Конспект беседы «Славься, Россия, чудо-мастерами. Средняя группа Ход совместной деятельности

Конспект беседы «Славься, Россия, чудо-мастерами» для старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

Расширить представление детей о народных промыслах.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома, гжель, филимоновская, семеновская, дымковская игрушки.
2. Привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
3. Развитие внимание, памяти, познавательного интереса.
4. Развитие умений слышать и слушать.

Оборудование:

Дымковские, филимоновские, семеновские игрушки, предметы с хохломской росписью, гжель.

Ход занятия:

1 часть: вводная

Воспитатель приветствует детей, желает успешной деятельности на занятии.

Коммуникативная игра «Дружные ладошки»

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая как это можно сделать. Читает стихотворение:

Мы ладонь к ладошке положили
И всем дружбу свою предложили
(соединяют руки)

Будем дружно мы играть
Чтобы добрыми, умными стать!
(поднимают руки вверх)

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!
Мы друг друга уважаем? Да, да, да!
(размыкают руки)

Затем дети передают по кругу комплименты, поочередно говоря друг другу что-то приятное.

2 часть: основная

Воспитатель (в русском народном костюме):

Слава нашей стороне, слава нашей старине
И про эту старину, я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.

Воспитатель:

Дети, а вы знаете про великий наш народ? Про то, как люди жили, песни пели, мастерили?

Воспитатель:

Ведь преданья старины забывать мы не должны.

Воспитатель:

Был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будь-то, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. Это сказка, да в ней намек, а не из этой сказки появилась удивительная красота?

Все листочки как листочки,
здесь же каждый золотой,
красоту такую люди
называют …
(хохломой)

Воспитатель с детьми рассматривает хохломские изделия.

Воспитатель:

Скоро сказка сказывается...
Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. Но роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду.

Воспитатель загадывает загадку:

Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпение,
Дружная звонкая …
(гжель)

Воспитатель и дети рассматриваю изделия гжельских мастеров.

Воспитатель:

Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.

Воспитатель:

Много игрушек придумали народные мастера для детей. Делали из разного материала. Особенно любили мастерить фигурки животных и птиц (рассматривание игрушек).

Воспитатель:

Разные бывают на свете игрушки: из соломы, глины, дерева, ткани. А эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадайте про кого я говорю.

Есть у нас одна игрушка,
Не лошадка, не петрушка,
Красавица-девица,
Каждая сестрица,
Для меньшей темница.
(матрешка)

А вы знаете, что прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Да игрушка-то, какая радостная. Не даром говорят: «Каков мастер, такова и работа». А мастера живут в селе Семеново.

Возле Вятки самой Дымково поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый,
Там живут знатные мастер и мастерицы,
А село знаменито, а знаете чем?

(Дети отвечают).

Воспитатель:

Игрушкою своей,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
А игрушки необычные волшебные, расписные.

Рассматривание дымковских игрушек (индюк, конь, барышня)

Что одинаковое в этих игрушках? (узоры)

Вот земля наша - земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жилье, в полезные вещи, игрушку. Передается мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты.

3 часть: заключительная

Что особенно было интересным для вас?
- О чем вы расскажете родителям дома?
- Какая роспись вам больше всего понравилась? Почему?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.


Познакомить детей с историей дымковской игрушки; Показать характерные особенности росписи дымковской игрушки; Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета. Воспитывать любовь к народному искусству России


Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписали красками. На праздник «свистунья» мастера слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, веселые, задорные, эти игрушки ведут нас в свой особый, сказочно – прекрасный мир.


Дымковская игрушка рукодельное изделие. Каждая создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили. Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.



Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки. Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины. Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.


Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе. В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень. Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи. Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.



После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки. Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью. Финальная часть процесса - роспись. Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи: Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.


Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета. Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.



Татьяна Андреевна Попова

Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре

Введение

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили русские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Мы считаем необходимым довести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать их в национальных традициях.

Нами были разработаны интегрированные циклы занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры, объединенные общей тематикой.

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.). В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о доброте, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, верование в обереги и т. п.

Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры – один из жанров устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В играх удовлетворяется детская жажда действия. Игры предоставляют обильную пищу для работы ума и воображения.

Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки и т. д. Используется пальчиковый театр, театр бибабо и костюмированный театр. В процессе театрализованной деятельности дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомятся с предметами быта и т. д.

Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов. В процессе художественно-творческой деятельности учатся выполнять элементы декоративной росписи.

Создание в группе мини-музея предметов, характерных для русского народного быта. Подобные мини-музеи оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Конспекты занятий

Сентябрь Тема цикла «Во саду ли, в огороде»

Занятие 1. Развитие речи

Тема: «Во саду ли, в огороде».

