Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мои игрушки. Конспект нод по развитию речи детей старшей группы с использованием мнемотехники "кораблик"

Елена Аказина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Н. Д. Калининой «Разве так играют?»

Пересказ рассказа Надежды Дмитриевны Калининой «Разве так играют

Программные задачи :

- связная речь : учить выразительно пересказывать текст ;

- словарь и грамматика : активизировать в речи глаголы , учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

Материалы :

Ход занятия

Воспитатель : Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках. Чтение стихотворения А. Барто «Зайка» :

Зайку бросила хозяйка

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не смог –

Весь до ниточки промок.

Воспитатель : Ребята, жалко вам игрушечного зайца? (ответы детей) .

Воспитатель : Правильно ли поступила девочка - хозяйка игрушки, оставив зайку мокнуть под дождём? (ответы детей) .

Чтение стихотворения А. Барто “Мишка”:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Воспитатель : А в этом стихотворении любит ребёнок свою игрушку? (ответы детей) Да, ребята, не стоит плохо относиться к своим игрушкам, даже если что-то сломалось, оторвалось по какой-то причине. Иногда нужно просто заменить или починить деталь и игрушка вновь станет прежней

Воспитатель : Ребята, а вы любите игрушки?

Дети : Да.

Воспитатель : Есть ли любимые?

Дети : Да.

Воспитатель : А как вы к ним относитесь? (Ответы детей) .

Воспитатель : А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Пирамидка»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх) .

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте) .

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы) .

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат) .

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза,

Начинают все играть (изобразить любое движение) .

Воспитатель : Ребята, я прочитаю вам рассказ , который написала Н. Д. Калинина , он называется «Разве так играют .

Воспитатель читает рассказ .

«Разве так играют

Пришли Саша с Алешей в младшую группу , подошли к игрушкам. А игрушек много : есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.

Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть . А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.

Подбежал он к кукольному уголку - мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет - все в одну кучу складывает :

Не трогайте, не берите, я в игрушки играю .

Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

Вот так мальчик! Разве так играют ?

Послушайте внимательно еще раз.

Дети пересказывают текст по цепочке . Пересказ можно повторить дважды.

Вопросы :

1. О чем говорится в этом рассказе ?

2. Какие игрушки были в кукольном уголке?

3. Что делал Алеша?

4. Как Саша вел себя в кукольном уголке?

5. Что он делал?

6. Что он сказал детям?

Воспитатель : Вспомните, чем заканчивается рассказ .

Рассказ заканчивается словами : «Разве так играют , и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе , если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть . Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том , как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках .

Отвечают дети (по одному) . Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи , умение объяснять понятно.

С какими игрушками вы любите играть ?

О какой игрушке я загадаю загадку?

Кинешь в речку - не тонет,

Бьешь о стенку - не стонет,

Будешь оземь кидать -

Станет кверху летать.

(Мяч.)

Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)

Дети отвечают.

Скажите, что можно делать с мячом.

Дети. Катать, бросать, подкидывать,передавать ,отбивать.

Воспитатель. А как можно играть с куклой , что можно с ней делать?

Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять, расчесывать и т. п.

Артикуляционная гимнастика.

Рот пошире открываем

В бегемотиков играем

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам…

Буду подражать слону,

Губы хоботом тяну…

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне.

Вот веселая лошадка,

Темная как шоколадка…

Воспитатель : Ребята, а у меня к вам вот какой вопрос - а как вы думайте, откуда берутся игрушки? (из магазина) .

Воспитатель предлагает послушать стихотворение «Игрушки» :

В магазине «Детский мир»

Есть отдел игрушек.

Там и полосатый тигр,

И котёнок плюшевый,

Пирамидки в ряд стоят,

Куклы в разных платьицах,

Неваляшки не лежат,

И петрушки дразнятся.

Разноцветные мячи,

Кегли и машины,

Паровозик заводной

Проезжает мимо.

Все игрушки хороши!

Выбирай, что хочешь.

