно дать закуску (салат или сыр, колбасу), затем мясное или рыбное блюдо с гарниром или кашу, творожные или яичные блюда, чай, молоко, кофе, хлеб с маслом.

На обед - салат или винегрет, суп, мясо или рыбу с гарниром, компот или сок.

В полдник - молоко, кефир, выпечку, фрукты.

На ужин - блюда из творога, овощей, яиц и питье.

В этом возрасте, к сожалению, дети часто нарушают режим питания, едят беспорядочно, часто всухомятку, на ходу. Эти пагубные привычки оказывают пагубноедействие на растущий организм. К режиму питания родители должны приучать детей с раннего детства!

Я предлагаю, вам, сейчас поиграть в игру " Заморочки из корзины".

В корзине у меня кое-что лежит. Что там находится, вам, предстоит отгадать.

(У учителя в руках корзина, накрытая рушником, он подходит к столу каждого родителя и предлагает на ощупь назвать фрукт или овощ, лежащий в корзине.).

Там могут находиться: яблоки, морковь, огурцы, картофель, лук, чеснок, редис, редька, свёкла.. Каждый, кто отгадал, получает фрукт или овощ.

Молодцы! Хорошо справились с заданием! Действительно, ягоды, фрукты, овощи - основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему фрукты и овощи должны быть в вашем рационе каждый день и регулярно. Витамины - греческое слово. В переводе оно означает " носители жизни". Если этих веществ в организме мало или нет совсем, люди заболевают.

Витамины играют в жизни человека огромную роль. В качестве примера приведу трагическую судьбу экспедиции русского путешественника Георгия Седова, отправившегося в Арктику. Очень долго участники экспедиции питались консервами и сухарями. Они совсем не употребляли овощей, фруктов, молока. Через некоторое время люди заболели - появилась сильная слабость, стали выпадать зубы. Многие участники экспедиции, в том числе и её руководитель Георгий Седов, погибли. Те участники, которые вернулись, начали питаться свежим мясом, овощами, фруктами и быстро поправились.

Каждый витамин выполняет в организме вполне определенную задачу.

Витамин А - улучшает зрение. Он содержится в: яйце, молоке, твороге, моркови.

Витамин В - заботиться о пищеварении. Он содержится в: хлебе, гречке, мясе, картофеле.

Витамин С - повышает сопротивляемость организма к заболеваниям. Он содержится в: яблоке, шиповнике, апельсине, облепихе,

Витамин D - нужен для укрепления костей. Он содержится в: рыбьем жире, молоке, рыбе, желтке яиц.
Витамины необходимы для сохранения и укрепления здоровья. Их особенно много в овощах и фруктах.

Питание подростков должно быть четырёхразовым, со следующим распределением пищи:

завтрак - 30%,

обед - 40% - 50% ,

полдник - 10%,

ужин - 15% - 20%.

Последний приём пищи должен быть за 1,5 - 2 часа до сна.

Завтрак должен быть здоровым и разносторонним, но ни в коем случае однообразным.

Примерное меню завтрака:

2. Хлеб с маслом.

3. Чай сладкий.

Второй завтрак:

Хороший завтрак - сочетание продуктов, содержащих белки, углеводы, жиры, витамины и другие полезные вещества, нужные организму.

1. Котлета (рыбная, мясная), гуляш и т.д.

3. Сок, компот, напиток, чай.

Примерное меню на обед:

Как правило, на обед подается горячая пища:

2. Биточки

4. Компот из сухофруктов.

Можно на полдник есть булочки, вафли, печенье с чаем, соком или молоком.

Примерное меню на ужин:

Ужин - последняя еда перед сном. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу:

  • запеканки
  • творог
  • омлет
  • кефир
  • простоквашу

Выводы

Правильное питание - наличие в меню всех необходимых питательных веществ.

Правильное питание - это сбалансированное питание с поступлением всех необходимых веществ, в том числе холестерина, углеводов и клетчатки, нужного количества витаминов, минеральных веществ и микроэлементов.

