История развития призрения сирот в россии. Призрение сирот на руси Призрение сироты

Введение

1. История развития социальной помощи в России

2. Идея призрения детей-сирот на Руси

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность нашего исследования объясняется тем, что проблема сиротства и беспризорности детей особенно остро обозначилась в России в последнее десятилетие. Экономический кризис, развал прежде существовавших систем социального обеспечения, несовершенство законодательства привели к росту количества детей, нуждающихся в особом внимании общества и государства. Формирующая система социальной профилактики сегодня остро нуждается в средствах, позволяющих накоплять и распространять успешный опыт в этой сфере. Данная работа освещает такую проблему, как история призрения детского сиротства.

Необходимость социально-психологического сопровождения детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, очевидна каждому, кто заинтересован в судьбе ребенка, так как за последние годы в России постоянно увеличивается число несовершеннолетних разного возраста, оставшихся без попечения родителей и автоматически переходящих в разряд бродяг-попрошаек и преступников. Поиск путей решения этой проблемы – злободневная задача многих государственных учреждений. Ежегодно ведется поиск новых эффективных форм и технологий в работе с данной категорией детей. В общей системе профилактики социального сиротства и детской безнадзорности все большее место занимает деятельность специализированных детских реабилитационных учреждений, таких, как социальные приюты, центры социальной помощи детям. Причины попадания детей в различные реабилитационные учреждения разнообразные, но все они имеют широкий спектр социально-психологических деформаций.

Для того чтобы решить проблемы детского сиротства на современном этапе, необходимо вернуться к истории призрения детей-сирот на Руси, ознакомиться с опытом социальной работы в истории развития данной проблемы. Это и является основной целью данной работы.


1. История развития социальной помощи в России

Милосердие, способность к состраданию, сопереживанию присущи нашему народу. Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Первые попытки призрения бедных предпринимались еще в XIV-XV вв., нуждающихся поддерживали прежде всего церкви и монастыри. В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам; ассигновывались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682 г. был принят "Приговор", или решение церковного Собора о призрении больных и нищих. (8, С.123)

Важное значения для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I "Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых" (1701 г.) и "Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей" (1712 г.), в котором, в частности, предписывалось "по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены".

Благотворительностью активно занималась Лютеранская Церковь в России. Помимо чисто богослужебной практики, в ее ведении находились первоклассные учебные заведения, больницы, дома престарелых, культурные и образовательные общества. Следует подчеркнуть, что плодами деятельности этих учреждений пользовались люди различных конфессий.

Особую роль в укреплении системы социальной поддержки сыграла Екатерина II. При ней были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для питомцев Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для неимущих женщин с присвоением им статуса государственных. В 1764 г. было создано одно из первых благотворительных обществ в России - Общество воспитания благородных девиц. В 1775 г. впервые в истории России законодательным путем устанавливалась система общественного призрения "для всех гражданских сословий". На губернские органы управления возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для умалишенных, работные смирительные дома. Поначалу эти учреждения финансировались из государственной казны. Позднее было принято решение об отчислении на их содержание части средств из доходов городов. Города, селения, общества и частные лица наделялись правом устраивать по своей инициативе дома призрения на общее благо.

В 1797 г. Павел I подписал Указ о назначении своей супруги, Марии Федоровны, руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественного благотворения. (8, с.141)

Середина XIX в. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф.Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой - обращаясь к чувству общественного долга. Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей - безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их усилия не могли радикально изменить социальное самочувствие широких масс.

До 1912 г. государственное пенсионное обеспечение в России охватывало только военнослужащих и чиновников. С принятием же страхового закона оно распространилось и на 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности. (6, с.215)

Упомянем и о заботе об инвалидах. Уже при царе Федоре Алексеевиче (старшем брате будущего Петра Первого) в 1682 г. в Москве возникли две богадельни, к концу века их стало около десяти, а к 1718 г. при Петре уже 90 с 400 "призреваемыми". В их числе знаменитая Матросская Тишина на Яузе.

Екатерина Великая в 1775 г. учредила приказы общественного призрения (прообразы комитетов соцзащиты), но и частые лица при этом поощрялись за устройство благотворительных заведений. Затем возникло Ведомство учреждений императрицы Марии, а ее сын Александр 1 основал Императорское человеколюбивое общество. Тогда же графом Шереметевым был построен Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих (ныне знаменитый Институт скорой помощи им. Склифосовского).

Также при Александре 1, не получив ожидаемой поддержки на родине у Наполеона, в Петербург приехал доктор Гаюи, радениями которого здесь был основан первый в России институт для слепых. Это было до Отечественной войны 1812 года, а годом позже после ее завершения в столице благодаря издателю П. Пезаровиусу появилась газета "Русский инвалид", уделявшая внимание прежде всего ветеранам и издававшаяся вплоть до Октябрьской революции. В Крымской, Русско-Турецкой и Русско-Японской войнах стали возникать общины сестер милосердия.

У истоков первой из них Крестовоздвиженской стояли великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург Пирогов. Впоследствие многие из них перешли к Обществу Красного Креста.

В 80-ых годах помещица Анна Адлер устроила типографию для слепых, в которой в 1885 г. была напечатана шрифтом Брайля первая книга на русском языке. К началу ХХ века в России уже существовало несколько десятков школ для слепых, тогда же родился журнал "Слепец".


2. Идея призрения детей-сирот на Руси

Социальное сиротство представляет собой сложную проблему, включающую как вопросы материального обеспечения условий жизнедеятельности детей-сирот, так и социально-психологические вопросы формирования их личности.

Идея призрения детей-сирот возникла и развивалась на Руси вместе с торжеством христианского учения в период оформления феодального строя (с 988 г.). Забота о сиротах в те времена возлагалась на князей и церковь. Она сводилась, в основном, к подаче милостыни и кормлению сирот и рассматривалась как «богоугодная акция». Так, князь Владимир I возложил призрение за детьми-сиротами на духовенство (996 г.), в то же время и сам заботился о них, раздавая великую милостыню.(1,с.54)

Во времена «Русской правды» (1072 г.), основного закона древнерусского государства, заботу о сиротах проявляли князь Ярослав Мудрый и его сыновья (Ярославичи). Великий князь Ярослав даже учредил училище для сирот, где призревались и обучались на его средства 300 юношей.

