Канон преполовению.


Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполов е́ ние Пятидесятницы . Блж. Матро́ны Московской.

Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника.

Служба Преполовения Пятидесятницы совершается по Триоди (А) .

Приводим также порядок совершения службы Преполовения Пятидесятницы в соединении с полиелейной службой блж. Матро́ны Московской . При совершении богослужения можно руководствоваться 5-й Марковой главой Типикона под 23 апреля: «А́ще случи́тся свята́го великому́ченика Гео́ргия в сре́ду Преполове́ния Пятьдеся́тницы» (Б) .

Примечание. Служба прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника переносится на повечерие.

Календарные заметки:

В этот день, по традиции, совершается малое освящение воды.

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На великой вечерне кафизма 9-я .

На «Господи, воззвах» стихиры праздника Преполовения (из Триоди), глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Пра́зднику преполовля́ющуся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Преполовения – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 1-й и глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся пра́зднику…».

По Трисвятом – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника Триоди (по дважды). «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: 1-й канон Преполовения, глас 4-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й канон Преполовения, глас 8-й, на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Примечание.

По 3-й песни – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя́ посреде́ святи́лища…». «Слава, и ныне» – ин седален праздника Триоди, глас тот же: «Прему́дрости во́ду и жи́зни…».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «Ча́шу име́яй…». «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.

На хвалитех стихиры праздника Триоди, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Просвети́вшеся, бра́тие…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (единожды).

На часах – тропарь и кондак праздника Преполовения.

На Литургии блаженны праздника Преполовения, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.

По входе – тропарь праздника Преполовения. «Слава, и ныне» – кондак праздника Преполовения.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения.

Апостол и Евангелие – дня.

Примечание.

Примечание. малое освящение воды

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Преполовения (из Триоди), глас 4-й – 3, и блаженной, глас 6-й – 3. «Слава» – блаженной, глас тот же: «Днесь торжеству́ет оби́тель…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Пра́зднику преполовля́ющуся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Преполовения – 3, и блаженной – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 1-й и глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – блаженной, глас 6-й: «Прииди́те, просла́вим…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся пра́зднику…».

По Трисвятом – тропарь блаженной, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь блаженной, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника Триоди (по дважды).

Полиелей. Величание блаженной и избра́нный псалом. Седален блаженной по 1-м стихословии, глас 8-й: «Мо́щи твоя́…»; седален блаженной по 2-м стихословии, глас 6-й: «Прииди́те, ве́рных мно́жества…». «Слава» – седален блаженной по полиелее, глас 4-й: «Рука́ Госпо́дня...», «И ныне» – седален праздника Триоди (по выбору; см. по 1-м или по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блаженной, глас 4-й: «Го́споди, откры́й о́чи мои́, и уразуме́ю чудеса́ от зако́на Твоего́»; стих: «Отврати́ о́чи мои́, е́же не ви́дети суеты́, в пути́ Твое́м живи́ мя». Евангелие блаженной – Мф., зач. 104. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами блаже́нной ста́рицы…». Стихира блаженной, глас 6-й: «Свята́я сла́вная ста́рице…».

Каноны: 1-й канон Преполовения, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), блаженной на 4, и 2-й канон Преполовения, глас 8-й, на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…» .

Катавасия Преполовения: «Мо́ре огусти́л еси…».

Примечание. Эта же катавасия поется и на отдание праздника Преполовения; в остальные дни попразднства Преполовения, если положена катавасия, то Пасхи – «Воскресения день...».

По 3-й песни – кондак блаженной, глас 7-й; седален блаженной, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й (по выбору: «Стоя́ посреде́ святи́лища...» или «Прему́дрости во́ду и жи́зни…»).

По 6-й песни – кондак и икос праздника Преполовения (из Триоди), глас 4-й.

На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем.

