Что сплочает семью. Как сплотить семью, когда все сложно

УДК 159.9.075 ББК 741:3

Мерзлякова Светлана Васильевна

кандидат психологических наук, доцент

кафедра общей психологии и психологии развития Астраханский государственный университет г. Астрахань Merzlyakova Svetlana Vasiljevna Candidate of Psychology, Assistant Professor of the Chair of general psychology and psychology of development

Astrakhan State University Astrakhan [email protected] Сплоченность семьи как условие формирования семейного самоопределения юношей и девушек Family cohesion as a condition of shaping family self-determination of

young men and girls Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 12-0600020.

The publication is prepared within supported RHSF scientific project № 12-06-00020 Статья посвящена проблеме семейного самоопределения современной молодежи, чье взросление происходит в ситуации кризисного состояния семьи как социального института. Сплоченность семьи рассматривается как существенный фактор, играющий важную роль при формировании семейного самоопределения в юношеском возрасте и ранней зрелости. Сравниваются особенности ценностей брачно-семейных отношений, составляющих образа Я-семьянина, мотивации заключения брака, представлений о временной перспективе, смысложизненных ориентаций в зависимости от уровня семейной сплоченности юношей и девушек.

Article is devoted to a problem of family self-determination of modern youth, whose maturation occurs in a situation of crisis state of a family as a social institute. Cohesion of a family is considered to be an essential factor that plays an important role in shaping family self-determination in adolescence and early adulthood. Peculiarities of values of marriage and family relations, which comprise the image of I-am-a-family-man, motivation for marriage, representation of temporal perspective, meaning-life orientations depending on family cohesion level of young men and girls, are compared.

Ключевые слова: самоопределение, идентичность, семейное самоопределение, семейная сплоченность, разобщенный уровень, разделенный уровень, связанный уровень, сцепленный уровень.

Key words: self-determination, identity, family self-determination, family cohesion, split level, divided level, bound level, chained level.

Введение

Актуальность изучения брачно-семейных представлений молодежи обусловлена изменением роли семьи в жизни современного общества. Социально-экономические и политические общественные преобразования вызвали изменения в иерархии традиционных семейных функций, способствовали появлению нового исторического типа семьи, для которого характерны равноправное партнерство с демократическим типом совместно-разделенного главенства, гибкая ролевая структура, где любовь, личностный рост и самореализация каждого члена семьи становятся приоритетными семейными ценностями. Переход к новому типу семьи сопровождается проявлением ряда негативных тенденций: нестабильность брачного союза, возрастание числа незарегистрированных браков и внебрачных рождений, значительное распространение явления «Child-free» (намеренное нежелание супругов иметь детей), явления «отложенное ро-дительство», легализация однополых браков в странах Европы и т.д. Это способствует возникновению в молодежной среде ряда серьезных психологических проблем, связанных с жизненным выбором и самоопределением. Самоопределение или близкое ему понятие «идентичность» осуществляется в различных сферах жизнедеятельности, о чем свидетельствуют его многочисленные виды: этническая идентичность , гражданско-культурная идентичность , поликультурная идентичность , социальное самоопределение , личностное самоопределение , профессиональное самоопределение , экономическое самоопределение и др.

Под семейным самоопределением мы понимаем многоэтапный активный и осознанный процесс конструирования во временной перспективе образа семьи («моя семья», «моя будущая семья», «идеальная семья») в зависимости от конкретной культурно-исторической ситуации, в основе которого структурирование системы ценностных ориентаций, обретение смысла детско-родительских и супружеских отношений, развитие способности к произвольной регуляции и

рефлексии . Типами семейного самоопределения являются: диффузное, предрешенное, декларируемое, реализуемое и достигнутое.

Семья, семейное воспитание, особенности характера детско-родительских отношений играют важную роль в развитии личности на всех этапах онтогенеза, выступает источником развития ребенка, определяет социальную ситуацию развития, обеспечивает формирование ключевых возрастных новообразований . Одним из параметров семейной системы является сплоченность семьи. О.А. Карабанова определяет сплоченность семьи как интегративную характеристику функционирования семьи, которая включает в себя, «во-первых, степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу; во-вторых сформированность семейного самосознания, когнитивным аспектом которого является образ «Мы», а аффективным - чувство «Мы»» .

