Что умеют дети в 8 мес. Развитие ребенка в восьмой месяц жизни

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев? Двигательные навыки настолько совершенствуются, что малыш пробует самостоятельно садиться и ползать. Также в этом возрасте у ребенка возникает потребность в эмоциональной поддержке и постоянном общении.

Яркая примета этого возраста - страхи малыша. Ребенок может вдруг начать бояться шума пылесоса, бабушкиной шубы или дедушкиной бороды. Любая перемена в пространстве или во внешности близкого человека может напугать малыша. Психологи считают, что эти страхи вполне оправданы и говорят о формировании чувства безопасности и личностных границ у младенца. Не рекомендуется воспитывать смелость в столь нежном возрасте.

Моторные навыки малыша в 8 месяцев

Что должен уметь малыш в 8 месяцев?

  • Первые попытки ползать. Ребенок свободно и ловко делает переворот со спины на живот. Малыш старается принимать именно эту позицию, потому что она дает возможность видеть окружающий мир. Это положение также позволяет крохе передвигаться. Можно заметить, как грудничок пробует встать на четвереньки, но пока что стоит неуверенно, раскачивается. Чаще всего ребенок начинает ползать не на четвереньках, а по-пластунски. Не все восьмимесячные дети начинают ползать, но большинство, оказавшись на животе, активно двигаются всем телом, вытягивают ноги, подтягиваются на руках, вращаются в разные стороны.
  • Положение сидя. У старшего поколения бабушек почему-то сложилось мнение, что в 6 месяцев грудничок уже должен сидеть. Однако согласно международным нормам психомоторного развития младенец может самостоятельно сесть в период от 7 до 9 месяцев. Восьмимесячный малыш уже может свободно сидеть, при этом у него не должна округляться спина. Без поддержки взрослых младенец может усидеть около 5 секунд, после чего может завалиться набок или опереться одной рукой для равновесия. В сидячем положении у младенца обычно много позитивных эмоций. Ведь поза позволяет хорошо видеть все, что происходит вокруг него. Есть ли какая-то разница в сроках высаживания девочки и мальчика? Этот вопрос часто задают мамы. Медики утверждают, что пол никак не влияет на этап высаживания, и относят эту информацию к разряду мифов. Подробнее о том, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, во сколько месяцев можно сажать девочек и мальчиков, читайте в других статьях.
  • Подтягивание на руках. Можно провести такой эксперимент. Грудничок лежит на спине, перед ним нужно выставить большие пальцы, направленные друг на друга (в виде перекладины). Ребенок хватается за пальцы и пытается подтянуться, чтобы сесть. В этот момент не надо помогать крохе и тянуть его за ручки. В этом возрасте малыш прекрасно справляется с задачей самостоятельно и принимает вертикальное положение. Мышцы спины, живота, рук, шеи у грудничка уже хорошо развиты.
  • Развитие координации движения и равновесия. Ребенок может принимать различные позы, благодаря равновесию, дополнительной опоре рук, балансированию ногами. Для этого возраста характерно лежачее положение на боку с опорой на одну руку («поза садового гнома»), при этом другая рука у малыша свободна, он может ею манипулировать. Верхняя нога в этой позе также свободно двигается и создает равновесие. Зачем грудничку эти сложные трюки? Эти упражнения подготавливают малыша самостоятельно сесть из положения на животе и боку.
  • Закрепление навыка хватания и удерживания предмета в руке. В 7 месяцев грудничок уже умел одновременно брать два предмета в обе руки. Этот навык в 8 месяцев усовершенствуется. Если предложить крохе две одинаковых игрушки небольшого объема, он должен учиться брать их одновременно. Бывает, что малыш возьмет один предмет, увлечется им и забудет о другом. В этой ситуации нужно предложить ему вторую игрушку еще раз. В этом возрасте уже можно определить рабочую руку и сказать, будет ребенок правшой или левшой. Важно понимать, что никакой коррекции проводить не нужно. Но нагружать необходимо обе руки.
  • Мелкая (тонкая) моторика. Мелкая моторика (работа пальчиков) развивает мышление. Правая рука соответствует левому полушарию и связана с логическим, рациональным мышлением. А левая рука «дружит» с правым полушарием и отвечает за творчество и воображение. Когда малыш нажимает на кнопки пульта, крутит пуговицы на одежде, пытается сложить матрешку или пирамидку, работают не только его руки, но и мозг. Что должен уметь ребенок в восемь месяцев, если говорить о мелкой моторике? Кроха уже способен взять маленький предмет в руку и удерживать его только пальчиками, не вкладывая полностью в ладонь. Важно, чтобы этот навык вырабатывался одинаково на правой и левой руке.

Пришла пора перебираться с дивана или кровати в «нижний ярус», то есть на пол. Во-первых, это безопасно: отсюда малыш точно не упадет. Во-вторых, появляется возможность освоения новых территорий. Открытое пространство важно для психофизического развития грудничка. Но «нижний ярус» также нужно обезопасить: поставить заглушки на розетки, крючки на дверцы шкафов, убрать острые и тяжелые предметы, бытовую химию. Чтобы лучше увидеть опасности, следует опуститься вниз и взглянуть на мир глазами крохи.

Формирование базового чувства безопасности

У грудничка во втором полугодии жизни формируется важнейший в жизни, базовый механизм безопасности. Отсюда вытекает доверие миру, в котором он живет. Кто развивает это доверие? Конечно, мама. Она является зеркалом состояний малыша. И хорошо, когда мама отражает и позитивные, и негативные эмоции. Радостному и довольному ребенку она непременно улыбнется, а плачущего и обиженного приголубит и погорюет вместе с ним. Мама и ребенок находятся на одной эмоциональной волне. И чем больше эмоций у мамы, чем они искреннее, тем шире и приветливее становится окружающее пространство для малыша. Понимание эмоциональности в этом случае - не экзальтация, не восторг, а живое включение в переживания крохи. Эмоции делают любого человека живым и присутствующим, а это крайне важно почувствовать младенцу.

Психомоторные навыки ребенка в 8 месяцев развиваются интенсивнее, когда у малыша формируется механизм безопасности. Если мама будет с каменным лицом и в депрессии, у крохи повышается тревожность и чувство незащищенности. Он с меньшим желанием будет осваивать и познавать мир.

Психоэмоциональное развитие и общение

Какие реакции могут быть у ребенка в этом возрасте при общении с близкими и посторонними людьми? Как он воспринимает мир, осмысливает действия и явления, взаимосвязи между предметами?

