Единое пространство развития ребенка старшего дошкольного возраста. Пастухова, Инна Олеговна - Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи

Разделы: Работа с родителями

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути малыша окружают самые главные люди в его жизни – родители. Они все разные. Но благодаря их любви, заботе, поддержке ребенок растет и развивается.

С поступлением в детский сад ребенка окружают новые люди – педагоги.

В последнее время наметилась тенденция: родители, отдав ребенка в детский сад, перестают принимать участие в разрешении трудностей, с которыми встречается малыш, не желают участвовать в жизни дошкольного учреждения.

По результатам анкетирования лишь 44% родителей нашего детского сада принимают участие в жизни учреждения. Остальные родители ссылаются на занятость и нежелание участвовать в проводимых мероприятиях.

Анкетирование, наблюдения, беседы подтверждают то, что на современном этапе развития общества одной из наиболее важных сторон работы дошкольного образовательного учреждения становится налаживание сотрудничества родителей, детей и педагогов. Это сотрудничество зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей развития, способностей, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании жизненных ориентаций.

В то же время преобладающая часть родителей – не профессиональные педагоги. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и развития детей. Нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решений проблемы, а не перекладывать ответственность за воспитание и развитие ребенка друг на друга.

«Концепция дошкольного воспитания» положила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, « что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания и развития ребенка установление доверительного, делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями».

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноценными партнерами, создадут единое пространство воспитания и развития ребенка. А это возможно, потому что мы воспитываем одних и тех же детей.

Целью своей работы мы поставили – создание единого образовательного пространства «детский сад – семья». Приоритетными стали следующие задачи:

  • Повысить педагогическую культуру родителей;
  • Выявить и изучить лучший опыт семейного воспитания;
  • Приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  • Возродить приоритет, укрепить статус и престиж семьи, уважительное отношение всех членов семьи между собой.

Свою работу мы начали с изучения семей: посетили семьи воспитанников с целью выявления микроклимата семейных отношений, организацию режима дня ребенка.

Проведенная работа позволила нам классифицировать семьи следующим образом:

  • 44% – благополучные. В этих семьях оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;
  • 28% – формально-благополучные. Благополучие носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными. Семья в недостаточной мере занимается воспитанием детей.
  • 27% – неблагополучные. В них явно просматриваются дефекты воспитания;
  • 1% – высоко обеспеченные семьи. У родителей не хватает времени заниматься воспитанием детей. Они согласны за все заплатить, только бы самим не участвовать в жизни детского сада.

Поддержкой и опорой в нашей работе были родители из благополучных семей. Они желали участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.

Активность каждой семьи отражалась в газете «Молния!», на стенде «Спасибо Вам, родители!». Вся атмосфера взаимодействия общения с родителями свидетельствовала о том, что мы нуждаемся в объединении усилий. Опираясь на родителей – единомышленников, постепенно вовлекали и остальных в сотрудничество, учитывая интересы каждой семьи.

Опирались на следующие принципы:

  • Отказ от критики участников процесса;
  • Обеспечение свободы мнений;
  • Уважение жизненных позиций родителей;
  • Удовлетворение познавательного интереса.

Но, не смотря на все усилия, не все родители активно откликнулись на наше стремление к сотрудничеству. Нам были необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.

Наше внимание привлекла книга Т.Э. Токаевой «Парная гимнастика для дошкольников и их родителей». Мы предложили родителям младшей группы один раз в месяц собираться в спортивном зале в вечернее время вместе с детьми для разучивания упражнений парной гимнастики. На первое занятие пришло 4 человека. Дети с мамами и папами под руководством инструктора по физической культуре занимались парной гимнастикой под музыку. На следующий день родители и дети обменивались мнениями, посмотрели фотографии, познакомились с книгой Т.Э. Токаевой. Через месяц в зале собралось 10 человек. Это были мамы, папы, бабушки, старшие братья и сестры.

Так пришла идея создания семейного клуба, где бы родители могли общаться с детьми, педагогами, друг с другом.

Выбрали название клуба – «Родничок». Он, как чистая родниковая вода, дает положительный заряд жизненной энергии всем, кто приходит на его встречи.

Необходимо было выбрать темы интересные для родителей. Организовали «Круглый стол», где обсудили основные направления работы клуба.

Приоритетным направлением работы нашего детского сада вот уже несколько лет остается «патриотическое воспитание дошкольников». Также инструктором по физической культуре и медицинскими работниками разработана оздоровительная программа. Поэтому первый год работы клуба, в основном, затрагивал вопросы патриотического воспитания на базе краеведческого материала и вопросы оздоровления детского организма. Наши предложения совпали с желаниями родителей. На второй год работы вопросы познавательного и оздоровительного развития решались в рамках традиции «Встречи с интересными людьми».

Работа в клубе шла по нескольким блокам.

Первый блок «Педагогическое просвещение родителей»

Основная задача этого блока – повышение педагогической грамотности родителей. Она решалась в рубрике «Наша гостиная». Здесь проходили встречи, беседы, практикумы, тренинги, различных специалистов с родителями. Практические умения родители получали в рубрике «У вас получится».

Второй блок «Изучение опыта семейного воспитания»

Его задача – познакомиться с лучшим опытом семейного воспитания. Задачи этого блока решались в рубриках: «Копилка семенного опыта», «Очумелые ручки», «За чашкой чая».

Третий блок «Включение родителей в деятельность ДОУ»

Цель – создание условий для включения родителей в жизнь детского сада, снятие эмоционального напряжения после рабочего дня. Эти задачи решались в рубриках: «Это интересно», «Наш видеозал», «Нам весело». Дети и родители становились участниками конкурсов, презентаций, коллекций, дегустаций, просмотров видеороликов, игровых программ, совместных развлечений.

Четвертый блок «Повышение статуса и престижа семьи»

Задачи этого блока: создать комфортную обстановку, предоставляя родителям возможность интересно рассказать о себе и своей семье, проявить свои артистические и творческие способности. Большой интерес вызвали выступления в рубрике, «Вот какие наши мамы, папы….». Родители рассказывали о своих профессиях, увлечениях. Использовали разнообразный наглядный материал: фотографии, буклеты, плакаты, значки, продукты своей деятельности, инструменты. Выступления родителей в этой рубрике помогли нам, педагогам, посмотреть на них с другой стороны, а детям гордиться своими родителями.
В рубрике «Семейная сокровищница» педагогами и специалистами детского сада преподносились родителям и детям различные сувениры в память о прошедших мероприятиях. Эти сувениры хранятся дома в «сокровищницах».
В конце учебного года каждая семья поощрялась дипломом.