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника Триоди: «Ча́шу име́яй…». «Слава» – светилен блаженной: «А́нгели пресве́тлии...», «И ныне» – светилен праздника Триоди: «Ча́шу име́яй…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 4-й – 3, и блаженной, глас 8-й – 3. «Слава» – блаженной, глас тот же: «О, пресла́внаго чудесе́! О, та́инства...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Просвети́вшеся, бра́тие…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блаженной, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Преполовения, глас 8-й.

На часах – тропарь праздника Преполовения. «Слава» – тропарь блаженной. Кондаки праздника Преполовения и блаженной читаются попеременно .

На Литургии блаженны праздника Преполовения, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и блаженной, песнь 6-я – 4.

На входе: «...Воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».

По входе – тропарь праздника Преполовения, тропарь блаженной. «Слава» – кондак блаженной, «И ныне» – кондак праздника Преполовения.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения и блаженной.

Апостол и Евангелие – дня и блаженной.

Задостойник – ирмос 9-й песни 2-го канона Преполовения: «Чу́жде ма́терем де́вство…».

Примечание. Этот же задостойник поется и в отдание праздника Преполовения, в прочие дни попразднства Преполовения – задостойник Пасхи.

Примечание. После Литургии (или перед Литургией), по традиции, совершается малое освящение воды . На трапе́зе утешение братии. Праздник Преполовения празднуется 8 дней (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду Преполовения на утрени»).

См.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 366–380.

Ср.: Типикон, 8 мая, 3-я Маркова глава: «...а́ще случи́тся пра́здник свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва в сре́ду Преполове́ния».

По каждом антифоне кафизмы – малая ектения, так как вечерня – великая (см., напр., Типикон, гл. 2-я и 7-я). Ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 193.

В храмах, где исполнение канона с библейскими песнями представляется трудноисполнимым, молебный припев к канону блж. Матроны может звучать следующим образом: «Святая праведная ста́рице Матроно, моли Бога о нас»; «Святая праведная ма́ти Матроно, моли Бога о нас», «Святая блаженная ма́ти Матроно, моли Бога о нас» или «Святая блаженная ста́рице Матроно, моли Бога о нас».

Весной в Задонской обители

Преполовение Пятидесятницы, тж. Преполовение Господне или Преполовение (англ. mid-pentecost, тж. meso-pentecost) - малый господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения. Отмечается всеми Православными, а также Восточнокатолическими церквями византийского обряда.

Этимологически русск. пол~, полов~, англ. mid~ и т.п. указывают на время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Троицей.

Преполовение Святой Пятидесятницы - один их древнейших христианских праздников. Отмечая, что ни в Апостольских правилах (правило №37), ни в деяниях Антиохийского собора (правило №20) праздник Преполовения ещё не упоминается, С. В. Булгаков относит его установление ко временам Иоанна Златоуста (конец IV века) Наиболее раннее на сегодня упоминание о нём в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII–VIII веков.

Гимнографические же произведения, посвящённые Преполовению, датируются начиная с V века (Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику пишут Андрей Критский (VII век), Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век) - их произведения используются в богослужении и по сей день. Православная энциклопедия упоминает в списке гимнографов Преполовения Иоанна Дамаскина и Козьму Маюмского (Иерусалимского).

Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии - бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.

Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения. Предпразднства этот праздник не имеет.

Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня:

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», Церковь совершает водосвятие - освящение воды на реках, озерах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

МОЛИТВЫ

Тропарь Преполовения Пятидесятницы
глас 8

Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же сла́ва Тебе́.

Перевод: На середине праздника жаждущую душу мою благочестия напои водами, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе!

Кондак Преполовения Пятидесятницы
глас 4

Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем, и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

Перевод: На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты – источник жизни нашей!»

Преполовение Пятидесятницы – означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками - Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи, и как бы связывает их воедино. Отмечается в среду 4-ой седмицы после Пасхи (за 25 дней до Троицы).

Это древний христианский праздник, о котором уже упоминает в своих поучениях свт.Иоанн Златоуст. К великому сожалению, в народном благочестии значение этого праздника совершенно стерлось, и люди как-то даже не стремятся прийти в церковь и вникнуть в богослужение этого праздника, весьма глубокого по своему содержанию, и до сих пор, по церковному уставу, очень важного.