  • Быстрое переключение внимания. Родители замечают, что грудничок этого возраста не может долго играть в одну и ту же игру. Интерес к старому занятию у него быстро пропадает, когда в поле зрения появляется новый объект. Психологи не рекомендуют перегружать малыша информацией и предлагать ему много новых игр сразу.
  • Отношение к незнакомцам. Настороженное отношение к незнакомым людям растет. В этом возрасте даже самый общительный малыш может проявить недоверие к незнакомцу. Это абсолютно нормальная реакция, которая говорит о формировании дистанции с людьми. Также дети могут проявлять избирательность: к одним незнакомым идут на руки, а к другим нет, одним начинают улыбаться, а при виде других - плакать. Многие дети в этом возрасте сильно привязаны к матери. И если она исчезает на какое-то время, испытывают тревогу и беспокойство.
  • Восприятие взаимосвязи предметов и действий, изучение свойств предметов. Малыш начинает улавливать, что если предмет исчезает, то не растворяется в пространстве, а перемещается. Теперь ему интересно все, что движется. Можно провести такой эксперимент. Один взрослый сидит за столом и усаживает кроху к себе на колени, а другой - выкладывает на стол игрушку (кубик, мячик, машинка). Как только грудничок потянется за игрушкой, взрослый толкает ее так, чтобы она перекатилась через стол и упала на пол. Малыш пристально следит за движением и наклоняется, чтобы рассмотреть игрушку на полу. Также в 8 месяцев дети умеют находить спрятанные предметы, перекладывать их, вкладывать один в другой.
  • Наблюдение за окружающим миром и явлениями природы. Во время прогулок в коляске ребенок теперь может находиться в сидячем или полусидячем положении. Пространство расширяется для него до «космических» масштабов. Теперь ребенок может наблюдать за движениями людей, животных, птиц, машин, чувствовать ветер, капли дождя, солнечные лучи на лице и т.д.
  • Возражение и проявление характера. В этом возрасте малыш может выразить протест, если ему что-то не нравится. Это может быть визг, крик, плач. Также у ребенка появляются любимые занятия и игрушки в зависимости от типа темперамента. Если ребенок проявляет в этом возрасте негативные эмоции - это абсолютно нормально. Но в большинстве случаев здоровый восьмимесячный грудничок все-таки радостный и довольный жизнью. Ребенок может повторять одни и те же действия много раз, если они приносят ему радость.
  • Прятки - любимая игра. Младенец в этом возрасте осознанно поддерживает игру в прятки. Когда кто-то из близких прячется за мебелью или под покрывалом, грудничок с нетерпением ждет появления и громко смеется, если ему говорят «ку-ку» и окликают по имени.

Закрепление позитивного опыта в этом возрасте крайне важно. Рекомендуется уже сейчас хвалить ребенка и подбадривать его, если при освоении нового вида деятельности, у него что-то не получается.

Речевое развитие

В 8 месяцев малыш умеет не только громко лепетать и вскрикивать, но и «говорить» шепотом. Ребенок открывает для себя, что можно произносить звуки с разной силой и интонацией. Речевые навыки, которые сформировались в 7 месяцев, усовершенствуются.

  • Слоговые цепочки. В этом возрасте грудничок способен воспроизводить различные комбинации закрытых и открытых слогов: «да-да», «ма-ма», «дай-дай», «та-та», «ба-ба», «ма-ба», «ге-хе», «йэ-йэй» и другие варианты. Некоторые слоговые цепочки становятся более устойчивыми и произносятся с четкой артикуляцией. Для лепетной речи, ближе к концу второго полугодия жизни, характерно обеднение слоговых цепочек. Это нормальный процесс доречевого развития.
  • Мелодический лепет. Малыш уже умеет воспроизводить интонацию родной речи, ставит ударения в слогах, имитирует звуки речи взрослых. Также важное открытие этого возраста - обозначение объектов окружающего мира слогами, то есть лепетная речь становится осмысленной.

Грудничка нужно стимулировать к активной вокализации. Обычно дети начинают лепетать, когда пребывают в хорошем настроении, чем-то увлечены, общаются с близкими людьми. Также стимулировать малыша к лепету может речь его сверстников.

Что может ребенок в 8 месяцев? Моторные навыки этого периода: попытки самостоятельно усаживаться и ползать, уверенное захватывание и удерживание мелких предметов пальчиками, совершенствование координации движения и равновесия. В этом возрасте малыш осознает причинно-следственные связи между предметами и действиями, быстро переключает внимание, любит играть в прятки, наблюдать за движением и уже проявляет характер.

Распечатать

Ребенок в 8 месяцев умеет ползать на животе толкая себя вперед. Ползет или передвигаться, переставляя руки за спину и ноги перед собой. Ползание для восьмимесячного малыша является первым эффективным методом самостоятельного перемещения. Младенец научиться подтягиваться руками, а затем должен уметь вставать на руки и колени.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев

В 8 месяцев ребенку открывается новый мир. Малыш становится подвижнее, и задача родителей — делать его жизнь наиболее безопасной.

Кроха начинает уметь угадывать предметы, берет их осознанно, а не случайно. Может показать пальчиком на известную ему вещь в ответ на вопрос «где?».Он машет ручкой на прощание, делает»ладушки», качает куклу.

С удовольствием играет в игры, действия в которых повторяются. Причем нет разницы в становлении по половому признаку: мальчик и девочка в 8 месяцев развиваются одинаково.

Восьмимесячные дети умеют:

  • достаточно быстро ползать;
  • сидеть с прямой спиной;
  • ложиться;
  • вставать, держась за опору;
  • пытаются кушать ложкой;
  • держать в ручке хлеб, печенье, откусывая от них кусочки.

Малыш в 8 месяцев умеет поднимать маленькие предметы, используя «пинцетный захват»: держа их большим и указательным пальцами; любит бросать вещи.

Восьмимесячный младенец должен откликаться на свое имя. Говорит повторяющиеся слоги «да-да»,»ба-ба». Ребенок умеет повторять интонацию взрослых и понимать похвалу.

Доктор Комаровский считает, что в 8 месяцев с ребенком необходимо больше общаться, чтобы происходило дальнейшее развитие его речи. Каждый ребенок формируется по-своему и одни навыки получает раньше, а другие позже своих ровесников. И родителям не стоит об этом забывать.

Питание ребенка в 8 месяцев

Ребенок должен кушать разные твердые продукты, наряду с грудным молоком или смесью. В 8 месяцев важно предлагать еду, которая не просто насытить малыша, но и обеспечит всеми необходимыми минералами.

В период ввода прикорма, почти каждый продукт питания может быть аллергеном или просто не подходит по возрасту ребенка. Но важно помнить, что нужно пробовать. Если мама не увеличивает меню малыша в восемь месяцев, это, скорее всего, отразится на будущем питании. Новые продукты питания развивают у младенца травную систему.

Меню ребенка в 8 месяцев

Новая пища обновит меню восьмимесячного ребенка, а иногда один и тот же ингредиент, но в разной манере приготовления, имеет совершенно другой вкус. Не следует избегать легких перекусов, используя новые продукты, например, взбитые в блендере фрукты, овощи, или даже мелко покрошенное печение. Но соблюдайте меру, чтобы не испортить аппетит или перекормить.

В 8 месяцев малыш умеет самостоятельно питаться зерновыми продуктами и протертыми овощами. Надеемся, что уже мама кормит коренастой пищей, но если нет, стоит начать.

Кормить ребенка нужно разнообразной едой именно в 8 месяцев, и будьте уверены, что он обеспечен всеми минералами и витаминами. Режьте или крошите пищу на мелкие кусочки, чтобы была еще и безопасной, а не только питательной. Наблюдайте, как малыш реагирует на тот или иной продукт. Если заметили негативные последствия, как:

  • сыпь,
  • диарея,
  • проблемы с дыханием, немедленно стоит позвонить педиатру.

Грудное или искусственное вскармливание

Не стоить в 8 месяцев отказываться от грудного или искусственного вскармливания, даже если ребенок ест больше протертых продуктов. Материнское молоко обеспечивает малышу львиную дозу витаминов и минералов. Восьмимесячный младенец нуждается в 600-900 грамм грудного молока в день. Кормите грудью после приема обычной еды.

