Лао-Цзы: биография, философия и основные идеи (кратко). Лао Цзы: высказывания, цитаты и афоризмы

Следите за своими словами, они становятся действиями.
Следите за своими действиями, они становятся привычкой.
Следите за своими привычками, они становятся характером.
Следите за своим характером, он становится вашей судьбой

Лао-цзы, время жизни около VI—V веков до н. э. Древнекитайский философ, один из основателей течения даосизма, автор трактата «Дао дэ цзин»(Канон Пути и Добродетели).

Нельзя обожествлять бесов.

Не ссорящийся не осуждается.

Мудрец избегает всякой крайности.

При наличии Пути не застаиваются.

Довольствующийся самим собой — богач.

Когда нет врагов, то не бывает войны.

Коль много накопишь, то много исчезнет.

Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.

Наилучшее — добившись успеха, устраниться.

Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.

Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.

Даже самое хорошее оружие не предвещает блага.

Истинно просвещенный человек никогда не воюет.

Закон достойных — творить добро и не ссориться.

Нет большей беды, чем недооценивать противника.

Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает.

Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.

Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя.

Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.

Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.

Потеря есть начало размножения, множество — начало потери.

Если народ не боится власти, тогда придет еще большая власть.

Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен.

Для мудреца почесть и позор от сильных мира одинаково странны.

Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело — из малых.

Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.

Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым не ценит свою жизнь.

Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.

Нельзя быть драгоценным, как яшма, нужно стать простым, как камень.

Нет большего преступления, чем попустительствовать вредным стремлениям.

И убыток может обернуться прибылью, а может и прибыль обернуться убытком.

Конфуций и Лао Дзы.

Кто, зная много, держит себя как не знающий ничего, тот — нравственный муж.

Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.

Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало.

Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.

Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует Дао, а Дао следует естественности.

Воздержание — это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.

Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность.

Знающий меру доволен своим положением. Знающий много — молчалив, а говорящий много не знает ничего.

Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.

Безграничная добродетель похожа на ее недостаток; распространение добродетельности похоже на ее расхищение.

Знающий людей разумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.

Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.

Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.

Будь согнутым, и ты останешься прямым. Будь незаполненным, и ты останешься полным. Будь изношенным, и ты останешься новым.

Будь способен знать начало и путь древности, и это знание позволит тебе увидеть путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню.

Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.

Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя — просвещен. Побеждающий людей — силен. Побеждающий самого себя — могуществен.

Отрицание Пути — это: роскошные апартаменты и заросшие сорняками поля, богатая одежда, пресыщение пищей и совершенно пустые хранилища.

Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным, совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.

В одном колесе тридцать спиц, но пользуются колесницей из-за пустоты между ними. Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе. В доме пробивают окна и двери, но пользуются пустотой в доме. Вот это польза бытия и небытия.

Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню означает успокоение; согласное с природой означает вечное; поэтому разрушение тела не заключает в себе никакой опасности.

Мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.

Незнатные являются основой для знатных, а низкое — основанием для высокого. Поэтому знать и государи, которые сами себя возвышают, прочного положения не имеют, ибо они не рассматривают незнатных как свою основу. Это ложный путь.

Человек при рождении нежен и слаб, при смерти тверд и крепок. Все вещи и растения при рождении нежны и слабы, а при смерти тверды и крепки. Твердое и крепкое — это то, что погибает. Нежное и слабое — это то, что начинает жить. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое есть у нежного и слабого.

Для того чтобы что-то уменьшить, безусловно, следует сначала увеличить его. Для того чтобы взять, сначала, безусловно, следует дать.

Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища пусты. Знать одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется обычной пищей и накапливает излишние богатства. Все это называется разбоем и расточительством.





Дао Дэ Цзин. Книга Пути и благодати. Лао Цзы (аудиокнига)

В трактате Дао-дэ цзин (IV—III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы.
В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично.
Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое,
безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.
Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию — через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.

Трактат настаивает на неизреченности Дао, которое есть начало всех вещей. Для постижения Дао рекомендуется недеяние,
безмолвие, спокойствие, умеренность и бесстрастие, которые даруют слияние с Дао.


Встреча Конфуция и Лао-Цзы. Даосская притча.

Конфуция очень беспокоили Лао-Цзы и его учение.

Однажды он отправился повидаться с ним.

Он был старше Лао-Цзы и ожидал, что тот будет вести себя с должным почтением.

