Камуфляж - история создания. История камуфляжа и обзор видов

В сравнительно недалеком прошлом, немногим более 100 лет назад, военная одежда все еще была яркой и многоцветной. Мундиры всех цветов радуги, блестящие пуговицы, пышные аксельбанты, цветные перевязи, сверкающие эполеты, алые и белые штаны, высокие кивера с длинными разноцветными султанами, горящие на солнце медные кирасы и шлемы, украшенные орлами. Солдата было видно издалека, и спутать его с гражданским человеком, а уж тем более с неодушевленным предметом было невозможно. Этим преследовались две цели: с одной стороны, запугать противника своим грозным видом, и с другой – дать возможность полководцу издалека видеть свои войска и различать полки между собой. Наиболее грозные силы вдобавок выделялись какими-либо хорошо заметными деталями одежды. Например, в русской армии XVIII века артиллеристы носили алые мундиры, а гренадеры – высокие шапки с блестящими медными налобниками. Ни о какой маскировке вроде здесь не могло идти и речи.

Они нарисовали бронетранспортер с использованием 5-сантиметрового ролика, а квадраты были самыми легкими способами рисования с помощью компьютера. Они сняли фотографии на Абердинском полигоне армии США в штате Мэриленд. Эксперимент превысил их ожидания, но потребовалось много времени, пока цифровой камуфляж не стал популярным.

Самой большой проблемой было убеждение военных скептиков в том, что фотографии были лучше пятен, когда дело доходило до маскировки пейзажем. В настоящее время различные уровни вооруженных сил используют стратегию во всем мире. Но камуфляж будущего, вероятно, будет более сложным.

История развития камуфляжа как военной формы начинается с начала 20 века.

До прошлого века камуфляж как способ визуальной маскировки военной формы в армиях не применялся, кроме случаев скрытных действий из засады отдельными отрядами. Так, например, 19 апреля 1775 года в бою при Лексингтоне двухтысячный английский отряд был разгромлен подразделением, состоявшим из нескольких сотен колонистов. Зеленые охотничьи куртки и енотовые шапки вестманов хорошо их маскировали среди лесной чащи. Это сражение наглядно показало преимущества тактики камуфляжа перед линейными прусскими построениями и пагубностью яркого, заметного обмундирования.
Совсем необязательно пытаться стать совершенно невидимым для противника. Это сделать крайне трудно, а нередко и вовсе невозможно. Но вот предстать перед противником совсем не тем, кто ты есть на самом деле, и тем самым запутать его – значительно проще.

Недостатком является то, что он, вероятно, будет дорогостоящим, и вам понадобится источник питания, который менее проблематичен для транспортных средств, чем для солдат. «В приложениях для моторизованных транспортных средств, будь то самолет, корабль или автомобиль, лучше всего было бы изменить цвета камуфляжа и тиснения», - говорит Крамер.

Эта система камуфляжа может сделать танк похожим на автомобиль или даже на корову. Оба О'Нил и Крамер продолжают работать над его совершенствованием. Он представил новый цифровой камуфляж, называемый универсальным камуфляжным рисунком, уникальный образец, предназначенный для работы во всех средах.



Блестящий пример подобного камуфляжа был продемонстрирован во время знаменитой Полтавской битвы 27 июня 1709 года. В ночь перед битвой Петр I приказал Новогородскому полку поменяться мундирами с недавно сформированным Ладожским. Первый имел синие мундиры, а второй – серые. Как и ожидал Петр, шведы ударили по полку, одетому в серые мундиры, надеясь легко смять русских новобранцев. Но на их пути оказались новгородские ветераны, имевшие значительный боевой опыт (около 8 лет). Шведы оказались обмануты цветом мундиров. Атака была отбита.

Но это был не первый опыт Петра по камуфляжу. Еще во время второй осады Нарвы летом 1704 года он переодел в шведские мундиры два драгунских и два пехотных полка и с их помощью имитировал атаку с тыла на русские войска, осаждающие крепость. Комендант крепости попался на эту уловку и совершил вылазку, едва не закончившуюся падением Нарвы. Поняв, что этот цвет спасает жизнь, англичане стали перекрашивать в него все, что поддавалось окраске. Мундиры и штаны, головные уборы и ботинки, одеяла и носовые платки, штабная мебель и палатки, ремни и белье – все приобретало цвет табачных листьев. Наиболее ретивые пытались перекрашивать в драб даже… кавалерийских лошадей, обозных мулов и служебных собак.