Фрукты и овощи

Фрукты и овощи обеспечивают в 8 месяцев организм ребенка множеством питательных веществ, в том числе:

  • волокном,
  • витамином С,
  • железом,
  • калием.
  • кальцием
  • и т.д.

Эти питательные вещества поддерживают здоровый рост и развитие ребенка в 8 месяцев. Давайте малышу небольшими кусочками бананы, яблоки, персики на завтрак или обед, а также в качестве закусок.

Виноград, разрезанный на четыре части и без косточек, мелко нарезанные ягоды и киви – это одни из самых питательных вариантов для восьмимесячного ребенка.

Варенные и тушеные овощи – еще один хороший вариант для ребенка. В 8 месяцев кормите крошечными кусочками вареной моркови, тыквы, гороха и картофеля. Разнообразие овощей и фруктов самой разной цветовой гаммы сделает рацион непросто полным и питательным, но и полезным.

Белок и молочные продукты

Продукты, богатые белком, имеют огромное значение для здорового образа жизни малыша в 8 месяцев. Предложите ребенку мелко нарезанное мясо, например, индейку, курицу, рыбу, ведь это очень хороший источник белка.

Давайте ребенку в 8 месяцев рубленные, молотые бобы, яйца – это еще пару питательных источников. Не следует поить коровьим молоком. Нужно заменить йогуртом, творогом, крошечными кусочками желтого сыра. Такие продукты дадут уверенность, что малыш обеспечен кальцием, а это питает кости и зубы.

Зерна

Цельные зерна обеспечивают волокном, которое способствует правильному пищеварению и может предотвратить появление в 8 месяцев запоров у ребенка. Разные каши из цельного зерна отлично помогут пищеварению.

Клетчатка и железо – это питательные вещества, которые поддерживают иммунную систему ребенка.

Что нельзя есть ребенку в 8 месяцев

В 8 месяцев нельзя есть ребенку большие кусочки фруктов, сырые овощи, сухофрукты, арахисовое масло или попкорн. Это не просто не полезно, но и не нужно. Такая пища не играют никакой роли в развитие крепкого здоровья малыша. Также следует быть осторожным с аллергенами:

  • орехи,
  • яйца,
  • молочные,
  • морепродукты.

Хотьба 8 месячного ребенка

Ребенок в 8 месяцев умеет стоять на ногах держась за опору. На этом этапе некоторые родители ставят своих детей в детские ходунки, но это не очень хорошая идея. Более того, ходунки препятствуют играм на полу, которые помогают научиться ходить младенцу, давая возможность:

  • ползать;
  • подтягиваться;
  • крушить во время игры мебель;
  • делать все-то, чтобы начать ходить;

Безопасность ребенка

Приобретенная в 8 месяцев мобильность ребенка означает, что он в настоящее время вступает на тропу падений и ударов. Ушибы неизбежная часть детства, и, хотя, мамино сердце иногда замирает, попробуйте дать малышу возможность исследовать окружение и обнаружить его пределы. Сдерживая ​​врожденное желание защитить младенца.

Позвольте расти и учиться ребенку самостоятельно.

Тем не менее, родителям нужно прилагать все усилия, чтобы сделать дом безопасным . Хорошо опуститься на уровень роста ребенка в восемь месяцев и найти все опасные места. Нужно убрать хрупкие предметы, чтобы они не падали во время передвижения малыша.

Папе обязательно нужно сделать:

  • переместить драпировку, а шнуры сделать вне досягаемости,
  • убрать журнальный столик,
  • установить замки на сидениях в туалете,
  • переместить опасные комнатные растения в более высокие места,
  • Запрятать ядовитые чистящие средства и лекарства,
  • закрыть электрические розетки,
  • обезопасить лестницу и острые углы.

Развитие ребенка в 8 месяцев

Ребенок изучает объекты в восемь месяцев, встряхивая их, ударяя, опуская, бросая, прежде чем упали обратно. Малыш видит, что родители делают что-то с вещами, например, используете расческу, он будет пытаться повторять.

Таким образом, развивается у восьмимесячного ребенка центр деятельности с большим количеством вещей. Все предметы, которые вызывают грохот, звон при падении, трясении, очаруют малыша. Младенец будет заинтересован игрушками с определенными функциями, такими, как телефоны.

Если младенец не умеет в 8 месяцев самостоятельно держать трубку телефона возле уха, сделайте это для него, и покажите, что разговаривайте. В течение следующих нескольких месяцев, начнет использовать объекты по назначению:

  • расчесывать волосы;
  • пить из чашки;
  • лепетать;
  • воспроизводить речь по телефону.

Называйте ребенку правильно предметы, особенно знакомое объекты, например: части тела, животных и бытовые вещи.

Ребенок любит в 8 месяцев , смотреть на падающие вещи, потом подбирающиеся вами, а затем обратно летящие вниз. Младенец не пытается свести вас с ума. Просто находит это зрелище интересным и, естественно, хочет видеть его снова и снова.

Зрение ребенка в 8 месяцев

Малыш видит наполовину лучше, чем 4 месяца назад. В 8 месяцев глаза ребенка почти как у взрослого, ясные и с глубиной восприятия. Хотя ближнее зрение у младенца по-прежнему смутное, его дальнее видение достаточно хорошее, чтобы узнавать людей и предметы в комнате.

Ребенок увидит игрушку на другой стороне комнаты и попытается ползти к ней. Глаза малыша в 8 месяцев близки к окончательному цвету, хотя могут незначительно измениться.

Моторика

Ребенок начнет обозначать в 8 месяцев предметы указательным пальцем. Малыш легко использует пальцы для сгребания кусочков пищи, удерживает их в закрытом кулаке. Младенец умеет бросать предметы с большей точностью.

Малыш начинает в 8 месяцев учиться сжиманию двумя пальчиками — тонкий маневр, позволяющий забирать мелкие предметы большим и указательным пальцами. Ребенок будет тыкать пальцы в отверстия — исследуя их.

Страхи малыша

В 8 месяцев ребенок боится вещей, которые не понимает. Звонок в дверь или свистящий чайник, могут напугать малыша. Мама должна успокоить младенца, сказать ласковым голосом, что все хорошо (ну не нам учить маму…).

Почти умеет ходить

Ребенок в 8 месяцев все ближе к полноценной ходьбе. Вероятно, малыш умеет ползти вверх по лестнице, двигаться вокруг вертикально, держась за мебель.

В восемь месяцев малыш сумеет сделать пару шагов. Некоторые дети начинают ходить, а некоторые нет. Младенец научится сгибать колени. Может «застрять», стоя в кроватке. Если это произойдет, мягко покажите крохе, как спуститься обратно.

Как учить ребенка ходить в 8 месяцев

В 8 месяцев ходить ребенку еще рано, но чтобы быстрее научить вот один из советов: нужно поставить на колени перед собой, пусть идет к вам, держите его обеими руками. Просто держите вытянутые руки к малышу и поощряйте.

Некоторые дети в 8 месяцев используют опору на специальный грузовик, который обеспечивает как поддержку, так и подвижность. Присмотрите игрушку с широкой, устойчивой ручкой.

Что одеть на ноги

Большинство педиатров считают, что как только ребенок начинает 8 месяцев стоять, одевать обувь на ноги не нужно, пока не ходит регулярно на улицу.

