Jean-Claude Ellenа, биографическая зарисовка. «Парфюмерия — это искусство, а не ремесло Жан клод эллен и его ароматы

Он родился в семье грасских парфюмеров и свои первые уроки искусства создания ароматов получил еще в подростковом возрасте. Освоивший профессию самостоятельно, Жан-Клод Эллена называет свои произведения “поэзией воспоминаний”. Он находит вдохновение в повседневных вещах: запахе натертого воском паркета, чистого белья, кожи, старого свитера.

Жан-Клод Эллена (Jean-Claude Ellena)

Как и большинство парфюмеров такого уровня, Эллена имеет свой индивидуальный почерк.

Его стиль простой, минималистский и современный. Чистота и лаконичность всегда отличают произведения Эллена. Он любит использовать энергичные искрящиеся цитрусы или колкие дразнящие специи в верхних нотах своих ароматов и привносить интригующую ностальгическую горчинку в базу композиции.

Среди его творений не найти “тяжелых” или откровенно сладких запахов, “вкусной” гурманики, томной сексуальности… Эллена не любит сложносочиненных пирамид построения аромата.

Прозрачность, аристократизм, благородный утонченный стиль, естественность. Его ароматы подобны белоснежной сорочке.

Это мировоззрение парфюмера полностью совпало с концепцией Дома Hermes . Эллена было сделано соответствующее предложение 🙂 и на протяжении чуть более десяти лет он был ведущим парфюмером Hermes.

Все ароматы Hermes , увидевшие свет в течение этого времени (Kelly Caleche , линия ароматов Jardin, Terre d’Hermes, Jour d’Hermes и многие другие) сделаны Жан-Клодом.

И конечно, невозможно не сказать об особой гордости бренда – шикарной линейке нишевых ароматов Hermessence , которая своим появлением полностью обязана Эллена. Она была по достоинству оценена как покупателями, так и профессионалами.

Очень сложно угодить Фредерику Малю . Иногда, прежде чем пригласить парфюмера составить аромат для своего бренда, Маль присматривается к нему годами. Жан-Клода Эллена он приглашал к сотрудничеству несколько раз. В результате им были сделаны четыре парфюма для Frederic Malle (двумя из которых я просто восхищаюсь:)).

В завершение – небольшая цитата из интервью самого Фредерика Маля, которое он дал Яне Лапутиной * :

… Фредерик Маль: – Парадокс заключался в том, что для создания современного аромата нужно было вернуться к традициям парфюмерных школ, когда ароматы смешивались на месте – прямо в магазинах. Я до сих пор не понимаю, как можно создавать запах, который будет продаваться в Duty Free!
Яна Лапутина: – Мне очень понятно то, о чем вы говорите! Уже почти десять лет я пользуюсь одним и тем же ароматом!
Ф.М.: – Каким?
Я.Л.: – Hermessence Poivre Samarcande.
Ф.М.: – Это один из лучших ароматов в мире, и, признаться честно, он меня приводит в замешательство. Дело в том, что Жан-Клод Эллена – мой старый друг. Мы с ним договорились, что каждый год он будет делать аромат для Frederic Malle , что и происходило на протяжении первых трех лет. Потом ему предложили работать для Hermes , и это было то предложение, от которого он не смог отказаться. Первое, что было создано им в новой должности, – этот армат.
Я.Л.: – Он должен был быть вашим?
Ф.М.: – В глубине души так я и думаю!

P.S. Осенью 2015 года Жан-Клод Эллена покинул Hermes . На должность ведущего парфюмера была приглашена , ранее работавшая с Jo Malone и Lalique. Что ж, понаблюдаем, как изменится почерк ароматов Hermes . Но я пока настроена не очень оптимистично…

Жан-Клод Эллена – Jean-Claude Ellena was last modified: 20 сентября, 2019 by Julia

Жана-Клода Эллена, много лет создающего уникальные ароматы для модного дома Hermes, называют лучшим носом современности. И это не просто громкие слова, ведь он - один из немногих, чьи ароматы каждый раз становятся хитом. Его авторству принадлежит популярная новинка 2013-го года Jour d"Hermes (совсем недавно, кстати, на свет появилась обновленная версия аромата - Jour d"Hermes Gardenia, созданная исключительно из цветочных нот: гардения, вызывающая в памяти ароматы розы, туберозы и жасмина), а также еще около 15 парфюмов, выпущенных под этим брендом.

Да что там, у Эллена даже принцип создания парфюма не такой, как у других - он не раскладывает их на ноты: « Я предлагаю сразу весь аромат: вы вдыхаете весь букет целиком, потом мало-помалу ароматы растворяются, уходят, оставляя след в вашей душе» .

Работы Жана-Клода всегда отличались минималистичным, природным характером. Он любит работать с натуральным сырьем и, как правило, включает в композицию всего несколько компонентов, предпочитая не нагружать аромат разнообразием, а заставляя его играть и раскрыть все свои оттенки. Удивительно, но, несмотря на коллекцию в более, чем 200 ароматов, сегодня он использует в работе только 20-30 из них!

