Этикет для самых маленьких. Информационная карта проекта «Этикет для самых маленьких

Покажите ребенку на примере, что каждое блюдо едят по-разному: суп едят столовой ложкой, вторые блюда – вилкой и ножом, маленькая ложечка нужна, чтобы кушать десерт.

Пока ребенок маленький, и пока ему приятно вас радовать своими успехами, поспешите обучить его основным правилам поведения за столом.

1. Первые навыки «этикета» необходимо прививать на собственном примере. Ежедневно старайтесь устраивать семейный обед или ужин. Пусть он длится не долго, хотя бы полчаса, но это очень многое даст ребенку: он привыкнет находиться за столом в окружении других людей, увидит, как окружающие пользуются столовыми приборами, как они едят.

2. Даже, если вы еще кормите малыша сами, все равно дайте ему в руки ложку. Он должен привыкнуть ее держать, а со временем и понять, что есть ложкой гораздо удобнее, чище и красивее, чем лазить в тарелку руками.

3. Покажите ребенку на примере, что каждое блюдо едят по-разному: суп едят столовой ложкой, вторые блюда – вилкой и ножом, маленькая ложечка нужна, чтобы кушать десерт.

4. Необходимо для еды использовать различную посуду. И малышу надо показать, что суп едят из глубоких тарелок, более мелкие тарелки используют для второго, а блюдца и розетки для варенья и десерта.

5. Не позволяйте ребенку играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест.

6. Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Помойте малышу ручки, наденьте нагрудник и только после этого усадите его за стол.

7. После еды не выпускайте кроху из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками – они всегда должны быть на столе.

8. Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом. Имейте терпение и не ругайте малыша, если он вдруг прольет компот или залезет рукой в тарелку.

9. Старайтесь чаще позволять ребенку есть самому. Научите его правильно держать сначала ложку, затем вилку и позже – нож, обязательно показывая, как ими правильно пользоваться.

10. Накрывая на стол, привлекайте к этому процессу и ребенка: попросите малыша принести к столу салфетки и ложки и покажите, как их надо правильно разложить, за одно расскажите ему доступно о сервировке стола.

11. Дети очень восприимчивы, поэтому не подавайте им дурных примеров: сами никогда не пейте из бутылок или банок, не ешьте прямо из кастрюли. Помните, что дети такие примеры очень легко усваивают.

Уроки этикета для дошколят

1. Дети должны усвоить, что за столом надо сидеть прямо, нельзя шалить, облокачиваться на стол – это мешает их соседям.

2. Детей нужно учить не растопыривать локти за столом. Можно предложить такое «упражнение»: садясь дома обедать, положите под мышки небольшие книги или другие легкие предметы. Придерживая книги, вы невольно будете есть с прижатыми локтями. Детей можно учить этому с 5–6 лет.

3. Следует объяснить ребенку, что нельзя качаться на стуле, играть со скатертью – можно упасть со стула, потянуть за собой скатерть со всеми приборами и даже опрокинуть на себя тарелку с горячим супом. Не следует закидывать одну ногу на другую, некрасиво обхватывать ножки стула ногами или вытягивать ноги под столом.

4. Нужно научить ребенка держать ложку тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки, и объяснить, как следует есть с ложки: не засовывать ее целиком в рот, не всасывать пищу с самого кончика. С ложки едят, поднося ее ко рту боковой стороной. Зачерпывают пищу можно как к себе, так и от себя, как удобнее.

5. Нужно также приучить ребенка держать вилку наклонно, а не перпендикулярно к тарелке, для того, чтобы она не соскальзывала и не разбрасывала пищу тремя пальцами правой руки, упираясь указательным в ту часть вилки, где ручка переходит в черенок.

6. Когда ребенок научится пользоваться ножом, объясняют, что вилку удобнее держать левой рукой, а нарезать пищу ножом – правой. Если едят только вилкой, ее держат в правой руке. Следует также объяснить, что мягкую пищу, которую можно отделить вилкой, не нарезают. Вилкой без ножа едят такие блюда, как котлеты, вареные овощи и рыбу (ножом только отделяют кости).

7. Покажите ребенку, что если сразу нарезать кусочками все кушанье, которое лежит на тарелке, оно быстро остынет и примет неаппетитный вид, поэтому отрезают по одному кусочку и сразу же съедают его.

