Индийская вышивка мк. Шиша - индийская вышивка

В Индии обитают слоны, женщины носят сари, а мужчины - дхоти, все умеют танцевать, едят острою и очень острую пищу, здесь есть Болливуд, Тадж-Махал, аюрведа, йога… А ещё это родина красивейшего искусства - вышивки «шиша».

Блистательный наряд

В древние времена богатые индийцы расшивали свои одеяния серебряными и золотыми нитями. Это считалось признаком достатка. Нити переливались и блестели на солнце, добавляя нарядам шика. Бедняки не могли позволить себе такой роскоши. Но кто не хочет выглядеть красиво и дорого? Те, у кого не было золота, расшивали свою одежду яркими нитками и добавляли кусочки слюды. Слюда блестела так, что получалось ничем не хуже дорогих нарядов. Но это весьма хрупкий материал, поэтому к вещам, расшитым слюдой, нужно было относиться бережно. Именно индийская вышивка с элементами слюды и называлась «шиша» - «небольшое стекло», в переводе с хинди. Некоторые искусные мастерицы вместо этого материала могли использовать лоснящиеся крылья насекомых, что, конечно, добавляло изделиям ценности.

Позже, в XVII веке, жена известного правителя Мумтаз-Махал возродила традицию индийской вышивки «шиша». Вместо слюды она применяла небольшие кусочки зеркал - обычные стёклышки, с одной стороны покрытые серебрянкой. Расшивалась таким способом не только одежда, но и аксессуары - сумки, повязки, декоративные предметы интерьера.

Традиционно для украшения изделий использовались натуральные нити ярких цветов. Кусочки зеркал разных размеров закреплялись на полотне вразнобой. Следовало пришивать их ровными тугими стежками по периметру, а затем по кругу цепной вышивкой. Зеркало непременно обрабатывалось напильником, чтобы края его не были острыми. А вот форма могла быть любой, ведь в итоге она скрывалась под нитками.


«Шиша» сегодня

В современном рукоделии традиционная индийская вышивка всё так же популярна. Сегодняшние «шиша»-мастерицы применяют не только зеркала, но и кусочки прозрачного пластика, стеклянные бусины, бисер - в общем всё, что будет блестеть и переливаться на солнце! Нити используются преимущественно хлопчатобумажные, реже - шёлковые. Организовать серийное производство изделий с вышивкой «шиша» практически нереально, такие вещи - исключительно ручная работа, которая ценится очень высоко. А в зависимости от используемых материалов цена на изделия с такой вышивкой может возрастать до заоблачной. В любом случае сейчас, как и в давние времена, вещи с традиционной индийской вышивкой считаются признаком достатка и вкуса.

Дивали в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Традиционный индийский праздник света и огня знаменует начало Нового года: заканчивается сезон дождей, люди зажигают огни – как символ света, освобождения от всего плохого, устремления в будущее, восхищения красотой мира.

Отмечается в ЭТНОМИРе ежегодно и считается одним из самых зрелищных и ярких праздничных этнособытий в парке.

Гости участвуют в традиционной церемонии зажжения огней, могут посетить ремесленные, танцевальные и кулинарные мастер-классы, позаниматься йогой с профессиональными инструкторами, поучиться игре на музыкальных инструментах, проконсультироваться у специалистов по аюрведе…

В уютном зале Культурного центра Индии в ЭТНОМИРе всех ждёт большой концерт: много музыки, танцев и бесконечное очарование традиций этой удивительной страны. В 2019 году «Дивали» в ЭТНОМИРе приходится на 26-27 октября.

Интересно, какие картины появляются в вашем воображении, когда вы слышите слово "Индия"? Слоны, джунгли, священные коровы, сари, сокровища Агры, Тадж-Махал.... И все это вместе составляет удивительный красочный калейдоскоп.

Культура Индии испытала на себе влияние традиций самых разных народов и завоевателей, сменявших друг друга. В мире найдется не так много стран, которые смогли сберечь свою самобытность, традиции и богатейшее культурное наследие. Помните времена, когда индийские фильмы можно было увидеть только в кинотеатрах? Хотелось научиться петь и танцевать, как индийские актеры, а еще мечталось о таких же удивительных костюмах и украшениях. Сегодня нам не нужно ехать за три моря и проводить в путешествии месяцы, а то и годы, чтобы приблизиться к этой удивительной стране и ее культуре. Можно купить туристическую путевку, увидеть собственными глазами эту страну пряностей, а можно и не делать этого, и тем не менее, соприкасаться с индискими чудесами когда душа запросит. Кстати, для этого совсем не обязательно уезжать из дома. Не верите? А зря.

