Эссе на тему образ семьи глазами молодежи. Отношение современной молодежи к семье и браку

УДК 314.6+316.752 К.А. Ружинская, Е.С. Цыганенко, О.Е. Пантелеева ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ В статье рассматриваются ценностные ориентиры современной молодежи. Определена роль института семьи и брака в процессе социализации личности. На основе анализа общественного мнения зафиксирована динамика ценности семьи для различных возрастных групп населения и исторических периодов. Выявлены факторы, оказывающие негативное воздействие на формирование отношения молодежи к семейной жизни. Рассмотрена роль государства в создании условий для закрепления ценности семьи у молодых людей. Ключевые слова: молодежь, молодые люди, семья, брак, ценности. Молодежь, как катализатор в цепочке повседневных событий, способна идти наперекор биологическим ритмам, законам природы и чужим убеждениям. К сожалению, ухватить от жизни все – невозможно, поэтому, приходится расставлять приоритеты. Самостоятельность на любом этапе развития являлась ведущим качеством личности, которое выражалось, прежде всего, в ответственности за себя и своих близких. Безусловно, в некоторых вопросах молодежь является серьезной и ответственной, чаще – наивной и инфантильной. Главное, это не бояться совершать ошибки, из которых впоследствии формируется жизненный опыт. Но, как бы то ни было, интересно отметить, что именно семья закладывает основы будущего жизненного опыта и моделей поведения молодёжи . Всероссийским центром изучения общественного мнения был проведен опрос «Идеальная семья для Вас – это…». Опрос наглядно показывает представления молодых людей о семейной жизни. Молодежь в возрасте от 18 до 25 лет считает идеальной такую семью, в которой царит взаимопонимание, поддержка и уважение, несмотря на возникающие финансовые трудности. Также, молодым людям важна самостоятельность и обособленность от других родственников в ведении семейных дел. Кроме того, важно, чтобы интересы семьи в целом стояли выше частных интересов каждого ее члена. Идеальная семья в представлении молодежи от 25 до 34 лет практически не отличается от предыдущей возрастной группы. Единственное отличие, состоит в том, что в данной возрастной категории молодые люди больше предпочитают равноправие, нежели наличие единого лидера в семье. Как видно, идеальная семья уже не ассоциируется с высоким уровнем материального дохода, как это было в 2012 году, когда 17% россиян считали материальные блага залогом идеальных семейных отношений. Сегодня, 87% респондентов не пугают финансовые проблемы, главное, чтобы в семье было взаимопонимание, поддержка и уважение, а патриархальный тип семьи является пережитком прошлого. Данный формат взаимоотношений в семье поддерживают 52% россиян. Свое отношение молодые супруги поменяли и к вмешательству в их личную жизнь со стороны родственников. Так, в 2016 году отказываются от советов и помощи семьи 58% респондентов, что на 7% меньше, чем в 2012 . Популярность к регистрации официальных браков снижается. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2014 году зафиксировано 1225985 регистраций браков, а в 2015 году – 1161068, что на 64917 меньше. С разводами дела обстоят лучше, ведь в 2014 году их зафиксировано 693730, а в 2015 – 611646, что на 82084 меньше, чем в прошлом году. Возможно, это связано с увеличением пошлины, которая могла снизить 1 количество обращений в суд с просьбой о разводе . В современных условиях развития общества, где однополые браки становятся нормой - актуально говорить о ценностной ориентации семьи. Безусловно, главными ценностями в семье являются любовь, поддержка, комфорт, и дети. Существующая на данный момент © Ружинская К.А., Цыганенко Е.С., Пантелеева О.Е., 2016 г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Семья глазами современного старшеклассника

Введение

Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции юного гражданина. Воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких.

Проблема сохранения семейных ценностей и возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

В 2012 году уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил тему «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым. Как отметил Уполномоченный, современная семья испытывает кризис, под которым подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше. Это свидетельствуют о том, что школа должна уделять больше внимания подготовке учащихся к семейной жизни. Поэтому воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит благополучие не только их будущих семей, но и общества в целом.

Современная молодежь является «мобильной» частью общества, которая легко может адаптироваться к происходящим социальным переменам в государстве. Проходя этап своего становления, молодые люди находятся в условиях, где происходит формирование социальных отношений и утрата старых ценностей, поэтому изучение мнений современной молодежи о своей будущей семье, понимание того, какими ценностями, руководствуются молодые люди в современном обществе, является актуальным. Этой теме мы посвятили данное исследование.

Цель исследования:

Выявить основные семейные ценности современной молодежи и создать образ идеальной семьи по результатам исследования.

В ходе работы были выделены следующие задачи:

1. Выяснить, важен ли для молодежи официальный брак;

2. Выявить возможные причины вступления в официальный брак;

3. Узнать, какой смысл молодые люди вкладывают в понятие «семья»;

4. Узнать, что нужно молодежи для того, чтобы создать семью;

5. Выяснить, какие семейные ценности наиболее важны для молодежи;

Объектом исследования явились учащиеся старших классов МБОУ «СОШ №22»

Предметом исследования являются семейные ценности молодежи.

Моя гипотеза: я предполагаю, что любовь, доверие и взаимоуважение, составляющие основу семейных ценностей с давних времен, актуальны и в современном обществе.

1.Теоретическая часть

семья анкетирование ученик

1.1 Что такое семья?

У слова семья существует несколько, схожих между собой, определений, мы возьмем такое:

Семья -- основанная на браке, кровном родстве или усыновлении малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья как социальный институт оформилась тысячелетия назад и претерпела в ходе развития человеческого общества существенные изменения. На смену патриархальной семье, где основная власть принадлежит главе семейства - отцу, а роль женщины сводится только к рождению и воспитанию детей, приходит семья партнерского типа, в которой возрастает авторитет женщины. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства и воспитание детей. В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками. Разрушается многопоколенная семья, где представители 2-3 поколений ведут совместное хозяйство и организуют повседневный быт. Типичной в современном обществе является нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары с детьми.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт - институт брака. Брак - это признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

1.2 Функции семьи

Семья выполняет ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества:

· Репродуктивная функция семьи - биологическое воспроизводство населения и удовлетворение потребности в детях;

· Воспитательная функция семьи - формирование личности ребенка, передача детям взрослыми членами семьи накопленного социального опыта;

· Хозяйственно-бытовая функция семьи - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

· Экономическая - материальная поддержка детей и нетрудоспособных членов семьи;

· Эмоциональная - психологическая поддержка членов семьи;

· Духовно - нравственная - развитие личности каждого члена семьи;

· Социально - статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи;

· Функция первичного социального контроля - ответственность за поведение, деятельность членов семьи в обществе;

· Досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение членов семьи.