8. Не разрешается брать нож в рот: можно порезать язык и губы.

9. Ребенок должен знать, что ложкой едят только жидкую пищу, а рассыпчатые каши, яичницу, запеканки, отварные овощи и т. д. едят только вилкой. Следует помнить, что все использованные приборы кладут не на стол, а на свою тарелку или специальную подставку.

10. Никогда и ничего нельзя брать с блюда своими приборами. Необходимость строгого соблюдения этих правил диктуется элементарными и понятными для всех правилами гигиены. Закончив еду, ребенок должен положить ложку, вилку и нож на тарелку, а не на скатерть.

11. Категорически запрещается извлекать остатки пищи, застрявшие в зубах, вилкой или чем-либо иным, кроме зубочистки (и то не за столом). После еды хорошо прополоскать рот теплой кипяченой водой, можно с питьевой содой.

12. Нельзя тянуться за угощением через стол – нужно попросить, чтобы его передали.

13. Надо приучить детей тщательно разжевывать пищу, есть не торопясь, не брызгая, чтобы у них не создалось привычки есть некрасиво и шумно; это неприятно и неудобно для них самих и для окружающих.

За «взрослым» столом

1. Принято считать, что за «взрослым» столом дети должны молчать. Это не совсем верно. Даже маленький ребенок, который еще не научился говорить, требует к себе внимания. Он обязательно что-нибудь сделает, чтобы добиться своего: бросит ложку на пол, разольет молоко. Это нужно знать и никогда не наказывать детей за кажущиеся беспричинными капризы.

Однако от чрезмерного внимания взрослых или от длительного застолья ребенок может утомиться и начать капризничать. В этом случае лучше отсесть со своим ребенком от общего стола, но не в качестве его наказания, а для спокойствия всех. Вообще, если собирается исключительно «взрослая» компания и ваш ребенок будет единственным, лучше оставить его дома. Скучающий и капризничающий ребенок может испортить вечер всем.

2. Подросших детей за «взрослым» столом могут попросить рассказать о чем-то, тогда они вежливо должны отвечать на вопросы гостей. Следует научить детей, что самим начинать разговор с взрослыми невежливо. В свою очередь взрослые должны быть внимательны и вежливы с детьми. Нельзя призывать сделать что-то криками, понуканиями, указующими жестами. Не следует также бранить детей и часто извиняться за их поведение. Дети очень чувствительны к бестактности на людях. Воспитывать детей нужно дома. Кроме того, от постоянных замечаний и придирок даже у взрослого человека неловкость усиливается, а у ребенка вообще может развиться комплекс неполноценности.

3. Если вы приглашаете в гости друзей с детьми, организуйте для них отдельный стол и подумайте, чем можно было бы их занять. Хорошо, если дети окажутся примерно равного возраста и интересов.

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Приматенные ингаляторы вернулись, но не одобрены для детей до 12 лет!

Все о воспитании

Просмотрено

День, когда я перестала говорить своему ребенку “Давай скорее!”

Детская психология

Просмотрено

33 ответа на «мне скучно», которые ваши дети наверняка ненавидят!

Советы родителям

Просмотрено

Дорогие друзья, я обещаю, что вернусь, но сейчас у меня есть маленькие дети, которые нуждаются в моей заботе!

Правила этикета для самых маленьких

Будьте примером

Для вашего малыша самые главные и самые прекрасные люди на свете – его родители. Именно поэтому надо не просто научить кроху правильно себя вести, но и самому относиться с уважением к людям и традициям поведения. И непременно объясняйте, почему надо вести себя определенным образом, тогда правила будет проще запомнить. Пусть каждый поход в театр, музей и даже в кино будет праздником. Красиво оденьтесь сами, наденьте на кроху нарядную одежду. Лучше всего заранее , на тему которой будет спектакль, рассказать о музее, о фильме или мультфильме. Чтобы этот день отличался от иных по полной программе, сходите вместе с ребенком в буфет, купите ему любимое лакомство и для себя не забудьте.

