Кризис одного года. Психическое развитие от одного года до трех лет

Общее развитие ребенка совершенствуется от 1 года до 3 лет, перестраивается поведение, повышается эмоциональность, изменяется отношение к окружающим. Улучшаются его двигательные навыки.

Развитие ребенка от 1 года — до 1 года 3 месяцев:

Ребенок самостоятельно ходит, это становится для него потребностью. Он не может больше чем на 2-3 минуты останавливаться или присаживаться. В этом возрасте детям очень нравится переносить предметы с места на место.

— Ребенок способен пройти от 3 до 10 м, не присаживаясь.

— Может долго ходить с предметом в руках.

— Менять положение тела: наклоняться, приседать, поворачиваться, пятиться.

— Влезать на лестницу высотой 1 м и на четвереньках перелезать через бревно.

— Может двумя руками бросать большой мяч.

Развитие ребенка от 1 года 3 месяцев — до 1 года 5 месяцев:

— Ребенок ходит более уверенно, перешагивает через палку, лежащую на полу.

— Перелезает через бревно.

— Одной рукой может бросать небольшой мяч на расстояние 50 см.

Развитие ребенка от 1 года 5 месяцев — до 1 года 7 месяцев:

— Ребенок может перешагнуть через веревку или палку на высоте 10 см от пола.

— Встать на ступеньку высотой 10 см.

— Может одной рукой бросать маленький мяч в цель на полу на 20-40 см.

Развитие ребенка от 1 года 7 месяцев — до 2 лет:

— Ребенок может подниматься и спускаться по наклонной доске, которая одним концом приподнята над полом на 20-25 см.

— Может перешагнуть через веревку на высоте 15-18 см от пола.

— Бросать маленький мяч в цель на уровне его груди на 50-70 см.

Однако в этот период ходьба еще не совершенна. Недостаточна координация сложных движений, неустойчива походка. Ребенок может широко расставлять ноги, сгибать их в коленях, наступать сразу всей ступней, чтобы увеличить площадь опоры, шаркает ногами. Чтобы удержать равновесие – разводит руки. Неравномерный темп ходьбы – то бежит, то замедляет шаг. Некоторые дети при ходьбе раскачиваются из стороны в сторону, размахивают только одной рукой или обе руки прижимают к телу, им трудно идти в прямом направлении. Поэтому, нужно обучать ребенка правильной ходьбе.

Для уменьшения боковых раскачиваний и широкой расстановки стоп необходимы упражнения:

  • Ходьба по дорожке с ограниченной шириной или по доске.

Чтобы ребенок во время ходьбы нешироко расставлял стопы, нужно постепенно уменьшать ширину дорожки или доски от 30 до 15 см.

Примерно к 2 годам ребенок начинает ходить с перекатом с пятки на носок.

Развитие ребенка от 2 лет — до 2 лет 6 месяцев:

— Ребенок может влезать на плоскость высотой 20 см.

— Перешагнуть через палку или веревку на высоте 20-30 см от пола.

— Может взобраться на стремянку высотой 1,5 м.

— Может бросить мяч в цель на 80-100 см.

— Подпрыгивает, делает прыжки в длину.

Развитие ребенка от 2 лет 6 месяцев — до 3 лет:

Ходит по наклонной доске, приподнятой над полом на 30-35 см.

— Влезает на плоскость высотой 25 см.

— Перешагивает через палку на высоте 30-35 см.

— Бросает и ловит большой мяч с расстояния 70-100 см.

От 2 — до 3 лет у ребенка особенно заметно развивается речь, память, внимание, увеличивается запас слов. Развивается воображение и сообразительность. Ребенок может планировать свои действия и добиваться определенного результата. Правильно воспитанный ребенок в этом возрасте самостоятельно находит себе занятие, может долго играть один. Игрушки в 2-3 года: складывание пирамид и разрезных картинок.

В этот период у ребенка ещё недоразвиты органы и ткани, поэтому у него повышенная ранимость, он легко возбуждается и быстро утомляется.

Для удовлетворения потребности ребенка в хождении и лазании создайте для него соответствующую обстановку в его комнате. Помните, что недостаточная подвижность ведет к вялости и апатии. Для занятий ходьбой приспособьте гладкую доску шириной 30 см, для лазания – обычную стремянку. Для развития движений должно быть необходимое количество предметов: обручи, мячи разной величины, большие куклы и т.п. Но, занимаясь, следите, чтобы ребенок не переутомился – чередуйте движение с отдыхом.

У ребенка старше полутора лет уже появляются навыки замаха и бросания, причем, бросание правой рукой сильно отличается от левой. Эту разницу можно уменьшить, если упражняться в бросании обеими руками. Прикрепите к стене лист бумаги, и пусть ребенок бросает мячи в эту цель, то правой, то левой рукой.

Лучшее развитие движений ребенка происходит в естественных природных условиях, когда он ходит по неровному грунту, по пологим спускам и подъемам, канавкам, камням и т.п.; когда бросает камешки, шишки; бегает и перелезает через препятствия. От этих занятий вырабатывается координация движений и ценные двигательные навыки ребенка. Но при этом также важно следить, чтобы движения сочетались с отдыхом.

Для развития ребенка от 1 года до 3 лет во время прогулки и игр на воздухе родители должны ответственно подходить к подбору занятий. Уделяйте достаточно времени для совместных игр с ребенком, например, в прятки, в догонялки, перешагивания через препятствия и другие. Во время игры нужно руководить ребенком, а не играть за него. Для игр зимой можно использовать снег, а летом – воду, камешки, песок, цветы. Но помните, что пользоваться этими предметами ребенку до 2 лет нельзя без присмотра взрослых. Игрушки для прогулок: зимой – санки, летом – деревянная лопатка, лейка, формочки для песка и совочки. Для совместной игры можно объединять два-три ребенка этого возраста, чтобы они учились правильному общению.

Дорогие родители, не забывайте, что правильное развитие ребенка от 1 года до 3 лет зависит от ваших стараний. Не жалейте времени и сил на общение и совместные занятия с ребенком, даже когда он повзрослеет!

Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет

Развитие ребенка до 3-х лет можно разделить на: период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года), период раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис 3 лет).Период младенчества

Новорожденность-

Переходный этап. Кризис новорожденности. Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.

Психическая жизнь. Мозг продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями.Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения. Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.

Примерно в 1 месяц – « комплекс оживления » – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.

Младенчество-

Познавательное развитие р-ка: восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается. Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.Реагируют на цвет. Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира.

Кризис первого года жизни.

Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода – автономная речь (Выготский). У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис первого года жизни был изучен раньше всех остальных критических возрастов, но его кризисный характер не был подчеркнут. Речь идет о ходьбе, о таком периоде, когда о ребенке нельзя сказать, ходящий он или неходящий.

Ребенок в раннем детстве - уже ходящий: плохо, с трудом, но все же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения в пространстве. Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса.

Второй момент относится к речи. Здесь опять мы имеем такой процесс в развитии, когда нельзя сказать, является ли ребенок говорящим или нет. Этот процесс тоже не совершается в один день. Это латентный период становления речи, который длится примерно 3 месяца.

Третий момент - со стороны аффектов и воли. Э. Кречмер назвал их гипобулическими реакциями. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим, "невоздержания", на языке семейного авторитарного воспитания.

Такие реакции ребенка в кризисном возрасте иногда выявляются с очень большой силой и остротой, особенно при неправильном воспитании, и приобретают характер форменных гипобулических припадков, описание которых связано с учением о трудном детстве.

Вот три основных момента, которые описывают как содержание кризиса первого года жизни.

Подойдем к кризису прежде всего со стороны речи, т.к. она больше всего связана с возникновением детского сознания и с социальными отношениями ребенка.

Еще в младенческом возрасте, когда у ребенка нет языка в собственном смысле слова, сама социальная ситуация развития приводит к возникновению у ребенка очень большой, сложной потребности в общении со взрослыми. Из-за того, что младенец сам не ходит, не может приблизить и отдалить от себя предмет, он должен действовать через других. Ни один из детских возрастов не требует такого огромного числа форм сотрудничества, самого элементарного, как младенческий. Действия через других - основная форма деятельности ребенка. В этом заключается чрезвычайно своеобразное противоречие в развитии младенца. Ребенок создает ряд суррогатов речи. У него возникают жесты, которые приводят к такому, с точки зрения развития речи, важному жесту, как указательный. Таким образом, устанавливается общение с окружающими.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) Кризис 3 лет.

Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психол. функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Кризис 3 лет один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего « Я » . Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая Деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание « я сам » - центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением « я » ребенка.

Ребенок растет, но темпы его роста постепенно замедляются. За второй год жизни он вырастает на 9-10 сантиметров, а на третьем году - на 7-8 сантиметров. В два-три года ваш малыш уже крепок на вид, да и вы уже обращаетесь с ним уверенно. Однако особенно не расслабляйтесь: ребенку далеко еще до устойчивого физического и психического состояния.

