Конспект занятия экспериментированию в старшей группе «Удивительный мир стекла и металла. Конспект нод в подготовительной группе "это удивительное стекло" Проект стекло в детском саду старшая группа

Татьяна Полякова
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со свойствами стекла»

Описание материала :

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме : «» . Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы . Это конспект познавательного занятия, направленного на расширение кругозора, развития речи и любознательности у старших дошкольников .

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему : «Ознакомление со свойствами стекла » .

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» .

Цель : Знакомство детей со свойствами стекла .

Задачи :

Образовательные : учить детей выявлять свойства стекла (прозрачное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, шероховатое, толстое, тонкое, холодное, хрупкое, светлое, цветное, мелодичное, обратить внимание детей на то, что все свойства учитываются при изготовлении вещей из этого материала.

Развивающие : развивать наблюдательность, память, логическое мышление, способность анализировать.

Речевые : развивать связную речь, обогатить словарный запас детей словами - свойство , водонепроницаемое, хрупкое, прозрачное, ребристое, шероховатое, мелодичное.

Предварительная работа : рассматривание с детьми предметов, сделанных из различных материалов, составление описательных рассказов.

Демонстрационный материал : изделия из стекла – стаканы из толстого стекла с ребристыми гранями, розетки, вазочки, лупа, часы, очки, флаконы, лампочка, салатница и т. д. Конверт с письмом.

Методические приёмы : сюрпризный момент, объяснение, рассматривание изделий, беседа – диалог, исследование объекта, подведение итогов, анализ.

Ход НОД :

Воспитатель : Ребята, у меня для вас сюрприз. (показывает конверт) Посмотрите, это письмо прислала нам Королева Стеклянной страны . Давайте почитаем!

(Воспитатель вскрывает конверт – показывает иллюстрацию с изображением Королевы и читает письмо).

«Здравствуйте, милые друзья!

Зовут меня Принцесса Хрупкая – я живу в Стеклянной стране . В моей стране все сделано из стекла и я хочу пригласить вас в гости. Но для этого вам необходимо вспомнить вежливые слова, ведь жители моей страны очень любят воспитанных детей. С нетерпением ждём вас!»

Воспитатель : Дети, а вы хотите посетить незнакомую страну ? Тогда давайте выполним условие Принцессы Хрупкой.

(Дети называют вежливые слова) .

Воспитатель : Дети, как много вежливых слов вы знаете, теперь Принцесса Хрупкая разрешит нам попасть в свою страну. (Воспитатель снимает салфетку со стола, на котором стоят стеклянные предметы и предлагает детям рассмотреть их).

Воспитатель : Как много изделий делают из стекла . Давайте познакомимся с ними поближе и узнаем свойства стекла .

(Воспитатель показывает детям декоративную вазочку с ягодами - муляжами) .

Ребята, скажите, что находится в вазочке? (малина, вишня, клубника)

А как вы догадались? (Вазочка прозрачная)

Воспитатель : - Правильно, ребята, вазочка прозрачная – запомните это свойство . Давайте с вами подумаем, где используется это свойство стекла . (аквариум, окно, витрина, очки, часы, градусник, лобовое и боковые стёкла в машинах, лампочка и многое другое).

Воспитатель : - Стекло бывает светлое и цветное. Назовите предметы из цветного стекла , стоящие на столе : солнцезащитные очки, пузырьки с йодом и зелёнкой, фужер, вазочка.

Воспитатель : - Зачем делают цветные стеклянные изделия ?

(Для красоты и уюта помещений, для защиты глаз от солнца, для продления срока годности лекарств и вообще эти изделия красочны и красивы).

Гладкие, холодные, скользкие, шероховатые, ребристые, с бугорками.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что изделия могут быть из толстого и тонкого стекла . Где используется это свойство стекла ?

(Сравнить стекло , из которого сделана лампочка и столовый стакан)

Воспитатель : А что, ребята, будет, если уронить или бросить стеклянную вещь ? (Разобьётся, потому что стекло хрупкое и нужно пользоваться аккуратно стеклянными предметами ).