Сказочная страна

Прошли и многие родители задались вопросом, а стоит ли ждать школьного возраста, чтобы сводить кроху на представление? Конечно, нет, ведь, если представление поставлено по знакомым сказкам, то малыш будет с интересом смотреть его уже с 3-х лет. А вот чтобы посмотреть спектакль, поставленный по детским пьесам, лучше дождаться, когда малышу «стукнет» . Традиционно балет и опера считается элитарным искусством, но ведь так много балетов поставлены по сказочным мотивам, и так много опер написано специально для детей. По мнению специалистов, балет и опера действительно сложный жанр, но уже начиная с 8-9 лет дети с интересом будут следить за перипетиями судьбы балетных и оперных героев. Музеи сейчас очень популярны и есть много специально организованных детских экскурсий. В 6-7 лет малыш может самостоятельно в компании сверстников посещать их и с интересом разглядывать картины и предметы интерьера и быта.

Правила этикета в музее

Заранее расскажите, что придуманы таким образом, чтобы было комфортно всем посетителям, поэтому и вести себя надо тихо, разговаривать мало и только шепотом. Нужно беречь картины и другие экспонаты, ведь им очень много лет, поэтому подходить близко и трогать их руками нельзя. Если в музее разрешают брать какие-то предметы в руки, объясните, что это сделано в виде исключения и далеко не везде так можно делать. Чтобы сохранить интерес у малыша, заранее купите книги по искусству, наборы открыток или найдите в интернете сайт музея конкретного профиля и дома, в спокойной обстановке, еще раз покажите их и расскажите малышу о художниках и их картинах простыми словами. Наверняка потом ребенок будет сам рассматривать репродукции и узнавать картины «знакомых» художников.

Правила этикете в театре

Планировать поход в театр надо еще дома. Расскажите малышу сюжет пьесы, объясните и покажите, как надо проходить по ряду на свое место, если опоздали (лицом к сидящим). Кстати, на спектакль лучше не опаздывать, тогда ведь придется смотреть первое действие издали, с балкона, например. Хотя в этом даже есть плюс, ведь для крохи сказочные герои – абсолютно реальные и, если его посадить на первые ряды, ему станет страшно в особо патетические моменты. Заранее не забудьте предупредить, что нельзя есть во время спектакля, надо дождаться антракта и пойти в буфет. Разговаривать тоже не стоит, это не вежливо по отношению к актерам и к тем, кто сидит с вами рядом: соседи сделают вам замечания и окажутся правы.

Правила этикета в кинотеатре

Тут тоже надо до начала сеанса рассказать, . Объясните малышу разницу между театром и кинотеатром. Расскажите, что в театре надо непременно раздеться и, в идеале, надеть сменную обувь, а если идете смотреть кино, это делать не нужно. А вот если на ком-то высокий головной убор, его надо снять, ведь тем, кто сидит позади, не будет видно экран. Есть еще отличие от театра – можно говорить во время сеанса, но только шепотом и недолго. Ни в коем случае нельзя криком пытаться «подбодрить» любимого героя. Во-первых, это неуважение ко всем, кто пришел на сеанс, а во-вторых, все равно не поможет.

Научите малыша ценить труд других людей – укажите на уборщицу и расскажите, что ей придется убирать за ним, если он будет бросать на пол фантики или приклеит жвачку на мебель. Весь мусор за собой надо убирать в специальные урны. Но лучше всего не давать совсем маленькому напитки или конфеты, если он сильно увлечется происходящим на экране, может подавиться.

Правила этикета для детей — это сборник норм поведения и хороших манер, выполняя которые, ребенок всегда будет выглядеть воспитанным и вежливым. Приучать малыша к этикету следует с самого раннего возраста. Лучше всего, если малыш будет видеть хороший положительный пример своих родителей.

Когда родители воспитанные и культурные, дети впитывают хорошие манеры с молоком матери. Не стоит начинать воспитание со скучных и заунывных разговоров и нравоучений о правилах и нормах поведения в общественных местах. Психологи утверждают, что такая манера обучения вызывает у большинства детей отвращение и недоверие к тому, что стоит соблюдать нормы и правила поведения.

Первое знакомство у детей должно пройти в виде игры. Игровой момент обучения является самым результативным и простым. Дети быстро учат и запоминают, что от них требуют родители. Например, разыгрывайте небольшие сценки с домашними игрушками. Проигрывайте такие ситуации, как:

  • походы в театр;
  • походы в магазин;
  • посещение киносеансов;
  • посещение званых ужинов;

Отлично справляются с обучением детишек и книжки. В детской литературе на простых и доступных примерах, девочкам и мальчикам показывают, как себя вести в различных ситуациях.

