Клейма на советских топорах. Пробирные клейма ссср Какому ювелирному заводу принадлежит клеймо у8

Добавить сайт в закладки

Именник в ювелирных изделиях России

Именником называют символ производителя, который ставится юридическим лицом либо ИП на произведенной ими продукции (или после осуществления реставрационных работ).

В нем скрыта информация о том, когда и кем украшение было произведено, а также сведения о госинспекции, в которой зафиксирован производитель.

С 2001 года первым символом в каждом именнике является заглавная русская буква. Тогда это была буква «А», в 2002, соответственно, «Б» и так далее.

Первая буква символизирует дату производства, следующая — символ инспекции, затем идут буквы как знак мастера.

В 1918 году на все серебряной продукции проставляется один именник, а именно [Платин Прибор].

С 1923 года в течение трех лет на все ювелирные изделия были нанесен именник [МЮТ].

1936 год ознаменовался началом применения собственных именников.

С 1986 года абсолютно все изготовители украшений (учреждения и ИП) должны наносить свои личные именники на производимых ими изделиях. Знаки проходят регистрацию и утверждение Министерством финансов нашей страны (Пробирной палатой). Каждый год все изготовители украшений фиксируются в списке российских производителей.

Все символы именника должны находиться в пределах одного контура. Внешний вид контура (единый для всех производителей) и буквы устанавливает госинспекция. Его отпечатки и пробы, как правило, находятся внутри колец, на застежке клипс, брошек и цепей, на ушке кулонов.

1953 год был ознаменован прибавлением к именникам всевозможных знаков (чисел, букв, точек на разных участках), благодаря которым можно правильно установить дату производства российских украшений. Например, 1985 год обозначается так: , а 2000 так: .

Профессионалам достаточно одного только взгляда на именник, чтобы понять, кем произведено украшение. Специалист всегда легко определит, что перед ним находится подделка. Изделие может быть подделкой, если на нем нет клейма. И его качество в таком случае, скорее всего, будет низким.

Регистрация именника

Госинспекция имеет полномочия регистрировать и перерегистрировать именники заводов, имеющие свои определенные адреса и привязанных к этой инспекции, т.к. существует территориальное разграничение.

Однако ФКУ «Пробирная палата России» может позволить госинспекции снабдить необходимыми документами производителя, не подпадающего территориально под ее влияние.

Для того чтобы зарегистрировать именник впервые или вторично, производитель должен привезти в гос.инспекцию ксерокопии свидетельства, карты постановки на учет, где прописаны такие виды работ, как изготовление украшений, починка часов и украшений, изготовление деталей для часов и их механизмов и самих часов.

За регистрацию и регулярную перерегистрацию клейма необходимо платить государственный налог.

Перерегистрация именника представляет собой официальное подтверждение какого-либо одного из элементов. Она осуществляется каждый год, и в нем шифруется дата.

Чтобы пройти эту процедуру, производитель российских украшений должен предоставить оттиски его рисунка, сделанные на полированной поверхности. Каждый оттиск именника ставится, если он будет наноситься разными способами (лазерным, электроискровым, а также механическим).

Если именник будет в плохом состоянии (неразборчивый шрифт, плохая поверхность, расплывчатость, несовпадение с эскизом и т. п.), госинспекция может отказаться проводить процедуру регистрации.

Когда именник становится неактуальным, от него нужно избавиться.

Если информация о юридическом лице либо ИП поменяется и это будет отражено в специальной карте, шифр будет по-прежнему в распоряжении производителя, но в некоторых случаях может аннулироваться и не использоваться до января следующего года.

О завершении работ, связанных с производством (реставрацией/починкой) ювелирных украшений, производители должны в кратчайшие сроки информировать госинспекцию.

Кто устанавливает стандарты для клейма?

Эта задача возложена на ФКУ «Пробирная палата России». Она может разрешить производство государственных проб, совмещенных с клеймами для того, чтобы наносить их масочным способом.

Именник содержится в государственном пробирном клейме. Кроме того, туда входит символ шифра ИПН, пробы, удостоверения. Они могут наноситься и вместе в едином контуре, и отдельно.

Из истории клейм

Зимой 1899 года был введен новый закон, регулирующий клеймение, и в российских городах стали использовать клеймо, на котором было изображено лицо девушки в кокошнике сбоку с левой стороны. Недалеко от этого изображения ставились первые буквы имени и фамилии управляющего пробирной территорией, а в некоторых случаях — числа золотниковой пробы.

