Гипнотическое замещение памяти. Существуют ли ложные воспоминания

Факультет психологии МГУ

Коллективное, сознательное

Существуют ли ложные воспоминания

В современной психологической науке память определяется как психический процесс, в функции которого входит фиксация, сохранение, преобразование и воспроизведение прошлого опыта. Обилие возможностей нашей памяти позволяет использовать приобретенные знания в деятельности и/или восстанавливать их в сознании. Однако в нашу память можно имплантировать воспоминания о событиях, которых на самом деле не было.

Многозначность термина «память» раскрывается даже в разговорной речи. Под словами «я помню» мы подразумеваем не только определенные теоретические знания, но и практические навыки. Однако особого внимания заслуживает та сторона психической жизни, которая возвращает нас к событиям из прошлого, - так называемая «автобиографическая память». В. В. Нуркова определяет этот термин как субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации личностно значимых событий и состояний [Нуркова, 2000].

Один из важнейших парадоксов автобиографической памяти состоит в том, что личные воспоминания достаточно легко поддаются искажениям, к которым относятся следующие: полная потеря доступа к информации, достройка воспоминаний путем включения новых элементов (конфабуляция), соединение фрагментов различных воспоминаний (контаминация), конструирование нового воспоминания, ошибки в установлении источника информации и многое другое. Характер подобных изменений определяется эндогенными и экзогенными факторами. Под эндогенными факторами понимают искажение воспоминаний самим субъектом. Это может произойти под влиянием особенной мотивации, внутренних установок, эмоций, индивидуальных личностных особенностей. Так, в состоянии грусти легче вспоминаются печальные события, в приподнятом настроении - радостные. Иногда искажения вызываются действием защитных механизмов памяти, таких как вытеснение, замещение и пр. В таких случаях человек замещает реальные воспоминания о неприятных событиях вымышленными, но более приятными для него [Нуркова, 2000].

Иногда люди, напротив, фиксируются на травмирующих воспоминаниях. Этот селективный эффект памяти рассматривался в исследованиях, посвященных влиянию эмоционального состояния на мнемические процессы. Группу испытуемых, страдающих от депрессии, и контрольную группу просили вспомнить события из жизни, связанные с нейтральными словами («утро», «день», «яблоко»). Испытуемые из первой группы чаще вспоминали негативно окрашенные ситуации, тогда как в контрольной группе преобладали воспоминания о позитивных и нейтральных событиях. Затем испытуемых из обеих групп просили вспомнить конкретные жизненные ситуации, в которых они чувствовали себя счастливыми. Испытуемые из первой группы вспоминали о таких ситуациях гораздо медленнее, без желания и реже по сравнению с испытуемыми из контрольной группы .

Под экзогенными факторами понимаются внешние воздействия на воспоминания субъекта. В своих ранних работах американский когнитивный психолог и специалист в области изучения памяти Э.Ф. Лофтус утверждала, что наводящие вопросы способны влиять на воспоминания человека искажающим образом . Позднее Лофтус пришла к аналогичному выводу и по поводу целенаправленной дезинформации: обсуждение слухов с другими людьми, предвзятые публикации в СМИ и т.д. способны сформировать у человека ложные воспоминания .

В 2002 году было проведено исследование, посвященное сопоставлению убеждающей силы дезинформации и гипноза. Трем группам испытуемых, среди которых были лица, легко поддающиеся ложным убеждениям, практически не поддающиеся таким убеждениям, и лица, поддающиеся ложным убеждениям от случая к случаю, предложили выслушать историю, после чего им были заданы вопросы по ее содержанию различного характера - нейтральные или вводящие в заблуждение. Та группа испытуемых, которая во время просушивания истории пребывала в обычном состоянии, практически не совершала ошибок при нейтральных вопросах, но в ответах на вопросы, вводящие в заблуждение, количество ошибок было велико. Ошибками в данном эксперименте считались ответы, содержавшие ложную информацию о событиях, произошедших в рассказанной истории; ответ «не знаю» в качестве ошибки не засчитывался.

В свою очередь испытуемые, которые во время прослушивания истории пребывали в состоянии гипнотического сна, в ответах на нейтральные вопросы совершали чуть меньше ошибок, чем предыдущая группа при ответах на вопросы, вводящие в заблуждение. В случае же суммарного воздействия состояния гипнотического сна и вопросов, вводящих в заблуждение, было зафиксировано максимальное количество ошибок памяти. Любопытно, что предрасположенность к внушаемости не повлияла на количество ошибок памяти, совершаемых при ответе на вопросы, вводящие в заблуждение, или вследствие пребывания в гипнозе. Это позволило авторам сделать вывод, что практически любой человек подвержен изменению содержания своей памяти . Таким образом, дезинформация оказывает большее влияние на количество ошибок памяти, нежели гипноз, тогда как суммарный эффект этих двух условий приводит к наибольшему количеству таких ошибок, что еще раз подтверждает пластичность воспоминаний.

Итак, мы подступаем к вопросу о возможности формирования новых воспоминаний, раннее не существовавших в автобиографической памяти: можно ли имплантировать новые воспоминания?

Возможность создания целостного воспоминания о событии, ранее никогда не происходившем, была впервые доказана в исследовании Лофтус. Участникам этого исследования рассказывали о некоем событии, которое якобы происходило с ними в детстве, а затем предлагали вспомнить подробности о нем. Поверив в то, что им говорят правду, многие испытуемые действительно дополняли эти «воспоминания» собственными красочными подробностями . В другом эксперименте Лофтус, также посвященном манипуляциям с автобиографической памятью, принимали участие пары братьев и сестер. Сначала старший сообщал младшему псевдореальный факт из его детства. Через несколько дней младшему предлагали рассказать, что он или она «помнит» о событии, которое на самом деле с ним не происходило. Известность приобрел случай Кристофера и Джима. 14-летний Кристофер выслушал от Джима историю, как в возрасте пяти лет он потерялся в большом уни­версальном магазине, но спустя несколько часов пожилой мужчина нашел его и доставил родителям. Через несколько дней после того, как он услышал эту историю, Кристофер представил исследовательнице полную детализированную версию ложного события. В его воспоминаниях встречались такие уточняющее фразы, как «фланелевая рубашка», «сле­зы матери» и т.д. .

В серии последующих экспериментов Лофтус с коллегами сумела достичь 25-процентного уровня внушения испытуемым воспоминаний о вымышленных событиях из их детства. Для этого были разработаны различные приемы: апелляция к личностным проблемам испытуемого («ваш страх может быть результатом пережитого в детстве нападения собаки»), тол­кование сновидений («ваш сон говорит мне, что вы перенесли погружение на большую глубину»). Наиболее сильно внушению ложных воспоминаний способствуют «документы». Их наличие обеспечивает формирование автобиографических воспоминаний, имеющих высокую степень субъективной достоверности. Так, в работе Уэйда, Гарри, Рида и Линдсея (2002) описывается, как с помощью компьютерной программы PhotoShop ученые создавали детские «фотографии» испытуемых, на которых те были участниками каких-то вымышленных ситуаций (таких как, например, полет на воздушном шаре). Затем испытуемым предлагали рассказать об этом событии более подробно, и большинство из них «вспоми­нало» множество точных деталей несуществующей ситуации .

Еще один метод позволяет имплантировать ложные воспоминания о маловероятных или практически невозможных событиях. Его, в частности, продемонстрировали в ходе исследования, связанного с имплантацией воспоминания о встрече с кроликом Багзом Банни в Диснейленде. Испытуемым, ранее бывавшим в Диснейленде, демонстрировали поддельный рекламный ролик студии Disney с Багзом Банни в главной роли. Через некоторое время с испытуемыми проводили беседу, в ходе которой их просили рассказать про Диснейленд. В результате 16 процентов испытуемых были убеждены в личной встречи с Багзом Банни в Диснейленде. Однако едва ли такая встреча могла иметь место, так как Багз Банни - персонаж другой студии, Warner Brothers, и поэтому не мог находиться в Диснейленде. Среди тех, кто описывал личную встречу с Багзом, 62 процента говорили о том, что пожали кролику лапу, а 46 процентов припомнили, как обняли его. Остальные вспоминали о том, как потрогали его за ухо или за хвост или даже услышали его коронную фразу («В чем дело, Док?»). Данные воспоминания были эмоционально окрашены и насыщены осязательными подробностями, что говорит о признании ложного воспоминания в качестве своего собственного .

Доказав, что имплантация ложных воспоминаний возможна, психологи задумались над следующим вопросом: влияют ли усвоенные ложные воспоминания на мысли и дальнейшее поведение субъекта. Был проведен эксперимент, в ходе которого у испытуемых вызвали уверенность в том, что в детстве они отравились определенными продуктами . В первой группе испытуемым сообщили, что причиной отравления стали сваренные вкрутую куриные яйца, а во второй - маринованные огурцы. Чтобы испытуемые поверили в это, им предложили пройти опрос, а потом сообщили, что их ответы проанализировала специальная компьютерная программа, которая пришла к выводу, что они в детстве пострадали от отравления одним из этих продуктов. Убедившись, что у обеих групп испытуемых сформировалось стойкое убеждение в том, что отравление действительно имело место в прошлом, ученые предположили, что это ложное воспоминание повлияет на дальнейшее поведение этих людей, в частности, заставит их избегать определенного продукта. Испытуемым предложили пройти еще один опрос, в ходе которого им надо было представить себе, что их пригласили на вечеринку, и выбрать угощения, которые им хотелось бы съесть. В результате выяснилось, что участники эксперимента склонны избегать блюд, в приготовлении которых используется тот продукт, от которого они якобы пострадали в детстве. Так было доказано, что формирование ложных воспоминаний действительно может повлиять на последующие мысли или поведение человека.

Таким образом, человеческая память демонстрирует необычайную гибкость, что напрямую отражается на структуре наших воспоминаний. Все люди способны стать жертвами ложных воспоминаний, вплоть до того, что в нашу память можно имплантировать воспоминания о событиях, которые на первый взгляд кажутся совершенно невозможными. Эти воспоминания способны изменить наши представления о собственном прошлом, прошлом других людей, а также могут значительно повлиять на наши мысли и поведение.

Кристина Рубанова

Библиография

Лофтус Э. Ф. Ложные воспоминания /Сокр. пер. с англ. Я. Варваричевой по изд.: Loftus, E. F. Make-Believe Memories // American Psychologist, 58. - 2003. - P. 864–873.

Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. - М.: Институт психологии РАН. - 2004.

Нуркова В.В. Доверчивая память: как информация включается в систему автобиографических знаний //Когнитивные исследования: сборник научных трудов. Т. 2 /Под ред. Соловьева В.Д. и Черниговской Т.В. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - С. 87-102.

Нуркова. В.В. Свершение продолжается: Психология автобиографической памяти личности. - М.: УРАО, 2000.

Нуркова В.В. Созидание прошлого: к вопросу о потенциале автобиографической мнемотерапии //Московский психотерапевтический журнал. - М., 2005. - №1.

Нуркова В.В., Бернштейн Д.М., Лофтус Э.Ф. Эхо взрывов: сравнительный анализ воспоминаний москвичей о террористических актах 1999 г. (Москва) и 2001 г. (Нью-Йорк) //Психологический журнал. - М., 2003. - Т. 24. No 1. - С. 67-73.

Яксина И.А. Можно ли изменить прошлое: целенаправленное переосмысление жизни или искажение прошлого в настоящем? //Психология. Социология. Педагогика. - М., 2011. - №1. - С. 68-72.

Bernstein D.M., Loftus E.F. Lingering difficulties distinguishing true from false memories //Neuro-Psychoanalysis. - 2002. - 4, №2. - P. 139-141.

Bower, Gordon H. Mood and Memory //American Psychologist. - February 1981. - Vol. 36, №2. - P. 129–148.

Braun K. A., Ellis R., Loftus E. F. Make my memory: How advertising can change our memories of the past //Psychology and Marketing. - 2002. - №19. - P. 1–23.

Forgas J. P., Bower G. H. Mood Effects on Person-Perception Judgments //Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. - Vol. 53, №1. - Р. 53–68.

Loftus, E. F. Eyewitness testimony. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996 (original work published 1979)

Loftus E. F., Hoffman H. G. Misinformation and memory: The creation of memory //Journal of Experimental Psychology: General. - 1989. - №118. - P. 100–104.Loftus E. F., Hoffman H. G. Misinformation and memory: The creation of memory //Journal of Experimental Psychology: General. - 1989. - №118. - P. 100–104.

Loftus E. F., Pickrell J. E. The formation of false memories //Psychiatric Annals. - 1995. - №25. - P. 720–725. Polage, Danielle C. Fabrication inflation increases as source monitoring ability decreases //Acta Psychologica. - February 2012. - Volume 139, Issue 2. - P. 335-342.

Scoboria A., Mazzoni G., Kirsch I., Milling L. S. Immediate and persisting effects of misleading questions and hypnosis on memory reports //Journal of Experimental Psychology. - 2002. - №8. - P. 26–32.

Wade K. A., Garry M., Read J. D., Lindsay D. S. A picture is worth a thousand lies //Psychonomic Bulletin and Review. - 2002. - №9. - P. 597–603.

Проблема расстройств памяти является одной из наиболее часто встречающихся в клинической практике. Наиболее часто расстройства памяти возникают при заболеваниях, патологические процессы которых затрагивают головной мозг (черепно-мозговые травмы, сосудистые и инфекционные заболевания головного мозга, нейроинтоксикации), и у психически больных. Однако нередко нарушения памяти встречаются и у здоровых людей в особых условиях: в состоянии переутомления, аффекта, астении, вызванной соматической болезнью, и т.п. .