1.3 Проблемы, возникающие в семье

Одним из перспективных и актуальных направлений современной социологии является исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений, так как семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами.

Первая проблема, которая затрагивает семейные отношения - это принятие каждого члена семьи как человека, который чем-то обязан другим членам. Что указывает на отсутствие настоящего уважения и благодарности за все, что дают родные люди, не требуя ничего взамен.

Другая проблема в семейных отношениях -- нехватка времени друг для друга. Работа и личная жизнь занимают у людей столько времени, что его почти не остается на семью. Это приводит к серьезным эмоциональным проблемам.

Увеличивается количество разводов. За последние тридцать лет количество разводов в России возросло в шесть раз, ежегодно распадается каждый третий брак.

Еще одна проблема - кризис родительства, т.е. невыполнение отцом или матерью своих родительских обязанностей, отказ от детей. Ежегодно в нашей стране свыше 700 тыс. детей остаются в неполной семье.

Все чаще встречаются «гражданские браки» (сожительства), которые приводят к снятию с себя обязательств. В такой семье кроме юридических проблем у ребенка может развиться неуверенность в стабильности семьи.

Растущая эмансипация женщин, все более активное их участие в общественной жизни создают большие трудности в выполнении предписанной им природой обязанности быть матерью. В этом заключается основное противоречие современной семьи. С ним связано такое явление как отказ части женщин заводить детей, заниматься их воспитанием.

Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах (приготовление обеда, уборка квартиры и т.п.). Исследования показывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, появляется ощущение общности.

1.4 Семейные ценности

В современный период в российском обществе идет смена социальных и духовных ценностей, ментальных основ жизнедеятельности людей. Глубокие изменения социокультурной реальности находят свое отражение в трансформации современной российской семьи, в семейных ценностях.

Семейные ценности -- совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.

Классификация семейных ценностей вытекает из определения семьи. Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи. Выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.

На выработку представлений об идеале семьи, о желаемом характере и стиле семейных отношений большое влияние оказывает мировоззрение. Молодые люди учатся, много читают, приобщаются к культурным ценностям, посещают театры, кино. Все это оказывает воздействие на формирование определенного стереотипа поведения, нравственных оценок и эмоций. На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди, и выяснить представления молодежи о будущей семье.

2. Практическая часть

Основным практическим инструментом в исследовании я выбрала анкетирование, так как данный метод сбора информации наиболее нагляден. Участниками исследования стали учащиеся 9,10,11 классов. Общая сумма респондентов составила 52 человека.

1. Желание молодежи вступать в официальный брак.

Первой задачей исследования было выяснить, важен ли для молодежи официальный брак. Для проведения опроса молодые люди были разделены по половому признаку. На вопрос о желании респондентов вступать в официальный брак девушки единодушно ответили «Да», в то время как 18% парней предпочли бы не узаконивать свои отношения. (Приложение №1)

2. Причины вступления в брак.

Одной из задач исследования было выявить возможные причины вступления в официальный брак. Для этого респондентам была предложена анкета с 5 вариантами ответа. По ее результатам, такой мотив как "любовь", остается основным при вступлении в брак, его выбрали 58% респондентов. На втором месте стоит "желание создать семью", 23%. На третье место молодые люди поставили «расчет» , 9%. (Приложение №2)

3. Значение слова семья для современного старшеклассника.

Также необходимо было выяснить, какой смысл вкладывают молодые люди в понятие «семья». Для проведения исследования была составлена анкета, в которой опрошенные должны были выбрать одно из нескольких определений к слову семья, наиболее близкое для них. Респонденты были разделены по возрастному признаку. Для многих девятиклассников (45%) семья - это личное пространство человека, где его поддерживают и любят. 33% считают, что семья - это люди разных поколений, связанные кровным и духовным родством. И 22% - смысл жизни каждого человека. Для десятиклассников же семья - это взаимопонимание, общность интересов и стиля жизни, комфорт. На втором месте - «Ответственность и забота друг о друге, детях» ,33%. «Личное пространство человека, где его поддерживают и любят» у десятиклассников, в отличие от 9-классников, заняло лишь 3 место. А вот у 11-классников первое место заняло определение семьи как смысла жизни каждого человека. Второе и третье место разделили «союз двух любящих и уважающих друг друга людей» и «взаимопонимание, общность интересов и стиля жизни, комфорт». (Приложение №3)

4. Желание старшеклассников иметь семью, похожую на родительскую.

5. Достаточное условие для создания семьи.

Также в ходе исследования нужно было узнать, что необходимо молодежи для того, чтобы создать семью.

Опрос показал, что почти половине респондентов для создания семьи необходимо наличие собственного жилья, 27% опрошенных считают, что достаточно иметь работу и постоянный доход, 15 % опрошенных отмечают необходимым условием наличие высшего образования. (Приложение №5)

6. Выявление семейных ценностей.

Задачей исследования также являлось выяснить, какие ценности семейной жизни дороже остальных для молодежи. Для этого респондентам был предложен список семейных ценностей, которые необходимо было проранжировать. Участники были распределены на две группы по половому признаку.

При ранжировании в системе семейных ценностей респонденты поставили на первое место «любовь», причем и девушки и молодые люди были единодушны. На втором месте оказались «поддержка, забота и взаимопонимание». У девушек «дети» занимают третье место, а у юношей они стоят лишь на четвертом месте, для них важнее материальная обеспеченность. На последнее место молодежь ставит «Преемственность поколений», это подтверждает тенденцию нуклеаризации. (Приложение №6)

7. Распределение семейных традиций.

В ходе анкетирования респондентам был задан открытый вопрос: "Какие семейные традиции имеют для Вас первостепенное значение?"

Большое количество опрошенных (38%) отметили такую семейную традицию, как "праздники в кругу семьи и подготовка к ним", второе место заняла категория "совместный отдых", на третье место молодежь поставила "регулярные встречи с родственниками", рождение детей имеет значение лишь для 4% опрошенных. (Приложение №7)

Семья всегда являлась и является одной из важнейших и неотъемлемых ценностей в жизни человека. В последнее время жизненные приоритеты кардинально меняются, в том числе и семейные ценности.