В 1908 году в клеймо были внесены некоторые изменения. По всем пробирным территориям продолжали использоваться те же рисунки лица девушки, но теперь сюда добавились греческие буквы: разные для всех пробирных территорий. Проба осталась золотниковой.

В 1927 году лицо девушки заменили рисунком работника с молотком. Когда в российских городах стала использоваться метрическая система, появился новый метод, где шифровалось число тысячных долей драгоценного металла в сплаве: в клейме фиксируется шифр пробирной организации (греческая буква). Используется данная система и сегодня.

Летом 1958 года начали использоваться клейма, представляющие собой объемные серп и молот или звезду с пятью концами. Впервые начинают применять русскую букву вместо греческой.

В 1994 году в российских городах вступили в силу новые клейма, которые используются и по сегодняшний день. На них нарисовано лицо девушки в кокошнике сбоку с правой стороны. Шифр проставляется русской буквой. Существует около 20 пробирных инспекций, и у каждой из них собственная буква.

На сегодняшний день на всех российских украшениях должен быть отпечаток именника завода-производителя, зафиксированного в российской пробирной палате и клеймо, проставленное так, как это прописано в правилах клеймения ювелирных украшений. В отпечатке именника завода-производителя должно быть максимум 4 символа.

В документах, сопровождающих изделие, обычно бывает указан участок и метод нанесения.

Оттиски на продукции из золота и серебра проставляются в соответствии с требованиями Правил клеймения продукции. Отпечаток клейма должен быть разборчивым, четким, так, чтобы можно было без труда рассмотреть все его детали, как и контур рамки.

К браку не относятся:

  • смещение отпечатков клейма относительно отпечатка именника завода-производителя;
  • небольшое повреждение поверхности на участке отпечатка клейма.

В некоторых российских изделиях имеются вставки из дорогих камней, на которых тоже могут быть клейма. Заводы-изготовители бриллиантов клеймят камни.

Как прописано в «Правилах продажи отдельных видов товаров», все продающиеся ювелирные изделия (это касается ложек)

Для заполнения ярлыка используется типографский шрифт. Можно делать это синей либо черной ручкой. Таким образом, на каждом украшении должно быть клеймо, отпечаток именника завода-производителя и ярлык.должны быть оснащены ярлыком, содержащим реквизиты. Заполняет его завод-производитель либо торговое учреждение, ориентируясь на российский Отраслевой стандарт.

Современные стандарты

Именники и клейма на продукции из серебра

Для серебряных изделий предусмотрены золотниковая, метрическая и лотовая пробы. Если украшение произведено в конце позапрошлого и прошлом веке, клеймо будет золотниковым. Если же оно было сделано до конца позапрошлого века, то на него были нанесены римские числа, иначе говоря, лотовая проба.

Именники и клейма на деньгах и наградах

В 1997 году было принято решение клеймить все деньги (не участвующие в денежном обращении) и награды (не правительственные) в пробирной инспекции.

Именники и клейма на предметах, привозимых из стран СНГ

Все предметы, сделанные из дорогого сырья, привозимые в нашу страну из государств СНГ, произведенные до зимы 1992 года с отпечатками старых клейм, разрешено не клеймить заново. Их можно продавать в первоначальном виде. В том случае, если украшения произведены позже либо на них проставлены национальные клейма, то их необходимо клеймить заново.

Если украшение легкое либо дорого стоит, то выдается документ, где прописан вид сырья, проба, вес и прочие детали.

Именники и клейма на зарубежной продукции

Что касается украшений и ложек, которые привозят в нашу страну из-за границы, то на них обязательно нужно проставлять клейма заново. Для осуществления этой процедуры необходимы определенные сопроводительные бумаги.

Если на изделиях проставлено «gold-feld», можно не сомневаться, что они сделаны из сплава и покрыто золотом. Изготовитель прописывает пробу драгоценного металла и толщину его слоя. В том случае, если изделие, покрытое золотом, произведено на немецком заводе, то на нем пишется слово «Goldmult», что можно перевести как «нарисовано с помощью золота».

