Елена Аказина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Н. Д. Калининой «Разве так играют?»
Пересказ рассказа Надежды Дмитриевны Калининой «Разве так играют ?»
Программные задачи :
- связная речь : учить выразительно пересказывать текст ;
- словарь и грамматика : активизировать в речи глаголы , учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.
Материалы :
Ход занятия
Воспитатель : Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках. Чтение стихотворения А. Барто «Зайка» :
Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог –
Весь до ниточки промок.
Воспитатель : Ребята, жалко вам игрушечного зайца? (ответы детей) .
Воспитатель : Правильно ли поступила девочка - хозяйка игрушки, оставив зайку мокнуть под дождём? (ответы детей) .
Чтение стихотворения А. Барто “Мишка”:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Воспитатель : А в этом стихотворении любит ребёнок свою игрушку? (ответы детей) Да, ребята, не стоит плохо относиться к своим игрушкам, даже если что-то сломалось, оторвалось по какой-то причине. Иногда нужно просто заменить или починить деталь и игрушка вновь станет прежней
Воспитатель : Ребята, а вы любите игрушки?
Дети : Да.
Воспитатель : Есть ли любимые?
Дети : Да.
Воспитатель : А как вы к ним относитесь? (Ответы детей) .
Воспитатель : А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Пирамидка»
Вот большая пирамидка (потянуться вверх) .
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте) .
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы) .
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат) .
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза,
Начинают все играть (изобразить любое движение) .
Воспитатель : Ребята, я прочитаю вам рассказ , который написала Н. Д. Калинина , он называется «Разве так играют ?» .
Воспитатель читает рассказ .
«Разве так играют ?»
Пришли Саша с Алешей в младшую группу , подошли к игрушкам. А игрушек много : есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть . А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку - мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет - все в одну кучу складывает :
Не трогайте, не берите, я в игрушки играю .
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют ?
Послушайте внимательно еще раз.
Дети пересказывают текст по цепочке . Пересказ можно повторить дважды.
Вопросы :
1. О чем говорится в этом рассказе ?
2. Какие игрушки были в кукольном уголке?
3. Что делал Алеша?
4. Как Саша вел себя в кукольном уголке?
5. Что он делал?
6. Что он сказал детям?
Воспитатель : Вспомните, чем заканчивается рассказ .
Рассказ заканчивается словами : «Разве так играют ?» , и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе , если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть . Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том , как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках .
Отвечают дети (по одному) . Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи , умение объяснять понятно.
С какими игрушками вы любите играть ?
О какой игрушке я загадаю загадку?
Кинешь в речку - не тонет,
Бьешь о стенку - не стонет,
Будешь оземь кидать -
Станет кверху летать.
(Мяч.)
Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)
Дети отвечают.
Скажите, что можно делать с мячом.
Дети. Катать, бросать, подкидывать,передавать ,отбивать.
Воспитатель. А как можно играть с куклой , что можно с ней делать?
Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять, расчесывать и т. п.
Артикуляционная гимнастика.
Рот пошире открываем
В бегемотиков играем
Подражаем мы лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам…
Буду подражать слону,
Губы хоботом тяну…
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне.
Вот веселая лошадка,
Темная как шоколадка…
Воспитатель : Ребята, а у меня к вам вот какой вопрос - а как вы думайте, откуда берутся игрушки? (из магазина) .
Воспитатель предлагает послушать стихотворение «Игрушки» :
В магазине «Детский мир»
Есть отдел игрушек.
Там и полосатый тигр,
И котёнок плюшевый,
Пирамидки в ряд стоят,
Куклы в разных платьицах,
Неваляшки не лежат,
И петрушки дразнятся.
Разноцветные мячи,
Кегли и машины,
Паровозик заводной
Проезжает мимо.
Все игрушки хороши!
Выбирай, что хочешь.
Без игрушек малышам
Грустно было б очень
(Дети внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы воспитателя)
Воспитатель предлагает назвать игрушки, которые есть в группе , подумать, почему эти предметы называются игрушками. Просит детей сказать из какого материала они сделаны. Ребёнок двумя руками обследует игрушку и говорит из какого материала сделана (Это кубик, он сделан из дерева. Он деревянный) .
