4 вида простых переплетения ткани из бумаги. Ткань саржа – что это такое, виды и преимущества

Переплетения тканей: от вида переплетения нитей основы и утка зависит характер и рисунок лицевой поверхности ткани.

Виды ткацких переплетений.

В зависимости от сложности ткацкие переплетения делятся:

1. Простые (гладкие)
2. Мелкоузорчатые
3. Сложные
4. Крупноузорчатые

Простые (гладкие) ткацкие переплетения:

Полотняное
- саржевое
- атласно-сатиновое

Полотняное переплетение: основные и уточные нити чередуются через одну нить.

Схема полотняного переплетения.

Ткани полотняного переплетения имеют одинаковую поверхность.
Раппорт равен двум нитям.
Полотняное переплетение применяется для выработки:
Хлопчато-бумажных тканей: ситец, бязь, маркизет, батист.
Льняные ткани: бортовка, парусина.
Шелковые ткани: креп-дешин, креп-жоржет.
Шерстяные ткани: сукна и костюмные ткани.

Саржевое переплетение имеет отличительную особенность - "рубчик".


Схема саржевого переплетения.

На лицевой поверхности рубчик идет снизу вверх слева направо.
Характерные признаки: наименьшее число нитей в раппорте 3.
При прокладывании уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить.
Саржевое переплетение обозначается дробью: число основных перекрытий / число уточных перекрытий.
Саржа: 1/2, 1/3, 1/4 - уточная
Саржа: 2/1, 3/1, 4/1 - основная.
Саржевое переплетение обладает большей эластичностью, мягкостью, но меньшей плотностью, чем полотняное, т.к. перекрытия более удлиненные.

Атласное (сатиновое) переплетение
Ткани имеют на лицевой поверхности удлиненные перекрытия - поэтому лицевая поверхность гладкая и блестящая.

На поверхности сатина - уточные нити.

Схема сатинового переплетения.

На поверхности атласа - основные нити.

Схема атласного переплетения.

Раппорт не менее 5.
Сатиновым переплетением вырабатывают хлопчато-бумажную ткань - сатин.
У сатина высокая плотность по утку.
Атласным переплетением вырабатывают ткани:
Хлопчато-бумажные: сатин-дубль, ластик
Шелковые: креп-сатин, корсетные ткани, подкладочные.
У атласно-сатиновых тканей повышенное сопротивление к истиранию, но эти ткани очень сыпучи и скользят при раскрое.

Мелкоузорчатые переплетения

Производные
- комбинированные

Производные переплетения получаются путем усложнения или изменения простого переплетения.

Производные полотняного переплетения: репсовые переплетения и "рогожка".

Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных или уточных нитей, т.е. основная нить может идти через 2-3 и более уточных нитей (или наоборотуточная нить может идти через 2-3 и более основных нитей). Репс бывает продольный или поперечный.


Схема продольного репсового переплетения.


Схема поперечного репсового переплетения.

"Рогожка" - двойное или или тройное полотняное переплетение.


Схема переплетения "рогожка".

Производные саржевого переплетения: усиленная саржа, сложная саржа, ломаная саржа.

Усиленная саржа отличается от простой саржи тем, что в ее переплетении нет одиночных перекрытий.
Плательные ткани: шотландка, кашемир (2/2)
Костюмные: бостон, шевиот (3/3)

Сложная саржа - чередование диагональных рубчиков.
Ломаная саржа ("Ёлочка")

Производные сатинового переплетения: усиленный сатин.

Комбинированные переплетения ::
- креповые
- орнаментные
- рельефные
- ажурные

Орнаментные переплетения создают на поверхности ткани узоры в виде полосок, клеток и контуров.

Креповые переплетения . На лицевой поверхности разбросаны удлиненные перекрытия, которые придают мелкозернистый вид ткани.

Рельефные переплетения - образуют на ткани рисунок с выступающими нитями: вафельные ткани.

Просвечивающие переплетения придают ткани ажурный вид. Нить основы или утка сдвигается с образованием просвета.

Сложные переплетения образуются из трех и более систем нитей.
К сложным переплетениям относятся:
- двухлицевые
- двухслойные
- пике
- ворсовые
- петельные
- перевивочные

Двухлицевые и двухслойные применяются для байки и драпа.

Ворсовые переплетения Ткани ворсовых переплетений имеют разрезной вертикально стоящий ворс. Ворс может быть сплошным или рисунчатым.
Ворсовые перплетения образуются из трех систем нитей:
1 ворсовая
2-3 коренные
Хлопчатобумажные ворсовые ткани: вельвет, бархат
Шелковые: бархат, велюр, плюш, искусственный мех.

Петельные переплетения: мохровая ткань.

Крупноузорчатые переплетения Размеры и формы рисунка очень разнообразны.
Бывают:
- простые
- сложные.
Ткани с крупноузорчатыми переплетениями: покрывала, гобелена, скатерти, салфетки.