В возрасте ребенка от года до трех лет довольно четко прослеживаются три периода. Вы должны обратить внимание на это разделение, поскольку знание возрастных периодов поможет выбрать вам правильную тактику по уходу и воспитанию своего малыша. Первый период - от года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он - исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить. Второй период - от полутора до двух лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера. Третий период - от двух до трех лет. Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Сразу после года ребенок начинает произносить все новые и новые слова. Он еще не скажет вам фразу да и слова, что посложнее, произносит неправильно, но вы уже знаете, что он имеет в виду. Это период накопления слов, ребенок запоминает слова. И если он долгое время не произносит какое-либо слово, это не значит, что он его забыл. Нет, оно уже отложилось в «ящичке памяти». Ваша задача: как можно больше заниматься с малышом, разговаривать - сопровождать комментариями свои и его действия, по нескольку раз называть незнакомые предметы, объяснять их назначение... Ребенок - это же ваш храм; что вы в него вложите, то в нем и останется. Его развитие останется с ним навсегда, какие бы ни были жизненные перипетии, умственного развития, знаний у вашего ребенка никто не отберет. Основы этого развития, знаний закладываете вы.

В голове у вашего ребенка, как и у всякого человека, уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать эту модель ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение вашего ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь.

Едва проснувшись, ребенок выбирается из кроватки. Лежать, как он лежал прежде, уже скучно. Вокруг так много интересного. Не мешайте ребенку познавать мир, не говорите ему на каждом шагу «этого нельзя!», «того нельзя!», «не трогай!» и т.д. Если чего-то ребенку действительно нельзя, например, играть с папиной зажигалкой, то, значит, зажигалка не должна попадаться ребенку на глаза.

Все, что ребенок видит, он непременно хочет потрогать, подвигать, перевернуть - посмотреть, что будет. Помогите ему в его исследованиях, поучаствуйте. Заодно будете держать его исследования под контролем. Если ребенок хочет забраться в шкаф, забирайтесь с ним в шкаф, хочет повытаскивать ящики стола, вытаскивайте ящики стола. Ребенок - полноправный член вашей семьи; он тоже хочет знать, где у вас что лежит. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Поэтому должно быть обидно, если ребенок теряет время, слыша очередное «нельзя!».

Кроме постижения мира, ребенок после года быстро постигает премудрости ходьбы. И, конечно же, часто падает. Не переживайте, что ребенок часто падает; он не сильно ушибается, поскольку еще слишком легок; и переломы ему не грозят (косточки его, содержащие много органики, очень гибки). А поднимаясь, малыш развивает, тренирует мышцы. Во время падений, как во время любого движения, развивается и совершенствуется чувство равновесия (задействуется вестибулярный аппарат), ребенок набирается опыта в плане ориентации в пространстве.

Ребенок упал. Пусть поднимется сам. Ваше неучастие в этом имеет еще и большое воспитательное значение. Ребенок должен привыкнуть сам справляться со своими трудностями. Не то он в будущем будет постоянно оглядываться на вас и ждать от вас помощи.

Единственное, что от вас требуется, это поддерживать ребенка морально, словом. Если малыш разнервничался, - успокойте его, ободрите. Умейте поддержать хорошее настроение. Но не сюсюкайтесь. Разговаривайте с ребенком, как с одним из взрослых.

Чем чаще ребенок ушибается, тем скорее в нем закрепляется наука. Он знает уже, чем опасен угол шкафа или тумбочки; он отлично помнит, что прищемил в двери пальцы; отложились в памяти и неприятные ощущения, когда он сорвался со стула. И в определенных ситуациях малыш теперь настороже, ему не хочется повторять некоторый опыт.

И родители должны быть настороже, должны исключить возможность травматизма. Пусть ребенок падает на полу сколько ему угодно, он ведь учится ходить. Но вы не должны подпускать его к лестницам, к открытым окнам, к предметам, которые могут на ребенка упасть. Не оставляйте ребенка без присмотра.

Ваш малыш очень хочет научиться ходить. Учебу ему можно облегчить. Например, когда вы вышли на прогулку с колясочкой. Ребенок обязательно в какой-то момент попросится из коляски. Очень хорошо. Пусть идет сам и толкает коляску. Держась за коляску, он быстрее научится ходить. Можете устроить ребенку это упражнение дома: пусть ребенок катает коляску по квартире.

В норме ребенок к полутора годам должен ходить довольно уверенно. Если он еще не ходит, вы должны обратиться за консультацией к участковому детскому врачу.

Ребенок приобретает навыки. И делает это тем быстрее, чем больше новых предметов попадается ему в руки. Дайте ребенку книгу, которую читаете, и научите обращаться с ней аккуратно. Ребенок довольно быстро приспособится перелистывать страницы. Дайте малышу чашку и кубик, и малыш порадует вас умением ловко вкладывать кубик в чашку. Задумайтесь над тем, какие новые практические навыки вы могли бы воспитать в своем ребенке.

Не огорчайтесь, что ваш ребенок еще только говорит отдельные слова и не строит фразы. Это нормально для его возраста. Вы можете убедиться, насколько хорошо он вас понимает. Попросите малыша принести пирамидку, и он принесет ее вам. Скажите положить пирамидку, и он положит.

По своему развитию ребенок после года вполне способен сам управляться с ложкой. Если он еще не кушает у вас самостоятельно, активизируйтесь в этом направлении. Некоторые дети способны пользоваться ложкой уже до года.

Что нужно делать, чтобы ребенок поскорее научился кушать сам? Ничего особенного не нужно. Только не делайте из ложки запретного предмета. Если ребенок схватил ее, пусть поиграет с ней, пусть изучит. Он уже знает назначение ложки и, подражая вам, попробует ее использовать. Первые попытки, конечно, будут неудачными, но малыш быстро освоит науку. Вы же будьте терпеливы, не бранитесь на ребенка, если он слишком вывозится в каше. К пятнадцатимесячному возрасту большинство детей вполне осваиваются с ложкой, и владеют ей если не виртуозно, то во всяком случае достаточно уверенно, чтобы обходиться при еде без вашей помощи.

Не допускайте, чтобы ребенок играл во время еды. Игра за столом - одна из распространенных дурных привычек. Игра за столом - признак того, что ребенок уже не хочет есть, поэтому внимание его отвлекается. Если вы сносите спокойно его выходки, ребенок разбалуется и прибавит вам в будущем проблем.

Как быть, если ребенок начал баловаться за столом? Будем считать, что он наелся, и отправим его в детскую комнату. Тут события могут развиваться по двум направлениям: первое - ребенок закапризничает и опять попросится за стол (в этом случае вы вернете его за стол и посмотрите, что будет дальше); второе - ребенок спокойно займется игрушками (значит, он действительно наелся).

Случается и такая ситуация: ребенок начал баловаться за столом, и вы удалили его к игрушкам; а через некоторое время малыш (в неурочный час) запросил есть... Дать ли ему немного поесть до назначенного часа? Не желательно. Этим вы можете испортить аппетит. Постарайтесь, насколько это возможно, отвлечь внимание ребенка - игрой, новой игрушкой (вообще разумно для подобных случаев иметь запас новых недорогих игрушек, которых ребенок еще не видел). Можно и несколько передвинуть время очередного кормления. Нагуляв аппетит, ребенок съест в это кормление чуть больше обычного, и в общем график кормлений будет выдержан.

Вы заметили, что ваш ребенок склонен позабавиться за столом и отвлекается от еды или начинает баловаться едой. Попробуйте пресекать эту нехорошую манеру поведения следующим образом: заберите у ребенка еду, спрячьте тарелку. Точно так же поступите и в следующий раз. Ребенок быстро сообразит, что баловство ему не на руку.

Ребенок все меньше спит и все больше бодрствует. Днем он спит только один раз - в послеобеденное время. Чем же он занят во время бодрствования? Конечно же, играми. Ребенок в этом возрасте способен играть не только с игрушками, но и со всеми предметами, попадающими ему в руки: с тарелками, с молотком, с часами, с кошельком и т.д. Вы понимаете, что не все предметы подходящие для игр, но не спешите отнимать их у малыша - нужно же ему обретать кое-какие практические навыки, нужно знакомиться с миром предметов.

Имейте в виду, что от года до полутора лет дети становятся «водяными». Вы и раньше замечали, что ребенку доставляет огромное удовольствие каждое купание - как он плещется, как смеется... А теперь малыша так и тянет к воде. Что ж, создайте ему условия, пусть поиграет игрушками в теплой воде. Это можно устроить дома в ванной комнате, или на даче - на зеленой лужайке поставьте пластмассовый таз, или в саду - на солнышке. Воды много не наливайте. Бросьте в воду несколько игрушек, с ними - пару пластмассовых чашек. Пусть малыш переливает из пустого в порожнее (как раз тот случай, когда это хорошо)... В магазине «Детский мир» вы можете встретить очень полезную игрушку - маленький надувной бассейн с пластмассовыми рыбками. Лучше использовать такой бассейн для забав ребенка; этот бассейн выгодно отличается от тазика тем, что не перевернется, если нажать на край, то есть ребенок не выльет на себя воду.