Данное исследование показало, что старшеклассники в большинстве своем нацелены на официальный брак в будущем, правда респонденты считают необходимым сначала обзавестись собственным жильем, работой и постоянным доходом. Это говорит о том, что материальные блага все больше выступают на первый план.

Среди причин вступления в брак большинство респондентов выбрали «любовь» и «желание создать семью», на третьем месте оказался «расчет» (9%).

В ходе исследования респондентам был задан открытый вопрос о том, что такое семья. Для девятиклассников семья - это личное пространство, где их поддерживают и любят. Десятиклассники же характеризуют семью взаимопониманием, общностью интересов и стиля жизни, комфортом. А одиннадцатиклассники видят семью смыслом жизни каждого человека. Расхождения в трактовках понятия «семья», возможно, объясняются тем, что девятиклассники все еще исполняют социальную роль детей в семье, в то время как одиннадцатиклассники уже нацелены на создание собственной семьи. Значительное число опрошенных указывают, что не хотели бы, чтобы их семьи были похожи на родительские.

В системе семейных ценностей любовь по-прежнему занимает первое место, так же молодежь в семье ценит поддержку, заботу и взаимопонимание. «Преемственность поколений» занимает последнее место, наблюдается тенденция к утрате родственных связей.

Среди главных семейных традиций большое количество респондентов отметили праздники в кругу семьи, а так же совместный отдых и встречи с родственниками.

Таким образом, гипотеза полностью подтвердилась. По результатам проведенного исследования можно заключить, что старшеклассники видят идеальную семью следующим образом: официально зарегистрированная супружеская семья, члены которой любят и уважают друг друга, имеют образование и работу, вместе проводят праздники и организовывают совместный досуг. Это семья, в которой царят поддержка, забота, взаимопонимание и эмоционально-психологический комфорт.

Список литературы

1. Лисовский В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). - СПб.: Наука, 2003. - 328 с.

2. Голод С.И. Семья и брак: историко-социальный анализ. СПб., 1998. - 273 с.

3. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. - 312 с.

4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. - 304 с.

5. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М., 1989. - 367 с.

6. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1998. - 298 с.

7. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / Тугариновские чтения. Серия "Мыслители", выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 87 с.

8. Человек и образование в современной России. Под ред. Л.А. Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. СПб, 1998. - 146 с.

Приложения

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Современная семья в ходе происходящих перемен в государстве и мире. Проблемы молодой семьи, выводы на базе данных социологического опроса. Изучение отношения молодёжи к гражданскому браку. Ценностное содержание семейных функций, кризис семейных ценностей.

    реферат , добавлен 06.01.2010

    Общее понятие, структура, основные функции, типы семьи и семейных взаимоотношений. Феномен семьи и проблемы ее существования. Перспектива отмирания семьи и кризис ценностей семейного образа жизни. Брачное, бракоразводное и самосохранительное поведение.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Рассмотрение теоретических основ молодой семьи как объекта социальной работы. Понятие анкетного опроса как метода сбора социологической информации. Анализ данных проведенного среди студентов исследования с целью выявления специфики идеальной семьи.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2014

    Семья как малая социальная группа. Функции семьи. Социальная роль мужчины и женщины в современном институте семьи. Особенности проблем, появляющихся в семье. Причины краха семейных отношений в современном обществе. Пути решения семейных проблем.

    презентация , добавлен 24.05.2012

    Сущность и отличительные признаки семьи, необходимость ее создания, взгляды мужчин и женщин на ее роль и значение. Кризис института семьи и главная причина острого неблагополучия в семейных отношениях. Особенности социологии и современные формы семьи.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Изучение функционирования семьи как социального института и малой группы. Анализ структуры и функций семьи. Характеристика брачно-семейных отношений и образцов семейного поведения, характерных для различных социальных групп. Кризис семьи и её будущее.

    контрольная работа , добавлен 06.02.2011

    Характеристика сущности, форм и типов семьи - группы людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Трансформация семьи и динамика семейных отношений. Важнейшие функции семьи.

    реферат , добавлен 23.12.2010

    Социальные проблемы семьи и семейно-брачных отношений. Проблемы семьи, имеющей детей, склонных к употреблению наркотических веществ. Семейные причины приобщения детей к наркотикам. Анализ семейных причин наркотизации.

    реферат , добавлен 15.01.2003

    Значение семьи и карьеры для личностного роста женщины. Репрезентативное социологическое исследование актуальных ценностей и практик материнства, роли материнства в семейных ценностях, возможностей и путей сочетания материнской и профессиональной ролей.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2014

    Определение понятия семьи и ее основных функций в воспитании ребенка и становлении его личности. Обобщение главных причин распада семей в современном российском обществе. Исследование влияния ухода одного из родителей из семьи на дальнейшую судьбу детей.

Отношение молодежи к браку и семье

Тема данного социологического опроса «Отношение молодежи к браку и семье» выбрана мной не случайно. Изучение семьи и брака является одной из наиболее важных задач, стоящих перед социологией. Понятие «семья» не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Семью можно рассмотреть как малую социальную группу, важнейшую форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство; а брак - санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. .

Семейные отношения, брак всегда являлись важным моментом в жизни людей. В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит, или состояло, в браке. Брак относится к числу социальных институтов, получивших очень широкое распространение. Именно в браке закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Так важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и др.

Отношение к любви каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. В настоящее время наблюдается очень много проблем, касающихся институтов семьи и брака. Специалисты отмечают, что значительная часть молодёжи или не получает информацию о семье, или получает её недостаточно, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. Увеличилось количество разводов, произошло снижение рождаемости, а отсюда - демографический кризис в стране. Подсчитано, что более трети разводов приходится на семьи, имеющие стаж совместной жизни от одного до трех лет. Среди причин разводов встречается такая, как разочарование в партнере и утрата на основе этого первоначального чувства любви. Эта опасность подстерегает в первую очередь тех супругов, срок знакомства которых до свадьбы был непродолжителен (от трех до шести месяцев). .

Большая часть разводов происходит из-за причин, возникающих в результате совместной жизни.

Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25--30 лет, когда супруги становятся достаточно самостоятельными в материальном плане, успели неплохо узнать недостатки друг друга и убедиться в невозможности жить вместе. В то же время они достаточно молоды, чтобы создать новую полноценную семью и иметь детей. Также большое количество разводов приходится на возраст около 40 лет. Это связано с тем, что дети выросли, и нет необходимости сохранять семью ради них, а у одного из супругов фактически имеется другая семья.