Существует множество видов материй: натуральные - шёлк, шерсть, хлопок, искусственные - вискоза, синтетические и различные смеси. Разнообразие тканей обусловлено не только сырьём. Вид переплетения нитей основы и утка определяет прочность, рельефность, рисунок и другие свойства готовой материи. Сатиновое переплетение - одно из базовых. Существуют и производные от сатинового типы плетения, которые обогащают тканевый рынок.

Что такое сатиновое плетение

Ткань состоит из двух линий пряжи: основы и утка. От их переплетения зависит внешний вид и свойства ткани. Перекрытием называется место переплетения нитей уточных и основных нитей. В сатиновом переплетении ткани используется удлинённое перекрытие. Из-за этого ткань выглядит гладкой. Если берётся перекрученная пряжа, то готовая материя обретает рельефность и блеск.

Схема сатинового переплетения: уточная нить покрывает четыре или более основных. Сатиновое переплетение схоже с . В последнем случае нити основы являются преобладающими, они перекрывают по четыре уточных нити.


Именно такое переплетение делает материю мягкой и гладкой: нити при таком расположении заламываются меньше.

Свойства тканей с сатиновым переплетением

Из каких бы нитей ни была соткана материя, сатиновое переплетение придаёт ей определённые свойства:

  • гладкость,
  • плотность,
  • мягкость,
  • блеск,
  • износостойкость,
  • сохранение насыщенности цвета после окрашивания.


У такого типа текстиля есть недостаток: при раскрое полотна с удлинённым перекрытием срезы могут сильно осыпаться. Для работы с сатином требуется навык. Осыпание никак не влияет на устойчивость к износу готового изделия. Другое свойство, которое может расцениваться как минус - это скольжение. Спать на сатиновом постельном белье рекомендуется в хлопчатобумажной пижаме. Для шитья одежды обязательно используется подклад.

Виды материй и их применение

Ткани с сатиновым переплетением так и называются - сатин. Изначально материал изготавливался из шёлка. Сегодня сырьём могут быть как натуральные, так искусственные и синтетические волокна.


Несколько примеров сатиновых материй, их свойства и применение:

  1. Из шёлковой пряжи получаются такие ткани, как . В основе текстиля нити шёлка-сырца, в утке - креп-шёлк (с очень сильной скруткой). Это дорогостоящие материи. На лицевой стороне креп-сатин блестящий и зернистый, на изнанке - матовый и гладкий. Ткань приятна к телу. Её используют для пошива деликатных изделий: вечерних платьев, блузок, костюмов для торжества. Интересное свойство креп-сатина - для одежды могут использоваться обе стороны полотна.
  2. На основе хлопковых волокон изготавливаются материи, которые по гладкости приближаются к шёлковым, но при этом стоят гораздо дешевле. Хлопковый сатин лёгкий и мягкий, его часто используют для пошива постельных комплектов. Материи могут быть и набивными. Свойства хлопкового сатина: прочность, устойчивость к частым стиркам, гигроскопичность, приятный охлаждающий эффект.
  3. Из шерсти вырабатывают дорогостоящую тонкую и плотную ткань - драп-сатин. Она очень тёплая, не мнётся, защищает от ветра, красиво облегает фигуру. Используется для пошива верхней одежды.
  4. Полиэстер сатинового плетения внешне напоминает шёлк. Он такой же гладкий и блестящий, но свойства синтетической материи не столь хороши. Она электризуется, сильно скользит, мнётся. Кожа в такой ткани практически не дышит. Преимущество - их невысокая стоимость.
  5. Смесовые материи изготавливают из полиэстерных и хлопковых волокон, например, . Из полотна шьются шторы, скатерти, покрывала, халаты и другой домашний текстиль. Полисатин с преобладанием синтетических нитей способен вызывать раздражение и закатывается.


Как ухаживать за сатином

Уход подбирается в соответствии с составом ткани. В большинстве случаев сатиновые материи устойчивы к частой стирке, не выцветают, не закатываются. Допускается как машинная, так и ручная стирка, применение отбеливателей. Утюжить ткани тоже нужно на специальных режимах. При грамотном уходе по рекомендациям на ярлычке вещь с сатиновым переплетением прослужит очень долго.

Сатиновое плетение входит в группу базовых видов вместе с атласным, и полотняным. Отличная устойчивость к износу, красивый внешний вид и приятная текстура делают сатиновые материи популярными в разных сферах от постельного белья до модных деталей гардероба.

Класс: 6 технология

Дата: 28.11.2014

Тема:Виды ткацких переплетений .

Цели урока:

1. Ознакомить учащихся с классификацией ткацких переплетений

2. Изучить понятия “Раппорт”, “Раппорт по основе” “раппорт по утку”.

