Как наладить отношения с мачехой? Мачеха и падчерица: как наладить отношения Отношения мачехи и неродных детей.

Жили-были муж и жена. Они жили очень счастливо. Родилась у них дочь. Дочь была еще маленькая, когда умерла ее мать. Отец думал о своем ребенке и не знал, как ему быть. Через некоторое время он договорился с одной женщиной и женился на ней. А еще через некоторое время у них родилась дочь. Женщина стала кормить-растить двух дочек. Они подросли, и девушка-сиротка оказалась необыкновенной красавицей, а мачехина дочь - уродкой, роста же были они одного. Тот, кто посещал их, не обращал никакого внимания на младшую девушку, а любовался старшей, поражался ее красоте, ее доброму нраву.
Когда мачеха поняла это, она задумала изгнать сиротку из дому, боясь, что ее собственная дочь останется в перестарках. Стала она думать над тем, как избавиться от падчерицы, а настроения мужа своего она еще не знала. Мысли эти ее не покидали, и она решила:
- Ну, скажу своему мужу, и если он согласится погубить свою дочь, то буду жить с ним, а если не согласится - не буду.
Так она и заявила своему мужу:
- Или удали свою дочь из дому, или я не стану жить с тобой!
- Чем она тебе мешает? - сказал муж. - Она - сирота. Чем она тебе досаждает?
- Не люблю ее, - заявила та. - Кто ни приходит к нам, все любуются ею и подарки ей приносят, а на дочь мою никто и внимания не обращает. Удали ее, иначе я не хочу жить с тобой!
Так она донимала его, и у мужа не осталось иного выхода.
- Собери свои вещи в какой-нибудь чемоданчик, - сказал он дочери-сиротке, - принарядись, завтра мы поедем на повозке кое-куда.
Подавленный печалью, он приготовил повозку и сел в нее вместе с дочерью. Они объезжали села, города. Он показал дочери все возможное. Затем они попали в необитаемую сторону, заметили вдали большое дерево, и отец сказал дочери:
- Отдохнем немножко под этим деревом, чтобы прошла наша усталость.
Он завел лошадей под дерево. Они сошли с повозки и в тени дерева легли спать. Убедившись, что дочь заснула, отец снял с повозки ее чемоданчик и положил его около нее. Когда он тронулся в путь, лошади подняли шум. Девушка тотчас проснулась и в испуге закричала. Она бросилась к повозке и ухватилась за нее. Чемоданчик остался на месте под деревом. Отец погнал лошадей быстро, и дочь упала на землю. Некоторое время она с плачем смотрела вслед, а затем успокоилась и впала в раздумье. Она поняла, что отец вывез ее из дому, чтобы погубить, собралась с силами и сказала:
- Пойду туда, где остался мой чемоданчик, а там видно будет.
Вернулась она под дерево, нашла свой чемоданчик, но не смогла придумать, в какую сторону ей податься; плачет она и думает:
- Если на ночь я останусь здесь одна, что я буду делать?
Заметила она в отдалении чабана, который у опушки леса пас отару овец, и решила:
- Пойду к нему, и если он окажется человеком, то он направит меня по какому-либо пути.
И она направилась к чабану. Чабан заметил ее еще издали и удивился:
- Кто это может быть? Что это за диво?
Девушка дошла до него и обратилась к нему с приветствием:
- Да умножится скотина твоя, добрый чабан!
Удивленный чабан спрашивает ее:
- Кто ты такая? Ты - женщина, куда ты идешь?
- Я и сама не знаю, куда иду, - ответила она, - но издали я заметила тебя и подошла к тебе. У меня нет лучшего выхода, прошу тебя поменяться со мной одеждой. Все, что на мне, я отдам тебе, за исключением рубашки и исподней. Я покажу тебе дорогие вещи, которые находятся в моем чемоданчике, а ты дай мне свою одежду чабана.
- Меняюсь с тобой, - согласился чабан.
Девушка сказала ему:
- Зайди за какой-нибудь куст и разденься там так, чтобы тебя не было видно, а затем отойди к другому кусту. Я оденусь в твою одежду, а свою оставлю под кустом. Ты подойдешь и оденешься в мою одежду, и таким образом мы не увидим друг друга раздетыми.
Пастух подошел к кусту, разделся и отошел к другому кусту, прилег там, чтобы его не видно было. Девушка схватила одежду чабана, оделась в нее и оказалась вылитым подростком. А чабан оделся в ее одежду.
- А теперь я отправляюсь в путь, - сказала ему девушка. - Окажи мне еще такую услугу: укажи богатого человека, который сможет меня нанять.
Чабан направил ее не в ту сторону, где он жил сам, а в противоположную.
- Иди в ту сторону, - сказал он, - и ты дойдешь до чабанов богатого человека. Этот богач наймет тебя в чабаны.
Девушка поблагодарила его и направила свой путь в ту сторону, куда ей указал чабан. Шел он, шел и дошел до чабанов богача. Один из них спрашивает его:
- Кто ты такой, что ты собой представляешь?
- Нанимаюсь в батраки, - ответил он, - и если вам нужен чабан, то дайте мне возможность увидеть вашего хозяина, чтобы я смог поговорить с ним.
Чабан ушел к богачу, своему хозяину, и сказал ему:
- Явился к нам подросток, который ищет работу чабана. Как нам с ним поступить?
- Скорее приведите его ко мне, - ответил богач.
Привели подростка к богачу. Богач посмотрел на него, увидел, что он молодой, и спрашивает его:
- Кто ты такой, что тебе надо?
- Я ищу работу чабана. Если тебе нужен чабан, то прими меня! Будешь мной доволен, работу чабана я знаю.
Богач нанял его, сказал, что он должен делать, и подросток стал работать чабаном. Хозяин присматривался к его работе и убедился, что он хороший чабан.
Через некоторое время хозяин сказал своему новому чабану:
- Я с тобой уже не расстанусь; я полюбил тебя, как своего сына, и даю слово, что буду платить тебе в год сто голов овец.
Подросток согласился с этим и стал жить с чабанами. Другие чабаны полюбили его. Как младший он обслуживал их, когда они бывали на своем кутане*, он им пек лепешки, приносил воды.
Так он проработал десять лет, и никто не знал, что это девушка. Она сумела показать себя настоящим юношей.
Через десять лет чабан сказал своему хозяину:
- Вот теперь я ухожу от тебя. Я очень доволен тобой. Выдели мне скотину, я хочу иметь свой кутан.
Хозяин сказал ему:
- Молодец, живи долго! Хорошо, что тебе это пришло на ум и что ты такой деятельный; я отделю тебе больше того, что тебе следует по уговору.
Это было вечером, а утром богач приказал старшему чабану:
- Чабан тот больше у нас не будет работать, и ему необходимо заплатить. За десять лет ему следует тысяча овец, и их необходимо ему выделить.
Чабаны принялись за дело и выделили ему его тысячу овец.
- Благодарю тебя, - сказал подросток хозяину, - ты удовлетворил меня полностью. Но прошу тебя еще об одном одолжении: я не знаю, где лучше всего завести кутан, укажи мне еще и такое место.
- Видишь ты вот эту дорогу? - сказал ему хозяин. - Иди по ее обочине и попадешь туда, где сходятся семь дорог. Там ты и обоснуйся, там тебе будет очень хорошо, там очень хорошая земля.
Подросток направился со своей отарой овец по этой дороге и дошел до того места, где сходятся семь дорог. На ночь он остановился там с отарой на отдых. Наступило утро. Овцы паслись, а сам он стал продумывать планы. Тем временем на дороге показались проезжие. Они остановились, и подросток завел с ними разговор:
- Я здесь собираюсь строить кутаны, и мне нужны рабочие.
Он договорился с некоторыми из них. Они быстро принялись за работу, и он отгородил плетнем площадь, в которой могло поместиться до тысячи овец. Устроили хлевы, куда можно было бы загонять овец на ночь. А для себя он построил шалаш на десять человек. Расплатился с рабочими, которых нанимал, и сказал им:
- Мне нужны чабаны. Пришлите ко мне таких, которые согласны работать в качестве батраков.
Он нашел таких, договорился с ними, и те принялись чабанить. Сам он уже не ходил в чабанах. У него было все, что нужно. С каждым годом богатство его умножалось, и он построил большие дома. Все, кто видели его кутаны и отары, удивлялись:
- Это - богатый, мощный чабан, раз он смог так обстроиться!
Одного из своих чабанов он сделал старшим, чтобы ему самому стало полегче. Так он жил, кто знает, сколько времени, сколько лет.
Однажды отцу его вздумалось постранствовать вместе со своей семьей, повидать, показать ей кое-что. Сели они на тачанку и вместе стали разъезжать по разным областям и странам. И вот однажды бог привел его в то место, где сходятся семь дорог. Когда в голой пустыне отец увидел такие постройки, он решил остановиться и провести там некоторое время.
Остановил он тачанку свою у дома и дал знать о себе. На зов вышли к нему чабаны и спрашивают:
- Что тебе надобно?
- Мы странствуем по дальним дорогам, - сказал он. - Свечерело, и мы просим приюта.
- Мы зайдем к своему хозяину, спросим его и сообщим его ответ тебе, - сказали чабаны.
Один из батраков зашел к хозяину и сказал ему:
- Какие-то гости просят приюта.
- Какие гости?
- Муж и жена, дочь их и возница, всего четверо.
Услышав это, тот разволновался и сказал:
- Заведите их!
Он приказал поместить их в одну комнату, а сам тайком подсмотрел и узнал, что это его родные. Зашел к ним в комнату, поприветствовал их и говорит:
- Хозяин не так бывает готов, как гость. Ужин еще не готов (а сам уже приказал зарезать косарта). Вы странствующие, бывалые люди, и хорошо, если бы вы рассказали какие-либо истории. Я здесь вожусь со скотиной и ничего другого не вижу, ничто до меня не доходит.
- Я не знаю никаких историй, чтобы рассказать их, - сказал отец.
- И я ничего не знаю, - сказала жена.
- Тогда я сам расскажу одну историю, которую слышал, - сказал подросток.
- Просим тебя, расскажи ее нам.
И подросток приступил к рассказу:
- Жили-были муж и жена, жили очень хорошо. Родилась у них дочь. Она была еще младенцем, когда умерла ее мать...
Так он рассказал от начала до конца всю свою историю. Отец сразу же догадался обо всем, но не прерывал его, пока тот не кончил свой рассказ. А он, кончив, сорвал с головы своей папаху, волосы его рассыпались, и таким образом он открылся им, заключив свой рассказ словами:
- Вот это - я сама, ты - мой отец, а ты - моя мать, а это - моя сестра.
Отец был поражен, не смог и слова вымолвить. Затем они бросились к ней, стали ее обнимать. Пока они пришли в себя, подоспел и ужин. Поужинали, а затем, посоветовавшись, решили вернуться пока домой, а потом опять приехать сюда.
Девушка, скрыв все от старшего чабана, приказала ему:
- Я пока поеду вот с ними, а ты управляйся без меня до моего возвращения.
Сколько времени они прожили у себя дома, бог знает. Затем вернулись обратно и стали жить вместе. И до сегодняшнего дня они живут.
Как мы их не видели, так пусть не посетят нас никакие болезни, никакие напасти!

