Богородская игрушка конспект занятия в доу. Богородская игрушка «Кузнецы»: картонная версия

Столица Богородской игрушки

«Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев, после смерти которого, село вместе с крестьянами перешло по наследству его старшему сыну Андрею, а затем внуку Федору.

С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское – нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир.

Предания села Богородское

Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, жители села Богородское уже не помнят, но более 300 лет из уст в уста передаются об этом событии два интересных предания.

Первое предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аука». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «борогодскими».

Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.

История развития народного художественного промысла

По утверждению историков, резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, в том числе в Сергиевом Посаде и Богородском. Так что оба вышеприведенных предания верны.

Вначале резчики села Богородское были зависимы от скупщиков Сергиева Посада, выполняя их заказы. Сергиевский промысел основывался на закупке у крестьян, так называемого «серого товара», который затем обрабатывался, окрашивался и реализовывался. Приблизительно с середины XIX века центр народного промысла перемещается из Сергиева Посада в село Богородское, которое к этому времени является «олицетворением местных традиций резьбы по дереву». По мнению исследователей, на конец XIX века приходится расцвет богородского резного промысла. Большая заслуга в формировании «богородского стиля» игрушки принадлежит таким старейшим мастерам, как А.Н.Зинин. Однако и тесное сотрудничество сергиево-посадских и богородских резчиков также оказало большое влияние на формирование единой системы образов и сюжетов игрушек.

В 1913 году по инициативе старейших резчиков Ф.С. Балаева и А.Я.Чушкина в селе Богородском была организована артель, которая дала богородским мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году за счет пополнения штата новыми мастерами, созданная прежде артель преобразовывается в артель «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая детей, начиная с 7 лет, мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» получает статус фабрики художественной резьбы. Это событие было приурочено к 300-летию зарождения в Богородском народного художественного промысла.

Как делают Богородскую игрушку?

Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу и затем вырезает игрушку специальным богородским ножом. В работе резчика используется и стамеска. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, не подлежащие раскраске, покрывают бесцветным лаком.

Особенности «богородского стиля» игрушки

Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки.

«Долгожителем» считается и игрушка «Курочки», которой забавлялись ребятишки еще во времена Александра Сергеевича Пушкина. Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Как в случае с курочками, которые по очереди клюют зернышки. Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы.

Названия богородских игрушек говорят сами за себя: «Крестьянин и курочка», «Царь Додон и звездочка», «Кавалер и дама», «Как мыши кота хоронили», «Крестьянский двор», «Солдаты на разводе», «Пастушок». Современные мастера резьбы по дереву до сих пор сохраняют традиции «богородского стиля» деревянной движущейся игрушки, который стал неотъемлемой частью русской культуры. Богородские игрушки современных мастеров неоднократно награждались золотыми медалями на выставках в Брюсселе, Нью-Йорке и Париже.

Материал Википедии.

Цели. Развивать эстетические чувства; закреплять графические умения и навыки в рисовании сложного объекта.

Оборудование. Матрешки, богородские игрушки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Отгадайте загадку:

Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.
Кто же мы?

Дети. Матрешки.

Показ матрешек.

У. Из чего делали матрешек?

Д. Из дерева.

У. А теперь послушайте историю о том, как появились другие игрушки из дерева.
Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе Богородском, что под Москвой.
Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что. Стала она думать: если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и ножиком вырезала куклу.
Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука. А выросли – забросили свою Ауку.
Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.
Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:
– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?
– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?
– А не вырежешь таких еще? Все куплю.
– Ладно, приезжай к празднику.
Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство свое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам продавать.

III. Знакомство с новым материалом

У. Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали село Богородское со всех сторон. В одних соседних селах плели на продажу кузовки и лапти, в других – делали деревянные ложки и посуду, а богородцы вырезали игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но разве в цене дело? Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и детям, и взрослым.
Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от остальных?

Д. Они не раскрашены.

У. У мастеров выработалась своя художественная манера, свой стиль резьбы. Они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже интереснее, и перестали их красить.
Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.
Каких героев сказок вы узнали?

Д. Богатыря Илью Муромца на коне, Царя Додона и Звездочета из сказки «Золотой петушок»…

У. В Богородском научились мастерить игрушки с движением. Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по наковальне кузнецы: мужик и медведь.
А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо клевать зерна.
Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня рисовать.

IV. Самостоятельная работа

ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ

1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную линию. Легкими штрихами наметьте высоту медведя.
2. Отметьте место головы, установив, сколько раз высота головы укладывается в высоте всей фигуры.
3. Легкими прямыми линиями наметьте положение лап. Обратите внимание на симметричный характер фигуры.
4. В технике легкого наброска продолжите уточнять положение и величину лап, туловища.
5. Раскрасьте медведя в коричневый цвет.