Методы проставления именников и клейм

  • Механический: отпечатки клейм проставляются на продукции с помощью ударов (для этого используется молоток или специальное оборудование для клеймения). Отпечатки ставятся и внутри, и снаружи. Кроме того, применяются подставки, совпадающие по форме с украшением;

Это самый популярный метод.

Плюсы: отпечатки разборчивые, качественные, сделаны на века.

Минусы: при клеймении украшение может пострадать (после удара молотка по нему его форма немного изменится).

  • Электро-искровой: отпечатки клейм проставляются на украшениях клеймами-электродами из меди с помощью специальной установки. Отпечаток получается с помощью искры. Все это делается в воде, под током;

Таким способом клеймится более 300 украшений за рабочий день.

Плюсы: отпечатки разборчивые, качественные, прослужат долго. Клейма таким способом можно проставлять на украшениях необычных форм, а также на полых изделиях.

Минусы: единственный недостаток заключается в том, что нужно дольше готовиться к проведению процедуры. Если на изделии есть даже малозаметные поры, неровности или недостатки литья, то такой способ уже недопустим.

  • Лазерный: производится на лазерной установке. Применяются клейма-маски. По краям клейма пунктирная линия. Украшение должно быть надлежащим образом подготовлено к процедуре.

Меньше четверти украшений клеймятся этим методом (более 500 украшений за рабочий день).

Плюсы: отпечатки разборчивые. Можно клеймить разные поверхности (выгнутые, вогнутые, плоские).

Скоро появится новый метод, основанный на применение пишущего лазера.

Топор - один из немногих инструментов, вид которого за века почти не изменился, однако качество современных топоров чаще всего оставляет желать лучшего. В Союзе топоры изготавливались строго в соответствии с государственными стандартами и отличались высоким качеством. Заводы на каждом топоре ставили свое клеймо, по которому сейчас ценители качественного инструмента и антиквариата относят их к определенному изготовителю. Какие же бывают клейма на топорах?

1) Вачский завод «Труд». В 1830 г. основана фабрика в Ваче, которая занималась изготовлением стальных изделий. Фабрика развивалась под руководством нескольких поколений Кондратовых — ее основателей. В 1920 году национализирована и переименована в завод «Труд». Во время Великой Отечественной войны работала на нужды армии. Завод «Труд» существует до сих пор и продолжает выпускать.

2) Ижсталь завод. Железоделательный завод основан в 1760 году Шуваловым. До войны - «Завод № 180». В 1939 году его разделен на две части: металлургический завод № 74 и машиностроительный № 71. Сейчас это завод стрелкового вооружения ООО «ИжСталь-ТНП».

3) Государственный подшипниковый завод 1. Проект строительства нового завода принят 1929 году, построен к 1932 году. Это первый специализированный завод по производству шарикоподшипников. В годы войны предприятие было частично эвакуировано, но выпуск продукции не прекращало. Сейчас называется ОАО «Московский подшипник».

4) Златоустовский инструментальный комбинат. Основан в середине 18-го века промышленниками Мосоловыми, первоначально назывался Златоустовский чугуноплавильный и железоделательный завод. В 1811 году был объединен с заводами Саткинским, Кусинским и Артинским.

В 1815 году при заводе создается оружейная фабрика, в 1917 она становится одним из цехов завода. Во время Гражданской войны завод простаивал, а после войны национализирован. В 1925 году завод разделяется на три отдельных предприятия: металлургический, механический и абразивный заводы. В 1939 году переименован в Златоустовский инструментальный комбинат — ЗИК. После перестройки переименован в Производственное объединение «Булат», которое обанкротилось в 2005 году.

Клейма заводов на топорах

Клейма заводов-изготовителей ставились на лезвии топора. Нередко кроме производителя на лезвии клеймились и другие данные - год изготовления, марка стали, фиксированная цена.

Завод «Труд» в городе Вача
До 1920 года завод носил название «Кондратов», что и обозначалось на всех выпускаемых изделиях. На клейме указывались название завода, город, и часто был государственный герб.
До 1950 года завод, который уже носил название «Труд», клеймил изделия надписью «з-д Труд», «з-д Труд Вача», или «Завод Труд Вача».