В рамках «циркулярной модели» Д.Х. Олсона семейная сплоченность рассматривается как степень эмоциональной связи между членами семьи и различаются четыре уровня - от экстремально низкого до экстремально высокого. При минимальной выраженности семейной сплоченности можно говорить об эмоциональной разобщенности, которой свойственны значительная дистанция между членами семьи, автономность, низкая заинтересованность друг в друге. Разделенный уровень семейной сплоченности характеризуется наличием эмоционального принятия, любви при сохранении значительной дистанции во взаимоотношениях и эмоциональной автономии. Связанный (объединенный) уровень предполагает эмоциональную близость, высокую степень эмпатии и оптимальную степень личностной дифференцированности членов семьи. Максимальная выраженность семейной сплоченности - сцепленный уровень (запутанный, склеенный). В этом случае, члены семьи эмоционально взаимозависимы, во взаимодействии отсутствуют четкие границы личности. В зависимости от успешности функционирования семейной системы выделяются сбалансированные (разделенный, связанный) и экстремальные (разобщенный, сцепленный)

уровни семейной сплоченности. Связь уровня сплоченности семьи и особенностей семейного самоопределения до сих пор не изучалась.

Целью настоящего исследования является изучение особенностей формирования семейного самоопределения юношей и девушек в зависимости от уровня семейной сплоченности. В связи с этим выдвинута гипотеза о том, что в юношеском возрасте и ранней зрелости уровень семейной сплоченности родительской семьи определяет особенности и тип семейного самоопределения юношей и девушек.

Организация и методы исследования

Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты и решались следующие задачи.

1. Определить уровень семейной сплоченности респондентов.

2. Выявить особенности семейного самоопределения, включающего в себя такие характеристики, как ценности брачно-семейных отношений, образ Я-семьянина, мотивы вступления в брак, временная перспектива, смысложизненные ориентации, в зависимости от уровня семейной сплоченности юношей и девушек.

3. Оценить достоверность связи типа семейного самоопределения и уровня семейной сплоченности.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: модифицированный вариант методики семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, проективная методика «Незаконченные предложения», «Тест смысложизненных ориентацию» Д.А. Леонтьева, «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3). При проведении аналитического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 367 студентов Астраханского государственного университета и Астраханского государственного политехнического колледжа. Из них 161 юноша и 206 девушек в возрасте 15-22 лет.

Результаты исследования

Полученные в ходе исследования результаты опросника «Шкала семейной адаптации и сплоченности» ^АСЕ8-3) демонстрируют нам, что 221 чел. (60 %) имеют разобщенный, 121 чел. (33 %) - разделенный, 14 чел. (4 %) - связанный, 11 чел. (3 %) - сцепленный уровень семейной сплоченности родительской семьи.

В результате проведенного ранее сравнительного анализа между юношами и девушками были выявлены достоверные различия в содержательно-структурных характеристиках семейного самоопределения , поэтому далее при выявлении изменений в показателях семейного самоопределения, обусловленных уровнем семейной сплоченности родительской семьи, мы рассматривали отдельно мужскую и женскую части выборки. При изучении связи семейного самоопределения и уровня семейной сплоченности мы использовали однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок (Р) и непараметрический критерий Краскела-Уоллеса (Н).

В группе юношей достоверные различия на уровне статистической значимости р < 0,05 обнаружены для шкал «Я - сын» (Н = 11,827; р = 0,008), «общение с людьми» (Н = 7,798; р = 0,050), «материальное благополучие» (Н = 11,053; р =0,011), «безопасность» (Н = 10,85; р = 0,013), «мое прошлое» ^ = 3,06; р = 0,033), «мое будущее» (Н = 9,355; 0,025), «процесс жизни» ^ = 3,408; р = 0,022), «локус контроля - жизнь» ^ = 4,297; р = 0,007), «осмысленность жизни» (Н = 12,452; р = 0,006). При сцепленном уровне семейной сплоченности для юношей характерны высокая ценность семейной роли сына, важным брачным мотивом является общение с людьми, эмоциональной привлекательностью обладают воспоминания о прошлом. При разделенном и связанном уровне се-

мейной сплоченности родительской семьи у юношей наблюдается нацеленность и высокая значимость будущего, процесс жизни воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, наполненный смыслом, формируется убеждение в том, что человек способен управлять своей судьбой, актуализируются такие мотивы вступления в брак, как безопасность, материальное благополучие.

У девушек достоверные различия выявлены для переменных «родительская семья» (Н = 13,139; р = 0,001), «мой отец» (Н = 16,422; р < 0,0001), «мы -семья» (Н = 8,09; р = 0,018), «отношение к родительской семье» (Н = 15,175; р = 0,001), «Я - будущая жена» (Н = 6,044; р = 0,049), «достижение успеха» (Н = 10,159; р = 0,006), «любовь» (Н = 11,874; р = 0,003), «мое настоящее» (Н = 8,666; р = 0,013), «локус контроля - Я» (Н = 6,999; р = 0,03). Сбалансированные уровни семейной сплоченности (разделенный и связанный) влияют на формирование у девушек высокой ценности и положительного отношения к родительской семье, значимости семейной роли Я - будущая жена, важности таких брачных мотивов, как любовь, достижение успеха. При разделенном уровне семейной сплоченности для девушек отношения с отцом являются высокозначимыми, ценным оказывается настоящее. Связанный уровень семейной сплоченности способствует формированию положительных установок в отношении собственной семьи (Мы - семья), представлений о себе как о сильной личности, способной контролировать события своей жизни.