После двух лет работы было проведено повторное анкетирование родителей. Результаты получились следующие:

– 97,5% родителей ответили, что ребенку лучше посещать детский сад. Здесь ребенку интересно, о нем заботятся квалифицированные и грамотные педагоги;
– 2,5% родителей считают, что дети получают недостаточно познавательной информации (эти родители очень редко были клубных встречах);
– 88,4% родителей стали активными участниками всех мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении.

Таким образом, по результатам анкетирования родителей, наблюдений, бесед с детьми и сотрудниками ДОУ, можно утверждать, что благодаря апробированным формам сотрудничества дошкольного учреждения с семьей было создано единое образовательное пространство «детский сад – семья».

Тематический план заседаний семейного клуба «Родничок»

Название блока

Тема встречи

Задачи

1-й блок

«Педагогическое просвещение родителей»

1. «Как научиться понимать своего ребенка?»

2. «О вкусной и здоровой пище»

Учить родителей наблюдать за своим ребенком, понимать его, анализировать свою собственную деятельность по воспитанию ребенка.

Познакомить родителей с правилами здорового питания, с технологией приготовления здоровой и вкусной пищи.

1. «Наша гостиная» – беседа с психологом ИМЦ Ивановой М.А.

Ирина Власова
Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»

«Создание единого образовательного пространства

развития ребенка «Детский сад - семья » .

Актуальность и новизна :

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования , охраны и укрепления здоровья детей. В содержательном разделе образовательной программы дошкольного образования должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников . В образовательной среде детского сада должны быть созданы условия для участия родителей в образовательной деятельности .

В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему : с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом , получается, что социальное партнерство - взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Социальное партнерство включает развитие проектной культуры , разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности) . Оно включает процесс поиска новых (альтернативных) решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества (услуг, которую все партнеры должны изучать и развивать .

Устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рассматривать как важный современный компонент и ресурс образовательного учреждения .

Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса .

Государство начинается с семьи . Значит, в центре сферы образования должны стать ответ на вопрос «Кто я такой?» и тема «Моя семья » . И главными они должны быть на только для детей, а для всех членов семьи , чтобы в первую очередь родители понимали, для чего привели в этот мир ребенка , почувствовали всеми гранями души и осознали, что от них зависит. Станет ли малыш в будущем хозяином своей судьбы, своей мечты, своей семьи .

Из всех видов взаимодействия детского сада и семьи на наш взгляд , сегодня наиболее актуально социально-педагогическое партнерство, предполагающее равные права обоих субъектов, которые в одинаковой степени отвечают за качество результатов.

Цель :

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «детский сад- семья » .

Достижение цели решается через :

1. установление партнерских отношений с семьями воспитанников , включение всх субъектов образовательного процесса , в том числе родителей дошкольников, в режим непрерывного саморазвития , в результате которого они становятся активными участниками преобразования окружающего макросоциума;

2. опыт продуктивной деятельности и конструктивного взаимодействия с различными государственными субъектами по вопросам образования дошкольников , в том числе создание социально значимого продукта, - яркого события в жизни воспитанника и его окружения;

3. создание предметно- развивающей среды для развития личности ребенка .

Образовательный процесс в нашем учреждении открытый, в нем всячески поощряется участие членов семей воспитанников. Социально-педагогическое партнерство благоприятно влияет на образовательный процесс детского сада .

В нашем детском саду сложилась своя система взаимодействия с родителями воспитанников. В соответствии с результатами изучения родительского контингента работа проводится по следующим направлениям :

анализ уровня психолого-педагогической культуры родителей (анкетирование, метод социометрии, наблюдения и анализ взаимодействия ребенка с родителями ).

популяризация современных психолого-педагогических идей, предоставление родителям необходимой теоретической и практической информации (дни открытых дверей, родительские собрания (групповые, общие, конференция в конце учебного года, различные формы наглядной информации в уголке для родителей : буклеты, рекомендации, консультации, почтовый ящик для вопросов , «повторите с ребенком » , «приготовьте ребенку » , «изготовьте с ребенком » и т. п.) Для малышей, не посещающих дошкольные учреждения, организована группа кратковременного пребывания детей 2-3 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по два часа весь учебный год. С детьми и родителями работают узкие специалисты : педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед.

использование нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников – семейные встречи : мастер-классы по изготовлению продукта художественно-эстетической деятельности, игры-тренинги «Когда ты был маленьким» , создание совместных проектов «Космос» , «Бытовая техника» , «Повар» , «Продавец» , «Домашние животные» , «Компьютер» , «Как построить дом» и другие, праздники «Русская песня –русская душа» , «День семьи » , «Олимпиада» , «Защитники Отечества» , «День здоровья» , «Дегустация блюд» .

донесение до родителей интересной и полезной информации, связанной с жизнедеятельностью детей в детском саду : советы специалистов, музыкально-поэтический уголок; уголок «Неболейка» , выставка «Сделай вместе с детьми» , фотовыставка «Мир вокруг меня» , Радуга успехов, «Сегодня мы занимались…» , «Искренне благодарим» , «В кругу семьи » , Уголок творчества детей, «Живем-поживаем» .

индивидуальная направленность в работе с родителями (дифференцированный учет воспитательных воздействий в условиях семьи , включение родителей в педагогический процесс с учетом их индивидуальных интересов и способностей);

привлечение родителей к руководству детским садом через участие в работе Конференции, родительского комитета, Совета педагогов.

С каждым годом родители активнее включаются в образовательный процесс . Родители участвуют в обновлении предметно-развивающей среды группы : в 1 младшей группе изготовили маркер игрового пространства – машину , в подготовительной - маркер «Корабль» , «Дом» , «Заборчики» для обыгрывания сюжетно-ролевой игры. Вместе с педагогами участвуют в приобретении дидактических игр, игрушек, инвентаря. Родители средней группы разрисовали стену веранды. Систематически родители участвуют в подготовке детей к праздникам : шьют костюмы, изготавливают атрибуты, оформляют групповое помещение, участвуют в утренниках и развлечениях . Силами и средствами родителей были отремонтированы : групповое и спальное помещение средней группы «Рыбки» , прихожие во 2 младшей группе «Пчелки» , в средней группе «Белочки» , в подготовительной группе «Медвежата» . Родители старшей логопедической группы «Муравьишки» подарили компьютер, принтер для педагогов группы. В зимние время родители участвуют в создании горки для катания , ледяных построек для развития основных движений . В логопедических группах родители охотно выполняют поручения воспитателей и учителя-логопеда по коррекции речи дошкольника.