Топор 1935 года с клеймом "З-Д ТРУД ВАЧА 1935Г. MADE in USSR":

С 1951 по 1956 год клеймо выглядело следующим образом: две широкие буквы «З» и «Т»: буква «З» была чуть ниже и сзади, а буква «Т» была поверх нее.
С 1957 года по 1975 изделия маркировались тремя прописными буквами. Посередине была буква «Т», а по бокам от нее — «З» и «В», связанные между собой линией.

Советский пожарный топор с клеймом "ЗТВ":

С 1975 года и до 1992 клеймо имело две литеры — «О» и «Т», которые были написаны прописью, и первая палочка буквы «Т» пересекалась с «О» так, что ее не было видно.

Ижсталь завод.
Наиболее распространенное клеймо, которым обозначались топоры этого предприятия: в центре круга — буква «И», окруженная частью шестиугольника, вокруг нее указывается марка стали, год и месяц выпуска, цена. Специалисты утверждают, что при отсутствии года можно присмотреться к самому клейму. По их мнению, более старые варианты топоров имели новые штампы, которые выглядели четче. Кроме того, по их же заявлению, для работ топор Ижсталь завода лучше покупать до восьмидесятых годов выпуска, как и большинство топоров производства СССР.

Топор производства ИжСталь с клеймом УПС - "универсальный повышенной стойкости" из инструментальной легированной стали 8ХФ:

Государственный подшипниковый завод №1 . Чаще всего на лезвиях топоров этого завода указывалась надпись «1ГП3» и к ней добавляли год выпуска, город Москва или стоимость изделия.

Топоры с клеймами "1ГПЗ МОСКВА":

Имеется еще вариант клейма с изображением подшипника, внутри которого указана надпись.

Златоустовский инструментальный комбинат.
Этот завод один из тех, у которых существовало несколько распространенных вариантов клейма, встречающихся на топорах. Такие инструменты, наряду с остальными самыми известными советскими, считались лучшими.

Топоры с клеймами ЗИК:

Самым встречающимся клеймом ЗИК на топорах была надпись этих трех букв внутри треугольника. Было два варианта, когда год изготовления писался ниже самого клейма, вместе с остальной информацией, и когда надписи выбивались вокруг клейма. Встречается еще и клеймо в виде двух перекрещенных молотков, с надписью под ними — ЗГЗ.

Другие распространенные клейма топоров:

В круге — надпись «завод им. Горького», сверху — год изготовления.
Надпись «ЗИК» в круге и на украинском языке, вокруг — указание цены, года производства и марки стали. Клеймо относится к заводу имени Кирова в городе Запорожье.
Треугольник, разделенный на три части, в которых имеются буквы «О», «ОБ», «З», — Обнинская ИТК.

Некоторые особенности топоров и советы по выбору

Определить, как был сделан, согласно каким стандартам тот или иной советский топор легко, ведь каждый из них обязательно соответствовал ГОСТу. Достаточно достать документы и посмотреть, какие стандарты были в год выпуска конкретного топора. Соблюдались они весьма строго, поэтому большинство советских топоров произведенные в один период и являются практически одинаковыми. Конкретные редкие клейма интересуют коллекционеров.

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.

На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.

Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .

Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

Чистое серебро, как и золото, не годится для изготовления ювелирных украшений и столового серебра. Этот металл слишком мягкий, для увеличения твердости сплава используют такие добавки, как цинк, алюминий, медь и кадмий. Изделия с разными соотношениями основного металла и добавок должны соответствовать определенным стандартам качества и пропорций. Существует единая система, по которой их определяют, - система проб. Проба указывает на процентное содержание в сплаве чистого серебра. Наносится на украшение в виде оттиска, называемого клеймом, клеймо на серебре должно быть обязательно.

Сами мастера не могут устанавливать пробирное клеймо. Для исключения подделок качество любого изделия должно апробироваться государственной пробирной палатой.

Клеймо на серебре

После того как пробирная палата определяет состав сплава, изделие клеймится. Пробирное клеймо имеет свой вид для каждой страны и состоит из различных форм контура, рисунков, букв и цифр. В нашей стране официальное название пробирного клейма - государственный пробирный оттиск. Он имеет установленную форму, и реализация изделий без такого клейма незаконна.

