Как завоевать потерянный авторитет у ребенка. Говорить по душам, не засыпая вопросами

Ребенок, несмотря на свой нежный возраст, прекрасно понимает слабости своих родителей и умеет ими манипулировать.

Ребенок, несмотря на свой нежный возраст, прекрасно понимает слабости своих родителей и умеет ими манипулировать. При отсутствии авторитета матери или отцу добиться послушания и уважения очень трудно. Поэтому главная задача - не только не потерять родительский авторитет, но и ежедневно его укреплять.

Заслужить уважение ребенка - это кропотливый и ежедневный родительский труд. В формировании авторитета все имеет значение - действия родителей, их мнение об окружающих и близких людях, поведение вне семьи, отношение к работе и так далее.

В чем выражается авторитетность родителей?

Как она проявляется? В первую очередь желанием малыша говорить вам правду - это очень важно. Дайте понять ребенку, что прожить без ошибок невозможно. Тогда он не побоится рассказывать о своих проблемах и проколах. Авторитетные родители не наказывают малыша за любую провинность. Для них главное, чтобы малыш понял всю степень своего проступка по отношению к самому себе и другим людям. Нельзя поднимать свой авторитет криком или ремнем. Проблема должна решаться тихо, в диалоге между ребенком и взрослым, через общение и доверительный разговор. Малыш должен понять, какую мысль ему доносят родители.

Выделим несколько основных принципов формирования авторитета:

  1. Следите в первую очередь за своими словами. Если вы требуете от ребенка уважения к себе, как к матери (отцу), то ни в коем случае не грубите своим родителям и уж тем более не оскорбляйте;
  2. Никогда не обманывайте малыша - со временем он перестает вам верить. Необходимо быть максимально честным в любых жизненных ситуациях;
  3. Не нужно пугать малыша папой, ведь это своеобразная «команда», что без отца можно вести себя дома, как угодно душе;
  4. Ребенок начал задавать глупые вопросы? - Не стоит давать на них глупые ответы. Чтобы прибавить ума малышу, старайтесь как можно глубже вникать в суть вопроса и пояснять на понятном для чада языке;
  5. Наказывайте только в случае 100% вины. В противном случае обида от несправедливого отношения останется у малыша надолго;
  6. Храните секреты своих детей. Если малыш рассказал что-то очень важное для себя, то не стоит это выносить на обсуждение в большой компании. Более того, если ребенок увидит, что родители над этим смеются, то это будет настоящая травма;
  7. Не «навешивайте» на ребенка свои мечты и желания. Не стоит отдавать секции, на которые мечтали ходить вы, обучать тому, чему вы сами в свое время не научились. Доверьте право выбора своему ребенку - он сам способен подыскать для себя интересное занятие.
  8. Не реагируйте на слезы. Если приняли решение не покупать игрушку, то не стоит идти на поводу у истерик. Так ребенок находит для себя новый и действенный способ манипуляции.
  9. Давайте ребенку возможность самостоятельно решать свои дела - не влезайте каждый раз в процесс. Малыш должен понимать, что вы всегда придете на помощь, но при этом справляться самостоятельно.

Формирование авторитета по возрастам

Большую работу по формированию родительского авторитета провела Мадлен Дени - известный французский психолог. В своей книге автор выделяет несколько возрастных категорий и дает рекомендации по формированию родительского авторитета для каждой из них.

Мадлен Дени уверяет, что в возрасте от года до трех лет очень важно:

  • делать упор на поощрение действий малыша, а не на запрет;
  • давать четкий сигнал ребенку, чего вы от него хотите. К примеру, скажите: «Не трогай, пожалуйста, мой телефон», вместо фразы «Что за безобразие?»;
  • пояснять все свои решения;
  • отказываться от бесконечных требований;
  • быть всегда вежливой по отношению к другим людям;
  • показывать всю серьезность родительских правил и важность их соблюдения. Отступление от них недопустимо.

В возрасте от трех до шести лет необходимо:

  • отстранять за плохое поведение. Это позволяет привлечь внимание к плохому поступку ребенка и предупредить его повторение в дальнейшем;
  • четко оговаривать запреты;
  • научить чадо управлять своими желаниями и корректировать их;
  • найти для каждого члена семьи свое место и свои задачи;
  • не злоупотреблять своей властью;
  • научиться принимать ответственные решения;
  • показывать ребенку, что родители - это его «стена», за которой всегда спокойно и хорошо;
  • распределять авторитет родителей и быть едиными во мнениях;
  • убирать из обихода слово «нет»;
  • учить ребенка правильному поведению.

