Галагузова М.А. История социальной педагогики - файл n1.doc

  • Реферат - Предмет и задачи социальной педагогики (Реферат)
  • Шпоры по Социальной педагогике (Шпаргалка)
  • Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций (Документ)
  • Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций (Документ)
  • Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики (Документ)
  • Кагарманова А.И. Уч.пос. по Истории социальной педагогики (Документ)
  • Презентация - История социальной педагогики в России и за рубежом (Реферат)
  • Голованова Н.Ф. Общая педагогика (Документ)
  • Титова Г.Ю. История социальной педагогики (Документ)
  • Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История Педагогики (Документ)
  • n1.doc

    УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ

    ИСТОРИЯ

    СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

    Хрестоматия-учебник

    Под ред. М.А. Галагузовой

    Москва

    М.А. Галагузова, А.М. Лушников, Т.С. Дорохова

    Рецензенты;

    Доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО

    В.А. Сластенин;

    Ректор Института повышения квалификации работников образования Московской области профессор Л.Я. Олиференко

    История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: Учеб. пособие. Под. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 544 с.

    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.

    Учебное пособие адресовано студентам вузов, осваивающим социально-педагогические профессии, а также преподавателям и всем, кого интересуют проблемы социальной педагогики.

    ВВЕДЕНИЕ

    Дорогие читатели!

    Перед вами книга по истории социальной педагогики. Работая с ней, постарайтесь вдумчиво, а еще лучше - творчески подойти к изучению подобранных в ней текстов, комментариям к ним, а также вопросам-заданиям. Пусть в этом труде вашим девизом станет мудрое изречение древнегреческого философа: «Давайте подумаем и порассуждаем!».

    Прежде всего, попытаемся «развести» понятия «общая педагогика» и «социальная педагогика». Конечно, они родственны и очень близки друг другу. Самой природой человечество «приговорено» к заботе о своем будущем, о детях. Поэтому и общая педагогика изначально была пронизана стремлением защитить ребенка, помочь ему выжить, утвердиться в жизни.

    Такая задача и сегодня стоит перед каждым педагогом. И все же история, сохранив множественность взаимополезных связей между общей и социальной педагогиками, отделила их друг от друга, определив каждой свою основную функцию. У общей педагогики ею стали воспитание, обучение, образование, а у социальной - защита ребенка и детства. Уточним: последним обязан заниматься каждый педагог. Но только для социального педагога защита ребенка и детства является основной профессией - в отличие, например, от таких педагогов, как учитель математики, литературы или руководитель методического объединения.

    Отделившись от общей, социальная педагогика в своем развитии обретает многосторонность. В ее теории и практике ныне занимаются проблемами воспитания и перевоспитания в школе и внешкольных учреждениях, заботятся о детях и взрослых, больных и здоровых, проживающих в детских домах и домах престарелых, имеют дело с законопослушными гражданами и правонарушителями, заключенными и отбывшими сроки наказания и др., т.е. приходят на помощь всем, кто в ней действительно нуждается. Кроме того, социальные педагоги специализируются в разных сферах деятельности: экологии, художественном и техническом творчестве, оздоровительно-спортивной и т.д. Это значит, что социальная педагогика все больше проникает в социальные службы. Не случайно в развитых странах понятия «социальный педагог» и «социальный работник» часто воспринимаются как синонимы. Более того, иногда понятие «социальный работник» вытесняет изначальное «социальный педагог».

    «Книга для чтения» (в дальнейшем - просто «Книга») поможет вам, имея дело с первоисточниками, разобраться в сущности социальной педагогики и в этапах ее становления и развития. Их три: а) начальный этап (до XVII в.); б) развитие ведущих направлений в социальной педагогике в XVIII-XIX вв. и становление ее как науки; в) социальная педагогика в период научной революции XX в. Поочередная краткая характеристика всех названных этапов дана перед каждым разделом «Книги».

    1. Помните, что если практика социальной педагогики зарождалась на заре человечества, в первобытном обществе, то истоки социально-педагогической мысли, ее теории, как и общей педагогики, следует искать в философии. Более того, педагогика, как и многие другие отрасли знаний, возникла в рамках философии, вышла из нее и всегда взаимодействовала с нею. В свою очередь, социальная педагогика, выделившись в самостоятельное системное звено общей педагогики, также никогда не теряла связи с философией, они всегда обогащали друг друга, отыскивая подходы и решения сложных общих проблем: о человеке и личности, его правах и возможностях, целях и методах воспитания и образования, смысле жизни, культуре, религии, нравственности. Часто за, казалось бы, обыденными фразами и мыслями в трудах выдающихся педагогов прошлого кроется глубокий философский смысл. А обыденными они кажутся нам сегодня, с «высот современности». Для того времени, когда эти мысли высказывались, они были свежи и необычны, вызывали бури восхищения одних и негодование других.

    Все выдающиеся педагоги связывали свои успехи в теории и практике воспитания и образования с каким-либо философским учением, а многие из них, например, Песталоцци, Спенсер, Толстой, Наторп, Дьюи, Лай и др. даже создавали «свою» философию. Пришло и утвердилось понимание, что подлинная педагогическая наука немыслима без философских знаний.

    В работе с «Книгой» проверяйте себя: удастся ли вам в педагогических по содержанию текстах находить философские смысл и обобщения.