По книге "Осетинские народные сказки", запись текстов, перевод, предисловие и примечания Г.А. Дзагурова (Губади Дзагурти).
- Москва, Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1973.

До шестого класса у меня всё было хорошо. Мы с мамой и папой жили в трёшке в одном некрупном городе. С нами жил котик Косик.

Я училась "на отлично", радовала родителей победами в разных конкурсах. Они работали, приносили в дом сладенькое. Мы любили друг друга. И нашего кота. Конечно, иногда мы ссорились, но быстро мирились.

А потом...

Двадцать седьмого августа они поехали в деревню. На пять дней. Я должна была собраться в школу сама. Я умела вести хозяйство, поэтому спокойно осталась на пару с котом. Я бы никогда не отпустила бы их, если бы знала...

Они не вернулись из этой поездки. Водитель фуры не справился с управлением. Наша легковушка и мама с папой превратились в единый ком крови и металла. Даже хоронить уже было некого.

Прошёл месяц. Я не попала в детдом. Меня забрала к себе любимая учительница музыки.

Оформила опекунство.

Прошло около года. Я очень сильно заболела. Дальше в реальном времени.

Мне очень плохо. Хронический бронхит дает о себе знать. Получая в полной мере удовольствия от астматического синдрома, я не сплю. На завтра у моей новой "мамы" запланирована встреча с подругами. Платье наглажено, торт готов, мясо в маринаде. Марина Евгеньевна крепко спит.

Теперь я сплю. Просыпаюсь вечером. Марина Евгеньевна не будила меня в школу. Что ж, спасибо. Гости уже здесь. Нет сил наряжаться. Иду в ванную. Хоть умыться.

Они сидят на кухне. Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы, и Ирина Олеговна, учитель биологии. Заметили. Умылась. Вышла. Поздоровалась. Всё как в тумане. Ирина Олеговна заметила хворобу.

Я не стану пересказывать наш диалог. Скажу только, что она точно поставила диагноз и назначила лечение, а потом позвонила дочери-терапевту и проверила свои предположения. Лечить они начать решили сразу после ужина.

Это будет просто. Выпила таблетки и всё, только зачем после ужина, могли и сразу выдать.

Ирина Олеговна взяла со столика какую-то ампулу и наполнила её содержимым шприц. Я, видевшая все её манипуляции тихонько завыла.

– Ну что ты?! Это совсем не больно, – сказала женщина с детской нежностью. Она, не долго думая, стянула с меня белые пижамные штанишки.

– Не надо, пожалуйста, не надо. Мне страшно, я боюсь. Не трогайте меня, пожалуйста. Не трогайте, а то... Я вам устрою. Не трогайте, это больно. Нет, не надо. Не надо, пожалуйста. Я не хочу, – мой голос становился всё громче и громче, пока не сорвался на крик. Она резко взмахнула рукой и ударила меня по месту будущей инъекции.

– За что вы меня так, мне ведь бооольно...