Помните, что авторитет нельзя заработать за один день громкими криками и наказаниями. Это целая работа, большая и сложная. Но поверьте, если у вас получится все сделать правильно, то во взаимоотношениях с ребенком никогда не будет серьезных проблем. Удачи!

✅Хотите быть родителями, которых дети уважают и слушают? И это без криков, угроз, манипуляций. Хотите общаться с детьми на равных и влиять на них не авторитарно, а авторитетно? Вам для этого нужно, чтобы дети хотели быть похожими на вас, а для этого нужно стать счастливыми и успешными людьми!

Английская пословица гласит: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, они все равно будут похожими на вас». Я бы добавила: поведение ребёнка - это продолжение внутреннего состояния и мышления родителей.. Ваши дети - это то, какие вы внутри себя.

Воспитание детей: как стать авторитетом для ребенка

Счастье Внутреннего ребёнка зависит от способности Внутреннего взрослого быть эмоционально зрелыми, то есть в состоянии «спокойно-хорошо». Осознайте в чем себя обманываете, чего боитесь, простите себя. И примите решение с этого момента быть честными с собой, а значит настоящими!

Вы почувствуете гармонию, а ваши дети прилив сил, энергию и творческий подъем. Они осознают свои интересы и реализуют себя в этой жизни, ощущая счастье.

Многие родители не понимают как донести до детей ценность жить осмысленной жизнью.

Воспитание детей возможно только через собственный пример родителя. Чтобы ребенок брал ответственность за свои поступки и решения, ему нужно быть осознанным.

Осознанность - это отслеживание текущих переживаний, состояние фокусировки на моменте здесь и сейчас, а не в прошлом и будущем.

Хотите быть Родителями, которых дети уважают и слушают? И это без криков, угроз, манипуляций. Хотите общаться с детьми на равных и влиять на них не авторитарно, а авторитетно?

Вам для этого нужно, чтобы дети хотели быть похожими на вас, а для этого нужно стать счастливыми и успешными людьми! И тогда им не придётся перенимать лже-ценности лже-авторитетов из интернета или окружения, которые пожелают подчинить волю вашего ребёнка, чтобы играть его чувствами и эмоциями.

Родители должны научить ребёнка мыслить не шаблонами, чтобы у него было своё мнение, привить доброту, отзывчивость, смелость и честность. Эти навыки позволят ему хорошо чувствовать, понимать людей, быть собой, настоящим, а значит комфортно и гармонично чувствовать себя в социуме.

Многих родителей терзает чувство вины перед ребёнком. Они чувствуют, что мало уделяют внимание ему, не играют с ним, не могу купить то, что он хочет. Чувство вины создаёт нездоровую психологическую зависимость между ними.

Эта связь лишает ребенка самостоятельности и создаёт иллюзию маме, что она держит контроль над ситуацией.

Как это изменить? Разберём пошагово пример.

Екатерина-мама 9-летней Маши. Считает, что не уделяет внимания дочке, все время уходит на зарабатывание денег, чтобы дать ребёнку образование. Иногда посещает тренинги и старается возить ребёнка на море хотя бы раз в год. Хочет понять откуда брать энергию и любовь.

Ребёнок самостоятельный, имеет своё мнение, которое часто отличается от маминого, что доводит маму до исступления.

1 шаг. Осознание проблемы.

Родители должны понять проблему в семье в нарушении контакта с ребенком: не слушает, не воспринимает, не уважает, пререкается, замкнут, не хочет учиться.

Екатерина понимает, что дочка чувствует одиночество и пустоту. Однако она не в силах дать, то, что нужно Маше, ведь тогда ей придется бросить работу. Этот замкнутый круг вызывает стресс, раздражение и пустоту. Катя часто срывается на дочку, а потом винит себя за это и плачет в подушку по ночам.

2 шаг. Ответственность за свою жизнь на себя и осознание вторичные выгод.

Нужно высказывать претензии ребёнку и осознать внутренние бессознательные выгоды своего положения.

Родители предъявляют претензии и недовольство к детям только в том случае, когда не хотят или боятся признать, что проблема в них самих. А поведение ребёнка это всего лишь следствие их внутреннего неосознанного состояния.