Без игрушек малышам

Грустно было б очень

(Дети внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы воспитателя)

Воспитатель предлагает назвать игрушки, которые есть в группе , подумать, почему эти предметы называются игрушками. Просит детей сказать из какого материала они сделаны. Ребёнок двумя руками обследует игрушку и говорит из какого материала сделана (Это кубик, он сделан из дерева. Он деревянный) .

Воспитатель : Заканчивайте начатые мною предложения.

Кукла стоит выше, а машина … (ниже) .

Грузовая машина больше, а легковая машина … (меньше) .

Отгадайте загадку.

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук.)

Дети. Лук.

Воспитатель. Какой он?

Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.

Воспитатель : В корзине много чего?

Дети. Лука.

Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами : шар (пар, дар, мак (лак, рак, лук (жук, бук) .

Дети отвечают.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один - много» .

Игра «Один - много»

(детеныши животных)

Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?» . Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фигурки.)

Итог занятия .

Обобщающие вопросы по теме занятия .

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Альма» Воспитатель: Рыжикова Ольга Валентиновна. Цель: обучение детей пересказованию короткого рассказа. Задачи: -связная речь: учить детей связно,.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор животных». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 30 «Улыбка» г. Южно – Сахалинска.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа: «На кухне» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа "На кухне" Арбузова Анастасия. Программное содержание: Обогащать и активизировать.

Конспект ОИС по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель: учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Образовательные.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца "Поезд" Подготовила: воспитатель Савиных Е. Ю. Цель:.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж» Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину) Воспитатель: Муравлева З. В.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Как Миша варежку потерял» Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял" Программные задачи: 1. Учить.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Подготовила Кондратенко Ольга Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат» Задачи: учить пересказу от лица главного героя, активизировать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Белки» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова- Микитова «Белки» Цель. Научить детей связно.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Разве так играют?» Задачи: учить выразительно, пересказывать текст; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных; учить.

Библиотека изображений:

Конспект НОД по развитию речи для старших дошкольников с использованием мнемотехники "Кораблик"

Данный материал может оказаться полезным для воспитателей, учителей, родителей. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, а в результате грамотной работы педагога приводит к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Цель : развить навык работы по развитию речи с применением мнемотехники
Задачи : (программное содержание):
Обучающие:
1. Познакомить детей с новой сказкой В. Сутеева «Кораблик»
2. Обогатить речь детей новыми оборотами («Чуть было не захлебнулся», «И пошла работа: ……»), словообразовательными моделями (веревочка, листочек, скорлупка, соломинка и т.п.), словами (находчивый, сообща, трудолюбивый, упорный)
3. Закрепить умение правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанный текст
4. Закрепить умение передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц
5. Закреплять навык работы с применением мнемотехники, которая служит средством для:
- обогащения словарного запаса (зрительные образы нового слова)
- закрепления в памяти «каркаса», сюжетной линии текста как образца логического повествования (на зрительном уровне)
- обогащения речи художественными оборотами, языковыми средствами, словообразовательными моделями
- развития воображения, ассоциативного мышления
- нового отношения к слову (оно наполняется смыслом, является главным смыслообразующим началом в тексте, на него «смотрят» через призму образов, его рисуют)
6. Закрепить умение излагать содержание пересказываемого текста с опорой на мнемодорожки
7. Закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения

Развивающие:
Продолжать развивать мышление, память, внимание и воображение
Воспитательные:
1. Закрепить умение внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять
2. Помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей (находчивость, хвастовство, слаженная работа как залог успеха)
Материалы и оборудование :
1. Книга с текстом сказки и иллюстрациями
2. Игрушки: заводной жучок, пластмассовая мышка, резиновый лягушонок, муравей
3. Мнемоквадраты с символами
4. Магнитная доска, магниты
Предварительная работа :
1. Знакомство с символом и его «расшифровкой»
2. Знакомство с мнемоквадратом и мнемодорожкой
3. Занятия по описанию предмета с опорой на мнемодорожки (описание снегиря, сидящего на ветке, описание лисы)
4. Занятия по пересказу рассказа Н.Калининой «Разве так играют?», рассказа о зиме, рассказа Н.Калининой «Помощники» с опорой на мнемодорожку
5. Классификация карточек с изображением транспорта: каждый вид транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный) мы разложили по конвертам и нанесли на конверт символ, расшифровав который, можно было понять, какой вид транспорта «спрятан» в нем
Ход непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть (мотивационный этап):
Дети с воспитателем входят и рассаживаются полукругом. В центре стол и магнитная доска. На столе стоят игрушки (жук, муравей, лягушка, цыпленок, мышонок).
Воспитатель : Ребята, посмотрите-ка, кто это к нам пришел в гости?
Дети : Жук, муравей, цыпленок, мышонок, лягушонок.
Воспитатель : И правда! Так это не просто животные, это герои сказки! Они пришли к нам прямо из сказки. Сказку эту написал Владимир Григорьевич Сутеев, а называется она «Кораблик».
Какие они милые, наши гости. Но вот интересно, зачем они к нам пожаловали?
Дети : Познакомиться, подружиться!
Воспитатель : Конечно, познакомиться и подружиться! Но еще они хотят загадать вам задачку, ребята: расшифровать их секретные карточки. Вот, посмотрите.
Воспитатель показывает мнемоквадраты.
Дети : (рассматривают) Как их разгадать?
Воспитатель : Нужно сказку начинать читать. Слушаем внимательно.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап) :
Воспитатель читает сказку, демонстрируя иллюстрации в книге и предлагая поочередно мнемоквадраты, которые дети выставляют на доску.
Пошли гулять Лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок.
Мнемоквадрат номер 1 на доску.
Пришли на речку. Мнемоквадрат номер 2 на доску.
- Давайте купаться! - сказал лягушонок и прыгнул в воду. Мнемоквадрат номер 3 на доску.
- Мы не умеем плавать, - сказали цыпленок, мышонок, муравей и жучок . Мнемоквадрат номер 4
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Засмеялся лягушонок. Куда же вы годитесь! И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся. Мнемоквадрат номер 5 и 6
Обиделись цыпленок, мышонок, муравей и жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали . Номер 7
Пошел цыпленок и принес листочек . 8
Мышонок – ореховую скорлупку . 9
Муравей соломинку притащил . 10
А жучок веревочку . 11
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали – и построили кораблик . 12
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли.
13
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь 14 и 15.
Воспитатель читает текст еще раз.
Воспитатель : Вы поняли теперь, зачем нужны были эти секретные карточки?
Дети : Это подсказки!
Воспитатель : Верно! Вы будете на них посматривать и вспоминать, что же происходило в сказке.
На доске висят картинки, которые помогут вам ничего не забыть из этой интересной истории.
По 3 человека выходят. Поочередно берут по одному квадрату, пересказывают, опираясь на него. Воспитатель помогает.
Два пересказа по три человека. Лучше задействовать тех, кто не участвовал в выставлении карточек, чтобы все приняли участие в работе.
Заключительная часть (рефлексивный этап):
Воспитатель : Понравилась вам сказка, ребята?
Дети : Да!
Воспитатель : О ком эта сказка?
Дети : О мышонке, цыпленке, муравье, жуке и лягушонке
Воспитатель : Как поступил лягушонок?
Дети : Смеется над другими, говорит обидные слова…
Воспитатель : так друзья разве поступают?
Дети: Нет, так друзья не поступают!
Воспитатель : Конечно, так друзья не поступают. Друзья должны быть вместе, все дела делать вместе, не обижать друг друга и не хвастаться.
Скажите, а какими оказались мышонок, жучок, муравей и цыпленок? Как быстро они придумали, как построить кораблик…
Дети : Находчивыми, трудолюбивыми…
Воспитатель : Помните, им захотелось тоже поплыть и они взялись за…
Дети : работу
Воспитатель : да, взялись за работу. Как они взялись за работу?
Дети : дружно, вместе, чтобы построить корабль
Воспитатель : Можно еще сказать сообща. Сообща – значит дружно. Как вы думаете, ребята, почему у друзей получилось построить корабль? Что же им помогло?
Дети : то, что они все вместе трудились
Воспитатель : Конечно, они работали вместе, каждый сделал что-то, чтобы получился кораблик, каждый внес свой вклад в общее дело! Им их дружба помогла – можно ведь так сказать?
Дети : Да!
Воспитатель : Какие интересные карточки принесли с собой наши друзья! В них вся сказка загадана, но мы-то ее разгадали, правда?
Дети : Да
Воспитатель : Если бы не они, нам бы сложно было пересказать историю. Как можно назвать карточки?
Дети : помощники
Воспитатель : Верно! Ребята, вы отлично поработали: дружно, вместе, сообща! Хотите поиграть с игрушками, которые к нам пришли? Держите. Кто хочет полистать сказку, посмотреть иллюстрации – пожалуйста.
Мне так понравилась сказка, что я решила нарисовать какой-нибудь эпизод из нее. Кто со мной? (ребята, не участвующие ни в игре, ни в рассматривании иллюстраций, присоединяются к воспитателю и рисуют коллективную картину).


