Изготовление композиций из семян растений. Конспект урока по технологии "Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Композиция из семян растений"(2 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Конспект занятия с использованием современных педагогических технологий на тему:

«Композиция из плодовых семян»

Конспект разработан методистом, педагогом дополнительного образования Дома пионеров и школьников

Дуванского района

Исламовой Оксаной Владимировной

Тема: «Композиция из плодовых семян».

Цель: развитие творческой деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

    Учить детей приёмам работы с различными семенами.

    Помогать приобретать необходимые навыки и умения в работе.

Воспитательные:

    Воспитывать инициативу и самостоятельность.

Развивающие:

    Развивать умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные узоры.

    Развивать творчество, эстетический вкус.

Методы и формы обучения: беседа, объяснение, самостоятельная работа, обсуждение, моделирование, игра.

Педагогическая технология: технология мастерских.

Возраст: 8-9 лет.

Литература:

Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2007.

Пудова В., Лежнёва Л. Игрушки из природных даров – М.: «Махаон», 1999.

1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.

Материалы и оборудование: Баночки с семенами (кабачков, тыквы, арбуза, гороха, помидора, фасоли, вишни), образцы композиций, основы для композиции, пластилин, запись инструментальной музыки, кроссворд «Семена», сюрпризы для детей.

Ход занятия:

    Вступительная беседа (с использованием элементов ТРИЗ).

– Подарок – это хорошо или плохо? Почему подарок – хорошо? (ответы детей). А когда подарок – плохо? (ответы детей). Как вы думаете, какой подарок лучше: готовый или сделанный своими руками? (ответы детей).

– Кто отмечает праздник на этой неделе? (мамы, бабушки – День Матери). Мама – это самое первое слово, которое произносит человек. Нет никого ближе, роднее и добрее, чем мама. Не зря говорят: «При солнышке тепло, при матери добро. В России в последнее воскресенье ноября отмечается День Матери. В этом году этот праздник выпал на 29 ноября.

– Сегодня мы сделаем подарок к празднику Вашим мамам.

    Беседа о материале, нацеливание на выполнение композиции.

– В эту страну не идут поезда,

И самолёт не летает сюда,

Как же страну эту назвать?

Страну, до которой рукой подать!

– Попробуйте отгадать, из каких материалов будет наша поделка.

(Загадывание загадки о семенах).

Что такое:

Умирая, новую жизнь начинают.

– Это страна семян. Из разных семян можно изготовить много замечательных поделок. Семена бывают разной формы, размера, цвета. Они очень красивые, поэтому их можно использовать для оригинальных поделок.

– Как хранят семена? (их собирают, просушивают, раскладывают в пакеты или баночки).

– Все ваши мамы – замечательные хозяйки. Каждый день они держат в руках различную посуду – тарелки, кружки. Мы сделаем в подарок мамам не просто посуду, а удивительную посуду – украшенную природным материалом – семенами.

    Продумывание композиции из плодовых семян.

– Сегодня у нас будет работать творческая мастерская. У вас будет возможность самим выбрать материал, из которого вы будете выполнять, придумать свой, оригинальный узор. Материала вы сможете выбрать самые разные.

– Для основы можно взять тарелку из папье-маше, баночку, крышку. Семена также можно использовать самые разные.

– Чтобы угадать, какие семена мы будем использовать, попробуйте отгадать загадки.

(Загадывание загадок)

Я лежу на бахче гордо,

Греет солнце мой бочок.

Я – зелёный, вкусный, твёрдый,

И зовусь я …

(Кабачок)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова тяжела,

Только шея тонка.

Твоему мячу подобен,

Только вкусен и съедобен.

Хоть зелёные бока,

Мякоть красная сладка.

Голова на ножке,

В голове горошки.

Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

В огороде хоть росла,

Знает ноты «соль» и «фа».

Была зелёной, аленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я –

И вот теперь я спелая.

(После отгадывания загадки выставляются баночки с семенами).

– Посмотрите, какие подарки мамам можно приготовить (показ готовых работ – композиций на тарелке, баночке, крышке от майонеза).

    Моделирование.

– Поделка только тогда будет удачна, если она хорошо продумана. Мы сделаем модель вашего узора на бумаге и потом перенесём его на основу (каждый ребёнок продумывает на листе бумаги узор, защищает свою модель).

