Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста. Игра «На что похоже настроение?»

1.3 Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста

Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что он видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистическое мировоззрение все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.

Возникновение личного дознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?» Он ответит – «Я большой». Если спросить то же самое ребенка шести лет, он ответит: «Я маленький».

У ребенка старшего дошкольного возраста возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют ввиду осознание своих личных качеств (хороший, добрый и т.д.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. В три года – внешнее «Я сам», в шесть лет – личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее. .

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 6-7 лет. Основная симптоматика кризиса состоит их трех элементов:

1. Потеря непосредственности – между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка.

2. Манерничанье – ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает.

3. Симптом «горькой конфеты» – ребенку плохо, но он старается этого не показать.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникает внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь не безразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный фактор, потому что с этого момента ориентация поведения осуществляется внутри этой внутренней жизни. .

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и полезную деятельность. Тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

Вообще время между основными детскими кризисами занимает почти все дошкольное детство. Если попытаться выделить самое общее в этом значительном и разнообразном отрезке жизни, то можно сказать, что это самый плодотворный и спокойный период социализации ребенка. Он становится управляемым, постепенно научается руководствоваться правилами социального взаимодействия, произвольно сосредоточиваться и направленно учиться. .

В это время собственный опыт взаимодействия со средой и людьми организуется с помощью обобщенного человеческого знания, нравственные правила и законы вымещают причинно-следственные связи, складывается способность к самостоятельному эмоциональному контролю. В этот период возникают и фиксируются страхи не оправдать ожидания, быть отвергнутым другими. Именно подобный тип уязвимости может свидетельствовать о развитии у ребенка индивидуальных механизмов эмоционального контроля, в том числе и самооценке.

Как известно, Л.С. Выготский связывает с этим возрастом (кризис 7 лет) дифференциацию внутреннего и внешнего, открытие ребенком самого существования своих переживаний, появление возможности осмысленно ориентироваться в них, возникновение самооценки как некоторых «запросов к себе», борьбы переживаний, внутреннего конфликта и выбора. Появление иерархической структуры переживаний, с одной стороны, становится аффективной основой развития способности к символизации, с другой – неминуемо заставляет ребенка ощутить отдельность своего внутреннего мира, неоднозначность его отношений с нравственными правилами. Анализируя эту ситуацию, Выготский Л.С. отмечает, что «ребенка 7 лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности». .

Необходимо отметить, что в дошкольном возрасте у ребенка появляются в этой области новые самостоятельные возможности. Они связаны с вхождением в группу сверстников, развитием форм их аффективного взаимодействия и, прежде всего, сюжетно-ролевой игры. Именно совместная игра со сверстниками стимулирует переживания всех уровней и позволяет выбрать из всего богатства впечатлений общего движения, уюта привычного уклада жизни, новизны, игрового испуга и риска, эмоционального заражения, сопереживания, взятия на себя высоко значимой социальной роли наиболее для себя нужные. Все выше перечисленное, несомненно, влияет на базисное построение самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. .

Аффективная жизнь детской компании начинает обеспечивать потребности его саморегуляции, в компании опробуются новые формы отношений с миром: складываются индивидуальные привязанности и эмоциональное сопереживание, организуются как относительно невинные, так и достаточно серьезные шалости, дающие возможность получить яркие сенсорные впечатления и пережить острые впечатления. Дети дразнят взрослых, совершают реальные рискованные вылазки, в которых происходит с одной стороны, аффективное освоение окружающей среды, а с другой – определение своих собственных качеств и возможностей.

Вся эта яркая аффективная жизнь, являющаяся в норме, может быть, основной индивидуальной ценностью ребенка данного возраста, не претендует называться «серьезной». Реальная, серьезная, жизнь дома и в обществе идет теперь более обыденно, накатано для ребенка. Он по мере сил выполняет требования взрослых, но относится к ним более спокойно, старается соблюдать общие правила, находя при этом компромисс для сохранения своих индивидуальных ценностей. Можно сказать, что и взрослые в этот период начинают взаимодействовать с ребенком наиболее «экономным» и формальным способом. .

Все это свидетельствует в пользу того, что в этот возрастной период происходит разъединение систем аффективной организации поведения ребенка и его близких. В дополнение к индивидуальному аффективному стереотипу, сложившемуся перед кризисом семи лет, ребенок самостоятельно осваивает механизмы эмоционального контроля. Он теперь сам ищет компромисс между выполнением того, что он должен делать, и что ему хочется, т.е. собственными аффективными установками. В рамках развития средств аффективной саморегуляции значительное место занимает разработка механизмов экспансии, определяющий уровень притязаний ребенка, из которого и формируется самооценка. .

Резюмируя все выше изложенное, подведем итог: что же именно влияет на формирование самооценки и представлений ребенка старшего дошкольного возраста о себе.

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в старшем дошкольном возрасте:

Опыт общения ребенка с родителями;

Опыт общения со сверстниками;

Индивидуальный опыт общения;

Его умственное развитие.

К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более осознанный и устойчивый характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях. Однако, суждения старшего дошкольника о себе очень часто бывают ошибочными, т.к. индивидуальный опыт еще не достаточно богат и возможности самоанализа неограниченны.

Однозначно можно сказать, что наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представления о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка), формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье. Руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальную деятельность и поведение. Усвоенные от родителей оценки становятся собственными оценками ребенка. Ребенок оценивает себя так, как оценивают его окружающие, и прежде всего родители. Родители так же формируют у ребенка определенные личностные ценности, идеалы, эталоны, на которые следует равняться, намечают планы, которые необходимо выполнить, определяют стандарты выполнения тех или иных действий. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, способствуют формированию позитивного образа «Я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я». .