Воспитатель : Заканчивайте начатые мною предложения.
Кукла стоит выше, а машина … (ниже) .
Грузовая машина больше, а легковая машина … (меньше) .
Отгадайте загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.)
Дети. Лук.
Воспитатель. Какой он?
Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.
Воспитатель : В корзине много чего?
Дети. Лука.
Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами : шар (пар, дар, мак (лак, рак, лук (жук, бук) .
Дети отвечают.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один - много» .
Игра «Один - много»
(детеныши животных)
Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?» . Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фигурки.)
Итог занятия .
Обобщающие вопросы по теме занятия .
Публикации по теме:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Альма» Воспитатель: Рыжикова Ольга Валентиновна. Цель: обучение детей пересказованию короткого рассказа. Задачи: -связная речь: учить детей связно,.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор животных». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 30 «Улыбка» г. Южно – Сахалинска.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа: «На кухне» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа "На кухне" Арбузова Анастасия. Программное содержание: Обогащать и активизировать.
Конспект ОИС по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель: учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Образовательные.
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца "Поезд" Подготовила: воспитатель Савиных Е. Ю. Цель:.
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж» Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину) Воспитатель: Муравлева З. В.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Как Миша варежку потерял» Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял" Программные задачи: 1. Учить.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Подготовила Кондратенко Ольга Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат» Задачи: учить пересказу от лица главного героя, активизировать.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Белки» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова- Микитова «Белки» Цель. Научить детей связно.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Разве так играют?» Задачи: учить выразительно, пересказывать текст; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных; учить.
Библиотека изображений:
Конспект НОД по развитию речи для старших дошкольников с использованием мнемотехники "Кораблик"
Данный материал может оказаться полезным для воспитателей, учителей, родителей. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, а в результате грамотной работы педагога приводит к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Цель
: развить навык работы по развитию речи с применением мнемотехники
Задачи
: (программное содержание):
Обучающие:
1. Познакомить детей с новой сказкой В. Сутеева «Кораблик»
2. Обогатить речь детей новыми оборотами («Чуть было не захлебнулся», «И пошла работа: ……»), словообразовательными моделями (веревочка, листочек, скорлупка, соломинка и т.п.), словами (находчивый, сообща, трудолюбивый, упорный)
3. Закрепить умение правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанный текст
4. Закрепить умение передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц
5. Закреплять навык работы с применением мнемотехники, которая служит средством для:
- обогащения словарного запаса (зрительные образы нового слова)
- закрепления в памяти «каркаса», сюжетной линии текста как образца логического повествования (на зрительном уровне)
- обогащения речи художественными оборотами, языковыми средствами, словообразовательными моделями
- развития воображения, ассоциативного мышления
- нового отношения к слову (оно наполняется смыслом, является главным смыслообразующим началом в тексте, на него «смотрят» через призму образов, его рисуют)
6. Закрепить умение излагать содержание пересказываемого текста с опорой на мнемодорожки
7. Закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения
Развивающие:
Продолжать развивать мышление, память, внимание и воображение
Воспитательные:
1. Закрепить умение внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять
2. Помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей (находчивость, хвастовство, слаженная работа как залог успеха)
Материалы и оборудование
:
1. Книга с текстом сказки и иллюстрациями
2. Игрушки: заводной жучок, пластмассовая мышка, резиновый лягушонок, муравей
3. Мнемоквадраты с символами
4. Магнитная доска, магниты
Предварительная работа
:
1. Знакомство с символом и его «расшифровкой»
2. Знакомство с мнемоквадратом и мнемодорожкой
3. Занятия по описанию предмета с опорой на мнемодорожки (описание снегиря, сидящего на ветке, описание лисы)
4. Занятия по пересказу рассказа Н.Калининой «Разве так играют?», рассказа о зиме, рассказа Н.Калининой «Помощники» с опорой на мнемодорожку
5. Классификация карточек с изображением транспорта: каждый вид транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный) мы разложили по конвертам и нанесли на конверт символ, расшифровав который, можно было понять, какой вид транспорта «спрятан» в нем
Ход непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть (мотивационный этап):
Дети с воспитателем входят и рассаживаются полукругом. В центре стол и магнитная доска. На столе стоят игрушки (жук, муравей, лягушка, цыпленок, мышонок).