    2. При чтении «Книги» у вас может сложиться впечатление, что разные социальные педагоги-мыслители нередко высказывали схожие идеи, другими словами «повторялись». Это так и не так. Действительно, у них встречается много общего: любовь к детям и забота о них, внимание к одним и тем же ведущим принципам образования и воспитания. Поднимаются проблемы религиозности и нравственности, благотворительности, родного языка и народной школы, сословного и общечеловеческого воспитания и т.д. Может быть, такое настойчивое многовековое обращение к одним и тем же темам объясняется неразвитостью информационных систем в те времена? Возможно. Тем более, что истории науки известны случаи, когда одни и те же открытия делались разными учеными в близкое друг от друга время и входили в научный оборот под двумя фамилиями. Например, в физике - закон Бойля-Мариотта, в педагогике - «принцип наглядности», первооткрывателем которого считается Коменский, хотя обращались к данному принципу и другие, задолго до этого педагога.

    И все же объяснения такого явления следует искать в другом, тем более, что подобные «повторения» в науке никогда не прекращались и продолжаются по ceй день. «Секрет» в том, что в любой сфере деятельности, а в интеллектуальной особенно, есть так называемые «вечные темы», к которым писатели, поэты, художники и др. обращаются вновь и вновь. В науке такие «вечные темы» присутствуют в качестве открываемых и изучаемых ею законов. Казалось бы, если понятие «воспитание» заявлено социальным педагогом однажды, то зачем возвращаться к нему снова и снова? Да потому, что оно по сути неисчерпаемо и постоянно изменяется по множеству его составляющих: целям, задачам, характеру, видам, направлениям, соотношению с самовоспитанием, образованием и т.д. Понимание всего этого у педагогов подчас схожее, но нередко и глубоко отличное. К тому же авторское толкование соотносится с определенными эпохами, устоявшимися традициями, а ведь между ними - многие годы и даже - века. Так, в кажущемся повторении происходит открытие законов, становление научных школ, направлений, воспитательных и образовательных систем.

    Вчитываясь в тексты «Книги», обращайте внимание на подобные «повторы», фиксируйте то новое, что каждый раз стоит за ними и их возможные последствия в теории и практике.

    3. «Книга» обращена к истории социальной педагогики. Но вы наверняка заметите, что в основных текстах само понятие «социальная педагогика» встречается крайне редко. Даже напрашивается вопрос: а чем же «Книга» по истории социальной педагогики отличается от обычной хрестоматии по истории педагогики? Давайте порассуждаем.

    Полистав хрестоматию по истории педагогики, мы убедимся, что и в ней понятие «педагогика», возникшее в древней Греции, в текстах первоисточников выделяется далеко не сразу. Потребовались века для становления педагогики как науки и еще какое-то время для «оформления» и введения ее названия в научный оборот и словарь. Почти до XVIII в. педагогика «жила» преимущественно под чужим именем.

    Подобное происходило и с социальной педагогикой. Выделившись в структуре общей педагогики из философии, она - труженица - накапливала свой материал, требуемый ее функциональным назначением. Если общая педагогика обрела статус науки в конце XVII в., то у социальной педагогики как, впрочем, и у всех иных ветвей педагогического древа, процесс научного признания был более длительным. К тому же он требовал «кооперации» не только с общей педагогикой, но и с другими педагогическими науками. В частности, существенное влияние на становление социальной педагогики оказала педология - наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка.

    Когда же обращаются к конкретным основоположникам социальной педагогики как науки, то чаще других называют имена Песталоцци, Оуэна, Спенсера, Наторпа. В их взглядах и наследии отчетливо прослеживается идея зависимости целей, содержания и результатов воспитания от социальных условий.

    Из названных педагогов стоит особо выделить немецкого педагога и философа Пауля Наторпа(!). Опираясь на обширное педагогическое наследие и считая себя последователем Песталоцци, он, пожалуй, первым ввел термин «социальная педагогика» и попытался определить ее сущность, понятия и категории (книга «Социальная педагогика», 1899 г.). Следовательно, и оформление социальной педагогики как науки относится к концу XIX - началу XX вв. Поэтому в более ранних трудах термин «социальная педагогика» практически отсутствует. А может быть вы найдете его в чьих-то сочинениях, если не в таком наименовании, то идентичным ему по сущности?

    4. Отсутствие термина «социальная педагогика» до конца XIX в. не означает, что не было и ее самой. Как науки - да, еще не было. Но как социально-педагогическая практика, а затем в качестве социально-педагогической мысли, реализуемой в деятельности, она существует издавна. Проблема в том, чтобы найти «шаги» социальной педагогики во времени, все более отчетливо видимые и значимые.

    Социально-педагогические взгляды и подходы, например, к воспитанию, формированию личности, можно обнаружить почти у всех выдающихся педагогов. Составители «Книги» отдали (не без дискуссий!) предпочтение тем педагогам, в чьих трудах социальные аспекты воспитания и образования обозначены и обоснованы, на наш взгляд, несколько ярче. Но это, конечно, не значит, что не стоит знакомиться с сочинениями и взглядами других педагогов. Наверняка, и у них можно найти немало интересных суждений социально-педагогического плана. При последующем возможном переиздании «Книги», составители обязательно обратятся к новым персонажам.

    5. Теперь о самих «шагах» в истории социальной педагогики. Они были трудны, множественны и разнообразны. Чтобы лучше и осмысленнее разобраться в них, используйте ваши навыки самостоятельной работы. Здесь вариантов много. Но желательно, чтобы они помогали решению главной задачи - поиску социально-педагогического в развитии педагогической практики, мысли и науки. Проблема сложная. Часто действительно не легко отделить одно от другого, поскольку, напомним, вся истинная общая педагогика пронизана духом социальности.

