Алюминиевые ложки и клейма на них. Столовое серебро

Вам понадобится

  • Ювелирная лупа
  • Горячая вода
  • Электрическая лампа
  • Магнит
  • Резиновые перчатки,пипетка,азотная кислота

Инструкция

В первую очередь стоит обратить внимание на маркировку изделия. На современных фабричных изделиях обязательно будет стоять , дизайнерские украшения из серебра так же должны маркироваться в пробирной палате, но не все художники выполняют эти правила. На изделиях российского производства вы можете встретить следующие пробы - 960,925,875,830,800. Все они свидетельствуют о процентном содержании серебра в сплаве. Так в изделии с маркировкой 875 содержится 87,5% серебра. Сплав с 80% содержанием серебра используется, в основном, для столовых приборов. Серебро 925 пробы во всем мире принято называть стерлинговым (sterling).

В других странах есть разные стандарты сплавов, поэтому на изделиях из-за рубежа могут быть иные численные пробы, кроме того некоторые страны используют такие маркировки как STERLING, STER, S/S, SILVER. Не стоит забывать и о клеймах. Образцы клейм известных мастеров и крупных фирм знают все, кто интересуется серебром. На серебряных изделиях, выпущенных в Советском Союзе, в качестве клейма, использовалась пятиконечная , на антикварном серебре может красоваться леопард с поднятой лапой. Если вы покупаете антикварное серебряное изделие с рук, поинтересуйтесь имеющимися клеймами и проверьте их через специализированные сайты. В зависимости от страны, эпохи, мастера существуют сотни клейм, проб, марок и их комбинаций.

Чистое , среди металлов, имеет самый высокий коэффициент теплопроводности. Поэтому чем выше проба, чем чище , тем быстрее нагревается изделие. Вы можете опустить в горячую воду две ложки – мельхиоровую и, предположительно, серебряную, вторая должна нагреться быстрее. Кольцо, серьги, цепочка, браслеты из ювелирного, стерлингового серебра очень быстро становятся горячими, их даже рекомендуют снимать перед баней или сауной, чтобы не получить ожог.

Ещё одно свойство серебра – наивысшая светоотражательная способность. Положите серебряное изделие под яркий свет и убедитесь в том, что оно отражает его лучше, чем мельхиоровая или металлическая ложка или так же, как другое серебряное украшение той же пробы. Не забудьте убрать, если это не противоречит художественному решению, с контрольного серебряного изделия патину, которая, безусловно, приглушит свойственный серебру яркий блеск.

Большую популярность имеет следующий тест - если потереть серебряное изделие чистой мягкой светлой тканью, на ней останутся темные пятна. Его эффективность вызывает большие сомнения по ряду причин. Во-первых, вопреки распространенному мнению, серебро не окисляется кислородом, но активно вступает в реакцию с серосодержащими соединениями, которые, в тех или иных количествах, есть в окружающей среде и естественных выделениях человеческого тела. Количество вырабатываемого организмом сероводорода и серы у всех разное, именно поэтому и существует миф о том, что серебро «предчувствует» заболевание владельца и темнеет. Во-вторых, как правило, в сплавах серебра содержится медь, а вот она как раз вступает в реакцию окисления с кислородом, содержащимся в воздухе. Соответственно, чем чище сплав, тем меньше окисление и, соответственно, ниже эффективность «тканевого» теста. И последнее, третье. Производители, прекрасно осведомленные о свойстве серебра и его сплавов, для поддержания товарного вида, защищают изделия от окисления, покрывая его тонким слоем никеля, прозрачным лаком, гальваническим родированием или толстым слоем специального воска.

Ещё один сомнительный тест определяет подлинность серебра при помощи магнита. Да, серебро это диамагнетик, но медь, свинец, кадмий так же не притягиваются магнитом, поэтому единственное, что можно сказать по результатам этого теста, это есть ли в изделии большая примесь железа или никеля.

Один из самых точных тестов серебра – азотной кислотой. Выберите на изделии неприметное место, слегка поцарапайте его, чтобы снять возможное защитное покрытие и капните немного азотной кислоты. Посеребренная латунь, мельхиор, низкокачественный сплав серебра окрасится в зеленый цвет из-за высокого содержания меди, стерлинговое серебро станет кремовым, в черный цвет окрашивается практически чистое серебро.

Ложка которой пользовался предположительно немецкий солдат 1941-1945 год. Нашёл в заброшенном доме. На обратной стороне ручки надпись: "PLEWKIEWICZ GALW", согласно информации из интернета, мною выяснено следующее: " ". Далее выбита цифра "6", по всей видимости она обозначает номер предмета в столовом наборе. потому что оказывается существуют подобные и ложки и вилки. А на окончании ручки выбиты буквы "BM". Сначала я думал, что это инициалы владельца, но всё оказалось проще. "ВМ" обозначают металл из которого сделан предмет, в данном случае "ВМ"-белый металл.(мельхиор). Есть столовые приборы с другим клеймом "Rostfreier Stahl"(нержавеющая сталь).