Чтобы взять ответственность за свою жизнь, требуется высокий уровень сознательности и сильная воля.

Понять реальный источник проблемы - вот что в первую очередь нужно сделать Екатерине. А он, как ни парадоксально, находится в ней самой.

Катя начала отвечать на вопрос: «Что самого хорошего в том, что я несчастная?»

Каково было ее удивление, отвечая на эти вопросы, что она действительно неосознанно всю эту жизнь создала сама. Ведь так она чувствовала, что может оправдать себя в отсутствии денег, обвинить маму в своей несчастности, иметь возможность соваться на дочке.

Мы с Катей обсудили, что каждый Родитель обязан научиться видеть картину Мира целиком. Для этого нужно уметь понимать причинно-следственные связи событий.

Чтобы мыслить масштабно, нужно осознать и отпустить внутренние ограничения, обиды, претензии, сомнения и страхи. А после этого можно выбрать осознанно жизненные вектора, которые будете развивать.

3 шаг. Осознаем причины потери Энергии.

Екатерине нужно было отследить чем она недовольна в Жизни. Выработать привычку во всех событиях, которые с нею случаются, видеть причину в себе.

Нужно приучить себя осознавать какие действия, поступки и решения приводят к сливу Энергии .

Чем ниже уровень Энергии внутри, тем сильнее человек не доволен собой и жизнью. Он становится вампиром, чтобы наполняться жизненной силой. Его задача выводить окружающих на эмоции, чтобы наполняться энергией-жизненной силой.

Разговор с ребёнком должен начинаться с разговора с собой!

Чтобы научиться слышать себя, нужно уметь отличать свои истинные жизненные ценности и желания от приобретенных и навязанных.

События в жизни, отношение детей к вам, уровень денег в вашей жизни напрямую связаны с вашей энергетикой. Её уровень управляется осознанностью.

Способность отслеживать, чувствовать и понимать свои внутренние реакции нужно развивать! Чтобы почувствовать покой на Душе, вам нужно создать привычку мыслить по-новому. Осознать причины возникновения ситуаций следствием энергетического состояния. Тогда вы и перестанете винить в своих бедах других.

Когда в вашей жизни случится этот переход, произойдет «волшебство». Ребёнка будет вас воспринимать не только на уровне «покорми», но ему также важно будет услышать ваше мнение. Ребенок начнёт прислушиваться к вашему мнению и уважать его. Что и произошло между Екатериной и её дочкой.

Все знают, что когда внутри хорошо, то и события в Жизнь приходят хорошие. А когда негатив внутри, то окружающие еще больше подливают масло в огонь. Так работают законы этой Вселенной. Будьте внимательны и бережны к своей энергетике.

4 шаг. Стать честной с собой.

Екатерине получила вопрос: «Что самого хорошего, когда я для своего ребёнка не авторитет?»

И когда она честно ответила на вопрос, то осознала, что ребёнок у неё самостоятельный. У Маши есть своё мнение, она умеет давать отпор, защищая свои границы и значит, что она не пропадет в этой жизни.

Катя задумалась и сказала: «Дочь умеет слышать себя, решительная, знает что ей нужно».

Вместо того, чтобы предъявлять претензии, самой многому надо поучиться у своей дочки: например, быть честной с собой!» И тут же ее претензии и чувство вины сменились нежностью и благодарностью.

«Впервые в жизни я почувствовала себя хорошей мамой. И как никогда мне захотелось обнять моё Солнышко.»-сказала она.

Улыбка озарила ее красивое и как-то вдруг помолодевшее лицо.

5 шаг. Свобода от страхов.

Кате предстояло новое задание. Она хотела стать честной и искренней с собой. Для этого нужно было освободить своё сознание от обид, страхов и сомнений, осознав их. Этот процесс нужен, чтобы высвободить большое количество энергии для новых целей и Желаний.

Следствием увеличения энергетики станет проявление искренней и настоящей любви у Кати к ребёнку. Она перестанет предъявлять излишние требования к Маше.

Катя выписала в свой блокнот обиды страхи, претензии, боли и почувствовала необыкновенную, давно забытую легкость и Радость внутри. Она больше не хотела убегать от своих проблем и делать вид, что их нет. Ее глаза сияли. «И зачем я столько времени носила этот груз?»-только и могла промолвить она, сияя.