Особенно заботился о сиротах внук Ярослава Мудрого - князь Владимир Мономах, который оставил для наших потомков замечательный литературно-педагогический памятник XII в. «Поучение Владимира Мономаха детям». Детям он завещал защищать сироту и учил: «Всего же паче убогих не забивайте, но... по силе кормите, снабдите сироту». Большое внимание он уделял религиозному воспитанию детей-сирот, любви к ближнему, страждущему, формированию других нравственных качеств, соответствующих христианской морали и канонам русской православной церкви.(1,с.13)

В царствование Ивана Грозного призрение детей-сирот уже входило в круг задач государственных органов управления, так называемых приказов. В частности сиротскими домами ведал церковный патриарший приказ.

Оказывалась помощь бедным и сиротам во времена правления Бориса Годунова (1598-1605), Василия Шуйского (1606-1610), Алексея Михайловича (1646-1676), особенно в периоды народных бедствий и в неурожайные годы.

При Алексее Михайловиче дальнейшее развитие получила идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти.

В середине XVII века были созданы приказы общественного призрения, ведавшие делами «сирых и убогих», а также сирот. А патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю.(5, с.76)

В 1682 г. был подготовлен проект указа, который впервые ставил вопрос об открытии специальных домов для нищих детей (безродных сирот), где их обучали грамоте и ремеслам, наукам, которые «во всяких случаях нужны и потребны». Именно этот проект (о безродных нищих детях) завершил эпоху зарождения идеи государственного призрения, в основе которой лежали «нужды государства и забота о пользе населения».(1,с.69)

Нехватка рабочих рук объясняла отношение к ребенку-сироте и как к будущему работнику. Поэтому государство отдавало беспризорных детей как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Подобного рода закабаление было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних. А оставшийся без родителей ребенок «бил челом во двор к лицу, согласившемуся взять его к себе», чем обеспечивал себе пропитание. Такая система устройства существовала долго - до конца XVIII века. Так, городские наказы 1767 г. позволяли удовлетворять ходатайство купцов закреплять за ними сирот и «нищенских» детей.

Первые специальные государственные учреждения для детей-сирот были открыты в XVIII веке. Так, в 1706 году Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмоно-Успенском монастыре воспитательныйдом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». Один из первых в истории крупных воспитательных домов для подкидышей был открыт в Италии Миланским архиепископом в 787 г. Поэтому митрополит Иов в практике воспитания беспризорных детей опирался на международный опыт. В дальнейшем воспитательные дома возникали и при других монастырях и церквах. Строились тогда и богадельни, где наряду со взрослыми содержались безродные, бездомные дети.

Дальнейшее развитие сиротские детские учреждения получили при Петре I, который 4 ноября 1715 г. издал указ, предписывавший устраивать в Москве и других городах России госпитали для незаконнорожденных детей. Причем практиковался «тайный принос» младенцев через окно, «дабы приносимых лиц не было видно». Такой способ подкидывания детей, при котором женщина-мать оставалась неизвестной, практиковался и в Европе. Устраивались «сиропитательницы» или «гошпитали» возле церковных оград. В Москве они делались каменными, в других городах деревянными.(11,с.12)

Содержались госпитали частично за счет городских доходов, а также пожертвований частных лиц и церкви. Последняя, согласно Указу Святого Синода от 29 июня 1723 г., особо охраняла часть «церковного кошелькового сбора», а также всю прибыль от продажи свечей для устройства госпиталей. Каждый такой госпиталь вверялся надзирательнице, в обязанность которой входили уход и надзор за воспитанием призреваемых детей, когда же они подрастали, их отдавали в учение мастерству (мальчики) или в услужение в семьи (в основном, девочки).

Не оставлял без внимания Петр I и незаконнорожденных детей, некоторая часть из которых имела возможность получить материальную поддержку от своего отца, что уменьшало количество подкидываний «со стороны матерей».(11,с.20)

Детей из воспитательных домов, помимо передачи в учение к мастеру или услужение в семьи, раздавали также по деревням в крестьянские семьи. Причем практиковалась эта форма воспитания детей-сирот все шире, особенно в конце XVIII - начале XIX вв. В случае заболевания воспитанников (получения увечий, помешательства), последние могли возвратиться в приюты, как в родительские дома.

Петр I начал борьбу и с нищенством как массовым общественным явлением, которое также порождало рост числа бездомных детей. В числе нищенствующих находились и просящие подаяние дети. В 1712 г. он повелевает «нищим по миру по Москве мужска и женска полу и ребятам и старцам и старицам милостыни не просить и по мостам не сидеть». Мало того, по Указу от 20 июня 1718 г. велено было «малолетних нищих и ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». Процесс роста суконного производства и мануфактур требовал рабочих рук, потому их владельцам было выгодно использовать дешевый труд малолетних детей из числа беспризорных и детей-сирот. В то же время это было основным их средством выживания и пропитания, получения профессии.(12, с.34)

Еще в царствование Петра I существующие госпитали и богадельни, где также находились дети-сироты, были переполнены. Отсюда по отношению к безродным детям состоялось распоряжение, чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателями закреплением, а достигших 10 лет определять в матросы.

Таким образом, Петр I предпринял некоторые шаги по реформированию дела призрения детей-сирот и бездомных детей. Он стремился и в эту область ввести определенную систему сочетания государственной заботы о детях-сиротах с общественной, а также проявление личного милосердия. Вместе с тем, реформаторская деятельность Петра I в области призрения не изменила характер общественного призрения на местах. Оно по-прежнему возлагалось на сельские общины, помещиков, монастыри, а не на приходы, хотя и последние не оставались в стороне.


Заключение

благотворительность призрение сирота социальная помощь

Даная работа посвящена истории развития призрения детского сиротства в России. На протяжении всей истории развития идеи призрения детей-сирот остается одна наиважнейшая проблема – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением ребенка. Как было изучено, проблема сиротства существовала на протяжении все истории, идее призрения детей-сирот всегда уделялось должное внимание со стороны государства.

Раннее социальное сиротство - это сложное социальное явление, ставшее чрезвычайно актуальным в России в наши дни, в период вступления страны в период глобального и резкого социального сдвига. Старая система государственной социальной защиты и содержания сирот, направленная на «лечение» последствий не только не приводит к уменьшению их числа, но и порождает крайне негативные последствия.

Так же сформулируем предложения по реформированию системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нами предлагается структура Федеральной службы усыновления и опекунства детей-сирот, которая финансируется государством через местные, региональные и федеральные структуры власти, а также из других привлекаемые источников. По нашему мнению такая служба должна иметь большие перспективы.


Список литературы

1. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М: 1983. – 150с.

2. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работы в России. – М: 1999. – 85 с.

3. Настольная книга специалиста. Социальная работа с детьми и подростками. М: - 2000. – 110 с.

4. Панов А.М. Социальная работа в России: состояние и перспективы. // Социальная работа. – М: 2002. – Вып. 6.

5. Рыбинский Е.М. Управление системной социальной защиты детства. М.: 2004. С.20.

6. Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой – М: Изд. Юрист, 2001 – 472с.

7. Сосин М.Я., Дыскин А.А. Ребенок в семье и обществе. – М: 2000.-130 с.

8. Социальная работа: Учебное пособие. - 2-е изд. -Ростов - на Дону: Феникс, 2003 . с.219.

9. Ткач. Н. Детская безнадзорность и беспризорность, как один фактор национальной безопасности России. Социальное обеспечение.№1, М.: 2002,с.18.

10. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 3.: Пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. – 368 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. История развития социальной помощи в России

2. Идея призрения детей-сирот на Руси

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность нашего исследования объясняется тем, что проблема сиротства и беспризорности детей особенно остро обозначилась в России в последнее десятилетие. Экономический кризис, развал прежде существовавших систем социального обеспечения, несовершенство законодательства привели к росту количества детей, нуждающихся в особом внимании общества и государства. Формирующая система социальной профилактики сегодня остро нуждается в средствах, позволяющих накоплять и распространять успешный опыт в этой сфере. Данная работа освещает такую проблему, как история призрения детского сиротства.

Необходимость социально-психологического сопровождения детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, очевидна каждому, кто заинтересован в судьбе ребенка, так как за последние годы в России постоянно увеличивается число несовершеннолетних разного возраста, оставшихся без попечения родителей и автоматически переходящих в разряд бродяг-попрошаек и преступников. Поиск путей решения этой проблемы - злободневная задача многих государственных учреждений. Ежегодно ведется поиск новых эффективных форм и технологий в работе с данной категорией детей. В общей системе профилактики социального сиротства и детской безнадзорности все большее место занимает деятельность специализированных детских реабилитационных учреждений, таких, как социальные приюты, центры социальной помощи детям. Причины попадания детей в различные реабилитационные учреждения разнообразные, но все они имеют широкий спектр социально-психологических деформаций.

Для того чтобы решить проблемы детского сиротства на современном этапе, необходимо вернуться к истории призрения детей-сирот на Руси, ознакомиться с опытом социальной работы в истории развития данной проблемы. Это и является основной целью данной работы.

1. История развития социальной помощи в России

Милосердие, способность к состраданию, сопереживанию присущи нашему народу. Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Первые попытки призрения бедных предпринимались еще в XIV-XV вв., нуждающихся поддерживали прежде всего церкви и монастыри. В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам; ассигновывались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682 г. был принят "Приговор", или решение церковного Собора о призрении больных и нищих. (8, С.123)

Важное значения для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I "Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых" (1701 г.) и "Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей" (1712 г.), в котором, в частности, предписывалось "по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены".

Благотворительностью активно занималась Лютеранская Церковь в России. Помимо чисто богослужебной практики, в ее ведении находились первоклассные учебные заведения, больницы, дома престарелых, культурные и образовательные общества. Следует подчеркнуть, что плодами деятельности этих учреждений пользовались люди различных конфессий.

Особую роль в укреплении системы социальной поддержки сыграла Екатерина II. При ней были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для питомцев Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для неимущих женщин с присвоением им статуса государственных. В 1764 г. было создано одно из первых благотворительных обществ в России - Общество воспитания благородных девиц. В 1775 г. впервые в истории России законодательным путем устанавливалась система общественного призрения "для всех гражданских сословий". На губернские органы управления возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для умалишенных, работные смирительные дома. Поначалу эти учреждения финансировались из государственной казны. Позднее было принято решение об отчислении на их содержание части средств из доходов городов. Города, селения, общества и частные лица наделялись правом устраивать по своей инициативе дома призрения на общее благо.

В 1797 г. Павел I подписал Указ о назначении своей супруги, Марии Федоровны, руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественного благотворения. (8, с.141)

Середина XIX в. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф.Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой - обращаясь к чувству общественного долга. Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей - безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их усилия не могли радикально изменить социальное самочувствие широких масс.

До 1912 г. государственное пенсионное обеспечение в России охватывало только военнослужащих и чиновников. С принятием же страхового закона оно распространилось и на 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности. (6, с.215)

Упомянем и о заботе об инвалидах. Уже при царе Федоре Алексеевиче (старшем брате будущего Петра Первого) в 1682 г. в Москве возникли две богадельни, к концу века их стало около десяти, а к 1718 г. при Петре уже 90 с 400 "призреваемыми". В их числе знаменитая Матросская Тишина на Яузе.

Екатерина Великая в 1775 г. учредила приказы общественного призрения (прообразы комитетов соцзащиты), но и частые лица при этом поощрялись за устройство благотворительных заведений. Затем возникло Ведомство учреждений императрицы Марии, а ее сын Александр 1 основал Императорское человеколюбивое общество. Тогда же графом Шереметевым был построен Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих (ныне знаменитый Институт скорой помощи им. Склифосовского).

Также при Александре 1, не получив ожидаемой поддержки на родине у Наполеона, в Петербург приехал доктор Гаюи, радениями которого здесь был основан первый в России институт для слепых. Это было до Отечественной войны 1812 года, а годом позже после ее завершения в столице благодаря издателю П. Пезаровиусу появилась газета "Русский инвалид", уделявшая внимание прежде всего ветеранам и издававшаяся вплоть до Октябрьской революции. В Крымской, Русско-Турецкой и Русско-Японской войнах стали возникать общины сестер милосердия.

У истоков первой из них Крестовоздвиженской стояли великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург Пирогов. Впоследствие многие из них перешли к Обществу Красного Креста.

В 80-ых годах помещица Анна Адлер устроила типографию для слепых, в которой в 1885 г. была напечатана шрифтом Брайля первая книга на русском языке. К началу ХХ века в России уже существовало несколько десятков школ для слепых, тогда же родился журнал "Слепец".

2. Идея призрения детей-сирот на Руси

Социальное сиротство представляет собой сложную проблему, включающую как вопросы материального обеспечения условий жизнедеятельности детей-сирот, так и социально-психологические вопросы формирования их личности.

Идея призрения детей-сирот возникла и развивалась на Руси вместе с торжеством христианского учения в период оформления феодального строя (с 988 г.). Забота о сиротах в те времена возлагалась на князей и церковь. Она сводилась, в основном, к подаче милостыни и кормлению сирот и рассматривалась как «богоугодная акция». Так, князь Владимир I возложил призрение за детьми-сиротами на духовенство (996 г.), в то же время и сам заботился о них, раздавая великую милостыню.(1,с.54)

Во времена «Русской правды» (1072 г.), основного закона древнерусского государства, заботу о сиротах проявляли князь Ярослав Мудрый и его сыновья (Ярославичи). Великий князь Ярослав даже учредил училище для сирот, где призревались и обучались на его средства 300 юношей.