    Подготовка основы для композиции.

– Семена можно наклеить на фон, а можно намазать фон пластилином и вдавить их. Выберите основу и пластилин подходящего вам цвета. Отделяйте небольшие кусочки и размазывайте на вашей основе.

    Физминутка – игра «Кто быстрее отделит семена?».

– Помните, как в сказке Золушка перебирала семена. А мы отдохнём и попробуем разобрать их. В коробке смешаны разные семена. Вам нужно отделить их – кто быстрее?

    Практическая работа. Выполнение композиции из плодовых семян.

– Наступает самый ответственный момент в работе нашей творческой мастерской. У нас всё готово и мы приступаем к выполнению композиции. Основу вы уже приготовили. Узор придумали.

(Во время изготовления поделки звучит музыка. Осуществляется индивидуальная работа).

    Оформление выставки в творческой мастерской.

Готовые работы располагаем на выставке в нашей творческой мастерской.

    Решение кроссворда «Семена» (детьми, которые закончили поделку и поместили её на выставку) – индивидуально.

    Игра «Кто быстрее возьмёт яблоко?».

– Под музыку вы будете ходить по кругу. Как только закончится музыка, должны взять яблоко. Кто не успел – выбывает из игры.

    Анализ.

– Понравились вам подарки?

– Что получилось?

– Как вам кажется, что в вашей поделке неудачно?

– Мы договорились, что эти поделки вы подарите в День Матери. А что пожелаете своим мамам? (ответы детей).

Аппликация Цветы из природного материала своими руками

Мастер-класс. Цветочная композиция из природного материала «Солнечный букет»

педагог дополнительного образования Новичкова Тамара Александровна МБОУ ДОД Лесновский Дом детского творчества.
Описание: мастер – класс рассчитан для детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей.
Назначение: изготовление цветочной композиции из природного материала предназначено для украшения интерьера, может занять почётное место на выставке декоративно-прикладного искусства и стать хорошей идеей для подарка.
Цель: обучение детей правильному составлению композиции из природного материала с подборкой цветовой гаммы.
Задачи:
- учить приёмам работы с природным материалом;
- познакомить с многообразием семян, которые можно использовать в работе, показать красоту создаваемых цветов;
- развивать воображение, чуткость и фантазию, желание достигать поставленной цели;
- воспитывать эстетический вкус, умение видеть прекрасное в обыденном, аккуратность в работе.

Зимой, когда за окном пасмурно и холодно, приятно вспомнить о лете, о цветах дарящих нам неповторимый аромат и красоту. И хочется сделать такое, что приятно удивит и порадует друзей и близких. В коробочках на полке находятся семена растений, овощей, засушенные летом цветы. Таят они в себе тепло, свет и запах лета. Приходит идея создания композиции из семян. Создание картин и поделок из природных материалов – особый вид творчества, который называется флористикой. В произведениях флористики используют сухие листья, цветы, травы, семена и плоды растений, кору деревьев. Разнообразные формы природных материалов зачастую сами подсказывают интересные сюжеты. Фантазируя, воображая, комбинируя природные материалы можно создавать своими руками удивительные вещи.

Сегодня я предлагаю мастер – класс по изготовлению цветов из семян.
Посмотрите на семена тыквы, дыни, арбуза. Что они вам напоминают? Конечно лепестки цветов. Попробуйте собрать эти лепестки в красивые цветы. Вот что получилось.



Для составления композиции из семян потребуются следующие материалы и инструменты:
- рамка, голубая ткань;
- плотная белая бумага;
- семена тыквы, гречка;
- засушенные листья кукурузы, соломка;
- береста;
- ножницы, краски гуашь, кисточка;
- клей «Титан»;


Пошаговое выполнение букета из природного материала.
Подготовьте рамку. Уберите стекло и на картон натяните ткань или приклейте лист цветной бумаги.


Разметьте на твёрдой бумаге круги диаметром 2-3см, 4см, 6-7см и вырежьте их. Я воспользовалась разного размера баночками.



По краю круга нанесите клей «Титан» и приклейте семена тыквы. Получились цветочки.



Смешайте жёлтую краску с небольшим количеством клея ПВА и аккуратно покрасьте лепестки. Дайте высохнуть и нанесите бесцветный лак для ногтей.
Затем хорошо смажьте середину цветка клеем и посыпьте гречкой.



Пока краска на лепестках будет сохнуть, займёмся изготовлением листьев. Их мы сделаем из листьев кукурузы. (Листья кукурузы были проглажены, высушены под прессом осенью).


Для веточек возьмите соломинки.


Сделайте вазу. Дайте простор своей фантазии. Вазу, например можно сделать: из бумаги, обсыпанной мелкими семенами; из высушенных листьев; из соломки. Мы сделаем её из бересты. Возьмите плотный картон, сложите пополам, нарисуйте вазу и вырежьте.



Нарежьте бересту на тонкие полоски. Смажьте один край вазы клеем «Титан» и приклейте полоски бересты горизонтально.



Начинайте переплетать. Последовательно все полоски вплетайте вертикально в заготовку, закрепляя их на концах клеем.




Длинные полоски отрежьте по контуру вазы. Приклейте окантовку. Ваза готова.


Формируем букет. Приклейте вазу, затем расположите веточки – соломинки.
Начинайте заполнять букет листьями. Сначала задний план, а затем передний, придавая композиции нужную форму и силуэт. Слегка приглаживайте ладонью листья через бумагу. 2-3 листа оставьте приподнятыми. Это создаст объём.


Приклейте цветы. Крупные располагайте снизу, более мелкие – выше, а бутоны в верхней части букета.


Золотой подсолнушек,
Лепесточки – лучики.
Он – сыночек солнышка
И весенней тучки.
Утром просыпается,
Солнышком лучится.
Ночью закрываются
Жёлтые ресницы.
Татьяна Лаврова.
А вот такие незабудки из семян арбуза сделала моя воспитанница Ульяна.

Красивые лепестки цветов можно сделать из семян арбуза, дыни, кабачков, подсолнуха, тыквы, яблока и подобных им культур. Этот же семенной материал доступно использовать и для создания вполне самостоятельных поделок. Из него получаются прекрасные панно, на которых каждый элемент изображения покрывается в мозаичной технике семенами различных растений.

Многообразны семена огородных культур – моркови, лука, кинзы, кресс-салата, петрушки, помидоров, редиски, свеклы, укропа. Самыми мелкими из них можно заполнить фон панно или выложить очень маленькие детали.

Многие дачники на своих садовых участках выращивают многолетнее растение физалис. Осенью на его стебле появляются яркие фонарики золотисто-оранжевого цвета. Внутри фонарика имеется темная круглая ягода с костянкой. Высыхая, фонарики физалиса не теряют своих формы и цвета. Костянку можно использовать для укладки в мозаику, а фонарики – как вспомогательный материал.

Мозаика с изображением Александра Македонского и персидского царя Дария служила украшением пола одной из комнат дома Фавна и занимала площадь в 15 м.

Хорошее сочетание с семенами растений дают зерна различных злаковых культур и крупы, которые по сути представляют собой те же семена, но только очищенные или переработанные. Из злаковых для мозаичных поделок можно использовать рожь, пшеницу, овес, а также овсяные, ржаные или ячменные хлопья и даже манную крупу.

Для столь необычной мозаики из нетрадиционных материалов подходят многие крупы: греча, перловая, просо, пшено, очищенный и неочищенный рис. К примеру, неплохо сочетать в панно фон из гречки и арбузных семян.

Греча – очень интересный материал. Можно взять светлую крупу и путем разной степени обжарки получить из нее сырье всевозможных коричневых тонов.

Такой же эффект достигается при обжарке кофейных зерен, которые в сыром виде имеют зеленоватый цвет. В результате обжарки доступно получить зерна разных оттенков коричневого цвета.

Рис интересен тем, что его зерна имеют разную форму: можно подобрать для деталей удлиненные или только круглые зернышки.

Для создания мозаичных панно и картин подойдут зерна бобовых культур разной окраски: зеленый и желтый горох; светлая и красная чечевица; цветная, пестрая и белая фасоль; различных цветов бобы; зерна кукурузы и кукурузная крупа.

В мозаичном произведении можно использовать всевозможные специи: черные, белые и красные семена перца, зеленые зернышки маша, кунжутное семя, семена гвоздики, укропа и тмина.

Отлично дополнят панно или картину различные веточки деревьев, кустарников, засушенные стебли растений, цветы, высушенные плоды, ягоды и разные колоски, засушенные отдельные сухие листочки растений разнообразной формы и размера. Можно также включить в композицию перья птиц и маленькие круглые камешки (это та же галька, которую использовали в древности).

Весь природный семенной фонд как материал для мозаики лучше собирать осенью, когда все семена зрелые и сухие. Крылатые семена клена или вяза доступно собирать летом. Семена и плоды удивительных растений, которые будут интересны для творческих работ, можно привезти из поездки в экзотическую страну.

Семечки арбуза, тыквы, кабачка, дыни нужно тщательно очистить от мякоти, вымыть водой и просушить на листе бумаги.

Зерна кукурузы аккуратно снять с початка и разложить на бумажной салфетке. Процесс сушки займет несколько дней, но цвет и форма подсохших зерен останутся прежними.

Прежде чем сложить семена на хранение, их нужно подсушить и рассортировать. Для хранения семенного материала подойдут картонные коробочки. Мелкие семена лучше расфасовать в спичечные коробки, снабдив каждый точной этикеткой. Для более крупных семян подойдут коробки из-под шоколадных конфет, на которых также следует сделать соответствующие надписи. Коробки и упаковки с семенами желательно беречь от влажности, хранить их в сухом и прохладном месте, иначе семена прорастут.

Листья деревьев, которые способны послужить дополнительным материалом, осенью окрашены в самые разные цвета. В это время нужно запастись багровыми листьями клена, медными – дуба и каштана, золотисто-желтыми листьями вяза, оранжевыми – рябины.

К числу дополнительных материалов для композиций относятся листья кукурузы, папоротника, березы, клена, дуба, сирени, липы, каштана, вяза и осины (рис. 11).

Все собранные листья следует рассортировать по формам и размерам, а затем засушить. Для чего нужно сложить пополам лист бумаги (можно использовать кусок обоев или газету). Внутрь аккуратно, чтобы не смялись, поместить листья. Сверху положить толстую книгу в качестве груза. Он обеспечит равномерное засушивание и выравнивание листьев. Через несколько дней они уже высохнут. При необходимости, если листья не высохли, следует заменить бумагу. Высушенные листья клена, дуба, березы, ясеня, вяза, хотя несколько и теряют насыщенность цвета, но все-таки сохраняют свою первоначальную окраску.

В лесу собирают нераскрытые шишки – плоды хвойных деревьев: сосны, ели, кедра, пихты. При комнатной температуре в помещении они через некоторое время раскроются. "Чешуйки" шишек можно срезать ножницами и использовать при составлении плоских картин. Они подойдут для чешуи рыбки или крыльев совы (рис. 12).

В качестве дополнительных материалов в мозаичных композициях можно использовать ягоды и плоды. Круглые ягоды рябины ярко-красного и оранжево-красного цветов сморщиваются и теряют свою яркость после того, как подсохнут.

Кожура апельсинов и лимонов при высыхании становится твердой и более темного цвета. Ее нужно нарезать небольшими кусочками толщиной 0,5 см и просушить на солнце. Они затвердеют, после чего их можно включать в композицию.

Желуди имеют овальную форму и окраску нежно-бежевого цвета. С одной стороны желудь прикрывает чашечка – плюска, которая легко отделяется от него и используется в композиции. В мозаичную композицию можно включать и ореховую скорлупу, которая очень часто имеет достаточно интересную поверхность.

У твердой скорлупы грецкого ореха рельефная поверхность. Разделить ее на 2 равные половинки можно ножом. Его нужно приложить к ореху, а затем слегка постучать по нему молотком – скорлупа раскроется ровно на 2 части. Скорлупа фисташек приятного кремового цвета довольно легко разламывается.

Мягкая и очень легкая скорлупа арахиса легко режется ножом. Кедровые и лесные орехи имеют достаточно твердую скорлупу темно-коричневого цвета. Собственно кедровые орехи несложно целиком включать в композиции наравне с семенами.

Фон для композиции из семян должен соответствовать характеру природного материала, который станет в особенности ярко "звучать" на том или ином фоне. К примеру, белый фон великолепно подчеркнет контуры, цвет и форму композиции.

В цветочных магазинах можно приобрести наборы "Саше", в прозрачные пакеты или коробочки которых упакованы части растений. В них собраны экзотические семена, цветы, плоды, листья, ароматизированные специфическим запахом благовоний. В таких наборах растения подобраны по цвету и запаху, вследствие чего у них есть определенные названия. К примеру, растения с преобладанием оранжевой цветовой гаммы собраны в наборе "Абрикос", тогда как в наборе "Морской воздух" растения имеют разные оттенки синего и голубого цветов. Такими наборами хорошо пополнять коллекции семян определенного цвета.

В создании мозаики нетрудно использовать и другие элементы или материалы, которые подчеркнут колорит и фактуру изделия. Если невозможно подобрать мелкие семена нужного цвета, допустимо применить бусинки или бисер необходимых оттенков (в живой природе не бывает семян голубого или синего цвета). Кстати, бисер – это близкий "родственник" смальты. Дополнить мозаичный рисунок из семян несложно мелкой крошкой янтаря, цветным песком, мелкими камушками и ракушками. Оригинальные эффекты создают включенные в рисунок блестки, пуговицы с интересной поверхностью и различные стразы. Все эти материалы вклеивают согласно рисунку на поверхность основы, получая превосходный, оживляющий композицию эффект.

При создании мозаичного произведения для его наилучшего композиционного решения порой каменные или смальтовые модули дополняют металлическими модулями.

Эффект металлической мозаики при создании произведения из семян можно получить с помощью пластинки недорогого металла либо пленки цветов, близких к настоящим золоту, серебру или меди. Из этого материала нужно вырезать детали по рисунку или модули нужного размера. Затем их крепят специальным клеем на поверхность основы вместе с семенами.

Большинство семян растений легко поддаются покрытию акварельными, гуашевыми или акриловыми красками. При желании можно придать отдельным частям изображения нужную окраску.

У р о к 2. Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Композиция из семян растений Педагогиче ские цели Создать условия для приобретения учащимися опыта практической преобразовательной и творческой деятельности, способствовать развитию умений различать цветовые оттенки, подбирать семена по размеру, цвету, форме, составлять орнамент, план работы; потребности познавать, проявлять творческую инициативу; умения анализировать, прививать интерес к предмету Тип урока Открытие нового знания, решение учебной задачи Планируем Познакомятся с понятиями «тон», «форма», «размер». Научатся подбирать семена и другие материалы по их декоративно­художественным свойствам, составлять план работы, композицию по образцу или собственному замыслу. Освоят приемы разметки с помощью шаблона, наклеивания деталей ые результаты (предметны е) Личностны Проявляют интерес к предмету «технология» е результаты Универсаль ные учебные действия (метапредм етные) Основное содержание темы, понятия и термины Образовате льные ресурсы Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; контролировать свою деятельность. Познавательные: отбирать и анализировать информацию, находить информацию в учебных пособиях, осуществлять классификацию предметов по определенным признакам. Коммуникативные: вступать в беседу и обсуждение на уроке Знакомство со средствами художественной выразительности: тон, форма и размер. Подборка семян по тону, по форме. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Осуществление выбора правильного плана работы из двух предложенных. Самостоятельная разметка по шаблону. Наклеивание семян на картонную основу. Изготовление композиций из семян растений Учебник, с. 10–13, рабочая тетрадь; образцы природного материала (семена разных растений), образец изделия, клей, картон, шаблон (круг), ножницы

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а Этапы урока II. Постан овка учебной задачи Формы, методы, методиче ские приемы Фронтал ьная. Словесн ый, наглядн ый, проблем ный. Беседа, демонст рация III. Усвоен ие новых знаний и способо в действи й Фронтал ьная. Словесн ый, наглядн ый, практич еский, игровой. Беседа. Пробные упраж­ нения Деятельность учителя Учитель показывает учащимся рисунки, выполненные в одном тоне и с градацией оттенков, в цвете и монохромной гамме. – Какое впечатление произвел на вас каждый из этих рисунков? Влияет ли цвет на наше восприятие художественных работ? (Показывает образцы орнаментов из природного материала.) – Что еще нужно учитывать, выполняя разные орнаменты из природных материалов? Сформулируйте цель урока, задачи, которые нужно будет решить в процессе работы над композицией Организует обсуждение вопросов в учебнике (рубрика «Обсудим вместе», с. 10). – Рассмотрите различные природные мате­ риалы. Одинаковы они по размеру, форме и цвету? И г р о в о й м о м е н т. З а д а н и е: определить на ощупь семена растений. Разложите семена растений по цветам от светлого тона до темного, затем по размеру и форме. Организует работу Форма контрол я Беседа по вопрос ам Деятельность обучающихся осуществляемы е действия Рассматрива ют рисунки, образцы изделий из природных материалов. Отвечают на вопросы учителя. В ходе беседы определяют тему урока формируемые умения Принимают учебную задачу, определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя Беседа по вопрос ам. Выполн ение упражн ений Отвечают на вопросы, наблюдают, рассматрива ют иллюстрации, природные материалы, идентифицир уют их, работают с учебником, осмысливают необходимос ть бережного отношения к природе. Демонстриру Различают разные виды природных материалов, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Умеют анализировать, группируют предметы и их образцы по общему признаку

Этапы урока Формы, методы, методиче ские приемы Физкуль тминутк а Коллект ивная. Практич еский IV. Закреп ление знаний и способо в действи й Фронтал ьная, индивид уальная. Словесн ый, наглядн ый, практич еский. Практич еская работа Деятельность учителя учащихся. – Из семян можно выложить красивые орнаменты. Составьте орнаменты из собранного вами природного материала, подбирая при этом семена по размеру, форме, цвету. Как вы расположили узоры? В прямоугольнике? Круге? Чтобы узор получился аккуратным, нужно правильно выполнить разметку основы. Давайте рассмотрим, как делается разметка круга под орнамент Мы, листики осенние, на веточках сидели. Подул вдруг ветер северный – мы с веток полетели. Полетели, полетели и на землю тихо сели. Ветер снова набежал и листочки все поднял, Повертел их, покрутил и на землю опустил 1. Организует анализ готовых образцов. 2. Помогает определить собственный замысел. 3. Организует планирование предстоящей работы. – Составьте план работы, сравните его с последовательностью работы над изделиями № 1 и № 2 и выберите правильный вариант. 4. Практическая работа. Форма контрол я Деятельность обучающихся формируемые умения осуществляемы е действия ет приемы разметки. Выполняют пробные упражнения Наблю дение за выполн ением движен ий Практи ческая работа. Наблю дение Осуществляют профилактику утомления Выполняют движения по тексту под руководство м учителя Готовят свои рабочие места, слушают, понимают и выполняют предлагаемое задание Создают мысленный образ и воплощают его в изделии. Ориентируютс я в учебнике, извлекают необходимую информацию для решения учебной задачи. Действуют с

Этапы урока Формы, методы, методиче ские приемы Коллект ивная. Словесн ый, наглядн ый. Выставк а, беседа Фронтал ьная. Словесн ый. Беседа Выставк а работ (оценка) V. Рефлек сия учебной деятель ности (итог) Деятельность обучающихся Деятельность учителя осуществляемы е действия З а д а н и е: составить орнамент из семян растений. Наблюдает за работой обучающихся и при необходимости оказывает помощь в выполнении задания. Организует уборку рабочих мест Организует рассматривание работ. Предлагает оценить готовые изделия по критериям в памятке 3 Рассматриваю т готовые изделия, обсуждают и оценивают ра­ боты формируемые умения опорой на памятку­ алгоритм (инструкционн ую карту). Осваивают приемы работы ножницами. Осуществляют самоконтроль Бережно относятся к результатам своего труда и труда одноклассник ов Форма контрол я Беседа по вопрос ам – Что мы сегодня сделали? – Что нового узнали? – Что было сложнее всего? – Что надо сделать, чтобы получилось лучше? – Понравилось ли вам то, что вы сделали? – Дайте оценку уроку Обсуждают качество выполненных работ. Отвечают на вопросы Подводят итоги, оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопрос ам