Программное содержание. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Познакомить детей с потешкой «Наш козел». Учить отгадывать описательные загадки. Закреплять знания об овощах, фруктах и ягодах; их названиях.

Материал. Палка (длина 1 м), игрушка Козел-стрекозел, корзина, натуральные овощи, фрукты и ягоды: морковь, огурец, лук, репа, капуста, яблоко, смородина; 3 тарелки, яблоки для угощения детей.

Предварительная работа. Разучивание потешки «Наш козел». Объяснение слов и выражений: «тесто месил», «печку топил», «сказки сказывал», «небылицы», «неслыхальщины». Подбор наглядного материала. На прогулке разучивание русской народной игры «Огородник», объяснение встречающихся в игре выражений «к концу востра», «всяк за вихор возьмет».

Русская народная игра «Огородник».

Каждый играющий называет себя каким-нибудь овощем. Все становятся в круг. Один ребенок – огородник – выходит в середину круга и стучит палкой по земле.

Дети спрашивают у огородника:

– Кто там?

Он отвечает:

– Огородник.

– Зачем пришел?

– За репой!

После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:

Сверху репа зелена,

Посередине толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней ни подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

Огородник должен назвать, кто из ребят репа. Если угадал, то «репа» от него убегает, а огородник старается догнать.

Ход занятия

Раздается стук в дверь. В гости к ребятам приходит Козел-стрекозел (игрушка). Козлик приносит подарок – корзину с ягодами, фруктами и овощами. Вначале корзина закрыта, и детям не видно, что в ней находится.

Педагог предлагает детям спеть песенку-потешку про козлика:

Наш Козел-стрекозел

То-то умный был:

Он и по воду ходил,

Он и тесто месил,

Он и печку топил,

И козлят кормил,

Творогом лепешки смазывал,

Песни пел и сказки сказывал,

Небылицы,

Неслыхальщины.

Педагог говорит, что песенка очень понравилась Козлику. Затем спрашивает у Козлика, что лежит в его корзине. Козел-стрекозел предлагает детям отгадать загадки – так они узнают, что лежит в корзине.

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

(Огурец)

Я вырос на грядке,

Характер мой гладкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

(Лук)

Кругла, да не месяц,

Желта, да не масло,

С хвостом, да не мышь.

(Репа)

Сто одежек -

И все без застежек.

(Капуста)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Черных ягод пышный куст -

Хороши они на вкус!

(Смородина)

Воспитатель достает названные овощи, фрукты и ягоды, складывает их на столе.

Проводится дидактическая игра «Чторастет в саду и огороде». Козлик просит детей разложить овощи, фрукты и ягоды на три тарелки: первая тарелка – ягоды, вторая тарелка – овощи, третья тарелка – фрукты. В конце игры воспитатель и Козлик уточняют у ребят, что растет в саду. Дети называют ягоды и фрукты, лежащие на первой и третьей тарелках. Затем воспитатель спрашивает: «Что растет в огороде?» Дети называют овощи, лежащие на второй тарелке.

На прощание Козлик просит детей еще раз спеть песенку. Дарит каждому ребенку яблоко, уточняет что это: овощ, фрукт, ягода? Прощается и уходит.

Занятие 2. Лепка

Тема: «Лепим овощи и фрукты».

Программное содержание. Закреплять знание загадок об овощах и фруктах. Развивать инициативу, самостоятельность и творческие способности. Закреплять умение лепить знакомые предметы, применяя усвоенные ранее приемы. Обращать внимание детей на конечный результат работы.

Материал. Корзина с натуральными овощами и фруктами (морковь, огурец, лук, репа, капуста, яблоко). Пластилин, доска для лепки (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Загадывание загадок об овощах и фруктах. На прогулке проведение русской народной игры «Огородник» (см. выше).

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что на предыдущем занятии Козел-стрекозел принес им в подарок много овощей и фруктов. (Показ корзины с овощами и фруктами.)

Предлагает ребятам поиграть в игру «Отгадай»: «Вы мне загадывайте загадки, а я постараюсь отгадать. В случае затруднения вы, ребята, мне будете помогать».

Дети вспоминают знакомые загадки.

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

(Огурец)

Я вырос на грядке,

Характер мой гладкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

(Лук)

Кругла, да не месяц,

Желта, да не масло,

С хвостом, да не мышь.

(Репа)

Сто одежек -

И все без застежек.

(Капуста)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Черных ягод пышный куст -

Хороши они на вкус!