К сожалению, гонка, чтобы найти модель, которая действительно работает, гонка, официально известная как усилие улучшения камуфляжа армии, была своего рода фиаско. Конкурс призвал к новым образцам сотен дизайнеров камушек, а затем сократил записи до четырех финалистов. После четырех лет армия, казалось, хотела выбрать победителя.

Последний слух состоял в том, что вопрос Камо улучшает все, что должно было быть отменено. Однако этого еще не произошло, или - и странной сказки. В декабре Конгресс представил законопроект, который заблокировал бы всю армию от введения новой модели в этом году. В ответ на мою просьбу о комментариях самой армии представитель Уильяма Света мог только сказать мне следующее: «Армия весит множество вариантов и рассматривает недавние законодательные ограничения». На фоне обвинений в общей некомпетентности и бюрократии существует также тот факт, что военные технологии быстро развиваются, и никто не может предсказать, насколько далеко он должен будет адаптироваться в долгосрочной перспективе.

С 1880 года униформа подобного цвета стала появляться и в британских подразделениях в Индии. В традиционной тропической форме британской армии преобладал белый цвет, и новая форма получила название «хаки», что в языке хинди означало «пыльный, грязный» (в хинди это слово попало из другого языка – фарси – где оно означало «грязь», в смысле земля или почва). Теперь это слово есть практически во всех языках мира.

Растущая область военной науки, которая вращается вокруг того, как наши глаза интерпретируют - или неверно истолковывает - информацию, все еще очень молода. И бросать миллиарды долларов в проблему не оказало желаемого эффекта. Сегодня камуфляж имеет относительно короткую историю. Во время Первой мировой войны войска экспериментировали с «ослеплением», что затрудняло измерение близости корабля на расстоянии.

Изображение через национальные архивы Министерства обороны. На заре Второй мировой войны возникли отличительные почечные капли более современного камуфляжа, и это быстро поднялось. К концу войны современные художники даже помогли разработать оптические модели, чтобы обмануть глаз, заимствуя идеи из кубизма и оптического искусства.


Японцы, эти старательные ученики, которые всегда быстро превосходят своих учителей, мгновенно сделали должные выводы. Вслед за англичанами они переодели свою армию в форму, которая совпадала по цвету с тоном местности. Ландшафт Юго-Восточной Азии имеет иную цветовую гамму, нежели африканский. Японцы подобрали наиболее подходящий тон, нечто среднее между оливковым и желтым. Спустя два года в униформе цвета хаки японские солдаты встретились на полях Маньчжурии с русскими полками. Российское военное ведомство не сделало ровным счетом никаких выводов из Англо-бурской войны. Впрочем, и другие страны тоже. Даже в самой Великобритании после долгих и ожесточенных дебатов нашли компромиссное решение – униформа английской армии остается неизменной, но для боев на особых театрах военных действий разрешается носить форму цвета драб.

В общем, в Русско-японскую войну русская армия вступила в солдатских белых гимнастерках и почти черных шароварах. Офицеры щеголяли в ослепительно белых кителях со сверкающими золотыми и серебряными погонами, офицерскими поясами и портупеями, обшитыми золотым и серебряным галуном, цветных фуражках с белыми чехлами. Меткий огонь японской пехоты, к которому добавлялся огонь пока еще немногочисленных пулеметов, быстро отбил у нашей пехоты желание ходить в атаку так, как это делалось в XIX веке. Японцы стреляли, сами оставаясь невидимыми. Пришлось русским солдатам и офицерам перекрашиваться в защитный цвет уже во время боев.

Солдат сражался во время Второй мировой войны. Армейский офицер Тимоти О «Нейл», дед современного камуфляжа, пионер в жанре с его маленькими квадратами цвета, которые смогли обмануть глаз, увидев замаскированного солдата или автомобиля как часть фона сцены.

Почему пиксели использовали традиционные капли лучше? Поскольку пиксели лучше подходят для имитации фрактальных узоров, которые наши глаза интерпретируют как белый шум. Обращаясь к фигуративной «природе», цифровой камуфляж дает нашим глазам ничего не исправлять.

Но глаз представляет собой сложный фрагмент анатомии и воссоздает один и тот же оптический трюк для миллионов солдат в бесконечном количестве сред практически невозможно. В результате появилась ремесленная индустрия подрядчиков и инженеров, каждая из которых сослалась на свой уникальный вариант цифрового камуфляжа, в том числе четыре финалиста в усилении камуфляжа армии.