С помощью однофакторного дисперсионного анализа для независимых выборок выявлены достоверные различия в показателях семейной сплоченности в зависимости от типа семейного самоопределения: F = 2,74 и р = 0,045. Показатели средних значений свидетельствуют о том, что при разобщенном уровне семейной сплоченности формируется предрешенное и диффузное се-

и т-ч ч_* и

мейное самоопределение. Разделенный уровень семейной сплоченности стимулирует активную ориентировку молодежи в сфере семьи и способствует ста-

новлению реализуемого и достигнутого, декларируемого типов семейного самоопределения.

Заключение

Таким образом, полученные результаты достаточно убедительно говорят о правомерности выдвинутой нами гипотезы. Проведенное исследование, направленное на изучение влияния уровня семейной сплоченности родительской семьи на формирование семейного самоопределения юношей и девушек, позволяет сделать следующие выводы.

1. Полученные данные свидетельствуют, что характерными в юношеском возрасте (15-19 лет), ранней зрелости (20-22 года) являются разобщенный и разделенный уровни семейной сплоченности родительской семьи.

2. У юношей обнаружены особенности семейного самоопределения в зависимости от уровня семейной сплоченности. На формирование образа Я-семьянина, мотивов заключения брака, представлений о временной перспективе, смысложизненных ориентаций оказывает влияние сплоченность родительской семьи. При экстремально высоком (сцепленном) уровне сплоченности для юношей характерны большая значимость роли сына, общение с людьми является важным брачным мотивом, воспоминания о прошлом окрашены эмоционально-положительным отношением. Сбалансированные (разделенный, связанный) уровни семейной сплоченности способствуют формированию у юношей нацеленности в будущее, восприятия жизни как эмоционально насыщенной, наполненной смыслом, убеждения в способности управлять собственной судьбой, значимости таких мотивов вступления в брак, как безопасность, материальное благополучие.

3. У девушек ценности брачно-семейных отношений, составляющие образа Я - семьянина, мотивы заключения брака, представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации обусловлены уровнем семейной сплоченности. Сбалансированным уровням (разделенный, связанный) семейной сплоченности соответствуют высокая ценность, эмоционально-положительное

отношение к семье родителей, значимость функциональной роли Я - будущая жена, актуализация таких брачных мотивов, как любовь, достижение успеха. Ориентация на настоящее, ценность взаимоотношений с отцом формируется у девушек при разделенном уровне семейной сплоченности. Эмоционально-положительное восприятие собственной семьи, представления о себе как о сильной личности, способной контролировать события своей жизни, характерны для девушек, имеющих связанный уровень семейной сплоченности.

4. В юношеском возрасте (15-19 лет) и ранней зрелости (20-22 года) тип семейного самоопределения статистически связан с уровнем семейной сплоченности родительской семьи. Экстремально низкому (разобщенному) уровню семейной сплоченности соответствуют предрешенное и диффузное семейное самоопределение. Сбалансированный (разделенный) уровень семейной сплоченности ведет к формированию декларируемого, реализуемого и достигнутого типов семейного самоопределения.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что сбалансированные уровни сплоченности (разделенный, связанный) родительской семьи находят отражение в положительной динамике развития компонент семейной идентичности, способствуют формированию реализуемого и достигнутого типа семейного самоопределения в юношеском возрасте (15-19 лет), ранней зрелости (2022 года).

Библиографический список

1. Батарчук Д.С. Специфика формирования российской гражданско-культурной идентичности студенческой молодежи [Текст] // Акмеология. - 2014. - № 2 (50). - С. 60-69.

2. Батарчук Д.С., Батарчук Е.А. Психолого-педагогическая модель развития поликультурной идентичности личности [Текст] // Акмеология. - 2012. - № 4. - С. 49-55.

3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-53.

4. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение молодежи: структура и детерминация [Текст] // Вестник практической психологии образования. 2007. -№ 1(10). - С.50-55.

5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. [Текст] - М.: Гардарики, 2006. - 320 с.

6. Карабанова О.А. Семейное психологическое консультирование - теория, практика, образование [Текст] // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1 (3). -С. 104-107.

7. Карабанова О.А., Трофимова О.В. Роль родительской семьи в формировании

образа будущей семьи [Текст] // Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения: монография. - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2013. - 110 с.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. [Текст] - М.: Изд.центр «Академия», 2004. - 304 с.

