Индивидуальная работа по развитию в средней группе. Перспективный план индивидуальной работы с детьми по изобразительной деятельности в свободное время


Декабрь



1-я неделя - «Зима».
2-я неделя - «Зимующие птицы».
3-я неделя - «Комнатные растения».
4-я неделя - «Новогодний праздник».

«Снежный ком», «Коза», «Колечки»,
«Зайка», «Пальчики здороваются»


2. Закрепить в речи простые предлоги: на - с, в - из, по.



6.Связная речь


8.Развитие графических навыков:
Закрашивание снеговика, елочных игрушек

1. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными звуками [а], [у].
2. Учить детей выделять из ряда звуков гласные |о|, |и|.
Январь
1. Артикуляционная гимнастика:
1. Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.
2. Сформировать правильную артикуляцию свистящих звуков и начать их автоматизацию.

2. Отработка словаря по темам:
2-я неделя - «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
3-я неделя - «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
4-я неделя - «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»
3.Пальчиковая гимнастика (со всеми детьми)
«Елочки-иголочки», «Коза», «Колечки», «Зайка»
4.Отработка грамматического строя речи:
1. Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
2. Упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят.
5. Фонематический слух, голос, дыхание (со всеми детьми):
1. Продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
2. Работать над плавностью речи и мягкостью голоса.


6.Связная речь
Закрепить умение повторять рассказ из 2-3 предложений. Упражнять детей в составлении рассказов-описаний и загадок-описаний о зимующих и домашних птицах, диких и домашних животных.
7.Развитие психических функций: «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек» (со всеми детьми).
8.Развитие графических навыков: Закрашивание животных
9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ои], |ио|, |ao], [оа], [уо], [оу], [иу|, [уи].
Февраль
1. Артикуляционная гимнастика:
1. Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.
2. Сформировать правильную артикуляцию свистящих звуков и начать их автоматизацию.
3. Закрепить в речи чистое произношение гласных и наиболее легких согласных звуков: [б], [и], [м], [н], [д], [т], [г]. [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.
2. Отработка словаря по темам:
1-я неделя - «ПРОФЕССИИ. ПРОДАВЕЦ»
2-я неделя - «Почта. Почтальон»
3-я неделя - «ТРАНСПОРТ»
4-я неделя - «ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ»
3.Пальчиковая гимнастика (со всеми детьми)
«Коза», «Колечки», «Зайка», «Пальчики здороваются», по темам
4.Отработка грамматического строя речи:
1. Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
2. Упражнять детей в употреблении некоторых относительных прилагательных: стеклянный, бумажный, резиновый.
5. Фонематический слух, голос, дыхание (со всеми детьми):
1. Продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
2. Работать над плавностью речи и мягкостью голоса.
3. Продолжить работу над темпом речи.
4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
6.Связная речь
Заниматься совершенствованием диалогической речи. Закрепить умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. Поддерживать и развивать активную позицию ребенка в диалоге.
Учить детей пересказывать тексты из 2-3 простых предложений.
7.Развитие психических функций: «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек» (со всеми детьми).
8.Развитие графических навыков: Штриховка по темам
9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза: Учить детей выделять начальные ударные звуки |у|, [о] в словах и различать слова с начальными ударными звуками |а], [у], [и], [о].