В этом же возрасте - от года до полутора лет - ребенок очень любит играть в песке. Впрочем, тяга к песку сохранится еще долго. И вы должны это учитывать. В городских условиях песочницу найти не проблема, да бывает песок в таких песочницах оставляет желать лучшего - то он с какой-то пылью, то с мусором, - иными словами, подобран без любви... Если у вас есть возможность, организуйте привоз в ближайшие песочницы хорошего мелкого песка. Многие дети вам будут благодарны. В сельской местности или в дачном поселке с песком и вовсе не должно быть сложностей... Пусть папа не поленится, сколотит из" бросовых досок песочницу у себя на дачном участке, пусть наполнит ее чистым желтеньким песком. Это будет счастье для вашего малыша: целыми часами он может быть занят играми с песком; вы и не услышите ребенка, пока он не захочет есть.

Однажды ребенок с удивлением обнаружит, что мир населен не только людьми, но и братьями меньшими - животными. Тут уж вы должны постараться объяснить малышу, кто есть кто: кто сторожит дом, кто щебечет под облаками, а кто ловит мышей... Вы увидите: проявляя к животным интерес, ребенок будет держаться с ними настороженно. Это нормальная реакция. Не ускоряйте событий, не стремитесь к тому, чтобы ребенок непременно сейчас погладил кошку или собаку. Это нежелательно и из гигиенических соображений (откуда вам знать, какую инфекцию несет на себе бродячая кошка или собака?), и из тех соображений, что ребенок еще к контакту не готов. Некоторые дети убегают от цыпленка, впервые увидев его. Ребенок должен прежде привыкнуть к животным.

В вашем доме (квартире) давно живет собака. Старый преданный друг. Не опасно ли это для ребенка? Если вы соответственно ухаживаете за собакой, если уверены, что через собаку не передастся ребенку какая-нибудь инфекция, то, конечно, не опасно. И вы сами об этом знаете. Но все-таки будет разумно, если собаку вы будете держать в некотором отдалении от малыша.
Нередки случаи, когда у детей бывает аллергия на шерсть домашнего животного.

Некоторые родители в стремлении привить ребенку любовь к животным спешат наполнить дом птичками, черепахами, кошками, собаками, даже заводят экзотических животных. Если вы еще никого из животных не завели, то и не заводите, пока ваш ребенок мал, пока его организм не в состоянии бороться с инфекцией так же успешно, как организм взрослого человека.

Необходимо помнить, что ребенок играет только в те игры и теми игрушками, до которых созрел внутренне, до уровня которых поднялся. Если вы купите ребенку полутора-двух лет набор фломастеров из двадцати четырех цветов и роскошный альбом для рисования, то ничего хорошего из этого не выйдет. Понятно, всякий родитель хочет видеть в своем малыше вундеркинда, но вундеркинды - слишком редкое исключение... Малыш распишет вам не только альбом, но и обои на уровне своего роста. И придется делать ремонт... Ребенок повырывает из альбома все листы, скомкает и будет гонять по комнатам. А вы будете огорчены...

Покупайте ребенку игрушки, соответствующие возрасту. Если же хотите купить что-то заранее, то, пожалуйста, - покупайте. Но спрячьте подальше до поры до времени. Когда ребенок подрастет, все пойдет в ход.

К полутора-двум годам ребенок уже развился настолько, что может принимать активное участие в собственном одевании. Этот навык нужно закреплять, ведь пройдет совсем немного времени, и ребенок должен будет одеваться сам. Всячески поощряйте его участие в процессе одевания, подсказывайте последовательность движений.

В этом возрасте ребенок уже с горшком на «ты». Хотя не исключены случаи, что сходит по малой нужде под себя - как правило, это случается, когда малыш увлечется игрой. Если же такие случаи часты, есть смысл проконсультироваться у педиатра.

Ребенок от полутора до двух лет очень подвижен. Он всюду лезет, открывает шкафы и выбрасывает из них одежду, предметы, хозяйничает в папином письменном столе, если попадается что-то хрупкое, ненароком сломает. Как с этим быть? Запрещать или все позволять?
Запрещать не следует. Ребенок подвижен - это так и должно быть. Но и не надо все позволять. Чтобы вам не приходилось нервничать, все предметы, какие ребенок может сломать или какие могут причинить ему вред, уберите подальше - на шкаф, на стенку, на полку, а лучше вообще спрячьте, чтобы не искушали вашего малыша. Шкаф и письменный стол закройте на ключ, а ключ уберите. Или загородите проход к столу стулом, креслом.

Ребенок в этом возрасте любит все выбрасывать из ящиков шкафа. Ребенок проявляет естественное любопытство, он должен удовлетворить жажду познания.
Ему ведь давно надоели игрушки, а смотреть часами на однообразный рисунок обоев - кому это интересно?.. Найдите время, поучаствуйте в исследованиях вашего малыша; выдвиньте нижние ящики шкафа, достаньте вещи, пусть ребенок их рассмотрит. Пользуясь случаем, за игрой вы можете навести в этих ящиках порядок (раньше ведь все руки не доходили). И ребенку интересно, и хозяйству польза. Так - методично, с ревизией - вы можете заглянуть во все уголки, куда давно не заглядывали.

В полуторагодичном возрасте вы можете ждать от ребенка первых фраз. Чем больше и чем яснее вы с ним разговариваете, тем быстрее ребенок научится самостоятельно строить фразы.
Когда вы разговариваете с ребенком, не упрощайте слов, не коверкайте их, избегайте жестикуляций (любую мысль можно выразить словами). Не копируйте языковых неумелостей своего ребенка. И не насмехайтесь над ним, не передразнивайте.

Вашему ребенку уже два года, а он еще плохо говорит, опускает букву «р», заменяет букву «с» и т.д., плохо строит фразу да и фраз тех - раз, два и обчелся. Между тем девочка соседей в два года щебетала как птичка и разговаривала с мамой вполне взрослым языком (вообще опыт показывает, что в раннем детстве девочки в речевом развитии несколько опережают мальчиков; со временем эта разница исчезает).
Вероятнее всего, вы напрасно паникуете. Не все дети начинают говорить одновременно. Пройдет немного времени, и ваш малыш нагонит соседскую девочку. Но на всякий случай вы можете встретиться с логопедом. Даже если он не назначит вам занятий, он может дать несколько полезных советов.

От полутора до двух лет, когда ребенок чересчур подвижный, но не совсем еще ловкий, когда он в каждые пять минут «выдает» вам повод его поругать и даже нашлепать, будьте терпеливы. Окриками и руганью вы воспитаете чувство постоянной вины в ребенке со всеми исходящими из этого чувства комплексами.

Очень подвижный ребенок - это хорошо. Если ваш ребенок тихо сидит в углу и не дает вам повода погрозить ему пальцем - и так час за часом - это ненормально. Обратите внимание, не заболел ли ваш малыш.
В возрасте 1,5-2 года многие дети вполне способны сами раздеться. Но одеваться самостоятельно у них еще не получается. Нет специальных методик, как поскорее научить ребенка одеваться. Для этой науки необходимо время. От вас требуется немногое: когда вы одеваете ребенка, делайте это неторопливо (вообще все ваши действия по отношению к "ребенку должны быть неторопливыми: ребенок учится, прослеживая ваши действия; наблюдая ваше спокойствие, ребенок и сам спокоен). Можно сопровождать процесс одевания комментариями: сначала надеваем это, затем то...

Случается, что дети закапризничают и не хотят одеваться, либо, наоборот, раздеваться. Как быть в таком случае? Настаивать, доводить дело до скандала?
Надо попробовать отвлечь ребенка чем-нибудь, и пока он будет «переваривать» новую информацию, сделать свое дело.

В возрасте после двух лет ребенок становится менее активным в движении, но более общительным. Он пополняет свой словарный запас, много спрашивает, повторяет слова как эхо, охотно идет на контакт с окружа-
ющими, разговаривает со всеми, кто его окружает, и даже с неодушевленными предметами.
Ваша задача: побольше говорить с ребенком; для этого вы должны всегда найти время. Также позаботьтесь об обществе для вашего ребенка. Всякий человек развивается в общении; чем больше общения, тем больше и развития. Если ваш ребенок посещает ясли, - хорошо; общения ему хватает, есть на ком «заточить» свои разговорные способности. А если ребенок домашний... Тогда найдите ему круг друзей. Желательно, чтобы круг был примерно одного возраста.
Вы увидите, каких успехов ребенок добьется в языке.

В возрасте от двух до двух с половиной лет ребенок уже бегает. Причем бегать он может и оглядываясь, и глядя по сторонам. По этой причине повышается опасность травмы. Если ребенок разбегался по квартире (а квартиры не у всех отличаются просторностью), будьте начеку. А лучше создайте ребенку условия - чтобы он мог побегать, сжечь лишнюю энергию, поупражнять мышцы. Освободите для подвижных игр коридор, почаще выводите малыша на улицу.

