Чистка обуви на улице — традиции и суть. Чистильщик обуви - экзотическая работа

Трудно спорить с общим мнением, что в большом городе множество возможностей для бизнеса и для того чтобы найти своего клиента, покупателя. Но не стоит забывать, что сейчас все рыночные ниши заняты, поделены и хорошо освоены, и малому предпринимателю всё труднее найти своего потенциального потребителя.

О бизнесе чистильщика обуви в новом формате, как идея бизнеса в большом городе в России, будет рассказано в этой статье, как показательный пример того, что иногда старые идеи могут принести и неплохой доход.

Немного истории

Профессия чистильщик обуви, несмотря на то, что люди не одну тысячу лет до этого ходили не босиком, появилась всего лишь в середине 19 века. Это было связано с модой на новый стиль одежды и обуви, который всё более и более соответствовал новому капиталистическому укладу жизни в европейских странах. Кроме этого, появление новых технологий обработки кожи, появление кожзаменителей обусловило выход на рынок средств ухода за ними. Так появление гуталина, первого по настоящему чистящего средства для обуви, было обязано тому, что возникла необходимость чистки фасонной обуви из натуральной кожи.

Первые чистильщики обуви появились в Великобритании, Франции и других странах Европы, которые обслуживали своих клиентов на улицах крупных городов. Кстати, именно чистильщик обуви по имени Гаврош был символом Французской Революции 19 века. Чистильщики работали чаще всего в так называемых присутственных местах, т. е. в центральной части города, где располагались обычно конторы, офисы, банки.

К тому же, мода на посещение разнообразных театральных и музыкальных салонов, а позднее и кинотеатров, потребовало соблюдение особого этикета и в первую очередь – чистой обуви. Бурное развитие бизнеса чистильщиков обуви получила в Америке (в США), где даже были свои профсоюзы. Именно в Америке впервые были сделаны автоматы по чистке обуви. Стоит, например, вспомнить кадры из советского фильма «Начальник Чукотки», когда главный герой фильма попал в Сан -Франциско (дело происходило в 20-х годах) и впервые столкнулся с чудесами капиталистической экономики – аппаратом по чистке обуви, стоящий прямо на улице.

С ростом массового производства обуви, смена приоритетов моды в частности, преобладание легкого спортивного стиля, спрос на услуги чистильщиков обуви постепенно в Европе и Америке сошёл на нет. Тем не менее, довольно прилично развит этот тип сервиса в странах Латинской Америки, особенно в странах Среднего Востока (Афганистан, Пакистан, Иран Ирак,) и в Индии, где почти на каждом углу больших и малых городов можно встретить чистильщика обуви, где профессия бутблекер считается по прежнему почётной.

Как открыть бутблекерсий бизнес и с чего начать

Успех дела по чистки обуви, как бизнес-идея на улице, во многом зависит от нескольких важных факторов, таких как:

  1. Целевой сегмент клиентов. Основу этого сегмента потребителей будут составлять люди так или иначе, связанные с бизнесом, с работой на госслужбе или в коммерческих учреждениях, где требуется деловой , и чистая обувь занимает в нём не последнее место. Также к целевому сегменту клиентов можно отнести всех тех, кто посещает публичные места, связанные с проведением культурных мероприятий, где также требуется определённый выдержанный строгий стиль одежды. Это кинотеатры, театральные салоны, выставки или конференц-залы, а также некоторые учебные заведения, например, военные училища, где появление курсанта в грязной обуви просто немыслимо.
  2. Место расположения. Исходя из того, что целевая аудитория связана с посещением офисов и учреждений, банков, то приоритетным местом размещения точки чистильщика обуви или установки автомата, будут именно деловой центр города или места, где наибольшая концентрация культурных учреждений. Также местом размещения для охвата наибольшего траффика клиентов могут быть автовокзалы, жд вокзалы, аэропорты, где чистая обувь не менее востребована, чем при посещении Эрмитажа, местного оперного театра или банка.
  3. Ценовая политика. Цена предоставляемых услуг, от которой зависит выручка предпринимателя, формируется тем, каким образом осуществляется чистка обуви. Так, ручная чистка находится в ценовом диапазоне от 200 до 1500 рублей, в зависимости от типа обуви – простые ли это ботинки государственного служащего или же это модельная замшевая обувь светской дамы, посещающей премьеру в театре. Если использовать автоматическую чистку обуви, то цена услуг будет находиться в переделах от 30 до 50 рублей.