Основная цель, которую должны донести близкие и родные до ребенка — это уважение к окружающим. Это будет та аксиома, которая должна выполняться, ведь именно на вежливом и учтивом отношении к людям строится вся наука о поведении и общении.

Правила этикета для детей школьного возраста

Если говорить об обучении детей школьного и дошкольного возраста, оно может существенно отличаться. Уже начиная с 5-6 лет, когда ребенка постепенно готовят к школе, занятия о манерах и нормах поведения должны напоминать интересные беседы.

Когда ребенок взрослеет и идет в школу, рекомендуют следующие формы занятий:

  • беседы;
  • тренинги;
  • игры.

Поговорим о каждом виде более подробно. Итак, занятие-беседа: как оно проходит и из каких основных элементов состоит? Такого рода уроки всегда строятся на тесном общении и взаимодействии педагога и учеников. Преподаватель, в данном случае учитель, рассказывает небольшую поучительную историю, в конце которой происходит обсуждение с ребятами. Такие уроки позволяют понять, как дети схватывают материал, что им интересно и как кони развиваются. Форма уроков «вопрос-ответ», дает возможность общаться не только с одним учеником, а привлекает к диалогу весь класс. При этом каждый ученик должен:

  • аргументировано отвечать на вопросы;
  • продумывать ситуацию;
  • принимать самостоятельно решение.

Если рассматривать уроки-тренинги, то данная методика считается новой и ее главная цель — рассмотреть поведение людей с различных сторон. Эффективность данных занятий достигается благодаря тому, что детям предоставляется возможность проиграть две ситуации: правильную и неправильную, а затем принять решение. Главная задача учителя в таких занятиях — направлять ребят в нужное русло и следить за общей тематикой тренинга. Основной прием занятий — это ответ на вопрос «что будет, если...?». Дети сами продумывают и моделируют поведение персонажей.

Уроки-игры, пожалуй, самые увлекательные и самые любимые среди школьников младших классов. Материал, который будет подаваться в игровой форме, они с легкостью усвоят. Такие занятия позволяют оценить уровень самооценки каждого школьника. Можно по итогам уроков провести индивидуальные беседы.

Правила этикета за столом для детей

Поговорим более детально о нормах поведения за столом и о том, как обращаться со столовыми приборами.

Ребенок должен знать основные правила поведения, которые заключаются в следующем:

  • когда садитесь за стол, на колени обязательно нужно класть салфетку. Если кто-то по невнимательности взял вашу салфетку, не кричите и не оповещайте об этом всех. Тихо спросите у соседа, где взять еще дополнительную салфетку. Большинство родителей, оказываясь в гостях, не понимают, как правильно распорядиться салфеткой. Положить ее на колени или заправить за воротник. Как утверждают специалисты, если ваш ребенок не достиг пятилетнего возраста, тогда лучшим вариантом будет заправить ее за воротник;
  • когда ребенок садится за стол, контролируйте его осанку. Следите за тем, чтобы спина была ровной, подошвы располагались параллельно к полу, спина опиралась на спинку стула;
  • если возникает необходимость, пусть малыш не стесняется и держит стеклянную емкость двумя руками. Маленьким ручкам сложно справится с такими емкостями, пусть они себе помогают, а вы подсказывайте, как лучше взять тот или иной предмет;
  • когда за праздничным столом начинают передавать корзину с продуктами, то делают это всегда слева направо. Если вас попросят подать праздничное блюдо, делать это необходимо левой рукой;
  • перед тем как пить сок, всегда протрите рот салфеткой. Делайте так и себе, и своему ребенку. Тогда явный пример будет у него на глазах;
  • если вдруг понадобилось выйти в туалет, вставайте и, извинившись, уходите по своим нуждам.

Правила разговора по телефону: этикет для детей

Когда сын иди дочь общаются по телефону, отвечают на звонки, важно следить, как они это делают. В случае необходимости, нужно внести коррективы в их поведение.