Нарушения памяти могут касаться как ее отдельных компонентов, так и ее динамики. В современной науке существует несколько различных классификаций нарушений памяти. Согласно наиболее распространенной классификации, выделяют следующие виды расстройств памяти :

  1. Дисмнезии – общие расстройства памяти, заключающиеся в изменении общей способности запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.
    1. Гипермнезия – непроизвольное оживление, усиление, обострение памяти, повышение способности воспроизведения, вспоминания давно забытых событий прошлого, незначительных и неактуальных для больного в настоящем. При этом «больной, к своему удивлению, вспоминает давно забытые достаточно крупные эпизоды своего детства или юности в мельчайших подробностях, воспроизводит наизусть целые страницы когда-то прочитанных, но давно забытых произведений» .Чаще всего гипермнезия представляет собой кратковременное, фрагментарное и неустойчивое явление и встречается при особых состояниях сознания, при приеме алкоголя и некоторых наркотических веществ (опий, ЛСД, психоаналептики), при лихорадочных состояниях, состояниях чрезмерного возбуждения, некоторых вариантах ауры при больших эпилептических припадках, а так же при маниях, бреде, слабоумии и некоторых других психических заболеваниях. Так, например, описан случай, когда один больной, страдавший олигофренией в степени имбецильности, помнил даты погребений всех умерших в течение 35 лет в деревне, где он жил .
    2. Гипомнезия – ослабление памяти, частичное выпадение из памяти событий, фактов, явлений. «Возникает так называемая «прорешливая память», когда больной вспоминает не все, что должен был бы помнить, а лишь наиболее важное для него, сильные и яркие впечатления, а также часто повторяющиеся в его жизни события. Легкая степень гипомнезии проявляется слабостью воспроизведения дат, имен, терминов, цифр и т.п.» .Гипомнезия встречается при неврологических нарушениях, наркоманиях, слабоумии. Так же, как и гипермнезия, гипомнезия часто формируется на базе эмоциональных расстройств; но, если гипермнезия, как правило, сопровождает маниакальный спектр симптомов (состояния эйфории и т.п.), то гипомнезия – депрессивный. Кроме того, гипомнезия встречается при неврологических заболеваниях: она характерна для сосудистых, травматических и атрофических процессов головного мозга.Кроме того, гипомнезия является одним из наиболее часто встречающихся преходящих нарушений памяти, возникающих у здоровых людей в состоянии усталости и переутомления. Гипомнезия также является нормой у подавляющего большинства людей в пожилом возрасте в связи с действием закона Рибо (или Рибо-Джексона), «когда накопленная за всю жизнь информация постепенно теряется в порядке, обратно пропорциональном приобретению ее, т.е. от настоящего к прошлому» .
    3. Амнезия – утрата памяти, «провалы в памяти», полное выпадение из памяти событий, имевших место в определенный период. Длительность промежутка времени, охватываемого амнезией, различна (от нескольких минут до нескольких дней, недель, месяцев, лет).Наиболее часто амнезии возникают вследствие черепно-мозговых травм, психологических травм, хронических отравлений, тяжелых гипоксий и аноксий мозга, повреждений гиппокампа. Кроме того, амнезии встречаются при деменциях и типичны при Корсаковском синдроме, возникающем вследствие алкоголизма.Существует несколько классификаций амнезий, построенных по различным основаниям (рис. 1).Рис.1. Классификации амнезий По отношению к событиям, происходившим в разное время относительно начала расстройства, выделяют следующие виды амнезий:
      • Ретроградная амнезия – выпадение из памяти событий, происходивших до начала расстройства.
      • Конградная амнезия – выпадение из памяти событий, происходивших в острый период расстройства.
      • Антероградная амнезия – утрата воспоминаний о событиях, следовавших за острым периодом расстройства.
      • Антероретроградная амнезия – утрата воспоминаний о событиях, происходивших до, во время и после острого периода расстройства.

      По критерию преимущественно нарушенной функции памяти различают следующие виды амнезий:

      • Фиксационная амнезия – расстройство процесса запоминания, нарушение запечатления текущей поступающей информации, воспринимаемой субъектом. «В связи с этим слабеет или утрачивается память о текущих, недавних событиях, но сохраняется способность полного вспоминания приобретенного ранее опыта, фактов. Невозможность фиксировать текущие события и факты приводит к неспособности ориентироваться в месте и во времени (амнестическая дезориентировка). Такой больной плохо ориентируется или не ориентируется вовсе в палате, стационаре, не может запомнить обслуживающий персонал, окружающих больных, а также даты. Вместе с тем он довольно связно и подробно рассказывает о своей прошлой жизни, не утрачивает профессиональных знаний и навыков» .
      • Перфорационная амнезия – разновидность фиксационной амнезии, при которой процесс запоминания нарушается не полностью: часть получаемой субъектом информации запечатлевается, другая часть – не запечатлевается.
      • Анэкфория – неспособность к произвольному вспоминанию тех или иных фактов, событий, слов, которые извлекаются из памяти только после подсказки.

      По критерию динамики выделяют следующие виды амнезий:

      • Прогрессирующая амнезия – постепенное ослабление и распад памяти в соответствии с законом Рибо (Рибо-Джексона) – в порядке, обратном процессу формирования памяти: от настоящего к прошлому, от сложного к простому.
      • Ретардированная амнезия – «отставленная, запаздывающая амнезия. Какой-то период времени и события, имевшие в нем место, выпадают из памяти не сразу, а лишь спустя некоторое время после болезненного состояния. В течение этого периода пациент может рассказать окружающим о бывших у него болезненных переживаниях. Через короткое время он забывает их напрочь» .
      • Стационарная амнезия – стойкий дефицит памяти, фактически не имеющий динамики.
      • Регрессирующая амнезия – вариант амнезии с постепенным восстановлением памяти, но почти никогда она не возвращается полностью. Обратная динамика заключается в постепенном восстановлении воспоминаний о выпавшем из памяти периоде, в первую очередь вспоминаются наиболее важные и яркие для больного события.

      По объекту, подвергаемому амнезии, выделяют следующие виды амнезий:

      • Аффектогенная (кататимная) амнезия – вид амнезии, при котором «пробелы памяти возникают психогенно, по механизму вытеснения аффективно насыщенных индивидуально неприятных и неприемлемых личностью впечатлений и событий, а также всех событий (даже индифферентных), совпавших во времени с сильным потрясением» . Аффектогенная амнезия встречается только при психогенных состояниях.
      • Истерическая амнезия – вид амнезии, при котором из памяти выпадают лишь отдельные неприятные события и факты, психологически неприемлемые для больного. От аффектогенной амнезии данное расстройство отличается тем, что воспоминания об обстановке, индифферентных событиях, совпавших с амнезируемыми во времени, сохраняются.
      • Фантастическая псевдология – разновидность истерической амнезии, при которой объектом вытеснения являются не удовлетворяющие больного факты автобиографии или особенности социального статуса. «Сочетающаяся с этим склонность к переоценке собственной личности, эгоизм, эгоцентризм нередко приводят к тому, что пробелы памяти замещаются вымышленными событиями, нередко носящими оттенок гротескности, утрированности. Это так называемые истерические фантазмы. Они занимательны по фабуле, часто имеют интригующее содержание, подчеркивают значимость личности больного. В отличие от патологической лживости критическое осмысление таких вымыслов утрачивается, появляется убежденность в их истинности» .
      • Скотомизация – разновидность истерической амнезии, возникающая у лиц, не проявлявших ранее истероидных черт характера.
  2. Парамнезии – это нарушения памяти, сущность которых заключается в патологической продукции памяти, обманах памяти.
    1. Конфабуляции – ложные воспоминания, «вымыслы памяти» («галлюцинации памяти», «бред воображения»), сопровождаемые убежденностью субъекта в их истинности. Например, «больной 80 лет, страдающий выраженным церебросклерозом, сообщает, что его только что допрашивали одновременно Малюта Скуратов и Иван Грозный. Попытки доказать ему, что оба вышеуказанных персонажа давно мертвы, оказались тщетными» .Выделяют следующие виды конфабуляций:
      • Замещающие конфабуляции – ложные воспоминания, заполняющие пробелы в памяти. Как правило, замещающие конфабуляции имеют неустойчивое и обыденное, профессионально-бытовое содержание.
      • Фантастические конфабуляции – ложные воспоминания о невероятных событиях, произошедших в прошлом. Чаще всего фантастические конфабуляции имеют стабильное содержание с признаками бреда величия или эротическими компонентами.
      • Паралитические конфабуляции – ложные воспоминания нелепого содержания.
    2. Псевдореминисценции – это замещение провалов памяти информацией и реальными фактами из жизни больного, но значительно смещенными во времени. Это так называемые «иллюзии памяти», заключающиеся в нарушении хронологии памяти, в том, что воспоминания о действительно имевших место событиях относятся больным в иной временной отрезок. Наиболее часто псевдореминисценции состоят в том, что события, пережитые субъектом в прошлом, воспринимаются им как имеющие место в настоящем, замещая собой провалы в памяти, возникающие в результате амнезии. Как правило, псевдореминисценции являются стабильными.Например, «больной со старческим слабоумием, находящийся в больнице около шести месяцев, бывший до болезни прекрасным преподавателем математики, утверждает, что он только что проводил занятия по тригонометрии в десятом классе» .Разновидностью псведореминисценций являются экмнезии – «сдвиг ситуации в прошлое («жизнь в прошлом»), когда стирается временная грань между прошлым и настоящим и давние события переносятся такой болезненной памятью в настоящее. Такому переносу подвергаются не отдельные факты или события, а целые, часто довольно значительные, периоды жизни. Иногда этот симптом сочетается с симптомом неузнавания - больные не узнают себя в зеркале» .
    3. Криптомнезии – искажения памяти, заключающиеся в отчуждении или присвоении воспоминаний. Различают следующие разновидности криптомнезий:
      • Ассоциированные (болезненно присвоенные) воспоминания – это искажения памяти, при которых больные воспринимают события, происходившие не с ними (например, прочитанные в книге или увиденные в кинофильме), как события собственной жизни, присваивает себе чужие мысли и действия.Одним из вариантов ассоциированных воспоминаний является истинная криптомнезия (патологический плагиат) – патология памяти, которая приводит пациента к присвоению себе авторства различных научных идей, произведений искусства, и т.п. Например, «больной с радостью сообщает врачу, что сочинил стихи: «Я помню чудное мгновенье…» и был искренне огорчен тем, что это стихотворение задолго до него написал А. С. Пушкин» .
      • Ложные ассоциированные (отчужденные) воспоминания – по сути противоположное расстройство, когда, напротив, эпизоды из собственной жизни субъект воспринимают как события, происходившие не с ним, а с кем-то иным, или как увиденные во сне, на сцене и т.п.
    4. Эхомнезии , или феномен «уже виденного» («дежа вю») – обманы памяти, при которых новое событие воспринимается как схожее или полностью идентичное событию, уже происходившему в прошлом. При этом текущее событие проецируется одновременно и в настоящее (адекватно), и в прошлое. Данный феномен характеризуется уверенностью субъекта в том, что он уже когда-то переживал подобное или в точности такое же событие, но при этом он не может «вспомнить», где и когда оно происходило.

Таким образом, виды нарушений памяти чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Некоторые виды нарушений памяти – истерическая амнезия, аффектогенная амнезия, фантастическая псевдология, фантастические конфабуляции – являются очевидно психогенными.

Амнезия - потеря памяти, частичная или полная, временная или постоянная. Точно, что это такое, никто, кроме специалистов, не знает. Но слово это очень популярно у журналистов, блогеров, самсебепсихологов. А еще амнезию очень часто связывают с гипнозом: то ли он ее лечит, то ли вызывает…

Но более всего амнезия, и жизненные коллизии, с ней связанные, занимают, по-моему, создателей бразильских и мексиканских сериалов. Ситуация, при которой некто в силу самых разных обстоятельств забывает информацию личного характера, дает сценаристу массу возможностей развернуть фантазию и наплевать на нестыковки сюжета; актерам - блеснуть драматическими способностями, сыграв момент возвращения памяти; а зрителю - вдоволь поохать, попереживать, поплакать, поудивляться, иными словами, поиграть своими эмоциями.

Амнезия в кино выглядит интригующе и романтично. В жизни все одновременно и проще, и сложнее. Во-первых , амнезия, даже в том облагороженном виде, в каком ее показывают в кино - расстройство психиатрического характера, а не забавное приключение, которое в любой момент можно прекратить. Человек, потерявший память, надолго инвалидизируется. Даже если социальные проблемы решены, и он не должен зарабатывать себе на жизнь, его окружают любящие люди, он получает поддержку психологов и психотерапевтов - ощущение, что ты не помнишь чего-то важного о себе - не из категории приятных. Нотабене: чтобы понять подобные ощущения, обратитесь к ситуации, когда вам надо было что-то вспомнить - имя, иностранное слово, номер телефона и т.п. - и это не получалось сделать. Но в случае амнезии подобное - не на минуту-полторы, а на достаточно долгий срок.

Во-вторых, совсем не факт, что память вернется. Амнезия может быть в результате:

  • травмы (чаще всего - сотрясения мозга);
  • сильного душевного потрясения;
  • влияния некоторых химических веществ;
  • непонятного, «на гладком месте», сбоя в работе сосудистой системы;
  • и еще бог знает, чего…

Иногда врачи могут лишь предполагать причины возникновения этого эффекта. И, соответственно, тогда не очень понятно, как это лечить.

Если отвлечься от психиатрии и вернуться к нашей любимой теме разговорного гипноза, то она активно используется и в кинематографе, и при написании детективов, и при обсуждении тем скрытого управления человеком. И, как водится, во всем этом очень много путаницы, глупости и лжи. Но самое интересное - то, что структурирование у человека амнезии с помощью разговорного гипноза - не выдумка, а всего лишь одна из его техник. И, как и все другие гипнотические техники, она базируется на природных - психофизиологических - принципах работы мозга.

Амнезия, если ее рассматривать как естественный феномен, является защитным механизмом. От чего защищаться человеку при помощи амнезии? От того, что ему на данный момент мешает жить, и с чем он не может справиться. Частая ситуация «бытовой» амнезии: мы забываем о неприятном разговоре, который нам надо провести с близким человеком; неделями забываем позвонить врачу или адвокату, понимая, что вслед за звонком придется предпринимать какие-то напрягающие нас действия, брать на себя дополнительные обязательства; не можем воспроизвести детали происшествия, свидетелями которого мы стали… То есть мозг нам подыгрывает, блокируя негатив.

Кстати, это не всегда хорошо, и нередким следствием ситуации «забывания» оказывается ситуация действий, как на пожаре - когда приходится срочно решать проблемы, которых вполне могло бы и не быть.

В гипнозе происходит использование этого защитного механизма. В гипнотерапии встраивание амнезии применяют для того, чтобы пациент не тратил силы на анализ гипнотической работы и, соответственно, не выставил ненароком сопротивления запущенным изменениям. Это нужно не во всех случаях, а тогда, когда пациент очень тревожный, мнительный, застревает на деталях. Раз он обратился к специалисту, он хочет, чтобы ему помогли решить конкретную жизненную задачу; но из-за особенностей своего характера (или состояния души на данный момент), может сам себе навредить.

Коль скоро речь идет не о терапии, а об использовании разговорного гипноза, скажем, в переговорах или воспитании детей, то принципы действуют те же самые: если надо, чтобы собеседник не «застревал» на каких-то в воспоминаниях, мыслях, идеях, можно структурировать амнезию. Чаще всего - получается. При этом нельзя сказать, что человек напрочь что-то забудет - он просто перестанет размышлять на какую-то тему, а если его что-то на нее натолкнет, вероятнее всего, пропустит сигнал - если только тот не будет очень сильным. Помните, в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» есть эпизод, когда Герда, попав в сад старушки-волшебницы, забывает (тут не обошлось без колдовства), что собиралась найти Кая…

… и вспоминает об этом…

… только увидев розы, похожие на те, которые росли у них с Каем, пока тот не исчез? Вот тут сигнал оказался очень сильным и «перебил» амнезию.

Как создается амнезия в гипнозе? Способов много, но выделим из них три основных.

  1. Наведение замешательства и последующее прямое внушение - задается сложный или отвлеченный или неожиданный вопрос, который требует перестройки мышления и определенного интеллектуального напряжения. Человек начинает искать ответ, но его прерывают на полпути, сказав что-то вроде: «Забудь!». Усилить технику может предложение подумать о чем-то другом (переключение внимания). Вероятнее всего, он забудет то, что проговаривалось в течение последних минут 15-30.
  2. Использование контекстуального внушения - легкое и незаметное со стороны выделение голосом слов, которые внушают забывание, например: «Это можно забыть »; «Можно оставить эту мысль ». Через какое-то небольшое время по окончании разговора человек, действительно, перестает думать о каких-то проблемных вещах, а если и вспоминает, то мимоходом, не зацикливаясь на них.
  3. Применение образных техник - в разговорном гипнозе используется редко, чаще - в терапии. Метод основывается на визуализации. В воображении собеседника вызывается картина, в которой происходит нечто, связанное со стиранием информации (текст, буквы которого выцветают на глазах; волна, которая смывает рисунок на песке; ластик, который стирает рисунок и т.п.). Эффект от использования техники - чуть отсроченный, до нескольких дней; но очень стойкий.

О практическом применении. Иногда к гипнотерапевту приходят клиенты с запросом: «Сделайте так, чтобы я забыл!» - чаще всего речь идет о каких-либо травмирующих событиях, воспоминание о которых причиняет боль. И крайне редко бывает так, что специалист возьмется удовлетворить этот запрос. Одна из причин, по которой это происходит - определенные ограничения метода структурирования амнезии: если человек так измучен какими-то воспоминаниями, то они наверняка составляют такую доминанту, какую просто так не прихлопнешь. И поэтому в подобной ситуации чаще используются или , или , или - то, что облегчает, но не нарушает экологию.

Если же разговор не о терапии, то амнезия используется тогда, когда видно: сам человек не может отвлечься от того, что мешает ему двигаться дальше, фигурально говоря, упирается в стену. Он тратит силы на то, на что не может повлиять, и в результате этого «застревает» в коммуникации и тормозит общее достижение результата.

В качестве примера могу привести случай, который, пожалуй, нельзя отнести к моей обычной коучинговой работе. Это произошло во время трехдневного семинара, который я вместе с моими коллегами проводила в одном из пансионатов Подмосковья. Мы, шесть бизнес-тренеров, работали каждый со своей группой (и со своей темой) по полдня, а вечером обсуждали весь процесс, делились наблюдениями, вносили корректировки в дальнейший учебный план. В конце самого последнего дня предполагался большой «обсужданс» - требовалось подвести итоги и договориться о совместных планах на будущее. И утром этого дня - из-за какой-то путаницы в оргвопросах - всю нашу честную компанию стали выгонять из пансионата: какой-то клерк поставил в документах неверную дату. Проблема очень быстро разрешилась, но перенервничали мы сильно - шутка ли, почти двести человек, заплативших за обучение и проживание, грозят выгнать на улицу! Тем не менее, все сделали над собой усилие и с блеском довели дело до конца.

Но когда мы вечером собрались на подведение итогов, опять началось кипение страстей. Особенно сильно переживала одна коллега, назовем ее Татьяной. Она, не умолкая, громко, эмоционально, говорила о том, как она испугалась, как отвратительно поведение местной администрации, как легкомысленно относятся к жизни те, кто организовывал семинар с нашей стороны… и так по кругу… Прошел час, а мы еще не приступили к подведению итогов. А все уставшие - три дня работали, домой хотят, к семьям. Татьяну вежливо пытались остановить, но было видно - человек никого не слышит и весь поглощен произошедшей неприятностью, а думать на тему подведения итогов работы не в состоянии. А не обсуждать - тоже нельзя. И тут у меня появилась идея…

Первое, что я делала - присоединилась к Татьяне в ее сетованиях, проигнорировав отчаянные взгляды коллег, в которых ясно читалось: «Теперь мы отсюда точно не уедем!». Она обрадовалась нежданной поддержке и стала говорить чуть меньше, чтобы дать время высказаться и мне. Заклеймив местную администрацию, я задала Тане вопрос: «А как у тебя на семинаре вел себя участник такой-то?». Таня, за три дня пообщавшаяся с огромным количеством людей, естественно, не могла вспомнить, о ком ее спросили и, замолчав, стала напрягать память. Выждав приблизительно секунд 10-15, я сказала ей: «Забудь! Тут еще работы столько, надо итоги подвести и по домам ехать…». Таня с радостью прекратила процесс припоминания и активно включилась в обсуждение. Мы быстренько обговорили все необходимые детали и разъехались по домам.

Самое интересное произошло через два дня. Мне позвонил один из коллег, который был в приятельских отношениях с Татьяной, и растерянно сообщил: «Я беспокоился за нее, все же она там сильно перенервничала. Позвонил Тане, спросил, отошла ли она от этого инцидента с выселением из пансионата всех участников и нас с ними. А она меня спрашивает так удивленно: “Какое выселение? Я ничего такого не помню…”. Что это с ней? Она же так переживала, я думал - еще несколько лет будет вспоминать. Ты с ней тогда больше всех общалась - ничего такого (он неопределенно покрутил руками в воздухе) не заметила?».

Я успокоила коллегу, как могла, объяснив ему, что я сделала. По-моему, он, несмотря на то, что был осведомлен о моей специализации в гипнозе, не поверил. Но, в общем, это не принципиально, поскольку результат - с наименьшими потерями для всех участников процесса - был достигнут.

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

52 Comments

    • Симжит 07.04.2016

          • OKS-It 10.04.2016

                • Хребтов Александр 08.04.2016

                  • Василий 08.04.2016

Виды нарушения памяти

Нарушения памяти можно разделить на две группы — количественные и качественные .

I. К количественным нарушениям памяти относят гипермнезию, гипомнезию и амнезию .

Гипомнезия - общее ослабление памяти, проявляющееся в трудностях запоминания дат, новых имен, текущих событий. Нередко гипомнезия сопровождается анэкфорией , когда больной не может вспомнить и хорошо известные ему факты (название знакомых предметов, имена родственников и т.д.), ответ будто «вертится на языке». Больной обычно осознает ослабление памяти и пытается ее компенсировать, используя мнемотехнику, узелки «на память», записи-напоминания, старается класть вещи на одно и тоже место и т.д. Основные причины гипомнезии — органические (особенно сосудистые) заболевания мозга, интоксикация при инфекционных и соматических заболеваниях, астенический синдром, депрессии.

Гипермнезия (термин Джеймса Макгоу) — патологическое обострение памяти, проявляющееся чрезмерным обилием воспоминаний, которые всплывают с необычайной легкостью и охватывают как события в целом, так и их мельчайшие подробности. Примером гипермнезии служит уникальная память Соломона Вениаминовича Шерешевского , описанная нейропсихологом Р.А. Лурия в «Маленькой книжке о большой памяти», а также случай Джилл Прайс . В своем рассказе «Фунес, чудо памяти» аргентинский литератор Борхис попытался передать чувства, переживаемые людьми с гипермнезией:

Он помнил формы южных облаков на заре 30 апреля 1882 года и мог мысленно сравнить их с мраморным рисунком на кожаном переплете книги, на которую взглянул только раз, и с узором пены под веслом на Рио-Негро в канун сражения при Кебрачо… Воспоминания эти были непростыми — каждый зрительный образ сопровождался ощущениями мышечными, тепловыми и т. д. Он мог восстановить все свои сны, все фантазии. Два или три раза он воскрешал в памяти по целому дню. Он сказал мне: «У меня одного больше воспоминании, чем было у всех людей в мире с тех пор, как мир стоит». И еще: «Мои сны все равно что ваше бодрствование… моя память, сударь, как сточная канава…» «Фунес, чудо памяти» Хорхе Луис Борхес

— утрата памяти. Амнезии подразделяются на:
1 генерализованная амнезия — вид амнезии, при котором не возможно установить временные рамки начала и конца болезни.

фиксационная амнезия — утрата памяти на текущие события.

фиксационная амнезия — спутник деменции

прогрессирующая амнезия — вид амнезии, при котором по закону Т. Рибо разрушение памяти начинается с недавних воспоминаний и заканчивается все более и более отдаленными в прошлом событиями. Так И.В. Журавлев приводит в пример случай «сдвига в прошлое», когда пожилой мужчина начинает думать, что он живет в 60-х годах, когда он был молод, а живущая с ним под одной крышей дочь — это его жена.

2 локализованная амнезия (ограниченные) — вид амнезии с определенным временным периодом, на который утрачивается память.

Локализованные амнезии

уникальный случай Генри Густава Моллисона

антероградная амнезия — утрата памяти на события, происшедшие после травмирующего инцидента. Например, человек может не помнить первые дни, когда он вышел из комы.

ретроградная амнезия — утрата памяти на события, происшедшие до травмирующего инцидента.

конградная амнезия — утрата памяти на события, происшедшие на период измененного сознания (комы, онейроида, белой горячки, сумеречного состояния сознания)

смешанная амнезия

ретардированная амнезия (запаздывающая) — какой-то период времени или события выпадают из памяти не сразу, а спустя некоторое время после болезненного состояния. В течение этого периода пациент может рассказать окружающим о бывших у него болезненных переживаниях. Через короткое время он забывает их напрочь.

палимпсест — утрата отельных событий и деталей своего поведения, возникающая в период алкогольного опьянения. Общий ход события в памяти сохраняется.


Ой, где был я вчера — не найду, хоть убей.
Только помню, что стены с обоями,
Помню, Клавка была и подруга при ней,
Целовался на кухне с обоими.
А наутро я встал — мне давай сообщать,
Что хозяйку ругал, всех хотел застращать,
Что я голым скакал, что я песни орал,
А отец, говорил, у меня генерал. «Антиалкогольная» Владимир Высоцкий

3 диссоциативная амнезия — вид амнезий, в основе которых лежат механизмы вытеснения.

селективная амнезия — избирательная потеря памяти, при которой пострадавший забывает отдельные события, произошедшие в течение ограниченного периода времени. Например, женщина, потерявшая ребенка, может не помнить своего ребенка и связанные с ним события, однако помнить нейтральные параллельные события.

тотальная амнезия — вид амнезии, при которой утрачивается вся информация, касаемая личности больного (имя, возраст, место проживания, информация о родителях и друзьях и т.д.).

II. К качественным нарушениям (парамнезии) относятся:

псевдореминисценция — нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные, имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее;

конфабуляция — обман памяти, при котором провалы в памяти замещаются вымышленными, не имевшими места событиями.

криптомнезия — нарушение памяти, при котором меняются местами источники воспоминаний. Например, увиденное во сне, представленное в фантазии, прочитанное в книге, в газете или в интернете, увиденное в кино, услышанное от кого-либо вспоминается как происшедшее с пациентом в действительности, пережитое им или переживаемое в данное время на самом деле и наоборот. При этом подлинный источник информации нередко забывается. Например, пациент который услышал, что некто болел чем-то серьезным и вскоре от этой болезни умер, некоторое время спустя вспоминает, что это именно у него (или также у него) появлялись признаки соответствующей болезни и это он должен был умереть, но по счастливой случайности этого пока не произошло.

контаминация — ложное воспроизведение информации, характерное объединением в образе или понятии частей, принадлежащих к разным объектам.

Художественные фильмы, в которых персонажи страдают различными формами нарушения памяти:

50 первых поцелуев / 50 First Dates (мелодрама, 2004)
Вспоминать о прекрасном / Se souvenir des belles choses (драма, мелодрама, 2001)
Дневник памяти / The Notebook (драма, мелодрама, 2004 г.)

Енен / Н.Н. / Enen (драма, триллер; Польша, 2009 г.)

c438dddc4c5216c1730d269fef35fb2e

Змеиная яма / The Snake Pit (драма, 1948 г.)
Империя волков / L’empire des loups (триллер, 2005 г.)
Мой ревнивый парикмахер / Min misunnelige frisør
Морщинки / Arrugas (мультфильм, драма, 2011 г.)
Помни воскресенье (драма, мелодрама, 2013)
Потерянный / Un homme perdu / A Lost Man
Прежде чем я усну / Before I Go to Sleep (триллер, детектив, 2014)
Хочу обнять тебя / Dakishimetai: Shinjitsu no monogatari (мелодрама, 2014)
Эрик Кандель: В поисках памяти Статья подготовлена dr.Freud на основании лекции Игнатия Владимировича Журавлева, кандидата психологических наук, врача-психиатра, старшего научного сотрудника кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Одной из функций головного мозга является запоминание информации и знаний, которые человек получает из внешнего мира, а потом способность их воспроизводить. Вполне естественным является забывание некоторой информации или воспоминаний, поскольку мозг дает доступ к той информации, которая является запоминающейся или часто используемой человеком. Однако возникают явления, когда человек не способен вспомнить вчерашний день или даже собственное имя. Здесь говорится о серьезном заболевании — амнезии. Статья рассмотрит виды амнезии, причины и симптомы ее проявления, а также методы лечения.

Что такое амнезия?