Проблемы тот час стали задачами, решения к которым тоже пришло очень быстро.

6 шаг. Создание своего авторского Проекта.

После того, как Катя почувствовала свободу от страхов, у меня был заготовлен новый вопрос: «А как я хочу чтобы было?»

Мама Маши начала вспоминать свои «хочу», «могу», «надо», способности, таланты и потребности. У неё пришло понимание, что вообще-то она много что умеет. Например, пользователь Компьютером на уровне «Бог», она хорошо поет, умеет работать с документами, не боится выступать перед аудиторией, умеет увлекательно рассказывать. Список пополнялся.

У неё вдруг пришла идея, что она может создать Проект, который будет помогать начинающим осваивать программы в компьютере.

«Это же так просто, как я раньше не догадалась? Я создам курс в котором подробно и доступно изложу информацию как эффективно и быстро научить людей пользоваться компьютером. А также как пользовать информацию систематизировать её!»

В свободное время она решила записывать вместе с дочкой ролики на ютьюб в которых они играли разные роли в смешных постановках-это была детская мечта Екатерины. Это увлечение создало эмоциональную близость между мамой и дочкой.

Вывод.

Часто, дети усиливают своим поведением негатив, чтобы родители посмотрели внутрь себя и поменяли свою реальность.

Мама обязана стать счастливой! Иначе ее ребёнок может начать искать признание со стороны у тех, кто сможет подчинить их себе, внушив им лже-ценности.

У Счастливой мамы дети хотят узнавать новое, дружить с хорошими ребятами. Они не ищут поддержку со стороны, избегают тех, кто может научить их плохим поступкам.

Дом и Семья должны стать местом Силы для ребёнка. Он нуждается в том, чтобы чувствовать атмосферу безопасности, поддержки и Радости, потому как это наполняет его силой.

Р.s. Всё это время наши Внутренние дети терпеливо ждали, когда же Внутренние взрослые смогут почувствовать ту самую забытую детскую Радость. Ведь именно это состояние помогает сбываться мечтам без усилий. Для этого и нужно научиться чувствовать, знать и слышать себя настоящего.

Быть осознанными Родителями-это Счастье!

Выбираете ли вы повысить уровень осознанности и почувствовать легкость и Радость внутри? Тогда в Путь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

И авторитарностью? В обоих случаях речь идет о власти. Но если в случае с авторитетным воспитанием, право родителей на власть ребенок принимает сам, то авторитарность — это когда родители силой принуждают его слушаться. Как установить авторитетный стиль воспитания и поддерживать его даже в сложных семейных ситуациях, когда хочется силой заставить ребенка выполнить требование?

Вечером дети очень долго убирают игрушки. Приходится все время подбадривать. И, чем больше это длится, тем больше подбадривания превращаются в команды. Только так удается закончить уборку и дойти до ванны.

Эта проблема мне лично тоже очень хорошо знакома. У самой такие дети. Забывают убирать свои вещи и не спешат вечером в ванную перед сном. Я предлагаю убирать в комнате вместе с детьми. Это будет намного быстрее для вас и, главное, менее эмоционально и энергозатратно. Совместное дело укрепит ваш эмоциональный контакт с детьми, и они будут более покладистыми из-за ощущения напитанности контактом.

Как сказать «садись за уроки» в авторитетном стиле?

Когда изо дня в день у вас бывают такие моменты, когда вы взаимодействуете вместе, живете в унисон, это создает ту атмосферу в доме, при которой любая фраза, даже такая неприятная, как «садись за уроки», будет восприниматься как авторитетное мнение.

Прежде чем высказать какую-то просьбу или распоряжение, мысленно оцените, насколько сегодня ребенок напитан общением. Если есть сомнения, что как-то замотались за день, не уделили достаточно внимания ребенку, приостановитесь. Не давите на него.

Присядьте вместе, обнимитесь, расскажите друг другу о том, как прошел день. И тогда вам намного проще будет сказать: «Ну, что мой родной, за уроки? Пошли, покажешь, что там у вас задано». Иногда детям не хватает этой поддержки в переходе к выполнению заданий. А дальше — уже проще.

Любой живой человек, особенно в моменты эмоциональной нестабильности, может дойти и до наказаний. Но это должно быть редко случаи. И я работаю над тем, чтобы больше к этому не скатываться.