Максимальная доля разводов падает на первые пять лет супружеской жизни. Наличие в семье детей прямым образом влияет на прочность брака. В многодетных семьях, где количество детей более трех, процент разводов ниже среднего уровня..

Также актуальна в наше время проблема «сожительства» или «фактического брака». Это понятие часто путают с термином «гражданский брак», под которым как раз наоборот понимается брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти. Половина россиян (55 %) положительно относится к тому, что молодые люди все чаще живут вместе, не вступая в брак, среди молодежи таких 77 %, пенсионеров - всего 30 %. Минусов у фактического брака больше, чем плюсов, и рискует больше всего женщина: отдельная проблема гражданского брака, прежде всего для матери - общие дети. В случае разрыва отношений, женщина не получает ни каких прав на алименты и есть риск остаться в нищете. Юридическая незащищенность - второй и главный минус. Дети, рожденные в гражданском браке, рискуют стать "безотцовщиной", а так же лишиться материальной помощи со стороны отца и возможного наследства. Такая семья фактически лишается поддержки со стороны государства. Дети, родившиеся в таком браке, повзрослев сами начинают думать, что такие отношения абсолютно приемлемы, а значит, вряд ли захотят вступать в брак… И это малая доля негативных последствий, которые несёт в себе брак без регистрации..

Стоит также задуматься над проблемой увеличения количества ранних браков в нашей стране. По статистике практически 13-15 % от общего количества браков - ранние. Ранним считают брак, заключенный до наступления брачного возраста (в России 18 лет) по специальному разрешению административных органов. Интересно то, что зачастую браки, заключенные и в 18-20 лет, тоже считаются ранними. Ранние браки - очень спорный вопрос. Причины и последствия таких браков выясняют психологи и социологи.

Главная причина заключения брака в раннем возрасте - ожидание ребенка. В настоящее время множество молодых людей вступают в брак после получения профессионального образования, а заключив брак, не торопятся обзавестись детьми, предпочитая заниматься карьерой, чтобы обеспечить семье и будущему ребенку материальное благополучие..

Молодая семья имеет ряд особенностей. Они связаны с объективно недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности. Сегодня среднедушевые доходы молодой семьи в 1,5 раза ниже, чем средний уровень по стране, 69 % процентов из них живут за чертой бедности. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями в семье.

При изучении успешных и неуспешных браков выяснилось, что в группе успешных семей только 43 % вступили в брак до 21 года, а неуспешных 69 %. Успешный брак предполагает высокий уровень социальной и психологической зрелости людей, так как для него необходимы устойчивые установки, определённые знания и умения, чего иногда нет в юношеском возрасте. Молодые люди вступают в брак зачастую необдуманно. К такому шагу их подталкивают разные причины. Статистика показывает, что у ранних браков в большинстве случаев нет будущего - 90 % их заканчиваются разводом..

Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья. Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ…». Семья, отношения в которой зарегестрированы - это полноценная семья, свеобразный кирпичик, основная ячейка нашего общества. От её форм и выполняемых функций напрямую зависят общественные отношения в целом, а также уровень культурного развития общества.

Естественно, чем выше культура каждой семьи, тем выше культура общества в целом. Поэтому изучение данной проблемы очень важно на современном этапе развития общества..

С целью более углубленного изучения данной проблемы мной было проведено интервью на тему: «Отношение студенческой молодежи к браку и семье». Среди 13 опрошенных, представлены студенты ППИ им. Белинского, Пензенского Государственного Университета, факультета Педагогики, Психологии и Социальных наук 1-го курса, обучающихся по направлению «Социология», среди которых 10 девушек и 3 парня, в возрасте 17-18 лет.

Респондентам были предложены следующие вопросы:

1. Как Вы относитесь к браку?

2. Какими по-вашему должны быть ценности семьи?

3. Что такое по-вашему т. н. гражданский брак?

4. Как Вы относитесь к гражданскому браку?

5. Считаете ли Вы нормальным вступать в брак во время учебы в ВУЗе?

6. В каком возрасте, как Вы считаете, нужно вступать в брак?

7. Как Вы относитесь к браку в раннем возрасте (до 18) лет?

8. Какая для Вас самая основная причина для вступления в брак?

9. Хотите ли Вы вообще вступать в брак?

10. Будите ли Вы планировать пышное торжество или скромную регистрацию?

11. Из-за чего может распасться семья?

12. Есть ли у Вас друзья, состоящие в браке?

13. Одобряете ли Вы их поступок?

14. Есть ли у Вас друзья, которые не вступают в брак, а сожительствуют?

15. Почему, на ваш взгляд, некоторые пары не регистрируют свои отношения?

16. Каковы, на ваш взгляд, тенденции развития семьи в современном обществе?

Большая часть опрошенных относится к браку положительно (84,6 %), остальные еще не задумывались над своим отношением к браку (15,4 % - в основном мужской пол).

К ценностям семьи студенты отнесли доверие, понимание уважение, любовь и детей.

Ответив на третий вопрос, большинство студентов ошибались, давая неправильное определение гражданского брака, что говорит о незначительной осведомлённости большей части опрошенных о таком социальном институте, как брак (правильно ответило лишь 15,4 %).

Отрицательно относится к так называемому «гражданскому» браку только 23 % опрошенных, остальные студенты высказались «за» «гражданский» брак, аргументируя это тем, что перед регистрацией брака, необходимо пожить вместе, узнать друг друга лучше. Можно предположить, что «гражданский» брак является «репетицией» семейных отношений.

54 % опрошенных считают, нормальным вступать в брак во время учёбы в ВУЗе, из чего можно сделать вывод о том, что современная молодёжь плохо представляет себе всю тяжесть ответственности брака, особенно, если совместить его с учебой и работой, воспитанием детей.

Самым благоприятным возрастом для вступления в брак студенты посчитали 20 - 25 лет (в основном девушки - 61,5 %) и 27 -30 (в основном мужской пол - 38,5 %).

К браку в раннем возрасте (до 18 лет) все опрошенные относятся негативно, положительно отнеслись только 15 % в том случае, если это действительно необходимо (чаще всего этой необходимостью в столь раннем возрасте становится ребёнок).

Основной причиной для вступления в брак молодые люди считают детей, любовь.

У всех опрошенных есть желание вступать в брак в будущем, лишь 8 % не уверены, что хотят вступать в брак.