Особенно заботился о сиротах внук Ярослава Мудрого -- князь Владимир Мономах, который оставил для наших потомков замечательный литературно-педагогический памятник XII в. «Поучение Владимира Мономаха детям». Детям он завещал защищать сироту и учил: «Всего же паче убогих не забивайте, но... по силе кормите, снабдите сироту». Большое внимание он уделял религиозному воспитанию детей-сирот, любви к ближнему, страждущему, формированию других нравственных качеств, соответствующих христианской морали и канонам русской православной церкви.(1,с.13)

В царствование Ивана Грозного призрение детей-сирот уже входило в круг задач государственных органов управления, так называемых приказов. В частности сиротскими домами ведал церковный патриарший приказ.

Оказывалась помощь бедным и сиротам во времена правления Бориса Годунова (1598--1605), Василия Шуйского (1606--1610), Алексея Михайловича (1646--1676), особенно в периоды народных бедствий и в неурожайные годы.

При Алексее Михайловиче дальнейшее развитие получила идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти.

В середине XVII века были созданы приказы общественного призрения, ведавшие делами «сирых и убогих», а также сирот. А патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю.(5, с.76)

В 1682 г. был подготовлен проект указа, который впервые ставил вопрос об открытии специальных домов для нищих детей (безродных сирот), где их обучали грамоте и ремеслам, наукам, которые «во всяких случаях нужны и потребны». Именно этот проект (о безродных нищих детях) завершил эпоху зарождения идеи государственного призрения, в основе которой лежали «нужды государства и забота о пользе населения».(1,с.69)

Нехватка рабочих рук объясняла отношение к ребенку-сироте и как к будущему работнику. Поэтому государство отдавало беспризорных детей как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Подобного рода закабаление было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних. А оставшийся без родителей ребенок «бил челом во двор к лицу, согласившемуся взять его к себе», чем обеспечивал себе пропитание. Такая система устройства существовала долго -- до конца XVIII века. Так, городские наказы 1767 г. позволяли удовлетворять ходатайство купцов закреплять за ними сирот и «нищенских» детей.

Первые специальные государственные учреждения для детей-сирот были открыты в XVIII веке. Так, в 1706 году Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмоно-Успенском монастыре воспитательныйдом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». Один из первых в истории крупных воспитательных домов для подкидышей был открыт в Италии Миланским архиепископом в 787 г. Поэтому митрополит Иов в практике воспитания беспризорных детей опирался на международный опыт. В дальнейшем воспитательные дома возникали и при других монастырях и церквах. Строились тогда и богадельни, где наряду со взрослыми содержались безродные, бездомные дети.

Дальнейшее развитие сиротские детские учреждения получили при Петре I, который 4 ноября 1715 г. издал указ, предписывавший устраивать в Москве и других городах России госпитали для незаконнорожденных детей. Причем практиковался «тайный принос» младенцев через окно, «дабы приносимых лиц не было видно». Такой способ подкидывания детей, при котором женщина-мать оставалась неизвестной, практиковался и в Европе. Устраивались «сиропитательницы» или «гошпитали» возле церковных оград. В Москве они делались каменными, в других городах деревянными.(11,с.12)

Содержались госпитали частично за счет городских доходов, а также пожертвований частных лиц и церкви. Последняя, согласно Указу Святого Синода от 29 июня 1723 г., особо охраняла часть «церковного кошелькового сбора», а также всю прибыль от продажи свечей для устройства госпиталей. Каждый такой госпиталь вверялся надзирательнице, в обязанность которой входили уход и надзор за воспитанием призреваемых детей, когда же они подрастали, их отдавали в учение мастерству (мальчики) или в услужение в семьи (в основном, девочки).

Не оставлял без внимания Петр I и незаконнорожденных детей, некоторая часть из которых имела возможность получить материальную поддержку от своего отца, что уменьшало количество подкидываний «со стороны матерей».(11,с.20)

Детей из воспитательных домов, помимо передачи в учение к мастеру или услужение в семьи, раздавали также по деревням в крестьянские семьи. Причем практиковалась эта форма воспитания детей-сирот все шире, особенно в конце XVIII -- начале XIX вв. В случае заболевания воспитанников (получения увечий, помешательства), последние могли возвратиться в приюты, как в родительские дома.

Петр I начал борьбу и с нищенством как массовым общественным явлением, которое также порождало рост числа бездомных детей. В числе нищенствующих находились и просящие подаяние дети. В 1712 г. он повелевает «нищим по миру по Москве мужска и женска полу и ребятам и старцам и старицам милостыни не просить и по мостам не сидеть». Мало того, по Указу от 20 июня 1718 г. велено было «малолетних нищих и ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». Процесс роста суконного производства и мануфактур требовал рабочих рук, потому их владельцам было выгодно использовать дешевый труд малолетних детей из числа беспризорных и детей-сирот. В то же время это было основным их средством выживания и пропитания, получения профессии.(12, с.34)

Еще в царствование Петра I существующие госпитали и богадельни, где также находились дети-сироты, были переполнены. Отсюда по отношению к безродным детям состоялось распоряжение, чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателями закреплением, а достигших 10 лет определять в матросы.

Таким образом, Петр I предпринял некоторые шаги по реформированию дела призрения детей-сирот и бездомных детей. Он стремился и в эту область ввести определенную систему сочетания государственной заботы о детях-сиротах с общественной, а также проявление личного милосердия. Вместе с тем, реформаторская деятельность Петра I в области призрения не изменила характер общественного призрения на местах. Оно по-прежнему возлагалось на сельские общины, помещиков, монастыри, а не на приходы, хотя и последние не оставались в стороне.

Заключение

благотворительность призрение сирота социальная помощь

Даная работа посвящена истории развития призрения детского сиротства в России. На протяжении всей истории развития идеи призрения детей-сирот остается одна наиважнейшая проблема - потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением ребенка. Как было изучено, проблема сиротства существовала на протяжении все истории, идее призрения детей-сирот всегда уделялось должное внимание со стороны государства.

Раннее социальное сиротство -- это сложное социальное явление, ставшее чрезвычайно актуальным в России в наши дни, в период вступления страны в период глобального и резкого социального сдвига. Старая система государственной социальной защиты и содержания сирот, направленная на «лечение» последствий не только не приводит к уменьшению их числа, но и порождает крайне негативные последствия.

Так же сформулируем предложения по реформированию системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нами предлагается структура Федеральной службы усыновления и опекунства детей-сирот, которая финансируется государством через местные, региональные и федеральные структуры власти, а также из других привлекаемые источников. По нашему мнению такая служба должна иметь большие перспективы.