Как и прежде, ребенок многие навыки обретает, подражая вам и окружающим его близким. Используйте это. Пусть ребенок постоянно видит, чем вы заняты. Вы стираете - пусть и малыш поучаствует, вы наводите порядок - пусть и он сложит в уголок свои игрушки. Ради забавы «покормите» вместе с ребенком куклу.

Покупайте ребенку побольше ярких с хорошими рисунками книжек. На рисунках все должно быть понятно. Рассказывайте ребенку, что изображено на рисунках, какие действия происходят. Он будет слушать очень вни-
мательно. Заодно обучайте малыша бережно относиться к книжкам - не рвать их, не мять. Некоторое время спустя пускай ребенок сам расскажет по картинкам, что на них изображено. Если он не может, повторите рассказ.

Вы уже почувствовали, что началось время бесконечных вопросов. Через это испытание надо пройти. И готовьтесь к тому, что кончится оно не скоро. С терпеливостью, достойной похвалы, отвечайте на все вопросы ребенка. Не отмахивайтесь «мне некогда!», «отстань!» - этим вы совершаете большую ошибку. Всегда помните, что для ребенка двух - двух с половиной лет вы едва ли не основной источник знаний. И все слова, которые он знает, - ваши слова. И все выражения, какие он использует, - ваши выражения.

Вы бываете усталы или по какому-либо поводу раздражены, а тут еще ребенок со своими бесконечными вопросиками. Владейте собой, владейте ситуацией... Ребенок, показывая на телефон, спрашивает: «Что это?». Вы должны не только сказать название предмета, но и объяснить, для чего он служит. Это очень расширяет кругозор ребенка.

К двум с половиной годам ваш ребенок должен знать до трехсот слов. Если учитывать, что это запас слов среднестатистической домохозяйки, то, согласитесь, для ребенка совсем не плохо. В ваших возможностях этот запас слов пополнять и дальше. Когда ребенок вырастет, он вам только спасибо скажет.

Когда вы выводите своего малыша «в люди», когда он играет с другими детьми, приглядывайте за ним. Маленькие дети бывают агрессивны, они большие собственники. Pi если кто-то покушается на их игрушку, могут вполне выйти из себя и устроить потасовку.

Если вы замечаете, что ваш малыш плохо ладит со сверстниками и постоянно оказывается в конфликтных ситуациях, постарайтесь помещать его в общество детей более старших, которые уже играют с другими игрушками и которые в силу более развитого интеллекта уступчивее младших детей.
Общество более старших детей удобно и потому, что они не устали еще отвечать на бесчисленные «почему?» вашего ребенка и охотно разговаривают с ним на интересующие их темы. В своем развитии младший ребенок начинает тянуться за старшими, он становится вагончиком, который подсоединяют к паровозу.

Иногда за шумными подвижными играми ребенок перевозбуждается. И тогда ему бывает трудно заснуть. В ваших возможностях и интересах построить распорядок дня ребенка таким образом, чтобы чересчур подвижные игры приходились на утро, а если во второй половине дня, то - после дневного сна, чтобы ко времени ночного отдыха ребенок обрел душевное равновесие.

В отношении агрессивности... Некоторые родители беспокоятся по поводу того, что их ребенок с удовольствием играет с игрушечным оружием, - не вырастет ли он хулиганом?.. Вообще все мальчики и даже некоторые девочки с удовольствием играют с детскими автоматами и пистолетами и кричат свое «пиф-паф!» или «пух-пух!», но не все становятся хулиганами.
Некоторые авторы, светила педиатрической науки, вообще считают, что игры в войну полезны, поскольку служат, образно выражаясь, громоотводом для детской агрессивности.

Все дети очень любят музыку. Когда ребенок бодрствует, пусть в вашем доме звучит музыка. Самая разная: и классика, и эстрада; и мажорная, и минорная. Даже когда ребенок спит, музыка может звучать тихонько в соседней комнате.
У маленького ребенка еще практически нет музыкального слуха. Если он начнет петь детскую песенку, то вы сразу убедитесь, как фальшиво песенка в его устах зазвучит. Тем более - он должен слушать музыки побольше... Есть не лишенная оснований теория, что музыка не только воспитывает в ребенке музыкальный слух, но и организует его. Ведь основа музыки - ритм. И в основе всех жизненных процессов - тоже лежит ритм.

Подчеркнуть ритмичность музыки, отметить ритм для ребенка вы можете с помощью танца. Возьмите малыша на руки и потанцуйте с ним под ритмичную музыку. Вы увидите, как ему это понравится.

Потихоньку* приучайте ребенка к труду, к опрятности. Он уже достаточно смышленый, чтобы понять полезность труда. Другое дело, иной раз ленится или увлекается чем-нибудь более интересным. Но ведь и труд можно сделать интересным, призвав на помощь немного фантазии, превратив труд в игру. Опрятность, чистоплотность, привычка к порядку -качества, которые воспитываются с детства. Здесь вы должны быть настойчивы, последовательны, если надо, строги... И естественно, критичны по отношению к себе: если вы сами не жалуете уважением порядок, то вряд ли вам удастся воспитать любовь к порядку в вашем малыше. Ребенок уже вполне может собирать за собой игрушки (увлеките собственным примером); он может аккуратно разложить свою одежду, может закрыть после себя крышку горшка, может отнести к мусорному ведру фантик от конфеты...

После двух с половиной лет ребенок все настойчивее старается освоить разные практические действия. Кушает он уже сам, раздевается иногда сам, одевается с вашей помощью, пробует умываться, когда вы об этом ему напомните... А однажды вы «застукали» его в прихожей с ботиночками на ногах (правда, ботиночки оказались надеты не на ту ногу)...
Да, и эту сложную науку нужно освоить. Что просто на первый взгляд, сделать впервые бывает совсем не просто. Еще не раз ребенок наденет ботиночки не на ту ногу. Объясните ему, что он делает неправильно. Пусть потренируется под вашим контролем. Все практические навыки очень важны.

В возрасте от двух с половиной до трех лет ребенок уже начинает вполне осознавать себя членом общества. И осознает он себя, естественно, полноправным членом общества. И очень обижается и нервничает, если ему дают понять, что его права весьма ограничены. Будьте внимательны и снисходительны к ребенку: пусть он пребывает в плену иллюзии относительно равноправия. Это милое заблуждение оказывает значительное влияние на формирование уверенной личности. Тем более, что ребенок действительно свет в вашем окошке, и живете вы, положа руку на сердце, ради него.

Время от времени даже самые спокойные дети способны выдать истерику. У одних детей истерики случаются чаще, у других они редки. Как правило, истерики -явление этого возраста, от двух до трех лет. Не лишено основания мнение некоторых ученых о том, что истерики - своего рода разрядка, способ сбросить накопившуюся «отрицательную» энергию. Как бы то ни было, но истерики - явление неприятное. Причиной истерики обычно бывает неудовлетворенное требование ребенка: ему не дали что-то вкусное, у него отняли любимую игрушку, не купили воздушный шарик и т.д.

Какая должна быть тактика родителей, если ребенок «закатил» истерику?.. Многое зависит от вашего знания психологии ребенка и от темперамента ребенка. Попробуйте несколько тактик. Например, ребенок, требуя своего, пустился во все тяжкие, а вы, перестав обращать на него внимание, пошли своей дорогой или занялись своими делами. Ребенок более мягкого характера тут же сдастся и побежит за вами. Ребенок более самолюбивый будет продолжать крик, а то и затопает ногами и доведет свою реакцию до максимума. Если вы такому ребенку тут же уступите, он впоследствии будет из вас веревки вить - будет устраивать истерики по каждому поводу. Тут тактика должна быть немного иная: потяните немного времени, пусть юный диктатор покричит, потопает ногами. А потом сделайте первый шаг к сближению, предложите компромисс; одновременно постарайтесь как-нибудь отвлечь внимание малыша. Возможно, ребенок, уставший кричать, ухватится за возможность спустить дело на тормозах. А в следующий раз, прежде чем прибегать к помощи истерики, призадумается, «стоит ли игра свеч».

Все-таки старайтесь настоять на своем. Не то истерики могут войти у ребенка в привычку.

Ваша реакция на истерику ребенка должна быть - выдержка. Вы ни в коем случае не должны срываться и устраивать истерику в ответ. Порой бывает титанически трудно совладать с собой при виде бьющегося в истерике чада... Но не нужно ни кричать на ребенка, ни тем более отшлепывать его - этим вы можете только усугубить ситуацию. Выдержка, негромкий укор, строгое лицо...

Как быть, когда ребенок устроил истерику в общественном месте: в магазине, в трамвае, в парке?..
Вы, возможно, знаете уже, как привести ребенка в нормальное состояние. Но для этого ведь требуется время. А ребенок криком смущает людей. И вам страшно неловко и даже стыдно за вашего малыша. Вы злитесь, белеют ваши губы... А люди косятся (вы едете в трамвае, в котором в этот час пассажиров битком), укоризненно качают головами...
Вам следует уйти с ребенком в какое-нибудь уединенное место; если едете в транспорте, сойти на ближайшей остановке. И в спокойных условиях без свидетелей потихоньку смягчить конфликт, отвлечь ребенка.