Для ребенка одинаково вредны и отсутствие критики со стороны родителей и чрезмерная строгость, когда замечания родителей носят исключительно негативный характер. В первом случае у детей старшего дошкольного возраста формируется неадекватно завышенная, а во втором случае заниженная самооценка. И в том и в другом случае не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки.

Одно из условий развития самосознания и самооценки в старшем дошкольном возрасте – это расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Под индивидуальным опытом, в данном случае, имеется в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем его предметном мире.

Индивидуальный опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для определения ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений, возможностей. Он может слышать каждый день от окружающих, что у него есть те или иные способности, или, что у него их нет, однако это не является основой формирования правильного представления о своих возможностях. Критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей является, в конечном счете, успех или неуспех в соответствующей деятельности. Путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.

На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в неосознанной форме и накапливается в результате повседневной жизни, как побочный продукт детской активности. Даже у старших дошкольников опыт может осознаваться лишь частично и регулирует поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком на индивидуальном опыте, более конкретны и менее эмоционально окрашены, чем знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. Индивидуальный опыт – главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самооценки. .

Важным условием формирования самооценки и самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего, способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.

В 6-7 летнем возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчаюсь», «Я сердит» и т.д. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации, возникает обобщение переживаний. Это значит, что если несколько раз подряд ребенок испытывает неудачу в какой-то ситуации, то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности.

Мы рассмотрели семейные неблагоприятные факторы в процессе развития ребенка, которые могут определить нарушения психологического развития ребенка. 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста 2.1 Организация и методика обследования Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей влияния детско- ...




Из ведущих факторов развития качеств личности. В связи с актуальностью темы, и для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель: исследование влияния детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников. Таким образом, задачи исследования включают в себя изучение межличностных отношений старших дошкольников; изучение взаимоотношений между родителями и детьми; ...

В строгости наказаний и в типах отношений с ребенком, влияет на развитие личности ребенка, на формирование образа «Я», на его отношение к самому себе и окружающим. 1.5 Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста Рассмотрим некоторые положения о влиянии родительского контроля на нравственное становление личности ребенка. Родительский авторитаризм...

Чем же, что характеризуют мир женский: более эмоциональный подход к жизненным впечатлениям, мягкость, нежность. Такому «научить» решительно нельзя. 2. Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка дошкольника 2.1 Развитие личности Под этим понятием психологи обычно имеют в виду не степень обаяния и не способность убеждать, какой обладает...

Одной из значительных тем в психологии является формирование положительной самооценки человека. Старший дошкольный возраст - считается первым шагом в осознании ребенком самого себя, личных желаний, потребностей и мотивов в мире человеческих отношений.

Детство - является одним из наиболее активных этапов становления личности. Ни в одном другом возрасте индивид не постигает такое количество качественно своеобразных стадий жизни как в раннем возрасте. Из абсолютно беззащитного ребенка он преобразуется в индивида с собственными интересами, нуждами, чертами характера, ценностными ориентирами, нравственными принципами, первыми взглядами на жизнь, на мир, на человеческое общество.

Главным центром личности считается самооценка человека, которая в свою очередь помогает определить жизненные ориентиры человека, степень его притязаний и всю систему оценок. Самооценка оказывает воздействие на формирование стиля и поведения, обуславливает динамику и направление развития человека.

Главная цель, которую необходимо достичь детям старшего дошкольного возраста - это ясная, уверенная, эмоционально позитивная самооценка, которая определяет стремление детей к учебе .

Знакомство с исследованиями демонстрирует, что в детстве формируются возможности для воспитания элементов самосознания, в данном случае самооценки. Так, B. C. Мухина замечает, что самооценка предполагает осознание ребёнком того, кто он, какие качества в нем преобладают, как к нему относится окружение и чем определено это отношение. Наиболее заметно самосознание выражается в самооценке, в том, как дошкольник может оценить собственные достоинства, провалы, свои личные особенности и возможности .

Детский психолог В.Сатир отдавала самооценке главную роль среди причин, которые определяют успех или неудачу в воспитании ребенка и формировании индивида. Под самооценкой она понимала «способность человека честно с любовью и по достоинству оценить себя»: Личность с положительной самооценкой способна создавать возле себя атмосферу честности, ответственности, любви. Такая личность ощущает свою важность и нужность, чувствует, что мир вокруг станет лучше оттого, что он в нем существует. Он полагается сам на себя, но может искать поддержку и в других людях в сложных ситуациях. Он убежден, что все время может находить независимые решения, осуществлять обдуманные поступки. Только ощущая собственную значимость, человек может видеть, принимать и уважать высокую значимость окружающих его людей. Личность, имеющая высокую самооценку, вселяет доверие и надежду. Он не пользуется правилами, если они не соответствуют его эмоциям. В то же время он не зацикливается по поводу своих переживаний. Он может сделать необходимый выбор. И в этом ему помогает его умственные способности .

Значимым шагом в становлении и формировании индивидуальности ребенка считается переход от предметных оценок другого человека к оценкам его индивидуальных качеств и внутреннего состояния самого себя. В исследованиях Э.И. Суверовой, все возрастные группы дошкольников показывают умение оценить другого человека наиболее справедливо, чем оценивают сами себя. Однако тут прослеживаются некоторые возрастные перемены. Не часто старший дошкольник на вопрос «Кто у вас самый хороший?» ответит «Я самый хороший», такой ответ характерен для маленького ребенка. Но это вовсе не значит, что самооценка личности дошкольника невысокая. Ребята уже стали достаточно «взрослыми» и понимают, что хвастаться некрасиво. Совершенно не нужно напрямую говорить о собственном преимуществе. Среди детей старшего дошкольного возраста, есть те кто оценивают себя с позитивной стороны косвенным путем. На вопрос «Какая ты: хорошая или плохая?» как правило говорят: «Я не знаю... Я тоже слушаюсь», «Я также умею считать до 100», «Я всегда помогаю дежурным», «Я тоже никогда не обижаю детей, делюсь конфетами» и т.п.

У дошкольников оценка и самооценка носят больше эмоциональный характер. Среди взрослых, которые присутствуют в окружение ребенка, более яркая положительная оценка достается тем из них, к кому ребенок чувствует любовь, доверие, привязанность .

У детей дошкольного возраста самооценка, чаще всего, завышенная - так как ребенок возвышенно дает оценку своим возможностям и успехам, внезависимости от действительности результата своих действий. Это происходит от того, что общая положительная самооценка распространяется на отдельные действия - ребенок еще не в состоянии отделить положительное отношение к себе от оценки своих определенных дел. По этой причине отрицательные оценки и замечания не оказывают необходимого воспитательного эффекта.

В период старшего дошкольного возраста наступает период половой идентификации. Дети этого возраста уже в состоянии понять, что пол невозможно изменить в течение времени, рода занятия или смены одежды и других внешних факторов.

Самооценка у девочки и мальчика не одинакова. Отношение к себе как к представителю конкретного пола имеет влияние и на формирование оценки себя как индивида в целом. Исследования гендерных отличий самооценки дошкольников являются значимыми как социально-психологические, так и с позиции возрастной психологии. Отношение к себе и к другим людям строится на гендерных стереотипах, под которыми понимаются традиционные и устойчивые роли и образы, типичные характеристики, которыми наделяют мужчин и женщин .

Самооценка девочек и мальчиков отличается не только количественными (у кого-то выше, у кого ниже), но и качественными показателями. Представление о себе и самооценка у детей может измениться под воздействием семьи и окружения. Известны несколько факторов, имеющие влияние на гендерные отличия по устойчивости самооценки:

1) степень открытости во взаимоотношениях;

2) реакция на обратную связь;

3) стресс, связанный с отношениями с близкими людьми;

4) эмоции.

Низкая самооценка девочек определяется переживаниями, которые могут возникнуть из-за ухудшения взаимоотношения с близкими людьми, к примеру, если семья или товарищи не прощают обиды, -у мальчика это событие не окажет влияние на его самооценку. Происходит это от того, что для девочек отношения с близкими считаются весьма значимы, и опять можно увидеть гендерные стереотипы -это социум присваивает девочкам именно такой стиль поведения и такие переживания.

Стандарты, которые прививают дошкольникам их родители и окружение, могут помочь построить верное понимание о нормах поведения и действиях. Отношение к себе, как к представителю конкретного гендера, оказывает влияние как на индивида в целом так и на формирование его самооценки. Самооценка обладает рядом нюансов: отношение к себе, оценка себя, которые могут касаться разных сторон личности и поведения .

Вся психическая жизнь малыша формируется под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретаемое ребенком, оценивается окружающими людьми. И вскоре дошкольник самостоятельно начинает находить оценку всем своим действиям, подтверждать правильность или неправильность познаваемой либо осуществляемой им действительности.

Самооценка бывает адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной или завышенной. Каждая из них индивидуальным образом выражается в жизнедеятельности индивида.

Согласно взгляду М.И. Лисиной, дети с заниженной самооценкой узнаются по угрюмости, застенчивости, отсутствию жизнерадостности. Ребенок с низкой самооценкой уверен, что с ним не интересно играть - и на самом деле становится не интересно и скучно, в следствии того что он не разрешает себе увлечься игрой. Но так как, он нуждается в общение, другие ребята научат его выполнять роли - невыигрышные, скучные, исполнительские. Но если вдруг такой ребенок принимает решение совершить поступок (придумать новый сюжет, ударить обидчика, дать списать задание или самому списать - неважно), есть вероятность, что в дальнейшем ему придется переживать, стыдиться своего промаха или стесняться собственного успеха, прятать собственную сопричастность, сбегая от ответственности.

Некоторые авторы (А.И. Силвестру, М.И. Лисина) предполагают, что повышенная самооценка - последствие множественных «поглаживаний», поощрений, лишенных органичности и, вероятно, являются манипуляцией со стороны родителей. К примеру, чаду не отказывают ни в чем материальном, но в тоже время и не принимают участия эмоционально в его в жизни, не дают оценку поведению, не занимаются его воспитанием. Вероятно, он вырастет с чувством, что все что у него есть материальное ему дано от природы, и это никак не взаимосвязано с тем, какой он в самом деле. Он уверен, что он абстрактно прекрасный ребенок. А вот за что можно похвалить - он не понимает, и слабо может отличить собственное достижение от чужого.

М.И. Лисина изучила как развивается и формируется самооценка дошкольников под влиянием детско-родительских отношений. М.И. Лисина подмечает, что ребята с четким представлением о себе обладают высокой самооценкой и воспитываются в семьях, где родители используют демократический стиль в воспитании, уделяют ребенку, довольно много времени, благоприятно расценивают его физические и умственные способности, но, не считают, что степень его развития выше, чем у их сверстников. Такого ребенка часто награждают, но не презентами. Наказывают, чаще всего, отказом от общения с ними. Ребенок с низкой самооценкой растет в семье, которая пользуется авторитарным, либеральным или же хаотическим стилем воспитания. С ребенком совсем не занимаются, однако призывают к полному повиновению (особенно авторитарный тип воспитания). Низко оценивают, нередко попрекают, наказывают, иногда - при посторонних людях. Не ждут от него успехов и достижений в дальнейшей жизни.

Еще один из основных факторов формирования самооценки старшего дошкольного возраста является увеличение и обогащение личного опыта ребенка. Под личным опытом, понимается общий результат тех интеллектуальных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем его предметном мире.

Можно выделить механизм формирования самооценки в дошкольном детстве, который происходит следующим способом:

  • через оценки значимых взрослых (родителей, педагогов);
  • на основе собственного практического опыта;
  • через ровесников, на основе информации о качестве результата при решении конкретных задач.

Важное воздействие на развитие самооценки оказывают: отношение окружающих взрослых и понимание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и итоговых результатов. И осмысление этого не возникнет автоматически: родители и воспитатели должны учить детей замечать и осознавать себя, учить координации собственных поступков с действиями окружающих, регулировать личные желания с желаниями и потребностями окружающих.

В процессе умственного развития дошкольника преодолевается непосредственное принятие оценок старших, происходит процесс опосредствования их собственным знанием себя.

Формирование самооценки у дошкольника происходит под воздействием активных действий: самонаблюдения и самоконтроля.

Наиболее подходящим для формирования положительной самооценки у детей старшего дошкольного возраста считаются виды деятельности, направлены на получение результата (игра с мячом, классики). В данном случае ребята руководствуются мотивом повышения самооценки, в то время как выполняя деятельность продуктивного характера (например, вырезание из бумаги), мотивы самооценки уходят на второй план. Точность и объективность оценки и самооценки детей увеличиваются по мере освоения детьми правил игры, получения личного опыта .

Не только у школьников, но и у детей дошкольного возраста любое притеснение, насилие, принуждение осуществлять что-то против воли порождает сопротивление. Длительное психическое и эмоциональное напряжение порождает поиск суррогатных (искусственных) выходов. Внешние выходы предполагают поведение (протестные действия), вредные привычки (сосание пальцев, языка, губ, одежды, биение головой о подушку, грызение ногтей, раскачивание), внутренние - аутоагрессию (уход в себя). Развитие личности ребёнка становится дисгармоничным, нарушается понимание себя. Ошибки в воспитании порождают дидактогении - плохой результат последствия педагогической ошибки, негативного воспитательного влияния. К ним можно причислить угрозу, нетерпение, конфликты, перегрузки, авторитарность, осмеяние, наказание стыдом и т.д. .

Концепция формирования самооценки в дошкольном возрасте говорит о том, что с помощью конкретного вида оценок к обобщённым; через оценку значимого взрослого (родители, прародители, педагоги), далее ровесников, к развитию самооценки на основе данных о качестве результата при решении конкретных задач. Главную роль в формировании самооценки детей дошкольного возраста играют окружающие его взрослые, в первую очередь - это его родители .

Для того что бы сформировать позитивную самооценку у ребенка, нужно сформировать в семье ряд таких условий, чтобы ребенок чувствовал, что он охвачен вниманием, заботой и любовью семьи, невзирая на то, какую оценку он заслуживает в данный момент. Родители должны заострять внимание ребенка на его и достижениях, и успехах, а не подчеркивать его промахи и неудачи. Самооценка очень существенно влияет на жизнь ребенка. По этой причине родители должны суметь предусмотреть возникновение всевозможных трудностей в жизни ребенка, осознавать и соблюдать правила и общепризнанные нормы воспитания, принятые в мире, всеми силами стараться сформировать у ребенка позитивное отношение к самому себе.

Одобрение и критика должны быть в разумном соотношение: недопустимо всё, что делает ребёнок, безоговорочно одобрять, но и ругать за всё подряд - тоже не следует. В случае, когда критика превышает одобрение, ребёнок станет избегать общение с родителями. Но если есть необходимость в критике ребёнка, то нужно обязательно найти, за что можно высказать похвалу, к примеру, за самостоятельность, за умственные способности, силу воли. Кроме того, в окончание разговора нужно высказать искреннюю веру, в том что ребёнок правильно понял критику и быстро всё исправит .

Родители, которые проявляют постоянный интерес к трудностям своего ребенка, принимают участие в решении возникших проблемных ситуаций, помогают собственному ребенку оценить себя положительно, способствуют формированию полноценной личности.

Семья - важный элемент в развитии самосознания и формировании самооценки детей. Детский сад так же состоит в этой цепи - развития самооценки ребенка. Так как дошкольное учреждение - это первое общество для малыша. Малыш находится в детском саду, где родители отсутствуют, и их заменяет воспитатель. Как будет ощущать себя ребенок в детском саду: хорошо или плохо, сможет ли найти ребенок в этом незнакомом ему человеке поддержку?

Дошкольное образование - это система, где главная роль отводится процессу взаимодействия воспитателя и ребенка. Педагог для дошкольников - значимая фигура, а это значит, что рядом с детьми должен находиться высокопрофессиональный педагог .

М.В. Лаврентьева установила, что статус ребенка в коллективе воздействует на самооценку дошкольника. Так, к примеру, тенденцию к переоценке больше показывают «непопулярные» ребята, авторитет которых в коллективе невелик; недооценку — «популярные», эмоциональное состояние которых довольно хорошее.

Воспитатель оказывается влияние на формирование личности дошкольника (начальным шагом в развитии личности считается самооценка дошкольника), развивает его многосторонне. Любой ребенок - это личность и к каждому малышу нужен свой индивидуальный подход. Этот подход реализуется при взаимодействии воспитателя и ребенка. Взаимодействие педагога и дошкольника может происходить по-разному. Как общается воспитатель, оценивает поступки, указывает на них, зависит от него самого. В случае если в данном взаимодействии отсутствует любовь, забота, привязанность к ребенку, то ребенок становится, замкнутым, безразличным, агрессивным, он отказывается посещать детский сад и т.д., у ребенка снижается собственная самооценка. Вот почему так важна роль общения педагога с воспитанником детского сада.

Трудности преподавательского взаимодействия широко об-суждаются на психологических съездах, конференциях, семинарах. Ничего необычного в этом нет. Так как невозможна без педагогического общения деятельность ни учителя, ни вос-питателя, ни музыкального руководителя, ни инструктора физического воспитания. И успех в воспитании и обуче-нии, рост профессионального мастерства в значительной степени обуславливается тем, на-сколько совершенно педагогическое взаимодействие. Можно отметить, что педагогическое взаимодействие активно воздействует на формирование самооценки ребенка. Эксперты полагают, что педагог окажет положительное влияние на самооценку своих воспитанников, если, взаимо-действуя с ними, научит гордиться тем, что любой из них может делать хорошо, помогая понять тем самым собственные способности.

Воспитателям немало важно понимать и не забывать, что все без исключения оценочные воздействия взрослого имеют влияние на развитие самостоятельности и самооценки ребенка.

Большое значение при этом имеет овладение навыками педагогического общения, умелое использование ориентирующих и стимулирующих (Б.Г. Ананьев) функций педагогической оценки. Положительные результаты в развитии самооценки неуверенных в себе детей достигаются, когда педагоги следуют путем развития способностей ребенка, создания для него ситуаций успеха, часто хвалят, проявляют эмоциональную поддержку ребенка. Это положительно влияет на уверенность ребенка в собственных возможностях. Это доказывает, как передовой педагогический опыт, так и специально проведенные исследования.

Как считает В. Абраменкова, развитие в ходе дошкольного обучения правилам коллективного поведения дошкольников и привычки этого поведения вырабатывают у детей осознание необходимости действовать согласно этим правилам, оценку своего поведения с точки зрения поведения должного, основанного на мнении группы. В воспитание целенаправленности и планомерности волевых действий ребенка важную роль играет именно это сознание правил поведения, как регулирующих удовлетворение своих желаний, так и стимулирующих процесс преодоления своего нежелания.

Таким образом, можно отметить, что роль взрослого в психическом развитии ребенка имеет особое значение. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Родители для ребенка на первых порах становятся единственными носителями социальных отношений и единственным соединяющим звеном между остальными связями ребенка с миром. Однако, одного только общения с родителями недостаточно для полного развития малыша. Колоссальную роль в формировании самооценки детей дошкольного возраста имеют количество и качество общения с родителями, особенности семьи, родительское отношение к ребенку, супружеское взаимодействие и др.

Так же, нельзя не отметить что, в формирование самооценки большую роль играет детский сад и воспитатели. Именно развитие самооценки в младшем возрасте позволяет ребенку в дальнейшем осуществлять активный жизненный выбор, определяет уровень его стремлений и отношения с окружающим обществом. При этом важна гармоничность, согласованность в педагогическом и психологическом воздействии, которое оказывается на ребенка. Абсолютно недопустимо, чтобы в детском саду воспитатели и психолог стремились помочь ребенку повысить самооценку и статусное положение в группе, а дома родители или старшие братья, сёстры в силу своей некомпетентности сводили эти усилия к нулю. Поэтому важно проводить обучающие семинары, для ознакомления родителей с обязательными правилами воспитания, соблюдая которые, родители будут помогать своему ребенку полноценно, гармонично развиваться психически.

Уважение к детям, бережное отношение к личности ребенка это основа стратегии позитивного оценивания.

Для того что бы у дошкольника сформировалась адекватная самооценка, необходимо что бы действия воспитателя в детском саду и семье ребенка были согласованы. На любом этапе жизни ребенка, семья воспринимается как личный пример. Для ребенка такая взаимосвязь имеет важное значение, она имеет влияние на развитие жизненных ценностей, на формирование его поведения, характера и на отношение к окружающим его людям, и конечно же имеет большое значение на формирование личности в целом.

Аннотация: Самооценка детей дошкольного возраста в онтогенезе. Воспитание адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Виды и уровни самооценки личности, их особенности. Факторы, влияющие на развитие самооценки старшего дошкольника.

В отечественной психологической литературе самооценке уделено большое внимание. Понятие, структура, функции, а также проблема развития самооценки рассмотрены в работах Л. И. Божович , И.С. Кона , А. И. Липкиной , М. И. Лисиной .

Самооценка представляет собой наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает. В ряду исследователей, занимающихся разработкой субъективной сферы личности - проблемой самооценки – представители разных психологических школ рассматривают самооценку в соответствии в контексте самосознания, личности или категории «Я», либо в зависимости от ее компонентов (регулятивного, эмоционального, когнитивного). Предметом объективной оценки являются потенциалы личности и ее возможности, которые по разным показателям оцениваются экспертами.

Вопросами изучения развития самооценки детей дошкольного возраста занимались ученые А.И. Липкина , Е.И. Савонько , Г.А. Собиева . Е.О. Смирнова , Г.Б. Тагиева в своих работах изучали зависимость уровня освоения ребенком деятельности и самооценки.

Ребенок в дошкольном детстве проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию. Старшие дошкольники в основном, верно, осознают свои достоинства и недостатки, учитывая отношение к ним со стороны окружающих. То есть, развитие самооценки и самосознания составляет одно из основных новообразований дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте самооценка, как правило, является завышенной – ребенок высоко оценивает свои достижения, независимо от реальных результатов своих действий. Это происходит потому, что общая положительная самооценка распространяется на отдельные действия – дошкольник еще не может отделить положительное отношение к себе в целом от оценки своих конкретных дел. Поэтому частные негативные оценки и замечания не оказывают должного воспитательного эффекта.

В работах Б.С. Волкова и Н.В. Волковой , Д.Б. Эльконина отмечается, что самооценка детей дошкольного возраста постепенно к старшему возрасту становится все более адекватной, особенно в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где, имеется реальная опора. Б.Г. Ананьев , П.М. Якобсон и другие отмечают, что к старшему дошкольному возрасту формируется способность к адекватной самооценке в конкретной деятельности, а также в специально задаваемой ситуации. Г. Б. Тагиева отмечает, что в старшем дошкольном возрасте, многие дети начинают давать себе адекватную оценку применительно к каким-либо конкретным видам деятельности.

Для развития адекватной самооценки у детей необходимо создавать разнообразные условия, такие как:

  1. Создание положительного эмоционального фона.
  2. Научить детей распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей, быть внимательными к проявлению чувств и желаний других людей.
  3. Формировать у детей понятие «друг», «дружба». Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других. Сплочение детского коллектива, повышение самооценки.
  4. Учить детей говорить о себе, ценить себя. Снятие эмоционального напряжения, создание эмоционально-положительного фона. Развитие самоконтроля и произвольности движений.

Для определения уровня сформированности самооценки у дошкольников были использованы методики: «Лесенка» (В.Г. Щур) и методика «Какой Я» (Р.С. Немова).

В ходе исследования у детей 5-6 лет были выделены следующие особенности самооценки:

  • В исследуемых группах преобладает заниженная самооценка так в экспериментальной группе этот уровень выявлен у 9 детей (45%), а в контрольной группе у 8 детей (40%). В ходе проведения диагностики в ЭГ адекватный уровень самооценки был выевлен у 20% детей (20%) в контрольнорй групе у 25%. Завышенная самооценка выявлена у 7 детей (35%) как в экспериментальной так и в контрольной группе.
  • Анализ данных свидетельствует о том, что дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность.

После проведенного формирующего этапа произошли позитивные изменения: в экспериментальной группе 45% детей поднялись до адекватного уровня, в контрольной группе динамика произошла у 5% испытуемых. Дети стали более самостоятельными, уверенными в себе, повысилась их познавательная активность Они свободнее выражают свои эмоциональные состояния, делятся своими личными проблемами, переживаниями потребностями Значительно улучшились их коммуникативные навыки.

Реализованная система работы доказала свою эффективность при следующих условиях: создание положительного эмоционального фона, обучении детей распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей, сплочение детского коллектива и снятие эмоционального напряжения, создание эмоционально-положительного фона, развитие самоконтроля.

Литература.

  1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности / Б. Г. Ананьев; под ред. Н. А. Логиновой; отв. ред. и сост. Л. А. Коростылева, Г. С. Никифоров. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – 548 с.
  2. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. (1998. (№ 4. – С. 47.
  3. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2016. – 304 с.
  4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Владос, 2008. – 360 с.
  5. Якобсон, С. Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 1993. – № 8. – С. 55-61.

Вероника Музенитова
Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста»

Самооценка ребёнка дошкольного возраста

Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности.

В самооценке отражается то, что человек узнает о себе от других, а также его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.

В дошкольном возрасте происходит формирование новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения, поэтому старший дошкольный возраст является очень важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки.

Дошкольный возраст - это возраст совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. В результате соподчинения мотивов происходит овладение детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки. В этом возрасте изменяется характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми и он уже способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества.

Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, самостоятельность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо - интеллектуального переживания.

В развитии самосознания ребёнка очень важна роль взрослого, который, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ему овладеть средствами осознавания себя и самооценивания.

В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" - "какой я есть", но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" - "каким бы я хотел быть"). В период дошкольного детства дети конструктивно взаимодействуют с окружающими, что и приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Не последнюю роль в развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста играет общение со сверстниками. Обмениваясь оценочными воздействиями, у дошкольника возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.

Самооценка формируется в таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка. В разных видах деятельности самооценка разная.

Например, в игре, как в ведущей деятельности дошкольника, самооценка и ее особенности проявляются в формировании межличностных отношений. В процессе общения со сверстниками, при обмене оценочными воздействиями, возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.

Благодаря трудовой деятельности в дошкольном возрасте закладываются основы будущего профессионального самоопределения. Коллективный характер активности старших дошкольников приводит к необходимости обсуждать план своей совместной деятельности, распределять участки работы и согласовывать их между собой, определять ответственных за полученный результат. В результате такой работы у детей развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда ровесников.

Изобразительная деятельность направлена не только на художественное творчество, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету. Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное или отрицательное отношение (и тогда, прорисовывая неприятные явления, ребенок как бы изживает вызванные ими неприятные чувства).

В результате исследований было выявлено, что дети, стремящиеся выделить себя через деятельность, чаще завышают свои самооценки; а если выделение происходит через сферу отношений, самооценка обычно бывает заниженной.

Для старших дошкольников, стоящих на пороге кризиса 6-7 лет, характерна несколько завышенная самооценка. В условиях привычной деятельности (в игре, рисовании) они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной, а в незнакомой ситуации – завышена, т. к. дети еще не могут правильно оценить себя. К концу старшего дошкольного возраста у большинства дошкольников формируется адекватная самооценка.

Но встречаются и дети с неадекватно завышенной самооценкой . Они, как правило, очень подвижны, не сдержаны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны.

Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, не уверены в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным.

Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников.

Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия - основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

Как выявить самооценку?

Способ № 1.

Спросите у ребёнка:

Ты хороший?

Ты добрый?

Ты красивый?

Ты умный?

Ты послушный?

Ты аккуратный?

Для уточнения можно задать вопрос: «Почему ты так думаешь?».

За каждый ответ «Да» - 1 балл.

6 баллов – самооценка завышена

5 баллов – высокая самооценка

4 балла – средняя самооценка

2-3 балла – низкая самооценка

1-0 балла – очень низкая самооценка.

Способ № 2.

По расположению рисунка ребёнка на листе и его размеру.

Вверху – высокая самооценка

В центре – средняя самооценка

Внизу – низкая самооценка.

Маленькая фигурка наверху – стремление повысить низкую самооценку;

Большая фигура внизу – стремление снизить самооценку (или это результат воздействия окружающих на личность ребёнка).

Изображение во весь лист может говорить об эгоцентризме ребёнка.

Способ № 3.

Наблюдение за ребёнком.

Неуверенность в поведении, боязливость, высказывания «у меня не получится», «я не смогу», «я так не умею», «я плохой» свидетельствуют о низкой самооценке.

Способ № 4.

«Нарисуй себя»

По тому, как ребёнок себя изобразил, вы сразу поймёте, как он к себе относится.

Любите своего ребёнка!

Замечайте все успехи и достижения, даже самые маленькие.

Говорите своему ребёнку о том, как он много для вас значит.

Хвалите и поощряйте.

Верьте в него!

Играйте с ним, общайтесь и помните, что именно проявление любви даёт ощущение собственной ценности.

Алина Лозовая
Формирование адекватной самооценки у дошкольников

Материалы семинара по теме

«Формирование адекватной самооценки у дошкольников »

Социальный педагог МБДОУ «ЦРР – Д/С №73»

Лозовая А. Г.

Самооценка - это оценка личностью самой себя , своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. В развитии личности ребенка самооценка играет большую роль . В дальнейшей жизни от этого будет зависеть успешность человека.

Адекватный образ «я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми, в первую очередь родителями, и сверстниками. Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрени -они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение , совесть, гордость, тщеславие, честолюбие; себя можно уважать, презирать, ненавидеть, гордиться собой.

Самооценка появляется во второй половине дошкольного возраста на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший» ) и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. Пятилетний ребенок, оценивая свои практические умения, преувеличивает свои достижения. К шести годам сохраняется завышенная самооценка , но в это время дети хвалят себя уже в не в такой открытой форме , как раньше. К семи годам у большинства самооценка умений становится более адекватной . В целом самооценка дошкольника очень высока , что помогает ему осваивать новые виды деятельности.

Самооценка динамична : она возникает, удерживается или исчезает. Самооценки могут быть адекватными (соответствуют имеющимися у человека качествам, возможностям) и неадекватными (завышенными или заниженными) . Неадекватность самооценки - один из самых неблагоприятных факторов психологического и нравственного развития личности.

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания

(по М. И. Лисиной) .

Адекватная самооценка формируется , если :

Родители уделяют ребёнку достаточно много времени;

Оценивают положительно, но не выше, чем большинство

сверстников;

Часто поощряют / не подарки/;

Наказывают в виде отказа от общения;

адекватно оценивают физические и умственные данные;

Прогнозируют хорошие успехи в школе

Дети с адекватной самооценкой :

Анализируют результаты деятельности;

Пытаются выяснить причины неудач;

Уверены в себе, активны

Настойчивы в достижении цели;

Стремятся к сотрудничеству;

Общительны и дружелюбны.

Завышенная самооценка формируется , если :

Родители уделяют ребёнку очень много времени;

Оценивают высоко, выше, чем большинство сверстников;

Очень часто поощряют, / в том числе подарки/;

Редко наказывают;

Очень высоко оценивают физические и умственные данные;

Ожидают отличные успехи в школе.

Дети с :

Очень подвижны, не сдержаны;

Быстро переключаются с одного вида деятельности на другой;

Часто не доводят начатое дело до конца;

Не анализируют свои поступки;

Не осознают своих неудач;

Склонны к демонстративному поведению, доминированию.

Заниженная самооценка формируется , если :

Родители уделяют ребёнку очень мало времени;

Оценивают ниже, чем большинство сверстников;

Не поощряют;

Часто наказывают, упрекают;

Низко оценивают физические и умственные данные;

Не ожидают успехов в школе и в жизни

Дети с заниженной самооценкой :

Нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны;

Готовы расплакаться в любой момент;

Тревожны, не уверены в себе;

Трудно включаются в деятельность;

Заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными;

Имеют низкий социальный статус в группе сверстников

Заниженная самооценка становится фактором , тормозящим развитие личности ребенка. Проявления негативной самооценки могут быть самые разные : от снижения работоспособности до проявления агрессии.

Негативная самооценка может привести к :

Развитию нерешительности, застенчивости.

Ребенок может избегать ситуаций, в которых нужно проявлять речевую активность, отказываться от ведущих ролей в играх.

Эмоциональной неустойчивости (обидчивости) .

Малыш обижается при проигрыше в игре, болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса, недовольное выражение лица взрослого, часто плачет.

Страхам.

Малыш боится новых людей, новых ситуаций, боится оставаться один, боится выступать на публике один, и т. п.

Тревожности. Общение у тревожных, неуверенных в себе детей становится избирательным, эмоционально-неровным. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми.

Конфликтности. Ребенок может сам провоцировать конфликт, отвечать конфликтно на конфликтные действия других.

Агрессивности.

Ребенок может ломать игрушки, толкать сверстника, кусаться, плеваться, щипать других, говорить обидные слова, когда не слышит взрослый и т. п.

Не изолируйте ребенка от домашних дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не посильно. Хорошо если ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

Не перехвалите ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните – похвала, также как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.

Не забывайте поощрять и других детей в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой.

Не допускается негативная оценка действий ребенка, нельзя говорить : «Ты не умеешь строить, рисовать и т. д.» В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, своих силах, способностях. Из-за этого формируется низкая самооценка , вызванная отношением взрослых, а также начинается невротическое развитие ребенка.

Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

Недопустимо сравнивать ребенка, его дела и поступки с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять. Такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм , эгоизм, упрямство, зависть.

Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно. Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки .

В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию. Это дестабилизирует личность.

При работе с детьми необходимо всегда помнить следующие правила :

1. Положительно оценивайте ребенка как личность, демонстрируйте доброжелательное отношение к нему.

Для этого как можно чаще называйте ребенка по имени и хвалите его в присутствии других детей и взрослых («Я знаю, ты очень старался» , «Ты умный мальчик» ).

2. Не бойтесь указывать в тактичной форме ребенку на ошибки .

(«Работа хорошая, но зайчик у тебя, Ванюша, сегодня не получился» ). Но результаты работы ребенка, занижающего свои возможности, сравнивайте не с работами других детей, а с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад («Посмотри, сегодня ты завязал шнурки лучше, чем вчера» ). Как можно чаще поощряйте детей с заниженной самооценкой .

3. Обсуждайте вместе с ребенком способы исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения

(«Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы Юля простила тебя?» , «Посмотри, ты нечаянно толкнул Машу, она заплакала. Подумай, как надо поступить в этой ситуации?»).

4. Обязательно выражайте уверенность в том, что у ребенка все получится

(«Завтра зайчик выйдет красивым» , «Ребята, завтра Саша не будет больше обижать девочек» ).

При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Для педагогов демократического стиля взаимодействия характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Вследствие этого дети теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли воспитателя, обнаруживают низкую самооценку , агрессивность. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение. Для педагога характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.

При либеральный стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

При попустительском стиле руководства педагог стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность детей, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний. Непоследовательный стиль характерен тем, что педагог в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся . Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью. Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них – быть в центре внимания взрослого. Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

В работе с дошкольниками с заниженной самооценкой необходимо помнить , что для них очень значима оценка педагога. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность.

Напротив, порицание и окрики усугубляют негативное состояние ребенка, приводят к уходу от деятельности. Он становится пассивным, заторможенным, перестает понимать, что от него требуют. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача взрослых в работе с такими детьми – обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить в свои силы.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуальною опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии.

В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее защитную функцию.

Сознание ребенка как бы «выключается» : он не слышит травмирующих его критических замечании в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины. Специалисты считают, что педагог окажет позитивное воздействие на самооценку своих питомцев , если, взаимодействуя с ними, научит гордиться тем, что каждый из них умеет делать хорошо, помогая осознать тем самым своилллспособности.

Оценочная деятельность требует от взрослого умения выражать доброжелательность в обращениях к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, без стереотипов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и положения ребенка в группе сверстников. Необходимо смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной.

Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе стратегии позитивного оценивания. Использование этой схемы педагогами и родителями при оценке деятельности и поведения детей старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки , умения анализировать и контролировать свои действия и поступки.

Улыбка, похвала, одобрение - все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки , создают позитивный образ.

Формированию положительной самооценки и Я-концепции педагог способствует и когда помогает ребенку преодолеть чувства страха, гнева, ревности; когда добивается, чтобы его воспитанники чувствовали себя ответственными за свое поведение, когда относится с уважением ко всем членам семьи ребенка.

Воспитатель способствует формированию позитивной Я-концепции своих воспитанников и другим путем - помогая детям с низкой самооценкой добиться успехов в совместной, значимой для дошкольников деятельности .

Педагогам необходимо знать и помнить, что все оценочные воздействия взрослого влияют на становление самостоятельности и самооценки ребенка .

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка. Оценка дошкольником себя происходит труднее, чем сверстника. К ровеснику он более требователен и оценивает его более объективно.

Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование - ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение , которое он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции».

Данный сдвиг в развитии самооценки имеет важную роль в психологической готовности дошкольника к обучению в школе , в переходе к следующей возрастной ступени. Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность , критичность детской оценки и самооценки .

Формирование адекватной самооценки ,и умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия - основа формирования самоконтроля и самооценки .

Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

Памятка для педагогов

Примерные упражнения, игры, направленные на повышение уровня самооценки , развитие адекватной самооценки .

Игра «Мое имя» . Цель : идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я» .

Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.

Тебе нравится твое имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Ведущий говорит : «Известно ли вам, что, имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным.

Игра «Связующая нить» .

Цель : Формирование чувства близости с другими людьми.

Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Игра «Возьми и передай» .

Цель : Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

Игра «Настроение» .

Цель : Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения , уменьшение тревожности.

Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение. Например : сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

Игра «На что похоже настроение?»

Цель : Эмоциональное осознание своего самочувствия , развитие симпатии.

Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий : «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение : грустное, веселое, смешное, злое.

Игра «Комплименты» .

Цели : Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза cоceду, ребенок говорит : «Мне нравится в тебе.» . Принимающий кивает головой и отвечает : «Спасибо, мне очень приятно» . Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

Упражнение «Назови и покажи» .

Цель : Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит : «Когда я грущу - такой» . Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение : один показывает - все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.

Этюд «Ласка»

Цель : Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.

Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок» . Дети разбиваются на пары : один - котенок, второй - его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

Игра «Сказочная шкатулка»

Цель : Формирование положительной «Я» -концепции, самопринятия , уверенности в себе. Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку - в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит : «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите : какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы, что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев : Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

Игра «Принц и принцесса»

Цель : Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы.

Дети стоят в кругу. В центр ставится стул - это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

"Проигрывание ситуаций" Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя . Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций :

Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату, как ты поделишь их? Почему?

Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

"Зеркало" В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.