Детская щедрость - если ребенок раздаривает все подряд. Школа детей ничему не учит

Праздники – это то, чем живут дети. Праздники – это веселье, сладкие торты, яркие фейрверки, а самое главное – подарки. И одно дело получать подарки, это умеет каждый. А вот умеет ли ваш ребенок дарить подарки? Может, стоит научить малыша делать это правильно и красиво?

Любой праздник – это возможность сказать дорогому человеку о том, что его любят, ценят и уважают. Родители, помните как еще не так давно накануне 8 марта или 23 февраля вы старательно вырезали из бумаги красные звездочки для пап и тюльпаны для мам, как, орудуя ножницами и клеем, сооружали новогодние фонарики, гирлянды и снежинки, чтобы подарить родителям радость. Ведь так хотелось дарить, а не только получать. Чтобы мама, улыбаясь, прикрывала ладонью слезы счастья и умиления, а папа поднял под потолок и весело закружил в благодарность. И это все за самый простой подарок из цветной бумаги или написанный карандашом, красками. Родители самые благодарные получатели подарков. Но… Малыш должен научится дарить подарки не только маме, папе и сестре, но и друзьям, подругам, тетям и дядям, бабушкам и дедушкам, тем более, что делать это довольно приятно и ребенок это моментально поймет.

Подарок – это идеальный способ выражения своих чувств. Преподношение подарков – это целая философия и настоящее искусство. Но любую науку, как и любое искусство необходимо постигать.

Вот только желание дарить подарки и положительные эмоции умеет и хочет не каждый. Хотя… Потребность выражать эмоции существует в каждом из нас с раннего детства. Как только малыш появляется на свет, мама окружает его заботой и отдает ему всю себя. Следует отметить что отдает безвозмездно, то есть даром, за то, что он есть и потому что она его любит. Когда малыш впервые улыбается, гулит – он отвечает на мамину любовь и таким образом вступает с ней в диалог. Пройдет время,и ребенок впервые скажет «Спасибо!» И тогда мама поймет, что она находится на правильном пути. Она увидит, что научила своего ребенка отдавать взамен полученному, и он не вырастит эгоистом. Именно мама учит ребенка произносить волшебное слово благодарности. Именно мама помогла понять его чудотворную силу. Также мама объяснит как правильно вести себя за столом, почему не стоит шуметь в людных местах, расскажет что надо здороваться при встрече и прощаться при расставании. Мама учит многому, но не всему. Почему-то большинство мам забывает научить ребенка дарить подарки, хотя говорить вежливое «Спасибо», принимая оные научить не забывают. А ведь это тоже важно!

Наука «отдавать» совсем непростая. Также нелегко научиться благодарить за сделанное тебе добро или одолжение. Подарок – это своего рода благодарность. Только с его помощью мы говорим «спасибо» не за то, что кто-то для нас сделал, а за то, что этот человек просто есть. Это «спасибо» должно быть совершенно бескорыстным.

Учить малыша отдавать взамен: говорить «спасибо», преподносить подарки, делиться с близкими, надо с младенчества. Привитие основ человеческих взаимоотношений – это трудоемкий и долгий процесс. Ребенок должен научиться слышать других, прислушиваться к их мнению, считаться с интересами, дружить и, в конце концов, научиться любить, показывая свои чувства и открывая сердце любимому человеку. Насколько успешно он справится с изучением культуры человеческих взаимоотношений, в большинстве своем зависит от мамы.

Чтобы с горечью не обнаруживать, что ваш ребенок в 10-13 лет не помнит дату вашего рождения или самых близких или просто не поздравляет никого из членов семьи с Новым годом, Рождеством и прочими праздниками маме придется потрудиться. Три года – лучший возраст для того, чтобы начинать учить малыша дарить подарки. Вспомните о кризисе трех лет. Именно в три года малыш начинает отделять себя от остальных людей и в его лексиконе появляется вполне осознанное слово «Я».

Как научить ребенка дарить подарки?

Первое и самое главное в этом деле – пример. Покажите его малышу. Всем известно, что дети очень любят копировать взрослых. Вам это только на руку. Постарайтесь по любому поводу дарить своим домашним подарки, даже самые символические, но при этом такие, чтобы каждый очень обрадовался. Маленькие подарки можно дарить не только на праздники, но и в выходные или в последний/первый день месяца. Делая ребенку сюрприз вы учите его самого делать сюрпризы!