Анализируя результаты работы за последних три года мы отметили положительную динамику в развитии социально-педагогических отношений. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт , но только вместе они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир

Статья будет интересна воспитателям дошкольных учреждений. В статье можно найти ответы на вопросы: Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ

"От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш".

/ В.А.Сухомлинский/

Федеральный закон "Об утверждении федеральной программы развития образования" обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Закон РФ "Об образовании" обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я рекомендую вести по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка начать работу желательно с анкетирования "Сотрудничество детского сада и семьи". Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет вам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Предлагаю разработать для себя критерий, который назвать "включенностью" родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий будет отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение "Дня открытых дверей"; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее можно выделить для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволит выделить три группы родителей.

Родители - лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители - исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители - критические наблюдатели .

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса приведет к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу "меня воспитывали так же".

Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог - психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Вы можете сформулировать для себя задачи по работе с родителями:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  5. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью можно использовать активные формы и методы работы с родителями:
- посещение семей воспитанников на дому;

общие и групповые родительские собрания;

Консультации;

Занятия с участием родителей;

Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

Совместные экскурсии;

Дни общения;

Дни добрых дел;

Дни открытых дверей;

Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

Оформление фотомонтажей;

Совместное создание предметно - развивающей среды;

Утренние приветствия;

Работа с родительским комитетом группы;

Беседы с детьми и родителями;

Тренинги;

Семинар - практикум;

Мастер-класс;

Родительские гостиные;

Телефон Доверия;

Почта Доверия;

Семейный вернисаж.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание "Будем знакомы" можно провести в нетрадиционной форме.

Подобрать музыку, готовить пригласительные билеты, постараться создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начать собрание можно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра "Давайте познакомимся и, будем дружить", объединит взрослых (все встанут в круг и расскажут немного о себе). Минутка знакомства поможет снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно будет обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования будут способствовать созданию доверительной атмосферы, помогут родителям откровенно говорить о проблемах.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки. К собраниям можно подготовить выставку детских работ или фотостенд, где использовать фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Будет очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручат грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:

"Родители у нас - народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут".

"Спасибо вам за труд большой,

За все, что сделано с душой!

"В группе папа есть у нас,

Он помощник просто класс.

Пилит, чинит и строгает,

Во всем нам очень помогает".

"Папы, мамы - молодцы!

Во всем нам помогают.

Белят, красят и поют,

И в игры играют".

Родители станут активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Наглядно - информационное направление включает в себя:
- родительские уголки,
- папки - передвижки "Здоровейка", "По Совету всему свету",
- семейный и групповые альбомы "Наша дружная семейка", "Наша жизнь день за днем",
"Воспитание со всех сторон"
- библиотека - передвижка,
- фотомонтажы "Из жизни группы", "Мы - друзья природы", "В кругу семьи",
- фотовыставки "Моя бабушка - лучше всех", "Мама и я, счастливые мгновения"

- "Папа, мама, я - дружная семья",
- семейный вернисаж "Лучшая семья моя", "Учись быть папой",
- эмоциональный уголок "Я сегодня вот такой", "Здравствуйте, я пришел",
- копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, вам активизировать родителей используйте, рубрики: "Чем и как занять ребенка дома", "Спрашивали - отвечаем", "Говорят дети", "Носики - курносики", "Вырастай-ка", ""Благодарим", "Это интересно", "Поиграем", "От всей души", "Обратите внимание", в которых помещайте практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями, на мой взгляд самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе можно провести:
- праздники "День Матери", "А ну-ка бабушки", "День рождения", "Лучшая семья моя",
- развлечения "Семейные посиделки", "День смеха"
- "Все профессии нужны, все профессии важны" (встреча с интересным человеком),
- спортивные досуги "Семья - здоровый образ жизни", "День Взросления" - вернисаж "В мире чувств и эмоций", "Наши дочки и сыночки",
- совместные проекты "Моя родословная", "Моя семья",
- выпуск семейных газет "Я с бабушкой своею", "Отдыхаем всей семьей", "Чудо - чадо",
- празднование дней рождения (ежемесячно),
- выставки семейных коллекций, реликвий "Из бабушкиного сундучка", " Вот так наряд ",
- спектакли "Теремок", "Волк и семеро козлят",
- совместные походы "В мир прекрасного",
- экскурсии "Мы - друзья природы", "Защитим свою природу" .

Сценарии праздников и развлечений нужно разработать совместно с родителями.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, я предлагаю определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки - помощницы для родителей и для детей;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.


«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Детский сад играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

С 1 января 2016 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение проблемы преемственности мы видим в создании плана сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.

Цель: реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Задачи:

1. Развивать любознательность; формировать у старших дошкольников основы умения учиться

2. Развивать способность самостоятельно решать творческие задачи;

3. Формировать творческое воображение, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

4. Развивать коммуникативность (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Воспитание нравственного человека;

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольном уровне:

Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Реализации общих целей так же способствуют психолого-педагогические условия:

На дошкольной ступени:

Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

Формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

Построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития

Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Наш детский сад много лет тесно сотрудничает с татарской гимназией №14 имени Хади Атласи на основе договора и утверждённого плана работы.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

o экскурсии в школу;

o посещение школьной библиотеки;

o знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

o участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

o выставки рисунков и поделок;

o встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы);

o ежегодно воспитанники подготовительной группы 1 сентября идут в гимназию поздравлять первоклассников, выпускников детского сада.

o совместное проведение акции «Мин татарча сөйләшәм»

2. Взаимодействие педагогов:

· совместные педагогические совещания (ДОУ и школа);

· семинары, мастер- классы

· круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

· проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

· открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

· педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

Мы проводим:

· совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

· круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

· родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

· консультации с педагогами ДОУ и школы;

· встречи родителей с будущими учителями;

· дни открытых дверей;

· анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

· визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволило нам добиваться положительных результатов в работе.