Недавно к команде Жана-Клода Эллена присоединилась очаровательная Кристин Нажель. Вы наверняка знаете о ней, если хоть раз слышали известный Eaudemoiselle от Givenchy или Miss Dior Cherie от Dior. За ее плечами также создание ароматов для таких известных брендов, как Cartier, Thierry Mugler, Lancome. Два года проработала Кристин и с Jo Malone - она успела поучаствовать в создании, пожалуй, большинства парфюмерных композиций, которые найдутся у вас дома.

Что же объединяет спокойного и постоянного Жана-Клода Эллена и энергичную Кристин Нажель? О том, как им работается вместе и что ждет парфюмы Hermes в ближайшем будущем, мы поговорили с самими мастерами своего дела.

У вас получаются совсем разные ароматы: вкрадчивые, минималистичные - у Жана-Клода, и такие барочные, позитивные - у Кристин. Как же вы уживаетесь в рамках одного модного дома?

Жан-Клод Эллена: На самом деле, не такие уж мы и разные. Да, мы по-разному выражаем себя в парфюмах, тут вы правы. Но в целом, у нас больше общего: страсть к работе, жизнь, посвященная одному делу. Мне очень комфортно с Кристин, ведь в работе для меня важна искренность. Парфюмерия - это искусство, которое должно узнаваться публикой. То есть, слушая аромат, вы должны понимать, кто его создал, что послужило источником. Кристин искренна в том, что делает, и потому созданные ею композиции так узнаваемы. Я никогда не буду заставлять ее работать так, ка кэто делаю я, продолжать мою линию. Главное, оставаться собой и это замечательно, если она привнесет в Hermes что-то новое и особенное.

«Главное - не сам аромат, а подход к работе над ним»

Кристин: Я много работала с различными парфюмерными домами. В этом случае вас просят создать что-то в уже существующей стилистике бренда. И вот на этом стилевом уровне, в том, какие характеры я создаю в своих композициях, у нас с Жаном-Клодом много общего. Мы предпочитаем одни материалы, оба ищем свою истину в парфюмерии. Жан-Клод, конечно, абсолютный пурист в работе, его линии чище. Меня отличает «латинский» характер - я более эмоциональна, даже в разговоре я постоянно жестикулирую! Так что, работая над композициями, я больше опираюсь на физические, тактильные ощущения. И я думаю, что буду развивать именно эту грань, ведь я женщина и самое время привнести в Hermes что-то истинно женское!

Ж.К: Когда я застаю ее за работой, это как... фейерверк! Она может выдать 20 идей за то время, что я буду обдумывать одну. Это не значит, что все 20 хороши, конечно... (смеется - прим. ред.)

К.: Как это! Все 20 хороши! Просто, каждая по-своему...

Ж.К: Правда, за Кристин в работе очень любопытно наблюдать. Не уверен, что за мной было бы также интересно. Я очень спокоен и делаю все размеренно, рационально. У нее совсем другой способ смотреть на вещи и материалы. Она все держит в голове, опирается только на свою память.

К.: И потом у меня случается буквально взрыв идей, которые я начинаю шлифовать и доводить до идеала.

У вас обоих гигантский опыт в создании самых разных парфюмерных композиций. Среди них встречаются и диковинные ноты. А есть ли такой аромат, который запомнился, но который пока не удалось воплотить в духах?

Ж.К: Есть один такой - это запах ожога! То есть, не горения, а именно ожога - это нечто более физическое. Я уже развивал эту идею и частично воплотил ее в Paprika Brasil из серии Hermessense, но все еще ищу способ сделать это более четко. И это безумно увлекательный процесс, ведь я люблю создавать нечто конкретное и бываю абсолютно счастлив, когда мне это удается.

К.: У меня в голове всегда масса идей, трудно выделить что-то одно. Иногда на то, чтобы сформировать аромат, который я стремлюсь воплотить, уходят годы, но это и есть магия нашего дела, это то, что заставляет нас жить, дышать, что мотивирует нас. Это настоящее чудо, когда что-то, о чем ты так долго думал, наконец воплощается в формулу.

Он считает, что жители Сиднея пахнут рыбой, римляне - чесноком, парижане - жареными цыплятами. Его подмышки- “зона, свободная от парфюма”. Его целью никогда не было создать аромат, который бы хорошо продавался. Об этом знаменитый парфюмер Жан Клод Эллена признался в одном из своих интервью. «Люди в разных странах пахнут по-разному. И я как профессионал могу чувствовать эти различия. В Сиднее очень любят рыбу, в Риме едят чеснок, а в Париже - цыплят. Это не могло не отразиться на запахе, идущем от людей».

