История возникновения детской одежды. История детской моды

Вся история детской одежды насчитывает более 200 лет назад. Одежда для мальчиков и девочек до этого времени была лишь уменьшенной копией взрослой. В Древнем Египте дети совсем не носили одежды. Там былитолько украшения, которые они носили в юности своей, а потом когда их состригали, по поверьям ребенок становился взрослым. Младенцев в среднем веке тупо пеленали, считалось, что с помощью этого ноги и руки у него вырастут прямыми и малыш не сможет пораниться и простудится.

Когда малыш начинал ходить, то его одевали в длинные сорочки. Этот вариант особо подходил небогатым родителям, потому как их дети могли носить одежду подобного кроя. Достигнув 7-10 лет, дети переставали считаться отличными от взрослых, поэтому они одевались, так же как и их родители. Семнадцатый век принес новые веяния в детскую одежду. Гардероб детей разнообразился длинными платьицами, рубашками, чепцами и вышивкой.

В Девятнадцатом веке возникло разделение мальчикам – голубое, девочкам – розовое. В это время девочки начинают носить панталоны. Мальчики же практически копируют девочек, они носят шотландские юбки, короткие туники и обувь на высоком каблуке. В дальнейшем возникает популярный «матросский костюмчик» и туфельки с перепонкой. Помимо этого в моду входит бельевой стиль. Рубашки дети носили с длинным рукавом и эта длинна, зависела от времени суток. Сверх нее надевалась маечка с пуговицами, к которой присоединялась подвязка для чулок.

В конце ХІХ века начинается производство детской одежды и оно было связано с бурным развитием легкой промышленности. Для детей открываются первые магазины, в которых продают только детский товар. А начало ХХ века приносит нам моду американских платьев – со свободной талией и длинной до колен. В этом веке детскую одежду задают не родители, но малыши. Как и эмансипированные женщины девочки начинают носить брюки. Так же особенно в это время ценятся ручные работы, украшение бисером и вышивкой. Это мастерство передают из поколения в поколение. В детской одежде современные дизайнеры стараются объединить яркие расцветки, натуральные ткани и удобный покрой. Мода на детскую одежду давно уже перестала быть одной из частей взрослой, теперь она развивается самостоятельно.

Детская одежда появилась лишь двести лет назад, и «изобрели» ее в Англии. До этого времени одежды для детей – тем более специально для мальчиков и девочек – не существовало. Детской моды тоже не было. Ребят постарше наряжали в подобие одежды для взрослых, а младенцы довольствовались куском ткани.

Одевать своих детей хорошо хотят все. И как же многогранно это желание: одежда должна быть красивой, модной, практичной и желательно с изюминкой. И изготовители детской одежды стремятся угодить мамам и папам. Современный рынок пестрит предложениями самых разных брендов и моделей. Родители обладают простой, но важной возможностью – выбором. А ведь выбор был не всегда.

Если говорить о моде вообще, то в своем развитии она идет нога в ногу с человечеством. От моды и внешнего вида многое зависит, ведь «по одежке встречают». Но это касается мира взрослых. Детская же мода –понятие сравнительно молодое. Сегодня это отдельная и серьезная часть индустрии. А первым настоящим детским модельером можно считать француженку Жанну Ланвен. Она открыла одежде для малышей и подростков дорогу в мир от­кутюр. Ее дочь Мари­Бланш стала ее музой и всегда была великолепно одета. И клиентки Ланвен просили ее шить одежду и для их детей. Но это случится лишь в начале ХХ века.

Если посмотреть в ретробинокль на разные эпохи, то мы увидим, что детей долгое время туго пеленали, поэтому одеждой им служил кусочек ткани. Лишь после Первой мировой войны гигиенисты сделали открытие, благодаря которому новорожденные «получили право» на свободу движений. Когда же ребенок подрастал, его одевали в тунику или свободно ниспадающее платье, при этом не имело значение, мальчик это или девочка.

В XVII веке на одежде, предназначенной для детей, появились вышивки. В основном ими украшали рубашки, передники и чепчики. А в начале ХIХ века стали шить одежду разной цветовой гаммы: для девочек предназначались наряды розового цвета, для мальчиков – голубого. В это же время у девочек появились платья с поясами, а у мальчиков – пиджаки. В моду вошел стиль ампир, когда девочки носили платья до колен с выглядывающими из­под него панталончиками, а мальчики – штаны с воланами и короткие туники.