69 % студентов планируют пышное торжество, это говорит о том, что брак занимает далеко не последнее место в жизни молодых людей, они стремятся соблюсти традиции, запомнить этот день, подходят к нему серьёзно.

Многие считают, что семья может распасться из-за измен, недоверия, несходства в характерах.

У 46 % студентов есть друзья, состоящие в браке. На вопрос: «Одобряете ли Вы их поступок?» лишь 38,5 % ответило положительно.

54 % опрошенных имеют друзей, которые не регистрируют брак, а просто сожительствуют. Примечательно, что к причинам, которые мешают регистрации брака, опрошенные отнесли: разные национальности, плохие отношения с родителями, неуверенность в своих чувствах, финансовые проблемы, боязнь обременять себя заботами, разного рода ответственностью, независимость партнёров друг от друга («Проще потом уйти»). Девушки называют ещё в качестве основополагающего компонента сожительства проверку чувств, причём интерпретируют это тем, что партнёры должны лучше узнать друг друга, подготовка к семейной жизни.

Подводя итоги, следует обратить внимание на общую ошибку молодых людей в том, что они, планируя создавать семью, полагаются лишь на силу чувств. У молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи, им служат примером неудачные браки родных, друзей и знакомых. У большей части студентов нет понятия, что такое гражданский брак, юридический риск неофициального брака не волнует ни одного студента, а это говорит о юридической неграмотности молодежи, и требует кардинальных перемен и преобразований в области юридического консультирования и добрачного просвещения студентов.

Таким образом, социологическое исследование, проведённое со студентами, красноречиво говорит об актуальности проблемы гражданского брака среди молодежи, требующие новых подходов в ее решении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

семья брак развод супружеский

1. Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 2006.

2. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2001

3. Александров, И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права 2003.

4. Бестужев-Лада, И.Д. Ступени к семейному счастью, М.: «Мысль», 2005.

5. Данилова, Е.А. Семья как важнейшая ценность молодежи 2007

6. Запесоцкий, А.И. Молодежь в современном мире. М, - 2006.

7. Стеркин, Ф.И. Что выгоднее - законный брак, или сожительство? // Социальное обеспечение. 2005. № 4.

8. Филюкова, Л.Ф. Современная молодая семья. М. 2008

9. Щукина А.С., Богданова Л.П. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социологические исследования, №7, 2003.

10. Электронная энциклопедия: www.Wikipedia.org

Жураковская Елена

В последнее время все чаще и чаще в периодической печати и в повседневной жизни используется термин «кризис семьи». Цель работы: определить в ходе исследования значимость семьи и семейных отношений для современной молодежи.В первой части работы проведен анализ и систематизация сведений о семье и браке. Во второй – результаты исследования полученные в ходе анкетирования учащихся ГБОУ НПО ПУ № 69.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище № 69

Краснодарского края

З52450 с. Успенское, ул. Школьная 5 а, 88614055775

СЕМЬЯ И БРАК ГЛАЗАМИ

МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ УСПЕНСКОГО РАЙОНА

Выполнила: Жураковская Елена

Викторовна, учащаяся ПУ № 69

2 курс, группа 7 ПМ.

ст. Убеженская, ул. Кубанская

Д. 20/1 89186842759,

Руководитель: Федоренко Елена

Юрьевна, преподаватель истории.

УСПЕНСКОЕ - 2013

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….. 3

II. ОСНОВЫ СЕМЬИ И БРАКА. ……………………..……........ 4

1. Семья, ее типы……………………………………………... 4

2. Функции семьи в современном обществе……………… 5

3. Правовая основа семейного законодательства………….5

III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «СЕМЬЯ И БРАК ГЛАЗАМИ

МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ УСПЕНСКОГО РАЙОНА» ….………….7

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..9

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………10

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………11

1. ВВЕДЕНИЕ.

Семья – один из важнейших и специфичных социальных институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.

Семья – это небольшая группа людей, в которую человек попадает при рождении. Причем человек не может выбрать, в какой семье ему родиться. А каким он придет в общество, как раз определяет семья. Именно в семье формируются основные нормы морали, поведения в обществе, происходит процесс социализации общества.

В средствах массовой информации сегодня появляется очень много публикаций, в которых говорится о том, что современная семья потеряла свою значимость. Актуальность работы состоит в том, чтобы выяснить мнения учащихся о роли семьи и ее перспективах в третьем тысячелетии.

Цель работы: определить в ходе исследования значимость семьи и семейных отношений для современной молодежи.

Задачи исследования:

1.Изучить правовые основы семейного законодательства.

2. Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме.

3. Подобрать методики для изучения общественного мнения.

4. Проанализировать собранную информацию о состоянии современной семьи и тенденциях ее развития с позиции современной молодежи.

5. Выявить точку зрения и представление современной молодежи о семье и семейных ценностях.

Гипотеза исследования: Ценность семьи среди молодежи падает.

II. ОСНОВЫ СЕМЬИ И БРАКА.

1. Семья, ее типы.

Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, которые связаны узами супружества, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

На протяжении тысячелетий семья испытывала и продолжает испытывать на себе влияние самых разных факторов общественной жизни. Семья и семейные отношения за время существования человечества претерпели значительные изменения в своем развитии. [См. приложение № 1].

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют несколько типов семейных структур:

1. Моногамное супружество и полигамию.

2. Патрелинеальные и матрелинеальные семьи.

3. Патриархальные и матриархальные семьи.

4. Гомогенные и гетерогенные семьи.

5. Малодетные, среднедетные и многодетные семьи.

6. Однопоколенная, двухпоколенная, межпоколенная. (3, с.112).

У педагогов-практиков деление семей принято на «неблагополучные», «формально-благополучные», «благополучные», семьи «богатых».

В современном обществе появилось достаточно большое количество моделей современной семьи(4, с.35). [См. приложение № 2].

Это можно проследить и на основе анализа Социального паспорта ГДОУ НПО ПУ № 69 КК. Ребята нашего учебного заведения проживают в семьях различных моделей. [См. приложение № 3].

Новые типы семей, которые сейчас возникают, приходят на смену расширенной и даже нуклеарной, называют немодальной или нетипичной. Часто дети рожаются вне брака. Растет число неполных семей и семей с 1 ребенком. В современном мире женщина стала экономически независимой от мужчины, они могут самостоятельно материально обеспечить своего ребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространённой.

2. Функции семьи в современном обществе.

Ученые-социологи выделяют специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т.п.

Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция.

С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы - несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций.