Он не использует одеколоны-сплеш, бережется от дезодоратнтов, не использует парфюмированное мыло.
«Я делаю это, чтобы защитить себя», - признался парфюмер. "Когда я вдыхаю запахи, меня окружающие, я начинаю работать, раскладывая ароматы на составляющие. Поэтому я стараюсь избегать посторонних запахов и концентрируюсь на тех, которые создаю сам».
«Жизнь в отеле представляет для меня определенную сложность. Например, на постельном белье используется слишком большое количество моющего средства. Для меня это ужасный запах. Едва положив голову на подушку, я начинаю думать о композиции аромата».
«У меня всегда с собой ноутбук. Если мне встречается интересный запах, я записываю его ноты. Эти «шпаргалки» могут превратиться в аромат менее чем за неделю». Удивительно, но Жан Клод Эллена может написать точный рецепт чудесного аромата, в который будут входить все ингредиенты, формулы, расчеты объемов без проверки на практике".
Дом Hermes, резидентом которого является м-р Эллена, в отличие от множества других модных домов, прохладно относится к звездам.
Однажды у дверей Hermes в Париже оказалась Опра Уинфри. Она приехала после закрытия магазина и требовала продавца, чтобы тот пустил ее купить часы для Тины Тернер. Продавец отказал знаменитости.
«Этот пример доказывает, что для Дома Hermes звезды - это не главное.
Вдохновляют нас художники. Я ничего не делаю на заказ, я творю ароматы для себя. Но если они продаются - это бонус».

Ароматы, созданные Jean Claude ELLENA:

Acqua di Parma Colonia Assoluta (2003, совместно с Bertrand Duchaufour)
Amouage Dia Pour Femme (2002)
Eau Parfumee au The Vert от Bvlgari (1992)
Eau Parfumee au The Vert Extreme от Bvlgari (1996)
Bvlgari Pour Femme (Оригинальная версия, 1984)
Cartier Declaration (1998)
Christian Lacroix Bazar Femme
(2002, совместно с Bertrand Duchaufour & Emilie Copperman) Decleor Aromantic (1999)
Frederic Malle Angliques Sous La Pluie
Frederic Malle Cologne Bigarade
Frederic Malle L"Eau d"Hiver (2003)
Giorgio Armani Emporio Armani Night for her (2003, совместно с Lucas Sieuzac)
Elixir des Merveilles от Hermes (2006)
Hermes Jardin en Mediterannee (2003)
Hermes Jardin Sur Le Nil (2005)
Hermes Hermessence Ambre Narguile (2004)
Hermes Hermessence Osmanthe Yunnan (2005)
Hermes Hermessence Poivre Samarcande (2004)
Hermes Hermessence Rose Ikebana (2004)
Hermes Hermessence Vetiver Tonka (2004)
Hermes Rocabar (1998, совместно с Gilles Romey и Bernard Bourgeois)
Hermes Terre d"Hermes (2006)
Lalique Eau de Lalique (совместно с Emilie Copperman)
Ambre Extreme от L"Artisan (2001)
Bois Farine от L’Artisan (2003) La Haie Fleurie du Hameau от L"Artisan (1982)
Laura Ashley L"Eau by Laura Ashley
Lily Prune Sublime Vanilla (2001)
Paul & Joe Blanc (2003)
Rectoverso Blue Lagoon (совместно с Christophe Raynaud) Rectoverso Mystery Secret
Rectoverso Sun Sea
Globe от Rochas (1990)
Eau de Campagne от Sisley (1974)
The Different Company Bois d’Iris
The Different Company Divine Bergamote (2003)
The Different Company Osmanthus
The Different Company Rose Poivree
Ulrich de Varens no. 2 (1998)
Urich de Varens UDV Fun for men (2000)
First от Van Cleef & Arpels (1976)
Miss Arpels от Van Cleef & Arpels
Yves Saint Laurent In Love Again (1998)

Интервью "Известий":

Выбирая духи, мы редко задумываемся о том, что с их помощью можем заявить о себе, даже не сказав никому ни слова. Тонкости игры ароматов обозревателю "Известий" Лидии Шаминой раскрыл в эксклюзивном интервью главный парфюмер старинного парижского Дома моды Hermes Жан-Клод Эллена.

известия: Каким образом парфюмерный аромат может подчеркнуть индивидуальность?

Жан-Клод Эллена: Аромат - это вопрос выбора и вкуса человека, а значит, его культуры. Это также вопрос игры, которую вы намереваетесь воплотить в жизнь. У аромата много уровней послания миру. Аромат может быть одновременно оружием соблазна и самозащиты. Когда человек носит какие-либо духи, вы необязательно угадаете сущность его личности, ибо тут двойная игра. Если аромат завоевательный по сути композиции, но сам человек робок, он использует его для самозащиты, а с другой стороны - чтобы подчеркнуть его завоевательную сущность.

Есть ароматы, наоборот, - легкие, прозрачные, но их также можно использовать как оружие защиты и как оружие завоевания. Бывает, в человеке бушует дух завоевателя, но он не хочет его обнаружить - и маскируется скромным ароматом. Так человек может оградить себя от ненужного интереса, спрятать свою сущность. Но в любом случае аромат - это способ общения. Это совсем как голос - можно говорить тихо, а можно кричать, играя с ароматом так, как вам заблагорассудится

известия: Есть ли какие-то способы обнаружить "свой аромат"? Чем руководствоваться?