Возможно, что такие ложки использовались повсеместно. В наших краях много было Румынских солдат, воюющих за фашистскую Германию. Всем известно, что и некоторые польские граждане были в рядах рейха. Не исключено, что подобные сервизы покупались мирными жителями в довоенное и послевоенное время.

У меня уже давно залежалась ещё одна ложка, как оказалась с буквами "ВМ", её я нашёл по молодости на развалинах заброшенного хутора. Она явно гражданского происхождения. На ложках выпущенных Германией специально для армии, офицерского состава имеется клеймо орла со свастикой.

Фирма Fraget.

Для интересующихся посетителей добавляем ещё один экземпляр старинного столового прибора. На фото ниже, мы видим предмет с надписью "Fraget (Фражет)". Это означает, что предмет состоит из меди или медного сплава, сверху гальваническим способом посеребрённый. Основатель завода в Польше, выпускавшего приборы по данной технологии - Йозеф Фражет (1797-1867). Предметы из польского серебра имели большую популярность, их поставляли и царским особам (Сербии, Румынии, Афганистана). В коллекциях известных музеях находятся предметы с маркой "Fraget".

Интересные материалы сайта

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.

На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.

Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .

Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

Обычно чистый состав (999 пробы) благородного металла (будь то золото, серебро) не пригоден для производства качественного ювелирного продукта. Получаемые таким путем предметы слишком хрупкие.

Ради сообщения улучшенных механических свойств и создания более насыщенной блестящей цветовой фактуры, состав обогащают добавлением частей цветных металлов - так получаются сплавы. Маркировка на изделии из драгметалла (в том числе, серебра) показывает содержание драгметалла в сплаве, служит определению его пробы.&

Пробы сплавов драгметаллов для ювелирных изделий и других серебряных предметов, включая столовые приборы, устанавливается законодательством страны. Наиболее ранним подобным стандартом служит стандарт «стерлингового серебра» (925 пробы) - это материал для наилучших серебряных приборов: прочных и самых безопасных для здоровья (поскольку в состав серебра 999 пробы добавляется лишь медь).

Маркировка на серебре - гарантия государства

Каждое государство гарантирует качество продаваемых в стране серебряных изделий. Для этого оно применяет инструмент пробирного контроля. Всё выпускаемое серебро (а также золото и платина) проходят обязательных этап контроля соответствия составу и качеству. В результате успешного завершения процесса на них наносят оттиски пробирных клейм, цифровые коды которых соответствуют пробе.

На фото: пример современной маркировки столового серебряного прибора: слева направо клеймо коллекционной группы изделий - клеймо производителя РФ - клеймо пробы серебра.

Если изделие посеребренное, то должно присутствовать в маркировке и сокращенное название основного сплава/металла.

Для отечественных товаров (выпущенных в период СССР и в современной России), характерны маркировки основного сплава (при, как правило, 90 г покрытии серебром):

  • МН либо МЕЛЬХ — мельхиор;
  • МНЦ — нейзильбер (аналог мельхиора);
  • АЛ — сплавы алюминия;
  • НЕРЖ — нержавеющая сталь (обычно без покрытия; оно применяется для более дорогих сплавов, как мельхиор).

Столовые приборы и прочие предметы, имеющие покрытие серебром и иными драгоценными металлами, имеют двойную маркировку: клеймо+марка основного металла или сплава (как правило, это нейзильберовые и мельхиоровые приборы). Всё это актуально для отечественных изделий. Однако стоит быть предельно осторожными с антиквариатом, поскольку среди него часто встречаются посеребренные предметы с клеймом, обозначающим лишь пробу тонкого серебряного покрытия.

Различия маркировки серебряных изделий

Маркировка с помощью клеймения продукции из серебра разнообразна: каждая страна использует собственные формы и рисунки для пробирных клейм.

Метрической системы маркировки проб серебра придерживается подавляющее большинство государств, включая Россию. Согласно данной системе пробу обозначают числом частей серебра на 1 000 весовых единиц сплава. Таким образом, в международной системе появились (актуальные и сегодня) пробы: 750, 800, 875, 916, 925, 960, 999.

Маркировка пробы позволяет определить и «присадки». Поскольку чистое серебро мягкое и хрупкое, его подвергают легированию - добавке более пластичных и твердых металлов. В виде таких элементов главное место отводится меди, делающей серебро качественно твердым и стойким к истиранию. Но применяют также и вредный для организма, но придающий прекрасный блеск, цинк. Наряду с ним используют никель, кадмий и облегчающий изделие прочный алюминий.

Широчайшие мировое применение имеют сплавы: 960, 925.

Сплав 875-й пробы используют для изготовления украшений и предметов сервировки стола. Сплав 916 пробы - для производства предметов сервировки стола с покрытием эмалью, сплав 960-й пробы - для изготовления филигранных изделий. В некоторых странах, например, в Италии, поверхность серебряных украшений дополнительно радируется, для того чтобы придать им стойкость к окислению.

Фото: подобная отечественная маркировка на серебре дает информацию о периоде изготовления и пробе. Звезда (символ СССР) позволяет сказать, что изделие выпущено после 1928 г. А царская Россия в маркировке использовала клеймо завода-изготовителя или мастера (артели).