9. Мерзлякова С.В. Детско-родительские отношения как условия формирования семейного самоопределения молодежи [Текст] // В мире научных открытий. Красноярск, 2013. - № 11.11 (47). - С. 106-127.

10. Мерзлякова С.В. Родительская семья как ориентирующий образ семейного самоопределения молодежи [Текст] // Теория и практика общественного развития. - 2014. -№ 2.- С. 114-119.

11. Мерзлякова С.В. Семейное самоопределение молодежи: понятие, типологизация, механизмы формирования [Текст] // Акмеология. - 2013. - № 4 (48). - С. 85-91.

12. Мерзлякова С.В. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи: монография. [Текст] - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2011. - 116 с.

13. Мерзлякова С.В. Эмоционально-волевые особенности личности как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек [Текст] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 4. - С. 144 - 155.

14. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии [Текст] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2009. - № 2. - С.3 - 17.

15. Чернышев А.С., Гайдар К.М. Социальное самоопределение субъектов в системе современного образования [Текст] // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 2 (4). - С. 112-117.

1. Batarchuk D.S. The specificity of the Russian civic-cultural identity of students // Akmeology. - 2014. - № 2 (50). - P. 60-69.

2. Batarchuk D.S., Batarchuk E.A. Psychology-pedagogical model of multicultural identity // Akmeology. - 2012. - № 4. - P. 49-55.

3. Ginzburg M.R. The psychological content of personal self-determination // Voprosy psychologii. - 1994. - № 3. - P. 43-53.

4. Zhuravlev A.L., Kupreichenko A.B. Economic self-determination of youth: structure and determination // Vestnik prakticheskoy psyhologii obrazovaniya. - 2007. - № 1(10). -P.50-55.

5. Karabanova O.A. Psychology of family relations and the basis of family counselling: textbook / O.A. Karabanova - М.:Gardariki, 2006. - 320 p.

6. Karabanova O.A. Family counseling - theory, practice, education // National Psychological Journal. - 2010. - № 1 (3). - P. 104-107.

7. Karabanova O. A.Trofimova O. V.Role of Parental Family in Formation of Image of Future Family // Modern Russian Family: Psychological Problems and Ways of Their Solutions: Monograph. - Astrakhan: Edition «Astrakhan University", 2013. - 110 р.

8. Klimov E.A. Psychology of professional determination. - M.: Publishing center «Academy», 2004. - 304 р.

9. Merzlyakova S.V. A children-parent relationships as a condition of formation of the family self-determination of youth // In the world of scientific discoveries. Krasnoyarsk: SIC. - 2013 . - No. 11.11 (47). - P. 106-127.

10. Merzlyakova S.V. Parental family as a guideline image of youth"s family identity // Theory and Practice Of Social Development. - 2014. - № 2. - P. 114-119.

11. Merzlyakova S.V. Family Self-determination of Youth: Concept, Classification, Mechanisms of Formation // Akmeology.- 2013. - No. 4 (48). - P. 85-91.

12. Merzlyakova S.V. Family in the System of Value Orientations of Modern Youth: Monograph / S.V. Merzlyakova. - Astrakhan: PH «AstrakhanUniversity», 2011. - 116 p.

13. Merzlyakova S. V. Emotional-and-Characterful Personality Features As a Factor of the Young Boys and Girls"Family Self-Determination Development // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2013. - No. 4. - P. 144-155.

14. Stefanenko T.G. Ethnic identity: from ethnology to social psychology // The Moscow University Herald. Series 14. Psychology. - 2009. - № 2. - P.3 - 17.

15. Chernyshev A.S., Gaidar K.M. Social determination of subjects in the system of modern education // National Psychological Journal. - 2010. - № 2 (4). - P. 112-117.

Как вы думаете, что объединяет семью и что делает ее сплоченной? Конечно же, не сам факт нахождения под одной крышей, не штамп в паспорте и не непосредственное родство. Семью объединяют общие устремления, занятия, интересы и грамотное разрешение конфликтов, которые являются естественной составляющей нормального функционирования любого коллектива.

На этапе влюбленности обычно не требуется никаких особых усилий, чтобы успешно разрешать споры. Как правило, влюбленные стараются не конфликтовать, поскольку хотят больше нравиться. Но потом гормональный фон приходит в норму, снижается накал эмоций, рождаются дети и вслед за ними появляются дополнительные проблемы, поэтому пара, не умеющая разумно разрешать свои конфликты, все чаще увязает в атмосфере хронической ссоры, испытывая раздражение от неудавшихся попыток что-либо исправить. И постепенно отдаляется друг от друга.