Дети поэтапно выполняют работу.

V. Итог урока

Конспект образовательной деятельности по рисованию «Богородская игрушка» в старшей группе

Программное содержание:

1. Формировать знания детей о Богородской игрушке .

2. Познакомить детей с Богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

3. Научить видеть красоту деревянной Богородской игрушки , ее занимательность.

4. Развивать интерес к народной игрушке.

5. Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.

Материалы: Листы бумаги формата ½ А 4, простые карандаши, ластики, цветные карандаши, фотоиллюстрации или картинки с изображением Богородской игрушки.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент. Беседа с детьми.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Мишки, кубики, машинки

И конструкторы большие,

И мячи и безделушки –

Это все мои - …игрушки!

Воспитатель: Правильно, игрушки. Ребята, а у вас есть игрушки? В какие игрушки вы любите играть? (ответы детей)

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением Богородской игрушки и задает вопросы:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а какие игрушки вы видите здесь ?

Дети: Красивые расписные игрушки .

Воспитатель: Из чего они сделаны, как вы думаете?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .

Воспитатель: А что необычного в этих игрушках ?

Дети: Они не такие как наши игрушки , мягкие, а сделаны из дерева.

Воспитатель: Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку - дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик - бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. Мишка - дровосек крепится на подставке тумбочке, внутрь которой вставлена пружинка, которая приводит фигурку в действие.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, медведь из сказки сильным стал?

Дети: Да

Воспитатель: А как мы можем еще с вами стать сильными?

Дети: Нужно делать зарядку

Воспитатель : Совершенно верно, давайте и мы с вами сделаем зарядку

Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать (ходьба), руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),

Прыгать и скакать (10 прыжков).

2. Рисование Богородской игрушки - медведя

Воспитатель: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать деревянную

игрушку. Героем многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня рисовать. Прежде чем начать рисовать мишку, давайте его внимательно рассмотрим.

Показ изображения Богородского медведя.
Воспитатель:
Рассмотрим сначала туловище. Какой формы туловище? (овальной). Что еще есть у мишки? (голова). А какой формы голова? (круглой). Не забывайте, если смотреть сбоку, то мордочка у него удлиненная. Где расположена голова? (если дети затрудняются, воспитатель отвечает, что голова расположена впереди (выше) туловища, и соединена с ним мощной короткой шеей). На что похожи лапы у медведя, какой они формы (овальные, но удлиненные)? Где находятся лапы у медведя (внизу туловища)? Сколько лап у медведя (2 передние и 2 задние лапы)? Что есть на голове у мишки (уши)? Какой они формы? (полукруглой). А уши у мишки большие или маленькие? (маленькие). Что еще есть на голове у мишки (глаза, нос)? Рассмотрите внимательно лапы у мишки, что на них есть (когти)?
Ребята, а медведи какого цвета? (коричневого, бурого). Глаза, носик и когти какого цвета? (черного). Молодцы, вы внимательно рассмотрели мишку.

Показ воспитателя. Рисование Богородского медведя простым карандашом.

Воспитатель: Прежде, чем разукрашивать нашего мишку цветными карандашами, давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»
Медведь в берлоге крепко спит, (сжимают пальцы правой руки в кулачок, начиная с большого)
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится - (показывают мизинец, вращая им)
Убегает от лисицы.
Мелькает он среди кустов, (пальцы левой руки изображают клацающую мордочку лисы, догоняющей зайца)
Напетлял и был таков!

Самостоятельная деятельность детей. Разукрашивание Богородского медведя цветными карандашами.

3. Итог. Оформление выставки.

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня?
- А что - нет?
- В чем испытали трудности? (
Ответы детей.)
Воспитатель проводит выставку детских работ.
Дети рассматривают рисунки и делятся впечатлениями, выражают свое мнение.

Тема: «Знакомство с Богородской игрушкой»
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Возраст детей : старшие дошкольники.
Программные задачи:
1. Познакомить детей с Богородскими народными игрушками, их особенностями, видами, технологией изготовления, назначением;
2. Развивать интерес детей к народным игрушкам, внимание, воображение, речь.
3. Воспитывать любовь, бережное отношение к изделиям мастеров; формировать интерес и желание самим сделать игрушку по типу богородской.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча, я хочу вас пригласить на небольшую выставку народной игрушки.
Русский народ издавна любил создавать игрушки для своих детей. Что такое игрушки?
Дети : Игрушка -это вещь, с которой можно поиграть.
Воспитатель : Правильно, посмотрите сколько у нас здесь игрушек и все они разные, некоторые из них вам уже знакомы (на полке расположены разные игрушки).
Воспитатель : Сегодня я вас хочу познакомить с Богородскими игрушками и рассказать историю о них.