Правильное питание - это ограничение поступления вредных веществ. Начать ограничивать себя нужно от более вредного к менее вредному - например, от газированной воды до рафинированных продуктов, таких как сахар, рафинированные.

Рефлексия.

Продолжите, пожалуйста, фразу "Пища должна быть для ваших детей:"

Закончить наше собрание хочу известной мудростью: "Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть". От того, как наши дети питаются, во многом зависит состояние их здоровья, трудоспособность, защитные и приспособительные возможности организма, заболеваемость и продолжительность жизни. Только умеренное сбалансированное питание может стать гарантией долгих лет жизни.

Родительское собрание по теме: «Здоровое питание – здоровые дети»

Цель: формирование у родителей культуры питания как составляющей здорового образа жизни их детей

Задачи:

- дать информацию об основных принципах детского питания;

Раскрыть смысл понятия «здоровое питание»;

Показать, как нарушение режима питания сказывается на здоровье детей;

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Подготовительная работа: оформление класса, оформить памятку для родителей «Вредные продукты», «Принципы здорового питания».

Оборудование:

презентация;

плакаты с мудрыми мыслями и полезными продуктами;

папка, в которой оформлены мудрые мысли по теме собрания.

План проведени я:

1.Вступительное слово ведущего. Обозначение проблемы.

2.Игра «Мысль – невидимка»

3.Выступление детей по проблеме собрания.

5.Анкетирование «Правильное ли ты питаешься?»

6.Дидактическая игра «Магазин», «Вредные продукты»

7.Выступление медицинского работника.

8.Этап практической деятельности.

9.Итог собрания. Принятие решения собрания.

Ход собрания

Приветствие детей:

Приветствуем всех, кто время нашел
И в школу на праздник здоровья пришел.
Зима улыбается пусть нам в окно,
Но в классе у нас и тепло, и светло.
Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь.
И набираем, естественно, вес.
Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой, как воздух нужны.
А с ними порядок, уют, чистота.
Эстетика. В общем, сама красота.
Здоровье свое бережем с малых лет,
Оно нас избавит от болей и бед.

1. Вступительное слово учителя.

Уважаемые мамы и папы! Мы рады вновь видеть у нас в гостях. Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о здоровье наших детей.

“Здоровый образ жизни” включает в себя несколько компонентов. И один из них - очень важный - здоровое питание. Но вся ли пища, которую мы едим, одинакова полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы? Об этом мы поговорим сегодня (Слайд №2, 3)

2. Игра «Мысль-невидимка». (слайд №4)

Из буквенной неразберихи предлагаю родителям составить слова таким образом, чтобы можно было прочесть предложение.

Буквенная неразбериха: ЗДО, НЕ, БЕЗ, НО, ЗДО, НИЧТО, РОВЬЯ, ВСЁ,РОВЬЕ, ВСЁ (Ответ: «Здоровье – не все, но всё без здоровья – ничто».

Учитель.

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не все, но всё без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.

Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.

Ну, а каков он, по вашему мнению, здоровый ребенок? (Высказывание родителей).

3.Выступление детей.

Учитель: Ребята, на доске записана пословица, давайте ее прочтем (слайд №5)

Мельница живет водою, а человек едою”

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Ответы детей).

Учитель: Еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма.

А какой должна быть еда? (Вкусной, разнообразной)

Почему? (В разных продуктах содержатся разные питательные вещества и витамины).

Вы видите пирамиду питания, рекомендованную Всемирной Организацией здравоохранения. Давайте посмотрим, из чего она состоит. (слайд № 6)

(“Пирамида питания” в виде равнобедренного треугольника, разделенного горизонтально на 4 части. В основании пирамиды нарисованы крупы и хлебобулочные изделия; на втором уровне - овощи и фрукты; на третьем - молочные продукты, мясо, рыба; на четвертом (вершина пирамиды) - сахар, соль, сладости).

(Учитель показывает на каждый ярус пирамиды, дети называют, какие продукты питания нарисованы на каждом ярусе пирамиды).

Вывод: Питание должно быть полноценным, т. е. разнообразным.