    Продвигаясь в чтении первоисточников от одного социального педагога к другому, фиксируйте в текстах то, что, по-вашему, имеет социально-педагогическое звучание. Отталкивайтесь от понятия «социальный (ая, ое)» в самом широком понимании: связанный с жизнью и отношениями людей в обществе; имеющий отношение к слоям населения (социальным группам) и классам; порождаемое условиями жизни, (социальной) средой и т.д.

    А затем, изучая тексты, попытайтесь данную общую трактовку социального соотнести с педагогически конкретными мыслями и идеями авторов. Примерам таких возможностей, как говорят, нет числа: влияние условий жизни (социальной среды) на воспитание и образование; зависимость целей и характера воспитания от общественных (социальных) отношений;

    Каким должно быть общество (социальная среда), чтобы обеспечить рациональное воспитание; зависимость содержания образования от социальных отношений; каковы роль и интересы государства в воспитании и образовании молодого поколения;

    Как воспитание и образование могут, в свою очередь, влиять на социальную жизнь; соотношение семейного и общественного воспитания; зависимость воспитания и образования от религии и нравственности в различных социальных условиях; взаимоотношения поколений (проблема «отцов и детей»); как в истории человечества происходило нарастание все более и более щадящего, благожелательного отношения к ребенку; каковы оптимальные формы (виды) заботы общества о детях и как эти формы изменялись с развитием общества; личность социального педагога, формы и методы его деятельности на разных этапах истории человечества; каков идеал социальной защищенности ребенка, и как общество продвигается к нему и т.д.

    Немало? Но, поверьте, это лишь небольшой участок огромного «поля» социальной педагогики. В работе с текстами постарайтесь максимально расширить его, фиксируя ваши находки и соображения. Есть смысл из ряда социально-педагогических взглядов и идей каждого педагога выделить самое существенное, главное. К примеру, у Конфуция (551-479) им может быть забота старшего поколения о младшем и ответная реакция последнего, следование универсальным законам общественной жизни. Аристотель (384-322) - автор идеи о социально-воспитательных обязанностях государства. Спенсер (1820-1903) видел реализацию главной идеи человеческого назначения - «жить полной жизнью» - в овладении социальными видами деятельности и т.д.

    Но не забывайте: у вас может быть свое мнение и по отбору социально-педагогических идей и взглядов того или иного автора, и определению их основополагающего «звена». Что же, рассуждайте и доказывайте!

    6. При работе с текстами «Книги» помните о тех, подчас невероятно суровых исторических условиях, в которых развивалась социальная педагогика, жили и трудились ее созидатели. Постарайтесь соотносить их реальные возможности с действительностью. Они, гении мысли, еще многого не знали, не стесняясь признаться в этом, и многого не могли. И все же стремились опередить время, прорваться через подчас жесткие заслоны, внести в жизнь нечто новое, светлое, стоящее. Таков закон жизнедеятельности любого поколения, в том числе и нынешних.

    И еще. Социальной педагогике трудно было бы выжить в одиночку. Поиск союзников и совместная деятельность с ними - ее постоянная забота. На возникновение социальной педагогики, ее развитие и оформление в самостоятельную педагогическую отрасль существенное влияние оказали, кроме уже названных общей педагогики и педологии, такие общественно значимые социальные субъекты как мировые религии и церкви, а также благотворительность в ее разнообразных проявлениях. Передовые идеи социальной педагогики находили отклик и поддержку среди прогрессивно настроенных и мыслящих слоев населения.

    Словом, союзники были, но разные. Каждый из них действовал своими методами, исходил из собственных убеждений, и все же все они объективно, правда, не без шагов «не в ногу», вызываемых разными социальными интересами и обстоятельствами, действовали во благо ведущей функции социальной педагогики - защиты детей и детства. С оформлением мирового педагогического сообщества данный процесс получил ускорение. Обо всем этом вы прочтете в кратких текстах, предваряющих каждый из трех разделов «Книги для чтения».

    Читайте, ищите, думайте, рассуждайте!

    Желаем успеха!

    Составители

    Александр Максимович Лушников (31.08.1924 - 16.09.2010) - кандидат педагогических наук, профессор. Долгое время он был проректором по научной работе СГПИ (УрГПУ) (1967–1988). Участвовал в Великой Отечественной войне: сражался под Сталинградом, где командовал ротой автоматчиков, на Курской дуге, был серьезно ранен, попал в плен. Из плена бежал и после всего пережитого "проходил проверку" (на доверие) - работал в шахтах Пермской области.

    Александр Максимович - кавалер орденов Великой Отечественной войны, был удостоен званий "Отличник народного просвещения", "Ветеран труда", награжден орденами "Знак почета" и "Дружбы народов", 10 медалями, среди них - "За победу над Германией", "За доблестный труд" и др.

    Учитель по призванию, он почти 60 лет отдал педагогической и научной деятельности, около 40 из которых проработал в нашем вузе. Это был истинно русский интеллигент - мудрый, порядочный, принципиальный человек, обладающий педагогическим тактом и чувством юмора, и он всегда мог дать добрый совет как в профессиональной деятельности, так и в жизненной ситуации.