Воспитатель : А, можно ли в стеклянные изделия наливать воду? (Да)

Значит, стекло водонепроницаемое , т. е. в любое изделие из стекла мы можем налить любую жидкость. (Показать) .

А где ещё используется это свойство стекла ? (Аквариум)

Воспитатель : А ещё, ребята, у стекла есть ещё одно свойство – мелодичность . Послушайте.

(Воспитатель ударяет по бокалу металлической ложечкой и раздаётся мелодичный звук).

Воспитатель предлагает детям опытным путём самим проверить это свойство стекла .

А теперь, ребята, давайте поиграем в игру :

«Какой предмет?» (Пузырёк из стекла – стеклянный , ложка из металла – металлическая, стол из дерева – деревянный, мяч из резины – резиновый)

Воспитатель : Дети, вот и закончилось наше пребывание по Стеклянной стране ! Давайте с вами вспомним, что мы узнали нового в этом путешествии. (Дети перечисляют свойства стекла - прозрачное , гладкое, ребристое, шероховатое, скользкое, толстое, тонкое, светлое, цветное, хрупкое, водонепроницаемое, мелодичное).

Воспитатель :

Дети, вам понравилось занятие? (Да)

Молодцы, вы хорошо отвечали на поставленные вопросы, были активны, любознательны и внимательны.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами стекла» «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами стекла» ЗАДАЧИ: Познакомит детей с историей возникновения стекла. Познакомить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ознакомление детей со свойствами стекла» Тема: «Ознакомление детей со свойствами стекла» Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Конспект НОД «Ознакомление со свойствами стекла» Цель: ознакомление детей со свойствами стекла, его особенностях, изделиями из стекла Задачи: - развивать познавательный интерес к предметному.

Конспект НОД с элементами экспериментирования в младшей группе «Знакомство со свойствами камня» Цель:развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностное.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство со свойствами воздуха» Цель: Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности в процессе ознакомления со свойствами воздуха (в ходе игры «Лаборатория.

Опытно-экспериментальная деятельность

с детьми старшего возраста «Удивительный мир стекла»

Цель: Познакомить со способом получения стекла. Помочь детям выявить свойства стекла (прозрачное, прочное, водонепроницаемое, гладкое и т. д). Развивать любознательность.

Предварительной работы: чтение энциклопедии, рассматривание…

Задачи:

  1. Образовательные
  1. Уточнить представления о том, что стекло разнообразно (прозрачное, хрупкое, цветное, гладкое и т. д)
  2. Сформировать знания о значении стекла в жизни человека
  3. Расширить словарный запас детей
  1. Развивающие
  1. Развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности. Уметь рассуждать, делать выводы
  2. Развивать и укреплять навыки безопасности при обращении со стеклом
  3. Развивать интерес к познанию предметного мира
  1. Воспитательные
  1. Воспитывать бережное отношение к стеклу
  2. Воспитывать уважение к людям профессий, работающим со стеклом
  3. Формировать художественный вкус

Материал

Колба, баночки (медицинские), ваза фруктовая, стаканы различной толщины, цветные стёкла для детского творчества, стеклянные игрушки, посуда

Ход деятельности

Ребята, послушайте загадки, отгадайте их и, тогда, вы узнаете, о чём мы будем говорить сегодня.

Воды не боюсь,

А ударь - разобьюсь. (Стекло)

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено. (Стекло)

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льётся,

А ударишь - разобьётся. (Стекло)

Отгадали, молодцы.

Воспитатель:

Сейчас я вас приглашаю в лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить главное правило обращения со стеклом.

Со стеклом будь осторожен -

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат-совок

И для мусора бачок-

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Воспитатель: Почему осколки собирают веником и совком?

Дети: Можно порезаться. Для безопасности можно пользоваться и пылесосом.

Воспитатель: Молодцы ребята, усвоили правило безопасности.

Хотите узнать, как появилось стекло?

