Игры с грибами в доу. Тема «Грибы»: речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьми

Конспект игровой программы для обучающихся младших классов "Грибные тайны"

Автор: Подкорытова Евгения Юрьевна, воспитатель.
Место работы: ГОУ ЯО Багряниковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ.

Конспект игровой программы для учащихся начальной школы "Грибные тайны".


Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о грибах.
Задачи: систематизировать и проверить знания учащихся о грибах; развивать логическое мышление, познавательную активность, обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к грибам.
Оборудование:
фонограмма «Пение птиц»;
плакаты с изображением грибов;
карточки с заданием для игры «Весёлый счёт»;
набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов;
карточки с ребусами о грибах;
карточки с пословицами.
Ход программы.
Звучит фонограмма «Пение птиц».
При входе в зал учащиеся вытаскивают из корзинки сложенные листочки (цветной стороной внутрь – приготовлено два цвета), разворачивают и определяют игровой стол, рассаживаются соответственно цвету в две команды. Работой каждой команды будет руководить педагог.

Ведущий: Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи
В зелёный дом
Чудеса увидишь в нём.
- Как вы думаете, о чём говорится в этой загадке? (Ответы детей)
- С какой целью ходят в лес? (Ответы детей)
- Отгадайте загадку:
И на горке, и под горкой,
Под берёзкой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
- Правильно, эта загадка о грибах.
- А для чего мы собираем грибы? (Ответы детей)
- К нам поступила жалоба:
Что хотите с нами делайте: режьте, жарьте, варите, сушите,
солите. Даже маринуйте. Но только не выдирайте с корнем,
не разрывайте вокруг лесную подстилку, не портите нашу
грибницу! А не послушаетесь, совсем перестанем расти.
Грибы.

Как правильно собирать грибы? (Ответы детей)
- Какая опасность подстерегает грибников, плохо знакомых с грибами. (Ответы детей)
- Сегодня мы с вами проведём игру, которая поможет нам выяснить, хорошо ли вы знакомы с грибами, что вы о них знаете. Вы будете работать в командах. За каждое правильно выполненное задание и за правильный ответ на вопрос команда будет получать жетон (в форме гриба).
- Итак, первое задание. Я буду читать стихи о грибах, а вы должны найти их изображение на плакатах.
1. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту,
Зовусь я подосиновик.

2. Хоть заманчив я на вид,
Но, однако, ядовит.
Знают люди с давних пор –
Несъедобен мухомор.

3. Я под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружён своей семьёю,
Крепкий, важный боровик.

4. На пеньке живёт семья:
Мама, папа, братья, я.
Дом один у нас, а крыша
Есть у каждого своя.
Очень дружные ребята
На пеньке живут опята.

5. Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня – отравится.
Стою здесь на полянке,
Я – бледная поганка.

6. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай – не мешкай.
Мы же сыроежки.

7. Не спорю, не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.

8. Не тигрёнок, не лисёнок.
Кругл, пластиночками тонок.
С головы до самых ног
Ярко-рыжий паренёк.
Подойди к нему поближе,
Здесь под ёлкой вырос рыжик.

9. На солнцепёке, на опушке
Лисичка выставила ушки.
И не боится спать косой
Бок о бок с этою лисой.

10.В лесу на радость людям,
Средь молодых сосёнок
В блестящей тёмной шляпке
Растёт грибок маслёнок.

11.В платьях тонких на опушке
Водят хоровод подружки,
Платья – шёлк в полоску: красный,
Белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке
Как красивы мы – волнушки.

12.Вырастает он весной
Под сопревшею листвой
И стоит, как старичок,
В шляпке сморщенной сморчок.

- Задание второе «Весёлый счёт».
Сосчитайте, сколько грибов на этой картинке.

Учащиеся получают карточку с заданием. На выполнение задания даётся
1-2 минуты.