План индивидуального развития ребенка по областям
в средней группе
План индивидуального развития ребенка по области «Познавательное развитие» раздел «Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение, ознакомление с природой» набравшие низкие баллы по результатам диагностики усвоения программы воспитательно-образовательного процесса:
Тема: Ближайшее окружение.
Цель: развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;
стимулировать познавательные процессы.
Д/И «Чудесный мешочек».
Материал: 10-15 предметов, различных по назначению, признакам и форме (муляжи овощей, игрушки-инструменты, кубики строительного материала и т. п.).
Задание:
1) Выбери любой предмет из мешочка. Назови, что это за предмет, для чего предназначен (где применяется).
2) Опиши его (какой предмет: твердый, мягкий, из какого материала сделан и т. д.). Октябрь
Тема: Овощи, фрукты.
Цель: Расширять представления детей о фруктах и овощах; продолжать учить различать их по внешнему виду; устанавливать причинно – следственные связи на примере образования плода.
Дидактическая игра «Собери урожай».
Материал: корзинки разной формы (цвета), предметные картинки с изображением овощей и фруктов (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла). Задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть корзинки и предметные картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой — овощи.
Ноябрь
Тема: семья, семейный быт, традиции.
Цель: Уточнить знания детей о родственных связях; воспитывать любовь и уважения к своим близким, культуру поведения; развивать речь.
Д/И «Семейная фотография».
Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).Задание: 1) Покажи на картинке детей (дай им имена).
2) Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.)
3) Чем вы любите заниматься всей семьей?
4) Какой у тебя самый любимый праздник?
5) Почему? И т. п. Декабрь
Тема: Родной город, село, деревня.
Цель: Закреплять знания детей о название родного города, села, деревне, знакомить с его достопримечательностями. Находить различия между городом и деревней. Воспитывать чувство гордости за свой город.
Д/И «Город-деревня».
Материал: сюжетные картинки с изображением города и деревни.
Задание: Вопросы. Рассмотри картинки.
— Чем отличается город от деревни?
— Как называется город, в котором мы живем?
— Есть ли у тебя в городе, деревне любимое место куда ты любишь ходить? Расскажи о нем.
Дидактическое упражнение «Родной город, село, деревня».
Материал: иллюстрации достопримечательностей города, села, деревни.
Задания: Вопросы.
— Назови город, деревню в котором ты живешь.
— Как называется улица, на которой ты живешь?
— Рассмотри фотографии достопримечательностей нашего города, села, деревни.
— Тебе известны эти места? и т. д. Декабрь
Тема: Профессии.
Цель: Уточнить и расширить представления детей о профессиях людей. Воспитывать уважение к людям любых профессий.
Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Материал: сюжетные картинки с изображением, людей различных профессий (воспитатель, повар, врач, водитель, милиционер, пожарный, портной, учитель, парикмахер, строитель). Картинки с изображением профессиональных принадлежностей.
Задание: Вопросы:
— Назови, кто изображен на картинках?
— Что делает врач?
— Что нужно врачу для работы?
— Каким должен быть врач?
— А милиционер?
— Кем ты хотел бы стать, когда вырастешь?
И т. п. Январь
Тема: Дикие и домашние животные.
Цель: Закрепить знания детей о домашних и диких животных (как выглядят, что едят). Развивать умение выделять признаки сходства и различия и выражать их в речи.
Дидактическая игра «Охотник и пастух».
Материал: изображения пастуха и охотника на фланелеграфе. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных (корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца, заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка). Картинки, на которых изображено, чем питаются животные (рыба, грибы, ягоды, мышь, орехи и т. д.).задания:
Воспитатель на фланелеграфе с одной стороны помещает картинку с изображением охотника, на другой — пастуха. Предлагает ребенку назвать, кто это.
Задает уточняющие вопросы.
— Кто такой охотник?
— Кто такой пастух?
Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом — домашние. После того как ребенок все сделает, воспитатель просит покормить животных. Февраль
Тема: деревья, комнатные растения, цветы.
Цель: учить детей классифицировать: комнатные растения, цветы, деревья; различать по внешнему виду. Д/И «Заполни клетки правильно».
Материал: игровое поле (большие три квадрата). Предметные картинки с изображением деревьев (тополь, береза, клен, ель, рябина); цветов (одуванчик, ромашка, колокольчик); комнатных растений (аспидистра, бегония, примула).Задания: Воспитатель предлагает ребенку игровое поле (с символами: дерево, комнатное растение, луговые или полевые цветы) и просит разложить — все картинки по квадратам, соответственно их принадлежности.
Март
Тема: гуманное отношение к природе.
Цель: воспитывать гуманное отношение к растениям, животным; развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память Беседа по сюжетным картинкам.
Материал: различные сюжетные картинки: дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе и т. п.
Задания:
Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, кто неверно. Интересуется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему? И т. п.
Апрель
План индивидуального развития ребенка по области «Речевое развитие» раздел Развитие речи с детьми, набравшими низкие баллы по результатам диагностики усвоения программы воспитательно-образовательного процесса:
ФИ ребёнка Содержание работы Календарные сроки
Тема: Словарный запас.
Цель: формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Дидактическая игра «Закончи предложение».
Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Закончи предложение».
-Я буду начинать предложение, а ты — подумай, как его можно закончить.
— Сахар сладкий, а перец … (горький).
— Дорога широкая, а тропинка … (узкая).
— Пластилин мягкий, а камень … (твердый).
— Мачеха злая, а Золушка …
— Карабас-Барабас злой, а Папа Карло …и т. п.
Октябрь
Цель: систематизировать представление о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы. Задание «Расскажи о мальчиках».
Материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчиков: один — чистый, аккуратный, веселый, второй — неряшливый, грустный. Задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков.
Затем организовывает беседу по вопросам:
— Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение?
— Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный.)
— Быть неряшливым хорошо?
— А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрятным?
— А какой мальчик тебе нравится? Почему? И т. п. Ноябрь
Тема: Словарный запас ребенка.
Цель: формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Игра «Опиши предмет».
Материал: различные предметные картинки.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы.
Просит ответить на вопросы:
— Что это? (Шар.)
— Какой он? (Красный, большой, воздушный.)
— Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.) Декабрь
Цель: учить самостоятельно образовывать новые слова (сахар – сахарница, хлеб – хлебница и т.д.); активизировать в речи обобщающие слово «посуда».
Дидактическое упражнение «Сервируем стол».
Материал: чайный сервиз (для кукол), предметные картинки с изображением продуктов питания (муляжи).
Задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть посуду и ответить на вопросы:
— Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.)
— Назови известные предметы посуды.
— Какие продукты нужны для того, чтобы угостить человека чаем? (Сахар, чай, сухарики…)
— В какую посуду положить сахар?» (В сахарницу.)
— А сухарики? (В сухарницу.) И т. п.
— Расставь красиво посуду.
— Где лежит чайная ложка? (Рядом с блюдцем или справа от блюдца.) И т. д. Январь
Тема: Грамматическая сторона речи.
Цель: Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Правильно образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.
Д/И «Закончи предложение».
Задания:
Воспитатель предлагает ребенку придумать окончание предложения:
«Наступила ночь и … »
«Мы пошли с мамой в магазин и купили … ».
«Мне нравится зима, потому что ».
«Мы делаем зарядку, потому что » и т.пДидактическая игра «Прятки».
Материал: наборы игрушечных животных (медвежата, котята, ежата, лисята) или предметные картинки с их изображением.
Задания:
Воспитатель расставляет игрушки (раскладывает картинки) и просит ребенка назвать группы животных.
— Это лисята.
— Это ежата.
И т. д.
Затем воспитатель просит запомнить все группы животных и предлагает ребенку закрыть глаза.
Воспитатель убирает одну группу игрушек. После того как ребенок открывает глаза, воспитатель просит назвать, кого не стало (медвежат, котят и т. д.). Февраль
Тема: Связная речь.
Цель: учить последовательно, составлять описательный рассказ об игрушке по предложенному плану. Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».
Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др.
Задания:
Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. Затем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану. Март
Тема: Связная речь.
Цель: формировать навык обыгрывание отрывка из знакомой сказки с использованием настольного театра.
Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Задания:
Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко.
— Как ты думаешь, из какой сказки данные герои?
— Что произошло с петушком?
— Как ты думаешь, почему петушок подавился?
— К кому сначала побежала курочка за помощью?
— Для чего нужно было маслице?
(Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку с использованием настольного театра. Апрель
Тема: Звуковая культура речи
Цель: учить ребенка выделять первый звук в слове. Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове».
Задания:
Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук.
ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка и др.
При повторе слов просит назвать первый звук.
Май
План индивидуального развития ребенка по области «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» с детьми, набравшие низкие баллы по результатам диагностики усвоения программы воспитательно-образовательного процесса
Вид деятельности Содержание работы Календарные сроки
Цель: учить считать до 5; определять предмет по сету; устанавливать равенство групп предметов разного размера. Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики».
Материал: кубики (по 6-7 шт.) разной величины и цвета. Содержание диагностического задания:
Инструкция.
— Что ты видишь на столе?
— Сколько кубиков на столе всего?
— Чем отличаются кубики друг от друга?
— Посчитай кубики по порядку.
— Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д.)
— Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Вторым, третьем.)
— Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика.
— Что можно о них сказать? Октябрь
Тема: количество, счет в пределах 5.
Цель: учить считать до 5; соотнесения предметов двух групп; определять: больше, меньше, равно. Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки».
Материал: у ребенка двух полосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5).
Задания:
Сколько бабочек в верхнем ряду?
Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду). Ноябрь
Тема: Эталоны величины.
Цель: развивать умение детей сравнивать три и более предметов по величине, активизировать в речи детей слова «выше, ниже». Дидактическое упражнение «Посади елочки».
Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.).
Задания:
Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте?
«Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже». Декабрь
Тема: Величина.
Цель: развивать умение детей сравнивать три и более предметов по величине, активизировать в речи детей слова «узкая, широкая, длинный, короткий». Дидактическое упражнение «Сравни дорожки».
Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик.
Задания:
Воспитатель предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.
— Покажи длинную дорожку (короткую).
— Что можно сказать о ширине дорожек?
— Покажи широкую дорожку (узкую).
— Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке. Январь
Тема: геометрические фигуры.
Цель: учить различать и называть геометрические фигуры; сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Дидактическая игра «Найди такие же фигуры».
Материал: два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб) разных размеров — большие и маленькие. Задания:
Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее.
Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».
Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, :квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.). Задания:Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, стакан — цилиндр, окно, дверь — прямоугольник и др. Февраль
Тема: ориентировка в пространстве.
Цель: учить определять положение предметов в пространстве по отношению к себе, различать правую и левую руку. Дидактическая игра «Поручение».
Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.
Задания:
Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.
Расставь игрушки следующим образом: матрешку — впереди (относительно себя), машинку — сзади, мяч — слева, пирамидку справа. Дидактическая игра «Назови, что видишь»
Задания:
По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки. Март
Тема: ориентировка во времени.
Цель: учить определять части суток; значение слов: вчера, сегодня, завтра; называть правильно дни недели.
Игровое упражнение «Когда это бывает?».
Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Апрель
План индивидуального развития ребенка по области «Художественно-эстетическое развитие» разделы: лепка, рисование, аппликация, конструирование с детьми, набравшие низкие баллы по результатам диагностики усвоения программы воспитательно-образовательного процесса:
Вид деятельности Содержание работы Календарные сроки
Тема: Сюжетное рисование.
Цель: умение правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, соотношение по величине; связывать предметы единым содержанием; самостоятельно определять содержание рисунка на заданную тему Самостоятельное рисование по мотивам сказки «Колобок».
Материалы: листы бумаги, кисти, краски, иллюстрации к сказке «Колобок».Ребенку предлагается рассмотреть иллюстрации к сказке «Колобок».
Вопросы:
— Какие герои есть в сказке «Колобок»?
— Кого Колобок встретил первым (последним)?
— Какой герой тебе нравится больше всех?
Задание: нарисуй рисунок к сказке «Колобок» октябрь
Тема: Рисование по мотивам дымковской игрушки.
Цель: Умение детей создавать узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства.
Материалы: бумажный силуэт фигурки барыни, гуашь, кисть
Задание: Ребенку предлагается украсить фигурку барыни узором из элементов дымковской росписи (филимоновскую лошадку по мотивам филимоновской росписи) ноябрь
Тема: Уровень освоения детьми сенсорных эталонов (цвета)
Цель: Дидактическая игра «Назови цвет».
Материал: набор карточек 11 цветов (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый) Перед ребенком выкладывается набор карточек разного цвета. Задание: назови цвет каждой карточки. Покажи карточку синего (белого, коричневого…) цвета декабрь
Тема: Лепка предметов, состоящих из нескольких частей.
Цель: Умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания; использовать в работе стеку Материал: пластилин, стека, доска для лепки
Задание: Ребенку предлагается вылепить предмет, состоящий из нескольких частей. Примечание. Предварительно можно предложить рассмотреть образцы вылепленных изделий январь
Тема: Аппликация «Узор из растительных и геометрических фигур».
Цель: Умение составлять узоры из растительных и геометрических форм в круге Материалы: 6 зеленых листочков, 6 желтых кругов диаметром 3 см, 6 красных кругов диаметром 1,5 см, шаблон тарелки, клей
Задание: Ребенку предлагается выложить и наклеить узор на «тарелке», используя растительные и геометрические формы февраль
Тема: Конструирование постройки по схеме.
Цель: Умение выполнять постройку по схеме Материал: схема постройки, конструктор.Вопросы:
-Какая деталь лежит в основании постройки?
— Какая деталь поставлена на основание?
— Что находится на верху постройки?
Задание: Ребенку предлагается рассмотреть схему постройки. выполни постройку по этой схеме март
Тема: Конструирование домов для сказочных героев.
Цель: Умение строить разные конструкции одного и того же объекта Материалы: мелкий конструктор
Задание: Ребенку предлагается построить дома для сказочных героев: один дом для Колобка, другой дом для Медвежонка (он живет на первом этаже) и для Лисички-сестрички (она живет на втором этаже этого дома) апрель
Тема: Складывание квадратных и прямоугольных листов разными способами (по диагонали, пополам, вдоль, поперек).
Цель: Умение складывать квадратные и прямоугольные листы разными способами Материалы: 2 квадрата, 2 прямоугольника
Задание: Ребенку предлагается:
— сложи квадратный лист от уголка к уголку;
— сложи квадратный лист пополам;
— сложи прямоугольный лист пополам вдоль;
— сложи прямоугольный лист пополам и поперек май