Ходьба босиком — нормальное явление для восьмимесячного малыша. При ходьбе босыми ногами укрепляются мышцы ног, чувствуя текстура поверхности, что помогает удерживать ребенку равновесие.

Малышу исполнилось 8 месяцев. За это время ребенок сделал для себя много новых открытий, а родителям нужно было ко многому привыкнуть. В статье вы узнаете, что умеет ребенок в 8 месяцев, как развивать малыша, на что следует обратить внимание родителям, чтобы помочь малышу в его новых достижениях.

Физическое развитие ребенка в 8 месяцев

В восемь месяцев рост мальчиков достигает от 66,8 см до 73,1 см, вес от 7,5 кг до 10,0 кг. Рост девочек — от 66,0 см до 72,5 см, вес от 7,2 кг до 9,3 кг. Окружность головы у маленьких представителей сильного пола от 42,0 см до 47,0 см, слабого пола - от 40,7 см до 46,0 см. Ребенок в 8 месяцев набирает 400-500 граммов в весе, а в росте прибавляет примерно 2 см.

В 8 месяцев у малыша уже может быть до 4 зубов (передние резцы). Но не страшно, если на 8 месяце только появляется первый зуб или их еще пока нет: этот процесс зависит от генетической предрасположености. У ребенка рано или поздно все равно вылезут зубы.

Что умеет ребенок в 8 месяцев?

Развитие ребенка в 8 месяцев может происходить стремительнее, либо наоборот, более плавными темпами. Однако родители с каждым месяцем интересуются тем, что умеет ребенок в 8 месяцев:

  1. . Теперь его лепет похож на речь, имеет интонацию и чем-то похож на речь взрослого человека, однако ребенка все еще сложно понять.
  2. Хлопает в ладошки, складывает кружочки в пирамиду.
  3. Чувствует музыку, может двигаться в такт.
  4. Ребенок в 8 месяцев испытывает сильную эмоциональную привязанность к матери, испытывает страх и волнение, когда ее нет рядом или она уходит. В этом возрасте связь ребенка и матери очень сильна. Малыш будет чувствовать себя в безопасности только рядом с ней. Если ребенок в 8 месяцев капризничает и плачет в ваше отсутствие, это уже может значить не только, что он проголодался или у него что-то болит, но и то, что он чувствует себя неспокойно и тревожно. Малыш будет засыпать быстрее, если рядом будет его мама.
  5. Знает людей в лицо, может определить знакомых и незнакомых.
  6. Реагирует на резкие и непривычные звуки (хлопки, лай, звонок).
  7. Может вставать с помощью родителей или у опоры, с поддержкой (однако далеко не все дети могут ходить с поддержкой или стоять у опоры в 8 месяцев)
  8. Лучше развивается моторика рук: малыш может держать предмет не только всеми пальчиками, а, например, большим и указательным.
  9. Движения становятся более скоординированными, ползает он более умело и быстро.
  10. Умеет жевать и кусать нетвердую еду.
  11. Знает свое имя и отзывается на него.
  12. Ваша речь становится уже более понятна для ребенка. Он уже готов реагировать на простые просьбы: подать игрушку, взять кубик.
  13. Происходит обострение восприятия громкого шума (пылесос, фен). Большинство детей восьмимесячного возраста начинают пугаться этих приборов.
  14. Заметив новый предмет, ребенок хватает его, проверяет какой он на ощупь, начинает гладить его всей ладонью или пальчиком.
  15. С помощью жестов, ребенок в 8 месяцев просит приблизить его к интересующему его предмету. Появляется интерес к окошкам, холодильнику, шкафам, малыш тянет к ним ручки, пытаясь их открыть.
  16. Собственное отражение в зеркале вызывает у ребенка улыбку.
  17. Знает, что такое запрет и обижается, если слышит строгие нотки в разговоре с ним.
  18. Ребенок в 8 месяцев адаптируется к зрительному восприятию предметов в разном ракурсе. Он уже умеет распознавать известные ему объекты на расстоянии, даже если они расположены: боком, вниз головой. К этому возрасту дети понимают особенности вещей и различают их по цвету, текстуре, мягкости, форме, могут обращаться с ними в соответствии с их свойствами: мячик катается, бумага рвется, веревочка дергается.
  19. Уже на протяжении 10 минут, а иногда и дольше, малыш занимается чем-нибудь самостоятельно. Даже если его на время отвлечь от занятия, то спустя некоторое время он сможет вновь продолжить играть.
  20. У ребенка появляется цель научиться чему-то новому или достигнуть в этом успеха, он начинает реагировать положительными или отрицательными эмоциями на свои удачи и неудачи. В этом возрасте появляется необходимость поддерживать ребенка в его начинаниях и хвалить его за новые достижения.
  21. Ребенок в 8 месяцев пытается проявлять свои умения манипуляции над близкими людьми. Нельзя в этом случае поддаваться ему, следует строго показывать ему рамки дозволенного поведения.

У ребенка проявляется потребность в эмоциональном контакте с другими детьми: он может смотреть на них, улыбаться им и даже пытаться к ним прикоснуться.

В этих пунктах указано все то, что умеет ребенок в 8 месяцев. Если он чего-то не умеет, это ни в коем случае не значит, что он отстает: одни дети развиваются быстрее, другие – медленнее. Это не значит, что кто-то умнее или глупее, или кого-то воспитывают лучше, а кого-то хуже. Конечно, если, например, ребенок не говорит в 3 года, это плохо, но если он не говорит в 8 месяцев, нужно всего лишь подождать и проводить с ним развивающие занятия и читать книжки.

В 8 месяцев ребенка можно записывать в группы раннего развития. Это будет полезно как малышу, так и его родителям. Но самое главное, что может получить ребенок как в 8 месяцев, так и в любом другом возрасте – это родительскую любовь, внимание и поддержку. Если малышу уделять достаточное количество времени, он будет чувствовать себя любимым и радовать родителей своими успехами.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев

После того, как вы узнали, что умеет ребенок в 8 месяцев, необходимо и знать о том, что должен уметь ребенок в 8 месяцев и что должно насторожить родителей:

  • Ребенок в 8 месяцев не может сидеть, переворачиваться, нет стремления к ползанью;
  • Не стремиться схватить предложенный ему предмет. Не умеет перекладывать его из руки в руку;
  • Отсутствует детский лепет. Не пытается произносить слоги;
  • У ребенка отсутствуют эмоции.

Если Ваш ребенок чего-то не умеет из перечисленного списка, стоит уделить внимание его развитию и проконсультироваться с педиатром. Также Вы можете начать обучать ребенка садится, переворачиваться и ползать уже сегодня, а данные статьи помогут Вам в этом:

Тест на развитие ребенка в 8 месяцев

  • Необходимо положить ребенка и показать ему игрушку, отдаленную от него, он должен потянуться за ней. Ребенок в 8 месяцев должен садиться самостоятельно;
  • Держите игрушку возле ребенка, после того как он сумеет схватить ее, попытайтесь ее отнять. В этом возрасте у ребенка должна проявляться реакция сопротивления в виде отнимания, отталкивания родительских рук, в форме протеста;
  • Когда во время игры в прятки, вы неожиданно для малыша появились, это должно вызывать смех малыша;
  • Рассматривая фото, малыш узнает на них близких, может произнести: «па», «ма»;
  • Наступает момент копирования ваших действий малышом: если вы покажите ему, как играть мячиком на полу, он тут же начнет повторять;
  • Произнесите название нескольких предметов, которые окружают ребенка. Он должен попытаться найти их глазами или показать на них рукой.

