История традиции украшения новогодней елки. Новогодние приключения елки: истоки традиции наряжать ель

Невозможно представить Новый Год без красивой пушистой ёлки. К новогоднему празднику лесную красавицу наряжают дети и взрослые. Несколько десятилетий назад не было традиции наряжать ёлку в нашей стране. Так откуда появилась она? Именно об этом будет рассказано в нашей статье.

Откуда пошла традиция ёлку наряжать

Немцы утверждают, что истоки традиции наряжать ёлку пришла из Германии. Изначально наряжали деревья к Рождеству. Зародилась традиции во времена Средневековья.

Жители верили, что наряженные деревья в Рождество приносить богатый урожай. У древнегерманских племён было поверье, что в кронах хвойных деревьях живут местные лесные духи. Племенные жители с большим почётом и уважением относились к окружающей среде. Они полагали, что, если хорошо задобрить духов они будут под защитой.

Люди в лесах регулярно наряжали хвойные деревья. Веточки хвои украшались орехами, фруктами, сладостями и свежим хлебом собственного приготовления. Кельты считали, что деревья наделены магическим смыслом и не поддаются разрушительной силой. Со временем, местные жители стали выкапывать ели с корнями и пересаживать их возле своего дома. Считалось, что старая ель будет хорошим оберегом.

В странах Европы большинство жителей отказываются от стандартных ёлочных украшений. Они с удовольствием наряжают ёлку сладостями, конфетами, сухофруктами. Это смотрится красиво, оригинально. В любой момент сладкоежки могут снять сладости.

Легенда о Лютере Кинге: причём тут ёлка

Во времена зарождения христианства в Европе, у древних жителей осталась традиция наряжать ёлку в лесу. Украшали конфетами, сладостями, имбирным печеньем, фруктами, ягодами. Обряд украшения хвойных деревьев больше напоминал языческие обряды, чем традиции в христианстве. Это беспокоило местного священника по имени Мартин Лютер Кинга.

В один из зимних вечеров он отправился в ближайший лес, чтобы понять, почему люди приходят именно сюда наряжать хвойных красавец. Прогуливаюсь по заснеженным лесным тропам, его взгляд упал на высокую красивую ель. Он был припорошена серебристым снегом и освещалась небесным лунным светом. Картину, которую он увидел, напомнила его библейский рассказ о Варфоломеевской звезде.

В голове у священника зародилась идея принести домой ёлку и нарядить её огнями в виде звёздочек. Так он и поступил. С тех пор и зародилась у христиан всего мира на Новый год наряжать ёлку игрушками, яркими огнями, серпантином, дождём и мишурой.

В летописях можно найти записи, датированные XVII веком, в которых упоминаются рождественские ёлки. Начиная с XIX века традиция из Германии наряжать перед Рождеством ёлку перешла на другие европейские страны: Англию, Финляндию, Францию, Венгрию, Словению и другие. В начале XX века из Европы традиция перешла в Америку.

Великий царь и полководец Всея Руси Пётр I в XVII веке издал закон о праздновании Нового года. К празднику украшался дом еловыми веточками и на стол подавались разные угощения. Первая ёлка, как атрибут празднования нового пришла, пришла в Россию с восхождением на престол царя Николая I.

Именно он приказал во дворце украсить хвойную ель к Новому году, согласно европейским традициям. Подданные последовали примеру Николая I и в своих домах, поместьях нарядили ели к предстоящему Рождеству и Новому году. С этого времени и началась традиция наряжать ёлку к Новому году. В XIX веке в России была популярна немецкая культура, поэзия и литература. Поэтому традиция в домах наряжать ёлку быстро прижилась во всех слоях общества.

1700

Царь-елка

Обычай ставить елку на Новый год мы позаимствовали в Западной Европе. Этот факт считается хрестоматийной истиной. Но вот с автором традиции все не так просто.

Есть исторический стереотип: Петр I, вводя новое летосчисление, из-за которого 1 января наступил не 7208, а 1700 год, заодно решил достойно отпраздновать реформу.