«Разве так играют?»
Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет все в одну кучу складывает:
Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?

Вопросы:
О чем говорится в этом рассказе?
Какие игрушки были в кукольном уголке?
Что делал Алеша?
Как Саша вел себя в кукольном уголке?
Что он делал?
Что он сказал детям?
Воспитатель: Вспомните, чем заканчивается рассказ.
Трое детей пересказывают текст, предварительно договорившись между собой, кто какую часть (начало, середину, конец) будет рассказывать. Пересказ можно повторить дважды.
Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.
Отвечают два ребенка (по одному). Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.
С какими игрушками вы любите играть?
О какой игрушке я загадаю загадку?
Кинешь в речку не тонет, Бьешь о стенку не стонет, Будешь оземь кидать
Станет кверху летать.
(Мяч.)
Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)
Дети отвечают.
Скажите, что можно делать с мячом.
Дети. Катать, бросать, подкидывать.
Воспитатель. А как можно играть с куклой, что можно с ней делать?
Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять и т.п. Проводится физкультминутка.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один много».
Игра «Один много»
Это шар, а это... шары. Здесь много... шаров. Какого они цвета (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шарь разного цвета? (Разноцветные.)
Это мак, а это... маки. В букете много... маков. Какого они цвета? (Красные.) Что еще бывает красным?
Дети отвечают.
Как вы понимаете выражение «красная девица»?
Дети отвечают.
Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?
Дети отвечают.
Отгадайте загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.)
Дети. Лук.
Воспитатель. Какой он?
Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.
Воспитатель: В корзине много чего?
Дети. Лука.
Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар), мак (лак, рак), лук (жук, бук). С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? Сколько слогов в этих словах? Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?
Дети отвечают.
Подберите слова, сходные по звучанию с заданными и с тем же количеством слогов: игла (пила, юла), мишка (мышка, шишка), ложка (ножка, кошка). А если все предметы исчезнут, как мы;ажем, чего не стало? (Игл, пил, юл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)
Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?». Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фушки.) Это... утята, это... снеги... рята, это... щег... лята.
Стали малыши играть, вдруг слышат ж-ж-ж! Что такое? Испугались малыши и убежали кто куда. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда испуг прошел и птенцы вернулись (показывает утят), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал? (Снегирята, щеглята.) Кого нет?
Дети. Снегирят, щеглят.
Воспитатель. Улетели куда-то и снеги... рята и щег... лята, зато появились на поляне синички и попугайчики. У этих птенцов нет специального названия, их просто ласково называют: синички, попугайчики.
Щебечут птицы, играют, резвятся. Вдруг снова что-то зажужжало! Испугались птенцы и разлетелись. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда они вернулись (показывает утят), снова кто-то пропал. Кого не стало?
Дети. Синичек, попугайчиков.
Воспитатель. Утята оказались самыми смелыми. Заглянули на елку и увидели... Карлсона! Это его моторчик жужжал. Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Позвали они своих друзей. Все птенцы вернулись. (Выставляет игрушки по порядку.)
Дети называют их самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково, так же, как взрослых птиц.
Дети. Синички, попугайчики.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Программные задачи:
связная речь: учить выразительно пересказывать текст;
словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.
Материалы:
игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики (возможна замена картинками для фланелеграфа).