Марина Евгеньевна и Людмила Алексеевна тем временем постарались уложить меня на диван. Надо сказать, что я с раннего детства до ужаса и обмороков боюсь уколов и прививок. Конечно, и в этот раз страх уже сжимал горло и я начала плакать навзрыд, не подпуская к себе учителей. Они начали меня уговаривать:

– Ну что ты?! Это почти не больно, чуть-чуть только потерпеть и всё.

– Я аккуратно уколю.

– У неё рука лёгкая, на себе проверено, – выпалила Людмила Алексеевна и густо покраснела. Ирина Олеговна засмеялась:

– Молчи, трусиха, и так Александра ведёт себя интересно, ей только твоего положительного примера не хватало.

Людмила Алексеевна молчала и всё гуще заливалась краской. Марина Евгеньевна прикрыла её от меня своей спиной и что-то тихо нашёптывала.

– Мне это надоело! -вскипела Марина Евгеньевна и повалила меня на диван.

– Не позволю, – крикнула Людмила Алексеевна и выбила шприц из рук биологички. Последняя стояла и искренне не понимала происходящего.

– Ненормальные, истерички, трусихи, – ворчала Ирина Олеговна. Она заставила Марину Евгеньевну положить меня к себе на колени, а Людмилу Алексеевну – держать ноги. Последняя под укоряющим взглядом Ирины Олеговны приспустила труселя.

И вновь началось. Она взяла какую-то ампулу со столика с желтоватой жидкостью и наполнила ею шприц. На этот раз я разглядела, что это был за шприц. Страшный такой, с ужасной острой иглой. Жидкость заполнила его почти весь. Страх мурашками пробежался по всему телу. Сердце бешено забилось, а дыхание стало чаще. Она стащила мои белые высокие трусы до колен и протёрла место будущей инъекции. Страх, сковавший тело, заставил меня спрятать голову в подушку. Ватка с медицинским спиртом (о, этот запах я узнаю из тысячи) скользнула по коже. Через секунду в попу впилась игла. Я заплакала.

Я терпела как могла, но две предательские слезинки скатились по моему лицу и впитались в подушку. Женщина медленно ввела раствор, извлекла иглу.

– Ну всё! – сказала Ирина Олеговна и вернула трусы на место. Боль начала потихоньку тупеть и отступать. Пижамка тоже вернулась.

Людмила погладила меня по спине и похвалила за "храбрость". Это её ласка вынудила меня вновь заплакать. Спустя несколько минут я уснула.

Они остались ночевать, и следующее утро началось с уколов. Целых два. Анальгин и антибиотик. Больно очень.

Днём Марина Евгеньевна вернулась домой одна. Колоть следовало ей. Я устроила истерику и бегала от неё по дому. Она не выдержала и позвонила Ирине Олеговне.

Через час в квартиру влетела фурия.

– В чём дело?! – вскричала она с порога.

– Ну, Ира, ну не поддаётся она мне!

– Развели тут! Безобразие! – она ещё много нелестного произнесла в наш адрес, пока раздевалась и мыла руки.

Марина Евгеньевна стояла и молчала, а я тем более старалась не привлекать к себе внимания.

Однако Ирина Олеговна не обошла нас вниманием, ни которую.

– Что будем делать? – не выдержала Марина Евгеньевна.

– Наказывать...

– Ира, не надо.

– Надо, Марина, надо!

– Не стоит, она и так натерпелась, пожалей девчонку.

– Я её и так накажу, – махнула рукой Ирина Олеговна: – ей и уколов хватит за глаза, а вот тебя мы сегодня будем воспитывать, – и улыбнулась.

– Ира, ты ведь шутишь, правда? Ты ведь не будешь меня наказывать? Мне одного раза хватило, Ириша, я всё осознала тогда ещё.

– Ну, если осознала, тогда коли сама!

– А вот так!

– Ну, нет, Саша же плачет и сопротивляется. Мне же жалко её.

– Если жалко, я сама сделаю этот несчастный укол, но накажу тебя.

– Ну, Ииирааа!

– Да сорок лет, как Ира! Решай и побыстрее!

– Ну, хорошо, наказывай, только Сашу не обижай.

– Обеим достанется, трусихи! Ложись, Александра, и оголяй своё мягкое местечко, лечить буду, пока совсем не озверела.

– Ииирииинааа Олеееговна, может не надо, может таблеточками лучше.

– Надо, Александра, надо. Погляди, как Марина Евгеньевна ради тебя старается, даже свою попу уже в уголочек спрятала, боится, знает, чем дело кончится. Ложись скорее, некогда мне тут размусоливать и сказки тебе рассказывать.

– Пожалуйста, не надо!

– Быстро!

И снова началось. И ватка, и иголка, и желтоватая жидкость – страшно. Хлопок, повышенная чувствительность, боль, слёзы.

– Не плачь, моя хорошая, не плачь. Всё-всё, я уже почти закончила. Чуть-чуть осталось, потерпи.

Она закончила, посадила меня и обняла крепко-крепко.

– Хватит, хватит, не нужно так убиваться, это всего лишь один укольчик, Солнышко, я же аккуратно делаю, почти и не больно. Ну, что ты, Сашенька, не плачь. Золотая ты моя, трусишка маленькая.

Ирина Олеговна ещё немного поуспокаивала меня и обратилась к Марина Евгеньевне:

– Так, что же, Марина, ждёшь наказания то?

– Угу, – расстроилась она.

– Боишься?

– Как наказывать буду знаешь?

– Ну и как?

– Как в прошлый раз.

– А витаминками. Время осенней поддержки иммунитета. Меняйтесь с Александрой местами.

– Ира, ты серьёзно? Может ну их, витамины эти. У меня и так иммунитет хороший, – повеселела Марина Евгеньевна.

– Нет, девушка, надо. Неделька страданий и всё, иммунитета на всю зиму хватит.

– Ира, лучше выпори на раз, не надо меня неделю мучить! Прошу, – запричитала несчастная.

– Нет, Маринушка, давай, ложись на животик, поднимай юбочку, спускай трусики. Всё, надоели твои вздохи, бегом.

Марина Евгеньевна выгнала меня с дивана и улеглась.

– Ну, чего, чего ты так сжалась? Каждую весну и осень и я, и ты, и Люда делаем это, никто ещё не умер. Расслабься, а то больно будет. Марина, ты же взрослая женщина, хватит трястись.

Я постаралась как можно скорее выйти, чтобы не видеть эту душераздирающую сцену.

Я сидела на кухне, когда туда впорхнула сияющая Ирина Олеговна, а Марина Евгеньевна скрылась в ванной.

– Так, Александра, мы сейчас с тобой чай пить будем, говорят, успокаивает.

Она поставила на стол две чашки.

– А Марина Евгеньевна чай не будет разве?

– А ей сейчас не до чаепитий, ещё минут десять себя жалеть будет, а потом выйдет заплаканная, и мы её жалеть начнём, а пока чайку выпьем.

Она осталась на ночь.

И так ещё пять дней. Утром, днём и вечером Ирина Олеговна, каждый раз уламывая меня, колола антибиотики, а иногда и жаропонижающее. По вечерам ещё она мучила Марину Евгеньевну, которая уже на следующий день забыла выгнать меня из комнаты и отчаянно ревела.