Кроме этого, можно одним из форматов подобного бизнеса использовать установку чистящих автоматов непосредственно в учреждениях.

К основным достоинствам бизнеса по чистке обуви можно отнести следующие:

  • мобильность – можно переориентироваться на любую клиентскую группу почти мгновенно, заменив только чистящие средства. Также можно использовать передвижной мобильный вариант точки, сопровождая какие-либо массовые мероприятия, например, какие то концерты, выставки или официальные встречи.
  • отсутствие конкурентов. Это важное преимущество, так как сейчас мало кому придёт в голову, что на чистке обуви можно вообще что-то заработать.
  • работать в этом бизнесе можно как самому, так и привлекая наёмных работников.
  • отсутствие необходимости получать разрешения и лицензии на ведение подобного рода предпринимательской деятельности.

Стоимость открытия

Для того чтобы окончательно просчитать весь бизнес – план по открытию бизнеса по чистке обуви, необходимо учесть все первоначальные затраты.
Исходя из имеющегося предварительного анализа опыта ведения подобного формата бизнеса, в состав начальных расходов (инвестиции) необходимо включить:

  • регистрация ИП и постановка на налоговый учёт – 10000 рублей.
  • расходные материалы – кремы, полироли, пасты, протирочная ветошь, щётки – из расчёта 3000 рублей на каждые 50 – 60 клиентов.
  • приобретение рабочего места – т. е. специальное кресло для клиента – 10 – 20000 рублей.
  • расходы на рекламу (ежемесячно) – от 5000 рублей.
  • транспортные расходы в случае организации мобильной точки – 3000 руб. в месяц.

Таким образом, суммы первоначальных вложений плюс расходы на первый месяц работы могут составить порядка 31000 рублей минимум .

Если же предполагается установка автоматической системы чистки обуви такие, например, как Harder (Германия) или отечественных фирм АМИДА, Eco Line, то следует предусмотреть ещё сумму в 40 – 50 тысяч рублей.

Иногда в районе Сити—Холл—Парка мне начинает казаться, что все маленькие оборвыши, сколько их есть в Нью—Йорке, приобрели сапожные щетки и ящики и занялись чисткой ботинок.

— Почищу, cэp, почищу!

— Блеск, навожу блеск, cэp! Всего пять центов!

Марк Твен The Bootblacks "Чистильщики обуви"), 1867 год

В Англии и Франции труд мальчишек, старательно натиравших щетками ботинки знатных господ, был очень востребован уже в первой половине XIX века. За монетку мальчишки на улицах в течение пяти-десяти минут счищали с ботиков грязь и пыль и натирали их до блеска. Они сидели на низких табуретках вдоль тротуаров и зазывали прохожих к себе. Клиент ставил ногу в ботинке на наклонную подставку. Иногда ему предлагалось посидеть в кресле, а бывало даже, что чистильщик располагал двумя креслами — для клиента и его спутника или спутницы.

В Россию эта профессия пришла намного позже, в XX веке. В советские времена чисткой обуви занимались не только мальчишки. В 1914 году в Ираке и Турции начались межнациональные столкновения, и в Россию потоком хлынули ассирийские беженцы. Они не знали русского языка, потому не могли устроиться на работу. Зато по пути в Россию через Баку, они видели, как армяне и евреи (в основном — дети) работают чистильщиками обуви. В Москве и Петербурге в то время уличных чистильщиков почти не было, и этим ремеслом занялись беженцы-ассирийцы. Зачастую заработок от чистки ботинок был единственным источником дохода для целой семьи. Ассирийцы привнесли в профессию несколько иной образ чистильщика — не мальчишка в кепке и рубашке с закатанными рукавами, а сидящий по-турецки человек в кожаном фартуке и тюбетейке.

Чистка обуви стоила 5 копеек. Для сравнения: столько стоил в начале XX века билет на трамвай или чашка чая с сахаром в трактире. Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней!