Ход занятия
Воспитатель читает рассказ.
«Разве так играют?»
Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет все в одну кучу складывает:
Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?

Вопросы:
О чем говорится в этом рассказе?
Какие игрушки были в кукольном уголке?
Что делал Алеша?
Как Саша вел себя в кукольном уголке?
Что он делал?
Что он сказал детям?
Воспитатель: Вспомните, чем заканчивается рассказ.
Трое детей пересказывают текст, предварительно договорившись между собой, кто какую часть (начало, середину, конец) будет рассказывать. Пересказ можно повторить дважды.
Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.
Отвечают два ребенка (по одному). Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.
С какими игрушками вы любите играть?
О какой игрушке я загадаю загадку?
Кинешь в речку не тонет, Бьешь о стенку не стонет, Будешь оземь кидать
Станет кверху летать.
(Мяч.)
Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)
Дети отвечают.
Скажите, что можно делать с мячом.
Дети. Катать, бросать, подкидывать.
Воспитатель. А как можно играть с куклой, что можно с ней делать?
Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять и т.п. Проводится физкультминутка.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один много».
Игра «Один много»
Это шар, а это... шары. Здесь много... шаров. Какого они цвета (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шарь разного цвета? (Разноцветные.)
Это мак, а это... маки. В букете много... маков. Какого они цвета? (Красные.) Что еще бывает красным?
Дети отвечают.
Как вы понимаете выражение «красная девица»?
Дети отвечают.
Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?
Дети отвечают.
Отгадайте загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.)
Дети. Лук.
Воспитатель. Какой он?
Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.
Воспитатель: В корзине много чего?
Дети. Лука.
Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар), мак (лак, рак), лук (жук, бук). С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? Сколько слогов в этих словах? Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?
Дети отвечают.
Подберите слова, сходные по звучанию с заданными и с тем же количеством слогов: игла (пила, юла), мишка (мышка, шишка), ложка (ножка, кошка). А если все предметы исчезнут, как мы;ажем, чего не стало? (Игл, пил, юл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)
Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?». Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фушки.) Это... утята, это... снеги... рята, это... щег... лята.
Стали малыши играть, вдруг слышат ж-ж-ж! Что такое? Испугались малыши и убежали кто куда. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда испуг прошел и птенцы вернулись (показывает утят), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал? (Снегирята, щеглята.) Кого нет?
Дети. Снегирят, щеглят.
Воспитатель. Улетели куда-то и снеги... рята и щег... лята, зато появились на поляне синички и попугайчики. У этих птенцов нет специального названия, их просто ласково называют: синички, попугайчики.
Щебечут птицы, играют, резвятся. Вдруг снова что-то зажужжало! Испугались птенцы и разлетелись. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда они вернулись (показывает утят), снова кто-то пропал. Кого не стало?
Дети. Синичек, попугайчиков.
Воспитатель. Утята оказались самыми смелыми. Заглянули на елку и увидели... Карлсона! Это его моторчик жужжал. Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Позвали они своих друзей. Все птенцы вернулись. (Выставляет игрушки по порядку.)
Дети называют их самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково, так же, как взрослых птиц.
Дети. Синички, попугайчики.


Приложенные файлы

Старшая группа.

№ нед

Тема

познание

коммуни-кация

форм.

целос. мира

рисование

лепка

апплик

худож. лит

итог

Детский сад

Д. С.-высот. здания из коробок

Пересказ рассказа Н. Калининой “Разве так играют?” + ЗКР [С-З](6,25)

Д. С.-моя вторая семья (5,12)

Мой любимый д. с.