(Смородина)

Воспитатель привлекает детей к отгадыванию загадок, демонстрирует отгадки – овощи и фрукты: «Вот какой богатый урожай овощей и фруктов созрел в наших садах и огородах!»

Затем предлагает ребятам вылепить по желанию любые овощи и фрукты.

Поощряет желание детей самостоятельно лепить разные овощи и фрукты.

Обращает внимание на приемы лепки, используемые детьми. Напоминает о правильных приемах лепки предметов круглой, овальной, удлиненной формы.

В конце занятия воспитатель рассматривает с детьми выполненные работы и предлагает классифицировать их: разложить отдельно овощи и фрукты.

(Старший дошкольный возраст)

Цель: формировать патриотические чувства и уважение к истории русского народа через знакомство с народной дымковской игрушкой.

Воспитательные: воспитывать интерес к изделиям дымковских мастеров. Образовательные: познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства - дымковской глиняной игрушкой, историей её возникновения, элементами росписи, колоритом.

Развивающие: развивать внимание, эстетическое восприятие, память.

Материалы и оборудование: выставка народной дымковской игрушки; подборка иллюстраций, фотографий и картинок по теме дымковская игрушка.

Предварительная работа: подборка дымковских игрушек, аудиозаписей русской народной музыки, подготовка вопросов для детей по содержанию беседы.

Ход беседы:

Воспитатель начинает свой рассказ под аудиозапись русской народной музыки.

Давно это было, о том еще моему дедушке прадедушка сказывал. На правом берегу широкой реки Вятки с глубокой древности стоит Дымковская слобода, совсем недалече от города Вятки (ныне города Кирова). Исстари в слободе селился люд мастеровой - печники да игрушечники. Мастера-игрушечники лепили дымковские игрушки из красной глины, которую собирали по берегам реки. Готовые дымковские игрушки несколько дней сушили. Потом обжигали в печи, остужали и выбеливали мелом, растворенным в молоке, а уже потом украшали узорами.

Старые люди поговаривают, что и свое название Дымковская слобода получила потому, что в ней по утрам над каждой избой вился дымок из русских печек, когда мастера обжигали игрушки, которые весной везли в город Вятку на праздник Свистопляски.

Откуда же пошла традиция празднования местного праздника? В те времена не спокойно было на Руси. Однажды по реке к городу Вятке подошли враги, несметное множество кочевых полчищ. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда Вятичи, так звали людей, живущих по берегам реки Вятки, измыслили хитрость. Все жители города получили по глиняной свистульке. Подкравшись к вражескому стану ночью, они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой особый праздник Свистопляски. Позже древний праздник Свистопляски превратился в праздник Свистунья, а в наши дни в ярмарку Свистунью.

В этот день на городских валах и на базарной площади собирались горожане от мала до велика и свистели изо всех сил в глиняных уток и свинок. Выбор игрушки-свистульки был не случаен каждая свистулька имела свой магический смысл. Так свистулька-медведь своему обладателю, хозяину, «давала» богатырскую силу, баран - счастье, а корова - достаток. К сожалению, со временем люди забыли, какую магическую силу имеет образ той или иной игрушки-свистульки, но и в наши дни по традиции на ярмарке не только продаются дымковские свистульки, но и летит над городом, звонкий веселый свист.

Так и прославились своим ремеслом дымковские мастера-игрушечники по всей России-матушке!

Что же изображали в своих изделиях дымковские мастера? Первыми появились игрушки-свистульки, изображающие животных - это свинки, медведи, бараны с золотыми рогами, лошадки, козлики, уточки, петушки, гуси, индюки. Далее к фигуркам животных добавился женский образ - женщина с младенцем на руках. Дело в том, что после битвы с кочевниками осталось много вдов с детьми на руках. Поэтому появилась традиция: все сборы, вырученные с продажи игрушек передавать на содержание вдов, сирот, немощных и нуждающихся.

Дымковские мастера постоянно ищут новые образы для дымковской игрушки. К дымковским няням добавились фигурки водоносок, дам-модниц, птичниц, купчих. Появились мужские образы - офицеры, франты, продавцы пирогов. Кроме младенцев - детишки, разного возраста и пола. Вот скачет всадница на разгоряченном коне, хозяюшка хлопочет у печи, семья пьет чай за столом. А это что за звон и стук? Это стремительно мчится экипаж! Ямщик умело управляет лошадью, а в экипаже барыня-модница с офицером. По водной глади дымковские франты катают барынь на лодках. Пестрая сказочная карусель, скоморох, едущий на свинке, вызывает звонкий смех, галдят дети, скатывающиеся с горы на санках...

