Доска фланелеграф для детского сада. Мастер-класс «Фланелеграф своими руками» для детей

В возрасте 1.5 лет необходимо играть с ребенком в сюжетные игры: вместе инсценировать сказки, стихи, различные истории. В этом же возрасте нужно учить ребенка сравнивать, запоминать, группировать предметы.

Существует множество разных пособий и сюжетных игр, и уже давно придумано простое приспособление, с помощью которого родители могут легко и просто организовать веселые игры для малыша.

Чем меня привлек фланелеграф?

Анютка очень любит играть с магнитами – приклеивать их, отклеивать и снова приклеивать. Изготовить пособия для магнитной доски достаточно дорого (да и у нас в городе сложно найти в продаже магнитную ленту). А с фланелеграфом все просто.

Так что же такое Фланелеграф?

Как изготовить фланелеграф?

В качестве основы можно использовать:

  • лист фанеры
  • старую столешницу
  • ненужную полку от шкафа
  • заднюю стенку от старого шкафа
  • плотный картон (от коробки из-под техники) — лучше даже склеить две картонки между собой для прочности.

Размер основы – произвольный, так чтобы ребенку было удобно играть. Для новорожденного можно сделать маленькую основу из картона и подвесить фланелеграф в кроватке, фланелеграф также может служить прикроватной стенкой (а это огромный простор для творчества ребенка).

У нас размер фланелеграфа 80*60 см.

В качестве покрытия можно взять однотонную фланель, флис или махровую ткань.

Чехол для фланелеграфа лучше сделать съемный, чтобы его можно было стирать.

Я сделала сбоку застежку на молнии, можно использовать липучки.

Как крепятся фигурки на фланелеграф?

На оборотную сторону картинок для крепления можно приклеить:

  • бархатную бумагу;
  • липучки от подгузников;
  • швейную липучку (ту часть, что с крючками);
  • двухсторонний скотч;
  • фланель.

На мой взгляд, самый оптимальный – бархатная бумага.

Выглядит эстетично, фигурки не сцепляется между собой при хранении, крепко держаться на поверхности фланелеграфа. Кроме того, бархатная бумага делает картинку плотной (не нужно дополнительно укреплять ее картоном).

Где взять картинки?

1. Вырезать из недорогих книжек или раскрасок.

Мне нравятся вот такие книжки с наклейками:

Они стоят всего 27 рублей, а приносят двойную пользу. Сначала мы с Анютой читаем стихи и приклеиваем наклейки, а потом я вырезаю из них нужные картинки для фланелеграфа.


2. Использовать цветной картон , для изготовления геометрических фигур, травки, облаков.

3. Поискать готовые материалы в Интернете или сделать пособия самостоятельно.

В Интернете есть заготовки для фланелеграфа, но они преимущественно черно-белые (хотя встречаются и цветные).

Черно-белые картинки удобны тем, что их можно распечатать на принтере, а потом раскрасить вместе с детьми или самостоятельно.

Мне больше нравятся цветные картинки. Часть я нашла в готовом виде в Интернете, а часть материалов изготовила сама, с помощью программы Фотошоп.

Заготовки распечатала на фотобумаге (она достаточно плотная), а затем укрепила их скотчем с лицевой стороны и приклеила на бархатную бумагу на оборотную сторону.

Как играть?

Ну а теперь переходим к самому интересному вопросу: какие игры можно придумать с фланелеграфом.

Вот несколько примеров:

Изучаем цвета, формы, размеры

Вырежьте из цветного картона геометрические фигуры разных цветов и размеров. Покажите ребенку как составлять из них простые рисунки: снеговика, цветочек, елочку, домик, машину, бабочку или просто геометрический узор. Своего рода на фланелеграфе.

Пусть ребенок сам выбирает цвета, а вы их называйте. Упоминайте размер фигуры и ее название. В процессе игры ваших совместных игр малыш постепенно запомнит цвета, размеры, формы и научится их сравнивать.

Изучаем животных, предметы, овощи и фрукты

Игра «Найди лишнее, обобщение»

Прикрепите разные картинки на фланелеграф, и предложите найти ребенку на них всех животных (или птиц, фрукты, овощи, машины). Так ребенок будет изучать обобщенные понятия.

Прикрепите 2-4 картинки (например, яблоко, банан, зайца) и предложите найти лишнюю. Сначала находите сами и объясняйте почему. Постепенно ребенок научится определять сам.

Анютка пока еще не умеет находить лишнюю картинку, но уже понимает значение слов: овощи, насекомые, звери, птицы, машины, одежда и др. группы.

Что такое фланелеграф? Как сделать фланелеграф своими руками? Из чего и как сделать картинки к фланелеграфу?

Что такое фланелеграф

Фланелеграф - это очень полезное приспособление для развивающих занятий и игр. Сделать его просто, а возможностей применения - множество.