    Александр Максимович вспоминал о своем боевом пути:

    «Для меня война началась с 1942 года , когда я сел в свой первый военный эшелон. Вообще-то, 17-летних на войну не брали, пришлось пройти несколько комиссий, доказывая, что я могу воевать. Ехали дружно, шутили, разговаривали, гадали, в какой род войск попадем. Я был уверен, что буду танкистом – об этом шла речь в обкоме комсомола, когда давали согласие на мой уход на фронт. К тому же в школе нас, комсомольцев, обучили работать на тракторе, и поскольку я овладел этой машиной, то решил, что и с танком справлюсь.

    По прибытии в Москву нас пересадили на эшелон, отправляющийся в Раменское. Там располагались несколько воздушно-десантных корпусов, понесших большие потери в боях под Москвой. В 10 воздушно-десантной бригаде, куда мы попали, старослужащих остались единицы.

    С февраля по июль 1942 г . нас обучали собирать парашют, прыгать, вооружили пистолетами-пулеметами Шпагина (ППШ). В Раменском я окончил младшую школу командиров. В июле немецкие войска стали наступать на Сталинград, и нас срочно отправили туда. Следы войны увидели сразу: над головой летали самолеты, лежали непогребенные тела солдат, земля изрыта следами от бомбежек.

    На подступах к Сталинграду мы заняли Сиротинский плацдарм. События развивались стремительно – мы приготовились обороняться с запада, а враг ударил с востока: шли танки и автоматчики. Штаб полка в спешном порядке эвакуировался, наш взвод остался обороняться, но вскоре поступила команда отступать. Под покровом ночи мы перелесками и оврагами вышли на берег Дона, переправились через реку и попали на своих – I гвардейскую дивизию.

    В боях под Сталинградом участвовал до конца. В памяти остались бесконечные бомбежки, обстрелы, особенно тяжелым был сентябрь 1942 г. В сентябре – ноябре противник предпринимал яростные попытки выйти на Волгу. Наконец, 11 ноября немцы были отбиты, а 119 началось контрнаступление советских войск, завершившееся окружением 22 дивизии противника. Гитлер приказал окруженным сражаться до конца и даже произвел Паулюса в генерал – фельдмаршалы. К 31 января – 2 февраля 1943 г. окруженная группировка врагов была уничтожена, свыше 90 тысяч солдат и офицеров сдались в плен.

    Главный вопрос для меня – как я смог уцелеть в тех тяжелых боях, когда вся телогрейка была рваной от осколков? Один сослуживец, мы его прозвали «провидцем» за умение определять по виду солдат, погибнет он или нет, сказал мне тогда: «Тебя побережет солдатская удача».

    Во второй части солдатского пути не повезло. Под Белгородом при расчистке территории я получил множественное ранение, контузию и был взят в плен. Находился в лагере военнопленных, при его эвакуации мне удалось бежать. Шел ночами, пытаясь выйти к своим и однажды, услышав украинскую речь, вышел из укрытия и попал в руки полицаев. Они должны были поставлять здоровых мужчин для физической работы в Германию и охотились за беглыми военнопленными. Снова эшелон, попытка побега и я с еще одним убежавшим, Дмитрием Анохиным, оказался недалеко от станции Попельня Житомирской области. Жители села приютили и спрятали нас до прихода советских войск. По приказу Верховного Главнокомандующего лица, побывавшие на оккупированной территории, должны были пройти госпроверку. Нас отозвали из действующей части и отправили в Пермскую область - сначала в г. Губаха, а затем в г. Кизел на шахту им. Ленина. Проверка была недолгой, несколько раз со мной беседовали следователи. Вскоре я был расконвоирован, на шахте проработал в общей сложности 1,5 года (1944-1945 гг.). Такова была моя военная судьба ».

    Через все испытания Александ Максимович пронес мечту - быть учителем истории. Неожиданно для него эта мечта стала явью, а судьба свела его с нашим вузом. В 1946 г . он поступил в Уральский государственный университет им. А. М. Горького на историко-филологический факультет. После окончания УрГУ (1951 г.) работал учителем и завучем в школах г. Свердловска. А. М. Лушников был одним из пяти педагогв страны, кто взялся за проведение эксперимента по созданию нового учебного предмета - обществоведения и успешно провел урок в своей школе (1959 г.).

    Александр Максимович участвовал и в написании учебника по обществоведению, который впоследствии переиздавался 4 раза. Почти 20 лет он преподавал в школе историю и обществоведение, получил звание "Заслуженный учитель РСФСР" , но пытливый ум педагога-ученого вел его дальше. В 1964-1967 гг. он уже становится заведующим лабораторией НИИ содержания и методов обучения АПН РСФСР, учится в заочной аспирантуре и защищает кандидатскую диссертацию по педагогике. В 1967 г. его приглашают работать в наш, тогда еще педагогический институт, на должность проректора по научной работе. В ней он проработал 21 год - до 1988 года, пять лет, с 1975 по 1980 гг., возглавлял кафедру педагогики. При его активном содействии был открыт музей истории нашего университета. Впоследствии Александр Максимович работал профессором-консультантом кафедры теории и истории педагогики, затем - кафедры общей и социальной педагогики.

    А.М. Лушников - автор более 60 научно-методических трудов: учебников, учебных пособий, хрестоматий, летописей. Среди них особо стоит выделить: учебное пособие "Преподавание обществоведения в средней школе" (в двух частях - 1969 г. и 1976 г.), написанное в соавторстве с нашим уральским историком Д. П. Чакиным; первый в постсоветской России учебник "История педагогики" (1995 г.) который до сих пор является настольной книгой для преподавателей и студентов; Хрестоматию по истории социальной педагогики (2001 г., составлена в соавторстве). К 70-летнему юбилею нашего вуза А. М. Лушниковым была проведена большая исследовательская работа и подготовлена историческая летопись Уральского государственного педагогического университета - с 1930 по 2000 гг.