Наказание бесполезно с точки зрения воспитания. И этому есть объяснение. Когда в нас просыпается порыв наказать ребенка, это всего лишь свидетельствует о том, что мы не справились со своими эмоциями, которые возникли в ответ на поведение ребенка.

Например, малыш не хочет что-то делать, что нам надо. Сначала мы достаточно спокойны, даже если он по-прежнему отказывается. Но потом наше раздражение нарастает, и мы можем взорваться, изрыгнув наказание. При этом утопаем в иллюзии, что это научит его поступать по-другому в следующий раз.

Но действительность иная. Ребенок нас не слушает, потому что нарушен контакт. А мы вместо того, чтобы сбавить обороты и наладить связь с ребенком, прибегаем к наказанию, и этот разрыв только увеличивается.

Сколько времени может занять восстановление отношений, если в семье в данный момент сложился авторитарный стиль, а хочется перейти к авторитетному?

Это зависит от многих обстоятельств. И от возраста — чем младше ребенок, тем скорее восстанавливаются отношения. В некоторых случаях за день-два уже можно заметить отклик ребенка на предложенный родителем контакт.

И от нейрочувствительности высокочувствительные дети очень ранимы и защищаются сильнее, тяжелее идут к углублению отношений.

С приемными детьми очень сложно. Могут годы проходить. Но игра стоит свеч.

Как быть в ситуациях, когда надо действовать быстро, независимо от настроения ребенка? Особенно в ситуациях, опасных для жизни и здоровья?

Кратко расскажу о своем опыте жизни с малышами, которые везде лезут. Мой младшенькой сейчас три года, и все еще достаточно свежо в памяти. Наши отношения, наша связь были очень хорошо налажены. И удивительное дело, прежде чем что-то новое трогать, куда-то лезть, она всегда оборачивалась на меня и своим гулением привлекала внимание, как бы вопрошая: «Это можно делать?» и чаще всего я ей говорила: «Давай!».

Попутно я познакомила ее с словом «опасно» и использовала его вместо «нет» или «нельзя», и она мне доверяла и слушала с первого раза. А впервые «опасно» она ощутила на своем опыте — ухватилась за чашку с чаем. Это и стало тем объяснением, которое был способен усвоить ее мозг. С тех пор ей было достаточно сказать «опасно», чтобы она могла соотнести со своим предыдущим опытом и сделать выводы сама.

Что делать, если ребенок не желает что-либо делать даже в периоды, когда кажется, что есть контакт? Изо дня в день ребенок не желает мыть руки, чистить зубы и тд.

Если ребенок постоянно, изо дня в день, отказывается слушать маму, то есть над чем призадуматься. Попробуйте переформулировать ваши утверждения: «Я хочу, чтобы ребенок хотел чистить зубы!», «Я хочу, чтобы он желал помыть руки после улицы!», «Я хочу, чтобы он хотел собираться в сад!». По-моему, это недалеко от истины. Он этого сам никогда не захочет. Этого хотите вы. Нет у него таких приоритетов. Как вы справедливо отмечаете, у него свои планы.

Но он может все это сделать из привязанности к маме, даже если не видит в самом действии никакой ценности для себя. Уж конечный результат его точно не заинтересует: чистые руки, почищенные зубы, полная экипировка для выхода в сад.

Малышам-дошкольникам может быть интересен только процесс. И приходится учитывать эту стадию развития мозга и подстраиваться под детей, а не тянуть их под свои стандарты. Результат нужен вам, не ребенку. И каким ненасильственным способом вы его получите — не имеет значения.

Пусть ребенок даже не догадывается о том, что моет свои руки. Предложите ему помыть руки вам. Например, подставьте под струю одну руку и скажите, что вторую не хотите мыть: «Ты за нее держался. Я хочу сохранить подольше это ощущение». И два зайца будут пойманы: и руки чистые и привязанность укреплена веселым совместным занятием.

Почему ребенок обманывает, и как бороться с этим с помощью авторитета?

Как только ребенок уяснит, что наказание — это то, что следует за проступком, он либо начнет лучше прятаться и маскироваться, чтобы избежать наказания, либо станет вести себя правильно, но не по внутреннему убеждению, а чтобы мама не злилась.

Наказания только углубляют пропасть. Попробуйте воздержаться хоть какое-то время от замечаний и наказаний. Поверьте, ваш мальчик не со зла и не по холодному расчету делает все это. Он действительно страдает от нехватки родительского тепла, боится вам открыться и в такой форме выражает свои переживания.