3. Правовая основа семейного законодательства.

Отношения в семье между ее членами, которые главным образом связаны с их лично - доверительным характером, относятся к числу таких, где существенно ограничивается применение норм права. Семейное законодательство – это система законодательных актов, регулирующих семейные отношения, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные имущественные и неимущественные между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), и другими родственниками, а также определяет порядок устройства в семью детей оставшихся без попечения родителей, рассматривает выплату алиментов в случае развода супругов и мн. др.

Конституцией Российской Федерации закреплено положение, в соответствии с которым семья, материнство, детство находятся под защитой государства (1, с.13). Этот конституционный принцип развивается во многих законодательных актах. Основным нормативным актом (источником), где содержатся правила, защищающие семью, является Семейный кодекс Российской Федерации. [См. приложение № 3].

Семейное законодательство устанавливает правила и условия вступления в брак, порядок прекращения брака, регулирует отношения, которые возникают между супругами и другими членами семьи.

К источникам семейного права относятся также Конвенция о правах ребенка и другие международные акты. Отдельные правоотношения в области семейного права регулируют Гражданский процессуальный, Жилищный, Трудовой, Уголовный кодексы.

III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «СЕМЬЯ И БРАК ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ УСПЕНСКОГО РАЙОНА».

Методика исследования

1. Социологический опрос с целью выявления общественного мнения местного социума о роли семьи для личности.

2. Анализ полученных данных.

Описание исследования

В ходе исследования были опрошены учащиеся ГБОУ НПО ПУ № 69 КК. Возраст респондентов от 16 до 19 лет.

Анкета была представлена в виде теста. Тест состоит из 12 вопросов, где респондентам было необходимо выбрать те варианты ответов, которые отражают их представления о семье и браке, ответить на вопросы и проранжировать категории по степени значимости. [См. приложения № 5].

В ходе анкетирования были выявлены позиции респондентов по всем включенным в анкеты вопросам. [См. приложения № 6].

Результаты исследования.

В результате анкетирования нами были получены следующие данные:

Проведенное исследование показало, что учащиеся имеют достаточный объем знаний и грамотно обосновывают свою точку зрения. Выявлено, что семья и семейные ценности являются ведущими для молодежи нашего района [См. приложения № 7, 8].

Половина опрошенных считают значимыми для жизни семью и здоровье. 15% девушек отметили ведущей ценностью – любовь, а 13 % юношей – материальное обеспечение,11 % юношей – друзей. Наименее значимым для респондентов являются стремление к познанию (3 %) свобода в действиях и поступках (4 %). Молодые люди не видят необходимости регистрировать семейные отношения (56 %), предпочитая жить «гражданским» браком. Предпочтение отдается партнерскому типу семьи (56 %). Наиболее предпочитаемый возраст вступления в брак – от 20 до 25 лет (40 % девушек). Ранние браки осуждаются большинством опрошенных (52 %). 48 % девушек планируют иметь двух и более детей.

Выводы:

  • Большинство респондентов считает, что современная семья испытывает кризис (64 %), причем в наибольшей степени с этим согласны девушки (49), меньше юноши (15 %); совсем не задумываются об этой проблеме юноши (5 %). 31 процент респондентов считает, что кризиса семьи в современном обществе нет.
  • Для большинства респондентов семья и здоровье важны в равной степени, причем наибольший процент мы имеем среди юношей;
  • Для значительной части молодых людей семья является одной из ведущих ценностей в жизни.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Известный российский социолог И.Бестужев-Лада считает, что не так трудно создать семью, как ее сохранять. Сегодня на нее обрушились «четыре джинна», свирепствовавшие и до этого, но державшиеся в определенных рамках вековыми традициями, нравами, обычаями (6,с.192

Проведенное исследование показало, что учащиеся имеют достаточный объем знаний и грамотно обосновывают свою точку зрения. Выявлено, что семья и семейные ценности являются ведущими для молодежи нашего района. [См. приложения № 7,8].

Половина опрошенных считают значимыми для жизни семью и здоровье. Молодые люди не видят необходимости регистрировать семейные отношения (56%), предпочитая жить «гражданским» браком. Предпочтение отдается партнерскому типу семьи (56 %). Наиболее предпочитаемый возраст вступления в брак – от 20 до 25 лет (40% девушек). Ранние браки осуждаются большинством опрошенных (52%). 48 % девушек планируют иметь двух и более детей.

Под влиянием модернизации различных сфер общественной жизни в XXI веке сложилась тенденция к сосуществованию в обществе различных моделей семьи, но и наряду с этим, в нетрадиционных, модернизированных моделях семьи ограничена ответственность супругов, т.е. размываются некоторые обязательные функции, что негативно влияет на процесс социализации подрастающего поколения.

Вопросы о семье и браке выходят далеко за пределы чисто моральных дискуссий. На кону - проблемы демографии, следовательно, и темпов развития общественной и экономической жизни.

Практическая значимость работы: Результаты данного исследования можно будет применять на уроках обществознания и права, на классных часах и родительских собраниях по теме: «Семья и семейные отношения».

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011.
  2. Семейное законодательство. – / Под ред. С.А. Подзорова – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации.-НПК «Модус», ТОО «ЮКЭА», 2009.
  4. Акутина С. П. Воспитание = семья и школа.//Классный руководитель.- 2006.- №7.
  5. Анкета «Молодежный образ жизни».// Воспитание школьников.-2005.- №2.
  6. Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: Конспекты ответов.-2-е изд.-М.: Научно-технический центр «Университетский»: Айрис-пресс,2010.
  7. Мачехина О. Семья в современном обществе.// Воспитание школьников.-2003.- №4.
  8. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: Учеб.Пособие.-М.:АСТ, 1996.
  9. Обществознание.10-11 классы: уроки учительского мастерства / сост. Т.А. Корнева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  10. Самохина А. К. Использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников.//Право в школе. – 2004. - №4.
  11. Тихонова Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая.// Воспитание школьников.-2002.-№ 3.
  12. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию.//Преподавание истории и обществознания в школе.-2006.-№4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИСТОРИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Исторические типы семейных взаимоотношений

Групповой брак внутри общины

Полигамия

Переход от Homo habilis к Homo sapiens

Многоженство

Матриархат

Период собирательства как основного занятия

Патриархат

Парный брак

Охота как один из основных источников обеспечения жизни

Переход к скотоводству и земледелию

- Патриархальная семья

Моногамия

Классический пример – «римская семья»

Церковный брак (неравноправное положение супругов в семье)

Средневековье

- Добровольный союз мужчины и женщины, не всегда освященный церковью)

Начало эпохи Нового

времени – XX век

- Появление разнообразных моделей семьи

С середины XX века

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТИПЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ДАННЫЕ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА ГБОУ НПО ПУ № 69 КК НА НОЯБРЬ 2011 Г. (ФРАГМЕНТ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Конституция РФ

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Семейный кодекс РФ

Статья 10. Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет (в ред. Федерального закона от 15.11.1997 № 140-ФЗ).