Эллена: Факторов много.Например, настроением, с которым вы начинаете день. Намерением - какое оружие для себя я изберу сегодня? Некоторые парфюмерные Дома сознательно стараются ассоциировать свой аромат с какой-нибудь звездой. Я против такого подхода. Человек должен быть самим собой, а не подражать кому-то. Наш Дом предпочитает с помощью ароматов рассказывать истории, создавать желания, заставлять человека путешествовать в поисках себя.

известия: Можно ли смешивать несколько ароматов?

Эллена: Почему нет? Одни хорошо уживаются друг с другом, другие нет. Надо пробовать: на правое ушко - один, на левое - другой. Но мы в Hermes предпочитаем не играть смесью произвольно, а предлагать уже готовый сложный букет, который каждый волен расшифровывать по-своему.

известия: В композиции различают три ноты: начальная, нота сердца и конечная. Чья роль определяющая?

Эллена: Я не так пишу свои духи. У меня принципиально другие определения. Например, Энергичный. Беззаботный. Долгое присутствие. Сдержанная энергия. Цельный. Точный. Живой. Элегантный. Я предлагаю сразу весь аромат: вы вдыхаете весь букет целиком, потом мало-помалу ароматы растворяются, уходят, оставляя след в вашей душе. Я скорее писатель, чем парфюмер: каждый аромат для меня или роман, или стихотворение, или поэма. У каждого жанра свой почерк, то есть ингредиенты. Для меня запахи это слова, я могу складывать из них истории, у меня есть много дверей, через которые я иду к своим персонажам. Не знаю, как объяснить иначе.

известия: Тогда объясните: почему многим женщинам нравятся одеколоны их мужей?

Эллена: В этом явлении огромный комплекс информации, это тонкая психологическая игра. С одной стороны, женщина стремится показать: я - твоя. С другой, она как бы говорит: раз уж я ношу твой аромат, знай: мы единое целое и ты не можешь жить без меня. То есть она стремится к полному слиянию. Со всеми его опасностями.

известия: Почему на коже разных людей один и тот же аромат звучит по-разному?

Эллена: Это зависит от многих факторов. Прежде всего - у кожи каждого человека уже есть свой аромат, который во многом зависит от того, что вы едите. Есть и другие факторы - степень усталости организма, интенсивность обмена веществ. И духи лишь вписываются в эту информацию, обрастая новыми ароматными подробностями.

известия: Кроме известных мест, на которые надо наносить духи, - за ухом, на запястье - есть ли еще какие-то правильные? Например, можно ли наносить духи на одежду?

Эллена: Одна очаровательная дама, моя коллега, мадам Вероник Готье, всегда распыляет духи на одежде и волосах. Скажу вам по секрету, есть одно место, на затылке, под волосами, где аромат держится особенно долго. Я тоже предпочитаю наносить духи на одежду - разумеется, не стоить экспериментировать с белой блузкой, духи могут оставить пятно. Кстати, духи на одежде передают аромат в наиболее чистом виде - ведь он не смешивается с запахом кожи. Но вообще это очень личный вопрос внутренней свободы.

известия: Французская парфюмерная традиция включает parfum или extrait, eau de parfum, eau de toilet - по степени содержания спирта и убывания стойкости. Как правильно сочетать разные консистенции аромата?

Эллена: Parfum - моя любимая, потому что духи никогда не выпускаются в упаковке spray, их можно чувствовать кожей пальцев. Это очень чувственная вещь, интимный message с подтекстом соблазна, тогда как spray - это скорее вопрос гигиены, ухода за собой. Кто-то хорошо сказал: "В туалетной воде я лунный, а в экстракте - солнечный". Можно нанести parfum на тело, а одевшись, обрызгать себя туалетной водой, и это будет конечной нотой имиджа как эффектная бижутерия, этакий звонкий щелчок.

известия: Какой тип аромата держится дольше - пряный или свежий?

Эллена: Самые стойкие - так называемые восточные: амбра, ваниль.

известия: Сколько хранятся духи, не теряя истинного аромата, и в каких условиях следует хранить флаконы?

Эллена: Холодильник - идеальное жилище для духов, там их можно хранить года два. Потому что первые враги духов - свет и тепло.

известия: Существует ли мода на ароматы и как часто она меняется? Вы учитываете эти изменения?

Эллена: Ароматы всегда отражают экономические и социальные коллизии. У них нет будущего, они все в настоящем, это зеркало своего времени. Всякий раз, создавая новые духи, я в смятении - что я напишу своим посланием, впишусь ли я в свою эпоху?

известия: Энологи, которым приходится целый день пробовать шампанское, чтобы определить букет, жалуются, что у них устают десны. Что устает у парфюмерного «носа»?