Ещё два дня Марина Евгеньевна страдала в одиночку.

А потом Ирина Олеговна решила укреплять и мой иммунитет. Я побегала пару дней, скрывалась в подъезде, уходила в гости, оставалась на ночевку. А в среду Ирина Олеговна во время биологии попросила меня остаться после урока. Так как биология была последней, то и спешить мне было некуда. Ну кто же знал, что она такое придумает!

– Так, моя любимая ученица, расскажи-ка мне, пожалуйста, что ты знаешь о водорастворимых витаминах.

Я завалив проверочную по витаминам, стала рассказывать, не замечая подвоха.

– Молодец, а теперь скажи мне, важен ли витамин С для организма.

– Разумеется.

– Так от чего же ты бегаешь, от счастья то своего?!

– Я и не бегаю от счастья, я бегаю к нему)

– Александра, зубы мне не заговаривай, заголяйся и ко мне на коленочки.

– Сейчас???

– Нет, я сначала лекарство в шприц наберу, потом ляжешь.

– Ну не здесь же, Ирина Олеговна! – почти заплакала я.

– А где же ещё, ты ведь от меня бегаешь!

– Я больше не буду, честно, только не здесь, пожалуйста...

– Здесь! Наука тебе будет!

– Ну, Ирина Олеговна!

– Так, всё! Я запираю дверь и ты замолкаешь, тебе ведь не нужна огласка?!

– Отлично! Давай, иди в конец класса, там тебя не видно будет.

Она надела перчатки и набрала абсолютно прозрачную жидкость, кубик.

– Укладывайся, красота моя, низковато, конечно, но что поделаешь!

Молча повинуясь, я получила самый позорный и тихий укол в своей маленькой жизни. И до чего же болючий, а кричать – нельзя! И обидный! И так ещё 6 уколов, прямо в кабинете! И больно, и стыдно, и обидно.

Зато потом Ирина Олеговна переоформила опеку на себя, через время удочерила. Так у меня появилась заботливая вторая мама(всё-таки "мачеха" – очень неприятное слово). Только болеть я теперь боюсь, ведь каждый раз, заболевая, я прохожу унизительно-болезненную процедуру лечения.

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Тайный шифр женских сказок Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна

Сюжет первый – «Мачеха и падчерица»

Это весьма распространенный сюжет женских сказок. Он является основой таких известных историй как: «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев», «Василиса Прекрасная» и многих других. Он присутствует и в мифе об Амуре и Психее, где в роли мачехи выступает свекровь – богиня любви Афродита.

Композиция сюжета «мачехи и падчерицы» содержит четыре этапа:

1. Жизнь героини в пространстве Любви с родными родителями, любящей матушкой.

2. Смерть матушки и явление мачехи (хозяйки, свекрови)

3. Жизнь героини в условиях отсутствия Любви с мачехой, ее дочерью (или дочерьми); период испытаний на жизнестойкость

4. Явление героине новой Любви (жениха)

Правда, первый этап в большинстве сказок как бы «выпадает», о нем есть только упоминание. Сложно сказать, с чем это связано. Возможно, пересказчики посчитали спокойный благополучный период жизни героини неинтересным и поспешили побыстрее перейти к драматическим событиям. Ведь задача сказки передать нам знания о прохождении испытания. С другой стороны, в реальной жизни у многих девочек не было первого этапа, испытания начинались сразу, без всякой подготовки. Такое положение дел сохраняется и сегодня, достаточно вспомнить о многочисленных беспризорных и социальных сиротах.

Тем не менее, первый этап важен, он содержит символизм подготовки к испытанию, инициации. Существо девочки наполняется Любовью. В Любви ей передаются знания, необходимые для выживания и самореализации. Вероятно, матушка обучает ее всему, что умеет сама. В противном случае, не известно, каким бы образом героиня справлялась с заданиями мачехи.

Второй этап сюжета самый трагичный – героиня теряет мать. Однако переживания горя не находят отражения в сказке. Все происходит как само собой разумеющееся.

Например, в сказке «Золушка»: «Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая его жена умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать. А мать ее была самая красивая и добрая женщина на свете».

Трагедия только подразумевается, но не раздувается. Становится понятным, что смерть матушки – необходимо условие для завязки нового сюжета.

Тем не менее, в некоторых сказках героиня сохраняет связь с матушкой и после ее смерти. Крошечка-Хаврошечка обнимает свою рябую корову, называет ее матушкой, рассказывает ей о всех своих печалях, а та ей помогает.

В «Василисе Прекрасной» так: «Когда мать скончалась девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе эту куклу; береги ее, всегда при себе держи и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». Затем мать поцеловала дочку и померла».

Корова, куколка – проводники связи с матерью, проводники к Источнику Силы героини. Это ее верные помощники, доставшиеся по наследству, по женской линии.

Героиня – носительница ценностей, энергии, способностей своего Женского Рода. И в этом, новом для себя качестве, она встречается с антагонистом своего Женского Рода – мачехой. В завязке сказки – конфликт Женских Родов, двух систем. Род падчерицы относится к системе созидательной, род мачехи к системе разрушительной, теневой. В этом контексте сюжет «мачехи и падчерицы» можно считать древнейшим, имеющим истоки в матриархальной культуре. Собственно, и феномен, известным многим как «женская конкуренция», имеет длинную историю, богатую драматическими коллизиями и интригами.

Потеря родной матери символизирует первый этап женской инициации, женского посвящения. В этот момент происходит осознание собственной автономности, уникальности, природной силы, – с одной стороны. И поддержание связи с материнским родом, – с другой. Героине сказки, также как и обычной женщине, приходится научится объединять в себе две противоположные тенденции: разъединение с матерью и, одновременно, поддержание связи с нею. Это чрезвычайно сложное испытание: не быть «как мать», и, в то же время, принимать в себе ее черты.

Зачем же нужно это посвящение, этот урок? Каждая женщина, благодаря своей индивидуальности, вносит в общеродовую копилку свой вклад. Она делает шаг вперед, или вглубь по сравнению со своими предшественницами. Ее родовая память содержит информацию о жизненном пути матери, бабушки, сестры, прабабушки, которые также проходили аналогичное посвящение «отрыва от матери». Посвящение это у каждой из предшественниц проходило по своему сценарию. У кого-то легко, у кого-то болезненно, а у кого-то, вообще, «отрыв» не состоялся – и она всю жизнь «слушала маму, плясала под ее дудку». Если предшественницы женщины прошли испытание; свою индивидуальность выделили и связь с родом сохранили, их опыт дает женщине огромный ресурс жизненной силы. Но если в роду у женщины отрыв от матери происходил болезненно, или не происходил вовсе, это испытание может стать одним из основных в ее жизни.

В сказке зашифрован закон жизни: мать, передав дочери запас Любви и Знаний, должна уйти, предоставив ей возможность проявить свою индивидуальность и самостоятельность. Кроме того, матери необходимо оставить дочери символических помощников: корову, куколку, крестную-фею и других. Благодаря им дочь сможет ощущать поддержку своего женского рода.