Сейчас стандарты клейма отличаются от тех, которые были приняты в Российской империи и СССР. Кроме того, пробирный оттиск может сильно отличаться в зависимости от страны-производителя и даже содержать разные варианты указания пробы серебра. Так как привезенные изделия из драгоценных металлов в Россию обязательно подлежат апробированию и повторному клеймению, существуют специальные справочники, где указаны все возможные виды оттисков. Такая литература также полезна для ценителей антиквариата. Это помогает им установить, из какого металла было изготовлено изделие.

История пробирной системы

Клейма, которые ставились на серебряных изделиях с восемнадцатого до начала двадцатого века, указывали на их ценность. По ним можно было определить, когда и где сделано изделие и даже какой мастер над ним трудился. Пробирная система в России была создана царем Петром I. Специальным указом были определены четыре пробы серебра и золота, система пробирования называлась золотниковой.

Клеймить изделия тогда имели право только мастер и староста. Продавать что-либо из драгоценного металла без клейма было запрещено. Те, кто имели право ставить оттиски, даже специально для этого обучались.

Уже в девятнадцатом веке были оборудованы специальные палаты для клеймения серебра и других металлов. Претерпел изменения и сам оттиск. Он стал содержать герб города, где предмет был изготовлен, знак проверяющего (инициалы) и пробу металла. Приняли в то время и новый пробирный устав, по которому империя была разделена на пробирные округа, а клеймо приняло вид женской головы в кокошнике. Клеймо также содержало инициалы главы округа и пробу. С тех пор как начали клеймить изделие с указанием на место, где оно было сделано, и стало возможным распознавать работы великих мастеров.

Клеймо на серебряной вилке

Виды клеймений серебра в России

Сейчас наиболее распространенными сплавами являются 925 и 875 пробы серебра. Чаще всего клейма серебра имеют вид овала с обрезанными боковыми сторонами, изображение головы женщины в кокошнике, повернутой вправо. В нижнем левом углу находится буква, которая указывает на место, где изделие прошло апробацию, цифры слева означают пробу сплава. Изделия также могут клеймиться следующим образом:

  • Основными пробирными клеймами являются клейма, называемые литерами «А», «Б», «В», «Г». Присутствия их в изделии достаточно. Клеймо литеры «А» выглядит как голова женщины в кокошнике в круге, вне которого может находиться проба. Клеймо литеры «Б» имеет стандартный вид, описанный выше. «В» и «Г» - имеют аналогичный вид, соответствующий «А» и «Б», за исключение того, что вместо женщины в кокошнике на них изображена пятиконечная звезда с серпом и молотом внутри. Такими оттисками клеймились изделия из драгоценных металлов в СССР. Сейчас они не используются.
  • К дополнительным пробирным клеймам относятся клейма литер «Д», «Е», «Ж», «З». Они не имеют самостоятельного значения. Самого по себе этого клейма недостаточно для определения качества изделия, рядом должно стоять основное. Сейчас используется только клеймо литеры «Д». Оно имеет вид прямоугольника, с закругленными концами, внутри которого стоит обозначение пробы. Клеймом литеры «Е» клеймились изделия, которые не соответствуют заявленной пробе. Остальные два использовались ранее.
  • Еще одной формой основного клейма литеры «Б» обозначаются изделия, предназначенные для отправки за границу. Они отличаются от основного тем, что вместо женщины в кокошнике на них изображен корабль. Такой пробы достаточно.
  • Изделия могут клеймиться и совмещенными пробирными клеймами. Они совмещают основное клеймо с «именником» производителя. Клеймо-«именник», или клеймо мастера, указывает помимо региона, где изделие апробировано, на самого изготовителя.
  • К 50-летию Октября вводили временное клеймо, посвященное юбилею в честь покорителей космоса, действовало оно в течение двух месяцев 1967 года.
  • До 1994 года для церковных изделий разрешено было использовать только клеймо литеры «Д», без основного.
  • До 1997 года медали и монеты клеймились буквами, обозначающими драгоценный металл в соответствии с химическими обозначениями, с рядом стоящей пробой. Если изделия не имеют художественной ценности, сейчас они клеймятся в соответствии с общепринятыми стандартами.
  • Существует несколько систем проб. Сейчас используется метрическая, но до ХХ века использовалась золотниковая.

Клеймо может ставиться несколькими разными способами. Чаще всего оно наносится механически. Но если изделие тонкое или особо дорогое, может использоваться лазерный тип нанесения. Поскольку изделия из драгоценных металлов подвергаются истиранию, то с украшениями с пробой, нанесенной лазером, необходимо быть особо аккуратными. Если их подвергать постоянному механическому воздействию, проба может стереться.