Между 1905 и 1914 годами военные разных стран исследовали зависимость заметности солдата на поле боя от цвета его мундира. Выяснилось, что самые заметные цвета – белый, ярко-желтый, черный, синий, красный, темно-зеленый, ярко-зеленый, коричневый и голубой, а наименее заметные – желто-коричневый, серый, сине-серый, оливковый, желто-зелено-серый и серо-голубой.

Воспользовавшись глазными дефектами

Некоторые из этих компаний отказались комментировать, связавшись с этим сообщением, вероятно, потому, что объявление победителя армии еще впереди. Как пояснил мне Крамер, цифровой камуфляж пытается использовать продвинутые оптические трюки, чтобы спутать мозг, в котором отсутствует объект цели, а не просто «смешивать» с окружающим ландшафтом. «Вы не можете просто бросить краску на стену, и они называют ее камуфляжем», - говорит он. «Мы не пытаемся создать случайность, мы хотим, чтобы мозг интерпретировал узоры как часть фона».

Многие страны сделали из Русско-японской войны верный вывод. Но внедрение защитного цвета далось военным, привыкшим к ярким цветным мундирам, нелегко. В России униформа защитного цвета была введена повсеместно лишь в 1907 году, в Швеции – в 1906-м, в Австро-Венгрии – в 1909-м, в Германии и Италии – в 1910-м. Самыми консервативными оказались французы. Первые эксперименты с защитной униформой они начали лишь в 1912 году, так что к началу Первой мировой войны новая походная форма лежала лишь на складах. В свои первые атаки французские пехотинцы пошли в алых брюках, ярко-синих мундирах с огромными красными эполетами и в разноцветных кепи. Трудно поверить, но факт остается фактом – французская армия надела защитное обмундирование лишь к лету 1915 года.

То, что влияет на этот тип визуального обмана, - это много спросить. Это идеи о науке о цвете и анатомии человеческого глаза, в том числе о логистике формирования рисунков. Другими словами, невероятно легко обнаружить удаленные цели. Должностные лица объясняют, что черные не встречаются в природе. Но Крамер не согласен полностью. Финальный образец Крамера для улучшения усилий включает в себя что-то, называемое «предельная яркость», тонкая черная линия вдоль макроса и микропаттерн, которая обманывает глаз видения трехмерных фигур.

Сейчас в армии более полумиллиона солдат - и даже достаточно печати и вырезания для всех из них представляют свою собственную уникальную проблему. Подобно полоскам тигра, которые перпендикулярно его членам, эти «прыжки» визуальных эффектов помогают скрыть анатомию человеческой цели. Однако, когда рулон камуфляжной ткани разрезается на миллионы мундиров, может быть трудно предсказать, куда приземляются эти прыжки.


К концу Первой мировой русская армия носила тусклый серо-желто-зеленый цвет, англичане – драб, немцы – фельдграу (зеленовато-серый), французы – серо-голубой. Но когда началось осмысление опыта войны, специалисты пришли к однозначному выводу – защитного цвета для надежной маскировки недостаточно. Цвет одежды, наиболее подходящий на одной местности, демаскировал солдата на другой, да и достаточно большое однотонное пятно (фигура солдата в защитном обмундировании) все же выделялся на фоне местности, которая крайне редко имеет монотонный цвет. Скажем, хаки, отличный маскирующий цвет летом на фоне выгоревшей травы, перепаханной снарядами земли, выглядел тусклым пятном на фоне сочной яркой зелени весенних полей или тем более – на фоне снега зимой.

Стремление создать подходящее для всех видов местности обмундирование привело к пониманию того, что оно не должно иметь равномерную окраску. Первая идея пятнистого камуфляжа состояла в том, что на одежде должны одновременно присутствовать несколько цветов. Так родилась хорошо всем известная камуфляжная окраска.

Кроме того, наши мозги очень хорошо разбираются в паттернах, если мы дважды видим форму, мы сразу осознаем, что что-то происходит. Успех Крамера пришел, частично, благодаря его способности разрабатывать шаблоны, которые отвечают всем этим сложным критериям. Он является пионером алгоритмического дизайна камуфляжа: вместо того, чтобы зависеть от своего собственного мозга при разработке шаблонов, он пишет программы, которые генерируют истинные геометрические фракталы. Фракталы, как и классический пример листа, являются математическими моделями, которые повторяются в любом масштабе.