По фабуле сказки случается физическая смерть матери, в жизни она совершенно необязательна. Смерть матери, в данном случае, символизирует завершение важного периода жизни героини. Завершение старого и начало нового.

Что было бы, если бы матушка героини не умерла? Вы правы, не было бы сюжета сказки. Поэтому потеря, в данном контексте, – благо для развития героини, свидетельство того, что она готова к испытанию на жизнестойкость и самостоятельность.

Матушка умирает, передав свои лучшие черты и помощников дочери. Героиня сказки в духовном плане – богатая наследница, которой теперь предстоит мудро распорядиться богатством. И, в первую очередь, сохранить его.

Наследство героини – это внутреннее ощущение силы Любви, жизнестойкость, легкий нрав, талант, стремление к счастью, связь с представителями тонкого мира, помощниками ее рода. Именно это наследство ей необходимо сохранить и, по возможности, приумножить, чтобы в назначенный срок передать уже своей дочери.

Итак, после смерти матушки героиня сказки становится обладательницей большого духовного наследства, дающего ей огромную жизненную силу. И начинается третий этап сказочной истории – проверка на жизнестойкость, испытание силы. Другими слова, героиню проверяют – как она распорядится наследством, силой. Растратит все впустую на обиду, боль, переживания злости, бессилия и горечи. Или сохранит, да еще и приумножит?

Мачеха устраивает самую настоящую травлю героини. Всеми средствами провоцируя у нее формирование «позиции жертвы». Но… Вот что говорит Золушка в сказочной версии Е. Шварца: «Натирая пол, я очень хорошо научилась танцевать, за шитьем я очень хорошо научилась думать. Терпя напрасные обиды, я научилась сочинять песенки. За прялкой я научилась их петь. Выхаживая цыплят, я стала доброй и нежной». Другими словами, Золушка и не думала становиться жертвой, она использовала любую ситуацию во благо, открывая в себе неожиданные способности.

Да, внешне все, что делает мачеха, похоже на жестокое обращение. Но тонкий символизм этого этапа – ОБУЧЕНИЕ. Мачеха – это учитель героини, или «тренер». Не случайно, ее тренинг приводит героиню к счастью в финале сказки. А родные дочери мачехи, не прошедшие жесткого тренинга, оказываются «не у дел». Собственно, Мачеха в пьесе Е. Шварца так и говорит: «Золушка, я забочусь о тебе гораздо больше, чем о родных своих дочерях. Им я не делаю ни одного замечания целыми месяцами, тогда как тебя, моя крошечка, я воспитываю с утра до вечера».

Мачеха дает падчерице задания, каждый раз повышая степень их сложности. Например, у Е. Шварца Мачеха наказывает Золушке: «Вымой окна, натри пол, выбели кухню, выполи грядки, посади под окнами семь кустов роз, познай самое себя и намели кофе на семь недель». Крошечке-Хаврошечке и Василисе Прекрасной приходилось прясть под контролем мачехиных дочерей. Психея должна была перебрать перемешанные зерна, достать шерсть золоторунных овец, принести воды из недосягаемого источника и шкатулку с неземной красотой из подземного царства.

Символизм мачехиных заданий – это особый шифр. Например, в русских сказках героиня, в основном, прядет и дом убирает. Казалось бы, это совершенно обычный труд девушки. Да, в социальном плане героиня приобретает мастерство хозяйки, необходимое ей в жизни.

Но символизм прядения гораздо тоньше. В мифологии разных народов богинями судьбы являются женщины: норны, мойры, наречница, орисница, суденица. Они прядут нити судьбы.

В русской мифологии богиня прядения и судьбы – Мокошь. Ее желаниям подчинялись и боги, и люди. Она жила в небесном чертоге со своими помощницами Долей и Недолей, пряла нити людских судеб. Ей были ведомы тайны прежних жизней и новых воплощений.

В этом аспекте прядение героини – это посвящение богине Судьбы. В руках героини нить судьбы. От того, насколько качественно она прядет, зависит не только ее жизнь. Другие люди будут носить одежду, сотканную из ее нитей. Героиня прядет и оказывает непосредственное влияние на собственную судьбу и судьбы других людей.

Мачеха создает условия, в которых падчерица совершенствует мастерство прядения. Если перевести это с символического языка на психологический, получается, что мачеха учит падчерицу целеполаганию, формированию конструктивных жизненных программ. С другой стороны, прядение помогает героине приобрести чувственно-смысловое переживание старинного тезиса: «Все в твоих руках». Ты ответственна за качество нити, ты ответственна за качество собственной жизни. Таков один из уроков падчерицы.

Другой урок – уборка дома, домашняя работа. В социальном плане можно сказать, что героиня проходит «школу домохозяйки», формируя трудолюбие и терпимость к самой тяжелой женской работе. Это, безусловно, так. Но ни это является главным.

Благодаря заданиям мачехи у падчерицы формируется навык ухода и организации собственной среды обитания. Одна из базовых потребностей женщины – обретение комфортной и безопасной среды. Она стремится создать пространство, в котором ей будем удобно, спокойно, интересно, красиво, функционально. Да, для этого приходится устранять грязь, чистить любимые вещи, поддерживать порядок, делать ремонт, обновлять обстановку. Но главное здесь – процесс создания комфортной среды, обустройство своего пространства, которое можно будет наполнить Любовью.

Для женщины чрезвычайно важно ощущать себя хозяйкой пространства, каждый элемент которого формирует у нее переживание защищенности и благополучия. Многие женщины страдают от того, что не имеют своей территории, «своего пространства», несмотря на то, что живут в отдельной квартире. Это происходит не из-за недостатка квадратных метров. Просто «чувство хозяйки» у них пока не сформировано. Некоторые женщины, действительно, живут в стесненных условиях. Но даже в этом случае можно найти полтора квадратных метра для «своего угла». Это очень важно для женщины.

Если посмотреть на внутреннее устройство любого деревенского дома, можно найти четко выделенные мужскую и женскую территории. Причем, «бабий угол» был священным. Там поддерживался огонь в очаге, стояла домашняя утварь. И это пространство являлось настоящим святилищем Хранительницы Домашнего Очага.

Огонь домашнего очага символизирует благополучие семьи на всех уровнях: материальном, эмоциональном, ментальном и духовном. Достаток, эмоциональный микроклимат, добрые мысли и высокие устремления. Мужчина приносил огонь в дом, а женщина занималась сложнейшим делом – поддержанием огня. В древности считалось, что если огонь в очаге погас, нельзя бежать к соседям и просить уголек; нужно дожидаться следующей грозы или высекать огонь с помощью кремния. И до того времени, пока огонь снова не войдет в дом, семья могла сидеть в холоде и голоде. Так что от мастерства женщины – Хранительницы Домашнего Очага, зависело благополучие всей семьи.

Поэтому, получая от мачехи задание прибраться в доме, падчерица на тонком плане проходит особое посвящение. Это посвящение богине, хранительнице жертвенного огня и домашнего очага. В древнегреческой традиции – это Гестия, в римской – Веста, в славянской – Берегиня.

