Конспект урока пришло рождество - начинается торжество. Конспект урока музки "пришло рождество, начинается торжество" Пришло рождество начинается торжество родной обычай старины

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.

Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти. Добрый праздник среди зимы.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.

Урокпосвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство сосказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.

Раздел 2. «Музыка и ты»

Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Тема полугодия: «Музыка и ты » - 17 часов

Урок 17. Край, в котором ты живешь.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - черезэмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемамжизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонениетруженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в днииспытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.

Урок 18. Художник, поэт, композитор.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.

Урок 19. Музыка утра.

Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми.Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.

Урок 20. Музыка вечера.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.

Вхождение в тему через жанра - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.

Урок 21 . Музыкальные портреты.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизве­дение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.

Урок 22 . Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.

Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.

Урок 23. Музы не молчали.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.

Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.

Урок 24. Мамин праздник.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.

Урок для 1 класса

Тема: Пришло Рождество - начинается торжество

Цель: познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым, формировать знания об обрядах, традициях, стихах и песнопениях; развитие творческих способностей учащихся (воображение, память, внимание); формирование уважения к православным традициям русского народа и других народов мира, воспитывать любовь к музыке.

Тип урока: комбинированный

Музыкальные произведения: «Тихая ночь» Ф. Грубера (международный рождественский гимн), «Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение), «Колыбельная» (польская народная песня), «Щедрик»- украинская народная колядка, «Рождество Христово», колядка, "Риу, риу, чиу", европейская народная колядка, «Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина; «Поспешают к Вифлеему пастушки» (детская народная песня).

Ход урока:

І. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

ІІ. Актуализация, мотивация опорных знаний.

Откройте учебник и посмотрите, куда нас приглашает Муза? (На праздник).

Как вы считаете, на какой праздник?

Яркая звёздочка в небе горит,

Детям у елочки мама говорит:

«В целом мире торжество –

Наступило Рождество!».

Наш урок сегодня посвящен большому празднику - Рождеству Христову. 25декабря вся Европа будет отмечать этот праздник. В Россию Рождество придет в ночь с 6 на 7 января.

    Что означает слово «Рождество»? (Рождение).

    Кто родился в этот день?

Имя новорожденного было Иисус, потом его стали называть Христос, что значит «царь», «помазанник».

ІІІ. Беседа.

Работа с учебником. (с. 34)

Произошло это величайшее чудо в Вифлееме (Палестина). Тогда в небе зажглась новая звезда. Она указывала путь к тому месту, где родился младенец Иисус.

Чудесные события той ночи были воспеты поэтами, художниками, музыкантами всего мира.

Рождество - праздник детей и взрослых с песнями, играми, подарками. Это праздник у ёлки, с сиянием свечей и запахом смолистой хвои.

Воспевание разными народами мира факт рождения Иисуса Христа – Спасителя мира находит свое выражение в рождественских песнях . Эти песни излучают радость, имеют легко запоминающиеся напевные мелодии.

ІV. Слушание музыки.

Сегодня Муза нам расскажет о том, как в народе отмечают это событие.

Прослушивание рождественских песен:

    «Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина;

    «Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение);

    «Колыбельная» (польская народная песня);

    «Поспешают к Вифлеему пастушки» (детская народная песня).

    «Тихая ночь» Ф. Грубера (международный рождественский гимн)

    «Рождество Христово» украинская народная колядка

    "Риу, риу, чиу", европейская народная колядка

Что же объединяет колядки, которые прозвучали? (Праздничное настроение)

Совершенно верно! Рождественская песня звучит во всех странах, где празднуют Рождество Христово!

Как вы думаете, какими музыкальными инструментами сопровождают свое выступление колядовщики? (Трещотками, ложками и другими инструментами.)

(Песню «Тихая ночь» Ф. Грубера (международный рождественский гимн) рекомендуется послушать с детьми в записи (в фонохрестоматии ее исполняет на английском языке хор Кембриджского королевского колледжа под управлением Д. У иллкока).