В 20х годах в советской России командование Красной армии быстро сделало правильные выводы – была сформирована Высшая школа военной маскировки. Уже в 1927 году появились три вида маскировочной одежды. В Государственном институте АН СССР были начаты фундаментальные научные исследования основ маскировки войск и техники с привлечением выдающихся ученых С. М. Вавилова, В. В. Шаронова и др. Для сравнения уровня приведём пример – первый камуфляжный рисунок, использовавшийся американской армией, был разработан садоводом Н.Гиллеспи.

Без ссылки на шкалу наши глаза не могут различать фрактал и фон. Вот почему рисунки Крамера использовались во всем: от оружия до вертолетов: потому что они бесплодны, они скрывают объекты, которые столь же малы, как человеческие существа, и такие большие, как здания.

Искусство этих тестовых образцов почти более важно, чем сам дизайн, и это процесс, который хорошо знает Крамер, потому что он помог тестовым образцам армии почти десять лет назад. Процесс включает в себя лучшие снайперские вопросники из армии с тысячами фотографий.

Американские солдаты будут исследовать заброшенный торговый центр в восточном Багдаде. В Военной академии Соединенных Штатов в Вест-Пойнте испытуемые, в том числе снайперы с идеальным видением или лучше - оборудование для слежения за глазами, и уступили место погруженному театру, где показано слайд после скольжения замаскированных солдат в в разных средах. Существует множество разнообразных изображений, которые нужно пройти: для каждой воображаемой среды, из пустынь и болот, для каждого мыслимого события.

В начале 30-х годов в СССР были разработаны костюмы с унифицированным деформирующим рисунком больших амёбообразных пятен, которые в сочетании с мешковатостью самого костюма, хорошо «разбивали» силуэт человека. В таких «маскировочных халатах» Красная Армия и вступила в Великую Отечественную войну.


Помимо экологической информации, существуют такие проблемы, как диапазон: шаблон должен хорошо зависеть до сих пор. Важнейшей частью процесса тестирования является не то, как быстро субъекты могут идентифицировать визуальную аномалию - так вы можете быстро определить, где находится тело солдата.

В конце августа группа спецслужб неожиданно была удалена из миссии в Ливии, после того как террористические группы похитили десятки видов оружия и гаджетов из армейских грузовиков. Единственные пары, существовавшие до сих пор, находятся в безопасности у американских военных. «Это никогда не было проблемой до сих пор», объясняет Крамер. «Теперь у вас плохие парни, работающие с той же технологией».


Расцветка и форма маскировочного костюма «разбивала» силуэт человека, а не пытались слить его с окружающей местностью. Цвета рисунка камуфляжа были подобраны с учётом различной местности и времени года, например чёрные деформирующие пятна по травянисто-зелёному фону для лета, или грязно-коричнево-жёлтый фон с тёмно-коричневыми «амёбами» для осени.Маскировочные халаты и костюмы надевались поверх обмундирования и снаряжения, доступ к которому осуществлялся через специальные прорези. Огромный капюшон натягивался непосредственно на стальной шлем или фуражки и скрадывал очертания плечей и головы.

Помимо костюмов были разработаны ковры, имитирующие траву, маски для станковых пулемётов, оригинальная маскировочная бахрома-лента с вплетённым в неё мочалом – ей обматывались по голове и плечам.


Потенциальные противники тоже не сидели сложа руки – в Германии в 1931 году был разработан рисунок камуфляжа Spliter («осколок» – нем.) из ткани с этим рисунком во время войны производились плащ-палатки, блузы, чехлы для стальных шлемов.Свои исследования в этой области проводило и ведомство Гимлера – в годы войны войска СС использовали до семи видов рисунков в разных вариантах расцветки. В современном бундесверовском «флектарне» явно просматривается влияние рисунка образца 1944 года «горошина».

Конечно, наша армия уступала немецкой по массовости применения камуфлированных предметов обмундирования – у нас они стояли на снабжении в разведывательных, инженерно-штурмовых и снайперских подразделениях, но доработка и совершенствование средств маскировки, с учётом фронтового опыта, велись постоянно.

Современная война меняется с огромной скоростью - и даже если министерство обороны поднимет новую модель в этом году или в следующем, это не заставит себя долго ждать, когда они будут вынуждены переоценить ее. Это похоже на то, что в будущем армия не будет достаточно далеко, где быстрое создание прототипов и интеллектуальных материалов может генерировать новые шаблоны и текстуры одновременно с изменением полевых условий.