«План индивидуальной работы с детьми средней группы №1

(методическое обеспечение Францева И.М.).

Отношение к труду.

Индивидуальная работа.

1.Крылова Алина

2.Забродин Никита

3.Логунов Артем

4.Никитина Карина

5.Самошкина Маша

    Д/ игра «Помоги накормить куклу» - учить называть посуду, продукты питания.

    Д/ игра «Помощники» - учить определять предметы для разных профессий.

    Д/ игра «Покажи картинку» учить определять, что делают взрослые.

    Д/ игра «оденем куклу» - самообслуживание и помощь другим.

    Д/ игра «Инструмент для работы» - учить узнавать предметы для работы.

    Д/ упражнение «Поручение» - учить помогать взрослым, друзьям.

    Д/ упражнение «Где живет мусор?» - учить соблюдать порядок, чистоту.

Математика.

Индивидуальная работа.

1. Никитина Карина

2.Ермошкин Влад

3.Юнин Миша

4. Куплинов Никита

5.Лосева Юлдя

6. Мордовин Артем

7.Козина Алина

8.Рожков Никита

9.Сивков Миша

    Д/ игра «Чудесный мешочек» - учить определять геометрические фигуры.

    Д/ игра « Гости» - учить определять много и один»

    Д/ игра «Помоги мишке» - определить высоко – низко, широко – узко.

    Д/ игра «Дорожки» - один, много, счет до трех.

    Д/ игра «Собери пирамидку» - закрепление цвета и размера.

    Д/ игра «Нанизывание больших и маленьких колец» - величина и счет.

    Д/ игра « Постройка башенки из кубиков» - размер, цвет.

    Пальчиковые игры.

    Игры с геометрическими фигурами – «Собери узор, любой предмет – елочку и т.д.

    Д/ игра «Урожай» - счет до трех.

    Д/ игра «Лети шарик» - вверх, вниз, на, под.

Творческо-продуктивная деятельность.

Индивидуальная работа.

1Ширяев Егор

2.Николаева Полина

3. Мордовин Артем

4.СамошкинаМаша

5.Митрушина Уля

6.Логунов Артем

7.Руднева Кира

8.Забродин Никита

9. Куплинов Никита

    Д/ игра «Цветные палочки» - цвета, расположение на листе.

    Д/ игра «Воздушные шарики» - цвета, формы.