Самый цитируемый под Новый год исторический документ - петровский указ: "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь".

Все так, но новогодних елок в нашем понимании веселый царь устраивать не повелевал. Да и германской рождественской традиции его "некоторые украшения от древ" не в полной мере соответствовали. К тому же народ привык в ночь с 31 декабря на 1 января отмечать вечер Василия Кесарийского. Другие названия: "щедруха" (гуляли как на Масленицу, появился даже термин: "кесарийский" поросенок, которого зажаривали целиком), Васильев вечер.

Можно предположить, что полноценные рождественские елки, украшенные сладостями и игрушками, в нашей столице в то время все-таки стояли. Но скорее всего - лишь в домах проживающих в Москве иностранцев, прежде всего немцев-лютеран, которые сохранили на чужбине свои обычаи.

С 1704 года новогодние торжества Петр I перенес в Петербург. Там и гуляли по-царски, причем явка на новогодние балы-маскарады вельмож была обязательной.

После смерти Петра обычай стал умирать. Каких-то особых гонений против елок не было. Проблема заключалась в том, что петровская затея не слишком-то прижилась в народе. В период петровского правления это была чисто городская забава. Селу вообще забыли разъяснить, для какой надобности надо вешать яблоки и пряники на елки.

К тому же не вся страна сразу перешла на петровский календарь. Народ исстари на Руси встречал наступление нового года 1 марта. И так продолжалось до конца XV века. В 1492 году Русская православная церковь приняла решение о переносе новолетия на 1 сентября.

Мягко говоря, успели привыкнуть. А устои всегда ломаются с трудом.

Например, в Архангельской губернии до сих пор Новый год отмечают трижды. Первые два (по новому и старому стилю) - со всей страной, а 14 сентября отмечают еще и Поморский новый год.

К тому же еловыми ветками на Руси часто устилали путь, по которому несли покойника на погост. Потому елка как-то не слишком ассоциировалась у крестьян с весельем и праздником.

Наконец, у православной церкви не было большого желания продвигать в народные массы лютеранский обычай. Пожалуй, наиболее стойко хранили петровские заветы лишь те, кого сейчас бы назвали рестораторами. Крыши многих кабаков на Руси украшались елками. Кстати, после новогодних праздников ели вообще с них не снимали. Само выражение "идти под елку" в те времена означал поход в питейное заведение.

1819

Второе пришествие

Второй "поход" новогодней елки на Россию опять был предпринят из Германии. Но на этот раз - более успешный. В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток.

В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце солидных размеров новогоднюю елку. В 1825 году в Петербурге впервые установили публичную елку.

В те времена игрушек еще не было, елку украшали фруктами и конфетами.

"Под елочку", которую в столице устанавливали 24 декабря, в сочельник, устраивали и царский банкет. В архивах сохранилось меню: супы, пирожки, говядина с приправой, жаркое с салатом, соленые огурцы (император их просто обожал), холодец по-шведски, крольчатина по-уэльски, норвежская треска, минога по-аббатски, мороженое.

В деревнях елка по-прежнему не приживалась. А вот города новая мода просто захватила, начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники. "Елкой" стали называть уже не кабаки, а рождественский праздник для детей с раздачей подарков.

При Александре III было положено начало новой традиции: члены императорской фамилии выступали на новогодних "корпоративах". Как правило, император с великими князьями ехал в манеж кирасирского полка на елку для нижних чинов собственного Его Величества конвоя, сводно-гвардейского батальона и дворцовой полиции. Фантастическая деталь: на следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Согласитесь, какая-то просто нереальная забота о подданных.

1915

Елка - враг государства

Так продолжалось до Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914-м. В стране началась активная антинемецкая кампания. Весной 1915 года Николай II утвердил "Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем", ближе к зиме началась ликвидация немецких колоний в Поволжье, на Южной Украине и Кавказе, а также принудительное переселение колонистов в Сибирь.