Учитель : Ребята, к нам кто-то пришел. Кто это? (Карлсон).

Ученик: Здравствуй, Карлсон!

Карлсон: Привет. .

Ученик:

Что грустишь ты?
Дай ответ. .

Карлсон:

Я обкушался варенья!
А еще было печенье.
Торт и множество конфет:
Очень вкусным был обед.
А теперь мотор заглох. . .
Ох, зачем я ел пирог?. .

Ученик: Где же ты сегодня был?

Карлсон:

Слон обедать пригласил.
Отказать ему не смог.
Ох, зачем я ел пирог?

Ученик:

Да, друзья, на первый взгляд,
Стал Карлсончик толстоват.
Разве можно столько есть?
На диету нужно сесть!

Карлсон:

Чтобы сесть, нужна кровать,
А до дома не достать.
Кто б на крышу влезть помог. . .
Ох, зачем я ел пирог. . .
Если б я пирог не ел,
То, конечно же, взлетел!
У меня горячий лоб,
А все жадности микроб.
Если бы не было его:
Не случилось б ничего!

Ученик:

Карлсон! Ты не ворчи!
Лучше о еде молчи!
Сам во всем ты виноват:
Ел и ел ты все подряд!

Карлсон:

Я мужчина в цвете лет,
Ну, а вам и дела нет!
Все - настал последний вздох!
Ох, зачем я ел пирог. . .

Учитель:

Ребята, мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час
В день понемногу, но несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда.
В питании тоже важен режим,
Тогда от болезней мы убежим.
Надо еще про калории знать,
Чтобы за день их не перебрать!
Плюшки, конфеты, печенье, торты
В малых количествах детям нужны.
Запомни, Карлсон, простой наш совет:
Здоровье одно, а второго-то нет!

Карлсон:

Спасибо, ребята!
Теперь буду знать
И строго питанья режим соблюдать.
Без помощи вашей совсем бы засох.
Ох, зачем же я съел тот огромный пирог!

Учитель: - Ребята, какой вывод можно сделать из истории, произошедшей с Карлсоном?

(Питание должно быть регулярным).

Учитель: Дети вашего возраста должны питаться 4-5 раз в день в одно и тоже время.

А еще питание должно быть умеренным.

Умеренность - мать здоровья. Не перегружайте желудок, не переедайте. Ощущение сытости приходит к человеку через 15-20 минут после окончания еды. Поэтому из-за стола нужно выходить, чувствуя легкий голод.

Здоровое питание : (слайд № 7)

1. Разнообразное.

2. Регулярное.

3. Умеренное.

Особое место в системе питания занимают витамины (слайды № 8 – 16)

4.Лекция.

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучать к здоровому образу жизни с самого раннего возраста. Ваш ребенок для вас - это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.

Компоненты здорового образа жизни включают: (слайд № 17)

    двигательную активность;

    закаливание;

    рациональное питание;

    соблюдение режима;

    личная гигиена;

    отказ от вредных привычек,

    правильное питание;

И, уважаемые родители, вы должны помнить: то, чему вы научите своих детей, они понесут в свои семьи. А ведь мы хотим, чтобы семьи наших близких были здоровы. Я всегда удивляюсь тому, что каждый знает, что самое дорогое - это здоровье. Но мало кто находит силы за ним следить, когда оно еще есть. Когда заболеем, тогда бежим по больницам, жалуемся, а ведь во многом мы сами виноваты.

Нарушения в состоянии здоровья, вызванные ошибками питания, являются основной причиной смертных случаев. По словам академика АМН Д. Ф. Чеботарева, «питание - практически единственное средство, пролонгирующее видовую продолжительность жизни на 25-40%».

5.Анкетирование

Правильно ли ты питаешься?

Итоги анкетирования на слайде (слайд № 18)

6.Дидактическая игра «Магазин», «Вредные продукты»

10 самых вредных продуктов, от которых стоит отказаться.

1. Леденцы, жевательные конфеты, пастила и мармелад неестественно ярких расцветок.