Песок важнейший компонент из чего делают стекло. В старину брали глиняный горшок, сыпали речной песок с ракушками, добавляли золу и ставили на огонь - очень долго варили. Получалось мягкое, блестящее, горячее тесто. Затем мастер стеклодув брал в руки глиняную трубочку пустую внутри. На один конец трубки стеклодув набирал комочек расплавленного стекла, а в другой конец трубочки выдувал стеклянный пузырь. Но если стеклу было нужно придать другую форму, то мастер брал две формочки и закрывал стеклянный пузырь с двух сторон и выдувал до тех пор, пока мягкое стекло не заполнит всю форму. Вот так появились другие предметы: пузырьки для духов, кувшины, изящные вазы.

А теперь займите свои места.

Эксперимент №1

Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки, тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

Вывод делают дети-

Эксперимент №2

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие на ощупь стеклянные

предметы.

Дети определяют, что они гладкие, холодные, ребристые

Эксперимент №3

Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для в стакан наливает воду, убеждается, что стекло не пропускает воду, т. е. оно водонепроницаемо.

Эксперимент №4

Воспитатель предлагает слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Показать несколько примеров: стекло тонкое, хрусталь). Чем стекло толще, тем звук глуше, чем тоньше стекло - звук выше.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями.

Физкультминутка «Стеклодувы»

Управляя раскалённой каплей (дети, имитируют действия стеклодува)

Облачая в форму вещество,

Создавая лебедя иль цаплю,

Стеклодув в любое существо

Жизнь вдохнёт. И вот уже воркует (дети, изображают движения животных)

Пара сизокрылых голубей,

И кокетливо уже гарцует

Рыжий конь, и шустрый воробей

Червяка, схватив, вспорхнул на ветку,

А за ним охоту кот ведёт…

Стеклодув-он как кудесник редкий-

Хоть кого на свет произведёт.

Воспитатель: Приглашаю вас в творческую мастерскую, где можете проявить своё творчество со стеклом.

Дети подходят к столам, где лежит цветной картон и цветные стеклянные камешки. Каждый ребёнок придумывает свой сюжет.

После того как дети закончат, предложить им посмотреть на творения художников, дизайнеров из стекла.

  1. Просмотр презентации «мир стекла».
  2. Прослушивание игры на бокалах («Новогодние фантазии» Тимофей Винковский http://www.youtube.com/)

Спасибо за внимание!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

с. Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан

Конспект занятия экспериментированию

в старшей группе

«Удивительный мир стекла и металла »

подготовила: воспитатель Гильманова Г. Н.

2018 год

Тема: «Удивительный мир стекла и металла »

Интеграция: « Познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Интегрированные задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать, делать выводы;

5. Учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом;

6. Сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла).

7. Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

8. Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом.

Словарная работа: магнит, магнитные силы, пластмасса, железный, скрепка. стекло, стеклянный, металл, металлический, гладкий, твёрдый, прозрачный, не прозрачный, хрупкий, не хрупкий, водопроницаемый, водонепроницаемый, разноцветный, звучит.

Материал: металлические и пластмассовые предметы, крупа, стеклянные стаканы с водой, бабочки, рыбки на магнитах, скрепки, магниты по количеству детей. стеклянные предметы

Ход ООД:

(Дети на ковре встают в круг.)

В: « Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Раз, два, три - волшебство скорей приди! »

В: А сейчас давайте закроем глазки и все вместе скажем - Крибле-крабле- бумс!

Теперь, Ребята, посмотрите вокруг. Вы догадались, куда мы сейчас попали?

мы оказались в лабораторию Волшебников. И сегодня мы познакомимся с несколькими предметами. А вот с какими, вы постарайтесь отгадать:

1.Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь - разобьюсь.

(Стекло.)

Отгадали, молодцы .

(на столе рассматриваем небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. Дети называют, а воспитатель подводит детей к выводу, что они сделаны из стекла, т.е. стеклянные.)