Как развивать ребенка в 8 месяцев

Любящим родителям стоит уделять 20-30 минут в день для полноценного развития ребенка в 8 месяцев. Предлагаем вашему вниманию небольшой список, как развивать ребенка в 8 месяцев:

  1. Если ребенок в 8 месяцев еще не научился ползать на четвереньках, можно потренировать его в воде. При очередном купании, необходимо положить ребенка на животик в пустую ванную, и открыть кран, вода будет постепенно наполнять ванночку. С поднятием уровня воды у ребенка будут проявляться попытки подниматься на локти и колени. В этом случае необходимо наблюдать за тем, чтобы ребенок не захлебнулся водой.
  2. Существует еще один способ для того, чтобы помочь малышу ползать на четвереньках: ходьба «на руках». Следует поднять его ножки, в это время ребенок должен встать на ручки. Выполняйте раскачивание ребенка вперед и назад. Когда он устанет, необходимо закончить выполнение упражнения.
  3. Чтобы усовершенствовать мелкую моторику ребенка, следует предлагать ему трогать различные предметы, игрушки, на которых есть кнопки и замочки, пирамидки, мягкие книжки и др.
  4. Ребенок в 8 месяцев стремится повторять все действия за взрослыми, поэтому маме необходимо показывать малышу, как играть с новыми игрушками. Следует показать малышу, как катать машинки, качать куклу, играть в барабан, он будет все повторять за вами.
  5. Можно использовать при игре несколько однотипных игрушек, к примеру, разноцветные кубики, шары, кольца. При их складывании, у ребенка будет возникать познание связи между ними.
  6. Собрав маленькую пирамиду из кубиков, можно показать ребенку, как ее разобрать.
  7. Показывайте ребенку фотографии родных, пусть покажет всех знакомых людей на ней и себя. Малышу понравится это занятие.
  8. Каждый день включайте ребенку музыку и танцуйте с ним. Это может быть музыка с разным ритмом — классика, песни для детей и современные песни.
  9. Тренируйте вестибулярный аппарат малыша, поднимайте ребенка и опускайте его. Можете покружиться с ребенком.
  10. Малышу не помешает полка для книг, которая будет находиться на уровне его роста. Эта полка должна быть наполнена яркими книгами для детей, пусть ребенок сам выбирает книжку, которую хочет «почитать».
  11. Не забывайте об играх при купании. Дайте малышу поиграть игрушками в ванночке, хлопать ладошками по воде, наполнять формочки водой и переливать ее в них.
  12. Не запрещайте ребенку играть с безопасной кухонной утварью (половники, контейнеры, крышки и др.).
  13. Хорошей игрушкой для ребенка станет настоящий телефон, заранее отключенный от сети. Пусть малыш возьмет трубку и «разговаривает».
  14. Гуляя с ребенком, акцентируйте его внимание на новые для него звуки, издаваемые транспортом, птицами, кошками. Говорите как называется предмет, издающий звук.
  15. Знакомьте кроху с животным миром. Купите игрушечных животных из пластмассы или резины, называйте их и изображайте их звуки. Можно изучать животных с помощью книг и на прогулке.
  16. Можно дать ребенку ложку из дерева и другие предметы, которыми можно стучать. Таким образом, он сможет понять, что предметы не только по-разному выглядят, но и звучат не одинаково.
  17. При ребенке спрячьте игрушку под одеяло, а после этого предложите ему ее найти.

Питание ребенка на 8 месяце развития

На 8 месяце жизни в рацион прикорма малыша уже стоит вводить мясо – ценный для растущего организма продукт, насыщенный различными витаминами и микроэлементами. Такие минеральные вещества как фосфор, железо и калий укрепляют иммунитет ребенка, поддерживают нормальный уровень гемоглобина в крови, помогают правильному физическому и психологическому развитию. А статья про – поможет вам составить меню для ребенка и узнать какие продукты можно вводить в прикорм.

Режим дня ребенка в 8 месяцев

Распорядок дня 8-месячного ребенка отличается тем, что период активного бодрствования преобладает над временем сна.

  • С 6:00 до 8:30 — Подъем, первый прием пищи, утренние процедуры и легкий массаж, после которого следует прогулка на свежем воздухе.
  • 8:30-10:00 — Время первого сна может совмещаться с прогулкой.
  • 10:00-10:30 — Второй прием пищи.
  • 10:30-14:00 — Активные занятия, которые включают в себя утреннюю гимнастику, массаж и игры для общего развития.
  • 14:00-14:30 — Третье кормление.
  • 14:30-16:00 — Второй дневной сон, желательно на прогулке.
  • 16:00-18:00 — Время для активного досуга: познание окружающего мира, занятия по развитию и физические упражнения.
  • 18:00-18:30 — Четвертый прием пищи.
  • 18:30-20:00 — Вечерняя прогулка.
  • 20:00-22:00 — Спокойные игры в кругу семьи, вечернее купание малыша.
  • 22:00-22:30 — Трапеза.
  • 22:30-6:00 — Время ночного сна.

У ребенка в 8 месяцев, имеется фаза поверхностного и глубокого сна, он уже больше схож с взрослым сном. Если малыш крепко заснул, то у него отсутствует реакция на раздражители извне, его рефлекторные реакции в это время значительно снижаются. Во время ночного сна активность мозга сокращается до минимума.

  1. Ночной сон ребенка в 8 месяцев это самый длительный период отдыха, как правило, он составляет около 8 часов;
  2. Дневной сон малыша в этом возрасте имеет две фазы. Большая часть детей переходят на два дневных сна продолжительностью полтора-два часа, хотя есть дети, которые спят всего по 40 минут. Многие дети в 8 месяцев переходят на один дневной сон, продолжительность которого, при этом составляет около 4 часов;
  3. В общей сложности ребенку необходимо 11-13 часов сна в течение суток.

Положите своего малыша на живот. Развитие ребенка в 8 месяцев проявляется в том, что его попытки двигаться вперед в этом положении интенсивно развиваются. Такие попытки могут быть очень индивидуальны и не всегда еще похожи на ползанье по-пластунски или на четвереньках. Например, малыш может просто активно двигаться на месте, вытягивая все тело. При этом руки и ноги (коленки) ребенка в 8 месяцев способны удерживать вес тела несколько секунд. Кроме того, малыш в этом возрасте отлично поворачивается на животе вокруг собственной оси.

Развитие ребенка в 8 месяцев. Реакции и навыки

Положите ребенка на спину и протяните ему свои, направленные друг на друга, большие или указательные пальцы (как бы образуя ими «перекладину» или «турник»). Если он сам спонтанно их не схватит, вы можете вложить пальцы в ручки, но при этом не поддерживайте его за предплечья и не тяните вверх. Развитие ребенка в 8 месяцев позволяет ему самостоятельно подтянуть свое тело на руках и сесть вертикально. При этом малыш уверенно удерживает голову, ножки его слегка вытянуты и не скрещиваются.

Кроме того, развитие ребенка в 8 месяцев выражается в без вашей помощи минимум 5 секунд, удерживая равновесие. Он может опираться на одну или обе ручки.