Но Лао-Цзы сидел, когда Конфуций зашел к нему.

Он даже не поднялся для приветствия, не сказал: "Садитесь".

Лао Дзы и Конфуций (Lao Tzu and Confucius)

Он вообще не обратил особого внимания.

Конфуций рассвирепел: "Что это за Учитель?!"
И спросил: - Вы что, не признаёте правил хорошего тона?

- Если вам хочется сесть, садитесь, - ответил Лао-Цзы. - Если хочется стоять, стойте.
Кто я такой, чтобы говорить вам об этом? Это ваша жизнь. Я не вмешиваюсь.

Лао-цзы родился в 604 году до н.э. в Древнем Китае в царстве Чу, уезде Ку, в области Ли, в деревне Цюйжэнь, недалеко от современного Пекина. По преданию, его беременная мать носила в себе ребенка несколько десятков лет и Лао-цзы родился уже стариком, из-за чего и получил своё имя:

Лао-цзы - "Старый ребёнок". В жизни ж его звали Ли Эр. Он получил хорошее образование, некоторое время находился на должности историка при дворе династии Чжоу и был хранителем архивов царской библиотеки – самого великого книгохранилища в Китае. Был женат, его сын Со состоял на военной службе, к которой Лао-цзы сам относился весьма отрицательно. Уже будучи в зрелом возрасте, видя ослабление династии Чжоу и предсказывая её последующие падение и крах, Лао-цзы ушел с государственной службы и уединился в пещере, в провинции Чжеу, подальше от людей и цивилизации.

В трактате "Дао-дэ Цзин" или "Трактате о Дао и Дэ" говорится о существовании абсолютного Дао - предвечного, бесконечного, немыслимого, не имеющего "образа, вкуса или запаха"; никем не сотворённого, оно "само себе ствол, само себе корень"; беспристрастно охватывающего и вмещающего в себя всё сущее, подобно бездонному небу. По словам Лао-цзы, "когда о Дао слышит низкий человек, он смеётся. Если бы он не смеялся, это было бы не Дао". Познавать Дао, следовать ему, сливаться с ним - в этом цель, смысл и счастье жизни. Дао – как высшее, извечно духовное существо - является коренной причиной всего на земле сущего, а человеческие души – всего лишь эманации этого существа. "Дао рождает один, один рождает два, два рождает три, а три рождает мириады сущностей." По учению Лао-цзы, душа, незапятнанная грехами, возвращается в свое Божественное начало, а грехи вынуждают её пребывать в других телах животного мира.

Лао-цзы утверждал, что лучшим жизненным путем является путь недеяния, в котором человек покорно следует Дао – то есть естественному течению жизни. "Осуществление недеяния приводит к тому, что не остается ничего, что бы не управлялось." Или иначе: Постоянство Дао есть отсутствии осуществления. В результате этого отсутствует неосуществлённое. Человек мудрости свою личность помещает позади, но его личность оказывается впереди. Он отстраняется от личности, но личность сохраняется. Именно отсутствием личных устремлений он способен их осуществлять.

Учение Лао-Цзы довольно сложно и непонятно для человека непосвященного. Точно так же туманны и непонятны его предсказания, касающиеся не конкретных событий, как большинство тех, которым мы привыкли внимать или следовать, но всеобщего «космического развития». Возможно, в самом учении Лао-цзы заключено многое из того, чему следует следовать человеку для постижения предсказанного им.

Изображение мудреца Лао-цзы по рисунку художника У Дао-цзы (VIII в.). Эстампаж со средневековой стелы в одном из храмов г. Суджоу.