3. Научить определять вид переплетения по лицевой и изнаночной стороне ткани и выполнять их.

4. Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.

5. Развитие сенсорных и моторных навыков.

6. Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.

Методы обучения:

1. словесные: вопросы, объяснение, беседа

2. объяснительно-иллюстративный,

3. наглядные: слайды, таблицы, коллекции образцы тканей и переплетений, ИК.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

2. Сообщение темы урока:

«Виды ткацких переплетений»

Цель урока.

Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать? (Ответы написать на листах и прикрепить на доску, от каждой группы по одному ответу.)

Давайте поиграем и вспомним, что мы уже знаем из курса 5 класса и предыдущего урока о происхождении натуральных волокон, ткачестве, основе и утке, о долевой нити и правилах ее нахождения.

3. Актуализация знаний:

Вопросы к классу:

Какие волокна называются натуральными?

Перечислить животных, из шерсти которых получают волокно.

Какова последовательность первичной обработки шерсти?

Что называют натуральным шелком?

Перечислить стадии тутового шелкопряда.

Страна происхождения шелка? Какова цель первичной обработки шелка?

Как определить в ткани долевую и уточную нить?

Что такое основа и уток?

По образцу определить долевую нить в ткани.

4.Объяснение новой темы.
В зависимости от сложности ткацкие переплетения делятся:
1. Простые (гладкие)
2. Мелкоузорчатые
3. Сложные
4. Крупноузорчатые
Простые (гладкие) ткацкие переплетения:
- полотняное
- саржевое
- атласно-сатиновое
Полотняное переплетение: основные и уточные нити чередуются через одну нить.


Схема полотняного переплетения.


Ткани полотняного переплетения имеют одинаковую поверхность.
Раппорт равен двум нитям.
Полотняное переплетение применяется для выработки:
Хлопчато-бумажных тканей: ситец, бязь, маркизет, батист.
Льняные ткани: бортовка, парусина.
Шелковые ткани: креп-дешин, креп-жоржет.
Шерстяные ткани: сукна и костюмные ткани.

Саржевое переплетение имеет отличительную особенность - "рубчик".


Схема саржевого переплетения.

На лицевой поверхности рубчик идет снизу вверх слева направо.
Характерные признаки: наименьшее число нитей в раппорте 3.
При прокладывании уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить.
Саржевое переплетение обозначается дробью: число основных перекрытий / число уточных перекрытий.
Саржа: 1/2, 1/3, 1/4 - уточная
Саржа: 2/1, 3/1, 4/1 - основная.
Саржевое переплетение обладает большей эластичностью, мягкостью, но меньшей плотностью, чем полотняное, т.к. перекрытия более удлиненные.

Атласное (сатиновое) переплетение
Ткани имеют на лицевой поверхности удлиненные перекрытия - поэтому лицевая поверхность гладкая и блестящая.

На поверхности сатина - уточные нити.

Схема сатинового переплетения.

На поверхности атласа - основные нити.

Схема атласного переплетения.

Раппорт не менее 5.
Сатиновым переплетением вырабатывают хлопчато-бумажную ткань - сатин.
У сатина высокая плотность по утку.
Атласным переплетением вырабатывают ткани:
Хлопчато-бумажные: сатин-дубль, ластик
Шелковые: креп-сатин, корсетные ткани, подкладочные.
У атласно-сатиновых тканей повышенное сопротивление к истиранию, но эти ткани очень сыпучи и скользят при раскрое.

Мелкоузорчатые переплетения

Производные
- комбинированные

Производные переплетения получаются путем усложнения или изменения простого переплетения.

Производные полотняного переплетения: репсовые переплетения и "рогожка".

Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных или уточных нитей, т.е. основная нить может идти через 2-3 и более уточных нитей (или наоборотуточная нить может идти через 2-3 и более основных нитей). Репс бывает продольный или поперечный.

Схема продольного репсового переплетения.


Схема поперечного репсового переплетения.

"Рогожка" - двойное или или тройное полотняное переплетение.


Схема переплетения "рогожка".

Производные саржевого переплетения: усиленная саржа, сложная саржа, ломаная саржа.

Усиленная саржа отличается от простой саржи тем, что в ее переплетении нет одиночных перекрытий.
Плательные ткани: шотландка, кашемир (2/2)
Костюмные: бостон, шевиот (3/3)

Сложная саржа - чередование диагональных рубчиков.
Ломаная саржа ("Ёлочка")

Производные сатинового переплетения: усиленный сатин.

Комбинированные переплетения ::
- креповые
- орнаментные
- рельефные
- ажурные

Орнаментные переплетения создают на поверхности ткани узоры в виде полосок, клеток и контуров.

Креповые переплетения . На лицевой поверхности разбросаны удлиненные перекрытия, которые придают мелкозернистый вид ткани.

Рельефные переплетения - образуют на ткани рисунок с выступающими нитями: вафельные ткани.