К середине XX века чистильщики уже совмещали это ремесло с ремонтом обуви. Но со временем услуга становилась все менее востребованной. И внуки тех ассирийцев-беженцев, которые принесли в Москву новую профессию, уже почти ничего о ней не знали. По одной из версий исчезновению профессии чистильщиков обуви поспособствовало то, что при Горбачеве на одной из обувных фабрик начали производить обувные губки в коробочках. И для советского человека чистка обуви у чистильщика стала неуместной буржуазной роскошью, ведь кремы уже не надо было изготавливать самому, можно было приобрести их в магазине, и привести ботинки в порядок самостоятельно.

Сейчас ремесло чистильщиков обуви почти утрачено, ниша подобного сервиса у нас пока остается незанятой. ведь в течение девяти месяцев в году в России грязь и слякоть, а в оставшиеся летние месяцы - пыль. Но встретить уличного чистильщика обуви в России пока невозможно. Только крупные отели понемногу возрождают традиции предоставления такой услуги, но преимущественно своим постояльцам-европейцам. В некоторых европейских странах (Англии, Испании, Португалии) встретить на улочке чистильщика с полным арсеналом щеток, бархоток и кремов - не экзотика, а норма.

Конституция СССР 1936 г.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства,
являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается
законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей,
основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого
труда.
Конституция СССР 1977 г.
Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются
индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения,
а также другие виды деятельности, основанные исключительно на
личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует
индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее
использование в интересах общества.

На основании указанных статей советских конституций действовали в основном артели инвалидов и... айсоры. В Москве айсоры (они же ассирийцы) появились в конце 1910-х - начале 1920-х годов. В связи с серьёзными гонениями на территории Турции, они стали переселяться, в том числе, и на территорию советской России. В Москве они начали заниматься чисткой обуви и со временем это стало их монополией. Москвичи, как правило, называли их "армяшками", но армян среди них не было.

Фото 1980-х гг. Петровка, возле дома № 3.




Фото кон.1980-х гг. И. Нагайцева. Та же палатка.


Фото 1947 г. Р. Капа. Угол Рождественки и Пушечной улицы.
Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней! Отсюда.
Но это, конечно, в 1920-е, 1930-е годы. В 70-е гуталин был уже фабричный.


Фото 1981 г. В. Царина. Там же. Но палатка уже нового образца.


Фото 1980 г. В. В. Милосердова. Вон, под вывеской "Снежинка" (это химчистка была) видна палатка "Чистка обуви".

Марк Луцкий
Воспоминание о чистильщиках обуви
Вы помните – шустры и споры,
С глубокой древностью в очах
Чистильщики сапог – айсоры
Сидели в будках на углах?
Их руки действовали хитро,
Шло колдовство во всей красе!
А кремов пестрая палитра
В коробках из-под монпасье!
А взмахи полукруглой щеткой!
А отблеск зайчиков-зеркал,
Когда малиновой бархоткой
Чистильщик башмаки ласкал!
Который ярче? Ну, который?
Как будто свет шел от земли!
Куда девались вы, айсоры?
Ужель в Ассирию ушли?

Многие из них до сих пор на своих местах стоят и работают.
Про одного из таких чистильщиков писала одна из центральных советских газет. У него эта заметка в рамке в палатке висела. Сам видел и разговаривал с ним, но теперь не могу вспомнить, где его палатка стояла? На Тверском бульваре? Может кто помнит?
UPD: Юрий Рост писал. Вот его снимок.

Бутблекер, автомат или сам себе чистильщик? Профессия чистильщика обуви (бутблекер), широко распространенная в XIX и в первой половине ХХ веков, сегодня исчезла совсем. В Афганистане, в Индии, в странах Латинской Америки еще можно встретить подростков, которые зарабатывают себе на жизнь чисткой обуви. Благодаря голливудским фильмам, образ мальчика-бутблекера, будущего «миллионера из трущоб», и образ элегантного джентльмена в отполированных до блеска ботинках превратились в культурный стереотип. В старинных городах Европы также можно встретить уличного чистильщика обуви, консервативный европеец получает удовольствие от самого процесса. Настоящий мастер за работой успеет рассказать о городских новостях, расскажет, как правильно чистить обувь, или помолчит, если клиент не настроен на беседу. Освежить обувь вне дома можно в автоматах для чистки обуви, которые установлены в торговых центрах, в гостиницах, в скоростных поездах. Специалисты не советуют часто пользоваться услугами машинной чистки: крем из автомата может не подойти для обуви, вероятно, используются синтетические щетки. Поскольку живых чистильщиков в городе почти не встретить, а при автоматической чистке не учитывается тип обуви, то этим делом лучше заняться самому.