V. Распевание. Физк. минутка.

VI. Разучивание песни.

Славянские народные песни-колядки связаны с древними обрядами. В Рождество (25 декабря/7 января) и на Новый год дети и взрослые ходили по домам с поздравлениями, песнями, со звездой и вертепом (ящиком с деревянными игрушками в виде пещеры, напоминающей ту, в которой родился Христос). Этот обряд назывался колядованием или славлением.

Работа с учебником с.36

Колядки рассказываю о рождении Христа, величают хозяина, воспевают солнце и месяц. Колядовать – значит петь колядки, заходя в кажды й дом. За это поющих принято щедро одаривать сладостями, игрушками, одеждой.

Сегодня мы с вами разучим и разыграем народные песни-колядки:

    «Рождество Христово»,

VII. . Работа над: интонацией, текстом, дикцией, артикуляцией.

Добрый тебе вечер, ласковый хозяин

Радуйся, ой радуйся, земле,

Сын Божий народился.

Быть тебе, хозяин, с добрыми вестями,

Радуйся, ой радуйся, земле,

Сын Божий народился

Там в Иерусалиме люди говорили:

Радуйся, ой радуйся, земле,

Сын Божий народился.

Гой идут до Тебе три праздника в гости,

Радуйся, ой радуйся, земле,

Сын Божий народился.

А первой то праздник Рождество Христово

Радуйся, ой радуйся, земле,

Сын Божий народился.

А другой то праздник Святого Василия,

Радуйся, ой радуйся, земле,

Сын Божий народился.

А третий то праздник Святое крещение,

Радуйся, ой радуйся, земле,

Сын Божий народился.

А за тим за словом бывайте здоровы,

Радуйся, ой радуйся, земле,

Сын Божий народился.

Ой радуйся, земле,

Сын Божий народился.

VIII . Обобщение изученного. Итог урока.

Что такое Рождество?

С какими событиями связан этот праздник?

Какие рождественские песни вы уже знаете или услышали сегодня на уроке?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пришло Рождество, начинается торжество!

Более 2000 л ет назад в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился св городом, в пещере (Вертепе) и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. С тех самых пор Деву Марию называют Богоматерь, Богородица

Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было младенцу в вертепе На склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями тёплая дымка плыла… Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как мес я ца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губ ы и ноздр и вола. Б. Пастернак

А рядом, неведомая перед тем… Мерцала звезда по пути в Вифлеем. Растущее зарево рдело над ней И значило что-то, И три звездочёта Спешили на зов небывалых огней. …Вдруг кто-то в потёмках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Эль Греко «Поклонение Волхвов» Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

Божья Мать Младенца на руках качала, Радовалась Сыну, тихо напевала...

Родной обычай старины! Рождество - праздник детей и взрослых, с песнями, играми, подарками у ёлки, с сиянием свечей и с запахом смолистой хвои.

Рождество – это снег, Тихо падающий за окном, Это запах свечей и ёлки, Это звёздные ночи И рождественские напевы.

Разные народы мира сочиняют и поют о Рождестве красивые песни. У славянских народов рождественская песня называется « колядка ». Колядки поют, заходя в каждый дом. Они рассказывают о рождении Христа, величают хозяина, воспевают солнце и месяц. Поющих щедро одаривали сладостями, игрушками, одеждой.

Раньше, дети ходили со звездой по домам и пели колядки (молитвенные песни в честь Рождества). За границей, дети из некоторых русских детских организаций, тоже ходят по русским домам и поют колядки. Приходила Коледа накануне Рождества Сеем, веем, посеваем С Новым годом поздравляем! Овсень, Овсень, ходи по всем, Открывай двери, поднимай с постели! Открывай окно – запускай Рождество! Открывайте сундуки, доставайте пятаки! Кто не даст пятака – мы корову за рога! Кто не даст пышку – тому в лоб шишку!