- Третье задание: отгадайте загадки о грибах.
1. На полянке лесной, под могучей сосной
Стоит старичок, на нём бурый колпачок.
Колпачок на бочок,
Кто в лесу бывает, тот его знает (боровик).
2. Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички
Золотистые …. (лисички).
3. Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (гриб)
4. Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
5. Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной
Никуда не годный (мухомор)
6. Лета первая примета:
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке (подберёзовик)
7. Он в осиннике родится,
Как в траве ни притаится.
Всё равно его найдём,
Шляпка красная на нём. (подосиновик)
8. Он выглянул несмело из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой подняв над головой. (моховик)
9. Весь на виду, возле сосен стоит он,
Ростом с вершок,
Словно подсолнечным маслом пропитан,
Жёлт корешок. (маслёнок)

- Четвёртое задание: викторина о грибах.
1. Перечислите способы использования грибов в пищу.
(сушка, жарка, варка, засолка, маринование)
2. Какие лесные животные едят грибы? (белки, лоси, барсуки)
3. Сухие или свежие грибы ест белка? (сухие)
4. Какие грибы ест ёж? (не ест)
5. Сухие или свежие грибы едят лоси и барсуки? (свежие)
6. Для чего лоси едят мухоморы? (лечатся)
7. Как называется лечебный гриб, растущий на берёзе? (чага)
8. Какие грибы появляются первыми ранней весной? (сморчки, строчки)
9. У этого гриба нет пятачка, он не хрюкает, но носит название домашнего животного (свинушка).
10. Если ты оказался в лесу и проголодался, то эти грибы можно съест в небольшом количестве и в сыром виде. (сыроежки)
11. Что называют «тихой охотой»? (сбор грибов)
12. Каково второе название белого гриба? (боровик)
13. В каких грибах никогда не заводятся черви? (лисички)
14. Какую шляпку никогда не наденешь на голову? (шляпку гриба)
15. Какой гриб называют Царём грибов? (боровик)
16. Какой гриб носит название лесного зверя? (лисички)
17. Какие грибы лето кончают? (грузди)
18. Какие грибы говорят о приходе осени? (опята)

- Пятое задание: отгадайте ребусы. Названия каких грибов в них зашифрованы?

(Ответы: лисички, подберёзовик,подосиновик, мухомор).

- Шестое задание: соберите в корзинку съедобные грибы.
Учащимся выдаётся набор картинок со съедобными и ядовитыми грибами и кузовок. Они должны положить в кузовок только картинки со съедобными грибами.

- Седьмое задание: соберите пословицы. К первой части в левом столбике подобрать продолжение из правого столбика, соединить линиями.

ВЕСНА КРАСНА ЦВЕТАМИ ТОГДА И ГРИБОВ МНОГО.
ГДЕ ДУБЫ, А ОСЕНЬ – ГРИБАМИ.
ВЕЧЕРОМ ДОЖДИ - ТАМ И ГРИБЫ.
КОГДА СЫРО, УТРОМ ГРИБОВ ЖДИ.

А сейчас мы с вами поиграем. Проводится подвижная игра «Найди грибок».
Содержание игры: Дети – грибы идут по кругу, грибник – в центре, идет в противоположную сторону, с завязанными глазами.
Грибник: Раз, два, три, четыре, пять
Буду я грибы искать:
Лисички, опята,
Белые, маслята… Дети - грибы расходятся по игровой площадке.
Стоп!
Дети – грибы замирают на месте. Грибник на ощупь пытается отыскать гриб - ребенка и назвать его имя. Узнанный ребенок становится новым грибником.
Методические указания: После сигнала Стоп! дети - грибы не должны двигаться с места. Подсказывать грибнику нельзя. Во избежание травм инструктор направляет грибника словесными указаниями, если тот выходит за границы площадки. Вариант: Если грибник затрудняется на ощупь узнать ребенка, то он может узнать его по голосу, спросив: Что за гриб? Ребенок называет гриб (подберёзовик, подосиновик, сыроежка, мухомор…)
- Ну а теперь подведём итоги.
Вручение призов.

Детские утренники — отличный способ сдружить ребятишек, а также в игровой форме привить им новые навыки и знания. Поэтому игры на осенний праздник в детском саду стоит выбирать интересные и разнообразные. Именно игры — самая интересная часть утренника для его маленьких участников. Рассмотрим несколько вариантов игр для осеннего утренника.

Традиционная эстафета, стилизованная под осеннюю тематику. Нам понадобится по два больших осенних листа на каждую команду. Листы рисуем на картоне и вырезаем. Суть эстафеты: игрок берет два листа, на один из них становится, а другой кладет перед собой. Затем перепрыгивает на второй лист, а первый кладет перед собой. Таким образом надо пройти дистанцию от старта до финиша и наоборот, передав листы следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее справится.

Осенние бусы

Атрибуты: яркие листья с деревьев, веточки рябины, шишки, несколько ниток или веревок. Этот конкурс творческий. Участников делим на команды, и каждая команда создает свои бусы из предложенного материала — на веревку нанизывают листья, шишки, рябину. На сам процесс отводится определенное время, пока звучит музыкальное сопровождение. Когда бусы готовы, зрители голосуют аплодисментами за каждое украшение. Обычно в таких развлечениях не победителей и проигравших, побеждает дружба.

Раскраска на скорость

Предварительно надо распечатать несколько раскрасок, в зависимости от того, сколько будет команд или участников. Также понадобятся карандаши или фломастеры. Дети должны раскрасить картинки за определенный промежуток времени, причем сделать это желательно аккуратно, поэтому раскраски лучше выбирать несложные, без мелких деталей. Ну и поскольку праздник у нас осенний, то тематика раскрасок должна быть осенняя.

Собираем яблоки

Это соревнование можно проводить как с открытыми, так и с завязанными глазами. Цель игрока — собрать как можно больше яблок в корзинку. Яблоки можно нарисовать на картоне и вырезать, а можно заменить их какими-то предметами — кубиками, мячиками, маленькими мягкими игрушками.

Гроздь винограда

Понадобится два листа ватмана, на каждом из которых нарисован хвостик грозди с листочком. Малыши по очереди подходят к ватману, им завязывают глаза и они рисуют одну виноградину. Каждая команда рисует свою гроздь, цель — нарисовать ее как можно точнее. Но не всегда это получается, поэтому забава получается веселой, а ее результаты непредсказуемы.

Котята

Эстафета с элементами творчества. Заранее подготавливаем два листа ватмана с нарисованными силуэтами котов, кусочки ваты, клей-карандаш. Ребята становятся на старте, первому участнику дается в руки клей-карандаш. По команде ребенок бежит к ватману и клеит кусочек ваты на кота, так чтобы получилась шерстка. Побеждает та команда, у которой котик получится самый пушистый, подготовленный к зиме.

Слови мяч

Ведущий бросает мяч детям по очереди, каждый ребенок, когда ловит мяч, должен назвать слово, которое ассоциируется с осенью. Тот, кто не смог вспомнить слово, выбывает из соревнования.

Собери яблочко

Надо подготовить несколько картинок с яблоками, разрезанных на части. Задача малышей — собрать картинку с яблоком. Кто быстрее соберет, тот и победил.

Сортировщик

В большой ящик кладутся разные предметы: кубики, игрушки, пасочки. Это могут быть и картинки на осеннюю тематику — листочки, ягоды, грибы. Детишкам даются ведерка или корзинки, их задача — выбрать из ящика как можно больше определенных предметов, например, только кубиков, или только картинок с грибочками.

Пробеги по луже

Определяем границы “лужи” (чаще всего это ковер, который лежит посреди актового зала), готовим несколько пар резиновых сапог. Ребенок должен по команде надеть сапоги и пробежать через “лужу” и вернуться обратно. Забавно проходит игра, если сапоги взять на несколько размеров больше ноги ребенка.

Угадай, что в мешке

Традиционная игра для детских праздников в детском саду, в том числе и осенних. Для нее понадобится мешок и разные предметы, связанные с осенью: яблоки, груши, морковка, картошка, листья, каштаны. Вместо настоящих даров природы можно использовать из муляжи. Каждый ребенок засовывает руку в мешок, выбирает один предмет и на ощупь угадывает, что это такое. Если угадал, получает конфетку.

Собери тыкву с огорода

Еще одна вариация эстафеты, на этот раз с тыквой. Для нее понадобятся две тыквы одинакового размера. Участник команды катит свою тыкву от старта до финиша и обратно, после чего передает ее следующему участнику. Задачу можно усложнить, если катить тыкву только ногами или толкать каким-нибудь предметом.

Грибники

Команды выстраиваются шеренгами. Первому ребенку дают корзинку с грибами(муляжами грибов) и он передает ее следующему участнику, а тот в свою очередь следующему. Так корзинку надо передать в другой конец шеренги и обратно, не потеряв при этом грибы. Если гриб выпадает, корзинка возвращается в начало шеренги. Важный нюанс: корзинку дети держат на вытянутых руках над головой.

Листопад

Понадобятся листья с деревьев или вырезанные из бумаги. Листья кладутся на стол, малыши становятся возле стола. По команде каждый участник начинает дуть на свой лист. Кто быстрее сдует его на пол, тот и победил.

Эстафета огородников

Реквизит: обручи, лейки, муляжи овощей и фруктов. Как проходит эстафета: первый ребенок раскладывает обручи — вскапывает грядки, второй участник кладет в каждый обруч по овощу — сеет семена, третий малыш “поливает” грядки из лейки, четвертый — собирает урожай — складывает овощи в корзинку. Выигрывает та команда, которая быстрее остальных справится с поставленной задачей.

Веселые паучки

Для этого развлечения понадобится несколько клубочков шерстяных ниток. Надо чтобы нитки в клубочках были одной длины. По команде участник разматывает клубочек-паутинку на полу вдоль линии, а затем сматывает обратно и передает клубок следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет эстафету.

Цветные овощи

Заготавливаем несколько карточек разных цветов. Дети наугад вытягивают карточку из мешочка и называют овощ или фрукт. Если попалась красная карточка, надо назвать овощ красного цвета и т.д.

Или можно провести такой же конкурс, но не с цветами, а с буквами — вытаскивать из мешочка буквы и называть плоды, название которых начинается на эту букву.

Придумайте загадку

Это даже интереснее, чем отгадывать загадки. Показываем детям карточки с изображением фруктов и овощей или муляжи плодов, а участники должны назвать их свойства, придумав таким образом загадку к этому плоду. Также можно придумать загадки к осенним явлениям природы, к самому слову “осень”.

Кто листочек потерял?

Ведущий показывает карточки с изображением листьев, а задача детей — угадать, с какого дерева этот лист. Карточки можно заменить настоящими листьями с деревьев.

Приседалки

Дети становятся перед ведущим. ведущий по очереди называет овощи, ягоды, фрукты. Если овощ растёт на земле, дети должны присесть, а если это ягода, которая растет на дереве, дети встают и поднимают руки над головой. Кто последний присел или встал, тот выбывает. Побеждает тот, кто остался последним и не выбыл.

Надеемся вам понравились перечисленные выше игры на праздник осени в детском саду, и вы возьмете некоторые из них себе на заметку.

Теплякова Ольга

Дидактическая игра «Грибная корзинка»

Задачи : совершенствовать умение определять название гриба по внешнему виду учить пользоваться в речи словами: съедобный, несъедобный,развивать внимание,память, устную речь.

Атрибуты : корзинка, картинки грибов

Ход игры : Вариант 1 .На доске прикреплены картинки грибов (съедобных и несъедобных) среди картинок деревьев. Дети «срывают» съедобный гриб, называют его и кладут в корзинку,при этом проговаривая: «Я нашёл (сорвал) гриб-боровик».

Вариант 2 .Дети сидят в кругу,передают корзинку с картинками грибов. По очереди достают гриб, называют его и говорят,съедобный он или несъедобный. Например: «Это мухомор - он несъедобный».

Примечание :при разучивании игры брать картинки, внешний вид и названия которых наиболее запоминающиеся (опята, боровик, лисичка,мухомор).Картинки с грибами одного вида повторяются 2-3 раза.




Дидактическая игра «Грибники"

Задачи: учить находить пару одинаковых грибов, закреплять знания о названиях грибов, развивать внимание, память, устную речь.

Атрибуты : предметные картинки грибов

Ход игры : картинки грибов (каждого вида гриба-по 2 картинки,количество картинок по количеству играющих) лежат в центре круга. Дети идут по кругу со словами: «Раз,два,три - гриб любой бери!».Берут любую картинку, дети с одинаковыми картинками образуют пару и называют свои грибы.

Примечание: можно усложнить игру: каждого вида грибов по три картинки и тогда дети объединяются в группы по три человека с одинаковыми грибами (количество играющих должно быть кратно трём)





Тема : Катенька на прогулке. (По мотивам стихотворения П.Дзюба)

Цели:

  1. Дать учащимся представление об особенностях общения человека с окружающим миром; учить подражать характерным движениям, позе, осанке, эмоциональным реакциям животных.
  2. Коррекция внимания на основе упражнений в сосредоточении.
  3. Воспитывать гуманное отношение к животному и растительному миру.

Ход занятия.

Педагог : Сегодня к нам на занятие придет девочка, которая познакомит нас со своими друзьями.

У папочки, у мамочки
Была дочка Катечка.
Утром просыпалась
Всем сразу улыбалась.

Стихотворение с движениями «Потягушечки».

Наконец пришла суббота.
И не нужно на работу
С папой, бабушкой и мамой
В лес пойдет Катюша дальний.

Танец «Весело идем».
Слова и музыка М. Картушиной.

Мы за ручки взялись,
Весело идем,
Ножки поднимаем,
Песенку поем.

Припев:
Хлоп-хлоп! Весело
Хлопайте ладошки!
Топ-топ! Весело
Топочите, ножки!

Хлопают в ладоши.

Топают ногами.

Мы за ручки взялись,
Весело идем,
Ножки поднимаем,
Песенку поем.

Взявшись за руки, идут по кругу.

Припев:
Вот так повернем
Рученьку-ладошку!
Вот так постучим
Каблучком немножко!

Упражнение «фонарики».

Стучат каблучком одной ноги.

Мы за ручки взялись,
Весело идем,
Ножки поднимаем,
Песенку поем.

Взявшись за руки, идут по кругу.

Припев:
Раз-два! Приседай,
Приседай дружнее!
Раз-два! Покружись
На носках быстрее!

Упражнение «пружинка».

Кружатся на носках.

На поляне, посмотри-ка,
Вся созрела земляника!
Наберем мы ягод сладких,
Сочных, очень ароматных.

Чистоговорка /н-нь/, /д-дь/.

На-на-на – ягода вкусна. Соединяют указательный и большой палец в кольцо.
Мне-мне-мне – дайте ягод мне. Прижимают пальцы к ладони и выпрямляют их.
Ду-ду-ду – ягоду найду. Упражнение «смотрят».
Ди-ди-ди – сколько ягод погляди! Разводят руки в стороны.

Под березами грибочки.
«Будь внимательною, дочка,
Ведь бывают на полянке
Несъедобные поганки».

Игра «Назови гриб».

Дети образуют круг. В центре круга становится педагог с мячом. Педагог произносит текст:

Ну-ка, Катя (Вова, Настя), не зевай!
Гриб скорее называй!

Затем педагог кидает мяч любому ребенку, ребенок ловит его, возвращает педагогу, называя гриб. Игра продолжается.

Песня «Под горою вырос гриб».

Ж. Металлиди.

Под горою вырос гриб, Поднимают руки вверх над головой и соединяют кончики
пальцев, как бы показывая шляпку гриба.
Гриб увидел дед Архип. Упражнение «смотрят».
День пилил, Прижимают ладони друг к другу, руки к груди и вытягивают
их вперед («пилят»).
Два рубил, Прижимают сложенные ладони к плечу и резко опускают
руки («рубят»).
Гриб на землю не свалил. Качают головой вправо-влево.
Крикнул старый бабку. Прижимают правую ладонь к груди и отводят руку в
сторону (2-3 раза).
Бабка гриб в охапку! Соединяют согнутые руки перед собой и слегка покачивают
ими.
Насолила, «Солят».
Наварила, «Варят».
В гости звать тебе просила. Все! Манят руками. Резко поднимают обе руки.

Долго по лесу гуляли,
Мы уже проголодались.

Логопедическая гимнастика.

  1. «Откусим пирожок». Улыбнуться, приоткрыть рот, и покусывать язык. Упражнение усиливает кровообращение языка.
  2. «Очень вкусно». Приоткрыть рот и облизнуть язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Упражнение развивает подвижность языка.
  3. «Подуем на горячий чай». Упражнение «трубочка». Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

Пальчиковая игра «Оладушки».

Ой, ладушки-ладушки, Дети «пекут пирожки».
Испекли оладушки!
На окно поставили, Протягивают руки вперед.
Остывать заставили.
А остынут – поедим. «Едят».
И воробушкам дадим. Взмахивают кистями рук.
Воробушки сели, Кладут руки на колени.
Оладушки съели, Постукивают пальцами по коленям.
Оладушки съели -
Шу-у-у! – и улетели. Поднимают руки вверх, взмахивают кистями.

Е. Благинина.

Быстро справились с едою,
Мусор унесли с собою.
Посмотрите: под кустом
Паучок построил дом.

Стихотворение с движениями «Паук проснулся».

Под листком
Паук проснулся,
Потянулся и встряхнулся, «Потягиваются»
Брюшко, Выполняют круговые движения по животу.
Нос, Трут нос.
Глаза, Протирают глаза.
Усы Прикасаются ладонями над верхней губой.
Вымыл капелькой росы.

Катя ветки не ломает
И листочки не срывает.
По деревьям скачут белки
Белочки летают стрелкой.
Белки время не теряют
И грибочки собирают.

Подвижная игра «Грибы-шалуны».

Очерчивается круг. В кругу находятся дети – «грибы». Считалкой выбирается «белочка», которая присаживается на стульчик в 3-4 м. от круга – она долго прыгала по веточкам деревьев, устала, заснула.

Педагог читает:

Белка на пеньке сидит,
Отдыхает, крепко спит.
Тише-тише, не шумите,
Белочку не разбудите.

Дети – «грибы» выбегают, прыгают, шалят на лужайке. По сигналу «Белочка проснулась!» «белочка» начинает догонять «грибы». Дети – «грибы» должны успеть забежать в круг.

Пчелка на цветочках мед
По крупицам соберет.
Пчелка крылышками машет,
Улыбается и пляшет.

Танец пчел.

Я, пчела, летаю - «Летают» между большими цветами, лежащими на полу .
Жу-жу-жу.
Над цветами пестрыми
Я кружу.

И присела пчелка «Присаживаются» и «пьют» из ладошек.
На цветок,
Пьет она душистый,
Сладкий сок.

Крылья расправляет - Встают и плавно взмахивают руками.
Жу-жу-жу.
Далеко летает - Бегут вокруг цветов. Кланяются.
Жу-жу-жу.

Мы ходили в лес семьей,
Был чудесный выходной!
И теперь узнала я,
Что в лесу живут друзья.

Педагог: Вот сколько у Кати лесных друзей. Давайте их назовем. (Дети называют).

И цветочек, и листочек.
Пчелка, птичка, червячок –
Наши меньшие друзья,
Обижать их нам нельзя.

Конспект НОД в средней группе на тему: «Грибы - грибочки»

Цель: Формировать представления у дошкольников о разнообразии грибов, их строение, месте их произрастания, отличительных способностях.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

Формировать у детей представления о разнообразии грибов, их строении, умения распознавать съедобные и несъедобные грибы. Познакомить с правилами сбора грибов.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

Формировать умение общаться со сверстниками и взрослыми субъектами детского сада. Развивать игровую деятельность.

ОО «Речевое развитие»

Активизировать и развивать словарь детей при описании грибов.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

Развивать творческие способности и воображение у детей; формировать умения лепить ножку и шляпку гриба, передавая характерные особенности; совершенствовать навыки лепки; развитие чувства цвета, формы, композиции;

ОО «Физическое развитие»:

Развитие ловкости, быстроты реакции, координации движений. Развивать умение двигаться в соответствии со словесным сопровождением физминутки.

Познавательные – закреплять представления о грибах; Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей;

Расширять представления детей о лесных грибах, знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания;

воспитывать бережное отношение к природе.

Обучающие – учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам;

Развивающие – развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями;

Воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : плоскостной силуэт Машеньки, коробка в форме гриба, иллюстрации с грибами, плоскостные грибы- мухоморы, лукошко для д/игры «Съедобный грибок положи в кузовок», карточки с грибами, пластилин по количеству детей, стеки, доски, каштаны. Презентация «Детям о грибах»

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, картинок о грибах; рассказы воспитателя, детей из личного опыта; беседы на тему «Съедобные и несъедобные грибы», «В гостях у Боровичка»; отгадывание загадок, интерактивные игры «Четвертый лишний», «Лукошко»; чтение стихов о грибах, разучивание пальчиковой гимнастики «Шла лисичка по тропинке», «Топ, топ – пять грибов; лепка из соленого теста «Грибы в корзинке», «Мухомор»; аппликации «Поможем белочке заготовить грибы на зиму»; рисование «Грибы».

Ход ОД:

В: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к нам пришел? Это Машенька. А из какой сказки она к нам пришла? Правильно, «Три медведя».

М: - Отпросилась я у бабушки с дедушкой в лес по грибы. Да сама -то грибы плохо знаю, помогите мне ребята в них разобраться.

В: - Ребята, я предлагаю Вам пойти с Машенькой в лес за грибами. И помочь ей собрать грибов для бабушки и дедушки. А перед тем как отправиться в путь, давайте вспомним правила сбора грибов:

Не пробуй на вкус сырые грибы.

Иди в лес опытным грибником.

Бери только те грибы, которые хорошо знаешь.

Не собирай грибы, вдоль дорог, и в городских парках.

В:- Что мы возьмём с собой? (корзину, мешок, сумку). Как ещё можно назвать корзину (кузовок, лукошко)

В: Ну, что ж отправляемся в путь:

Сто грибов в лесу найдем,

Обойдем полянку.

В кузовок мы не возьмем

Бледную поганку.

Мы обшарим все дубы,

Елки и осинки.

И хорошие грибы

Соберем в корзинки.

Пришли на поляну, сели.

В: - Что же делать, ребята, надо помочь Машеньке, рассказать все о грибах. Показ Презентации «Детям о грибах»

В:- Ребята, а Вы любите отгадывать загадки? (да)

Тогда слушайте внимательно, если правильно отгадаете, то на экране увидите отгадку (показ слайда, после того, как дети отгадали загадку о грибах).

У кого одна нога,

да и то без сапога? (Гриб)

Беседа о строении гриба: как называется эта часть гриба (ножка), а что на ножке (шляпка). А под ножкой находиться (грибница).

Я родился в день дождливый,

под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой... (Подосиновик)

Какой гриб растёт под осиной?

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой... (Опята)

Рыжие ушки с лисьей макушки,

В травке лежат для малых ежат... (Лисички)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпах разноцветных,

Издали приметных.

Собирай не мешкай это...(Сыроежки)

А почему этот гриб назвали подберезовиком?

А этот масленком? Где он чаще всего растет?

Грибная пора наступила, в лесу грибов видимо, не видимо, а Машенька совершенно не знает какие грибы можно собирать, а какие нельзя!

В: Ребята, какие грибы бывают? (съедобные и несъедобные?)

Развивающая дидактическая игра «Съедобный грибок положи в кузовок»

В:- Ребята, давайте посмотрим на картинки, назовем только те грибы, которые съедобные, положим их в лукошко напротив символа «Ротик», а те грибы, которые несъедобные, напротив символа «Ротик зачеркнут»

В:- А ты, Машенька, внимательно нас слушай и запоминай.

(дети по очереди подходят к «Лукошку» и прикрепляют картинки напротив соответствующего символа и называют его, где растет, и что бы они хотели из него приготовить)

(на доске иллюстрации с картинками грибов: белый гриб, лисички, подосиновик, подберезовик, опята, мухомор, бледная поганка)

В: Ребята посмотрите как много мы грибов собрали. Как их можно назвать одним словом .

Д: Съедобные.

В: Кто знает, какое блюдо можно приготовить из съедобных грибов? (суп грибной суп, пироги, картошку с грибами).

Как на зиму бабушки заготавливают грибы?

Д: Солят, сушат, маринуют.

В: Дети, а как называются эти грибы? (Слайдовая презентация «Несъедобные грибы»).

Посмотрите- ка ребятки:

Тут -лисички, там – опятки,

Ну а это, на полянке,

ядовитые...(поганки)

Гриб самый ядовитый? (бледная поганка)

– Его можно брать в руки? (нет)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шляпке модной,

Никуда не годный...(Мухомор)

Самый красивый ядовитый гриб это… (мухомор). А можно ли мухоморы топтать, сбивать палкой, мять? (нет)

– Почему? Кому они нужны? (лесным жителям, они ими лечатся)

– Молодцы! А сейчас я вас приглашаю на полянку, размяться и поиграть. (Дети выходят в круг, проводится игра «Мы идем в осенний лес»)

Игра малой подвижности «Мы идем в осенний лес»

Мы идем в осенний лес. (Дети идут по кругу)

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошел. (Встряхивают кистями)

Это очень хорошо. (Хлопают в ладоши)

Будем мы грибы искать. (Приставляют ладонь ко лбу)

И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)

Вот сидят маслята. (Показывают рукой вправо)

На пеньке – опята. (Показывают рукой влево)

Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком)

Украшай осенний бор.

В: - Ребята, посмотрите, что это? Да это же лесная мастерская. Что же здесь лежит?Каштаны, разноцветный пластилин на подносе. Как вы думаете, что можно из каштанов и пластилина слепить? (грибочки). Давайте постараемся и слепим для Машеньки грибы, чтобы она порадовала своих близких. Дети лепят грибы, ставят на поднос гриб, называют его, где растет, и что бы они хотели из него приготовить.

М: «Спасибо вам, ребята, помогли вы мне в грибах разобраться и грибов налепили. За это вам угощение – грибочки съедобные, но не лесные, а печеные.

Выставляет корзинку с выпечкой – грибочки.

Благодарим Машеньку.

В: Ну, что ж, ребята нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, Машенька.