Следующим шагом должно стать объяснение ребенку, почему так хорошо дарить подарки. Как будет счастлива бабушка (тетя, сестра, воспитательница….) если получит от малыша подарок или букет цветов. Для объяснения возьмите в качестве примера самого малыша. Он радуется, когда получает новую игрушку? Вот и бабушка обрадуется его рисунку, открытке или собственноручно сорванным цветам.

Третий шаг на пути к успеху – это объяснение ребенку, что самой большой ценностью подарка является не то, что находится внутри коробки или конверта, а вложенная в него частичка души, частичка самого дарящего. Ну, нет ничего лучше на свете для мамы, папы или бабушки с дедушкой, чем подарок от родного сына, дочки или внука, сделанный его собственными ручками.

И последний шаг - выделите свободное время в выходной день и сделайте вместе с ребенком подарок для кого-то из близких. Главное – не принуждать ребенка. Если он не хочет сегодня, попробуйте завтра. Все должно происходить в форме. Предложите малышу самостоятельно выбрать, из чего он будет делать подарок и что он вообще будет делать. Вы можете нарисовать картинку или открытку, склеить что-то из цветной бумаги, слепить из пластилина. А также все вышеперечисленное можно объединить, сделав коллаж. Главное – это фантазия и не только ребенка, так как малышом руководят родители, подталкивая, обучая и отпуская в собственное «плавание» по реке фантазии на встречу прекрасному, неизвестному и фантастическому.

Научив ребенка преподносить подарки, вы научите его получать новые эмоции. Ведь иногда дарить подарки намного приятнее, чем их получать. Не лишайте своего ребенка такой радости!

Вы можете или написать свой.

Учим ребенка дарить подарки

С пеленок решая что малышу нужно купить, мы по инерции продолжаем делать то же самое, не замечая, что ребенок взрослеет, и уже сам в состоянии принимать некоторые решения. Если упустить этот момент, то в будущем сложно будет приучить ребенка к самостоятеьности и ответственности за свои поступки.

Одной из таких мер по воспитанию самостоятельности может стать совместный выбор подарка для членов семьи или друзей. Для начала выясните у малыша, что такое подарок. Постарайтесь объяснить ребенку, что подарки дарят для того чтобы порадовать близкого человека, поднять ему настроение.

При очередном случае, когда нужно будет покупать подарок кому-то из близких, привлеките малыша к обсуждению. Конечно, проще всего, если дарить подарок предстоит ребенку. Спросите у своего ребенка, что лучше всего выбрать в магазине lego для мальчика, что для девочки. Например, машинки подойдут в качестве подарка для мальчика школьного возраста, для маленьких детей нужны другие конструкторы, попроще. А вот для девочек нужны другие наборы лего или куклы.

Если подарок выбирается для кого-то из взрослых, тоже предложите ребенку что может порадовать, к примеру, бабушку или дедушку. Дайте на размышление время, несколько дней. Объясните малышу, что подарок должен радовать того, кому его дарят. Например, вряд ли взрослой тете понравится игрушечная машинка, а вот красивая ваза для цветов ее точно обрадует. Напоминайте время от времени о подарке. Малыш обязательно проявит к этому интерес, а заодно необходимость выбора подарка заставит малыша по другому взглянуть на своих близких, стать к ним ближе.

Странный вопрос… У меня скорее вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.

Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?

Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому…

Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?

Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.

Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл.

Школа детей ничему не учит

Теперь разберем популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.

Миф первый: ШКОЛА УЧИТ (даёт ребенку знания, образование)

Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.

Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребенка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребенку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.

Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов.

Вообще это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать.

Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету - свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания - не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребенка этому предмету - как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.

Я считаю, что репетитора (или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы) можно взять с самого начала, в 5-6-7 классе, не мучая ребенка, предварительно этой тысячей часов:) А в освободившееся время ребенок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.

Школа мешает социализации детей

Миф второй: ШКОЛА НУЖНА для социализации ребенка

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия)

Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми? Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.

В любой сфере. Возможно, предпринимателей - собственников бизнеса.

Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.

Этих людей отличает в первую очередь умение добиваться своих целей . Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий до достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки - переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив все остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом - интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного.

Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры.

Мыслят системно и легко занимают метапозицию.

Учит ли этим качествам школа?

Скорее, наоборот…

Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет - даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.

Достижение результата никого не интересует - прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок.

Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен.

Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.

Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.

Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», - это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?

Качественной работе с информацией в школе не учат - большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.

Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.

Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?

Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.

Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное умение годами терпеть ненужное и бесполезное.

Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.

Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

Вообще единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным полегче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.

Школьный класс - модель взрослого общества? Это неправда - лично я не живу в мире, где все люди одного возраста… Где у них нет общих интересов. Где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице. Где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение.

У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.

В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка - это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.

Многие ваши подруги переживают из-за того, что их дети категорически не хотят ни с кем делиться игрушками, а у вас другая проблема. Ребенок раздаривает все подряд - любимую куклу; конструктор, шапку, варежки и даже ваши серьги. Попробуем разобраться в причинах подобной щедрости и узнаем, что может помочь родителям в такой ситуации.

Кому это мешает?

Ребенку. Когда ребенок хочет забрать свои подарки обратно, дарит дорогую игрушку или то, что ему не принадлежит, он оказывается в центре конфликтной ситуации.

Вам. Родители, как правило, вынуждены вмешиваться в неприятную ситуацию, чтобы вернуть подаренную или выменянную ребенком вещь.

Прежде чем определить способы воздействия на своего ребенка и справиться с возникшей в семье проблемой, необходимо найти ее возможную причину. Дети часто раздают игрушки или ими меняются. При этом ими движут совершенно разные мотивы: щедрость, простота и наивность, внутренняя неуверенность, мягкость и безотказность. В каждой ситуации свое решение.

Ребенок дарит и забирает обратно

Какой милый малыш, он подарил свою любимую книгу маленькой двоюродной сестре! Но, уходя домой, он решил забрать ее обратно. Вы не предвидели, что ребенок будет сожалеть о подаренной книге, и вот началась драка. Маленькие дети еще плохо понимают разницу между «подарить» и «одолжить на время». Причиной может стать какой-либо эмоциональный всплеск. Маленькие дети очень импульсивны: подарив что-либо другому малышу, впрочем, как и присвоив что-либо без разрешения, ребенок не задумывается, что после этого будет.

Что делать? Начните объяснять ребенку смысл подарка сразу, как только он изъявил желание подарить что-либо другому малышу. Скажите, что, если он дарит, значит, назад забрать эту игрушку он уже не сможет. Объясните, что дарить - это отдавать навсегда; когда ты подарил, игрушка уже перестает быть твоей, теперь у нее другой хозяин. И если через какое-то время ваш ребенок желает получить подаренное обратно, напомните ему о своих словах. Не принимайте его сторону и не уступайте, даже если он заплачет.

Что говорить? «А ты был бы рад, если бы бабушка забрала назад подарок, который она подарила тебе на день рождения?»

Неравноценный обмен

Когда ребенок теряет интерес к какой-то вещи, он легко расстается с ней, дарит ее кому-нибудь или обменивает на то, что ему нравится, и порой этот обмен далеко не равноценный, но только с точки зрения родителей. Не стоит ожидать, что в три-четыре года ребенок сумеет оценить дорогую вещь.

Для маленькой девочки ничего не стоит обменять мамин золотой кулон с рубином на красивый стеклянный шарик, который она увидела у товарища по детской площадке.

Что делать? Не запрещаите ребенку меняться, просто помогите ему делать это правильно, то есть не обижая ни себя, ни других. Объясните, что можно подарить красивый рисунок, какую-нибудь игрушку, но нельзя отдавать посторонним мамины и папины вещи. Иногда «щедрость» у детей объясняется неумением оценить родительский труд. Очень важно, что в 2-3 года наряду со словом «мое» ребенок начинает понимать и что такое «чужое». Вы можете услышать, как ребенок говорит: «Это папины часы, это мамина сумка, это бабушкины очки». Это подходящий период, чтобы начать учить ребенка, что всегда нужно спрашивать, перед тем как взять чужое. При этом помогите малышу видеть прямую связь между родительским трудом и подаренной ему игрушкой. Малыш с детства должен усвоить, что деньги всегда получают за труд, а не просто так. Поощряйте малыша делиться, дарить друзьям подарки, но при этом считаясь с вами и советуясь. И, если малыш подарил кому-то дорогую вещь, акцентируйте внимание все же не столько на ее цене, сколько на самом факте поступка. Покажите, что вас огорчает даже не то, что не осталось дорогой вещи, а безответственность малыша, его доброта не за свой счет.