    Народный учитель. - 1985, №5.
    Днепрова Т. П. Педагог - живое звено в цепи поколений //Народный учитель. - 2012, №8.


    История социальной педагогики [Текст] : хрестоматия-учебник / [авт.-сост.: М. А. Галагузова, А. М. Лушников , Т. С. Дорохова] ; под ред. М. А. Галагузовой. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 543 с. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-00313-5 (в пер.) : 66.00 р.
    Содержание:
    Конфуций. Беседы и суждения / Конфуций
    Платон. Протагор. Законы. Государство / Платон
    Аристотель. Политика / Аристотель
    Квинтилиан, Марк Фабий. О воспитании оратора / М. Ф. Квинтилиан
    Владимир Мономах Поучение / Владимир Мономах
    Коменский, Ян Амос. Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет / Я. А. Коменский
    Коменский, Ян Амос. Дидактика / Я. А. Коменский
    Локк, Джон. Мысли о воспитании / Д. Локк
    Ломоносов, Михаил Васильевич. Проект регламента московских гимназий / М. В. Ломоносов
    Ломоносов, Михаил Васильевич. Проект регламента академической гимназии / М. В. Ломоносов
    Руссо, Жан Жак. Эмиль, или О воспитании / Ж. Ж. Руссо
    Гельвеций, Клод Адриан. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / К. А. Гельвеций
    Песталоцци, Иоганн Генрих. Письмо другу о пребывании в Станце / И. Г. Песталоцци
    Радищев, Александр Николаевич. Путешествие из Петербурга в Москву / А. Н. Радищев
    Оуэн, Роберт. Высказывания о воспитании и образовании / Р. Оуэн
    Дистервег, Адольф. О природосообразности и культуросообразности в воспитании / А. Дистервег
    Дистервег, Адольф. Три заметки о воспитании и стремлениях учителей / А. Дистервег
    Пирогов, Николай Иванович. Вопросы жизни / Н. И. Пирогов
    Белинский, Виссарион Григорьевич. О воспитании детей / В. Г. Белинский
    Добролюбов, Николай Александр ович. О значении авторитетов в воспитании. (Мысли по поводу "Вопросов жизни" Н. И. Пирогова) / Н. А. Добролюбов
    Добролюбов, Николай Александр ович. Ученики с медлительным пониманием / Н. А. Добролюбов
    Ушинский, Константин Дмитриевич. Труд в его психическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский
    Толстой, Лев Николаевич. О значении народного образования / Л. Н. Толстой
    Толстой, Лев Николаевич. Мысли о воспитании / Л. Н. Толстой
    Толстой, Лев Николаевич. О воспитании / Л. Н. Толстой
    Лесгафт, Петр Францевич. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт
    Спенсер, Герберт. Воспитание умственное, нравственное и физическое / Г. Спенсер
    Наторп, Пауль. Социальная педагогика / П. Наторп
    Кершенштейнер, Георг. Школа будущего - школа работы / Г. Кершенштейнер
    Дьюи, Джон. Школа и общество / Д. Дьюи
    Лай, Вильгельм Август. Школа действия / В. А. Лай
    Крупская, Надежда Константиновна. К вопросу о социалистической школе / Н. К. Крупская
    Монтессори, Мария. Разум ребенка / М. Монтессори
    Корчак, Януш. Открытое окно / Я. Корчак
    Корчак, Януш. Право ребенка на уважение / Я. Корчак
    Корчак, Януш. Пренебрежение или недоверие / Я. Корчак
    Корчак, Януш. Право ребенка быть собой / Я. Корчак
    Шацкий, Станислав Теофилович. Школа для детей или дети для школы / С. Т. Шацкий
    Сорока-Росинский, Виктор Николаевич. Детский дом / В. Н. Сорока-Росинский
    Сорока-Росинский, Виктор Николаевич. От принудительности к добровольчеству / В. Н. Сорока-Росинский
    Блонский, Павел Петрович. Задачи и методы новой народной школы / П. П. Блонский
    Выготский, Лев Семенович. Педология школьного возраста / Л. С. Выготский
    Кащенко, Всеволод Петрович. Недостатки характера у детей и подростков / В. П. Кащенко
    Макаренко, Антон Семенович. Цель воспитания / А. С. Макаренко
    Макаренко, Антон Семенович. Что значит воспитать ребенка / А. С. Макаренко
    Макаренко, Антон Семенович. Коммунистическое воспитание / А. С. Макаренко
    Макаренко, Антон Семенович. Методика организации воспитательного процесса / А. С. Макаренко
    Занков, Леонид Владимирович. Дидактика и жизнь / Л. В. Занков
    Занков, Леонид Владимирович. Беседы с учителями / Л. В. Занков
    Сухомлинский, Василий Александр ович. Я твердо верю в силу воспитания / В. А. Сухомлинский
    Шмидт, Г. Развитие персонала и развитие организационной структуры обуславливают друг друга / Г. Шмидт
    Декларация прав ребенка 1959 г.
    Конвенция о правах ребенка 1989 г.
    ББК Ч453.3я73-3
    Рубрики:
    Кл.слова (ненормированные):
    -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
    Аннотация: В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики. Учеб.пособие адресовано студентам вузов, осваивающим социально-педагогические профессии, а также преподавателям и всем, кого интересуют проблемы социальной педагогики.