    Д/ игра «Собери картинку» - цвета, формы, расположение.

    Мозаики,шнуровки, трафареты, раскраски, мелки – развитие мелкой моторики

    Д/ упражнения «Дорисуй, добавь, доклей», « подбери» - навык правильно держать кисточку, карандаш.

    Д/ упражнения «Что лишнее» - развитие внимания.

    Д/ игра «Какого цвета машина, кукла» - цвет, части деталей, тела.

    Д/ игра « Какой» - различать и называть цвета

    Д/ упражнения «Рисование в воздухе» - развитие кисти рук.

    Пальчиковая гимнастика, с предметами.

Развитие речи.

Индивидуальная работа.

1. .Логунов Артем

2. Николаева Полина

3. Мордовин Артем

4. Рожков Никита

5.Сивков Миша

6. Никитина Карина

7.Ермошкин Влад

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Д/ игра «Чудесная коробочка» расширить запас понимаемых слов.

Д/ игра «Покажи картинку» - различать детали, закреплять правильное произношение.

Д/ игра « Повтори потешку, стихотворение» - договаривать слова, фразы, запоминать.

Д/ игра «Водичка» - опыт с предметами и закрепление заучивание потешек.

Д/ игра « Повтори» - учить производить звуки животных.

Д/ упражнение «Угадай, что звучит» - упражнение звукопроизношение.

Д/ упражнение «Выставка игрушек» - формировать активный словарь, повторять за взрослым.

Д/ игра «Отгадай, кто к нам пришел» - упражнение звукопроизношением.

Д/ игра « Отгадай и назови» - назначение предметов, активизировать слова.

Игровая деятельность.

Индивидуальная работа.

1. Мордовин Артем

2.СамошкинаМаша

3.Митрушина Уля

4.Логунов Артем

5.Забродин Никита

6.Козина Алина

    Д/ упражнение сложи пирамидку» - умение сооружать постройку.

    Д/ игра «Кубики» - собери картинку.

    Д/ игра «Катание кукол» - что можно делать с игрушками.

    Д/ игра накроем стол» - закрепить предметы, продукты, действия.

    Д/ упражнение «Занятие с куклой Ниной» - расширить знания о предметах, действиях.

    Д/ игра «Кукла заболела» - расширить знание о больнице.

    Д/ игра «отгадай и назови» назначение предметов и их качеств.

    Д/ игра «Сделай то – то» - дослушать до конца задание, осмыслить и выполнить.

    Д/ упражнение «День рождение зайчика» - учить правильно поздравлять, делать подарки своими руками.

Мир природы.

Индивидуальная работа.

1.Ширяев Егор

2. Руднева Кира

3.Забродин Никита

4. Мордовин Артем

5.СамошкинаМаша

6. Митрушина Уля

7.Рожков Никита

8.Никитина Карина

    Д/ игра «Домашние животные» - учить различать, называть д. животных и их детенышей.

    Д/ игра «Кто к нам пришел» - учить узнавать диких животных.

    Д/ игра «Чудесный мешочек» учить различать овощи и фрукты.

    Д/ игра «Чей листочек» - учить называть деревья.

    Д/ игра «Огород» - учить узнавать и называть садовый инвентарь.

    Д/ игра «Кто что ест» - учить узнавать, чем питаются птицы животные, люди.

    Д/ упражнение «Времена года» - учить определять по картинке время года и приметы.

    Д/ упражнение «Что нужно цветам» - учить ухаживать за комнатными цветами.

    Д/ игра «Паровозик» - учить определять цвет.

Мир социальных отношений.

Индивидуальная работа.

1. Мордовин Артем

2.Логунов Артем

3. Рожков Никита

4. Никитина Карина

5. Сивков Миша

    Д/ игра «Поручения» - учить различать и называть игрушки, закреплять название окружающих предметов, название вещей.

    Д/ игра «Я и мой друг» - учить заботиться о друге.

    Д/ игра «Заболела кукла» - учить сопереживать и заботиться о больных.

    Д/ игра «Кто что делает» - учить наблюдать за детьми, как они дружно играют.

    Д/ игра «Гости» - учить правильно, принимать гостей, пользоваться добрыми словами.

    Д/ игра «Мои вещи» - учить бережно, относиться к вещам и ухаживать за ними.

    Д/ игра « Помоги маме» - учить заботиться о родных людях, помогать.

Руденок Вероника
Индивидуальная работа для средней группы на месяц по разделам.

Индивидуальная работа

1. Ребёнок в семье и сообществе.

Формировать у Тимофея Ч., образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу.

2. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Формировать у Димы К., умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Формировать у Даниила С., готовность к совместной деятельности, развивать умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

3. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Формировать у Кононовича Е., первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

4. Формирование основ безопасности.

Формировать у Алещенко М., Москалевой К., первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

5. Физическое развитие.

Развивать у Думанского Е., Шевцова К., умение перепрыгивать через препятствие не задевая его.

6. Формирование элементарных математических представлений.

Научить Полину Б. и Павла Ж. сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не

прибегая к счету).

7. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Развивать у Анастасии В. И Гончарова А., познавательные интересы, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности.

8. Сенсорное развитие.

Продолжать развивать у Самвела К. и Вари Б., осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения : гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).

9. Ознакомление с предметным окружением.

Расширять представления у Тимофея Л. И Захара Ч., о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина) .

10. Развитие речи.

Продолжать учить Настю В. И Вершило Н., определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там,туда, такой, этот) более точными выразительными словами;

Публикации по теме:

В нашем детском саду в утренние приёмные часы (в прочем как и других дошкольных организациях) с ребятами проводится индивидуальная работа.

"Динь - дон - северный город, динь - дон - наша семья, динь -дон - мама и папа, динь -дон - любим тебя! Динь - дон - солнечный лучик,.

Беседа по окружающему миру для средней группы «Весенний месяц май» Материал: иллюстрации с изображением весенних месяцев, птиц, лесных обитателей, календарь природы, цветные карандаши, листы бумаги А 4,.

Индивидуальная работа по аппликации «Солнышко» Тема: «Солнышко». Цель: создать условия для развития изобразительной деятельности детей - аппликации Задачи: закреплять умение вырезать.

Индивидуальная работа с детьми Я работаю в школе искусств им. А. И. Плотнова на отделении " Декоративно- прикладное творчество" по авторской программе, которая рассчитана.

Индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушения осанки Занятия проводятся с группой детей 6-7 лет (по 6-8 человек в группе) 3 раза в неделю по 20 мин по рекомендации врача-терапевта (имеющие.

Индивидуальная работа с детьми. Подготовительная группа Индивидуальная работа с детьми День недели Развитие речи. Связная речь. Словарная работа. ФЭМП (формирование начальных математических.