Конфликты в семье случаются по самым различным причинам: начиная от мелких бытовых неприятностей и заканчивая вселенскими противостояниями. И проявляются они по-разному: кто-то спокойно говорит, кто-то кричит, кто-то дуется по две-три недели.

И если в семье произошел конфликт, это нормально. Это означает, что члены семьи небезразличны друг другу, а их отношения развиваются. И чтобы при наличии конфликтов семья оставалась сплоченной, нужно правильно их решать, вовремя вскрывая их истинные причины и работая с ними.

Причины семейных конфликтов

  • Обычно ссоры, споры и противостояния возникают из-за неудовлетворенных потребностей одного или нескольких членов семьи. Эта потребность может быть личностной, физиологической или эмоциональной. Неудовлетворенная потребность вызывает сильное напряжение, которое никак не помогает испытать удовлетворение. Долго жить в напряжении человек не может, поэтому возникает конфликт.

Приведем пример. Одна моя знакомая семья чуть не развалилась из-за игровых автоматов. Красавица жена Ирина, спокойный работающий муж Игорь, любознательный ребенок. Все было совершенно безоблачно, пока из квартиры не стали пропадать деньги, вещи и накопления со счетов. Муж все время называл разные причины. Однажды Ира не нашла денег, отложенных на еду. Когда Игорь во всем признался, был жуткий скандал с киданием посуды и разбиванием окон. Ребенок, по счастью, был у дедушки.

Ира с Игорем не смогли быстро решить проблему, часто ругались, ребенок чувствовал конфликт, стал плаксивым, капризным. Позже к скандалу подключилось и пожилое поколение семьи. Свекровь обвиняла во всем Иру: «Ты не пара моему сыну, не умеешь его заинтересовать, плохо готовишь, вот он и сбежал к автоматам. И радуйся, что не к любовнице». Мама Иры обвиняла

Игоря в неуспешности, нерадивости и ленивости. А дедушка вообще хотел забрать внука к себе.

Как мы видим, семья разобщилась, а конфликт вскрыл и другие подавляемые потребности каждого. И ведь никто не спросил Игоря: «А зачем ты это делал?»

  • Тут и всплывает вторая причина семейных конфликтов – нехватка информации для принятия решения. Зачастую не все члены семьи говорят о своих взглядах, интересах, потребностях, пока это не всплывет в конфликте. Кому-то некогда об этом говорить, кому-то стыдно и так далее.

Что делать, если в семье произошел конфликт

  1. Удалить с «поля боя» детей. Дети очень эмоциональны и травматичны, они не должны лицезреть ни оскорбления, ни метание посуды, ни разбивание окон. Не говоря уже о физическом воздействии. Если вам хочется поругаться, прогуляйтесь на улицу или тихо выясняйте отношения во время сна ребенка, в крайнем случае в другой комнате.
  2. Включить свою мудрость, разумность и спокойствие. Без всего этого невозможно эффективно решить проблему.
  3. Понять, что конфликты – это нормально. И отстаивание своей точки зрения – тоже.
  4. Остановить посторонних лиц с их потребностями. В приведенном примере Ире полезным было бы остановить свекровь так: «Мы сейчас обсуждаем игровые автоматы, а не меня. Спасибо вам за то, что переживаете за нас. Мы разберемся сами». Ирину маму можно было бы остановить так: «Спасибо тебе за поддержку. Пожалуйста, не оскорбляй моего мужа. Мы разберемся сами».
  5. Установить истинную причину конфликта. Как показывает практика, человек, встревая в проблемы, не думает о других и тех последствиях, проблемах, которые он принесет семье. Другими словами, человек целенаправленно не ставит своей задачей навредить семье.

В данном случае важно без эмоций рассказать виновнику, к каким последствиям привело его поведение. Также важно описать свои эмоции. Дальше потребуется спросить: «А зачем/почему ты это сделал? Что хотел? Чего не хватало?» Иногда для этого может потребоваться помощь психолога. Позже в откровенной беседе с Игорем выяснилось, что на него очень давила авторитарность жены, ему не нравилось жить «по плану» и очень хотелось «азарта, эмоций, драйва».

  1. Вместе придумать альтернативные безопасные способы удовлетворения этих потребностей. В нашем примере Игорь увлекся парашютным спортом и стал активно участвовать в городских квестах. А Ира пошла работать учителем и реализовывала свою авторитарность в классном руководстве.
  2. Вместе придумать, как устранить последствия. Игорь по своей воле прекратил общение с игровыми автоматами, вернул деньги, купил необходимые вещи и стал проводить больше времени с семьей.
  3. Не возвращаться к пройденному. Если конфликт действительно решен, категорически нельзя обсуждать его дальше. Даже в качестве примера. Как говорится, «кто старое помянет – тому глаз вон».

Желаю вам не стесняться вовремя озвучивать семье свои потребности, реализовывать их безопасными способами, и тогда все будет хорошо.