Дымковскую игрушку легко узнать среди других народных игрушек.

Она выделяется своим белоснежным фоном, по которому мастера наносили простые геометрические узоры. Это круги, кольца, точки, полосы, линии, ромбики, овалы, черточки. Дымковские мастера расписывали игрушки в добрый десяток ярких цветов: красный, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый, зеленый... и даже золотили блестками. Кажется, что в облике каждой дымковской игрушки невольно находит своё отражение природа тех мест, где она родилась. Представляешь заснеженные сугробы, мороз, румянец украшает лица людей. На фоне освещённого снега особенно ярко звучит цвет одежды.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. И в наши дни дымковской игрушки делают вручную в отличие от других народных промыслов. Каждая игрушка уникальное произведение искусства, у каждой свой особый характер. Злому образу серого волка дымковские мастера предпочитают образ доброго барана или гордого красавца оленя. Дымковская собачка - это веселая, безобидная дворняга. Медведь - музыкант, играющий на балалайке или гармошке. Гордая красавица, барыня-модница кокетливо вскинув головку, не спеша прогуливается под ручку с бравым офицером. А рядом степенно идет няня, окруженная гурьбой ребятишек.

Как и в древности, дымковские фигурки не были детской забавой, свистульки делали для местного праздника, а нарядными статуэтками украшали комоды и полки с посудой, так и в наши дни фигурки из Дымково служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой, и на душе становится теплее.

Воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию своего рассказа.

Воспитатель:

Вопросы по теме беседы:

  1. Почему поселение, слободу назвали Дымковской? (По утрам над каждой избой вился дымок из русской печки.)
  2. Из какого материала лепили свои игрушки мастера Дымковской слободы? (Мастера лепили игрушки из глины.)
  3. Как подготавливали дымковскую игрушку для росписи? Назовите этапы подготовки игрушки к росписи. (Готовую дымковскую игрушку несколько дней сушили. Обжигали в печи, остужали, выбеливали мелом, растворенным в молоке. А уже затем расписывали узорами.)
  4. Как спасли простые дымковские свистульки жителей города Вятка от врага? (Подкравшись к вражескому стану, жители подняли отчаянный свист. Враги подумали, что их окружают подоспевшие на выручку дружины и убежали.)
  5. Как назвали жители свой особый праздник, в честь этого события? (С тех пор горожане отмечают свой особый праздник Свистунья.)
  6. Кого изображали в своих изделиях дымковские мастерицы? (Сначала изображали животных - уточки, свинки, медведи, бараны и др. Потом появились няни, барышни, водоноски, купчихи. К ним добавились мужские образы - кавалеры, офицеры, мужики, франты и образы детей разного возраста.)
  7. Из каких частей, элементов, состоят геометрические узоры дымковских изделий? (В росписи дымковских игрушек встречаются круги, овалы, кольца, точки, полосы, линии, ромбы, черточки.)
  8. Какие цвета использовали дымковские мастерицы для росписи игрушек? Назовите цветовую гамму дымковских игрушек. (Дымковские мастерицы расписывали игрушки в добрый десяток цветов - красный, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, зеленый…и даже золотили блесками.)
  9. Для чего покупают люди весёлую, озорную дымковскую игрушку? (Свистульки делают для местного праздника, ярмарки Свистуньи, а фигурками украшают свои жилища.)

Дымковская игрушка делается из глины вручную. Простые геометрические узоры и яркие краски делают её нарядной и праздничной. Вспоминая историю её появления, мы знакомимся и с историей нашей Родины.

Вот почему дымковская игрушка покорила не только сердца россиян, она полюбилась и зарубежным гостям и стала популярным русским сувениром, визиткой карточкой России.

Название: Конспект НОД «Путешествие на ярмарку народных промыслов»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, патриотическое воспитание, Старшая группа

Должность: воспитатель (соответствие должности)
Место работы: МБДОУ д/c к.в. № 11 «Журавушка»
Месторасположение: город Ставрополь, Ставропольский край

Конспект НОД в старшей группе:

«Путешествие на ярмарку народных промыслов».

Составила и провела:

воспитатель Съедина Н.В.

2014-2015 учебный год

Программные задачи:

1. Познавательные:

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и т.д.

Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;

Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

2. Социально-коммуникативные:

Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.

3. Речевые:

Активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка» , «Гжель» , «Хохлома» , «Городецкая игрушка» , «Матрешка» .

4. Художественно-эстетические:

Способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

Вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих матрешек.