Цель индивидуальной работы:Формирование творческого мышления детей двух,трех лет через знакомство с нетрадиционным способом рисования.

Дети пятого года жизни - маленькие «почемучки». Их интересует практически всё в ближайшем окружении: особенности предметов, происхождение природных явлений, взаимоотношения между людьми. Всё, что они подмечают, отражается в самостоятельной игровой деятельности, дети творят в игре модель мира, каким они его видят и воспринимают. В работе со средними дошкольниками важно организовать идеальные условия для активного воплощения познавательных и исследовательских навыков в игре.

Организация самостоятельной деятельности средних дошкольников

Дети 4–5 лет любознательны и хотят знать как можно больше о свойствах окружающих предметов, веществ и явлений

Период среднего дошкольного возраста в психологии считается спокойным: кризис трёх лет позади, ребёнок прислушивается к мнению взрослого, внимательно выслушивает инструкции и старается при выполнении указаний. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) называется целью обучения в детском саду развитие самостоятельной всесторонне развитий личности. Поэтому при планировании тем и занятий в рамках образовательной деятельности важно составлять и перспективных план по самостоятельной деятельности воспитанников.

В календарно-тематическое планирование на учебный необходимо включать занятия по развитию самостоятельной деятельности детей

Цель организации самостоятельной деятельности воспитанников - формирование способности к саморазвитию у ребёнка, развитие исследовательских и творческих способностей. При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры, спортивных упражнений и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей, обновляющейся, разнообразной. Эту среду организует педагог, а дети свободны выбирать способы действия в её условиях.

В игровой деятельности дети учатся взаимодействовать друг с другом, примеряют различные социальные роли и утоляют любознательность

Задачи организации самостоятельной деятельности в средней группе: таблица

Рассмотрим постановку воспитательных и образовательных задач самостоятельной деятельности в соотношении с возрастными особенностями детей 4–5 лет.

Возрастные особенности средних дошкольников Постановка задач самостоятельной деятельности
Повышенная степень любознательности. Ребёнка пятого года жизни легко увлечь каким-либо предметом или процессом, поэтому воспитатель побуждает к поиску новой информации. Расширение представлений о предметах и их свойствах через игровую (дидактические игры), познавательно-исследовательскую (изучение наглядного материала, проведение наблюдений, экспериментирование) деятельности.
Ведущая форма деятельности - игра. Дошкольники среднего возраста самостоятельно играют в свободное время перед завтраком, на прогулке, на досуге после тихого часа. Недопустимо пресекать игровую деятельность, важно разнообразить её, инициировать познавательную и развивающую направленность. Развитие самостоятельного построения плана игры.
Формирование простых социальных компетенций через сюжетно-ролевые игры.
Создание дружеской атмосферы в коллективе.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов. Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения.
Развитие способности доводить задуманное до конечного результата.
Формирование способности к самоанализу и оценке выполненных действий.
Коммуникативные потребности. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. Совершенствование навыков устной речи, через коллективные беседы познавательной направленности.
Развитие умения чётко формулировать вопросы, высказывания.
Обучение культуре диалога.
Воспитание способности спокойно и положительно воспринимать конструктивную критику и советы сверстников.
Хорошая степень развития мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются со столовыми приборами, застёгивают пуговицы и молнии, играют с небольшими деталями конструктора и бусинами. Для совершенствования работы кистей обеих рук следует задействовать в практической работе разнообразные материалы (бусины, пуговицы, песок, глина, бумага, пластилин, краски) и инструменты (увеличительные стёкла, лопатки, кисти, стеки и др.). Совершенствование способности самостоятельно подбирать инструменты и материалы для выполнения творческой задумки.
Знакомство со способами починки одежды (пришивание пуговиц, ремонт бельевого шва).
Закрепление навыка шнуровки и обращения с различными застёжками.
Возникает интерес к профессиональной принадлежности людей. Средние дошкольники любят наблюдать, как работают взрослые. Они стремятся оказать посильную помощь в трудовой деятельности. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду через простые поручения.

Формы организации предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда в группе - это то, что окружает ребёнка, к чему он имеет постоянный доступ, где он может отдохнуть за игрой, удовлетворить познавательные потребности в наблюдении или экспериментировании, общаться с одногруппниками. В детском саду для создания условий самостоятельного развития устраиваются центры детской активности.

  • Центр науки, уголок исследований. Место для применения и развития познавательно-исследовательских способностей детей. Оснащается подборкой энциклопедий и альбомов с познавательными иллюстрациями, схемами, карточками, макетами и фигурками объектов для изучения, материалами (в т. ч. природными) и инструментами для проведения опытов. Уголок исследований периодически должен обогащаться макетами или небольшими выставками, приуроченными к мероприятию в детском саду (ко Дню космонавтики, Неделе экологии, Международному дню чая и др.) или связанными тематикой с занятиями НОД: «Строение айсберга», «Доисторические животные», «Экзотические фрукты», «Космический корабль». В центре науки должно быть организовано рабочее место (стол или парта) для практического экспериментирования, проведения опытов с предметами и веществами. Перед самостоятельным проведением какого-либо эксперимента в лаборатории воспитанники должны обращаться за разрешением к педагогу и проговаривать предварительно правила техники безопасности.

    Уголок исследований может содержать тематические макеты, которые воспитанники изучают с удовольствием

  • Книжный центр, библиотечный уголок. Это вариант центра знаний. В век всевозможных гаджетов и Интернета важно научить ребёнка поиску информации при помощи печатных источников. Для воспитанников средней группы в книжном уголке должны подбираться издания с плотными (в т. ч. картонными) страницами, яркими иллюстрациями.

    Библиотечный уголок воспитывает в детях любовь к книгам и показывает важность книги как источника информации

  • Центр игровой деятельности. Здесь находятся стеллажи с развивающими играми (головоломками, ребусами, настольными играми), костюмы для сюжетно-ролевых игр, наборы игрушек и куклы. Для закрепления и совершенствования навыков самообслуживания игровые уголки дополняются материалами по соответствующей тематике: одежда для игрушек с различными видами застёжек, предметы для разыгрывания проблемных ситуаций («Кто устроил на беспорядок», «Кукла Катя, наведи порядок в шкафу», «Мишка собирается в детский садик»).

    Игровой уголок можно дополнить сенсорным ковриком для развития мелкой моторики у детей

  • Центр художественно-эстетической деятельности, уголок искусства. Может быть сформирован в рамках различных художественных направлений: уголок искусства или народных промыслов (репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов; игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле), театральный уголок (декорации для инсценировки сказок, кукольный и пальчиковый театр, маски и костюмы персонажей для детей, аквагрим), зона продуктивного творчества (материалы для лепки, рисования, конструирования из бумаги, создании аппликаций, в т. ч. мозаики), музыкальный островок (коллекция аудиозаписей - детских и праздничных песен, звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением, музыкальные инструменты - погремушки, ксилофон, бубен, трещотки, колокольчики, кастаньеты, балалайка и др.).