В этот день вспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей вошел в церковь и учил. (Ин. 7:14-36).

Праздник Кущей (палаток) один из трех великих иудейских праздников, наряду с Пасхой и Пятидесятницей. Он продолжался семь дней и оканчивался восьмым, называемым по преимуществу святым и великим (Ин 7:37). Праздник был установлен в память 40-летнего странствования Евреев по пустыне Аравийской на пути из Египта в землю Обетованною, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию. Народ выходил на все время этого праздника из своих домов и жил в кущах или палатках, сделанных из зеленеющих древесных ветвей, и весело проводил это время в кущах, веселясь пред Господом (Лев 23:39-43.). В продолжение этого праздника приносилось множество жертв; кроме их каждое утро в храме совершалась жертва возлияния. Священник шёл к Силоамскому источнику и набирал в золотой сосуд воду. Возвратившись в храм при звуках труб, кимвалов и восклицаниях, он смешивал воду с вином и возливал её на западную сторону жертвенника при пении слов пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12,3). Возлияние воды напоминало иудеям обилие воды в пустыне, когда Моисей жезлом ударил по скале и из неё открылся источник. Но главное значение этого священнодействия заключалось в том, что оно прообразовывало пришествие в мир Мессии, то есть Господа Иисуса Христа.

Силоам

Источник Силоам, из которого набиралась вода, представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. В книге пророка Исаии упоминается о водах силоамских, текущих тихо. Они символизируют царство Давида, а также и грядущее Царство Христа, которое, в противоположность громким и бурным земным царствам, приходит в мир и пребывает в нем тихо, бесшумно и неприметно. Кроме того, текущие тихо силоамские воды означают еще и Самого Христа - кроткого, смиренного сердцем, пришедшего в мир тихо и незаметно для людей.

Примечательно, что само слово «силоам» означает «посланный» что, конечно, имеет прямое отношение к Мессии, Которого Отец посылает в мир для спасения мира. То, что воду из Силоама выливали перед жертвенником, означало, что ожидаемый Мессия принесет Себя в искупительную жертву.

Кроме того вода Силоама символизировала собой еще и грядущее таинство христианского Крещения, в котором человек прозревает для Бога и для вечной жизни. Вспомним евангельский эпизод, когда Христос посылал слепого умыться в Силоамской купели, и он, умывшись, тотчас прозрел.

Можно сказать, что праздник Кущей, который посетил Христос, был праздником воды живой, спасшей Его некогда в пустыне от гибели. Но эта земная вода явилась лишь только прообразом воды небесной, воды вечной жизни, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа.

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей», говорит Христос в последний великий день праздника. Все мы, подобно древнему Израилю, странствуем в пустыне мира сего и, чтобы не погибнуть в ней от духовной жажды, нуждаемся в спасительном источнике даров Божиих, которые преподаются верующей душе через Христа. Вода, которую Он нам дает, - это Благодать Святого Духа, соединяющая человека с Богом и доставляющая ему вечную жизнь и вечные блага. Это и есть та истинная небесная вода, которая одна только способна утолить жажду человеческой души, способна дать ей совершенное, никогда не оскудевающее насыщение. И в стяжании этой Благодати, в соединении с Богом как раз и заключается высшая цель и смысл христианской жизни.

Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской и Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в праздник Кущей, которое уподобляется воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».

На иконе «Преполовение» изображается 12-летний отрок Иисус, поучающий старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет проходит на смену Ветхому. Поучение Спасителя изображено на фоне Храмовой многоярусной постройки. Ее покрывает на всю высоту красный плат – символ Воскресения Христова, которое спасает весь человеческий род. Второй цвет иконы – зеленый – символ обновления жизни.

Светлана Финогенова
Источник: hram-troicy.prihod.ru

Тропарь, глас 8
Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. / Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

Кондак, глac 4
Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; темже Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея.