Тайна ведения дома, поддержания в нем порядка, микроклимата и благополучия передается по «женской линии»: от матери к дочери. Но не всегда маленькой девочке нравится убирать за собой вещи и игрушки, мыть посуду, прибираться в доме. Не всегда и взрослая женщина воспринимает процесс наведения порядка как древнее женское таинство. Для многих современных женщин уборка – это довольно обременительная хозяйственная необходимость. Все это оттого, что древний символизм «ведения дома», архаическое самоощущение женщины себя как Хранительницы Очага во многом утеряны.

Мачехино задание «прибраться в доме» – это символический мостик, восстанавливающий связь современной женщины с древней традицией «ведения дома», тонкое и незаметное посвящение читательницы сказки богине-хранительнице домашнего очага.

Еще одно нередко встречающееся в сюжете «мачеха-падчерица» задание: перебор семян. Мачеха (баба-яга, хозяйка, свекровь) перемешивает просо, мак, пшеницу, горох, ячмень и требует от героини к утру все перебрать и разложить по отдельным мешкам. Что же зашифровано в этом задании?

Женщина, как плодородная земля, для продолжения рода нуждается в семени. От особенностей и жизнеспособности мужского семени зависит и «качество потомства». Поэтому женщина должна очень хорошо разбираться в свойствах семян. Знать, что взойдет из пшеничного зернышка, а что из горошины.

Если небольшой участок земли засеять вперемешку семенами разных культур, всходы могут мешать друг другу расти. У каждой культуры свой темп роста, свои требования к почве. Поэтому для посева лучше выбрать одну культуру – и засеять ею весь участок.

Символизм этого задания очень тонок. Падчерица учится разбирать семена, отводить каждому свое место. Носитель семени – мужчина. Фактически героиня учится разбираться в мужской природе, оценивать жизнеспособность и свойства семени разных мужчин. Мужчина ответственен за количество, а женщина за качество потомства. Ей предстоит выбрать из множества самого достойного. Такой урок избирательности преподносит мачеха падчерице.

Благодаря мачехе падчерица не только проходит испытание на жизнестойкость, но и приобретает знания, навыки и посвящения, необходимые женщине.

У многих падчериц в работе есть помощники. Василисе Прекрасной и Крошечке-Хаврошечке помогают куколка и корова, доставшиеся от матери; Психее помогают муравьи, тростинки, башня. Словом, среди помощников героини нет представителей мира людей. Интересно, почему?

Помощники падчерицы – представители иного мира. В некоторых сказках героине прислуживают вообще невидимые слуги. Здесь зашифрован тонкий сказочный закон – у женщины всегда есть множество невидимых помощников, готовых придти на помощь по первой ее просьбе. Тонкий мир помогает женщине, его представители не дают ей пропасть даже в самой тяжелой ситуации. От нее требуется только доверие, искренность и забота о своих помощниках. Куколку нужно покормить, с коровой поговорить, мяса ее не есть, косточки закопать.

Корова Хаврошечки, куколка Василисы – это символы материнского благословения. Сказочный шифр тонок – гармоничная связь с матерью, вовремя отпустившей свою дочь, дает женщине огромную силу. Силу и помощь ее Женского Рода.

Поэтому так важно для дочери материнское благословение, материнская молитва о ней, добрые мысли и чувства. Поэтому так страшны для дочери материнские обиды, злость и непонимание.

Итак, мачеха в жизни женщины символизирует Учителя, тренера жизнестойкости. Довольно жесткого, часто несправедливого и эгоистичного. Но без такого тренинга падчерица осталось бы инфантильной и неприспособленной к жизни.

В жизни современной женщины немало мачех-учителей. Мачехой может быть и собственная жесткая и холодная мать, может быть сестра или брат, отец или отчим. Бывает, что девушка воспитываемая любящими и лелеющими ее родителями, выходит замуж, и через некоторое время муж начинает вести себя как самая настоящая мачеха: критиковать и ругать за малейшие промахи, заваливать работой, предъявлять невыполнимые требования, контролировать каждый шаг, грубо обращаться. Поэтому не стоит думать, что в обычной жизни древний сюжет «мачехи и падчерицы» разыгрывается только в отношениях между женщинами.

Главное, чтобы женщина понимала глубинный смысл таких отношений и не угодила в ловушку этого сюжета. Глубинный смысл сюжета – обучение, прохождение посвящений, а также сохранение энергии и самообладания. Ловушка – накопление агрессии и обиды против «мачехи», борьба с нею, или «выпадение» в позицию жертвы.

Ни одна сказочная падчерица не борется с мачехой, не устраивает с нею словесных и физических поединков, не ищет союзников для борьбы с обидчицей. Конечно, можно было бы сказать, что в сказках заложена модель женской покорности. Но это было бы не совсем корректно по отношению к древним знаниям. Падчерица из любого задания извлекает благо для себя. И это – ключ для прохождения испытания. Если в жизни женщины разворачивается сюжет «мачеха-падчерица», какими бы ни были декорации, как бы ни бушевали внутри нее обида, злость и чувство несправедливости, ей необходимо постоянно задавать себе вопрос: «Какое благо для меня есть в этой ситуации, чему она меня учит?». Это сложно, но жизненно важно. В этом случае не будут копиться деструктивные чувства, и срок испытания не растянется на долгие годы. В определенный момент женщина просто поймет: «Мне больше этого не нужно, я уже всему научилась». И это станет поворотным моментом в развязке сложных отношений.

На консультации нередко приходят женщины, мужья которых самые настоящие «мачехи». Пока женщина не освободится от деструктивных чувств и не поймет, как многому она научилась на протяжении жизни с ним, тяжелые отношения сохраняются. Здесь как в школе – не выучил урок, не прошел программу – оставайся на второй год.

Можно ли корректировать сюжет «мачехи и падчерицы» с помощью психологических средств? Если древний сюжет активно разворачивается в жизни женщины, корректировать его невозможно. С помощью психологических средств можно помочь женщине пройти урок, предостеречь ее от попадания в ловушку сюжета. Но для этого нужно знать его динамику и смысл.

Архетипический сюжет, вообще, не стоит корректировать. Да это нам и не под силу. Мы можем изучить его и достойно пройти испытание, приобретя опыт. И тогда в конце определенного жизненного цикла обязательно придет Подарок. Падчерица, сохранившая внутри себя переданную матушкой Любовь, пройдя испытания и посвящения, получает в финале новую любовь – уже от мужчины. А дальше – новый сюжет, новая сказка…

Из книги Жила-была девочка, похожая на тебя… автора Бретт Дорис

9. ДЕТИ – МАЧЕХА – ОТЧИМ

Из книги Мать. Архетипический образ в волшебной сказке автора Биркхойзер-Оэри Сибилл

4. Ревнивая мачеха Сказку о Белоснежке, как и многие другие сказки, упомянутые в этой книге, мы будем рассматривать прежде всего с точки зрения феминной психологии. По мнению Юнга, у женщин материнский образ можно наблюдать в гораздо более чистом виде, чем у мужчин.У

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

Из книги Труд писателя автора Цейтлин Александр Григорьевич

Сюжет Итак, фабульный материал собран и подвергнут испытанию, обдумана во всех своих подробностях система образов. Настает черед организации этого материала в действии, приведения фабулы «в повествовательную форму». Тем самым создается сюжет, содержащий в себе «связи,

Из книги "Я у себя одна", или Веретено Василисы автора Михайлова Екатерина Львовна

МАТЬ-И-МАЧЕХА: В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

Из книги Искусство быть женщиной автора Фролова Евгения Валентиновна

Сюжет первый – «Волшебная кисть» Представьте себе комнату, наполненную ароматом ванили, оранжевым светом зажженных свечей. Играет чувственная и страстная музыка. В центре комнаты на полу в окружении свечей расположен лист белой бумаги. В комнате появляется девушка в

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Игра Сюжет и реальность Запишите в своем дневнике проблему, которой вы сейчас озабочены – будь то отношения, здоровье, финансы или что угодно еще. Уделите несколько секунд активному обдумыванию этой проблемы.После минуты размышлений ответьте на вопросы: Где я сейчас

Из книги Он и Она: тайный шифр сказки отношений автора

Сюжет первый – «Дорога в бессмертие» Этот сюжет трудно встретить в сказках. О нем рассказывают мифы, легенды, а также созданные на их основе авторские истории. Данный сюжет традиционно считают трагическим. В силу стечения обстоятельств любовь героев не имеет счастливой

Из книги Тайный шифр женских сказок автора Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна

Сюжет второй – «Две свадьбы» В этом сюжете можно наблюдать эволюцию отношений героев. Они встречаются, женятся, расстаются, после серьезных приключений вновь воссоединяются и происходит вторая, символическая свадьба. Она – знак того, что герои готовы к отношениям иного

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Сюжет второй – «Спасительница» Это древний сюжет о том, как героиня теряет возлюбленного (или друга, брата, отца, словом, близкого мужчину). Она отправляется на его поиски, терпит лишения, но находит его. Он оказывается зачарованным, и во многих историях даже не узнает ее.

Из книги Любовь и секс. Энциклопедия для супругов и любовников автора Еникеева Диля

Сюжет седьмой – «Отшельница» Это и сюжет, и тип героини одновременно. Отшельница живет вдали от людей, она хранит особенные знания, к ней приходят за советом. Все сказки, где есть Баба-Яга, истории о феях и волшебницах, мифы о Гестии (Весте), Марье Моревне, берегинях, ведьмах

Из книги Как легко учиться и сдавать экзамены автора Полонейчик Иван Иванович

Придумайте свой сюжет Использование визуализации (представление желаемого объекта в своем воображении) - очень мощный и эффективный прием, лежащий в основе большинства западных методик достижения целей{9}.Один из вариантов использования этого приема состоит в том, что

Из книги Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа автора Калшед Дональд

СЮЖЕТ ПО ЗАКАЗУ - Мне такой сон приснился! - Какой, пап? - Э, сынок, тебе до него еще спать и спать… Анекдот Можно попробовать устроить себе эротический сон “по заказу” - на заданную тему. Для этого ваша голова должна быть свежей, свободной от повседневных забот. Долой

Из книги автора

Глава 5. ПОВТОРЕНИЕ - МАТЬ УЧЕНИЯ, А ЗУБРЕЖКА - МАЧЕХА Многие при изучении предмета или при подготовке к сдаче экзамена проявляют завидное усердие, лихорадочно и бессистемно повторяя изучаемый материал много раз подряд, при необходимости захватывая еще и следующие

Из книги автора

Сюжет сказки1: часть 1 Жил когда-то волшебник, который иногда принимал обличье нищего. Он ходил по домам, якобы выпрашивая милостыню, а на самом деле выискивал и похищал красивых девушек. Никто не знал, куда он их уводит, так как больше никто уже не встречал их. Однажды он

Из книги автора

Принц Линдворм1: сюжет Жил был однажды Король вместе со своей возлюбленной Королевой, жили они счастливо, одного только им недоставало: не было у них детей. Однажды Королева, пребывающая из-за этого в великом горе, обратилась за советом к старухе, которая жила в лесу и о

Вышла злая баба замуж за бедняка, у которого была дочка по имени Марица. Родилась у той бабы и своя дочь, и стала мать ее лелеять и беречь пуще глаза. А падчерицу, прилежную да послушную, терпеть не могла, ругала ее, мучила и била, а чтобы поскорее со свету сжить, кормила ее, как собаку, всякими объедками, готова была змеиным хвостом ее угостить, кабы он случился под рукой; а спать клала ее в старое корыто.

А Марица растет себе кроткой да работящей, и собою вышла куда краше и пригожей родной дочки. И задумала мачеха падчерицу со двора согнать.

Вот посылает она свою дочь и падчерицу шерсть отбеливать; дочери дала белую шерсть, а падчерице - черную. «Коли твоя шерсть не станет такой же белой, как у моей дочки, лучше домой не возвращайся, все равно выгоню!» - пригрозила она Марице. Запечалилась бедная сиротка, заплакала, да и говорит, что не сможет она такую работу выполнить, но мачеха и слушать ничего не хочет. Поняла падчерица, что мачеху не разжалобишь, взвалила на спину узел с шерстью и, обливаясь горючими слезами, побрела за сестрой. Вот подошли они к реке, сбросили наземь свою ношу и стали шерсть отбеливать. Только они взялись за дело, как откуда ни возьмись девушка, белолицая да красивая, и ласково так говорит:

Здравствуйте, подружки! Не пособить ли вам?

Мачехина дочь и отвечает:

Очень мне нужна твоя помощь, моя шерсть и так белая, а вон у нашей падчерицы ничего не получается.

Подошла незнакомая девушка к печальной Марице и говорит ей:

А ну, дай-ка! И оглянуться не успеешь, как твоя шерсть побелеет.

Принялись они вдвоем теребить ее да мыть, и черная шерсть в мгновение ока стала белее снега. Только они закончили работу, как белолицая подружка куда-то исчезла. Подивилась мачеха, увидев белую шерсть, и сильно озлобилась - ведь не за что теперь выгнать падчерицу из дому.

Настала лютая зима. Ударили морозы. Злая мачеха все думает, как бы бедную падчерицу погубить. Раз приказывает она Марице:

Возьми корзинку, ступай в горы и набери там спелых ягод к Новому году! Не найдешь ягод - лучше оставайся в горах.

Закручинилась бедняжка, заплакала, да и говорит:

Где мне, горемычной, взять в такой трескучий мороз спелых ягод?

Да все напрасно - пришлось ей взять корзину и в горы идти.

Вот идет она, вся в слезах, а навстречу ей двенадцать юнаков. Девушка учтиво с ними поздоровалась. Юнаки ответили ласково и спрашивают:

Что ты плачешь, милая девица, и куда по снегу путь держишь?

Рассказала им девушка про свою беду.

Юнаки и говорят:

Мы поможем тебе, если угадаешь, какой месяц в году самый лучший.

Все хороши, но все же март самый лучший, потому что несет нам надежду, - ответила Марица.

Юнакам понравился ее ответ, и они сказали:

Иди вон в ту солнечную долину и бери там ягод, сколько твоей душе угодно.

Принесла Марица мачехе к Новому году чудесных ягод и рассказала, как ей помогли те юнаки, что встретились в горах.

Через несколько дней, когда немного потеплело, говорит мачеха своей дочери:

Ступай и ты в горы по ягоды; коли уж нашей замарашке встретились юнаки и были с ней так ласковы, то тебя и подавно чем-нибудь одарят.

Принарядилась дочка получше, взяла корзину и поспешила в горы. Идет веселая, довольная. Навстречу ей двенадцать юнаков, а она и говорит им кичливо:

Покажите-ка мне, где растут ягоды. Показали ж вы нашей падчерице.

Юнаки отвечают:

Хорошо. Только раньше отгадай, какой месяц в году самый лучший.

Все плохие, а март хуже всех, - не задумываясь, ответила мачехина дочь.

Только она это проговорила, как вдруг густые тучи заволокли небо, и на нее обрушились разом все громы и молнии. Бросилась она бежать, да и бежала до самого дома, чуть дух не испустила. Юнаки-то были двенадцать месяцев.

Между тем по всей округе пошла молва о доброте и красоте Марицы, и один богатый барин послал передать мачехе, что в такой-то день придет он со своей свитой сватать девушку. Зависть взяла мачеху, что такое счастье привалило ее падчерице, а не дочке, и, не сказав сиротке ни слова, решила выдать за барина свою дочь.

Вот пришел назначенный день. Бессовестная мачеха пораньше прогнала падчерицу спать в корыто. Прибралась в доме, приготовила ужин, принарядила свою дочь и посадила ее за стол с вязаньем. Наконец прибыли сваты, мачеха радушно встречает их, ведет в дом и говорит, на дочку указывая:

Вот моя милая падчерица.

Но тут оказался петух, он как закричит во все свое петушиное горло:

Кукареку, красавица Марица в корыте! Кукареку, красавица Марица в корыте!

Услышали сваты петушиный крик и велели привести настоящую падчерицу. А как ее увидели, то и глаз не могли отвести - такая она была пригожая да приветливая. В тот же вечер увезли ее с собой. А злая мачеха со своей дочерью осрамились перед всем светом.

И жила Марица счастливо со своим мужем и со всей своей семьей до глубокой старости, и умерла она легкой смертью, потому что дружила с волшебницей-вилой и всеми двенадцатью месяцами.

У одного человека было две жены и от каждой жены по дочери. Он одинаково любил обеих дочерей, и в семье царили мир и согласие.
Но когда старшая жена умерла, младшая стала заботиться только о своей дочери и плохо относиться к падчерице. Ее родная дочка вкусно ела и красиво одевалась, а падчерица с утра до вечера трудилась да еще выслушивала за это брань.
Отец жалел старшую дочь, но не смел за нее заступиться, потому что боялся жены.
Как-то девочка заигралась с подругами и поздно вернулась домой. Злая мачеха заперла двери и не впустила ее. Падчерица до тех пор просила открыть ей, пока не охрипла, но мачеха настояла на своем.
Девочке пришлось провести ночь на улице и спать на покрытой росой траве.
Она простудилась от холода и сырости и тяжело заболела.
Опечаленный отец забросил все дела и ухаживал за дочерью, но стоило ему отлучиться, как мачеха и младшая сестра начинали осыпать бедную девочку бранью и оскорблениями.
Однажды отцу понадобилось надолго уехать. Перед отъездом он наварил котел риса и сварил яйцо для старшей дочери. Это подсмотрела младшая сестра и сразу же рассказала обо всем матери. Разъяренная мачеха прибежала, опрокинула котел с рисом, выбросила яйцо и выгнала падчерицу из дому.
Не зная, у кого искать защиты и помощи, бедняжка побрела куда глаза глядят.
Женщины в деревне сочувствовали ей и старались помочь кто чем мог - кто пищей, кто лекарством.
Когда девочка выздоровела, она ушла в лес, сделала там себе шалаш и вскопала возле него землю. Добрые люди помогли ей, и вскоре на ее поле заколосился рис, выросла кукуруза. Она завела свиней, кур, усердно трудилась и чувствовала себя счастливой.
Из лесу часто приходили дикие кабаны и портили посевы. Услышав однажды ночью шум и хрюканье, девочка ласково сказала им:
- Кабаны! Если вам хочется кукурузы, - ешьте початки, но не трогайте зеленых ростков: они ведь еще не выросли.
Кабаны послушались ее и с тех пор посевов больше не портили.
А однажды подкрался тигр и хотел схватить свинью. Почувствовав его приближение и услышав, как испуганно метались в хлеву свиньи, девочка сказала:
- Тигр, если ты пришел за свиньей, бери большую, но не трогай маленьких поросят. Они еще должны подрасти.
И тигр, присмирев, вернулся в лес. Но как-то ночью он явился снова и что-то выбросил из пасти возле самого домика.
- Через три дня насыпь на это место земли, а через шесть дней убери ее, - сказал он при этом.
Девочка послушалась тигра. Через шесть дней она разгребла землю и увидела целую кучу блестящего золота. С тех пор жить ей стало еще легче.
Отец девочки был очень опечален, вернувшись домой и не найдя дочери.
Как-то раз, когда он работал в поле, над его домом появилась ворона и прокаркала:
- Каррр, каррр… бери черный сундук и красный сундук, ступай за золотом дочки! Мачеха услышала это, очень удивилась и прогнала ворону. А мужу она сказала, будто ворона прокаркала: «Бери лопату с черной ручкой и лопату с красной ручкой, ступай хоронить дочь!» Отец перепугался, а наутро чуть свет взял лопаты и отправился в лес искать девочку. Всю дорогу он плакал. То-то он был удивлен и обрадован, когда увидел, что девочка здорова и добра у нее полон дом! Радуясь встрече, отец и дочь проливали счастливые слезы.
Вернувшись, отец рассказал всем историю своей дочери. А мачеха, узнав о богатстве, почувствовала зависть. Она тут же отвела дочь в лес, построила для нее дом, пригнала ей свиней, принесла зерна. Она помогла ей обработать поле, а когда на нем показались всходы, оставила дочь одну и вернулась домой.
Ночью лесные звери пришли на поле лакомиться. Девочка бранила их, как умела, но пойти прогнать боялась. Видя это, звери осмелели, и вскоре от посевов не осталось и следа.
Затем, почуяв запах свиней и кур, пожаловал тигр. И стал приходить каждую ночь. Девочка дрожала от страха, забившись в угол, и боялась заснуть. А тигр, расправившись со скотиной, пробрался в дом, растерзал девочку и улегся спать.
На следующее утро к дому, где жили муж с женой, прилетела ворона и, усевшись на заборе, прокаркала:
- Каррр, каррр… бери лопату с черной ручкой и лопату с красной ручкой, ступай хоронить дочь!
Жена подумала, что ворона лжет, взяла камень и прогнала ее. Когда муж вернулся, она сказала ему, будто ворона прокаркала: «Бери черный сундук и красный сундук, ступай за золотом дочки!» Муж поверил, приготовил сундуки и вместе с женой отправился в лес. Но возле дома было тихо, скотина исчезла. Отец бросился осматривать все вокруг, а мачеха сразу вбежала в дом. Увидев на полу что-то желтое, она ткнула палкой тигра. Тот проснулся, набросился на мачеху и растерзал ее..