Еще одна яркая особенность развития ребенка в 8 месяцев – типичное положение его тела – так называемое «лежачее положение фигуры садового гнома».

Малыш, уже уверенно поворачивающийся как угодно, часто остается лежать на одной стороне тела, опираясь на находящуюся внизу руку. Другая его ручка остается свободной для манипуляций, а расположенную вверху ножку он использует для гибкого балансирования. Такие «упражнения» помогают ребенку постепенно осваивать навыки равновесия и являются хорошей предварительной тренировкой для прямого перехода к сидению из положения лежа на животе.

Возьмите малыша подмышки и поставьте ножками на твердую поверхность. Развитие ребенка в 8 месяцев помогает ему стоять на обеих стопах, однако, тазобедренные суставы при этом еще слегка согнуты.

Следующие три навыка были характерны для развития ребенка в 7 месяцев и сохраняются на протяжении 8 месяца жизни младенца.

Положите малыша на спину или посадите к себе на колени. Проследите, чтобы он имел возможность свободно двигать руками. Предложите ему одновременно два красных кубика (длина ребра 30 мм), держа их либо большим и указательным пальцами, либо просто положив на свои открытые ладони. в состоянии схватить каждой рукой по одному кубику и держать их непродолжительное время. Если второй кубик он берет не сразу, можно побудить его к этому, поднеся игрушку к ручке.

Большим и указательным пальцами возьмите пластиковый кружок диаметром 25 мм и предложите его малышу, внимательно следя, чтобы он этот кружок не проглотил. Малыш берет кружок всеми пальцами и вытянутым большим пальцем, не прижимая кружок к ладони (мелкий предмет расположен в руке ближе к кончикам пальцев). Этот навык должен выполняться обеими ручками.

Убедитесь, что все раздражители и отвлекающие факторы, которые могут сильно заинтересовать ребенка, будь то лица или предметы, удалены из его поля зрения.
Попросите кого-нибудь из родных сесть с малышом на коленях за пустой стол. Предложите ребенку машинку или куклу, удерживая игрушку на высоте его глаз. Дождавшись момента, когда он заметит предмет и захочет схватить, отодвиньте машинку или куклу и положите на стол вне досягаемости детской руки, но хорошо обозреваемую с его места. Развитие ребенка в 8 месяцев проявляется в том, что он пробует достать игрушку, изменив положение тела: малыш наклоняется вперед, выпрямляет ручки и старается дотянуться до заветной цели.

Развитие ребенка в 8 месяцев. Взаимодействие с внешним миром.

Ребенок в 8 месяцев умеет отличать своих от чужих: он поворачивается к близким и знакомым, улыбается им, а от посторонних испуганно отворачивается.

Развитие ребенка в 8 месяцев прослеживается в умении произносить что-либо шепотом. Малыш открывает для себя различную силу звука высказываний и играет с ней. Что касается освоения новых звуков, как правило, в этом возрасте он тренирует уже известные ему звуковые сочетания и их комбинации.

Поиграйте с малышом в прятки. Спрячьтесь за каким-нибудь предметом мебели, выгляньте с одной стороны и позовите его. Потом снова спрячьтесь и появитесь уже с другой стороны. Ребенок поддерживает игру: он ждет вашего появления в определенном напряжении и смеется, когда вы выглядываете из-за своего укрытия. Если вы снова исчезаете, малыш ищет вас взглядом в нужном направлении.

В возрасте семи месяцев ребенок прибавляет в весе за неделю 110-120 граммов. Вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, от 8 до 8,5 килограмма, а иногда и больше. Не забывайте контролировать вес.

На седьмом месяце у большинства детей уже полностью прорезываются резцы снизу. Вы уже успели полюбоваться на них.

А если зубки еще не появились? Изредка случается и такое. Осмотрите десну; не исключено, что зубки уже видны. Вымойте с мылом руки, проведите пальцем ребенку по десне. Вы можете даже почувствовать зубки под слизистой... Но если их нет и в помине, обращайтесь за советом к врачу.

Запоздание в прорезывании зубов может возникнуть из-за погрешностей в питании или недостатка поступления витамина D. Будет правильнее, если коррекцию в питание введет ваш участковый педиатр.

Оценить физическое и психическое развитие своего семимесячного ребенка вы сможете сами. Он уже должен уметь следующее:
- самостоятельно сесть и сидеть без посторонней поддержки несколько минут;
- свободно поворачиваться со спины на бок и обратно;
- крепко хватать рукой интересующие его предметы;
- уверенно и с интересом произносить разные звуки;
- легко узнавать знакомые лица;
- с удовольствием идти на контакт.
У ребенка преобладает бодрое веселое настроение.

На восьмом месяце, как и раньше, продолжаете воспитание ребенка. В часы бодрствования играете с ним в спокойные развивающие игры, разговариваете. Поддерживаете улыбкой и добрым словом оптимистическое настроение малыша. Характер не складывается сам по себе, хотя, конечно, он имеет определенную наследственную основу. Характер выпестовывается.

В конце восьмого месяца ваш ребенок должен весить около девяти килограммов. Если вы придаете большое значение точности регулярных взвешиваний, то проводите взвешивания непременно в одинаковых условиях. Нужно учитывать, в одежде вы взвешиваете ребенка или голенького, после отхождения стула или - до. Рекомендуется взвешивать малыша всякий раз перед кормлением.

У некоторых детей в возрасте до двух лет бывают кривые ножки Это не должно тревожить родителей и близких, кривизна постепенно исчезнет. Как правило, кривые ножки - следствие определенного положения ребенка в матке.

Но вы на всякий случай должны обратить внимание своего врача на ножки ребенка, потому что кривизна может быть и следствием рахита. Врач осмотрит ребенка на предмет других, признаков этого заболевания и при необходимости примет меры.

Когда ребенок еще не встает на ножки, не старайтесь форсировать этот процесс. Это опасно тем, что у ребенка могут искривиться ножки; косточки у ребенка до года мягкие и гибкие и еще не способны удерживать повышенной нагрузки. Также не следует заставлять ребенка и ползать. Может быть, вам кажется, что ваш ребенок двигается меньше других детей? Возможно, это пока так и есть. Подождите немного; природа возьмет свое, и ребенок быстро наверстает то, что упустил.

На восьмом месяце жизни многие дети уже достаточно активно ползают. Сначала дети ползают на животе, отталкиваясь ножками от какого-нибудь предмета или от стенки кроватки, потом встают на четвереньки. Если вы заметили, что ваш малыш начал ползать в кро-
ватке, пора уже подумать о создании условий для ползания. Приобретите манежик или отгородите уголок для «упражнений» ребенка.

Не позволяйте ребенку ползать в кроватке, в которой он спит. В противном случае у него могут возникнуть сложности с засыпанием. Если вы придерживаетесь какого-то правила (например, не позволяете ребенку ползать в кроватке), не делайте из него исключений. Ребенок должен хорошо ориентироваться в обстановке. На режим дня и на порядок в окружающей среде ориентированы многие его рефлексы.

Вы отгородили угол, в котором ребенку (если он того желает) можно ползать, сколько угодно. Вы удалили из этого угла все предметы с острыми травмоопасными краями. Вы застелили на пол мягкое покрывало... Однако все равно время от времени обнаруживаете царапины на руках и коленках ребенка, шишки у него на лбу. Не переживайте по этому поводу слишком сильно. Маленькие травмы вашему ребенку просто необходимы - так формируется первый жизненный опыт.