Список литературы

1. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М: 1983. - 150с.

2. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работы в России. - М: 1999. - 85 с.

3. Настольная книга специалиста. Социальная работа с детьми и подростками. М: - 2000. - 110 с.

4. Панов А.М. Социальная работа в России: состояние и перспективы. // Социальная работа. - М: 2002. - Вып. 6.

5. Рыбинский Е.М. Управление системной социальной защиты детства. М.: 2004. С.20.

6. Словарь - справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой - М: Изд. Юрист, 2001 - 472с.

7. Сосин М.Я., Дыскин А.А. Ребенок в семье и обществе. - М: 2000.-130 с.

8. Социальная работа: Учебное пособие. - 2-е изд. -Ростов - на Дону: Феникс, 2003 . с.219.

9. Ткач. Н. Детская безнадзорность и беспризорность, как один фактор национальной безопасности России. Социальное обеспечение.№1, М.: 2002,с.18.

10. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 3.: Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. - 368 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные направления деятельности по социально-педагогической поддержке детей-сирот. История призрения сирот в России. Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности социализации воспитанников детского дома.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Проблемы деятельности государственных учреждений, направленных на воспитание детей-сирот. Описание видов социально-педагогической поддержки сирот. История призрения осиротевших детей в России. Роль реформ Петра І в развитии попечительства над сиротами.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Социальное содержание феномена сиротства и его особенности в условиях современной России. Функции государства, общественных организаций и бизнеса в системе социальной защиты детей-сирот. Рекомендации по созданию региональных систем защиты детей-сирот.

    дипломная работа , добавлен 13.11.2011

    Причины социального сиротства в России. Нормативно-правовые акты РФ и Калужской области по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства детей-сирот в России, процесс усыновления детей иностранными гражданами.

    дипломная работа , добавлен 06.11.2010

    Детский дом как учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности развития таких детей. Формирование психологии и социологии малых групп. Влияние условий жизни в детском доме на межличностные отношения детей-сирот.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Зарубежные и отечественные системы социальной поддержки детей-сирот. Благотворительные программы и проекты фонда "Содействие". Зарубежные программы по социальной поддержке детей-сирот. Продвижение семейного устройства детей в Российской Федерации.

    доклад , добавлен 15.05.2009

    Основные аспекты трудоустройства и занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нормативно-правовые основы их социальной поддержки. Анализ профессионального самоопределения детей–сирот и детей, оставшихся без попечения в родителей.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2012

    Проблема социального сиротства. Выпускники детских домов как объект социальной защиты. Государственные программы поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилищные программы и их ориентация на льготные категории граждан.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2015

    Сиротство как социальный феномен. Особенности личностного развития детей-сирот, проявление склонности к правонарушениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Криминализация поведения несовершеннолетних и программа ее профилактики.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2009

    Нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми как основные причины роста количества "социальных сирот" в России. Основные проблемы и трудности при социализации детей-сирот. Разработка долгосрочного проекта по Саратовской области.

Социальное сиротство представляет собой сложную проблему, включающую как вопросы материального обеспечения условий жизнедеятельности детей-сирот, так и социально-психологические вопросы формирования их личности.

Идея призрения детей-сирот возникла и развивалась на Руси вместе с торжеством христианского учения в период оформления феодального строя (с 988 г.). Забота о сиротах в те времена возлагалась на князей и церковь. Она сводилась, в основном, к подаче милостыни и кормлению сирот и рассматривалась как «богоугодная акция». Так, князь Владимир I возложил призрение за детьми-сиротами на духовенство (996 г.), в то же время и сам заботился о них, раздавая великую милостыню.(1,с.54)

Во времена «Русской правды» (1072 г.), основного закона древнерусского государства, заботу о сиротах проявляли князь Ярослав Мудрый и его сыновья (Ярославичи). Великий князь Ярослав даже учредил училище для сирот, где призревались и обучались на его средства 300 юношей.

Особенно заботился о сиротах внук Ярослава Мудрого -- князь Владимир Мономах, который оставил для наших потомков замечательный литературно-педагогический памятник XII в. «Поучение Владимира Мономаха детям». Детям он завещал защищать сироту и учил: «Всего же паче убогих не забивайте, но... по силе кормите, снабдите сироту». Большое внимание он уделял религиозному воспитанию детей-сирот, любви к ближнему, страждущему, формированию других нравственных качеств, соответствующих христианской морали и канонам русской православной церкви.(1,с.13)

В царствование Ивана Грозного призрение детей-сирот уже входило в круг задач государственных органов управления, так называемых приказов. В частности сиротскими домами ведал церковный патриарший приказ.

Оказывалась помощь бедным и сиротам во времена правления Бориса Годунова (1598--1605), Василия Шуйского (1606--1610), Алексея Михайловича (1646--1676), особенно в периоды народных бедствий и в неурожайные годы.

При Алексее Михайловиче дальнейшее развитие получила идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти.

В середине XVII века были созданы приказы общественного призрения, ведавшие делами «сирых и убогих», а также сирот. А патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю.(5, с.76)

В 1682 г. был подготовлен проект указа, который впервые ставил вопрос об открытии специальных домов для нищих детей (безродных сирот), где их обучали грамоте и ремеслам, наукам, которые «во всяких случаях нужны и потребны». Именно этот проект (о безродных нищих детях) завершил эпоху зарождения идеи государственного призрения, в основе которой лежали «нужды государства и забота о пользе населения».(1,с.69)

Нехватка рабочих рук объясняла отношение к ребенку-сироте и как к будущему работнику. Поэтому государство отдавало беспризорных детей как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Подобного рода закабаление было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних. А оставшийся без родителей ребенок «бил челом во двор к лицу, согласившемуся взять его к себе», чем обеспечивал себе пропитание. Такая система устройства существовала долго -- до конца XVIII века. Так, городские наказы 1767 г. позволяли удовлетворять ходатайство купцов закреплять за ними сирот и «нищенских» детей.

Первые специальные государственные учреждения для детей-сирот были открыты в XVIII веке. Так, в 1706 году Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмоно-Успенском монастыре воспитательный дом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». Один из первых в истории крупных воспитательных домов для подкидышей был открыт в Италии Миланским архиепископом в 787 г. Поэтому митрополит Иов в практике воспитания беспризорных детей опирался на международный опыт. В дальнейшем воспитательные дома возникали и при других монастырях и церквах. Строились тогда и богадельни, где наряду со взрослыми содержались безродные, бездомные дети.