В среду 4-ой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы. Это день, соединяющий собою два великих праздника - Пасху и Пятидесятницу. В этот день вспоминается, как Господь в преполовение иудейскаго праздника Кущей вошел в Иерусалимский храм (Ин.:7) и раскрыл учение о Себе, как о Мессии, после чего воззвал: «Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет»(Ин.7:37). В песнопениях Преполовения то прославляются Воскресение Христово, то напоминается о приближении праздника Пятидесятницы, когда Воскресший Господь ниспослал Своим ученикам Святаго Духа. Под образом этой воды которую предлагает Господь пить всем жаждущим, и представляется именно благодать Святаго Духа, обильно напояющая и утоляющая духовную жажду тех, кто уверовал во Христа, как в Мессию и Искупителя мира.

(Ин. 7, 14); Балканы XIV в. Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Алтарь

Пятьдесят дней отделяют праздник Пасхи от дня Троицы. Между четвертой неделей (исцеление расслабленного в купальне у овечьих ворот) и пятой - Неделей о самарянине в среду 4-й седмицы Православная Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы. Расположившись точно посредине между Пасхой и днем Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения и связывает и разделяет два великих христианских торжества. Вспоминаем мы, приходя в церковь в этот день и о проповеди Спасителя в преполовение праздника Кущей.

Ветхозаветный праздник Кущей получил название от шалашей, сложенных из веток, в которых евреи, вспоминая о сорокалетнем странствовании по пустыне, поселялись на время праздника.
На восьмой день праздника первосвященник выходил из храма Соломонова и, подобно Моисею, добывшему воду в пустыне, зачерпывал в источнике Силоамском золотою чашею воду и при звуке труб возвращался в храм, чтобы, смешав воду с вином, возлить ее на жертвенник.
Так было всегда…

Евангелие от Иоанна говорит, что в середине праздника вошел Иисус в храм и учил.

«И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его».
Ин. 7: 14-30

(Ин. 7, 37-38); Балканы XIV в. Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Алтарь

Иисус Христос в этот день открыто говорил и о Своем Божественном посланничестве и о живоносной воде. Вода живая, о которой Он учил - это Его учение о спасении и благодатный дар Святого Духа. Поэтому в церковных таинствах с водою соединяется благодать Божия.
Соединяя воспоминания об освящении воды в купели Силоамской с воспоминаниями о живой воде учения Иисуса Христа, Русская Православная Церковь молится в этот день Господу о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия.

«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен». Ин. 7, 37-39

На день Преполовения принято было на Руси освящать воду на реках и в колодцах, совершать особые крестные ходы на поля, читая над нивами, засеянными хлебом, молитвы и окропляя всходы святою водою.

Тропарь Преполовения

Преполови́вшуся пра́зднику, жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми, я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́: жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т. Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.

Кондак Преполовения

Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся, всех Тво́рче и Влады́ко, к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же: прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия. Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м: щедро́ты Твоя́ да́руй нам, Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

У колодца Иакова

Богослужение праздника Преполовения Пятидесятницы, связанное с исцелением расслабленного в купальне у овечьих ворот, всё время вспоминает о воде, которую Господь обещал дать, и этот благодатный поток выносит нас в Неделю о самарянине.
Иисус шел тогда из Иудеи в Галилею.
Между Иудеей и Галилеей находилась Самария, жители которой, как и евреи, верили в одного Бога, Творца неба и земли, хотя правоверные евреи и гнушались общаться с ними.
Когда Иисус с учениками пришел в самарийский город Сихарь, Он отправил учеников купить пищу, а сам сел у колодца.

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.

1 0

В среду четвертой седмицы по Пасхе Св. Церковь празднует — половину времени (25 дней) от Светлого Христова Воскресения до сошествия Святого Духа на апостолов.

——————————————————————


Порядок чтения по уставу
——————————————————————

Тропарь, глас 8-й

П реполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой воды, яко всем Спасе возопил еси, жаждай да грядет ко Мне и пиет, Источниче жизни, Христе Боже, слава Тебе.
(Дважды).