Просвечивающие переплетения придают ткани ажурный вид. Нить основы или утка сдвигается с образованием просвета.

Сложные переплетения образуются из трех и более систем нитей.
К сложным переплетениям относятся:
- двухлицевые
- двухслойные
- пике
- ворсовые
- петельные
- перевивочные

Двухлицевые и двухслойные применяются для байки и драпа.

Ворсовые переплетения Ткани ворсовых переплетений имеют разрезной вертикально стоящий ворс. Ворс может быть сплошным или рисунчатым.
Ворсовые перплетения образуются из трех систем нитей:
1 ворсовая
2-3 коренные
Хлопчатобумажные ворсовые ткани: вельвет, бархат
Шелковые: бархат, велюр, плюш, искусственный мех.

Петельные переплетения: мохровая ткань.

Крупноузорчатые переплетения Размеры и формы рисунка очень разнообразны.
Бывают:

- простые
- сложные.
Ткани с крупноузорчатыми переплетениями: покрывала, гобелена, скатерти, салфетки.

5. Закрепление изученного.

Вопросы

Переплетение двух взаимно перпендикулярных систем нитей основы и утка называют ткацким переплетением, или переплетением ткани. Нити основы расположены вдоль ткани, нити утка поперек. Нити основы и утка огибают одна другую или перекрывают сразу несколько нитей другой системы, располагаясь то с лицевой, то с изнаночной стороны ткани. Различная последовательность переплетения основных и уточных нитей создаст на поверхности ткани разнообразные рисунки. Так переплетения формируют внешний вид тканей. Переплетения влияют и на свойства тканей. Чем чаще переплетаются нити, переходя с лицевой стороны ткани па изнаночную и обратно, тем сильнее они связаны между собой, тем жестче структура ткани и больше ее прочность. Нити с частыми изгибами придают поверхности ткани матовость; нити с длинными перекрытиями делают ее гладкой, блестящей, скользкой. Ткани с длинными перекрытиями устойчивее к истиранию, но легче осыпаются по срезам.

Графическое изображение переплетения ткани называют схемой переплетения. Зарисовку ткацких переплетений выполняют на клетчатой бумаге. Условно принято считать каждый вертикальный ряд клеток основной нитью, а каждый горизонтальный - уточной нитью. Каждая клетка представляет собой пересечение основных и уточных нитей и называется перекрытием. Если на лицевую сторону ткани выходит основная нить, перекрытие называется основным и при зарисовке заштриховывается. Если на лицевую сторону ткани выходит уточная нить, перекрытие называется уточным и при зарисовке его оставляют незаштрихованным.
Перекрытия чередуются в определенной последовательности в каждом ряду основы и в каждом ряду утка, образуя на поверхности ткани один и тот же повторяющийся рисунок, который называется раппортом и обозначается буквой R.

Различают раппорт по основе Ro, и раппорт по утку Rу. Раппорт по основе равен числу нитей основы, составляющих рисунок переплетения. Раппорт по утку соответственно равен числу нитей утка в рисунке переплетения. На схеме переплетения раппорт обычно обозначают в нижнем ювом углу линиями, выходящими за пределы схемы и выделяю- щими при своем пересечении прямоугольник или квадрат рисунка переплетения, который повторяется по всей длине и ширине ткани.

Различают четыре класса ткацких переплетений (рис. 11):

  • простые, или главные;
  • мелкоузорчатые;
  • сложные;
  • крупноузорчатые.

Особенности простых переплетений состоят в следующем:

  • раппорт по основе всегда равен раппорту по утку;
  • в пределах раппорта каждая основная нить переплетается с уточной только один раз.

К простым переплетениям относят полотняное, саржевое, са ти- повое (атласное).

Саржевое переплетение образует характерный рубчик, идущий по диагонали ткани снизу вверх слева направо.


Отличигельные особенности саржевого переплетения:

    • число нитей в раппорте не меньше трех (Ro=Ry=3);
    • при каждой последующей прокидке уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить.

Раппорт саржевого переплетения обозначается дробью: числитель показывает число основных перекрытий в пределах раппорта, а знаменатель - число уточных перекрытий. Раппорт саржи равен сумме цифр числителя и знаменателя. Если на лицевой поверхности ткани саржевого переплетения преобладают основные нити, саржа называется основной (рис. 13 ), например саржа 2/1, 3/1, 4/1 и др. Если на лицевой поверхности ткани преобладают уточные нити саржа называется уточной, например саржа 1/2, 1/3, 1/4.