Он не может сказать «Мама, я не чувствую твоей любви». Она до него просто не может пробиться. Вот увидите, стоит только посмотреть на ребенка, как нуждающегося в тепле и ласке, которую он ждет-ждет и никак не получает, и у вас тут же все получится. Не в одночасье, нет, но попробуйте. Наказания вы уже применяли, они не работают. Попробуйте любовь.

Каждое утро мы с сыном подолгу «идем чистить зубы». Есть правила, есть многократные объяснения, почему это важно, и почти каждый день «не пойду», «не сейчас» и т.д. Как быть в этих случаях?

Маленькие дети не понимают смысла отдаленных результатов и последствий. Они живут одним моментом, здесь и сейчас. Любые объяснения чаще всего просто трата времени и неприятные моменты морализаторства.

Что действительно их может подвигнуть на действие — это интерес к процессу. Либо понаблюдать, как интересно кто-то чистит зубы и самому захотеть так же. А можно придумать игру-сказку с элементом чистки зубов, но не на тему здоровья и наследственности.

А можно придумать веселую историю. Например, щеточка переживает, что не успела на ужин с нами. «Ай-яй-яй, бедненькая. Может, у тебя на зубках что-нибудь прилипло. Пусть поищет себе крошечку».

Когда ребенок напитывается искренним вниманием родителей, у него появляется тяга внести свой ответный вклад в привязанность. Он как будто хочет сказать: «Смотри, как я к тебе привязан!» Берет и сам начинает помогать или делать то, что родители от него хотят. Как в той милой детской книжечке «Знаешь, как я тебя люблю?».

Прямая обязанность родителей. Но чтобы семейное воспитание было эффективным, необходимо стать для ребёнка авторитетом.

Сегодня мы расскажем:

  • что такое родительский авторитет;
  • какие ошибки совершают родители в стремлении добиться уважения и послушания;
  • как заслужить у детей настоящий, истинный авторитет.

Читайте, обогащайте свой арсенал плодотворных инструментов воспитания, становитесь ближе с собственными малышами. «Эврика» с вами. «Эврика» поможет!

Роль родительского авторитета в семейном воспитании

Само слово «авторитет» произошло от латинского auctoritas и означает власть, влияние. Используется также для обозначения человека, заслужившего в социуме признание и уважение (тот, у кого есть определённое влияние и власть).

  • высокий уровень доверия к родителям;
  • чёткое понимание необходимости выполнять разумные требования;
  • способность нести ответственность за собственные решения;
  • уверенность в «крепком тыле», где можно рассчитывать на помощь и поддержку;
  • наличие положительного примера, ориентир, как нужно вести себя в семье и обществе, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Конечно, дети есть дети и сложных периодов взросления не избежать. Но если с раннего детства ребёнок твёрдо уверен, что в семье его примут, поймут и поддержат, если уже с дошкольного возраста он привык доверять суждениям и советам родителей, то и в смутные времена кризисов, несмотря на возможные разногласия, вы останетесь для взрослеющего чада авторитетом.

Ложный авторитет

Иногда мамы и папы превратно толкуют саму суть родительского авторитета. И в этом случае они пытаются строить внутрисемейные отношения на ложных установках.

Подавление

Стремление к беспрекословному повиновению - серьёзная ошибка излишне авторитарных воспитателей. В такой семье ребёнку отводится роль пассивного слушателя. За любое отступление от строгих правил неизбежно суровое наказание. Приучая детей жить в страхе и понимать только силу, родители взращивают несчастных, неуверенных в себе и жестоких людей. «Боишься - значит, уважаешь», - не может быть формулой правильного воспитания.

Назидания

Дети не способны долго и внимательно слушать даже любимые интересные сказки. Но, как ни странно, многие взрослые уверены, что их продолжительные, сложные для понимания и витиеватые разглагольствования имеют какую-либо педагогическую ценность. Дети живут эмоциями и активно впитывают то, что их окружает. А вот рассуждать, руководствоваться умозаключениями - удел более умудрённых жизненным опытом людей. Возможно, страсть к назидательным беседам не навредит, но завоевать родительский авторитет не поможет.