Слава, и ныне. (Повторяем тропарь).

КАНОН, глас 4-й

Песнь 1. Ирмос

М оря Чермнаго пучину, немокрыми стопами древле шествовав Израиль, крестообразно Моисеовыма рукама, Амаликову силу в пустыни победил есть.

Запев: С лава Тебе Боже наш, слава Тебе (поклон).

В елия яже паче ума, Твоего Владыко божественаго воплощения благодеяния сияют нам, дарове же и благодати, и божественыя светлости, благоподатно истекают.

Запев. П ришел еси Христе, светлости Божества испущая, праздника посреди явленно: праздник бо радостен спасаемым еси, и спасения нашего Ходатай.

Слава. П ремудрость и правда, Господи, и избавление, от Бога Ты бысть нам, и от земли к небесней приводя высоте, и Дух божественыи даруя.

И ныне. П лоть Твоя истления во гробе не виде Владыко, яко составися кроме семене, тления не прият последованием естества, пресуществене, не работавши.

Катавасия: С охрани от бед рабы Своя Милостиве, яко усердно к Тебе прибегаем к милостивому Избавителю и всех Владыце Господу Исусу (поклон) . Г осподи помилуй (трижды с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

В еселится о Тебе церкви Твоя Христе зовущи, Ты ми крепость Господи, прибежище и утвержение.

Запев. В од животворных, церкви источник отверзл еси, аще кто жаждет, усердно да приходит и пиет, вопия Блаже.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. О т земли убо, на небо вознестися, проявленно глаголаше, с небесе же Духа послати обетова Святаго.

И ныне. Богородичен. И же естеством животворивыи, иже от Девы родивыися Господь, всем верным дарует безсмертие, яко Благоутробен. Катавасия.

Слава, и ныне. Седален, глас 8-й. С тоя посреди светилища, преполовляющуся божествене празднику, жаждай взываше, да грядет ко Мне и пиет, пияи бо от сея божественыя Моея воды, реки из чрева источит повелении Моих. Яко иже верует в Мя, посланного от Божественаго Родителя, со Мною прославится. Сего ради вопием Ти, слава Тебе Христе Боже, яко богатно излиял еси воды Твоего человеколюбия рабом Своим.

Песнь 4. Ирмос

В оздвижена Тя видевши церкви на кресте, Солнца Праведнаго, ста в чину Своем, достойно взывающи, слава силе Твоей Господи.

Запев. Р астерзав смерти врата Своею силою, пути жизни сказал еси, и безсмертия двери отверзл еси, иже верою Тебе зовущим, слава силе Твоей Господи.

Запев. П реполовение всех и конец имея, и начало яко Безначален обдержа, стал еси посреди вопия, божественных, богомудрии, даров насладитеся.

Слава. Я ко Бог всех держа власть, яко силен державу низложив смерти, послати обеща Христе Дух Святыи, иже от Отца происходящии.

И ныне. Богородичен. Д аеши богатно благодать Тебе поющим, и иже из Тебе Рождьшагося Превечнаго Слова, Мати неискусомужная, и согрешением оставление, сим просящи Пречистая. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

Т ы Господи ми свет, в мир пришел еси, во свет святых обращая, из мрачна неведения, верою хвалящих Тя.

Запев. Б ожественых праздник преполовение достигше, совершеное божественыя добродетели постигнути, потщимся богомудрии.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Я ко воистину священно, настоящее торжество, преполовение бо великих праздник, повелевает и светится обоюду.

И ныне. Богородичен. У м ангельскии не может разумети, Твое не изреченное из Девы, и пречистое рожество, Спасе мой всесилне. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

П ожру Ти со гласом хваления Господи, церкви вопиет Ти, от бесовския крове очищьшися, милостию от ребр истекшею Ти кровию.

Запев. П реполовение пятьдесятницы наста днесь: отсюду божественая убо Пасха, святая светится, просвещающи божественейшею светлостию, от онуду же Утешителевою благодатию осиявающи.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Г лаголаше в церкви Христе предстоя, июдейским собором Свою славу открывая, и предъявляя сродство к Родителю.