Саржевым переплетением вырабатывается разнообразный ассортимент тканей. Основное саржевое переплетение обычно применяется для производства полушелковых подкладочных тканей, в которых на лицевую сторону выводятся основные шелковые нити. Уточным саржевым переплетением вырабатываются полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Рубчик в тканях саржевых переплетений на лицевой поверхности обычно идет слева направо, но в некоторых тканях может иметь противоположное направление (обратное саржевое переплетение). Угол наклона рубчика зависит от раппорта переплетения, толщины нитей, плотности основы и утка. В равноплотных саржевых тканях, имеющих основу и уток одинаковой толщины, рубчик обычно идет под углом 45°.

  • Особенности сатинового (атласного) переплетения :
    • при каждой следующей прокладке уточной нити ткацкий рисунок сдвигается не менее, чем на две нити (а не на одну, как в полотняном или саржевом переплетении).
    • Минимальное число нитей в раппорте (Ro=Ry= 5).

Сатиновые и атласные переплетения позволяют придать тканям гладкую, блестящую лицевую поверхность.

Лицевой застил в тканях сатиновых переплетений образуется и уточных нитей, в тканях атласных переплетений - из основных ни тей. Например, в пятиниточном сатиновом переплетении каждая уточная нить перекрывает четыре нити из пяти основных. При каждои последующей прокладке уточной нити производится сдвиг перекрытий па две (рис. 15 ) или на три нити. Атласное переплетение - негатив сатинового: каждая основная нить перекрывает четыре нити из пяти уточных. Наибольшее распространение имеют сатин и атлас с раппортами 5, 8, 10. В восьминиточных сатинах и атласах сдвиг равен трем или пяти нитям, в десятиниточных - трем или семи нитям.

Сатиновыми и атласными переплетениями вырабатывают такие ткани, как сатин, атлас, ластик, корсетные и др.

Удлиненные перекрытия придают этим тканям устойчивость к трению, но слабое закрепление длинных перекрытий в структуре ткани увеличивает их осыпаемость.

Мелкоузорчатые переплетения подразделяются на производные и комбинированные. Это наиболее многочисленный класс ткацких переплетений. Такие переплетения создают на тканях несложные рисунки в виде рубчиков, полос, «елочек», квадратиков, ромбов и т.д. Размеры рисунков обычно не превышают 1 см и зависят от раппорта по основе (до 24 нитей) и толщины нитей основы и утка. В отличие от простых переплетений в мелкоузорчатых раппорты по основе и по утку могут быть различными.

К производным саржевого переплетения относятся усиленная, ломаная, обратная и сложная саржа.

К сложным переплетениям относятся двухлицевые, двухслойные, пике, ворсовые, петельные и перевивочные. Такие ткани вырабатывают из нескольких (трех и более) систем основных и уточных нитей. Дополнительные системы нитей при выработке этих тканей вводятся для увеличения толщины, плотности, улучшения теплозащитных свойств.

Крупноузорчатые переплетения имеют большой раппорт и могут быть выработаны только на жаккардовых станках. Рисунки крупноузорчатых переплетении чрезвычайно разнообразны по размерам, форме, колориту, тематике, сюжетам: геометрические и растительные орнаменты, цветочные узоры, сложносюжетные композиции в панно, картинах, гобеленах, коврах и т.д. Крупноузорчатые переплетения делятся на простые и сложные.

      • Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей и применяются для выработки скатертей, салфеток, льняных и полульняных полотенец и разнообразного ассортимента тканей: хлопчатобумажных дамаст, сатин-жаккард; шелковых дамассе, альпак, тавар, дудун, штоф, парча; шерстяных платьевых и некоторых пальтовых тканей; льняных портьерных, декоративных, нарядных бельевых и г. д.
      • Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех и более систем нитей и могут иметь разнообразные по фактуре узоры: ворсовые, петельные, рельефные, плоские многоцветные и др. Сложными крупноузорчатыми переплетениями вырабатываются ковры, гобелены, пикейные покрывала, мебельно-декоративные ткани, разнообразный ассортимент тканей для одежды.

6.1 Главные переплетения

Тканью называется гибкое, довольно прочное текстильное изделие, имеющее большую длину. Ткань образуется путем взаимного переплетения двух систем нитей - основы и утка, расположенных перпендикулярно друг другу.

С целью изучения различных видов ткацких переплетений их принято объединять в классы. Кроме того, каждый класс переплетений делят на группы, в которые объединяют переплетения, имеющие общий характер строения. Существует четыре класса ткацких переплетений:

1) главные переплетения (гладкие);

2) мелкоузорчатые переплетения;

3) сложные переплетения;

4) крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения.

Главные переплетения.

Класс главных переплетений включает в себя три вида переплетений:

1) полотняное переплетение;

2) саржевое переплетение;

3) атласное (сатиновое) переплетение.

Перечисленные виды переплетений являются самыми простыми из существующих, потому что у них в пределах раппорта каждая нить основы перекрывает или перекрывается только одной нитью утка. Это правило выполняется и в отношении нитей утка. То есть в пределах одного раппорта на каждой нити основы или утка может быть только одно основное перекрытие или только одно уточное перекрытие. Из сказанного выводится определение главных переплетений:

Переплетения называются главными, если каждая нить основы и утка в пределах раппорта имеет только одно перекрытие, отличающееся от остальных на этой же нити.