    В театральном уголке дети инсценируют полюбившиеся сюжеты и примеряют на себя роли сказочных персонажей

  • Центр физической активности, спортивный уголок. Следует стремиться сделать уголок не просто местом хранения спортивного инвентаря для упражнений и подвижных игр. Спортивный уголок можно дополнить изображениями олимпийской символики, плакатами по летним и зимним видам спорта, фотографиями с весёлых стартов и соревнований в детском саду, грамотами о спортивных достижениях воспитанников.

    Спортивный уголок богат инвентарём для подвижных игр и расширяет знания о видах спорта у воспитанников

  • Центры экологического воспитания прививают детям любовь к природе, бережное отношение к представителям растительного и животного мира. В уголке природы средние дошкольники проводят наблюдения и формируют представления об особенностях ухода за растениями, выполняя простые трудовые поручения (полив, увлажнение листьев, рыхление). Пространство в уголке дополняется информационными плакатами об особенностях времён года, видах животных и птиц, деревьев и цветов.

    В уголке природы дети изучают особенности растений и учатся уходу за ними

Виды самостоятельной деятельности в средней группе

Вид самостоятельной деятельности Варианты реализации самостоятельной деятельности
Игровая Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, в ней дети воссоздают модель мира, всё новое, что они узнают, сразу включается в тематику игр. У детей пятого года жизни начинает формироваться интерес к сюжетно-ролевым играм, в которых они формируют элементарные социальные компетенции. В средней группе преобладают игры по семейной теме («Дочки-матери», «Семейный ужин») и представлениям о профессиях («Шофёры», «Строители», «Поликлиника», «Повара», «Продуктовый магазин»). Среди дидактических игр детей 4–5 лет привлекают направленные на выполнение заданий с кубиками и пирамидками («Построй башенку по образцу», «Собери пирамидку, чтобы получился маяк»), решение простых головоломок («Помогу зайчику добраться до морковки», «Сделай так, чтобы в ведёрках оказалось равное количество яблок»).
Познавательно-исследовательская При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети узнают новое о предметах и их свойствах. В среднем возрасте исследование иногда возникает стихийно: ребёнка может заинтересовать какой-либо объект во время игровой или творческой деятельности, и возникнет мотивация к опытной деятельности с ним. Например, рисуя, у ребёнка случайно получился новый оттенок, когда два цвета краски смешались на листе, тогда ребёнок начинает экспериментировать на палитре с красками различных цветов.
К пятому году жизни всё чаще наблюдаются осознанные исследования. Дети проводят наблюдения в уголке природы, научном центре, на прогулке и проводят опыты в мини-лаборатории. Присутствие воспитателя во время самостоятельного экспериментирования детьми с веществами и приборами обязательно, он следит за соблюдением правил техники безопасности и отвечает на возникающие вопросы ребят.
Художественная Дети с удовольствием примеряют костюмы сказочных персонажей и пробуют исполнить роль. Самостоятельно воспитанники играют в кукольный и пальчиковый театр. С совершенствованием музыкального слуха и развитием памяти дети воспроизводят мелодии, услышанных на занятиях и дома, напевают песни. Дети-фантазёры сопровождают игровую деятельность песенками собственного сочинения.
Художественно-речевая Накопленный на занятиях художественно-эстетической направленности опыт проявляется в разыгрывание ребятами театрализованных сценок, диалогах. По мере овладения навыками построения устной речи ребята пересказывают друг другу полюбившиеся литературные и сказочные истории, содержания мультфильмов. У некоторых детей имеется желание имитировать речь персонажей (не только по интонации, но и стилистически), рифмовать строки. Развитие художественно-речевых способностей детей происходит по мере обогащения их опыта. Инициируют самостоятельную деятельность в этой области чтение литературных произведений на досуге, привлечение малых форм устного народного творчества в качестве мотивирующего начала занятий НОД (загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки, заклички), заучивание стихотворений к праздникам.
Продуктивная Первые творческие работы детей отражают первоначальные представления о предметах. Создание зрительных образов при помощи красок, бумаги, пластилина, природных материалов - один из любимых видов деятельности дошкольников на досуге. То, что вызвало яркие, положительные эмоции, ребёнок старается передать красочно, позитивно. У детей 4–5 лет возникает желание не только нарисовать или слепить, но сделать это привлекательно, украсить работу дополнительными элементами. В уголках развивающей деятельности непременно должны содержаться разнообразные материалы для детских поделок, украшения готовых работ: нитки, бусины, пайетки, наклейки, природный и бросовый материал, пуговицы, камешки, ракушки, ленточки, открытки, блёстки.
Трудовая, в т. ч. самообслуживание Трудовая деятельность в среднем дошкольном возрасте выражается в оказании посильной помощи взрослым: участие в уборке помещения и участка группы на территории детского сада. Желание самостоятельно следить за чистотой и устранять несовершенства возникает по мере воспитания у ребёнка уважения к чужому и своему труду, ответственного отношения к просьбам. Детям пятого года жизни можно давать несложные поручения: «Помоги вымыть кисточки после занятия», «Вытри за собой стол», «Проследи, чтобы после игры кубики были убраны в коробку».
Самообслуживание заключается в освоении ребёнком норм гигиены и способов их соблюдения (умывание, мытьё рук после прогулки и перед приёмом пищи, чистка зубов, принятие душа), овладении навыка одевания и раздевания в правильной последовательности, культуре приёма пищи. Самообслуживание считается основным видом трудовой деятельности дошкольников, позволяет детям почувствовать независимость от взрослого.

В игровой деятельности формируются социальные компетенции дошкольников

Мотивирующее начало занятий

Самостоятельная деятельность воспитанников проходит вне взаимодействия с педагогом. Непосредственной активности детей предшествует этап возникновения мотива, инициировать который может воспитатель. Чтобы самостоятельная деятельность детей была направлена на расширение знаний в определённой области, чтобы совершенствовались и закреплялись исследовательские, двигательные и творческие навыки, педагог привлекает внимание детей к какой-либо теме или предметам. Мотивирующее начало самостоятельных занятий должно быть эмоционально ярким, побуждающим к активным действиям без помощи взрослого.