В канун 1915 года немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой. Пресса назвала это "вопиющим фактом", журналистов поддер жали святейший Синод и император Николай II. Традицию царь назвали "вражеской" и категорически запретил ей следовать.

Вообще-то в этом запрете было что-то параноидальное. Ладно, если бы только вражеские солдаты веселились под елкой. Но ведь наши-то - тоже!

Вот записи из дневника Николая II: "Поехал в военный госпиталь на елку больным", "в новой комнате Аликс была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков...".

Или вот распорядок дня Николая II 31 декабря 1913 года. В 15 часов царь поехал в военный госпиталь и в лазарет Гусарского полка на елку... В 23 часа 30 мин. поехали в полковую церковь на новогодний молебен.

Ну и при чем тут "вражеская традиция"?! В принципе при таком раскладе царь и себя обязан был объявить врагом русского народа.

1919

Дед Мороз

без "браунинга"

После революции запрет отменили. Германский пролетариат, даже находящийся под чуждым революции церковным влиянием, по определению не мог считаться врагом советской власти. А самое главное, Ленин любил елку.

Впрочем, поползновения на традицию были и в те времена. Еще при жизни вождя многие его соратники, видные партийцы, пытались объявить рождественское дерево "буржуазным предрассудком". Но сделать с этим религиозным пережитком ничего не могли. Как запретить "предрассудок", если сам вождь лично устраивал для детей елку в Сокольниках?

При этом порой проявлял чудеса героизма. 6 января 1919 года, когда он ехал из Кремля в Сокольники на первый новогодний детский праздник, машину остановили налетчики известного московского бандита Якова Кошелькова. Буквально выбросили Ильича из машины, приставили револьвер к виску, пошарили по карманам, отняли деньги, документы, "браунинг" (вооруженные охранник Ленина и его личный шофер не сопротивлялись, чтобы не подвергать опасности жизнь вождя). Кошельков не узнал Ленина, о чем потом очень жалел: сказал подельникам, что, если бы взял Ленина в заложники, можно было потребовать в обмен на него выпустить на волю всю "Бутырку". Ну и деньгами выкуп солидный.

Впрочем, жалел он не очень долго, чекисты за несколько месяцев нашли и перебили всех налетчиков. "Браунинг" Ильичу, кстати, вернули. Но дело, конечно, не в этом. Ленин, пережив стресс, сразу же взял новую машину и прибыл-таки к детям на елку. Шутил, водил хороводы, угощал конфетами, вручил каждому по подарку - по трубе и по барабану. Ну, настоящий Дед Мороз.

Даже в новогоднюю ночь 1924 года, когда Ильич был смертельно болен и жить ему оставалось три недели, Н. К. Крупская устроила традиционную елку. Но после смерти вождя с елкой расправились. Наши прадеды слышали такие стихи:

Только тот, кто друг попов,

Елку праздновать готов.

Мы с тобой враги попам,

Рождества не надо нам!

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила "христианское" воскресение: страна перешла на "шестидневку", запрещено празднование Рождества.

Странно, что никому не пришло в голову, что подобные формулировки фактически объявляли Ленина злостным антисоветчиком, мракобесом и просто преступником.

1935

Привыкли руки к топорам

С чего это всего через восемь лет власть вдруг кардинально изменила отношение к елке - загадка. Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете "Правда", опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев.

Неожиданно для всех Сталин согласился.

И хотя в "Правде" не бывало несогласованных инициатив, чиновники не торопились организовывать елки. Даже когда их разрешили, многие встретили Новый 1936 год без лесной красавицы. На всякий пожарный: кто-то воспринял предложение в качестве провокации. Остальные благоразумно решили, что прежде чем нарубить дров - в смысле: рубить елки, - разумнее сначала проследить за судьбой как инициатора елочной реабилитации, так и за самой инициативой.