Что такое амнезия? Это заболевание, которое проявляется в нарушении познавательной деятельности, когда человек не запоминает события или знания или не способен их воспроизвести. Простые люди знают данное заболевание как потерю памяти. Под памятью понимается когнитивная способность человека воспринимать, запоминать, сохранять и воспроизводить определенную информацию. При амнезии она частично или полностью теряется. Забываются определенные события. Человек может не вспомнить ни о чем, что происходило с ним в прошлом. Часто забываются события, предшествовавшие травмирующему событию.

Амнезия в полном понимании данного слова подразумевает частичную или полную потерю памяти. Вполне нормальным считается забывание людьми своего раннего детства, а также некоторых событий, которые происходили с ними на протяжении жизни. Частыми становятся случаи забывания событий в момент алкогольного опьянения. Еще одной формой амнезии является забывание на фоне стресса. Психика защищается блокировкой воспоминаний. Все эти формы не считаются болезненными, а воспринимаются врачами, как естественные явления.

Мозг должен забывать некоторые события и информацию для оптимизации когнитивной деятельности. Вот почему многие знания, полученные в школе, не вспоминаются во взрослом возрасте. Если человек не пользуется знаниями, они забываются.

Однако отличительной функцией мозга является то, что знания в нем сохраняются, просто к ним отсутствует прямой и сознательный доступ. Если в здоровом состоянии человек способен возобновить данный доступ к забытым знаниям, то при амнезии большая часть информации навсегда утрачивается. Человеку приходится нарабатывать новые знания на фоне того, что он их уже ранее получал.

Виды амнезии

Ученые выделяют несколько видов амнезий, в зависимости от того, какие воспоминания становятся недоступными либо из-за каких факторов она возникла. Рассмотрим их:

  1. Антероградная – потеря способности запоминать события или лица. Человек теряет способность запоминать события, которые недавно с ним произошли. В кратковременной памяти они сохраняются, однако не откладываются в долговременную, поэтому человек может не вспомнить, что он делал накануне.
  2. Ретроградная – отсутствие воспоминаний, которые предшествовали началу заболевания.
  3. Антеградная – потеря воспоминаний после выхода из бессознательного состояния.
  4. Антеретроградная – сочетание ретроградной и антеградной амнезий.
  5. Ретардированная – постепенное продолжительное забывание воспоминаний после потери сознания.
  6. Травматическая – результат потери воспоминаний после падения иди удара.
  7. Диссоциативная – результат психической травмы. Характеризуется полной потерей памяти, где человек не может вспомнить свое прошлое и собственную биографию. Теряется самоидентификация, однако сохраняются общие знания. Преимущественно является следствием травмирующей психику ситуации, при которой мозг блокирует определенные воспоминания и искажает личную информацию о человеке. Бывает тотальной, локализованной и избирательной.
  8. Тотальная амнезия психогенного характера определяется полной потерей памяти о том, что с человеком происходило ранее.
  9. Локализованная амнезия психогенного характера определяется забыванием тех событий, которые травмировали человека.
  10. Избирательная амнезия психогенного характера определяется забыванием некоторой информации о конкретном событии. Систематизированная – потеря конкретной категории знаний о событии.
  11. Фиксационная – отсутствие воспоминаний о происходящих/текущих событиях. Является прогрессирующей.
  12. Синдром Корсакова (психоз Вернике-Корсакова) – неспособность запоминать ситуации, которые происходят сейчас, причем память о прошлом сохраняется. Часто возникает на фоне неполноценного питания (дефицита витамина В1), после употребления алкоголя, ударов головы.
  13. Локализованная – потеря способности воспроизводить определенные модальности. Чаще всего при такой амнезии больной не помнит слов, теряет двигательные навыки, не узнает предметы.
  14. Избирательная – забывание определенных событий, которые зачастую носят стрессовый или психологический характер.
  15. Конфабуляция (ложные воспоминания) – это потеря памяти на близкие события. Здесь человек начинает подменять реальность надуманными или действительными событиями, но которые происходили при других обстоятельствах. Другими словами, человек придумывает свое прошлое, сочетая его с теми воспоминаниями, которые у него имеются. При деменции данное заболевание может вообще не проявляться.
  16. Транзиторная – внезапная спутанность сознания, спровоцированная потерей памяти. Человек при этом сохраняет воспоминания о своей личности. Сопровождается ретроградной амнезией, которая распространяется на события последнего года. Постепенно она регрессирует.
  17. Глобальная – полная потеря памяти о прошлом.
  18. Психогенная – отсутствие воспоминаний о ближайшем или о далеком прошлом, что обостряется при стрессовых кризах. Иногда нарушается самоидентификация.
  19. Детская амнезия – потеря памяти о том, что происходило в детстве. Ученые объясняют ее тем, что детский мозг еще не совсем развит.
  20. Моторная.
  21. Регрессирующая – постепенно воспоминания восстанавливаются.
  22. Лабильная.
  23. Стационарная – стабильная потеря воспоминаний о конкретных событиях.
  24. Прогрессирующая – постепенная потеря воспоминаний о прошлом, при которой теряется способность запоминать и настоящие события. Воспоминания начинают путаться, теряется эмоциональный окрас. Дольше всего хранятся профессиональные знания и навыки, а также юношеские и детские воспоминания.
  25. Парамнезия – искажение воспоминаний.

Ретроградная амнезия

Часто встречающимся явлением становится ретроградная амнезия. Она характеризуется потерей воспоминаний о тех событиях, которые происходили с человеком до наступления травмы. Так, выпасть может несколько часов, один день или даже неделя до травмирующей ситуации. При этом сохраняются все остальные воспоминания, особенно яркие: свадьба, выпускной бал и т. д.

Сам мозг запоминает события, которые с человеком происходят, основная трудность возникает с воспроизведением воспоминаний.

Сразу после наступления ретроградной амнезии человек чувствует себя дезориентированным. Он не понимает, как оказался в том или ином месте, что он делал до настоящего момента, с кем проводил время и т. д. Человек старается восстановить в памяти определенные события, однако не может этого сделать. Он задает почти всегда одинаковые вопросы окружающим. Со временем он успокаивается, поскольку функция запоминать восстанавливается. Однако нет гарантии того, что восстановятся те воспоминания, которые были забыты.

Лечение ретроградной амнезии является таким же, как и при других видах. Назначаются препараты, которые стимулируют кровообращение в головном мозге и улучшают работу сердца, ноотропы и нейропротекторы, витамины и микроэлементы, а также проводится физиотерапия в виде электростимуляции коры головного мозга, терапии цветом, иглорефлексотерапии и т. д.

При выявлении причины ретроградной амнезии в виде конкретного заболевания происходит лечение данной болезни. Иногда используется гипнотерапия, которая направлена на восстановление памяти путем воссоздания воспоминаний, которые хранятся в подсознании. Результаты подобных методов иногда становятся изумительными, поскольку к человеку полностью возвращается память.

Причины амнезии

Память – тонкая структура. Любые повреждения отделов головного мозга могут привести к частичной утрате памяти. Однако есть и другие причины амнезии. Например, у пожилых людей причиной амнезии может стать естественная дегенерация нервных клеток. Амнезия становится следствием старения. Также она появляется при различных заболеваниях, связанных с нарушением работы головного мозга, например, при болезни Альцгеймера.