    Держатели документа:
    Библиотека НТГСПА

    Доп.точки доступа:
    Галагузова, Минненур Ахметхановна \ред., авт.-сост.\; Лушников , Александр Максимович \авт.-сост.\; Дорохова, Т. С. \авт.-сост.\
    Экземпляры всего: 9
    АБ (8), ЧЗ (1)
    Свободны: АБ (8), ЧЗ (1)

    83
    Клод Гельвеций 99
    О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ 99
    Иоганн Песталоцци 110
    ПИСЬМО ДРУГУ О ПРЕБЫВАНИИ В СТАНЦЕ 110
    А.Н.Радищев 122
    ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ 122
    Роберт Оуэн 134
    Высказывания о воспитании и образовании 134
    Фридрих Дистервег 148
    О ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ И КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ В ВОСПИТАНИИ. ТРИ ЗАМЕТКИ О ВОСПИТАНИИ И СТРЕМЛЕНИЯХ УЧИТЕЛЕЙ 148
    Н.И. Пирогов 164
    ВОПРОСЫ ЖИЗНИ 164
    В.Г. Белинский 177
    О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 177
    Н.А. Добролюбов 186
    О ЗНАЧЕНИИ АВТОРИТЕТОВ В ВОСПИТАНИИ. (МЫСЛИ ПО ПОВОДУ «ВОПРОСОВ ЖИЗНИ» Н. И. ПИРОГОВА). УЧЕНИКИ С МЕДЛЕННЫМ ПОНИМАНИЕМ 186
    К.Д. Ушинский 197
    ТРУД В ЕГО ПСИХИЧЕСКОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ 197
    Л.Н. Толстой 218
    О ЗНАЧЕНИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ. О ВОСПИТАНИИ 218
    П.Ф. Лесгафт 225
    СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ 225
    Пауль Наторп 247
    СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 247