Из этого определения логически выводится, что в главных переплетениях

Ro = Ry = R перепл.

Это следствие логически доказывается от противного. Предположим, что в главном переплетении Ro не равен Ry, например, Ro > Ry (Илл. 60 А).

В этом случае четвертая нить основы не должна иметь перекрытий, так как, если предположить, что четвертая нить основы перекрывает любую из нитей утка, то в этом случае нарушится определение главных переплетений.

Предположим, что Ro < Ry (Илл. 60 Б).

В этом случае четвертая нить утка также не должна иметь перекрытий, так как в противном случае нарушится определение главных переплетений.

Таким образом, в обоих рассмотренных примерах четвертая нить будет не заработана в ткани, и, следовательно, она не является частью раппорта переплетения.

Каждое переплетение помимо раппорта характеризуется еще одним параметром: сдвигом перекрытий.

Сдвиг перекрытия - это число, которое показывает, на сколько нитей отстоит одиночное перекрытие рассматриваемой нити относительно одиночного перекрытия соседней нити (последующей или предыдущей). Сдвиг перекрытия обозначается S.

Сдвиг перекрытия различается по направлению. Сдвиг перекрытия по нитям основы (вертикальный сдвиг) обозначают So (Илл. 61). Сдвиг по нитям утка (горизонтальный сдвиг) обозначают Sy (Илл. 62).

Сдвиг рассматривают как векторную величину, то есть учитывают его направление. Для вертикального сдвига за положительное направление отсчета принимают направление снизу вверх, а за отрицательное - сверху вниз. Для горизонтального сдвига за положительное направление отсчета принято направление слева направо, за отрицательное - справа налево.

В главных переплетениях сдвиг - величина постоянная и

So = Sy.

При изучении ткацких переплетений очень важно научиться их анализировать. Для этого необходимо ввести такие понятия, как «разрез ткани по основе» и «разрез ткани по утку».

Разрез по основе или продольный разрез ткани - это схематический рисунок, в котором нити утка изображены в виде небольших кружков (в разрезе), а нить основы, по которой и производится разрез, изображена в виде линии. Нить основы располагается то под нитями утка, то над ними, в зависимости от переплетения.

Разрез по утку, или поперечный разрез ткани - это схематический рисунок, в котором нити основы изображены в виде небольших кружков (в разрезе), а нить утка, по которой и производится разрез, изображена в виде линии. Нить утка располагается то под нитями основы, то над ними, в зависимости от переплетения.

На Илл. 63 представлены разрезы по четвертой нити основы и шестой нити утка. Стрелочками указано направление «сверху».

Полотняное переплетение (полотно) является самым простым из всех главных, так как имеет минимальный раппорт переплетения

Ro = Ry = 2 (Илл. 64)

Для выработки данного переплетения достаточно двух ремизок при рядовой проборке, поэтому данное переплетение может называться «двух ремизным». В случае выработки плотной ткани полотняного переплетения применяют рассыпную проборку на четырех или шести ремизках (см. 5.6 «Виды проборок»).

Полотняное переплетение широко применяется во всех отраслях ткацкого производства и может иметь различные названия. Так, например, в производстве хлопчатобумажных тканей оно называется «миткалевое переплетение» или «гроденапль». Ткани, выработанные этим переплетением: бязь, ситец, шифон, батист, маркизет, вуаль, туаль. В производстве льняных тканей им вырабатывают холсты, парусину, брезент. В производстве шерстяных тканей - различные сукна. В производстве шелка - крепдешин, креп-жоржет и т. д.

Кромка для тканей полотняного переплетения вырабатывается на тех же ремизках, что и фон, но кромочные нити пробираются по две нити в галево и по четыре нити в зуб берда или кромочную пряжу берут большей линейной плотности по сравнению с фоном, (выше текс или меньше номер пряжи) (см. 5.2 «Подготовка нитей основы и утка к ткачеству»).

Полотняное переплетение относится к двусторонним, так как лицо и изнанка такой ткани имеют по 50 % основных и уточных перекрытий и представляют собой негатив друг друга. Однако можно выработать полотняное переплетение с основным или уточным эффектом. Так, если при выработке полотняного переплетения использовать малую плотность ткани по основе, а нити утка располагать в ткани плотно, то они будут полностью закрывать нити основы. Такое полотняное переплетение будет создавать уточный эффект, так как нити утка в ткани становятся доминирующими, и получится полотняное переплетение с уточным эффектом (в этой технике ткались классические шпалеры - прим, автора).