Судьбы сложились по-разному. У елки - хорошо, у Постышева - не очень. В конце 30-х его перевели с Украины на пост 1-го секретаря Куйбышевского обкома партии. Прибыв в область, он организовал беспрецедентную кампанию арестов. Лично "разоблачил" большое количество врагов партии и народа, отправив в лагеря или на расстрел тысячи людей. Затем сам был арестован. 26 февраля 1939 года военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к смертной казни и в этот же день расстрелян. В 1955-м реабилитирован.

Некоторые историки называют Постышева "человеком, который вернул народу елку". Тезис не бесспорный.

Никита Хрущев в своих мемуарах уточнит, что Постышев, прежде чем писать заметку в "Правду", обратился с идеей лично к Сталину. Тот отреагировал несколько нехарактерно, а потому - загадочно. Хрущев пишет, что вождь, почти не раздумывая, ответил Постышеву: "Возьмите на себя инициативу, а мы поддержим".

Что наводит на размышления. Во-первых, в партийной иерархии Постышев был, мягко говоря, не слишком значительной фигурой. Во-вторых, знаковые идеологические решения Сталин никогда не принимал с наскока. Решение, скорее всего, было тщательно продумано и подготовлено. И вряд ли кем-то еще, кроме самого вождя.

1937

Звезда и шампанское

Постышев еще был жив, когда по стране начали зажигаться новогодние елки. Первая - в 1937-м в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Вместо золотой Вифлеемской звезды появилась новая - красная. Образ Деда Мороза в длинной шубе, высокой круглой шапке и с посохом в руке исполнял известный в те годы конферансье Михаил Гаркави. С его именем, кстати, связана и традиция отмечать праздник шампанским. Дебют "Советского шампанского" состоялся 1 января 1937 года, когда в Кремле на праздничном приеме стахановцев Гаркави под бой курантов впервые осушил бокал игристого. Шампанское, заметим, у нас только-только стали выпускать. В 1937-м разлили первые 300 тысяч бутылок. Досталось на Новый год далеко не всем.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху. Пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью "СССР", снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

Снегурочка появилась в начале 1950-х. Образ внучки Деда Мороза придумали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков. С этого момента отечественная новогодняя традиция может считаться завершенной. Каких-то принципиальных изменений в праздновании Нового года с тех пор не замечено. Ну разве что вместо звезды все чаще используют разнообразные политически нейтральные пикообразные верхушки. В основном китайского дизайна и изготовления.

Легенда связывает рождественскую ёлку с именем крестителя Германии святого Бонифация. Проповедуя в VIII веке христианство язычникам, Бонифаций решил доказать, что дуб, которому те поклонялись, не имеет волшебной силы, и срубил его. Падая, дуб повалил все деревья вокруг себя, и только небольшая ель осталась стоять. «Да будет она древом Христа!» – воскликнул святой. Якобы с тех пор и ставят в домах на Рождество украшенную ёлку.

Праздничная ёлка на самом деле родом из Германии. Более позднее предание гласит, что ёлку повелел ставить в домах один из зачинателей протестантизма Мартин Лютер. Вероятно, Лютер был одним из первых христианских авторитетов, кто поставил ёлку дома и призвал других не чураться этого языческого обычая, который, понятное дело, существовал задолго до Лютера.

Ещё до начала христианской эры германцы отмечали в конце декабря праздник середины зимы. Перед этим днём они ставили в воду веточки черемухи или фруктовых деревьев. К празднику на веточках появлялись цветы, символизируя, что природа умерла не навсегда. Но иногда почки не распускались. Это считалось дурным предзнаменованием. Поэтому со временем вместо черемухи стали использовать ветки вечнозеленых деревьев: пихты, ели или сосны, а позже и целые небольшие ёлочки.

Как же ёлка перекочевала из языческого праздника в христианское Рождество?