У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе, что способствует успешной адаптации детей к школьному обучению.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

34. Принятие педагогом ребенка как высшей профессиональной ценности, понимание учителем самоценности личности ребенка. Развитие в педагогике гуманистических идей обучения и воспитания способствовало появлению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект педагогического процесса. На современном этапе развития школы это особенно ярко проявляется в разработке и внедрении в обучение и воспитание новых технологий, призванных обеспечить личностное развитие учащегося. Однако, как отмечает А.И. Левко, “слепая вера в методику (обучения и воспитания - прим. автора Т.С.), которая сформировалась на протяжении многих десятилетий, стала важнейшей предпосылкой особого типа профессионального сознания учителя, в основе которого лежит твердая уверенность, что педагогу всегда точно известно, что для ребенка благо, а что вред” . Профессиональное сознание такого характера не предоставляет достаточных возможностей для понимания педагогом самоценности личности самого учащегося в организуемом педагогическом процессе. С такой точки зрения учащийся рассматривается как объект учебного процесса. Целью воздействия на данный объект является формирование в сознании учащегося определенной суммы информации, знаний. Таким образом, самоценным в профессиональной деятельности для большинства педагогов являются все же знание, информация, к которым они должны приобщить своих учеников. Процесс образования рассматривается многим учителями прежде всего как дело просвещения. Их представление о культуре связано только со знаниями, информацией как некой интеллектуальной матрицей, с которой они должны сообразовывать свою профессиональную деятельность. Между тем в свете исследований многих современных ученых (философов, педагогов, психологов, социологов) становится ясно, что культура и процесс приобщения к ней подрастающих поколений (образование) - это особое социальное пространство, в котором важны не только знания, информация, но и тип самосознания человека, его личностно усвоенное и пережитое богатство ценностей той социокультурной действительности, в которой он приобщается к определенным знаниям, в которой он формируется как личность.

Само знание является значимым, обеспечивает образование человеческой личности только в том случае, если оно “предполагает еще и идеальную объяснительно-описательную конструкцию, направленность на разгадку тайны бытия, выступает как основа духовного совершенствования, развитие внутреннего самосознания человека” [ 5, с. 24].

Таким образом, для того, чтобы гуманистическая парадигма обучения и воспитания стала преобладающей в педагогической практике и обеспечила высокую эффективность обучения и воспитания, полноценное личностное развитие школьников, современному учителю важно осознать, что высшей ценностью его профессиональной деятельности является ребенок как развивающаяся личность.

В чем же сущность самого понятия “ “профессиональная ценность”? Ценность вообще выступает как жизненный смысл человека, который определяет выбор им целей, средств, результатов и условий деятельности . Следовательно, профессиональная ценность понимается как личностный смысл выполняемой учителем в рамках профессии деятельности. От того, каковы профессиональные ценности педагога, каково его личностное отношение к ней, во многом зависит ее характер и результативность.

Гуманизация педагогического процесса как основное направление реформирования современной школы требует, чтобы высшей профессиональной ценностью педагога сегодня был ребенок, воспитанник. Главным критерием результативности работы учителя в современной педагогике определен учащийся с запущенным механизмом личностного саморазвития, то есть ученик как субъект педагогического процесса.

Ребенок является высшей профессиональной ценностью учителя, если смысл педагогической деятельности связан с позитивным отношением к воспитаннику, если ученик не рассматривается педагогом только как средство достижения каких-либо иных, кроме создания условий для развития его личности, целей выполняемой работы.

Однако в реальной жизни школы мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда, например, смыслом работы учителя могут быть предметные знания, которые должны быть усвоены школьниками; главным смыслом деятельности могут являться профессиональные достижения самого учителя; известны и достаточно широко распространены ситуации, когда учитель вообще не задумывается над тем, какими профессиональными ценностями он руководствуется в своей работе. Пропагандируемые в современной школе идеи гуманизации педагогического процесса так и останутся только декларациями, если основой работы учителя не станет осознание им самоценности личности ребенка в процессе обучения и воспитания, поэтому будущему учителю так важно познать и принять на личностном уроне эту основополагающую идею гуманистической педагогики.

Понимание педагогом уникальности и неповторимости личности каждого ученика, принятие воспитанника таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями;

Забота педагога о сохранении психофизического здоровья учеников;

Обеспечение учителем максимально благоприятных условий для раскрытия творческих способностей учащихся, способствование их профессиональному самоопределению.

К.В. Гавриловец подчеркивает важность сформированности гуманной профессионально-педагогической позиции учителя в совершенствовании обучения и воспитания школьников. “Задача педагога и смысл гуманистического воспитания в школе заключаются в том, - пишет она, - чтобы помочь учащимся открыть в себе лучшее, поверить в свои силы и приобщиться к подлинным духовным ценностям. Решение этих поистине великих образовательных задач требует большой духовной самоотдачи. Такой труд под силу лишь тем учителя, которые осознали величие своей миссии - через гуманистическое воспитание учащихся поддерживать и обогащать духовный пласт отечественной культуры” [

35. 1. Личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются. Формирование личности – начальный этап становления личностных свойств человека. Проблема соотношения обучения и развития. Обучение – фактор, средство, основа развития человека.

2. Развитая личность – это человек, успешно обученный знаниям, способам деятельности (умениям и навыкам), опыту творческой деятельности и эмоционально-чувственному отношению к миру. Ребенок как субъект и объект педагогического процесса.

1. Развитие и формирование личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса.

3.. Развитие и формирование личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса.

2. Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

3. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.
Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

4. Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

5. Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.

6. Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А.Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, Н.Х.Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П.Блонского, Л.С.Выготского и др.

В истории педагогической мысли имеются три точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития.

8. Одна из них, ставшая уже достоянием истории, была представлена американским ученым Э.Торндайком и состояла в признании обучения и психического развития как тождественных процессов. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. При этом Э.Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении.

9. Эти взгляды разделяли У.Джеймс, Дж.Уотсон, К.Коффка, хотя природу обучения они понимали по-разному. Они полагали, что любое обучение является развивающим. Они полагали, что обучение детей каким-либо грамматическим знаниям уже приводит к развитию у них ценных умственных действий (привычек). Эта точка зрения очень удобна для практиков, поскольку она оправдывает любые действия педагогов.

10. Другая точка зрения, высказанная известным швейцарским психологом Ж. Пиаже и развиваемая его школой, отрицает связь между обучением и развитием ребенка. Согласно ей, развитие последнего есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния.

11. Согласно третьей точке зрения, наиболее признанной российскими учеными, обучение ведет за собой развитие и должно идти впереди него. Впервые она была сформулирована Л.С.Выготским в его концепции умственного развития ребенка. В русле идей Л.С.Выготского разрабатывали вопросы соотношения обучения и развития отечественные психологи и педагоги: С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, В.В.Давыдов и др. Созданный ими теоретический фундамент был задействован педагогикой и отразился в ее основных концепциях обучения.