Афоризмы Лао-Цзы

  • Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков.
  • Воздержание - это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.
  • Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый - лжец.
  • Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего хочет не твоё тело, а твоя душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное благо, для которого не существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем.
  • Долг без любви не радует. Истина без любви делает человека критичным. Воспитание без любви порождает противоречия. Порядок без любви делает человека мелочным. Предметные знания без любви делают человека всегда правым. Обладание без любви делает человека скупым. Вера без любви делает человека фанатиком. Горе тем, кто скуп на любовь. Зачем жить, если не для того, чтобы любить?
  • Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.
  • Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.
  • Знающий людей разумен, а знающий себя самого прозорлив.
  • Знающий много молчалив, а говорящий много не знает ничего.
  • Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.
  • Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
  • Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.
  • Кто думает, что постиг всё, тот ничего не знает.
  • Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.
  • Кто, зная много, держит себя, как не знающий ничего, тот - нравственный муж.
  • Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает. Кто осторожно оканчивает свое дело, как начал, тот не потерпит неудачи.
  • Люди высшей нравственности не считают себя нравственными; поэтому они имеют высшую нравственность.
  • Мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.
  • Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.
  • Нет греха тяжелее страстей.
  • Под небом все лишь временно бывает.
  • Почесть и позор от сильных мира (для мудреца) одинаково странны.
  • Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.
  • Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.
  • Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.
  • Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело - из малых.
  • Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.
  • Всё в мире растёт, цветёт и возвращается к своему корню.
  • Голос истины противен слуху.
  • Довольствующийся самим собой - богач.
  • Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения.
  • Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.
  • Закон достойных - творить добро и не ссориться.
  • Знающий меру доволен своим положением.
  • Истинно просвещенный человек никогда не воюет.
  • Когда мир начал существовать, разум сделался его матерью, и тот, кто сознает, что основа жизни его - дух, знает, что он находится вне всякой опасности. Когда он закроет уста и затворит врата чувств в конце жизни, он не испытает никакого беспокойства.
  • Когда нет врагов, то не бывает войны.
  • Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен.
  • Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
  • Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.
  • Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен.
  • Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
  • Мудрец избегает всякой крайности.
  • Не ссорящийся не осуждается.
  • Нет беды тяжелее, чем презирать врагов.
  • Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.
  • Потеря есть начало размножения, множество начало потери.
  • Превосходный воин никогда не разгневается.
  • Только что распустившееся растение нежно и слабо. 3асохшее растение твердо и не гибко. Отсюда ясно, что нежное и слабое живет.
  • Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
  • Человек легко умирает от того, что у него слишком сильно стремление к жизни.


Есть люди, которые перевернули сознания не только своего поколения, но и влияющие на тех, кто будет жить через много и много столетий после. Они ниоткуда пришли, но не ушли бесследно, а оставили после себя Путь. Узкая тропинка спешит сама и уводит всех, кто решил стать на нее, следуя здравым словам первопроходца. Вот так и цитаты Лао Цзы некогда, словно птицы, вылетели и успели облететь весь мир, зарождая последователей Истинной Мудрости. Кто такой Лао Цзы? Что это за Мудрость и как она помогает распоряжаться жизнью?

Старик-легенда. Величественные горы с одинокими соснами на них, небо, что куполом простирается ввысь и тишина, которую слышно протяжной мелодией. Все это давало возможности и неторопливые, но глубокие планы. Именно здесь рождались философы, которые помогали людям увидеть красоту жизни и истинное призвание человека.

Откуда пришел, и как появился человек, философ, что взял себе имя Лао Цзы? Единой версии нет. Кто-то из его современников настаивал на том, что его, 81-летнего родила мать, которая все это время носила ребенка под сердцем. И появился он уже седой и мудрый.

В другом варианте этот человек пришел из Индии, но он не принес с собой никакого учения, словно чистый лист, он направился в Китай учиться и познавать. И потому, его высказывания полностью отражают восточную философию мировосприятия.

Но, как и любая другая легендарная личность, Лао Цзы борется за «жизнь». Некоторые историки и вовсе оспаривают существование этого философа. А все его цитаты и афоризмы распределяют между Конфуцием и его менее известными современниками.

Так жил ли на самом деле человек, чья мудрость легла в основу одного из грандиознейших учений? Был ли тот, кого Конфуций назвал подобным Дракону, и признал его мудрость недосягаемой? Это оставим за кадром, фокусируясь на простых, но мудрых афоризмах Лао Цзы.


Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.

Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.

Будьте внимательнее к своим мыслям, они - начало поступков!

Кто берёт - наполняет ладони, кто отдает - наполняет сердце.

В мире нет ничего слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет!

Из глины делается горшок, но лишь ради пустоты, которая внутри...

Умеющий управлять другими силен, умеющий владеть собой - могуществен.

Наводить порядок надо тогда, когда еще нет смуты.


Путь мудрости. Этим цитатам почти 14 веков, но каждый из нас охотно признает их практичность для современного человека. Они, словно с годами становятся еще мудрее. В чем их секрет? Все просто. Философ говорил не о временных концепциях, не о модных веяниях, он основывал свое учение на вечных понятиях, таких, как: любовь, простота мышления, здравый смысл, и гармония с окружающим миром.