Каждая мама знает своего ребенка. И каждая мама знает, способен ли ее малыш на самые «крутые» истерики. Если ребенок очень настойчив в своих желаниях и неуправляем во время истерики (если кричит до посинения, до удушья), то лучше всего уметь не доводить дело до истерик, следует иметь в запасе проверенные отвлекающие маневры.
Вообще дети не рождаются истеричными. И если ребенок выдает вам истерики чуть ли не каждый день, вините в этом в первую очередь себя. Быть может, вы подбегали к ребенку на каждый его крик? Забыв обо всем, подхватывались ночью - стоило ребенку только подать голос... Вот малыш и привык таким способом добиваться своего.

Вы замечаете, что после двух с половиной лет ребенок быстро развивается физически, становится более ловким, хотя до ловкости взрослого человека ему еще далеко. Вспомните, как ваш ребенок раньше поднимался по лестнице: ступит ногой на ступеньку и быстро ставит на эту же ступеньку вторую ногу. Теперь он идет
почти как взрослый: ступает на ступеньку и сразу - на другую. И это доставляет ему удовольствие. Когда ребенок начинает осваивать такую ходьбу по лестнице, будьте рядом. Ведь ребенок может потерять равновесие, и это приведет к травме. Если вы живете в квартире и у вас нет лестницы, поупражняйтесь с ребенком при случае в подъезде или в парке. Чем раньше ребенок овладеет навыком ходить по лестнице, как взрослый, тем лучше.

В этом возрасте вы уже можете купить своему малышу трехколесный велосипед. А может, не удержались и давно купили его? Ведь так иногда хочется порадовать ребенка подарком... Ребенок быстро освоит велосипед. А чтобы кататься на своем первом велосипеде, ему вполне достаточно и квартиры - в зимнее время. Летом приятно покататься по асфальтовой дорожке.
Можете купить ребенку и педальную машину. Разные конструкции их бывают в продаже.
И велосипед, и педальная машина очень развивают и укрепляют мышцы ног ребенка. К тому же ребенок учится производить одновременно несколько действий: крутить педали и поворачивать руль. Улучшается ориентация в пространстве.

У ребенка появляется тяга к конструкторству. Если раньше игры с кубиками были достаточно примитивными: бросить туда, бросить сюда... то теперь ребенок вполне может составить несколько кубиков один на другой и проявляет упорное стремление совершенствоваться в этом. Помогите ему, покажите новые игры с кубиками. Постройте башню, постройте арку, домик с крышей. Пусть ребенок попробует повторить.
Наблюдая его игры, вы заметите, как развилась фантазия ребенка. Он уже и сам способен что-то изобрести и этим удивить вас и заставить расчувствоваться.

Еще полгода назад ребенок не мог правильно держать карандаш - зажимал его в кулаке, - но к трем годам ребенок уже в состоянии рисовать. Правда, рисунки его еще не отличаются изяществом. Их скорее можно назвать каракулями, но в этих каракулях уже угадываются круги, квадраты, треугольники... Что-то получилось случайно, а чего-то ребенок как будто добивался. Покажите малышу, как нужно правильно рисовать. Нарисуйте ему яблоко, нарисуйте домик с трубой, а возле домика маленького человечка, сопроводите свой рисунок незатейливым рассказом. Ребенок высоко оценит ваше художественное мастерство...

К трем годам ребенок уже может лепить. Для лепки можно использовать глину, пластилин. А если вы затеяли печь булки, то сгодится для лепки и тесто (испеките ребенку колобка, о котором он уже знает из сказки). Конечно, надо сначала показать, как пользоваться материалом для лепки. Лепка доставляет детям массу удовольствия, развивает пространственное мышление, развивает гибкость и ловкость пальцев, укрепляет мышцы рук.

Учитывая, что дети не могут и не должны подолгу сидеть без движений, а занятия рисованием и лепкой требуют большой сосредоточенности, вы можете чередовать эти занятия с какими-либо подвижными играми: например, порисовали, потом покатались на велосипеде и -опять рисовать... А можете использовать комплекс физических упражнений. Вместе с вами ребенок будет с интересом делать любые упражнения.

От двух с половиной до трех лет большинство детей, если, конечно, родители уделяют им в полной мере внимание, неплохо развиты не только в физическом,
но и в психическом отношении. Дети запоминают мелодии и подпевают, когда слышат их, легко узнают близких людей по голосу, у них неплохой глазомер - желая взять какой-то предмет, они не промахиваются; различают цвета; могут даже рассортировать предметы по определенным признакам; у детей развивается память; они уже умеют строить простые фразы, могут ясно выразить свое желание; игры становятся более сложными, и ребенок не всегда удовольствуется тем, что показали ему родители, кое-что он домысливает, фантазирует сам.
Если вы заметили, что ребенок в психическом развитии несколько отстает от сверстников, то, возможно, вы со своим малышом маловато занимались. Вам необходимо активизироваться в этом направлении. Если ваш ребенок домашний, задумайтесь: не отдать ли его в ясли? В обществе детей, под контролем опытных воспитателей ребенок быстро прогрессирует в психическом развитии.

В трехлетнем возрасте ваш малыш задает вам немало вопросов. Может поставить вас в тупик, подбросив вопросик в отношении пола. Рано или поздно, общаясь с детьми (в яслях, например), ребенок подмечает, что не у всех детей все одинаково... И это наблюдение начинает мучить его: как же так?! Вам покажется, что вопросы относительно пола выделяются на фоне других вопросов. Но это не так. Для ребенка все вопросы одинаковы, и никаким особым содержанием он не наполняет некоторые из них. Им движет исключительно любопытство.
Дело вашего такта - ответить на все интересующие ребенка вопросы исчерпывающе. Нельзя в смущении отмахиваться от малыша: «отстань!», «тебе это знать еще рано», «не знаю»... На уровне, доступном малышу, объясните, что так задумала человека Матушка-Природа. Вспомните ваши впечатления детства от сего интересного открытия и, извлекши из этого воспоминания для себя урок, приступите к объяснениям.

В три года у большинства детей уже прорезываются все молочные зубы. Полный их комплект - двадцать зубов. Вы, конечно, знаете, что функциональное значение у зубов разное. Одни рассчитаны на откусывание - резцы; другие придуманы Матушкой-Природой для размельчения пищи - коренные зубы. Следовательно важны и те и другие. И беречь все зубы необходимо в равной мере.
Молочные зубы отличаются от постоянных более тонкой эмалью. В силу этой особенности молочные зубы не такие крепкие, и если за ними соответственно не ухаживать, они быстро портятся. А ведь они должны прослужить до семи-восьми лет.
Кроме того, что испорченные зубы вызывают массу неприятных ощущений, дефекты в зубах приводят к заболеваниям желудка, поскольку пища в желудок поступает недостаточно размельченная. Эта зависимость является веским основанием для того, чтобы к состоянию зубов относиться очень серьезно.

Приучайте ребенка ухаживать за зубами с самого раннего возраста.

Некоторые родители относятся легкомысленно к состоянию молочных зубов у ребенка. Образ мыслей у них простой: все равно молочные зубы поменяются -стоит ли о них волноваться?...
До сведения таких родителей нужно довести, что есть прямая связь между состоянием молочных зубов и постоянных. Постоянный зуб, выросший на месте кариозного молочного, более подвержен кариесу, чем другие зубы.

Кроме того, что вы приучили ребенка чистить зубы щеткой, вы должны приучить его полоскать полость рта всякий раз после еды. Также полезно давать ребенку регулярно твердые овощи и фрукты (естественно, когда он уже способен их есть не в протертом виде); давая нагрузку на зубы, вы укрепляете их; давая нагрузку на десны, вы улучшаете кровоснабжение зубов и, соответственно, питание их. Полезно бывает погрызть очищенную морковку, огурец, яблоко и т.д. Помимо того, что вы даете нагрузку на зубы, вы еще во время жевания активно счищаете налет с эмали. В этом налете много микроорганизмов, разрушающих эмаль. Помните, что этот налет бывает нелегко снять щеткой (рекомендации относятся и к взрослым); хотя бы раз в сутки снимайте налет марлевой салфеткой (лучше на ночь) - намотайте салфетку на палец и с некоторым усилием проведите ею по поверхности зубов.

Вы, конечно, рассказываете своему ребенку сказки.

Педагогическая наука рекомендует начинать рассказывать сказки ребенку с трех-четырех лет. Но уж если вам хочется рассказывать сказки раньше, то пускайте в ход самые простенькие сказки - с незатейливым сюжетом (чтоб ребенок не терял нить повествования) и без пугающих персонажей - не то ребенку могут начать сниться кошмары. Выбирайте коротенькие сказки (ребенок, получающий много новой информации, быстро утомляется), рассказывайте их с веселостью.