Сплоченность является интегративным параметром семейной системы, описывающим структуру семьи с точки зрения способности реагировать на внешние и внутренние воздействия [Карабанова О. А., 2001]: сплоченность семьи определяет способность противостоять естественным стрессогенным факторам при прохождении различных стадий жизненного цикла, а также адекватность реакций семьи на вертикальные стрессоры. Механизм сплоченности включает в себя в большей или меньшей степени все параметры семьи, описанные выше, отражая степень функцио-нальности/дисфункциональности семейной системы.

Механизмы возникновения сплоченности изначально были описаны в русле социальной психологии, а потом ассимилированы в понимание семьи в семейной психологии [Андреева Г.М., 2002; Карабанова О.А., 2001].

  • Сплоченность как межличностная аттракция, описанная А.Лотт и Б.Лотт, является производной от количества и силы взаимных позитивных установок по отношению к членам семьи. В этом понимании повышению сплоченности способствует демократический стиль семейного руководства, обеспечивающий оптимальные условия межличностного взаимодействия.
  • Сплоченность как результат адекватной мотивации группового членства (Д. Картрайт). Как было указано выше, мотивация вступления в брак и поддержания внутрисемейных отношений является сильным интегрирующим или дезинтегрирующим фактором. Наиболее адекватным для семьи мотивом является эмоциональная близость ее членов (любовь). Но также возможны варианты с неадекватной мотивацией, но при условии их взаимной комплементарности у разных членов семьи и/или степени взаимного согласия.
  • Концепция сплоченности как ценностно-ориентационное единство развивается А. В. Петровским. Этот подход ставит в основу сплоченности эмоциональную идентификацию с семьей, предполагающую высокую степень развития эмпатии, способности понимать, сопереживать, а также общность целей и ценностей, когда личность связывает свои жизненные планы, благополучие и возможности личностного саморазвития именно с семьей. Важным условием развития сплоченности семьи является гармоничность сочетания образа «Мы» (семья) и образа «Я».

Теоретические представления о сплоченности нашли отражение в одной из структурных моделей семьи - циркулярной модели Олсона, включающей в себя помимо сплоченности параметр гибкости, а также параметр коммуникации. (Модель описана рядом авторов [Карабанова О. А., 2001; Системная семейная терапия, 2002; Черников А. В., 2001; Эйдемиллер Э.Г., 1999].)

Модель представляет собой пространство, задаваемое двумя ортогональными осями - сплоченностью и гибкостью, которые задают тип семейной структуры, и дополнительным параметром - коммуникацией, - графически не включенным в модель.

Семейная сплоченность - это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной они эмоционально взаимозависимы, при минимальной - автономны и дистанцированы друг от друга. При этом учитываются характер внутрисемейных границ, особенности принятия решений, характер внесемейных связей членов семьи и др. [Системная семейная тера пия, 2002].

Семейная гибкость - характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. (Имеется в виду количество изменений в семейном руководстве, семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения [Системная семейная терапия, 2002; Черников А. В., 2001].)

В модели Олсона выделяется четыре уровня сплоченности: 1) крайне низкий - разобщенный тип семьи; 2) разделенный - низкий к умеренному; 3) связанный - умеренный к высокому; 4) сцепленный - чрезмерно высокий уровень. На шкале гибкости Д. Олсон также выделяет четыре уровня: от ригидного - очень низкий, структурированного - низкий к умеренному, гибкого - умеренный, к очень высокому - хаотичному типу семейной системы (рис. 1) [Черников А. В., 2001, с. 32].

Выделяют умеренные, или сбалансированные, и крайние, или экстремальные, уровни семейной сплоченности и гибкости.

Сбалансированные уровни - показатель успешности функционирования системы - обеспечивают оптимальное семейное функционирование. Для семейной сплоченности такими уровнями являются разделенный и связанный, для семейной гибкости - структурированный и гибкий.

Экстремальные уровни обычно рассматриваются как проблематичные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы [Системная семейная терапия, 2002; Черников А. В., 2001].

Если уровень сплоченности очень высок - сцепленный , - то существует слишком много центростремительных сил в семье, крайности в требовании эмоциональной близости, отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга; в семье слишком много согласия, различия в точках зрения активно не поощряются.

Рис. 1. Циркулярная модель Д. Олсона Типы систем: светло-серые квадраты - сбалансированные, белые - среднесбалансированные, темно-серые - несбалансированные

Отношения между членами семьи характеризуются низкой степенью дифференцированности. Семья как система имеет жесткие внешние границы с окружением и слабые внутренние границы между подсистемами и индивидуальностями. Энергия людей сфокусирована в основном внутри семьи или отдельной ее подсистемы, и существует мало не разделенных с другими друзей и интересов.