Когда малыш звонит своему другу, в начале разговора он должен поприветствовать собеседника. Любая просьба, исходящая из уст вашего ребенка, должна сопровождаться вежливыми словами. Если на телефонный звонок ответил не друг, а кто-то из его семьи, очень важно не проигнорировать этот момент, а поздороваться и представиться. Важно соблюдать субординацию. Когда в трубке слышен голос взрослого человека, неуместно говорить: «Привет». В таких ситуациях говорят: «Здравствуйте». Разговор всегда заканчивается вежливым «До свидания».

Правила этикета в транспорте для детей

В общественном транспорте любой человек, невзирая на его возраст, должен придерживаться норм и правил поведения. Если ваш сын или дочь уже достаточно взрослые, объясните им, что когда входит в транспорт пожилой человек, ему необходимо уступить место. Это же касается и беременных женщин. Не стоит громко кричать в транспорте. Ребенок должен вести себя спокойно и не привлекать к себе лишнего внимания.

Правила этикета в обществе для детей

В любом общественном месте на вашего малыша будут смотреть оценивающе. Вам, как и любому родителю, хочется, чтобы ваш малыш вызывал восторг и умиление. Если вы гуляете на улице, тогда учите его уступать дорогу прохожим. Не говорите пустые слова, а показывайте все на личном примере. Не проходите мимо слепого дедушки. Подойдите к нему вместе с ребенком и переведите через проезжую часть.

Правила этикета в магазине для детей

Куда бы вы ни отправились со своим ребенком, в театр, на прогулку, в магазин, в кино, везде необходимо следить за его манерами и объяснять, как себя лучше вести. Если у вас запланирован поход в магазин, заранее постарайтесь поговорить с ребенком о ваших целях. Расскажите, зачем вы идете, какие покупки будете совершать, чтобы избежать ненужных истерик. Следите, чтобы в магазине возле касс он не толкался и не тащил с продукты с прилавков. Говорите, что ему можно делать, а что нет.

Книги о правилах этикета

Если малыш не любит читать книги, и вы не знаете с какого информационного источника лучше начать обучение, то просто начинайте играть. В такой форме любое занятие гарантировано пройдет успешно и быстро. Вам будет интересно с ребенком учить новые правила, а малышу будет любопытно за вами все повторять.

Домашний этикет

Дома ребенок тоже должен помнить о заботе и любви к своим близким и родным. Учите его уважать ваше пространство и заботиться о вас. Если мама или папа просят что-то выполнить, малыш должен помогать, а не спорить. Учите его взаимодействовать и выручать вас.

Правила этикета в гостях

Гостевой этикет, казалось бы, самый простой, но при этом его бывает сложно соблюдать маленьким деткам. Когда ребенок становится старше, ему легче объяснить, что такое хорошо и плохо, какие вещи допустимы, а какие нет. Но когда крошка совсем мал, тут родителям бывает сложно. Не стоит отчаиваться и огорчаться. Просто подождите немного, пока он повзрослеет и сможет выполнять все ваши просьбы.

Основные правила этикета для детей

Нельзя сказать, что есть какой-то сборник правил. Например, есть 10 правил и, соблюдая их, ребенок будет считаться воспитанным и культурным. Есть важные моменты и шаги, выполняя которые, малыш будет становиться приличным и хорошим человеком. Главное, чему должны научить родители своего ребенка — это уважать близких и окружающих людей. На уважении строится вся наука о культуре и воспитании.

Вряд ли кто из родителей мечтает, чтобы их ребенок капризничал за столом. Однако дети со свойственной им непосредственностью могут в самый неподходящий момент вести себя просто ужасно. Чтобы этого не произошло, важно с малых лет прививать правила этикета. И делать это лучше всего на собственном примере.

С чего начать

Приучать ребенок к правильному поведению за столом нужно с того времени, как он научится принимать пищу самостоятельно. Самый подходящий возраст для этого - 12-14 месяцев. Кажется, что кроха не сможет усвоить никаких правил. Но от него многого и требуется. Достаточно в этом возрасте запомнить только основы этикета за столом.

Перед каждым приемом пищи следует мыть малышу ручки и тщательно их вытирать. В дальнейшем уже не потребуется объяснить, зачем это делать. Это станет хорошей привычкой. На колени следует расстилать салфетку. Она защитит одежду от крошек и пятен. Если он еще очень маленький, можно дополнительно повязать слюнявчик на шею.