Статья 40.

Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Статья 41. Заключение брачного договора

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Дорогой друг! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, ваши ответы помогут нам сформировать представление о знаниях семейного права среди молодежи нашего района. Ваш пол: - Мужской - Женский

1. Как вы понимаете слово "семья"?

2. Что вы ждете от семьи, в которой живете?

А) хорошо организованного быта; Б) радости общения;

В) покоя и защиты; Г) благополучия и согласия

3. Что заботит вас в семье:

А) здоровье всех членов семьи; Б) трудовое участие;

В) совместно проведенные вечера; Г) быт, еда; Д) свой вариант ответа:

4. Хотите ли вы, чтобы ваша семья была похожа на родительскую, почему?

А) да; Б) нет; В) не знаю.

5. Какой тип семьи из перечисленных ниже вы предпочтете для создания своей семьи: А) патриархальный Б) партнерский?

6. Какой брак для Вас предпочтительнее:

А) Официальный Б) Гражданский В) Церковный Г) Ни какой.

7. Допускаете ли вы гражданский брак?

А) да, Б) нет, В) не знаю.

8. Какой возраст вступления в брак вы считаете оптимальным?»

9. На каких ценностях будет основана Ваша семья?

10. Какое количество детей планируете иметь в будущем?

11. Считаете ли Вы, что семья в России в современных условиях испытывает кризис развития? Да, Нет, Не знаю.

12.Мои ценности.

Расставить по степени значимости критерии: цифра 1 – те критерии которые по вашему мнению представляют наивысшую ценность для вас (2 критерия), Цифрами 8 –9 обозначьте те ценности, которые для вас имеют наименьшее значение, остальные критерии пронумеруйте по степени убывания.

Здоровье -

Материальная обеспеченность -

Любовь -

Интересная работа -

Друзья -

Семья -

Стремление к познанию -

Активная деятельность -

Уверенность в себе -

Благодарим за ваши ответы и помощь в работе!

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе анкетирования были выявлены позиции учащихся по всем включенным в анкеты вопросам.

На первый вопрос : Как вы понимаете слово "семья"?

Респонденты предложили следующие варианты ответов:

  • Круг людей, всегда готовых поддержать, помочь.
  • Родители и дети.
  • Просто слово.
  • Родственная связь, взаимопонимание, что то самое дорогое.
  • Это самые надежные, люди, которые всегда за тебя, всегда рядом.
  • Группа людей, которые живут в одном доме и их связывают родственные отношения.
  • Это то место, где вас всегда ждут и встречают с теплом.
  • Это самое значимое в жизни человека, одно целое.
  • Я и любимый.

При ответе на второй вопрос «Что вы ждете от семьи, в которой живете?» мнения разделились следующим образом: Г

благополучия и согласия

Все три варианта

А ходе анализа было выявлено, что большинство юношей (20%) от семьи ожидают хорошо организованного быта; а для девушек наиболее важны покой и защита (36%).

Вопрос 3 . «Что заботит вас в семье?»

Вариант ответа

В процентах

Девушки

Юноши

здоровье всех членов семьи

Объединили ответ с вариантом А

совместное проведение вечеров

быт и еда

трудовое участие

не знаю

Здесь, как мы видим, было выявлено почти полное единодушие. 96% респондентов (44% девочек и 36% мальчиков) считает, что самое главное в семье это здоровье всех ее членов, и только один юноша ответил: «не знаю».

На четвертый вопрос «Хотите ли вы, чтобы ваша семья была похожа на родительскую?»

Вариант - «ДА» предпочли10 человек (40%) из них 2 юноши (8%) и 8 (32%) девушек, отметив при этом, что в семье всегда согласие и понимание (1ч. – 4%); что моя семья очень хорошая, присутствует совет да любовь, царит уважение (2ч. – 8%).

«НЕТ» ответили 8 человек (32%) респондентов, причем большинство категоричных ответов относится к юношам (24%); отметив, что в семье большие разногласия (4%)

Вариант – «НЕ ЗНАЮ» выбрали 7 человек (28%), из них 5 девушек (20%).

Один учащийся (4%) отметил, что мне бы не хотелось, чтобы некоторые ситуации повторялись в моей семье.

Вопрос 5 . «Какой тип семьи, партнерский или патриархальный, вы предпочтете для создания своей семьи?

Вопрос 6. Какой брак для Вас предпочтительнее:

Официальный - 76.56%

Гражданский - 15.62%

Церковный - 5.81%

Ни какой - 2%

На 7 вопрос: «Допускаете ли вы гражданский брак?» ответы были следящими.

Допускают гражданский брак 14 человек (56%) из них 9 девушек и 5 юношей.

-«Нет», ответили 5 человек (20%) - 3 девушки и 2 юноши.

-«Не знаю, возможно» ответили 4 человека (16%) 1 юноша и 3 девушки.

Не знают, что это такое 2 человека.

8. Какой возраст вступления в брак вы считаете оптимальным?»

18 лет - считают 6 человек (24%) из них 2 юноши и 4 девушки;

У юношей максимальный возраст вступления в брак 23 года, у девушек – 25 лет.

9. На каких ценностях будет основана моя семья:

10. «Какое количество детей планируете иметь в будущем?»

11. Считаете ли Вы, что семья в России в современных условиях испытывает кризис развития?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

Научный руководитель

В настоящее время состояние молодых семей характеризуется как кризисное. Этому способствует уклад жизни современного общества: принижение значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами в профессиональной сфере приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза.

Актуальность темы заключается в том, что институт семьи играет важную роль в системе воспроизводства населения и жизнеобеспечения основных потребностей общества в области регулирования социальных отношений, социализации индивидов, их морального и физического самочувствия, жизненной самореализации. Изменения, прошедшие в сфере семейно-брачных отношений в современном обществе, вызвали бурные споры о будущем семьи как социального института.