В: А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло. Человек давно научился делать предметы из стекла. Стекло изобрели много лет назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и всё это долго варили на огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогла глиняная палочка. Одним концом палочки он брил расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдувал мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму (получались вазы, сосуды, флаконы, бусины). В древние времена оконное стекло еще не умели делать. В домах, в замках и даже в королевских дворцах были маленькие окна. Вместо стекла вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды мастер-стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и пока она была теплая, разрезал ее и развернул на столе. В результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень ценилось. Вначале стеклянные окна были только в домах богатых людей. Шло время, и люди придумали машину, которая вытягивала из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ленты. Застывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали па части, получался лист стекла. Сейчас построены современные предприятия для изготовления стекла. Ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Эксперимент №1

Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

Эксперимент №2

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что |гладкие, холодные, ребристое.)

Эксперимент №3

Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т.е. оно водонепроницаемо.

Эксперимент №4

Воспитатель предлагает дни слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и хрустальный.

Физкультминутка «Мы здоровы! »

Мы ногами – топ, топ

Мы руками – хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами – чик – чик

Раз – сюда, два – туда

Повернись вокруг себя

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли

Сели, встали. Сели, встали.

Руки к телу все прижали.

И подскоки делать стали.

В: Молодцы, справились с заданиями. Я вам сейчас загадаю еще одну загадку:

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука два блестящих огонька.

- Дети, что это? (машина). Воспитатель достает машину и подтверждает отгадку детей.

- Дети, что вы можете сказать о машине? (цвет, форма и т.д.). Если машина железная, значит, из чего сделана? (из металла). А если она сделана из металла, значит она какая? (металлическая).

Эксперимент №1 «Звук металла»

Детям предлагается постучать сначала деревянной полочкой по металлическому предмету, а затем железной, сравнить какой звук был громче и почему.

Эксперимент №2 «Вес металла»

Дети сначала взвешивают на ладонях два шарика одинаковых по размеру, но разные по материалу (напр., металлический и деревянный). Определяют, какой тяжелее. Затем проводится опыт: в стаканы с водой опускают шарики. Дети озвучивают, что произошло с каждым из шариков, сравнивают. Делают вывод, что металлический шарик тонет в воде, потому что он тяжелый.

Эксперимент №3 «Теплопроводность металла»

Воспитатель предлагает проверить, нагревается ли металл от огня. Дети на ощупь определяют, что пластина холодная, затем сравнивают после того как педагог нагрел пластину при помощи свечи. Делают вывод, что металлические предметы нагреваются. Педагог говорит, что металл проводит тепло – это называется теплопроводностью.

Эксперимент №4 «Волшебная рукавица»

Воспитатель предлагает детям «интересную вещицу – волшебную рукавицу». и демонстрирует детям фокус: с «волшебной рукавицы» не падают металлические предметы. Детям предлагается разгадать, в чем ее секрет. Дети рассматривают рукавицу, находят в ней магнит. Делается вывод, что металл магнитится, это свойство называется магнетизмом. Воспитатель дарит детям магнитики, для того, что бы они без труда могли отличать металлические предметы среди других.

Валентина Серова
Конспект НОД «Ознакомление со свойствами стекла»

Цель : ознакомление детей со свойствами стекла , его особенностях, изделиями из стекла

Задачи :

Развивать познавательный интерес к предметному миру

Формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов

Стимулировать желание детей экспериментировать предметами из стекла

Закреплять знания по оказанию первой помощи

Формировать умение соблюдать меры безопасности при работе со стеклянными предметами

Закреплять умение пользоваться схемами

Активизация словаря : хрупкое, прозрачное, водонепроницаемое, звонкое, непрозрачное, цветное.

Способы : мотивация, вопросы, поощрение, помощь, рассматривание изделий из стекла , использование схем, использование художественного слова, рефлексия.

Предварительная работа : рассматривание выставки стеклянных изделий , экспериментирование с цветными стеклами , чтение М. Свешников "Тайны стекла ", рассматривание иллюстраций, составление схем «Правила безопасного обращения со стеклянными предметами ».

Средства : стаканы на каждого ребенка из стекла , стеклянная посуда , посылка, пуговицы, цветные стекла .