Воспитатель
: Ребята, посмотрите-ка, кто это к нам пришел в гости?
Дети
: Жук, муравей, цыпленок, мышонок, лягушонок.
Воспитатель
: И правда! Так это не просто животные, это герои сказки! Они пришли к нам прямо из сказки. Сказку эту написал Владимир Григорьевич Сутеев, а называется она «Кораблик».
Какие они милые, наши гости. Но вот интересно, зачем они к нам пожаловали?
Дети
: Познакомиться, подружиться!
Воспитатель
: Конечно, познакомиться и подружиться! Но еще они хотят загадать вам задачку, ребята: расшифровать их секретные карточки. Вот, посмотрите.
Воспитатель показывает мнемоквадраты.
Дети
: (рассматривают) Как их разгадать?
Воспитатель
: Нужно сказку начинать читать. Слушаем внимательно.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
:
Воспитатель читает сказку, демонстрируя иллюстрации в книге и предлагая поочередно мнемоквадраты, которые дети выставляют на доску.
Пошли гулять Лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок.
Мнемоквадрат номер 1 на доску.
Пришли на речку.
Мнемоквадрат номер 2 на доску.
- Давайте купаться! - сказал лягушонок и прыгнул в воду.
Мнемоквадрат номер 3 на доску.
- Мы не умеем плавать, - сказали цыпленок, мышонок, муравей и жучок
. Мнемоквадрат номер 4
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Засмеялся лягушонок. Куда же вы годитесь! И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся.
Мнемоквадрат номер 5 и 6
Обиделись цыпленок, мышонок, муравей и жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали
. Номер 7
Пошел цыпленок и принес листочек
. 8
Мышонок – ореховую скорлупку
. 9
Муравей соломинку притащил
. 10
А жучок веревочку
. 11
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали – и построили кораблик
. 12
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли.
13
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь
14 и 15.
Воспитатель читает текст еще раз.
Воспитатель
: Вы поняли теперь, зачем нужны были эти секретные карточки?
Дети
: Это подсказки!
Воспитатель
: Верно! Вы будете на них посматривать и вспоминать, что же происходило в сказке.
На доске висят картинки, которые помогут вам ничего не забыть из этой интересной истории.
По 3 человека выходят. Поочередно берут по одному квадрату, пересказывают, опираясь на него. Воспитатель помогает.
Два пересказа по три человека. Лучше задействовать тех, кто не участвовал в выставлении карточек, чтобы все приняли участие в работе.
Заключительная часть (рефлексивный этап):
Воспитатель
: Понравилась вам сказка, ребята?
Дети
: Да!
Воспитатель
: О ком эта сказка?
Дети
: О мышонке, цыпленке, муравье, жуке и лягушонке
Воспитатель
: Как поступил лягушонок?
Дети
: Смеется над другими, говорит обидные слова…
Воспитатель
: так друзья разве поступают?
Дети:
Нет, так друзья не поступают!
Воспитатель
: Конечно, так друзья не поступают. Друзья должны быть вместе, все дела делать вместе, не обижать друг друга и не хвастаться.
Скажите, а какими оказались мышонок, жучок, муравей и цыпленок? Как быстро они придумали, как построить кораблик…
Дети
: Находчивыми, трудолюбивыми…
Воспитатель
: Помните, им захотелось тоже поплыть и они взялись за…
Дети
: работу
Воспитатель
: да, взялись за работу. Как они взялись за работу?
Дети
: дружно, вместе, чтобы построить корабль
Воспитатель
: Можно еще сказать сообща. Сообща – значит дружно. Как вы думаете, ребята, почему у друзей получилось построить корабль? Что же им помогло?