Если освоить несколько стилей индийской вышивки, что вполне вам по силам, Индия может навсегда подружиться с вашим домом и с вами.

Вышивальные индийские традиции удивительно богаты, что позволит вам найти себе дело по душе. Остается только разобраться в стилях и техниках. Начнем?

Кантха – своеобразный секонд-хенд. Всем известно, что самой популярной женской одеждой в Индии является сари. И конечно, климат и условия жизни подразумевают наличие своеобразных коллекций сари на все случаи жизни. Понятно, что рано или поздно наряды эти теряют свою былую свежесть и привлекательность, но поскольку сари - прямоугольник длиной в несколько метров, понятно, что выбросить такое богатство рука не поднимется. Самый лучший вариант утилизации - использовать старые сари для чего-нибудь еще. Кантха - настоящий гимн бережливости и умениям индийских женщин. Старые сари сшиваются друг с другом, образовывая некое подобие стежки. Получаются замечательные покрывала, накидки, чехлы для подушек, коврики и одеяла. Даже нитки для прошивки не покупаются, а выдергиваются также из старых ненужных сари. Индийские модельеры используют эту технику в своих коллекциях и надо сказать, курточки и пиджачки, выполненные в такой технике, способны внести особую изюминку в ваш гардероб.

Еще один вид традиционной индийской вышивки, называется чинкари. Для вышивки используют самые тонкие хлопковые и шелковые ткани - муслин, батист, шифон. Чаще всего вышивка белым на белом фоне со множеством цветочных элементов. Считается, что появилась эта вышивка благодаря жене императора Джахангира. Эта женщина умела вышивать цветы так, что у нее появились последователи. Впрочем, так до конца и не выяснено, из какой страны чинкари перекочевала в Индию. Цветы лотос и жасмина, розы и манго, ветки лиан - вот, основные мотивы этой вышивки.

Еще одна техника, о которой стоит рассказать, называется "шиша". Основная отличительная особенность - использование зеркал или слюдяных пластинок, отражающих солнечный свет. Эти зеркальные элементы обшиваются шелком, золотыми и серебряными нитями. Ткань, расшитая таким образом, выглядит так, как-будто бы ее расшили драгоценными камнями. Есть в этом что-то цыганское, но ведь, красоты не может быть много... В такой технике обычно расшивают одежду, сумки и кошельки, но не менее интересно будут выглядеть панно или ширмы. По-моему, стоит попробовать.

Самой известным стилем в индийской вышивке по праву считают - зардози. Эта вышивка самая богатая как по части материалов, используемых в работе, так и в плане разнообразия узоров. Золотые и серебряные нити, канитель, тонкая проволока, свернутая в пружинки, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, бархат, атлас, шелк - вот, ваш арсенал вышивальщика-зардози.

Зардози используют для украшения одежды, обуви, деталей интерьера, упряжи для слонов. В свое время, мне повезло оказаться в Ташкенте. Город удивительный и колоритный. Понятно, что не обошлось без похода по самым популярным торговым точкам, среди которых особо выделялся магазин "Ганг". У меня тогда глаза разбегались от индийского изобилия, никак не могла остановиться на чем-то одном. Хотелось все и сразу, но все же остановилась на подарке для мамы - вышитом бархатном чехле для очков. Это сегодня я знаю, что вышит он был в технике "зардози", а в те времена, об этом даже не слыхали. Надо ли говорить, что этот очечник до сих пор жив и здоров, и мама не собирается с ним расставаться ни за какие сокровища?

Чтобы вам было легче осваивать индийскую вышивку, предлагаем воспользоваться материалами из нашей подборки:

Желаю вам, творить с удовольствием!