В ХIХ веке в моду вошел матросский костюмчик, который остается востребованным до сих пор. Разумеется, матроска была самой популярной одеждой для мальчиков Belle époque. «Из самых ранних детских воспоминаний – поход в берлинский зоосад, когда я оказался в Берлине с родителями. На мне была матроска, купленная накануне, на макушке шикарная бескозырка с лентами, в руке – тросточка. Вела меня няня, очень моим видом довольная», – вспоминал князь Феликс Юсупов. Герой Валентина Катаева – Петя Бачей – тоже одет сообразно эпохе: «На Пете был городской праздничный костюм, из которого он за лето сильно вырос: шерстяная синяя матроска с пристроченными вдоль по воротнику белыми тесемками, короткие штанишки, длинные фильдекосовые чулки, башмаки на пуговицах и круглая соломенная шляпа с большими полями».

К концу века мальчиков, которых раньше до шести лет было принято одевать в платья и панталоны, крутить им локоны и с религиозным воздыханием называть ангелочками, переодели в коротенькие штанишки.
В XX веке различия между одеждой разных полов начинают сглаживаться. Девочки уже носят брюки. В числе фаворитов – яркие футболки, удобные ботинки без каблучков и джинсы. В ходу, прежде всего, удобная одежда для активного образа жизни.

В XXI веке модные тенденции детской одежды претерпели значительные изменения. Одежда становится ярче, разнообразней и выразительнее. К декору добавляются аппликации. Отдельно разрабатывают одежду для торжеств и праздников: бальные платья и костюмы с бабочкой. Аксессуарам уделяется больше внимания – теперь можно подобрать специальную сумочку к торжественному платью. Уже и дети, и взрослые относятся к моде серьезно. Многие родители следят за трендами не только во взрослой, но и в детской моде, и со знанием дела выбирают одежду в магазинах детских товаров.

Так выглядела история детской моды в общих чертах. А если приглядеться внимательнее, дело было так.

Становление

До конца XVIII века дети одевались так же, как и взрослые. Крошечные испанские инфанты, затянутые в корсеты над широченными юбками, малолетние прусские кронпринцы в мундирах и напудренных париках, юные графини в необъятных робронах – они смотрят на нас с портретов, вызывая восхищение и… жалость. Дети из прошлых столетий выглядели, безусловно, красиво. Да, красиво, но эти наряды были уж очень неудобны. Детская одежда повторяла взрослую до мелочей. Только в древнем Египте поступали иначе, там дети до юности вообще не носили одежды. А потом им позволяли носить только вещи, соответствующие их возрасту и социальному статусу.
Обязательная или обязывающая одежда сопровождала человека с самых ранних лет. Принцесса Вильгельмина Прусская, сестра Фридриха Великого, в своих воспоминаниях писала, что «… корсет, изготовленный из железных обручей, я начала носить в возрасте семи лет и должна была даже спать в нем, зато потом я имела “осиную” талию». Отношение к детям было совсем не таким, к которому мы привыкли. Ребенок из аристократической (а тем более – королевской) семьи с детства ощущал значимость своего положения. Он был «маленьким взрослым», примеряя на себя будущую роль в обществе. Роль и, соответственно, одежду. Британская исследовательница истории нижнего белья и корсетов Розмари Хоторн отмечает: «Чем более высокое положение занимала семья, тем раньше ребенок имел все шансы испытать на себе тиски из китового уса».

Появление самостоятельного направления моды – детского костюма – исследователи связывают с разными причинами, в том числе и с воспитательными идеями Жан­Жака Руссо. Его роман­трактат «Эмиль, или О воспитании» во второй половине XVIII века становится настольной книгой всех просвещенных родителей. Он произвел настоящую революцию в мире детской моды. Руссо не только подробно описал одежду того века, но и раскритиковал ее. Он выступил против тяжелых громоздких вещей для детей. И после этого девочек стали наряжать не в корсеты и кринолины, а в легкие муслиновые платья, а мальчики начали носить пиджаки вместо тесной офицерской формы. А главное, общество отказалось от париков. Руссо пропагандировал «целебную детскую одежду», которая бы не сковывала детей. На этой волне в Англии были разработаны первые детские костюмчики, сшитые в соответствии с принципом «свободы движения». Екатерина II, считавшая себя образцовой воспитательницей, следуя этой моде, даже придумала свой вариант детской одежды – нечто похожее на комбинезон. Так что, по существу, она была первым дизайнером детской одежды в России.