Более сложные сказки, классические народные сказки вы рассказываете, а то и читаете малышу после трех-четырех лет. А впечатлительному, легко возбудимому ребенку - и того позже.

Причем не рассказывайте все сказки подряд, присматривайтесь критически к их содержанию. Добро должно торжествовать непременно, а зло не должно выглядеть пугающим - вы же не хотите, чтобы ребенку стали сниться кошмары. Особое место занимают так называе-
мые современные сказки: действие происходит б городе, персонажи - горожане, те самые мальчики и девочки, которых ваш ребенок ежедневно видит на улице. Такие сказки малышу представляются более понятными, наглядным.
Вы и сами можете придумывать сказки - фантазировать на ходу (если, конечно, позволяет фантазия). Героем сказки должен быть непременно ваш ребенок, а персонажи... Вот они, сидят вокруг вас: плюшевый мишка, кукла Катя, собачка Тузик и пр. Эти сказки могут быть наиболее увлекательными для малыша. Пусть он пофантазирует с вами.

В возрасте трех лет начинают активно развиваться мышление ребенка, его фантазия, воображение. Если раньше он с не очень большим интересом слушал некоторые сказки, возможно, они были непонятны ему, и он бывало засыпал, то теперь его сказками трудно усыпить. Ребенок слушает их с жадностью и все время требует продолжения.
Он и сам начинает сочинять сказки. И делает это увлеченно. Герои его сказок чаще всего - предметы и игрушки, окружающие его и понятные ему. В воображении ребенка эти предметы и игрушки живые, он наделяет их сознанием и как бы вступает с ними в контакт. Вы рассказывали ребенку сказку про трех поросят, а он удивит вас сказкой про пирамидку и коробочку. Вас это может встревожить: что за странные"фантазии!.. Ничего странного в этом нет; в мире фантазии ребенка все предметы равны и одинаково живы. Странные фантазии бывают, увы, у взрослых...

Именно в этом возрасте у всякого ребенка просыпается огромный интерес к телевизору. Ребенок готов смотреть все программы подряд и, конечно же, мультики. Не позволяйте малышу убивать столь драгоценное для него время за голубым экраном. Пусть ребенок лучше возится с игрушками, сочиняет сказки с собственным участием и с участием игрушек - пусть развивает воображение... Вы скажете, телевизор тоже развивает воображение. Развивает, но - пассивное. Сочиняя, ребенок активен.
Но и без телевизора нельзя. Позволяйте смотреть телевизор дозированно. Проследите по программе детские передачи; они идут в одно и то же время. Включите просмотр мультиков в распорядок дня.

В три года ребенок вполне овладел своим телом. И если раньше он поднимался по лестнице не совсем уверенно, то теперь он и не считает лестницу препятствием. Большой наблюдается прогресс и в отношении координации движений: пирамидку ребенок вам соберет запросто; не пролив ни капли, перельет молоко из стакана в стакан. И рисунки его уже не такие страшненькие; кое-что из художеств малыша вы даже припрятали в семейный архив... Ребенок становится более самостоятельным. Если все так, вы можете быть спокойны: ваш малыш развивается нормально, ваши усилия достаточны.

Уход за ребенком от года до трех

Вашему ребенку исполнился год. Он уже многое умеет, и активность его велика. В комнате, где он живет, прибавилось игрушек. Но вы по-прежнему не даете их малышу все сразу, чтобы игрушки ему не наскучили. Время от времени папа приносит новую. Это интересная яркая игрушка, однако ребенок не знает, как с ней играть. Он вертит ее в руках, рассматривает - и не более того. Ваша задача: научить малыша играть с каждой конкретной игрушкой - с учетом того, что она из себя представляет. Поиграйте с ребенком, «поговорите» с игрушкой, чтобы ребенок слышал. Во-первых, он будет слышать речь, во-вторых, он отметит для себя отличительные качества игрушки.

Вы уже опустили дно кроватки, убрали из стенки детской кроватки парочку прутьев, чтобы ребенку удобно было выбираться наружу. Но вы не должны забывать о травматизме, опасность которого в этом возрасте ребенка особенно велика (подвижность ребенка возросла, а опыта нет никакого). Чтобы уберечь ребенка от травм, не оставляйте его без присмотра. А если оставляете малыша в комнате одного, вы должны быть уверены, что там нет опасных для него предметов и не возникнет опасная ситуация.

Удалите из детской комнаты те предметы, которые могли бы послужить причиной травмы. Что это за предметы? Осмотритесь вокруг себя. Хрустальная ваза на столе, аквариум на подоконнике, посуда, оставшаяся после очередного кормления и сложенная в стопку, толстая тяжелая книга, папин мобильный телефон, наконец... Ребенок уже вполне может дотянуться до одного из этих предметов и опрокинуть его на себя. Уберите любые скатерти; дети имеют обыкновение стягивать их на себя.

Закрыты ли в детской комнате специальными панелями радиаторы отопления? Если не закрыты, загородите их стульями, не то ребенок может обжечься. Также помните про опасность, исходящую для ребенка от электронагревательных приборов. Не оставляйте свободным доступ к таким приборам - особенно к приборам с открытой спиралью. Они опасны, даже если ребенок не может добраться до них; он ведь может что-то на раскаленную спираль кинуть... Если вы выбираете в холодное время года какой бы нагревательный прибор купить, остановите свой выбор на масляных радиаторах. Они безопасны. Кроме того, на них позволяется просушивать что-нибудь из детского белья. Вы скоро оцените, насколько это удобно.

Нигде в детской комнате не оставляйте открытой электропроводки. Это чревато электротравмой. Не оставляйте неисправных электророзеток. И даже исправные розетки должны быть либо закрыты специальными заглушками, либо загорожены чем-нибудь из мебели - например, стулом или креслом.

Весьма распространенная ситуация: чтобы не оставлять ребенка на долгое время одного, мама гладит в детской комнате. Белья много, мама увлечена какими-то мыслями и на минуту выпускает ребенка из внимания... Не оставляйте раскаленный утюг на полу... Другая ситуация: мама берет ребенка на кухню, где готовит на всю семью обед. И в самый неподходящий момент от кастрюли отламывается ручка... Не ставьте кастрюль с горячим супом на край стола, куда ребенок может дотянуться. Не опускайте кастрюль с кипятком на пол.

Вообще маленькому ребенку на кухне делать нечего. Здесь слишком много опасных предметов: ножи, вилки, терки, посуда, которая может разбиться и поранить, и т.д. Учитывая неодолимую тягу ребенка ко всякого рода ключам и ручкам, нельзя подпускать его близко к газовой или электроплите - чтобы он не наделал вам (и себе) бед.

Ваш ребенок уже кое-что понимает, попытайтесь объяснить ему, что нельзя подходить к газовой плите, что можно обжечься. Чтобы ребенку было еще понятнее, приложите его руку к горячей, но не обжигающей плите.

Здесь важно не переступить тонкую грань: вы не должны запугивать ребенка близостью огня, вы должны дать понять, что огонь опасед. Объясняя, будьте спокойны, не повышайте голоса, не делайте резких движений.
Все чистящие средства, кислоты, щелочи, эссенции, лаки, краски, лекарственные препараты - все это должно храниться в недоступном для ребенка месте. А лучше всего - под замком.

В этом возрасте ребенок может пугаться некоторых предметов. Например, электробытовых приборов,
издающих громкий звук: пылесоса, электромясорубки, электрокофемолки, миксера, электробритвы и т.д. Если вы заметили, что ребенок пугается какого-либо прибора, временно избегайте пользоваться им или пользуйтесь, когда ребенок находится подальше. Не старайтесь переломить страхи ребенка, не нужно силой подводить испуганного малыша к ревущему пылесосу. Вы сделаете только хуже.

Иногда годовалые дети боятся купаться. Связано это скорее всего с какими-то неприятными впечатлениями: возможно, вашему малышу во время купаний не раз попадала в глаза мыльная пена или он однажды «хлебнул воды»...

Не тащите ребенка купаться силой. Попробуйте воздействовать словом, пообещайте, что неприятная ситуация не повторится. Также можно попробовать сменить обстановку во врем"я купания; если, допустим, раньше вы купали ребенка в ванной комнате, то теперь искупайте на кухне, поставьте детскую ванночку на стол, пусть играет спокойная музыка.
Если не помогает и это, то не купайте, а просто оботрите малыша влажной губкой. Когда впоследствии вы опять начнете купать ребенка в ванночке, не наливайте в нее много воды. Отвлекайте внимание ребенка какой-нибудь яркой игрушкой; не забывайте про свой ласковый голос.

Было бы неплохо специально для ребенка повесить зеркальце в детской комнате - на таком уровне, чтобы ребенок, когда ему захочется, мог посмотреть на себя. Малыш будет представлять, как он выглядит, чем отличается от взрослых. Зеркало имеет и важное воспитательное значение: ребенок быстро увидит разницу - какой он бывает чистый и какой... сразу после еды...