    ВВЕДЕНИЕ

    Дорогие читатели!
    Перед вами книга по истории социальной педагогики. Работая с ней, постарайтесь вдумчиво, а еще лучше - творчески подойти к изучению подобранных в ней текстов, комментариям к ним, а также вопросам-заданиям. Пусть в этом труде вашим девизом станет мудрое изречение древнегреческого философа: «Давайте подумаем и порассуждаем!».
    Прежде всего, попытаемся «развести» понятия «общая педагогика» и «социальная педагогика». Конечно, они родственны и очень близки друг другу. Самой природой человечество «приговорено» к заботе о своем будущем, о детях. Поэтому и общая педагогика изначально была пронизана стремлением защитить ребенка, помочь ему выжить, утвердиться в жизни.
    Такая задача и сегодня стоит перед каждым педагогом. И все же история, сохранив множественность взаимополезных связей между общей и социальной педагогиками, отделила их друг от друга, определив каждой свою основную функцию. У общей педагогики ею стали воспитание, обучение, образование, а у социальной - защита ребенка и детства. Уточним: последним обязан заниматься каждый педагог. Но только для социального педагога защита ребенка и детства является основной профессией - в отличие, например, от таких педагогов, как учитель математики, литературы или руководитель методического объединения.
    Отделившись от общей, социальная педагогика в своем развитии обретает многосторонность. В ее теории и практике ныне занимаются проблемами воспитания и перевоспитания в школе и внешкольных учреждениях, заботятся о детях и взрослых, больных и здоровых, проживающих в детских домах и домах престарелых, имеют дело с законопослушными гражданами и правонарушителями, заключенными и отбывшими сроки наказания и др., т.е. приходят на помощь всем, кто в ней действительно нуждается. Кроме того, социальные педагоги специализируются в разных сферах деятельности: экологии, художественном и техническом творчестве, оздоровительно-спортивной и т.д. Это значит, что социальная педагогика все больше проникает в социальные службы. Не случайно в развитых странах понятия «социальный педагог» и «социальный работник» часто воспринимаются как синонимы. Более того, иногда понятие «социальный работник» вытесняет изначальное «социальный педагог».
    «Книга для чтения» (в дальнейшем - просто «Книга») поможет вам, имея дело с первоисточниками, разобраться в сущности социальной педагогики и в этапах ее становления и развития. Их три: а) начальный этап (до XVII в.); б) развитие ведущих направлений в социальной педагогике в XVIII-XIX вв. и становление ее как науки; в) социальная педагогика в период научной революции XX в. Поочередная краткая характеристика всех названных этапов дана перед каждым разделом «Книги».
    Обращаясь к материалам «Книги», учтите рекомендации ее составителей. Они изложены ниже.
    1. Помните, что если практика социальной педагогики зарождалась на заре человечества, в первобытном обществе, то истоки социально-педагогической мысли, ее теории, как и общей педагогики, следует искать в философии. Более того, педагогика, как и многие другие отрасли знаний, возникла в рамках философии, вышла из нее и всегда взаимодействовала с нею. В свою очередь, социальная педагогика, выделившись в самостоятельное системное звено общей педагогики, также никогда не теряла связи с философией, они всегда обогащали друг друга, отыскивая подходы и решения сложных общих проблем: о человеке и личности, его правах и возможностях, целях и методах воспитания и образования, смысле жизни, культуре, религии, нравственности. Часто за, казалось бы, обыденными фразами и мыслями в трудах выдающихся педагогов прошлого кроется глубокий философский смысл. А обыденными они кажутся нам сегодня, с «высот современности». Для того времени, когда эти мысли высказывались, они были свежи и необычны, вызывали бури восхищения одних и негодование других.
    Все выдающиеся педагоги связывали свои успехи в теории и практике воспитания и образования с каким-либо философским учением, а многие из них, например, Песталоцци, Спенсер, Толстой, Наторп, Дьюи, Лай и др. даже создавали «свою» философию. Пришло и утвердилось понимание, что подлинная педагогическая наука немыслима без философских знаний.
    В работе с «Книгой» проверяйте себя: удастся ли вам в педагогических по содержанию текстах находить философские смысл и обобщения.
    2. При чтении «Книги» у вас может сложиться впечатление, что разные социальные педагоги-мыслители нередко высказывали схожие идеи, другими словами «повторялись». Это так и не так. Действительно, у них встречается много общего: любовь к детям и забота о них, внимание к одним и тем же ведущим принципам образования и воспитания. Поднимаются проблемы религиозности и нравственности, благотворительности, родного языка и народной школы, сословного и общечеловеческого воспитания и т.д. Может быть, такое настойчивое многовековое обращение к одним и тем же темам объясняется неразвитостью информационных систем в те времена? Возможно. Тем более, что истории науки известны случаи, когда одни и те же открытия делались разными учеными в близкое друг от друга время и входили в научный оборот под двумя фамилиями. Например, в физике - закон Бойля-Мариотта, в педагогике - «принцип наглядности», первооткрывателем которого считается Коменский, хотя обращались к данному принципу и другие, задолго до этого педагога.
    И все же объяснения такого явления следует искать в другом, тем более, что подобные «повторения» в науке никогда не прекращались и продолжаются по ceй день. «Секрет» в том, что в любой сфере деятельности, а в интеллектуальной особенно, есть так называемые «вечные темы», к которым писатели, поэты, художники и др. обращаются вновь и вновь. В науке такие «вечные темы» присутствуют в качестве открываемых и изучаемых ею законов. Казалось бы, если понятие «воспитание» заявлено социальным педагогом однажды, то зачем возвращаться к нему снова и снова? Да потому, что оно по сути неисчерпаемо и постоянно изменяется по множеству его составляющих: целям, задачам, характеру, видам, направлениям, соотношению с самовоспитанием, образованием и т.д. Понимание всего этого у педагогов подчас схожее, но нередко и глубоко отличное. К тому же авторское толкование соотносится с определенными эпохами, устоявшимися традициями, а ведь между ними - многие годы и даже - века. Так, в кажущемся повторении происходит открытие законов, становление научных школ, направлений, воспитательных и образовательных систем.
    Вчитываясь в тексты «Книги», обращайте внимание на подобные «повторы», фиксируйте то новое, что каждый раз стоит за ними и их возможные последствия в теории и практике.
    3. «Книга» обращена к истории социальной педагогики. Но вы наверняка заметите, что в основных текстах само понятие «социальная педагогика» встречается крайне редко. Даже напрашивается вопрос: а чем же «Книга» по истории социальной педагогики отличается от обычной хрестоматии по истории педагогики? Давайте порассуждаем.
    Полистав хрестоматию по истории педагогики, мы убедимся, что и в ней понятие «педагогика», возникшее в древней Греции, в текстах первоисточников выделяется далеко не сразу. Потребовались века для становления педагогики как науки и еще какое-то время для «оформления» и введения ее названия в научный оборот и словарь. Почти до XVIII в. педагогика «жила» преимущественно под чужим именем.
    Подобное происходило и с социальной педагогикой. Выделившись в структуре общей педагогики из философии, она - труженица - накапливала свой материал, требуемый ее функциональным назначением. Если общая педагогика обрела статус науки в конце XVII в., то у социальной педагогики как, впрочем, и у всех иных ветвей педагогического древа, процесс научного признания был более длительным. К тому же он требовал «кооперации» не только с общей педагогикой, но и с другими педагогическими науками. В частности, существенное влияние на становление социальной педагогики оказала педология - наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка.