Другой предпосылкой для создания детской одежды называют многочисленные трактаты врачей о детской и подростковой смертности. Одна из причин – ношение маленькими детьми корсетов, обуви на высоких каблуках и прочих атрибутов взрослой моды. В России идею создания «целебной» одежды распространила портретистка Элизабет Виже­Лебрен. За шесть лет, проведенных при русском дворе, она изменила стиль жизни людей. Она ввела в детскую моду морскую тематику, и матроски были популярны вплоть до XX века. Но сила сложившейся традиции была велика, и превращать ребенка в уменьшенную копию взрослого продолжали еще почти сто лет. В 1870‑е годы раздавались сетования, что иные дамы наряжают своих малолетних дочек в копии взрослых платьев с турнюром, думая исключительно об эстетической привлекательности. Но, так или иначе, детская мода к концу XIX века окончательно оформилась в самостоятельную отрасль и приобрела знакомые нам черты. Каталоги готового платья, такие как американское издание The ladies standard magazine, представляли вниманию публики новомодную одежду, демонстрируя костюмы для юных девушек и маленьких леди, не копирующие взрослые образцы.
Период XIX–XX веков называют Веком ребенка. Люди больше обращают внимание на детей, на их образ жизни, на воспитание.

В XXI веке одежда становиться разнообразнее и ярче. В ходу забавные аппликации и образы, понятные детям.

Что поведают музеи…

С точностью узнать, как эволюционирует детская одежда, довольно сложно, так как в Средние века детей изображали довольно редко. Но с XVII века по полотнам художников уже можно проследить, как менялись вкусы и мода.

В XIV веке мальчиков и девочек одевали одинаково – льняная рубашка, корсет, нижняя юбка, поверх – платье и передник. И, конечно же, чепчик. Были те, кто возражали против такого единообразия. Так, королю Людовику XIII очень не нравилось, что его одевали, как его сестру. Он был не одинок в своем желании выглядеть более мужественно, и примерно с XVII века верх платья для мальчиков уже напоминает мужской костюм. Но с появлением кружевного воротника мальчика от девочки до совершеннолетия почти невозможно отличить. И так вплоть до XVIII века, когда мальчики с четырех лет переставали носить платья. Получить представление об одежде Галантного века можно по картине Бориса Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах», где мальчик и девочка изображены в стилизованных нарядах.

В XVIII веке предполагали, что для формирования хорошей фигуры детям нужно носить жесткий и тугой корсет. И эта часть туалета задержались в истории – от корсетов полностью отказались только после Первой мировой войны. В последнюю четверть этого столетия появились панталоны, которые стали незаменимой частью внешнего облика. Панталоны надевали как мальчики, так и девочки. Мальчики прекращали носить их с пяти лет, после семи лет они также могли не надевать корсет и нижнюю юбку, то есть они начинали ходить в мальчишеской одежде. А наряды девочек продолжали копировать женскую одежду.

Прорыв в детской моде произошел в XVIII веке во времена Французской революции, когда в моду вошел ампир. Своей торжественностью он переносил во времена античности. Девочки под платьями носили только рубашку без рукавов, а мальчики рубашку с кружевами и штаны.

А в XIX веке в моду снова вошел корсет: линия талии в платьях стала заниженной, а корсет помогал создавать «осиную» талию.

До 40‑х годов XIX века вопрос «разнополой» одежды для детей и подростков оставался закрытым. Происходило это по большей части из­за религиозных соображений того времени. Тема полового воспитания находилась под запретом. Одежда мальчиков и девочек не отличалась фасоном или тканью. Все дозволенные украшения сводились к однотипной вышивке. Праздничная детская одежда отличалась от будничной лишь цветом: вещи для торжеств шили в светлых пастельных тонах.