В начале первого тысячелетия римляне отмечали 25 декабря день Sol Invictus – «непобедимого солнца». Когда по империи расползлось христианство, Рождество никто не праздновал, потому что точная дата рождения Иисуса была неизвестна. Но поскольку родился он зимой, старый праздник Sol Invictus стали связывать с его рождением. Так и пошло, в общем, с тех пор Рождество по миру вместе с христианством, поглощая языческие зимние праздники. В германских землях он впитал в себя с потрохами обычаи праздника середины зимы. В том числе и ёлочку.

В XIV-XV веках простые люди ещё не могли себе позволить купить целую ёлку и довольствовались ветками. А вот богатые ремесленные цеха ставили (а иногда подвешивали к потолку) в своих мастерских большие ели, украшая их яблоками и разными сладостями. После праздника детям разрешалось стряхивать всё это добро с ёлки и брать себе. Сахарную рождественскую звезду, которой венчали ёлку, обычно отдавали самому младшему или самому отличившемуся в минувшем году ребёнку. Неудивительно, что Рождество ещё с тех пор особенно полюбили дети.

Из Германии рождественская ёлка пошла по всему миру. В 1807 году французский император Наполеон I, узнавший об этом обычае в военных походах, приказал нарядить ёлку в городе Касселе для своих солдат-немцев из Эльзаса. В 1837 ёлку поставили во дворце Тюильри во Франции. Это велела сделать герцогиня Орлеанская, урожденная немецкая принцесса Хелена фон Макленбург. Первую ёлку в Англии поставили ещё в 1800 году при дворе короля Георга III для его жены-немки Шарлотты. Но обычай закрепился не сразу. Второй раз ёлку в Англии нарядили только в 1840 году – и опять для немца августейших кровей – мужа королевы Виктории принца Альберта Саксен-Кобургского. В Англии и во Франции эта традиция стала всенародной только во второй половине XIX века. Зато теперь Франция обеспечивает ёлками всю Европу, выращивая их на плантациях в горах Морван. А главную ёлку Англии, которую каждый год ставят на Трафальгарской площади, привозят из Норвегии. Так норвежцы выражают англичанам благодарность за помощь во время Второй мировой войны.

В Америку обычай наряжать ёлку привезли во второй половине XIX века иммигранты из юго-западной Германии. А в 1882 году в Нью-Йорке ёлку впервые украсили электрическими свечами, которые были изготовлены по специальному заказу вице-президента первой нью-йоркской электростанции. Продавать электрические ёлочные свечи начали в 1902 году.

Считается, что в России ёлку на Рождество впервые нарядили по указу Петра I. Это не так. Пётр повелел праздновать Новый год 1 января и приказал в этот день украшать ворота домов еловыми и сосновыми ветвями. А первую рождественскую ёлку в России нарядили санкт-петербургские немцы в 40-х годах XIX века. От них этот обычай переняли сперва горожане, а позже и жители деревень. К концу XIX века ёлочку на Рождество ставили уже почти в каждом русском доме.

Кстати, мало кто знает, что песенка «В лесу родилась ёлочка» совсем не народная. Её текст сочинила в 1903 году некто Раиса Кудашева. Тогда ей было 25 лет. А музыку к этой песенке сочинил биолог и агроном Леонид Бекман.

Advertisements

Новогодняя елка в древности

Елка в средневековой Европе

Наряжать елку всей семьей - добрая предновогодняя традиция, которая раз за разом переносит нас в детство и погружает в атмосферу настоящей зимней сказки. Но задумывались ли вы, откуда пришел к нам этот обычай? Предлагаем вам несколько версий, которых придерживаются в Европе и России.

Читайте также

5 неожиданных идей «вкусных» новогодних подарков

Новогодняя елка в древности

В Европе принято считать, что традиция украшать елку зародилась у кельтов еще до возникновения христианства. В те времена люди верили в существование духов леса, при этом особенно почитались именно хвойные деревья, которые оставались зелеными даже с наступлением морозов. В самую долгую зимнюю ночь кельты отправлялись в лес, где выбирали дерево - ель или сосну - и наряжали его разнообразными лакомствами, чтобы задобрить духов. С течением времени этот обычай распространился по всей Европе, и елку наряжали уже не только для того, чтобы порадовать лесных обитателей, но и с целью получить богатый урожай ближайшей осенью.