2. Обучение – это не просто фактор, но и средство, и основа развития человека. Разные авторы выделяют различные показатели развития человека в процессе обучения:

13. - способность индивида к движению от абстрактного к конкретному и обратно, дисциплинированность мышления (П.П.Блонский);

14. - обучаемость, т.е. способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская);

15. - сочетание системности и динамичности знаний, т.е. умения их применять в разнообразных условиях (Ю.А. Самарин);

16. - перенос приемов умственной деятельности (Е.Н. Кабанова-Меллер);

17. - чувственный опыт, познание сущности явлений, решение практических задач, связанных с материальным воздействием на окружающих (Л.В. Занков);

18. - теоретическое мышление, в том числе способность к «внутреннему плану действий» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

19. - фонд оперативных знаний и обучаемость, включающая ряд качеств ума (З.И. Калмыкова).

20. Современный уровень развития педагогики, обогащенной психологическими знаниями, позволяет сделать вывод о том, что развитие личности – это процесс становления готовности человека (его внутреннего потенциала) к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими или поставленными задачами разного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее достигнутых. Такое определение позволяет измерять развитие личности сложностью задач, которая имеет свои определенные критерии.

21. Развитая личность – это человек, успешно обученный знаниям, способам деятельности (умениям и навыкам), опыту творческой деятельности и эмоционально-чувственному отношению к миру (И.Я.Лернер).

22. Педагогический процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов: учителя и руководимых или обучающихся – учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование способности применять их в жизни, в том числе в процессе профессиональной деятельности, развитие познавательных умений, овладение компонентами культуры умственного и физического труда, формирования мировоззрения и т.д.

23. Ребенок является одновременно и субъектом, и объектом педагогического процесса. Это обосновывается тем, что активность личности по своей природе социальна и субъектна. Она является интегрированным показателем ее направленности и деятельной сущности. Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер. Субъектность обучаемых в учебном процессе тесно связана с реализацией принципа сознательности и творческой активности обучаемых.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Модель организации взаимодействия педагогов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка Н.Д. Епанчинцева, Т.В. Лазарева На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, что вызывает необходимость поиска способов и средств управления по формированию и регулированию новых взаимоотношений с педагогическим коллективом, детьми, родителями, школой и другими социальными институтами. Значимость новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса предполагает переход на качественно новый уровень деятельности методической службы дошкольного учреждения, обеспечивающей единую динамическую социально-педагогическую систему. В связи с тем что дошкольное образовательное учреждение это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система, была разработана новая модель интеграции и координации взаимодействия педагогов, обеспечивающая единство понимания задач всеми участниками педагогического процесса, единство их действий на основе сотрудничества. Основные преобразования педагогического процесса будут заключаться в изменении: взаимоотношений между взрослыми и детьми, т.е. в стиле педагогиче-ского общения и предоставлении ребенку широкого и разнообразного круга общения; содержания форм и методов образования, так как интеграция предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития несколькими педагогами, работающими с одной группой детей; организации педагогического процесса (составление сетки занятий, гра-фика работы и взаимодействия специалистов, предоставление дополни-тельных образовательных и оздоровительных услуг); предметно-развивающей среды, подразумевающей создание условий для развития и самореализации личности ребенка. Свою работу мы начали с интеграции и координации взаимодействия специалистов ДОУ 88 г. Белгорода (педагогов дополнительного образования). В ДОУ работают 32 педагога: из них 22 воспитателя, 2 музыкальных руководителя, хореограф, руководитель изодеятельности, инструктор по физвоспитанию и плаванию, эколог, учитель-логопед и педагог-психолог. Любая деятельность должна начинаться с анализа. В связи с этим были проведены анкетирование педагогов и диагностика детей, которые дали возможность оценить работу, стиль общения взрослых и детей, а также аргументированно доказать необходимость совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Анкетирование позволило нам сделать вывод, что уровень интегрированного взаимодействия педагогов высок, но часто происходит дублирование содержания, форм и методов обучения детей (хореограф инструктор физвоспитания, хореограф музыкальный руководи-тель, руководитель изодеятельности воспитатель, эколог воспитатель). Решение данной проблемы требует от руководителя системно-деятельностного подхода к процессу управления воспитательно-образовательной работой. Задача руководителя заключается в обеспечении взаимодействия субъектов педагогического процесса и в создании комфортных эмоциональнопсихологических условий для работы, а также в оказании поддержки каждо- 1

2 му члену коллектива в самореализации и саморазвитии. Работа с педагогическим коллективом была направлена на интеграцию и координацию взаимодействия специалистов и воспитателей ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка. Интеграция деятельности педагогов ДОУ рассматривалась как метод, нацеленный на создание у детей целостной картины мира. Процесс достижения этой цели определяется как комплексное воспитание и развитие детей, обеспечивающее взаимопроникновение и взаимосвязь компонентов воспитательно-образовательной работы. Координация взаимодействия педагогов ДОУ осуществляется по следующим направлениям: 1) анализ профессиональной подготовки специалистов и воспитателей ДОУ на основе изучения результатов деятельности и вовлечение их в разные формы профессионального совершенствования; 2) создание собственных программ профессионального совершенствования и перспективных планов работы, которые учитывают задачи образования и воспитания детей, пути их реализации с учетом модернизации и повышения качества воспитательно-образовательного процесса; 3) интеграция и координация действий педагогов на межпредметной и междеятельностной основе при освоении реализации программного материала на всех этапах деятельности в инновационном режиме работы ДОУ; 4) обеспечение органичной связи содержания и методов обучения и практической деятельности педагогов в условиях социального партнерства. Основной формой работы стали семинары, на которых были представлены программы, определяющие направления деятельности ДОУ. Система тренингов, проводимых со специалистами, позволила им проанализировать собственные коммуникативные способности и в то же время вооружила их конкретным психологическим ИЗ ПЕРВЫХ РУК инструментарием для работы по совершенствованию характера взаимодействия с детьми. Развитие приоритетных направлений деятельности ДОУ осуществляют центры: «Вдохновение» (художественно-эстетическое направление), «Крепыш» (физкультурно-оздоровительное). Центры имеют свои цели и задачи, разработаны модели организации их деятельности (см. Приложения 1 и 2) и конкретные поэтапные планы работы на 1 3 года (в соответствии со сроками выполнения единой программы развития ДОУ). Заседания центров проходят 4 раза в год. На них рассматриваются проблемные вопросы реализации намеченных планов и задач, заслушиваются отчеты специалистов, обсуждаются материалы актуального педагогического опыта. Деятельность центров контролирует координационный совет ДОУ под руководством заведующей. Планирование воспитательно-образовательного процесса ДОУ в условиях интеграции представлено целостной системой, элементами которой выступают общий перспективный план работы с детьми, педагогами, родителями, индивидуально-перспективные и календарные планы педагогов. Перспективный план интегрирует цели и задачи применяемых в ДОУ программ: комплексная «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, парциальные «Здравствуй!» М. Лазарева, «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» И.Н. Авдеевой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Князевой, «Музыкальные шедевры» О. Радыновой, «Ладушки» И. Каплуновой, «Са-Фи-Дансе» Ж. Фирилевой, «Программа эстетического воспитания» Т. Комаровой. Одним из условий, обеспечивающих повышение качества образования, является создание развивающей среды. Наличие подвижных трансформируемых и стационарных средств и объектов деятельности в условиях нашего ДОУ дает каждому ребенку возмож- 2 8/06