Дальнейшее развитие сиротские детские учреждения получили при Петре I, который 4 ноября 1715 г. издал указ, предписывавший устраивать в Москве и других городах России госпитали для незаконнорожденных детей. Причем практиковался «тайный принос» младенцев через окно, «дабы приносимых лиц не было видно». Такой способ подкидывания детей, при котором женщина-мать оставалась неизвестной, практиковался и в Европе. Устраивались «сиропитательницы» или «гошпитали» возле церковных оград. В Москве они делались каменными, в других городах деревянными.(11,с.12)

Содержались госпитали частично за счет городских доходов, а также пожертвований частных лиц и церкви. Последняя, согласно Указу Святого Синода от 29 июня 1723 г., особо охраняла часть «церковного кошелькового сбора», а также всю прибыль от продажи свечей для устройства госпиталей. Каждый такой госпиталь вверялся надзирательнице, в обязанность которой входили уход и надзор за воспитанием призреваемых детей, когда же они подрастали, их отдавали в учение мастерству (мальчики) или в услужение в семьи (в основном, девочки).

Не оставлял без внимания Петр I и незаконнорожденных детей, некоторая часть из которых имела возможность получить материальную поддержку от своего отца, что уменьшало количество подкидываний «со стороны матерей».(11,с.20)

Детей из воспитательных домов, помимо передачи в учение к мастеру или услужение в семьи, раздавали также по деревням в крестьянские семьи. Причем практиковалась эта форма воспитания детей-сирот все шире, особенно в конце XVIII -- начале XIX вв. В случае заболевания воспитанников (получения увечий, помешательства), последние могли возвратиться в приюты, как в родительские дома.

Петр I начал борьбу и с нищенством как массовым общественным явлением, которое также порождало рост числа бездомных детей. В числе нищенствующих находились и просящие подаяние дети. В 1712 г. он повелевает «нищим по миру по Москве мужска и женска полу и ребятам и старцам и старицам милостыни не просить и по мостам не сидеть». Мало того, по Указу от 20 июня 1718 г. велено было «малолетних нищих и ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». Процесс роста суконного производства и мануфактур требовал рабочих рук, потому их владельцам было выгодно использовать дешевый труд малолетних детей из числа беспризорных и детей-сирот. В то же время это было основным их средством выживания и пропитания, получения профессии.(12, с.34)

Еще в царствование Петра I существующие госпитали и богадельни, где также находились дети-сироты, были переполнены. Отсюда по отношению к безродным детям состоялось распоряжение, чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателями закреплением, а достигших 10 лет определять в матросы.

Таким образом, Петр I предпринял некоторые шаги по реформированию дела призрения детей-сирот и бездомных детей. Он стремился и в эту область ввести определенную систему сочетания государственной заботы о детях-сиротах с общественной, а также проявление личного милосердия. Вместе с тем, реформаторская деятельность Петра I в области призрения не изменила характер общественного призрения на местах. Оно по-прежнему возлагалось на сельские общины, помещиков, монастыри, а не на приходы, хотя и последние не оставались в стороне.

Социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. На Руси призрение детей - сирот развивалось вместе с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь. "Власть родителей над детьми, и при этом власть обоих родителей, была признана у нас уже во времена язычества", вплоть до права родителей отдавать своих детей в рабство. В древние времена авторитет родителей был весьма велик и проявлялся и охранялся весьма сильно. У славянских народов далекого прошлого дети освобождались по смерти одного из родителей из-под власти другого.

После крещения на Руси (988 год) церковь постепенно начинает брать на себя то, что раньше регулировалось общинным правом. Начинает приобретать все большее распространение христианская семейная мораль. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своих законов.

Великий князь Владимир поручил в 996 году общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства. Заботился он о прокормлении сирот и сам, раздавая убогим, странникам, сиротам великую милостыню. Великий князь Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, где призревал и обучал своим иждивением 300 юношей. Призрение бедных и страждущих, в том числе и детей, рассматривал как одну из главнейших обязанностей и Владимир Мономах. В своей Духовной Детям он завещал защищать сироту.

В те далекие времена, когда еще не существовало единого государства Российского, призрение детей-сирот было частным делом князей, либо возлагалось княжеским государством на церковь. Но в любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, рассматривалась как богоугодная акция.

Существовали в древние времена и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его усыновления или передачи на опеку. Усыновление как сыновство, как прием выхованца, годованца в состав семьи, совершалось в России и в пору язычества.

Таким образом, усыновление знали и времена, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили и дети, и рабы, и принятые в семью из чужой семьи.

Первый случай опеки над ребенком, упоминавшийся в летописи, относится к 879 году. После смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших. Например, после смерти князя Игоря, опекуншей над Святославом стала его мать. Что касается существа опекунских отношений, то они были только личными. Опекун заботился только "о воспитании и прокормлении сироты, об охранении его от обид и несправедливостей", а имущество принадлежало всему роду. Никаких имущественных обязанностей опекун не имел, ему принадлежали только права. Вот почему он был безотчетен и безответственен.

В Московском государстве, с одной стороны, во многом положение детей оставалось прежним. Так, родители сохраняли право распоряжаться брачной судьбой своих детей. Это право было следствием уходящего вглубь веков "пагубного обычая женить малолетних на возрастных девках".

Оставалось право родителей отдавать детей в монастырь. Оно пришло на смену обычаю, согласно которому родители давали обет монашества от имени своих малолетних детей. Социально-экономические перемены в жизни Московского государства по-своему повлияли и на существовавшее прежде право родителей отдавать своих детей в рабство. Теперь подобного рода право трансформировалось сначала в право заочно записывать своих детей, не достигших 15-летнего возраста, в кабальное холопство, а потом в право на отдачу детей в услужение. Но в любом случае речь шла о неограниченном праве родителей на свободу своих детей. Забота об осиротевших детях претворялась в жизнь по-разному. Они нередко попадали в монастыри, где их воспитывали, кормили и одевали. Существовало в то время даже такое понятие как "монастырские детеныши", в число которых попадали и осиротевшие бедные разоренные дети боярские, у которых отцы и матери убиты или разорены. А в некоторых монастырях, например, Кирилло-Белозерском, существовали детские приюты, которые находились под присмотром специально приставленного к ним старца. Монастырь этих сирот брал на кормление, одевал. По мере их подрастания, приспосабливал к различным работам. Осиротевших детей брали и в зажиточный дом, где благочестивые отцы семейств их воспитывали и обучали какому-нибудь занятию, а по достижении совершеннолетия отпускали. Вместе с тем бытовало и преступное отношение к осиротевшим детям.