В этом возрасте уже следует давать малышу ложку в руку. Пусть приучается есть самостоятельно, даже если поначалу будет плохо получаться. Маме следует только докармливать малыша, если это необходимо. Вилку ребенку следует предлагать после 3, а нож – в возрасте 5 лет. И только ближе к школе, если это принято в семье, можно рассказать про различные столовые приборы и когда их следует использовать.

Правила поведения за столом

В возрасте 3-4 лет ребенок уже в силах освоить больше правил поведения за столом. Здесь важно непросто им следовать от случая к случаю. Сказанное второпях, моментально улетучится у малыша из головы, и в гостях он будет себя вести так, как привык. Этикет должен соблюдаться каждый день дома.

Прежде всего, его следует научить культуре поведения:

  • первыми за стол садятся взрослые, а затем только дети;
  • к еде следует приступать после того, как все члены семьи и гости займут свои места;
  • нельзя хватать куски, едят за столом и только за ним;
  • перед приемом пищи следует пожелать всем приятного аппетита;
  • если что-то стоит далеко от ребенка, следует вежливо попросить подать ему нужное блюдо;
  • нельзя съедать последний кусок, не предложив его другим;
  • нельзя чавкать и говорить с набитым ртом, это невежливо;
  • не стоит перебивать взрослых и других детей и громко разговаривать;
  • за столом запрещается качаться на стуле и вертеться;
  • запрещено ставить локти на стол, это некрасиво;
  • нельзя облизывать нож и есть с него, также как и тыкать в других столовыми приборами (это опасно!);
  • не стоит набивать едой полный рот и откусывать большие куски;
  • выходить из-за стола можно с разрешения взрослых.

Как приучить

Однако сколько бы родители не твердили ребенку об этикете, без личного примера тут не обойтись. Они сами должны следовать тем нормам поведения, которые требуют от своего отпрыска. Только в этом случае можно ожидать, что он будет вести себя в гостях подобающим образом.


Важно еще быть последовательным в обучении правилам поведения за столом. И в гостях, и дома должен соблюдаться этикет. Это одна из основных ошибок родительского воспитания. Зачастую в стенах своего жилища ребенку разрешается все. Однако малышу еще сложно понять, почему в гостях следует вести себя по-другому.

Следует благодарить детей за каждый успех в освоении этикета за столом. Это поможет малышу понять, что хорошее поведение вознаграждается. Если же ребенок ведет себя неподобающе, следует ему спокойно, без крика, объяснить это. Однако нужно избегать длинных нотаций и лекций. Малыш просто не в состоянии их усвоить. Достаточно 2-3 коротких предложений.

Помните, что ребенок только познает мир. Не стоит слишком сильно усердствовать в прививании хороших манер. Пусть это превратиться игру.

С возрастом усвоенные в детстве нормы поведения за столом станут хорошей привычкой. Возможно, что в будущем это пригодиться во время корпоративного вечера или знакомства со второй половинкой.

Галина Коденцова
Информационная карта проекта «Этикет для самых маленьких»

Актуальность

В настоящее время для успешного нахождения человека в обществе необходимо соблюдение правил поведения и норм, принятых в социуме.

В современном детском саду важным направлением является формирования представлений дошколят об этических нормах и правилах речевого поведения.

В нашем детском саду проводится тематическая неделя «Этикет » , она стала отправной точкой в подготовке данного проекта .

Каждому, даже самому маленькому , ребенку нужно прививать нормы этикета . Этикет – важная часть культуры.

Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Чем раньше будет начато воспитание культуры поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные этические правила поведения и речи в жизни и общении.

Большую роль в успешном личностном развитии дошкольников играет совместная работа воспитателя с семьей.

Цель : создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения и основ речевого этикета .

Задачи :

Расширить представления детей о правилах хорошего тона для построения настоящих и будущих отношений;

Формировать умение свободно общаться в ситуациях повседневности;

Воспитывать любовь и уважительнее отношение к близким и окружающим людям;

Привлеть родителей к воспитанию у детей культуры общения и поведения.

Тип проекта :

-информационный ;

Практический;

Долгосрочный;

Групповой.

Участники проекта : воспитанники 2 младшей группы №3, воспитатели, родители.

Предполагаемые результаты :

Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах нравственности.