Сюжетное. наша группа

Детский сад (2,54)

Чтение В. Берестов “Читалочка”, А. Барто “В школу”

Фотовыс-тавка

“Наш д. с ”

Осень

В тепле и холоде (1,59)

Составление описательных загадок об овощах и фруктах +

словарная работа

Дары осени. Осен. день –год кормит

Огурцы и помидоры на тарелке

С натуры “Осен-ние листья” (краски

осени) (1,50)

Осен. натюрморт

(овощи и фрукты)

Чтение рассказа Сутеева “Яблоко”

Выставка поделок из овощей и фруктов

Здоровье

Человек. Проверим слух. Наши помощники-глаза (1;113,114)

Рассказывание на тему: “Я здоровье берегу, сам себе я помогу + грамат. стр. речь

Как устроено тело человека (3,84)

Тампонирование. Роспись блюда

Спортс-мены

Чтение сказки “У страха глаза велики” (1,82)

Спортив-ный праздник

“День здоровья”

Труд взрослых

Оригами. Самолет

Составление рассказа из личного опыта “Как трудятся мои родители”+ творческие игровые задания

Профессии людей

Декоративное “Кружева” Украсим платок

Девочка в

нарядном

Дома на нашей улице (2,70)

Маршак “Почта”

Фотовыс-тавка

“Работа наших родите-лей”

Осень

Почему цветы осенью вянут?

Пересказ рассказа Я. Тайц “По грибы”

ЗКР [С-Ц](5,19)

Как выращивают хлеб (1,22)

По представлению “Осен-нее дере-во”(1,32

Золотая хохлома и золотой лес (1,66)

Из осенних листьев “Осенние картины”

Заучивание стих. С. Когана ”Листки” (1,83)

Выставка детских рисунков

Город

Составление рассказа на тему:”О нашем городе мы свой ведём рассказ”+ словарная работа (2,119)

Разные здания (6,24)

Маши-ны на нашей улице (3,76)

Разные здания на улице

Литерат. викторина по р. н.сказ-кам

День народ.

единства

Рассматривание обозначений на карте

Рассказывание на тему: “Страна, где мы живем” (2,51) и (4,70)

Государст. флаг и гимн (6,72)

Моя Родина

Российский флаг

Российс-кий флаг

Чтение р. н. сказки “Хаврошечка” (1,111)

Акция “Открытое письмо родителям

Осень

Разл. растения. Зачем им крылышки? Зачем репейнику крючки? (1;,74,75)

Рассматрива-ние по картине И. Левитина “Золотая осень”+ фонема тич.

Осенние хлопоты человека

Яблоня с яблока-ми

С натуры “Осен-ние листья” (1,50)

Листья танцуют превра-щаясь в деревья

Чтение Г. Скребицкого “Осень ” (1,90)

Праздник осени

Транспорт

Машины из спич. коробков

Коллективное сочинение сказки “Приключе-ние грузовика”+ ЗКР [Ш-Ж]

Виды транспор.: наземные, воздушные, водные (6,42)

Летят самоле-ты

Какие автомо-били приво-зят продук-ты в магазин

Машины нашей улицы

Чтение сказки д. Родари “Дудочкин и автомобили”

Выставка рисунков

“Транс-порт будущего”

Птицы

У кого какие клювы? Как устроены перья у птиц. Почему говорят “Как с гуся вода” ? (1;64,79)

Составление рассказа по картине “Курица с цыплятами” +

Словарная работа

щие и перелетные птицы

Горо-децкий пету-шок (рису-нок на круге) (2,79)

Тампо-ниров. Наши друзья (3,75)

Лебеди (2,75)

Пересказ рассказа Е. Чарушина “Воробей” (1,135)

Выставка

“Птицы”

по группам

Животные

(дикие)

Сравнение зайца и лисы

Пересказ рассказа

Е. Чарушина “Лисята”+ грамм. строй речи (6, 47)

Животные нашего края (6,63)

Декорат “Дым-ковские кони”

Кто живет в лесу (дикие живот-ные)