Самолюбование

Родители должны быть для ребёнка примером, о чём написано немало книг. Но иногда этот бесспорный по своей сути постулат трактуется неверно. И тогда детям настоятельно предъявляются мнимые заслуги родителей. Попытка заслужить уважение ребёнка самолюбованием, самовосхвалением обычно оборачивается тем, что малыш вырастает чванливым и высокомерным. Причём чаще всего и чванство, и высокомерие направляется в итоге против самих же воспитателей.

Педантизм

Для родителей-педантов главное, чтобы всё в семье выполнялось по правилам, строго по расписанию, в точном соответствии с установленным порядком. В этом случае успехи детей, их желания и мечты оказываются вне фокуса внимания взрослых, которые более увлечены созданием своего идеального образа, нежели вдумчивым взращиванием в наследнике навыков критического мышления, чувства справедливости, стремления к добру.

Доброта

Когда доброта используется намеренно, когда она превращается в инструмент для повышения собственной репутации в детских глазах, толку от неё не будет. А вот вырастить эгоиста таким способом проще простого. Если родители чрезмерно добры и стараются всеми доступными способами угождать ребёнку, тот очень быстро учится использовать это себе во благо. И не нужно путать истинную родительскую любовь с приторной добротой и зависимостью от благосклонного настроения капризного малыша.

Подкуп

За старания, успехи и достижения ребёнка можно и даже нужно хвалить и поощрять. А вот использовать лесть, обещания и подарки, чтобы добиться от детей послушания, нельзя категорически. Иначе вы имеете все шансы вырастить не благодарного наследника и благородного человека, а циничного дельца, который для вас и тем более для посторонних людей даже пальцем о палец не ударит без платы.

Не ждите, что дети будут уважать и ценить вас только потому, что вы дали им жизнь, кормите их, одеваете и учите. Уважение надо заслужить. И делать это нужно методами честными, а не популистскими или силовыми, которые мы уже успели рассмотреть в предыдущей главе.

Поведение в быту
Положение в обществе

Детям полезно узнать как можно раньше, что родители - активные члены общества, что окружающие относятся к ним с уважением, прислушиваются к их мнению и ценят их внимание. Заинтересуйте ребёнка тем, чем занимаетесь, покажите ему значимость своей работы, расскажите о компании, в которой вы трудитесь. При этом не забывайте, что рассказ ваш не должен скатываться в самолюбование. Если вам есть чем гордиться, расскажите об этом просто и откровенно.

Родительская согласованность

Ничто так не подрывает авторитет отца в глазах ребёнка, как пренебрежительное к нему отношение со стороны матери. Аналогичное утверждение справедливо и в обратном порядке. Папа и мама должны в вопросах воспитания быть едины, их решения о поощрениях и вынужденных наказаниях должны быть согласованными и понятными ребёнку.

Осведомлённость

Если вы хотите, чтобы ребёнок доверял вам и делился с вами своими приключениями и переживаниями, проявляйте к его жизни искренний интерес. Вы должны знать, что ему интересно, с кем он дружит, о чём мечтает. Чуткость и внимательность родителей должны поддерживать, но не быть навязчивыми. С раннего детства создайте в семье такие условия, чтобы всем её членам было комфортно делиться друг с другом сокровенным.

Помощь

Будьте готовы в любой момент помочь ребёнку, но никогда его этой помощью не упрекайте и не требуйте ответной услуги взамен. Авторитет помощи - мощный инструмент в семейном воспитании. Используйте его эффективно и аккуратно.

Ответственность

Чтобы ребёнок выполнял ваши требования, чтобы ваши слова были для него авторитетом, несите ответственность за всё, что вы делаете, говорите и требуете. Важно показать, чем вы руководствуетесь, давая наставления или что-либо запрещая. Дети должны чётко понимать, что цель родителей - помочь им вырасти счастливыми и успешными, найти в жизни достойное место и стать хорошим, уважаемым человеком.

Подведём итоги:

  • Родительский авторитет - основа семейного воспитания.
  • Авторитет нельзя требовать, его можно только заслужить.
  • Ложный авторитет, основанный на страхе или шантаже, не принесёт плодов.
  • Истинный авторитет зарабатывается постепенно, но уверенно.
  • Будьте примером для подражания:
    • будьте честны с детьми;
    • уважайте личность ребёнка;
    • умейте признавать свои ошибки;
    • проявляйте интерес к внутреннему миру малыша, его страхам, надеждам и переживаниям.

Счастливого вам родительства!