Пробирные системы, используемые во всем мире

У нас в стране на данный момент используется метрическая пробирная система. Она показывает количество тысячных частей чистого металла. Если это значение разделить на 10, можно получить его процентное соотношение. Например, в 585 пробе золота будет 58,5 %, а в 925 пробе серебра - 92,5 %.

Каратная система используется во многих государствах мира. Большинство стран Европы и Америка пользуются именно ей. Чистый металл имеет пробу в 24 карата. Если в сплаве его только половина, то такое изделие будет иметь пробу в 12 карат. Вычислить из каратной пробы метрическую можно по формуле к * м / 1000, где к - проба в каратах, м - метрическая проба.

Плотность серебра в зависимости от пробы

В царской России использовалась золотниковая проба. Золотником называлась весовая мера, которая равнялась 1/96 российского фунта, приблизительно четырем граммам.

Клеймение изделий с покрытием

Серебро в этом случае может быть как основным металлом, так и выступать в качестве покрытия. В первом случае изделие чаще всего покрывается золотом. Тогда ставятся две пробы: первая - основного сплава и вторая - сплава, которым украшение покрыто.

Серебром чаще всего покрываются столовые приборы. Особенно широко это было распространено в СССР. Тогда параллельно с пробой металла ставилась маркировка основного сплава. В это время принимались такие обозначения:

  • МН - мельхиор. Иногда также встречалось обозначение МЕЛЬХ.
  • МНЦ - нейзильберг.
  • АЛ - алюминий.
  • НЕРЖ - нержавеющая сталь.

В старинных антикварных предметах встречалось также и такое: ставилась только проба покрытия, без обозначения основного сплава. Это довольно опасно, так как можно принять посеребренное изделие за сделанное из чистого металла.

Подлежат во всем мире клеймению такие сплавы серебра:

  • 800 проба. Состав - 80 % серебра, остальное - медь. Быстро окисляется и имеет выраженный желтоватый оттенок. 830 проба имеет характеристики, аналогичные предыдущей.
  • Проба 875. Содержит 87,5 % серебра. Очень часто используется для изготовления столовой посуды и украшений.
  • 925 проба наиболее распространена. Имеет оптимальное соотношение «цена - качество». Обладает высокими антикоррозийными свойствами и не имеет желтого оттенка. Очень легко поддается изменению формы. Используется в основном для ювелирных изделий.
  • 960 пробу используют художники при работе с эмалью, а также для ювелирных украшений, особенно за рубежом.

Хронология использования проб в нашем государстве

  • С 1899 года на основании вновь введенного устава установили пробирный оттиск в виде головы женщины в кокошнике, только пока еще повернутой влево, и пробу в золотниковой системе.
  • В 1908 году голова уже повернута вправо, а к клейму добавилась буква с обозначением пробирного округа, к которому изделие относилось; проба была все еще золотниковая.
  • В 1927 году в Советском Союзе было введено новое клеймо: на нем была изображена голова рабочего с молотом. А также была введена новая система проб - та же, что используется и сейчас, метрическая. Пробирный округ обозначался все еще буквой греческого алфавита.
  • В 1958 году ввели оттиски с изображением звезды с серпом и молотом. Букву греческого алфавита заменили на букву - русского.
  • Современный вид оттиски приобрели в 1994, но ходили наряду со старыми вплоть до апреля 2002 года.

И хотя серебро в виде драгоценностей редко используется как инвестиции, обратить внимание на клеймо при его покупке все-таки стоит. Особенно если украшения, столовые приборы покупаются с рук, чего делать не рекомендуется. Подделать пробу возможно, но сложно и опасно. Поэтому ее и можно считать достаточной гарантией качества металла.

С течением времени его вид много раз менялся. На старых ювелирных украшениях именники выглядели немного иначе. На современном изделие из драгоценных металлов, именника и вовсе может не быть, если оно импортное. Но обо всём по порядку.

Помимо клейма пробирной палаты то-есть «пробы», на ювелирном изделии изготовленном в России, стоит клеймо производителя, то-есть «Именник».

Проба — служит для того, чтобы дать понять какая часть чистого драгоценного металла в сплаве, из которого сделано изделие, а какая часть примесей.