В другой крайности - разобщенной системе с низким уровнем сплоченности существует слишком много центробежных сил. Члены семьи эмоционально крайне дистанцированны, почти не испытывают привязанности друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение: они редко проводят время вместе, у них нет общих друзей и интересов, им трудно оказывать друг другу поддержку и совместно решать жизненные проблемы. Часто за такой изолированностью от других, подчеркнутой независимостью стоят неспособность устанавливать близкие взаимоотношения, возрастание тревоги при сближении с другими людьми.

Члены семей сбалансированных типов сочетают собственную независимость и тесные связи в своей семье. Семьи с раздельным типом взаимоотношений отличаются некоторой эмоциональной разделенностью, но она не проявляется в таких крайних формах, как в разобщенной системе. Несмотря на то что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, они способны собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения; интересы и друзья обычно разные, но некоторые могут разделять и другие члены семьи.

Объединенный тип семьи характеризуется эмоциональной близостью, члены семьи чаще проводят время вместе. Однако сплоченность в таких семьях не достигает степени запутанности, когда пресекаются всякие различия.

Семьи нуждаются не только в балансе близости/раздельности, но и в оптимальном сочетании изменений внутри семьи со способностью сохранять собственные характеристики стабильными. Несбалансированные системы по шкале гибкости склонны быть или ригидными, или хаотичными.

Система становится ригидной , когда она перестает реагировать на жизненные задачи, возникающие перед семьей в ее продвижении по стадиям жизненного цикла. В ригидной системе роли, как правило, строго распределены, а правила взаимодействия остаются неизменными. Такая семья отличается чрезмерной иерархи-зированностью. Слишком незначительное количество изменений в системе ведет к высокой предсказуемости и ригидности поведения ее членов.

Хаотическая система имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения являются импульсивными и непродуманными, роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому. Большое количество изменений приводит к непредсказуемости того, что происходит в системе.

Структурированный и гибкий типы относятся к сбалансированным. Системы структурированного типа отличаются некоторыми чертами демократического руководства - члены семьи способны обсуждать общие проблемы и учитывать мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, однако существует некоторая возможность их обсуждения.

Гибкий тип семейной системы характеризуется демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто и активно включают детей. Роли разделяются с другими членами семьи и меняются, когда это необходимо. Иногда семье может не хватать лидерства, но это не приводит к потере управляемости системы.

На основании циркулярной модели Д. Олсон сделал ряд предположений, которые впоследствии были подтверждены на практике. Структура семьи претерпевает изменения при прохождении через стадии жизненного цикла. Для успешного решения жизненных задач семье необходимо модифицировать близость и гибкость: семьи могут приближаться к краям изменений, если это необходимо, но «застревание» в этих позициях ведет к возникновению проблем. Позитивные коммуникативные навыки помогают поддерживать равновесие в двух выделенных измерениях, а крайние типы отличаются обедненной коммуникацией, что препятствует движению к сбалансированным типам и увеличивает вероятность их «застревания» в крайних позициях. Таким образом, супруги и семьи сбалансированных типов в целом будут функционировать более адекватно. Однако при определении степени сплоченности и гибкости семейных систем следует учитывать, что эти показатели могут варьироваться у разных этнических групп.

Клиническая проверка циркулярной модели Д. Олсона осуществлялась зарубежными исследователями [Черников А. В., 2001]. Также были получены данные о наличии корреляций между показателями сплоченности и гибкости в диадных отношениях [Антонов А.И., 1998]. Отечественных же системных исследований, описывающих структурно-функциональные особенности семейной системы с учетом представлений всех ее членов и направленных на изучение закономерностей внутрисемейных представлений (что является наиболее важным в консультативной практике для постановки адекватного семейного диагноза), крайне мало.

На основе циркулярной модели функционирования семьи Д. Олсона была разработана методика FACES III, адаптированная и стандартизированная в условиях российской реальности [Системная семейная терапия, 2002] (текст опросника FACES III см.: глава 5, п. 5.5).

Ничто не объединяет людей так, как общее дело. А если это касается семьи, то общие трапезы, занятия и увлечения могут стать тем самым делом, что объединяет ее членов, делает их единомышленниками.

Ищем хобби

Наличие общего увлечения у членов семьи позволяет разрешить мирно многие сложные ситуации, формирует мировосприятие и характер ребенка. Очень важно найти именно такое занятие, которое нравилось и было бы интересно всем участникам. Это могут быть:

Просто здорово, когда в семье есть свои маленькие ритуалы, которые помогают почувствовать единение и заботу близких

· совместные велопрогулки;

· посещение фестивалей;

· походы выходного дня по интересным местам;

· рыбалка;

· посещение школы танцев;

· даже дайвинг и горные лыжи;

· поход в зоосад;

· игра в волейбол;

· посещение катка;

· придумывание новых рецептов и готовка по старым с импровизацией и многое другое.