Более молодые люди могут страдать от амнезии по причине психотравмирующего события. Постоянные стрессы или неприятные события могут привести к частичной потере памяти.

Рассмотрим распространенные причины амнезии:

  1. Чрезмерное потребление алкоголя.
  2. Травмы головы, особенно височных отделов.
  3. Заболевания воспалительного или инфекционного характеров.
  4. Постоянные стрессы.
  5. Психологические травмы.
  6. Интоксикация медикаментами или токсинами.
  7. Эпилепсия.
  8. Мигрень.
  9. Шизофрения.
  10. Переутомление.
  11. Болезнь Альцгеймера.
  12. Старческая деменция.
  13. Недостаточное питание.
  14. Нарушение мозгового кровообращения.
  15. Опухоль в головном мозге.
  16. Операция на головном мозге.

Временная потеря памяти характеризуется наличием болезней в организме, а также депрессивными расстройствами, которые вызывают угнетение когнитивных функций мозга. К кратковременной потере памяти приводит интоксикация организма различными веществами: наркотиками, алкоголем, токсинами, лекарствами.

Частой причиной амнезии становится нарушение работы сердца или головного мозга. При нарушениях кровообращения мозг не получает микроэлементов из-за чего теряется его функциональность. Различные заболевания, которые приводят к дегенерации нервных клеток головного мозга, также приводят как к временной, так и к полной потере памяти.

Инсульт и черепно-мозговые травмы считаются самыми распространенными причинами амнезии. К наименее распространенной причине относят неполноценное питание. Стремительная потеря веса приводит к понижению уровня глюкозы в крови, что ухудшает работу головного мозга.

Диссоциированная амнезия характеризуется утратой памяти о некоторых событиях из прошлого. Это часто связано с психологическим стрессом, который человек перенес. Например, смерть близкого человека может привести к утрате некоторых воспоминаний с ним. Память теряется в состоянии бодрствования, однако может восстановиться под гипнозом.

Симптомы амнезии

Основным симптомом амнезии является потеря определенных воспоминаний, которые человек не способен воспроизвести. Постепенная потеря памяти является нормальным явлением по мере старения организма. Старые люди могут многого не помнить из прошлого. Однако спонтанная амнезия характеризуется резкой потерей воспоминаний.

При потере памяти физиологические навыки и социальные функции не нарушаются. Человек либо частично о чем-то не помнит, либо полностью забывает обо всем, что с ним происходило ранее. Также отмечается замещение воспоминаний ложными догадками либо искажением того, что могло бы происходить.

Основными симптомами амнезии также являются:

  1. Дезориентация во времени и пространстве.
  2. Сильнейшие головные боли.
  3. Спутанность сознания.
  4. Неспособность узнавать знакомые лица или о чем-то вспомнить.
  5. Депрессия и тревожное состояние.

С потерей памяти у человека нарушается привычный ход жизни. Он становится временно нетрудоспособным и неадекватно реагирующим на окружающий мир. Возможно развитие половой дисфункции, нарушения сна, алкоголизма, суицидальных мыслей, депрессии, лунатизма.

Во многом симптоматика амнезии зависит от ее вида:

  • При ретроградной амнезии теряются воспоминания о недавно произошедших событиях.
  • При антеградной амнезии теряются недавние воспоминания, не сохраняются настоящие события, однако имеются воспоминания о далеком прошлом.

Если человек перенес удар по голове, тогда у него тоже может возникнуть симптоматика ретроградной амнезии, то есть потеря воспоминаний, незадолго предшествовавшие удару. Помимо этого наблюдается головная боль, нарушение зрения, повышается свето- и звукочувствительность. Воспоминания постепенно возвращаются.

Фиксационная амнезия характеризуется такими признаками:

  1. Промежутки в воспоминаниях.
  2. Пространственная дезориентация.
  3. Утрата информации о себе.
  4. Сердечная аритмия.
  5. Нарушение двигательной координации.
  6. Головные боли.
  7. Нарушение чувствительности.

Лечение амнезии

Больной не способен самостоятельно справиться с собственным недугом..

Первостепенным является восстановление функций, которые были нарушены, из-за чего возникла амнезия. Лечение идет в двух направлениях: устранение причины (болезни, которая привела к амнезии) и восстановление функций мозга (прием препаратов, улучшающих кровообращение, работу сердца и т. д.).

Проводится психотерапевтическая работа, если амнезия стала следствием психотравмирующей ситуации. Используются гипнотические практики, которые помогают вытащить из подсознания забытые воспоминания.

Проведение физиотерапии помогает в улучшении работы головного мозга. Улучшается кровообращение, проводимость импульсов. Немаловажным становится попытка восстановить забытые воспоминания, а также тренировки памяти.

Поскольку возрастная амнезия является нормальным явлением, чтобы замедлить процесс дегенерации, проводятся мероприятия по улучшению циркуляции и работы мозга. Необходимо совершать тренировку памяти, читать, получать много новых впечатлений. Немаловажным становится питание, которое должно быть полноценным и витаминизированным. Если причиной амнезии стала жесткая диета, тогда она тотчас же прекращается. Если произошла интоксикация организма, тогда необходимо вывести вредные вещества.

Основными медикаментами в лечении амнезии становятся:

  • Сосудистые препараты (Трентал).
  • Ноотропы (Церебролизин, Пирацетам).
  • Нейропротекторы.
  • Лекарства, способствующие запоминанию и воспроизведению (Глицин, Мемантин).

Если потеря памяти является частичной, например, не запоминаются какие-то даты или события, тогда их можно фиксировать при помощи фотоизображений или записей в дневнике.

Прогноз

К сожалению, эффективных методов лечения амнезии, которые всем без исключения помогали в восстановлении когнитивных функций, не существует. Прогноз проводимых мероприятий неоднозначен. Кому-то они могут помочь, на кого-то вообще не повлияют. Многое зависит от вида амнезии, а также от характера развития и причин.

Итогом потери памяти является социальная изолированность, утрата трудоспособности, а также дезориентация по жизни, что может привести к алкоголизму, депрессии, потере смысла жизни. Человек насыщенно живет благодаря тем воспоминаниям, которые у него сохраняются. Когда нет прошлого, тогда становится неизвестным и будущее.

Если речь идет о потере памяти как результат старения, тогда необходимо заниматься ее тренировкой. Решать головоломки, читать книги, заниматься изучением новых знаний, путешествовать и т. д. Любое насыщение мозга новыми впечатлениями и знаниями позволяет образовывать новые связи.

Также не забываем о том, что все, чем человек не пользуется, со временем забывается. Если вы обретаете знания, тогда ими следует пользоваться. Не следует заниматься просто зазубриванием того, чем никогда не будете пользоваться.

Запоминается всегда то, что эмоционально впечатляет. Будь это хорошие или плохие эмоции, не имеет значения. Все эмоционально положительное и отрицательное врезается в память. Конечно, человек не способен повлиять на свои естественные эмоциональные проявления. Однако знание о том, что все, что подкреплялось эмоциями, запоминается, может помочь в запоминании.

Память – сложная система, которая пока не поддается физическому воздействию. Пока врачи не разработали методы ее восстановления, каждый человек обязан позаботиться о собственном здоровье, чтобы сохранить все свои воспоминания.