Как известно, современная семья переживает серьезные проблемы, ей все труднее справляться со своими функциями - воспитательной, развивающей, здоровьесохраняющей.

Это связано с тем с тем, что в прежние годы многие из этих функций брало государство, предприятие, где работали родители. А сейчас и государство, и предприятие перестали это делать. Многие же семьи не готовы к их выполнению - ни материально, ни профессионально.

Еще недавно в России господствовала многопоколенная патриархальная семья с традиционными моральными устоями. В настоящее время в нашей стране количество браков не на много превышает количество разводов. Причины видятся в разрушении семьи как ячейки общества. Гармоничная, благополучная семья-это та необходимая среда, где человек ощущает уникальность своего бытия , это основа физического и психического здоровья ребенка. Ведь самое главное, что делает счастливым - любовь и здоровье близких и благополучие детей.


Цель работы - выявить отношение молодежи к созданию семьи.

Цель определяет решение следующих задач:

Рассмотреть семью в новой социальной среде.

Изучить нормативно - правовую базу, регулирующую статус современной семьи.

Определить характерные черты, присущие современной семье.

Изучить причины, побудившие молодых людей вступить в брак до наступления совершеннолетия.

Общество немыслимо без семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений. Оно воспроизводит себя, используя семью как инструмент, обеспечивающий этот процесс. Характер такого сложного социального явления, как семья, определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно - экономическими, историческими, национальными. Семья развивается и изменяется вместе с обществом.

В ходе проведения социологического опроса мы выяснили, какую цель преследует современная молодежь при заключении брака. Большая часть опрошенных определили рождение детей (67%), 49% респондентов считают благополучие, 10%-независимость от родителей и всего лишь у 5% целью является узаконить отношения.

Межнациональная семья – это одна из основных микро ячеек полиэтнического общества. На развитие межнациональных браков значительное влияние оказывает религиозная принадлежность народов. Так, для представителей ислама наиболее характерной является установка на общение лишь с представителями своей религии, что является преградой для беспрепятственных контактов с другими, (инаковерующими) людьми, тем более на создание межнациональных семей. Представители христианской религии в большей степени готовы к совместному проживанию, деятельности, открытым контактам с представителями других национальностей.

Не так дано в системе брачных отношений появился брачный договор. Брачным договором признается соглашение двух лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Одной из целей, которая преследуется супругами (будущими супругами) при заключении брачного договора является стремление обезопасить себя от материальных потерь в случае развода.

В нашем обществе существуют такие понятия, как зарегистрированный брак и брак гражданский, под которым понимается брак незарегистрированный. Большинство людей (за исключением, наверное, специалистов - правоведов) высказывают стопроцентную уверенность в том, что гражданский брак - это брак незарегистрированный. Откуда такая уверенность – совершенно непонятно, потому что те отношения, которые люди без тени сомнения называют гражданским браком, таковым не является, потому что понятие «гражданский брак» возникло как альтернатива браку церковному. Гражданский брак – это как раз брак официальный, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Тот брак, который несведущие люди называют «гражданским браком», юристы именуют «фактической семьей», а полиция «сожительством».

Многие современные молодые пары выбирают так называемый «гражданский брак», как «репетицию» официального. И если ситуация устраивает всех и решение принято обоюдно, то такой расклад можно лишь приветствовать. Но это в идеале, а в реальности современной жизни возникают совершенно иные обстоятельства, которые разбивают практически все положительные стороны этого социального явления. «Гражданский брак» не закреплен нормами права . Даже если в «гражданском браке», вы заключили с партнером брачный договор, он вступает в силу лишь после регистрации брака в ЗАГСе. А в случае смерти сожителя женщина может претендовать только нате вещи, которые он ей завещал. Не регистрируя брак, женщина оказывается в прямой зависимости от своего сожителя. Имущественные и неимущественные права женщины, состоящей в зарегистрированном браке, защищены законом.


В незарегистрированной семье женщина фактически бесправна. Тут все зависит от моральных качеств партнера, а это далеко не всегда является гарантией при возникающих разногласиях. Мужчины в таком «браке» понимают, что ничего не теряют. Ребенка растить матери, деньги взыскать с такого «мужа», который в любой момент может просто повернуться и уйти, весьма проблематично. Интересно, что женщина, как правило, называет своего сожителя мужем, а мужчина свою «гражданскую жену» любовницей, сожительницей, подругой. И лишь некоторые – женой.

За последние 100 лет ни каких видимых изменений в возрастных характеристиках вступления в первый брак для женщин не произошло.

Возможность вступления в брак предполагает наличие определенной физической и психической зрелости лица. Поэтому определяющим условием брака выступает достижение брачного возраста. В РФ брачный возраст является единым для мужчин и женщин и устанавливается в восемнадцать лет, т. е. совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия.

Возраст вступления в брак в разных странах:

Во Франции женщина может вступить в брак с 15 лет, а мужчина – только с 18 лет.

В Италии закон более лоялен к юным влюбленным и разрешает вступить в брак женщинам с 14 лет, а мужчинам – с 16 лет.

В Германии брачный возраст у женщин наступает с 16 лет, а у мужчин с 21 года.

В США в каждом штате свои законы, соответственно и возраст вступления в брак разный. Девушки могут выйти замуж в 14-15 лет, а юноши – от 18 до 21 года.

В Англии минимальный возраст брачующихся одинаковый – 16 лет.

Среди опрошенной российской молодежи, 49% считают идеальным возрастом вступления в брак 20-25 лет. 33% опрошенных считают, что нужно вступить в брак по достижению 25 лет и старше. И в возрасте от 18-20 лет не прочь создать семью 16% респондентов.

Современные реалии таковы, что сегодня все больше людей не торопятся связывать себя узами официального брака, боясь экономической, правовой, моральной ответственности. Как следствие, уменьшается само число браков и растет число внебрачных союзов мужчин и женщин. Все это влечет за собой падение рождаемости детей.

Библиографический список

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 года (с изменениями на 4 мая 2011 года).

2. Андреева семьи.- СПб. : Речь,2007.-188 с.

3. «Основы семейной жизни» М.: Просвещение 2005.-130с.

4. «Семья на пороге 21 века» С-Пб.: Питер, 2008.-183с.

5. Голод и брак: историко-социологический анализ. СПб.:Питер,2008.-220с.

6. , Мацковский семья и ее проблемы.- М.:Логос,2007.302с.

7. Вишневский российской семьи // Экология и жизнь.-2008.-№88.-С.4-9.