Вместе за столом

К сожалению, в большинстве семей завтракают и обедают сегодня поодиночке. Занятия и работа у каждого начинаются в разное время и в разных местах. Но вот ужины вполне реально превратить в домашние трапезы – готовить можно вместе, а за столом обсуждать события и новости, случившиеся за день. А если после устроить веселые посиделки с играми, песнями, танцами, совместным просмотром интересных фильмов и их обсуждением, то такие вечера оставят самые теплые воспоминания в памяти домочадцев и станут любимой традицией.

Понятно, что каждый день такой ужин организовать не получится. Ведь и вечерами у членов семьи могут найтись свои дела: тренировка, встреча с друзьями, домашние задания, подготовка к важному мероприятию на работе, домашние хлопоты и пр. Но очень важно, чтобы все-таки два–три раза в неделю семья собиралась за одним столом и все общались друг с другом.

Например, в выходные дни это может быть семейный обед. На него можно пригласить родственников с их семьями, близких друзей. При условии, что каждый из них приносит свое блюдо на общий стол. Собравшиеся не только пробуют, но и оценивают кулинарное творчество, обмениваются рецептами, историями и новостями.

Немного о традициях

И, наконец, просто здорово, когда в каждой семье есть свои маленькие ритуалы, которые помогают почувствовать единение и заботу близких:

· традиционный обмен поцелуями перед уходом на работу либо в школу;

· чтение детям перед сном книг;

· ежегодные маленькие презенты (можно и своими руками) в день знакомства и в день свадьбы.

Именно на таких небольших традициях, которые мы иногда и не замечаем, строится благополучие семьи, начинается ее сплочение.

Как часто бывает, что люди живут под одной крышей, но остаются чужими друг для друга.

Советы по проведению семейных собраний

1. Проводите собрания один раз в неделю , выбрав такое время, которое обеспечит присутствие всех членов семьи. Не меняйте это время в интересах того или иного члена семьи.

2. Отключайте на это время телефон , чтобы никто не смог вам помешать. Это поможет вашим детям осознать, что такие собрания являются важным событием для всей семьи.

3. Решения должны приниматься на основе семейного единодушия, а не волеизъявления большинства. Если после обсуждения вы не добиваетесь общего согласия, то вынесение решения откладывается до следующего собрания. Стремитесь принимать такие решения, которые будут выгодны каждому. Пусть каждый возьмет на себя обязательство поддерживать принятое решение.

4. На каждом собрании выбирайте нового ведущего и секретаря (по очереди). Все члены семьи должны всячески поддерживать ведущего. Роль секретаря — вести записи того, что обсуждалось и какие решение приняты. Это нужно для того, чтобы в течение недели не возникали разногласия по принятым решениям.

5. Начинайте собрание с поощрительных высказываний в адрес каждого члена семьи. Используйте такие слова: «Мне очень нравится, что ты...» или «Я признателен тебе за то, что ты...» Приучайте детей отвечать словами благодарности на похвалу в их адрес.

6. Распорядок семейных дел и «повестки дня» собраний лучше всего прикрепить на видное место, чтобы напомнить каждому о том, что ему предстоит сделать.

7. Приучайте детей к тому, чтобы их жалобы сопровождались вариантами решения стоящей перед ними проблемы.

Помните, что человек, не участвующий в решении проблемы, сам становится частью этой проблемы.

8. Рассматривайте на собрании распорядок дел на каждый день предстоящей недели, предусматривая совместную, деятельность всех членов семьи.

9. Для того чтобы собрания проходили более продуктивно, проводите их в общей комнате, убрав лишние предметы со стола и расставив стулья так, чтобы сидящие были обращены лицом друг к другу . Ни в коем случае нельзя проводить собрания за едой.

10. Всегда заканчивайте собрания на веселой и приятной ноте . «Концовку» предоставляется выбирать ведущему. Можно предложить легкую и необычную закуску, какое-нибудь сладкое блюдо к вечернему чаю, увлекательную игру или еще что-нибудь интересное для всех.

11. Если у ваших детей нет желания посещать такие собрания, проконтролируйте свои действия, которые, возможно, отбивают у детей всякую охоту участвовать в них.

1.2. Если кто-то все-таки пропускает собрание, то он все равно должен выполнять принятые на нем решения.

13. Обязательно удостоверьтесь в том, что каждый покидает собрание с чувством удовлетворения.

Уверена, что даже после нескольких собраний вы почувствуете, что в семье наступает период гармонии и взаимопонимания.