Дети
: то, что они все вместе трудились
Воспитатель
: Конечно, они работали вместе, каждый сделал что-то, чтобы получился кораблик, каждый внес свой вклад в общее дело! Им их дружба помогла – можно ведь так сказать?
Дети
: Да!
Воспитатель
: Какие интересные карточки принесли с собой наши друзья! В них вся сказка загадана, но мы-то ее разгадали, правда?
Дети
: Да
Воспитатель
: Если бы не они, нам бы сложно было пересказать историю. Как можно назвать карточки?
Дети
: помощники
Воспитатель
: Верно! Ребята, вы отлично поработали: дружно, вместе, сообща! Хотите поиграть с игрушками, которые к нам пришли? Держите. Кто хочет полистать сказку, посмотреть иллюстрации – пожалуйста.
Мне так понравилась сказка, что я решила нарисовать какой-нибудь эпизод из нее. Кто со мной? (ребята, не участвующие ни в игре, ни в рассматривании иллюстраций, присоединяются к воспитателю и рисуют коллективную картину).
«Разве так играют?»
Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет все в одну кучу складывает:
Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
Вопросы:
О чем говорится в этом рассказе?
Какие игрушки были в кукольном уголке?
Что делал Алеша?
Как Саша вел себя в кукольном уголке?
Что он делал?
Что он сказал детям?
Воспитатель: Вспомните, чем заканчивается рассказ.
Трое детей пересказывают текст, предварительно договорившись между собой, кто какую часть (начало, середину, конец) будет рассказывать. Пересказ можно повторить дважды.
Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.
Отвечают два ребенка (по одному). Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.
С какими игрушками вы любите играть?
О какой игрушке я загадаю загадку?
Кинешь в речку не тонет, Бьешь о стенку не стонет, Будешь оземь кидать
Станет кверху летать.
(Мяч.)
Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)
Дети отвечают.
Скажите, что можно делать с мячом.
Дети. Катать, бросать, подкидывать.
Воспитатель. А как можно играть с куклой, что можно с ней делать?
Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять и т.п. Проводится физкультминутка.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один много».
Игра «Один много»
Это шар, а это... шары. Здесь много... шаров. Какого они цвета (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шарь разного цвета? (Разноцветные.)
Это мак, а это... маки. В букете много... маков. Какого они цвета? (Красные.) Что еще бывает красным?
Дети отвечают.
Как вы понимаете выражение «красная девица»?
Дети отвечают.
Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?
Дети отвечают.
Отгадайте загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.)
Дети. Лук.
Воспитатель. Какой он?
Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.
Воспитатель: В корзине много чего?
Дети. Лука.
Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар), мак (лак, рак), лук (жук, бук). С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? Сколько слогов в этих словах? Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?
Дети отвечают.
Подберите слова, сходные по звучанию с заданными и с тем же количеством слогов: игла (пила, юла), мишка (мышка, шишка), ложка (ножка, кошка). А если все предметы исчезнут, как мы;ажем, чего не стало? (Игл, пил, юл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)
Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?». Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фушки.) Это... утята, это... снеги... рята, это... щег... лята.
Стали малыши играть, вдруг слышат ж-ж-ж! Что такое? Испугались малыши и убежали кто куда. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда испуг прошел и птенцы вернулись (показывает утят), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал? (Снегирята, щеглята.) Кого нет?
Дети. Снегирят, щеглят.
Воспитатель. Улетели куда-то и снеги... рята и щег... лята, зато появились на поляне синички и попугайчики. У этих птенцов нет специального названия, их просто ласково называют: синички, попугайчики.
Щебечут птицы, играют, резвятся. Вдруг снова что-то зажужжало! Испугались птенцы и разлетелись. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда они вернулись (показывает утят), снова кто-то пропал. Кого не стало?
Дети. Синичек, попугайчиков.
Воспитатель. Утята оказались самыми смелыми. Заглянули на елку и увидели... Карлсона! Это его моторчик жужжал. Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Позвали они своих друзей. Все птенцы вернулись. (Выставляет игрушки по порядку.)