Мотивирующее начало занятия Прогнозируемая самостоятельная деятельность воспитанников
Проведение познавательной беседы.
- Ребята, есть ли какой-то порядок действий, выполняемый перед сном?
- Да.
- Вспомним порядок действий.
- Переодевание в пижаму/ночную рубашку, туалет, умывание, чистка зубов, душ, разобрать кровать, лечь.
- Так нужно действовать ежедневно?
- Да.
- Для чего нужно соблюдать этот порядок?
- Это правильная организация времени, соблюдать личную гигиену обязательно.
Игра с куклами или игрушками на повторение алгоритма приготовления ко сну «Спокойной ночи, малыши!».
Чтение стихотворений, загадок.
Воспитатель загадывает детям загадки о посуде и столовых приборах. Зачитывает стихотворения про посуду из иллюстрированной книги.
Познавательно-исследовательская деятельность в центре знаний: изучение тематических плакатов «Посуда», иллюстраций в книге, которую читал воспитатель, рассматривание мини-выставки.
Игры с куклами и игрушками «Чаепитие у кукол», «Готовим обед».
Повторение гимнастики «Помощники», речёвки с движениями «Моем посуду».
Привлечение наглядного материала.
Воспитатель предлагает детям изучить макет плавучего айсберга.
Познавательно-исследовательская деятельность в центре знаний: рассматривание плаката про Северный полюс, его обитателей, изучение модели ледокола.
Подвижные игры «Пингвины на льдине», «Пингвины и медведь», «Северные олени».
Игры с фигурками северных животных (белые медведи, тюлени, моржи, песцы, пингвины, поморники, северные олени).
Продуктивная деятельность: рисование картинок на тему «Северный полюс».
Создание сюрпризного момента.
В группу приходит подарок - набор для игры в боулинг: кегли и шар. Воспитатель предлагает ознакомиться с правилами игры.
Дети играют в боулинг в спортивном уголке, учатся следовать правилам игры, соблюдать очерёдность, радоваться успехам товарищей.
Включение в игровую ситуацию.
Дети просматривают видеописьмо от жителей острова Чунга-Чанга, они рассказывают о том, как весело они провели выходные в морском путешествии. В подарок ребятам островитяне прислали кораблик и всё необходимое для путешествия (форму матросов, карту, бинокли, подзорную трубу, компас).
Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Матросы».
Подвижные игры «Море волнуется - раз!», «Кораблики и ветер».
Продуктивная деятельность: рисование острова Чунга-Чанга и его обитателей, морского путешествия на кораблике.
Создание проблемной ситуации.
В гости к ребятам приходит Снегурочка, она печальна. Ребята спрашивают девочку, что случилось, какая беда. Снегурочка отвечает, что по пути к детскому саду зацепилась бусами за ветку дерева. Нитка порвалась, бусины рассыпались. Снегурочка собрали их, но на морозе бусинки покрылись льдом.
Снегурочка ставит на рабочее место в уголке исследований миски с кубиками льда, в которых находятся бусины.
Опытная деятельность по освобождению бусинок: растапливание льда.
Продуктивная деятельность: рисование портрета Снегурочки в нарядных бусах.
Игровая деятельность с куклой Снегурочки.

Средние дошкольники активно включаются в игровую ситуацию и фантазируют

Примеры самостоятельной деятельности в средней группе детского сада

Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности средних дошкольников в различных режимных моментах.

Презентация «Развивающая среда в ДОУ по ФГОС»: видео

Самостоятельная деятельность детей на досуге: видео

Игровая деятельность на прогулке: видео

Сюжетно-ролевые игры в средней группе ФГОС: видео

Сюжетно-ролевая игра «Железнодорожный вокзал»: видео

Режимные моменты: умывание, завтрак, одевание: видео

Дежурство в столовой: видео

Занятие по самообслуживанию в средней группе детского сада

Формирование навыков самообслуживания является основой трудового воспитания в средней группе. Педагог сначала всегда предоставляет возможность ребёнку попробовать сделать что-либо самому. При возникновении трудностей воспитатель показывает детям, как надо действовать, а не выполняет задание за них. Воспитание культуры приёма пищи, соблюдения гигиенических норм осуществляется непосредственно в режимных моментах: завтрак, обед, полдник, одевание на прогулку, раздевание, мытьё рук, правила поведения за столом, забота о своём внешнем виде (умывание, причёсывание, правила пользования носовым платком).

Через освоение навыков самообслуживания дети формируют понимание о важности соблюдения прави гигиены

Формирование способности самостоятельного одевания/раздевания, причёсывания, обращения со столовыми приборами зависит от степени развития мелкой моторики у детей. В средней группе в игровой форме даются задания на закрепление навыков обращения с различными видами застёжек (бельевые крючки, пуговицы, молнии, кнопки, липучки), ребята начинают осваивать алгоритм завязывания шнурков. Совершенствуется умение правильно держать столовые приборы, разрезать пищу при помощи ножа и вилки. Девочки в сюжетно-ролевых играх «Салон красоты» и «Парикмахерская», а также в занятиях с куклами учатся делать простые причёски (хвостики, косичку). Перед детьми пятого года помимо закрепления ранее усвоенных навыков ставится более сложная задача - оказание взаимопомощи одногруппникам и младшим по возрасту ребятам (помочь надеть ботинки, завязать шапку или шарф, причесать).

Воспитанники оказывают помощь тем, у кого возникают трудности в самообслуживании (например, завязывают фартук)

Обучение навыкам самообслуживания ребят 4–5 лет строится в формах прямого показа (возможно, показа действий при помощи куклы), изучения наглядного материала (плакатов с алгоритмом выполнения действий в правильном порядке), просмотра познавательных мультфильмов, чтения художественных текстов на досуге. Для закрепления навыков и профилактики переутомления проводятся игры, содержащие тематику самообслуживания. Например, «Научим Буратино заправлять кровать», «Зайчонок в гостях у Мойдодыра», «Волшебный мешочек», «Разложи по местам».

Выполнение трудовых обязанностей с детства должно вызывать удовольствие от ощущения своей значимости

В среднем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим и вместе с тем одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка. Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Помоги дежурной вытереть со стола», «Выверни варежки и положи их сушиться на батарею», «Пожалуйста, накрой кровать покрывалом». Первые инструкции по самообслуживанию могут быть представлены наглядно, в виде мнемокарт - последовательности картинок по конкретной теме. Так в уголке дежурных по столовой находится мнемокарта с порядком выполнения обязанностей, в центре природы - инструкция в картинках по уходу за растениями.