Именник — это тоже клеймо, как и проба, только другой формы и содержания. Служит для определения кем и когда было изготовлено ювелирное изделие и в какой инспекции пробирного надзора было апробировано.

что означают буквы именника

Именник состоит из 4 букв русского алфавита. Каждая из букв несёт свой смысл:

Первая буква Российского именника обозначает год когда изделие апробировали, а чаще всего и сделали. С 2001 года по настоящее время, ежегодно меняется первая буква именника в соответствие порядка букв в русском алфавите. В 2001 году первой была буква «А», в 2002 «Б» и т.д. В последствии пропустили буквы «Ё», «Ж», «Й», в связи со сложностью их изображения на клейме. Полный список годов указан в этой статье

Вторая буква всегда будет совпадать с буквой на пробе, слева от изображения головы девушки в кокошнике. Эта буква даёт понять какой пробирной палатой было апробировано и проклеймлено данное изделие. Весь перечень возможных букв и что они означают указано в статье

Третья и четвёртая буквы , это личные буквы изготовителя, по которым сотрудники инспекции пробирного надзора без труда определят какому именно производителю принадлежит данный именник, соответственно кто именно изготовил то или иное ювелирное изделие.

Именник выдаётся государственной инспекцией пробирного надзора. Всем кто становится на учёт в инспекцию и кто зарегистрировал в налоговой право заниматься производством ювелирных изделий. Это касается как ювелиров частников, оформивших ИП, так и большие ювелирные цеха и заводы.

Тем не менее далеко не каждый ювелир имеет именник по нескольким причинам.

Почему у ювелира может не быть именника

Не все ювелиры занимаются производством ювелирных изделий. Многие только ремонтируют золотые и серебряные украшения. Для этого они регистрируются в инспекции пробирного надзора, но получение именника не требуют.

Не все ювелиры работают легально. Это ведь крайне накладно — платить налоги, отчисления в пенсионный фонд, вести отчётность, выписывать квитанции и т.д. Проще всего вести дела под чёрным флагом и стараться избежать проверок. А если вы не зарегистрированы как ИП, вы не можете стать на учёт в пробирной палате, и вам не выдадут именник.

Не все ювелиры апробируют изготовленные ювелирные изделия. Работают со старыми, проверенными клиентами, которые доверяют ювелиру, а ювелир доверяет им.

Как расшифровать ювелирный именник

Давайте разберём несколько примеров:

Именник «НЛНО»
Н — год апробирования изделия — 2012
Л — шифр инспекции пробирного надзора, в которой апробировалось данное изделие, а значит стоит на учёте производитель — Северо-Западная Государственная инспекция пробирного надзора (ГИПН).
НО — шифр производителя. База шифров находится в инспекции. Если у вас будет претензия к качеству или составу ювелирного изделия, вы понесёте его в свою ГИПН, и уже там смогут определить по этому шифру производителя и покарать его, в случае надобности.

Именник «МСПЯ»
М — 2011 год
С — Уральская ГИПН
ПЯ — шифр изготовителя

Инспекция пробирного надзора, как правило, одна на большой округ. На этой странице вы можете уточнить районы деятельности той или иной инспекции.

определить возраст ювелирного украшения

Если вы видите на витрине украшение с именником 2003 года — это повод задуматься, а не продают ли его уже по второму или третьему разу.

Если вы сделаете на заказ украшение у ювелира в 2016 году, и на именнике будет стоять первой не буква «С», то у вас будут серьёзные основания полагать, что он не делал это изделие, а взял в соседнем ломбарде и отполировал, или не апробировал его , а просто вырезал именник и пробу из другого изделия и впаял в ваше.

определить где изготовлено ювелирное украшение


Опять же, если вы закажете украшение у ювелира, который работает в Нижнем Новгороде (вторая буква именника и буква на пробе «Г»), а на готовом изделии будет стоять, к примеру «Ю» (г. Хабаровск) — это может означать то же самое, что и в предыдущем случае, с первой буквой именника. И даже если ювелир вам скажет, что отправлялся клеймить изделие в Хабаровск — это тоже будет не правдой, т.к. клеймить изделие ювелир может только там, где он стоит на учёте и работает.

Теперь вы можете ощущать себя более комфортно при покупке ювелирных изделий в магазине или заказе у ювелира.