Дети называют их самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково, так же, как взрослых птиц.
Дети. Синички, попугайчики.
Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Программные задачи:
связная речь: учить выразительно пересказывать текст;
словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.
Материалы:
игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики (возможна замена картинками для фланелеграфа).
Ход занятия
Воспитатель читает рассказ.
«Разве так играют?»
Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет все в одну кучу складывает:
Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
Вопросы:
О чем говорится в этом рассказе?
Какие игрушки были в кукольном уголке?
Что делал Алеша?
Как Саша вел себя в кукольном уголке?
Что он делал?
Что он сказал детям?
Воспитатель: Вспомните, чем заканчивается рассказ.
Трое детей пересказывают текст, предварительно договорившись между собой, кто какую часть (начало, середину, конец) будет рассказывать. Пересказ можно повторить дважды.
Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.
Отвечают два ребенка (по одному). Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.
С какими игрушками вы любите играть?
О какой игрушке я загадаю загадку?
Кинешь в речку не тонет, Бьешь о стенку не стонет, Будешь оземь кидать
Станет кверху летать.
(Мяч.)
Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)
Дети отвечают.
Скажите, что можно делать с мячом.
Дети. Катать, бросать, подкидывать.
Воспитатель. А как можно играть с куклой, что можно с ней делать?
Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять и т.п. Проводится физкультминутка.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один много».
Игра «Один много»
Это шар, а это... шары. Здесь много... шаров. Какого они цвета (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шарь разного цвета? (Разноцветные.)
Это мак, а это... маки. В букете много... маков. Какого они цвета? (Красные.) Что еще бывает красным?
Дети отвечают.
Как вы понимаете выражение «красная девица»?
Дети отвечают.
Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?
Дети отвечают.
Отгадайте загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.)
Дети. Лук.
Воспитатель. Какой он?
Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.
Воспитатель: В корзине много чего?
Дети. Лука.
Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар), мак (лак, рак), лук (жук, бук). С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? Сколько слогов в этих словах? Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?
Дети отвечают.
Подберите слова, сходные по звучанию с заданными и с тем же количеством слогов: игла (пила, юла), мишка (мышка, шишка), ложка (ножка, кошка). А если все предметы исчезнут, как мы;ажем, чего не стало? (Игл, пил, юл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)
Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?». Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фушки.) Это... утята, это... снеги... рята, это... щег... лята.
Стали малыши играть, вдруг слышат ж-ж-ж! Что такое? Испугались малыши и убежали кто куда. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда испуг прошел и птенцы вернулись (показывает утят), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал? (Снегирята, щеглята.) Кого нет?
Дети. Снегирят, щеглят.
Воспитатель. Улетели куда-то и снеги... рята и щег... лята, зато появились на поляне синички и попугайчики. У этих птенцов нет специального названия, их просто ласково называют: синички, попугайчики.
Щебечут птицы, играют, резвятся. Вдруг снова что-то зажужжало! Испугались птенцы и разлетелись. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда они вернулись (показывает утят), снова кто-то пропал. Кого не стало?
Дети. Синичек, попугайчиков.
Воспитатель. Утята оказались самыми смелыми. Заглянули на елку и увидели... Карлсона! Это его моторчик жужжал. Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Позвали они своих друзей. Все птенцы вернулись. (Выставляет игрушки по порядку.)
Дети называют их самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково, так же, как взрослых птиц.
Дети. Синички, попугайчики.
Приложенные файлы
Старшая группа.