Первые трудовые поручения просты, но благодаря их выполнению ребёнок начинает уважать свой и чужой труд

Картотека тем по формированию навыков самообслуживания в средней группе - таблица

Тема по самообслуживанию Воспитательные и обучающие задачи
«Приём пищи» Совершенствование умения правильно держать вилку и ложки, брать чашку, стакан.
Формирование умения разрезать пищу при помощи вилки и ножа.
Закрепление умения намазывать масло на хлеб при помощи ножа.
Закрепление умения пользоваться салфеткой во время приёма пищи.
Привитие культуры приёма пищи: не разговаривать за столом, есть с закрытым ртом, пережёвывать и глотать пищу бесшумно, держать приборы над тарелкой, класть их по окончании трапезы на край тарелки, а не на скатерть, убирать за собой со стола, благодарить повара за вкусную еду.
«Соблюдение правил гигиены» Закрепление навыка умывания: намылить с образованием пены, тщательно смыть, насухо вытереть.
Обучение своевременному пользованию носовым платком, бумажными салфетками.
Обучение соблюдению порядка в туалетной комнате.
Закрепление умения следить за чистотой лица, рук и тела.
Развитие умения аккуратно причёсываться щёткой, расчёской, для девочек - убирать волосы с лица при помощи ободка или заколки, завязывать резинкой хвостик, плести косу.
Воспитание привычки самостоятельно следить за своим внешним видом и исправлять недостатки.
«Одевание и раздевание» Закрепление умения раздеваться и одеваться в правильной последовательности, расправлять снятую одежду и аккуратно вешать на стул или в шкафчик.
Совершенствование умения шнуровать ботинки, застёгивать сандалии, босоножки.
Закрепление умения работать с различными видами застёжек.
Формирование умения самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в бельевом шкафу.
Развитие умения одеваться в ускоренном темпе (во время учебной эвакуации, пожарной тревоги).
«Содержание в порядке предметов одежды и обуви, спального места» Обучение чистке и просушиванию одежды и обуви.
Обучение починке одежды: починка шва, простая штопка, пришивание пуговиц.
Обучение стирке: замачивание, стирка, полоскание, отжим, развешивание на бельевую верёвку (стирают, как правило, кукольную одежду).
Совершенствование и закрепление умения аккуратно заправлять кровать.
Совершенствование и закрепление умения застилать кровать покрывалом или пледом.
Развитие умения менять постельное бельё.
Помогать нянечке в уборке помещения.

Для обучения навыку организуется стирка кукольного белья

Схемы и мнемокарты по самообслуживанию: фотогалерея

Мнемокарта по сервировке находится находится в уголке дежурных по столовой Использование мнемокарты развивает мыслительные способности детей и развивает их память Порядок обязанностей дежурного показан наглядно Напоминание по последовательности одевания перед летней прогулкой Схема с алгоритмом может быть размещена в туалетной комнате

Таблица: конспект занятия по формированию навыков самообслуживания «Научим куклу Свету одеваться» в средней группе (Продолжать прививать навыки самообслуживания у дошкольников. Задачи Образовательные: продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды); учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расчёской, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на своё место, своевременно пользоваться носовым платком, полоскать рот;
Развивающие: развивать наблюдательность к своему внешнему виду, умение следить за внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
Воспитательные: воспитывать опрятность у детей, аккуратность, трудолюбие. Методы и приёмы Игровой момент, вопросы, пояснение, объяснение, рассказ, беседа, похвала Оборудование Кукла Света. Ход занятия (Дети постепенно просыпаются.)
Воспитатель: Ребята, встаём, заправляем постель, делаем это аккуратно, не спеша. Те, кто заправил постель, вы можете помочь своему другу, если он нуждается в помощи.
(Дети выходят в приёмную комнату.)
Воспитатель: Ребята, к нам пришла кукла Света. (Кукла одета неправильно, вокруг неё лежат вещи.) Посмотрите, все ли так? Может, Света что-то неправильно надела?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, она надела всё наоборот. А посмотрите вокруг неё лежат вещи в беспорядке. Правильно ли это?
Ответы детей.
Воспитатель: А как нужно обращаться с вещами? Верно, нужно аккуратно складывать их в шкафчик. А теперь давайте покажем нашей кукле, как правильно нужно одеваться. Что сначала надеваем?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, сначала надеваем колготки, затем шорты или юбочки, после надеваем футболки. Следим, чтобы вещи были надеты правильно, обувь надеваем внимательно, смотрим, на какую ножку обувается сандалию. Кукла Света смотрит на вас и учится, как нужно одеваться. Молодцы! Всё показали кукле верно. А сейчас пойдём куда, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, мы пойдём в умывальную комнату, ведь после сна, перед полдником мы всегда моем ручки и умываемся. (Дети идут в умывальную комнату).
Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, как нужно правильно умываться, расскажите порядок действий.
Ответы детей.
Воспитатель: Сначала нужно завернуть рукава, намочить ручки, взять мыло, намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга, смыть мыло под струёй воды, вымыть лицо, закрыть воду, снять полотенце, насухо вытереть лицо и руки.
Воспитатель: Молодцы! Помыли ручки, умылись. А теперь идём за стол, за столом спинку держим ровно, ножки вместе, молча едим. Приятного аппетита!

Временной план занятия по самообслуживанию - таблица

Обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в средней группе составляет не более 20 минут.

Тема занятия Организационный момент Мотивирующее начало Развитие мыслительных способностей Двигательная активность Практическая деятельность Подведение итогов
«Праздничный обед» 1 минута Проблемная ситуация.
В игровой зоне стоит кукольный стол и стульчики, рядом стоит кукла Алёнушка и плачет: ей сегодня встречать гостей на праздничный обед, а она не знает, как правильно расставлять посуду и раскладывать столовые приборы.
3–4 минуты
Проговаривание последовательности сервировки обеденного стола.
2 минуты
Танцевальная активность под аудиозапись песни «Мишка с куклой бойко топают».
2 минуты
Сервировка стола кукольной посудой, рассаживание кукол за столом.
10 минут
1 минута
«Разложим по местам» 1 минута Создание игровой ситуации.
Во время досуга в группу врывается Дух беспорядка, он меняет местами предметы в шкафах, составляет цветочные горшки на пол, разбрасывает инвентарь из спортивного уголка, сбрасывает покрывала с кроватей.
3 минуты
Проведение беседы о важности соблюдения порядка в помещении и личных вещах.
2 минуты
Подвижная игра «Найди себе пару».
3 минуты
Наведение порядка в помещении группы.
10 минут
1 минута
«Дежурство в уголке природы» 1 минута Сюрпризный момент.
В группу приходит посылка и письмо от Зелёной феи, она просит ребят научиться заботить о растениях в живом уголке, потому что на земле так много деревьев и цветов, она не успевает следить за всем, а ребята такие ответственные. В подарок для детей Зелёная фея прислала набор леечек, грабелек и пульверизаторов.
4 минуты
Изучение мнемокарты «Алгоритм дежурства в уголке природы».
3 минуты
Подвижная игра «Цветы и пчёлки».
2 минуты
Выполнение действий по уходу за растениями в природном центре.
9–10 минут
1 минута

Организация самостоятельной деятельности является важной составляющей образовательного процесса в детском саду. Во время досуга, игр и наблюдений на прогулках, свободного времени перед занятиями ребята проявляют различные виды активности. Задача педагога - создать благоприятную среду и положительную мотивацию для независимой работы или игры детей.

Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.