Если, наоборот, пробрать в бердо нити основы с большой плотностью и добиться того, чтобы они в ткачестве закрыли нити утка полностью или частично, то такое переплетение можно назвать полотняным переплетением с основным эффектом.

Саржевое переплетение (саржа), так же, как и полотно, относится к классу главных переплетений.

Слово «саржа» известно в русском языке с XVIII века. Оно имеет французское происхождение и переводится как «шелк».

В отличие от полотняного раппорт саржевого переплетения увеличивается и становится больше или равен 3, т. е. минимальный раппорт саржи равен 3. Сдвиг в сарже, как и в полотняном переплетении равен 1 и может быть как положительным, так и отрицательным числом. Увеличение раппорта саржи при сохранении абсолютной величины сдвига перекрытий изменяет характер внешней поверхности тканей саржевого переплетения. Характерной особенностью тканей этого переплетения является наличие на поверхности ткани хорошо заметных диагоналей (Илл. 65).

Положительное или отрицательное направление сдвига перекрытия в саржевом переплетении оказывает влияние на направление диагонали саржи. При положительном сдвиге диагональ идет снизу вверх и слева направо (Илл. 65 А). Ткань с такой диагональю называется правая саржа. При отрицательном сдвиге диагональ идет справа налево, и такая ткань называется левой саржей (Илл. 65 Б).

Диагонали могут иметь различный наклон в зависимости от сочетания плотностей ткани по основе и по утку. В случае равенства этих плотностей, саржевая диагональ имеет угол наклона 45 градусов. Если плотность ткани по основе превышает плотность по утку, то угол наклона саржевой диагонали будет больше 45 градусов. Если плотность по утку выше плотности ткани по основе, то угол наклона диагонали будет меньше 45 градусов.

Саржа обозначается дробью, числитель которой соответствует числу основных перекрытий на каждой нити основы или утка, а знаменатель - числу уточных перекрытий на каждой нити основы или утка. Сумма числителя и знаменателя дает раппорт саржи.

В отличие от полотняного переплетения, где число основных и уточных перекрытий в раппорте одинаково, в саржевом переплетении могут преобладать основные, или уточные перекрытия. В том случае, если числитель дроби, которой обозначена саржа, больше знаменателя, значит, в сарже преобладают основные перекрытия, следовательно, саржа имеет основный эффект (Илл. 65 Б). Здесь представлена левая саржа 2/Е.

В том случае, если числитель дроби, которой обозначена саржа, меньше знаменателя, значит, в сарже преобладают уточные перекрытия, следовательно, саржа имеет уточный эффект (Илл. 65 А). Здесь представлена правая саржа 1/2.

Наличие в саржевом переплетении различных эффектов обуславливает лицевую и изнаночную сторону в тканях этого вида.

Ткани саржевого переплетения, также как и ткани полотняного ткут с использованием рядовой проборки на количестве ремизок равном раппорту переплетения. В случае большой плотности ткани и малого раппорта переплетения применяют рассыпную проборку. Кромки при ткачестве вырабатывают каким-либо другим переплетением, например, полотняным.

Ткани саржевого переплетения с основным эффектом принято вырабатывать лицом вниз (т. е. с изнаночной стороны. - прим, автора), чтобы избежать лишней нагрузки на зевообразовательный механизм ткацкого станка.

Так как в саржевом переплетении в отличие от полотняного, есть длинные основные или уточные настилы (несколько основных или уточных перекрытий, расположенных рядом и образующих линию - прим, автора), то и закрепление нитей в саржевых тканях несколько хуже. И при равных условиях ткачества плотность тканей саржевого переплетения получается меньше, чем у тканей полотняного. Для устранения этого недостатка ткани саржевого переплетения вырабатывают с большей плотностью, чем ткани полотняного переплетения. Однако ткани саржевого переплетения мягче, чем полотно и лучше драпируются, что особенно ценится при выработке шерстяных тканей.

Также как и полотняное переплетение, саржевое находит применение во всех отраслях ткацкого производства. Этим переплетением вырабатывают хлопчатобумажные плательные ткани - шотландка, бумазея; льняной тик; шерстяные ткани - кашемир, твид, бостон, трико.

Атласное и сатиновое переплетения представляют собой лицевую и изнаночную стороны одной ткани.

Особенность этого переплетения состоит в том, что здесь нити основы или утка образуют длинные настилы, которые в ткани перекрывают одиночные перекрытия. В атласном переплетении есть одиночные уточные перекрытия и длинные основные настилы (Илл. 66 А), а в сатиновом переплетении - наоборот - длинные уточные настилы и одиночные основные перекрытия (Илл. 66 Б). Для того чтобы длинные настилы полностью перекрывали одиночные перекрытия, последние должны быть равномерно рассредоточены по поверхности ткани. Кроме того, одиночные перекрытия должны находиться примерно на одинаковом расстоянии друг от друга.