В это время законодателями моды были не только Англия и Франция, но и Германия и Австрия. Вот оттуда­то и был заимствован стиль бидермейер в одежде (Готлиб Бидермейер – псевдоним немецкого поэта Людвига Эйхродта). Отличительные черты этого стиля – сентиментальность, уют и удобство. Однако право называться законодательницей мод Франция не хотела уступать, поэтому там этот стиль назывался «стиль Луи­Филиппа». Стиль бидермейер воплотил в себе веяния новой эпохи – стремление к комфорту и простоте. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». И мальчишки той поры одевались в штаны­трубы, отделанный шнуром сюртук и украшали голову шляпой с козырьком. Верхней одеждой по­прежнему являются плащ и редингот. К ним добавляется пальто.

Платья прекрасной половины тоже претерпели изменение: широкая линия плеч, которая достигалась за счет преувеличено пышных рукавов («жиго») и более открытого декольте. Юбки стали шире и объемнее благодаря воланам и рюшам и позволяли открыть не только туфли, но и щиколотки. Шляпки буквально покрывались цветами, лентами и воланами, а верхняя одежда (пальто, пелерины, ротонды) повторяли силуэт платья.

…и расскажут фотографии

В 1869–1875 годах девочки и женщины были вынуждены – опять же диктат моды – носить неудобный турнюр (приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре). Сверху надевали жакет, что доставляло еще больше неудобств. К концу XIX века детская одежда начала напоминать современные образцы. Изготавливались специализированные костюмы – для купания, игры в теннис, верховой езды, гимнастики… Одежда стала ярче, нарядней, легче и удобней. Ее стали украшать кружевами и вышивкой, особенно красиво вышитым было белье. Нарядная детская одежда включала в себя в обязательном порядке чулки, туфельки и сапожки без каблука. Были популярны туфельки, созданные французом Пине в 70‑х годах XIX столетия, которые получили название пинетки.

Первая мировая война стала началом робких изменений. Детей стали одевать в короткие платьица и шортики. Люди наконец­то поняли, что дети очень сильно отличаются от взрослых. Но только после Второй мировой войны одежда детей начала походить на современную. Крой становился свободнее, модели – разнообразней. Важным шагом в европейской истории детской моды стало появление в первой половине прошлого столетия специализированных магазинов, где можно было купить готовую одежду.

А что в России?

А у нас дети, кроме малышей самого раннего возраста, практически всегда носили униформу: в гимназиях, гостях и порой даже дома ребенок был одет в такую одежду. Разнообразием не отличались и ткани для пошива костюмов: в основном это был английский камлот и шелк для праздников. Единственной сменой повседневному образу были спортивные и купальные костюмы из легких хлопковых тканей. Образцы западной моды, заказываемые обычно в Париже, могло себе позволить лишь дворянское сословие. Позже – купечество. Крестьянские дети не знали, что такое мода.

Детям Belle époque довелось стать и свидетелями и участниками всех войн и революций века двадцатого. Именно им, детям в матросках и белых платьицах, взрослые прочили новую и прекрасную жизнь, когда вся Россия будет «вишневым садом». Они, рожденные и воспитанные для радости, оказались заложниками идей и социальных экспериментов.

Послереволюционные времена и годы Советского Союза тоже нельзя считать расцветом в развитии индустрии детской одежды.

Внешний вид подрастающего поколения находился под строгим контролем учебных и общественных заведений. Невыразительная одежда призвана была поддерживать идею о всеобщем равенстве. Эта одинаковость привела к тому, что донашивать костюмы старших братьев или родителей стало привычным делом, особенно после войны. Чего не скажешь про взрослую моду – война, какой бы разрушительной она ни была, открыла границы. И многие
«Мосшвейпромом» уже не ограничивались, обращаясь в ателье и копируя модели из «тамошнего» кино.

У элиты, конечно, была совсем другая жизнь. Сверкающие зеркала, услужливые продавцы, немыслимое изобилие товаров со всего света… Именно такими в период карточной системы тридцатых годов, всеобщего дефицита и голодных очередей многим запомнились торгсины. Слово «торгсин» впервые прозвучало в начале 30‑х годов, а уже с осени 1931 года эти магазины открыли двери и для простого населения, что вызвало огромный ажиотаж.