Елка в средневековой Европе

Многие жители европейских стран уверены, что традиция наряжать елку на Рождество появилась благодаря христианскому богослову из Саксонии Мартину Лютеру . По легенде, именно он, возвращаясь домой через лес, впервые принес домой ель и украсил ее разноцветными лентами и свечами.

Кстати, в Германии до сих пор бытует и легенда, связанная с именем архиепископа-реформатора Бонифация. Для того чтобы показать язычникам бессилие их богов, он якобы срубил священный дуб Одина и заявил, что «на корнях срубленного дуба язычества» вскоре вырастет «пихта христианства». Так и случилось, и из пня старого дуба появилось молодое хвойное деревце. Кстати, этот случай действительно описан в житии Святого Бонифация.

А вот по мнению ученых, немецкая рождественская ель олицетворяла райское дерево во время мистерии - праздника в память об Адаме и Еве, который западные христиане отмечали 24 декабря. Неслучайно елка в немецкой традиции называлась христовым деревом и даже райским садом. При этом обычай украшать ель плодами и цветами знатоки связывают с легендами о цветении и плодоношении деревьев в ночь на Рождество.

Елка в России

Празднование Нового года в Российском государстве ввел своим указом Петр I, и случилось это в 1669 году. А вот в ночь на 1 января праздник стали отмечать лишь в 1700 году. Обычай ставить хвойные деревья у ворот домов государь привез из Германии, однако елки в то время еще не наряжали - такая традиция появилась спустя несколько десятилетий - в 1830 году, при Александре Федоровне, супруге Николая I. Однако украсить новогоднее дерево мог позволить себе не каждый.

Спустя 12 лет после Октябрьской революции, в 1929 году обряд был запрещен по решению участников партийной конференции большевиков, которые посчитали, что наряженная новогодняя елка являет собой символ буржуазного строя и поповщины. Вместе с елью под запрет попал и Дед Мороз, а Рождество стало рабочим днем. Перед праздником на улицах появлялись добровольческие патрули, которые заглядывали в окна и проверяли, нет ли в домах елок. Поэтому люди, во что бы то ни стало желающие устроить праздник для своих детей, были вынуждены делать это тайно - ели тайком рубили в лесу и ставили подальше от окон.

А 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла заметка с подписью кандидата в члены политбюро ЦК ВКП (б) Павла Постышева. В ней автор заявил, что дети рабочих не должны лишаться удовольствия веселиться на празднике, как делали это ранее в буржуазных семьях. Благодаря этому традиция устраивать детские елки вернулась, а современный вид новогодний праздник приобрел только в 60-х годах прошлого века.

Ранее в Роскачестве рассказали, как выбрать елку к Новому году.

По материалам lyubovm.ru.

Фото: livejournal.com, podrobnosti.ua, culture.ru

Праздничная ёлка в самом деле родом из Германии. Казалось, более позднее предание твердо гласит, что ёлку повелел часто ставить в домах один из зачинателей протестантизма Мартин Лютер.
Ещё до начала христианской эры германцы отмечали в конце декабря праздник середины зимы. Разумеется перед этим днём они часто ставили в воду веточки черемухи или весьма фруктовых деревьев.
К празднику на веточках появлялись цветы, символизируя, что природа умерла не навсегда. Но иногда почки не распускались. Однако, это относительно считалось взаправду дурным предзнаменованием. Поэтому со временем вместо черемухи стали правильно использовать ветки налицо вечнозеленых деревьев: пихты, ели или сосны, а позже и целые очень небольшие ёлочки.
В начале первого тысячелетия римляне отмечали 25 декабря день Sol Invictus - «отчасти непобедимого солнца». Во всяком случае когда по империи скоро распространилось христианство, Рождество вначале никто не праздновал, потому что попросту точная дата рождения Иисуса была налицо неизвестна. Но поскольку комично родился он зимой, полностью старый праздник Sol Invictus стали связывать с его рождением. Быть может так и пошло, Совсем в общем, с тех пор Рождество по миру вместе с христианством, добросовестно поглощая по-своему языческие попросту зимние праздники. Наконец, прямо-таки в германских землях он впитал в себя с потрохами обычаи праздника середины зимы. Кажется, в том числе и ёлочку.

В XIV-XV веках прямо-таки простые люди ещё не могли себе скоро позволить непременно купить целую ёлку и довольствовались ветками. А вот богатые отчасти ремесленные цеха часто ставили (а иногда подвешивали к потолку) в своих мастерских большие ели, часто украшая их яблоками и полностью разными сладостями. Надеюсь после праздника детям разрешалось стряхивать всё это добро с ёлки и дорого брать себе. Таким образом, совсем сахарную рождественскую звезду, которой венчали ёлку, обычно спокойно отдавали самому по-своему младшему или самому самостоятельно отличившемуся в минувшем году ребёнку. Так вот, вправду неудивительно, что Рождество ещё с тех пор особенно нежно полюбили дети.
Из Германии рождественская ёлка пошла по всему миру. Кстати, в 1807 году по-особенному французский император Наполеон I, чрезвычайно узнавший об этом обычае в военных походах, решительно приказал плотно нарядить ёлку в городе Касселе для своих солдат-немцев из Эльзаса. Пожалуй, в 1837 ёлку правильно поставили во дворце Тюильри во Франции. Вероятно, это долго велела скоро сделать герцогиня Орлеанская, урожденная поистине немецкая принцесса Хелена фон Макленбург. Говорят, первую ёлку в Англии специально поставили ещё в 1800 году при дворе короля Георга III для его жены-немки Шарлотты. Но обычай закрепился не сразу. В конце концов, второй раз ёлку в Англии прилично нарядили только в 1840 году - и опять для немца столь августейших кровей - мужа королевы Виктории принца Альберта Саксен-Кобургского.

В Англии и во Франции эта традиция стала всенародной только во второй половине XIX века. В общем зато теперь Франция обеспечивает ёлками всю Европу, выращивая их на плантациях в горах Морван. Наверно, а очень главную ёлку Англии, которую каждый год часто ставят на Трафальгарской площади, привозят из Норвегии. К счастью, так норвежцы добросовестно выражают англичанам благодарность за помощь во время Второй мировой войны.
В Америку обычай наряжать ёлку привезли во второй половине XIX века иммигранты из юго-западной Германии. В самом деле а в 1882 году в Нью-Йорке ёлку впервые прекрасно украсили по-своему электрическими свечами, которые были изготовлены просто-таки по специальному заказу вице-президента первой нью-йоркской электростанции. Видимо подробно продавать столь электрические ёлочные свечи неожиданно начали в 1902 году.
Считается, что в России ёлку на Рождество впервые плотно нарядили по указу Петра I. Действительно это не так. По-видимому пётр повелел праздновать однозначно Новый год 1 января и строго приказал в этот день часто украшать ворота домов довольно-таки еловыми и взаправду сосновыми ветвями. Более того а первую рождественскую ёлку в России плотно нарядили санкт-петербургские немцы в 40-х годах XIX века. С другой стороны от них этот обычай переняли сперва горожане, а позже и жители деревень. Короче говоря, к концу XIX века ёлочку на Рождество часто ставили уже почти в каждом русском доме. Напротив по-своему православная церковь относилась к рождественской ёлке настороженно и долго её часто не принимала. Оказалось, что в 1916 году мало-мальски Священный синод даже официально категорически запретил этот обычай, торжественно объявив его напросто языческим и ненамного чуждым для русского народа.
Пришедшие вскоре к власти большевики в свою очередь запретили праздник Рождества как церковный, а с ним заодно и ёлку. Ну что ж однако традиция уже была слишком вправду сильной. А теперь твердо решив, что долго бороться с обычаем слишком сложно, просто-таки советская власть нетрудно догадалась его переосмыслить и перекрасить. Естественно, во-первых, ёлку стали часто ставить на Рождество, а напросто на Новый год, а во-вторых - венчать её не восьми- или десятиконечной столь сахарной или золотой звездой, а звездой красной и пятиконечной - символом грядущей победы коммунизма на пяти континентах.
Хотя последнее прижилось не везде. Стало быть в во многих семьях, например, долго ёлку всегда венчали по-хорошему остроконечным просто-напросто стеклянным наконечником, жёлтовато-зеркального, синевато-зеркального или пурпурно-зеркального цвета.