Такой вид рукоделия, как вышивка, появился в Индии еще в давние времена. О ней упоминается в ведической литературе, которая датируется 5 веком до нашей эры. Вся история индии отражается в вышивке, найденной на древних руинах или изображенной на старинных фресках. Вышивка пользуется невероятной популярностью у индийцев и сегодня. Даже в самых отдаленных областях Индии жители увлекаются вышиванием, создавая великолепные узоры с великим множеством ярких оттенков. Отличительная особенность индийской вышивки – использование красителей исключительно растительного происхождения.
В качестве основных приемов в вышивке индийцы пользуются петлицами или обметочным швом, сметочным стежком, вышивкой крестиком и гладью, тамбурным швом. Используются также разные техники вышивания. К примеру, для получения «зеркального изображения» применяется вышивка через ткань или по ее поверхности. Различные стили вышивки отличаются друг от друга своей уникальной красотой и большой ценностью. В Индии существует несколько видов национальной вышивки, среди которых можно выделить такой вид рукоделия, как шиша.
Шиша является классической индийской вышивкой. Ее также называют вышивкой с зеркалами. Отметим, что этот вид вышивания можно также встретить в Афганистане и Пакистане. У мусульман данная вышивка называется Abla. На хинди слово «шиша» означает стекло небольшого размера. В первых вышивках шиша использовался довольно хрупкий материал – слюда. Но такие зеркальца можно было легко разбить, если неловко обращаться с одеждой. Позднее для вышивки шиша стали использовать стекло, покрывая его обратную сторону серебрянкой. Также разбивалось на кусочки большое зеркало. Края зеркальных кусочков подпиливались для сглаживания острых углов.
В Индии считается, что зеркальца на одежде отражают солнечный свет и взгляды недоброжелателей, поэтому они являются отличным оберегом от сглаза и злых духов. В современном мире в вышивке шиша применяется пластик. Он отличается высокой прочностью и небольшим весом. Возможно использование легких и разноцветных блесток и пайеток. Обшиваются также монеты.
В вышивке шиша применяются ткани из шелка, хлопка или шерсти. Полотно должно иметь плотную структуру переплета нитей. Нитки для данной вышивки подойдут, как шелковые и хлопковые, так и металлизированные. Кроме ткани, ниток, острой иглы и зеркалец-шиша (пайеток, блесток или монеток), в работе понадобятся также пяльцы. Кроме того, можно использовать двухсторонний скотч, чтобы шиша по ткани не скользила во время вышивки.

Перед тем, как приступить к вышивке шиша на одежде, лучше потренироваться на отдельном лоскуте. Итак, туго фиксируем ткань в пяльцах, вдеваем нить в иглу и завязываем узелок на конце нитки. Шиша располагается на ткани и пришивается с помощью базовых скрещенных стежков. Их следует делать тугими. Чтобы шиша не выпала, стежки не стоит располагать очень близко к краю зеркальца. Повторяем базовые стежки, поворачивая их на 45 градусов.
После обшивания базовыми стежками переходим на следующий этап – создание плотной рамочки вокруг зеркальца-шиша. Ткань протыкается иглой с изнаночной стороны на лицевую рядом с шиша. Далее игла продевается от центра к краю под базовыми стежками. Протягиваем нить и затягиваем стежок. Следующий стежок делаем возле зеркальца. Затем снова продеваем иглу от центра к краю под базовыми стежками. Следует убедиться в том, что при затягивании стежка петля образуется нитью под иглой. Продолжаем обшивать свою блестку-шиша по краю до самого конца. В конце можно немного приукрасить свою вышивку, к примеру, тамбурным швом или стежками-лучиками.

Своего расцвета искусство вышивки достигло под покровительством падишаха из династии Великих Моголов Акбара. В 17 веке Аурангзеб отказался от покровительства, это привело к тому, что искусство перестало развиваться и могло исчезнуть, вообще. Материалы для вышивки стоили чрезвычайно дорого, и мастера просто не имели возможности заниматься делом самостоятельно.

Много мастеров в поисках работы уехали из Дели в Раджастан и Пенджаб. С конца 18 века и в 19 веке с наступлением эпохи индустриализации искусство вышивки потерпело ещё одну неудачу. Лишь в середине двадцатого века индийское правительство предприняло шаги для восстановления и продвижения уникального искусства, наряду с другими многими традиционными вышивками. Зардози главным образом в течение десятилетий делали в Мадрасе и Хайдарабаде. В наши дни главный центр вышивки находится в Лакхнау. Бхопал, Дели, Агра, Мумбаи, Аджмер, Ченнай и Кашмир также среди мест, где мастера вышивают в технике Зардози.

Главная проблема географической ограниченности зардози состояла в том, что золото и серебро не было доступно в большом масштабе. Препятствие преодолели путем комбинирования медной нити и золотого покрытия, и окрашивания шелковой нити золотом. Не меньшей проблемой было и совсем небольшое количество квалифицированных мастеров, способных передать свои знания.

Начать хочу с представления техники вышивки зардози и о Великом мастере Шамсуддине из Индии.

Мастер Шамсутдин из города Агра в Индии не только освоил в совершенстве искусство зардозино и создал свою, совершенно уникальную технику вышивки. Шамсуддина, вышивальщика в тринадцатом поколении уже давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц. Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком. Основная часть его работ находится в специальном музее в городе Агра. Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!

За всю жизнь у Шамсуддина - прославленного мастера вышивки под названием зардози было около пяти тысяч учеников. Но лучшим из них стал его старший сын Раисуддин. Ему-то он и передал свое дело.Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем. Аметисты, сапфиры, изумруды, нефриты, тонкость работы и изящество рисунка. «Высшим пилотажем» здесь считают вышивку, изображающую животных – стежками и цветом нити нужно передать фактуру кожи, направления шерстинок, или, например, тонкие волоски на морде лошади. До такой работы допускают только самых опытных профессионалов.В президентском музее в Лос-Анжелесе висит портрет американского президента Рональда Рейгана работы Шамсуддина, в дар президенту Форду его сын преподнес вышитого Авраама Линкольна. Раисуддин очень гордится, что портрет Линкольна висит где-то на стене в Белом доме. Но намного больше наследник Великого мастера гордится своим знаменитым отцом: ведь ему удалось сделать настоящее чудо – поднять искусство вышивки шелком на новую, ещё небывалую высоту

"Хороший пастух". Размер картины примерно 2,52 м на 1,90 м, художнику потребовалось 18 лет для того, чтобы ее закончить.

"Букет цветов", ее размер около 2,30 м на 1,68 м. На создание этой великолепной работы Шамсуддин потратил 1000 часов, а делал он ее в течении 11 лет.

Вышивка Зардози применялась для украшения одежды, обуви, интерьера, покрывал для слонов и т.п. И по сей день в Индии используют вышивку Зардози для создания шикарных нарядов, и каждая модница мечтает заполучить вышитое сари в свой гардероб.

Один из величайших мастеров индийской вышивки «зардози» («вышивка золотом») , вышивальщик в тринадцатом поколении и автор уникальной техники трехмерной вышивки Шейх Шамсуддин (Sheikh Shams Uddin, Padma Shri Shams, Shams) родился 7 сентября 1917 года в древней столице Великих Моголов городе Агра (Индия).

Наверное, стать знаменитым вышивальщиком Шамсуддину было предначертано самой судьбой. Во-первых, Агра, к моменту его рождения, вот уже около 300 лет была всемирно известным центром вышивки «зардози», а, во-вторых, он родился в семье знаменитого вышивальщика Late habib Buksh, прославившегося тем, что дважды вышивал парадные одежды для членов Британской королевской семьи (коронационное платье для жены Эдуарда VII Королевы Александры в 1902 году и парадный костюм для Короля Георга V во время его посещения Дели в 1911 году) .

Именно в мастерской отца, мальчик шаг за шагом начал осваивать технику древнего искусства «золотого шитья», а став опытным мастером, создал свой собственный современный вариант старинной вышивки «зардози», и, доведя его до совершенства, превратил в настоящее искусство.

О секретах техники трехмерной вышивки , разработанной Шейхом Шамсуддином известно очень мало. «Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем... Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком» (Molly ). «Шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц» (ntv.ru ). Высота отдельных «участков» рельефных картин достигает 5 дюймов (12,7 см).

Кроме того, это самые тяжелые и дорогие вышивки в мире . Украшенные тысячами самоцветов и сотнями драгоценных камней, не говоря уже о километрах золотых, серебряных и шелковых нитей, эти картины весят более 200 килограмм и стояли бы десятки (а может быть и сотни) тысяч долларов, если бы их когда-либо решили продать.

Рекордсменом стоимости среди работ Шамсуддина стали его знаменитые «Шахматы», цена которых сопоставима, разве что, с ценой знаменитых . В 1983 году Король Саудовской Аравии Фейсал предложил за них два миллиона восемьсот тысяч долларов (по другим данным 2,3 млн.) , но Шамсуддин, как и большинство самых обычных вышивальщиков и вышивальщиц, со своими работами расставаться не любил и шейху отказал.

С весом и ценой этих грандиозных вышивок может поспорить только время и труд, затраченные на их изготовление. Так, например, на создание тех же «Шахмат», мастер истратил 30 лет своей жизни, и это, кстати, отлично объясняет его отказ продать работу арабскому шейху.

Вообще, нежелание Шейха Шамсуддина расставаться со своими работами сыграло на руку не только всем поклонникам его искусства (иначе работы разлетелись бы по закрытым частным коллекциям) , но и ювелирному дому Kohinoor Jewellers , который при жизни мастера был его эксклюзивным поставщиком (драгоценные камни и нити) , а после смерти Шамсуддина (1999 год) открыл у себя галерею его работ (Shams Gallery).

«Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!» Доступ в галерею открыт для всех желающих (по предварительной записи и после тщательной проверки) и все, кто там побывал, говорят, что это незабываемое зрелище. Музей оснащен по последнему слову техники с климат-контролем, световыми эффектами и мобильными стенами, приходящими в движение с помощью пультов.

Устроители экспозиции не просто показывают неповторимые гобелены Шамсуддина, но устраивают целое шоу, которое многократно усиливает впечатление от увиденного.

Вот, например, как описывает это зрелище некоторые посетители: «Пройдя все контроли, мы очутились в кондиционированном холле, стены которого были увешаны трехмерной вышивкой. Рельеф на некоторых из них возвышался до 5 дюймов (12,7 см ).

Хранитель музея г-н Матур объяснил, что эта высота достигается не внутренним заполнением, а техникой, придуманной Падма Шри-Шамс. Объем наращивается за счет многократного прохождения хлопковой нитью, поверх которой вышивается тонкий шелковый слой.

Он также добавил, что все эти картины – работы учеников Шамсуддина, которые выставлены на продажу, а сейчас мы пройдем в отдельное помещение, где хранятся шедевры великого мастера. Их оберегают как зеницу ока, и не продают ни за какие деньги. Комната, в которую мы зашли, выглядела пустой, но г-н Матур нажал кнопку на пульте, и на одной из стен поднялся занавес. На стене в лучах света висел огромный персидский ковер вышитый драгоценными и полудрагоценными камнями (30000 карат).


Все замерли от восторга, но это было только начало шоу. Поднялась следующая штора, и мы увидели квадрат с шахматной доской в обрамлении картин дикой природы.



За следующими шторами скрывался удивительно яркий леопард с павлином в зубах,


сияющий белым мрамором Тадж-Махал


и выразительно рельефный Иисус с отарой овец («Добрый пастырь», 18 лет, 6570 дней, 2,52 на 1,91 м) .


Когда первое оцепенение прошло, мы попросили разрешение сфотографировать работы, и нам разрешили это сделать без вспышек» www.craigandstephsvacations.com

«Мы вошли в темную комнату, и вдруг луч света выхватил из темноты великолепный яркий букет в драгоценной вазе. Казалось, он висел в воздухе. Хранитель музея Ghanshyam Mathur рассказал, что это последняя работа мастера, которую он, уже практически слепой (потерял зрение в 1985 году), сделал в подарок к 50-летию своей жены. Букет был вышит гладью в несколько этапов. Каждый цветок вышивался отдельно, а потом все они были собраны в единую композицию. Размеры картины 2,27 м на 1,68 м, работа заняла 4170 дней, а общий вес драгоценных камней и золотой нити составляет 22000 карат.

Затем луч света переместился на другую, не менее прекрасную и масштабную картину, изображавшую схватку двух бойцовых петухов, на которой мастер трудился 1475 дней,

потом на ягура с павлином в зубах («Ягуар», 620 дней, 10000 карат, 2,72 на 1,93 м) .

Потом мы посмотрели все представленные работы. Их было около 20-ти, и все они изображали сцены дикой природы. Например, охотившегося на куропаток гепарда или настигшего африканскую зебру льва, гуляющих павлинов или сидящих на ветках попугаев. Все было сделано с высочайшим талантом, отличалось сочностью красок и точностью изображения. Ghanshyam Mathur объяснил, что благодаря фокусировке луча света только на одной работе, достигается максимальный драматический эффект. И мы не могли с ним не согласиться» (www.taipeitimes.com ).


Работа учеников, стоимость 600$-800$