Коллек-тиная

“Лесные звери”

Чтение р. н. с. “Лисичка се-стричка и серый волк” (1,85)

Выставка поделок

животных из брос. материала

Безопасность

Пришивание пуговиц

Бытовая техника + творческие речевые упр

Безопасное поведение на дороге

Дети гуляют зимой на участке

Дети играют в мяч

Чтение р. н.сказки “Сестричка Аленушка и братец Иванушка” (1,116)

Развлече-ние

Растения

(комнатные)

Составление сравнительных рассказов по моделям. +

Фонематичес-кий слух

Растение - живое существо

Кляксо-графия

“Краси-вые цветы”

раст “Фиал-ка”

Цветы уголка природы

Чтение сказки В. Катаева “Цветик - семицветик”

Презента-ция книг, рассказов детей о комн. растениях

Безопас-ность

Температура.

“Горячо-холодно”

Опасные ситуации (ПДД). Придумыва-ние

продолжения истории.+ ЗКР

Предметы, требующие осторож-ного обращения

Свето-фор

Спец. машины

Колек-тивная. Улица города.

Чтение С. Михалков

“Дядя Степа”

Стенгазета “Витами-ны и др.

полезные продукты”

Новый год

Фонарики для елки

Составление рассказа “Как мы наряжали ёлку”+ словарная работа

Новый год у ворот

Карнавальный костюм

Декор. Гжель “Порт-рет снегурочки”(

Из солен. теста. Звонкий колоко-льчик (1,104)

Ю. Кутузов “Ежик елку наряжал”

Праздник

Традиции

Дома разных народов

материалов)

Придумыва-ние сказки “О том, как дружба в беде помогла”+

грамм. строй речи

Люди нашего города, националь-ность

Укра-сим фартук карел.

Орна-ментом (1,66)

росписьУзоры на кухон-ных досках

Заучивание стихов о Петрозаводске

“Рождест-венские подарки малышам”

Зима

Опыты со льдом

Рассматрива-ние и рассказывание по картине И. Шишкина “Зима”

Зимние явления в природе

День Победы

Рассматривание картины “Дне Победы”+ фонем. слух

День победы (6,84)

Геор-гиевс-кая ленточ-ка

КляксогПразд-ничный салют над городом

Военная техника (2,79)

Кассиль “Памятник советскому солдату” (2,42)

Празднич-ный концерт

Лето

Опыты с водой (1,82)

Рассматрива-ние картины по теме с использованием элементов ТРИЗ+ словарная работа

Что мы знаем о воде

Сюжет-ное. Веселое лето

Декор. Лето красное пришло

Нарядные бабочки.

Чтение словацкой сказки “У солнышка в гостях” (1,124)

Викторина.

Лето

Опыты с воздухом (1,85)

Составление описательного рассказа о насекомых по моделям+ грамматика

Пыльца на пестрых крыльях

(насеко-мые)

Кузне-чик

Монотипия. Краси-вые бабочки

Мы на луг ходили, мы лужок лепили (1,200)

Инсценировка “Когда это бывает”

Выставка рисунков

“Как мы будем отдыхать летом”

Список литературы .

Формирование целостной картины мира .

Алешина..Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительности Воронова А. Азбука общения Авдеева Воловец педагогического процесса Волчкова занятий Мы живем в России. Старшая группа.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Лыкова деятельность в д. с. Ворловец педагогического процесса Швайко. Занятия по изобразительной деят-ти в д. с.

Рисование .

Лыкова деятельность в д. с. Скоролупова с русским народным декоративно - прикладным искусством Ворловец педагогического процесса Швайко. Занятия по изобразительной деят-ти в д. с.

Художественная литература .

Ушакова дошкольников с литературой Хрестоматия

Коммуникация.

Развитие речи в д. с. . Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Мы живем в России. Старшая группа Волчкова по развитию речи в д. с. Гербова культура речи . Старшая группа. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа

Познание.

Дыбина рядом. Опыты и эксперименты для дошкольника. .Приобщение детей к истокам русской народной культуры.