Его используют в детских садах как учебное наглядное пособие. В играх с ребенком это и сцена для показа спектаклей с помощью плоских картонных персонажей, и удобная поверхность для размещения на ней различных изображений из картона, которые легко к этой поверхности приклеивать и отклеивать.

Обычно фланелеграф представляет собой наклонную плоскость с ворсистой поверхностью. К ней прикладывают картонные фигурки, обратная сторона которых оклеена тем же материалом (как вариант - бархатной бумагой или липучкой). Фигурки как бы приклеиваются и держатся на поверхности за счет силы трения.

Как сделать фланелеграф своими руками

Лист ДВП или толстого картона обтянуть ворсистой тканью, желательно однотонной (фланель, флис, драп) так, чтобы ее потом можно было снимать для стирки. Для прочности лучше даже толстый картон склеить в 2-3 слоя.

Прислонить под углом к стене, спинке дивана или стула - и можно играть или заниматься.

Когда я только знакомилась с этим замечательным пособием, то встречала в интернете рекомендации использовать для основы также фанеру или ДСП. По моему мнению, фланелеграф из них получается тяжелый, особенно если сделать его большого размера. И т.к. он стоит под углом, то может возникнуть травмоопасная ситуация, если он съедет или случайно упадет на стоящего перед ним ребенка.

Поэтому вариант из картона или ДВП мне нравится больше, и убирать его после игры легче. Очень удобно, что при хранении он не занимает много места.

Сейчас у нас с дочкой фланелеграф, сделанный из обтянутой фланелью почти плоской картонной коробки из-под зеркала, размер коробки 50х65 см. Можно сделать его больше или меньше. Имеющегося отреза однотонной фланели не хватило, а вот так и не пригодившаяся дочке в детстве клетчатая пеленка оказалась в самый раз.

Если сделать фланелеграф небольшим и складным, примерно с лист офисной бумаги А4, то его удобно использовать как дорожный вариант, чтобы брать с собой в поездки.

У нас с дочкой есть оба варианта.

Как и из чего сделать картинки к фланелеграфу

На наклонной ворсистой поверхности прекрасно держатся небольшие фигурки, сделанные из той же ткани или из фланели, фетра, драпа, вискозных хозяйственных салфеток.

Чтобы на ней хорошо держались фигурки из картона, с обратной стороны к ним нужно приклеить фланелевую или вискозную ткань или бархатную бумагу или жесткую часть липучки (на клеевой основе или от памперсов).

Липучки от памперсов можно не приклеивать, а прикрепить с помощью степлера.

Чтобы картонные фигурки прослужили дольше, обклеить их с лицевой стороны широким прозрачным скотчем. Большинству наших фигурок уже больше 5 лет.

Картинки для картонных фигурок можно сделать из:


Очень удобно то, что если сделать для этих фигурок подставки, то ими же можно играть не только на фланелеграфе, но и на сцене (по ссылке статья о таком театре и несколько способов изготовления подставок для картонных фигурок).

Те же самые поросята, что и на первой фотографии:

Как играть

О развивающих и обучающих играх с фланелеграфом я расскажу в одной из следующих статей (а постоянным читателям и подписчикам моего блога еще пришлю ссылочку на картинки для распечатки), хотя некоторые варианты игр понятны по фотографиям:

  • наиболее частый вариант использования - в качестве сцены для того, чтобы разыгрывать сюжеты сказок, стихов и других произведений для детей,
  • малышам удобно собирать простейшие паззлы,
  • можно делать многоразовые аппликации,
  • можно делать геометрические аппликации
  • и многое другое.

Чтобы не пропустить новую статью на эту тему, подпишитесь на обновления блога - форма подписки в колонке справа.

Предлагаю посмотреть другие статьи из рубрики , например: " ".

Приятного Вам творчества! Специально для читателей блога «MORE творческих идей для детей» (https://сайт/), с искренним уважением, Юлия Шерстюк

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .

Здравствуйте, дорогие мамочки!

Меня зовут Юлия, я мама девочки Полины, ей 1 год 10 месяцев. Моя дочка очень подвижная — непоседа, ее сложно чем-либо занять. Фланелеграф справляется с этой задачей отлично!!! Пока мы не совмещаем чтение сказок с иллюстрированием посредством фланелеграфа, т.к. Полина отвлекается от рассказа на действие. Но сама она прекрасно «играет» — расставляет героев как ей угодно, убирает, потом снова расставляет. В общем, увлекается минут на 30 стабильно, что-то рассказывает героям.

Мысль сделать что-то подобное была в моей голове давно. Но сформировалась она после того, как я случайно нашла в интернете чью-то заметку о том, как легко и быстро сделать фланелеграф. И работа закипела. Я сделала одновременно 2 фланелеграфа — для своей дочери и для племянников. Сложного в этом занятии ничего нет, единственное — однообразная обработка изображений. Но результат того стоит!!!

Предлагаю вам сделать фланелеграф своим деткам.

Потребуется:

  • Фанера (можно заменить толстым картоном от коробки) — у меня размер 40*60 см;
  • Фланель, флис или любой другой ворсистый или нетканый материал – у меня это нетканые тряпки для пола, например Русалочка (конечно же новые) – необходимо такое количество, чтобы зашить в материал фанеру, т.е 40*120 + на припуски; количество тряпок – 2 (их размер 50*60 см);
  • Нитки, игла, ножницы ;
  • Картон для рисования – я брала бумагу для рисования гуашью (она достаточно плотная – нет необходимости дополнительно уплотнять, плотность такой бумаги 180-200 г/см³). Эта бумага необходима для распечатывания персонажей;
  • Прозрачная самоклеящаяся пленка (если есть) – для увеличения прочности и как доп. защита;
  • Немного терпения, времени и денег )))

Все остальное можно скачать:

  • Герои (архив Картинки) ;
  • Сказки .

Теперь о самой работе:

Чтобы было понятно сразу, что все просто, смотрим фото:

Я сшила материал по длинному срезу, приложила к фанере, разгладила – материал за счет ворса сцепился с фанеркой. Дальше сшила оставшиеся длинные срезы, и остатки закрепила с обеих сторон фланелеграфа в виде карманов (видно на фото).

Фланелеграф готов.

Затем нужно распечатать героев сказок на листах картона. Сразу оговорюсь, что не стоит переводить обычную офисную бумагу, т.к. она не прилипает к покрытию фланелеграфа и легко гнется и рвется. Если все-таки нет возможности использовать картон, то такую бумагу придется укрепить (можно использовать упаковки от бисквитов Барни – они тоже шершавые с серой стороны или бархатную бумагу).

На фото дочка играет с картонными героями, которых просто прислоняет «спинками» к фланелеграфу и они держатся.

Самое сложное во всей этой затее – собрать на просторах интернета героев, обработать в фотошопе и скомпоновать, но я это уже сделала, ссылки на скачивание выше.

Играть с фланелеграфом очень просто – можно иллюстрировать всем нам знакомые сказки (собраны в архив Сказки) – например, «Посадил дед репку» — на фланелеграфе дед и репка, «Позвал дед бабку» — прикрепляем бабку и т.д.

А можно придумывать и свои сказки.

Еще можно изучать фигуры и цвета – достаточно из цветного картона вырезать различные фигуры и строить из них плоские картинки.

_____________________________________

От себя хочу добавить, что на фланелеграфе можно изучать не только фигуры и цвета, но и цифры, буквы, формы, размеры, учиться читать, группировать, сравнивать.

Вот несколько примеров игр на фланелеграфе:

Изучаем цвета, формы, размеры

Во время игры обязательно проговариваем цвета, размеры фигур, и их названия.

Игра «Найди лишнее, обобщение»

На фланелеграф закрепляем разные картинки. Попросите ребенка найти всех животных, птиц и т.д.

Прикрепляем 2 – 4 картинки (например, грушу, яблоко и кошку) просим ребенка найти лишнюю. Сначала вам придется находить лишние картинки самим, обязательно объясните, почему именно эта картинка лишняя.

Игры «Кто, чем питается» и «Кто где живет»

Перед игрой малыш должен узнать, кто что ест или кто где живет. Далее на фланелеграф выставляем карточки с тремя животными, напротив карточки с едой (домиками) и просим ребенка показать, что ест каждое животное.

Геометрикс

Идею такой игры впервые увидела в прошлом году, когда общались с мамочками на детских занятиях. Игра была покупная и от моей отличалась только "гвоздиками" и резинками. Потом как-то в инете случайно наткнулась на подобную игрушку, но уже рукотворную:) Источник к сожалению не сохранился

1. деревянная доска (лучше взять именно деревянную! т.к. в дерево легко вбивать кнопки) размеры и форма большого значения не имеют:) но чем больше тем лучше (в пределах разумного конечно;))

2. канцелярские кнопки. Их количество будет зависеть от размеров доски.

3. молоток (только для создания:))

4. резинки круговые! Я использовала резинки для денег, но можно и обычную бельевую резинку сшить в круг;)


Процесс создания:
1. Разметка доски.

Чертим сетку с шириной квадрата в 3 см. (если меньше, то будет не удобно надевать резиночки). Не принципиально чертить квадратную сетку, если есть лишние материалы (доски и кнопки) можно поэкспериментировать и с прямоугольной или любой другой;)

2. Вбиваем кнопки.

Желательно вбивать их строго перпендикулярно, чтоб было красиво:) Этот процесс я доверила мужу, а он частично сыну:)))

3. Играем:)))

Ребенку очень нравится играть с ним:) Развивает воображение, можно изучать понятия больше меньше на геометрических фигурах и сами фигуры. Думаю, что игрушка подойдет детям с 3-х лет, можно и раньше, но под присмотром взрослых. И еще нюанс, лучше дать ребенку больше резинок, тогда он дольше будет занят самостоятельно:))) Я купила упаковку банковских, там их штук 100, а то наверное и больше. Теперь у нас еще одна любимая игра с ними. Связав большое количество резинок между собой, сына переворачивает свой детский пластиковый столик и в хаотичном порядке навязывает эти резинки на ножки стола. А потом залезает в эти резинки и кричит: "Помогите! Я в паутине застрял!" :))) Хотя прекрасно может выбраться оттуда и без посторонней помощи;)

Фланелеграф

Давно хотела сделать сыну такую игру. У меня это еще воспоминания из начальных классов школы, когда на уроках математики нам наглядно на доску вешали яблоки:)) Не знала я из чего доска, и что за хитрость в этих, вырезанных из бумаги, яблоках:(Совсем недавно в каком-то интернет дневнике наткнулась на такое чудо:)) Теперь делюсь с вами:)

Для его изготовления нам понадобятся:

1. Рама. На которую будет натягиваться ткань. Я взяла икеевскую рамку за 300 р.

2. Фланель по размеру вашей рамы.

3. Ножницы.

4. Бархатная бумага.

5. Различные картинки.

Процесс создания:

1. Для начала мне пришлось вытащить из рамы "стекло" (там это прозрачный пластик).

2. Натягиваем фланель на раму.

Собственно сам фланелеграф уже готов. Осталось создать то чем на нем играть.

3. Вырезаем из чего попадется красивые картинки и клеим на них с обратной стороны бархатную бумагу. Важно, чтобы картинку при этом не изогнуло, иначе она не будет держаться. У меня на это пошли коробочки от игры в лего, термомозаики, цветных карандашей, даже 2 грустных пингвина от анаферона:))

до 21.00 (по Москве) сегодня, 10 ноября . Голосовать нужно за три работы , которые вам понравились, - там в комментариях (просто пишите номера работ).

Фланелеграф – удобное приспособление для развивающих занятий с детьми.

Это дидактическое приспособление довольно просто как в использовании, так и в изготовлении. Детям очень нравится играть с ним самостоятельно, а взрослому очень удобно с его помощью проводить с ними обучающие занятия.
Основным свойством его является наличие ворсистой тканевой поверхности, на которую накладываются бумажные аппликации, изнаночная сторона которой оклеена также либо ворсистой тканью, либо бархатной бумагой. Кстати, следует отметить, что бархатная бумага намного лучше, так как более крепко удерживает картинку в вертикальном положении на фланелеграфе.
Можно просто навесить на стену флис либо отрезок фланели, драпа либо бархата. Но здесь необходимо удержание ткани при помощи гвоздей, что может быть травмоопасным, так как вешать материю нужно на уровне детского роста. Поэтому более практичным будет изготовление переносного фланелеграфа.
Здесь также существует два варианта изготовления:
1. натягивание ткани на раму;
2. обшивка либо обивка деревянной, пластиковой или картонной плоскости тканью.
Следует подробнее рассмотреть способ изготовления при помощи обшивки.
1. Для этого потребуется ворсистая ткань (драп, фланель, флис или бархат), плоскость, предназначенная для обшивки, и игла с ниткой. Ткань берётся большего размера, чем площадь самой плоскости.
2. Плоскость накладывается на ткань.
3. Ткань туго натягивается и заворачивается за стороны плоскости. Можно даже сбрызнуть участок материи на лицевой стороне фланелеграфа для того, чтобы после высыхания увеличилось её натяжение.


4. На изнаночной стороне фланелеграфа края ткани закрепляются нитками, подобно того, как зашивают на почте посылки. Если края материи не сходятся, допустимо затянуть их при помощи ниток.

5. Детали аппликации или целые фигурки вырезать.
6. Наклеить их на бархатную бумагу так, чтобы ворсистая часть бумаги была с изнаночной стороны аппликации.
7. Вырезать картинки.
8. Фланелеграф устанавливается вертикально, можно с небольшим наклоном. На лицевую сторону накладывают детали аппликации бархатной стороной к ворсистой ткани. Детали слегка прижимают, они держатся на ткани и не сползают.







Можно таким образом обучать детей азбуке: взрослый накладывает картинки, а ребёнок под ними располагает буквы, с которых начинается слово, обозначающее то, что изображено. Можно «инсценировать» сказки «Репка», «Колобок» или «Гуси – лебеди». Можно также учиться считать, располагая счётный материал: картинки яблок или зверушек и цифры, обозначающие количество. В общем, поле для фантазии взрослого необозримо!