Помимо зашкаливающего за все разумные рамки количества сахара, в этих сладостях содержатся и особенно опасные для нашего организма красители и ароматизаторы, в буквальном смысле убивающие клетки человеческого организма.

2. Чипсы, картофель фри.

Эти, безусловно, вкусные, продукты вредны не только для фигуры, но и для здоровья вообще, ведь они представляют собой богато сдобренную химическими улучшителями вкуса и специями смесь легкоусваиваемых углеводов и жиров.

3. Газированные напитки.

4. Шоколадные батончики.

Огромное количество сахара, содержащееся в них, очень быстро вызывает привыкание: человек буквально не может и дня прожить без очередного «Марса» или «Сникерса».

5. Колбасы и сосиски.

6. Жирное мясо.

Излишнее количество животного жира ведет к образованию холестериновых бляшек, следствием чего становятся заболевания сердечнососудистой системы.

8. Продукты быстрого приготовления.

О какой-то пользе данной категории продуктов говорить не приходится: для ускорения приготовления в них добавляют рекордное количество химикатов, что не может положительно сказаться на здоровье употребляющих их людей.

Нарушения сна, гипотония, отечность – это далеко не все проблемы, возникающие из-за употребления слишком соленой пищи.

10. Алкоголь.

Не стоит верить тем, кто утверждает, что в малых дозах спиртные напитки полезны. Наоборот, даже одна рюмка алкоголя способна помешать усвоению витаминов, нарушить кровообращение.

7.Теоретическая информация для родителей.

(Выступление медицинского работника)

Питание обеспечивает основные жизненные функции организма. К ним, прежде всего, нужно отнести рост и развитие, а также непрерывное обновление тканей (пластическая роль пищи). С пищей доставляется энергия, необходимая для всех внутренних процессов организма, а также для осуществления внешней работы и передвижения. Наконец, с пищей человек получает вещества, которые необходимы для синтеза соединений, играющих роль регуляторов и биологических катализаторов: гормонов и ферментов.

Поэтому основным требованием к питанию является соответствие количества и качества пищи потребностям организма.

Выделяем основные принципы рационального питания:

1. Соответствие калорийности пищевого рациона суточным энергетическим затратам.

2. Соответствие химического состава, калорийности и объема рациона возрастным потребностям и особенностям организма.

3. Сбалансированное соотношение пищевых веществ в рационе (белков, жиров, углеводов).

4. Разнообразие используемых пищевых продуктов (широкий ассортимент, в том числе овощей, фруктов, ягод, разнообразной зелени).

5. Правильная кулинарно - технологическая обработка продуктов с целью сохранения биологической и пищевой ценности.

Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей.

Восполнить эту энергию можно только за счет питания. Чтобы пища принесла максимальную пользу, она должна содержать все вещества, из которых состоит наше тело: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду.

Важнейшим компонентом питания являются белки. Важнейшими источниками белка являются следующие продукты: мясо, рыба, яйца, сыр, молоко, хлеб, картофель, фасоль, соя, горох.

Недостаточное поступление в организм жира может привести к нарушению центральной нервной системы, ослаблению иммунобиологических механизмов, изменениям в почках, коже, органах зрения.

Углеводы являются основным источником энергии. Людям, занятым умственным или легким физическим трудом, требуется небольшое количество углеводов.

Витамины - это такие вещества, которые совершенно необходимы организму в минимальных количествах для поддержания жизни. Длительное отсутствие витаминов в питании приводит к авитаминозу, но чаще встречаются гиповитаминозы, развитие которых связано с недостатком витаминов в пище; это особенно заметно в зимние и весенние месяцы.

Потребность детского организма в воде выше, чем у взрослого человека, так как рост клеток возможен только при наличии воды.

При приготовлении пищи очень важно учитывать также вид кулинарно-технологической обработки продуктов. Для нормального развития организма детей большое значение имеет правильный режим питания. Понятие «режим питания» включает регулярность питания, кратность питания, распределение суточного рациона по энергоценности, химическому составу, продуктовому набору и массе на отдельные приемы пищи.