5. Физические:

Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

Познакомить детей с русскими народными промыслами: -рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек,

Работа с раскрасками;

Во время прогулки рисование на снегу элементов росписи;

Беседы с детьми о русских народных традициях;

Знакомство детей с русскими народными играми «Моталочка», «Горелки с платочком».

Работа с родителями:

обращение к родителям с просьбой выучить с детьми данные им стихи-загадки о русских народных промыслах.

Материал и оборудование :

— элементы русской народной одежды для детей и воспитателей (для создания положительного эмоционального настроя)

— изделия русских народных промыслов: деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, посуда и игрушки с городецкой росписью, посуда и подносы с жостовской росписью, разнообразные русские матрешки.

— иллюстрации с изображением ярмарки

— атрибуты необходимые для игр;

— различные угощения (связка баранок, сушки, пряники, украшения, плетёные корзины и другие разные предметы и сувениры, которые могли продаваться на ярмарке.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»

Ход занятия:

1-я часть — Приветствие:

Воспитатель 1: Здравствуйте ребята! Сегодня замечательный день и мы хотим предложить вам отправиться с нами в путешествие! Вы согласны???

Дети: Даааааааааааааа….

Воспитатель 1 : Тогда предлагаю начинать…. Мы перенесемся с вами в прошлое. На много-много лет назад и узнаем, какими промыслами владели наши с вами предки.

Начинает звучать музыка «Ах, ярмарка» и дети заходят в группу.

Воспитатель 1 : Ой ребята… мы с вами попали на выставку, на ярмарку ремесел… Посмотрите вот хохлома, а вот гжель и т.д.

2 – я Основная часть: описание ремесел:

Воспитатель 2: Проходите гости дорогие, не стесняйтесь!!! Посмотрите наши товары! Знакомы вам эти изделия?

Дети: Дааааа ….. Нееееттт…

Воспитатель 2: А давайте ка я вам, ребята дорогие, расскажу о наших товарах. (последующий рассказ сопровождается демонстрацией посуды и игрушек)

  1. Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
  2. Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.
  3. Жо́стовская ро́спись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово . Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

  1. Хохлома́ представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели , выполненную красным, зелеными и золотистыми тонами по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится незолотой , а серебристо- оловянный порошок . После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкойдеревянной посуде эффект массивности .
  2. Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Загадки:

Воспитатель1: Ребята, сейчас вы узнали об основных народных промыслах на Руси, а теперь отгадайте загадки о них.(Загадки рассказывают дети, выучившие их предварительно, а отгадывают остальные дети группы):

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой? (Хохлома)

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо птица-

Это значит … (Городец)

Разной формы, железные
В хозяйстве очень полезные
Черные, желтые, красные
Удивительно прекрасные

(Жостовские подносы)

Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда? (Из Гжели)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша ….(Русская матрешка)

Воспитатель 2 : Ой ребята, какие же вы молодцы!!! И все знаете, и все помните и загадки отгадывать умеете!!!

Продуктивная деятельность.

Воспитатель 1: дорогие ребята, а сейчас мы предлагаем вам немножко отвлечься. Подходите сюда. На этом столике вы видите матрешек. Чего у них не хватает(ответы детей) . Да вы совершенно правы, эти матрешки без лиц и не расписаны. Мы предлагаем вам выбрать себе по матрешке, присесть за столы, взять кисточки и красками расписать свою матрешку….. (Дети выполняют задание) Какие вы молодцы! У вас такие яркие и необычные матрешки.

Игровые физминутки:

Воспитатель 2: А теперь давайте поиграем с вами в игры, в которые играли детки на Руси.

«Горелки с платочком»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

«Моталочка».

К этой полезной игре можно подготовиться за три минуты.

Возьмите длинную веревочку и две палочки, а посередине можно сделать узелок.

Начинаем соревнование. Пусть два участника возьмут палочки и быстро начнут наматывать на них веревочку.

Кто первым домотал до узелка, становится победителем.

3 часть — Итог занятия:

Воспитатель 1: Ох ребята, какие же вы ловкие и быстрые! Вы молодцы! Ой а кажется мы что-то забыли сделать! Посмотрите внимательно на наших матрешек! Что-то с ними не так?!

Дети отвечают , что у них нет лиц

Воспитатель 1: Правильно ребята! Предлагаю вам подойти к последнему столу – и в многообразии лиц выбрать то для своей матрешки, которое соответствует вашему настроению в эту минуту!

Дети выполняют задание.

Воспитатель 1: Ребята где мы с вами сегодня побывали и о чем говорили?

Дети отвечают:…

Воспитатель 1: Правильно, а теперь предлагаю сесть на места и вернуться с ярмарки в наш детский сад.