Добрый тебе вечер (Из народных славянских песнопений) Спокойно 1. Добрый тебе вечер, Ласковый хозяин. Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий в мир родился 2. Мы к тебе, хозяин, С добрыми вестями. Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий в мир родился 3. С добрыми вестями Из святого града. Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий в мир родился

\ 2 Рождество Христово весь мир празднует. Взрослые и дети поют радостно: «Всему свету во спасенье Бог родился в Вифлееме»! Принесём дары свои к вертепу: Чистые сердца и песню эту. Пусть Рождественское чудо С нами следует повсюду.


Конспект урока). «Пришло Рождество - начи¬нается торжество»


Урок 6 (1-2-6). «Пришло Рождество - начинается торжество» Цель урока: прикоснуться к высоким темам духовной жизни. Музыкальный материал: - «Тихая ночь». Международный рождественский гимн Ф. Груббера; - «Щедрик», украинская народная колядка; - «Риу, риу, риу», европейская народная колядка; - «Рождество Христово», колядка; - «Все идут, спешат на праздник», колядка; - «Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина; - «Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение); - «Колыбельная» (польская народная песня); - «Поспешают к Вифлеему пастушки» (детская народная песня); - «Зимняя сказка» С.Крылова. Проблема урока: где звучит песня? Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Пришло Рождество - начинается торжество» и «Родной обычай старины».

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, посмотрите, куда нас приглашает Муза? (На праздник).

Наш урок сегодня посвящен большому празднику - Рождеству Христову.

25 декабря вся Европа будет отмечать этот праздник. В Россию Рождество придет 7 января.

Что означает слово «Рождество»? (Рождение).

- Кто родился в этот день?

Имя новорожденного было Иисус, потом его стали называть Христос, что значит «царь», «помазанник».

2. Работа с презентацией (видео).

Произошло это величайшее чудо в Вифлееме (Палестина). Тогда в небе зажглась новая звезда. Она указывала путь к тому месту, где родился младенец Иисус.

Чудесные события той ночи были воспеты поэтами, художниками, музыкантами всего мира.

Рождество - праздник детей и взрослых с песнями, играми, подарками. Это праздник у ёлки, с сиянием свечей и запахом смолистой хвои. 3. Углубление темы урока. - Сегодня Муза нам расскажет о том, как в народе отмечают это событие. Прослушивание рождественских песен: - «Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина (видео фрагмент); - Ангелы в небе песнь воспевают; - Рождество Христово - колядка (Эти песни излучают радость. Имеют легко запоминающиеся напевные мелодии и простые ритмы). Песню «Тихая ночь» Ф. Грубера (международный рождественский гимн) рекомендуется послушать с детьми в записи (в фонохрестоматии ее исполняет на английском языке хор Кембриджского королевского колледжа под управлением Д. Уиллкока). Я предлагаю еще видео файл песни «Тихая ночь» в исполнении двух девочек сестричек, не могу найти их фамилию, помню их выступление с этой песней на конкурсе Ермолова «Мы вместе» 4. Колядки. Славянские народные песни-колядки связаны с древними обрядами. В Рождество (25 декабря/7 января) и на Новый год дети и взрослые ходили по домам с поздравлениями, песнями, со звездой и вертепом (ящиком с деревянными игрушками в виде пещеры, напоминающей ту, в которой родился Христос). Этот обряд назывался колядованием или славлением. Сегодня мы с вами разучим и разыграем народные песни-колядки: - «Рождество Христово», - «Все идут, спешат на праздник». - Давайте придумаем пожелания «добрым людям», к которым пойдете в гости на Рождество. В конце урока мы повторим песни, которые мы разучили к Новогоднему празднику. (Предлагается разучить песню С. Крылова «Зимняя сказка», но я считаю, что для моих детей она сложна для запоминания, я учу более простые.