Крестьянские дети, оставшиеся без родителей, поступали на воспитание или родственников, или посторонних людей вместе со своим имуществом, которое "не быв приведено в известность, расхищается часто корыстолюбивыми воспитателями в свою пользу". Если у осиротевшего ребенка не было никакого имущества, он жил обыкновенно мирским подаянием.

В царствование Ивана Грозного в круг задач государственного правления, осуществляемого с помощью приказов, входило и призрение бедных и страждующих, куда входили и дети-сироты. В начале 17 века в смутное время особенно заботился о вдовах и сиротах без различия их подданства и вероисповедания Борис Годунов. "Он не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным." В Москву повалил нуждающийся и "ненуждающийся" народ. "Зло увеличилось еще от недобросовестности приказных, раздававших деньги не действительно нуждающимся, а своим родным и знакомым.". Предпринятые Борисом Годуновым меры экономического порядка включали в себя и бесплатную передачу бедным, вдовам, сиротам привезенного из отдаленных районов большого количества хлеба. Чрезвычайные меры по оказанию помощи населению, в том числе и детскому, страдающему от голода, предпринимал и Василий Шуйский.

В середине 17 века при царе Алексее Михайловиче получила свое дальнейшее развитие идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти. В это время были созданы приказы, специально занимавшиеся призрением бедных и сирот.

В 1682 году был подготовлен проект Указа, где из общего числа нищих выделялись нищие безродные дети. Здесь же впервые ставился вопрос об открытии для них специальных домов с целью обучения их грамоте и ремеслам, наукам. Именно этот проект как бы завершал эпоху, когда зародилась идея государственного призрения. Теперь на место полного "нищелюбия", благотворительности исключительно ради спасения души без соотнесения проблем призрения с задачами государства, в которой выдвигалась идея о пользе государства.

ПРИЗРЕНИЕ СИРОТ В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ

В ситуации, когда численность населения Земли растет в большинстве своем за счет мусульманских стран (в январе 2011г. американский Pew Research Center опубликовал исследование «Будущее мусульманского населения планеты». Период исследования охватывает 1990-2030гг. и относится ко всем государствам и регионам мира. Согласно главному выводу, за эти 40 лет число мусульман мира удвоится, достигнув от 1,1 (1990г.) до 2,2 млрд. (2030г)), актуальным является исследование особенностей правового регулирования семейных отношений в странах исламского мира.

Ислам, являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, наиболее близко соприкасается с государством и правом. В восточной традиции права человека рассматриваются как божественное руководство, а не инструкции человека, «права человека начинаются с прав ребенка». При этом подчеркивается важность традиционной семьи, основанной на законных брачных узах между мужчиной и женщиной. Семья не только является моральным якорем мусульманского общества , но также наилучшей средой для воспитания детей, нуждающихся в любви, заботе и наставлении обоих родителей. Каирская декларация о правах человека 1990 года (документ A/45/421 Генеральной Ассамблеи ООН) в этой связи провозгласила: с момента рождения каждый ребенок имеет право на получение со стороны родителей, общества и государства надлежащего ухода, воспитания, а также материальной, физической и моральной поддержки (ст. 7).

В большинстве мусульманских стран семейное право, как совокупность кодифицированных правил, развито слабее, чем на западе, испытывает сильное влияние Шариата (араб. «аш-шар"а» - «закон», «ясно установленный путь», комплекс верований ("а"ид) и религиозно-правовых норм (акм), которым должен следовать мусульманин), т.о. связано с религиозными и нравственными нормами и принципами ислама.

Согласно Шариату дети, у которых умер отец, считаются сиротами (по-арабски «сирота» – «ятим»), пока не достигнут половой зрелости, к сиротам относят также незаконнорожденных детей и подкидышей.

Забота о сиротах осуществляется с помощью института аль-кафала (опекунства).

В Коране (Сура «Союзники»: 37-40) описана следующая история: Пророк усыновил сироту Зайда ибн Харису (сына Харисы) еще до того, как ислам запретил усыновление. Зайд женился на Зайнаб бинт Джахш, двоюродной сестре Пророка. Позже у них возникли проблемы в отношениях, и Всевышний Аллах внушил Пророку, что она разведется, и он женится на ней, хотя ему было трудно это сделать из-за общественного мнения. Когда Зайд жаловался Пророку на ухудшение отношений с женой, Пророк всегда уговаривал его остаться с женой, откладывая это неотвратимое событие. В конечном счете, Зайд развелся с Зайнаб, и когда у Зайнаб закончился период ожидания (идда), Пророку было наказано на ней жениться. Он послал самого Зайда попросить для себя руки Зайнаб. Зайнаб сказала, что не сделает этого, если не будет ниспослано откровение Всевышнего Аллаха. Когда она пошла в мечеть, были ниспосланы аяты, которые повелевали Пророку жениться на ней, и она вышла за него замуж. Всевышний Аллах сказал Мухаммаду: «Мы женили тебя на ней, чтобы верующим было дозволено жениться (на разведенных) женах своих приемных сыновей, после того как те удовлетворят с ними свои желания. Веление Аллаха претворяется неукоснительно». На разведенных женах своих кровных сыновей жениться запрещено.

Таким образом, в Коране впервые было проведено существенное различие между кровными и приемными детьми.

До ислама арабы усыновляли детей, приемные родители давали им свое имя, имитируя кровное родство. Ислам запретил усыновление (табанни), как влекущее изменение идентичности или родословной человека. Указанная позиция основана на необходимости сохранения памяти о биологических родителях ребенка. Если отец неизвестен, например, если дети брошены, ребенка все же не следует называть по имени (по отчеству и фамилии) человека, который его вырастил, в таком случае детей можно назвать братьями по вере (мавали). Ислам изменил и другие доисламские традиции по этому вопросу. В частности, воспитанники не могут быть законными наследниками людей, которые их воспитали, им разрешено жениться на своих приемных родственниках.

Основной причиной запрещения законного усыновления является то, что ислам рассматривает это как фальсификацию естественного порядка и действительности.

В Коране (сура «Союзники» 33:4-5) читаем: «Аллах не поместил в одной груди два сердца, не сделал ваших жен, отвергнутых зихар(ом), матерями вам; приемных сыновей вам сыновьями не назначил, -

это - лишь ваша речь из ваших уст. Аллах же Истину глаголет,

по верному пути ведет. Давайте имена им их отцов, сие пред Богом справедливей, а если их отцы вам неизвестны, (зовите их) своими братьями по вере, и близкими (сравни вашей родне). Не будет на вас греха, если при этом вы совершите ошибку. Если же вы намеренно (лишаете приемного сына имени его кровного отца), то вы совершаете грех. А ведь Аллах - прощающий, милосердный».