3 ность самостоятельного выбора того или иного вида деятельности и условий ее реализации. В ДОУ имеется физкультурно-оздоровительный центр, в который входят плавательный бассейн, физиотерапевтический кабинет, фитобар, спортивный зал, оборудованы мини-стадионы в группах, спортивная площадка на участке детского сада. В развивающую художественно-эстетическую среду входят музыкальный зал, изостудия, музыкально-театральная студия, библиотека, «Русская изба», экологическая комната. В нашем ДОУ детям доступно все функциональное пространство, включая даже ту его часть, которая предназначена для взрослых. Труд взрослого всегда интересен детям, «тайны профессий» становятся дополнительным источником развития ребенка. В результате более рационально стали использоваться все помещения ДОУ. Именно такое гибкое полифункциональное использование пространства позволяет создать условия для более полного и всестороннего развития ребенка и его эмоционального благополучия, дает ему возможность свободно передвигаться по детскому саду, вступать в общение с детьми других возрастных групп, с разными взрослыми, делает его истинным хозяином ДОУ. Интеграция воспитательно-образовательного процесса будет еще эффективнее при взаимодействии ДОУ с различными социальными институтами города. Прежде всего это повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. Наше ДОУ взаимодействует со средними общеобразовательными школами 43, 46 г. Белгорода, Белгородским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки специалистов, Белгородским университетом, историко-краеведческим музеем, библиотекой семейного чтения, Белгородским драматическим театром им. М.С. Щепкина, Областным театром кукол, детской музыкальной школой 4, центром дополнительного образования «Надежда» (станция юннатов), детской поликлиникой 4. Уже сложилась определенная система организации совместной деятельности ДОУ с различными социальными институтами детства: заключение договора или составление плана совместной работы между ДОУ и конкретным учреждением; приобретение ДОУ абонемента на право посещения нужного учреждения; проведение в течение года встреч, направленных на выявление проблем совместной деятельности; доведение информации в данном направлении до семей воспитанников, которые активно участвуют в проводимых нами мероприятиях; подведение итогов в конце года (совещания, конференции, «круглые столы»). Результат нашей деятельности мы видим в создании учебно-методического комплекта по интеграции обучения и воспитания детей, включающего: 1) методические рекомендации по планированию и проведению интегрированных мероприятий; 2) разработки тематических мероприятий по приоритетным направлениям работы ДОУ; 3) слаженную координацию работы специалистов и педагогов ДОУ в рамках интегрированного обучения; 4) обобщение актуального педагогического опыта по приоритетным направлениям работы ДОУ. Н.Д. Епанчинцева доцент кафедры дошкольного и начального образования Белгородского регионального ИПКиППС; Т.В. Лазарева ст. воспитатель МДОУ ЦРР-д/с 88 «Улыбка», г. Белгород. 3

4 ИЗ ПЕРВЫХ РУК Приложение 1 Модель работы художественно-эстетического центра «Вдохновение» «Ладушки» (И. Каплунова) «Музыкальные шедевры» (О. Радынова) «Детство» (под ред. Т. Бабаевой) Центр дополнительного образования «Надежда» «Са-Фи-Дансе» (Ж. Фирилева) «Программа эстетического воспитания детей 2 7 лет» (Т.С. Комарова) «Приобщение детей к истокам русской культуры» (О. Князева) Управление образования администрации г. Белгорода Филиал ДМШ 4 Программно-методическое обеспечение Белгородский региональный ИПКиППС Хореографический коллектив «Дуэт» (школа 46) Творческое сотрудничество Белгородский государственный академический театр им. М.С. Щепкина Средняя школа 43, 46 Творческое сотрудничество Развитие творческой личности дошкольников в условиях интегрированного воздействия разных видов искусств Белгородский областной театр кукол Библиотека семейного чтения, филиал 20 Белгородский государственный историко-краеведческий музей Городской совет ветеранов Великой Отечественной войны Совместная деятельность Художественный музей Педагоги Дети Родители Отчетные концерты Конференции Собрания Вечера отдыха Открытые мероприятия (тестопластика) Кружок «Колобок» Театрально-музыкальная студия «Сказка» Обучение игре на музыкальных инструментах «Домисолька» Хореографический кружок «Непоседы» Фольклорный кружок «Рябинушка» Кружок «Волшебная ниточка» (вышивание) Изостудия «Радуга» Кружок «Буратино» (выжигание) Театрализованные игры Заседания центра Семинары Диспуты, КВН Педсоветы Конференции Консультации 4 8/06

5 Приложение 2 Модель работы физкультурно-оздоровительного центра «Крепыш» Музыкальноритмическое занятие Корригирующая гимнастика Занятия в бассейне Праздники здоровья Индивидуальная оздоровительная программа Закаливание Занятия по ОБЖ Турпоходы Нравственнотрудовое воспитание Детская поликлиника 4 Средняя школа 46, 43 Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва 1 Научно-методический центр при управлении образования администрации г. Белгорода Организация здоровьесберегающего пространства МДОУ ЦРР д/с 88 «Улыбка» Программа «Детство» (Т. Бабаева) Программа «Игры с элементами спорта для детей 3 4 лет» (Л. Волошина) Программа «Здравствуй!» (М. Лазарев) Программа «Играйте на здоровье!» (Л. Волошина) Программа «Развивающая педагогика оздоровления» (В. Кудрявцев) Программа «Обучение плаванию в д/с» (Е. Воронова) Педагоги Дети Родители Педагог-психолог Медперсонал Спортивные игры Досуг, развлечения Интегрированные физкультурнооздоровительные занятия Оздоровительные минутки на всех занятиях Беседы по валеологии Мониторинг состояния здоровья Творческое сотрудничество Программно-методическое обеспечение Ароматерапия Фитотерапия Иммунопрофилактика Консультативная работа с семьей, педагогами Физиотерапевтические мероприятия Массаж Спрининг-тесты Праздники здоровья Индивидуальные консультации, беседы Семинары-практикумы Повышение квалификации Педсоветы Диспуты, КВН Работа в физкультурнооздоровительном центре «Крепыш» Психопрофилактика педагогов, родителей Обучение приема релаксации Коррекционноразвивающая работа с использованием психомышечной гимнастики Контроль за адаптацией к новым социальным условиям Деловые игры, «круглый стол» по ЗОЖ Праздники здоровья Индивидуальные, групповые беседы, консультации Открытие мероприятия Собрания 5


Годовые задачи на 2015 2016 учебный год 1. Создать условия для реализации задач ФГОС ДО с целью обеспечения равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Краткая презентация основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с 75 Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад 4 Анализ работы ДОУ за 2015 2016 учебный год. Выполнила: старший воспитатель высшей квалификационной категории Е.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 4 «СОЛНЫШКО» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Краткая презентация Планирования образовательной деятельности 1 подготовительной

КАРТА САМООЦЕНКИ готовности дошкольной образовательной организации к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) на 01.01.2016 года

Планирование организации развивающей среды в ДОУ Н.Д. Епанчинцева Планирование организации развивающей среды предполагает: определение для сотрудников четкой цели и задач мероприятий на основе анализа

Годовые задачи на 2013 2014 учебный год 1. Организация условий, обеспечивающих введению ФГОС ДО в деятельность ДОУ. 2. Продолжать реализацию современных подходов к организации среды, способствующей сохранению

Годовые задачи на 2018 2019 учебный год 1. Продолжать создавать условия в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования по обеспечению равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОДОВОГО ПЛАНА РАБОТЫ МБДОУ «ЦРР ДЕТСКИЙ САД 3 «БЕРЁЗКА» Г. НОВОПАВЛОВСКА за 2015 2016 учебный год В 2015-2016 учебном году перед коллективом были поставлены следующие задачи: 1. Обеспечивать

Самоанализ МБДОУ «Детский сад «Родничок» по реализации ФГОС дошкольного образования Раздел 1. Общие сведения (по состоянию на 1 сентября 218 года) Тип учреждения Бюджетное учреждение Тип местности, в котором

Муниципальное казѐнное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 41 «Сказка» с. Константиновское Петровского района УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ: ПРОБЛЕМЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 26 «ПОДСОЛНУШЕК» Сетевой проект «Создание здоровьесберегающей работы в ДОУ 26 «Подсолнушек» и социальном окружении»

2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА Контроль за реализацией Программы. Тематический контроль 1. Тема: «Развитие грамматического строя речи дошкольников посредством игровых методов» Сроки проведения:

Принят на заседании педагогического совета МБДОУ 111 УТВЕРЖДАЮ Заведующий Г.А.Гаврилова 6 от 30.05.2014г «ЗДОРОВОЕ ДЕТСТВО» Инновационный проект по созданию условий для реализации образовательной области

Визитная карточка Сведения об учредителе: УЧРЕДИТЕЛЬ МАДОУ 12 "Берёзка" - УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РЕУТОВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Начальник Управления образования: Гетман Иван Сергеевич

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД 23 «СВЕТЛЯЧОК» за 2016 2017 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23«Светлячок» является новостройкой, он начал функционировать

1 Учебный план МБДОУ на 2018 2019 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной

150034, г. Ярославль, улица Ранняя, дом 6-а, телефон 38-49-44, факс 38-58-71. Заведующая Травникова Нина Павловна, высшая квалификационная категория, стаж работы в должности 9 лет. Старший воспитатель

Программное обеспечение МБДОУ: Основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ детского сада 150 «Брусничка» за 2012-2013 учебный год (Извлечения) Общая характеристика детского сада Детский сад 150 «Брусничка» является структурным подразделением Автономной некоммерческой

Приложение 56 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБУ «Гимназия 39» от 16.11.2015 г. 144/1-од Н.С. Захаренко ПОЛОЖЕНИЕ О ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАЛЕ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «ЖЕМЧУЖИНКА» 1 1. Общие положения.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида» Автор программы Костина О.В г. Когалым 2015 год Цель: - Создание условий для повышения эффективности

План мероприятий на январь СП 4-9 П/П НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ДАТА ОТВЕТСТВЕННЫЙ СП 4 «Неделя зимних игр и забав» с 12 16 января 1. Консультация для педагогов: "Как помочь себе в стрессовой ситуации" 15.01.15

Презентация Программы МАДОУ - детский сад компенсирующего вида 3 «Радуга» г.балаково Саратовской области Утверждена: Директором МАДОУ детского сада компенсирующего вида 3 «Радуга» Н.В.Кузнецовой Пр. 92

«Утверждаю» Заведующий МДОУ д/с 98 /В.И.Чижмакова/ Приказ от «31» августа 2016 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 4 «СОЛНЫШКО» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Краткая презентация Планирования образовательной деятельности 1 младшей

Результаты самообследования за 2014-2015 учебный год Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр развития ребенка детский сад 63 г. Сочи построено по типовому проекту в 1980 году

Ганичева Ирина Алексеевна Королёва Анжелика Валерьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 54 г. Кировска» СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

Физическое воспитание и здоровьесберегающая деятельность ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Буянова Елена Михайловна старший воспитатель ГБДОУ детский сад 1 Василеостровского района

Задачи работы МДОУ детского сада присмотра и оздоровления 17 «Ладушки» на 2016-2017 учебный год 1. Внедрения современных здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ. 2.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад 6 г. Нового Оскола Белгородской области» Аннотация рабочей программы педагога-психолога на 2015/2016

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Великосельский детский сад 14» 2014 2016 учебный год Муниципальная инновационная площадка Тема: «Преемственность в работе детского сада и

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: На заседании педагогического совета Протокол от 2016 г. Заведующий ГБДОУ 11 ГБДОУ 11 Брославская Е.Е. Приказ от 2016 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по основной общеобразовательной программе дошкольного

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ Заседания органов самоуправления 1.1.Общее собрание трудового коллектива Содержание деятельности Заседание N 1. 1. Принятие графика работы сотрудников 2. Итоги подготовки

Визитная карточка: Название: «Центр развития ребенка детский сад 24» Адрес: г. Биробиджан, ул. Широкая, на картед.) 4-а (см. Телефон: 6-98-88 Сайт: ФИО руководителя: http://ds24bir.ucoz.ru/ Неумывака

План методической работы ДОУ на учебный год Содержание методической работы Сентябрь. Работа с кадрами: Определение тематики самообразования воспитателей и созданию опыта; Консультация «Образное развитие

2.3. Обеспечение физической подготовленности каждого ребенка, оказание помощи в приобретении запаса прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни, труда и активного

Муниципальное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 240. Юридический адрес: 150034, г. Ярославль, ул. Ранняя д 9 а. Сведения об администрации детского сада: Голубева Нина Васильевна-заведующая

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад 122 г. Сочи Краткая презентация основной общеобразовательной программы 2017-2018 уч. год 2017 г. 354207, Краснодарский край, г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 124 Адрес: 150014, г. Ярославль, ул.рыбинская, д.32а Заведующая: Шлезингер Екатерина Ивановна Старший воспитатель:

Краткая презентация основной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ детского сада 150 «Брусничка» за 2011-2012 учебный год (Извлечения) Общая характеристика детского сада Детский сад 150 «Брусничка» является структурным подразделением Автономной некоммерческой

Учебный план на 2015 2016 уч.год. МБДОУ детский сад 83 «Светлячок» общеразвивающего вида, реализующего ООП «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Приоритетные

1. Общие характеристики заведения Тип, вид, статус дошкольная образовательная организация, тип учреждения- бюджетное учреждение. Лицензия на образовательную деятельность серия 23Л01 0004527 от 12.02.2016

Познавательное развитие Формирование целостной картины мира 1 4 37 1 4 37 1 4 37 1 4 37 1 4 37 Речевое развитие Развитие речи 1 4 37 1 4 37 1 4 37 1 4 37 2 8 74 Художественно Рисование - - - - - - - -

«Утверждаю» от августа г. Заведующая детским садом «Аленький цветочек» УЧЕБНЫЙ ПЛАН Структурного подразделения детского сада комбинированного вида «Аленький цветочек» ГБОУ СОШ 11 г.кинеля по основной общеобразовательной

Краткая презентация основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 82» Основные характеристики Программы Основная образовательная программа ДОО (ООП ДОО) Обязательная часть

Анализ работы педагогического коллектива МКДОУ д/с 362 по художественно-эстетическому развитию детей за 2017 2018 учебный год Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека,

Педсовет 1 ТЕМА: «Приоритетные задачи ДОУ на 2014-2015 учебный год» ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 28.08.14г. ЦЕЛЬ: принять годовой план ДОУ, рабочие программы, сетку НОД, режимы дня, наметить пути совершенствования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 уч.г. раздел 4 Дошкольное образование МБОУ «Лицей «МОК 2» Детский сад является структурным подразделением МБОУ «Лицей «Многоуровневый образовательный комплекс 2».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 4 «Солнышко» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области Планирование образовательной деятельности во 2 подготовительной группе /от

Выступление «Система работы по музыкально-театрализованной деятельности» Театр это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного

Образовательная деятельность Внутренняя система оценки качества образования Документы, в соответствии с которыми ведется образовательная деятельность: ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. 273-ФЗ; ФГОС

ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» Кафедра дошкольного образования Итоговая практико-значимая работа на тему: «Методическое руководство организацией приоритетного направления деятельности дошкольного

Сведения о реализуемых образовательных программах в МБ ДОУ 27 Программы образовательной деятельности в МБ ДОУ 27 Период обучения Количество воспитанников 1. Основная образовательная программа муниципального

УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи 41» Р.Р. Замолдинова г ПЛАН методического сопровождения введения и реализации ФГОС ДО МБДОУ «Детский

Цель: Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Совместные задачи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 15 "Светлячок" «Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ» Заместитель заведующей по ВМР Стойко С.П. Задачи ДОУ на 2014-2015

Публичный отчет о деятельности Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 21 Петроградского района Санкт-Петербурга за 2015-2016 учебный год Санкт-Петербург, 2016

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 12 общеразвивающего

УЧЕБНЫЙ ПЛАН МДОУ црр детский сад 33 «Ромашка» по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2016-2017

Образовательная программа дошкольного образования МДОУ детского сада «Теремок» Программа направлена на создание условий развития для детей раннего и дошкольного возраста, открывающих возможности для позитивной

Реализация долгосрочного проекта «Растем здоровыми» (здоровьесберегающее пространство детского сада как среда воспитания здорового ребенка) Здоровье - великая ценность человека. Вырастить ребѐнка здоровым,

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ОБОЛЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛЕСНАЯ СКАЗКА» «Планета здоровья» Направление проекта: Обеспечение психолого-педагогической

Утверждаю: Заведующий МДОУ д/с 66 «Пчелка» О.В.Ряховская 0 г. Принято: на заседании Педагогического совета протокол 4 от «08» февраля 07 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по основной образовательной программе дошкольного

УТВЕРЖДЕН приказом МБДОУ «Детский сад 22» 30 от 31.08.2017 г. ГОДОВОЙ ПЛАН НА 2017 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД ПРИНЯТ решением Педагогического совета протокол 1 от 30. 08. 2017 г. г. Гатчина Цель: создание благоприятных

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 11 «Колокольчик» МАДОУ 11 "Колокольчик" г. Реутов, Московской области основан в 2014 году (Постановление

Краткая презентация рабочей программы музыкального руководителя МДОУ ЦРР д/с 15 города Маркса Саратовской области на 2015 2016 учебный год Подготовил: музыкальный руководитель МДОУ ЦРР д/с 15 Тарасова

Управление образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 2» тел:

Аналитическая справка по результатам введения ФГОС ДО В течение 2014-2016 года методическая работа в ДОУ была направлена на реализацию плана поэтапного введения ФГОС ДО, утверждённого приказом заведующей

Охрана и укрепление здоровья детей. Физическое развитие и воспитание дошкольников является приоритетным направлением в деятельности ДОУ, потому что здоровье ребенка это основа успешного формирования, развития