Все еще не может обсуждать проект, к сожалению, только его создатели. У. морской пехоты удаленный патруль часть провинции Гильменд около плотины Каяки. Считается искусством в разгар войны, камуфляж - это фундаментальная заповедь стратегии. Знаменитый символ военной среды, камуфляж объединяет своего рода художественную школу войны. Фундаментальная наука в боевой стратегии, исследование для разработки все более эффективных камуфляжей представляет и требует много технологий. Неудивительно, что методы невидимости приобрели известность с течением времени, даже сегодня, разжигание международных соревнований, которые «обманывают», удивляют и очаровывают бдительные глаза в поисках скрытого оператора.

В 1944 году были проведены исследования трофейных средств маскировки. На основе обобщённого опыта в конце войны появился новый трёхцветный рисунок, напоминавший вышивку крестом (американцы додумались до этого только через пятьдесят лет). Такой рисунок создаёт оптическую иллюзию смазанности и совершенно не привлекает внимания.

Но рынок камуфляжа и стремление к невидимости войсками во всем мире уже многому научились, с потерей комбатантов, которые стали легкой целью без специальных гравюр. В этом вопросе мы углубимся в историю камуфляжа, его конкретных применений и моделей. В этом лесу замаскировано 12 солдат, сколько можно определить? Ответ лежит в конце этого вопроса.

Известно, что цвета являются важными способами демонстрации и возвышения гордости нации или отряда. Избавиться от этой парадигмы, полной символизма, было сложно, но оказалось, что это было самым худшим образом. Мерцающие красные штаны, которые выделялись в зонах конфликта, что сделало французские цели легкими на враге. В Первой мировой войне инновационный стиль камуфляжа, «ослепительный», использовался на кораблях.



Дополнительно ткань прокатывали «амёбами» светлого оттенка. Связано это с тем, что мелкопятнистый рисунок, хорошо маскирующий на близком расстоянии, на больших дистанциях сливается в сплошное пятно. Тут-то и начинают «работать» большие пятна – практически идеальная маскировка.
После войны в институте проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон. В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности – совсем не лишний элемент.

Техника, которая не заставила себя долго ждать, чтобы использовать также войска земли.





Искусство войны, войны и искусства. Позже, во время Второй мировой войны, появились маскировочные маски, которые начали использовать традиционные модели до сегодняшнего дня. С окрашенными лицами и шарфами с почками в зеленых и коричневых тонах солдаты отправились сражаться в самую известную войну в мире.


Комбинезон до сих пор служит во многих разведподразделениях – из старых запасов. Для мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносился на специальную ткань крупного полотняного плетения. Костюм КЗС из этой ткани, предполагалось носить поверх обычного обмундирования или ОЗК (очень разумный шаг, учитывая, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит для открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь грязно-жёлтое или серо-зелёное).

Костюм широко применялся в Афганистане и досих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе – в тридцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют «компьютерным» (computer madding).

Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по тёмно-зелёному фону (комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и жёлтые пятна на травянисто-зелёном фоне. Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание.

В начале 80-х годов, в институте, в рамках тем «Озимь» и «Левзея» начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды.

Камуфлированная ткань для нового обмундирования производилась по образцам, разработанным институтом в ходе ОКР (опытно-конструкторской разработке) «Бутан». Необходимо заметить, что отечественные рисунки камуфляжа, в отличие от западных, не имеют названий и различаются по артикулам.

Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего «дубками», «листопадами», «берёзками», «амёбами» зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж, разработанный в ходе ОКР «Бутан», практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности – одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой при условии соблюдения изначальной колористки (вот это является проблемой).

В настоящее время, они выглядят вот так.




В конце 80-х ВДВ и морскую пехоту переодели в новое камуфлированное полевое обмундирование. К сожалению, сейчас ткань с таким рисунком используется только при производстве костюмов для лётного состава ВВС.

В 1994 голу рисунок был заменён другим, более универсальным, также разработанным в институте. Рисунок издалека напоминает листву молодых берёзок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид.

В конце 90-х годов ИВУ МО на его основе запустило в производство новый рисунок «Флора». В нём явно прослеживается влияние «тигрового» рисунка времён вьетнамской войны – единственного по-настоящему удачного, и продуманного камуфляжа в американской армии. Несмотря на свой довольно «страшненький» внешний вид, «флора» очень даже хорошо маскирует в средней полосе России, получше разных «вудландов», «диджиталов», «флектарнов» и т. п

Связано это с проведённым в институте хорошим подбором оттенков зелёного и коричневого цветов, а также горизонтальным распределением теней в подлеске. Из-за характерных полос, в войсках камуфляж быстро прозвали «арбузным».

Специалисты ЦВУ МО просто «положили» укрупненный и округленный предыдущий рисунок набок, с сохранением прежних цветов. Камуфляж хорошо работает до пятидесяти метров, а после застирывания до ста.

В 2008 году был разработан новый тип камуфляжа – цифровой. О нём известно немного, практического применения в войсках нет, а единственной реальное участие данного камуфляжа в каких либо мероприятиях ВС РФ – парад на Красной площади 9 мая 2008 года.



Добиться нужного набора цветов, чтобы хотя бы один из них совпадал с фоном местности, практически невозможно. Приходится довольствоваться только общим совпадением: на местности с преобладанием зеленого цвета – различными оттенками зеленого, на песчано-пустынной – серо-желтыми и серо-коричневыми тонами.

Возникает еще один вопрос – какой насыщенности должны быть цвета маскировочной одежды? И сколько цветов должен иметь камуфляж? Много – окажется, что одного-двух совпадающих цветов явно не хватает для маскировки. Мало – трудно рассчитывать, что на местности будут именно эти тона.
Методом проб и ошибок специалисты в конце концов поняли – человек хорошо распознает и выделяет на общем фоне предметы, внешние и внутренние контуры которых ему знакомы. Часто глазу достаточно хотя бы частично распознать предмет, и мозг дорисовывает в сознании все остальное. И наоборот – нередко достаточно показать предмет под углом зрения, под которым человек никогда его не видел, и хорошо знакомый предмет не будет опознан.

В общем, непростая это задача – сделать так, чтобы противник увидел, но не распознал то, что должно быть от него скрыто. А не распознав предмет, невозможно понять – представляет ли он опасность. В этом-то как раз и состоит основной принцип камуфляжа – быть невидимым, будучи видимым.

Камуфляж (camouflage) в переводе с французского языка значит как «маскировка». Камуфляж предназначен именно для маскировки бойца на местности и затруднения его опознавания вероятным противником. Эффект маскировки достигается использованием многоцветного (в основном 2-4 цвета) пятнистого рисунка, искажающего и размывающего очертания бойца.

Первым камуфляжем можно считать цвет «хаки », который появился во времена Англо-бурской войны (1899-1902 г.г.). Англичане начали эту войну в своей традиционной форме красного цвета, чем и пользовались буры, уничтожая отлично видимых солдат Британии. В связи с чем англичанами были приняты меры по смене яркого обмундирования на однотонную форму. Новая форма из-за своего цвета получила название «хаки», что на языке хинди значило «пыльный, грязный» (в хинди же это слово пришло из другого языка – фарси, где оно переводится как «грязь», в смысле земля, почва). Теперь это слово имеется практически во всех языках мира.

В период между Русско-Японской и Первой мировой войной военные всех стран активно изучали зависимость заметности солдата от цвета его формы. Верные выводы были сделаны, но введение в армиях столь неяркой формы давалось с великим трудом…В России защитная форма была принята на вооружение в 1907 году, а во Франции лишь в 1915.

После Первой мировой войны продолжались исследования влияния цвета формы на заметность бойца на поле боя. Выводы были сделаны специалистами армий всех стран. И эти выводы однозначно гласили, что однотонной формы для эффективной маскировки недостаточно. Цвет одежды маскировал солдата на одной местности и являлся демаскирующим фактором на другой. Кроме того однотонная форма не скрывала силуэт бойца, делая его видимым пятном на любой местности.



Стремление создать универсальную, для всех типов местности, военную форму, привело к пониманию того, что обмундирование не должно быть однотонным. Вместе с тем пришла идея использования в окраске нескольких цветов одновременно. Так и появилась камуфляжная форма одежды . Далее уже велись исследования по наиболее эффективному количеству цветов, форме пятен и т.д.

Например: в Советской России в 20-х годах было создана Высшая школа военной маскировки и уже в 1927 году в Советской армии появилось три вида камуфляжной формы . Остальные армии мира тоже не сидели сложа руки - во время Второй мировой войны Германия использовала около 30 различных цветов камуфляжной окраски.

И уже с 60-х годов развитие камуфляжной окраски пошло значительно большими темпами во всех странах.

Исследования в этой области ведутся до сих пор, ведь универсальных камуфляжей не может быть в принципе. Каждая расцветка создается для работы в определенных полевых условиях.