Это все стало началом Пути. Куда он ведет? К единству природы и человека. Природа делает людей сильными и совершенными; человек же заботится обо всем, что его окружает. И делает не ради собственной выгоды, а по справедливости, считая все частью себя. Есть ли здесь смысл и мудрость? Без сомнения! Изречения философа глубокие и точные. А главное, они касаются жизни каждого человека.


Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое - из малого.

Нет большего несчастья, как неумение довольствоваться тем, что имеешь.

Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым не ценит свою жизнь.

Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха. Тот, кто жалеет себя, не может совершенствоваться.

Поднимаясь в гору не бей под ноги тем, кого обойдешь по пути. Ты их еще встретишь, когда будешь спускаться.

Умный каждый день пополняет свои знания. Мудрый каждый день стирает лишнее.

Мутная вода, если дать ей отстояться, становится прозрачной.

В одном колесе тридцать спиц, но только пустота между ними делает движение возможным. Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе. В доме пробивают окна и двери, но пользуются пустотой в доме. Вот это польза бытия и небытия.


Мы все так много хотим получить от жизни, что порой куда-то спешим и торопимся, проходя мимо важных и на самом деле нужных вещей. В погоне за материальным или удовольствиями мы забываем о вечном: о любви и дружбе, о том, что действительно имеет значение и привносит в нашу жизнь истинную радость и смысл.

Мудрые слова Лао Цзы все ставят на свое место. Он, не спеша, спокойно показывает, что на самом деле нужно человеку для полноты и гармонии его существования. Не делая отличия между молодым и старым, знатным или простым человеком, достигшим и стремящимся достигнуть чего-то на самом деле важного, мыслитель показывает, какая нас окружает красивая жизнь. Его фразы помогают увидеть и оценить все возможности, что мы имеем. И стремиться уже не к пустым и слабым целям, а к собственному счастью.

На нашем сайте мы собрали достойную коллекцию высказываний мудреца. Все эти афоризмы можно бесплатно скачать и делиться ими с друзьями.

Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.

Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает.

Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаруживать свою мудрость.

Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.

Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности трудно добываемым вещам и не слушать бесплодного учения.

Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло.

Кто свободен от всякого рода знаний, тот никогда не будет болеть.

Лучшее знание - это незнание о том, что ты что-то знаешь.

Чтобы вести людей за собой, иди за ними.

Довольствующийся самим собой - богач.

Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен.

Из бытия и небытия произошло все; из невозможного и возможного - исполнение; из длинного и короткого - форма. Высокое подчиняет себе низкое; высшие голоса вместе с низшими производят гармонию, предшествующее подчиняет себе последующее.

Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков.

Оттого народ голодает, что слишком велики и тяжелы государственные налоги. Это именно причина бедствий народа.

Когда я ничего не делаю, то народ делается лучше; когда я спокоен, то народ делается справедливым; когда я не предпринимаю ничего нового, то народ обогащается…

Нет знания; вот почему я не знаю ничего.

Побеждающий других силен, а побеждающий себя самого себя могуществен.

просвещение

Кто знает глубину своего просвещения и остается в невежестве, тот сделается примером всего мира.

Для того, чтобы служить небу и управлять людьми, всего лучше соблюдать воздержание. Воздержание - это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три - все вещи.

Из несовершенного происходит цельное. Из кривого - прямое. Из углубленного - гладкое. Из старого - новое.

Кто знает - не говорит. Кто говорит - не знает.

«Cвятой муж», управляющий страной, старается чтобы мудрые не смели сделать чего-нибудь. Когда все сделаются бездеятельными, то (на земле) будет полное спокойствие.

То, что сжимается, - расширяется; то, что ослабевает, - усиливается; то, что уничтожается, - восстанавливается.

Тридцать спиц образуют колесо повозки, но только пустота между ними делает движение возможным. Лепят кувшин из глины, но используют всегда пустоту кувшина..., пробивают двери и окна, но только их пустота даёт комнате жизнь и свет. И так во всём, ибо то, что существует – есть достижение и польза, но только то, что не существует – даёт возможность и пользы, и достижения.

Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.

Когда человек дойдет до неделания, то нет того, что бы не было сделано.

на другие темы

Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага.

Дао велико, небо велико, земля велика, и, наконец, царь велик. Итак, в мире существует четыре величия, одно из которых составляет царь.

Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным.

Лучше быть мягким снаружи и твёрдым внутри, чем твёрдым снаружи и мягким внутри.

Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное.

Лао-Цзы - философ из Древнего Китая, предположительно живший в VI-V веках до н. э. Считается, что именно он написал один из важнейших даосских философских трудов - «Дао Дэ Цзин». Современные исследователи подвергают сомнению факт о существования философа. Несмотря на это, в научной литературе Лао-Цзы считается основоположником даосизма.

Философия Дао

Прежде чем рассматривать высказывания Лао-Цзы, полезно уделить немного внимания тому учению, которое он проповедует в своих трудах. Даосский образ жизни представляет собой отшельничество. Его приверженец практикует «молчание», «недеяние».

Местом своего рождения философ считает вселенскую пустоту. Он решает овладеть высшим знанием в процессе безупречного следования Великом Дао. На своем пути Лао-Цзы обретает три нравственные добродетели: скромность, простоту и умение сострадать. С помощью них мудрец обретает мужество, широту своей души и навыки духовного учителя. В результате он становится Отцом учения.

О помыслах

Древнекитайский мудрец говорил следующее о мыслях человека:

Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков.

Именно помыслы человека определяют его поступки, говорится в Лао-Цзы. Именно поэтому стоит быть предельно внимательными к своим помышлениям. Существующая тонкая грань между помыслом и началом активных действий определяет будущее человека. Поэтому каждому, кого интересует собственное будущее, стоит прислушаться к совету мудрого философа.

Многие высказывания и цитаты Лао-Цзы касаются умения управлять собой. Например, следующее:

Умеющий управлять другими силен, но умеющий владеть собой еще сильнее.

В данной фразе философ подчеркивает, что умение грамотно управлять другими людьми - это целое искусство, которое делает человека сильным. Но еще больших навыков от человека требует владение собой. И именно оно придает сил, помогает развить в себе внутренний стержень.

Об относительности прибыли и убытков

Цитаты, мудрые высказывания и афоризмы Лао-Цзы учат о том, что все в человеческой жизни относительно. Например, в следующей фразе говорится о том, что всякое приобретение может в действительности являть собой убыток. А потеря, напротив, быть на самом деле прибылью.

И убыток может обернуться прибылью, а может и прибыль обернуться убытком.

Человеку может казаться, что те события, которые происходят с ним, являются настоящей катастрофой. Но на деле любой убыток можно обернуть в прибыль - для этого достаточно найти плюс в сложившейся ситуации. Это ценное умение помогает оставаться победителем в любых обстоятельствах.

О желании иметь

В своих высказываниях, афоризмах и цитатах Лао-Цзы учит правильному отношению к материальным и духовным вещам. Следующая фраза относится к желанию обладать чем-либо, которое нередко охватывает человека и приносит ему одни лишь страдания:

Освободитесь от стремления иметь.

Почему мудрец говорит об этом в повелительном наклонении, словно дает напутствие своим слушателям? Несомненно, он хочет добра ученикам, и не станет говорить им плохого. Человек нередко бывает несчастным в своей жизни по той причине, что слишком много желает себе присвоить. Нередко он строит планы на десятилетия вперед, желает сконструировать ту реальность, которая ему по вкусу. Он хочет приобрести жилье, построить семью, находиться в кругу общения с определенными людьми. И когда эти его планы рушатся, то он становится подлинно несчастным.

Именно поэтому высказывание Лао-Цзы учит не привязываться ни к материальным вещам, ни к людям. Ведь нередко «стремление иметь» относится не только к деньгам или физическим ценностям. Бывают и такие случаи, когда человек непременно хочет «иметь» в своей жизни другую личность. Так нередко случается, когда, к примеру, родители не хотят отпускать свое уже взрослое чадо в свободную жизнь. Но чтобы не чувствовать себя несчастными, им следует внутренне освободиться от «стремления иметь», и дать свободу своим детям. Рассмотренный случай - лишь один из примеров, иллюстрирующий высказывание Лао-Цзы. В действительности подобных примеров можно привести большое количество, и во всех случаях страдания человека обусловлены материальными или эмоциональными потерями.

О заблуждениях

Суждения древнекитайского мудреца иногда могут показаться слишком радикальными:

Человек уже давно находится в заблуждении.

Но в действительности в них заключается немалая мудрость. Данные слова похожи на слова Платона: «Я знаю, что ничего не знаю». Люди могут полагать, что им известна какая-либо информация или знание, но через время оказывается, что эта истина была относительной. Через этот процесс проходит как все человечество, так и отдельно взятый индивид. В процессе своей жизни каждый развивает осознанность, и процесс обретения новых знаний никогда не прекращается. При этом избавление от заблуждений всегда касается определенной сферы жизни - именно там, где и требуются новые знания. Развивать осознанность и избавляться от заблуждений позволяет практика управления своими внутренними переживаниями - иными словами, медитация. Тот, кто способен практиковать спокойное присутствие, постепенно обретает привычку быть расслабленным. А значит, его восприятие мира становится более точным, и он избавляется от заблуждений.

О достойных людях

Цитаты и высказывания Лао-Цзы позволяет обрисовать портрет достойного человека. Например, в следующей фразе мудрец говорит:

Закон достойных - творить добро и не ссориться.

Достойный, уважающий себя и других людей человек, практически во всех ситуациях старается держать себя в руках, не вступать в конфликты. Также благородную личность можно узнать и по ее стремлению творить добрые дела. Лао-Цзы в своем высказывании говорит о том, что для достойного человека это - закон. Иными словами, он руководствуется подобным правилом в любых жизненных ситуациях.

Благородный человек не станет хвалиться

Следующие слова мудреца относятся к такому качеству, как скромность:

Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаруживать свою мудрость.

Человек с достаточно высокой самооценкой не станет выпячивать перед всеми свои достижения или добрые дела. Он не желает, чтобы другие люди знали о наличии у него мудрости. Хвастун же, наоборот, постоянно стремится поведать всему миру о том, какие благие дела он сегодня сотворил.

Тот же, кто хвалится, не может быть достойным человеком. В действительности, стремящийся похваляться своими достижениями имеет достаточно низкую самооценку. Чтобы ощутить себя хорошо, он начинает рассказывать каждому о том, насколько благородным и добрым человеком является. Но подобное поведение говорит об обратном. Качеством, присущим достойному человеку, является скромность - и об этом еще раз нам напоминает фраза Лао-Цзы.

Об умении встать на место другого

Лао-Цзы говорил:

Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.

Встать на место другого человека - непростая задача. Однако это - один из наиболее важных навыков, а также непременное условие внутренней гармонии, психологической уравновешенности. Люди склонны к осуждению тех, кто представляется им недостойной личностью или злодеем. Но кто знает, если бы осуждающий прошел тем же путем, что и объект его осуждения, не стал ли бы он в таком случае еще более худшим и недостойным?

В своем высказывании мудрец Лао-Цзы учит эмпатии, или состраданию. Этот навык представляет собой умение сопереживать другому человеку, становится на его место. Сострадание помогает понять, почему он совершил тот или иной поступок, отчего выразил определенные эмоции.

Еще несколько цитат

Рассмотрим еще несколько мудрых изречений этого философа:

Тот, кто много говорит, часто терпит неудачу, поэтому лучше соблюдать меру.

Совершенномудрый ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди.

Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них.

В стремлении к идеальному не забывайте жить!

Знающий не спорит, спорит незнающий.

Эти фразы учат главным жизненным закономерностям, и позволяют отличить мудрого человека от глупца. Например, тот, кто постоянно и помногу болтает, вероятно, не отличается большим умом. Именно поэтому китайский мудрец рекомендует соблюдать меру и воздерживаться от лишних речей.

Полезна и упомянутая фраза о скромности. Тот, кто ставит себя позади других, в конце концов оказывается впереди. В теперешнем мире принято опровергать этот принцип. Но в действительности те, кто идут по головам, редко бывают счастливыми.

Высказывания Лао-Цзы и Конфуция

Многих читателей, которые ищут цитаты древнекитайского мудреца Лао-Цзы, могут заинтересовать и фразы Конфуция. Рассмотрим некоторые из них.

Если ты ненавидишь - значит тебя победили.

Перед тем как мстить, вырой две могилы.

Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты.

Советы мы принимаем каплями, зато раздаем ведрами.

Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.

Китайская мудрость обоих философов остается актуальной и по сей день. Их фразы и изречения помогают лучше понять себя, других людей и окружающий мир.