Индивидуальные работы : закреплять в речи прилагательные с Артуром и Мишей, в процессе выполнения опытов, развивать умение выполнять действия аккуратно с Ваней и Викой.

Дифференцированный подход : дети с высоким уровнем развития называют правила безопасности со стеклом самостоятельно , а дети с низким – по схемам.

Литература :

1. Программа «От рождения до школы» под ред. Е. В. Вераксы

2. «365 научных экспериментов» В. Хифертон

3. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О. В. Дыбина

Слова и действия воспитателя

В :Ребята, нам в детский сад прислали посылку, давайте посмотрим что в ней.

(воспитатель заглядывает в посылку)

Я вам загадаю загадку, а отгадка в этой посылке.

Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударюсь – разобьюсь

В :Правильно, в посылке лежит стекло . Сегодня мы отправимся в волшебный мир стекла , и узнаем много нового и интересного. Приглашаю вас за столы.

(дети садятся за столы, на столах стеклянные стаканы , цветные стекла , вода)

В :Какие предметы из стекла вы знаете ?

Какие правила безопасности со стеклом вы знаете ?

В :Давайте рассмотрим стекло , какое оно на вид?

А теперь в стакан положите пуговицу, что вы видите в стакане?

Правильно, стекло прозрачное , поэтому мы и видим пуговицу

Это одно из свойств стекла . Стекло прозрачное .

Где используют это свойство стекла ?

Возьмите стекло в руки , определите, какое оно на ощупь?

Аккуратно налейте в стакан воды

Пропускает ли стакан воду?

Вода через стакан не проникает, почему?

В любую стеклянную посуду можно налить воду?

Это еще одно свойство стекла . Стекло – водонепроницаемое .

Где используют это свойство стекла ?

(воспитатель выставляет схему)

У вас на столах лежат стеклышки , какие они?

Посмотрите через стекло , вы что нибудь видите?

Это еще одно свойство стекла , оно может окрашивать предметы в тот цвет, через какое стекло смотришь

Физкультминутка

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила

Брат его мальчик Иван

Тоже уронил стакан

А что будет со стеклом если его уронить ?

Правильно, если стекло может легко разбиться, то оно какое?

А что делать, если стекло разбилось , его можно брать руками?Почему?

(воспитатель выставляет схему)

А если вы уже порезались, какую первую помощь нужно оказать?

Правильно, чтобы этого не случилось, как мы должны убирать разбитое стекло ?

Есть у стекла еще одно интересное свойство , хотите определить какое?

Посмотрите, у меня на столе стоят бокалы. Послушайте, что нибудь слышите?

(воспитатель стучит по краю бокала)

А теперь?

В первый бокал я налью немного воды, в следующий – больше, а в следующий еще больше. Я возьму ложку и ударю по бокалам по очереди, один за другим.

Что вы услышали?

А сейчас я ударяю в любом порядке. Можно ли сыграть мелодию?

Чем больше воды, тем звук ниже, тем меньше воды- звук выше

(вызвать несколько детей)

Это еще одно свойство стекла . Стекло издает звук .

Где мы сегодня с вами были?

Давайте повторим правила безопасности со стеклом

Вам понравилось?

У меня на столе лежат зеленые, красные, желтые кружочки. Возьмите красный кружок те, кому было легко и просто, желтый – кому было немного трудно, а зеленый – кому было трудно и тяжело

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в первой младшей группе «Кораблик». Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Задачи:.

Конспект занятия для старшей группы «Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами» Задачи: -познакомить детей с воздухом; -показать, что воздух есть вокруг нас, познакомить со способами его обнаружения; -показать, что воздух.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками средней группы «Ознакомление со свойствами бумаги» Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: Ознакомление со свойствами бумаги. Интеграция образовательных областей: Речевое,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Ознакомление со свойствами ткани» Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Ознакомление со свойствами ткани» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами.

Конспект НОД во второй младшей группе «Ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани» Программное содержание - формировать знания у детей о бумаге и ткани, об их свойствах и качествах, - учить устанавливать отношение между.