Повышение качества усвоения знаний и умений детей во время непосредственно образовательной деятельности, в совместных играх и досуговой деятельности.

Появление интереса у детей к этикету .

Активизация эмоциональной отзывчивости в совместной деятельности.

Повышение статуса семейного воспитания.

Этапы реализации проекта :

1 этап. Подготовительный.

Обсуждение темы и цели проекта ;

Подбор материалов для реализации задач проектной деятельности ;

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

2 этап. Основной (практический) .

Создание предметно-развивающей среды для ознакомления с нормами и правилами поведения в обществе;

Подбор детской художественной мини-библиотеки на заданную тему;

Выполнение работ по изобразительной деятельности, лепке и аппликации;

Проведение занятий, бесед, тематических прогулок;

Рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию;

3 этап. Заключительный.

Обсуждение итогов и анализ работ;

Досуг в группе «Именины Карлсона» .

Реализация проекта :

Образовательная область «Речевое развитие» .

Чтение и рассказывание произведений “Я мою руки” М. Яснов, К. И. Чуковского “Мойдодыр”, “Я сам” Р. Юдина, “Девочка чумазая” А Барто, «До чего же хороши вежливые малыши! Ю. Кушак, «Давайте хорошему вместе учиться!» В. Степанов, «Я мою руки» М. Яснов; «Федорино горе» , «Посидим в тишине» Э. Благинина; «Митя –сам» , «Жадина» Э. Мошковская; этические сказки «Чучело» , «Королева-зубная щётка» Т. Шорыгина, «Кто разбил большую вазу» А. Кушнер и т. д.

Использование потешек в режимных моментах (во время умывания, перед обедом и т. д.) .

Заучивание потешек : «Наша Маша маленька » , «Раз,два,три,четыре,пять,собираемся гулять» , «Вкусная каша» .

Заучивание пословиц и поговорок – «Каков привет, таков и ответ» , «Поклонишься-голова не отвалиться» .

Загадывание загадок о вежливости, о правилах личной гигиены, о правилах поведения за столом.

Образовательная область «Познавательное развитие» .

НОД «Няня моет посуду»

Рассматривание иллюстраций : «Что такое хорошо и что такое плохо?» , «Знакомство» , «Поведение за столом» , «Поведение в магазине» и т. д.

Просмотр мультфильмов «Мойдодыр» , «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Грязнуля» (Уроки тётушки совы) .

Игровые упражнения – «Моем руки» , «Мы уже большие» , «Расскажем Карлсону о том, как правильно кушать» , «Покажем Катюше, как правильно умываться» , «Научим куклу Машу сервировке стола к обеду» , «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки» , «На дне рождения у Чебурашки» , «Кто кому уступит место» , «Обращение к взрослому» .

Дидактические игры : «Доскажи словечко» , «Вежливая просьба» , «Что сначала, а что потом» , «Мишка-топтыжка сегодня именник, ждёт гостей» .

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» .

Сюжетно-ролевые игры : «Семья» , «Больница» , «Парикмахерская» , «В кафе» , «Мы едем в автобусе» .

Пальчиковые игры : «Братцы» , «Семья» , «Строим дом» , «Здравствуй» , «С добрым утром» , , «Мы капусту рубим…» , «Апельсин» , «Птенчики в гнезде» .

Игра-тетрализация- «Заяц и лиса» .

Поручение – «Помоги товарищу» .

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» .

Лепка – «Я пеку,пеку,пеку…» , «Подарок для зайчика» , «Пирожки-крендельки» , «Вкусные гостинцы на день рождения Матрешке» .

Аппликация –«Построим больницу для игрушек» , «Платочки сушится» .

Свободное рисование.

Образовательная область «Физическое развитие» .

Пальчиковые игры : «Замесим тесто» , «Мы капусту рубим…» , «Баба сеяла горох» , «Деток в гости пригласим, пирожками угостим»

Подвижные игры : «Каравай» , «Огуречик» , «Кто быстрее перенесет игрушки?» .

Выводы и результативность.

Дети стали более раскрепощены.

Расширились у детей представления о правилах этикета и речевых нормах .

Обогатился и активизировался словарный запас по теме проекта .

Воспитателем собран и систематизирован весь материал по теме проекта .

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с воспитателем, участвовать в жизни группы.