Обувная косметика и набор щеток

Для качественного ухода за обувью в домашних условиях не обязательно иметь арсенал всевозможных щеток и гуталин, сваренный по секретному рецепту. Современная промышленность выпускает всевозможные щетки и обувную косметику в широком ассортименте, нужно только правильно выбрать. В домашнем комплекте инструментов и средств по уходу за обувью достаточно иметь:

  • Набор щеток (под цвет обуви), жесткая щетка для полировки (в идеале – из конского волоса), щетка-восьмерка для замши, зубная щетка;
  • Расправочная колодка
  • Мягкая тряпка, кусок бархатной ткани, спонж, губка;
  • Норковый жир, воск, водоотталкивающий спрей;
  • Эмульсионный крем для обуви (по колерному оттенку обуви);
  • Мыло, шампунь для обуви.

Купить кожаную обувь – полдела, важно уметь за ней ухаживать

Обувь из натуральной кожи относится к категории товаров дорогого сегмента и требует к себе бережного отношения. Только при условии правильного ухода дорогая кожаная обувь долго будет оставаться дорогим элементом гардероба. Небрежная носка и неправильный уход мгновенно отражаются на внешнем виде обуви. Чтобы избежать деформации, предупредить появление трещин и потускнение, необходимо знать, как правильно чистить обувь из кожи, и строго придерживаться правил. Обувь может быть изготовлена из разных видов кожи, каждому виду свойственны определенные качества:


Первым делом – подготовка обуви к чистке

Вспомнив, как старые чистильщики делают свою работу, можно понять, как правильно чистить обувь кремом. Во-первых, клиент не снимал обувь с ноги, мастеру легче чистить и полировать «упругий башмак». Во-вторых, не использовалась вода, грязь счищалась при помощи тряпицы. Сначала следует подготовить обувь: снять шнурки, вставить деревянные распорки или заполнить внутреннюю часть скомканной газетой. Мягкой тряпкой очистить обувь от грязи, при сильном загрязнении тряпку можно увлажнить; для очищения труднодоступных мест используется старая зубная щетка. Обувь должна просохнуть, после чего повторно протирается чистой тканью.

Чистка кремом

На обувь крем наносится круговыми движениями, тряпочкой втирается в кожу. При равномерном нанесении средства поверхность обуви приобретает матовость. Для лучшего проникновения крема в обувь следует дать ей десятиминутную «передышку». Щеткой из конского волоса производится полировка: движения щеткой должны быть резкими, по прямой линии, из стороны в сторону. При правильной полировке поверхность становится блестящей. Финишная полировка выполняется чуть влажной хлопчатобумажной салфеткой, обернутой на два пальца (указательный и средний). Плавными круговыми движениями нужно пройтись по всей поверхности, обратить внимание на боковые канты, декоративные строчки и элементы перфорации.

Гуталин – шик, блеск, красота!

Гуталин наносится на обрабатываемую поверхность после эмульсионного крема, восковая основа гуталина образует защитный слой на коже. Твердая консистенция воска выступает в качестве отличного средства для финишной полировки. У уважающего себя и свою профессию уличного чистильщика в рабочем ящике гуталин занимал самое почетное место. Высший пилотаж – гласаж получается, если он знает, как правильно чистить обувь гуталином. Воск нужно наносить в два-три слоя, твердая консистенция воска выступает в качестве отличного средства для финишной полировки. Тщательная полировка мягкой тканью с обработкой труднодоступных мест маленькой щеточкой и мыс ботинка приобретает зеркальный блеск (гласаж).

Не так «страшна» замша, как ее малюют

Многие желают купить красивую и удобную обувь из замши, но их пугает сложность ухода за этим видом кожи. Действительно, замша требует ответственного подхода и использования специальных средств. Если разобраться, как правильно чистить обувь из замши, то можно долго наслаждаться комфортом и статусным видом очень важного элемента гардероба. Вот нехитрые правила и рекомендации по уходу за «капризной» замшей:

  • Обладателям замшевой обуви необходимо понимать, что это скорее парадная обувь и что ее стоит носить только в сухую погоду.
  • Если новую обувь сразу обработать водоотталкивающим спреем, долгий срок службы и сохранение внешней привлекательности обеспечен.
  • Спрей необходимо распылять до легкого увлажнения замши, не касаясь руками поверхности, просушить обувь при комнатной температуре в течение 10-12 часов.
  • Деликатная замша не терпит чистки, при любом механическом воздействии сминается ворс и появляется эффект «облысения».
  • Последнее правило: носи замшу летом, а ухаживай зимой. Обувь окунается в сыпучий снег и быстро стряхивается, затем следует протереть фланелевой тряпочкой и сушится вдали от обогревательных приборов.