В атласах и сатинах в отличие от полотняного и саржевого переплетений сдвиг не равен 1, а может быть больше 1, но меньше, чем R-1. Минимальный раппорт атласа (сатина) равен 5. В атласном переплетении S и R обязательно должны быть взаимно простыми числами, т. е. не иметь общих множителей. В противном случае нарушается порядок перекрытий нитей основы с нитями утка, характерный для главных переплетений. При нескольких возможных вариантах сдвигов надо выбирать сдвиг, величина которого приближается к R/2. При построении рисунка атласного переплетения пользуются таблицей.

Например, построим таблицу для атласа, представленного на рис. 36 A, S=2. В верхней части таблицы отметим нити основы и нити утка (Илл. 67). Нити основы идут подряд. Напротив первой нити основы отмечаем первую нить утка. Напротив второй нити основы, прибавив к одному число сдвига (в данном случае 2), отмечаем третью нить утка. Напротив третьей нити основы, прибавляя сдвиг к трем, отмечаем пятую нить утка. Напротив четвертой нити основы, прибавляя сдвиг к пяти, получаем семь, т. е. число, большее раппорта переплетения, поэтому от полученного числа отнимаем значение раппорта (в данном случае число пять). Таким образом, отняв от семи пять, отмечаем число два. Напротив пятой нити основы, прибавляя к двум число сдвига, отмечаем четыре.

Помимо постоянного сдвига, в атласных переплетениях возможно использование переменного сдвига. Так как при использовании переменного сдвига нарушается признак главных переплетений, то атласы и сатины, полученные таким образом, называются неправильными атласами (сатинами).

Например, популярным переплетением является четырех нитный (четырех ремизный) атлас (сатин), в котором Sl=l, S2=2, S3=3 (Илл. 68).

Существуют неправильные шести ремизные и восьми ремизные атласы и сатины. Неправильный шести ремизный атлас или сатин имеет S1 =2, S2=2, S3=3. S4^4, S5=4. Такое переплетение называется «руаяль» (Илл. 69).

Восьми ремизный неправильный атлас или сатин имеет S1 =2, S2=2, S3=2. S4=3, S5=6, S6=6, S7=6. Такой атлас или сатин будет называться «ломаным» (Илл. 70).

Если вариант переменных сдвигов следующий: S 1=2, S2=5, S3=2. S4=3, S5=2, S6=5, S7=2, to такой атлас или сатин будет называться мозаичным (Илл. 71).

При выработке атласов и сатинов применяют рядовую проборку, количество используемых ремизок равно раппорту переплетения по основе. Для уменьшения нагрузки на зевообразовательный механизм ткацкого станка, атласы вырабатывают лицом вниз.

Из книги Пилотируемые полеты на Луну автора Шунейко Иван Иванович

Главные составные части системы навигации и управления полетом корабля Apollo Главные составные части и приборы системы управления и навигации корабля Apollo: блок инерциальных измерений; астронавигационный блок оптических измерений; бортовая ЭЦВМ; пульт управления с

Из книги Энергия волн автора Росс Дэвид

Главные роли. Министерство энергетики, Руководящий комитет по волновой энергетике, Харуэлл, Центральное электроэнергетическое управление, Саутгемптон, Институт океанографии, Вормли, Суррей, Ист-Килбрайтская национальная инженерная лаборатория, Глазго,

Из книги Отечественные противоминные корабли (1910-1990) автора Скороход Юрий Всеволодович

ГЛАВНЫЕ КОНСТРУКТОРЫ ПРОТИВОМИННЫХ КОРАБЛЕЙ Б. П. Соколов Г. М. Вераксо Д. И. Рудаков В. И. Блинов Н. П. Пегов В П. Вилунас В. И. Немудров Ю. П. Семенов В. С. Сергеев Ш. Л. Мустафин Л. А. Форст Н. А.

Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

ГЛАВНЫЕ НАБЛЮДАЮЩИЕ ВМФ А. Т. Ильичев В. Т. Кузьмин Л. П. Муратов Л.

Из книги Нанотехнологии [Наука, инновации и возможности] автора Фостер Линн

Глава II. Геометрия судового корпуса и главные измерители судна § 4. Форма судового корпуса Каждому типу судна соответствует особая форма корпуса, зависящая от многих факторов: назначения судна, условий его эксплуатации, скорости хода, качества судна и т. п. Корпуса

Из книги автора

§ 5. Главные размерения судна Главными размерениями судна называют его линейные размеры: длину, ширину, высоту борта и осадку, которые необходимо знать при постройке, эксплуатации и ремонте судна. Главные размерения принято подразделять на конструктивные- расчетные,

Из книги автора

7.2. Главные направления исследований, финансируемых ННИ и ННФ Во многих работах подчеркивается, что характерной особенностью нанотехнологий является их «многогранность» и связь с множеством технологий в самых разных отраслях промышленности. Это отчетливо