Вредно, если дети «перехватывают» на ходу кусок хлеба, пирога, котлету и т.д.

Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, так как в это время он наиболее активно работает. В связи с этим завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и включать горячее мясное, крупяное, овощное, творожное или яичное блюдо, а также молоко, кофе или чай с хлебом и маслом. Обед должен состоять из двух или трех блюд: борща с гарниром и компота или киселя, фруктов. Для полдника и второго завтрака превосходно подойдут фрукты, соки, молоко или кефир с легкими закусками. Ужин рекомендуется за 1,5 - 2 часа до сна, в основном он должен включать легкие крупяные или овощные блюда с маслом, молоко или простоквашу. Перед сном не рекомендуется есть продукты, содержащие много белков, так как они возбуждающе действуют на нервную систему, повышают активность организма и долго задерживаются в желудке. При этом дети спят беспокойно и за ночь не успевают отдохнуть.

8.Этап практической деятельности (работа в группах)

Родителям предлагается провести конкурсы по теме родительского собрания. Участники собрания разбиваются на группы. Жюри выбираются из числа родителей и сотрудников школы.

Конкурс «Завтрак для ребенка» (составить меню завтрака для своего ребенка на один день, учитывая рекомендации по питанию и вкусы своего ребенка)

Конкурс «Что нам стоит обед приготовить».

Ведущий . Командам нужно представить меню своего обеда с аргументированием и доказательством выбора продуктов по полезности и питательности. Все ваши мечты изобразите на ли­сте бумаги.

Итог собрания: «Мудрые мысли о питании»:

Человек нуждается в очень малом количестве пищи, но качество ее должно быть достаточно.

Людям немного нужно - два фрукта, немного мучного и молоко. Так можно очистить не только нутро. Разве не следует врачам, изучающим меры борьбы против рака и камней в печени, обратить внимание на эту примитивную профилактику?

Необходимо иметь каждый день какие-то сырые овощи и фрукты.

Обратите внимание!

Важно, чтобы еда была вкусной, и ребенок ел с удовольствием!

- «Нелюбимые» блюда можно заменить на равноценные, схожие по составу, но «любимые».

Попробуйте добавить «изюминку» в привычные блюда (например, орешки, сухофрукты, горсть ягод - в кашу или сухарики и свежую зелень в суп).

Не делайте проблему из того, что ваш ребенок не любит какую-то пищу. Никакой вид пищевых продуктов не является сам по себе незаменимым. Например, овощи одного цвета могут заменить друг друга, и если ребенок не любит молоко, то необходимый ему кальций он может получить из сыра.

Не говорите: «Съешь все это, тебе это полезно». Это звучит так, будто вы предлагаете лекарство. Пусть дети увидят, что вы едите то же самое и с удовольствием.

Не говорите: «Если съешь овощи, получишь мороженое». Ненавистная еда станет еще противнее, запретный плод еще желаннее, и ребенок поймет, что все, что нужно сделать, чтобы получить сладкое, - это подкупить вас.

Всем присутствующим на собрании выдаются памятки «Вредные продукты», «Принципы здорового питания».

Принятие решения родительского собрания .

Решение родительского собрания.

    Родителям совместно со своим ребёнком выработать наиболее рациональный режим питания и всячески содействовать его выполнению.

    Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в школьной столовой.

    Родительскому комитету контролировать пищевой рацион школьной столовой.

    Витаминизировать питание учащихся в период инфекционных заболеваний.

    Воспитывать самопознание у детей, заботу о своём здоровье.

В заключение нашего собрания желаю Вам: « Будьте здоровы».

Конкурсы для родителей:

    Составить меню на день для семьи.

    Конкурс «Я знаю вкусы своего ребёнка»

    Любимая каша

    Любимый суп

    Любимый гарнир

    Напиток

    Десерт

    Молочный продукт

(анкетирование детей проводится учителем заранее, анкетирование родителей – на собрании, побеждает тот, у кого больше всех совпадений)

Призы:

Записная книга для рецептов

Брошюры о здоровом и правильном питании

Блокноты для записи, украшенные детьми