Реанимация для замшевой обуви

Если все-таки замшевая обувь потеряла привлекательность, то есть способы, которые помогут восстановить ее внешний вид:


Как правильно подкрасить замшевую обувь?

Замша не любит солнечный свет, под влиянием UF–лучей цвет обуви приобретает некрасивый синевато-зеленоватый оттенок. В таких случаях не стоит унывать, так современные средства обувной косметики позволяют вернуть яркость и восстановить цвет замшевой обуви. Аэрозольный пеноочиститель борется с загрязненностью и потускневшим цветом замши. Пена наносится на сухую поверхность и через минуту удаляется при помощи фланелевой тряпочки. Аэрозольная краска, подобранная к цвету замши, распыляется на предварительно очищенную поверхность. После просушки замша обрабатывается ластиком.

Химчистка для обуви из нубука в домашних условиях

Используя современные средства по уходу за нубуковой кожей, можно получить отличный результат. Чтобы правильно чистить обувь из нубука, нужно купить специальные чистящие средства: крем для нубука, грязе-водоотталкивающая пропитка, шампунь против солевых разводов, губка-аппликатор, краска-аэрозоль и жидкий освежитель цвета. В продаже есть специальные щетки для нубука, особая форма (рельефныое ребро, трех- или четырех сторонняя конфигурация) и комбинированный ворс (синтетический + металлический) обеспечивают бережную чистку.

Общие правила ухода за нубуком аналогичны рекомендациям по уходу за замшевой кожей: сухая чистка, минимум влаги, деликатное протирание, сушка при комнатной температуре. Советы для восстановления цвета и структуры волокон замши, включая обработку водяным паром, подскажут, как правильно чистить нубуковую обувь. В дополнение можно привести эффективный способ выведения белесых разводов: темную обувь следует чистить кофейной гущей, светлую – черствым хлебом.

По секрету всему свету

Простые, но эффективные «бабушкины секреты» помогут правильно ухаживать за кожаной обувью. Широко использовались глицерин, пчелиный воск, скипидар, парафин. Полезные советы по уходу за кожаной обувью народными средствами (картофельная мука, уксус, молоко, лимон, яичный белок, луковица, сало и бараний жир) пригодятся и сейчас:

  • Смесь молока и взбитого белка помогает освежить цвет обуви белого цвета.
  • Лаковую обувь протирается молоком, после просыхания натирается разрезанной луковицей, затем полируется шерстяной ветошью.
  • Смесью «1 ст. теплой воды +1 ч.л. нашатырного спирта + 1 ч.л. перекиси водорода» отбеливается белая замша.
  • Обработка кожи пенной массой из взбитого белка, молока и сахара (смесь наносится на обувь, после высыхания кожа протирается сухой тряпкой) придает обуви бриллиантовый блеск.

Кожаные туфли или ботинки в отличном состоянии – показатель статуса, успешности и утонченного вкуса человека. Уделив немножко внимания своей обуви, можно получить чувство уверенности и «летящей походкой» идти по жизни.

Находясь в Германии, Чарльз Митчелл, председатель Национального Сити Банка Нью-Йорка, сообщил своим акционерам следующее: «Положение в промышленности Соединенных Штатов абсолютно надежно, и ситуация с кредитованием никак не критическая… Всеобщий интерес к брокерским займам всегда преувеличен… В целом, биржа находится сейчас в здоровом состоянии. За последние шесть недель, благодаря снижению цен, продано значительное количество товаров… Мне неизвестно о каких-либо неполадках на или с основным бизнесом и кредитной структурой». На календаре стояла дата 20 октября 1929 года, воскресенье.

28 октября того же года в понедельник Джозеф Патрик Кеннеди, отец будущего президента США Джона Кеннеди, продал все свои биржевые активы. Считается, что Старина Джо, как между собой коллеги называли Кеннеди-старшего, настолько удачно вышел из игры, что в трейдинге даже появился термин Joseph Kennedy Moment – нереально удачное закрытие ставок. Что заставило Кеннеди поступить так? Анализ рынка? Обзор прессы или результаты социологического опроса?

Time Magazine приводит вполне обоснованную версию: «Старина Джо преуспел на Рынке Большого Быка (Great Bull Market, то есть грандиозный обвал рынка акций в 1929 - прим. автора) и отлично пережил крах, поскольку он обладал страстью к фактам, не полагался на чувства и тонко чувствовал тайминг (одним слово перевести слово timing достаточно трудно - имеется в виду «знал, когда войти в рынок и когда выйти)». Просто и ясно: анализируйте факты, не девайте волю эмоциям, тщательно рассчитывайте продолжительность и динамику сделок - вот вам факторы успеха. У нас нет причин не доверять Time, но для объективности стоит упомянуть одну легенду, весьма необычно трактующую поспешность Старины Джо в выводе своих активов с рынков.

Биржевые легенды о чистильщике обуви

Утром 21 октября Джозеф Кеннеди , идя на работу, остановился, чтобы почистить ботинки и подозвал чистильщика обуви. Шустрый мальчуган ловко принялся начищать ботинки миллионера.

— Мистер, а вы понимаете в биржевой игре? - невзначай спросил мальчик.
— Пожалуй, да, - улыбнулся Старина Джо.
— У меня есть несколько железнодорожных компаний. Что посоветуете с ними делать?
— У тебя есть акции? — удивился Кеннеди.
— Да. Отец купил сотню, а я выкупил десяток. Как ими лучше распорядиться.

Поборов замешательство, Кеннеди посоветовал… Впрочем, его совет от нас скрыт, но для нас важнее другое: невольный совет закончить игру трейдер получил от мальчика, чистившего ему туфли. Изумление Кеннеди от того, что чистильщик обуви является акционером, легко понять - в 20-е годы прошлого века биржа считалась привилегией богатых и могущественных людей. Когда Кеннеди понял, что акции появились даже у уличных мальчишек, он понял - грядет нечто ужасное. Красивая легенда.

Вот еще одна. Мультимиллионер Джон Морган тоже за несколько часов до очередного биржевого кризиса сбросил акции компаний-аутсайдеров. Моргана обвинили в манипулировании рынком. «Как вы догадались, от каких активов надо избавляться?» — спрашивали его. «Какие манипуляции? Что за чушь вы несете! - возмущался банкир. — Просто каждое утро я чищу ботинки у одного и того же мальчишки. Накануне он похвастался, что прикупил по сходной цене акции железнодорожных компаний. Вот тут-то я понял, что, раз на биржу приходят чистильщики, ловить там нечего и пора выводить капитал».

Сравните два предыдущих параграфа. Они очень похоже, не правда ли? Только имена отличаются. Удивительно? Давайте отбросим эмоции и подключим логику. Мальчишка-чистильщик - это собирательный образ наиболее бедных слоев населения. Когда два знатока рынка поняли, что акции продаются по ценам, доступным даже этому социальному классу, оба поняли - рынок собрал все деньги, которые только мог. Значит, пузырь раздулся до максимального размера и если лопнет не сегодня, то завтра.

Присутствие чистильщиков в истории успеха не выглядит случайным. К

создании Великого Быка, который и обвалит рынок.

Против теории заговора тоже хватает доказательств. Во-первых, Кеннеди был одним из тех, кто остановил панику на бирже. Во-вторых, Джон Морган зависел от стабильности экономики, как никто другой. Оперируя миллиардными транзакциями, Морган владел смехотворным состоянием - всего лишь 80 миллионов долларов. После его смерти друг-соперник Ротшильд изумленно воскликнул: «Так он совсем не богат!». Вряд ли Моргану так уж хотелось уничтожить источник собственного благополучия.

Внимание к деталям и умение получать информацию из неожиданных источников сослужили хорошую службу Джозефу Патрику Кеннеди, но использовать ее он смог благодаря качествам, приписываемым ему журналом Time. С тех пор многое изменилось - на играют люди разного статуса и достатка. Вот только чистильщиков обуви становится все меньше - их заменяют автоматы. Кто подскажет новому Кеннеди, когда наступил его момент?