№ нед | Тема | познание | коммуни-кация | форм. целос. мира | рисование | лепка | апплик | худож. лит | итог | |||||
Д. С.-высот. здания из коробок | Пересказ рассказа Н. Калининой “Разве так играют?” + ЗКР [С-З](6,25) | Д. С.-моя вторая семья (5,12) | Мой любимый д. с. | Сюжетное. наша группа | Детский сад (2,54) | Чтение В. Берестов “Читалочка”, А. Барто “В школу” | Фотовыс-тавка “Наш д. с ” | |||||||
Осень | В тепле и холоде (1,59) | Составление описательных загадок об овощах и фруктах + словарная работа | Дары осени. Осен. день –год кормит | Огурцы и помидоры на тарелке | С натуры “Осен-ние листья” (краски осени) (1,50) | Осен. натюрморт (овощи и фрукты) | Чтение рассказа Сутеева “Яблоко” | Выставка поделок из овощей и фруктов |
||||||
Здоровье | Человек. Проверим слух. Наши помощники-глаза (1;113,114) | Рассказывание на тему: “Я здоровье берегу, сам себе я помогу + грамат. стр. речь | Как устроено тело человека (3,84) | Тампонирование. Роспись блюда | Спортс-мены | Чтение сказки “У страха глаза велики” (1,82) | Спортив-ный праздник “День здоровья” |
|||||||
Труд взрослых | Оригами. Самолет | Составление рассказа из личного опыта “Как трудятся мои родители”+ творческие игровые задания | Профессии людей | Декоративное “Кружева” Украсим платок | Девочка в нарядном | Дома на нашей улице (2,70) | Маршак “Почта” | Фотовыс-тавка “Работа наших родите-лей” |
||||||
Осень | Почему цветы осенью вянут? | Пересказ рассказа Я. Тайц “По грибы” ЗКР [С-Ц](5,19) | Как выращивают хлеб (1,22) | По представлению “Осен-нее дере-во”(1,32 |
Золотая хохлома и золотой лес (1,66) | Из осенних листьев “Осенние картины” | Заучивание стих. С. Когана ”Листки” (1,83) | Выставка детских рисунков | ||||||
Город | Составление рассказа на тему:”О нашем городе мы свой ведём рассказ”+ словарная работа (2,119) | Разные здания (6,24) | Маши-ны на нашей улице (3,76) | Разные здания на улице | Литерат. викторина по р. н.сказ-кам |
|||||||||
День народ. единства | Рассматривание обозначений на карте | Рассказывание на тему: “Страна, где мы живем” (2,51) и (4,70) | Государст. флаг и гимн (6,72) | Моя Родина | Российс-кий флаг | Чтение р. н. сказки “Хаврошечка” (1,111) | Акция “Открытое письмо родителям |
|||||||
Осень | Разл. растения. Зачем им крылышки? Зачем репейнику крючки? (1;,74,75) | Рассматрива-ние по картине И. Левитина “Золотая осень”+ фонема тич. | Осенние хлопоты человека | Яблоня с яблока-ми | С натуры “Осен-ние листья” (1,50) |
Листья танцуют превра-щаясь в деревья | Чтение Г. Скребицкого “Осень ” (1,90) | Праздник осени |
||||||
Транспорт | Машины из спич. коробков | Коллективное сочинение сказки “Приключе-ние грузовика”+ ЗКР [Ш-Ж] | Виды транспор.: наземные, воздушные, водные (6,42) | Летят самоле-ты | Какие автомо-били приво-зят продук-ты в магазин | Машины нашей улицы | Чтение сказки д. Родари “Дудочкин и автомобили” | Выставка рисунков “Транс-порт будущего” | ||||||
Птицы | У кого какие клювы? Как устроены перья у птиц. Почему говорят “Как с гуся вода” ? (1;64,79) | Составление рассказа по картине “Курица с цыплятами” + Словарная работа |
щие и перелетные птицы |
Горо-децкий пету-шок (рису-нок на круге) (2,79) | Тампо-ниров. Наши друзья (3,75) | Лебеди (2,75) | Пересказ рассказа Е. Чарушина “Воробей” (1,135) | Выставка “Птицы” по группам |
||||||
Животные (дикие) | Сравнение зайца и лисы | Пересказ рассказа Е. Чарушина “Лисята”+ грамм. строй речи (6, 47) | Животные нашего края (6,63) | Декорат “Дым-ковские кони” | Кто живет в лесу (дикие живот-ные) | Коллек-тиная “Лесные звери” | Чтение р. н. с. “Лисичка се-стричка и серый волк” (1,85) | Выставка поделок животных из брос. материала |