Разные дети по-разному относятся к манежику. Одних можно уговорить поиграть в нем до полутора лет, другие уже в десять-одиннадцать месяцев терпеть его не могут и капризничают и кричат всякий раз, как видят какое-либо стеснение своей свободе.
Если ребенок просится, можно достать его из манежика. Но делайте это только в том случае, если ребенок просится настойчиво; не выпускайте его гулять по комнате по первому требованию - сначала попробуйте отвлечь какой-нибудь игрушкой.

Обратите внимание, как настороженно относится ваш ребенок к незнакомым людям. Если к вам в гости пришел человек, которого малыш не знает, предупредите гостя, чтобы он дал ребенку возможность присмотреться к нему. И вообще на контакт должен пойти ребенок - и он непременно сделает это после того, как присмотрится. А до тех пор незнакомый взрослый человек должен вести себя осмотрительнее: удерживаться от громких восклицаний, не бросаться к ребенку с распростертыми объятиями, не хватать его на руки...

Ваш ребенок уже довольно уверенно ходит. Вы гуляете с ним. Малыш любит сам толкать свою прогулочную колясочку. На первых порах это помогает ему ходить. И прогулки все дальше... Ребенок уже достаточно окреп для того, чтобы более-менее успешно сопротивляться инфекции. Вы можете вывести его «в свет», то бишь пройтись, наконец, по магазинам. Пришло время привыкать к обществу людей, чтобы обилие незнакомых людей впоследствии не пугало ребенка.

Посещайте со своим ребенком места игр детей: детскую площадку, школьный двор... Малыш еще не
сможет, конечно, участвовать в играх детей более старших, но он с удовольствием понаблюдает за играми. Расширится его кругозор. Ребенок обратит внимание, что мир населен не только взрослыми.
Оставьте ребенка в колясочке возле песочницы или возле детской горки. Вы увидите, как эмоционально он реагирует на забавы детей.

Не упустите случая сходить с ребенком в городской парк во время какого-нибудь праздника. Праздничная обстановка гармонична внутреннему миру малыша. Если пожилого человека праздники утомляют, то ребенок на праздничных гуляньях - как бы в своей стихии. Вы обнаружите, что в парке есть аттракционы и для самых маленьких. Не упустите возможность сфотографироваться. Быть может, это будет первая фотография вашего малыша. Не сомневайтесь, он узнает себя.
Ну а если ребенок, утомившись, заснул, вы всегда можете найти в парке тихий уголок, где дадите малышу выспаться.

Одежда ребенка должна быть легкой, удобной, достаточно просторной, чтобы не стеснять движений; одежда, прилегающая к телу непосредственно, должна быть из ткани мягкой, легко поддающейся стирке; нельзя надевать одежду из грубой ткани (брючки или курточку) прямо на голое тело. Белье на ребенке нужно ежедневно менять. Если взрослый может пару дней потерпеть, то ребенок в несвежем белье недополучает нужное для организма количество кислорода (вы помните, что кожа у детей активно дышит). Ребенок чувствует дискомфорт, капризничает.

Какие требования мы предъявляем к летней одежде малыша?
Летом одежда не должна быть из теплых плотных тканей. Через ткань воздух должен свободно поступать к телу. Плохо, если ребенок потеет - это значит, что на нем или слишком много одежды, или неправильно выбрана одежда.
Поскольку для ребенка имеет большое значение воздействие солнечных лучей (в коже вырабатывается витамин D), летняя одежда его должна быть достаточно открытой - чтобы тело загорало.
На голову ребенку на улице обязательно надевайте шапочку. Даже если не жарко.
Старайтесь не использовать одежду на резинках. Резинки, когда они еще тугие, глубоко впиваются в тело ребенка и нарушают поверхностное кровообращение. Если все-таки вы покупаете одежду на резинках (нельзя не признать, что она удобна), выбирайте с широкими резинками или вставьте их сами.

Летом (в деревне, на даче, в городе - в песочнице) позволяйте ребенку побегать босиком. Это позволяет правильно сформироваться стопе, развивает мышцы стопы и голени.
Не старайтесь покупать ребенку костюмчики покрасивее да подороже. Выбирайте попрактичней... Согласитесь, что дорогой костюмчик вы покупаете не столько ребенку, сколько себе - вы хотите потешить взор, любуясь своим красивеньким и нарядно одетым малышом; быть может, вы хотите покрасоваться с нарядным малышом перед знакомыми... Но вы ведь вряд ли позволите ребенку ползать в дорогом костюмчике по полу или садиться в песочнице на песок. Вы будете постоянно покрикивать на ребенка: «Не садись!», «Отряхнись!», «Не ползай!» и т.д. И ребенок почувствует себя скованно.

Какие требования мы предъявляем к зимней одежде ребенка?
Поверх хлопчатобумажного белья (меняемого ежедневно) надеваются фланелевая рубашечка и хлопчатобумажные штанишки. Если у вас дома тепло, то больше ничего не нужно.
Собираясь на прогулку, одеваете ребенка в шерстяную одежду - штанишки или гамаши, свитер. Очень удобны для игр на снегу комбинезоны. Их шьют из непромокаемой ткани. Они всюду защищают тело от холода и сырости.
Обувь должна быть легкая и теплая, удобной формы -чтобы нигде не жала, не натирала кожу до волдырей. Если вы заметили после прогулки покраснение на пальцах малыша или на пятке, внимательно осмотрите обувь: может, мешает подкладка или натирает ногу шов. А может, материал, из которого сшита обувь, в определенном месте слишком тверд; тщательно разомните это место, и, возможно, проблема будет снята.

Зимой сразу после прогулки одежда должна быть просушена. Желательно, чтобы ребенок видел, чем вы заняты, и даже сам принимал участие в просушке одежды и обуви. Так с самого раннего возраста будет воспитываться очень полезный навык. Обувь положите возле радиатора отопления подошвами вверх. Когда обувь высохнет, уберите ее в шкаф. Ребенок должен знать, где хранится его обувь.
Мокрую одежду просушите на горячем змеевике в ванной комнате или используйте для просушки масляный радиатор. Если вы используете для просушки масляный обогревательный прибор, не накладывайте на него одежды слишком много. Не используйте для просушки обогревательные приборы с открытой спиралью. Это может закончиться пожаром.

Обратите внимание на постельное белье ребенка: не стало ли оно ему слишком маленьким, не высовываются ли из-под одеяльца пятки...

Какое средство использовать при стирке детского белья?
Не рекомендуется использовать так называемые синтетические стиральные порошки. Дело в том, что они с трудом и не полностью выполаскиваются из ткани - всегда остается какой-то процент. Этот не выполосканный остаток порошка может стать причиной аллергической реакции кожи ребенка.
Лучше всего стирать детское белье с использованием хозяйственного мыла. Можно - с детским мылом.

Разумно поступает хозяйка, стирающая детское белье отдельно от взрослого.
Никогда не крахмальте детское постельное белье. Накрахмаленное белье - жесткое; у ребенка, лежащего на накрахмаленной простыне, нет ощущения комфорта. Накрахмаленное белье становится менее гигиеничным, поскольку оно недостаточно пропускает воздух и негигроскопично.

Воспитание ребенка от одного до трех лет является самым сложным и ответственным. В этот период его мозг пытается максимально много познать нового. Для родителей эти несколько лет являются рискованными. Ведь только от них зависит, что ребенок будет видеть или слышать. Очень важно, чтобы близкие люди уделяли максимально много времени развитию малыша.

Основные задачи родителей:

1. Детей никогда нельзя ограничивать в движении. Если ребенок желает бегать, лазить или прыгать - это очень хорошо. Таким образом, хорошо развивается интеллект. Постоянное движение очень полезное для детей с задержкой психического развития.

2. Ребенок познает мир с помощью ручек или ножек. Поэтому не запрещайте ему, например, стучать палкой или ложкой по кастрюле.

3. Разговаривайте с малышом. В этот период дети знают только по несколько слов. Но это не значит, что он больше ничего не понимает. Нужно задавать вопросы и сразу на них отвечать. Рассказывать и показывать элементы и объяснять, какая от них польза или вред. Ознакомление с разнообразными цветами позволит ребенку развить фантазию.

4. Постепенно приучайте его к тактильным ощущениям. Давайте потрогать предмет с шероховатой поверхностью, к примеру.

5. Не забывайте хвалить ребенка. Ни в коем случаи не упрекайте. Если он сделал что-то не так, но необходимо спокойным тоном объяснить, как было бы лучше.

6. Старайтесь привлекать малыша к урокам. Это может быть рисование или лепка с пластилина. Кратковременные занятия хорошо развивают моторику рук и приучают его к усидчивости. В дальнейшем можете начать изучать буквы с помощью азбукварика .