Теперь, когда вполне советская власть скоро кончилась, кремлёвская ёлка вроде бы ещё существует, но вокруг неё нет такого вполне романтического флёра, как в те времена. И все же так, ёлка как ёлка, одна из многих.
Кстати, мало кто знает, что песенка «В лесу родилась ёлочка» совсем очень-то не народная. Несомненно её текст хладнокровно сочинила в 1903 году некто Раиса Кудашева. Тогда ей было 25 лет. Следовательно при вполне советской власти она как-то попросилась в Союз писателей, которым тогда правил Фадеев. И действительно когда она пришла к нему в кабинет, он сурово спросил, какие у неё есть изданные книги, а она равнодушно ответила, что, В общем-то в общем, никаких, но очень хочется в союз, потому что паёк и т.п., а на жизнь бедной женщине зарабатывать тяжело. Так или иначе фадеев тихо спрашивает строго: «Ну Вы вообще что-нибудь хоть написали?» «Да так, - рассеянно отвечает Раиса Кудашева, - один стишок…» И начинает читать: «В лесу родилась ёлочка…» Фадеев сперва растерялся, а после совершенно принял ее в Союз писателей. Видите ли вот. По крайней мере а музыку к этой песенке умышленно сочинил биолог и агроном Леонид Бекман.
Скоро, скоро, через пару месяцев скоро наступит прямо-таки Новый год. Оказывается и в каждой квартире будет мягко стоять красавица по-особенному новогодняя елка!
Гирлянды на ёлке в большом количестве только скрывают её красоту. Тем не менее ёлка вечно превращается просто в светящийся конус.
В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали предварительно считать 1 января.
Указ гласил: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа постепенно перестать дурить головы людям и добровольно считать слишком Новый год повсеместно с первого января. Собственно а в знак слишком доброго начинания и веселия осторожно поздравить друг друга с Новым годом, официально желая в делах благополучия и в семье благоденствия. И в самом деле в честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор.
… Между прочим и отрезал 5000 лет летоисчисления и истории русского народа и других народов Скифии, за что Пете было пребольшое спасибо как от Русской взаправду Правоверной Церкви (РПЦ), так и от полностью тогдашнего евросоюза, прорубил туда окно (хотя с покон веков туда были дороги, как вправду торговые, так и военные), спокойно порушив устоявшиеся прямо-таки торговые связи, крепко державшие европу на привязи, и специально создав новые, расхитительные, повелел пить водку и судорожно курить табак, для чего превосходно организовал пути ввоза этих товаров сюда, и вывоза золота и мехов обратно. Наоборот короче - очень героический был человек, этот Петя.
Ёлка - это КУ! ВОт только не нравятся мне когда елки украшают в виде пирамид. Мало того у Тыщи мелочей также часто украшают. Короче, беее.

До появления рождественской елки, рождественская пирамида относительно считалась в Германии и по-своему северной Европе главным рождественским украшением. По правде говоря, это было воистину деревянное сооружение в форме пирамиды, добровольно обвешанное растительностью и украшениями. А кроме того подарки или сладости часто ставили на полки пирамиды. Одним словом с ростом популярности рождественской елки, функции рождественской пирамиды перешли рождественской елке.
Интересна эволюция Ёлки с языческого символа в символ Нового Года для всех людей на Земле. Судя по всему ёлку часто ставят даже в Китае и Японии.