||||||
Безопасность | Пришивание пуговиц |
Бытовая техника + творческие речевые упр | Безопасное поведение на дороге | Дети гуляют зимой на участке | Дети играют в мяч | Чтение р. н.сказки “Сестричка Аленушка и братец Иванушка” (1,116) | Развлече-ние |
|||||||
Растения (комнатные) | Составление сравнительных рассказов по моделям. + Фонематичес-кий слух | Растение - живое существо | Кляксо-графия “Краси-вые цветы” |
раст “Фиал-ка” |
Цветы уголка природы | Чтение сказки В. Катаева “Цветик - семицветик” | Презента-ция книг, рассказов детей о комн. растениях |
|||||||
Безопас-ность | Температура. “Горячо-холодно” | Опасные ситуации (ПДД). Придумыва-ние продолжения истории.+ ЗКР | Предметы, требующие осторож-ного обращения | Свето-фор | Спец. машины | Колек-тивная. Улица города. | Чтение С. Михалков “Дядя Степа” | Стенгазета “Витами-ны и др. полезные продукты” | ||||||
Фонарики для елки | Составление рассказа “Как мы наряжали ёлку”+ словарная работа | Новый год у ворот | Декор. Гжель “Порт-рет снегурочки”( | Из солен. теста. Звонкий колоко-льчик (1,104) | Ю. Кутузов “Ежик елку наряжал” | Праздник |
||||||||
Традиции | Дома разных народов материалов) | Придумыва-ние сказки “О том, как дружба в беде помогла”+ грамм. строй речи | Люди нашего города, националь-ность | Укра-сим фартук карел. Орна-ментом (1,66) |
росписьУзоры на кухон-ных досках | Заучивание стихов о Петрозаводске |
“Рождест-венские подарки малышам” |
|||||||
Зима | Опыты со льдом | Рассматрива-ние и рассказывание по картине И. Шишкина “Зима” | Зимние явления в природе | |||||||||||
День Победы | Рассматривание картины “Дне Победы”+ фонем. слух | День победы (6,84) | Геор-гиевс-кая ленточ-ка | КляксогПразд-ничный салют над городом | Военная техника (2,79) | Кассиль “Памятник советскому солдату” (2,42) | Празднич-ный концерт | |||||||
Лето | Опыты с водой (1,82) | Рассматрива-ние картины по теме с использованием элементов ТРИЗ+ словарная работа | Что мы знаем о воде | Сюжет-ное. Веселое лето | Декор. Лето красное пришло | Нарядные бабочки. | Чтение словацкой сказки “У солнышка в гостях” (1,124) | Викторина. |
||||||
Лето | Опыты с воздухом (1,85) | Составление описательного рассказа о насекомых по моделям+ грамматика | Пыльца на пестрых крыльях (насеко-мые) | Кузне-чик | Монотипия. Краси-вые бабочки | Мы на луг ходили, мы лужок лепили (1,200) | Инсценировка “Когда это бывает” | Выставка рисунков “Как мы будем отдыхать летом” | ||||||
Список литературы .
Формирование целостной картины мира .
Алешина..Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительности Воронова А. Азбука общения Авдеева Воловец педагогического процесса Волчкова занятий Мы живем в России. Старшая группа.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Лыкова деятельность в д. с. Ворловец педагогического процесса Швайко. Занятия по изобразительной деят-ти в д. с.
Рисование .
Лыкова деятельность в д. с. Скоролупова с русским народным декоративно - прикладным искусством Ворловец педагогического процесса Швайко. Занятия по изобразительной деят-ти в д. с.
Художественная литература .
Ушакова дошкольников с литературой Хрестоматия
Коммуникация.
Развитие речи в д. с. . Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Мы живем в России. Старшая группа Волчкова по развитию речи в д. с. Гербова культура речи . Старшая группа. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа
Познание.
Дыбина рядом. Опыты и эксперименты для дошкольника. .Приобщение детей к истокам русской народной культуры.