Принять чужого ребенка в семью членом этой семьи и позволить ему оставаться наедине с женщинами, не являющимися ему мухаррам (родственниками по крови) является ошибкой, «ведь ваша жена не является ему родной матерью, а дочь - сестрой», приемный сын получает право на наследство имущества приемного отца и его жены, ущемляя права кровных наследников. Запрещение законного усыновления также является способом избежать болезненный шок приемного ребенка, который он испытает, узнав, что он не родной сын воспитавших его родителей.

Однако принять сироту под свою опеку (аль-кафала) является весьма достойным поступком для мусульманина. Обязательное условие, оговоренное Шариатом при легализации опеки, – сохранение имени, т.е. отчества и фамилии, ребенка и доступность (для него) сведений о его настоящих родителях.

В Коране читаем: «Кто возьмёт ребёнка-сироту среди мусульман, чтобы прокормить его, тот с дозволения Аллаха попадёт в Рай, если только он не делает греха, который не прощается», «во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного! Видал ли ты того, кто отвергает Судный день Господней кары? Таков лишь тот, кто отгоняет сироту, откажет в пище он тому, кто голодает» (сура «Подаяние» 107: 1-3) . «И о сиротах задают тебе вопрос. Скажи: «Для них благое совершать - есть лучшее, что можно сделать», и если примете вы их в свои заботы, они вам станут братья» (сура «Корова» 2:220). «Сиротам отдавайте их добро, (когда им должный возраст подойдет), и в нем не заменяйте доброе негодным. Не пожирайте их добро,

его добавив к своему (достатку), ведь это есть великий грех». «Сирот испытывайте вы (на разумение и зрелость) пока их брачный возраст (не настал), и лишь уверившись в их здравом смысле, вы их добро им отпустите, а не старайтесь спешно поглотить его, пока они не доросли (до должных лет). И если опекун богат, пусть из добра (сирот) награды (за услуги) не берет, а если беден - пусть из него берет в достойной и благочестивой мере. Когда вы будете добро им отпускать, при них свидетелей поставьте. И все же при любых расчетах достаточно (свидетельства) Аллаха» (сура «Женщины» 4:2).

Сирота, в том числе найденыш, происхождение которого неизвестно, должен быть воспитан как правоверный мусульманин жителями данной местности, исповедующими эту религию. Считающийся воспитанником мусульманской общины, этот ребенок вверяется попечению того, кто первый его обнаружил (если приоритет оспаривают двое, то решает жребий). По нормам шариата прием под опеку супругами-мусульманами немусульманского ребенка возможен, но усыновление или опека не мусульманами в отношении ребенка-мусульманина запрещены.

В шариате существует два вида опеки для сирот: опека над несовершеннолетним в целях его воспитания и опека над имуществом несовершеннолетнего.

Опекуны по вероисповеданию должны быть обязательно мусульманами, совершеннолетними, дееспособными и добропорядочными людьми. Различаются опекуны по праву родства (естественные), опекуны, назначенные духовным завещанием, и опекуны, назначенные правомочными государственными органами.

Если опекун назначается судьей (кадием), принимаются во внимание возраст, пол и вероисповедание несовершеннолетнего, личное и имущественное положение и способности предполагаемого опекуна, степень его родства с несовершеннолетним, а также желания (если такие есть) покойного родителя и отношения, существующие или существовавшие между предполагаемым опекуном и несовершеннолетним или его имуществом. В случае достижения несовершеннолетним возраста, допускающего сознательное предпочтение того или иного опекуна, судья может принять в соображение желание опекаемого. Суд не может назначить опекуна против воли последнего.

На опекуна возлагается надзор за опекаемым, а также забота о его содержании, образовании, воспитании. Опекун вправе завещать такому ребенку до трети наследства перед своей смертью.

Наследство, которое осталось ребенку после смерти отца, является его собственностью и расходуется по усмотрению опекуна исключительно на содержание этого ребенка. Опекун должен держать имущество сироты отдельно от своего и не извлекать из своего положения выгоды, поскольку это не обусловлено завещанием или иным документом (если такой имеется), в силу которых он назначен. Такого рода запрещение распространяется на все имущественные сделки между опекуном и опекаемым на все время существования опеки и даже на некоторое время после ее прекращения: «Воистину, кто питается на деньги сирот без права, тот питает в своём желудке огонь и будет гореть в адском пламени» (Коран, сура «Женщины», аят 10). Все деньги отдаются детям полностью по достижении ими совершеннолетия. При проведении поминок кровного отца ребенка, запрещается расходовать деньги сироты для угощения гостей, запрещается также расходовать деньги сироты и на благие цели (подаяние, жертвование на храм и т.д.), если на это не было специального распоряжения покойного. Однако мать осиротевшего ребенка и уже совершеннолетние дети могут расходовать свою долю имущества после его разделения на такие желательные цели.

Если опекун пожелает сложить себя возложенную на него обязанность, он может обратиться к судье с просьбой об освобождении его от таковой. Судья должен освободить опекуна от выполнения его обязанностей, если признает просьбу основательной. По прекращении полномочий опекуна, судья может потребовать от него передачи имущества, принадлежащего опекаемому и находящегося в его распоряжении. После передачи опекуном имущества или счетов, по указанию судьи, последний может освободить его от опекунских обязанностей, что не слагает с него ответственности за последствия его неправильных действий.

Судья может по заявлению заинтересованных лиц сменить опекуна, назначенного им, а также назначенного по духовному завещанию или по иному документу в случаях: неспособности выполнения обязанностей опекуна, дурного обращения с опекаемым или невнимания к его нуждам, уличение в проступке, который, по мнению судьи, настолько опорочивает имя опекуна, что последний становится недостойным выполнять обязанности по отношению к опекаемому, переезд опекуна за пределы подсудности судьи.

Не допускает ислам и лишения родительских прав навечно, ссылаясь на то, что Аллах создал любовь и особую духовную связь между родителями и детьми, поэтому каждый родитель имеет право заботиться, растить и воспитывать своих детей, и никто не может отнять право, дарованное Всевышним. Если же родители не выполняют своих обязанностей в отношении детей, ущемляют их права и всячески унижают их, то дело разрешается шариатским судом, который дает срок родителям на исправление. Суд может разрешить дело наложением штрафа, лишением свободы или ссылкой (тагриб, что означает запрет приближаться к человеку на определенное судом расстояние) в отношении нерадивого родителя с назначением ребенку временного опекуна.

Вкратце рассмотренные концепции отличаются от тех, которые доминируют в западных странах. Изучение особенностей мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке.

Подготовлено по материалам сайтов: Всемирная исламская политико-правовая мысль (Исламское право), mail/ru 101573, Студенту ВУЗа, mail/ru 3870642.