Что говорить?
«Этот кулон был мне очень дорог, его подарил мне твой папа. Для этого ему пришлось много работать. Мы надеемся, что теперь, делая друзьям подарки, ты не будешь забывать о наших с папой чувствах».

Безвозмездный подарок

Так происходит всегда во время прогулки: малыш раздаривает все свои сокровища и ничего себе не оставляет. Почему?

Ребенку трудно найти друзей. Возможно, он переживает трудную ситуацию дома (развод родителей, рождение брата или сестры, переезд) и ему не хватает внимания и любви? Возможно, таким образом ребенок пытается компенсировать потерю душевного равновесия с помощью благодарности за сделанные подарки? Так ребенок пытается «купить» недостающие любовь и внимание. Подумайте, что можно изменить, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя одиноким.

Что делать? Убедитесь, что вы уделяете малышу достаточно внимания и ласки. Разговаривайте, обсуждайте с ним прожитый день. Проводите время вместе: гуляйте, играйте и развлекайтесь. Хороший эмоциональный контакт с ребенком - лучшая профилактика нежелательной щедрости. Если возможно, запишите его в кружок, который поможет ему завязать отношения с другими детьми без подарков. Лучше понять чувства малыша вам поможет игра в сказочную историю, схожую с реальными событиями. Допустим, Миша был очень добрым и всегда угощал всех зверей конфетами и игрушками. Но однажды у него кончились все игрушки и конфеты. Что же делать Мише, ведь у него ничего не осталось. Что он чувствует в этот момент? Как решит себя вести дальше? Посмотрите на реакцию ребенка: что он придумает, какое продолжение последует?

Может быть, другие звери стали делиться с ним своими игрушками, сладостями? Или он так и сидел в одиночестве, а другие звери посмеивались над ним? Если вы увидите растерянность, неуверенность, помогите своему ребенку, расскажите ему продолжение этой истории, и пусть у нее будет счастливый конец: он встретит мудрого гнома, который объяснит, когда, чем и с кем стоит делиться.

Что говорить? У тебя есть друзья, потому что ты хороший друг (ты очень добрый, и с тобой весело играть), а не потому что даришь кому-то подарки. Настоящую дружбу не покупают и не выменивают на игрушки и сладости. Люди дружат, потому что им вместе интересно.

Уступить под натиском

Учить ребенка быть щедрым и делиться с другими - история неоднозначная. Многие дети на детской площадке могут быть не такими щедрыми, как ваш, а некоторые могут вести себя как маленькие вымогатели.

Что говорить? Говорите за малыша, пока он не может это делать сам. «Прекрати, пожалуйста! Нам это не нравится...»; «Мы не можем дать тебе эту игрушку, потому что сами в нее играем...» - эти фразы очень помогут крохе в будущей жизни.

Личный пример

Самый эффективный способ воспитать правильное соотношение между жадностью и щедростью - личный пример родителей. Ведь мама и папа - самые авторитетные люди.
  1. Подавайте хороший пример.
    Попробуйте объяснить крохе, что чужое следует брать, только получив разрешение. Спрашивают ли мама с папой разрешения, прежде чем взять чужую вещь?
  2. Показывайте и разъясняйте, что такое «личная вещь». Есть вещи, которые предназначены для всех, например печенье в вазе на столе, и вещи, принадлежащие кому-то одному: школьные тетради брата или папины документы - их нельзя брать ни в коем случае.
  3. Уважайте детскую собственность. Взрослым надо уважительно относиться к вещам, принадлежащим ребенку. Не решайте самостоятельно, какую из игрушек можно отдать младшим братьям и сестрам.
  4. Если что-то пропало, не будьте поспешны в суждениях. Прежде чем принять решение о наказании, обязательно поговорите с ребенком и выслушайте его, прежде чем действовать. В одной семье был такой случай: родители хватились копилки с медяками. Оказалось, что их маленькая дочь выкупила у дворовых мальчишек котенка, над которым те издевались.
  5. Не обижайте ребенка перед другими. Если произошла неловкая ситуация, постарайтесь сдержать свои эмоции, прежде всего извинитесь и найдите возможность поговорить с ребенком наедине.
  6. Попробуйте прибегнуть к «наглядной агитации». Если малыш уже достаточно большой, а привычка раздаривать все подряд вас беспокоит, позвольте ему почувствовать последствия своих решений «на себе». Подарил новую дорогую игрушку - отмените поход в кукольный театр, объяснив, показав, что цена его подарка равноценна посещению всей семьей спектакля.
  7. Следите за тем, как вы сами тратите деньги и как относитесь к желаниям ребенка. Проанализируйте: нет ли в вас самих похожей безотказности? Не тратите ли вы слишком часто деньги на игрушки, порою лишние? Не идет ли это в ущерб более насущным потребностям других членов семьи? Замечаете ли вы в своем ребенке чувство признательности за те блага, какие он получает от родных?

