Дымковские узоры в средней группе. Тема занятия: Дымковская игрушка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 116» «Загадка» Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Роспись Дымковской игрушки» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») Составила: Журавлева Н.В. воспитатель Архангельск, 2015 Тема: «Роспись Дымковской игрушки» Возраст: 4-5 лет Форма проведения: занятие Цель: продолжать знакомить детей с Дымковской росписью народной глиняной игрушки, расширять кругозор о художественных народных промыслах. Задачи:  уточнить и закрепить умение выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точкигорошины);  формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью;  развивать чувство цвета, умение сравнивать узоры по цвету, выбирать наиболее красивые, используя элементы дымковской игрушки;  развивать воображение, образное восприятие, диалогическую речь;  развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер;  воспитывать интерес к народному искусству России;  воспитывать умение слушать задание до конца, следовать советам педагога, воспитывать самостоятельность в работе; План: 1. Организационный момент- педагог читает письмо. 2. Рассматривание игрушек на слайдах, сопровождаемое чтением потешек. 3. Игра «Изобрази игрушку». 4. Показ птицы, прилетевшей в группу, которая принесла конверт с нераскрашенными птичками (создание проблемной ситуации) 5. Показ образца росписи птицы, демонстрация слайдов с элементами Дымковской росписи. 6. Физкультминутка. 7. Самостоятельная работа детей, перед началом которой педагог напоминает детям о правилах работы с кистью и красками. 8. Выставка готовых работ детей. Ход: 1.Организационный момент. - Ребята, мне сегодня прислали письмо, письмо необычное, с фотографиями, я бы хотела прочитать его вам! Педагог читает потешку «Птичий двор»: Три индюшки, три пеструшки, три гусыни – Все босые. Возле дома хлопотали, Бестолково лопотали: -Брр-брр-брр -Коко-ко! -Гага-га! Педагог демонстрирует игрушки (слайд 1) - Ребята, мне кажется мы где-то встречались уже с этими игрушками! (Да, на выставке в группе). - Какие вы видите игрушки? (барыня, лошадка индюк) А давайте вспомним- где изготавливали их, в каком селе? (изготавливали их в селе Дымково) - Значит их называют…. (Дымковская игрушка) 2.Педагог предлагает рассмотреть игрушки,сопровождая пока слайдов чтением -Посмотри, как хороша Эта девица-краса, Щечки алые горят, Удивительный наряд.(слайд 2) -Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней. С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами.(слайд 3) -Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост – Точно солнечный цветок, А высокий гребешок, Красной краскою горя, Как корона у царя.(слайд 4) -Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг – символ солнца. Голосисты эти птицы и нарядны, словно ситцы! (слайд 5) -Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, если гриву упустил (слайд 6) -Ребята, нравятся вам дымковские игрушки? (Да!) 3.Педагог предлагает детям поиграть. -Давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую ни будь игрушку, нужно постараться изобразить ее движения. Игра «Изобрази игрушку» «Барыня!» (дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками). «Конь!» (дети скачут, как лошадка). «Индюк!» (дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки). Повернитесь, покружитесь, Низко-низко поклонитесь! 4. Педагог вносит в группу глиняную птицу, раскрашенную Дымковской росписью. -Ой, ребята, посмотрите, кто к нам сегодня в гости прилетел! Какая нарядная-да красивая птица! И конверт в клюве нам принесла! Посмотрим, что в конверте? (Да, посмотрим!) Педагог достает из конверта листы с нарисованными птицами- нераскрашенными. -Ребята, а наша гостья загрустила- ее подружки все белые, совсем не похожи на нее. Как вы думаете, как можно ей помочь? Что нужно сделать? (Нужно раскрасить птичек!) -Правильно, давайте исправим это и распишем ее дымковскими узорами. Мы сейчас отправимся в мастерскую, где вы превратитесь в настоящих художников по росписи дымковской игрушки. 5.Показ образца росписи птицы. (слайд 7) Дети садятся за столы. -Сегодня мы с вами будем расписывать Дымковскую птицу. Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите? (слайд 8,9) (прямые, волнистые линии, кружочки, колечки) - А какие цвета используют народные умельцы при раскрашивании игрушек? (игрушки расписаны жёлтыми, красными, синими, зелёными, чёрными красками) Педагог показывает на мольберте приёмы рисования элементов: большие кружки – всей кистью, поворачивая на пяточке; маленькие кружки, точки и черточки– кончиком кисти; -Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров. Осталось только сказать волшебные слова: Вправо- влево повернись и в умельцев превратись! -Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы, глядя на нее, душа радовалась. 6. Физкультминутка. А теперь, ребята, встать, (дети встают) Руки медленно поднять, (поднимают руки вверх) Пальцы сжать, потом разжать, (сжимают и разжимают пальцы) Руки вниз и так стоять. (опускают руки вниз) Наклонитесь вправо, влево (наклоны вправо и влево-руки на поясе) и беритесь вы за дело. (встают прямо- руки внизу) Мастерами все мы стали, (маршируют на месте) Кисти, краски в руки взяли. (берут воображаемые краски и кисти) Засверкали ярко краски, оживает всё как в сказке. (рисуют в воздухе) 7.Самостоятельная работа детей. Педагог напоминает, как правильно держать кисть, как макать кисть в воду и о край баночки снимать лишнюю каплю. Обмакивать кисть о салфетку. И на весь ворс набирать краску другого цвета. Во время работы детей педагог оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся. 8.Выставка работ. Теперь, ребята, мы можем устроить выставку Дымковской игрушки и спросим нашу птичку- нравится ли ей, довольна ли она? Птица «рассматривает» работы детей, хвалит всех. Технические средства: проектор для презентации, ноутбук. Дидактические материалы: глиняная игрушка птицы, раскрашенной Дымковской росписью, потешки, слайды с изображением Дымковских игрушек и образцов росписи. Методическая литература: 1. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985. 2.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 3.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (ср. гр.) М.: ТЦ Сфера 2007 4. Величкина Г.А., Шпикалова Т.Я «Дымковская игрушка». «Альбом твоих аппликаций. Народные промыслы: дымковская игрушка». 5. Борисова Н. «Хрестоматия для дошкольников 3-4 лет». 6. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М. , 2010. Интернет-ресурсы: books.google.ru dymkatoy.ru Методический комментарий к конспекту. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности. Рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративноприкладного искусства. Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов: - знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора; - углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции; - творческое использование полученных знаний, умений, навыков. Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный. Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре. Поможет: - пробудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству; - создать яркий эмоциональный фон декоративно-орнаментальной деятельности; - наполнить повествовательным смыслом общую композицию; - сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов. Представленный конспект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами: 1. Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес). 2. Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей). 3. Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям). 4. Принцип психологической комфортности. Для достижения педагогической цели и задач были использованы такие методы и приёмы:  Наглядный метод (использование дымковских игрушек, презентация с иллюстрацией расписных игрушек и элементов Дымковской росписи).  Словесный метод (беседа с детьми о росписи).  Игровой приём (хороводная игра «Изобрази игрушку»).  Приём эмоциональной заинтересованности (сопровождение -презентация). На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Воспитанники сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. В процессе таких занятий воспитанники получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные и интеллектуальные способности. Важной особенностью этих занятий является и то, что они учат детей фокусировать внимание и не только активно участвовать, но и слушать и наблюдать. Каждое занятие по художественно-эстетическому развитию необходимо выстроить так, чтобы процесс не стал скучным, однообразными монотонным.

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, закрепить знания детей о дымковской игрушке. Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, умение создавать узоры из круга, овала и точки. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в средней группе «Дымковские игрушки»

Программное содержание: Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, закрепить знания детей о дымковской игрушке. Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, умение создавать узоры из круга, овала и точки. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Музыка».

Словарь: дымковская игрушка: индюк, петух, собачка, козлик, олень, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная.

Оборудование и материалы: Дымковские игрушки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, трафареты козликов, гуашь, кисточки.

Ход занятия:

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самые лучшее, что есть на свете.

Глаза открываем

Здравствуйте дети! (дети стоят кругом)

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами. (Продемонстрировать игрушки и иллюстрации дымковских игрушек)

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.

Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

«...Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое „Дымково" назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Из глины козлик в яблоках,

Собою хорош, очень пригож.

А вот олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах.

А вот дымковские барыни:

У них руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С ними издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Воспитатель: Посмотрите, дети, какие красивые эти игрушки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек? (Ответы детей )

Воспитатель: Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Ответы детей: Всегда только белые)

Воспитатель: А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей : прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка )

Воспитатель: Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей )

Воспитатель: Как, одним словом можно сказать про эти цвета?

(Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).

Воспитатель: Какими приёмами выполняются узоры? (Ответы детей: Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

Пальчиковая гимнастика под музыку «Утро» (диск № 37)

Воспитатель: Мне очень понравилось, какими словами вы называли дымковские игрушки. Сейчас я познакомлю вас со сказкой про козлика Золотые Рога.

Жил-был козлик Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в завитках – красных, синих, желтых, белых. Гулял козлик по полям и горам, по лугам и лесам. Никого козлик Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова. Как-то раз окружили козлика серые волки. Да только козлик Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых волков и говорит: «Пора бы и поужинать, а волки все какие-то худые». А волчий круг все уже. Козлик Золотые Рога и говорит: «Ошибся я: есть и жирные головы». А волки все ближе. Закричал козлик Золотые Рога на весь лес: «Жирную пару волков на ужин выбрал!» Сверкают при лунном свете Золотые Рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек!

Воспитатель: Эту сказку любят вспоминать дымковские мастера. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают, а сами сказки сказывают. Потому такими веселыми и получаются у них игрушки. Смотрите, какая красота!

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Физкультминутка: «Что вышло?»

Подними ладошки выше и сложи над головой.

Что же вышло?

Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.

Подними ладошки выше, а потом согни дугой.

Кто же вышел?

Вышли гуси – вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше и сложи перед собой.

Что же вышло?

Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Проходим и садимся за столы. А королева Кисточка приготовила для нас козликов, только они еще не расписаны. Давайте и мы попробуем расписать козликов. Давайте вспомним, как будем расписывать его. Какие части мы закрашиваем полностью? (рога, уши, хвост, копыта). А узор где расположим? (вдоль шеи, туловища, ног)

Гимнастика для глаз: «Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.

(моргают глазами)

Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.

(делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.

(отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.

(отводят взгляд вправо)

Воспитатель: А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать своего дымковского козлика, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза и приступаем к рисованию.

Самостоятельная работа детей. Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Весёлая дымковская ярмарка». При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.

Воспитатель: (Держит в руках Королеву кисточку) Вот наши козлики засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.

Королева кисточка приготовила для вас сладкий сюрприз.

На этом занятие окончено.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛИНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «ИВУШКА» СТУПИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Составила и провела: Червякова Надежда Николаевна П.МАЛИНО 2017г.

Цель: Знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой.

Образовательные:

  • Познакомить с историей происхождения дымковской игрушки.
  • Познакомить с многообразием дымковских игрушек, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.

Развивающие:

  • Развивать речь, память.

Воспитательные:

  • Учить детей видеть красоту дымковской игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора.
  • Воспитывать любовь к народному творчеству.
  • Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» .

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Эстетическое развитие» , «Физическое развитие» .

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Используемые методы: сюрпризный момент, словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения) , игровые методы и приемы, просматривание видео материалов.

Оборудование: дымковские игрушки, Петрушка, фото и видео материалы, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня солнышко смотрит на нас и улыбается нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу и скажем все вместе:

Встало солнышко – ура! (тянут руки вверх)

Заниматься нам пора! (хлопают в ладошки)

(Дети повторяют за воспитателем) .

2. Основная часть.

В группе появляется игрушка.

Я веселая игрушка,
А зовут меня… (Петрушка) .
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь я детям.

Я пришел к вам не один,
Я привел своих друзей.

Но сначала мне скажите, ребята, у вас есть игрушки? А из чего они сделаны?

Дети: Наши игрушки сделаны из пластмасс, резины, металла, дерева, ткани.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые друзья – игрушки у нашего Петрушки. Вы узнали их?

Дети: Это лошадка, петушок, курочка, олененок.

Воспитатель: Игрушки приглашают нас познакомиться поближе (дети выходят на ковер) .

Физкультминутка «Дымковские игрушки»

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

У нас ручки крендельком,
Щечки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Петрушка обращается к детям: Ребята, вам понравились мои друзья?

Чем они вам понравились?

Дети: Красивые, яркие.

Воспитатель: Действительно, это очень красивые игрушки. Делают такие игрушки в селе Дымкого?

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

(В. Феофанов)

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы сейчас с вами узнаем.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (показывается картинка) . Зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка. Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в коника. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Что же это за товар, давайте посмотрим? (показывается видео «Дымковские игрушки» )

Физкультминутка.

Воспитатель: А сейчас Петрушка приглашает всех подвигаться (дети выходят на ковер) :

А сейчас, ребятки,
Я зову всех на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим в припрыжку,
Молодцы все ребятишки!

Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!

(Дети занимают свои места)

Воспитатель: Ребята, скажите, а что общего у всех этих игрушек?

Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.

Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.

Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?

Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!

Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?

Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?

Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель: Правильно. Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост (демонстрируются элементы росписи) .

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.

Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Воспитатель: Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео, воспитатель параллельно рассказывает) .

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?

Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Игра «Викторина»

Воспитатель: Один, два, три – кружок собери (дети строятся в круг) . Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч – отвечай.

  1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)
  2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
  3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)
  4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
  5. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (красный, синий, желтый, зеленый)
  6. Где обжигают игрушки? (в печи)

Физкультминутка.

Воспитатель: А теперь представьте, что мы с вами мастера.

Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка, за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками» )
А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают) .
А в печи не калачи, не ватрушки (машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки (руки вперед) !
(Дети садятся на свои места)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение.

Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.

Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,
И село Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,

Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно - расписные:

Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?

О чем оно?

3. Подведение итогов.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Петрушка прощается с вами.

Ребята, вам понравился наш гость?

С чем он познакомил вас?

Что нового вы узнали?

Понравилось вам наше занятие?

МАДОУ

«Двуреченский детский сад

«Семицветик»

Конспект открытого занятия

в средней группе

Тема: «Чудо – дымка»

Подготовила воспитатель:

Март 2014 г.

Декоративное рисование

«УКРАШЕНИЕ ЮБКИ»

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Закреплять знания по технике ее изготовления (лепят, закаляют в печи, покрывают белой краской, потом раскрашивают).

Уметь выделять элементы дымковской росписи: круги, точки, полоски, клеточки, закреплять представления о ярком, праздничном, нарядном колорите игрушек, закреплять приемы росписи кистью.

Предварительная работа6

  • Познакомить с русской народной песней «Пошла млада за водой», «Скок – поскок».
  • Рисование элементов дымковской росписи: круг, прямые линии, точки.
  • Закреплять знания некоторых образцов устного фольклора.

Материалы к занятию:

  • Бумага белая в форме конуса.
  • Гуашь желтого, красного и зеленого цветов на каждый стол.
  • Фигурки дымковских барышень на каждого ребенка, фигура водоноски и игрушки.

Ход занятия:

  • На стене – картинка зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идет дым, на переднем плане березка в зимнем наряде). Звучит спокойная музыка.
  • Воспитатель спрашивает: «Какое время года сейчас?» Обращает внимание детей на картинку и предлагает подойти к ней поближе и рассмотреть, рассказать о ней.

1 й ребенок. Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река

Скованная льдом.

2 й ребенок. Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом.

3 й ребенок. Голубые дали

И село большое

«Дымковской» назвали.

4 й ребенок. Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо – сказки.

Вчера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые,

А волшебно-расписные.

  • Воспитатель обращает внимание детей на игрушки.

5 й ребенок. Белоснежны, как березки,

Кружочки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

6 й ребенок И пошла о «Дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду.

  • Воспитатель обращается к детям:
  1. Почему эти игрушки называются дымковскими? (Их делают в селе Дымково).
  2. Из чего их делают? (Из глины и песка).
  3. А затем, что делают? (Красят белой краской и расписывают).
  4. Какими узорами расписывают игрушки? (Кружочками, точками, полосками, кольцами).
  • Воспитатель обращает внимание на Водоноску и читает стихи:

За студеною водицей

Водоноска – молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша –

Эта девица краса,

Тугая черная коса.

Щечки алые горят

Удивительный наряд!

Водоноска так красива

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Аудиозапись песни: «Пошла млада за водой» (дети под пение выполняют движения)

Воспитатель говорит: «Водоноска пришла не одна. Подруг своих привела. Она очень огорчена, тем, что у нее красивый наряд, а у подруг нет. Как бы им помочь, вы не знаете дети? Сможем им помочь? Как?» Дети выказывают свои предложения.

Воспитатель предлагает нарисовать на юбках красивые узоры и подарить Водоноске.

Дети играют в игру «Скок - поскок».

По окончании работы дарят юбочки Водоноске.