Эллена: Мозги. В моей голове тысячи обонятельных историй, которые я должен рассказать как можно яснее, - от одного этого лишаешься сна. Каждый новый аромат Hermes - это букет моих громадных усилий, это я в разных обстоятельствах, странах, временах года. Например, чтобы создать свой последний аромат, Osmanthe Yunnan, пятый в моей коллекции Hermessence, созданной специально для Hermes, я бежал несколько километров, стараясь не потерять призывное, нежное, шелковистое благоухание кустов османтуса, растущего у павильона Безмятежности в Запретном городе в Пекине. Это было колоссальное напряжение - удержать неуловимую субстанцию и потом создать на ее основе поэтическую композицию. Если это затронуло чье-то сердце, я выполнил свою миссию.

известия: Вы сами предпочитаете какой-то один аромат или меняете их?

Эллена: В жизни я практически не пользуюсь одеколоном - мне достаточно запахов на работе. Мой выбор - только один аромат, который я не меняю вот уже несколько десятилетий, - это Eau d"Hermes, первые духи Hermes, которые были созданы в 1951 году.

известия: Недавно все увлекались "Парфюмером" Зюскинда. Правда, что с помощью аромата можно управлять толпой?

Эллена: Надеюсь, что нет. Один и тот же аромат каждый воспринимает по-своему, обоняние у всех разное.

известия: Тонкое обоняние - врожденный дар или это чувство можно натренировать?

Эллена: Тренировка играет большую роль, но это достаточно легко. Главное - надо быть очень любопытным, просто сумасшедшим, чтобы всю свою жизнь посвятить обонянию и запахам. Чтобы творить в этой области, эмоциональное восприятие должно быть всегда на высоте. Во французском языке есть два глагола - sentir (чуять) и resentir (воспринимать), так вот второй - это суть профессии парфюмера. Я хорошо объяснил? Можно и проще: у моей собаки нюх лучше, чем у меня. Но поскольку у нее нет воображения, парфюмер из нее получится неважный.

Жан-Клод Эллена (Jean-Claude Ellenа) родился на юге Франции, в столице ароматов - Грассе, в семье потомственных парфюмеров. Свои первые композиции он создал в 17 лет, но этим творческим процессом руководил отец. Позднее Жан-Клод Эллена стал учеником знаменитого французского парфюмера русского происхождения Эдмона Рудницка (Edmond Roudniska), создателя первых духов дома «Эрмес» (Hermes) - «Eau d"Hermes».

В 1975 году Жан-Клод Эллена создал свой знаменитый аромат «First» по заказу дома «Ван Клиф и Арпель» (Van Cleef & Arpel). Далее последовали мгновенно ставшие популярными творения «Eau Parfumee» для «Булгари» (Bvlgary), «Declaration» для Картье (Cartier).

В настоящее время Жан-Клод Эллена является одним из выдающихся парфюмеров дома «Эрмес» и отвечает за выпуск всей продукции этой компании. Для его творчества характерен неординарный подход к составлению композиции и особая чистота стиля. Профессия парфюмера для Жан-Клода Эллена похожа на путешествие.

В большинстве случаев люди выбирают ароматы для самих себя, ориентируясь на собственный вкус. Тем не менее духи - прекрасный способ заявить о себе и воздействовать на окружающих, не сказав никому ни слова. Аромат может подчеркнуть индивидуальность. Поскольку люди приобретают парфюм, исходя из собственных предпочтений, то в этом выборе непременно отражается их внутренний мир, чувства и ощущения, их культура. Это похоже на игру, когда с помощью терпкого и яркого аромата человек скрывает собственную нерешительность или пытается отгородиться от окружающих либо, наоборот, мягким и нежным, еле уловимым запахом хочет завуалировать свою страсть и жесткий характер. Духи - оружие завоевания, соблазна, маскировки и откровенного «крика» радости. По мнению Жан-Клода Эллена, аромат - это способ общения, который выбирает человек, пусть даже не всегда осознанно.

Жан-Клод Эллена считает, что аромат нужно выбирать, согласно своему настроению и желаниям, которые каждый день могут быть совершенно разными. Знаменитый парфюмер не поддерживает идею некоторых производителей называть духи именами звезд. Поскольку каждый человек индивидуален, то аромат должен вызывать определенные эмоции и ассоциации - это очень личное. Сам же маэстро с помощью ароматов рассказывает истории, которые должны заставить человека путешествовать в поисках себя.



Свои духи Жан-Клод Эллена «пишет» подобно романам, стихотворениям или поэмам. И хотя его творения имеют определенную структуру: начальная нота, нота сердца и шлейф, он не выделяет ни одну составляющую запаха как главную, предлагая вдыхать сразу весь аромат. После первого впечатления от полного букета, когда ароматы постепенно растворятся и станут менее слышны, в душе человека должен остаться след. Как и литературные произведения, ароматы имеют свой жанр, который зависит от ингредиентов, его составляющих. Жан-Клод Эллена из запахов, как из слов, складывает истории. И если они заставляют людей ощущать нечто необыкновенное и помнить об этом, значит, парфюмер добился того, чего хотел.

Хотя парфюмеров по-другому называют «носами», по мнению Жан-Клода Эллена, в процессе работы над созданием ароматов у парфюмера устает не нос, а мозги. Он постоянно держит в голове сотни обонятельных историй, которые важно рассказать как можно яснее. От этого сам маэстро иногда лишается сна. Каждый новый аромат, созданный Жан-Клодом Эллена, - плод его колоссальных усилий, его самоощущение в разных обстоятельствах, странах, временах года. В то же время в жизни он практически не пользуется одеколоном, ведь на работе он постоянно окружен запахами.

Для работы парфюмера не достаточно одного дара, необходима постоянная тренировка. Как считает Жан-Клод Эллена, крайне важно быть очень любопытным, эмоциональное восприятие и воображение должны быть всегда на высоте.

Подтверждением всему изложенному выше являются ароматы, созданные Жан-Клодом Эллена: «Un Jardin sur le Nil», «Un Jardin En Mediterranee» и последнее его творение - серия ароматов унисекс «Hermessence», в которую входят четыре запаха со своими названиями («Osmanthe Yunnan», «Rose Ikebana», «Ambre Narguile», «Vetiver Tonka»).



На этой странице онлайн-энциклопедии духов размещена информация о парфюмере по имени Жан-Клод Эллена: самые разнообразные биографические сведения, год и место рождения, происхождение, сведения о полученном образовании, наименования известных брендов для которых парфюмером разрабатывались ароматы, перечни созданных им композиций. Если вы можете предоставить какую-либо дополнительную информацию о Жан-Клоде Эллена, пожалуйста, высылайте её на электронный адрес нашего парфюмерного клуба - . После проверки она будет опубликована на этой странице.

Как следствие из выше сказанного: информация для размещения на страницах сайта предоставляется пользователями, отзывы читателей об ароматах представляют собой их частное мнение, которое может не совпадать с точкой зрения редакции «сайт». Здесь же вы можете увидеть ссылки на магазины с предложениями купить парфюмерию. Следует отметить, что сообщество «сайт» является некоммерческим проектом, не контролирует эти торговые площадки, не имеет к ним никакого отношения и, соответственно, снимает с себя ответственность за какие-либо последствия, которые могут возникнуть в связи с использованием таких Интернет-ресурсов.

КРАСОТА ИНДУСТРИЯ


ЖАН-КЛОД ЭЛЛЕНА

Текст: ТАТЬЯНА ЯКИМОВА

В ЦУМе открылся самый большой в мире корнер Hermès. Но оценить его по достоинству журналисты не смогли, потому что видели только главного парфюмера Дома Hermes, последнего аристократа haute parfum Жан-Клода Эллена. На презентации он рассказал о парфюмах коллекции Hermessence то, что не найдешь в пресс-релизах, и представил свою преемницу Кристин Нажель – сам Эллена скоро покидает свой пост.

первые я услышала имя Жан-Клода Эллена, когда мне в руки попал одеколон Eau de Campagne французской марки Sisley (которую тогда мало знали и часто путали с брендом недорогой молодежной одежды с таким же названием). Вот это да, подумала начинающий бьюти-журналист Якимова, это же настоящий помидор, но какой-то очень волшебный помидор, зеленый и одновременно сочный, и вообще, его порезали вместе с ботвой и добавили лимонный сок. Campagne в переводе с французского - «сельская местность», но это явно было счастливое и богатое село! Одеколон, созданный в 1974 году, ничем не напоминал хиты того времени - J"ai Osé, Climat, Diorella, Ellipse и т. д. Он предназначался и для женщин, и для мужчин и явно опередил моду на унисекс-парфюмы. Это сегодня парфюмеры утверждают, что парфюмерные ноты не имеют пола, но я-то помню время, когда многие из этих достойнейших людей всерьез утверждали, что понятие «унисекс» - не для высокой парфюмерии. В общем, дорогущий антигендерный помидор «улетел» у меня за неделю, тем более что пользовались им все члены редакции - независимо от пола и возраста.

Жан-Клод Эллена

Второй «привет от Эллена» мне подарила великая женщина Светлана Комиссарова, когда-то в одиночку успешно осуществлявшая пиар YSL Beauté, а также парфюмов Van Cleef & Arpels, Oscar de la Renta и Boucheron. Этим приветом был аромат First от Van Cleef & Arpels 1975 года рождения. Как мог один человек сразу после бисексуального Campagne создать женственный, изысканный и утонченный аромат на миллион долларов? С легким дуновением туберозы, которую терпеть не могу, но у Эллена она своя: прозрачная, неузнаваемая… А тогда это был просто запах убийственной элегантности в духе Одри Хепберн. Во мне элегантности маловато, но я ее ценю. Такая же вневременная элегантность отличала Declaration от Cartier (1998 год - уже не 70-е), но в нем я почувствовала новую странность: сухость. То ли от полыни, то ли от русской березы. Это было странно и ни на что не похоже. Но это было то, о чем я мечтала.

Я убеждена, что Эллена нет равных в создании парфюмов, о которых все мечтали. Даже когда не знали, о чем мечтают. Он просто делает то, что хочет, а потом выясняется, что это надо всем.

«Люди состоят из запахов, – говорит Жан-Клод Эллена. – В Италии едят чеснок, во Франции – цыплят, это имеет значение».

Итак, у меня появился кумир. Его звали Жан-Клод Эллена, он был наверняка пожилым затворником собственной лаборатории, полной склянок с магическими экстрактами. При этом аристократ, который часто ходит в лес и в огород. Так я думала в конце XX века. Но уже в начале нулевых я знала, что он прекрасен собой и с отменным чувством юмора, аристократ скорее по духу, чем по происхождению. И в лесу он не гуляет, а живет. Правда, иногда лес воображаемый. А все остальное правильно.

И как раз в это время я узнала про L’Artisan Parfumeur. Этот бренд стал для России даже не открытием, а чем-то вроде пинка для ускорения. Меня до глубины души потрясли все «артизанцы», но особенно запах циркового закулисья Dzing! Оливии Джакобетти и элленовский Bois Farine (2003 год). Интересно, что в нем, как и в First, был жасмин, который я снова не расслышала, и снова сухие ноты, как у Declaration, но совсем другие: пыль, высушенная временем ореховая скорлупа, старый сундук, мистический автомобиль «Кристина» Стивена Кинга… Это был запах, который будоражит в метро и успокаивает в салоне авто, согревает на холодном ветру, гармонирует с атмосферой замков и просто старых добротных домов. Bois Farine очень понравился дочери парфюмера Селин и внуку - десятилетний мальчик с удовольствием «носил» парфюм, который многие взрослые считали слишком сложным, слишком уникальным. Но уникальности не бывает много.

Cuir d"Ange: Аромат Hermessence Cuir d"Ange, фото Benoit Telliet

Кстати, Эллена признается, что никогда не хотел переделать Bois Farine, как это часто случается с его другими творениями, и называет L’Artisan Parfumeur пионером нишевой парфюмерии: «До этого не было ни одного бренда с полной творческой свободой. Это был новый подход, смелость и риск, и это были ЗАПАХИ. И это была моя территория».

К 2003 году мастер уже сделал два аромата для Frédéric Malle и даже создал свой бренд The Different Company в компании с легендарным дизайнером флаконов Тьерри де Башмакофф. Закончив Bois Farine (а может, и не закончив - известно, что Эллена часто работает над несколькими во всех смыслах разными ароматами) парфюмер получил от Hermès первый заказ - Un Jardin en Méditerranée. И здесь как раз никакой сухости: парфюм морской, влажный, и даже больше заявленных цитрусовых в нем звучат можжевельник и листья инжира (правда, чтобы это понять, надо хоть раз оказаться возле фигового дерева). Результат так впечатлил Hermès, что следующее предложение было возглавить Hermès Parfum и стать личным парфюмером этого дома. Для этого Эллена пришлось оставить The Different Company, но он получил от Hermès полную свободу. И, кстати, новую лабораторию - красивейший дом в местечке Кабрис, недалеко от его родного Грасса. Судя по всему, Эллена ни разу не пожалел о выборе. А уж как не пожалел Hermès! Продажи подскочили в три раза, каждый новый аромат был лучше предыдущего, и все они словно обладали магической властью над сердцами.

В 2007 году Эллена создал Kelly Calèche - первый и последний его парфюм, посвященный знаменитости. Он уверен, что называть духи именами звезд не стоит, ведь главное - это индивидуальность. Об индивидуальности: смысл этого слова по применению к парфюмам я поняла именно благодаря Kelly Calèche! Конечно, я, как и все, знала, что при контакте с кожей конкретного человека запах немного меняется, раскрывается каждый раз по-своему, но разница не так уж принципиальна. Kelly Calèche оказался чемпионом по изменчивости! На ком-то он звучал как самая дорогая в мире кожа, на ком-то - как луговые цветы, одна девушка сказала мне, что это «первая в ее жизни соленая роза», а другая: «Вначале была счастлива, ах, как элегантно, а потом вдруг потянуло, как от взмыленной кобылы!». Сам Эллена только улыбается - его это явно забавляет. «Люди состоят из запахов, - говорит он. - В Италии едят чеснок, во Франции - цыплят, это имеет значение». Виртуозно сочиненные раскрытия его парфюмов всегда подразумевают личное участие. На мне звучал летний луг, без роз и лошадей. Но я не успела провести эксперимент с чесноком - Kelly Calèche постигла участь всех моих парфюмов авторства Эллена: выпросили! Кстати, чтобы услышать аромат таким, какой он есть сам по себе, парфюмер предлагает наносить его на шарф или жакет.

фото Richard Schroeder

Стоит ли подробно рассказывать о вершине его работы для Hermès - Hermessence? Пожалуй, нет. Хотя во время нашей встречи он говорил только об этих ароматах. Кажется, пришло время признаться: я много лет следила за творчеством этого великого человека и наслаждалась его плодами, но наша первая встреча произошла 25 июня 2015 года, когда Эллена приехал в Москву, чтобы проститься. И представить нового главного парфюмера Hermès Кристин Нажель. Вот так. Я даже не узнала Кристин, с которой в прошлом году распивала эль и болтала о жизни после московской презентации Wood Sage and Sea Salt от Jo Malone. Я смотрела на Эллена, своего кумира, и думала, что знаю о нем больше всех московских журналистов (кроме Яны Зубцовой, но ее не было). Знаю, что он не любит: спреи (духи надо чувствовать пальцами!), отели (на постельном белье всегда запах моющего средства), слово «нос» применительно к его профессии (в ней больше всего устают мозги) и понятие «бриф». Знаю, что, хотя Эллена называют потомственным парфюмером, его отец никогда не создавал духи, зато делал отличные отдушки для мыла, к чему маленький Жан-Клод приложил руку, собирая с бабушкой жасмин, а потом работая на заводе парфюмерных масел простым подмастерьем, да еще в ночную смену. Знаю, что в трудные минуты он читает Жана Жионо - и дела сразу налаживаются. Знаю, что роскошную лабораторию-виллу в старинном местечке Кабрис, где дома и сосны помнят Сартра, Камю, Колетт и Сент-Экзюпери, ему подарил от имени Hermès Жан-Поль Готье... А еще знаю, что он всегда будет для меня номером один.

Эллена в саду на крыше дома Hermes

Жан-Клод Эллена
о парфюмах Hermessence

Наведите на изображение
чтобы увидеть информацию

VETIVER TONKA

CUIR D’ANGE

EPICE MARINE

AMBRE NARGUILE

ROSE IKEBANA

POIVRE
SAMARCANDE

BRIN DE REGLISSE

Brin de Réglisse. Это первый аромат с ростками солодки, и он никому не нравится, кроме меня. Ну и ладно. НЕ ВСЕГДА ЖЕ НАС СОПРОВОЖДАЕТ УСПЕХ! Эта композиция о настоящем, нетуристическом Провансе. О лаванде, которая цветет с 15 июня по 15 июля: ароматные голубые моря, которые зимой выглядят черными, как уголь. Мне нравится противопоставление голубого и черного. Чтобы передать его, понадобилось из 400 существующих молекул лаванды выбрать 40 и кое-что изъять: запах мочи, запах пота… В итоге моя идеальная лаванда стоила в десять раз дороже, чем «недоочищенная». Зато она идеальная и с примесью солодки, которую никто не любит.

Epice Marine получился благодаря Оливье Роллинжерру - известному шеф-повару и моряку, объездившему весь мир в поисках новых специй. В его лавочке в порту Канкаль можно найти десятки видов перца, о которых вы и не слыхали. Я сделал Epice Marine практически в соавторстве с ним. Чтобы передать сочетание моря и специй, тумана и намокшей гречки, я использовал обжаренную зиру. Но аромат полностью сложился, когда Оливье рассказал мне про Bruichladdich - шотландский островной виски, который якобы пахнет туманом. После долгих поисков я получил бутылочку Bruichladdich, подушился им и понял, каким должен быть парфюм.

Poivre Samarcande . Этот парфюм - словно душа дуба, который рос возле моего дома, долго болел, и пришлось его срубить. Запах срубленного дуба был удивительный - дымчатый, мускусный, немного перечный… Но я не сразу понял, куда его использовать. Я просто записал его в блокнот. А потом воскресил - под названием, в котором нет ничего о дубе.

Cuir d’Ange («ангельскую кожу») я посвятил роману «Голубой Жан» гениального французского писателя Жана Жионо, отец которого был сапожником, а мать - прачкой. В «Голубом Жане» я нашел очень красивый термин «ангельская кожа» и подумал: из такой кожи, наверное, должны быть сандалии богов. Сандалии Эрмеса! У них должен быть кисловатый, довольно резкий, но при этом легкий запах. И я его сделал.

Vetiver Tonka . Ветивер - как мифологический герой или вечный любовник: сколько существует парфюмерия - столько о нем и говорят. Он мшистый, землистый, терпкий, но я всегда слышал в нем что-то мягкое и ласковое. С помощью бобов тонка я придал ветиверу карамельный вкус - и получил женский аромат, который чаще используют мужчины. И мне это нравится!

Ambre Narguilé - это про искусство жить. В Каире жизнь идет медленно, как течет Нил. Здесь женщины занимаются делами, а мужчины курят наргиле - табак с кусочками смолы, специй, фруктов, яблока… Они его раскуривают и макают в него губы. Пьянящие завитки дыма, жара… Место традиционно мужское, но пахнет в нем женщиной. Об этом парфюм.

Rose Ikebana . Япония - страна, которую я долго не понимал. Например, я пишу маслом, и я контролирую этот процесс, а в японской живописи реакция рисовой бумаги на акварель не управляема… И я захотел создать что-то такое же неуловимое. Связь между водой и икебаной.

{"width":120,"columns":10,"padding":0,"line":40}