Воспитатель приглашает детей присесть и посмотреть презентацию о Богородской игрушке

Воспитатель : Эта игрушка создана народными умельцами. Близ старинного подмосковного города Сергиева-Посада, на высокой горе, среди лесов и полей раскинулось село Богородское.

Воспитатель : Богородской деревянной игрушке около 350-400 лет. Легенда гласит, что давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить своих деток. Вырезала она из чурбачка фигурку и назвала ее Аука. Дети порадовались, поиграли и закинули Ауку за печку. Раз муж собрался на ярмарку и говорит: «Возьму-ка я Ауку на базар и покажу ее там продавцам». Ауку купили и еще попросили сделать такие игрушки. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском селе и стала она называться «Богородская игрушка».


Воспитатель : Основное отличие богородской деревянной игрушки - щеповая резьба (маленькими кусочками отщепывается дерево). Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных.

Воспитатель : Что за игрушка изображена?

Дети: Мишка.

Воспитатель: Правильно, сейчас мы проведем пальчиковую гимнастику, которая так и называется "Мишка"

Пальчиковая игра «Мишка»
Туки-туки, мишка (постукивание кулаками друг о друга)
В свой бежит домишко (бегают пальчиками).
Забегает во двор
И калитку на запор! (сцепить руки в замок)
Спрятался в домишко (руки над головой, изображая крышу)
Наш мохнатый мишка.
Мишка очень любит спать,
Лапу толстую сосать (обе руки складывают возле уха).

Воспитатель : Такие игрушки мастера делали своими руками, сначала для своих детей, а затем и для других детишек. В умелых руках резчиков осиновые, липовые и березовые чурочки превращаются в чудесные фигурки.
Для изготовление богородской игрушки нужна хорошо просущенная на открытом воздухе древесина липы. Это мягкое дерево хорошо подходит для резки игрушек. После просушки дерево отправляется на зарубку. Обрабатывают будущую игрушку вручную или на токарном станке.
Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону.

(СЛАЙД 5)


Воспитатель : Следующий этап - обрезка специальным богородским ножом. Ручку всех инструментов мастера делают сами - по своей руке. Инструменты строго индивидуальны, как расчёска или зубная щётка.

Воспитатель : Потом деревянную игрушку доводят до совершенства разными стамесками

Воспитатель : Гнущиеся части делают из ивы, а соединяют детали дубовыми штырьками, промазанными клеем ПВА.
В конце покрывают готовое изделие воском и лаком или цветными морилками.

Воспитатель : Богородские изделия бывают некрашеные, сохраняющие природный цвет дерева. Некоторые игрушки расписные.


Воспитатель : Ребята, мы очень много просмотрели видео, поэтому наши глазки устали и нам нужно дать им дать отдохнуть.

«Отдыхалочка»
Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.

Воспитатель : Народные умельцы создают из дерева реалистические образы окружающего мира. Это липовые фигурки людей, животные, часто из народных басен, историй, сказочные персонажи.


Воспитатель : Особенно интересны игрушки с движением: на планках. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.
Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа.

В то далёкое время ни одна ярмарка на Руси не обходилась без дрессированного медведя. Именно отсюда образ медведя впервые попал в игрушку, в которую, можно было играть.

Игрушке «Кузнецы»

(фигурки человека и медведя, которые поочередно бьют молотками по наковальне)

уже более 300 лет.


Воспитатель : А сейчас мы с вами немного отдохнем

Физкультминутка
Я прошу подняться вас- это раз,
Повернулась голова- это два.
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны - четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять.
А теперь тихонько сесть - это шесть.

Воспитатель : Вот мы и познакомились с богородской игрушкой, а теперь я приглашаю вас в мастерскую.

Дети проходят в мастерскую, садятся за столы

Воспитатель :
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса.

Воспитатель : Я раздала вам трафареты богородской игрушки «Кузнецы», но она не раскрашена, поэтому вы сейчас побудите в роли мастеров и раскрасите ее.

Дети за столами выполняют задание - раскрашивают «игрушку»








Воспитатель : Молодцы, сейчас мы сделаем выставку ваших работ.