    Когда же обращаются к конкретным основоположникам социальной педагогики как науки, то чаще других называют имена Песталоцци, Оуэна, Спенсера, Наторпа. В их взглядах и наследии отчетливо прослеживается идея зависимости целей, содержания и результатов воспитания от социальных условий.
    Из названных педагогов стоит особо выделить немецкого педагога и философа Пауля Наторпа. Опираясь на обширное педагогическое наследие и считая себя последователем Песталоцци, он, пожалуй, первым ввел термин «социальная педагогика» и попытался определить ее сущность, понятия и категории (книга «Социальная педагогика», 1899 г.). Следовательно, и оформление социальной педагогики как науки относится к концу XIX - началу XX вв. Поэтому в более ранних трудах термин «социальная педагогика» практически отсутствует. А может быть вы найдете его в чьих-то сочинениях, если не в таком наименовании, то идентичным ему по сущности?
    4. Отсутствие термина «социальная педагогика» до конца XIX в. не означает, что не было и ее самой. Как науки - да, еще не было. Но как социально-педагогическая практика, а затем в качестве социально-педагогической мысли, реализуемой в деятельности, она существует издавна. Проблема в том, чтобы найти «шаги» социальной педагогики во времени, все более отчетливо видимые и значимые.
    Социально-педагогические взгляды и подходы, например, к воспитанию, формированию личности, можно обнаружить почти у всех выдающихся педагогов. Составители «Книги» отдали (не без дискуссий!) предпочтение тем педагогам, в чьих трудах социальные аспекты воспитания и образования обозначены и обоснованы, на наш взгляд, несколько ярче. Но это, конечно, не значит, что не стоит знакомиться с сочинениями и взглядами других педагогов. Наверняка, и у них можно найти немало интересных суждений социально-педагогического плана. При последующем возможном переиздании «Книги», составители обязательно обратятся к новым персонажам.
    5. Теперь о самих «шагах» в истории социальной педагогики. Они были трудны, множественны и разнообразны. Чтобы лучше и осмысленнее разобраться в них, используйте ваши навыки самостоятельной работы. Здесь вариантов много. Но желательно, чтобы они помогали решению главной задачи - поиску социально-педагогического в развитии педагогической практики, мысли и науки. Проблема сложная. Часто действительно не легко отделить одно от другого, поскольку, напомним, вся истинная общая педагогика пронизана духом социальности.
    Продвигаясь в чтении первоисточников от одного социального педагога к другому, фиксируйте в текстах то, что, по-вашему, имеет социально-педагогическое звучание. Отталкивайтесь от понятия «социальный (ая, ое)» в самом широком понимании: связанный с жизнью и отношениями людей в обществе; имеющий отношение к слоям населения (социальным группам) и классам; порождаемое условиями жизни, (социальной) средой и т.д.
    А затем, изучая тексты, попытайтесь данную общую трактовку социального соотнести с педагогически конкретными мыслями и идеями авторов. Примерам таких возможностей, как говорят, нет числа: влияние условий жизни (социальной среды) на воспитание и образование; зависимость целей и характера воспитания от общественных (социальных) отношений;
    каким должно быть общество (социальная среда), чтобы обеспечить рациональное воспитание; зависимость содержания образования от социальных отношений; каковы роль и интересы государства в воспитании и образовании молодого поколения;
    как воспитание и образование могут, в свою очередь, влиять на социальную жизнь; соотношение семейного и общественного воспитания; зависимость воспитания и образования от религии и нравственности в различных социальных условиях; взаимоотношения поколений (проблема «отцов и детей»); как в истории человечества происходило нарастание все более и более щадящего, благожелательного отношения к ребенку; каковы оптимальные формы (виды) заботы общества о детях и как эти формы изменялись с развитием общества; личность социального педагога, формы и методы его деятельности на разных этапах истории человечества; каков идеал социальной защищенности ребенка, и как общество продвигается к нему и т.д.
    Немало? Но, поверьте, это лишь небольшой участок огромного «поля» социальной педагогики. В работе с текстами постарайтесь максимально расширить его, фиксируя ваши находки и соображения. Есть смысл из ряда социально-педагогических взглядов и идей каждого педагога выделить самое существенное, главное. К примеру, у Конфуция (551-479) им может быть забота старшего поколения о младшем и ответная реакция последнего, следование универсальным законам общественной жизни. Аристотель (384-322) - автор идеи о социально-воспитательных обязанностях государства. Спенсер (1820-1903) видел реализацию главной идеи человеческого назначения - «жить полной жизнью» - в овладении социальными видами деятельности и т.д.
    Но не забывайте: у вас может быть свое мнение и по отбору социально-педагогических идей и взглядов того или иного автора, и определению их основополагающего «звена». Что же, рассуждайте и доказывайте!
    6. При работе с текстами «Книги» помните о тех, подчас невероятно суровых исторических условиях, в которых развивалась социальная педагогика, жили и трудились ее созидатели. Постарайтесь соотносить их реальные возможности с действительностью. Они, гении мысли, еще многого не знали, не стесняясь признаться в этом, и многого не могли. И все же стремились опередить время, прорваться через подчас жесткие заслоны, внести в жизнь нечто новое, светлое, стоящее. Таков закон жизнедеятельности любого поколения, в том числе и нынешних.
    И еще. Социальной педагогике трудно было бы выжить в одиночку. Поиск союзников и совместная деятельность с ними - ее постоянная забота. На возникновение социальной педагогики, ее развитие и оформление в самостоятельную педагогическую отрасль существенное влияние оказали, кроме уже названных общей педагогики и педологии, такие общественно значимые социальные субъекты как мировые религии и церкви, а также благотворительность в ее разнообразных проявлениях. Передовые идеи социальной педагогики находили отклик и поддержку среди прогрессивно настроенных и мыслящих слоев населения.
    Словом, союзники были, но разные. Каждый из них действовал своими методами, исходил из собственных убеждений, и все же все они объективно, правда, не без шагов «не в ногу», вызываемых разными социальными интересами и обстоятельствами, действовали во благо ведущей функции социальной педагогики - защиты детей и детства. С оформлением мирового педагогического сообщества данный процесс получил ускорение. Обо всем этом вы прочтете в кратких текстах, предваряющих каждый из трех разделов «Книги для чтения».
    Читайте, ищите, думайте, рассуждайте!
    Желаем успеха!


    Составители

    М.А. Галагузова, А.М. Лушников, Т.С. Дорохова

    Рецензенты;
    доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО
    В.А. Сластенин;
    ректор Института повышения квалификации работников образования Московской области профессор Л.Я. Олиференко
    История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: Учеб. пособие. Под. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 544 с.
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
    Учебное пособие адресовано студентам вузов, осваивающим социально-педагогические профессии, а также преподавателям и всем, кого интересуют проблемы социальной педагогики.
    .


    Обратно в раздел