Вы уже понемногу воспитываете своего ребенка - быть может, даже не задумываясь об этом. Воспитываете собственным примером. Он внимательно следит за вами и даже кое в чем чуточку вам подражает. Ваш ребенок, хоть и мал, а уже достаточно тонкий психолог; не совершайте ошибок, ребенок подмечает их. А когда он строит свое поведение, он строит его и с учетом ваших ошибок.

Всегда терпеливо объясняйте, чего вы хотите добиться от ребенка. Он должен слышать речь, он уже очень многое понимает. Говорите ему, что пришло время спать, и укладывайте спать; говорите, что пора на прогулку, и идите гулять. Покажите горшок и скажите, что надо постараться сходить на горшок. Ребенок должен знать, чего конкретно от него добиваются.

Никогда не отменяйте своих распоряжений. Это дурно сказывается на характере ребенка, поскольку вы привьете ему необязательность. Например, вы сказали своему малышу, что пора спать, а сами начали с ним играть... В следующий раз вы скажете, что пора спать, а ребенок и не подумает подчиняться.

Не воспитывайте в ребенке такое неприятное качество, как упрямство. Ведь со временем и сами можете от его упрямства пострадать. Упрямство и склонность к капризам - они друг к другу очень близки... Азы упрямства - в примитивных забавах. Вы даете ребенку игрушку и тут же со смехом отнимаете, потом опять даете и снова забираете. Не развлекайтесь так. И не позволяйте другим так забавляться с вашим ребенком.
Игры ребенка - это очень серьезно.

Капризность и упрямство иногда формируются, если ребенок окружен «запретными» предметами. Например, ножницы в руках у мамы или спицы или папина зажигалка. Ребенок тянет к такому предмету руку. Вы говорите: «Нельзя!» А ребенок все равно тянется. И даже плачет. Вы даете ему подержать на минутку, под вашим контролем (лишь бы прекратил крик), и совершаете ошибку. Если сказали «Нельзя!», значит, давать нельзя. В противном случае ребенок почувствует слабину и в следующий раз не отстанет от вас - поднимет такой крик!

Вы должны однажды выдержать свой характер и впоследствии периодически «подкреплять» способ своего поведения, чтобы ребенок не сомневался: капризы его не пройдут.

Не окружайте ребенка искушающими «запретными» предметами, чтобы не было лишнего повода для конфликта. Но если ребенок увидел те же ножницы и просит их, тянет к ним руку, откажите ему спокойно и твердо.

Никогда не кричите на ребенка, не одергивайте его по всякому мелочному поводу. Этим вы сделаете его нервным и несамостоятельным, нерешительным. Прежде чем совершить какой-нибудь поступок, он всю жизнь будет оглядываться на вас.

Хорошо, когда вокруг ребенка постоянно есть игрушки - то одна, то другая. Но еще лучше, когда рядом присутствуют безопасные для малыша, но практичные, предметы - те, которыми он будет пользоваться всю жизнь: катушка от ниток, пластмассовая чашка, мыльница, кожаный башмачок и т.д. Общаясь с этими предметами, ребенок развивается, обретает практические навыки.

Не балуйте детей чрезмерным вниманием; хотя бы не показывайте, сколь внимательны вы к своему ребенку. Если вы хотите чего-то добиться от ребенка, скажите, чего именно вы хотите, и после этого непременно добейтесь. Ребенок должен прочувствовать вашу непреклонность; он должен знать, что вы, хоть и ласковы, но тверды.

Ваш ребенок уже давно упражняется в произношении. Сначала он просто пробовал голос, затем у него стали получаться даже целые слоги - то есть ребенок, кроме гласных, уже освоил и некоторые согласные. Вы наблюдаете за ним: он произнесет отдельный слог и замрет - прислушивается.
В свою очередь он внимательно наблюдает за вами -как вы говорите? Он следит за вашими губами. Стремитесь к тому, чтобы ребенок видел ваши губы, когда вы с ним разговариваете.

Слоги, которые произносит ваш ребенок, пока еще не несут определенной смысловой нагрузки, но вы уже можете поиграть в очень полезную для развития малыша игру, произнося «ма-ма... па-па...» И пусть он вам подражает. Не сомневайтесь, ребенок уже знает, о ком идет речь...

На восьмом месяце ребенок способен задать педиатрам и детским психологам интересную загадку: почему именно сейчас он начал столь явно бояться незнакомых людей? Вышли, допустим, на прогулку. Спокойный и довольный, сидит он на руках у мамы, с любопытством обозревая все, что попадает в поле зрения. Его внимание привлекает и проехавшая мимо машина, и пробежавшая собака, и яркие цветы на газоне. Но вот подходит незнакомый человек, и выражение лица малыша моментально меняется. Какая гамма чувств!

Сменяя друг друга, следуют растерянность, застенчивая полуулыбка, недоверие, страх и, наконец, гримаска, предваряющая плач. Ребенок оборачивается к маме, как бы стремясь убедиться, что она здесь, что защита обеспечена.

Пока с ним только заговаривают, он еще терпит. Но если пробуют дотронуться, взять на руки - начинается настоящая паника. Малыш активно сопротивляется, прижимается к матери, плачет.

Врачам такое явление известно как «страхи восьмого месяца». Пока еще нет окончательного объяснения: закономерный это этап психического развития или просто особенность поведения, присущая многим детям.

Но, при всех условиях, остается лишь удивляться, как младенец, которому едва минуло 7 месяцев, «своим умом» дошел до здравой, в сущности, мысли: незнакомец может быть опасен. Добро бы это был пятилетний или даже трехлетний, уже пуганный «дедом с мешком» и слышавший разговоры о похищениях детей и прочих страстях. Но этот? Откуда его страхи?

Ключ к разгадке, вероятно, не в отрицательном, а как раз в положительном опыте ребенка. На восьмом месяце он уже хорошо знает свое ближайшее окружение. Сильнее становится привязанность не только к матери, но и к отцу, бабушке, к остальным членам семьи. Их он воспринимает как неких гарантов собственного благополучия, от них исходит все приятное - еда, игра, ласка. А чужие люди становятся подозрительными, потому что ребенок уже четко дифференцирует: это не те, с кем ему спокойно и надежно, это какие-то другие.

Некоторые специалисты считают «страхи восьмого месяца» даже полезными, поскольку замечено: дети, которые в младенческом возрасте не отличают своих от чужих, растут людьми, не обладающими чувством дистанции, столь необходимым в человеческом общении.

Так что не огорчайтесь, если ваш ребенок невежливо повел себя с «чужой» тетей, дав ей понять, что не желает вступать ни в какие контакты. Впрочем, догадливая тетя и сама не будет настаивать, отойдет, чтобы не нервировать ребенка. Вы же постарайтесь постепенно, понемножку знакомить его с другими людьми.

На восьмом месяце жизни ребенку все меньше требуются пеленки. Ребенок уже просится на горшок. К тому же он ведет уже довольно активный образ жизни. Поэтому меняется его гардероб. У малыша появляются трусики, чулочки, ботиночки, рубашки, штанишки или платья и т.д. В новой форме одежды ребенок не должен чувствовать стеснения.

Новые увлечения на восьмом месяце

На восьмом месяце у малыша появляются некоторые представления о времени и пространстве. Ощущение времени формируется ритмом сна, кормлений, прогулок, купаний. Ориентироваться в пространстве с первых дней ему более всего помогала мама - она была центром его Вселенной. Следя за ней, прислушиваясь к ее голосу, он постигает понятия: рядом, близко, дальше, совсем далеко. Но сейчас он стал предпринимать и некоторые самостоятельные эксперименты. Вы уже, наверное, имели возможность проследить его новое «хобби» - полюбил выбрасывать игрушки из манежа или кроватки. Бросит - и с величайшим интересом смотрит вниз, прислушивается к звуку падения. Вы поднимете игрушку, подадите ему, и он с радостью бросит ее снова. Это может повторяться, пока вы не устанете. Но вы не будете сердиться и говорить ему «нельзя». Вы обрадуетесь, что ребенок неутомим в своем вдохновении исследователя.

Еще одно открытие восьмого месяца: оказывается, предмет, которого не видно, все равно существует. Вы уже, наверное, играли с малышом в прятки, то закрывая свое лицо косынкой, то открывая его. И каждый раз недоумение - куда делась мама? - сменялось счастьем: вот она! Как он напряженно ждал маминого появления, пока однажды не потянул сам за край косынки и не сдернул ее. Эффект ошеломляющий!

Попробуйте проверить, насколько возросла поисковая активность ребенка. Незаметно возьмите у него кубик, которым он играл, и накройте какой-нибудь салфеткой. Скорее всего малыш начнет с недоумением оглядываться, а потом осторожно приподнимет салфетку и, торжествуя, возьмет кубик. И есть из-за чего торжествовать - ведь это еще одна ступенька в овладении внешним миром!

Возможности шире - проблемы тоже

Восьмой месяц - поистине время новых, более широких возможностей. У ребенка уже обычно есть два, а то и четыре передних резца. Значит, можно жевать. И не только можно - необходимо! Детские стоматологи и педиатры в один голос повторяют, что, чем раньше малыш научится жевать, тем лучше. Жевание массирует десны, улучшает их кровоснабжение, способствуя росту и укреплению зубов. Причем не только молочных, которые прорезываются сейчас, но и постоянных, ведь их зачатки уже давно заложены в деснах и ждут своего времени.

Жевание готовит ребенка к расширению рациона и предстоящему переходу на общий стол. Привычка хорошо, не спеша жевать -- одно из непременных условий нормального пищеварения, профилактики гастритов. И если в первые месяцы жизни спасительным для ребенка было умение достаточно долго и энергично сосать, то теперь для него гораздо важнее жевать.

Восьмой месяц - самое время овладевать этим навыком. Ребенок сам подсказывает вам это, когда кусает и грызет свои игрушки. И если упустить благоприятный момент, передержать на протертой пище, потом он уже и не захочет жевать. Любой комочек в пюре или каше, любой твердый кусочек овощей будет его пугать, вызывая поперхивание и даже рвоту. У нервных, возбудимых детей такая рвота может стать привычной, и тогда каждое кормление превращается в настоящее испытание и для мамы, и для ребенка.

Так что начинайте варить каши погуще, пюре протирайте не так тщательно - просто разминайте мягкие овощи вилкой. За обедом давайте ребенку кусочек подсушенного хлеба, фруктовое пюре иногда заменяйте четвертушкой вымытого, очищенного и освобожденного от косточек яблока или слегка размятым персиком, абрикосом, сливой, тоже без кожицы.

Ребенок вполне справится и с кусочком (20-30 г) арбуза. Но в этом случае не лишней будет одна предосторожность. Арбу?ы, выращенные на почве, перенасыщенной минеральными удобрениями, интенсивно накапливают нитраты (а где гарантия, что вы не купили такой арбуз?). Поэтому кусочек, предназначенный ребенку, вырежьте из середины, так как концентрация нитратов больше по краям, ближе к корке. Проследите, чтобы в кусочке этом не было жестких светлых прожилок - они тоже «сигнализируют» о наличии нитратов.

Рацион ребенка в основном остается прежним, можно лишь обогатить его стол более разнообразным набором овощей и фруктов. Попробуйте отжать сок свежего помидора - этот один из самых полезных для детей соков богат не только витамином С, но и калием, железом, медью, органическими кислотами.

Если натереть на терке (пластмассовой!) немного свежего огурца, добавить мякоти помидора и несколько капель растительного масла, получится что-то вроде полужидкого салата, 2-3 чайные ложки которого можно дать к обеду со вторым блюдом. Используйте для пюре молодую свеклу, репу, любые виды капусты. Если у ребенка нет диатеза, ему разрешается почти все, но, разумеется, не превышая нормы. Нельзя давать только виноград, потому что он усиливает бродильные процессы в кишечнике и может вызывать вздутие живота, кишечные расстройства.

Очень хорошо, если утром и вечером малыш еще сосет грудь. Но с бутылочкой и соской пора расставаться. Воду, соки, а затем и кефир или молочную смесь ребенок должен пить из чашки. Он уже умеет сам поддерживать ее двумя руками (при вашей, конечно, подстраховке), и эта «работа» делает процедуру питья более интересной. В первый раз сок наливайте тот, который он больше любит, а чашечку подберите небольшую, легкую, с ярким рисунком.

Если малыш заболеет и придется давать ему какое-нибудь невкусное питье, возьмите другую чашку - обеденная посуда должна вызывать только приятные ассоциации.

Среди новшеств восьмого месяца есть еще одно, и немаловажное: ребенок стал лучше осознавать позывы своего кишечника. В такие моменты он прекращает игру, сосредоточивается на своих ощущениях, хмурится, краснеет, напрягается. Мама, спеши с горшком!

Знакомство с этим предметом для ребенка - дело непростое. Надо твердо усвоить, зачем сюда посадили - совершить то, чего от него ждут, а вовсе не играть и не отвлекаться, что очень трудно, если, оказавшись на полу, видишь вокруг так много интересного.

Ребенок может невзлюбить горшок по разным причинам: сидеть неудобно, слишком мал или слишком велик, края оказались холодными. А может, процедура сопровождается маминой нервозностью...

Похвалите ребенка, если все получилось, и не сердитесь на него, если результат оказался нулевым. И не держите малыша на горшке дольше 5-7 минут.

Стул у него стал уже более оформленным и бывает не так часто, как раньше, а 1-2 раза в сутки, обычно в одни и те же часы, и к этому легко приспособиться. Помимо экстренных случаев, сажайте ребенка на горшок каждый раз после сна и после еды, стараясь выработать у него определенный ритм. Горшок после употребления надо ополоснуть, а вечером вымыть с мылом.

Разумеется, если малыш еще не умеет сидеть, все совершают по-старому, держа его над горшком или тазиком.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев

ребенок лепечет так, как будто говорит;
понимает и выполняет просьбы типа «дай руку», «наклони голову»;
играет в игры с выполнением простейших действий («Ладушки»), танцует;
испытывает сильный страх при расставании с матерью;
четко делит людей на «своих» и «чужих»;
пугается резких, неожиданных звуков (пылесос, звонок, лай собаки);
самостоятельно встает и ходит у опоры;
самостоятельно сидит;
начинает активно ползать;
может откусывать мягкую пищу и жевать;
переходит с пюре на измельченную пищу;
спокойно воспринимает высаживание на горшок.