Воспитатель : Ребята посмотрите, какая яркая выставка у нас получилась. Теперь мы можем подвести итог. О каких игрушках вы сегодня узнали? Почему игрушки называют Богородскими? Из какого материала изготавливают эти игрушки? Какая игрушка вам понравилась больше всех?

Татьяна Кривоногова

Программное содержание:

1. Формировать знания детей о Богородской игрушке.

2. Познакомить детей с Богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

3. Научить видеть красоту деревянной Богородской игрушки, ее занимательность.

4. Развивать интерес к народной игрушке.

5. Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.

Материалы: Листы бумаги формата А 4, простые карандаши, ластики, цветные карандаши, фото иллюстрации или картинки с изображением Богородской игрушки.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент. Беседа с детьми.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Мишки, кубики, машинки

И конструкторы большие,

И мячи и безделушки –

Это все мои - (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, игрушки. Ребята, а у вас есть игрушки? В какие игрушки вы любите играть? (ответы детей)

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением Богородской игрушки и задает вопросы:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а какие игрушки вы видите здесь?

Дети: Красивые расписные игрушки.

Воспитатель: Из чего они сделаны, как вы думаете?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину сделать много таких игрушек. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом, то есть изготавливать деревянные игрушки.

Воспитатель: А что необычного в этих игрушках?

Дети: Они не такие как наши игрушки, мягкие, а сделаны из дерева.

Воспитатель: Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку - дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик - бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. Мишка - дровосек крепится на подставке тумбочке, внутрь которой вставлена пружинка, которая приводит фигурку в действие.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, медведь из сказки сильным стал?

Дети: Да

Воспитатель: А как мы можем еще с вами стать сильными?

Дети: Нужно делать зарядку

Воспитатель: Совершенно верно, давайте и мы с вами сделаем зарядку

Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать (ходьба, руки поднимать (руки вверх,

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз,

Прыгать и скакать (10 прыжков).

2. Рисование Богородской игрушки - медведя

Воспитатель: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать деревянную

игрушку. Героем многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня рисовать. Прежде чем начать рисовать мишку, давайте его внимательно рассмотрим.

Показ изображения Богородского медведя.

Воспитатель: Рассмотрим сначала туловище. Какой формы туловище? (овальной). Что еще есть у мишки? (голова). А какой формы голова? (круглой). Не забывайте, если смотреть сбоку, то мордочка у него удлиненная. Где расположена голова? (если дети затрудняются, воспитатель отвечает, что голова расположена впереди (выше) туловища, и соединена с ним мощной короткой шеей). На что похожи лапы у медведя, какой они формы (овальные, но удлиненные? Где находятся лапы у медведя (внизу туловища? Сколько лап у медведя (2 передние и 2 задние лапы? Что есть на голове у мишки (уши? Какой они формы? (полукруглой). А уши у мишки большие или маленькие? (маленькие). Что еще есть на голове у мишки (глаза, нос? Рассмотрите внимательно лапы у мишки, что на них есть (когти? Ребята, а медведи какого цвета? (коричневого, бурого). Глаза, носик и когти какого цвета? (черного). Молодцы, вы внимательно рассмотрели мишку.

Показ воспитателя способа рисования. Рисование Богородского медведя простым карандашом.

Воспитатель: Прежде, чем разукрашивать нашего мишку цветными карандашами, давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит, (сжимают пальцы правой руки в кулачок, начиная с большого)

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится - (показывают мизинец, вращая им)

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов, (пальцы левой руки изображают клацающую мордочку лисы, догоняющей зайца)

Напетлял и был таков!

Самостоятельная деятельность детей. Разукрашивание Богородского медведя цветными карандашами.

3. Итог. Оформление выставки.

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня?

А что - нет?

В чем испытали трудности? (Ответы детей.)

Воспитатель проводит выставку детских работ.

Дети рассматривают рисунки и делятся впечатлениями, выражают свое мнение.




Публикации по теме:

Интегрированное занятие в второй младшей группе «Богородская игрушка - медведь» музыкальный руководитель Терехова Наталья Александровна воспитатель Вострякова Юлия Викторовна Интеграция образовательных областей: речевое.

Конспект совместной образовательной деятельности по рисованию с детьми в старшей группе «Осьминог» Конспект совместной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». рисование «Осьминог»,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Весна пришла» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в старшей группе. Воспитатель: Матвеева Надежда Николаевна Место работы:.

Цель: Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к культуре и традициям. Задачи:.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Богородская игрушка» Программное содержание: 1. Познакомить детей с богородской игрушкой. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно.