Быт и бытовые отношения. Семья и быт Быт и бытовые отношения презентация

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Организация быта современного человека

1.1 Быт и бытовые отношения

1.2 Социально-бытовые отношения

1.3 Материально - вещественная среда обитания человека

1.4 Культура бытовых отношений

Заключение

2. Доходы семьи

2.1 Основные доходы семьи

2.2 Непредвиденные доходы

Заключение

Литература

1. Организация быта современного человека

1.1 Быт и бытовые отношения

Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Структура повседневности - наиболее полная и насыщенная. Она характеризуется определенным укладом, который включает жилище человека, его питание и одежду, досуг и домашнюю работу и т.п.

В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения.

Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизвольных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, уходе за детьми, а так же освоении духовных благ, культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).

Российское общество в начале XXI века переживает сложный процесс трансформации, затрагивающей все сферы функционирования общественного организма. В этих условиях пересматриваются устоявшиеся приоритеты повседневности, происходит переосмысление существующих жизненных установок, вследствие чего меняется быт населения. Изучение данного аспекта позволяет оценить материальную и духовную культуру современного общества, проанализировать изменения в жизни людей. Быт играет важную роль для современного человека, так как в его рамках протекает жизнь, происходит формирование форм и путей к реализации потребностей. Этим определяется актуальность исследования указанных проблем в современном российском обществе.

Организация быта -- сложный и противоречивый процесс. Он осуществляется на основе преобразования всей системы общественных отношений и, в свою очередь, во многом способствует экономическому, социальному и культурному развитию общества. Сегодня общество демонстрирует различные способы жизнедеятельности людей. Данное обстоятельство делает актуальным изучение быта россиян, так как он является частью культуры, которая хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения, общения, составляя тем самым совокупный социально-исторический опыт.

Бытовые условия имеют большое значение для сохранения здоровья и работоспособности человека. Вот почему быт и бытовые отношения стали предметом изучения различных наук. Социология рассматривает бытовые отношения на различных уровнях общественной организации: семья, соседи; изучает сложившиеся стандарты быта. Бытовые отношения изучает и социальная психология. Ее ракурс -- мотивы поведения людей, межличностная коммуникация в сфере бытовых отношений. Как рационально вести домашнее хозяйство, распределить домашние работы и обязанности? На эти и другие аналогичные вопросы отвечает экономическая наука. Под влиянием социально-экономических и географических условий у различных народов вырабатывается комплекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. Поэтому быт изучает и такая наука, как этнография.

1.2 Социально-бытовые отношения

Ценности быта представляют собой качества, которые обеспечивают комфорт, доставляют радость. Обустройство быта, в том числе жилья, является одной из главных забот повседневной жизни. Социально-бытовые интересы человека направлены на те предметы и явления, которые способны удовлетворить его потребности, лежащие за пределами производственной сферы.

Конечно, предметы и способы удовлетворения потребностей различны. К тому же способы удовлетворения одной и той же потребности одного человека варьируются в разных условиях. В то же время процессы, происходящие в сфере быта, приводят к стандартизации некоторых его элементов. Это порождает сходный образ жизни у представителей определенных социальных и профессиональных групп.

Мир повседневности описывается многими понятиями, важное место среди них занимает понятие «образ жизни».

В западной социологии под образом жизни чаще всего понимается деятельность и поведение человека вне профессионального труда. В отечественной социологии образ жизни определяется совокупностью типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни, ее определяющими. Изучение образа жизни позволяет рассмотреть основные сферы социальной жизни с учетом причин поведения людей (стиля их жизни), обусловленных укладом, уровнем, качеством жизни.

Понятие «стиль жизни» используется для характеристики поведения человека в повседневной жизни, ее конкретных ситуациях. Стиль жизни включает в себя регулярно воспроизводящиеся черты, манеры поведения, склонности, привычки, вкусы. Поэтому он подчеркивает в первую очередь социально-психологические стороны индивидуального поведения.

Индивидуальные особенности стиля жизни зависят от многих объективных условий и личных качеств: знаний, опыта, способностей, убеждений, ценностных ориентации и др. Вместе с тем в каждом индивидуальном стиле жизни содержатся специфические черты группы, к которой принадлежит человек, будь она профессиональная, демографическая, этническая или еще какая-либо.

Широко используется и такое понятие, как «уровень жизни». Оно выражает степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей в обеспеченности потребительскими благами и характеризуется преимущественно количественными показателями.

Уровень жизни свидетельствует о материальном и духовном потреблении личности. Хотя эта категория скорее экономическая, чем социологическая, тем не менее она является важным показателем образа жизни индивида. Но переоценивать связь между уровнем и образом жизни не нужно. Так, многие богатые люди ведут очень бедный в духовном и нравственном плане образ жизни. В принципе, чем сильнее в обществе выражена тенденция к достижению высокого уровня жизни населения, тем больше предпосылок для развития полноценного образа жизни каждого человека.

«Качество жизни» -- это категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питания, одежды, комфортность жилища и др.). Если уровень жизни дает представление о количественных параметрах способа деятельности, то качество жизни раскрывает ее сущностно-содержательные стороны, т. е. характер и содержание труда, качество окружающей среды и пр.

1.3 Материально - вещественная среда обитания человека

К основным составляющим материально-вещественной среды обитания человека в быту в первую очередь относят жилище и предметы, обеспечивающие комфортность проживания человека.

В широком смысле слова дом -- это место, где человек восстанавливает силы после трудового дня, общается с близкими и друзьями, находит уют и спокойствие; своеобразная «экологическая ниша», где человека признают и любят, предоставляют возможность укрыться от житейских бурь и получить поддержку. Ничто в обстановке не должно вызывать неприятных ощущений, раздражать, мешать, быть неудобным. Не случайно при характеристике бытовых отношений употребляют такое понятие, как «домашний очаг».

Естественно, что основным условием превращения жилища в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от некоторых объективных обстоятельств: современный дом должен отвечать определенным требованиям, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность и возможности развития семьи.

Безопасность, месторасположение, обеспечение всеми коммунальными услугами планируются при строительстве и часто не зависят от обитателей жилья.

Мы не всегда можем коренным образом изменить то, что задумал архитектор и построил строитель, но в наших силах придать своему жилищу индивидуальность, неповторимость, сделать его уютным и комфортабельным. Уют, настроение, отдых, экономия времени, подчас и денежные расходы во многом определяются внутренним убранством и обустройством жилища, или его интерьером (от фран. interieur -- внутренний), который должен прежде всего соответствовать комплексу жизненных потребностей, образу жизни, интересам и вкусам человека и (или) семьи.

К сожалению, сегодня многие российские семьи не имеют возможности жить в комфортабельных жилищных условиях. Решение жилищно-бытовых проблем требует значительных усилий как самих граждан, так и государства.

Для каждого человека, каждой семьи список вещей, которые нужно купить, является строго индивидуальным, никогда не стоит ориентироваться на других. Можно сказать, что каждый человек обязательно должен иметь необходимое количество одежды и обуви для любой погоды, посуду, мебель, набор бытовой техники в доме для нормального проживания, но количество и качество этих вещей определяются индивидуально. У каждого -- свой уровень доходов, свои потребности и, следовательно, свои расходы. Именно по этим признакам устанавливается очередность приобретения тех или иных вещей, их необходимость в семье.

Повседневно жизнь часто выдвигает на первый план вещественно-материальную «оболочку» ценностей, сводит к ней их духовное содержание. Таким образом, у многих людей появляется культ потребительства, культ вещей, обеспечивающих престиж. Нередко выставки и спектакли посещаются не ради эстетического наслаждения, а чтобы слыть культурным человеком (и чувствовать себя таковым). Но понимание прекрасного нельзя купить за деньги, как нельзя быть на самом деле уважаемым и любимым, получая лишь внешние знаки внимания со стороны других людей.

Подмена ценностей их вещественными носителями приводит порой к равнодушному, пренебрежительно-насмешливому отношению к высшим духовным ценностям и идеалам человеческого бытия. Бывает, что и сама личность перестает быть ценностью и начинает рассматриваться как вещь. В итоге человек поглощается внешней средой и сам становится вещью среди других вещей, рабом обстоятельств, игрушкой в руках неведомых сил. Он плывет по течению, делает то, что должен делать, потому что так принято.

Римский философ Луций Сенека (4 г. до н. э. -- 65 г. н. э.) писал: «Мудрец не любит богатства, но предпочитает его бедности; он не открывает перед ним своего сердца, но впускает в свой дом». Давайте поступать так же: не впускать вещи в свое сердце, но открывать для них двери своего дома. А чтобы чувствовать себя богатыми, ограничим свои желания.

Набор необходимых предметов изменяется в зависимости от множества факторов: достижений НТР, уровня благосостояния, материального развития общества. Так, например, ваша бабушка в молодости не имела представления о миксере для взбивания крема, а дедушка -- об электродрели. Ваши родители считали эти предметы престижными, а для вас они уже обязательны. В домашний обиход прочно входят и более сложные технически и дорогие вещи: кухонный комбайн, многофункциональный пылесос, видеомагнитофон, автоматическая стиральная машина и т. п. Эти устройства и приспособления позволяют сделать наш быт более комфортным.

Итак, при всем многообразии конкретных социально-бытовых интересов можно сказать, что они связаны с непроизводственной материальной и социальной сферой жизни человека и направлены на создание комфортных условий для удовлетворения соответствующих потребностей человека. Конечно, представление об уровне бытового комфорта во многом зависит от социального статуса человека; уровня его притязаний и достатка; материального благополучия; потребности в конкретных благах и т. п. Но набор этих предметов и явлений, в общем, достаточно типичен и составляет материально-вещественную среду обитания человека.

1.4 Культура бытовых отношений

Выступая прежде всего основным пространством воспроизводства личности, бытовая деятельность, с одной стороны, столь же непреложна по своему предназначению, как и трудовая (ибо без удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, так же как и без труда, человек существовать не может). С другой стороны, она содержит в себе определенную свободу выбора варианта поведения, последовательности действий, что является характеристикой преимущественно досуговой деятельности. Следовательно, бытовая деятельность оказывается, по сути, промежуточной между трудом и досугом.

Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения наиболее комфортных условий жизни человека; удовлетворения его нужд и желаний; создания теплого и дружеского климата. Обратим внимание и на то, что в быту необходимо учиться правильному поведению, формировать культуру бытовых отношений.

Под культурой бытовых отношений традиционно понимают правила и нормы поведения людей в непроизводственной материальной и социальной сферах жизни. Можно выделить ряд составляющих: культура питания; культура обустройства и организации жилого помещения; культура ведения домашнего хозяйства; культура организации личного (семейного) досуга.

Культура питания прежде всего предполагает рациональное питание, удовлетворяет все энергетические потребности организма. Она строится с учетом пола, возраста, тяжести труда, климатических условий, национальных и индивидуальных особенностей каждого человека. Что же составляет культуру питания? Умеренность в еде и разнообразие пищи, сбалансированный рацион, экономический расчет в покупке продуктов питания и соблюдение режима питания.

К числу самых сложных и трудоемких видов деятельности человека относится домашняя работа. Если работа по специальности требует определенного круга знаний и умений, то домашние дела требуют от человека самых разнообразных способностей и навыков. Здесь приходится быть поваром и уборщицей, художником и портнихой, экономистом и прачкой, педагогом, слесарем, садовником и т. п.

Культура ведения домашнего хозяйства складывалась веками. Традиционно у семейного очага стояла женщина. В современных условиях структура и характер домашнего труда во многом определяются количественным составом семьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, возрастом всех членов семьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов, семейным микроклиматом, жизненными ориентирами и установками, размером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнем бытовых удобств, спросом на товары и их предложением и т. д.

Для разумного ведения домашнего хозяйства необходимо умело распределять обязанности и виды работ между членами семьи. Даже если разделение труда не приведет к сокращению времени работ, то обязательно уменьшит нагрузку. Распределять работы лучше с учетом способностей, здоровья, опыта каждого члена семьи.

Необходимо с самого раннего возраста приучать детей к труду. Вначале это работа, связанная с самообслуживанием: собрать игрушки, убрать свою кровать, помыть за собой посуду. С течением времени работы и обязанности усложняются, расширяются и видоизменяются. На детей обязательно должна приходиться часть хозяйственной нагрузки.

Заключение

Быт выступает одним из наиболее значимых явлений общественного прогресса, меняющим жизнь населения страны. Каждой современной семье присуща своя специфика быта, продолжительность и частота отдельных занятий, но деятельность по удовлетворению физиологических потребностей, домашний труд и семейное обслуживание, воспитание детей и общение в семье, деятельность в свободное время выполняют все современные семьи, в том числе и городские.

Считается, что быт является многомерным явлением, которое определяется совокупностью естественно-географических, социально-экономических, экологических, биологических, социально-демографических, культурологических, поведенческих и психологических факторов. На развитие городского быта влияют степень урбанизации, очень большая плотность населения, многонациональность, интернациональность, высокая дифференциация между наиболее и наименее обеспеченными слоями населения, развитие промышленного производства, концентрация различного рода учреждений и заведений.

Одной из особенностей современного городского быта является автоматизация домашнего труда. Быт выступает показателем уровня технической обустроенности жизни, бытовая деятельность нуждается в технических достижениях, которые позволяют людям уделять больше времени себе, своей внешности, здоровью, воспитанию детей, семейному досугу. На сегодняшний день характерно ускоренное развитие материально-вещественной обеспеченности семей: улучшение качества и ассортимента в обустройстве жилища, домашнего имущества, набора предметов гардероба.

Таким образом, можно утверждать, что быт охватывает широкий круг явлений, процессов, форм жизнедеятельности, которые объединяет то, что все они так или иначе связаны с обслуживанием и самообслуживанием семьи, поддержанием здоровья и работоспособности её членов, а также с социальным воспроизводством, т. е. воспитанием и подготовкой к жизни новых поколений. Это означает, что быт играет большую роль в развитии современной семьи.

2. Доходы семьи

Доход - это деньги, получаемые от предприятия, отдельного лица иликакого - либо рода деятельности.

Доход семьи складывается из денежных средств, которые супруги получают в виде заработной платы, из выплат детских пособий, алиментов, пенсий, от сдачи в аренду жилого помещения, от начисления процентов по банковским вкладам и прочие денежные поступления.

Так же в доход семьи входит материальная помощь от родственников, например: родители ежемесячно дают определенную сумму денег молодой семье или дети помогают престарелым родителям.

Показатель реальных доходов наиболее полно характеризует уровень благосостояния народа через семейные доходы.

Семья есть первичная ячейка общества. Семья - это объединение людей, которое основано на браке или кровном родстве и связано общим бытом, семейными доходами и взаимной ответственностью. Самая важная функция семьи - рождение и воспитание детей.

В связи с этим особый интерес представляет экономическая основа образования семьи - семейный доход. И когда прослеживается доход на одного члена семьи, то наиболее правильную картину дает не тот доход, который насчитывается как средний на душу населения в масштабе страны, а тот, который реально складывается в каждой семье.

Существуют различные источники семейных доходов. Это оплата труда, поступления из общественных фондов потребления, доходы от кооперативной деятельности, от собственного подсобного хозяйства, от индивидуальной трудовой деятельности. Все эти источники имеют трудовое происхождение. быть доход семья трансферт

Часть доходов семья получает из общественных фондов потребления в виде бесплатных услуг, денежных выплат и натуральных выдач. Это в основном пенсии, стипендии, помощь, дотации на путевки. Этим источником пользуются в основном многодетные семьи. В его формировании заложен труд всего общества и вместе с тем каждого трудоспособного члена семьи.

2.1 Основные доходы семьи

1. Заработная плата - первый по значимости и наиболее распространенный вид дохода, а так же другие (премии) за выполненную работу. За годы экономических реформ доля заработной платы наемных работников в доходах населения уменьшилась до 39%, тогда как ранее оплата труда составляла примерно 75% совокупных доходов граждан.Снижениедоли заработной платы произошло в основном благодаря бурному развитию таких форм экономической деятельности, как предпринимательство и самостоятельная занятость.

2. Социальные трансферты - это денежные средства, выплачиваемые государством для поддержания жизни тем гражданам, которые не в состоянии полностью обеспечить себя самостоятельно, или для стимулирования определенных видов деятельности. Трансфертами являются пенсии, стипендии, пособия многодетным семьям, пособия по безработице. Их выплаты необходимы для оказания помощи социально не защищенным частям населения: больным, престарелым, безработным, инвалидам. В настоящее время такие выплаты составляют 16% доходов среднестатистического российского гражданина.

3. Доходы от собственности - включают доходы от сданной в аренду недвижимости, проценты, полученные по банковским вкладам или ценным бумагам, дивиденды на имеющиеся у семей ценные бумаги. Предпринимательская прибыль - это денежные средства, остающиеся у фирмы после уплаты всех обязательств.

2.2 Непредвиденные доходы

Иногда встречаются неожиданные доходы, буквально упавшие с неба: лотерейные выигрыши, подарки, наследство от давно забытого дяди т. д.

Заключение

Структура семейных доходов достаточно разнообразна и зависит от уровня развития производительных сил данного общества.

Семейный доход не может быть ниже, чем ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ, т.е. полный набор товаров и услуг, рассчитанный по нормам и нормативам проживания и обеспеченности населения первоочередными жизненными средствами.

Прожиточный минимум используют для установления минимальных размеров заработных плат, пенсий, стипендий и др.

Литература

1. Агиненко А.А. Новые подходы в обслуживании домашнего хозяйства.

2. Акимова Л.А. «Социология досуга».

3. Учебник для 11 класса «Быт и бытовые отношения».

4. Internet ресурсы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социальные отношения: типология, ценностные и нормативные характеристики. Социальные отношения зависимости и власти. Виды власти в современном обществе. Социальные отношения на международном уровне: глобальный уровень общества, международные отношения.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2010

    Информация как основная составляющая жизненной среды современного человека. Влияние новых информационных технологий на социальные процессы общества. Изучение возможностей Интернет в формировании положительного или отрицательного отношения к наркотикам.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Характеристика основных проблем молодых семей: жилищные, материально-бытовые, психологические, медицинские, проблемы трудоустройства. Особенности жилищных проблем, вызванных сокращением жилищного строительства и недоступностью жилья на свободном рынке.

    доклад , добавлен 16.06.2010

    Основные функции семьи как фундамента российского общества. Характеристика репродуктивной, воспитательной и восстановительной функций. Межличностные отношения супругов в семье. Социальные функции семьи. Особенности и тенденции развития современной семьи.

    реферат , добавлен 31.07.2014

    Cуществование трех основные причин коммуникационных конфликтов: личные особенности коммуникантов, социальные отношения (межличностные отношения), организационные отношения. Межкультурные конфликты и причины их возникновения. Задача управления конфликтами.

    доклад , добавлен 18.05.2009

    Семья как малая социальная группа. Основные типы семьи. Специфика семьи как социального института, ее основные функции. Межличностные отношения между детьми и родителями. Факторы семейной связи, определяющие крепость семьи. Проблемы современной семьи.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Основы проблем социально-экологического рассмотрения семьи. Современная семья как объект исследования, а также подходы к проблемам экологии семьи. Практическое исследование по проблеме влияния социально-экологичеких факторов на брачно-семейные отношения.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2010

    Классификация современных типов семей. Социальные функции и признаки современной семьи. Эволюция семьи и брака. Анализ понятия и значения супружеской совместимости. Социальные образы мужчины и женщины и их влияние на качество супружеских отношений.

    реферат , добавлен 06.05.2015

    Понятие и ключевые функции семьи как социального института. Особенности и характерные черты современной семьи в России. Основные причины кризиса российской семьи. Важнейшие задачи и перспективы становления новых семейно-брачных отношений в России.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2012

    Построение демографической типологии семей. Стадии жизненного цикла семьи. Основные стадии родительства. Социально-психологические явления и процессы, протекающие в семье, брачно-семейные отношения. Особенности эмоциональных контактов членов семьи.

В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

На основе своего жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей, молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнего хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Среди молодых супружеских пар 17% мужей готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал), 55% стирают белье, 35% гуляют с детьми, 16% сопровождают детей в детский сад или ясли, 80% закупают продукты, 58% моют посуду, 9% посещают школу и проверяют уроки у детей. Это говорит о наметившейся тенденции более активного участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем несравненно выше, чем мужчин. 36 ч в неделю посвящают домашнему труду женщины и всего 13 ч - мужчины. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый среди супругов среднего возраста не занимается домашними делами. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь справедливое распределение домашних обязанностей между супругами, взаимная помощь в быту - одна из важнейших нравственных основ существования современной семьи.

Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает членам семьи ощущение общности, «чувство локтя», ответственности друг за друга и за семью в целом.

Бытовые отношения зависят от способов ведения домашнего хозяйства. В современном обществе наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счет применения современной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытового обслуживания с филиалами и приемными пунктами, различные павильоны бытового назначения, ремонтные мастерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферами торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В современных условиях домашний быт и сфера услуг составляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова - это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Все более распространенной становится покупка частично приготовленной пищи - полуфабрикатов, Сегодня основные блага, используемые в быту,- результат общественного производства.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

Жизнь современного человека усложнена техническим прогрессом, увеличившим ритм жизни, усилившим нервное напряжение, умственные нагрузки. Большую часть времени человек проводит в замкнутом помещении, а это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье. Необходима более совершенная организация удовлетворения бытовых потребностей человека. Развитие сферы быта становится важной социальной задачей.

Вспомните:

в чем проявляется взаимосвязь потребностей и интере­сов человека? Что такое межличностное взаимодейст­вие? Каковы его основные типы? Что характеризует психологию семейных взаимоотношений? Как тендер влияет на поведение человека?

Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Структура повседневности - наибо­лее полная и насыщенная. Она характеризуется определен­ным укладом, который включает жилище человека, его пи­тание и одежду, досуг и домашнюю работу и т. п.

В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных по-


требностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоро­вья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).

Бытовые условия имеют большое значение для сохране­ния здоровья и работоспособности человека. Вот почему быт и бытовые отношения стали предметом изучения различных наук. Социология рассматривает бытовые отношения на раз­личных уровнях общественной организации: семья, соседи; изучает сложившиеся стандарты быта. Бытовые отношения изучает и социальная психология. Ее ракурс - мотивы по­ведения людей, межличностная коммуникация в сфере бы­товых отношений. Как рационально вести домашнее хозяй­ство, распределить домашние работы и обязанности? На эти и другие аналогичные вопросы отвечает экономическая наука. Под влиянием социально-экономических и географи­ческих условий у различных народов вырабатывается ком­плекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. Поэтому быт изучает и такая наука, как этнография.

Тема:Быт и бытовые отношения

Цели и задачи: 1) познакомить с социально-бытовыми интересами человека, их классификацией, показать, какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов, определить сущность и природу культуры бытовых отношений, исследовать степень влияния урбанизации на быт; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные

и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблеме быта.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-исследование.

Хо д уроко в

I. Организационный момент

Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Но одни из нас ощущают себя от этого несчастными, а другие - умеют справляться с подобными явлениями.

«Радость жизни, умение подняться над серостью будней и показать нам, - писала о М. Пришвине его жена, - их смысл и красоту -все это не дано от рождения, а создано нравственной волей этого

человека, его убежденностью в добре жизни».

Как же сделать быт и бытовые отношения своими друзьями, а не врагами, как превратить их в радость жизни? Об этом и пойдет речь на нашем уроке.

Тема урока: «Быт и бытовые отношения».

План уроков

4. Урбанизация и быт.

II. Изучение нового материала

1. Социально-бытовые интересы

В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения - устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми удовлетворения для своих первоочередных потребностей:

в пище;

жилище;

поддержании здоровья;

уходе за детьми;

освоении духовных благ, культуры;

общении;

отдыхе;

физическом и культурном развитии.

То есть речь идет о ценностях быта. Так ли уж важно рассматривать ценности быта? Какую роль они играют в жизни человека? Существуют разные классификации социально-бытовых интересов. Работая с пунктом 1 § 12, заполните таблицу «Социально-бытовые интересы».

Социально-бытовые интересы

Исследуя проблему удовлетворения социально-бытовых потребностей человека, ученые сделали вывод о том, что степень удовлетворенности у разных людей будет различна. Одним подавай дворец роскошный, а другие, подобно кинику Диогену, готовы жить в бочке и довольствоваться самым малым. Рассуждая об удовлетворенности социально-бытовых интересов, социологи оперируют следующими понятиями:

- Скажите, существует ли прямая взаимосвязь и взаимозависимость между уровнем жизни и образом жизни.

- Как вы считаете, какие объективные и субъективные факторы могут влиять на развитие социально-бытовых интересов?

2. Материально-вещественная среда обитания человека

- Каждого человека окружает определенная материально-вещественная среда обитания. Предположите, что может входить в ее состав. (Дом, необходимое количество одежды, необходимое количество обуви, посуда, мебель, набор бытовой техники.)

- Иногда люди становятся рабами вещей. Как вы понимаете смысл этого выражения?

- К каким последствиям может привести возникающий культ потребительства, культ вещей? Ответ аргументируйте.

Трудно спорить о том, должны мы или не должны заботиться о своем комфорте, удовольствиях. Но не забывайте об атмосфере, среде, где вы будете жить, творить, отдыхать. А вещи, их количество, расстановка - это лишь одно из средств создания этой среды.

Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения комфортных условий жизни человека. Но при этом очень важно научиться правильному поведению, формировать культуру

бытовых отношений. Рассмотрим схему:

4. Урбанизация и быт

Внимательно прочитайте пункт 4 § 12 и ответьте на следующие вопросы:

- В чем вы видите особенность жизни людей в больших городах?

- Как следует рассматривать урбанизацию?

- Проанализируйте статистику городского населения.

- Как влияет процесс урбанизации на человека?

- Как изменяется психика человека?

- Какие меры предпринимают градостроители, чтобы нейтрализовать негативные явления, связанные с урбанизацией страны?

- Что можете предложить вы?

III. Итог уроков

В Германии более ста лет действует закон, по которому дети обязаны выполнять домашние работы. Законодательство определяет круг работ: до 6 лет - только игры; 6-10 лет - помощь в мытье посуды, мелкие покупки; 10-14 лет-уборка газонов, чистка обуви; 14-16 лет - работа на приусадебном участке.

- Предположите, почему круг обязанностей детей был распределен именно таким образом.

- Как вы думаете, почему и для чего был создан такой закон? Считаете ли вы, что подобный закон должен быть принят в России? Свой ответ обоснуйте.

Домашнее задание

Выучите § 12, выполните задания.



Просмотр содержимого презентации
«Быт и бытовые отношения»


Тема урока: «Быт и бытовые отношения»

«Семья – мой дом родной. Там я живу, там мой покой, Мое пристанище и кров, Мои мечты, моя любовь.» ,


  • 1. Социально-бытовые интересы.
  • 2. Материально-вещественная среда обитания человека.
  • 4. Урбанизация и быт.

Бытовые отношения- это устойчивая система повседневных непроизводственных связей

между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей ( в пище, одежде, поддержания здоровья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры общения, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии.


  • 1. Социология
  • 2. Социальная психология
  • 3.Экономическая наука
  • 4. Этнография

Социология изучает быт на уровнях общественной организации людей

Социальная психология с точки зрения мотивов поведения

Экономика изучает экономические особенности быта

Этнография особенности традиций, обычаев



Критерий

Виды интересов

Качество потребностей

Сущность

Типы социального объединения

Территориальный признак

Демографический признак


Образ жизни -

Уровень жизни -

Используется для…..

Качество жизни -

Характеризуется…

Зависит от…..

Свидетельствует о ….

Характеризуется…

Раскрывает сущность….



  • Полноценное (восполнение энергетического баланса в зависимости от климата, возраста, пола, роста, обмена веществ, характера труда и отдыха)
  • Соотношение жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов
  • 4-х разовое питание в определенное время (РАМН РФ)
  • Разнообразное меню, эстетика, рациональные покупки
  • сытый человек – добрый человек
  • Совместные трапезы

  • Дом – храм (для избранных)
  • Дом – это жизнь, пространство для жизни
  • Дом – гостиница
  • Дом с модной обстановкой
  • Дом – гостиничный номер (еще не выкинули, уже притащили)
  • Американцы – стерильно-автоматизированное жилище англичане – максимально удобное японцы – «эстетическая нагота»
  • Американцы – стерильно-автоматизированное жилище
  • англичане – максимально удобное
  • японцы – «эстетическая нагота»

Культура ведения домашнего хозяйства

  • Организация домашнего хозяйства (уборка, стирка, готовка, покупки)

« В супружестве хорошая организация дома не м енее важна, чем любовь» . М. Плзак

  • Разделение труда (женщина тратит на домашнюю работу 40-45 час. в неделю, мужчина – 15-20 час.)
  • Развешивание белья, глаженье, готовка = энергии металлурга - 3 калории в мин

  • Увлечения: в Англии -садоводство
  • в Германии – спорт,
  • в Болгарии – художественная самодеятельность,
  • в Японии изящный досуг –икебана, живопись,
  • В России – активный или пассивный, нехватка времени или «убить время»

В чем заключается особенность социально-бытовых интересов по сравнению с другими социальными интересами человека?

Какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально- бытовых интересов?

Что такое культура бытовых отношений?

Как урбанизация влияет на быт?