Гэри Чепмен, автор книги «Пять языков любви», говорит, что подарок – это один из языков, который помогает проявить и почувствовать любовь. И для детей и для взрослых. Стоит ли дарить подарки? Иногда люди говорят «Мы давно уже подарки не дарим, надо что-то — пошли и купили». Но подарок это не только вещь как таковая, но и внимание, сюрприз, неизвестность, ожидание! Особенно в праздник.

Когда мы дарим вещь, она сразу же становится особенной, а не одной из 10 стоящих на полке, она связывается эмоционально с дарителем и с приятными эмоциями от получения. Очень часто дети запоминают, кто и когда подарил эту игрушку или эту вещь.

Как дарить?

Подарить подарок ребенку можно тремя способами: лично, оставив в определенном месте (под елкой, под подушкой, прислать в виде посылки) или принести как бы «переданный» от кого-то, например, от любимого героя, Деда Мороза или Зубной Феи. Подарки можно дарить и на праздники, и просто так. Не бойтесь избаловать ребенка подарками, дарите сколько хочется, любовью избаловать нельзя. Но при этом нельзя заменять подарком другие проявления любви: внимание, общение и помощь. В таком случае подарок теряет значимость, девальвируется и при наличии большого количества подарков ребенок ощущает себя нелюбимым и обделенным.

Нельзя лишать ребенка подарка на праздник в качестве наказания. Наказание, как и проступок, это ситуативный момент, а подарок, особенно если ребенок его ждет, гораздо значимее. Лишение подарка - слишком суровое наказание.

Что дарить?

Выбирайте подарок, основываясь на возрасте ребенка, интересах и пожеланиях. Уже трехлетний ребенок может сказать, что бы ему хотелось получить в качестве подарка. Не стоит выбирать подарок значительно старше ребенка или очень дорогие вещи, не являющиеся, по сути, игрушками, которые ребенок может поломать через 5 минут игры. Одежда и украшения могут быть подарками, если ребенок уже воспринимает их соответственно, хотя преподносить в качестве подарка необходимую одежду не нужно. Подарок на праздник может быть более ценным, а подарок «просто так» небольшим, но значимым. Это может быть машинка, куколка или фигурка героя из мультфильма.

Маленьким детям в качестве подарка можно подарить игрушки, книги, наборы для творчества, предметы одежды или аксессуары, которые не являются необходимыми, но очень желанны (например, кроссовки с фонариками в подошве, интересный рюкзак, сумочку), предметы дополняющие коллекцию или связанные с увлечениями – т.е. подарок, который можно взять в руки и сразу что-то сделать с ним.

Старшим детям можно подарить билеты на какое-то мероприятие, специальные мастер-классы, т.е. то, что нельзя использовать сразу же, но ребенок уже способен оценить этот подарок. Такой подарок «продлевает» праздник: радость непосредственно от получения, ожидание и, наконец, реализация.

Не стоит дарить детям деньги. Если вы не знаете, что подарить чужому ребенку и не хотите ошибиться с выбором подарка, то лучше выбрать недорогую вещь, а деньги отдать родителям. Если же вашему ребенку подарили деньги, отдав ему в руки, не отбирайте просто так, а помогите выбрать подарок и купить его, даже если вы лично считаете это чем-то ненужным.

Поощряйте желание ребенка дарить подарки. Пусть это будет поделка для бабушки и дедушки, выбранный вместе с папой подарок для мамы и наоборот, привлекайте к выбору подарка для друга из садика и школы. Это развивает доброту, щедрость, умение и желание дарить радость.