7. В два годика можно начинать воспитывать в ребенке аккуратность. Учите его складывать игрушки в своей комнате и заправлять кроватку. В этот важный период все детки любят слушать и повторять то, что говорят окружающие им люди. Родителям нужно научиться правильно занимать ребенка в течение дня. Очень хорошим вариантом будет изучение стишков. Главное - не забывать, что малышу можно заниматься не больше 10 минут за один раз. В течение дня можно делать несколько подходов по 5-10 минут. Этого будет достаточно.

8. С трех лет у ребенка начинает формироваться самостоятельность. Здесь уже могут появиться некоторые проблемы в общении со сверстниками. Ведь это уже маленький человек со своим характером. Родители в этот период должны быть максимально спокойны и своей настойчивостью продолжать воспитывать ребенка в выбранном направлении. С первого года жизни мальчики и девочки отличаются по психологическим показателям. Если у мужского пола начинает развиваться абстрактное мышление, то у женского - социальное.

9. Третий год жизни является переломным. Он затрагивает все психические процессы. Начинает меняться не только мировоззрение ребенка, но и его жизненная позиция. Маленький человечек меняется полностью. Не стоит родителям делать все за ребенка. Если он умеет обуваться и завязывать шнурки, но делает это долго, наберитесь терпения и подождите.

10. Ближе к трем годам учите малыша пользоваться зубной щеткой. Пасту выберите с приятным вкусом и запахом. Щетку приобретите маленькую с каким-нибудь мультяшным героем. У ребенка должны быть свои личные вещи с максимально легким использованием.

Если правильно подойти к воспитанию ребенка в период от одного до трех лет, то ваш малыш будет быстро развит и обучен. Ему намного легче станет находиться между сверстниками. А в конечном итоге это положительно отобразится на общем развитии ребенка.

Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно разделить на 3 возрастных периода, зная особенности которых можно выбрать правильную тактику по уходу и воспитанию вашего ребенка.

1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем, которого удержать становится все труднее: он всюду лезет и набивает свои первые шишки. Как раз в этом возрасте ребенок начинает говорить.

2 период. Начинается в полтора года и длится до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер.

3 период. Его можно обозначить с 2 лет и до наступления 3, он носит завершающий характер для всего раннего детства, то есть для периода от 1 до 3 лет.

На каждом из этих этапов общение со взрослыми и изучение вместе окружающего мира играет ведущую роль в развитии ребенка.

Словарный запас

Первые слова ребенка можно услышать ближе к году или после того, как родители отметят первый день рождения своего чада. Фразу он пока сказать не может, да и сложные слова произносить правильно ему не всегда удается. Однако вы его понимаете. В этот период он накапливает слова, запоминает их. А если какое-то слово он не произносит долго, не думайте, что он забыл его, оно отложилось в его памяти навсегда.
Развитие речи у детей отлично стимулируется неустанным общением с ними – разговоры, комментарии всех ваших действий. Ребенок – это своего рода копилка, то есть то, что в нее будет вложено, то и сохранится. Развитие малыша будет при нем всегда, независимо от того, как сложится его жизнь, знания, умственные способности у него никто не сможет отобрать. А основу в его развитие можете заложить только вы. Так же, как и у любого человека, в голове малыша уже существует своеобразная модель окружающего мира, совершенство которой зависит от вас. Соответственно этой модели строится и поведение малыша, а в дальнейшем – и образ его жизни.

Не стоит паниковать, если ребенок не может проговаривать какие-то слова или фразы – в его возрасте это считается нормальным, несмотря на это, он все понимает.

Стоит ребенку проснуться, как он сразу выбирается из своей кровати. Лежать ему становится скучно, ведь столько всего интересного вокруг! Не старайтесь одергивать его и мешать, пусть познает мир. Если ему не разрешается с чем-то играть, например, со спичками или швейными принадлежностями, то сделайте так, чтобы эти предметы не попадали в его поле зрения, ведь все, что на виду, всегда хочется потрогать, пощупать.

Помогайте ему во всех начинаниях, участвуйте в них, однако и контролировать не забывайте. Вдруг он захотел забраться в шкаф, заберитесь туда и вы с ним, повытаскивайте вместе с ним оттуда вещи. Словом, ребенок, на правах члена вашей семьи, во что бы то ни стало хочет знать буквально все – где, что и как… Единица времени у него очень дорогая – взрослый не способен обрести столько нового за такой же отрезок времени.

Развитие мозга ребенка проходит очень стремительно, а ваша задача – «удобрять» почву для его познаний.

Ребенок меньше обычного спит, зато бодрствует больше. Так чем же занять его свободное время? Один из лучших вариантов – это развивающие игры или комплексные развивающие занятия. И ребенок быстрее приобретет навыки, играя с новыми предметами. Если вы читаете малышу, дайте ему эту книгу, научите аккуратно с ней обращаться. Ему понравится перелистывать ее странички. В общем, обдумывайте все, что касается новых практических навыков – то, чему вы еще могли бы научить своего малыша.

Ах, эти падения…

Кроме того, что ребенок постигает мир, он еще и обучается премудростям ходьбы. А это, в первую очередь, связано с бесконечными «паданиями». А вы каждый раз бросаетесь на помощь. Это в корне неправильно. Не надо переживать, что ребенок падает – он не ушибется сильно, ведь он еще такой легкий… Переломы малышу тоже не грозят – его косточки содержат большое количество органики, и потому очень гибкие. А вот когда малыш поднимается, он развивается и тренирует свои мышцы, совершенствует равновесие, учится ориентироваться в пространстве. В эти моменты физическое развитие ребенка идет полным ходом.

Упал? Ну и что? Пусть поднимается сам. В вашем неучастии тоже есть элемент воспитания. Малыш сам должен научиться справляться с трудностями, чтобы во взрослой жизни он не дожидался вашей помощи по любому поводу. Единственное, на что он должен рассчитывать, так это на вашу моральную поддержку, на ласковое слово.

Учимся кушать самостоятельно

Если развитие ребенка проходит нормально, то после года он должен самостоятельно управляться с ложкой. Если же малыш пока еще не научился это делать, активизируйте свои действия в данном направлении, ведь некоторые проявляют способности в этом еще до годовалого возраста.

Как научить ребенка кушать самостоятельно? А сложного в этом ничего и нет. Просто не делайте ложку запретным предметом. Если малыш хватает ее, не запрещайте играть с ней, ему же надо изучить ее… Он понимает, для чего нужен этот предмет и, пытаясь подражать вам, будет пробовать использовать его по назначению. Разумеется, первая попытка будет неудачной, однако, науку эту он освоит быстро. Наберитесь терпения, не ругайте его, когда он «вымазывается» кашей. Уже к 15 месяцам многие дети в полной мере осваиваются и владеют ложкой, может быть, не так виртуозно, но уверенно, во всяком случае, могут обходиться без помощи мамы.

Если вы замечаете, что ребенок не прочь позабавиться во время еды и отвлекается, попытайтесь пресекать это поведение – просто заберите еду и спрячьте его тарелку. В точности так же поступайте и в следующее кормление. Тогда он сообразит, что баловаться не стоит.

Повышенная подвижность

В период от 1,5 лет и до 2, когда малыш слишком подвижный, но не очень ловкий, будьте максимально терпеливыми. Окрики и ругань – не лучшие помощники в этом, они лишь будут вызывать постоянное ощущение вины, а это со временем разовьет в нем комплексы. Подвижность – это хороший признак. Тихий ребенок, который всего боится и не дает повода пригрозить ему пальчиком, – не очень нормальное явление.

Вашему малышу 2 годика

В этом возрасте его движения уже менее активны, зато он становится более общительным. С каждым днем пополняется словарный запас ребенка: он многое спрашивает и без умолку повторяет ваши слова, словно ваше эхо. С удовольствием контактирует с окружающими, говорит даже со своими игрушками. В вашу задачу входит как можно больше говорить с малышом, позаботиться о его обществе, ибо развитие ребенка будет нормальным только в общении.

От 2 до 2,5 лет ребенок уверенно бегает, а из-за этого повышается и опасность травм, поэтому родителям надо быть начеку. Развитие не стоит на месте и, как обычно, ребенок продолжает приобретать навыки. Используйте эти моменты во благо – дайте ему возможность поучаствовать в ваших домашних делах, пусть он станет вам помощником.

Малышу скоро 3, и начался период вопросов…

Вы, наверное, поняли, что настало время «почемучек». Данное испытание нужно пройти. Можете приготовиться к тому, что закончится это нескоро. Только терпение, достойное похвалы, даст свои плоды.

Не нужно отмахиваться от его вопросов – это будет непростительной ошибкой в воспитании развивающегося ребенка. Не забывайте, что раннее развитие характерно именно для ребенка, который получает ответы на все вопросы. В его возрасте словарный запас должен составлять не менее 300 слов. И только в ваших силах приумножить его. Когда ваш малыш станет взрослым, он будет благодарен вам за это.

Скоро наступит следующий этап в жизни вашего ребенка, когда он перешагнет порог своего трехлетнего юбилея… Но об этом поговорим чуть позже…

Татьяна Алексеевна Наталичева, логопед-дефектолог, специалист по раннему развитию в детском клубе «Пампа Грин»