С изобилием и дальше не сложилось. И вторая половина XX века стала временем тотального дефицита и заграничного блата. Недоступное для большинства жителей страны элитное потребление сосредоточилось в магазинах «Березка», остальные обращались к фарцовщикам и выстраивались в нескончаемые очереди в магазины с названиями столиц социалистических государств. 90‑е годы стали сменой вех. Во всем. В том числе и в развитии детской моды.

Современная индустрия детской моды развивается стремительно. Индивидуальный стиль, одежда на каждый день и для торжеств, модные бренды, пошив на заказ – перечень доступных родителям вариантов сегодня бесконечен. Хотя стоит признать, что детская мода консервативна. Она развивается по своим законам и в значительной степени отстает от одежды взрослых. Достаточно вспомнить платья фасона «принцесса» или тот же матросский костюмчик, которые до сих пор актуальны. Глядя на многие платьица начала прошлого века, можно представить любую из современных девочек­дошкольниц, одетую так же. Рукав фонариком, юбка солнце­клеш, разноцветные ленты в волосах – этот образ одинаково применим и к Belle époque, и к дню сегодняшнему.

Детство – самое насыщенное, наполненное открытиями и впечатлениями время в жизни человека, и хотелось бы, чтобы детская мода успевала «расти» вместе с детьми и их интересами.

У детской моды очень интересная история. Изначально детская одежда была лишь уменьшенной копией одежды для взрослых. Но очень скоро мода для детей стала уникальным культурным явлением со своими канонами, традициями и законами.

В Российской империи детская мода развивалась по особому сценарию. Само понятие «мода» было применимо только к одежде детей из богатых семей. А, например, на крестьянскую детскую одежду большое влияние оказывали традиции. Рубахи-косоворотки для мальчиков и сарафаны для девочек во всех губерниях выглядели примерно одинаково. Отличалась отделка: она зависела от видов рукоделия, популярных в конкретном регионе.

Первые шаги российская детская мода сделала во второй половине XVIII века. Это было полное копирование европейских тенденций: детский костюм практически полностью повторял взрослую одежду. В городских садах под неусыпным взором нянечек гуляли и маленькие барышни в роскошных платьях с корсетом и кринолином, и крошечные господа в узких сюртучках, и совсем юные офицеры в мундирах. Такая одежда сковывала движения, была неудобной, тесной, тяжелой.

В XIX веке родителям наконец-то удалось решить вопрос, какой должна быть детская одежда: красивой или удобной? К счастью, выбрали удобную. Появились наряды для разных случаев: повседневные, для занятий спортом, для купания, парадный костюм.

Интересная деталь детской моды того времени: до шести лет и девочки, и мальчики носили платья! Такая особенность сохранилась до начала XX века. Есть интересная фотография, на которой запечатлен император Николай второй и императрица Александра Федоровна со своими детьми: девочки разных возрастов в одинаковых темных платьицах окружили родителей. И лишь присмотревшись, в самой маленькой девочке можно узнать юного цесаревича Алексея!

Повседневное платье для девочек было, как правило, белым, однотонным и украшалось лентами, кружевами в тон. Для малышек шились платьица - трапеции с широкими кружевными воротниками и рукавами-фонариками, наряд дополняли белые кружевные панталончики. Девочек постарше наряжали в платья с завышенной талией. Именно в таком платье на страницах «Войны и мира» перед нами впервые предстала тринадцатилетняя Наташа Ростова.

Шмаринов Д.А. иллюстрация к роману "Войни и мир" Л.Н. Толстого

В гардеробе мальчиков настоящим хитом стал костюмчик в матросском стиле. Рубашечка с матросским воротником, дополненная шортами или брюками – самый удобный вариант для прогулок. Этот ансамбль пришел к нам из Англии – однажды королева Виктория нарядила так своих сыновей.

И до сих пор матроска – обязательная деталь летнего гардероба юных модников. Кстати, матроска – это тот случай, когда тренд детской моды проник во взрослую. Сначала в 1930 году в матроску нарядилась Коко Шанель, а потом все именитые дизайнеры создали коллекции в подобном стиле.

В начале XX века в детской моде прослеживаются все тенденции XIX века. Еще одна особенность: в то время учащиеся гимназий носили форму, при чем не только во время занятий – она стала повседневной детской одеждой того времени.

В Советском государстве одежда для детей пережила совершенно особый период. А тенденции, характерные для детской моды в Российской империи, прослеживаются и в творчестве современных дизайнеров.

Привычная сегодня праздничная одежда для детей как отдельная категория моды появилась не так давно. Дело в том, что сначала детские платья представляли собой точные, только уменьшенные копии взрослых нарядов. Соответственно, при крое совершенно не учитывались ни особенности детской фигуры, ни потребности детей в подвижных играх. Представьте себе трехлетнюю малышку, которая была вынуждена носить корсеты, потому что так было модно. А мода на парики? Тоже совершенно неудобные изделия для детей!

Детская мода сделала свои первые, очень робкие шаги более 200 лет назад. Появилась она в Англии, за основу создания платьев был взят мотив Жана-Жака Руссо «Назад, к природе». Родители решили, что детей нельзя одевать как взрослых, омрачая неудобными вещами самые радостные годы. Девочки всего мира, наконец, избавляются от тиранства корсетов и кринолинов, - отныне они вслед за маленькими англичанками носят свободные муслиновые платьица с пояском. Появление новой, удобной и легкой одежды сделало жизнь детворы значительно проще и веселей!

Чтобы понять, насколько изменилась со временем детская мода, можно вспомнить картины, датированные 15-16-м веками. Девочки, изображенные на них, одеты в тяжелые, объемные платья, широкополые шляпы и длинные плащи из парчи или других изысканных тканей. И такую неудобную одежду девочкам приходилось носить с двух лет! Речь, конечно, идет об отпрысках знатных, богатых семей. Дети бедняков носили одежду попроще, правда, особенно удобной ее тоже не назовешь.

В конце 18-ого века у детских платьев, наконец, исчезают кринолины. Теперь девочки носят свободные наряды из муслина. Во второй половине 19-ого века благодаря бурному развитию легкой промышленности произошла настоящая революция в мире тканей. Новые материалы нашли применение и в области пошива детской одежды.

К 1890 году и взрослые, и дети уже начали наслаждаться солнцем и прогулками по берегу моря. Наступило время целомудренных купальных костюмов с длинными рукавами и брючинами, а также время туник. Спорт становится частью жизни, и перед детьми открывается невиданная свобода. Именно в это время появляются первые магазины детской одежды, в которых широко представлены изящные и удобные платья и другая одежда для девочек.

Первым детским модельером стала француженка Жанна Ланвен – первая женщина, открывшая дверь в мир Haute Couture. На клиенток произвел впечатление тот факт, что ее обожаемая дочь Маргарита всегда была чудесно одета, и они уговорили Жанну шить и для их детей.

Двадцатые годы двадцатого века освободили и родителей, и детей от тирании «общепринятых норм» ношения одежды. Но самая большая перемена случилась во Вторую мировую войну. Девочки в первый раз надели брюки. Равноправие в области одежды затронуло и детскую моду.

Сегодняшние девочки снова тянутся к романтичным платьицам, грезя о сказочных принцессах. Конечно же, в наши дни праздничные платья шьются с учетом всех потребностей юных леди и обеспечивают максимальный комфорт на протяжении всего дня. Легкие материалы, удобные конструкции, регулировка размера за счет пояса и обязательное наличие внутренней хлопковой подкладки делают платья из коллекции Perlitta желанными как для детей, так и для их мам. Ведь сейчас, как и всегда, родители стараются одевать детей красиво, прививать им хороший вкус, заботясь об их здоровье и комфорте.

Лариса Тренина
Конспект НОД для детей старшей группы «Знакомство с историей одежды»

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

Тема : «Знакомство с историей одежды »

Для детей старшей группы

Цель :

Познакомить детей с историей создания одежды ; активизировать познавательную деятельность.

Задачи :

Обучающая : Побудить детей ориентироваться в прошлом одежды ; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды . Научить понимать, что человек создает одежду для своей жизни .

Развивающая : Помочь осознать, что все вещи созданы людьми; развивать способность к преобразовательной деятельности. Совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы. Упражнять детей в согласовании существительных с местоимениями в роде, числе, подборе описательных прилагательных, в употреблении антонимов.

Воспитывающая : Воспитывать коммуникативные умения и навыки; воспитывать доброту, заботливость, любовь, ласку к окружающим.

Материал к занятию : «Машина времени» , костюмы людей прошлого, разрезные картинки с изображением одежды , изображение Золушки.

1. Вводная часть

Дети стоят в кругу

Воспитатель : Ребята, какие вы красивые, нарядные, аккуратные. А для чего людям нужна одежда ?

Какую одежду носят девочки ?

Какую одежду носят мальчики ?

Дидактическая игра «Мой, моя, мое»

Дети передают мяч друг другу

Воспитатель : Ты катись веселый мячик

Быстро, быстро по рукам,

У кого веселый мячик,

все про свою любимую одежду

Быстро расскажет нам.

Раз, два, три – говори!

Ребенок : Моя любимая футболка пятнистая, зеленая, легкая

Ребенок : Мое любимое платье.

(игра повторяется несколько раз)

2. Основная часть

Дети садятся на стулья (две команды)

Воспитатель : Я знаю, что все вы любите путешествовать.Наше сегодняшнее путешествие будет очень необычным : мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Мне нужны два смельчака.

Воспитатель приглашает двоих детей сесть в «Машину времени» и надевает на них костюмы первобытных людей, сделанные из листьев и из шкуры животного.

Воспитатель : Сережа и Ваня оказались у нас в далеком прошлом, и вы видите на них одежду первобытных людей . Расскажите, пожалуйста, о своей одежде .

Воспитатель : Чем была хороша одежда из листьев , а чем плоха?

Ответы детей . Одежду из листьев легко изготавливать, она легкая, в ней не жарко, она необычная; быстро приходит в негодность, недолговечная, быстро рвется, листья высыхают и рассыпаются, надо часто менять.

Одежда из шкур животных теплая, ее можно долго носить, ее можно делать разнообразней; ее трудно добывать, надо выследить и поймать животное, снять шкуру и т. д. ; жалко животных

Воспитатель : Приглашает следующего смельчака и надевает на него следующий костюм (обматывает куском ткани)

Прошло много времени прежде, чем люди научились делать ткань. Сначала человек просто заворачивался в кусок ткани. Ткань была значительно прочнее листьев, но была ли удобной такая одежда .

Ответы детей . Такая одежда не давала свободно двигаться, она все время спадывает, неудобно бегать

Воспитатель : Тогда человек сшил края ткани нитками, так получилось одежда похожая на нашу . Когда люди научились изготавливать ткань и сшивать ее, появилась разная одежда . Какие виды одежды вы знаете ?

Ответы детей .

Воспитатель : Интересно, зависит ли ваше настроение от того, какая одежда на вас надета ?

Этюд «Мое настроение»

Попробуйте показать, что вы думаете, если на вас надеты красивый сарафан или летний костюм, тесная маленькая одежда , мягкая пушистая шубка, мятая юбка или брюки, бальное платье или вечерний костюм…

Воспитатель : Теперь прямо в этих бальных костюмах и отправимся на нашей «Машине времени» в сказку

Тише, тише, тишина.

Сказка к нам идет сама

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь открыла… фея

Эти буквы нам принесла настоящая сказочная фея. Если их выложить в том же порядке что и цвета радуги, то мы узнаем, в какую сказку попадем.

З – красного цвета

О – оранжевого

Л - желтого

У - зеленого

Ш – голубого

К – синего

А – фиолетового

Дети на фланелеграфе выкладывают название сказки

Появляется Золушка.

Золушка. Здравствуйте, ребята! Сегодня моя мачеха и сестры едут на бал во дворец. Мне так хочется хоть в окошко посмотреть, как они будут веселиться. Но я не могу. Мачеха задала мне очень много работы, а я и так за весь день ни разу не присела.

Воспитатель : Милая, Золушка, чем же мы можем тебе помочь

Золушка. Мачеха приказала мне сшить три бальных платья за один вечер. Боюсь, что я не успею

Воспитатель : Ребята, с радостью тебе помогут.

Игра «Собери картинку»

Дети собирают из разрезных картинок три платья.

Золушка благодарит детей .

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Воспитатель : Мачеха злая, жадная. А Золушка…

Мачеха грубая, а Золушка (нежная, добрая)

Мачеха неряшливая, а Золушка (аккуратная)

Мачеха ленивая, а Золушка (трудолюбивая, работящая)

Мачеха рассеянная, а Золушка (внимательная)

Мачеха, а Золушка. (нежная)

Воспитатель : А как ты, Золушка трудишься, что делаешь?

Золушка : Я буду говорить, что делаю, а вы добавляйте

Игра «Добавь словечко»

Золушка : Я готовлю. (обед)

Я чищу. (посуду)

Я стираю (белье)

Я глажу (платья, рубашки)

Я шью. (одежду )

Я штопаю (носки)

Я поливаю (огород)

Я колю. (дрова)

Я мою. (полы)

Воспитатель : Какая пословица подходит Золушке?

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Умелые руки не знают скуки.

Делу – время, потехе – час.

Дети выбирают «Умелые руки не знают скуки»

Воспитатель :Я еще одну пословицу знаю : «Кто трудиться, у того все сбудется!» Запомните ее пожалуйста.

Дети повторяют пословицу несколько раз.

Воспитатель : Золушка, наши ребята прекрасно разбираются в тканях, и знают, из каких тканей шьют теплую одежду .

Дети. Из драпа, шерсти, трикотажа, вельвета, фланели.

Воспитатель : Из каких тканей шьют легкую, нарядную одежду .

Дети. Из шелка, капрона, нейлона, бархата, атласа, парчи.

Золушка : Помогите мне выбрать ткань для бального платья (дети вместе выбирают)

Золушка : (достает мешочек для шитья) . Угадайте, без каких помощников мне не обойтись. Отгадайте загадки. Дети отгадывают загадки, Золушка достает предметы из мешочка.

Птичка – невеличка,

Носик стальной,

Хвостик льняной.

(иголка с ниткой)

Инструмент бывалый,

Не большой, не малый,

У него полно забот,

Он и режет и стрижет

(ножницы)

На пальце одном

Ведерко вверх дном.

(наперсток)

Кошка лапой мня катала

На мне все нитки размотала

(катушка с нитками)

Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается

(утюг)

Словесная игра «Бесконечное предложение»

Золушка садится и начинает шить.

Воспитатель : Что делает Золушка?

Дети : Золушка шьет.

Воспитатель : Сколько слов в этом предложении?

Дети : Два слова.

Воспитатель : Какая Золушка?

Дети : Добрая, трудолюбивая, аккуратная.

Воспитатель : Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет что?

Дети : Платье.

Воспитатель : Увеличьте это предложение. Расскажите, какое платье шьет Золушка?

Дети : Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье.

Воспитатель : Для кого она это делает?

Дети : Для мачехи сестер.

Воспитатель : Зачем нужны эти платья.

Дети : Чтобы нарядить их на бал.

Воспитатель : Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет бальные шелковые платья для мачехи и сестер, чтобы нарядить их на бал

Воспитатель : Ребята, давайте развеселим Золушку.

Игра «Придумай нелепицу»

Воспитатель берет два предмета, используемые для шитья, например ножницы и ткань.

Воспитатель : Придумайте предложение про эти два предмета.

Дети : Ножницами разрезали ткань.

Воспитатель : А теперь придумайте небылицу про эти предметы

Дети : Ткань разрезали ножницы. (Наперсток уколол иголку. Нитка шила иголкой. и т. д)

Воспитатель : Ребята, а не хочется ли вам сделать для Золушки что – нибудь приятное.

Ответы детей .

Воспитатель : Давайте, как настоящие модельеры придумаем для нее настоящее бальное платье. А каким оно, будет нам помогут узнать эта таблица и кубик.

(На гранях кубика написаны цифры (1 – 5) . Одна грань пустая).

Дети по очереди бросают кубик, выбирают ткань, ворот, рукава, детали отделки, рисуют получившуюся модель.

Получившийся рисунок закладывают в «машину времени» и через мгновение достает красивое бальное платье.

3. Заключительная часть

Золушка благодарит детей .

Воспитатель : Дорогие ребята, вы сегодня были настоящими феями и волшебниками. Ваша дружба помогла Золушке стать счастливой.