И ныне. Богородичен. Б уди ми Предстательница, и Стена нерушимая. От мирских мя соблазн избавляющи, едина Богородительнице, и божественым светолитием освещающи. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 4-й. П разднику законному преполовившуся, всяческих Творец и Владыка, к предстоящим глаголаше Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия. Тем же Ти припадаем и верно вопием, щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник животу нашему.

Икос. О лядевшую ми душу согрешенми и беззаконии, кропленьми Твоих кровей напой, и покажи плодоносну добродетельми. Ты бо рече всем приходящим к Тебе, слово Божие пречистое, воду нетления почерпите, живу же и очищающую грехи, поющим славное и божественое Твое востание, подая Благии иже с высоты сошедшую воистину учеником Твоим Духа крепость, Тебе Бога ведящим, Ты бо еси источник животу нашему.

Песнь 7. Ирмос

В пещи Авраамския дети персьстей, любовию благоверия паче, нежели пламенем опаляеми взываху, благословен еси в церкви славы Твоея Господи.

Запев. К репость Спасе смертную разорь силою, стези жизни показал еси человеком, благодарно Тебе зовущим, благословен еси в церкви славы Твоея Господи.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. П лоть носяща видяще, не разумеша собори еврейстии слова Тебе Божия. Но мы Тебе воспеваем, благословен еси в церкви славы Твоея Господи.

И ныне. Богородичен. В ышняго освященно Божие селение, радуися. Тобою бо дадеся радость Богородице, вопиющим Ти, благословена Ты в женах, всенепорочная Владычице. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

Р уце распростер Даниил, Львова зияния в рове затче: огненую же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, иже благочестия любителие отроцы взывающе, благословите вся дела Господня Господа.

Запев. К расен из гроба востав, Своего Божества славою сияя, апостолом Своим Господи явил еси Духа обещание, тем посылая действо, благословите вся дела Господня Господа.

Запев. У мертвив ада яко Бог, Живоначальниче, всем источил еси живот вечныи, Его же ныне воображают светлейше, светоносных дней сих, радостно вопиющим, благословите вся дела Господня Господа.

Слава. Я ко солнце Христе правде явися, заря миру послал еси апостолы Своя, носяща Тебе света безсеменнаго, и неразумия мглу очищающа, вопиющим, благословите вся дела Господня Господа.

И ныне. Богородичен. С е ныне оскуде яве, от июдина племене Князь и Вождь: Ты бо Всенепорочная родила еси, преже обещавшаго обетования, иже Христа Бога поющим, благословите вся дела Господня Господа. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

К амень нерукосечныя горы, от несекомыя Тя Девицы, краеугольныи отсечеся Христос, и совокупив разстоящаяся естества: тем веселящеся, Тя Богородице величаем.

Запев с поклоном. Н овому и чистому житию, от Христа научившеся, сие даже до конца сохранити, полезно вси потщимся, яко да Святаго Духа пришествие приимем.

Запев. В небесное паки житие звани бывши, ходатайственою силою, излиявшагося даже до рабия образа, и нас вознесшаго, Сего достойно величаем.

Слава. Т ы мое смертное Живодавче, обложением безсмертия, и нетления благодатию оболк Спасе, воскресил еси, и Отцу привел еси, временную ми разрушив брань.

И ныне. Богородичен. Я ко корень источника, и вину нетления, Тебе Дево вси вернии уведевше, похвалами почитаем. Ты бо составное беземертие источила еси. Катавасия.

Задостойник: Ч юже есть матерем Девою быти, и странно девам дети раждати: на Тебе Богородице обое смотрение бысть, тем Тя вся племена земная, непрестанно величаем. (Поклон до земли).

Отпуст: В преполовение праздника пятидесятницы, вшедыи в церковь, и учивыи фарисеи и саддукеи, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь. Г осподи помилуй (трижды). Исходные поклоны.